Open
Close

А он мятежный ищет бури будто. Лермонтов михаил - парус

…А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Поэзия Лермонтова – это сплетение вопросов жизни и смерти, любви и разочарований. Он грустит о скоротечности жизни, ему хочется успеть сделать как можно больше за тот небольшой срок, который отведен ему на земле. Вся его лирика – это отражение окружающей жизни. Читая стихи Лермонтова, чётко видишь и чувствуешь душевные переживания поэта, богатство его внутреннего мира. Лермонтов – это искатель гармонии, вечной свободы, справедливости этого, увы, несовершенного мира.
У Лермонтова индивидуальная манера письма. В его стихах присутствует дух недовольства, противоречия. Такие произведения, как «Парус», «Мой Демон», «Мцыри», «Желанье» можно читать до бесконечности, они легки и мелодичны. Легкость и надрыв, тоска и счастье – не сочетаемое. Когда читаешь стихи поэта, чувствуешь всю его боль, все разочарование, которое он вложил в них.
Человек, рожденный для бури, тоскует без нее, ищет в ней смысл жизни, поле деятельности. Он, как романтический Мцыри, готов, "как брат, обняться с бурей". Поэт желает иметь не крепкую ладью, которая спасет его от бури. Нет, он любит риск, хочет один на один столкнуться со стихией:
Дайте мне челнок дощатый
С полусгнившею скамьей,
Парус серый и косматый,
Ознакомленный с грозой…
Во многих стихотворениях Лермонтова явно чувствуется грусть, тоска, одиночество. Противоречия постепенно углубляются и расширяются. "Стоит одиноко на голой вершине сосна", "одна и грустна на утесе горючем прекрасная пальма растет", "одиноко он (утёс) стоит, задумался глубоко...", "одинок я – нет отрады", "выхожу один я на дорогу". Откуда это ощущение одиночества? Ведь Лермонтов был так молод, его окружали друзья. Думаю, что ощущение одиночества идет от его творчества, от его внутреннего мироощущения.
Но были и у него и редкие минуты счастья, доверия, свободного дыхания: «С души как бремя скатится Сомненье далеко – И верится, и плачется, И так легко, легко...», «Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..»
Образ паруса навевает спокойствие и гармонию, настраивает на чуть мечтательный лад. Но парус так похож на самого поэта, что невольно чувствуешь его душу. «А он, мятежный, просит бури…». Лермонтов точно такой же - «одинокий» и «мятежный». Это он «просит бури», и ни «золотые лучи солнца», ни «лазурные струи» не могут удержать его, ведь это его стихия. «Увы! он счастия не ищет». И парус, и поэт - одиноки оба. Они не ищут счастья. Счастья нет ни в безмятежном море, ни в буре. Поэтому парус не может найти успокоения, а вместе с ним не в силах установить равновесие между внутренним миром и миром внешним и сам автор. Все стихотворение построено на ярких и контрастных противопоставлениях. С одной стороны - буря, а с другой - покой и умиротворение. Чужая далекая страна и родной край. Движение навстречу неизвестности и бегство от постылой и наскучившей жизни. Обретения и потери. Далекое «там» и «тогда». Близкое «здесь» и «сегодня», сиюминутное «сейчас» и вечное «всегда».
Лермонтов постоянно ищет ответы на вопросы, касающиеся человеческого жизни. Поэт уверен в том, что существует некий смысл жизни, какая-то цель, пусть пока ему и неведомая. Поэтому и парус, бесцельно слоняющийся по морю, рано или поздно, найдет пристанище среди житейской суеты.. И важно не столько выйти победителем в схватке с неотвратимой судьбой, сколько иметь мужество бросить ей вызов.

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
А. С. Пушкин»

ПАРУС

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом! ..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном
?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит
...
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой
...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях е
я светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой ...
А он, мятежный, просит бури,
сть покой!


АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ " ПАРУС"

М.Ю.Лермонтов начал писать необыкновенно рано. Знаменитый «Парус» - создание семнадцатилетнего поэта.
Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями.
«Парус» - стихотворение с глубоким подтекстом. Развитие поэтической мысли в нём своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них. Причём в двух первых строчках каждого четверостишия возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передаётся чувство, вызванное ею. Композиция «Паруса» чётко показывает разделение паруса и лирического героя стихотворения.
Центральный образ стихотворения тоже двух планов: это и реальный парус, что «белеет в тумане моря голубом», и одновременно человек с определённой судьбой и характером.
В композиции чувствуется двойное движение: парус углубляется в просторы морской стихии. Это внешний сюжет стихотворения. Другое движение связано с нашим пониманием тайны паруса: от вопросов 1 строфы к сочувственным восклицаниям второй, от них к узнаванию самого страстного и заветного желания паруса и оценке этого желания.
В 1 строфе взгляд поэта останавливается на овеянной туманом морской дали с одиноким парусом, который белеет, не сливаясь с морем. Сколько людей не один раз в жизни видели такой пейзаж, но у Лермонтова с ним связано поэтическое раздумье. Возникают вопросы:
Что ищет он в стране далёкой,
Что кинул он в краю родном?
Антитеза ищет – кинул, далёкой – родном вводит в стихотворение контраст, который служит основой композиции в данном произведении.
Стих звучит легко и плавно, обилие звуков Л, Р, Н, М и пропуск одного и того же ударения в первых двух строках передают лёгкое колыханье морской волны во время штиля.
Но вот море меняется. Набежавший ветер поднял волны, и они, кажется, готовы смять парус, «мачта гнётся и скрипит». Свист ветра и шум моря передаются новой звуковой гаммой: преобладающими становятся С, Т, Ч, Щ. Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадёжность от сознания, что для паруса нет не было счастья и что счастье для него вообще невозможно:
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит.
Одиночество и простор не несут освобождения от мучительных вопросов, встреча с бурей не даёт счастья. Буря не избавляет парус от томительности существования, но буря всё же предпочтительнее умиротворения и гармонии. Эта мысль звучит в последней строфе стихотворения.
И снова стихает и голубеет море, светит солнце. Но эта радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго. Мысль автора контрастна ей по настроению и звучит вызовом всякому спокойствию:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Резкие переходы от одного состояния к другому, смена контрастных пейзажей подчёркивает разновременность событий, непохожесть их друг на друга. Парус, однако, во всех случаях противостоит окружению. Контрасты пейзажей выявляют противостояние паруса любой среде, открывают его мятежность, неутомимость его движения, вечное несогласие паруса с миром.
Природа в «Парусе», как и во многих стихотворениях поэта, живописна. Вот целая палитра ярких и радостных красок: голубых (туман), лазурных (море), золотых (лучи солнца), белых (парус).
Главного героя стихотворения поэт характеризует двумя эпитетами: «одинокий» и «мятежный». Для Лермонтова одиночество связано с невозможностью счастья, отсюда лёгкая грусть в самом начале стихотворения. Но парус не боится бури, силён духом и непокорен судьбе – мятежный!
Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру.

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Давайте послушаем, как читает стихотворение «Парус» Михаила Юрьевича Лермонтова Дмитрий Бурлаков.

Анализ стихотворения «Парус» М.Ю. Лермонтова

Лирическое произведение написано в романтической традиции. В стихотворении прослеживается параллельное изображение объекта - паруса - и чувств лирического героя. Параллель, проводимая автором, запечатлела смену пейзажа и внутреннего состояния героя. В произведении отображены размышления о смысле жизни и будущем, которые были актуальны для молодого поэта в момент написания произведения. Ведь стих был написан Лермонтовым в 18 лет перед его поступлением в юнкерскую школу. Незадолго до этого автор расстался с мечтой получить филологическое образование, и его настроения отразились в данных строках.

Композиция и жанр

Произведение включает три строфы. В каждой из них за описанием паруса в море следует лирическое изложение внутренних мыслей и раздумий героя. Отделяют эти две линии многоточия, выражающие общее настроение задумчивости автора.

Поэт постепенно переходит от изображения тихого морского пейзажа до бури чувств лирического героя. Если первым строкам присущ созерцательный характер, то в середине начинается легкий шторм, начинают играть волны, а завершает стих желание бури, настоящей стихии. Причем это чувство присуще герою, в противовес безмятежной картине штиля, в которой центральной фигурой выступает парус.

Если в первой строфе прослеживается единение белоснежного паруса и героя в чувстве одиночества, то в завершении они противопоставляются. Штиль вокруг паруса противоположен внутренним метаниям героя, желанию окунуться в стихию, жить настоящей жизнью, полной чувств и авантюрных приключений.

Жанр произведения – пейзажно-символическая лирика, лирическая новелла. Потому что в произведении сквозь изображение пейзажа проступает глубокий философский смысл: в жизненной стихии каждый человек напоминает парус, который по сути своей одинок, и вся жизнь посвящена попыткам выплыть, выбраться из бури житейских перипетий.

Написан стих четырехстопным ямбом, рифма – перекрестная.

Образы и аллегории

Главный образ в произведении – сам автор, его экзистенциальная суть. Необычна его подача, он будто проступает из-за морского пейзажа. Читатель может его почувствовать в отстраненном рассказе автора о белоснежном парусе. Лирическое «Я» скрыто за образом паруса, качающегося на морских волнах. Поэт выразил таким образом неопределенность его молодой жизни, внутренние поиски своего призвания и неуверенность в будущем.

Парус аллегоричен, через него показана внутренняя жизнь героя. Точно так же через образ бушующего моря передается понимание жизни как переменчивой стихии, с которой необходимо бороться и преодолевать трудности. В образе паруса заключены две самые важные для Лермонтова аллегории – одиночество и свобода. Для автора эти понятия были синонимичны. Именно поэтому в завершение автор решает обрести внутреннюю гармонию в буре.

Выбор тропов подчиняется общему символизму произведения. Скрытым смыслом наполняют пейзаж олицетворения: волны играют, свищет ветер, просит бури.

Стих насыщен глаголами, что придает определенной динамичности в изображении героя наряду с тем, что пейзаж в основном статичен, и позиция героя якобы созерцательная.

Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..

Также символизма придает использование синтаксического параллелизма в сочетании с анафорой.

Произведение «Парус» – яркий пример романтической лирики.

В массовом читательском сознании произведение классическое, а тем более хрестоматийное, — это синоним произведения безупречного.

В нём всё безукоризненно, и оно заведомо не подлежит критике, которая представляется кощунственным посягательством на святое.

К тем, кто способен и на солнце увидеть пятна, я отношу и себя. При этом такие пятна ничуть не убавляют моей любви к жизнедательному светилу.

Это присказка, а сказка в том, что чудный лермонтовский «Парус» стал чем-то меня карябать.

Мне захотелось понять, чем же именно. Не раз и не два я внимательно перечитал знаменитое стихотворение. И заметил, что всё оно написано в настоящем времени, автор говорит о том, что видит “здесь и сейчас”.

В каждом катрене первые два стиха — это описания моря и погоды на море.

Вот начало первого катрена:

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..

Какая это погода? Я вижу летний день и спокойное море, скорее всего штиль.

Одновременно во втором катрене бушует буря:

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнётся и скрыпит.

Здесь жизнеощущения истинно стоическое:

Увы, он счастия не ищет
И не от счастия бежит.

В третьем катрене всё ещё длится изумительный штиль из первого катрена:

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой,

но стоицизм куда и девается: его сменяет совсем иная душевная устремлённость:

А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Перед нами яркий образец романтической поэзии. Похоже, Лермонтов — байронист?..

О нет! Это слишком поверхностное суждение: дело в том, что сама натура русского поэта родственно близка натуре Байрона.

Однако вернемся к содержанию стихов. Зачем же паруснику в третьем катрене просить бури, если она уже бушует во втором?! Здесь явное логическое противоречие, явно художественная непоследовательность.

Этот второй катрен вносит смысловую путаницу, и мне захотелось проделать мысленный эксперимент, удалив на минуту этот катрен.

Получилось восьмистишие:

Парус

Белеет парус одинокий
В тумане море голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?..

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.

Теперь стихи безупречны, в них нет художественно-смысловой непоследовательности, и трагическая парадоксальность явлена намного более контрастно и ярко.

И всё же, всё же… Я сам возвращаюсь мысленно к стихотворению Лермонтова с его тремя катренами. В душе именно оно, а не “моё” безупречное восьмистишие.

Чем же это можно объяснить? Дать определенный ответ я не могу:

Может быть, затверженной привычностью?

Может быть, композиция требует не два, а три четверостишия?

Может быть, в моём подсознании затаился целостный подтекст “Паруса”, суть которого — устремленность от надёжной родной земли к ненадежному опасному морю?

А может быть, дело в колдовском воздействии таких музыкальных лермонтовских стихов?

Вот она, “неразумная сила искусства”!

В поэзии Лермонтова неизменно присутствуют "вопросы о судьбе и правах человеческой личности». Лермонтов постоянно искал ответы на вопросы, касающиеся человеческого бытия, пытался докопаться до его цели и смысла. Поэт был уверен в том, что существует смысл жизни, какая-то цель бытия, пусть пока ему и неведомая. Поэтому и парус, казалось бы бесцельно слоняющийся по морю, найдет пристанище среди житейской суеты и рано или поздно найдет разгадку своего бытия. И важно не столько выйти победителем в схватке с неотвратимой судьбой, сколько иметь мужество бросить ей вызов.

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

М.Ю. Лермонтов начал писать необыкновенно рано. Знаменитый «Парус» - создание семнадцатилетнего поэта. Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями.
«Парус» - стихотворение с глубоким подтекстом. Развитие поэтической мысли в нём своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них. Причём в двух первых строчках каждого четверостишия возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передаётся чувство, вызванное ею. Композиция «Паруса» чётко показывает разделение паруса и лирического героя стихотворения.

Дата написания: 1832 год

Читает Михаил Царев
Михаи́л Ива́нович Царёв (18 ноября 1903, Тверь, - 10 ноября 1987, Москва) - советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, мастер художественного слова (чтец). Народный артист СССР (1949). Герой Социалистического Труда (1973).