Open
Close

Адмирал зозуля корабль. Ракетный крейсер адмирал зозуля

«В представлении на адмирала Ф.В. Зозуля к присвоению очередного воинского звания главком ВМФ С.Г. Горшков написал:
«Высокая штабная культура. Правильно руководит Главным штабом. Имеет деловую связь с Генеральным штабом. Хорошо развито чувство ответственности.
Заслуживает звания адмирала флота».
Адмиралом флота Ф. В. Зозуля почему-то так и не стал»."

Так закончила свои воспоминания «В память об отце» Нина Федоровна Рубежова-Зозуля, дочь адмирала.

А начала их она так:
“К сожалению, жизнь папы оборвалась, когда ему было всего 56 лет.
Вот уже 43 года мы, его дети и внуки, приходим к нему на Новодевичье кладбище, на площадку моряков, где среди памятников другим уважаемым адмиралам стоит и памятник, на котором выгравировано:

Адмирал Зозуля Федор Владимирович. 1907-1964

С юных лет папа мечтал стать моряком. В 1925 г. его мечта осуществилась - он стал курсантом Высшего военно-морского училища им. М.В. Фрунзе. По окончании училища в 1928 г. он направился в Кронштадт штурманом на эсминец.
В 1934 г. успешно окончил Военно морскую академию им. М. В. Фрунзе в Ленинграде.
С 1941 г. папа заместитель начальника штаба Балтийского флота. Участвовал в обеспечении перехода сил флота из Таллина в Кронштадт. Руководил эвакуацией войск гарнизонов и населения с островов Финского залива в Ленинград, высадкой ряда морских десантов (Петергоф, Невская, Дубровка).
В 1942-1943 гг. - начальник штаба Беломорской военной флотилии, умело организовывал управление силами в боевых действиях на Белом и Карском морях, обеспечивал оборону коммуникаций, движение своих и союзных конвоев.
Войну закончил в Баку командующим Краснознаменной Каспийской военной флотилией.
С 1947 г. по 1950 г. - командующий 8-м Военно-морским флотом на Балтике.
Последние годы своей жизни, с 1958 г. по 1964 г., - начальник Главного штаба ВМФ, первый заместитель Главнокомандующего ВМФ.
Так вкратце написано в альбоме «Флотоводцы, адмиралы и генералы Советского и Российского флота», и далее: «Обладал высокой штабной культурой, талантливый организатор, воспитатель у штабных работников творчества, инициативы, организованности и исполнительской дисциплины».
Очень хорошо написал о папе Г. Г. Костев в своем объемном труде «Военно морской флот страны 1945-1995». Наша семья глубоко благодарна Георгию Георгиевичу Костеву.
В военно-морских кругах адмирала Зозулю Ф.В. знают как тактика, обладающего особенным стратегическим мышлением, как офицера, на которого всегда можно положиться.
Я же хочу познакомить читателей с моим папой, как с человеком, которого я очень любила и к которому с самого детства относилась с огромным уважением.

Семья. Ленинград, 1932 г.

Моя мама умерла, когда мне было пять лет, а папе 27.
В тридцать лет он женился на вдове с дочкой моего возраста. А к началу войны нас, детей, было уже четверо. Папе было 33 года.
Мне повезло с новой мамой - она была великая труженица, сама трудилась не покладая рук и нас приучала к труду.
«Еще неизвестно, за кого вы выйдете замуж. Вы должны сами уметь все делать», - говорила она.
Мама была занята семьей, а папа всего себя отдавал флоту. Может сложиться впечатление, что у него самого не хватало времени на воспитание детей. Но это не так. Он для нас всегда и во всем был примером человека с сильным мужским характером, человека, глубоко уважающего женщину, доброго, заботливо относящегося к людям.
В отношении нас, детей, у них с мамой никогда не возникало никаких конфликтов, во всяком случае в нашем присутствии. У нашего отца любимое слово было «нет». Поэтому мы заранее готовили маму, потому что уж если она сказала «да», то... «нет» уже не будет сказано.
Папа не любил, когда громко разговаривают. И мы привыкли никогда не кричать друг на друга.
Ему чуждо было чинопочитание, и мы, его дети, привыкали относиться к людям с уважением: главное в человеке - это его сущность, а не чин. Его не волновала чужая роскошь, и мы не знали, что такое вещизм. Он был очень аккуратным человеком. Придя домой со службы, он первым делом вешал в шкаф свою форму, надевал «бабочку» и легкие домашние брюки, которые называл «плюндры».
Он не любил просить никогда и никого. Когда у нас с мужем было трудно с жильем, он, как бы оправдываясь, сказал, что как же он может просить квартиру для своей дочери. Слава Богу, мой муж был такого же мнения.
Если у него было свободное время, они с мамой уезжали в театр. Помню 1947 год: мы в Таллине, папа - командующий Балтийским флотом. Он в форме, в руках у него телефонная трубка - он сообщает оперативному дежурному, что идет в театр и у него такое то место. Возвратившись из театра, он первым делом звонил дежурному, что он уже дома. Нас, детей, тоже приобщали к театру. Всю получку он всегда отдавал маме, оставляя себе какую то часть на книги. Он любил читать и читал очень быстро каким то своим способом. Любил шахматы, иногда мы играли в преферанс.
Когда папы не стало, нам с мужем часто приходилось бывать на приемах, где мы встречались с маршалами, генералами, адмиралами, которые знали моего отца и очень по-доброму о нем вспоминали.
Особенно все запомнили его оптимистическую улыбку. Эта улыбка, очевидно «по наследству», передалась моему брату, тоже моряку, капитану 1-го ранга.
После смерти папы ракетный крейсер ВМФ был назван «Адмирал Зозуля».
К моему величайшему счастью, мой сын после окончания Высшего инженерного училища
им. Ф. Дзержинского был назначен на этот крейсер.
Я рассказала о своем отце так, как я его знала. Возможно, найдутся люди, которые расскажут о нем как о флотоводце.
Недаром же на стенах училища им. М.В. Фрунзе имеются доски, на которых выбиты имена русских и советских флотоводцев.
И среди них есть и имя адмирала Зозуля Федора Владимировича.
Большой противолодочный крейсер был назван его именем. А в музеях флота в Баку, Таллине, Кронштадте, не знаю как сейчас, но раньше были стенды, посвященные отцу. Я уже не говорю о Военно-морском музее в Ленинграде и Музее Вооруженных сил в Москве, в запасниках которых хранятся ордена и медали, фотографии и вещи, принадлежавшие отцу, все то, что наша мама с гордостью за отца отдала в эти музеи после папиной кончины.
Только после его смерти его заместитель вице-адмирал И.Д. Елисеев сказал нам, что у папы был особый аналитический ум и что Карибский конфликт, что касается флота, был успешно разрешен также и потому, что Федор Владимирович вложил в это дело весь свой ум, знания и здоровье.
Тогда, в 1962 г., у него случился первый инфаркт.
При жизни о нем мало писали. Он со своей скромностью не любил, как сейчас говорят, «паблисити».
Отец никогда не рвался «наверх». Он больше любил служить на флотах, чем в Москве. Главным для него всегда был флот.
Закончить свои воспоминания я хочу словами уважаемого адмирала Владимира Филипповича Трибуца, который командовал Балтийским флотом с 1939 по 1947 г. и хорошо знал отца:
«К сожалению, историческая роль Федора Владимировича Зозуля должной оценки не получила. Хотя во время войны и после ее окончания он успешно решал вопросы, судьбоносные для нашего флота».

Подробности дополнения:

Родился Федор 27 октября (9 ноября) 1907 года в городе Ставрополе. Окончил школу в родном городе.

После смерти отца в 1925 году семья переехала в Ленинград к сестре матери.
Федор поступил учиться в индустриальный техникум, но мечта о море была настолько сильна, что пересилила, и в октябре 1925 года он меняет техникум на Военно-морское училище (до 22.10.1922 г. - Училище командного состава флота).
7 января 1926 года по ходатайству личного состава училища, ВМУ было присвоено имя Михаила Васильевича Фрунзе и введено звание «курсант».
Так что с января 1926 г. и до завершения учебы Зозуля Ф.В. был курсантом ВВМУ имени М.В. Фрунзе.
Срок обучения по программам высшего учебного заведения был три года.
Окончил училище Зозуля в мае 1928 года.

В мае-сентябре 1928 г. был корабельным курсантом эсминца «Калинин», в сентябре 1928 – январе 1929 г. состоял командиром взвода Балтийского флотского экипажа, с января 1929 по февраль 1930 г. исполнял обязанности штурмана учебного судна «Комсомолец», а затем до апреля 1931 г. – штурмана эсминца «Урицкий» Морских сил Балтийского моря.
В апреле-декабре 1931 г. служил старшим штурманом ЭМ «Урицкий».

С декабря 1931 по ноябрь 1934 г. Федор Зозуля - штатный слушатель на отделении военно-морских наук Военно-морской академии РККА им. К.Е. Ворошилова.
При выпуске Зозулю аттестовали как кандидата для службы в Штабе РККА.

В ноябре 1934 – январе 1935 года он был помощником начальника сектора, занимавшегося Черноморским театром и флотилиями, морского отдела 1-го управления штаба РККА, в январе-марте 1935 г. – помощником начальника сектора отделения 1-го отдела штаба РККА.
С марта 1935 по апрель 1939 года Федор Владимирович последовательно исполнял обязанности помощника, старшего помощника, начальника отделения Оперативного управления Генерального штаба РККА.

В апреле 1939 года Зозуля Ф.В. назначен на должность начальника штаба Каспийской военной флотилии.
С апреля 1939 г. по июль 1940 г. служил начальником штаба Каспийской военной флотилии.

В июле 1940 года переведен на Балтийский флот.

Но на службу в Баку Федор Владимирович ещё вернется...

С июля 1940 г. капитан 1-го ранга Зозуля – начальник штаба Кронштадтской военно-морской базы. В этой должности он оставался и к началу Великой Отечественной войны.
С августа 1941 г. капитан 1-го ранга Зозуля – заместитель начальника штаба Балтийского флота. Он участвовал в обеспечении перехода сил флота из Таллина в Кронштадт, руководил оказанием помощи поврежденным кораблям на острове Гогланд, вывозом с острова спасенного личного состава и эвакуированного населения. Руководил высадкой морского десанта в районе Петергофа и др. боевыми действиями.
С 05.02.1942 г. по 20.07.1943 г. капитан 1-го ранга Зозуля был начальником штаба Беломорской военной флотилии, которая обеспечивала оборону коммуникаций в Белом, Баренцевом и Карском морях. Штаб обеспечивал беспрепятственное движение советских и союзных транспортных судов.
В аттестации на начальника штаба было сказано: «По назначении в Беломорскую военную флотилию быстро изучил театр, людей и уверенно стал руководить работой по своей должности… Завоевал авторитет как среди командиров соединений и начальников отделов, так и командиров штаба. Организовал управление на обширном Беломорском театре и умело обеспечивал и организовывал боевые действия. Кампания 1942 года прошла в условиях интенсивного выполнения задач, укрепления и оборудования Беломорского театра».
В наградном листе было отмечено: «Никогда, даже в трудных условиях обстановки, не терял выдержки и хладнокровия… неоднократно проявлял личное мужество в борьбе с фашистами» .
Умелое руководство по обеспечению проводки конвоев на Севере, организаторские способности Ф.В. Зозули были высоко оценены нашими союзниками: был награжден престижным британским орденом - Командор - Орден Британской империи III степени.

С Севера капитана 1-го ранга Зозулю Ф.В. перевели в Москву.
В июле 1943 г. – сентябре 1944 г. служил заместителем начальника Оперативного управления Главного морского штаба ВМФ.

15 сентября 1944 года конт-адмирал Зозуля Ф.В. приступил к исполнению обязанностей командующего Каспийской военной флотилией и оставался в этой должности до начала 1946 года.

В течение всей войны корабли Каспийской флотилии несли стационерную службу в иранских портах Пехлеви, Ноушехр, Бендер-Шах.
В 1944 г. КВФ насчитывала 175 кораблей. К этому времени война ушла далеко на запад. Каспийцы воевали на многих фронтах, флотах и флотилиях. Многие из них были награждены орденами и медалями.
Кроме обеспечения перевозок грузов для воюющих фронтов и народнохозяйственных грузов, Каспийская военная флотилия служила резервом и кузницей кадров для действующих флотов.
На Каспии заканчивали достройку и проходили испытания подводные лодки, противолодочные корабли, торпедные катера и другие боевые корабли, построенные на волжских заводах.
Здесь же проводились испытания новой техники и оружия, обеспечивалась практика курсантов военно-морских училищ и подготовка специалистов из рядового и старшинского состава.
За годы войны Каспийская военная флотилия достроила, доукомплектовала и отремонтировала свыше 250 катеров и других кораблей, передала в Красную Армию на укомплектование частей около 4 тысяч подготовленных бойцов.

Каспийскому Высшему Военно-Морскому Училищу 4 марта 1945 года от имени Президиума Верховного Совета СССР контр-адмирал Зозуля Ф.В. вручил Боевое Знамя училища.

За боевые заслуги перед Родиной в Гражданской и Великой Отечественной войнах и в связи с 25-летним юбилеем Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 апреля 1945 года Каспийская военная флотилия была награждена орденом Красного Знамени.
Ветеран ВМФ, капитан второго ранга в отставке Анатолий Иванович Бурмистров вспоминает:

«В 1945 году я был курсантом Бакинского подготовительного училища ВМФ.
2 мая, в самый канун долгожданной победы, в Баку прибыл М.И. Калинин для награждения Каспийской флотилии орденом Красного знамени.
Части гарнизона готовились к параду в честь этого события рядом с Приморским бульваром. Тогда я увидел Федора Владимировича. Командующий флотилией нашел время, чтобы встретиться с личным составом парадных расчетов. Короткие непринужденные беседы в кругу моряков придавали особо праздничное настроение.
Пожал контр-адмирал руку и мне, молодому курсанту, которому едва исполнилось восемнадцать. Я не знал еще, что контр-адмирал тоже ставрополец».

В январе-феврале 1946 г. Ф.В. Зозуля – начальник штаба Краснознаменного Балтийского флота, далее до февраля 1947 г. – начальник штаба Северо-Балтийского флота.
В феврале-июле 1947 г. контр-адмирал был начальником Оперативного управления Главного штаба ВМС. С июля 1947 г. по февраль 1950 г. являлся командующим 8-м ВМФ (до 01.1947 г. - Северо-Балтийский флот).

В феврале 1950 г. – сентябре 1953 г. вице-адмирал Ф.В. Зозуля – начальник Военно-морской академии кораблестроения и вооружения имени А.Н. Крылова.
«К этому времени ему исполнилось 46 лет. Казалось бы, для флотоводца это возраст полного расцвета сил, но, к сожалению, напряжение всех физических и моральных сил в годы войны сказалось на здоровье Федора Владимировича.
Появились признаки сердечно-сосудистого заболевания. К своей болезни он всегда относился с юмором.
"Лечусь порохом", – говорил он, проглатывая очередную порцию нитроглицерина. "Подождите немного, сейчас в голове будет щелчок, разомкнутся контакты, и будем работать дальше", – вспоминал о частом высказывании Ф.В. Зозули в моменты обострения болезни вице-адмирал Хомич Б.М.», писал о Ф.В. Зозуле контр-адмирал, кандидат военно-морских наук, профессор, член-корреспондент Академии военных наук.

С сентября 1953 г. по февраль 1958 г. Ф.В. Зозуля - заместитель начальника Генерального штаба Министерства Вооруженных сил.

С февраля 1958 г. адмирал Зозуля Ф.В. – первый заместитель главкома – начальник Главного штаба, с декабря 1960 г. – начальник Главного штаба – первый заместитель главнокомандующего ВМФ.
На посту начальника Главного штаба ВМФ Фёдор Владимирович сменил адмирала В.А. Фокина, который в руководстве применял резкий командирский стиль.
Адмирал Зозуля Ф.В. сочетал командирские и штабные качества. Он умело подбирал помощников, установил четкий порядок работы Главного штаба ВМФ, сохранившийся при его преемниках.
Адмирал Ф.В. Зозуля состоял начальником Главного штаба 6 лет и 2 месяца, несмотря на болезнь сердца.

Награды:

  • орден Ленина (1950);
  • ордена Красного Знамени (1943, 1945, 1956);
  • ордена Красной Звезды (1940, 1944);
  • наградные и юбилейные медали.

Память:

  • Имя Адмирала на Мемориальной доске на здании ВВМУ имени М.В. Фрунзе;

  • Ракетный крейсер "Адмирал Зозуля";
  • Выставка, посвященная 100-летию со дня рождения адмирала Федора Владимировича Зозули.
“22 ноября 2007 года в Центральном музее Вооруженных Сил прошло открытие выставки, приуроченной к 100-летию со дня рождения адмирала Федора Владимировича Зозули.
В торжественном мероприятии, посвященном открытию выставки, приняли участие: родственники адмирала, офицеры Главного штаба ВМФ, кадеты Московского объединенного Морского кадетского корпуса Героев Севастополя, сотрудники музея.”

Ориентация надводных сил отечественного ВМФ на борьбу с атомными подводными лодками обусловила, в частности, выделение в 1966 году нового подкласса кораблей – больших противолодочных кораблей. Основное их назначение – борьба с атомными подводными лодками в удалённых районах, а также обеспечение ПВО и ПЛО корабельных группировок и конвоев транспортов. К этому подклассу были отнесены строящиеся сторожевые корабли проекта 61 и начатые разработкой в начале 60-х г.г. корабли ПВО-ПЛО проекта 1134, совмещающие функции кораблей проекта 61 и 58. Серия кораблей проекта 58 была ограничена четырьмя единицами (вместо планировавшихся десяти).

Корабль проекта 1134 «Беркут», ТТЗ на разработку технического проекта которого было выдано ЦКБ-53 в декабре 1961 года, предполагалось создать в корпусе и с котлотурбинной энергетической установкой ракетного крейсера проекта 58.

В ходе разработки технического проекта 1134 (главный конструктор В.Ф.Аникиев) выявилась необходимость увеличения размерений корабля, приведшая к росту его стандартного водоизмещения до 5140 тонн (вместо 4300 в проекте 58). Соответственно скорость полного хода снизилась до 33 узлов. Вооружение корабля включало ПКРК П-35 с четырьмя ненаводящимися пусковыми установками и восемью ракетами (из них четыре в погребах), два новых ЗРК средней дальности «Шторм», два 57-мм автомата АК-725, а также противолодочные средства, аналогичные принятым в проекте 61, но с двумя трёхтрубными торпедными аппаратами и обеспечением постоянного базирования в кормовом ангаре противолодочного вертолета Ка-25 (впервые на наших кораблях такого класса).

По сравнению с ракетными крейсерами пр.58 несколько изменен состав радиоэлектронного вооружения (вместо второй РЛС «Ангара» установлена новая РЛС «Кливер» и станция активных помех «Гурзуф»). С самого начала БПК пр.1134 получали систему приёма внешнего целеуказания для стрельбы ПКРК П-35 – «Успех-У». Для управления кораблём и соединением имелся совмещённый ГКП-ФКП-БИП, оборудованный электронными планшетами, системой взаимного обмена информацией «Море-У» и др. необходимым оборудованием.

При утверждении в январе 1963 года технического проекта 1134 ВМФ и ГКС было решено усилить средства ПЛО за счёт усиления противолодочного вооружения и размещения новой ГАС «Титан-2». Однако на первых кораблях серии до освоения промышленностью новых образцов вооружения предусматривалось установить ГАС «Титан» и «Вычегда», а также ЗРК «Волна» (вместо ЗРК «Шторм»), причем боекомплект зенитных ракет в каждом погребе был увеличен в два раза за счет введения конвейерного хранения ракет. Число ракет П-35 было уменьшено до четырёх (с размещением только в пусковых установках). Вместо трехтрубных торпедных аппаратов были установлены пятитрубные ПТА-53-1134 с противолодочными торпедами СЭТ-65, появился «второй калибр» – РБУ-1000 – менее дальнобойная, но с более мощными бомбами. К тому же боезапас для РБУ-6000 был увеличен после того, как во время корректировки проекта было принято решение отказаться от запасных ПКР. Главным изменением противолодочного вооружения стала ГАС кругового обзора «Титан» и целеуказания «Вычегда», а также наличие противолодочного вертолёта для вооружения которого предусматривались 5 торпед ПЛАТ-1 и 54 РГАБ.

Зенитное оружие крейсера пр.1134 было усилено размещением двух, вместо одного как на кораблях пр.58, зенитных ракетных комплексов ближнего действия «Волна» с двумя спаренными установками в носу и в корме корабля и радиолокационными системами управления «Ятаган».

Артиллерийское вооружение включало две 57-мм двухорудийные автоматические установки, расположенные побортно в средней части корабля. Управление стрельбой осуществлялось двумя радиолокационными станциями «Барс». В дальнейшем на ракетных кораблях пр.1134 было установлено четыре 30-мм шестиствольных автомата с системой управления «Вымпел».

Стандартное водоизмещение корабля составляло 5340 т (полное 7125 т). Максимальная скорость 34 уз обеспечивалась энергетической установкой мощностью 90000 л.с. Дальность плавания экономической скоростью 18 уз достигала 5000 миль.

Корабли строились в Ленинграде на заводе имени А.А.Жданова. Головной корабль проекта 1134 «Адмирал Зозуля» был заложен 26 июля 1964 года и передан ВМФ 8 октября 1967 года, а четвёртый корабль – в 1969 году. В 1977 году все большие противолодочные корабли проекта 1134 были переклассифицированы в ракетные крейсера.

Период вступления в строй новых кораблей совпал с развертыванием нашим флотом боевой службы в удаленных районах мирового океана. Новые корабли использовались очень интенсивно в Карибском и в Средиземном морях и на Индийском и Тихом океанах. Военные специалисты НАТО сразу зачислили эти корабли в крейсера УРО с кодовым наименованием «Kresta».

Служба на кораблях пр. 1134 оказалась хорошей школой для многих поколений наших моряков и, что очень важно, строевых корабельных пилотов-вертолетчиков. Последние особенно отличились в 1972 г., когда БПК «Вице-адмирал Дрозд» участвовал в оказании в сильный шторм помощи аварийной атомной ПЛ К-19.

Корабли пр.1134 в какой-то мере являлись преемниками первых БПК проекта 61 и положили начало последовавшей большой серии новых БПК пр. 1134А и 1134Б, на базе которых, в свою очередь, были созданы ракетные крейсера «Атлант» (пр. 1164). При этом важно еще раз упомянуть, что корабли пр. 1134 стали первыми надводными кораблями нашего флота с постоянным базированием вертолета. В этом отношении их смело можно назвать этапными.

ОСНОВНЫЕ ТТЭ

Водоизмещение, т:

– стандартное 5 335

– полное 7 125

Главные размерения, м:

– осадка средняя 6,3

Энергетическая установка:

– тип ГЭУ котлотурбинная

Скорость хода, уз:

– полная 33

– экономическая 18

Вооружение:

– наименование П-35

– СУ «Бином-1134»

Зенитные ракетные комплексы:

– наименование «Волна-М»

– количество комплексов 2

– боекомплект 64 ЗУР В601

Артиллерийские комплексы:

– боекомплект 4 400 выстрелов

Противолодочное:

– ПУТС «Тифон»

– боекомплект 144 РГБ-60

– ПУС «Буря»

Противоторпедное:

– боекомплект 48 РГБ-10

Авиационное:

– тип ангара палубный

Радиоэлектронное:

– БИП «Планшет-1134»

– навигационная РЛС «Волга»

– станция РТР «Залив»

39*

40*

41*


1 .








Адмирал Зозуля

17.10.1965 г.; 08.10.1967 г.

(

Вице-адмирал Дрозд

18.11.1966 г.; 27.12.1968 г.

Севастополь

Примечания:

Ракетные крейсера типа Адмирал Зозуля пр. 1134 – 4 (1)

ОСНОВНЫЕ ТТЭ

Водоизмещение, т:

– стандартное 5 335

– полное 7 125

Главные размерения, м:

– длина наибольшая (по КВЛ) 156,2 (148,0)

– ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) 16,8 (16,2)

– осадка средняя 6,3

Экипаж (в т. ч. офицеров), чел 312 (30)

Автономность по запасам провизии, сут 15

Энергетическая установка:

– тип ГЭУ котлотурбинная

– количество х мощность, л.с. (тип ТЗА) 2 х 45 000 (ТВ-12)

– количество х тип главных котлов 4 х КВН-95/64

– количество х тип движителей 2 х ВФШ

– количество х мощность источников электроэнергии, кВт (тип) 2 х 750 (ТГ) + 4 х 500 (ДГ)

Скорость хода, уз:

– полная 33

– экономическая 18

Дальность плавания ходом 18 уз, мили 5 000

Вооружение:

Комплекс противокорабельных ракет:

– наименование П-35

– количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 2x2 (палубная, ненаводящаяся КТ с подъемом на угол старта КТ-35-1134)

– боекомплект 4 ПКР комплексов П-35 или «Прогресс»

– СУ «Бином-1134»

– количество линий телеуправления ПКР 2 (в обеспечение двух РЛС управления)

Зенитные ракетные комплексы:

– наименование «Волна-М»

– количество комплексов 2

– количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 2x2 (палубная, наводящаяся ЗИФ-102)

– боекомплект 64 ЗУР В601

– количество х тип СУ 2 х «Ятаган» (в обеспечении одного АП)

Артиллерийские комплексы:

– количество АУ х стволов (тип АУ) 2 х 2-57/50 (АК-725)

– боекомплект 4 400 выстрелов

– количество х тип СУАО 2 х «Барс» (MP-103)

– количество АУ х стволов (тип АУ) 4 х 1-30-мм (АК-630М) ()

– боекомплект 12 000 выстрелов

– количество х тип СУАО 2 х «Вымпел» (MP-123)

Противолодочное:

– количество ТА х труб (тип ТА) 2 х 5-533-мм (ПТА-53-1134)

– боекомплект торпед (тип) 10 (СЭТ-65 или 53-65К)

– ПУТС «Тифон»

– количество РБ х труб (тип РБ) 2 х 12-213-мм (РБУ-6 000)

– боекомплект 144 РГБ-60

– ПУС «Буря»

Противоторпедное:

– количество РБ х труб (тип РБ) 2 х 6-305-мм (РБУ-1000)

– боекомплект 48 РГБ-10

Авиационное:

– способ базирования постоянное

– количество х тип вертолетов 1 х Ка-25РЦ или Ка-25ПЛ

– оборудование ВПП светотехническое

– тип ангара палубный

Радиоэлектронное:

– БИП «Планшет-1134»

– система ОНО и выдачи ЦУ от АВНП «Успех-У»

– РЛС обнаружения ВЦ «Ангара-А» + «Кливер»

– навигационная РЛС «Волга»

– ТВ система наблюдения за ближней надводной обстановкой МТ-45

– ГАС целеуказания «Вычегда» (МГ-311)

– станция РТР «Залив»

– станции постановки активных помех «Гурзуф А» + «Гурзуф Б»

– количество ПУ х направляющих (тип ПУ) СППП 2 х 2-140-мм (ПК-2) – система КН «Шлюз» (АДК-ЗМ) ()

39* На РКР Вице-адмирал Дрозд и Адмирал Зозуля. На РКР Севастополь были установлены лишь одни АУ АК-630М без СУАО «Вымпел».

40* С антенной в подкильном обтекателе.

41* На РКР Вице-адмирал Дрозд и Адмирал Зозуля.


Пр. 1134 (шифр «Беркут») разработан Невским ПКБ под руководством В.Ф. Аникиева. При проектировании корпуса за основу был взят пр. 58. При тех же обводах и теоретическом чертеже корпус корабля пр. 1134 имел увеличенные размеры, что позволило при тех же главных механизмах разместить второй ЗРК «Волна» с вдвое увеличенным боекомплектом ЗУР в каждом погребе, установить более совершенное и мощное радиотехническое вооружение, обеспечить постоянное базирование в ангаре вертолета Ка-25.

Вместе с тем крейсер имел только четыре крылатые ракеты в спаренных ПУ без второго комплекта. Корабль пр. 1134 отличался от РКР пр. 58 уменьшенным силуэтом, что удалось достигнуть объединением дымоходов обоих МКО и соединением его с башенноподобной мачтой. Благодаря такой компоновке оба ЗРК получили хорошие сектора обстрела. Зенитные " ракеты хранились в погребах в двух конвейерах, что и позволило увеличить вдвое боекомплект каждого комплекса по сравнению с кораблями пр. 58 и пр. 61, где ЗУР хранились в барабанах. В походном положении ПУ противокорабельного комплекса находились в горизонтальном положении, а перед пуском ракет они поднимались на угол 25°. СУ с одним спаренным антенным постом обеспечивала формирование залпа из двух ракет П-35 в режиме телеуправления и двух – в автономном режиме (см. раздел о РКР пр. 58).

Первоначально пр. 1134 классифицировался как большой противолодочный корабль. Он предназначался для поиска и уничтожения подводных лодок противника в удаленных районах Мирового океана, действий в составе тактических групп для придания им боевой устойчивости и обеспечения противолодочной и противовоздушной обороны, охранения судов и кораблей на переходе морем.

Однако к моменту вступления в строй кораблей этого типа разработка новых образцов противолодочного оружия завершена еще не была, и они вместо ракетного противолодочного получили на вооружение противокорабельный ракетный комплекс. По той же причине вместо нового ЗРК «Шторм» на крейсерах установили комплекс «Волна». Принимая во внимание слабость противолодочного и гидроакустического вооружения ВПК пр. 1134, а также наличие ракетного ударного комплекса, в середине 1977 г. их переклассифицировали в ракетные крейсера.

Хотя корабли пр. 1134 и имели слабое противокорабельное вооружение (СУ «Бином-1134» обеспечивала управление только двумя КР в залпе при стрельбе в режиме телеуправления), тем не менее они вступили в строй в период, когда отечественный флот начинал боевую службу в удаленных районах Мирового океана.

Данные крейсера послужили хорошей школой для подготовки многих поколений наших моряков. В связи с принятием на вооружение противолодочного ракетного комплекса и ЗРК «Шторм», серию кораблей пр. 1134 ограничили четырьмя единицами и перешли к постройке улучшенного пр.1134А, который, по сути, являлся тем кораблем, который задумывался изначально.

В 1980-х годах РКР пр. 1134 предполагали вооружить четырьмя АУ АК-бЗОМ и комплексом космической навигации «Шлюз». Однако, из-за финансовых ограничений эти работы провели только на РКР Вице-адмирал Дрозд и Адмирал Зозуля.

На РКР Севастополь установили четыре АУ АК-бЗОМ, но без СУАО «Вымпел».

По состоянию на декабрь 2001 г. в составе флота не осталвалось ни одного РКР типа Адмирал Зозуля.


Схема общего вида РКР пр. 1134:

1 РБУ-6000; 2 – ПУ ЗРК «Волна»; 3 – ПУ СППП ПК-2; 4 – АП радиопеленгатора; 5 – обтекатель антенн ГАС «Титан-2» и «Вычегда»; 6 – ходовая рубка; 7 – оптический перископический визир ГКП (боевой рубки); 8 – оптический перископический визир ходовой рубки; 9 – АП РЛС СУ «Ятаган» ЗРК «Волна»; 10 – ПУ ПКРК П-35; 1 1 – сигнальный прожектор; 12 – стабилизированный пост ТВ системы наблюдения за ближней надводной обстановкой МТ-45; 13 – All РЛС СУ «Бином» ПКРК П-35; 14 – АП станции «Залив»; 15 – АП РЛС «Волга»; 16 – АП станций «Гурзуф А» и «Гурзуф Б»; 17 – АП РЛС «Ангара-А»; 18 – АП системы «Успех-У»; 19 – АП РЛС «Кливер»; 20 – АП РЛС СУАО «Барс»; 21 – 533-мм ТА; 22 – 57-мм АУ АК-725; 23 – РБУ-1000; 21 – ангар для вертолета; 25 – стартовый командный пост вертолета; 26 – вертолет Ка-25; 27 – ВПП .



Продольный разрез РКР пр. 1134.

1 – кладовые различного назначения; 2 – форпик; 3 – цепной ящик; 1 – отделение шпилевых машин; 5 – якорный шпиль 6 – Р Б У-6000; 7 – отделение водоотливных насосов; 8 – погреб реактивных глубинных бомб для РБУ-6000; 9 – кубрики личного состава; 10 – топливные цистерны; II – ПУ ЗРК «Волна»; 12 – погреб ЗУР; 13 – помещение агрегатов и приводов ПУ ЗРК «Волна»; 14 – посты ГАС «Титан-2» и станции ЗПС; 15 – обтекатель антенны ГАС «Титан-2»; 16 – НОУ антенны ГАС «Титан-2»; 17 – боевая рубка (ГКП); 18 – БИП; 19 – ходовая рубка; 20 – АП РЛС СУ «Ятаган» ЗРК «Волна»; 21 – посты С.У ПКРК П-35; 22 – носовое МКО; 23 – вентиляционная шахта носового МКО; 24 – выгородка дополнительного боезапаса для 57-мм АУ АК-725; 25 – АП РЛС (Л «Бином»; 26 – All РЛС «Ангара-А»; 27 – каюты офицеров; 28 – отсек вспомогательного котла и механизмов успокоителя качки; 29 – носовая электростанция; 30 – АП РЛС «Клевер»; 31 – АП РЛС СУАО «Барс»; 32 – кормовое МКО; 33 – шахта вентиляции кормового МКО; 34 – отсек ГГ и ДГ; 35 – посты СУ «Ятаган» ЗРК «Волна»; 36 – кормовая электростанция; 37 – погреб реактивных глубинных бомб для РБУ-1000; 38 – погреб авиационного боезапаса; 39 – вертолет Ка-25; 40 – румпельнос отделение.



РКР Севастополь после вступления в строй



Схема общего вида РКР Вице-адмирал Дрозд после модернизации:

1 РБУ-6000; 2 – 45-мм салютная пушка; 3 – ПУ ЗРК «Волна»; 4 – ПУ СПГ1П ПК-2; 5 – АП радиопеленгатора; 6 – обтекатель антенн ГАС «Титан-2» и «Вычегда»; 7 – АП РЛС «Дон» (устанавливалась на всех РКР пр. 1134 в процессе их эксплуатации); 8 – ходовая рубка; 9 – оптический перископический визир ГКП (боевой рубки); 10 – оптический перископический визир ходовой рубки; 1 1 – АП РЛС СУ «Ятаган» ЗРК «Волна»; 12 – ПУ ПКРК Г1-35; 13 – сигнальный прожектор; 14 – стабилизированный пост ТВ системы наблюдения за ближней надводной обстановкой МТ-45; 15 – АП РЛС СУАО «Вымпел»; 16 – 30-мм АУ АК-630М; 17 – АП РЛС СУ «Бином» ПКРК П-35; 18 – АП станции «Залив»; 19 – АП РЛС «Волга» (в процессе проведения среднего ремонта на всех кораблях данного типа для РЛС «Волга» устанавливался второй АП, а на РКР Адмирал Зозуля в процессе проведения модернизации дополнительно предполагалось установить РЛС «Вайгач» в обеспечении двух АП); 20 – АП станций «Гурзуф А» и «Гурзуф Б»; 21 – АП РЛС «Ангара-А»; 22 – АП системы «Успех-У»; 23 – АП РЛС «Кливер»; 24 – АП РЛС СУАО «Барс»; 25 – 533-мм ТА; 26 – 57-мм АУ АК-725; 27 – РБУ-1000; 28 – ангар для вертолета; 29 – стартовый командный пост вертолета; 30 – вертолет Ка-25; 31 – ВПП.


Адмирал Зозуля (зав. № 791). ССЗ им. А.А. Жданова (г. Ленинград): 26.07.1964 г.;

17.10.1965 г.; 08.10.1967 г.

После вступления в строй корабль входил в состав СФ( а с 09.10.1986 г. – в состав БФ. С 01.12.1969 г. по 30.06.1970 г. во время боевой службы в Средиземном море корабль оказывал помощь вооруженным силам Египта. В 1988 г. крейсер поставили в средний ремонт и модернизацию на СРЗ в Кронштадте, где установили четыре АУ АК-630М и систему «Шлюз ». В сентябре 1994 г. его исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации.

Владивосток (зав. № 792). ССЗ им. А.А. Жданова (г. Ленинград): 24.12.1964 г.; 01.08.1969 г.; 11.09.1969 г.

После вступления в строй входил в состав ТОФ. Перешел из Мурманска во Владивосток по Севморпути осенью 1970 г. 01.01.1991 г. корабль из-за износа материальной части и отсутствия средств на проведение среднего ремонта был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Вице-адмирал Дрозд (зав. № 793). ССЗ им. А.А. Жданова (г. Ленинград): 26.10.1965 г.;

18.11.1966 г.; 27.12.1968 г.

После вступления в строй входил в состав СФ. В 1972 г. корабль в Бискайском заливе принимал участие в спасании экипажа РПКСН К-19 (пр. 629). Характерно то, что палубный вертолет использовался при волнении моря до 9 баллов. В 1973- 1975 гг. прошел средний ремонт с модернизацией на ССЗ им. А.А. Жданова, где ему установили четыре АУ АК-630М и систему «Шлюз». В 1981 – 1984 гг. крейсер прошел средний ремонт на СРЗ в Кронштадте. 01.07.1990 г. его исключили из боевого состава флота и передали ОФИ для утилизации.

Севастополь (зав. № 794). ССЗ им. А.А. Жданова (г. Ленинград): 08.06.1966 г.; 28.04.1967 г.;

После вступления в строй входил в состав СФ, а с 11.02.1980 г. – в состав ТОФ. Перешел из Мурманска во Владивосток по Севморпути в 1981 г. 15.12.1989 г. корабль из-за износа материальной части и отсутствия средств на проведение среднего ремонта был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Вооружение

Артиллерия главного калибра

  • 2×2 57-мм АУ АК-725.

Зенитная артиллерия

  • 4×1 ЗАУ АК-630М.

Ракетное вооружение

  • 2×2 ПУ ПКР П-35.

Радиолокационное вооружение

  • Навигационная РЛС МР-310У «Волга», MP-500 «Кливер», МР-310 «Ангара-А».

Радиоэлектронное вооружение

  • «Гурзуф А» МП150, «Гурзуф Б» МР-152 - станции постановки активных помех, БИП «Планшет-1134», станция РТР «Залив», МРП 11-14 ,МРП 15-16.

Авиационная группа

  • 2 вертолёта Ка-25РЦ или 2 Ка-25ПЛ.

Построенные корабли

Проект 1134 - тип ракетных крейсеров Советского Военно-Морского Флота , до 1977 года классифицируемых как БПК , является родоначальником данного подкласса кораблей. Впервые в ВМФ СССР именно на этой серии кораблей было применено базирование вертолетов. Основное назначение – борьба с атомными подводными лодками в удалённых районах, противовоздушная оборона и противолодочная оборона.

История создания

При проектировании новых кораблей пр.1134 новые требования к кораблям данного класса, появившиеся после принятия на вооружение ракетных крейсеров пр.58 в значительной мере были учтены: в заново спроектированном увеличенном корпусе с котлотурбинной энергетической установкой (такой же, как на пр.58) был размещен второй ЗРК «Волна» (боекомплект зенитных ракет в каждом погребе был увеличен в два раза за счет введения конвейерного хранения ракет), несколько изменен состав радиоэлектронного вооружения (вместо второй РЛС «Ангара» установлена новая РЛС «Кливер» и станция активных помех «Гурзуф»), обеспечено постоянное базирование в кормовом ангаре вертолета Ка-25РЦ (впервые на наших кораблях такого класса). Однако ударные возможности корабля при этом уменьшились: на нем был оставлен один противокорабельный комплекс П-35 с четырьмя ракетами 4К44 в спаренных пусковых установках, не имевших горизонтального наведения и без второго боекомплекта. Планируемый к установке ЗРК М-11 «Шторм» так и не был готов к постройке серии, поэтому на «Беркуте» поставили «что было», то есть ЗРК «Волна». Кроме того, вместо 76-мм артустановок установили менее мощные по снаряду, но более скорострельные новые зенитные спаренные 57-мм автоматы АК-725 с индивидуальным управлением каждого от РЛС «Барс».

С самого начала БПК пр.1134 получали систему приёма внешнего целеуказания для стрельбы ПКРК П-35 - «Успех-У». Для управления кораблём и соединением имелся совмещённый ГКП-ФКП-БИП, оборудованный электронными планшетами, системой взаимного обмена информацией «Море-У» и другим необходимым оборудованием.

По упомянутым выше причинам новые корабли классифицировались как «большие противолодочные», и в этой связи состав противолодочного оружия был несколько усилен. Вместо трехтрубных торпедных аппаратов были установлены пятитрубные ПТА-53-1134 с противолодочными торпедами «Енот-2», появился «второй калибр» - РБУ-1000 - менее дальнобойная, но с более мощными бомбами. К тому же боезапас для РБУ-6000 был увеличен после того, как во время корректировки проекта было принято решение отказаться от запасных ПКР. Главным изменением противолодочного вооружения стала ГАС кругового обзора «Титан» и целеуказания «Вычегда», а также наличие противолодочного вертолёта для вооружения которого предусматривались 5 торпед ПЛАТ-1 и 54 РГАБ.

Несмотря на всё вышеперечисленное, первые корабли типа «Беркут» по сути оказались «шагом на месте», и хотя в конце 1970-х годов они и были переквалифицированы в ракетные крейсеры, таковыми по своим возможностям их можно было считать весьма условно. Так, первоначально система управления обеспечивала управление только двумя ПКР в залпе при стрельбе по основному режиму. Не состоялись они и в первоначальном качестве - противолодочном, особенно по причине слабого гидроакустического и противолодочного вооружения.

Корабли типа «Беркут» стали родоначальники самого крупного семейства больших противолодочных кораблей ВМФ СССР, позже строились «Беркут-А» и «Беркут-Б» и в какой-то мере являлись преемниками первых БПК проекта 61.

Постройка и испытания

Строительство

Строительство кораблей проекта 1134 было развёрнуто на судостроительном заводе им. А. А. Жданова в Ленинграде с 1964 по 1969 годы. Главными строителями корабля были Д. Б. Афанасьев, Г. В. Филатов. Ответственные сдатчики - М. И. Шрамко, А. Г. Булгаков, Ю. А. Большаков, В. И. Чупрунов.

Технология постройки кораблей проекта 1134 повторяла технологию постройки кораблей проекта 58. Корпус корабля был целиком сварным и был разбит на крупные кольцевые блоки, состоящие из секций. Сварные и газорезательные работы были упрощены и автоматизированы. В связи с возросшим водоизмещением корабля, корпус спускался на воду в меньшей степени готовности и целый ряд монтажных работ был усложнён из-за необходимости их проведения на плаву. Увеличение толщины листов обшивки и размеров профилей ряда конструкций привело к уменьшению размеров секций и увеличивало стоимость и продолжительность сборки.

Всего планировалось построить десять больших противолодочных кораблей проекта 1134, но в итоге заказчик - флот - ограничился постройкой четырёх единиц с одновременной переработкой проекта в первый специализированный проект большого противолодочного корабля, получивший обозначение как БПК проекта 1134-А. В 1968 году главный строитель головного корабля Г. В. Филатов и ответственный сдатчик ГЭУ (сдаточный механик) И. М. Прудов были удостоены Государственной премии СССР.

Испытания

Испытания головного корабля серии - «Адмирала Зозули» были начаты в Балтийском море в феврале 1967 года. За период испытаний, завершившихся уже в октябре 1968 года в Белом море корабль прошёл 15 615 морских миль за 995 ходовых часов. На испытаниях проверялись ходовые качества корабля, непотопляемость и живучесть. Производились стрельбы ЗРК «Волна-М» по парашютным мишеням, большому корабельному щиту и по имитированным целям, артиллерийские стрельбы по воздушному конусу (дистанция 2000 м) и по буксируемому морскому щиту (дистанция 3000 м). Торпедное оружие проверялось одиночной стрельбой (одной торпедой) по подводной лодке проекта 613, идущей со скоростью шесть узлов на дистанции 20 кабельтовых (3,7 км). Стрельбы из реактивно-бомбовых установок РБУ-1000 и РБУ-6000 производились полными залпами по щиту с гидроакустическим отражателем. Программа испытания корабельного вертолёта отличалась масштабностью: полёты проводились днём и ночью, взлёты и посадки осуществлялись на стопе и на ходу, на спокойной воде и при качке, с разных курсовых углов. Вертолёт отрабатывал торпедо- и бомбометание, постановку радиогидроакустических буёв, производилась проверка систем привода и связи, авиатехнического оборудования и систем обеспечения базирования вертолёта. Стрельбы противокорабельными ракетами П-35 производились в полигонах боевой подготовки на Белом море на максимальную (198,2 км) и на минимальную (29,8 км) дальности одиночными ракетами (в телеметрическом варианте) и двухракетными залпами из установок обоих бортов по мишени. Всего по результатам испытания головного корабля, были приняты на вооружение 20 головных образцов вооружения, механизмов и оборудования. Сами испытания были оценены как успешные. Схожие испытания проходили и другие корабли.

Описание конструкции

Корпус

Корабли проекта имели мореходный корпус, обводы которого во многом повторяли корпус эскадренных миноносцев проекта 56 и копировали удачный корпус ракетных крейсеров проекта 58 в несколько увеличенных размерениях. Корпус состоял из 300 шпангоутов и набирался по продольной системе с практической шпацией по всей длине 500 мм, был сварным, из безникелевой стали марок М-35 и М-40 с толщиной обшивки 8 - 14 мм. Пятнадцатью главными водонепроницаемыми переборками корпус разделялся на шестнадцать водонепроницаемых отсеков. На корабле имелись три палубы (верхняя, палуба бака, нижняя) и три платформы (I, II и III, нумерация снизу верх). По всей длине корабля шло двойное дно с вырезом для подъёмно-опускного устройства ПОУ-16 гидроакустической станции МГ-312 «Титан-1» (между 76 и 88 шпангоутами).

На верхней палубе размещался совмещённый флагманский командный пункт, главный командный пункт и боевой информационный пост, оборудованный системой первичной обработки информацией «Планшет-1134» и системой взаимного обмена информацией «Море-У». На 1-й платформе находилось носовое машинно-котельное отделение (МКО) с двумя котлами и главный турбозубчатый агрегат (ГТЗА) правой валолинии, отделение вспомогательного котла и успокоителей качки, кормовое МКО с двумя котлами и ГТЗА левой валолинии (114-198 шпангоуты). В районе форштевня размещались датчики станций обнаружения подводных лодок по тепловому следу МИ-110К (контактная подкильная) и МИ-110Р (воздушная). В носовой части корабля, перпендикулярно диаметральной плоскости и параллельно друг другу была расположена пара установок РБУ-6000, разделённых специальным экраном для обеспечения взаимной защиты от пламени стартующих реактивных бомб. Носовая пусковая установка ЗИФ-102 ЗРК «Волна» находилась далее в корму перед ходовой рубкой.

Строение корабля

Бронирование

Для защиты жизненно важных частей корабля в бою было применено традиционное бронирование: противоснарядное для цитадели, башен главного калибра и боевой рубки; противоосколочное и противопульное - боевые посты верхней палубы и надстроек. Использовалась, в основном, гомогенная броня. Впервые была освоена сварка толстой корабельной брони, сама она при этом полностью включалась в корабельные конструкции. Конструктивная подводная защита от воздействия торпедного и минного оружия противника включала в себя, кроме традиционного двойного дна, систему бортовых отсеков (для хранения жидких грузов) и продольных переборок. Расположение служебных и жилых помещений практически мало отличалось от принятого на крейсерах пр.58.

Энергетическая установка и ходовые качества

Главная энергетическая установка (ГЭУ) кораблей проекта 1134 - котлотурбинная, массой 936 т, с четырьмя высоконапорными главными котлами КВН 98/64 вертикально-водотрубного типа с естественной циркуляцией воды, односторонним протоком газов, вертикальным трёхходовым двухколлекторным пароперегревателем и водяным змеевиковым гладкотрубным экономайзером. Подача воздуха в котёл осуществлялась непосредственно в топку турбонаддувочным агрегатом ТНА-3. Конструкция котлоагрегатов соответствовала применяемым котлам на ракетных крейсерах проекта 58, но с другими турбонаддувочными агрегатами и более высокой паропроизводительностью.

В состав котлотурбинной установки входили два двухкорпусных главных турбозубчатых агрегата ТВ-12 с турбинами низкого и высокого давления. В корпусе турбины низкого давления была расположена турбина заднего хода. На полном ходу пар из турбины высокого давления через ресивер поступал в турбину низкого давления и далее отводился в главный конденсатор. В состав главного турбозубчатого агрегата входил двухступенчатый редуктор, передававший крутящий момент от двух турбин к валолинии. Мощность установки - 90 000 л. с. ГЭУ располагалась в двух машинно-котельных отделениях по два котлотурбинных агрегата, одному главному турбозубчатому агрегату в каждом. Управление каждым из эшелонов ГЭУ обеспечивалось автоматической системой «Рион».

С целью обеспечения корабля паром на стояночных режимах и приготовления ГЭУ к походу на корабле имелась вспомогательная котельная установка КВВ-7,5/28 с паропроизводительностью 7,5 т/ч. Восполнение утечек питательной воды и приготовление питьевой и мытьевой воды на корабле производилось при помощи двух опреснительных установок производительностью по 60 т в сутки. Системы кондиционирования обеспечивались четырьмя холодильными машинами с холодопроизводительностью 300 000 Ккал/ч

Вооружение

Главный калибр

В отличие от РКР пр.58 основным на пр.1134 стало зенитное вооружение. На корабле первоначально предполагалось разместить два новых ЗРК М-11 «Шторм» с системой управления «Гром» и боекомплектом по 18 зенитных управляемых ракет (ЗУР) В-611 на каждый комплекс. Наиболее существенно от предыдущего ЗРК М-1 «Волна» комплекс М-11 отличался большей дальностью стрельбы: на малых высотах – до 22км, набольших – до 32 км, и по более скоростным (до 700 м/с) целям. У комплекса М-1 эти характеристики соответственно составляли 15 км, 24 км и 600 м/с. Однако эти улучшения дорогой ценой: если ЗУР В-600 весила 985 кг, то В-611 – вдвое больше (1844 кг). Правда, и более эффективная боевая часть последней весила почти вдвое больше (126 кг против 70 у В-600). «Шторм» оказался в нашем флоте единственным «чисто» морским комплексом, разработанным без унификации с ЗРК сухопутных войск и войск ПВО. По уже известным причинам этот ЗРК на корабль не попал, в процессе рабочего проектирования пришлось корректировать проект под ЗРК «Волна»

Ударный (противокорабельный) ракетный комплекс П-35 на БПК пр.1134 принимался в одиночной комплектации, но с двумя новыми спаренными ненаводящимися ПУ КТ-72. Эти ПУ, естественно, были легче, чем СМ-70 на кораблях пр.58. По-походному они имели нулевой угол возвышения, перед стрельбой задавался фиксированный угол 25 град. Грубое наведение ракет в горизонтальной плоскости осуществлялось маневрированием корабля. Первоначально в проекте предусматривалось размещение второго боекомплекта из четырех ракет 4К-44, расположенного в погребах на верхней палубе непосредственно перед ПУ. Однако позже от них отказались из-за потребовавшихся дополнительных объемов, длительности процесса перезарядки, который затягивался на несколько часов, что вряд ли было реальным в боевых условиях. Таким образом, ударные возможности БПК пр.1134 позволяли осуществить всего два двухракетных залпа – против четырех четырехракетных на крейсере пр.58, хотя вторая залповая серия на последнем могла быть осуществлена только через несколько часов после первой. Других различий комплексы П-35, установленные на кораблях пр.58 и пр.1134, между собой не имели, если не считать некоторых изменений в приборах управления стрельбой системы «Бином», продиктованных как опытом их освоения на головном корабле пр.58, так и уменьшением числа ракет в залпе. Поскольку корабль пр.1134 классифицировался как «большой противолодочный», основное внимание предполагалось уделить противолодочному вооружению. Однако нового оружия к началу разработки проекта не имелось даже «на бумаге» – основные усилия КБ этого профиля в то время сосредоточились на разработке такого оружия для ПЛ. Поэтому по первоначальному техническому проекту «Беркут» вооружался точно такими же средствами, как и его предшественник: два трехтрубных ТА калибром 533 мм и две РБУ-6000 с боекомплектом 144 РГБ. Однако после принятия решения об отказе от запасных ПКР 4К-44 появилась возможность несколько увеличить противолодочный боезапас, поэтому в ходе корректировки проекта на корабле вместо трехтрубных разместили пятитрубные ПТА-53-1134 с противолодочными торпедами «Енот-2». Кроме этого корабль дополнительно вооружили менее дальнобойными, но более мощными шестиствольными РБУ-1000 («Смерч-3»). Достаточно сказать, что применявшаяся из РБУ-1000 РГБ-10 имела вчетверо больший вес ВВ, чем РГБ-60, применявшихся из РБУ-6000 («Смерч-2»). Общий запас составлял 48 РГБ. Главным изменением противолодочного вооружения «Беркута» по сравнению с РКР пр.58 явилось некоторое улучшение гидроакустического вооружения: для обеспечения боевого применения оружия ПЛО на корабле устанавливались ГАС кругового обзора «Титан» (МГ-312) и целеуказания «Вычегда» (МГ-311). Эти станции при благоприятной гидрологии имели дальность действия в режиме «ШП» (шумопеленгование) 8-10 км. Но кардинальным шагом в области усиления противолодочных возможностей корабля стало обеспечение постоянного базирования на нем корабельного вертолета Ка-25 в противолодочном или варианте целеуказания (Ка-25ПЛ или Ка-25Ц). Увеличившиеся размещения и водоизмещение позволили, наконец, разместить ангар и не совсем полноценные средства обеспечения, благодаря чему БПК пр.1134 стал первым отечественным кораблем с постоянным базированием вертолета, для вооружения которого предусматривалось 5 торпед ПЛАТ-1 и 54 радиогидроакустических буя (РГАБ).

Вспомогательная/зенитная артиллерия

зенитная артиллерия 4×1 ЗАУ АК-630М

Ракетное вооружение 2×2 ПУ ПКР П-35

Авиационное вооружение

Ка-25ПЛ (Hormone-А по классификации НАТО) - основная модификация вертолёта Ка-25. Вертолёт предназначен для поиска и уничтожения атомных подводных лодок бортовыми средствами обнаружения и поражения на удалении около 200 км от корабля базирования. Всего было выпущено 275 машин этой модификации.

Вертолёт оборудован опускаемой гидроакустической станцией ВГС-2 «Ока» в задней части фюзеляжа, поисковой РЛС «Инициатива-2К» в носовом обтекателе и радиогидроакустической системой «Баку» с приемным устройством СПАРУ-55 «Памир». Также на машинах данной модификации установлен радиоприемник маяков-ответчиков РПМ-С, взаимодействующий с радиолокационными буями типа «Поплавок-1А». В поисковом варианте вертолёт может переносить и применять до 36 сбрасываемых радиогидроакустических буёв типа РГБ-Н «Ива», РГБ-НМ «Чинара» или РГБ-НМ1 «Жетон», расположенных в контейнере по правому борту за стойкой основного шасси.

Вертолёт может быть вооружён торпедами типа АТ-1, АТ-1М, Т-67, ракето-торпедой АПР-2 или противолодочными авиабомбами (ПЛАБ 250-120,-50,-МК).

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Радиолокационное вооружение Навигационная РЛС МР-310У «Волга», MP-500 «Кливер», МР-310 «Ангара-А»

Радиоэлектронное вооружение «Гурзуф А» МП150, «Гурзуф Б» МР-152 - станции постановки активных помех, БИП «Планшет-1134», станция РТР «Залив», МРП 11-14 ,МРП 15-16

вспомогательное оборудование Средства связи Химическое вооружение

Модернизации проекта

  • ПКРК «Прогресс» (4 ПКР 4М44) вместо П-35
  • Адмирал Зозуля, Вице-адмирал Дрозд установлены 2х6 30 мм АК-630 – СУ МР-123 «Вымпел-А»
  • Вице-адмирал Дрозд установлены 2*1 45 мм 21КМ
  • Добавлена НРЛС «Дон»
  • Адмирал Зозуля в 11.1971-06.1974 установлена НРЛС МР-212 «Вайгач»

История службы

С 11 сентября 1969 по 10 февраля 1980 г. 3 ракетных крейсера проекта несли службу на Северном флоте и 1 - на Тихоокеанском. К моменту утилизации первого корабля проекта 2 ракетных крейсера несли службу на Тихоокеанском флоте и по одному - на Северном и Балтийском флотах.

В ходе третьей индо-пакистанской войны группа кораблей тихоокеанского флота СССР, в состав которой входил и БПК «Владивосток», под командованием капитана 1-го ранга А. Мамончикова, обеспечила невмешательство кораблей ВМС США в конфликт на стороне Пакистана.

Усиленная эксплуатация и довольно редкие (далекие от плановых сроков) ремонты и, и главное – постигшие страну и ее Вооруженные силы несчастья – сделали свое дело. Не прослужив 25-летнего срока, 28 мая 1990 г. был выведен из состава ВМФ «Севастополь», через месяц за ним последовал «Владивосток», а через год, в 1991 г. – «Вице-адмирал Дрозд», затонувший при буксировке на разделку. Название «Владивосток» вскоре было передано также тихоокеанскому БПК пр.1134-Б, носившему до этого имя «Таллин». Как ни странно, но долгожителем остался самый старый (головной) корабль «Адмирал Зозуля». Произошло это благодаря тому, что корабль успел до развала СССР пройти очень долгий капитальный ремонт на Кронштадтском Морском заводе, по окончании которого он был почти немедленно списан – очень характерный сюжет, иллюстрирующий истинное положение дел на нашем многострадальном флоте. Корабли пр.1134 трудно отнести к шедеврам отечественного военного кораблестроения, однако они положили начало последовавшей большой серии новых БПК пр.1134А и 1134Б, на базе которых, в свою очередь, были созданы ракетные крейсера типа «Атлант» (пр.1164, см. подробно >>>). При этом важно еще раз упомянуть, что РКР пр.1134 стали первыми надводными кораблями нашего флота с постоянным базированием вертолета. В этом отношении их смело можно назвать этапными.

Корабли

Перечень кораблей проекта 1134 «Беркут»

Примечания

Бортовые номера

  • «Адмирал Зозуля»: 581(1967), 550(1968), 532(1969), 558, 569, 093, 297(1977), 072(1978), 087(1979), 060(1985), 052(1990)
  • «Вице-Адмирал Дрозд»: 583(1968), 553(1970), 548(1971), 592, 298, 224(1976), 299(02.1976), 560(1982), 060(1984), 097(1985), 054(1988), 068(1990)
  • «Владивосток»: 563(1970), 562(1971), 565(1971), 567(1971), 542(1971), 581?, 582?, 106, 139(1977), 072, 017(1980), 029(03.1987), 034(1990)
  • «Севастополь»: 590(1969), 542(1970), 555(1971), 544(1974), 293, 048, 056(1980), 032(1981), 026(05.1984), 017(05.1987), 033(1989)

Литература и источники информации

  • Аверин А. Б. Адмиралы и маршалы. Корабли проектов 1134 и 1134А. - М.: Военная книга, 2007. - 80 с.: ISBN 978-5-902863-16-8
  • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР:Справочник. В 4-х томах. Т. 2. Ударные корабли. Часть 1. Авианесущие корабли. Ракетно-артиллерийские корабли. - СПб.: Галея Принт, 2003. - 124 с.: ил. ISBN 5-8172-0080-5
  • Васильев А. М. и др. СПКБ. 60 лет вместе с флотом. - СПб.: История корабля, 2006. - ISBN 5-903152-01-5