Open
Close

АО «Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М.Мясищева

Защитив диплом по теме «Цельнометаллический истребитель», после чего был приглашён А. Н. Туполевым на работу под руководство В. М. Петлякова . Однако в 1938 году он был арестован как «вредитель» и «враг народа» и направлен в ЦКБ-29 , также известное как «Туполевская шарага». После того, как инженер разработал для Пе-2 высоко оценённые руководством крылья с функцией топливных баков, для Мясищева было организовано отдельное конструкторское бюро. Летом 1940 года Мясищева освободили из заключения, и самолёт ДВБ-102, разработанный им, начал изготавливаться в 1940 году в том же ЦКБ-29 НКВД в Москве .

После окончания войны ОКБ Мясищева было расформировано, большинство сотрудников влилось в ОКБ-240 . В. М. Мясищев занял должность декана самолётного факультета МАИ , однако желал продолжить конструкторскую деятельность и в 1951 году по прямому указанию Сталина получил на заводе № 23 в Филях ОКБ-23 МАП. Целью новосозданного конструкторского бюро была разработка межконтинентального бомбардировщика .

Первым заместителем Мясищева был назначен Г. Н. Назаров ; бюро проектов возглавил Л. Л. Селяков; аэродинамики, прочности, моделей, макетов общей увязки - И. П. Толстых; каркасов - Е. И. Бару; силовых установок - Е. С. Фельснер; управления, шасси и всего оборудования - М. Н. Петров. Главным аэродинамиком стал И. Е. Баславский, главным прочнистом - Л. И. Балабух, главным динамиком-прочнистом - В. А. Федотов . Специальным приказом министра авиационной промышленности все ОКБ авиационной промышленности должны были по согласованию с Мясищевым направить во вновь организованное ОКБ-23 конструкторов и работников всех специальностей. Кроме того, практически весь выпуск 1951 года МАИ был направлен на работу в ОКБ-23 .

С 1956 года В. М. Мясищев - генеральный конструктор ОКБ-23 [ ] . В это время перед ОКБ-23 была поставлена задача создать сверхзвуковой стратегический ракетоносец. Самолет, получивший название М-50 , совершил свой первый полет в 1959 году . В 1957-1960 годы в КБ Мясищева были разработаны также проекты первого советского космоплана ВКА-23 (М-48 ).

Поскольку правительство направило все средства на развитие сферы ракетостроения, в октябре 1961 года ОКБ Мясищева было перепрофилировано, став Филиалом №1 ОКБ-52 , а Мясищев стал директором ЦАГИ .

В 1967 году путём объединения филиала машиностроительного завода им. М. В. Хруничева и Конструкторского бюро № 90 филиала №1 ОКБ-52 Министерства общего машиностроения в Жуковском , на территории бывшей лётно-испытательной и доводочной базы ОКБ-23 [ ] конструкторское бюро было воссоздано как «

Особо обращает внимание, что в программе предприятия значится "создание дозвуковых разведывательных, разведывательно-ударных беспилотных авиационных комплексов (БАК) с высотой применения более 10 км и продолжительностью полета свыше 24 часов в рамках ГПВ-2020".

Опытный образец самолета-постановщика помех и попутной воздушной разведки Ил-22ПП (ОКР "Порубщик") после переоборудования на ОАО "20-й авиационный ремонтный завод" в Пушкине. Самолет имеет регистрацию RA-75903 (заводской номер 0393610235, построен как Ил-22 в 1979 году). 03.04.2012 (с) Вячеслав Бабаевский/russianplanes.net

Коллега alexeyvvo

Отчет Экспериментального машиностроительного завода имени Мясищева за 2011 год содержит любопытные данные как об итогах работы, так и о перспективах на ближайшие три года. Основными реализуемыми ЭМЗ программами в рамках Гособоронзаказа является модернизация самолетов специальной и противолодочной авиации, созданных на базе Ил-18.

Ил-22

Модернизация воздушных командных пунктов Ил-22 проводится по двум направлениям. Первое направление - это ремонт с переоборудованием самолетов в модификацию Ил-22М11, оснащенную самолетным узлом ретрансляции (СУРТ) "Сокол", проводимое на ЭМЗ с начала 2000-х годов. Так, по данным официальных сайтов государственных закупок, в 2008 году предполагалась сдача после модернизации самолета с регистрационным номером RA-75924, а в 2009 г. - RA-75920, на котором общая стоимость выполненных работ составила более 167 млн.руб. Согласно отчетам ЭМЗ в 2010-2011 годах проводились работы по модернизации самолета Ил-22М11 с регистрационным номером RA-75925. Госконтракт на их выполнение был заключен с Минобороны РФ 19 апреля 2010 г. за номером 320/6/16-Е0З. В 2010 году самолет был принят в ремонт, проведен демонтаж оборудования, изготовлены комплекты деталей для доработки самолета, выполнен монтаж бортового комплекса средств ретрансляции (БКСР), стоимость данных работ составила 30 млн.руб. В 2011 году на этом самолете были проведены наземная отработка штатных систем и БКСР и предварительные совместные испытания, по окончании которых самолет был передан в эксплуатацию. Объем финансирования в 2011 году составил 98 млн.руб. Судя по изложенным в отчете ЭМЗ за 2011 год перспективным планам работы, переданный ВВС в прошлом году Ил-22М11СУРТ "Сокол" скорее всего станет последним, прошедшим модернизацию по данному варианту.

Ил-22М11 RA-75925 после модернизации на ЭМЗ им. Мясищева

фото: bender / russianpanes.net

Вторым направлением работ по модернизации ВКП Ил-22 является их ремонт и модернизация в самолет-постановщик помех и попутной воздушной разведки Ил-22ПП, проводимые в рамках ОКР "Порубщик". Госконтракт на выполнение этих работ был заключен между ЭМЗ и Минобороны 8 ноября 2009 года за №93032, работы по нему начались в 2010 году, когда был проведен демонтаж ранее установленного оборудования на опытном самолете, начата разработка рабочей конструкторской документации, изготовлен комплект деталей для монтажа аппаратуры активных помех (ААП, изделие Л-415). Всего было выполнено работ на 201 млн.руб. В 2011 году был изготовлен летный образец ААП, доработан самолет под размещение ААП и выполнен монтаж ААП на нем (им стал, судя по споттерским снимкам, самолет с регистрацией RA-75903), начаты летно-конструкторские испытания. Объем финансирования по данным работам составил 210 млн.руб. По всей видимости, RA-75903 станет опытным экземпляром, модернизированным в Ил-22ПП. Выполнение работ по серийной модернизации первого борта запланированы на 2012-2013 г., второго и третьего - на 2013-2014 г.

Кроме работ по модернизации самолетов типа Ил-22, ЭМЗ традиционно выполняет работы по их сервисному обслуживанию - авторскому и техническому надзору, оценке технического состояния самолетов, выпуску бюллетеней по продлению назначенных сроков службы, выполнению работ по продлению назначенных сроков службы (НСС) самолетов и их агрегатов. В 2011 году контракт на их выполнение впервые был заключен не напрямую с Минобороны, а с ОАО "Авиаремонт". Несмотря на изменение схемы контрактования, заключен он традиционно поздно - лишь 11 июля (№1217/ПРО-С-2011). Стоимость выполненных в 2011 г. работ составила 35 млн. руб. Годом ранее объем финансирования по аналогичному договору составил 17,8 млн.руб. Тогда был выполнен комплекс работ по продлению НСС пяти самолетам - Ил-22 RA-75914 на 7 лет, Ил-22М11 RA-75917 и Ил-22М11-РТ RA-75911 на 5 лет (все три продлены в процессе выполнения капитального ремонта на 20 АРЗ в г. Пушкин), Ил-22 RA-75910 на 2 года, Ил-22М11 RA-75906 - на 1 год.

Ил-20

К 2010 году ЭМЗ им. Мясищева была выполнена модернизация самолетов радиотехнической разведки Ил-20М по двум ОКР - "Монитор" и "Анаграмма".

Об ОКР "Монитор" из общедоступных источников всемирной паутины известно, что при ее проведении был модернизирован самолет с заводским номером 17511706. Известный пользователь авиационного рунета Алексей Коваль после проведения определенного анализа и обобщения общедоступной информации пришел к выводу, что данный самолёт задумывался как часть системы двойного назначения "Монитор" (2005 г.), которая до конца так и не была реализована. В рамках нее спутники разрабатывало НПО им. Хруничева, кроме самолетов планировалось иметь и вертолетную составляющую - об этом есть данные в одном из годовых отчетов Московского вертолетного завода им. Миля.

Ил-20М, модернизированный по ОКР "Монитор".

фото: Александр Ефименко / russianpanes.net

Относительно ОКР "Анаграмма" никакой детальной информации, к сожалению, нет.

Ниже приведены фото двух Ил-20М, модернизированных в последние годы. Не исключено, что один из них модернизирован по ОКР "Анаграмма"

Первый кандидат на роль Ил-20М, модернизированного по ОКР "Анаграмма"

фото: Владимир Полуянов / russianpanes.net

Второй претендент

фото: santehnic / aviaforum.ru

Последние два года предприятием ведутся работы в качестве соисполнителя с ОАО "Ил" в рамках ОКР "Рецензент" по созданию самолета-разведчика на базе Ил-20М, получившего обозначение "изделие 17МС". На конец 2011 года окончена разработка РКД для изготовления опытного образца изделия 17МС, начато изготовление деталей систем и планера для доработки опытного образца. Объем финансирования по данной тематике за 2010-2011 годы составил 240 млн.руб. Планируется продолжение участия ЭМЗ по изготовлению опытного образца в 2012-2013 годах, а в 2014 г. первый борт должен пройти серийную модернизацию.

Ил-38

В обзоре деятельности ОАО "Ил" я приводил данные о планах заключения весной этого года контракта на серийную модернизацию противолодочных самолетов Ил-38 до уровня Ил-38Н, оборудованных комплексом "Новелла" разработки холдинга "Ленинец". Не так давно в прессе появилась информация о согласии ЭМЗ на участие в выполнении данных работ. Планы работы этого предприятия, представленные в годовом отчете, также предполагают участие ЭМЗ в ремонте и переоборудовании самолетов Ил-38 в 2012 - 2014 г.

Кроме работ по семейству Ил-18, в рамках гособоронзаказа мясищевцы проводят разработку конструкторской документации на переоборудование самолетов Л-410УВП-ЭЗ в вариант «Салон», осуществляемую 123 АРЗ в г. Старая Русса. В прошлом году была окончена разработка данной документации с присвоением ей литеры О1. В 2010 году первые два самолета с заводскими номерами 892240 и 892330 прошли модернизацию по данному проекту.

По договору с головным исполнителем ОКР "Станина" - ОАО "ОКБ Сухого" - ЭМЗ проводит изготовление испытательного оборудования для стендов объекта Т-50 ("ПАК ФА"). В 2011 году были разработаны материалы эскизного технического проекта на разработку измерительного оборудования для отработки РЛЗ, выполнено конструкторское и производственное сопровождение испытаний объектов испытаний на стендах Т50, подготовлены и обеспечены сдаточные испытания по безопасности использования АБК СУ27СМ(3) в условиях воздействия электромагнитных полей, начата разработка эскизно-технического проекта на испытательное оборудование стенда № 52. Объем финансирования составил 40,5 млн.руб., годом ранее объем выполненных работ по СЧ ОКР "Станина" достиг 60 млн.руб. ЭМЗ планирует продолжать участие в данных работах как минимум до 2014 г.

Ан-70

Начиная с 2010 года ЭМЗ им. Мясищева планирует начать участие в работах по российско-украинскому проекту - военно-транспортному самолету АН-70. Согласно отчету предприятия, в 2012-2014 г. будет проводиться оцифровка рабочей конструкторской документации на самолет, разработка эксплуатационной документации и математических моделей.

М-17

В планах ЭМЗ на ближайшую перспективу озвучены следующие программы дальнейшего использования и модернизации самолетов М-17:

  • создание стратосферных самолетов в интересах МО РФ (ВВС, СВ, ВМФ), ФСБ (ФПС) и в гражданских целях (Росгидромет, МЧС, и др.) на базе самолета М-17РМ,
  • с оздание летающей лаборатории для отработки бортового комплекса управления перспективных беспилотных авиационных комплексов (БАК) «Альтиус», «Иноходец», «Охотник-Б» на базе самолета М-17РМ в рамках ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2020 года»,
  • с оздание дозвуковых разведывательных, разведывательно-ударных беспилотных авиационных комплексов (БАК) с высотой применения более 10 км и продолжительностью полета свыше 24 часов в рамках ГПВ-2020".

Основными направлениями по гражданской тематике ЭМЗ являются следующие:

Создание самолета для картографических работ

В рамках ОКР "Съемщик", проводимой по заказу ФГУП "Госземкадастрсъемка - ВИСХАГИ", выполняется доработка самолета М-101Т "Гжель", направленная на улучшение его летных характеристик, для выполнения аэрофотосъемки. Согласно данным реестра федерального имущества у данной организации имеется в оперативном управлении самолет М-101Т с бортовым номером 15100, по всей видимости именно на нем проводятся работы по этой тематике. В 2011 году была доработана топливная система самолета и установлена на самолет аэрофотосъемочная аппаратура. Объем финансирования данных работ за два последних года составил 5,5 млн.руб.

Создание самолета-лаборатории для геофизического мониторинга атмосферы

Контракт на выполнение ОКР "Атмосфера" с ценой в 1 126 млдр.руб. был заключен с Росгидрометом 6 октября 2010 г. по итогам открытого конкурса. Для исполнения контракта в октябре 2010 г. ЭМЗ был приобретен самолет ЯК-42Д с бортовым номером RA-42440 2002 года выпуска, ранее эксплуатировавшийся авиакомпанией "Тулпар". В 2011 году были изготовлены детали для доработки штатных систем самолета, выполнялась доработка планера базового самолета ЯК-42Д, закуплено оборудование и приборы геофизического мониторинга, наземное оборудование и система бортовых измерений. Объем финансирования за два года составил более 858 млн.руб. По всей видимости, проведение работ оборудованию самолета-лаборатории Ил-114-100 приборами геофизического мониторинга, проводившихся в 2010 году по заказу ОАО "Ил", было прекращено.

В апреле 2011 года ЭМЗ заключило контракт с немецким научно-исследовательским центром FZJ на выполнение на самолете М-55 «Геофизика» были выполнены научные полеты по научно-исследовательской программе «ЕSSENCE-2011», для чего самолет *** был дооборудован под установку приборов мониторинга верхних слоев атмосферы, продлены ресурсы двигателям и агрегатам самолета, обеспечен перелет самолета М-55 в Швецию для выполнения научных полетов по программе «ЕSSENCE-2011». Объем финансирования по данной программе составил 28,729 млн.руб.

Посетители Московского международного авиакосмического салона (МАКС) в подмосковном Жуковском могли видеть самолет довольно необычной конструкции — с узким фюзеляжем и огромным бочкообразным контейнером, расположенным сверху.

«Атлант» и его создатель

В отличие от «Мрии», построенной КБ Антонова, о самолете ВМ-Т «Атлант» слышали только специалисты и фанаты из числа поклонников авиации.

А ведь «Атлант», получивший прозвище «летающая бочка», выполнял всю черновую работу по программе «Буран», доставляя на Байконур и космические корабли многоразового использования, и блоки ракеты-носителя «Энергия». В ту пору, когда «Атлант» вовсю трудился, «Мрия» только строилась.

Судьба «Атланта» сопоставима с судьбой основателя КБ, в котором был создан этот самолет. Владимир Михайлович Мясищев по своему таланту не уступал столпам отечественной авиации Андрею Туполеву, Сергею Ильюшину, Олегу Антонову , но всю жизнь оставался в их тени.

Тяжёлый транспортный самолёт ВМ-Т «Атлант» на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017 в Жуковском. Фото: РИА Новости / Илья Питалев

Молодой талант из команды Туполева

Будущий авиаконструктор родился 28 сентября (по новому стилю) 1902 года в Тульской губернии, в городе Ефремове. После окончания реального училища Владимир Мясищев поступил в Московское высшее техническое училище (МВТУ), которое окончил в 1926 году.

Еще в училище он совмещал учёбу с работой на научно-опытном заводе в качестве чертёжника, а затем конструктора.

После училища Мясищев попал на работу в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт), в отдел, которым руководил Андрей Туполев. Молодого специалиста определили в бригаду крыла под руководством Владимира Петлякова . Мясищев разрабатывал крылья для бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3.

Довольно быстро стало ясно, что Мясищев — не просто талантливый инженер, но специалист, способный вырасти в большого конструктора.

Когда КБ Туполева выделилось из ЦАГИ в отдельную структуру, туда перешел и Мясищев. Ему была поручена работа над экспериментальными самолетами.

В 1930-х годах в США была закуплена лицензия на производство Douglas DC-3 — адаптированная к условиям СССР машина должна была стать основой советской транспортной авиации.

Доведение до серийного производства было поручено Мясищеву, который с этой задачей справлялся успешно. Однако завершались работы уже без него — конструктора арестовали.

Кадр youtube.com / Poznamka Official

Приемный отец «пешек»

По обвинению во вредительстве и подготовке к совершению контрреволюционных преступлений Мясищева осудили на 10 лет. Правда, оказался он не в обычной тюрьме, а в ЦКБ-29 НКВД, где осужденные советские авиаконструкторы, включая Туполева, продолжали свою работу в новых условиях.

В «Туполевской шараге» Мясищев возглавил одну из четырех бригад, которая занималась разработкой проекта дальнего высотного бомбардировщика ДВБ-102.

После начала Великой Отечественной войны авиаконструкторы-заключенные были отправлены в эвакуацию, и уже там узнавали, что освобождены. Государству для налаживания авиапроизводства на новом месте они были полезнее в качестве свободных граждан.

Проект ДВБ-102 получил высокую оценку, но в серию не пошел. В сложившихся условиях стране были нужны другие самолеты. Одним из таких являлся пикирующий бомбардировщик Пе-2 конструкции Владимира Петлякова.

«Пешки», как прозвали Пе-2 в армии, срочно требовались на фронте, и количество производимых самолетов надо было увеличивать. Но в 1942 году в авиакатастрофе разбился Владимир Петляков.

Дальнейшие работы по совершенствованию Пе-2 были поручены Мясищеву, и с задачей он справился. За годы войны появилось не менее восьми модификаций бомбардировщика.

Пикирующие бомбардировщики «Пе-2» в полете. Фото: РИА Новости

«А вот Мясищев, тот хочет!»

В конце войны Мясищев и его КБ начинают работу над проектом реактивного бомбардировщика РБ-17 с четырьмя турбореактивными двигателями РД-10. Однако в начале 1946 года КБ, сотрудники которого совсем недавно были отмечены правительственными наградами, расформировали. Причиной была названа «малая отдача» КБ. Наработки Мясищева передали в КБ Ильюшина, где на их основе был построен реактивный Ил-22.

Мясищев же стал преподавать в МАИ, где являлся деканом самолётного факультета. Вернуться к работе в качестве конструктора он смог в начале 1950-х, когда стране понадобился новый стратегический бомбардировщик.

Предложения Мясищева понравились членам правительства, и 24 марта 1951 года было воссоздано его ОКБ № 23.

Здесь конструктор вступил в заочный спор с Туполевым. Сталин требовал от Туполева создать межконтинентальный бомбардировщик с определенными характеристиками, которые создатель фирмы «Ту» считал нереальными. «А вот Мясищев, тот хочет!», — раздраженно ответил Сталин.

Так между Мясищевым и Туполевым началась настоящая конкурентная борьба.

Грозные «Бизоны»

Уже к осени 1952 года был построен первый опытный самолет М-4. Параллельно ему создавался туполевский Ту-95, поднявшийся в небо в ноябре 1952 года, на два месяца раньше конкурента.

Тем не менее, бомбардировщик М-4 (по классификации НАТО — «Бизон») был принят в эксплуатацию в феврале 1955 года, более чем на год раньше Ту-95 («Медведя»).

«Бизон», однако, получился машиной сложной и капризной, из-за чего был подвержен высокой аварийности.

Опыт М-4 был учтен Мясищевым. Путем радикальной модернизации конструкции был создан бомбардировщик 3М (он же М-6). С новыми двигателями «Бизон-В», как назвали машину в НАТО, мог достигать ядерных объектов и хранилищ в южных штатах США. В марте 1956 года 3М был принят в эксплуатацию.

На базе этой модели Владимир Мясищев планировал создать целое семейство самолетов. Увы, большинство из них были построены лишь в единственном экземпляре, либо вообще остались только в чертежах.

Но «Атлант», о котором мы вспоминали в начале статьи, является творческой модификацией бомбардировщика ЗМ.

Разбитые мечты

В 1957 году Владимиру Мясищеву было присвоено звание Героя Социалистического труда. Казалось бы, полное признание заслуг и возможность создавать новую технику. Но, увы, все получилось не так.

Сверхзвуковой ракетоносец М-50 был построен в одном экземпляре, принял участие в парадах, но в серию не пошел из-за убежденности Никиты Хрущева , решившего, что межконтинентальные баллистические ракеты сделают стратегические бомбардировщики бесполезными.

Сверхзвуковой ракетоносец М-50. Фото: Public Domain

КБ Мясищева в 1958 году начало разработку идеи сверхзвукового пассажирского самолета М-53. Одновременно еще одна группа работала над проектом первого советского космоплана М-48.

Но в 1960 году КБ Мясищева по решению правительства расформировывается, а штат передается в КБ Челомея, работающего по ракетно-космической тематике. Владимир Мясищев назначается главой Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).

Должность высокая, но не для конструктора уровня Мясищева, которого фактически лишили права творить. Многие его разработки затем будут использованы другими конструкторами.

Кадр youtube.com / Poznamka Official

Он творил до конца

В конце 1966 года Мясищев добивается права вновь создать свое КБ и становится генеральным конструктором Экспериментального машиностроительного завода в Жуковском.

Он работает над проектами новых стратегических бомбардировщиков М-18 и М-20, однако это поле уже твердо заняла фирма Туполева. Даже часть 3М из бомбардировщиков были переделаны в топливозаправщики.

На фирме Мясищева разрабатывались кабина экипажа и ряд систем космического корабля многоразового использования «Буран». Свои узнаваемые черты «Буран» унаследовал у опытных разработок КБ Мясищева.

К слову, сам Владимир Мясищев считал, что проект космоплана М-19, разрабатывавшийся в его КБ, значительно перспективнее. Однако в итоге КБ Мясищева подчинили разработчикам «Бурана».

Несмотря на то, что здоровье уже подводило, Мясищев продолжал напряженно работать. Редкие дни отдыха конструктор проводил на даче. Там его и настиг приступ, ставший роковым. Несмотря на все усилия врачей, 14 октября 1978 года Владимир Михайлович Мясищев скончался.

Мемориальная доска на улице Мясищева в Москве (худ. Н. И. Закрытный) Фото: Commons.wikimedia.org / Brattarb

Работы по радикальной модернизации М-4 проводились в соответствии с постановлением Совмина СССР No.1428-642 от 6 июля 1954 г. На фирме тема получила шифр "36", а самолет - обозначение ЗМ. При выборе двигателей ставку сделали на ВД-7, взлетная тяга которых превышала 11000 кгс, а крейсерский расход топлива составлял 0,73-0,8 кг/кгс*ч (у АМ-3 - до 1,03), как у лучших зарубежных обр...

С появлением у стран НАТО сверхзвуковых перехватчиков первого поколения типа F-102, F-104, "Лайтнинг", а такжеЗРК "Бомарк", "Найк Аякс", загоризонтных РЛС "Кобра-Джуди" и т.п. вероятность преодоления ПВО дозвуковыми неманевренными самолетами на большой высоте значительно уменьшилась. А в ближайшей перспективе ожидалось появление более совершенных сис...

Самолет топливозаправщик, СССР (1975)

До начала 80-х годов бомбардировщики 3МС и 3МН переоборудовались в топливозаправщики ЗМС-2 и ЗМН-2. Они пришли на смену М-4-2 в связи с международными договорами о сокращении численности стратегических бомбардировщиков и долгое время являлись основным средством дозаправки в полете машин стратегической авиации, оборудованных системой "Конус". Максимальное количество отдаваемого...

Административный самолет "Бриз" проектировался в 1994 году для перевозок административного персонала на большие дальности при высоком уровне комфорта. Автор проекта - В. Ф. Бородин. Самолет представляет собой свободнонесущий двухдвигательный низкоплан. Двухдвигательная схема выбрана для обеспечения повышенных требований к безопасности полета. С этой же целью выбрано низкорасполож...

Тяжелый транспортный самолет, СССР (1981)

Постановлением ЦК КПСС и Совмина от 17 февраля 1976 г. советской промышленности было задано создание универсальной ракетно-космической транспортной системы (УРКТС) "Рассвет", которая в дальнейшем получила название "Энергия". Она должна была выводить на орбиту различные тяжелые аппараты, в т.ч. и ВКС "Буран". Отвечало за создание всей системы НПО "Энергия", а разработку советского космическо...

Легкий многоцелевой самолет, Россия (1995)

Еще в 1953-м основатель фирмы В.М.Мясищев предпринял первую попыткупроектирования пассажирского самолета (тема 27). Но только через 50 лет его последователям удалось воплотить это стремление в реальность. Как ни странно, тому способствовала тяжелая экономическая ситуация в стране. С конца 1990-х, в условиях прогрессирующего экономического кризиса в СССР, объектом пристального внимания в...

Административный самолет, Международный

В конце 80-х годов ЭМЗ им. В. М. Мясищева в условиях "обязательной" конверсии начал разработку самолетов авиации общего назначения (АОН): "Скиф", "Гжель", "Ямал", "Иртыш", "Дельфин", "Надежда" и др.Разработка служебного самолета "Дельфин" с турбовинтовыми двигателями, как и других многочисленных проектов самолетов...

Административный самолет, Международный (2003)

Как известно, самолеты авиации общего назначения (АОН), являются наиболее распространенным классом летательных аппаратов во всем мире. Только в США на самолетах данной категории осуществляется более 50% всех грузопассажирских перевозок. Мировой парк самолетов АОН составляет десятки тысяч без учета стран СНГ и Китая. В связи с проводившимися экономическими реформами в 90-х России, в условиях...

Высотный разведчик, СССР (1978)

50-60-е годы были временем конфронтации и противостояния двух великих держав: США и СССР. Беспрестанно проводились маневры стран НАТО с одной стороны, и стран Варшавского договора - с другой. Американские высотные самолеты-разведчики У-2 постоянно патрулировали вдоль границ нашей страны. Правда, уже не забираясь вглубь: майский урок 1960 года, когда самолет-шпион У-2, пилотируемый Фрэнсисом...

Административный самолет, Россия

Самолет М-202 явился дальнейшим развитием проекта М-102. По сути этот проект был преемником всех основных технических и конструктивных решений, разработанных для самолета М-102. Аэродинамическая компоновка проекта М-202 была аналогичной, главное отличие состояло в том, что проект предусматривался на большую размерность, на 19 пассажиров. При сохранении общей аэродинамической схемы самолета,...

Административный самолет, Россия

История проекта самолета М-302 началась не в КБ, а в санатории г. Кисловодска, где отдыхал Александр Аркадьевич Брук - зам. Генерального конструктора ЭМЗ им. В. М. Мясищева. Осенью 1992 года, прогуливаясь по тенистым аллеям санатория, он познакомился с Фатидином Абдурахмановичем Мухамедовым. Слова за слово, выяснилось, что оба работают в авиации. Мухамедов к тому времени уже имел налаженные...

Стратегический бомбардировщик, СССР (1953)

Начало ядерного противостояния двух сверхдержав складывалось явно не в пользу Страны Советов. Создав через четыре года после американцев собственную атомную бомбу, СССР не только проигрывал в размерах ядерного арсенала, но и не мог доставить "оружие возмездия" на территорию США. Требовалось срочно построить флот стратегических бомбардировщиков, способных решить эту задачу. Само сл...

Стратегический бомбардировщик, СССР (1959)

История М-50 началась в 1950-е годы, когда понятие сверхзвуковой самолет не укладывалось в сознание обывателя, а пилотов таких машин относили к категории героев. Журналисты и писатели "рисовали" в своих, воспаленных воображением, головах фантастические картины будущего и лишь инженеры, почувствовав перспективу, осознавали всю сложность сверхзвукового полета. Задача создания дальнего...

Сельскохозяйственный самолет, Россия (2003)

M-500 - cельскохозяйственный самолет, разработанный в ОАО "ЭМЗ им. Мясищева". Самолет М-500 предназначен для выполнения авиационно-технических работ в сельском и лесном хозяйстве во всех зонах России и за рубежом. М-500 должен заменить устаревшие Ан-2. М-500 и самолеты на его базе могут быть использованы для выполнения следующих работ: доставка грузов и почты; патрульн...

Высотный разведчик, СССР (1988)

С 1996 г. высотный дозвуковой самолет М-55 "Геофизика" в рамках "Международного полярного эксперимента" ведет исследования коллизий, приводящих к разрушению озонового слоя (естественного щита нашей планеты) от пагубного влияния космических излучений. А начало истории создания уникального самолета относится еще к 1950-м, когда пересеклись творческие пути двух в...

Экспериментальный самолет для дальних перелетов, СССР

После рекордного кругосветного перелёта американского самолёта "Вояджер" конструкции Берта Рутана, который был осуществлён в декабре 1986 года, возникла идея создания аналогичного самолёта, который смог бы побить рекорд "Вояджера". Перед проектантами и конструкторами ОКБ им. М. В. Мясищева была поставлена задача спроектировать самолёт, не копируя схему самолёта "Воя...

Пикирующий бомбардировщик, СССР (1944)

Круг задач, поставленный главным конструктором перед ОКО-22 и опытным цехом, не исчерпывался перечисленными выше модификациями. В ноябре 1943 г. начались заводские летные испытания самолета Пе-2 с новыми моторами М-1. Двигатель, созданный на заводе № 16, представлял собой непосредственное развитие М-105 с сохранением его внешних форм и основных размеров (диаметр цилиндров был нез...

В мае 1943 г. ОКО-22 возглавил один из наиболее талантливых советских авиаконструкторов Владимир Михайлович Мясищев. Некоторое время он был полностью погружен в работу по "подтягиванию" летно-технических данных серийных "пешек", но уже спустя три месяца пришел черед радикальных решений. В своей "августовской программе" Мясищев представил в наркомат авиапромышленности целый набор новых мод...

Пикирующий бомбардировщик, СССР (1943)

Пе-2Б с моторами М-105ПФ создавался по типу Пе-2А с добавлением новых коков винтов, обеспечивающих лучшее сопряжение с мотогондолами, иной капотировкой моторов, аэродинамическими улучшениями по предложениям ЦАГИ. В частности, предусматривалась установка маслорадиаторов и всасывающих патрубков в передней кромке крыла. Переднюю часть крыла также предполагалось изменить: от передней кромки до п...