Open
Close

Архангел михаил и прочие небесные силы бесплотные. Собор архистратига михаила и прочих небесных сил безплотных Архистратиг михаил и прочие небесные силы

Собор св. Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных – праздник молитвенного прославления Небесных Сил. Во время пагубного впадения в гордость высшего ангела Люцифера (в переводе с латыни: Светоносный, или утренняя звезда: Денница), ставшего сатаной (противником Бога) и увлекшего за собою треть ангелов, ставших бесами, св. Архангел Михаил, собрав все чины и воинства ангельские, велегласно воскликнул:

«Вонмем, станем добре пред Творцом нашим и не будем думать о том, что противно Богу! Вонмем, что потерпели те, которые были созданы вместе с нами и доселе вместе с нами были причастниками Божественного Света! Вонмем, как они ради гордости внезапно от Света впали во тьму и с высоты низверглись в бездну! Вонмем, как спала с неба восходящая заутра Денница и сокрушилась на земле" (Св. Григорий Двоеслов. Толкование 4 на Евангелие ).

В битве с сатаной и его бесами верные Богу ангелы одержали победу, сатана был низвергнут с неба. За такую верность св. Архангел Михаил и был поставлен Богом Архистратигом (по-гречески – верховным военачальником) вождем Небесных Сил, которые остались верны Господу и воспевают Его славу. Само имя Михаил означает по-древнееврейски «Кто как Бог» . И одно это уже говорит, сколь высоко он почитается Святой Церковью. Он обладает необыкновенной духовной силою, которой побеждает все козни диавольские.

По этому поводу св. Григорий Великий пишет, что в то время как другие ангелы являются, чтобы принести людям какую-либо весть, Архангел Михаил посылается всякий раз, когда должна явиться чудесная сила Божия. Почти все важнейшие события библейской истории происходят при участии Архангела Михаила.

Отцы Церкви писали, что именно св. Архангел Михаил был херувимом, поставленным у райских ворот охранять путь к дереву жизни (Быт. 3:24), он же предводительствовал израильтянам во время исхода из Египта (Исх. 14:19; 23:20), через него Бог даровал на Синае десять заповедей, он встал на пути Валаама (Числ. 22:22) и разгромил армию ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19:35). В книге читаем: «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (10:13) И далее, в 12 главе: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего» (12:1). Имя Михаила Архангела упоминается и в Откровении : «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них… И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом или сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы низвержены с ним» (12:7).

Исходя из таких мест в Священном Писании, св. Архангел Михаил считается в Церкви покровителем и защитником народа Божия – сначала древнееврейского народа Израиля, в котором пророками возвещалось воплощение Спасителя. После же отпадения евреев в служение их новому "отцу" – диаволу (Ин. 8:44) св. Архангел Михаил становится хранителем Нового Израиля – всех христиан и православной Руси как наиболее христианского народа.

«С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига» ("Минея"). Так, согласно легенде, когда хан Батый в 1239 г. направлялся к Новгороду, св. Архангел Михаил явился ему и запретил входить в город. Войдя в Киев, Батый увидел над дверьми одной из церквей образ св. Михаила и, показав на него, сказал своим каганам: «Сей возбранил мне идти на Великий Новгород».

Почитание Архистратига Михаила русскими князьями выражалось в молитвенном обращении о помощи в минуты опасности, перед началом решающих сражений и вообще в ходе войны. Наши предки создали множество храмов в честь Архистратига. В Киеве сразу после Крещения Руси был создан Архангельский собор, затем почти во всех русских городах, князья испрашивали именно в этих храмах благословения при венчании на царство, при крещении наследников, перед своей кончиной. Изображения св. Архистратига помещались на княжеских боевых шлемах, личных печатях, гербах, знамёнах. Всё это определялось особым отношением к Архангелу Михаилу как защитнику русской государственности. Для была написана икона "Благословенное воинство" (см. ниже ), где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.

В иконографии Архангел Михаил изображается с мечом как воин-защитник, либо с копьем, поражающим змия-сатану. Будучи сам воином против армии первого революционера – сатаны, особенную помощь Архангел Михаил оказывает тем, кто также активно противостоит силам зла и врагам Божиим. Поэтому он считается покровителем Русского воинства, бьющегося за правое дело. Удерживающая православная Империя более, чем кто-либо, заслуживала такой помощи св. Архистратига воинства Божия, потому он изображен на многих русских воинских знаменах.

Своим покровителем избрали св. Архистратига Михаила и русские черносотенцы ХХ века, ставшие на путь решительного противостояния революционным силам зла, в котором и нам не обойтись без поддержки предводителя ангельского воинства. В этот день был создан в 1905 г. (и ). В 1921 г. этот день открылся , на котором была образована Русская Зарубежная Церковь.

Для нас образ св. Михаила Архангела, попирающего сатану, является символом христианского оптимизма. Он указывает нам на то, что хотя мір во зле лежит – зло не всесильно. Ему можно и должно противостоять, это наша задача. И мы верим и знаем, что в конечном итоге земной истории зло будет побеждено, а верные Господу люди будут спасены к жизни вечной в преображенном міре Царства Божия. И один из важнейших путей спасения – сопротивление злу.

Поэтому и наш сайт издательства "Русская Идея" – осенен образом Архистратига Михаила с такою молитвою к нему:

Буди вождь и соратай непобедим христолюбивому воинству нашему, венчая его славою и победами над супостаты, да познают вси противляющиися нам яко с нами Бог и Святии ангелы Его.

О НЕБЕСНОЙ ИЕРАРХИИ

От себя и от лица ООПД РНЕ поздравляю Михаила Викторовича с Днём Ангела! Уверен-мы победим пройдя испытания!

Дорогого Михаила Викторовича поздравляю с Днем Ангела! Помощи Божией в трудах!

Присоединяюсь к поздравлениям Юлии. Благодарю Господа, что есть Вы и Ваш сайт, который помогает жить в наше трудное, лживое время. Почитаешь, пообщаешься - вроде и легче. Спасибо Вам и всем единомышленникам. Берегите себя, Вы нам очень нужны. Слава Богу за всё!

Величаем Тя, святый Архистратиже Божий Михаиле, и вас святии архангели ангели, начала, власти, престоли, господьствия, силы, херувими и страшнии серафими, прославляющие Господа!
Ежедневная молитва Архистратигу Божию Михаилу: "Архистратиже Божий Михаиле, отжени от меня молниеносным мечем твоим духа лукавого, искушающего мя. О великий Архистратиже Божий Михаиле, победителю демонов! Победи и сокруши всех врагов моих, видимых и не видимых и умоли Господа Вседержителя да помилует Россию и свой народ очистит от безумия. Восстановит престол православных царей, да зазвучит прекрасная симфония: Патриарх + Царь. Выполнит Россия свое предназначение, как Третий Рим. Отнимет иго жидовское - поганое и уничтожит всех врагов Руси святой. Спасет Россию от голода, войны, смертоносной язвы, страшных катаклизмов и напрасной смерти. Аминь

о.Иоанн, а почему Вы Помазаника Божия Царя, Христа Господня поставили за избранником человеков Патриархом? И о какой симфонии Вы упоминаете? Русская симфония через Помазаника Божия Царя Иоанна Грозного нам Богом показана в Российском Большом Гербе. Как икона она графически до сих пор звучит! А что такое "да зазвучит прекрасная симфония: Патриарх+Царь" не понятно?!

Не патриархи ли помазывали царей на пристол? Петр-I, первым нарушил эту симфонию?
Многое не понятно нашему народу получившему советское наследие - безумие. Потому в молитве четко указано, что если не будет восстановлена симфония Патриарх - Царь, то в мечтах останется освобождение России от ига жидовского. Многим трудно "дается" эта молитва. Ну тогда молитесь для начала так: "Архистратиже Божий Михаиле, отжени от меня молниеносным мечем твоим духа лукавого, искушающего мя."

Черносотенцев более правильно называть скинхеды-1905. Это наркоманы, алканавты люди без особой морали и не богатым умственным арсеналом. Кстати черносотенное движение нанесло самый сильный удар по России в отличие от других подобных предреволюционных течений. Не спроста что черносотенцев, что скинхедов разработали в своих научноисследовальских институтах мировые сионисты еще с незапамятных времен. Конечно можно рвать глодку отстаивая модный в последнее время псевдо патриотизм только факт остается фактом. Есть каинова печать и наказание для нации-народа который согрешает против бога. УБЕЙ ЧЕРНОСОТЕНЦА(СКИНХЕДА) СПАСИ НАЦИЮ.

Патриарх, как священнослужитель исполнял свою обязанность в Таинстве Миропомазания на Царство, а на Престол Царя помазывал Бог. В Таинстве Царь сам возлагал на свою главу царскую корону. В Церкви Православной (и Русской в том числе) всегда был Царь-Патриарх и эту Богом данную симфонию властей Император Пётр Великий никогда не нарушал. Это очевидно.

Величие власти Царя всегда поддерживалось его помазанничеством. Теперь же, особенно рьяно делают на этом упор царебожники. Действительно, православные Цари являются Помазанниками, но только не в том смысле, как ветхозаветные. Те помазывались на абсолютную власть над своим народом и в гражданском, и в духовном отношении. В Новом Завете ничего не говорится о помазанности царей. Это было введено и разработано Церковью и не без ведома императоров во времена свободы христианства. Поэтому единодержавие с властью над Церковью является измышлением человеческим, создавшимся для угождения всевластвующего кормильца. Уже сразу императоры берут на себя, при согласии подвластных архиереев, право председательствовать на Соборе, назначать патриархов. На Руси князья старались держаться в рамках симфонии, но уже первый царь Иван Грозный начинает ставить митрополитов по своему усмотрению. Царь Алексей Михайлович добивается низложения Патриарха Никона, а Петр Первый окончательно подчиняет себе Церковь, отменив патриаршество и создав подчиненные себе Сенат и Синод.

о. Иоанн Вы пишете «Величие власти Царя всегда поддерживалось его помазанничеством». Теперь же, особенно рьяно делают на этом упор царебожники». Действительно, величие Власти Царя в её истинности и законности. Ведь в Таинстве Миропомазания на Царство Царь получает Власть от Бога. Стало быть, Таинство свидетельствует, что Власть Царя – Власть Истинная. Как муж в семье, так и Царь в стране – естественный, Богом данный Господин и Отец, Власть Его сакральна и подобна Власти Царя Небесного. Стало быть, всякий законный муж в семье и Помазанник Божий Царь в Государстве Богоизбранного Народа и Церкви Православной – живая икона Господа и Бога нашего Иисуса Христа. А «царебожники» это, очевидно, те, кто любит Отца и естественно признаёт Его Власть. В этом смысле, наверное, все Ангелы в Царстве Небесном – царебожники. О.Иоанн если «единодержавие с властью над Церковью является измышлением человеческим, создавшимся для угождения всевластвующего кормильца», то как понимать власть мужа в семье? Это тоже измышление? Но ведь каждый знает, что мужу не нужно брать власть в семье, она ему Богом дана естественно. Муж – господин во всех семейных вопросах и только он является отцом. Отец (и только он) может собрать семью для ответственного совещания, он может обличить любого члена семьи и указать ему на ошибки. Муж любит жену до ревности и не потерпит от неё не то чтобы блуда, но даже недостойного флирта. Слово Отца в семье всегда со властию и любовью. Отец является и гарантом всех семейных решений. Где же здесь измышления? Кто не любит Царя, тот не любит Бога. Богом данный образ симфонии властей (см. Российский Большой Герб) никто изменить не сможет. Всякие изменения – ложь, а ложь всегда временна, т.е. искажает Истину до времени, которое Бог попустит. Утверди Боже, Святую Православную Веру!

Симфония властей церковной и гражданской установилась с принятия Императором Константином Христианства и объявления Церкви свободной. Император же Юстиниан ее узаконил в 6-ой новелле: «Величайшие дары Божии, данные людям высшим человеколюбием, - это священство и царство. Первое служит делам Божеским, второе заботится о делах человеческих. Оба исходят от одного источника и украшают человеческую жизнь. Поэтому цари более всего пекутся о благочестии духовенства, которое, со своей стороны, постоянно молится за них Богу. Когда священство беспорочно, а царство пользуется лишь законной властью, между ними будет доброе согласие и все, что есть доброго и полезного, будет даровано человечеству». Еще более определенно обрисовывает суть симфонии Император Иоанн Комнин в письме Папе Гонорию в ХII веке: «Два предмета в продолжении моего царствования признавал я совершенно отличным один от другого: один – это власть духовная, которая от Великого и Высочайшего Первосвященника, Князя мира, которое по божественному праву, они получили власть вязать и решать всех людей. А другой предмет – это власть мирская, власть обращенная, обращенная к временному по божественному слову: воздадите кесарю кесарево, что ему принадлежит, власть, заключенная в принадлежащей ей сфере. Эти две, господствующие в мире, власти, хотя и раздельны и различны, но действуют к обоюдной пользе в гармоничном соединении, вспомоществуя и пополняя одна другую. Они могут быть сравнимы с двумя сестрами – Марфой и Марией, о которых повествуется в Евангелии. Из согласного обнаружения этих двух властей проистекает общее благо, а из враждебных их отношений проистекает великий грех» (А. П. Лебедев, «История Византии», с. 416).

Рассмотри видимое и уразумей невидимое, - так учат нас Святые Отцы Церкви Православной, - и имей Веру. Бог всегда и везде, и во всём. Всё течёт перед глазами нашими и всё изменяется в этом міре, но Правда Божия царствует во веки и Закон Божий – Столп и Утверждение всей Вселенной, и всему своё время. Муж от жены и жена чрез мужа (это видимое), но глава жене – муж (это – невидимый закон Божий).
Возьмём пример от Таинства Венчания. В этом Таинстве Господь благословляет малое Царство через раба Своего – священнослужителя. В этом малом Царстве муж получает законную Власть Господина и Отца от Бога, а не от священнослужителя. Эту Власть ему не нужно ни доказывать, ни утверждать, ни отвоёвывать у жены и детей, которых Бог ему даровал. Законная Власть мужа всегда естественна и сакральна, т.е. Богом данная. В семье, где не нарушается Закон Божий, чрез мужа властвует Бог. В такой семье царствуют Любовь и Истина, в ней установленная Богом иерархия Власти (от мужа, - Господина и Отца, - к жене и детям), в ней нет борьбы властей, и члены этой семьи благоденствуют. Наверное, примерно об этом и писал святой Император Юстиниан.

Един Господь, едина Вера и едино Крещение. Как не может разделиться Господь, так и Власть Его едина и неделима, а земное Царство Богоизбранного Народа Русского – икона Царства Небесного. Истинная власть в міру и духовная, и господская, – свет от Света. Потому и сказал Святой Апостол «несть бо Власть, аще не от Бога», т.е. в малом Царстве чрез мужа, а в большом Царстве чрез Помазанника Божия Царя Самодержавного действующая. Без истинного мужа и без истинного Царя и в семье, и в Государстве господствует антивласть. То, что не было открыто Императорам Второго Рима, то Господь Бог открыл святым и благоверным Царям и Императорам Третьего Рима. Одни сеют, а другие жнут, но и сеяние и жатва от Господа, и радоваться будут все потрудившиеся во славу Божию. Учение о Царской Власти получило своё завершение через Помазанника Божия Царя Иоанна Грозного. Именно чрез этого Царя Бог показал нам, что есть истинная Власть и что есть истинная симфония властей. Предки наши это хорошо уразумели в Смутные времена, и оставили нам Русский Завет – Соборную клятву 1613 г. за русский род. И все Цари Русские свято соблюдали этот Завет – хранить Царскую Власть Помазанников Божиих из рода Романовых до второго и славного пришествия Господа и Бога нашего Иисуса Христа!

Спасибо огромное за Ваш труд. Эта информация необходима для каждого православного человека. Вы делаете большое дело,по скольку многим молодым людям проще зайти в интернет,нежели искать информацию в книгах.
Спаси Господи!

Слава Богу за все. С праздником, православные.

О. Иоанну:
-...патриархов много, но Божий помазанник-один и он христос-живая икона Спаса нашего на земле...Стоит ли говорить об апостасии патриархии в такой праздничный день?

ЧИТАЙТЕ
СБОРНИК СТАТЕЙ ВОСКРЕСЕНИЕ ЦАРСТВА ПРАВОСЛАВНОГО
О ВЫХОДЕ ИЗ ТУПИКА ЦЕРКОВНОГО И СОЦИАЛЬНОГО.ТОЛЬКО ДЛЯ ТЕХ ИСТИННЫХ ВОИНОВ ДУХА, КОТОРЫХ САМ СПАСИТЕЛЬ НАЗВАЛ ПОБЕЖДАЮЩИМИ...

ПОЗДРАВЛЯЮ СОРАТНИКОВ СОЮЗА РУССКОГО НАРОДА И ВСЕХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН С ПРАЗДНИКОМ!

С Праздником всех верных.

принять Царскую Власть Помазанников Божиих из рода Романовых - было и остаётся преступлением. Русь Романовы не крестили, а "выбирать царя" - это типа современных выборов президента? Жуть... 400 умело компостируют мозги, конца и края этому не видать. Государство Русь является формой сожительства одной семьи князей Рюриковичей, которая является историческим владельцем этого государства, эмпирическим ее олицетворением, и, что самое главное, идеальной формой бытия этого государства. Итак, фундамент, на котором она строится и функционирует Русь, сформированы именно вокруг метафоры семьи — как нераздельное тело, собственность рода и единственная «корпорация» Рюриковичей.

Княжеский род, следовательно, существует не только эмпирически, он метафизической целостности. Как нынешние времена является своего рода повторением прошлого, так и князья живые является восстановлением, «оживание» умерших предков.

Княжеский род находится вне обычных измерениями, он существует в вечности.

Русью правит не какой-то определенный князь, даже не совокупность живых родственников, а разверстые во временную перспективу (так же, как и в прошлом) бесконечная череда поколений. Как напоминал Мономаху митрополит Никифор: «Вам же долешнимы правит в роды и роды».

Когда покровительство за землю, государство принадлежит всей совокупности поколений династии — прошлым, нынешним и будущим, то княжеская святость автоматически принадлежит сакральному роду князей Рюриковичей -Крестителей Руси.
https://russkiev.wordpress.com/concept-russkiev/

С праздником Вас, Михаил Викторович, всех ваших сотрудников и весь народ православный!
И спасибо за Ваш праведный труд!

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца (по старому стилю) указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют “днем восьмым,” ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит “день осмый,” и тогда “приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним” ().

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочистые Херувимы (). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства () владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы () исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (; ) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала () начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы () благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы () наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

В книге «Руководство к написанию икон святых угодников» говорится о том, что святой Архангел Михаил «изображается попирающим (топчущим ногами) люцифера и, как победитель, держащим в левой руке на груди зеленую финиковую ветвь, а в правой руке копье, на верху коего белая хоругвь, с изображением красного креста, в ознаменование победы Креста над диаволом». (Академик , Москва, Синод. Тип., 1910, стр. 226).

Русский Златоуст, Архиепископ Херсонский Иннокентий в назидание писал: «Он первый восстал против люцифера (сатаны), когда сей восстал против вседержителя. Известно, чем закончилась эта война, низвержением денницы (сатаны) с неба. С тех пор Архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за церковь и чад ее.

…Посему для тех, кои украшаются именем первого из Архангелов, всего приличнее отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением» (Седмь Архангелов Божиих, М., 1996, стр. 5–6).

Архангел Гавриил

Архангел Гавриил (с еврейского – муж Божий ).

Один из высших ангелов, в Ветхом и Новом Заветах является, как носитель радостных благовестий. Священнику Захарии он возвещает в храме, при возношении курения, о рождении Иоанна Крестителя, Приснодеве в Назарете – о рождении Спасителя мира. По Библии он считается ангелом хранителем избранного народа. Каббалисты считают его учителем патриарха Иосифа; по учению магометан – от него Магомет получил свои откровения и им же унесён на Небо. На иконах изображается со свечей и зеркалом из ясписа в знамение того, что пути Божии до времени не бывают ясны, но постигаются через время путём изучения слова Божия и послушания голосу совести.

Упоминается в канонических книгах:

Святой Архангел Гавриил, как поясняется в «Руководстве к написанию икон», «изображается держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечею, а в левой каменное зерцало» (Фартусов, стр. 226). Это зеркало из зеленого ясписа (яшмы) с черными и белыми пятнами на нем, освещаемое светом истины, отражает хорошие и дурные дела народов, возвещает людям тайны Божия домостроительства, спасения человечества.

Имя Гавриил, полученное Архангелом от Бога, означает по-русски Крепость Божия или Сила Божия .

Архангел Варахиил

Архангел Варахиил (благословение Божие ).

Библии

Переводится на русский язык имя сего Небесного посланника Варахиил – Благословение Божие .

В книге «Руководство к писанию икон» говорится о нем следующее: «Святый Архангел Варахиил, раздаятель благословений Божиих и ходатай, испрашивающий нам Божия благодеяния: изображается несущим на груди своей на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей и предвозвещающим блаженство и нескончаемый мир в Царствии Небесном» (Фартусов, стр. 227). Эти белые розы означают благословение Божие. Что может быть чище и благовоннее белых роз, из которых добывается розовое масло? Так Господь через своего Архангела Варахиила посылает свое благословение из недр одежды его за молитвы и труды людям.

«Поелику благословения Божии различны, – пишет Святитель Иннокентий Херсонский , – то и служение сего Ангела многообразно: чрез него посылается благословение Божие на всякое дело, на всякое доброе житейское занятие» (Цит. соч., стр. 14).

Архангел Салафиил

Архангел Салафиил (молитва к Богу ).

«И вот Господь даровал нам целый лик ангелов молитвенных, с их вождем Салафиилом, – пишет Херсонский владыка Иннокентий, – чтобы они чистым дыханием уст своих согревали наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, когда и как молится, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати. Когда увидите, братие, на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям (к груди), то знайте, что это Салафиил» (Цит. соч., стр. 11–12).

В книге «Руководство к писанию икон» говорится: «Святый Архангел Салафиил, молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и возбуждающий людей к молитве. Он изображается с лицом и очами, склоненными (опущенными) вниз, и руками, прижатыми (сложенными) крестом на груди, как умиленно молящийся» (Фарусов, стр. 226–227).

Архангел Иегудиил

Архангел Иегудиил (хвала Божия ).

Это имя известно только по преданиям. В Библии и в Евангелии оно не встречается.

Имя святого Архангела Иегудиила в переводе на русский язык Славитель Божий или Хвала Божия , ведь он действительно, как гласит надписание на фреске Благовещенского Собора, «имать служение утверждати человеки труждающиеся в чесом либо, славы ради Божия, исходатайствовати им воздаяние».

Как поясняется в «Руководстве к писанию икон», Архангел Божий Иегудиил «изображается держащим в правой руке золотой венец, как награду от Бога за полезные и благочестивые труды святым людям, а в левой руке бич из трех черных веревок с тремя концами, как наказание грешным за леность к благочестивым трудам» (Фартусов, стр. 227).

«Всякий из нас, от мала до велика, обязан жить и трудится для славы Божией, – пишет Архиепископ Херсонский Иннокентий. Чем больше подвиг, тем выше и светлее награда. В деснице Архангела не просто венец: это награда для всякого христианина, трудящегося во славу Божию» (Цит. соч., стр. 13).

Архангел Рафаил

Архангел Рафаил (помощь Божия ).

Упоминается в неканонической книге: .

«Кто желает сподобиться небесной помощи Рафаила, тому первее всего надобно самому быть милостиву к бедствующим», – наставляет Архиепископ Иннокентий Херсонский (Цит. соч., стр. 9).

Рафаиил по-арамейски означает Исцеление Божие или Врачевание Божие .

В «Руководстве к написанию икон» вкратце поясняется, что: «Святый Архангел Рафаиил, врач недугов человеческих: изображается держащим в левой руке сосуд (алавастр) с врачебными средствами (лекарством), а в правой стручец, то есть остриженное птичье перо для помазывания ран» (Фартусов, стр. 226).

Архангел Уриил

Архангел Уриил (огнь Божий ).

Упоминается в неканонической книге: .

Согласно Преданию православной Христианской Церкви, святой Архангел Уриил был поставлен Богом охранять после грехопадения и изгнания Адама. По учению Святых Отцов, Архангел Уриил, будучи сиянием огня божественного, является просветителем потемненных, неверующих и невежд. А само имя Архангела, соответствуя его особому служению, означает Огонь Божий или Свет Божий .

По иконописному канону Православной церкви, святой Архангел по имени Огонь Божий «изображается держащим в правой руке против груди обнаженный меч, а в левой огненный пламень» (Фартусов, стр. 226).

«Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные», поясняет владыка Иннокентий, Архимандрит Херсонский (Цит. соч., стр. 10).

Архангел Иеремиил

Архангел Иеремиил (высота Божия ).

Упоминается в неканонической книге: .

«В 3-ей книге Ездры (4:36) упоминается еще Архангел Иеремиил (высота Божия)», – пишет архимандрит Никифор в «Библейской энциклопедии» (М., 1891, стр. 63). Он присутствовал при первой беседе Архангела Уриила со священником Ездрой и отвечал последнему на вопрос о знамениях, предшествующих концу грешного мира, и о начале вечного царства праведников.

Имя святого Архангела Иеремиила означает по-русски Высота Божия или Возвышение Божие . Он посылается свыше от Бога к человеку, дабы содействовать возвышению, возвращению человека к Богу. Архангел Божий не только приоткрывает мрачную перспективу греховного мира, дескать, чем дальше, тем хуже, но также помогает узреть в умирающем мире святые зерна жизни вечной (см. ). Изображается он, держащим в правой руке весы.

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре - девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) - в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют "днем восьмым", ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит "день осмый", и тогда "приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним" (Мф. 25, 31).

Чины Ангельские разделяются на три иерархии - высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами - предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов - по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского - "кто как Бог") - верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: "Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!" По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.

Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13 - 16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков - Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу.(Дан. 3, 92 - 95).

По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8).

Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).

Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: "А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян... внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: "сей ми возбрани пойти на Великий Новгород"".

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы - храм-усыпальница в Кремле - посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них - икона "Благословенное воинство" - написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины - князья русские - изображены под предводительством Архистратига Михаила.

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил - крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26); Рафаил - врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; Тов. 12, 15); Уриил - огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20); Селафиил - молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16); Иегудиил - славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил - раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил - возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36).

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:

Михаил - попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой - копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Гавриил - с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа - в левой.

Рафаил - держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

Уриил - в поднятой правой руке - обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке - "пламень огненный".

Селафиил - в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил - в деснице держит золотой венец, в шуйце - бич из трех красных (или черных) вервий.

Варахиил - на его одежде множество розовых цветов.

Иеремиил - держит в руке весы.

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре — девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) — в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25:31).

Чины Ангельские разделяются на три иерархии — высшую, среднюю и низшую . Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы . Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6:2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3:24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания. За Херувимами — предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1:16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1 Пет. 3:22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет. 3:22; Кол. 1:16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе со злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1:16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол. 4:16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов — по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского — «кто как Бог») — верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося Денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!» По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.

Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав 5:13-16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар 19:35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков — Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу (Дан 3:92-95).

По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, во рве со львами заключенному (кондак акафиста, 8), запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1:9), явил свою силу, когда чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян... внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород».

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских . В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы — храм-усыпальница в Кремле — посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них — икона «Благословенное воинство» — написана для , где святые воины — князья русские — изображены под предводительством Архистратига Михаила.

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил — крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8:16; Лк. 1:26); Рафаил — врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3:16; Тов. 12:15); Уриил — огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5:20); Селафиил — молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5:16); Иегудиил — славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил — раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил — возвышение к Богу (3 Езд. 4:36).

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:

Михаил — попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой — копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Гавриил — с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа — в левой.

Рафаил — держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

Уриил — в поднятой правой руке — обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке — «пламень огненный».

Селафиил — в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил — в деснице держит золотой венец, в шуйце — бич из трех красных (или черных) вервий.

Варахиил — на его одежде множество розовых цветов.

Иеремиил — держит в руке весы.

Собор – это совокупность всех святых ангелов во главе с Архистратигом Михаилом. Они восславляют Святую Троицу и служат Богу.

История празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Еще в апостольские времена было распространено ложное учение об Ангелах.
Среди христиан были еретики, которые поклонялись Ангелам как богам и учили, что видимый мир сотворен не Богом, а Ангелами, и почитать их надо выше Христа.В начале IV века было осуждено поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утверждено православное их почитание. Тогда же было принято решение о праздновании Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Этот праздник – главный из всех праздников в честь святых ангелов. В просторечии, он именуется — Михайлов день.

Архистратиг Михаил. Что мы знаем?

Из истории:

Давно, еще до сотворения человека и всего видимого мира весь ангельский мир был наделен великими совершенствами и дарами. Ангелы, подобно людям, имели свободную волю. Они могли злоупотребить этой свободной волей и впасть в грех. Это и произошло с одним из верховных ангелов – Денницей, который открыл в себе источник зла и гордости и восстал против своего Творца. Духовный мир поколебался и часть ангелов последовала за Денницей.

В этот момент из ангельской среды выступил Архистратиг Михаил и произнес: «Никто как Бог!», – обращаясь с этим призывом ко всем ангелам. Этими словами он показал, что признает только одного Единого Бога, Творца и Властителя всей вселенной.

Борьба была трудной, ибо Денница был наделен великими совершенствами. Но силы добра победили, и Денница был свергнут с неба со всеми своими последователями. А Архангел Михаил утвердился как вождь всего ангельского мира, верного богу. С тех пор в руках архистратига меч, потому что сатана, свергнутый с неба, не успокаивается.

Падшим ангелам пресечена возможность проникать в высшие области мироздания и, поэтому, всю свою злобу они устремили на людей.

  • В православии Архангел Михаил – это самый известный ангел, который упоминается в библейских книгах. Его еще называют Архистратиг Михаил. Он самый главный ангел среди святого воинства всех Архангелов и Ангелов.
  • Архангелу Михаилу приписывают самую главную роль в битве добра со злом. Именно он одержал победу над Сатаной и всей его нечистью.
  • Архангел Михаил выступает в роли стражника у ворот рая и встречает души умерших людей.
  • Архангел Михаил выступает в роли судьи на Страшном суде и призывает все души к ответу. Люди издавна считают Архангела Михаила покровителем всех умерших и молятся ему, чтобы он защитил их, а не карал на том Суде.
  • Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем, низвергающим Диавола.

Каких архангелов мы знаем?

В этот праздник вспоминаются все чудесные явления Архистратига Михаила и других Архангелов – Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила, Иеримиила.

На иконах попирает ногами Диавола. В левой руке держит зеленую финиковую ветвь. В правой руке – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Из Священного Писания и Священного Предания известны Архангелы:

Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества. На иконах изображается с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.

Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов. На иконах держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

Уриил – огонь или свет Божий, просветитель. На иконах в поднятой правой руке держит обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – «пламень огненный».

Селафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве. На иконах изображается в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги. На иконах в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий.

Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий. На иконах на его одежде множество розовых цветов.

Иеремиил – возвышение к Богу. На иконах держит в руке весы или Писание.

Небесные силы. Что мы знаем?

Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами.

Слово «ангел» на греческом языке значит «вестник». Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. Ангелов в духовном мире огромное множество, во много раз больше, чем людей на земле. Отличаются они своей просвещенностью, но задача у них одна — служение Богу.

Человеку, принявшему святое крещение, Богом дается на всю жизнь ангел-хранитель. Поэтому праздник этот считается вторым днем ангела всех православных христиан.

Ангелы отличаются друг от друга просвещенностью и делятся на три иерархии - высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина.

В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы .

  • Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы . Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
  • После Серафимов Господу предстоят многоочистые Херувимы . Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.
  • За Херувимами - предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы , таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти .

  • Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.
  • Силы творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.
  • Власти имеют власть укрощать силу Диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе со злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы .

  • Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.
  • Архангелы открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.
  • Ангелы наиболее близки к людям. Они наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов - по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Ангел — Хранитель. Что мы знаем?

Согласно библейским учениям, во время Крещения каждому из нас Господь дает Ангела–Хранителя. На всем жизненном пути Ангел-Хранитель находится около нас. Видеть их могут только святые люди. Наше зрение не позволяет их видеть, но это не должно нас смущать. Главное верить и знать, что они всегда с нами и охраняют нас на всем жизненном пути.

По учению Церкви каждому из нас во время Крещения Господь дает Ангела-Хранителя. Он всегда находится около нас, охраняя на всем жизненном пути. Мы, грешные люди, не видим их, как видят их святые. Но мы знаем и верим, что они всегда с нами.

Служение Ангелов-хранителей велико в очах Божиих, поскольку предназначение у них охранять и спасать людей. А человек, как известно, венец творения Божия.

Всякая хорошая мысль, всякое доброе дело, молитва, покаяние — все это в нас рождается и совершается по внушению нашего Ангела-Хранителя. Действуя через нашу совесть и наше сердце, он удерживает нас от греха и соблазна, помогает бороться с искушениями.

Когда Ангел-Хранитель видит нас идущими спасительным путем, он всячески старается нас ободрить, утвердить на этом пути.

Если мы уклоняемся с истинного пути, он всеми силами старается вернуть нас на него.

Но если мы совсем перестаем слушать своего Ангела-Хранителя и впадаем в грех, Ангел отходит от нас и, со стороны наблюдая за нами, просит Бога, чтобы Он потерпел и помедлил с наказанием. И в то же время он не оставляет попыток достучаться до нашей совести и пробудить покаяние.

Православные и народные традиции тесно переплетаются у нашего народа.

Праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных в народе называют Михайлов день.

О традициях и обычаях празднования можно прочитать в статье:

А хотели бы вы увидеть Архангела Михаила? Нет ничего невозможного в кинематографе. — рассказывает вымышленную историю о возвращении архангела Михаила на землю в ХХ веке. Жанр фильма мелодраматичный, комедийный. Если вы относитесь строго к религиозной теме, этот фильм не для вас…
Посмотреть фильм онлайн вы сможете в нашем Кинозале .

Эта статья о достопримечательностях города, непосредственно связанных с Архангелом Михаилом.