Open
Close

Армейские корпуса быстрого развертывания овс нато. Высшие органы управления нато

Материальное обеспечение тесно связано с другими видами тылового обеспечения войск (сил) - техническим, транспортным и медицинским .

Техническое обеспечение включает все виды технического обслуживания и ремонта, снабжения необходимыми материалами для поддержания систем оружия и объектов вооруженных сил в боеготовом состоянии, а также разработку планов и проведение соответствующих мероприятий по поддержанию материальных средств в исправном состоянии и эвакуации поврежденной техники с поля боя.

Основными мероприятиями по техническому обеспечению войск (сил) являются: техническое обслуживание, ремонт и модернизация вооружения, военной техники и имущества; их сбор, эвакуация и восстановление, а также консервация и хранение.

Для решения этих задач в Североатлантическом союзе созданы необходимые коалиционные и национальные органы управления. К числу главных коалиционных органов, отвечающих за организацию технического обеспечения, относятся консультативный совет НАТО по вооружению, комитет инфраструктуры НАТО, комитет НАТО по трубопроводам, управление тыла международного объединенного штаба военного комитета НАТО.

Важную роль в техническом обеспечении войск (сил) блока играет агентство НАТО по снабжению запасными частями, техническому обслуживанию и ремонту. В мирное время оно подчинено Совету НАТО, в военное переходит в непосредственное подчинение СК ОВС НАТО в Европе. В ведении агентства находится центр снабжения НАТО (Люксембург), предназначенный для технического обеспечения войск (сил) регионального командования ОВС НАТО «Север», а также южная база тылового обеспечения (Таранто. Италия), обслуживающая войска (силы) регионального командования ОВС НАТО «Юг».

В управлениях тыла объединенных штабов всех степеней имеются отделы, решающие задачи технического обеспечения войск (сил) в своих зонах (районах) ответственности.

Техническое обеспечение войск (сил) НАТО осуществляется с учетом ряда принципов, основными из которых являются: национальная ответственность за техническое обеспечение войск (сил), передаваемых в оперативное подчинение командований ОВС блока; централизация технического обеспечения (использование единых органов ремонта и восстановления В и ВТ и их совместное производство); создание непосредственно в войсках технической базы для ремонта и восстановления техники.

Система технического обслуживания и ремонта В и ВТ в НАТО включает в себя войсковой, полевой и капитальный (базовый) ремонт .

Войсковой ремонт , предусматривающий профилактическое обслуживание и мелкий ремонт, проводится непосредственно в подразделениях силами экипажей и специально подготовленных команд.

Полевой ремонт предполагает замену или восстановление неисправных узлов и агрегатов, которые не могут быть выполнены в ходе войскового ремонта. Он проводится в полустационарных либо стационарных мастерских ремонтными частями и подразделениями дивизий или АК.

Капитальный (базовый) ремонт , предусматривающий полное восстановление всех видов техники, осуществляется на ремонтных заводах и промышленных предприятиях, расположенных в зоне коммуникаций и тыловом районе зоны боевых действий.

Транспортное обеспечение включает планирование, управление и координацию воинских перевозок, подготовку и распределение транспортных средств, а также организацию взаимодействия с инженерными войсками, гражданскими организациями в области эксплуатации, технического обслуживания и восстановления транспортных коммуникаций. В

Воинские перевозки в интересах объединенных вооруженных сил НАТО имеют особое значение в связи с необходимостью переброски войск (сил) из США и Канады в Европу и их снабжения в европейских зонах материальными средствами извне.

По оценке руководства Североатлантического со юза, в военное время для обеспечения перебросок войск (сил) и деятельности военной промышленности потребуется широкое привлечение транспортных средств гражданских ведомств. Учитывая это обстоятельство, а также физико-географические условия Европейского континента, в особенности состояние сети коммуникаций на нем, командование ОВС НАТО придает особое значение тщательному планированию транспортного обеспечения еще в мирное время.

Высшими коалиционными органами альянса, ведающими вопросами транспортного обеспечения в военное время, являются: комитет планирования наземных перевозок на территории Европы, комитет использования гражданской авиации и комитет океанских перевозок. Эти органы осуществляют координацию действий национальных транспортных систем, контролируют распределение и использование сил и средств гражданских ведомств в интересах вооруженных сил и гражданского сектора.

В угрожаемый период в целях оказания помощи транспортным службам в обеспечении перевозок и приеме войск (сил) усиления в НАТО дополнительно могут быть созданы три агентства (по координации наземных перевозок в Центральной Европе, по координации транспортных перевозок на Средиземном море и по координации полетов гражданской авиации), а также сформированы объединенный парк железнодорожных вагонов в Центральной Европе и администрация по морским перевозкам военных грузов.

Вопросами непосредственного использования штатных транспортных средств ОВС НАТО в Европе занимаются транспортные отделы управлений тыла соответствующих штабов и создаваемые в военное время центры управления движением при штабах АК.

В пределах Европейского континента решающую роль в подвозе военных грузов играет наземный транспорт (главным образом автомобильный и железнодорожный). Возможности штатного автомобильного транспорта соединений и частей вооруженных сил стран НАТО в целом обеспечивают тактические переброски личного состава, а также необходимых запасов материальных средств и оборудования.

Внутренние водные пути сообщения имеют важное значение только для военных перевозок в пределах Центральной Европы и территории Польши.

Океанские (морские) перевозки считаются основными из всех способов стратегических перебросок войск (сил) усиления и грузов. В этих целях планируется сформировать объединенный флот транспортных средств (до 800 единиц).

Для перебросок личного состава, боевой техники и грузов в пределах Европейского континента командование ОВС НАТО намерено активно использовать воздушный транспорт. Однако возможности имеющейся группировки военно-транспортной авиации явно недостаточны для решения данной задачи в полном объеме. В связи с этим в военное время в интересах ОВС Североатлантического союза предусматривается широкое привлечение самолетов гражданских ведомств.

В общей системе воинских перевозок работа наземного, морского и воздушного транспорта тесно взаимосвязана, поэтому коалиционные транспортные органы блока осуществляют постоянное взаимодействие между собой и с национальными тыловыми структурами. В связи с этим в НАТО разработаны общие принципы организации воинских перевозок, формирования группировок объединенных транспортных средств (объединенного флота транспортных судов и объединенного парка железнодорожных вагонов), планы работы транспорта гражданских ведомств в угрожаемый период и начальный период войны.

Медицинское обеспечение войск (сил) преследует такие цели: сохранение боеспособности личного состава, оказание медицинской помощи раненым и больным и обеспечение быстрого возвращения их в строй. Ответственность за данный вид тылового обеспечения возложена на национальные медицинские службы. При этом предполагается тесное взаимодействие военно-медицинских служб с гражданскими органами здравоохранения.

Медицинское обеспечение в ОВС НАТО подразделяется на два вида - медицинское обеспечение на поле боя и медицинское обслуживание. Первое осуществляется штатными медицинскими формированиями объединений, соединений и час-гей, второе - медицинскими органами полевых армий, АК, объединенных авиационных и морских командований.

По мнению специалистов НАТО, основой эффективного медицинского обеспечения при массовом поступлении раненых и пораженных является медицинская сортировка. Она заключается в классификации раненых и пораженных по виду поражения и степени его тяжести, определении вероятности выживания раненых, назначении очередности лечения, эвакуации с целью оказания медицинской помощи большему числу раненых и пораженных.

В вооруженных силах большинства стран блока раненые (пораженные) в зависимости от степени ранения (поражения) подразделяются на четыре группы: первая - раненые (пораженные), для лечения которых и возвращения в часть необходима минимальная медицинская помощь (по расчетам экспертов, их численность может составить до 40 проц. общего количества раненых (пораженных); вторая — раненые (пораженные), нуждающиеся в оказании неотложной медицинской помощи (около 20 проц.); третья - те, оказание хирургической помощи которым может быть отсрочено (до 20 проц.); четвертая - раненые (пораженные), оказание медицинской помощи которым требует значительной затраты времени н сил (около 20 проц.).
С учетом сортировки по группам организуются последующие лечение и эвакуация военнослужащих.

При разработке планов медицинского обеспечения войск командование ОВС НАТО исходит из того, что во время боевых действий потери личного состава могут выражаться следующими цифрами: убитых - 20 проц., пропавших без вести - 10 проц., раненых - 70 проц. (санитарные потери от общей численности личного состава, вышедшего из строя). При этом, по прогнозам, 30 проц. раненых могут быть возвращены в строй в течение 30 сут.

Силы и средства медицинской службы сухопутных войск размещаются в зонах ответственности региональных командований ОВС НАТО в четыре эшелона. Они включают: медицинские средства батальонов, медицинские службы дивизий, медицинские службы АК. силы и средства медицинской службы в зоне коммуникаций.

В последнее время в ОВС НАТО проведены значительные по своему объему мероприятия с целью улучшения медицинского обслуживания войск (сил). Основные из них направлены на расширение возможностей по оказанию первой медицинской помощи, увеличение количества средств эвакуации, повышение мобильности медицинских частей и подразделений, а также на улучшение технической оснащенности полевых медицинских учреждений.

НАТО, или Организация стран Североатлантического блока - военно-политический союз, созданный в 1949 году как противовес растущей опасности, исходящей со стороны Советского Союза, который проводил политику поддержки коммунистических движений в Европе. Сначала в организацию входили 12 государств - десять европейских, а также США и Канада. Сейчас НАТО представляет собой крупнейший альянс, состоящий из 28 стран.

Образование альянса

Спустя несколько лет после окончания войны, в конце 40-х годов, возникла опасность новых международных конфликтов - произошел переворот в Чехословакии, в странах Восточной Европы установлены недемократические режимы. Правительства западноевропейских стран были обеспокоены растущей военной мощью Страны Советов и прямыми угрозами с ее стороны в адрес Норвегии, Греции, других государств. В 1948 году пять стран Западной Европы подписали Договор о намерении создания единой системы для защиты своего суверенитета, который потом стал основой для оформления Североатлантического альянса.

Главной целью организации стало обеспечение безопасности ее членов и политическая интеграция европейских стран. За годы своего существования НАТО несколько раз принимала новых членов. В конце 20-го и начале 21-го века, после распада СССР и Организации стран Варшавского Договора Североатлантический блок принял несколько восточноевропейских стран и бывших республик СССР, которые увеличили численность войск стран НАТО.

Стратегия «сдерживания»

Время действия договора между странами-членами НАТО в момент его подписания было определено в двадцать лет, но было предусмотрено и его автоматическое продление. В тексте договора подчеркивалось обязательство не проводить действия, противоречащие Уставу ООН, содействовать международной безопасности. Была провозглашена стратегия «сдерживания», которая опиралась на концепцию «щита и меча». Основой политики «сдерживания» предполагалось сделать военную мощь союза. Один из идеологов этой стратегии подчеркивал, что из пяти регионов во всем мире с возможностью создания военного могущества - это США, Великобритания, СССР, Япония и Германия - один контролируется коммунистами. Поэтому главной целью политики «сдерживания» стало не допустить распространения идей коммунизма в остальные регионы.

Концепция «щита и меча»

Заявленная концепция основывалась на превосходстве США в обладании ядерным оружием. Ответным ударом на агрессию было возможное применение ядерного оружия малой разрушительной силы. Под «щитом» подразумевались сухопутные войска Европы при мощной поддержке авиации и ВМС, а «меч» - стратегические бомбардировщики США с атомным оружием на борту. Согласно такому пониманию, рассматривались следующие задачи:

1. США должны были осуществлять стратегические бомбардировки.

2. Главные морские операции выполнялись американскими и союзными ВМС.

3. Численность войск НАТО обеспечивала мобилизация в Европе.

4. Главные ближнего действия и ПВО также предоставляли европейские страны во главе с Великобританией и Францией.

5. Остальные страны, являющиеся членами НАТО, должны были оказывать помощь в решении специальных задач.

Образование вооруженных сил альянса

Однако в 1950 году произошло нападение Северной Кореи на Южную. Этот военный конфликт показал недостаточность и ограниченность стратегии «сдерживания». Необходимо было выработать новую стратегию, которая стала бы продолжением концепции. Ею стала стратегия «передовой обороны», согласно которой было решено создать Объединенные вооруженные силы блока - коалиционные силы государств-членов НАТО, дислоцированные в Европе под единым командованием. Развитие Объединенных сил блока можно условно разделить на четыре периода.

Советом НАТО был разработан «короткий» план, рассчитанный на четыре года. Он строился на возможности использования тех военных ресурсов, которые на тот момент имелись в распоряжении НАТО: численность войск составляла 12 дивизий, около 400 самолетов, определенное количество кораблей. План предусматривал вероятность конфликта в ближайшем будущем и вывод войск на границы Западной Европы и в порты Атлантики. Одновременно велась разработка «среднего» и «долгосрочного» планов. Первый из них предусматривал поддержание вооруженных сил в состоянии боевой готовности, а в случае военного конфликта сдерживание сил противника до реки Рейн. Второй же был рассчитан на подготовку к вероятной «большой войне», в которой предусматривалось проведение главных военных операций уже восточнее Рейна.

Стратегия «массированного возмездия»

В результате этих решений за три года численность войск НАТО выросла с четырех миллионов человек в 1950 году до 6,8 миллионов. Увеличилось и количество регулярных вооруженных сил США - с полутора миллионов человек за два года оно выросло в 2,5 раза. Характерен в этот период переход к стратегии «массированного возмездия». Соединенные Штаты уже не имели монополии на ядерное оружие, но у них было превосходство в средствах доставки, а также в количестве, что давало им некоторые преимущества в вероятной войне. Данная стратегия предполагала ведение против советской страны тотальной ядерной войны. Поэтому США видели свою задачу в усилении стратегической авиации для нанесения ядерных ударов по глубоким тылам противника.

Доктрина ограниченной войны

Началом второго периода истории развития вооруженных сил блока можно считать подписание Парижских соглашений 1954 года. Согласно доктрине ограниченной войны было принято решение обеспечить страны Европы ракетами ближнего и дальнего радиуса действия. Возрастала роль объединенных сухопутных сил союзников как одной из составляющих частей системы НАТО. Предусматривалось создание на территории европейских стран ракетных баз.

Общая численность войск НАТО составляла более 90 дивизий, свыше трех тысяч средств доставки атомного оружия. В 1955 году была создана ОВР - несколькими месяцами позже состоялась первая встреча на высшем уровне, посвященная проблемам разрядки напряженности. В эти годы произошло определенное потепление отношений между США и СССР, тем не менее гонка вооружений продолжалась.

В 1960 году в НАТО численность войск насчитывала более пяти миллионов человек. Если же к ним добавить резервные части, территориальные формирования и национальную гвардию, то общая численность войск НАТО составила свыше 9,5 млн человек, около пятисот установок оперативно-тактических ракет и более 25 тысяч танков, примерно 8 тысяч самолетов, из которых 25 % - носители атомного оружия на борту и двух тысяч военных кораблей.

Гонка вооружений

Третий период характеризовался новой стратегией «гибкого реагирования» и перевооружением объединенных войск. В 60-е годы снова обострилась международная обстановка. Произошли Берлинский и Карибский кризисы, потом были события Пражской весны. Был принят пятилетний план развития вооруженных сил, предусматривающий создание единого фонда для систем связи и другие меры.

В 70-х годах 20-го века начался четвертый период развития объединенных сил коалиции и принята очередная концепция «обезглавливающего удара», которая ставила первоочередной задачей уничтожение узлов связи противника, чтобы он не успел принять решение об ответном ударе. На основе этой концепции было начато производство новейшего поколения крылатых ракет, с высокой поражающей точностью заданных целей. Войска НАТО в Европе, численность которых увеличивалась с каждым годом, не могли не тревожить Советский Союз. Поэтому он также приступил к модернизации средств доставки атомного оружия. А после началось новое обострение отношений. Однако с приходом к власти в Советском Союзе нового руководства произошел коренной поворот в международной политике страны, а в конце 90-х годов был положен конец холодной войне.

Сокращение вооружений НАТО

В рамках реорганизации сил НАТО к 2006 году планировалось создать Силы реагирования НАТО, численность войск которых составила бы 21 тысячу человек, представляющих сухопутные войска, ВВС и ВМФ. Эти войска должны были обладать всеми необходимыми средствами для ведения операций любой интенсивности. В составе Сил быстрого реагирования будут подразделения национальных армий, сменяющих друг друга каждые шесть месяцев. Основную часть военной силы должны были предоставить Испания, Франция и Германия, а также США. Предстояло совершенствовать и командную структуру по видам вооруженных сил, уменьшив на 30 % количество органов управления. Если рассмотреть численность войск НАТО в Европе по годам и сравнить эти цифры, то можно заметить значительное сокращение количества вооружений, которые альянс держал в Европе. США начали выводить свои войска из Европы, часть их перебросили домой, а часть - в другие регионы.

Расширение НАТО

В 90-х годах начались консультации НАТО с партнерами по программам «Партнерство ради мира» - в нем принимала участие и Россия, и «Средиземноморский диалог». В рамках этих программ организация приняла решение о приеме в организацию новых членов - бывших восточноевропейских государств. В 1999 году Польша, Чехия и Венгрия вступили в НАТО, в результате этого блок получил 360 тысяч войск, более 500 военных самолетов и вертолетов, полсотни боевых кораблей, примерно 7,5 тысячи танков и другой техники.

Вторая волна расширения прибавила к блоку семь стран - четыре восточноевропейские, а также бывшие прибалтийские республики Советского Союза. В итоге численность войск НАТО в Восточной Европе увеличилась еще на 142 тысячи человек, 344 самолета, более полутора тысяч танков и несколько десятков боевых кораблей.

Взаимоотношения НАТО и России

Эти события были негативно восприняты в России, однако теракт 2001 года и возникновение международного терроризма снова сблизили позиции России и НАТО. РФ предоставила свое воздушное пространство самолетам блока для нанесения бомбовых ударов в Афганистане. В то же время Россия выступила против расширения НАТО на восток и вхождения в ее состав бывших республик СССР. Особенно сильные противоречия между ними возникли в связи с Украиной и Грузией. Перспективы взаимоотношений НАТО и России сегодня волнуют многих, и по этому вопросу высказываются различные точки зрения. Численность войск НАТО и России практически сопоставима. Никто всерьез не представляет военного противостояния этих сил, и в дальнейшем необходим поиск вариантов диалога и принятия компромиссных решений.

Участие НАТО в локальных конфликтах

Начиная с 90-х годов 20-го века НАТО участвовало в нескольких локальных конфликтах. Первым из них была операция «Буря в пустыне». Когда в августе 1990 года вооруженные силы Ирака вошли в Кувейт, было принято решение о переброске туда многонациональных сил и создана мощная группировка. Численность войск НАТО в операции «Бури пустыни» составила более двух тысяч самолетов с запасом материальных средств, 20 стратегических бомбардировщиков, свыше 1700 самолетов тактической авиации и около 500 - палубной. Вся авиационная группировка была передана под командование 9-й воздушной армии ВВС США. После длительных бомбардировок наземные войска коалиции одержали победу над Ираком.

Миротворческие операции НАТО

Североатлантический блок также участвовал в миротворческих действиях в районах бывшей Югославии. С санкции Совета Безопасности ООН в декабре 1995 года в Боснию и Герцеговину были введены сухопутные войска альянса для предупреждения военных столкновений между общинами. После выполнения воздушной операции с кодовым названием «Обдуманная сила» война была закончена Дейтонским соглашением. В 1998-1999 гг. во время вооруженного конфликта в южном крае Косово и Метохия был введен миротворческий контингент под командованием НАТО, численность войск составила 49,5 тысяч человек. В 2001 году в вооруженном конфликте в Македонии активные действия Евросоюза и Североатлантического блока вынудили стороны к подписанию Охридского соглашения. Крупными операциями НАТО являются также «Несокрушимая свобода» в Афганистане и Ливии.

Новая концепция НАТО

В начале 2010 года НАТО приняло новую стратегическую концепцию, согласно которой Североатлантический блок должен по-прежнему решать три главные задачи. Это:


На сегодняшний день численность войск НАТО в мире составляет, по данным на 2015 год, 1,5 миллиона солдат, из них 990 тысяч - это американские войска. Совместные подразделения быстрого реагирования составляют 30 тысяч человек, они дополняются воздушно-десантными и другими специальными подразделениями. Эти могут прибыть по назначению в короткий срок - в течение 3-10 суток.

Россия и государства - члены альянса ведут постоянный политический диалог по важнейшим вопросам безопасности. В Совете Россия-НАТО созданы рабочие группы для сотрудничества в разных областях. Несмотря на разногласия, обе стороны осознают необходимость поиска общих приоритетов в деле международной безопасности.

Объединенные вооруженные силы — войска, силы и средства, органы управления, выделенные по согласованию между двумя или более государствами для совместных действий в целях обеспечения их безопасности. В состав объединенных вооруженных сил от каждого государства входят, как правило, наиболее подготовленные и оснащенные современным вооружением, техническими средствами соединения и части.

Силы специального назначения КСОР состоят из представителей органов внутренних дел или полиции, внутренних войск, органов безопасности и специальных служб, а также органов по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Вооруженные силы ООН — объединенные вооруженные силы государств-членов Организации Объединенных Наций, порядок их создания регламентируется статьей 43 Устава ООН. Военные контингенты, предоставляемые странами-членами ООН в распоряжение Совета Безопасности, под его руководство и командование по-существу и представляют собой объединенные вооруженные силы ООН . Их задачей является содействие предотвращению военных действий, восстановление и поддержание порядка, оказание гуманитарной помощи. В их функции включены также контроль за соблюдением договоренности о прекращении огня, наблюдение за выводом войск и патрулирование буферных зон. Традиционно в формировании многонациональных сил ООН принимали участие вооруженные силы скандинавских стран, Канады, Австрии, Ирландии, Франции, Великобритании, а также Ганы, Непала, Фиджи. В современных условиях к участию в них привлекаются также военные формирования США, России, Украины и других государств.

Объединенные Вооруженные Силы НАТО (ОВС НАТО) — коалиционные вооруженные силы государств, входящих в Организацию Североатлантического договора. Созданы в соответствии с решениями пятой сессии Совета НАТО в сентябре 1950 года.

В настоящее время членами НАТО являются 28 государств : Албания, Бельгия, Болгария, Канада, Хорватия, Чехия, Дания, Эстония, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, США, Испания, Великобритания, Турция. Главной задачей НАТО является защита свободы и безопасности его государств-членов политическими и военными средствами. НАТО придерживается того принципа, что нападение на одного или нескольких членов организации рассматривается, как нападение на союз в целом.

Структура Объединенных вооруженных сил НАТО по численности, боевому составу и оснащению в большей степени ориентирована на военные действия локального масштаба и проведение миротворческих операций (в том числе за пределами зоны ответственности блока), решение задач по предупреждению или ликвидации источников угроз, связанных с терроризмом и распространением оружия массового поражения (ОМП).

ОВС НАТО состоят из ядерных сил на театре войны и сил общего назначения. Ядерным силам отводится роль сдерживающего фактора для потенциальных агрессоров. Они включают эскадрильи самолетов-носителей тактической авиации военно-воздушных сил (ВВС) и военно-морских сил (ВМС). Силы общего назначения являются наиболее значительными по составу и представлены формированиями сухопутных войск, ВВС и ВМС, не входящими в ядерный компонент блока.

Проект Европейского оборонительного сообщества был оглашен французским премьером Рене Плевеном в 1950 году. Тогда, в июле 1950 года, Северная Корея при поддержке Китая напала на Южную Корею, чтобы объединить страну под коммунистическим флагом. В Европе нарастали опасения, что здесь также может быть осуществлен подобный сценарий, и тогда был разработан проект, согласно которому вооруженные силы Франции, Италии, Западной Германии и стран Бенилюкса должны были объединиться под общим командованием. , его не поддержало Национальное собрание Франции.

Попытки создания единой европейской армии продолжались и далее. В 1991 году Франция, Германия, Бельгия, Люксембург и Испания образовали объединенные бригады с единым командованием в Страсбурге и назвали их "Еврокорпус". В 1995 году французы, итальянцы, испанцы и португальцы договорились о создании Eurofor (European Operational Rapid Force).

На Хельсинской конференции в 1999 году Европейский Союз приступил к выработке единой оборонной политики , была разработана концепция сил быстрого реагирования. Участники конференции решили использовать силы быстрого реагирования только для осуществления миротворческих операций и проведения гуманитарных миссий. При этом была признана прерогатива ООН при принятии решений о начале миротворческих действий, а также "право первого отказа" НАТО, позволявшее использовать европейские войска только в случае, если альянс по каким-то причинам откажется участвовать в операции. Решение о создании сил быстрого реагирования Европейского Союза (EUFOR, European Union Force) было принято в сентябре 2000 года.

Вопросы обеспечения военной безопасности стояли во главе повестки дня саммита Евросоюза, тогда премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон высказался против создания объединенных вооруженных сил ЕС.

Немецкая газета Welt am Sonntag опубликовала интервью главы Европейской комиссии Жан-Клода Юнкера, который заявил, что ЕС необходимо создать собственную единую армию как инструмент отстаивания интересов Европы. Эта идея была одобрена министром обороны ФРГ Урсулой фон дер Ляйен, а немецкая оппозиция раскритиковала предложение Юнкера.

В Великобритании, Швеции, Польше. Как заявил официальный представитель ЕК Маргаритис Схинас, этот вопрос будет поднят на саммите ЕС в июне.

Страны Лиги арабских государств (ЛАГ) одобрили создание межарабских объединенных вооруженных сил быстрого реагирования, целью которых является устранение угроз в регионе.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 3/2000, стр. 2-7

ОБЩИЕ ВОЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Полковник А. СТЕПАНОВ

Военно-политическое руководство Североатлантического союза в интересах приведения командной структуры объединенных вооруженных сил в соответствие с задачами, определенными новой стратегической концепцией альянса, сосредоточило усилия на совершенствовании системы управления коалиционных войск (сил) НАТО.

Принятию решения о внесении изменений в эту структуру предшествовала подготовительная работа, в ходе которой было рассмотрено несколько вариантов реорганизации с учетом военно-политических и стратегических реалий. Военные специалисты исходили из того, что созданная в период «холодной войны» система управления ОВС НАТО, предназначенная в первую очередь для отражения угрозы «массированной агрессии» со стороны бывшего СССР и Варшавского Договора, стала слишком громоздкой, не позволяющей альянсу адекватно реагировать на динамичные изменения обстановки.

Кроме того, появился ряд принципиально новых задач. Наряду с мероприятиями по обеспечению коллективной обороны новых членов НАТО, это проведение миротворческих операций, борьба с международным терроризмом, противодействие распространению оружия массового поражения (ОМП) и другие. В результате возникла необходимость создания многофункциональной, но более гибкой структуры объединенных командований блока, что, по мнению разработчиков, позволит ему эффективно осуществлять деятельность не только в зонах ответственности этих командований, но и за их пределами.

Прежняя структура органов управления ОВС НАТО была ориентирована на руководство прежде всего крупными группировками войск (сил), предназначенными для ведения крупномасштабной войны, и имела четыре уровня (рис. 1).

Органами высшего (стратегического) уровня являлись верховные главные командования - ОВС НАТО в Европе и ОВС НАТО на Атлантике. Им были подчинены главные командования (ГК) оперативно-стратегического уровня. В Европе их насчитывалось три: ГК ОВС НАТО на Северо-Западном Европейском, Центрально-Европейском и Южно-Европейском театрах военных действий (СЗЕ, ЦЕ и ЮЕ ТВД). На Атлантике было пять таких командований (в Западной, Восточной и Иберийской Атлантике, а также ударный флот и командование объединенных подводных сил НАТО на Атлантике). Они, в свою очередь, имели в подчинении командования оперативного уровня (11 в Европе и 15 на Атлантике), а также 29 командований оперативно-тактического уровня.

Новая структура альянса (рис. 2) была впервые предложена на заседании военного комитета НАТО с участием министров обороны стран - членов блока 2 декабря 1997 года, а окончательно утверждена на Вашингтонском саммите в апреле 1999-го. Практическая реорганизация структуры коалиционных органов управления началась 1 сентября 1999 года.

Принятие второй после «холодной войны» реформы натовской командной структуры (первая, менее радикальная, была осуществлена в 1991 году) потребовало значительных усилий и произошло в результате продолжительных торгов относительно географического размещения штабов и распределения командных должностей между странами-участницами.

При определении новой структуры управления вооруженными силами натовские специалисты руководствовались следующими соображениями. Во-первых, направления адаптации структуры управления к современным требованиям, по их мнению, определяются тремя главными целями - военной эффективностью, сохранением трансатлантических связей и обеспечением европейской идентичности в области обороны и безопасности. Во-вторых, альянс должен играть главенствующую роль в системе европейской безопасности, а новая структура военного управления ОВС НАТО должна быть способна решать весь комплекс задач Североатлантического союза. Кроме того, необходимо, чтобы структура управления обладала необходимой гибкостью, обеспечивая участие новых членов НАТО в деятельности блока.

В соответствии с установками НАТО командующие всех уровней получают большую свободу действий во всех видах военной деятельности НАТО. При этом региональные командования должны быть способны организовать прием войск (сил) усиления и осуществлять руководство ими при ведении крупномасштабных военных действий.

Новой структурой управления предусматривается особый подход в отношении зон ответственности объединенных командований. Постоянно установленные зоны ответственности будут иметь только стратегические и региональные командования (СК и РК) в Европе. Граница между стратегическими командованиями остается прежней, за исключением района вокруг Канарских о-вов и воздушного пространства над ними, которые по настоятельной просьбе Испании включены в зону ответственности стратегического командования ОВС НАТО в Европе. Руководство деятельностью авиации и флота в Европе возложено на командующих объединенными ВВС и ВМС региональных командований «Север» и «Юг». Они будут осуществлять его через объединенные центры управления воздушными и морскими операциями в конкретных секторах зоны.

Натовские специалисты предлагают использовать термин «совмещение двух должностей» для начальников штабов, которые могут быть объединены. В частности, штаб РК «Восток» стратегического командования ОВС НАТО на Атлантике и штаб командования ОВМС регионального командования «Север» СК ОВС НАТО в Европе будут преобразованы в единый орган (в Нортвуд, Великобритания).

Большое значение уделено принципу ротации важнейших командных должностей. В соответствии с ним будут назначаться, в частности, командующие уровня региональных командований и ниже, заместители командующих, и начальники штабов в рамках всей структуры управления, а также заместитель начальника штаба стратегического командования ОВС НАТО в Европе.

Признавая, что многонациональность продолжает оставаться важным фактором обеспечения солидарности и сплоченности блока, эксперты НАТО разработали ряд рекомендаций по комплектованию органов управления:

На долю страны, на территории которой располагается штаб, должно приходиться не более 50 проц. офицерских должностей основного состава. Оставшиеся должности необходимо распределять между офицерами других государств, преимущественно тех, которые граничат со страной, на чьей территории находится штаб;

Каждая страна-участница должна направлять своих офицеров в основной состав штабов стратегических командований;

Все государства в пределах регионального командования обязаны выделять офицеров в основной состав штабов командований соответствующих видов ВС. Более того, для улучшения взаимодействия в них же должны входить специалисты из штабов соседнего регионального командования;

В основной состав штаба каждого субрегионального командования (СРК) ОВС НАТО следует выделять равное количество офицеров не менее чем из пяти государств -членов блока.

Необходимо отметить, что именно СРК являются принципиально новыми образованиями в создаваемой структуре управления ОВС НАТО. По сути, это многовидовые командования, которые включают представителей как сухопутных войск, так и офицеров ВВС и ВМС.

Субрегиональные командования будут играть важную роль в претворении в жизнь концепции «многонациональных оперативных сил» (МНОС), принятой в НАТО в 1994 году. Она предусматривает создание многонациональных объединенных оперативных формирований (CJTF - Combined Joint Task Forces), предназначенных для решения задач урегулирования различных по масштабу и интенсивности кризисных ситуаций как в зоне ответственности блока, так и за ее пределами с привлечением войск и сил стран, не входящих в альянс (по крайней мере двух в Европе и одного на Атлантике).

Основой для развертывания штабов этих формирований в Европе станут оперативные группы, формирующиеся при штабах региональных командований (до 115 из 700 человек штатного состава штаба). В зависимости от масштабов и характера предстоящей операции их предполагается доукомплектовать группами усиления и обеспечения в основном сухопутных войск (до корпусного состава-100 тыс. человек). Штабы будут развертываться, как правило, на базе штабов СРК, расположенных вблизи от места конфликта (кризиса).

В рамках ОВС НАТО на Атлантике таким объединенным формированием (CJTF) будет, по существу, ударный флот (УФ), развертывание которого намечается главным образом в район Средиземного моря.

Сокращение органов управления ОВС НАТО с 65 до 20 произойдет главным образом за счет упразднения низовых звеньев управления оперативного и оперативно-тактического уровня (по классификации НАТО - третий и четвертый уровни).

По-прежнему будут функционировать два стратегических командования ОВС блока -на Атлантике и в Европе, осуществляющие общее планирование и руководство деятельностью подчиненных органов управления и войск (сил) в зонах своей ответственности.

Наиболее значительные изменения претерпит структура органов управления ОВС НАТО в Европе. В ее составе создаются командования и штабы трех уровней - стратегического, оперативно-стратегического и оперативного (четвертый, тактический уровень органов управления, будет упразднен). Всего в новой структуре вместо 42 намечается иметь 14 коалиционных органов управления: один стратегического, шесть оперативно-стратегического (два РК и четыре видовых) и семь оперативного уровня (СРК).

Непосредственное руководство объединенными вооруженными силами блока в Европе будет по-прежнему осуществлять главнокомандующий СК ОВС НАТО, штаб которого остается в г. Касто (Бельгия).

Самопровозглашенная зона ответственности стратегического командования ОВС НАТО в Европе включает: территории Бельгии, Дании, Германии, Греции, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Испании, Турции, Польши, Чехии и Венгрии, акватории Северного, Ирландского, Норвежского, Балтийского, Средиземного, Черного и Азовского морей, пролив Ла-Манш, Гибралтарский пролив и подступы к нему со стороны Атлантики, зону Балтийских проливов, а также Канарские о-ва, прибрежные воды и воздушное пространство над ними.

На базе двух главных командований ОВС НАТО на Северо-Западном Европейском и Центрально-Европейском ТВД развертывается региональное командование ОВС НАТО «Север» (г. Брюнсюм, Нидерланды), в зону ответственности которого входят территории Бельгии, Дании, Германии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Польши и Чехии, акватории Северного, Ирландского, Норвежского, Балтийского морей, пролив Ла-Манш и зона Балтийских проливов. Ему будут подчинены два видовых командования - объединенных военно-воздушных сил (ОВВС) и объединенных военно-морских сил (ОВМС) НАТО «Север», а также три субрегиональных командования ОВС НАТО («Север», «Северо-Восток» и «Центр»).

Командование ОВВС НАТО «Север» (г. Рамштейн, Германия) развертывается на базе командования ОВВС НАТО на Центрально-Европейском ТВД. На командование ОВМС НАТО «Север» (г. Нортвуд, Великобритания) возлагаются также задачи по руководству силами флота РК ОВС НАТО «Восток» стратегического командования ОВС НАТО на Атлантике. Штабы СРК ОВС НАТО «Север», «Северо-Восток» и «Центр» располагаются соответственно в городах Йотта (Норвегия), Каруп (Дания) и Гейдельберг (ФРГ).

Главное командование ОВС НАТО на Южно-Европейском ТВД преобразуется в РК ОВС НАТО «Юг» с подчинением ему двух видовых командований (ОВВС и ОВМС «Юг») и четырех СРК ОВС НАТО («Юго-Восток», «Юг», «Юго-Центр» и «Юго-Запад»), два из которых («Юго-Центр» и «Юго-Запад») являются новыми. Программой реорганизации военной структуры блока предусматривается предоставление данному командованию более широких полномочий и самостоятельности при решении оперативных вопросов, так как в зону его ответственности входят основные районы нестабильности (Балканы, Ближний Восток).

Зона ответственности регионального командования ОВС НАТО «Юг» (г. Неаполь, Италия) включает территории Греции, Италии, Испании, Турции и Венгрии, акватории Средиземного, Черного и Азовского морей, зону Черноморских проливов, Гибралтарский пролив и подступы к нему со стороны Атлантики, а также Канарские о-ва, прибрежные воды и воздушное пространство над ними.

Штабы видовых командований ОВВС и ОВМС НАТО «Юг» располагаются в г. Неаполь (Италия), а СРК «Юго-Восток», «Юго-Центр», «Юг» и «Юго-Запад» соответственно в городах Измир (Турция), Лариса (Греция), Верона (Италия) и Мадрид (Испания).

Как отмечают разработчики новой структуры управления, организация штабов этих командований в основном идентична, что говорит о стремлении руководства альянса создать универсальные органы управления, способные эффективно управлять необходимыми силами в зоне ответственности, а также за ее пределами. Они будут различаться лишь соотношением офицеров - представителей различных видов вооруженных сил, входящих в структуру штаба. Очевидно, например, что в СРК ОВС НАТО «Центр» преимущество будет отдано сухопутным войскам, так как оно формируется на базе командования объединенных сухопутных войск НАТО на ЦЕ ТВД. А в СРК ОВС НАТО «Север» и «Северо-Восток» присутствие представителей различных видов ВС будет сбалансировано, так как они формируются на базе командований ОВС НАТО в Северной Европе и в зоне Балтийских проливов соответственно.

Необходимость упразднения многих командных структур обусловлена причинами военно-политического характера, а также финансовыми соображениями. Так, из бюджета НАТО выделялись значительные средства на содержание командований, которые представляли интересы отдельных стран-участниц и были укомплектованы преимущественно офицерами национальных ВС. Поэтому командование ударных ВМС НАТО на ЮЕ ТВД, являвшееся фактически управленческой структурой 6-го флота США, не включено в состав РК ОВС НАТО «Юг». Оно будет функционировать под эгидой американского командования с сохранением в неизменном виде его основного оперативного предназначения.

В Атлантической зоне вместо четырехуровневой системы управления создаются коалиционные командования и штабы двух уровней - стратегического и оперативно-стратегического (всего шесть органов управления): стратегическое командование ОВС НАТО на Атлантике, три РК ОВС НАТО («Восток», «Запад» и «Юго-Восток»), а также два отдельных командования (объединенных подводных сил и ударный флот НАТО на Атлантике). При этом 17 органов управления третьего и четвертого уровня упраздняются, а их функции передаются реорганизуемым командным структурам.

В зону ответственности стратегического командования ОВС НАТО на Атлантике входят Фарерские о-ва, Гренландия, Исландия и Португалия, а также северная часть Атлантического океана (к северу от тропика Рака), за исключением района Канарских о-вов и воздушного пространства над ними.

Непосредственное управление объединенными вооруженными силами блока в Атлантической зоне будет осуществлять главнокомандующий ОВС НАТО на Атлантике, штаб которого будет, как и прежде, находиться в ГВМБ Норфолк (США). Его основные функции сводятся к поддержанию войск и сил в необходимой боевой готовности, организации оперативной и боевой подготовки органов управления, всестороннему обеспечению объединенных вооруженных сил и разработке планов их использования.

По мнению натовских экспертов, структура командований ОВС НАТО на Атлантике является эффективной как с политической, так и военной точки зрения. Отсутствие промежуточных звеньев между стратегическим и региональными командованиями на Атлантике позволяет оперативно управлять подчиненными силами и средствами в случае изменения военно-политической обстановки в Атлантической зоне и в Европе.

На региональное командование ОВС НАТО «Запад» (г. Норфолк) возложено руководство войсками (силами) блока в западной части зоны ответственности стратегического командования ОВС НАТО на Атлантике. РК ОВС НАТО «Восток» (г. Нортвуд, Великобритания) осуществляет руководство войсками (силами) как в зоне ответственности СК ОВС НАТО на Атлантике, так и силами флота регионального командования ОВС НАТО «Север» СК ОВС НАТО в Европе. Из зоны ответственности регионального командование ОВС НАТО «Юго-Восток» (г. Лиссабон, Португалия), в отличие от предыдущего ПС ОВС НАТО в Иберийской Атлантике, исключена акватория Канарских о-вов, которая перешла под ответственность субрегионального командования ОВС «Юго-Запад».

Штаб ударного флота на Атлантике (г. Норфолк) в основном представлен штабом 2-го флота США с включением в его состав представителей вооруженных сил не менее десяти стран - членов альянса. Развертывание УФ будет ориентировано прежде всего на Средиземное море, т. е. в интересах СК в Европе и РК «Юг».

Командование объединенных подводных сил на Атлантике (г. Норфолк) непосредственно подчинено стратегическому командованию ОВС НАТО на Атлантике. Его штаб не имеет статуса международного, и штатное расписание включает только офицерские должности ВМС США. Предполагается, что командующий объединенными подводными силами в основном будет координировать действия союзников по планированию боевого применения подводных сил.

В целом, поскольку Атлантическое командование будет развертывать свои силы, главным образом, в зону Европейского (РК «Восток», ударный флот), должности ВГК ОВС НАТО в Европе, командующих РК «Юг» и УФ будут отданы представителям США.

Переход на новую структуру управления ОВС альянса намечено осуществить в три этапа и полностью завершить к 2003 году. В ходе первого этапа, который закончился 1 сентября 1999 года, окончательно определена организационно-штатная структура коалиционных органов управления, согласованы состав, численность, дислокация, утверждены детальные планы их формирования и начаты практические мероприятия по реализации этих планов. Основное внимание на данном этапе уделялось южному флангу, который граничит с районами нестабильности, представляющими собой, по мнению военно-политического руководства блока, наибольшую угрозу для безопасности стран Запада.

В частности, были сформированы штабы субрегиональных командований ОВС НАТО «Юго-Запад» и «Юго-Центр». Для них выделены комплексы зданий в населенных пунктах Ретамарес (15 км западнее г. Мадрид, Испания) и Тернавос (30 км северо-западнее г. Лариса, Греция) соответственно. Кроме того, существовавшие ранее командования объединенных сухопутных войск НАТО на ЮЕ ТВД реорганизованы в соответствующие субрегиональные командования ОВС НАТО «Юг» (г Верона, Италия) и «Юго-Восток» (г. Измир, Турция). Таким образом, по завершении этого этапа на юге Европы начали функционировать четыре субрегиональных командования ОВС НАТО: «Юго-Запад», «Юг», «Юго-Центр» и «Юго-Восток».

В ходе второго этапа, который продлится до конца 2000 года, будет завершено формирование командований стратегического и оперативно-стратегического (регионального) уровня, подчиненных им видовых командований объединенных военно-воздушных и военно-морских сил, а также СРК ОВС НАТО на севере и в центре Европы. Так, в настоящее время проводятся мероприятия по созданию нового регионального командования ОВС НАТО «Север» (г. Брюнсюм, Нидерланды) и подчиненных ему одноименных видовых командований ОВВС и ОВМС НАТО. Руководство блока считает, что к апрелю 2000 года командования ОВС НАТО оперативно-стратегического и оперативного уровня будут способны решать весь комплекс задач, предусмотренных новой концепцией управления ОВС альянса.

В ходе третьего этапа реорганизации командной структуры ОВС НАТО, который продлится до апреля 2003 года, намечается решить задачи по сопряжению всех звеньев руководства, завершить строительство и модернизацию инфраструктуры, оснащение органов и пунктов управления современными средствами автоматизации и связи, а также подготовку личного состава для новых командований и штабов.

В результате проведения указанных мероприятий руководство альянса рассчитывает к середине 2003 года завершить создание гибкой системы управления, способной обеспечить эффективное применение коалиционных ВС в вооруженных конфликтах различной интенсивности, включая участие в миротворческих операциях как в зоне ответственности блока, так и за ее пределами.

Несмотря на то что количество штабов уменьшается с 65 до 20, сокращение численности их личного состава не предусмотрено. По-прежнему в управленческих структурах НАТО будет занято около 14 тыс. человек. На проведение мероприятий по реорганизации структуры управления и модернизацию системы связи, по оценке западных специалистов, потребуется около 500 млн долларов.

Новая структура органов управления ОВС НАТО, по заявлению ее авторов, разработана «с учетом задач, стоящих перед блоком в настоящее время, и оценки перспектив развития военно-политической и стратегической обстановки в евроатлантической зоне и обеспечивает сохранение лидирующей роли блока в новой системе европейской безопасности. Она предусматривает возможность подключения к ней новых членов альянса без проведения крупных реорганизационных мероприятий». Вместе с тем - это развивающаяся структура, которая может видоизменяться и совершенствоваться.

Анализ практических мероприятий и планов руководства НАТО по реорганизации структуры управления ОВС блока свидетельствует о стремлении его руководства адаптировать Североатлантический союз к новым условиям обстановки и придать ему функции военно-политической организации, отвечающей за обеспечение стабильности и защиту «западных ценностей» в глобальном масштабе. При этом после ликвидации промежуточных звеньев управления, как считает руководство блока, оно сможет более оперативно реагировать на изменения обстановки, расширять возможности по разрешению кризисных ситуаций различного характера как в зоне ответственности альянса, так и за ее пределами.

ПРИ СОВЕТЕ ЕС начали действовать Комитет по политике и безопасности и военная структура, которая со временем станет военным комитетом Европейского союза (ЕС), а также группа военных экспертов - основа будущего военного штаба этой организации.

Планируется, что комитет по политике и безопасности будет состоять из постоянных представителей стран - членов ЕС на уровне послов. В его задачи войдут определение общей внешней политики и политики безопасности, в том числе формирование военного потенциала, создание механизма консультаций с третьими странами, желающими участвовать в миротворческих операциях вместе с государствами, входящими в Европейский союз, развитие отношений между ЕС и НАТО. Эти органы являются пока временными, так как не предусмотрены договорами, составляющими конституционную основу Европейского союза. Вот почему межправительственная конференция стран-участниц должна в 2000 году разработать соответствующие поправки к этим документам. Л По заявлению генерального секретаря Совета ЕС Хавьера Солана, создание новых органов стало «важной вехой на пути формирования общей внешней политики и политики безопасности ЕС. Это первый шаг к формированию в Брюсселе единого центра, который должен обеспечивать политическое руководство и стратегическое планирование единой внешней политики ЕС». По словам X. Солана, «наша цель состоит в том, чтобы Европейский союз мог эффективно реагировать на международные кризисы, используя все имеющиеся у него рычаги: дипломатические, экономические, гуманитарные и, наконец, военную силу. Мы должны быть готовы взять на себя больше ответственности за региональную безопасность, особенно в приграничных со странами союза районах, где речь идет о непосредственных интересах ЕС. Мы должны быть готовы использовать законные средства для защиты безопасности за пределами наших границ».

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Состояние объединенных вооруженных сил НАТО

Вооруженные силы стран НАТО подразделяются на объединенные вооруженные силы и войска, остающиеся в национальном подчинении. Объединенные вооруженные силы НАТО включают часть вооруженных сил стран-участниц военной организации блока, переданных, выделенных и предназначенных для передачи под оперативное руководство коали-ционных органов управления.

Для руководства ОВС НАТО уже в мирное время созданы объединенные командования и штабы.

Коалиционной военной стратегией блока введена классификация входящих в ОВС НАТО войск (сил) по оперативному предназначению, получившая название «трехкомпонент-ная структура». В соответствии с ней объединенные вооруженные силы блока делятся на силы реагирования, главные оборонительные силы и войска (силы) усиления.

Силы реагирования (СР) являются наиболее боеготовым компонентом ОВС НАТО. Они включают формирования всех видов вооруженных сил стран-участниц военной организа-ции блока. Предназначены для задействования главным образом в кризисных ситуациях и локальных военных конфликтах с целью их урегулирования. При этом они могут быть задействованы как в зоне ответственности альянса, так и за ее пределами. Конкретный состав привлекаемых к операции войск (сил) будет зависеть от складывающейся военно-политической обстановки в районе кризиса и масштабов военного участия в ней альянса.

В зависимости от степени готовности к применению силы реагирования подразделяются на силы немедленного реагирования (СНР) и силы быстрого развертывания (СБР).

Силы немедленного реагирования предназначены для урегулирования кризисных ситуаций не силовыми методами, а путем демонстраций единства и готовности защищать кол-лективные интересы силой оружия. Они включают: командование мобильных сухопутных войск, воздушный компонент, морской компонент, командование дальнего радиолокацион-ного обнаружения и управления авиацией «Авакс - НАТО».

Командование мобильных сухопутных войск включает 12 батальонов: 2 от ФРГ, по одному от США, Великобритании, Бельгии, Канады, Венгрии, Норвегии, Нидерландов, Испании, Италии и Польши, роту от Люксембурга и взвод от Дании.

Воздушный компонент имеет в своем составе: аэ ТА — 17; аэ ВТА — 2; батареи ЗУР -14.

В составе морского компонента насчитывается свыше 45 боевых кораблей.

Боевых самолетов ВВС и ВМС около 300.

Командование ДРЛО и управления авиацией «АВАКС-НАТО» имеет в своем составе 17 самолетов Е-3А.

Силы быстрого развертывания предназначены для задействования в операциях по силовому урегулированию кризисных ситуаций, а также для обеспечения развертывания глав-ных оборонительных сил ОВС НАТО при угрозе возникновения крупномасштабной войны. Их задействование предполагается в случае, если масштабы кризиса превосходят возмож-ности сил немедленного реагирования по его локализации. Они включают сухопутный, воздушный и морской компоненты.

Боевые соединения сухопутного компонента СБР представлены 8 дивизиями: 3 механизированной и 1 бронетанковой дивизиями Великобритании; 1 бронетанковой дивизией США; 7 танковой дивизией ФРГ; 3 механизированной дивизией; 1 механизированной дивизией Турции; 2 мотопехотной дивизией Греции и национальные СБР Испании в составе трех отдельных бригад (эквивалент одной дивизии). 5 отдельными бригадами от ВС Великобритании, Германии, Бельгии, Нидерландов и Италии.

В состав воздушного компонента сил быстрого развертывания НАТО включены 22 эскадрильи тактической авиации (около 500 боевых самолетов) ВВС США, ФРГ, Великобритании, Турции, Норвегии, Бельгии, Нидерландов, Дании, 11 батарей ЗУР (63 ПУ) ВВС США и Дании, а также 2 эскадрильи (около 80 самолетов) военно-транспортной авиации ВВС США, ФРГ, Великобритании и Турции.

Морской компонент сил быстрого развертывания НАТО включает авианосцы, атомные многоцелевые подводные лодки, оснащенные КРМБ «Томахок», дизельные подводные лодки, корабли класса «фрегат» («эсминец»), ракетные катера, корабли охранения и материально-технического обеспечения, амфибийные силы с бригадой морской пехоты на борту, базовую авиацию, авиацию морской пехоты. Всего — до 110 боевых кораблей и около 500 самолетов ВМС США, ФРГ, Великобритании, Канады, Бельгии, Нидерландов, Да-нии, Норвегии, Испании, Греции, Италии, Португалии и Турции.

Главные оборонительные силы (ГОС) являются наиболее значительной по численности и боевому составу частью трехкомпонентной структуры объединенных вооруженных сил НАТО. Они предназначены для ведения крупномасштабных операций в ходе всеобщей или ограниченной войны в Европе и на Атлантике. В мирное время они могут быть задействованы совместно с силами реагирования блока в ходе разрешения вооруженных конфликтов. Они состоят из регулярных и резервных формирований сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил стран НАТО, за исключением Франции, Испании и Португалии, и укомплектованы личным составом не менее 65%, боевой техникой — 100%.

ГОС в своем составе имеют: дивизий - около 40, отд. бригад - свыше 95, боевых самолетов ВВС и ВМС - до 4300, боевых кораблей - свыше 500.

Формирования главных оборонительных сил, в соответствии с основным их предназначением, имеют более низкие категории боевой готовности, чем формирования сил реагиро-вания. Вместе с тем около 10% дивизий и 40% отдельных бригад сухопутного компонента главных оборонительных сил в повседневных условиях предполагается содержать в высокой степени боевой готовности (укомплектованность личным составом - не менее 90%, время готовности к выполнению боевой задачи - до 48 ч).

Войска (силы) усиления включают регулярные и отмобилизованные формирования, не вошедшие в состав сил реагирования и главных оборонительных сил.

Сухопутный компонент войск усиления представлен регулярными формированиями сухопутных войск, перебрасываемых в Европу из США и Канады, регулярными войсками Франции, не вошедшими в состав сил реагирования, частями и соединениями сухопутных войск Испании и Португалии, а также вновь отмобилизовываемыми формированиями вооруженных сил европейских стран блока.

В составе войск (сил) усиления имеется: дивизий — 20, бригад -свыше 45, боевых самолетов ВВС и ВМС - до 1000, боевых кораблей - около 200.

Состояние боевой готовности ОВС НАТО. В соответствии с требованиями НАТО для различных компонентов ОВС блока (сил реагирования, ГОС, войск (сил) усиления) установлены определенные категории боевой готовности.

Соединения и части, выделенные в состав сухопутного компонента сил реагирования, имеют следующие категории боевой готовности: мобильные сухопутные войска - А3, силы быстрого развертывания — А4. Готовность формирований воздушного компонента сил реагирования соответствует категориям А1-А3. Корабли объединенных ВМС, выделенные в состав постоянных соединений ОВМС блока, имеют категории боевой готовности А1, а выделенные в состав морского компонента СБР, -А2-А4.

Соединения и части сухопутных войск главных оборонительных сил блока имеют категории боевой готовности А4-В7, формирования объединенных ВВС - категории А2-В9, а боевые корабли объединенных ВМС - В5 и В6.

В войсках (силах) усиления формирования сухопутных войск находятся в категориях боевой готовности В5-С8, соединения и части объединенных ВВС имеют категории А2-С9, а корабли объединенных ВМС в зависимости от времени, необходимого для их перехода из районов базирования или проведения боевой подготовки в районы боевого предназначения, имеют категории боевой готовности В8-С9.