Open
Close

Библия онлайн. Библия онлайн Комментарий на откровение 15 глава

15:1 - 16,21 Семь чаш гнева Божия составляют четвертый цикл видений, подводящих ко Второму пришествию (Введение: Характерные особенности и темы). Начальная картина поклонения Богу (15,1 - 16,1) напоминает поклонение престолу Божию (4,1 - 5,14). Семь светоносных ангелов получают чаши в Божием присутствии в храме. Чаши символизируют чашу гнева Божия, которой, как сказано в Ветхом Завете, упиваются народы (14,10; 16,19; Ис. 51,17.21.22; Иер. 15-29; Плач 4,21; Иез. 23,31-34; Авв. 2,16). Эти чаши изливаются по повелению Божию (16,1); за каждой из них следует одна из семи последних язв, что подводит повествование ко Второму пришествию Христа, поскольку язвами "оканчивалась ярость Божия" (15,1).

Семь чаш ассоциируются с семью трубами. Первые четыре чаши, как и первые четыре трубы, приводят к разрушениям в главных сферах тварного мира: на земле, на море, на водах и на небе. Подобно трубам, чаши напоминают египетские казни. Но чаши вызывают более ужасные язвы, чем те, что следовали за гласом труб. Казни после звучания труб поразили треть живущих, язвы, последовавшие от излияния чаш, полностью поражают все живое.

Эти чаши символизируют суды Божий над творящими зло. Картина суда может указывать как на суд над безбожной Римской империей, так и на последнюю схватку перед Вторым пришествием Христа (Введение: Трудности истолкования).

15:2 стеклянное море. См. ком. к 4,6.

победившие зверя. Молитвам святых отведена важная роль в исполнении судов Божиих (6,9-11). Как и в 7,1-17, святые защищены от казней, поражающих землю.

15:3 песнь Моисея. См. Исх., гл. 15.

15:5 храм. См. 4,1 - 5,14 и ком.

15:6 чистую и светлую льняную одежду. В ветхозаветное время из льна делалась одежда священников (Исх. 28,42; Лев. 16,4). Светлые одеяния ангелов подчеркивают святость судов Божиих.

15:7 одно из четырех животных. См. ком. к 4,6.

15:8 наполнился храм дымом. Дым или густое облако часто сопутствуют Божественному присутствию. Очевидна связь этого стиха с явлением Бога на горе Синай (Исх. 19,9; 20,18) и видениями пророков Исаии и Иезекииля (Ис. 6,4; Иез. 1,4; ср. Чис. 12,5; Пс. 17,9.12; 73,1).

Статья сорок пятая. О семи ангелах, наводящих на людей язвы пред кончиною, и о стеклянном море, которое видел в Откровении.


Везде берется число семь и этим указывается, что неправды, дерзновенно допущенные в семь дней нашей жизни, будут обузданы семью язвами и семью ангелами. Под видом же стеклянного моря показывается будущая жизнь и прославление святых.


Стеклянное море , думаем мы, означает множество спасаемых, чистоту их покоя и светлость святых, лучами которой они воссияют подобно солнцу (Мф.13:43). Море смешено с огнем , и это нужно понимать из слов апостола: когождо дело, яковоже есть, огнь искусит (1Кор.3:13). Этот огонь нисколько не повреждает чистых и неосквернившихся, потому что, по изречению Псалмопевца (Пс.28:7), обладает двумя свойствами: одним - попаляющим грешников, и другим, как понимал это Василий Великий,- просвещающим праведных. Правдоподобно будет и то, если понимать под огнем Божественное ведение и благодать Животворящего Духа, ибо в огне Бог явился Моисею и Дух Свитый сошел на апостолов в виде огненных языков. Гусли указывают на умерщвление плоти и жизнь, руководимую Духом Святым и благоустроенную в гармонии добродетелей.


И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? Ибо Ты един свят: все народы приидут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои.


И пояху песнь Моисеи. По песни Моисея мы предполагаем, что здесь воссылается Богу песнопение от оправданных до благодати под законом, а по песни Агнца - что праведно пожившие на земле после пришествия Христова возносят Ему непрестанное песнопение и благодарение за посланные им на род наш милости и благодеяния, ибо к познанию Своему Он призвал чрез божественных апостолов все народы.


Здесь говорится о небесной скинии, по образу которой повелел Бог Моисею устроить и земную скинию. Из этого храма вышли ангелы, которые в знак своей чистоты, близости к краеугольному камню - Христу и светлости добродетелей одеты в льняную одежду или в чистый камень, как говорится в некоторых списках. Они опоясаны по персям золотым поясам в знак могущества своего, чистоты, честности и полномочия в служении.


Семь ангелов приняли от четырех животных семь золотых чаш, преисполненных гнева Божия, как говорится и у Иезекииля (Иез.5:13), и это означает, что ведение о делании, как учит великий Дионисий, получается вторыми от первых.


Дым указывает на страшный, ужасный и мучительный гнев Божий, который, наполнив храм, постигает достойных его в день Суда, и прежде всего, покорившихся антихристу и творивших богоотступные дела. Это подтверждается и дальнейшим, ибо говорит:


По сему предполагаем, что, пока Божественный гнев на нечестивых не разлучит праведников от неправедных, до тех пор Святые никоим образом не получат жребия в небесном Иерусалиме, священнодействия и успокоения в храме Божием. Ибо сперва надлежит окончиться язвам, которыми воздается за грех сие заслужившим, а потом уже и Святым предоставлено будет обитание в вышнем граде. Не погрешит, думаю, и тот, кто каждую из язв отнесет к находящимся на земле при кончине ее. И Бог, как человеколюбец, чтобы уменьшить бесконечные муки в будущем, попускает и в настоящей жизни наводить карательные язвы на заслуживших или чрез Пророков Еноха и Илию или чрез происходящие страдания от войн. - Но мы будем молить Господа, чтобы Он наказал нас отечески, а не мучительно бичевал во гневе Своем, ибо говорится: нет целого места в плоти нашей от гнева Его (Пс.37:4), чтобы, омывши слезами покаяния наши, оскверненные грехами, ризы, и облекшись в брачную одежду, войти нам в вечный чертог веселья Христа Бога нашего, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Статья сорок шестая. О том, что по излиянии первого фиала на отступниках сделались гнойные раны.


Из этого мы предполагаем, что святые до тех пор не получат жребия в небесном Иерусалиме, священнодействия и покоя в храме Божием, пока гнев Божий не разлучит праведных от грешников. Ибо сперва подобает окончиться наказаниям, которыми воздается за грех заслужившим их, а потом уже святые будут вселены в вышний град. Но не будет погрешности, если отнести каждую из язв к живущим на земле при ее кончине. Бог по Своему человеколюбию, чтобы ослабить бесконечные будущие муки, попускает и наводит в настоящей жизни карательные язвы на заслуживших или чрез своих пророков Еноха и Илию, или чрез страдания от войн. Мы же будем молить Господа, чтобы Он наказал нас, как Отец, и немучительно бичевал в Своем гневе, ибо сказано: нет целом места в плоти нашей от гнева Его (Пс.37:4), чтобы, омывши свои оскверненные грехами ризы слезами покаяния и облекшись в брачные одежды, нам взойти в чертог вечного веселия Христа, Бога нашего, Которому всякая слава, честь.


И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное — семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия.

И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии.

Можно было бы подумать, что, рассказав о жатве суда, Иоанну было бы удобнее остановиться, но ему нужно еще много чего сказать — о последних ужасах и тысячелетнем правлении святых, о последнем приступе язычников и об окончательном блаженстве.

Иоанн рассказал о снятии семи печатей и о семи трубах, а теперь должен рассказать еще о семи чашах гнева Божия. Такая манера типична для авторов апокалиптических книг, которые сводили все в группы по семь и три и считали совершенным сочетание трех групп из семи предметов.

Все это происходит на небесах. Прежде чем приступить к рассказу о семи ангелах с семью чашами гнева, Иоанн рассказал о тех, кто принял мученическую смерть ради Христа и теперь стоят на как бы стеклянном море. Это море мы уже видели в 4,6. Теперь это стекло смешано с огнем, совершенно естественное сочетание в настоящих условиях. В этом отрывке говорится о суде, а в Писании огонь часто является символом суда. Град и огонь — одна из казней египетских (Исх. 9,24); солому Бог сожжет огнем неугасимым (Мат. 3,12); а Бог наш есть огонь поедающий (Евр. 12,29). Вся сцена мрачно освещена огнем суда, который опустится на землю.

Вскоре мы слышим песнь Моисея. Это песнь, которую пел Моисей, когда дети Израиля победоносно ушли от опасности и прошли через Чермное море. Также и мученики, говорит Суит, невредимыми прошли через море мученичества и достигли небесных берегов.

Мученики, говорит Иоанн, победоносно выдержали борьбу с силами антихриста. Это крайне важно. Мученики умерли самой жестокой и ужасной смертью, и все же Иоанн говорит, что они победили зверя и вышли победителями. Их смерть сделала их победителями; если бы они сохранили свою жизнь, изменив своей вере, они потерпели бы окончательное поражение. В истории ранней Церкви день мученической смерти как день победы. В истории мученической смерти Перпетуы читаем: «День их победы подходил к концу и они шли от тюрьмы к амфитеатру, как будто они шли на небеса, счастливые и со спокойствием на лице». Иисус сказал: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот отберет ее» (Мат. 16,25). Одержать подлинную победу — это не благоразумно сохранить жизнь, а смело встретить лицом к лицу самое худшее, что может причинить зло и, если нужно, быть верным до конца. «Да лишит Господь вас мира вашего, — сказал испанский мистик Унамуно, — и даст вас славу».

Откровение 15:3.4 Победная песнь

И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых!

Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои.

Мученики-победители поют две песни: песнь Агнца, которую, как мы видели (14,3) могли выучить только они; и песнь Моисея, раба Божия. Это была песня, которую пел Моисей во славу Божию после благополучного перехода Израиля через Чермное море. Она находится в Исх. 15,1-19: «Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением… Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, творец чудес?… Господь будет царствовать во веки и в вечность».

Эта песнь была запечатлена в памяти иудеев. Ее пели на каждой субботней службе в синагоге. Во время каждой иудейской службы чтение Шемы, кредо веры Израиля, сопровождалось — и сопровождается еще сейчас, — двумя молитвами, и одна из них вот эта песнь: «Истинно, что Ты Иегова, Бог наш, и Бог наших отцов, наш Спаситель и Спаситель наших отцов, наш Создатель, Скала нашего Спасения, Помощь наша и наш Избавитель. Имя Твое извечно и нет Бога кроме Тебя. Новую песнь воспели те, что были избавлены, Твоему имени на морском берегу; они все вместе восхваляли Тебя и величали Царем и говорили, да царствует Иегова в беспредельном мире! Благословен, Ты Господи, спасший Израиля». Песнь Моисея запечатлела навек величайшее избавление в истории избранного Богом народа Израиля, и эту песнь поют победоносные мученики, проведенные через море гонений в обетованную землю небесную.

Но у мучеников есть своя собственная песнь. Здесь выделяются два обстоятельства.

1. Она почти полностью составлена из цитат из Ветхого Завета. Мы сперва приводим слова песни, а потом соответствующие места Ветхого Завета.

Велики и чудны дела Твои.

«Как велики дела Твои, Господи» (Пс. 91,6). «Велики дела Господни» (Пс. 110,2) «Он сотворил чудеса» (Пс. 97,1). «Дивны дела Твои» (Пс. 138,14).

Праведны и истинны пути Твои.

«Праведен Господь во всех путях Своих» (Пс. 144,17).

Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего?

«Все народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое» (Пс. 85,9).

Ты един свят.

«Нет столь святого, как Господь» (1 Цар. 2,2). «Да славят великое и страшное имя Твое: свято оно!» (Пс. 98,3). «Свято и страшно имя Его!» 77с. 110,9).

Открылись суды Твои.

«Явил Господь спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою» (Пс. 97,2) Такой отрывок показывает нам, насколько Иоанн был погружен в Ветхий Завет.

2. В песне торжествующих мучеников бросается в глаза еще одна вещь. В ней нет ни слова об их собственных свершениях; эта песнь с начала и до конца — лирическое излияние в честь величия Божия.

Небеса — это место, где люди забывают о себе и помнят только о Боге. Как выразился Р. Г. Чарльз: «При видении совершенного Бога свое «я» совершенно забывается». Суит выразился так: «В присутствии Бога мученики забывают о себе; мысли их поглощены окружающими их новыми чудесами; перед нами открыта слава Божия и Его великий план, в котором их страдания составляют лишь крайне незначительную толику. Они начинают видеть великие события мировой драмы и мы слышим славословие, в котором они приветствуют свое первое совершенно ясное видение Бога и Его дел».

Откровение 15:5-7 Ангелы-мстители

И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе,

И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами.

И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков.

Скиния откровения — так обычно называется в Ветхом Завете скиния в пустыне (Числ. 9,15; 17,7; 18,2). Таким образом Иоанн имеет в виду вовсе не иерусалимский Храм, а древнюю скинию.

И вот именно из скинии вышли семь ангелов-мстителей. В центре Святого в скинии стоял ковчег завета; ящик, в котором находились скрижали с Десятью заповедями, составлявшими суть закона. Другими словами, эти ангелы вышли из того места, где находится закон Божий, чтобы показать, что ни один человек и ни один народ не может безнаказанно игнорировать закон Божий.

Эти ангелы-мстители одеты в чистую и светлую льняную одежду и опоясаны золотыми поясами. Одежда ангелов символизирует три вещи, а) Это священническая одежда. Одежду из тонкого белого льняного полотна и шитый золотом пояс вокруг стана носили первосвященники. Первосвященника вполне можно назвать представителем Бога среди людей, и эти ангелы вышли как представители-мстители Бога, б) Это царская одежда. Белое льняное полотно и высокие пояса одежды князей и царей и вот эти ангелы вышли в царственном одеянии и с полномочиями Царя царей, в) Это — небесная одежда. Юноша у пустого гроба Иисуса был облачен в белую одежду (Мат. 28,3; Мар. 16,5), а ангелы, жители небесные, пришли исполнить на земле решение Бога.

Чаши, наполненные гневом Бога, дало семи ангелам одно из четырех животных. Когда мы в первый раз говорили о четырех животных при их первом появлении на сцене (4,7), мы видели, что первое животное было подобно льву; второе — подобно тельцу; третье имело лицо, как человек; а четвертое животное подобно орлу, и что они являются символами всего самого сильного, храброго, мудрого и быстрого в природе. Если это так, то будет вполне уместно, если одно из них даст семи ангелам чаши, наполненные гневом Бога. Чаши гнева должны принести несчастья в природу и на землю и вполне может быть, что это символ того, как природа сама отдает себя в руки и в распоряжение Бога для того, чтобы служить Его целям.

Откровение 15:8 Неприступная слава

И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов.

Идея славы Божией, символизируемой облаком дыма, типична для Ветхого Завета. В видении пророка Исаии дом Божий наполнился курениями (Ис. 6,-4).

Кроме того, и идея, что никто не может приблизиться к Храму, пока там находится дым от славы Божией, тоже типична для Ветхого Завета. «И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию. И не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию» (Исх. 40,34.35). Об освящении Соломонова Храма говорится: «Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень. И не могли священники стоять на служении, по причине облака; ибо слава Господня наполнила храм Господень» (3 Цар.8,10.11).

В этом заключена двойная идея. Во-первых, идея, что цели Божии часто скрыты облаком от людей, ибо никто не может посмотреть, что на уме у Бога; и, во-вторых, идея, что святость и слава Божии таковы, что человек сам по себе не может приблизиться к Нему.

Но некоторые богословы считают, что это значит нечто большее. Никто не может войти в Храм до тех пор, пока не завершатся семь казней семи ангелов. В этом Р. Г. Чарльз видит символическую констатацию факта, что как бы человек не приближался к Богу и не обращался к Нему, это не может отвратить грядущего суда.

Видение Ангелов с семью последними язвами, стоящих на стеклянном море (1-2); песнь Моисея и Агнца (3-4); открытие храма скинии, наполнившегося дымом славы Божией (5-8).

1 Новое видение и новый порядок Иоанн начинает описанием великого знамения, которое он называет еще "чудным". Он видит четырех совершенно новых Ангелов, о высшем чине которых можно заключать из того, что явление их названо великим и дивным знамением. О высшем чине семи Ангелов говорит последующий эпитет: они имеют семь последних язв . Миссия Ангелов важна в том отношении, что они являются провозвестниками и совершителями высшего проявления Бож. гнева, слугами праведного Судьи и Мздовоздателя.

2 Видение моря пред небесным престолом было описано уже в IV:6 ; но прежде оно было ясно и спокойно, как кристалл, теперь же отливало огнем. Море это, как принадлежность Бож. престола, может быть понято как особенная сфера, как его отблеск подобно радуге (IV:3), как лучи Бож. существа, выражающие природу и свойства Его деятельности. По изображению 4:6 эти лучи были чистыми и спокойными (море было подобно кристаллу). Теперь же море смешано с огнем; теперь деятельность Божия по отношению к миру изменилась, и к ней присоединился огонь гнева Божия. На этом море, т.е. в сфере, в свете и блеске величественного и грозного Бож. существа стоят победившие зверя. Они победившие в том смысле, что не дали, не допустили зверя победить себя, не подчинились ему; они преодолели стремление зверя сделать их своими поклонниками и победоносно отошли в вечность к небесному престолу.

3-4 Они поют песнь, песнь Моисея и Агнца. Она песнь Моисея , потому что содержит в себе воспоминание о тех казнях, которые были посланы на Египет от Господа чрез Моисея. Но она и песнь Агнца , ибо в ней кроме того прославляется дело человеческого спасения, совершенного Иисусом Христом. Вместе с тем эта песнь (ст. 4) есть прославление за дела Бож. всемогущества, которые были явлены над царством антихриста и свидетелями которых являются эти победившие зверя, как мученики антихристианского времени, скончавшиеся то время преследований антихриста.

5 В 5 ст. говорится об открытии скинии свидетельства, т.е. важнейшей части ее, которой и принадлежало значение свидетельства - откровения. И если в видении Апокалипсиса представляется открытым для всех доступ в Святое Святых, к ковчегу откровения, то это должно, очевидно, означать последние моменты Бож. откровения, последние явления Бож. суда над человеческим родом. Из Святое Святых, т.е. от самого престола Божия, как вестники, вышли семь Ангелов (1 ст.). Им были даны чаши, наполненные гневом Божиим. А так как гнев Божий, которым были наполнены чаши, в Свящ. Писании почти всегда изображается под видом огня (Пс LXXVIII:6 ; Иер Х:25), то нужно полагать, что и чаши Ангелов были также наполнены огнем. Лишь только были переданы чаши, как весь храм наполнился дымом славы Божией, так что доступ в него стал невозможен. Это нужно понимать как указание на возгоревшийся гнев Божий , на предстоящие страшные казни над антихристианским миром.