Open
Close

БПК "Адмирал Чабаненко": технические характеристики, вооружение. Северный флот ВМФ России

Большие противолодочные корабли (БПК ) это класс , который поступил на вооружение советского военно-морского флота в 1966 году. Исходя из названия, их основной функцией являлась борьба с вероятного противника в океанской зоне. В ВМС иностранных держав тип больших противолодочных кораблей соответствует с обозначениями «DDG». В Советском Союзе к БПК относили проектов 61, 1134, 1134А, 1134Б, 1135, 1155. На сегодняшний день в составе военно-морского флота Российской Федерации продолжают нести морскую службу только девять противолодочных кораблей проекта 1134Б и 1155.

Противолодочные корабли проекта 1155 типа «Удалой » наряду с проекта 956 типа «Современный » были и остаются лидерами ВМФ РФ. Несмотря на стремительно ухудшающиеся условия снабжения и комплектования материальной части именно они в последнее десятилетие совершали большинство визитов в порты разных стран от Кубы и Северной Кореи, до США, Индии и Китая. Кроме того одним из выполняемых ими боевых заданий - дежурство на месте гибели подводной лодки « ».

противолодочные корабли проекта 1155 серии «Удалой»


БПК класса «Удалой»

БПК «Маршал Шапошников» с эсминцем проекта 956

противолодочные корабли в базе

счетверенные торпедные аппараты БПК

К противолодочным кораблям проекта 1155 серии «Удалой » относятся: «Вице-адмирал Кулаков», «Маршал Василевский», «Адмирал Захаров», «Адмирал Спиридонов», «Адмирал Трибуц», «Маршал Шапошников» . Их характерной особенностью является наличие на грот-мачте радиолокационной станции «Фрегат МА», установки только кормовой станции управления огнем зенитно-ракетного комплекса «Кинжал» и установки салютных 45 мм пушек 21-КМ перед ходовой рубкой. За время службы эти противолодочные корабли постепенно оснащались вторым комплексом «Кинжал ».

противолодочные корабли проекта 1155 серии «Удалой» подгруппа «Североморск»

БПК «Адмирал Виноградов»

БПК «Адмирал Пантелеев»

БПК «Адмирал Чабаненко»

У противолодочных кораблей была и вторая подгруппа, которая называется «Североморск » (бывший «Симферополь »). К ней относятся БПК: «Адмирал Левченко » (бывший «Хабаровск »), «Адмирал Виноградов», «Адмирал Харламов» и «Адмирал Пантелеев ». Основными внешними отличиями этих военных кораблей являются установленные на фок-мачте антенны радиолокационной станции «Подкат», полные комплекты комплексов «Кинжал » и имеющиеся на второй площадке грот-мачты дополнительные антенны станций радиоэлектронной борьбы МП-401. На БПК «Североморск » после ремонта в 2000 году было установлено четыре комплекта систем МП-401. На БПК «Адмирал Виноградов » имеются дополнительные малокалиберные зенитные установки 12,7 мм пулеметов на ходовом мостике и по бокам вертолетного ангара. Последний корабль серии «Адмирал Чабаненко » - получил проект 1155.1 и измененный состав вооружения: 130 мм спаренную установку АК-130 и две счетверенные пусковые установки с противокорабельными ракетами «Москит », а также две зенитно-ракетно-артиллерийских комплекса «Кортик ».

противолодочный корабль «Адмирал Захаров»

Одним из противолодочных кораблей проекта 1155 был БПК «Адмирал Захаров », который относился к типу «Удалой». Он был построен на Калининградском заводе «Янтарь» под заводским номером 112. Корабль был заложен в 1981 году, а спущен на воду через год и сдан советскому флоту в самом конце 1983 года в канун новогодних праздников. 18 января 1984 года БПК «Адмирал Захаров » был включен в состав Тихоокеанского флота. Боевой корабль стал первым на Тихоокеанском флоте, оснащенным двумя станциями управления ЗРК «Кинжал », что существенно повысило его боевые возможности. Новейший противолодочный корабль активно привлекался к решению учебно-боевых задач, за что заслуженно получил негласное название лучшего корабля в составе эскадры. За время службы БПК «Адмирал Захаров » (бортовой номер 541) посетил с официальным визитом индийский порт Бомбей в 1987 году и северокорейский Вонсан в 1988 году.

17 февраля 1991 года противолодочный корабль «Адмирал Захаров » совершал переход с места базирования поселок Тихоокеанский во Владивосток, для прохождения на Дальзаводе давно требовавшегося ремонта энергетической установки. Во время этого, казалось бы, совсем типичного перехода, в проливе Аскольд в кормовом машинном отделении противолодочного корабля возникла аварийная ситуация в 11:45 приведшая к взрыву турбины. В момент взрыва погиб один моряк, части разрушенной турбины пробили наружную обшивку ниже ватерлинии. В результате образовалась подводная пробоина размером 40 на 60 см. Кроме того, произошло возгорание масла и топлива. Вскоре пламя охватило значительную часть внутренних помещений противолодочного корабля , который, к тому же, остался без хода и электроэнергии. Собственными силами экипаж противолодочного корабля «Адмирал Захаров » справиться с объемным пожаром уже не мог. Для этой цели на борьбу с огнем были привлечены находившиеся поблизости . Были задействованы аварийные партии, находившиеся в городе, а также , которые стояли на ремонте в Дальзаводе, а конкретнее однотипные противолодочные корабли «Маршал Шапошников » и «Адмирал Трибуц ».

Тушение пожара осложнялось наличием на борту противолодочного корабля боезапаса и особенностями самого БПК , из которых были выполнены внутренние конструкции корпуса и надстроек. Во избежание взрыва погреба, где располагались боеприпасы установок АК-630М, было принято решение постоянно охлаждать забортной водой. Борьба за живучесть корабля продолжалась в течение полтора суток. Только к вечеру 18 февраля пожар удалось полностью потушить. Пострадавший противолодочный корабль на был доставлен в одну из бухт Владивостока.

Планы по ремонту и вводу противолодочного корабля в строй остались нереализованными из-за недостаточного финансирования. Осенью 1994 года начались работы по подготовке к его разборке на металл, что и было осуществлено на судоремонтном заводе в бухте Чажма. Что ж такие мероприятия у нас выполняются быстро и четко.

БПК «Маршал Шапошников»

Технические характеристики большого противолодочного корабля проекта 1155:
Водоизмещение - 7480 тонн;
Длина - 163 м;
Ширина - 19 м;
Осадка - 7,8 м;
Силовая установка - четыре газотурбинные установки мощностью по 20000 л. с.;
Скорость хода - 29,5 узла;
Дальность плавания - 6900 миль;
Экипаж - 293 человека;
Вооружение :
ПУ ПЛРК «Раструб» - 2Х4 (8 ракето-торпед);
ПУ ЗРК «Кинжал» - 8Х1 (64 ракеты);
АК-100 100 мм - 2;
АК-630М 30 мм - 4Х6;
РБУ-6000 - 2Х12;
Торпедные аппараты 533 мм - 2 (счетверенные);
Вертолеты Ка-27 - 2;

БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ «ОТВАЖНЫЙ» ( I -я часть)


Большой противолодочный корабль "Отважный"

Каждый корабль, как и человек, имеет своё имя, свою судьбу. Экипаж – душа корабля. С первого подъёма флага и до последнего спуска, экипаж и корабль это единый живой организм, выполняющий боевые задачи в дальних походах и на учебных стрельбах.

Но наступает момент, когда экипаж строится для последнего торжественного спуска флага. Торжественен и печален этот день. Последний раз обойдут моряки свои боевые посты, кубрики, каюты и навсегда покинут его, словно душа покидает тело дряхлого умирающего старика.

К сожалению, не всегда происходит именно так.

Роковые стечения обстоятельств и человеческий фактор порой играют злую роль в судьбе корабля и его экипажа.

Событие, о котором пойдёт речь в этой статье, произошло на Черноморском флоте 30 августа 1974 года, во время учений взорвался и затонул большой противолодочный корабль «Отважный».

Но прежде всего, начнём сначала.

НАЧАЛО ПУТИ.

10 августа 1963 года на стапелях Николаевского судостроительного завода «имени 61 коммунара» был заложен большой противолодочный корабль «Отважный» проекта 61.

17 октября 1964 года корабль был спущен на воду, а 25 января 1966 года был включён в состав Черноморского флота СССР. Порт приписки город Севастополь.

Строительство кораблей такого типа было вызвано появлением в мире подводных лодок с ядерными силовыми установками, увеличивающих их автономность, дальность плавания и скорость, кроме того на них базировались ядерные ракеты, которые превратили подводные лодки в мощное стратегическое оружие.

С появлением реактивной сверхзвуковой авиации корабли нуждались и в новых зенитно-ракетных комплексах для защиты корабля от атак противника с воздуха.

Для обнаружения подводных и надводных целей корабль был оборудован гидроакустической станцией кругового обзора «Титан» и станцией управления стрельбой «Вычегда». Дальность обнаружения подводных лодок составляло до 8 км. в режиме эхо-пеленгования и 18 км в режиме шумопеленгования. На корме корабле была оборудована вертолётная площадка, на которой мог разместиться противолодочный вертолёт Ка-25. На корабле имелись также пятитрубный торпедный аппарат ПТА-53-61 с системой управления стрельбой «Зуммер», два реактивных бомбомёта РБУ-6000 и РБУ-1000 с системой управления «Буря».

Для эффективной защиты корабля от атак с воздуха судно было оснащено двумя зенитными ракетными комплексами М-1 «Волна», размещавшиеся в кормовой и носовой части корабля. Каждый комплекс состоял из двух двухбалочных пусковых установок ЗИФ-101, системы управления «Ятаган» и магазина с двумя вращающимися барабанами на 8 ракет В-600. Двумя башенными артиллерийскими спаренными 76 мм. установками АК-726 в носовой и кормовой частях корабля. Скорострельность каждой артустановки составляла 90 выстрелов в минуту, дальность стрельбы 13 км, досягаемость по высоте 9 км, боекомплект 2400 унитарных выстрелов. Для каждой артустановки была своя система управления огнём «Турель».

Максимальная скорость 35 узлов.

Максимальная дальность плавания 3500 миль.

Автономность плавания 10 суток (по запасам провизии)

Экипаж составлял 266 человек, в том числе 22 офицера.


Размещение вооружение БПК проекта 61

5 июня 1967 года между Израилем с одной стороны и Египтом, Сирией, Иорданией, Ираком и Алжиром с другой возник вооружённый конфликт, так называемая Шестидневная война. Для осуществления своего военного присутствия в этом регионе и в случае необходимости вмешаться в военный конфликт на стороне стран арабского мира, правительство СССР направил в район конфликта оперативную эскадру ВМФ из состава Черноморского флота и кораблей и подводных лодок Северного флота, базировавшихся в Порт-Саиде. В составе эскадры находился БПК «Отважный». Оказывая помощь египетским вооружённым силам, посещает Порт-Саид.

В 1968-69 гг. проходит текущий ремонт в городе Николаеве. В ходе ремонта было модернизировано ракетное вооружение.

Владимир Скосырский. На фото слева

16 марта 1969 года экипаж корабля понёс первые потери. В Николаеве в ненастную погоду при заводке дополнительного швартовочного конца на бочку упал в воду и начал тонуть матрос Сайт Шаипов. Увидев, что его подчинённому угрожает смертельная опасность, старший лейтенант Владимир Иванович Скосырский прыгнул за борт и поплыл на помощь утопающему. В холодной воде проплывали расколовшиеся льдины. С трудом офицер добрался до утопающего матроса, собрав последние силы, он вытолкнул его на льдину, но спастись самому уже не хватило сил. Проплывающая мимо льдина накрыла его. За мужество и отвагу старший лейтенант В. И. Скосырский был посмертно награждён орденом Красной Звезды.

В 1969 году «Отважный» был объявлен отличным кораблём Черноморского флота.

В сентябре 1969 года на должность командира корабля назначен капитан третьего ранга Иван Петрович Винник

С 14 апреля по 5 мая 1970 года в СССР проводились крупномасштабные манёвры «Океан», охватившие акватории Атлантического и Тихого океанов. Корабль в составе кораблей Черноморского флота принимает участие в учениях и выполняет ракетные стрельбы в Атлантическом океане. За отличное выполнение задач командиру корабля вручён памятный подарок от командующего Северного флота адмирала Лобова макет подводной лодки во льдах.

В ноябре 1970 года в республике Гвинеи эмигранты, находящиеся в оппозиции к действующему президенту Ахмеду Секу Туре, при поддержки Португалии приняли участие в вооружённом вторжении в республику с целью свержения правительства и разгрома баз партизан, боровшихся за независимость Португальской Гвинеи (ныне Гвинеи-Бисау). Для поддержания стабильности и порядка и организации обороны столицы Гвинеи Конакри в этот регион был направлен БПК «Отважный».


Подвиг старшины 1-й статьи Ю. С. Чуйкина

В марте 1973 года, спустя 4 года после гибели старшего лейтенанта В. И. Скосырского, в отпуске, спасая народное добро от пожара, погиб старшина 1-й статьи Ю. С. Чуйкин. За мужество и отвагу проявленное в борьбе с пожаром старшина 1-й статьи Чуйкин был посмертно награждён орденом Красной Звезды.

6 октября 1973 года между Израилем и коалицией арабских стран возник очередной военный конфликт из-за стремления Египта и Сирии вернуть утраченные территории. Уже 7 октября СССР начал поставлять оружие и снаряжение Сирии и Египту морем. Для обеспечения безопасности советских судов, был сформирован отряд советских военных кораблей и подводных лодок, в состав которых вошёл БПК «Отважный». Кроме сопровождения корабли занимались радиоэлектронной разведкой.

С 1970 по 1974 гг. экипаж корабля выполняет курсовые задачи и боевые стрельбы только на хорошие и отличные оценки. За отличные ракетные стрельбы в 1970 году экипаж награждён переходящим призом ГК ВМФ, а в 1971 году оставляет этот приз за собой.

За свою короткую жизнь корабль побывал также на Кубе, в Александрии (Египет), Сплите (Югославия), Таранто и Мессине (Италия), участвовал в учениях Юг-71.

ПОСЛЕДНИЙ ПОХОД

29 августа 1974 года большой противолодочный корабль «Отважный» вышел последний раз в море. О том трагическом событии спустя двадцать лет написал в своём очерке «Записки командира» командир корабля Иван Петрович Винник. Очерк написан от второго лица.

Командир корабля И. П. Винник

Записки командира

«…28 августа по приказанию НШ ЧФ контр-адмирала В. А. Саакяна капитан 2 ранга И. П. Винник был вызван из Донузлава в Севастополь для выхода на БПК «Отважный» в море с целью обеспечения ракетных стрельб МРК 1 41-й бригады. Командир 70-й бригады капитан 1 ранга Л. А. Макаров, видимо, доложил НШ ЧФ, что ранее организацию ракетных стрельб отрабатывали с командиром Винником, а он назначен с артиллерийского крейсера, поэтому на выход не пошёл.

Перед выходом в море для поддержания полной боевой готовности было принято 5 тонн топлива для вертолётов. В погребе находились авиационные бомбы для вертолётов.

29 августа в 13.00 корабль вышел в море по плану БП 2 . Выполнили торпедную стрельбу по надводной цели, ночью участвовали в отработке задачи «ПЛЗ-4» 3 и в 07.30 подошли к бонам 4 , где приняли на борт НШ ЧФ контр-адмирала Саакяна, начальника ПВО ВМФ контр-адмирала Путинцева, зам. начальника 4-го отдела 5 капитана 1 ранга Шибкова и командира 41-й бригады капитана 1 ранга Комара со своим штабом и как корабль управления начали движение в район БП для участия в спецучении по выполнению ракетных стрельб кораблями 41-й ОБРК.

В связи с тем, что состояние моря было 3 балла, ракетным кораблям (МРК) было затруднено выполнение ракетных стрельб. Обсудив обстановку и состояние погоды и прогнозы, НШ ЧФ принял решение – выполнять стрельбы.

В 09.25 БПК вошёл в Полигон боевой подготовки.

Ракетные катера вышли на боевые позиции и начали подготовку к выполнению ракетных стрельб. Были включены стрельбовые РЛС 6 и станции наблюдения, ракетные комплексы начали предварительную подготовку к РС. За 10 минут до подъёма авиации с аэродрома Бельбек в 09.55 на корабле была сыграна учебная боевая тревога для приготовления к проведению матчасти РТУ 7 по воздушным целям.

В 9.59 командир получил доклад от СПК 8 о готовности корабля к проведению учения. Ракетные комплексы корабля к стрельбам не готовились, и даже не мыслилась подача ракет на пусковые установки, однако по тревоге питание на распределительные щиты ракетных комплексов и на погреба подавалось (как и положено по боевой или учебной тревоге).

В 10.02 командир поднялся с ГКП 9 на ходовой мостик и увидел белый дым и форс огня в районе кормовых труб, неожиданно прогремел взрыв. Командир объявил боевую тревогу и передал по трансляции о пожаре в районе кормовой машины, дал команду: «Носовой и кормовой аварийным партиям тушить пожар».

Через 15 – 20 секунд произошёл второй взрыв. С разрешения НШ ЧФ командир спустился на ГКП для выяснения обстановки и управления борьбой за живучестью корабля. На ходовом мостике оставил вахтенного офицера – командира БЧ-3 10 старшего лейтенанта С. А. Качинского для наблюдения за внешней обстановкой. Через 20 – 30 сек. произошли третий и четвёртый взрывы.

Было предположение: или пусковые баллоны в кормовом машинном отделении взрываются, или ракеты в погребе.

Старший помощник капитан-лейтенант В. В. Балашов сыграл аварийную тревогу. Командир скомандовал: «Командирам БП (боевых постов) и КП (командный пункт) доложить о наличии дыма, огня и воды в своих помещениях». Получил доклад, что нет связи с кормовой машиной, кормовым ракетным погребом, аварийной партией и кормовой башней.

Командир послал СПК лично проверить состояние корабля в кормовой части, пройдя по верхней палубе. После осмотра СПК доложил, что разорван кормовой ракетный погреб, а пусковая установка заброшена в район кормовых труб. Сильный пожар в погребе, продвигается в кормовую машину и в корму – в район артустановки.

Командир произвёл доклад НШ ЧФ на ходовой мостик и по установленной форме – на КП флота, дивизии и по сети ПВО лично передал на аэродром о взрывах и большом пожаре и попросил доставить на вертолётах пенообразователя или в баллонах углекислоту, чтобы вылить (сбросить) в кормовой погреб.

Командир просил командиров МРК подойти к кормовой части корабля для снятия личного состава, находящегося на юте, и оказания помощи в тушении пожара, распространяющегося в кормовую часть. Один МРК подошёл с кормы БПК, снял несколько человек с борта и поднял личный состав, который ударной волной сбросило за борт, но потушить пожар и находиться у борта БПК никто не решился, т. к. и на МРК находились боезапас, и ракеты, и топливо, а вероятность очередных взрывов была большая.



Экипаж борется за живучесть корабля

С подходом аварийно-спасательного судна ПЖК-123, на котором находился капитан 2 ранга А. В. Жбанов, к левому борту личный состав БПК совместно с ПЖК энергично повёл наступление на огонь благодаря подаваемой пене по пожарным шлангам во внутрь помещений и на верхней палубе. Огонь стал отступать и явно уменьшался. Вода подавалась пожарными стволами с ПЖК и корабельными средствами борьбы с пожарами. На БПК до последних минут подавалось электропитание, и работали средства водоотлива и пожарные насосы, что способствовало успешной борьбе личного состава за живучесть корабля. Однако на ПЖК и на корабле были очень малые запасы пенообразователя, и очень быстро всё было израсходовано. Пожар вновь стал усиливаться, а кроме воды, из пожарной системы большего ничего не было.

Командир БПК просил капитана 2 ранга Жбанова на ПЖК, чтобы ещё дали пены, но получил ответ: «Больше нет ничего», командир попросил, чтобы безрасчётно не лили воду во внутреннее помещения, чтобы не образовалось свободных поверхностей и не накапливалась вода в помещениях выше ватерлинии, ибо корабль может опрокинуться. На корабле было затоплено более трёх отсеков.

Расчёты показывали, что корабль находится в критическом состоянии.

К борту подошёл ЭМ 11 «Сознательный», на который перегрузили секретные документы, технику и документы СПС 12 и строевой части, пересадили часть личного состава, офицеров штабов. На борту ЭМ находился командир бригады капитан 1 ранга Л. А. Макаров.

Анализируя деятельность офицерского состава, мичманов по докладам членов госкомиссии и комиссии МО, можно сказать, что экипаж в этой сложной и критической обстановке показал высокие морально-политические и психологические качества, высокие навыки в борьбе за живучесть корабля, что фактически позволило в течении 5 часов 40 минут бороться с пожарами и водой и при затоплении более трёх отсеков, и при наличии сильных пожаров, когда металл плавился и стекал как воск со свечки!

Действия командного и личного состава по БЗЖ 13 ярче всего характеризует тот факт, что типовые варианты из документации по непотопляемости корабля однозначно трактуют, что корабль при затоплении трёх отсеков тонет. На самом же деле «Отважный» оставался на плаву – была хорошая герметизация помещений и надёжные линии обороны по борьбе с водой.

Во время усиливающегося пожара и постоянного продвижения его в носовую часть от кормовых труб к торпедной площадке, когда огонь угрожал боевым торпедам и в любую минуту мог произойти взрыв, капитан-лейтенант Камалов, мичман Медведев, старшина 2 статьи Селимсултанов, Сливкин, матрос Кабанов охлаждали торпеды водой и по приказанию командира (после доклада НШ ЧФ об угрозе взрыва) вручную сбросили две торпеды, лежащие на площадке, за борт (освобождали место для практической торпеды 14 для стрельбы по подводной цели), а три – выстрелами с торпедного аппарата (после личной проверки обстановки командиром корабля).

Когда начала нагреваться переборка в столовой личного состава со стороны кормовой машины и возникла угроза взрыва 6-го и 7-го погребов с глубинными бомбами, по приказанию командира (после доклада НШ ЧФ и личной проверки обстановки) мичман Медведев и старшина 2 статьи Козленеев и другие при помощи пожарных шлангов в задымленном помещении столовой личного состава затопили погреба, тем самым предотвратили взрыв около 5 тонн взрывчатого вещества и улучшили остойчивость корабля, не допустив затопления огромного помещения столовой личного состава.

Старшина 2 статьи Гарибян и матрос Никитенко в районе сильного пожара у кормовой трубы сбросили за борт баллоны с ацетиленом и кислородом, на которых уже начинала гореть краска.

Оказавшись на камбузе и не имея возможности выйти из помещения ввиду заклиненных дверей и люка матрос Прочаковский через иллюминатор крикнул: «Товарищи со мной всё ясно! Спасайте корабль!». Пытаясь выбраться из аварийного помещения, застрял в иллюминаторе матрос Петрухин. Командир приказал вырезать иллюминатор, но ни газосваркой, ни электросваркой этого не удалось сделать. Травмированному и с большими ожогами матросу сделали обезболивающие уколы, но продвигающийся огонь не позволил спасти его и других матросов, заблокированных на камбузе... » . (Продолжение следует)

1 МРК – малый ракетный корабль.

2 БП – боевая подготовка.

3 ПЛЗ – противолодочная задача

4 Бон – заграждение, защищающее вход в гавань или фарватер от неприятельских судов.

5 4-й отдел – контрразведка ВМФ

6 РЛС – радиолокационная станция

7 РТУ – радиотехнические учения

8 СПК – старший помощник командира.

9 ГКП – главный командный пункт.

10 БЧ-3 – на корабле минно-торпедная часть.

11 ЭМ – эскадренный миноносец.

12 СПС – спецсвязь

13 БЗЖ – борьба за живучесть

14 Практическая торпеда – учебная торпеда, отличающаяся от полноценной отсутствием боевой части.

Большие противолодочные корабли БПК проекта 1155 типа«Удалой, - самые многочисленные крупные надводные корабли ВМФ России, из оставшихся в строю (можно сказать от флота остались, рожки и ножки). После катастрофического сокращения финансирования многие постройки 1960-1970-х годов были списаны, и не только? тут =>> . Все фото кликабельны, представлены наиболее интересные фото БПК проекта 1155.

Напомню, захват доминирующих позиций в мировом масштабе на океанах и морях, никогда перед ВМФ СССР и его преемницей ВМФ России, не стоял . Но как морской державе, имеющей свои локальные интересы на определенных морских просторах, сильный флот необходим. Ключевые интересы, само собой в Черном море, но даже в большей степени в Арктике. Не пройдет и пятилетки (скорее даже меньше), и завершится борьба за Арктику. Незаметно, но она уже началась. Пока мы имеем, не смотря на все экономические коллизии, самый мощный военный флот, именно в акватории Северного Ледовитого океана. Это, чтобы было понятно, что наш флот далеко не самый мощный в мире, и даже не второй. Поэтому и требования к кораблям, узкоспецифичны, для выполнения определенных задач, не более того.

Одной из основных задач советско­го ВМФ в 1970-е годы являлась борьба с атомными подводными лодками - для этого ВМФ предполагал использовать свои подводные лодки- охотницы, базовые противолодочные самолеты и специализированные корабли. Последними и наиболее совершенными из надводных охотников за подлодками в океанской зоне стали разработанные в начале 1970-х годов корабли проекта 1155. Быстрый рост технических характеристик подводных лодок, особенно после перехода на атомные силовые установки, усложнил и до того, нелегкую борьбу с ними.

БПК Адмирал Чабаненко и американский ракетный крейсер Сан Хасинто в Средиземном море, 18 января 2008 г

В 1972 году флот выдал промышленности техническое задание на большой противолодочный корабль нового поколения, в котором было необходимо существенно увеличить возможности поиска и борьбы с новейшими АПЛ противника при одновременном усилении защиты от ПКР. Выполнение всех работ поручили Северному проектно-конструкторскому бюро (Ленинград), главным конструктором проекта был назначен Е. Третников, с 1977 года его сменил В. Мишин.
В результате противолодочникам потребовалось существенно увеличить как дальность обнаружения, так и дальность поражения. Эти системы, обладая значительными габаритами и весом (особенно в советских образцах, против этого не попрешь, с миниатюрностью проблемы были всегда), привели к неудержимому росту размеров и водоизмещения. Для примера, на большой противолодочный корабль БПК проекта 1155 тип Удалой надо было воткнуть гидроакустический комплекс «Полином», предыдущее поколение «Титан» и «Титан-2» ему уступало по всем параметрам. Так вот, масса комплекса «Полином» почти 800 тонн, размер подводного обтекателя (более пяти метров диаметра и 30 м в длинны) потребовали особых обводов корпуса в носовой части. Но обо всем по порядку.

90-е БПК "Удалой" в отстое, фото

Незавидна судьба первого корабля серии, после недолгой службы, выведен в резерв в 96, исключили из боевого состава флота в 2001г. После частичной разборки, затонул в 2002 году, недалеко от п. Белокаменка в Кольском заливе. В 2006 г поднят со дна и пущен на иголки.

Первоначально предполагалось в качестве основы при разработке проекта использовать хорошо отработанные и строившиеся большой серией БПК проекта 1135. Вначале имели место надежды уложиться в водоизмещение немногим более 4000 т, что позволило бы строить новую серию на старых стапелях. Предыдущее поколение к этому моменту «доросли» почти до 9000 т и казались чрезмерно большими и дорогими.
Однако новый гидроакустический комплекс, который требовалось разместить, базирование двух противолодочных вертолетов и другие обязательные требования по увеличению боевой эффективности заставили отказаться от ограничений, и в конце концов новый проект преодолел отметку в 7000 т полного водоизмещения. В корме обводы диктовались размещением двух вертолетов и соответствующей взлетно-посадочной площадкой. Как помним носовая часть изменена под гидроакустический комплекс «Полином».

На новых БПК использовали газотурбинную силовую установку. В тяжелые 1990-е годы оказалось, что такое решение позволило избежать многих проблем, возникших при эксплуатации котлотурбинных эсминцев проекта 956.

Хотя концепция использования ЭМ и БПК предполагала разделение обязанностей - первые в основном были ориентированы на противокорабельные задачи, а вторые на борьбу с ПЛ, по сравнению с БПК проекта 1134 на «Удалом» артиллерийское вооружение было заметно усилено.

Большой противолодочный корабль Адмирал Левченко Северный флот и норвежсий фрегат Otto Sverdrup, причал №1 в Североморске, 11 сентября 2009 г

Помимо перечисленного вооружения, установлены две 45-мм пушки, не имеющие хоть какой-то боевой ценности и используемые в качестве салютных. В системе Минсудпрома корабли проекта 1155 были известны под шифром «Фрегат». На флоте считают, что система пожаротушения проекта 1155 малопригодна для выполнения своих задач.

Так был сделан шаг в направлении создания универсального боевого корабля, что в условиях постоянного роста размеров и стоимости оказалось верным решением. Говоря проще, все таки получили, более менее универсальный корабль, на котором мы и вошли в 21 век, впрочем все еще и продолжаем идти.

В 1976 году ВМФ потребовал скорректировать технический проект 1155: было принято радикальное решение об увеличении боевых возможностей за счет еще одного вертолета, установки второй РЯС и улучшения эксплуатационных характеристик.
Особенности конструкции военных судов типа «Удалой» обусловливаются их предназначением: они создавались для борьбы с подводными лодками.

Наконец, 23 июля 1977 года на заводе «Янтарь» в Калининграде был заложен головной корабль «Удалой». Спустя несколько месяцев второй БПК, «Вице-адмирал Кулаков» начали строить на судостроительном заводе им. Жданова (Ленинград).

Вступление в строй «Удалого» припало на 31 декабря 1980 года. Всего за последующие 10 лет по первоначальному проекту построили 12 БПК, восемь из них- на «Янтаре». Все они вошли в состав Северного и Тихоокеанского флотов и после 1991 года перешли в ВМФ России.

Корабли проекта 1155 имеют стальной корпус с удлиненным полубаком и большим развалом шпангоутов в носовой части для компенсации негативного влияния обтекателя ГАС «Полином». Надстройки изготовлены с широким применением легких (алюминиевых и магниевых) сплавов. Имеется система успокоения качки, снижающая бортовую качку в три с лишним раза. Улучшена (по сравнению с предшественниками) обитаемость корабля с учетом возможности действий в различных по климатическим условиям районах. Для офицеров предназначены одно- и двухместные каюты, для мичманов - двух- и четырехместные, для матросов - кубрики на 12-14 человек. Имеются помещения для отдыха, занятий спортом, лазарет.
ГЛАВНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА
МГЭУ та же, что и на СКР (ранее БПК) проекта 1135. В ее состав входят два автономных газотурбинных агрегата М9, работающих каждый на свой гребной вал. ГТА состоит из газовой турбины экономического хода Д090 мощностью 9000 л. с. и газовой турбины полного хода ДТ59 мощностью 22 500 л. с. Разделение на турбины экономического хода и форсажные вызвано тем, что наиболее экономичными для газовых турбин (в отличие от паровых или ДВС) являются режимы, близкие к полным оборотам. Таким образом, в большинстве случаев корабль может использовать оптимальные для выбранной скорости турбины - либо только экономические, либо обе одновременно при необходимости полного хода.

Слева последний БПК проекта 1155, «Адмирал Пантелеев», поднял флаг всего за несколько дней до распада СССР, справа Адмирал Трибуц, 33-й причал, Владивосток, 14 февраля 2008 г

По сравнению с паротурбинной (котло- турбинной) установкой газовые турбины имеют высокую удельную мощность, меньшие габариты, более просты в обслуживании. Не менее важным достоинством является возможность быстро перейти из выключенного состояния в режим полной мощности - у ГТД это время составляет 10-15 мин, в то время как у классической паротурбинной установки «подъем» паров занимает более полутора часов. Наконец, современные котлы с высокими параметрами пара (давление и температура) оказываются очень требовательными к качеству котельной воды, что в реалиях повседневной службы создает порой большие проблемы (от чего страдают ЭМ проекта 956 - современники и близкие им по размерам).

4-трубные 533-мм торпедные аппараты

Гидроакустический комплекс «Полином»
Ядром противолодочного комплекса БПК является ГАС «Полином» - подкильная поисковая ГАС кругового обзора и целеуказания. Огромные размеры обеспечили высокие данные - в частности, дальность обнаружения цели типа ПЛ составляет 40-50 км, в то время как станции предыдущего поколения имели дальность примерно в 5-10 раз меньше. В дополнение к антенне в носовой бульбе имеется и буксируемая МР760 «Фрегат-МА» - трехкоординатная РЛС с фазированной антенной решеткой предназначена для обнаружения воздушных и надводных целей и выдачи целеуказаний ракетным и артиллерийским комплексам. Антенны станции размещены на гиростабилизированной платформе. Максимальная дальность обнаружения воздушной цели составляет 300 км. МР350 «Подкат» - двухкоординатная РЛС для обнаружения низколетящих малоразмерных целей в условиях помех. На высотах до 100 м дальность обнаружения превышает 30 км. МР212 «Позитив» - РЛС сопровождения и подсветки целей ЗРК «Кинжал». Кроме этого, имеются РЛС иного назначения (навигационные, управления огнем артиллерии МР-114 «Лев-114») антенна переменной глубины. Помимо подлодок, «Полином» способен обнаруживать торпеды и якорные мины. Корабли проекта 1155 - самые маленькие, оснащенные этой ГАС.

РАДИОЛОКАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
УРК-5 «Раструб-Б» - универсальный ракетный комплекс для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями.
Стреляет ракето-торпедой, которая доставляет в район цели малогабаритную торпеду УМГТ-1. Максимальная дальность стрельбы - 55 км. Счетверенные пусковые устройства располагаются побортно под ходовым мостиком. Автоматическая артустановка АК-100 калибра 100 мм предназначена для стрельбы по воздушным, морским и наземным целям. Башня имеет противоосколочное бронирование, сохранена возможность ручного заряжания. Дальность стрельбы - 21,5 км, скорострельность - 60 выстр./мин. Постоянное охлаждение ствола обеспечивается забортной водой.

Автоматическая 6-ствольная 30-мм АУ АК-630М предназначена для борьбы с воздушными и легкими морскими целями на дальности до 5000 м. Основное средство борьбы с ПКР на малых дистанциях. Скорострельность 4000-5000 выстр./мин. «Кинжал» - зенитный ракетный комплекс для уничтожения воздушных целей (включая низколетящие). Дальность стрельбы - 12 км. Ракеты размещаются в подпалубных пусковых контейнерах с вертикальным стартом. В конусе 60° «Кинжал» может обстреливать до четырех целей и наводить на них (для повышения вероятности поражения) до восьми ракет. Все вооружение корабля управляется боевой информационно-управляющей системой «Лесоруб-55», использующей информацию от РЛС и иных средств обнаружения. БИУС позволяет выделять приоритетные цели и использовать вооружение с максимальной эффективностью.

В настоящий момент в строю осталось всего восемь БПК (самые многочисленные корабли именно этого проекта) , поровну разделенных между Северным и Тихоокеанским флотами.

Более универсальный проект 11551

Вскоре после вступления в строй первых БПК проекта 1155 тип Удалой, стала очевидной возможность сделать комплекс вооружения заметно более сбалансированным, усилив противокорабельную и универсальную составляющие, одновременно заменив более совершенными системы ПЛО и ПВО. Артиллерия получила вместо двух 100-мм АУ одну двухствольную 130-мм АУ; появились восемь ПКР «Москит», а для ПВО в ближней зоне установили ЗРАК «Кортик». ПЛУР «Раструб» уступили место ПЛУР «Водопад», а реактивные противолодочные бомбометы РБУ-6000 - комплексу противоторпедной защиты РБУ-12000.

ГАК «Полином» заменили более новым «Звезда-2». Усовершенствованный таким образом корабль получил обозначение БПК проекта 11551; первый из предполагавшихся 10, заложили в 1990 году. Последовавшие события (перестройка и гласность, если кто не помнит) значительно затянули постройку, и в строй «Адмирал Чабаненко» вошел только в феврале 1999-го .

Он остался единственным представителем проекта 11551 , хотя этот вариант обладает заметно более высокими качествами по сравнению с оригинальными 1155-го. По мнению специалистов, БПК проекта 11551 представляет сбалансированный многоцелевой корабль, во многом превосходящий по боевым возможностям эсминец проекта 956, при этом лишенный недостатков последнего.

ТТХ большого противолодочного корабля БПК проекта 1155 тип Удалой

  • Водоизмещение, т: нормальное: 6945 полное: 7670
  • Размерения, м: длина: 162,8 ширина: 19 осадка: 5,2 (7,87 м по обтекателю ГАК «Полином»)
  • ГЭУ - 4 газотурбинные установки общей мощностью 61 ООО л. с.
  • (2 маршевых по 8000 л. с. и 2 форсажных по 22 500 л. с.)

Технические характеристики:

  • скорость, узлы: 30 (14 на маршевых ГТУ)
  • дальность, мили: 5700 (при 14 узлах)
  • Экипаж, чел.: 220

Вооружение:

  • противолодочное: 2 х 4 ПЛУР «Раструб-Б»,
  • два 12-ствольных реактивных бомбомета РБУ-6000;

артиллерийское:

  • две 100-мм АУАК-100,
  • две 6-ствольных 30-мм АУ АК-630М;

зенитное:

  • 2 ЗРК «Кинжал»;

торпедное:

  • два 4-трубных ТА калибра 533 мм;

авиационная группа:

  • два противолодочных вертолета Ка-27

    Противолодочный корабль для действия в удаленных районах океана. Вооружение ракеты торпеды, противолодочные самонаводящиеся торпеды, бомбометы, артиллерийские орудия, и т. д. Несет, как правило, 1 2 противолодочных вертолета. EdwART. Толковый… … Морской словарь

    - (зарубежный аналог – фрегат), боевой корабль, предназначенный гл. обр. для поиска и уничтожения подводных лодок противника и обеспечения противолодочной защиты соединений своих кораблей в морских походах. Боевые корабли, оснащённые простейшими… … Энциклопедия техники

    Большой противолодочный корабль Тип «Удалой» (проект 1155) - Большой противолодочный корабль Тип «Удалой» (проект 1155) 12+1 единица Новое поколение ВПК, по водоизмещению и размерениям аналогичны эсминцам проекта 956. По существу, представляют собой газотурбинный вариант эсминцев с ПЛРК и ЗРК… … Военная энциклопедия

    Большой противолодочный корабль Тип «Адмирал Зозуля» (проект 1134) - Большой противолодочный корабль Тип «Адмирал Зозуля» (проект 1134) 4 единицы Родоначальники самого крупного семейства БПК. Впервые в отечественном флоте применен ангар для вертолета. 3.8.1977 г. переклассифицирован в ракетные крейсера.… … Военная энциклопедия

    Большой противолодочный корабль Тип «Кронштадт» (проект 1134-А) - Большой противолодочный корабль Тип «Кронштадт» (проект 1134 А) 10 единиц Развитие кораблей проекта 1134, но с ПЛРК вместо ударных ракет и новыми ЗРК. Кронштадт Заводской № 721. 30.11.1966 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова… … Военная энциклопедия

    Большой противолодочный корабль Тип «Николаев» (проект 1134-Б) - Большой противолодочный корабль Тип «Николаев» (проект 1134 Б) 7 единиц Газотурбинный вариант БПК проекта 1134 А. «Азов» в ходе модернизации в 1984–1985 гг. вместо кормовой ПУ ЗРК «Шторм» получил новый ЗРК… … Военная энциклопедия

    Большой противолодочный корабль Тип «Комсомолец Украины» (проект 61) - Большой противолодочный корабль Тип «Комсомолец Украины» (проект 61) 20 единиц Первые в мире крупные боевые корабли с газотурбинной энергетической установкой. До 19.5.1966 г. относились к классу СКР. 6 кораблей переоборудованы по… … Военная энциклопедия

    Большой противолодочный корабль Тип «Надежный» (проект 61-МЭ) - Большой противолодочный корабль Тип «Надежный» (проект 61 МЭ) 5 единиц Модернизированный вариант БПК проекта 61. Строились по заказу Индии, но временно включались в состав ВМФ СССР. Надежный Заводской № 2201. 14.4.1976 г. зачислен … Военная энциклопедия

    - «Адмирал Пантелеев» Основная информация Тип Большой противолодочный корабль … Википедия

    Военный корабль Название = «Адмирал Чабаненко» Оригинал названия = Иллюстрация: Подпись = Тип судна = большой противолодочный корабль Флаг = Россия Порт = Организация = Северный флот ВМФ России Изготовитель = Спущен = 14 декабря 1992… … Википедия

Книги

  • Як-28. Первый сверхзвуковой бомбардировщик, перехватчик, разведчик , Якубович Николай Васильевич. `Огромное небо` - эта знаменитая советская песня была написана про экипаж перехватчика Як-28 П: летчиков наградили посмертно за то, что ценой собственных жизней они увели аварийный самолет от…
  • Аквасфера , Петр Заспа. Так началась новая история Земли, так наступило время Океана... Большой противолодочный корабль "Североморск" уходит в дальний поход. Нечто сокрыло туманом огром­ный участок Карибского моря,…

Фото commons.wikimedia.org

Большой противолодочный корабль "Адмирал Чабаненко" проекта 1155.1 океанской зоны в настоящее время является наиболее современным кораблем такого класса. В классе кораблей первого ранга "Адмирал Чабаненко" стал вторым после атомного крейсера "Петр Великий".

БПК "Адмирал Чабаненко" предназначен для решения задач борьбы с подводными и надводными силами противника, противовоздушной обороны, поддержки высадки своих десантов, и способен действовать как в составе корабельного соединения, так и автономно.

История создания корабля началась в 70-е годы прошлого века, когда морские державы начали разрабатывать многоцелевые корабли. Главный конструктор "Адмирала Чабаненко" Валентин Мишин, которому в 1979 году предложили возглавить работы по проекту 1155. В 1982 году появились первые чертежи.

Корабль построен на судостроительном заводе "Янтарь" в Калининграде (ныне АО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь").

БПК был заложен 28 февраля 1989 года, спущен на воду 14 декабря 1992 года. Первые ходовые испытания в море проходили в 1995 году, однако сдача заказа флоту растянулась из-за финансовых трудностей на несколько лет. Заключительный этап государственных испытаний БПК прошел в январе 1999 года.

28 января 1999 года БПК вошел в состав российского Военно-Морского Флота (в этот день на корабле в торжественной обстановке был поднят военно-морской Андреевский флаг).

26 февраля 1999 года "Адмирал Чабаненко" начал переход с Балтийского на Северный флот. Закончил свой переход 10 марта 1999 года и вступил в состав Северного флота.

Технические характеристики

Корабль имеет длину 163, 4 м., ширину 19, 5 м. и водоизмещение 8900 тонн.

Четыре силовых агрегата связаны с двумя валами и обеспечивают максимальную скорость в 32 узла.

Запас хода: 3500 миль. Экипаж корабля - 296 человек.

БПК обладает большой маневренностью, высокими огневыми показателями.

Корабль оснащен мощным и разнообразным вооружением. В качестве главного ударного корабельного оружия на нем установлен противокорабельный ракетный комплекс с противокорабельными ракетами "Москит" с системой целеуказания "Минерал". Для решения задач противовоздушной обороны БПК проекта 1155.1 имеет два зенитных ракетных комплекса самообороны "Кинжал" (размещены в носовой части корабля, 64 ракеты) и два боевых модуля зенитного ракетно-артиллерийского комплекса "Кортик" (в середине корабля ближе к его кормовой части). Артиллерийское вооружение представлено 130?мм спаренной артиллерийской установкой АК-130.

Противолодочное вооружение включает: противолодочный ракетный комплекс типа "Водопад-НК" с двумя четырехтрубными универсальными ракетно-торпедными пусковыми установками и комплекс противоторпедной защиты типа "Удав-1". Для ведения воздушной разведки и решения других задач корабль оснащен двумя противолодочными вертолетами типа Ка-27, размещаемых в двух ангарах, и двумя взлетно-посадочными площадками на корме.

В составе радиоэлектронного вооружения корабля имеются: боевая информационно-управляющая система (БИУС) типа "Лесоруб-51"; новейший гидроакустический комплекс (ГАК) типа "Звезда-М2" с крупногабаритной антенной, размещенной в носовой бульбе, и буксируемой антенной переменной глубины; многофункциональные радиолокационные станции для обнаружения воздушных целей на средних и больших высотах (РЛС "Фрегат-М2") и низколетящих ("Подкат") целей.

В настоящее время корабль находится в боевом строю Северного флота ВМФ России. Он неоднократно участвовал в различного рода учениях как в составе российских корабельных соединений, так и в совместных учениях с кораблями других стран, посещал зарубежные порты с визитами вежливости.