Open
Close

Четыре уровня сознания. Четвёртый уровень сознания 4 уровня сознания человека в психологии

Пробуждение: преодоление препятствий к реализации возможностей человека Тарт Чарльз

ЧЕТЫРЕ УРОВНЯ СОЗНАНИЯ

ЧЕТЫРЕ УРОВНЯ СОЗНАНИЯ

В своем описании сознания Гурджиев указывал, что оно способно функционировать на любом из четырех основных уровней. На каждом уровне могут существовать различные состояния. Мы можем назвать эти уровни (а) обычным сном и сновидением; (б) согласованным сознанием обычного бодрствования, которое более уместно называть согласованным трансом, если мы даем оценку состояниям; (в) подлинным самосознанием, для которого характерно самовспоминание; и (д) объективным сознанием. Эта последовательность четырех состояний представляет собой, помимо всего прочего, постепенный переход от фрагментации к единству.

Обычный сон и сновидение

Уровень обычного сна и сновидения является именно тем, что мы обычно под этим подразумеваем – нашей умственной активностью (или ее отсутствием) в то время, когда мы ночью спим в постели. Гурджиева не слишком волновали различия между состояниями сна без сновидений и сна со сновидениями в рамках общего уровня сна. Он не работал со сновидениями , разве что упоминал о них, когда прибегал к аналогии: когда мы пробуждаемся от ночных сновидений в состоянии согласованного транса, мы, как правило, чувствуем, что наше сознание становится гораздо более ясным, чем оно было во время сна. Так же и при самовспоминании, в состоянии подлинного самосознания наш ум является настолько же более ясным по сравнению с состоянием согласованного транса, как в согласованном трансе он более ясен по сравнению с ночным сном.

Состояние ночного сновидения включает в себя очень высокие уровни имитации реальности. Создается целый мир снов. По сравнению с согласованным трансом, в ночном сновидении наши переживания охватывают гораздо более широкий диапазон. Это связано с тем, что во время сна наш ум, как имитатор реальности, не ограничивается в какой-либо заметной степени внешними стимулами. Отсутствуют в норме приходящие от глаз визуальные паттерны, которые должны включаться в моделирование, чтобы можно было имитировать любую наблюдаемую сцену внешнего мира. Остаются только те ограничения, которые создаются ложной личностью и защитными механизмами, но и эти ограничения во время сна ослабевают по сравнению с согласованным трансом. Качество «Я» может приписываться почти всему, отсюда и те «нехарактерные» действия, которые мы иногда совершаем во сне.

Согласованный транс является уровнем сознания, на котором мы можем практиковать такие вещи как самонаблюдение и самовспоминание, и это более высокий уровень, чем пустота и бессодержательность ночного сна или фантазии ночных сновидений. Однако в одном очень реальном смысле ночное сновидение является гораздо более безопасным состоянием, чем согласованный транс. Во время ночного сна наше физическое тело не выполняет тех действий, которые нам снятся. В сновидении прыжок со скалы или причинение вреда человеку не означает, что после пробуждения мы обнаружим, что переломали себе кости или нажили себе врага.

Современные исследования сна показали, что в действительности во время сновидения наши мышцы как бы парализованы, так что мы просто не способны выполнять те действия, которые нам снятся. Однако в состоянии согласованного транса такого предохранительного механизма нет. Как мы уже видели, у нас есть лишь частичная ориентация в действительной реальности физического мира, других людей и наших собственных чувств. Мы живем во сне наяву. Процесс имитации мира происходит в согласованном трансе так же, как в сновидении. При этом существует больше ограничений, чем во время сна, так как в процесс имитации мира должно включаться большое количество информации, поступающей от органов чувств. Наши разнообразные ложные личности в свое время подверглись основательному окультуриванию, что еще больше ограничивает диапазон наших имитаций мира, наших мыслей и чувств, в то время как те субличности, после первоначального обесценивания на ранних стадиях окультуривания, были, по большей части, предоставлены самим себе. Но мы можем действовать на основе наших искаженных восприятий, мыслей и чувств, воздействуя при этом на самих себя и на других людей. Последствия, являющиеся реакцией на наши внешние действия в согласованном трансе, представляют собой главную причину бесполезных и бессмысленных страданий.

Согласованный транс

Около одной трети жизни мы проводим на уровне ночного сна и сновидения, а остальные две трети – в согласованном трансе. Согласованный транс, в действительности, представляет собой совокупность состояний тождественности. Здесь мы ходим и говорим, даем обещания и нарушаем их, занимаемся любовью и воюем, воображая при этом, что мы находимся в третьем состоянии сознания, состоянии подлинного самоосознавания.

Мы уже обсуждали довольно подробно характеристики согласованного транса на всем протяжении этой книги, но я бы хотел коснуться здесь одного дополнительного аспекта. Мы полагаем, что мы уже являемся подлинно само-сознающими, что мы знаем, что делаем, принимаем свои собственные решения, понимаем свой собственный ум; что мы являемся одним целым. Эти специфические иллюзии особенно пагубны, ибо если мы не знаем, в какой мере мы лишены подлинных единства, самосознания, самопонимания и волеизъявления, нам не приходит в голову искать все это. Кроме того, когда мы все же узнаем об этих вещах, мы склонны сводить их к обычным уровням мышления и таким образом разрушать их потенциальную способность преобразить нас.

Иногда в процессе написания этой книги у меня возникала такая мысль: «Все эти усилия напрасны. Никто не поверит, что ему нужно очень напряженно работать, чтобы создать способности, которые, как он считает, у него уже есть!» Однако необходимость сделать это имеет решающее значение для нашего выживания: сможем ли мы принести мир нашей планете, если будем просто автоматами, находящимися в согласованном трансе? Одни лишь мои доводы, сколь изобретательными они бы ни были, не смогут действительно передать наше состояние, но если мне удалось соблазнить вас начать практиковать самонаблюдение и самовспоминание, ваш собственный непосредственный опыт донесет до вас мою точку зрения.

Подлинное самосознание

Третий уровень сознания, состояние самовспоминания, по праву принадлежит нам от рождения. В этом состоянии мы могли бы обладать теми качествами, которые мы ошибочно приписываем себе в состоянии согласованного транса. Мы могли бы быть подлинно само-сознающими в отношении наших действий и внутренних состояний, более ясно видеть мир, обладать хорошим и гармонизированным функционированием всех трех типов нашего мозга, понимать желания нашей сущности и иметь подлинную волю, чтобы делать то, что мы действительно хотим. Мы были бы наконец одним целым. Мы могли бы действительно сказать «Я есть», ибо это была бы наша подлинная самость, гораздо более живая и важная, чем преходящие состояния тождественности, существующие в согласованном трансе.

Но для большинства людей это третье состояние, к сожалению, возникает лишь в виде редких вспышек, прерывающих согласованный транс, и они почти мгновенно забываются, как только мы снова погружаемся в сон. Я надеюсь, что это утверждение становится или будет становиться для вас ложным в результате практики упражнений самонаблюдения и самовспоминания, которые были описаны в предыдущих главах.

Как вы могли понять из сказанного выше, а в еще большей мере из собственных попыток наблюдать самого себя и пробудиться, людям вообще довольно трудно осознать, что они находятся в согласованном трансе. Действительно, некая особенно извращенная реакция отдаляет людей от этого знания, и если вы скажете кому-то, что он не является подлинно самосознающим, он, возможно, на секунду частично пробудится и будет немного ближе к некоторому виду самосознания в то время, когда он будет отрицать, что находится в бессознательном состоянии! Стресс порой также заставляет нас более сосредоточиваться на «здесь и сейчас», отвлекая энергию от наших иллюзий, приближая нас к реальности и заставляя чувствовать себя более живыми. Это та причина, по которой некоторых людей привлекают опасные виды спорта: лучше быть живым, находясь в опасности, чем быть мертвым по отношению к реальности и своей сущности. Но учиться быть более живым с помощью самовспоминания даже еще лучше!

Здесь следует провести важное разграничение между самовспоминанием как практикой и подлинным самосознанием как уровнем функционирования, который может быть (а может и не быть) результатом практики. Самовспоминание является процессом, особым родом умственной деятельности, которую вы выполняете, пытаясь создать наблюдающую и объединяющую часть вашего ума, и зная при этом, что именно вы делаете с самим собой. Вы можете работать над собой более или менее напряженно, достигая при этом различных степеней успеха. Состояние самосознания может быть результатом ваших попыток самовспоминания.

Порой вы предпринимаете попытку самовспоминания и сразу же достигаете в результате этого состояния подлинного самосознания. Возникает ясность восприятия как внешнего мира, так и ваших внутренних процессов, а также трудно описуемое качество подлинного существования совершенно новым, более реальным образом. Самосознание, это третье состояние сознания, может длиться лишь мгновение, или же более длительный период времени. Когда отдельные случаи возникновения этого состояния происходят все чаще и чаще, и раз от раза оно сохраняется все дольше, оно становится более ясно распознаваемым в качестве отдельного состояния сознания.

Бывают и другие случаи, гораздо более частые на начальном этапе практики самовспоминания, когда вашим главным переживанием является не опыт новой и чудесной ясности, а лишь осознание того, насколько трудно достичь ясности, понимание силы автоматизированных процессов мышления, которые управляют вашей жизнью. Произошел некий сдвиг в глубине вашей погруженности в состояние согласованного транса, вы смогли ясно наблюдать это состояние, но не достигли измененного или более высокого состояния подлинного самосознания.

Я нахожу здесь очень подходящей аналогию с подводным плаванием. Мой ум подобен пловцу в реке. Мысли, чувства, ощущения и внешние события являются волнами и течениями в реке. Некоторые из них незначительны, некоторые очень сильны. Временами я нахожусь близко к поверхности реки, ближе к тому свету, который проникает сверху, и могу лучше видеть то, что находится вокруг меня. В другой раз я могу погружаться в глубину, где течения очень коварны и вода очень мутная.

Самовспоминание подобно попытке плыть к определенной цели вместо того, чтобы позволить себе пассивно отдаться течению реки. Бывают случаи, когда мои попытки вспомнить самого себя, понять, где я нахожусь, и плыть по направлению к цели, только показывают мне, что я нахожусь в темной воде возле дна, во власти мощных мутных течений, и почти не способен бороться с ними, не говоря уже о продвижении в выбранном мной направлении. В другое время я лучше могу вспоминать себя и оказываюсь в более чистой, спокойной воде, способным гораздо лучше воспринимать окружающую обстановку и более заметно продвигаться к своей цели. Бывают моменты, когда моя голова высовывается из воды и я набираю полные легкие прекрасного чистого воздуха, радуясь жизни, вижу мою цель совершенно отчетливо и плыву к ней.

Самовспоминание подобно плаванию. Свет и мир над рекой – это цель, состоящая в достижении подлинного сознания. Грязная вода и течения реки представляют собой наш автоматизированный ум и давление согласованной реальности, которое удерживает нас в состоянии транса. Моменты самовспоминания, в которые мы видим, насколько глубоко в темноте мы находимся и сколь мало мы можем сделать, являются обескураживающими. И в то же время, они жизненно важны, ибо мы пытаемся плыть, развиваем в себе волю к тому, чтобы плыть, и обучаемся это делать. Это можно сравнить с наращиванием мышц. Сначала вы не можете выполнить никаких силовых упражнений, и те усилия, которые вы прилагаете в процессе тренировки, вам неприятны. Но однажды вы обнаруживаете, что стали гораздо сильнее и начинаете почти без усилий делать такие вещи, которые раньше потребовали бы от вас огромного напряжения.

Эта аналогия очень хорошо соответствует кое-чему из моего собственного опыта. Часто, когда я начинаю предпринимать попытки самовспоминания, у меня возникает чувство, что я борюсь с мощными и темными потоками мыслей и чувств.

Объективное сознание

Гурджиев определил четвертое состояние сознания как состояние, в котором вы видите вещи такими, какие они на самом деле. Оно обладает всеми качествами третьего уровня сознания, такими, например, как единство и интегрированность всех трех типов мозга, но они делаются более постоянными в результате изменения самого вашего существа, а не только лишь сознательного функционирования. Если говорить более конкретно, то вы при этом воспринимаете и понимаете совершенно новый уровень реальности в отношении самого себя и мира, так как в работу включаются два новых центра мозга. Вы можете начать понимать некоторые аспекты четвертого уровня сознания, находясь еще на третьем уровне, но со второго уровня согласованного транса вы можете понять лишь очень немного . Поэтому наше обсуждение лишь указывает на существование четвертого уровня, не будучи ни его определением, ни точным описанием. Считайте его вдохновляющей идеей или напоминанием о том, что наши возможности являются гораздо большими, чем мы обычно думаем, но не воспринимайте его буквально!

В главе четырнадцатой мы говорили о человеке как о трехмозговом существе, имеющем эмоциональный и телесно-инстинктивный центры для приема и обработки информации, которые в такой же мере можно называть «умами», как и наше интеллектуальное функционирование. Гурджиев заявлял, что мы, кроме того, имеем еще два более высоких центра, высший эмоциональный центр и высший интеллектуальный центр. Каждый из этих высших центров является гораздо более мощным и разумным, чем обычные эмоциональный и интеллектуальный центры, и каждый из них при этом действует намного быстрее, чем обычные центры. Высший эмоциональный центр включает в себя то, что Гурджиев называл «подлинной совестью», в противоположность относительной, обусловленной морали согласованного транса. Оба эти центра являются частью естественного наследия человеческих существ, они полностью развиты и действуют, однако человеку необходимо проделать огромную работу по своему развитию, чтобы построить фундамент третьего уровня для вступления с ними в контакт и их использования. Они уже воспринимают и обрабатывают информацию о нас самих и нашей реальности. Но наши обычные «Я» отсоединены от них и не могут использовать результаты их работы. Мы обычно даже не знаем, что они существуют. Это напоминает мне о высказывании, приписываемом Будде после его просветлении: «Чудо из чудес! Все люди просветленные, но они не знают об этом!»

Компьютерная аналогия с высшими центрами

Живя в компьютерную эпоху, мы можем найти прекрасную аналогию для такой ситуации. Представим, что каждый из нас имеет свой собственный маленький персональный компьютер. Он работает медленно, имеет очень небольшую память для хранения данных, и в нем накоплено не так уж много информации. Этот компьютер использует три довольно примитивных языка программирования: Интеллектуальный Бейсик , Эмоциональный Бейсик и Телесно-Инстинктивный Бейсик. Эти языки могут хорошо функционировать в большинстве случаев обычной жизни, если мы будем использовать их эффективно. Мы справедливо любим этот маленький персональный компьютер и восхищаемся им за то, что он является совершенно изумительной, хотя и ограниченной в своих возможностях машиной. И действительно, мы отождествились с ним и считаем, что его мысли – это наши собственные мысли.

В своей привязанности к нашему маленькому персональному компьютеру и в зависимости от него мы забываем, что можно запрограммировать этот компьютер таким образом, что он будет действовать как терминал, связывающий нас с неким гигантским суперкомпьютером. Этот суперкомпьютер работает во много раз быстрее, чем наш, имеет чрезвычайно обширную память, полную фактов, большая часть которых неизвестна для нас, и использует два очень сложных и мощных языка программирования, которые эффективны при разрешении всех проблем, которые не могут быть решены при использовании Интеллектуального Бейсика, Эмоционального Бейсика и Телесно-Инстинктивного Бейсика. Это Высший Эмоциональный и Высший Интеллектуальный языки программирования.

С помощью суперкомпьютера, работающего на Высшем Эмоциональном и Высшем Интеллектуальном языках и привлекающего необходимые данные из своего огромного банка памяти, могут быть получены ответы на наиболее важные вопросы нашей жизни. Но стоп! Ведь мы не подключены к нему! Мы пытаемся решать свои жизненные задачи на нашем маленьком персональном компьютере, но мы не можем решить их с помощью любого из доступных нам вариантов компьютерного языка Бейсик. Так же как некоторые шутки не могут быть переведены с, например, венгерского языка на английский без утраты их соли, утраты того, что как раз и вызывает смех, так и некоторые вещи имеют смысл только если они выражены на Высшем Эмоциональном и Высшем Интеллектуальном языке. Это вид знания, обусловленного состоянием, о котором мы говорили в первой главе.

Из книги Психология типов тела. Развитие новых возможностей. Практический подход автора Трощенко Сергей

Три уровня внимания Внимание имеет направленность, силу и поле охвата, а следовательно, различимые уровни. Первым уровнем внимания будет механическое внимание. Оно характеризуется тем, что человек располагает минимальным количеством внимания и практически не способен

Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

14. Снижение уровня обобщения При снижении уровня обобщения у больных преобладают непосредственные представления о предметах и явлениях, т. е. вместо выделения общих признаков больные устанавливают конкретно-ситуационные связи между предметами и явлениями. Они с

Из книги Как жить, чтобы жить, или Основы экзистенциального нейропрограммирования автора Ковалев Сергей Викторович

1.5. Четыре мозга и четыре ума Есть вещи, которые надо прежде видеть, чем в них верить; и есть другие, в которые надо прежде верить чтобы их видеть. П. Буаст Само по себе название этого раздела звучит несколько эпатажно. Поскольку ещё со школьной скамьи всем и каждому

Из книги Психоанализ [Введение в психологию бессознательных процессов] автора Куттер Петер

2.2. Три уровня 1) Уровень объективной информации объединяет в одну логическую цепочку причину и ее следствие, например, начало депрессии (следствие) после потери значимого лица (причина).2) На уровне субъективной информации доминирует психологическая очевидность,

Из книги Когда невозможное возможно [Приключения в необычных реальностях] автора Гроф Станислав

ВЫИГРЫШ В ГОНКЕ СПЕРМАТОЗОИДОВ Переживание клеточного уровня сознания Если продвигаться дальше вспять по линии времени, то отчеты о пренатальном опыте, переживаемом в холотропных состояниях сознания, становятся все фантастичнее и поверить в них все труднее. И все же

Из книги Научите себя думать [Самоучитель по развитию мышления] автора Боно Эдвард де

ТРИ УРОВНЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Нужно иметь четкое представление о трех различных уровнях возможностей. Все беды происходят тогда, когда начинают путать эти уровни. Вот эти три уровня:1. Возможность.2. Фантазия.3. Провокация.Представьте, что вы стоите на самом верху горящего

Из книги Суперинтуиция для начинающих автора Теппервайн Курт

Три уровня сознания Три силы порознь и во взаимодействии определяют качество человеческого существования, жизни. Поэтому важно осознать эти силы.Обыденное сознание, ответственное за мышление* Мысли оформляют реальность.* Мысленно высвобождается изначальная творческая

Из книги Гипсосознание автора Салас Соммэр Дарио

Глава 5. Причины и следствия низкого уровня сознания Основной причиной низкого уровня сознания бесспорно является недостаточное развитие «Я». Его развитию препятствует множество разнообразных факторов, которые мы рассмотрим далее. Вспомним, как мы определяли «Я»:«Я» -

Из книги Гипсосознание автора Салас Соммэр Дарио

Глава 10. Упражнения для повышения уровня сознания Упражнения для повышения уровня сознания направлены на воспитание четырех основных аспектов того механизма, который удерживает человека на низком уровне сознания: дыхания, воображения, фонации и движения. В данной главе

Из книги Психотерапия человеческой жизни [Основы интегрального нейропрограммирования] автора Ковалев Сергей Викторович

Четыре стадии или четыре уровня жизнедеятельности Теперь последнее о жизни, но, конечно же, не в моей или вашей жизнедеятельности. Поговорим о четырех стадиях оной, которые на самом деле знаменуют четыре же возможных для нас уровня этой самой жизни, кардинально отличных

Из книги Девиантология [Психология отклоняющегося поведения] автора Змановская Елена Валерьевна

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ Описание методикиПо аналогии со стадиями интеллектуального развития Ж. Пиаже, Л.Колберг выделил три основных уровня развития моральных суждений. Преконвенциональный уровень отличается эгоцентричностью

Из книги Идеальные переговоры автора Глейзер Джудит

Как оторваться от уровня II В 1990-х годах из отдельных подразделений бизнеса была сформирована большая корпорация «Lockheed Martin». Руководство хотело использовать систему ERP (планирование ресурсов предприятия), чтобы ее могли применять все бывшие подразделения, но

Из книги Интегральные отношения автора Учик Мартин

Определение её перспективы и уровня сознания Правильно определить свой собственный космический адрес достаточно сложно. Это требует критического самосознания, поскольку нельзя недооценивать силу отрицания. Тем не менее если вы дошли до этой главы и вам близки идеи

Из книги Понтий Пилат [Психоанализ не того убийства] автора Меняйлов Алексей Александрович

глава третья Первые четыре смысловых уровня имени «Пилат» Первое приглашение читателя к «кладовым» его родовой памяти. Не зная первого смыслового уровня имени «Пилат», невозможно осмыслить «нелогичный» выбор Пилатом-мыслителем военной стези и того, почему она со

Из книги Основы самопознания автора Бенджамин Гарри

14 глава. Четыре состояния сознания Обычно мы осознаем только два состояния сознания: 1. Когда мы спим. 2. Когда мы бодрствуем. В действительности первое мы не признаем как состояние сознания и поэтому считаем наше состояние бодрствования за единственное состояние

Из книги Введение в психологию йоги автора Таймни Икбал Кишен

1 уровень. Уровень безсознательного сновидения. На этом уровне сейчас пребывает 99% населения планеты. По другому его можно назвать состоянием жертвы. На этом уровне мы действуем на основании того, что говорит нам общество, культура, образование и всевозможные правила этого мира. На первом уровне большинство людей идёт вслепую. Они скованы идеями вроде «тебе нужно высшее образование», «тебе нужно устроиться на работу и откладывать, чтобы однажды перестать работать начать наслаждаться жизнью», или такими религиозными идеями, как «нужно каждое воскресенье ходить в церковь», которые в нас запрограммированы. Но жизнь – это нечто намного большее и когда вы начинаете подвергать сомнению общественные устои, вы поднимаетесь ко 2-му уровню. 2 уровень. Пробуждение. На этом уровне люди начинают стремиться к личностному росту. Вы начинаете исследовать новые тактики игры в этом мире. Вы начинаете открывать для себя такие идеи, как скоростное обучение, медитация, личная трансформация и улучшение самочувствия. Вы начинаете выходить за пределы того, что делает большинство людей и живёте поистине насыщенной жизнью. Но есть и более высокие уровни. 3 уровень. Управление реальностью. Когда вы достаточно долго подвергаете сомнению идеи традиционного мира, в итоге вы переходите на новый уровень – «Управление реальностью». На этом уровне у вас начинают проявляться новые способности. По сути этот уровень определяется тремя основными качествами: * Чувством ускоренной материализации. Вам кажется, что ваши мысли превращаются в реальность в ускоренном темпе. Вы можете подумать о чём-то, что вы хотите достичь, или о проблеме, которую хотите решить, или о недуге, от которого хотите исцелиться… и вы сразу чувствуете, что всё это осуществляется значительно быстрее. * Чувством удачливости, словно сама Вселенная на вашей стороне. Это чувство единения с высшей силой, или же Вселенной, и эта сила словно поддерживает вас и даёт необходимые знания об этом мире. Вы счастливы, восторженны, живете с миссией и чувствуете, что у вас всё хорошо. * Чувством управляемости. Вы действительно знаете, чего хотите, и в большинстве случаев это получаете. Однако, не всегда… Уровень 4. Изначальное Состояние. Это уровень единства, когда вы становитесь единым со всем сущим. На этом уровне вы понимаете, что все лучшее в этом мире для вас. И более того, не нужно управлять реальностью и бороться за желаемое. Все самое лучшее вы получаете легко. Это состояние, когда вы получаете то, что только хотели бы пожелать. Это как хотеть получить в подарок игрушечную машинку, а получить настоящую новенькую Ferrari.

Организатор нашего сознания - Дух

Четыре уровня сознания можно представить как энергетические оболочки с разной частотой излучения световых волн. Самая легкая оболочка, вибрирующая быстрее всех, охватывает и заключает внутри себя более плотные и густые сферы, эта схема очень напоминает принцип, используемый в матрешках. Оболочка Духа - это матрица самой Вселенной, которая охватывает человека подобно матери, обнимающей свое дитя; эта сфера ассоциируется с восприятием на уровне орла. Наша душа - это СЭП, вибрирующее световое поле, которое отражает наши мысли, чувства, состояние физического тела. СЭП окружает наше ментальное или, если хотите, эмоциональное тело, а в его центре находится сгусток энергии тела физического. Дух создает душу, формирующую разум, эмоции и личность, которые, в свою очередь, по своему образу и подобию создают наше тело. Обычно разум путается в понимании этой мысли и не может уяснить, как это все устроено.

Каждая энергетическая оболочка включает в себя другую, но не может быть ими охарактеризована. Так, душа охватывает разум и тело, но не может объясняться их свойствами или параметрами. На уровне сознания колибри мы используем все, что узнали и чему научились на уровнях ягуара и змеи.

Для наглядности можно сравнить это с организацией нашего физического тела: существует уровень клеток, тканей, органов и живых существ. Клетки орла объединились в ткани, которые образовали органы, но клетки желудка и ткани, образующие стенки желудка, ничего не знают об охоте, о способах добывания пищи - они просто выполняют свои роли в пищеварительном процессе. Только орел понимает, как нужно охотиться, чтобы добывать пищу. В то время как каждая из систем организма функционирует с потрясающей точностью, ни одна из них не сможет существовать, если птица не будет охотиться и есть. Орла невозможно описать и охарактеризовать, основываясь на информации об его клетках, тканях или органах, несмотря на то что он из них состоит. Высшие уровни организации включают в себя низшие, но не могут определяться ими. Уровень сознания должен быть высок, чтобы постичь ремесло охоты.

Все четыре уровня сознания обладают своим специфическим восприятием. На физическом уровне мы имеем дело с четырьмя важными процессами: питанием, прелюбодеянием, отстаиванием своих прав и поиском жилища. Здесь движущая нами сила вытекает из бессознательных мыслей: «я часто/занимаюсь сексом/ем/убегаю, следовательно, я существую ». На уровне разума нами движут мысли - «я мыслю, значит, существую ». Душа движима процессом осознания того, что «я существую, следовательно, я существую ». На этом уровне мы ощущаем божественность внутри нас и вокруг нас. Яхве - иудейское имя бога, по существу означает «я есть то, что я есть». Это форма существования и восприятия, которая переносит нас за пределы простых слов, мыслей и чувств в область, где лишь поэзия, метафора и искусство могут отразить то, что мы чувствуем. На уровне орла не существует какого-либо «Я», отсутствует любое личное самосознание. Есть только Дух. Это то, о чем писал персидский поэт Руми Джелал ад-Дин : «Я прекратил существовать, теперь есть только ты».

Чтобы мечтать смело, мы переходим на уровень сознания орла - в область бесконечного созидания и истинного свое образия, затем возвращаемся на уровень сознания колибри, чтобы направлять огромную силу нашего желания в нужное русло. Наши мечты берут свое начало из души, где поэзия, метафора и образ образуют всю палитру красок, мы открываем себя миру и готовы принять любой исход, любое воплощение нашей мечты. Используя самосознание на уровне ягуара, мы думаем и чувствуем в соответствии с нашей мечтой, и на уровне змеи мы вынуждены действовать, как данный уровень сознания того требует.

На каждом из этих уровней мы можем овладеть разными типами смелости, помогающей нам воплотить в реальность мечту о жизни, которой мы давно хотим жить. Точно так же, как для использования созидательной силы всего мира необходимы все четыре уровня сознания, четыре типа смелости сделают наши поступки по-настоящему действенными и помогут добиться положительных результатов.

Первый уровень осознанности

Когда душа впервые инкарнирует из животного царства в человеческое, она имеет первый уровень осознанности, когда, в основном, человеком двигают животные инстинкты - есть, спать, размножаться. Без поддержки более опытных душ и должного воспитания люди первого уровня чаще других склонны съезжать в деградацию, потому что совершенно не понимают, как жить «по-человечески», не видят причинно-следственных связей и не могут заниматься интеллектуальной деятельностью. Такие люди учатся выполнять простую работу, создавать семьи и заботиться о своих детях. С морально-этической стороны им помогают религии, где в простой форме объясняется что можно и что нельзя делать, в жизни они ориентируются на людей второго уровня и тянутся за ними. Для ускоренной эволюции и выхода на второй уровень осознанности, таким людям требуется специальная среда и специальное образование, которое позволяет пройти первый уровень за одно воплощение.

Второй уровень осознанности

На втором уровне осознанности человек начинает стремиться к материальным благам, развивает интеллект, а также ищет выражения своей уникальности, в том числе через творчество. Большинство людей Земли сейчас находится на этом уровне. Человек второго уровня работает либо в подчинении, либо сам на себя, воспринимает мир вокруг как данность, не имея особого желания что-то изменить или не веря в то, что это возможно.

Третий уровень осознанности

Человек третьего уровня осознанности начинает видеть закономерности этого мира, понимает, что с миром что-то не так и начинает активно его менять. Имея уже богатый опыт воплощений, душа способна реализовываться во власти, нарабатывать статус, деньги и управлять другими людьми. На третьем уровне человек задумывается о цели своего воплощения на Земле, ищет информацию о том, как устроена Вселенная, хочет сделать что-то действительно стоящее, оставить свой «след» в истории. Прежде чем перейти на следующий уровень, такие люди становятся учителями для людей первых двух уровней, подталкивая их к развитию.

Четвёртый уровень осознанности

Сознание четвёртого уровня просыпается, когда человек начинает замечать, что внешний мир зависит от его внутреннего мира. Вместе с этим приходит понимание, что изменить мир насильно не получится, но изменив себя можно изменить и мир. Люди четвёртого уровня начинают осознавать себя творцами, активно стремятся к познанию и духовному развитию, перестают вовлекаться в драмы и «разборки» третьей мерности. Связь личности с душой становится всё более ясной, а выборы всё более осознанными. Человек-творец всегда может ответить, что он делает и почему, полностью несёт ответственность за свои слова и поступки.

Третья и четвёртая мерность: в чём разница

Люди первых трёх уровней осознанности живут (условно) в третьей мерности или в третьем измерении. Люди четвёртого уровня осознанности постепенно переходят в четвёртую мерность, где начинают своё развитие в качестве Богочеловека, но поскольку третья и четвёртая мерность близки по своим характеристикам, внешне этот переход не будет заметен. Позже по закону сферичности пространство начнёт «расслаиваться» вокруг человека четвёртого уровня, и он почти перестанет контактировать с «простыми людьми», с ним перестанут «случаться» неприятности, и он станет психологически невидим для тех, кто значительно ниже его по уровню осознанности. Люди четвёртого уровня владеют искусством построения реальности, нарабатывают сверхспособности и начинают воспринимать энергетические потоки, видеть ауры предметов и существ. Внешний мир для них выглядит уже по-другому, и сами они тоже весьма сильно изменяются не только в сознании, но и биологически. Продвигаясь далее в своём развитии, Богочеловек переходит в пятое измерение, становясь физически невидимым для людей третьей и четвёртой мерности. Жители четвёртой мерности способны контактировать с таким Богочеловеком посредством ясновидения и телепатии.

Переход с одного уровня осознанности на другой может длиться годами, то есть в каких-то вопросах вы можете быть второго уровня, в каких-то третьего, а в каких-то уже видны проблески четвёртого, и в целом нужно определять свой уровень по совокупности качеств. Проживание в законах Вселенной позволит ускорить рост осознанности и приблизит вас к уровню Богочеловека.

1. Обычный разум. Этому уровню сознания соответствует стихийность интеллектуального поведения человека. Человек с обычным уровнем сознания обычно реагирует на все появив­шиеся мысли. При решении любой задачи отбрасывает поя­вившуюся новую мысль, которая не укладывается в его стереотипы, и подчиняется традиционному мышлению.

К сожалению, большинство людей работает именно в таком режиме. Люди обычно не успевают за потоком информации, мыслят стереотипно, для них характерна стихийность поведе­ния, что, естественно, приводит к стрессовым ситуациям, воз­никновению различных неврозов. От всего этого желательно избавляться.

Наша задача заключается в том, чтобы перейти на второй уровень сознания, который мы называем просветленным ра­зумом.

2. Просветленный разум . Что такое просветленный разум? Это уровень сознания, поднявшись на который, человек достигает того, что мы называем состоянием озарения и творческого вдохновения. Войти в это состояние непросто, но люди, умею­щие управлять им, умеющие входить в него, получают гиган­тски много с точки зрения повышения продуктивности своего интеллектуального труда. Снимаются ограничения, открыва­ется путь, который мы называем каналом интуитивного восп­риятия, за счет включения в работу (параллельно с левым полушарием) правого полушария, отвечающего за интуицию.

Мы надеемся, что сегодня вы подошли к реализации состо­яния озарения, научились модулировать это состояние путем отключения от внешних раздражителей, полного сосредоточе­ния на собственных ощущениях. Именно в таком состоянии удается реализовать свои творческие возможности, свое глу­бинное «я».

3. Интуитивный разум . Мы должны сказать, что поднять­ся на уровень интуитивного разума чрезвычайно сложно и до­ступно немногим. Что такое интуитивный разум? Попытаемся прикоснуться к пониманию механизма интуиции. Ведь если есть канал интуитивного восприятия, он должен куда-то вести. Вы­дающийся ученый В.И. Вернадский (1863-1945) своими труда­ми обосновал учение о биосфере и ее эволюции, о мощном воздействии на окружающую среду человека и о преобразовании современной биосферы в ноосферу (сферу разума).

Современные ученые подтвердили и развили учение Вер­надского. Так, академик М.А. Марков, выступая в президиуме АН СССР в 1982 г., сказал, что информационное поле Земли слоисто и структурно напоминает «матрешку», причем каж­дый слой связан иерархически с более высокими слоями, вплоть до Абсолюта, и является, кроме банка информации, еще регулятивным началом в судьбах людей и человечества. Развивая эту мысль, можно сказать, что каждый человек в меру своего интеллектуального и прежде всего духовного раз­вития имеет тесный контакт с информационным полем своего уровня.

Ленинградский физик А. Мартынов в своей книге «Исповедимый путь. философские этюды» (М.,1989) пишет, что «..любой элементарный объем пространства содержит инфор­мацию обо всем пространстве: соответственно, считывание этой информации позволит получать сведения... В качестве когерентного источника в данном случае используется интуи­тивный канал мышления человека. Считывание информации требуемого свойства обеспечивается как бы контуром настрой­ки, его фильтровыми свойствами, чья весовая функция фор­мируется уровнем знаний, внешними условиями и способностью к ассоциативному мышлению, подразумеваю­щему корреляционную расшифровку в условиях помех диск­ретного мышления, а проще - блуждания разума».

Современный ученый В.В. Налимов в своей книге «Вероят­ностная модель языка» отмечает, что мышлению мы предпи­сываем континуальный (непрерывный) характер, а языку - дискретный (прерывистый). Прежде всего это относится к фактам творческого озарения, связанным с выходом за грани­цы логического мышления, но осмысление новых идей проис­ходит на логическом уровне.

Обратимся к рис. 9 «Анатомическая структура памяти», на котором показано, что левое полушарие отвечает за вербаль­ное (логическое) мышление; правое - за невербальное (инту­итивное) мышление.

Левое полушарие - сознательная деятельность мозга (10%); правое полушарие - подсознательная деятельность мозга (90%).

Глубинное, континуальное (непрерывное) мышление и есть интуитивное мышление человека, и интуитивная состав­ляющая каждого человека является одновременно составляю­щей информационного поля планеты, его ноосферы (сферы разума).

Что же происходит на стадии более высокого развития -

на уровне интуитивного сознания? На стадии гармонизации сознательного и подсознательного, когда вы станете жить в согласии с самим собой, даже робкие ваши желания начнут материализовываться сами собой. Естественным образом вам окажется доступной любая информация, нужные вам люди будут приходить к вам сами. Но здесь важно иметь чистоту помыслов, не превращать свои возможности в демонстрацию.

Следующим, четвертым уровнем сознания является сверх­разум.

4. Сверхразум, Сверхразум (или Космическое Сознание), что это такое?

Чтобы как-то подойти к пониманию четвертого уровня со­знания - сверхразума, мы приведем очень простой пример, который изложен во многих философских учебниках, о том, как можно по-разному смотреть на окружающий нас мир и воспринимать его.

Представьте себе человека, лежащего на пляже и уткнув­шегося в песок. Он видит только песчинки, ориентируется только на них, он не может представить панораму окружаю­щего мира. Это уровень обычного сознания.

Достаточно только немного поднять голову, приподняться над песком, чтобы увидеть панораму окружающего мира. Но это только первый, хотя и очень важный шаг, который мы с вами успешно совершили, занимаясь по программе «Сатори».

Но что же все-таки представляет собой сверхразум, можем ли мы назвать людей, обладающих сверхразумом (Космиче­ским Сознанием)? Да, можем. Это, прежде всего, В.И. Вернад­ский, о котором мы с вами уже говорили.

Другим ярким примером человека, обладающего сверхра­зумом, является К.Э. Циолковский (1857-1935). Человек, не имевший ни ЭВМ, ни каких-либо других вычислительных средств, предсказал программу развития Космоса, которая вы­полняется и по сей день строго в хронологическом порядке.

Как и почему в человеке, имевшем под рукой лишь логариф­мическую линейку, родились знания, которые человечество подтвердит лишь через десятилетия?

В историю К.Э. Циолковский вошел как основатель ракетодинамики со своей формулой и работой «Исследование ми­ровых пространств реактивными приборами», хотя ракета была для него не самоцель, а лишь способ проникновения в глубину Космоса. Из него старались сделать, как он сам гово­рил, «однобокого техника». Он же был мыслителем, суть работ которого - вырваться за пределы земного тяготения и добить­ся бессмертия человеческого рода через расселение его во Все­ленной. Взять хотя бы названия его работ, говорящие о многом: «Монизм Вселенной», «Причина Космоса», «Воля Все­ленной», «Неизвестные разумные силы», «Существа разных периодов эволюции». Произведения Циолковского, изданные малым тиражом на деньги автора, попали в закрытый фонд, и лишь в 1986 г. в приокском издательстве вышел сборник так называемых научно-фантастических произведений Циолков­ского. Самой маленькой единицей в его размышлениях была планета Земля. Вот такими категориями мыслил человек, об­ладавший Космическим Сознанием.

Можно было бы привести и другие примеры, но это не входит в рамки нашего урока. Перейдем к нашей Комплексной программе интеллектуального развития человека. Достижим ли подобный уровень для нас? Здесь уместно обратиться к книге В.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира», в которой говорится, что история развития и появления Космического Сознания у человека аналогична развитию его остальных пси­хических возможностей. Эти способности сначала проявляют­ся у отдельных, исключительных личностей, потом делаются более частыми, дальше становятся доступными для развития у всех и, наконец, начинают принадлежать всем людям от рождения. При этом редкие, исключительные, гениальные способности проявляются у человека в зрелом возрасте, иногда даже в старости.

Достижение уровня сверхразума неизмеримо трудно, но воз­можно. Занятия по нашей Комплексной программе создают ве­ликолепную возможность для духовного роста и самопознания.

Рассматривая третий уровень сознания - интуитивный разум, вы, наверное, зафиксировали такой очень важный мо­мент для дальнейшего вашего продвижения: «каждый человек в меру своего интеллектуального... развития имеет тесный контакт с информационным полем своего уровня». Поднимая уровень своего интеллекта, мы автоматически подключаемся к более высоким уровням информационного поля, активно влияем на этот механизм. Здесь, как и везде, действует обратная связь. Нужно питать свой интеллект, развивать сверхза­поминание, при этом возможны два пути - эйдетизм и инсайт. Как мы с вами уже говорили, эйдетизм можно применять нечасто, так как это не совсем безопасное и не совсем произ­водительное состояние: нужно вызывать в памяти образ, на­пример страницу, и скопировать ее как бы лучом внутреннего видения. Другое дело инсайт - прямое знание: взгляд на страницу может быть 2-3 сек., но тем не менее возникает доми­нанта страницы, как бы прямое знание ситуации, рассказанной на странице. Такое знание может у вас возни­кать даже сейчас, после окончания программы «Сатори», оно развивается и закрепляется на третьей ступени Техники быс­трого чтения «Ультра-Рапид» и совершенствуется на послед­них ступенях по мере развития и роста интеллекта.

Сверхзапоминание - как его тренировать. Работая по программе «Сатори», осваивая Технику тренировки памяти урок за уроком, овладевая инструментами тренировки памя­ти, вы вплотную подошли к возможности реального достиже­ния сверхзапоминания. Вам необходимо закрепить достигнутое, выбрав для себя наиболее эффективные упраж­нения, руководствуясь нашими рекомендациями, которые мы дадим вам в последующих разделах урока 10 - заключитель­ного урока программы «Сатори».

10.2. Методические материалы для самостоятельных занятий после завершения программы «Сатори»

Наши совместные занятия по программе «Сатори» закан­чиваются, но не торопитесь расстаться с материалами про­граммы «Сатори», особенно если в дальнейшем вы собираетесь продолжить занятия по нашей Комплексной программе интел­лектуального развития человека.

Для закрепления достигнутых результатов мы предлагаем вам продолжить выполнение некоторых упражнений, для чего вам понадобится: медитативная программа «Мандала»; тон­нель мнемониста; подсветка (настольная лампа 100 вт или другой источник света); таблицы Шульте-Сатори; кассета (или пластинка) с записью сеансов медитации, коврик для выполнения упражнений.

10.3. Упражнения для самостоятельных занятий после завершения программы «Сатори »

10.3.1. Практика медитации «ТМ-Сатори» (любой сеанс из двух) - по мере потребности, когда нужно, например, отдохнуть.

10.3.2. Тренировка с таблицами Шульте-Сатори без ог­раничения во времени и вариантах (чем больше, тем лучше).


Похожая информация.