Open
Close

Доктрина продовольственной безопасности рф основные положения. О доктрине продовольственной безопасности российской федерации

ДОКТРИНА продовольственной безопасности Российской Федерации УТВЕРЖДЕНA
Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120. Настоящая Доктрина представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Р Ф. В Доктрине развиваются положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Продовольственная безопасность Российской Федерации (далее – продовольственная безопасность) является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета – повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. В соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года национальные интересы государства на долгосрочную перспективу заключаются в том числе в повышении конкурентоспособности национальной экономики, превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира. Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов (далее – рыбная продукция) и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов. Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности независимо от изменения внешних и внутренних условий являются :

Своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов; - устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны; - достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни; - обеспечение безопасности пищевых продуктов. Настоящая Доктрина является основой для разработки нормативных правовых актов в сфере обеспечения продовольственной безопасности, развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов . Настоящая Доктрина учитывает рекомендации Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций по предельной доле импорта и запасов продовольственных ресурсов, а также определяет основные понятия, используемые в сфере обеспечения продовольственной безопасности. Продовольственная независимость Российской Федерации – устойчивое отечественное производство пищевых продуктов в объемах не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов. Фактически «Доктрина продовольственной безопасности» стоит на трех смысловых китах: доля собственного производства по основным видам продовольствия, качество этого продовольствия и его доступность для населения . Доктрина акцентировала внимание на аграрной сфере, придав аграрным проблемам статус не отраслевых, но национальных . Доктрина – это не федеральный закон, а фарватер для будущего нормотворчества.

75-76. Характеристика внутренних и внешних угроз национальной безопасности РФ. Основные угрозы безопасности России целесообразно классифицировать их по содержанию направленности, предварительно отметив, что все они носят комплексный характер и во многом зависят от того, каким будет в будущем политическое устройство мира, и что станет в начале XXI века определяющим вместо биполярного мира, основанного на противостоянии двух сверхдержав. Внешние: (из вне угрожают РФ) 1. Концептуальные: переход НАТО от целей обороны территории стран-членов Альянса к защите их «интересов и ценностей», что создает возможности для широкой интерпретации этого и принципиально меняет перечень оснований для применения силы (миру навязывается выгодное для Запада расширительное толкование понятий «миротворчество», «международный терроризм») и др. 2.Прямые и потенциальные военные угрозы: приближение военных группировок на 700 километров, использование аэродромов новых стран-членов Альянса для подготовки к нанесению первого удара, создание новых систем оружия и др. 3.Политические: вмешательство стран-членов НАТО во внутренние дела России, непрекращающиеся попытки воздействовать на формирование ее внешней и внутренней политики, дезинтеграция России, поддержка прозападных сил, противодействие интеграции в рамках СНГ, формирование на постсоветском пространстве блока государств антироссийской направленности и др. 4.Морально-психологические: проникновение в СМИ России, дезинформация общественного мнения России об опасной сути преобразований НАТО, создание негативного представления о России у мировой общественности, в том числе предпосылок для объявления ее «угрозой международной безопасности»; стимулирование культурного перерождения России, продолжение целенаправленных попыток добиться отказа от традиционных ценностей и др. 5.Разведывательные: расширение агентурной сети стран-членов НАТО, в том числе через использование легальных структур, организаций «содействия и развития», «фондов помощи», информационных бюро и др. 6.Экономические: осуществление мер, направленных на разрушение российской экономики и Вооруженных Сил, создание экономической и политической зависимости от Запада и др. 7.Научно-технические: расширение использования странами-членами НАТО научно-технического потенциала России для создания новых систем оружия и др.
Внешние угрозы военной безопасности :1. Существующие территориальные претензии к России. 2. Вмешательство во внутренние дела России. 3. Попытки игнорировать (ущемлять) интересы России в решении проблем международной безопасности, противодействовать ее укреплению как одного из влиятельных центров многополюсного мира.4. Наличие очагов вооруженных конфликтов прежде всего вблизи границ России и ее союзников. 5. Создание (наращивание) группировок войск (сил) ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ России и ее союзников и прилегающих к их территории морях. 6. Расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности России и ее союзников. 7. Ввод иностранных войск (без санкции Совета Безопасности ООН) на территорию сопредельных и дружественных с Россией государств. 8. Создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России и ее союзников. 9.Нападение (вооруженные провокации) на военные объекты России расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе России, границах ее союзников и в мировом океане. 10. Действия, направленные на подрыв глобальной и региональной стабильности, в том числе путем воспрепятствования работе российских систем государственного и военного управления, обеспечения функционировала стратегических ядерных сил, предупреждение о ракетном нападении, противоракетной обороны, контроля космического пространства и обеспечения их боевой устойчивости, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной химической промышленности, других потенциально опасных объектов, 1 1. Ведение враждебных, наносящих ущерб военной безопасности России и ее союзникам информационных (информационно-технических, информацнонно-психологических) действий. 12.Дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан России в -зарубежных государствах. 13.Международный терроризм.

Внутренние: - угрозы военной безопасности

1, Попытка насильственного свержения конституционного строя. 2. Противоправная деятельность экстремистских национал-этнических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, направленная на нарушение государственного единства, территориальной целостности, дестабилизации внутренней обстановки в России. 3. Планирование, подготовка и осущ. действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов гос, власти и структур управления, совершение нападений на государственные, народнохозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения, информационной инфраструктуры.4, Создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований-5, Незаконное распространение (оборот) на территории России оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств. которые могут быть использованы для осуществления диверсий, террористических актов, иных противоправных действий.6. Орг. преступность, терроризм, контрабандная и иная противоправная деятельность в масштабах, угрожающих военной безопасности государства.

77.Характеристика демографической политики в РФ и ее влияние на безопасность государства Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения. Разработана Концепция демографической политики Российской Федерации - система определений важнейших целей, задач и приоритетов воздействия на демографическое развитие, - основа демографической политики . В ней важнейшие направления государственной политики Р Ф в области народонаселения до 2015 года . Целью демографической политики Российской Федерации является постепенная стабилизация численности населения и формирование предпосылок последующего демографического роста. Задачами демографической политики Российской Федерации являются: в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни : увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни, снижения преждевременной, особенно предотвратимой смертности, в первую очередь, в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста; улучшение репродуктивного здоровья населения; увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни, путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности; улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов, путем предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья. в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи: создание предпосылок для повышения уровня рождаемости путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей; всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации; создание условий для самореализации молодежи; социальная защита и материальное поощрение ответственного родительства. в области миграции и расселения : регулирование иммиграционных потоков с целью создания действенного механизма миграционного замещения естественной убыли населения Российской Федерации; повышение эффективности миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава перспективам социально-экономического развития Российской Федерации; обеспечение интеграции мигрантов в российский социум и формирование толерантности к мигрантам. Общее сокращение численности населения, снижение его плотности до параметров почти в три раза меньше среднемировых создадут опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире, возможность дополнительных притязаний на территорию Российской Федерации . Уменьшение численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, вызовет опасность обострения проблемы комплектования вооруженных сил, правоохранительных органов и иных силовых структур, что представляет собой угрозу сохранения оборонного потенциала страны,охраны государственных границ и проведения других мер, связанных с национальной безопасностью . По сравнению с 2000 годом численность мужского населения в возрасте 17-19 лет сократится к 2016 году с 3,46 млн. человек до 1,99 млн. человек. Сокращение численности детей и подростков приведет к возникновению проблем формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал Российской Федерации, уменьшению объемов подготовки квалифицированных кадров в общеобразовательных, профессиональных и высших учебных заведениях, разрушению системы подготовки кадров, что может создать угрозу усиления внешней технологической зависимости России. Уже сегодня численность принимаемых в высшие учебные заведения практически совпадает с численностью выпускников общеобразовательных учреждений. Реальная экономическая угроза связана с уменьшением численности населения рабочих возрастов и соответственно с сокращением экономического потенциала страны , вызовет дефицит рабочей силы, который может покрываться за счет нерегулируемой иммиграции из стран Среднего Востока, Китая, Вьетнама.В связи с постарением населения возникнет опасность дефицита рабочей силы, увеличения демографической нагрузки на трудоспособное население, повысится нагрузка на систему здравоохранения, обострятся проблемы с выплатами пенсий и социальных пособий . Общее сокращение численности населения, сопровождающееся сокращением численности отдельных этнических групп, особенно коренных малочисленных народов, может привести к их полному исчезновению. Характер миграционных процессов окажет отрицательное влияние на систему расселения населения РФ: будет происходить замещение иммигрантами постоянных жителей ряда регионов страны (северные и приграничные территории), что не отвечает экономическим и геополитическим интересам страны. В ряде территорий (юг страны) чрезмерная концентрация вынужденных мигрантов вызовет дополнительные экономические и социальные трудности. Отток из России квалифицированных кадров ведет к ослаблению научного, творческого и экономического потенциала страны .

Продовольственная безопасность России

Россия в настоящее время удовлетворительно обеспечивает себя продуктами питания. Так, в конце 2013 года министр сельского хозяйства РФ Николай Фёдоров сообщил, что по главным продуктам - по зерну, картофелю, растительному маслу и сахару - мы уже обеспечиваем себя полностью. По мясу Россия почти достигла безопасного уровня производства, прежде всего, за счёт мяса птицы. Некоторые проблемы остаются с молоком.

ситуация по отдельным продуктам

В Доктрине продовольственной безопасности перечислены критичные для России продукты и минимальный уровень их собственного производства. Это зерно (95 %), сахар (80 %), растительное масло (80 %), мясо (85 %), молоко (90 %), рыба (80 %), картофель (95 %) и пищевая соль (85 %).

По всем этим продуктам минимальный уровень собственного производства или достигнут или практически достигнут. Единственный пункт доктрины, по которому продовольственная безопасность ещё не обеспечена - это молоко и молокопродукты. Наше производство закрывает 80% потребностей, тогда как по плану нужно закрывать 90%.

Зерно

Россия занимает первое место в мире по сбору ржи и овса , третье место (после Китая и Индии) по сбору пшеницы. Урожай всех зерновых в России в 2013 году составил 91 миллион тонн.

Мы находимся на третьем месте (после США и Евросоюза) по экспорту зерновых. Также Россия импортирует незначительное количество высококачественного зерна. Объём этого импорта не превышает одного процента от общего объёма сбора.

Нормативы потребление зерна рассчитываются из расчёта 110 килограмм хлеба на человека в год, при этом из одной тонны зерна получается примерно 750 килограмм хлеба. Таким образом, на хлеб нужно 143 килограмма зерна. Ещё 30 килограмм надо добавить на выпечку, макароны, каши и так далее. 25 % зерна от общего количества надо вычесть на семена и на естественные потери при хранении. Итого получится потребление в 230 килограмм зерна на человека в год.

Общее потребление населения России составит таким образом 32 миллиона тонн зерна в год. Если вспомнить, что в 2013 году был собран урожай в 91 миллион тонн, станет видно, что продовольственная безопасность России по зерну обеспечена с запасом.

Сахар

В 2011 году Россия собрала 46,2 млн тонн свёклы и вышла на первое место в мире по этому показателю. В 2013 году урожай сахарной свёклы был ниже, в конце ноября 2013 года сбор ожидался на уровне 39,5 млн тонн.

Заводы по переработке сахара располагаются обычно в непосредственной близи от мест сбора свёклы, так как перевозка сырья на значительные расстояния экономически невыгодна.

В среднесрочной перспективе в России прогнозируется выпуск свекловичного сахара в объеме 4,2-4,5 миллиона тонн.

Потребление сахара в России составляет около 39 килограмм на душу населения в год. Таким образом, объёмы собственного производства позволят нам в ближайшее время закрывать 75 %-80 % нашей потребности в сахаре.

Это значит, что безопасный уровень производства сахара в России практически достигнут - что и подтверждается словами министра сельского хозяйства.

Растительное масло

Россия производит 3,5-4 млн тонн растительного масла в год, в основном подсолнечного. Тем самым мы практически полностью закрываем свои потребности в растительном масле. Доля импорта на рынке составляет не более 3 %. Экспорт растительного масла, напротив, весьма внушителен и составляет примерно 25 % от объёмов производства.

Таким образом, продовольственная безопасность по растительному маслу в России обеспечена с запасом.

Мясо и мясопродукты

Ситуация по мясу продолжает оставаться достаточно сложной. С одной стороны, с 2000 года в России растёт производство мяса, и мясом птицы, например, мы себя обеспечиваем почти полностью. С другой стороны, мы по-прежнему импортируем около 30 % мяса и мясопродуктов, экспорт же мяса из России незначителен.

Так, в 2011 году мы произвели 7 460 тыс тонн мясной продукции и импортировали 2 687 тыс тонн, а потребили 10 041 тыс тонн.

Это означает, что уровень собственного производства мяса примерно равен 75 %, что несколько меньше прописанных в Доктрине продовольственной безопасности 85 %. К 2013 году динамика следующая - производство мяса птицы увеличилось с 767 тыс. тонн в 2000 году до 3.830 млн тонн в 2013 году (то есть в 5 раз), свинина - с 1.578 млн.тонн до 2.816 млн тонн(то есть в 1.78 раза).

Молоко

Производство молока тесно завязано на поголовье коров, которое у нас в девяностые годы было сильно сокращено. Также надо учесть, что крупный рогатый скот бывает мясным и молочным, при этом конкретно на направлении молока «работает» примерно 8% от общего количества животных.

Производство сырого молока составляет около 30 млн тонн и вот уже несколько лет держится примерно на одном уровне - равно как и производство молокопродуктов.

В 2012 году в Россию было импортировано 8,52 млн тонн молока и молокопродуктов - при собственном производстве в 31,92 млн тонн. Большая часть импорта идёт из Белоруссии.

Таким образом, уровень собственного производства молока составляет около 80 %, что меньше целевых 90 %.

Рыба и рыбопродукты

По объёму вылова рыбы Россия занимает пятое место в мире, что обеспечивает нам надёжную сырьевую базу в этой отрасли.

Минимальная физиологическая норма потребления мяса рыбы составляет 15,6 кг в год на человека. Таким образом, общий уровень потребления рыбы в стране не должен быть ниже 2,2 млн тонн.

Реально в России потребляется около 28 кг рыбы в год. Производство рыбопродукции превышает 3,7 млн тонн.

Таким образом, уровень продовольственной безопасности по рыбе обеспечивается с большим запасом.

Картофель

В 2012 году Россия собрала 29,5 миллионов тонн картофеля. Это не очень высокий урожай: так, в 2006 году мы собрали 38,5 млн. тонн. Тем не менее, даже с таким урожаем Россия заняла по сбору картофеля третье место в мире, после Китая и Индии. Другая картофельная держава, Белоруссия, собрала в 2012 году 6,9 млн тонн.

Потребление картофеля в России снижается - более высокие доходы побуждают жителей России предпочитать картофелю более дорогие продукты.

Экспорт картофеля из России незначителен. Импорт картофеля не превышает 1,5 млн тонн в год: это, в основном, высококачественный картофель, который торговые сети закупают для ассортимента.

Норма потребления картофеля по разным источникам составляет от 100 до 130 килограмм на человека в год: таким образом, потребности России в этом продукте составляют от 14 до 18 миллионов тонн.

Наше собственное производство с большим запасом перекрывает эти потребности.

Морковь

Вопреки некоторым мнениям, импорт моркови в Россию незначителен. Общий объем российского рынка моркови в 2012 году составил 1768,9 тыс. тонн. Доля импорта на рынке равнялась 11,5%. Обеспеченность морковью на душу населения находилась на отметках в 12,4 кг , что выше медицинской нормы, составляющей 6-10 кг.

Пищевая соль

Данные по российскому рынку пищевой соли противоречивы. Однако исследования сходятся в нескольких выводах:

    Россия импортирует около 30 % потребляемой соли, преимущественно из Украины и Белоруссии;

    Львиная доля потребления соли приходится на промышленность, прежде всего, на химическую;

    Физиологическая потребность россиян в соли - 260 тысяч тонн в год - в разы меньше объёмов собственного производства.

Если учесть, что запасы соли в месторождениях на территории России исчисляются миллиардами тонн, можно сделать вывод, что дефицит поваренной соли не грозит России ни при каких обстоятельствах.

Расчёт обеспеченности продуктами регионов РФ

Изменения обеспеченности продуктами регионов России с 2000 по 2011 года.

В этом расчёте основными продуктами считаются зерно, картофель, овощи, мясо, молоко и яйца .

За основу расчёта обеспеченности продуктами взята формула из учебного пособия УрФУ , суть которой сводится к следующему:

    По каждому продукту учитывается коэффициент потерь при хранении и обработке;

    Каждый продукт пересчитывается из штук и единиц в килокалории;

    Вычисляется суммарная калорийность производимых на территории региона продуктов;

    Эта калорийность сравнивается с медицинскими нормами потребления;

    В результате получается обеспеченность региона продуктами собственного производства, в процентах.

Расчёт показывает, что в 1990 году обеспеченность РСФСР основными продуктами составляла 183 %, к 2000 году она снизилась до критических 108 %, а к 2011 году восстановилась до вполне безопасного уровня в 150 %:

Производство зерна, тыс.т

Производство картофеля, тыс.т

Производство молока, тыс.т

Производство овощей, тыс.т

Производство яиц, млн.шт

Производство мяса, тыс.т

Население, млн. чел.

Обеспеченность продуктами

Надо отметить, что в 1990 году СССР испытывал огромные проблемы с системой хранения, переработки и распределения продуктов - из-за этого советские граждане в те годы вынуждены были отстаивать за продуктами многочасовые очереди и получать их в небольших количествах по талонам.

За 11 лет с 2000 по 2011 год почти во всех регионах обеспеченность продуктами выросла. Сильнее всего увеличили производство Ставропольский край (почти втрое), Курганская, Белгородская и Курская область. Только в семи регионах из более чем семидесяти обеспеченность снизилась более чем на 10 %, самое сильное снижение наблюдается в Саратовской (25 %) и Псковской (18 %) областях.

Таким образом, можно заключить, что миф о деградации сельского хозяйства за время «правления Путина» изрядно преувеличен.

Также мы можем наблюдать, что дефицит продуктов России ни при каком раскладе не грозит, и что даже депрессивные (в пищевом смысле) регионы могут быть обеспечены продуктами питания за счет излишков в регионах-донорах.

Снижение производства продуктов в указанный период в депрессивных регионах вызвано в основном процессами урбанизации и переводом сельскохозяйственных земель под другие нужды.

О Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации

Принятие Доктрины продовольственной безопасности является важным для России событием. В рамках Доктрины оформлены официальные взгляды на проблемы продовольственной безопасности страны. Она формулирует основные понятия, термины и критерии, а также направления действия в области обеспечения страны продовольствием.

Д.Н. Лыжин,

Научный сотрудник отдела отраслевой и региональной экономики

В Доктрине продовольственной безопасности России указаны основные параметры самообеспеченности продуктами, которых необходимо достичь в среднесрочной перспективе. Так, к 2020 году доля произведенных в России основных продуктов питания на внутреннем рынке должна составлять не менее 85%, при этом общепринятым в мировой практике считается достаточным собственное производство на уровне 70-75%. Россия в состоянии достичь полного самообеспечения продовольствием, и превысить установленные в Доктрине значения. Так уже сейчас количество российского зерна на отечественном рынке превышает закрепленный уровень. Производство мяса и молока может достигнуть показателей в 70 и 81% от самообеспеченности к 2012 г. если в полном объеме будет реализована Государственная программа развития сельского хозяйства. Очевидно, что Доктрина является рамочным документом и на ее основе должны быть разработаны конкретные схемы развития агропромышленной и смежных отраслей. На наш взгляд, в документе не отмечены некоторые важные моменты, которые необходимо будет включить в создаваемые на ее основе программы.

Так, в рамках межрегиональной интеграции следует также формировать межотраслевое взаимодействие в рамках АПК, формирование технологических цепочек. При планировании ускоренного развития животноводства следует обозначать необходимость развития смежных отраслей (кормопроизводства, ветеринарного обслуживания и санэпидем контроля).

Доктрина вольно отражает необходимость технической модернизации аграрного производства. На наш взгляд, прежде всего, в документе следовало четко обозначить в качестве приоритета развитие всего комплекса доработки и переработки аграрного сырья и прежде всего, обратить внимание на усовершенствование зернового комплекса. Скорректировать модель развития с экстенсивных технологий на увеличение добавленной стоимости производимой им продукции. Количество зерна производимого в стране в 2009 г. достигло 97 млн. тонн в чистом весе, в том числе пшеницы - около 62 млн. тонн. В 2010 году посевные площади будут расширены на 400 тыс. га, произведенные излишки зерна планируется продавать за границу. Экспорт зерна в чистом виде без переработки, схож с вывозом минерального сырья или необработанной древесины. Производство зерновой продукции глубоких переделов в России развито слабо, большая ее часть в стране импортная. Модернизация зернового комплекса и увеличение степени переработки зерна имеет стратегическое значение для России. Доктрина не отражает положения и условия по вступлению страны во Всемирную торговую организацию. Документ ограничивается формулировкой, что для вхождения в ВТО Россия должна получить условия, отвечающие национальным интересам. В настоящий момент по ряду элементов поддержки сектора (уровень агрегированных мер поддержки, субсидирование экспорта, применение таможенного регулирования) параметры вступления таковыми не являются. Навязываемые условия в разы хуже, чем у стран с развитым аграрным производством. У России нет необходимости становится членом ВТО, если вступление будет угрожать продовольственной безопасности страны. В связи с этим переговорный процесс может длиться еще достаточно долго, что дает шанс увеличивать необходимые меры поддержки АПК, и позволит России закрепить их на максимальном уровне.

Так как Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, принятая в 2010 году, является одним из основополагающих документов государственной политики, важно проанализировать ее основные положения.

Начнем со стратегических целей и основных задач.


Цель и задачи сформулированы в виде благих намерений. Посмотрим же, какие критерии выбраны для оценки состояния продовольственной безопасности.

Видно, что в качестве критериев оценки в сфере потребления выбрана «средняя температура по больнице». Очевидно, что структура потребления продуктов питания сильно разнится в зависимости от доходов и других факторов. Удивляет отсутствие среди критериев стоимости минимальной продуктовой корзины, ее соотношения с уровнем доходов и т.д.

В сфере производства совсем отсутствуют критерии, связанные с уровнем зависимости АПК от поставок из-за рубежа семенного фонда, генетического материала, с/х техники и технологий. В сфере организации управления нет критериев, отражающих развитость продовольственной инфраструктуры, эффективность транспортировки, переработки и хранения с/х сырья и рыбной продукции.

С задачей адекватной оценки состояния продовольственной безопасности обозначенные в Доктрине критерии справиться не могут.

Важным элементом Доктрины продовольственной безопасности РФ является четкое определение минимальных значений доли продукции отечественного производства на внутреннем рынке продовольствия.

Расчет доли производится от объема реализации с учетом запасов. Так, если происходит неурожай, то пополнение запасов за счет внешних закупок может привести к превышению установленного порогового значения.

Здесь есть определенное лукавство. Поясню на примере. Вите на год нужно 5 мешков картошки. Случился неурожай, и он заготовил только 4 мешка картошки собственного производства. Витя нигде не смог купить дополнительный мешок. Получается, что удельный вес картошки собственного производства у Вити 100%, но к сожалению, Вите придется затянуть пояс.

Если уж говорить о продовольственной безопасности, то должны быть предусмотрены минимальные уровни производства отечественного продовольствия. И похоже на то, что в современных условиях необходимо ориентироваться на полное самообеспечение основными видами продовольственных товаров.

В Доктрине важное место придается важности сбалансированного, здорового питания.

Приведу информацию по утвержденным в 2010 году рациональным нормам потребления в сравнении со статистическими данными потребления основных продуктов питания за 2009-2013 год.

1. Настоящая Доктрина представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.

Судебная практика и законодательство - Указ Президента РФ от 30.01.2010 N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации"

обеспечение удельного веса отечественной рыбной продукции в параметрах, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";


Особое внимание уделялось реализации Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 N 120 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 5, ст. 502), одними из основных приоритетов которой являются.