Open
Close

Два конспекта логопедических занятий к презентациямна тему "дифференциация ль - й". Автоматизация звука, дифференциация звуков -

Цели:

  • Образовательные :
    • уточнить артикуляцию звуков Ль и Й, выделяя сходство и различия;
    • добиваться чёткой дифференциации звуков на слух и в произношении;
    • закрепить знания о характеристике звуков;
    • правильно соотносить звуки с соответствующими буквами;
    • учить детей отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
  • Коррекционные :
    • развивать фонематический слух и анализ;
    • работать над развитием полноты зрительных, слуховых и кинестетических ощущений.
    • предупреждение дисграфических ошибок;
    • развитие мелкой моторики рук.
  • Воспитательные :
    • воспитание умения понимать учебную задачу;
    • воспитание устойчивого интереса к логопедическим занятиям.

Оборудование: зеркало, профили артикуляции звуков, картинки настроения, компьютер, презентация.

План занятия.

I. Оргмомент
II. Артикуляционная гимнастика.
III. Артикуляция звуков.
IV. Сравнение букв
V. Дифференциация изолированно, в слогах.
VI. Физминутка.
VII. Дифференциация в словах.
VIII. Дифференциация в предложениях.
IX. Итог занятия.
X. Домашнее задание
XI. Оценка деятельности учащихся.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

– Чем мы занимаемся на логопедических занятиях?

Звуки чётко произносим,
Слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем,
Пишем их старательно.

Цели: мы должны научиться:

  • четко и правильно произносить близкие по артикуляции мягкие согласные [Й] и [Л"];
  • слышать и различать близкие по артикуляции мягкие согласные [Й] и [Л"];
  • читать слоги и слова с буквами Й и Л;
  • правильно изменять слова.

II. Артикуляционная гимнастика

  • «Улыбка (лягушка)»
  • «Лопатка»
  • Массаж языка:

1) «Наказать непослушный язык» – хлопать губами язык от кончика до середины и обратно.
2) «Покусать зубками язык от кончика до середины и обратно»
3) «Почистить рыбку» – высовывать язык, «царапая» его верхними резцами.
4) «Наказать непослушный язык» – хлопать губами язык от кончика до середины и обратно.

  • «Киска сердится»
  • «Горка»

III. Артикуляция и характеристика звуков

Попеременно произнеси звуки, стараясь почувствовать движение языка:

Й – Л", Й – Л"; Л" – Й; Л" – Й.

– Чем отличается звук от буквы?
– Звук мы слышим и произносим, а букву – видим, пишем, читаем.

Прочитай слоги:

Ай, иль,ель, ой, эль, уй, юль, ёль, ый, яль.
Ле – й, лю – ю, ля – я, ли – й, лё – ё, ле – е.

VI. Физминутка

Упражнение для мелкой моторики рук: «Зайка».
Ушки дл инные у зай ки. (Все пальчики сначала в кулачок.)
Из кустов они торчат.
(Выставить вверх указательный и средний пальцы. Шевелить ими вперёд – назад.)
Он и прыгае т, и скачет. (Удары локтем по столу в такт стихотворения.)
Весел ит своих зай чат.

VII. Дифференциация в словах

1. Прочитай и отгадай загадки.

Угадай те, что за зверь я :
У меня на лбу деревья . л ень)

«Чик-чирик!»
К зёрнышку прыг,
Кл юй , не робей .
Я бывалый …? (Воробей )

Мы привыкл и к нему,
А ведь он чародей :
Он со мной говорит
Голосами друзей . (Сотовый тел ефон)

Он почти как апел ьсин,
С толстой кожей , сочный ,
Недостаток л ишь один –
Кислый очень, очень. (Л имон)

2. Назови сказочных героев, чётко произнося звуки Ль,Й:

В каких словах тебе встретился звук Й, Ль, оба звука?

3. Игра «Доскажи словечко». Слого-звуковой анализ первой отгадки.

Зверь уснул, укрывшись гривой .
Хвостик с кисточкой игривой
Я бы тронул, осмел ев,
Да боюсь, проснётся … л ев.

VIII. Дифференциация в предложениях

Измени предложения по образцу:

У Кол и попугай .
– Это Кол ин попугай .
У Л ёши кой ка.
– Это Л ёшина кой ка.
У Л иды л ей ка.
– Это Л идина л ей ка.
У Л юбы зай ка.
– Это Любин зай ка.
У Л ёвы гай ка.
– Это …
У Л ены л иней ка.
– Это …

IX. Итог занятия

– Какие звуки мы учились сегодня различать?
– Чем отличаются эти звуки?

X. Домашнее задание (в напечатанном виде вклеивается в тетрадь).

XI. Оценка деятельности учащихся .

Информационные ресурсы

1. Лопухина И.С. Логопедия. Упражнения для развития речи. «Дельта» С. – П. 1999.
2. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно «Дельта» «Аквариум» 1996.
3. Козырева Л.М. «Большой логопедический альбом». Автоматизация звуков в речи. Ярославль. Академия развития. 2006.
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекция произношения звука «Й».
5. Ткаченко Т.А. Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников. // Дошкольное воспитание 1989 №3 с. 36-40
6. Презентация «33 сестрицы».
7. Клипарт на прозрачном фоне


Дифференциация звуков ЛЬ - Й в скороговорках

Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме нужное количество одинаковых слогов.

В сумке вкусный ананас, ас-ас-ас, ас-ас-ас.

Косточку принес Барбос, ос-ос-ос, ос-ос-ос.

Стае Сосискин был не трус, ус-ус-ус, ус-ус-ус.

Я на санках еду вниз, ис-ис-ис, ис-ис-ис.

Совы полетели в лес, эс-эс-эс, эс-эс-эс.

Я услышал громкий бас, ас-ас-ас, ас-ас-ас.

На тарелке абрикос, ос-ос-ос, ос-ос-ос.

Там, у пристани, баркас, ас-ас-ас, ас-ас-ас.

Закрепление произношения звука С в различных обратных слогах

Вслед за взрослым четко, не торопясь повтори разные слоговые «свистелки».

ас-ус-ис ис-ос-ас ис-ус-ис ис-ос-ус

ос-ис-ус ус-ис-ос ос-эс-ас ус-ос-эс

ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА С В СЛОВАХ

Закрепление произношения звука С в начале слов. Развитие слуховых внимания и памяти

Уточни значение незнакомых слов. Четко, выделяя голосом звук С, повтори каж­дые 3 слова. Затем назови 5 слов самостоятельно по памяти.

Сад - сок - сом. Суп - сук - сам. Совы - сода - сотня. Сыпать - сытый - сытный. Судак - сухой - сундук. Судно - сумка - сутки. Сухо - сани - садик. Сапог - сынок - станок.

Закрепление произношения звука С в середине слов. Развитие слуховых внимания и памяти

Уточни значение незнакомых слов. Четко, выделяя голосом звук С, повтори каж­дые 3 слова. Затем назови 5 слов самостоятельно.

Оса - коса - лиса. Несу - пасу - в лесу. Босой - косой - лесок. Кусок - носок - песок. Весы - носы - усы. Косы - бусы - усы. Посуда - косынка - посылка. Коляска - маска - пляска.

Закрепление произношения звука С. Формирование навыков звукового анализа

Разложи 8-10 картинок из Приложения 5. Послушай начало слова. Покажи и назо­ви тот предмет, который взрослый загадал. Если ты сумеешь назвать объект, которого нет на картинках , то получишь дополнительный приз!

ли... о... капу... фа...

ком... ана... авто... под...

бу... ве... на... как...

* Старайтесь произносить начало слова так , как оно слышится («висы» , «насок» ), а не как пишется («весы» , «носок» ). Помните , что ребенок ориентируется на звучание сло­ ва , а не на его написание . Выполняйте упражнение до тех пор , пока ребенок не будет стойко определять все слова по их началу .

Закрепление произношения звука С в начале, середине и конце слов. Развитие фонематического восприятия

Разложи картинки из Приложения 5. Отбери сначала те из них, названия которых на­чинаются со звука С. Сложи их стопкой. Четко, выделяя голосом звук С, назови каждый объект по 3 раза. Если ты назвал картинку правильно, отложи ее в сторону. Картинки, названные с ошибками, вновь сложи стопкой и произнеси слова четко и громко 5 раз.

То же самое проделай с картинками из Приложения 5, в названиях которых звук С слышится в середине и конце слова.

Закрепление произношения звука С в повторяющихся словах.

Развитие чувства рифмы

Ответь на вопрос взрослого рифмующимся словом. Затем четко, выделяя звук С, повтори его нужное количество раз так, чтобы получились «отвечалки-повторялки».

Говорит взрослый Говорит ребенок

Я кому даю две миски? Киске, киске, киске, киске.

Ливень льет куда с небес? В лес, в лес, в лес, в лес.

Кто к дивану тапки нес? Пес, пес, пес, пес.

Что ты сам допить не смог? Сок, сок, сок, сок.

Что сосед принес для нас? Квас, квас, квас, квас.

Что добавлю я в фасоль? Соль, соль, соль, соль.

Закрепление произношения звука С в словах. Развитие памяти и логического мышления

Разложи картинки из Приложения 5. Распредели их по группам (животные, растения, средства транспорта, предметы быта и т. п.). Посмотри на картинки из одной группы и постарайся запомнить как можно больше слов. Затем повернись к картинка» спиной и четко, выделяя голосом звук С, назови объекты по памяти.

Закрепление произношения звука С в сочетаниях слов с предлогом у

Возьми картинки мальчика и девочки из Приложения 2. Дай им имена со звуком (Соня и Саня). Затем возьми картинки из Приложения 5 и раздели изображении предметы между детьми так , как ты считаешь нужным. Проговори получившиеся сочетания слов 3-4 раза.

Например: У Сони сумка. У Сони бусы. У Сани самолет. У Сани сабля.

Закрепление произношения звука С в словах различного

слогового состава. Формирование навыков

звуко-слогового анализа

Возьми из Приложения 2 слоговые «вагончики», а из Приложения 5 все картинки. Разложи картинки и проговори все слова, разделяя их на слоги. Посчитай количество слогов во всех словах (для этого подложи ладонь под нижнюю челюсть и считай ее движения). Затем «помести» каждый объект в подходящий слоговой «вагончик».

Картинки рядом с «вагончиками» лучше раскладывать не стопками, а вертикальными рядами. Так и ребенку, и взрослому будет проще проконтролировать правильность выполнения задания.

Закрепление произношения звука С в словах-скороговорках

Уточни значение незнакомых слов. Четко, выделяя звук С, повтори каждое слово 5 раз в быстром темпе, сохраняя при этом громкость и внятность произношения.

Состав, спуск, свист, спрос, самосвал, способный, сосиски, спросонок, спаса­тель, насос, сосульки, космос, сосна, солист.

Закрепление произношения звука С в словах. Развитие логического мышления

Четко, выделяя звук С, назови всех животных (такса, оса, слон, носорог, лиса, соло­вей). Перечисли животных от самого большого к самому маленькому, а затем измени порядок и назови их от самого маленького к самому большому.

Закрепление произношения звука С в начале, середине и конце слов. Формирование навыков звукового анализа

Возьми из Приложения 3 схемы, обозначающие позицию звука в слове. Разложи все картинки из Приложения 5 и проговори их названия, выделяя звук С. Затем положи каждую картинку под соответствующей схемой.


Представь, что изображенные фигурки сделаны из разных материалов. Назови, ка-кими они окажутся, если будут сделаны изо льда (ледяной лев, ледяная ель и т. п.) или из глины (глиняный дельфин, глиняная лилия, глиняный тюлень и т. п.). Четко про-говори сочетания слов, следи за произношением звуков ЛЬ и Й.


ЭТАП ВТОРОЙ

РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ ЛЬ - Й В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Дифференциация звуков ЛЬ - Й в разных словах предложения

У Лены юбка. У Любы ягоды. У Лени йод. У Левы майка. У Люды яхта. У Яны лимо-над. У Яны лимон. У Яны лев. У Яны лейка. У Яны лютики.

Дифференциация звуков ЛЬ - Й в одном слове предложения

Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

Юля и Илья гуляют на поляне. У Ильи линейка, у Юли клей. Илья и Юля гуляют по аллее. Юля выливает воду из лейки. Илья наливает клей в банку. Лиля и Юля не-сут белье за калитку. Лиля поливает лилию из лейки. На аллее у Юли ели, липы и клены. Осенью улетают на юг лебеди. Юля и Илья подклеивают обои обойным клеем. Тетя Лия улетает в Анталию.

Дифференциация звуков ЛЬ - Й в рифмовках

Четко проговори стихотворения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

Иней лег на ветви ели, Мой Илья такой лентяй,

Ветви ели побелели. Только отдых подавай.

Дали лейку:
Мы ехали, ехали, - Лить не буду!

К яме подъехали. - Ну, тогда помой посуду

Яму объехали Или книги клеем склей,

И домой поехали. Котику воды налей!

Но лентяй одно в ответ:

Нет! Нет! Нет! У меня есть лейка,

Ой, какая лейка, Мотыльки летают высоко,

Видели вы лейку новую мою? Моль летает низко,

Ледяной водою, талою водою Мотыльки летают далеко,

Я ее наполню и цветы полью. Моль летает близко!


Дифференциация звуков ЛЬ - Й в скороговорках

Проговори скороговорки сначала в медленном темпе, а затем в быстром, сохраняя четкость и громкость произношения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

Тень, тень-потетень, есть вдоль улицы плетень.



Вдоль по улице иду я, в дудку длинную я дую.

Коля колья колет, Илья лейку моет.

Есть у калитки Антипа тонкая-тонкая липа.

Мы ели, ели линей у ели, их еле-еле у ели доели.

Мы видели линей, один одного длинней.

Дифференциация звуков ЛЬ - Й в рассказах

Четко, выделяя все звуки ЛЬ и Й, повтори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ целиком.



ЛИЛИИ

Юля и Оля гуляли в саду. У Оли тяпка, у Юли лейка. За домом липовая аллея. На аллее - лилии. Оля наливает воду в лейку и подает Юле: «Юля, полей ли-лии!» Юля поливает все лилии до одной! Юля и Оля любят свой сад.

БАБА ЛЮБА

У Оли есть баба Люба. Баба Люба давно болеет. Оленька пока маленькая, она не ходит в аптеку. В аптеку ходит Олина мама. Оленька любит бабу Любу. Оля по-дает больной бабе Любе капли, таблетки, воду в бокале. Как-то, увидев много таблеток на столике, Оленька заплакала и сказала: «Бабуля! Я могу выпить за те-бя все таблетки, только ты не болей!»

НА КАТКЕ

Толя и Виталик всегда гуляли вместе. Зимой они катались на ледянках, лепили снеговика, сбивали длинные сосульки. Толя и Виталик сами залили у дома каток. На катке вместе катались дети из соседних домов. Встал на коньки и маленький Леня. Толя и Виталик помогали Лене. Всем детям было весело. Ленина мама ис-пекла для Толи и Виталика вкусный лимонный кекс.

МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН

Как-то летом Галя и Лида пошли в лес. Они ходили по лесу, плели венки, искали землянику. В лесу пели птицы, цвели полевые цветы. Галя и Лида долго гуляли по лесу и заблудились. Тут дети вспомнили о мобильном телефоне. Они позвонили домой, Лидиному папе. Папа приехал в лес на автомобиле.

Послушай 3 похожих по звучанию слова-действия и повтори их в том же порядке, четко произнося звуки ЛЬ и Й.

Выпиливают - отпиливают - подпиливают; отклеивают - подклеивают - вкле­ивают; подглядывают - выглядывают - заглядывают; обливают - наливают - выливают; поехали - доехали - наехали; уехали - въехали - отъехали.

Дифференциация звуков ЛЬ - Й в самостоятельно образованных сочетаниях слов

Представь, что изображенные фигурки сделаны из разных материалов. Назови, ка­кими они окажутся, если будут сделаны изо льда (ледяной лев, ледяная ель и т. п.) или из глины (глиняный дельфин, глиняная лилия, глиняный тюлень и т. п.). Четко про­говори сочетания слов, следи за произношением звуков ЛЬ и Й.


ЭТАП ВТОРОЙ

РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ ЛЬ - Й В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Дифференциация звуков ЛЬ - Й в разных словах предложения

У Лены юбка. У Любы ягоды. У Лени йод. У Левы майка. У Люды яхта. У Яны лимо­над. У Яны лимон. У Яны лев. У Яны лейка. У Яны лютики.

Дифференциация звуков ЛЬ - Й в одном слове предложения

Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

Юля и Илья гуляют на поляне. У Ильи линейка, у Юли клей. Илья и Юля гуляют по аллее. Юля выливает воду из лейки. Илья наливает клей в банку. Лиля и Юля не­сут белье за калитку. Лиля поливает лилию из лейки. На аллее у Юли ели, липы и клены. Осенью улетают на юг лебеди. Юля и Илья подклеивают обои обойным клеем. Тетя Лия улетает в Анталию.

Дифференциация звуков ЛЬ - Й в рифмовках

Четко проговори стихотворения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

Иней лег на ветви ели, Мой Илья такой лентяй,

Ветви ели побелели. Только отдых подавай.

Дали лейку:

Мы ехали, ехали, - Лить не буду!

К яме подъехали. - Ну, тогда помой посуду

Яму объехали Или книги клеем склей,

И домой поехали. Котику воды налей!

Но лентяй одно в ответ:

Нет! Нет! Нет! У меня есть лейка,

Ой, какая лейка, Мотыльки летают высоко,

Видели вы лейку новую мою? Моль летает низко,

Ледяной водою, талою водою Мотыльки летают далеко,

Я ее наполню и цветы полью. Моль летает близко!


Дифференциация звуков ЛЬ - Й в скороговорках

Проговори скороговорки сначала в медленном темпе, а затем в быстром, сохраняя четкость и громкость произношения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

Тень, тень-потетень, есть вдоль улицы плетень.

Вдоль по улице иду я, в дудку длинную я дую.

Коля колья колет, Илья лейку моет.

Есть у калитки Антипа тонкая-тонкая липа.

Мы ели, ели линей у ели, их еле-еле у ели доели.

Мы видели линей, один одного длинней.

Дифференциация звуков ЛЬ - Й в рассказах

Четко, выделяя все звуки ЛЬ и Й, повтори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ целиком.



ЛИЛИИ

Юля и Оля гуляли в саду. У Оли тяпка, у Юли лейка. За домом липовая аллея. На аллее - лилии. Оля наливает воду в лейку и подает Юле: «Юля, полей ли­лии!» Юля поливает все лилии до одной! Юля и Оля любят свой сад.


БАБА ЛЮБА

У Оли есть баба Люба. Баба Люба давно болеет. Оленька пока маленькая, она не ходит в аптеку. В аптеку ходит Олина мама. Оленька любит бабу Любу. Оля по­дает больной бабе Любе капли, таблетки, воду в бокале. Как-то, увидев много таблеток на столике, Оленька заплакала и сказала: «Бабуля! Я могу выпить за те­бя все таблетки, только ты не болей!»

НА КАТКЕ

Толя и Виталик всегда гуляли вместе. Зимой они катались на ледянках, лепили снеговика, сбивали длинные сосульки. Толя и Виталик сами залили у дома каток. На катке вместе катались дети из соседних домов. Встал на коньки и маленький Леня. Толя и Виталик помогали Лене. Всем детям было весело. Ленина мама ис­пекла для Толи и Виталика вкусный лимонный кекс.



МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН

Как-то летом Галя и Лида пошли в лес. Они ходили по лесу, плели венки, искали землянику. В лесу пе­ли птицы, цвели полевые цветы. Га­ля и Лида долго гуляли по лесу и за­блудились. Тут дети вспомнили о мобильном телефоне. Они позвони­ли домой, Лидиному папе. Папа при­ехал в лес на автомобиле.


3. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВОГО ЗВУКА С

Звук С искажается детьми наиболее часто, является произносительно-сложным и форми­руется, как правило, продолжительно. Он слу­жит базовым по отношению к прочим свистя­щим звукам (СЬ, 3, ЗЬ, Ц), так называемым про­изводным.

Характер и количество упражнений в разделе соответствуют указанным особенностям.


ЭТАП ПЕРВЫЙ

ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА

Восприятие звука С в начале слов

Посмотри на картинки и внимательно послушай, как взрослый правильно и неправильно произносит их названия. Если картинка названа верно, подними руку вверх, скажи да. Если картинка названа неверно, отрицательно покачай головой и скажи нет.



фанки хянки фафна сясьна

танки санки хахна сосна

шанки тянки сосна сашна

ханки санки фасна сахна

сянки щанки шашна таена


Если по окончании упражнения ребенок продолжает путать правильные и неправиль­ные названия картинок, взрослый таким же образом анализирует произношение дру­гих слов с первым звуком С (см. лото, Приложение 5).

Автоматизация звука [й], дифференциация [й] – [ль].

  1. Чётко и громко несколько раз произнести звук [й], при этом губы в улыбке, зубы сближены и видны, кончик языка находится за нижними резцами.
  2. Произнести звук [й] в сочетании с гласными а, э, о, у (я, е, ё, ю).
  3. Произнести междометия «ай!» и «ой!» и объяснить ребёнку, в каких случаях их употребляют. Одновременно выполнять мимические движения. Ай! – удивиться (поднять брови, изобразить удивление на лице).

Ой! – больно (нахмурить брови, изобразить страдание на лице).

Ребёнок вслед за взрослым повторяет междометия и выполняет мимические движения.

4. Игра «Угадай, что со мной». Взрослый произносит одно из междометий «ай!» или «ой!», а ребёнок придаёт своему лицу соответственное выражение – удивления или страдания. Затем взрослый изображает эти же состояния, а ребёнок их озвучивает, произнося «ай!» или «ой!».

5. Выпоолнять упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным проговариванием:

а) слогов ай, ой, эй, ый;

б) звуков: й+а=я, й+о=ё, й+э=е, й+у=ю.

Выполнять упражнение сначала правой, потом левой рукой, затем одновременно двумя руками.

6. Игра «Спой, как птичка». Попросить ребёнка за собой произнести следующие пары и цепочки:

а – я я – ля я – я – ля

о – ё ё – лё лё – лё - ё

у – ю ю – лю ю – лю – ю

э – е е – ле ле – е – ле

7. Проговорить чистоговорки:

Ай – ай – ай – мяч кидай

Ой – ой – ой – той рукой

Эй – эй – эй – бей сильней

Эль – эль – эль – прямо в цель.

Я – я – я, я – я – я – это песенка моя.

Ю – ю – ю, ю – ю – ю – звонко песенку пою.

Е – е – е, е – е – е – подарю её тебе.

Ё – ё – ё, ё – ё – ё – в день рождение твоё.

8. Разучить стихотворения:

Падай, падай, падай, снег,

Радуй, радуй, радуй всех.

Ель на ёжика похожа,

Ель в иголках, ёжик тоже.

Мы ехали, ехали,

К яме подъехали,

Яму объехали

9. Повторять скороговорку:

Еле – еле Лена ела.

Есть от лени не хотела.

10. Игра «Назови ласково».

Попросить ребёнка сначала повторить, а затем произнести самостоятельно слова.

Яна – Яночка

Юля – Юлечка

Егор – Егорушка

Юра – Юрочка

Яша – Яшенька

11. Игра «Добавь словечко».

Взрослый сначала читает ребёнку предложения, интонационно выделяя последнее слово в строчке, а затем при повторном чтении предлагает ребёнку самостоятельно их «добавить».