Open
Close

Феномен козла отпущения. Козел отпущения или как приходит взросление

Часто встречаю такую фразу:

"Хочу понять причину, почему так происходит в моей жизни. Какое событие моего прошлого привело к проблеме?"

Есть идея, и у меня она тоже была, что знание причины поможет неким образом решить проблему. На практике из этого чаще всего выходит следующее: "Я все понимаю, но ничего изменить не могу".

Сейчас я не люблю целенаправленно искать исторические причины сложностей и проблем, как своих, так и клиентов.

Я помню себя лет 10-15 назад.

Томик Фрейда под мышкой. Фырканье на мамино: "Надень шапку, холодно". Борьба за толерантность и равноправие всех и вся, да такая отчаянная, что не толерантные знакомые бросались врассыпную.

Я проходила тесты часами, чтобы узнать и удостовериться, что все мои беды от того, что мама с папой были какими-то не правильными и воспитывали меня тоже не правильно. Злилась на них за это и обвиняла. Потом я читала, как было бы правильно. И снова злилась и обижалась.

Я жила в черно-белом мире "Правильно-неправильно".

Причины своих проблем я знала в нюансах и деталях, но, как можно догадаться, в настоящем как было тоскливо и одиноко, так и оставалось. И как думаете, кто был за это ответственен? Конечно же мама и папа, которые не так меня воспитали! Хотя вслух я это не признавала, и по большей степени не осознавала, что перекладываю на них ответственность.

Гремучая смесь обиды, обвинений в безответственности других, вины и злости подтачивали меня изнутри и лишали сил. Руки опускались от того, что прошлого не изменить и других родителей не будет. А мне этого очень хотелось, ведь для меня было предельно ясно, что сейчас я несчастна именно потому, что родители не правильно меня воспитывали.

Как я из этого выбиралась?

Медленно и с трудом.

Например, стала замечать, что рассказы терапевту о моем трудном детстве все чаще превращается в монолог, потому что вопросов задавать не о чем, ничего нового я не рассказывала. Ощущала, как обвинения родителей напоминают монотонное хождение по болоту: мрачно, сыро, изматывающе и невыносимо скучно даже мне. А терапевт все чаще позволял себе следующую фразу: "Я сочувствую, что тебе пришлось сложно в детстве. А что ты делаешь для того, чтобы сейчас жить по-другому?"


Как же я злилась! Сначала молча про себя, а потом уже вслух на него. Как я поняла позже, злилась я на то, что он подрывал мою уверенность в том, что мое "неправильное" детство является веской причиной для того, чтобы быть несчастной теперь.

Это очень удобно – отдать ответственность за качество своей жизни людям и событиям из прошлого. Бесспорно, они повлияли на то, как я взрослая вела себя, только есть несколько но.

1. Нет линейной прямой связи между конкретным действием человека из прошлого и тем, как мы сейчас реагируем. Есть определенные способы поведения, которые мы переняли от своего близкого окружения и под его воздействием.

2. Взрослые вокруг нас вели себя определенным образом не из вредности, и не потому что мы были плохими, а просто иначе они не могли, не умели в силу разных причин. Они не могли быть идеальными, потому что они обычные люди, а не сверхчеловеки. Могли вести себя по-дурацки и совершать массу ошибок.

3. Хорошая новость, что человек способен менять свое поведение и выдавать реакции, отличные от привычных и стереотипных, которые сформировались в детстве. Действовать и жить активно, а не реактивно, творчески приспосабливаться к изменяющемуся миру.


4. Чтобы прикладывать усилия для осознавания и переосмысления своих реакций хорошо бы верить в то, что я имею силы, способности и право менять свою жизнь так, как я считаю нужным. Иначе реальные изменения вряд ли возможны.

5. Чтобы поверить в свои силы и использовать право жить по своим правилам, хорошо бы знать себя, доверять себе, ориентироваться в своих ощущениях, потребностях и реакциях. Если высадить человека одного в центре города с завязанными глазами и затычками в ушах, то, не ориентируясь в пространстве, он вряд ли сможет прийти куда-то, даже если знает пункт назначения и как туда добраться. Также и с самим собой.

Именно с этого: узнавания себя, интереса к себе, осознания, как я сейчас организую свою жизнь – начинаются реальные изменения в жизни. Это вопрос "как", а не "почему".

Сравните:

  • Хочу узнать причину, почему я так плохо живу. Ответственна причина, я выступаю в пассивной роли.
  • Хочу узнать, как я так организую свою жизнь, что она мне не нравится. Я ответственна, я активна в своей жизни.
Справедливости ради хочу заметить, что ответ на вопрос "почему" бывает полезен, и совсем его игнорировать не получится. Он необходим на этапе проживания незавершенных ситуаций и чувств, когда в прошлом оставлено много эмоций, но отпустить их и жить дальше не получается. Тогда важно вернуться на шаг назад и снова проговорить это.

Звоночком, что ситуация завершена и от вопроса "почему" пора переходить к "как", может быть скука и отсутствие энергии в рассказах о событиях давно минувших дней. Как сказала одна моя клиентка: "Конечно, можно опять свалить все на маму, но честно говоря, это уже скучно и неинтересно, жаль время на это тратить".

В этот момент становится важно не залипнуть в скуке и в прошлых событиях, а найти то, что вызывает интерес и любопытство в настоящем. Например, вы сами со своими ощущениями, потребностями, желаниями и эмоциями по поводу того, что происходит здесь и сейчас.

непонятные боли, и даже трудноизлечимые заболевания. Иногда, в прошлом у такого человека есть вытесненная в бессознательное страшная ситуация агрессии, гнева, ссоры, горя и т.п. Эмоции забыты, но не прожиты и не переработаны во что-то полезное, они становятся миной замедленного действия в организме. Так возникает заболевание. На сеансе достаточно трансформировать эту энергию гнева, агрессии или еще чего-то во что-то полезное. Иногда надо трансформировать привычку "прятать" негативные эмоции в теле. Такие гипнотические сеансы несут прямую пользу - выздоровление от заболеваний.

Рассмотрим частны случай. Агрессия. Например, человек боится вылить агрессию на государство или начальника, потому что государство или начальник более сильны и опасны. А на более слабых домашних не боится. А если человек не может "слить" свои эмоции ни на близких, ни на кого-то другого, то его сердцебиение, повышенное давление и прочие симптомы адреналиновые "сливаются" внутрь его тела. Это т.н. перенесенная агрессия.

А теперь представьте, что такой механизм не у одного человека, а у целой семьи. Аутоиммунное заболевание это некая аутоагрессия, в медицинском понимании, когда имунные клетки атакуют клетки собственного организма.

В ходе своей практики, я заметила закономерности в семьях где есть больной с аутоимунным заболеванием. Семейное неосознаваемое правило: терпеть нарушение личных интересов от родствеников, запрет на высказывание своих личных интересов. Все пользуются переносом агрессии с виновника на свое тело. Человек бессознательно делает что-то вредное своему здоровью. Другая закономерность: в предыдущих поколениях в такой семье произошла некая внутрисемейная тяжелая ситуация, крайне агрессивная. И это стало тяжелой запретной темой. Далее во 2, 3, 4 поколении может родится интровертированный чувствительный ребенок. Это "козел отпущения". Такой ребенок "берет" энергию агрессии в роду и у него в теле начинается аутоимунный процесс. Аутоимунный процесс в его теле это символ убийства внутри семьм. Приведу конкретный пример: Ко мне обратилась девушка. Она страдала от вспышек редкой болезни, которая поочередно выводила из строя то суставы, то кожу, то легкие. Болезнь доводила ее до инвалидности. На первой системной диагностической расстановке появился т.н. "призрак", т.е. какая-то неизвестная фигура. На эту неизвестную фигуру все члены семьи и рода в трех поколениях "смотрели". Но потомки на знали кто это, а предки не могли уже рассказать.
После расстановки клиентка сообщает, что за последние два поколения был критический возраст во время которого люди в этой семье либо заболевали тяжело, либо случались несчастные случаи. Я предположила, что есть какая та страшная ситуация в третьем или четвертом поколении. Эту ситуацию невозможно вспомнить, т.к.было страшно, стыдно, но и нельзя было и забыть. Клиентку мучали повторяющиеся сны. Ей снилось, что кто-то кого-то убивает и потом проклинает. Как-будто в бессознательном клиентки было какое то смутное воспоминание или фантазия о неизвестных ей людях. Я дала задание распросить всех самых старых родственников. Одна из двоюродных бабушек рыдая поведала о людях, о которых у нее болело сердце на протяжении последних 60 лет. Но она предпочитала хранить молчание. Оказалось, что в тридцатые годы во время переделов собственности когда шла стенка на стенку, случайно брат убил двоюродного брата. Убитый был единственным сыном. Мать убитого прокляла убийцу и его потомков. Ее при жизни убийцы его дети пострадали от подозрительным смертельных несчастных случаев. Убийца хоть и был оправдан властями как убивший по неосторожности, впоследствии был посажен по другой статье, по хозяйственной. Несчастья так и посыпались на семью. Во втором поколении уже было не принято говорить об этих событиях и убитом. Ведь он был братом. В бессознательном семьи как-будто был сформирован "склеп" в котором хранилась память о проклятии. А убитый как-будто стал призраком, который будоражил сны потомков убийцы. В третьем поколении рождается девочка в теле которой одна часть клеток убивает другую часть. Ее тело символизировало реальный конфликт братьев из прошлого...#Родословноедрево #Психогенеалогия #АнастасияМедеу
Ремиссия заболевания произошла у этой девушки когда я помогла ей найти другую миссию в ее жизни. Ведь быть "козлом отпущения" семьи это очень тяжелая миссия...

(Уроки лидерства. Основы коммуникативной компетентности)

Человек - животное социальное. И поэтому, хочет он того или не хочет, а постоянно вступает в различные группы, где себя и реализует. Сначала человек практически «насильно» попада­ет в формальную группу, например, устраивается на работу в кем-то сформированный кол­лектив. Но такая группа (формальная группа) это группа мёртвая. Она представляет собой только - почву, базу, необходимое условие для формирования группы настоящей - неформаль­ной группы.

Иногда неформальная группа формируется прямиком из формальной группы (особенно когда людям некуда деваться - они большую часть времени вынуждены проводить вместе и вместе решать какие-то вопросы, например, вопросы выживания).

Иногда формальная группа разбивается на несколько неформальных подгрупп. Этот послед­ний случай порождает более благоприятные условия для взаимоотношений между людьми, так как возможность выбирать (хотя бы из чего-то) всегда для человека лучше, чем всякое от­сутствие выбора.

Но всё же, процесс этот неизбежен:

  • сначала человек вынужденно попадает в формальную группу,
  • затем он либо вынужденно, либо с некоей степенью свободы попадает в неформальную груп­пу,
  • и уже в неформальной группе человек начинает играть одну из традиционных групповых ро­лей.

Так бывает со всеми, если только человек не принимает решение стать абсолютным отшель­ником и полностью автономизироваться от внешней общественной среды, сократив свои кон­такты с обществом до необходимого для выживания минимума.

В одном из прошлых материалов ""(ролевая структура любой человече­ской группы) мы рассматривали все традиционные групповые роли .

Напомню, что к ним относятся:

  • Групповая роль «Лидер» (человек, который симпатичен всей группе, придумывает группе интересное занятие, внушает ей веру и придаёт смелость);
  • Групповая роль «Эксперт» («правая рука» лидера, человек, который обладает талантом или умением, который нужен лидеру для достижения его целей и вообще ценится группой высо­ко).
  • Групповая роль «Рядовые члены группы» (люди, которые хотят быть похожим на лидера, отождествляют себя с ним, но не имеют столько сил, да и желания, чтобы самим стать лиде­рами).
  • Групповая роль «Оппозиционер» (человек, который появляется далеко не в каждой группе и далеко не сразу. Равный по силе духа Лидеру, но отличающийся от него по взглядам, по ме­тодам, по целям. Его судьба - рано или поздно покинуть группу и стать лидером на новом ме­сте с новыми (и частью старых) людьми).
  • Групповая роль «Жертвенная овца» или «Козёл отпущения» . (Человек, который сильно отличается от всей остальной группы; человек, который сильно отстаёт от группы по разным причинам; человек, который не обладает необходимыми умениями и качествами, которые це­нит группа).

Лидер и жертва

Так вот, в этой статье мы поговорим о двух групповых ролях - Лидера и Жертвы.

Как Вы, наверное, поняли из перечисленных выше конституирующих признаков Жертвы, ею может стать... КАЖДЫЙ ЧЛЕН ГРУППЫ...

Ведь каждый из нас:

  • чем-то отличается от остальной группы (и группа может в один момент посчитать, что отли­чается - СИЛЬНО);
  • каждый из нас - не «гений Леонардо да Винчи» и может вовсе не обладать всем спектром це­нимых группой достоинств, навыков, умений;
  • каждый из нас может в чём-то отставать от группы или даже отставать от группы во всём, в определённые периоды жизни .

Жертвами могут стать именно рядовые члены группы. Эксперт защищён своим умением. Оп­позиционер - такой же сильный, как и лидер, если не сильнее.

Для того, чтобы не стать этой Жертвой, рядовые члены группы выдумывают себе яркие, от­влекающие внимание «подроли» или «подтипы», которые помогают им не скатиться в роль Козла Отпущения.

Среди этих «подролей» психологи выделяют следующие типичные групповые роли:

  • Групповая роль «Невезунчик» или «Мученик» . Это человек, который рассказывает «ужа­сы» о своей жизни, потому что именно с ним и с его друзьями и родственниками случается всё самое страшное и нетипичное, что только случается с людьми. Он играет в группе роль «телевизора», по которому всё время «крутят» интересненькие передачи в жанре «чернуха». Кто ж откажется от такого развлечения? Поэтому «Мученика» берегут.
  • Групповая роль «Любимчик» или «Лапочка» . Он играет роль «белого пушистого котёнка», который живёт в группе на правах домашнего любимца, имеет своё блюдечко с мо­локом и просто радует группу собой... Не всем дана такая харизма, не каждый может аутен­тично играть роль «ласкового дитятки», поэтому убежище «Любимчика» доступно не всем.
  • Групповая роль «Шут» . (с ролью шута, надеюсь, - всё понятно).
  • Групповая роль «Отшельник» . Это весьма странная и загадочная роль, которую мы не бу­дем обсуждать в этой статье. Скажу только, что групповая роль «Отшельник» сродни дере­венскому «колдуну» или «ведьме». Он должен быть харизматичен, внушать почтение/уважение, а также - страх и желание держаться от него на определённой дистанции.

Психологи утверждают, что данные способы психологической «защиты» очень вредны, когда они прирастают к человеку как маска, посаженная на клей...

Инстинктивно боясь стать «Козлом отпущения», рядовые члены группы начинают сначала по чуть-чуть утрировать найденные ими спасительные образы. А потом утрирование и пере­игрывание становится нормой...

Что же хорошего в том, чтобы педалировать в себе Невезунчика, с которым никогда не случа­ется ничего хорошего, зачем педалировать в себе ничего не соображающего и не умеющего Лапочку, или Шута или Отшельника, который всё время должен держать мину загадочности на лице и отпугивать от себя народ?

Что может (и должен!) делать Лидер?

Если Лидер хочет, чтобы в его группе царила здоровая психологическая атмосфера, он дол­жен быть лидером - грамотным, владеть искусством межличностного взаимодействия.

Лидер обязан знать: в его силах сделать так, чтобы в его группе не возникло вообще козла отпущения! Это - возможно, и делается это просто.

Давайте зададим себе такой вопрос: «А для чего вообще группе «нужен» козёл Отпущения? »

Для того, чтобы получить простой ответ, проясняющий этот вечный вопрос, мы должны по­знакомиться с фазами эмоциональной жизни группы. Вперёд!

Фазы колебания настроений в группе

Когда группа живёт вместе, бок о бок, да ещё и пытается достичь неких результатов, она про­ходит фазы цикла или «фазы колебания настроений в группе». Циклы повторяются до беско­нечности, пока не распадётся группа. Каждый такой цикл состоит из следующих фаз:

Фаза настроения в группе первая. «Ношение масок»

Это когда группа ещё не включилась в настоящую групповую жизнь и в групповую работу. Назовём эту фазу настроений в группе «конфетно-букетный период». Здесь все, кто хочет ка­заться - кажутся, и им верят, потому что сами озабочены тем, чтобы казаться... Кажутся - Ми­лыми, Добрыми, Умными, Осведомлёнными, Интеллигентными, Сильными, Бесстрашными, Сексапильными, Принципиально-Честными... какими угодно.

Фаза настроения в группе вторая. Фаза агрессии

Как только человек или группа начинают заниматься совместной деятельностю или деятель­ностью вообще, первое, с чем они сталкиваются, это с «сопротивлением материала ». «Так было хорошо, когда мы планировали, но вот мы вышли на улицу (взяли в руки карандаш) и...

У НАС НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ!»

Человек, который что-то делает, неизбежно сталкивается с разочарованием (на первых порах).

И это порождает агрессию, которую обязательно нужно выплеснуть, выразить, не копить в себе, иначе будет ещё большая беда - плохо осознаваемая, но сильная депрессия, преступле­ния, распад группы.

И вот когда бурлящая агрессия ищет себе слабое звено в группе, чтобы вылиться на него и за­крепить его в качестве «той ёмкости, куда агрессию будут сливать теперь всё время и по лю­бому поводу»,

НА ПОМОЩЬ ПРИХОДИТ ЛИДЕР.

Что обязан сделать Лидер? Он должен принять удар на себя. И пусть лидер не боится направ­лять в свою сторону поток групповой агрессии, его лидерская харизма - выдержит, он сделан из прочного материала. А вот если этот поток будет направлен на обычного человека, то этот поток агрессии сделает из обычного человека «Козла отпущения», причём надолго. С этим сформированным «нервно-мускульным гримом» ему потом ещё ходить долгие годы, поминая недобрым словом и ту группу, и того «лидера», которые подарили ему этот «нервно-мускуль­ный грим»...

Настоящий лидер (грамотный) сделает так, чтобы группа периодически переносила на него самого ответственность за своё разочарование...

Он тот - кто умеет правильно работать с агрессией.

Эта замечательная агрессия

Карл Роджерс, великий корифей практической и считал, что выра­жение эмоций - это очень хорошо, это признак того, что пациент скорее жив.

И ему принадлежит наблюдение о том, что выражение отрицательных чувств - это самое первое выражение чувств возникающих в группе .

И если после выражения этих негативных чувств, катастрофы не происходит, то груп­па начинает восприниматься как дом родной, как своя , сплачивается и в ней становится комфортно жить, а значит - делать совместную деятельность.

Периодически любая группа должна проходить через фазу прямой, открытой конфронтации со своим лидером. В эти моменты лидер должен всеми способами - поддерживать эту кон­фронтацию.

Именно после таких уроков группа понимает, что иметь «дурные мысли» - не пагубно и не стыдно. Понимает, что агрессия - это хорошо и конструктивно, что у них есть такой человек (их любимый лидер), который способен агрессию принять, понять, разъяснить и затем - ути­лизировать.

Для того, чтобы дать возможность группе направить поток своей агрессии прямо на лидера, лидер используетпровоцирующее поведение . Существует два самых простых и распро­странённых типов этого провоцирующего поведения:

  • излишне авторитарное руководство (запреты, прерывания, критика),
  • наоборот, всякое отсутствие руководства (Отец, на кого ты нас покинул?)

Если Лидер этого не сделает - он породит:

а) козла отпущения в своей группе,

б) а также - невезунчиков, любимчиков, шутов и отшельников, которые будут утрировать своё поведение и уродовать тем самым свои лица и души.

Но предположим, что мы имеем дело с уверенным в себе лидером, цель которого - не само­утверждаться за счёт слабой и жалкой группы, а побуждать свою уважаемую группу к хоро­шим, годным действиям, нацеленным на вменяемый результат, и попутно придавать своей группе отвагу, которая останется с ними навсегда...

Тогда успешно завершённая вторая фаза (работы с агрессией), плавно перетечёт в третью фазу

Фаза настроения в группе третья. Фаза сплочения

и целенаправленной деятельности, нацеленной на позитивный результат.

И неважно, какой целенаправленной деятельностью занимается группа - обносит яблони в чужих садах или хочет стать самыми крутыми девчонками в школе...

И то, и другое, и ещё сто дел - можно делать грамотно, то есть, не принося вреда тем, кто на­ходится снаружи группы и не не деформируя тех, кто у группы внутри.

Сергей Николаевич, мир всегда был таким агрессивным или просто нам не повезло? А может быть, изменилось само содержание понятия «агрессия»?
- Термин «агрессия» часто употребляется в самом широком контексте. Но психология не физика, которая пользуется терминами, мало применимыми в быту. Слова, которыми мы оперируем в обычной разговорной речи, часто совпадают с теми, что используют в психологии. И под термином «агрессия» учителя, например, часто подразумевают просто активно ведущего себя ребенка. Ребенок подвижнее других, а учитель говорит: «Он агрессивен». Это неверно.
В научном плане агрессия всегда мотивированная. Должна быть цель - нанесение какого-то вреда, ущерба человеку, животному, вещи... Если прохожий кого-то случайно толкнул на эскалаторе или наступил на ногу - это не агрессия.
- Психолог Лоренц писал, что «для обывателя понятие агрессии связано с самыми разнообразными явлениями обыденной жизни, начиная от драки петухов и собак, мальчишеских потасовок и т. п. и заканчивая в конце концов войной и атомной бомбой». В теории Лоренца агрессия человека уподобляется агрессии животных, и объясняется это чисто биологически - как средство выжить в борьбе с другими существами, как средство защиты и утверждения себя, своей жизни через уничтожение или победу над соперником. В этом корень проблемы? Может быть, наше время только обострило эти крайности?
- Есть, конечно, и генетически, и идеологически заданная программа агрессивного поведения. Защита своей территории, например. Защита своих детей, семьи... Но животное, защищая свою территорию, не будет преследовать и убивать соперника. Лев отогнал соперника со своей территории и успокоился. В живой природе, у животных, убийств как таковых очень мало. Там есть четко действующие механизмы торможения агрессии. У каждого вида есть свои доказательства того, что он сдался. Слабый поджимает хвост или ложится на спину... Всё. Его никто не тронет.
У человека «отказали тормоза» тогда, когда Давид придумал пращу и сообразил, что можно, поразив цель, убежать. Когда появились луки, стрелы, снаряды, ракеты... Когда уже и противника не видно. Посттравматические стрессовые реакции сильнее всего выражены у тех, кто ходил в штыковую атаку, а не у тех, кто отбомбился с самолета и улетел пить кофе. У последних вообще может не быть посттравматической стрессовой реакции... Это первое, что очень существенно. Второе. То, что на генетическую предрасположенность к агрессии накладывается интеллект или его отсутствие. Человек не рождается с причинно-следственными связями, они появляются где-то после пяти-семи лет... Поэтому мотивированная угроза появляется гораздо позже. И к этому надо относиться серьезно, потому что агрессии можно научиться.
Это не просто метод проб и ошибок. В любом случае, это наблюдение. Мне не надо лезть двумя пальцами в розетку, если я увидел, что произошло с другим. Человек учится агрессии, наблюдая за поведением других. Мы же учились пользоваться ножом и вилкой, не по инструкции, а глядя, как это делают папа и мама. Иногда карикатурно, когда дети сворачивают трубочку и изображают, что они курят.
Агрессии учатся. Но! Одна часть из нас «застревает» в этом подражании, и других способов выражения своих эмоций у них нет. Агрессия становится их привычной формой поведения. Чуть что не так - дал по морде...
А у другой части поведенческий спектр гораздо шире. Мы знаем, кому, когда и как ответить. Когда промолчать, когда уйти, а когда и сдачи дать. Мы гибче. Но кто-то (и их немало) привык решать свои проблемы именно силовым способом. И никак иначе.
Агрессия - лучший инструмент защиты своего «я». На всех уровнях. Недаром японцы придумали куклу начальника, которую можно бить в любое время, чтобы выпустить пар и не копить в себе гнев. Вы не можете наорать на начальство. Есть масса корпоративных запретов. И люди ищут козла отпущения. К концу рабочего дня накопил негативные эмоции. Пришел домой - и давай вымещать зло на слабом: бьет жену, детей... Это называется «феномен козла отпущения».
- Как купировать агрессию, Сергей Николаевич? Чтобы немедленно и раз и навсегда?
- Находить способы разрядки своих эмоций. Спорт, увлечения, концерты, прогулка, хорошая беседа за ужином... К сожалению, у нас уменьшается обычное человеческое общение. Когда двое матерятся, обсуждая проблему, они разгружаются. Но у нас катастрофически скукоживается обычное человеческое общение. Оно переходит в социальные сети, а там эмоций не выразишь. Смайлик - плохая замена человеческой поддержки.
- Социальное неравенство, расслоение общества породило новый виток агрессии?
- Конечно! В современной ситуации мы не очень хорошо понимаем, что переходим от одного уклада жизни к другому. Урбанизация, модернизация, Интернет... Это переживают все страны почти одновременно, мы в этом смысле не хуже и не лучше других. Разве что с Интернетом, может быть, опаздываем года на два, не больше. Но не только в этом дело. Мы забываем, что очень болезненно переходим к смене ценностных приоритетов. Причем очень резко. Например, те профессии, которые раньше считались престижными и уважаемыми, сейчас не в почете. И нет этому прямых обоснований. То, что считалось справедливым, теперь кажется смешным и нелепым.
Мы раньше были уверены, что образование - путь к успеху, теперь огромное количество бандюганов добиваются достатка гораздо быстрее и проще. И в средствах массовой информации нечасто встретишь подтверждение, что нобелевского лауреата, например, кто-то уважает больше, чем иного вороватого бизнесмена. А если кого-то убили, то это точно попадет на первые полосы газет. Все это будут обсуждать. То есть поощряется самое истерическое нарциссическое проявление своего «я».
- Кровь с телеэкрана льется рекой... И телевидение учит агрессии?!
- Конечно! Когда идешь по темному переулку и видишь идущих навстречу людей, то можно сразу начать драться, предположив, что эти люди - враги, и не понимая, что они, может быть, как и ты, заблудились. Незнакомцы думают, что вы знаете, как найти дорогу, а вы думаете, что надо спрятаться за угол и мочить их. Сценарность интерпретаций вашего поведения задана экраном. Мелкими посылами с телеэкрана или с экрана компьютера притупляется чувствительность к страданиям другого человека. Особенно у детей. Человек не учится сострадать. Не умеет сострадать другому, потому что на экране никто не страдает. Героя пулями прошили, а он бежит и улыбается. В реальной жизни так не бывает.
Хорошо, Джеймс Бонд с юмором поправляет галстук, после того как в метре от его постели разорвалась бомба. Он это с иронией делает, но не все понимают, что с иронией, а что - без. В чем опасность теле- и видеобоевиков и компьютерных игр? И в том тоже, что они размывают понимание боли, страдания... Это все накладывается не только на материальное расслоение, но и на эмоциональное и статусное.
- Кому это выгодно? Что, собрались за круглым столом несколько олигархов и крупных политиков и договорились залить нацию кровью с экранов?
- Непонятно, кому выгодно. Журналисты будут прятаться за рейтинг. Экономика вступает в противоречие с совестью. В 1980 году был конгресс в США, посвященный теле- и кинонасилию. И большинство телемагнатов без всяких законов осознали, что, если они хотят жить в спокойной стране, надо сделать телевидение немного... скучным. Они же показывали, как мы в 90-е, 75-78% времени на экране насилие и секс. А после 1980 года американцы получили умеренно скучноватое государственное телевидение. То есть хочешь смотреть триллеры, боевики, секс - смотри. На это есть кабельное телевидение. Смотри, но в узком сегменте.
У нас нет того, что нужно в первую очередь, - гражданского общества. Никто не выходит на площадь и не говорит, что мы против такого-то телеканала, который показывает только убийства, скандалы и драки. Мы надеемся, что это должно делать государство, а государство не должно этого делать. Это мы должны делать сами. Это наша безопасность. И богатых, и бедных. У нас разрозненное общество. Все ненавидят всех. Богатые ненавидят бедных. Бедные - богатых. Молодые - старых. Старые - молодых. В этом атомизация нашего общества - каждый за себя. Отсюда большое количество ущербных людей, которым кажется, что на них все косо смотрят.
- Жизнь стала быстрее. Даже Баха музыканты стали играть быстрее, чем того требовал композитор. Это тоже влияет на агрессивность общества?
- Да. Все быстро меняется. Люди переезжают из маленького города в большой. Не могут приспособиться или трудно приспосабливаются. Меняют привычную работу на нелюбимую, чтобы выжить. Суета... Агрессия не реакция на скорость жизни, но получается так. Чужеродный город. Все вокруг уроды. Ненависть к москвичам. Уже не та колбасно-советская ненависть, а другая. Конечно, москвичи сволочи. У них и денег больше, и живут неправильно. Но проходит лет десять, и приезжий осваивается в мегаполисе. Живет его ритмом, и ему уже кажутся дикарями те, кто только что приехал.
- Сергей Николаевич, неудобный вопрос. Кавказцы более агрессивны по природе, чем все остальные?
- На генетическом уровне вряд ли. Дело в традиционном воспитании. Мальчики на Кавказе воспитывались как воины. Кинжал - обязательный элемент внешнего вида. Культ оружия и силы. И форма проявления радости другая. Мир резко изменился, не все понимают, что стрельба в воздух в центре Москвы - форма выражения радости «гостей столицы». Срабатывает стереотип, что если человек вообще достал оружие, то его надо тут же обезвредить, он опасен. Стреляют в воздух, но никто не интерпретирует, что это проявление радости и давайте к этой радости присоединимся. Все это интерпретируют как угрозу для окружающих. Справедливая реакция. Но скорость понимания того, что если я начну с радости палить в воздух, то окружающие это интерпретируют иначе, запаздывает.
- Живо обсуждается вопрос - разрешить оружие населению или пока рано...
- Оружие ни в коем случае разрешать нельзя. Рано! В США разрешено оружие, но там и заключенных больше. Упускают из виду одну простую вещь: если у вас есть оружие, мне захочется его отнять. Вооруженный человек для преступника автоматически становится объектом нападения. Да и испуганные, но вооруженные люди начнут палить без толку... Нет, вооружаться нам рано.
- В одном из концертов, посвященных Дню милиции (тогда еще милиции, а не полиции), с большой авторитетной сцены для сидящих в торжественном зале офицеров артист пел... «Мурку». В нашей речи прижился тюремный жаргон. Слова «разборки», «беспредел» чуть ли не самые популярные в Государственной Думе, а уж в теледебатах политиков без них просто не обойтись. Известная мода на блатную романтику тоже подогревает агрессию в обществе?
- Вы попали в точку. Писатель Варлам Шаламов предупреждал и в «Колымских рассказах», и в очерках, что ни в коем случае нельзя заигрывать с блатным миром. Стоит им протянуть мизинец, затащат в свое болото. Ни в так называемом шансоне, ни в жаргоне, ни в повадках нельзя подражать блатным. Недопустимо давать им повод думать, что мы разделяем их тюремную романтику. А пока мы живем в приблатненном мире, который очень жесток...

Выражение «Козёл отпущения» обозначает человека, на которого возложили ответственность за действия других, вину за неудачу для того, чтобы скрыть её настоящие причины и настоящего виновника. Это обвинение служит оправданием другим людям (гонителям), снимая с них ответственность за происходящее и тем самым сохраняя и укрепляя их чувство собственной силы и правоты.

Независимо от того, в какой мере родители могли согрешить, навредив ребенку, человек, который на самом деле является взрослым, посчитает их грехи своими начальными условиями, которые следует принять в расчет. Только дурака может интересовать вина других, ибо он ничего не может изменить. Мудрец получает знания и опыт из своей собственной вины. Он может себя спросить: «кто же я такой, если все это должно было случиться именно со мной?»

К.Г.Юнг.

Поиск козла отпущения означает поиск того, кого можно отождествить со злом, ненавидеть за это и изгнать из коллектива (семьи), чтобы остальные члены сообщества не чувствовали вины и продолжали себя вести согласно коллективным нормам.

Козел отпущения — это проекция теневых, отвергнутых качеств членов группы, которые им не нравятся в себе, и поэтому проще всего эти качества просто не видеть. Прогоняя «козла отпущения», коллектив изгоняет вместе с ним все теневые стороны себя, а это позволяет и дальше находиться в спокойной иллюзии своего совершенства.

«Козла отпущения» отвергают как «гадкого утенка», ибо он нарушает групповые нормы и ожидания. Он «не такой как все», его считают ненормальным, потому что его поведение не соответствует правилам и ценностям окружающих. При этом, изгоняемые часто обладают ценностями, необходимыми этой группе, но эти ценности находятся в тени.

Человек в роли «козла отпущения» испытывает двойственное ощущение: избранного и жертвы одновременно. Выбирая быть избранным, и выбирая идею добра и самопожертвования, он становится носителем «общего греха», принявшего на себя вину «всего человечества», и подобно Христу, отождествляясь с пророком, стаёт тем, кому предназначено это сделать. Искупая «общественный грех», он превращается в изгоя. Роль козла, роль жертвы, — это выбранная роль, на которую безропотно соглашаются, неосознанно находя плюсы для себя. Во всем этом есть и святость и грех…

В древнем иудейском ритуале, придуманном для очищения коллективной совести, фигурировали два козла. Один из них приносился в жертву Богу, чтобы его кровь могла очистить, освятить скинию собрания, алтарь. Люди верили, что кровь козла смиряет гневного Бога и служит очищением. Останки же козла считались нечистыми и зарывались в землю за пределами селения. Второго козла выгоняли далеко за пределы селения в пустынную степь « и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую…» Козел – изгнанник уносил с собой пятно позора и вины. Так происходило своего рода отпущение грехов без исповеди и покаяния, более ничего не омрачало святость, и можно было еще год спокойно жить дальше.

Тогда же бытовала и другая традиция — в пустыню изгоняли не только козлов, а и людей, которые отождествлялись с козлами отпущения, были неугодными, преступниками, отлученными от церкви и осужденными на жизнь в одиночестве. Пустыня становилась проклятием, где человек чувствовал свое ничтожество и как будто попадал в ад при жизни. Изгнанники были обречены на жизнь в одиночестве и скорую смерть, ведь выжить в одиночку было трудно, почти невозможно. Они могли даже жаждать смерти, которая даст им окончание изгнания, или же испытывать сильное чувство сожаления о том, что они появились на свет.

И сейчас, спустя множество веков, существует эта пустыня. Только присутствует она не на карте мира, а во внутреннем пространстве личности человека, который идентифицируется с «козлом отпущения». Те прошлые образы обвиняющих гонителей и козла отпущения, оказываются вездесущими. Именно они запрещают человеку в роли «козла отпущения» свободно жить, достигать успеха, двигаться в конкретном направлении, обвиняя его во множестве «грехов». Эти образы транслируют человеку, что он слишком уродлив, недостоин, не похож на других и этим заслуживает только осуждения и порицания. Эти внутренние образы обвиняют человека в том, что он недостоин любви и уважения, обвиняют в том, что он не просит помощи и в том, что он не может принять помощь, обвиняют в том, что он не может измениться и стать таким, чтобы оправдывать ожидания окружающих. Поэтому человек боится, что боль отвержения присутствует везде. Он отвергает себя, отвергает других ранее, чем начнут отвергать его.

Столкнуться с ролью «козла отпущения» в социуме можно повсеместно: в семье, в школе, на работе. Это как заразная болезнь, заразившись которой в семейной системе, можно ее переносить дальше по жизни из одной «системы» в другую…

Так ребенок чувствует себя «паршивой овцой в своей семье», сбившимся с правильного пути. О его чувствах отчужденности и вины редко догадываются родители. Он живет с непроходящей душевной болью, испытывая ярость, страх, уязвленность, обиду на то, что он отвергнут, не любим самыми значимыми для него людьми – мамой и папой. Дело доходит до безнадежности и отчаяния. Отвержение ощущается им как наказание только за то, что он живет на свете. Внутренний гонитель (формируется из моральных суждений отца и матери) и жертва в нем сплелись воедино. И все, что будет происходить во внешней реальности, в семье в коллективе, будет лишь проекцией его внутреннего мира, отчужденный от других, он будет отчужден от самого себя, от своей идентичности…

Обычно семья человека, идентифицировавшегося с «козлом отпущения», уделяет большое внимание внешним аспектам благополучности. Это похоже на красивый фасад, сигналящий о том, что у нас хорошая и правильная семья, но внутренне присутствуют кричащий признак дисфункциональности – появление «козла отпущения». Часто это ребенок или больной член семьи, который «портит всю картину». Он совершенно выделяется на фоне других. Для родителей такой ребенок как угроза их благополучности, как очевидец того обмана, тщательно скрываемого даже от самих себя, который лучше не замечать. Как у ребенка, который видит, что на самом деле король голый, взгляд «козла отпущения» часто настроен на более глубокие уровни психики, он более восприимчив и сенситивен. То, что говорит ребенок, часто не осознается окружающими и отвергается ими из-за возникающего дискомфорта и страха, что их «раскусили», поэтому «козлов» стыдят и отвергают за это.

Каков выход из всего этого?

Какая ценность для системы, семьи, коллектива скрыта в «козле отпущения»? В теневом, негативном полюсе, с которым он идентифицируется, содержится много вытесненной жизненной энергии, с которой может взаимодействовать только «козел отпущения» и таким образом канализировать энергию в два пути: в творческое самовыражение или в помогающую профессию.

Так художник может сохранять и выражать напряжение любого уровня, находясь в пространстве сакрального процесса. Он может найти и создать формы, которые передают его собственное видение и его собственную страсть, выражаясь в искусстве, которым восхищаются…

Целитель может быть спутником людям, имеющим травму, чтобы облегчить страдания других людей и свои собственные. В той мере, в какой им удастся проработать свои собственные страдания, достигнув целостности, они могут помочь другим достичь осознания и исцеления, способствовать их развитию.

Таким образом, изгнанный из коллектива «козел отпущения», возвращается обратно в коллектив, чтобы служить людям, удовлетворяя их глубинные и самые сложные потребности. Он выполняет функцию посредника между сознательным и бессознательным. Наряду с художниками, шаманами, ведьмами, священниками, он может работать, обязательно сталкиваясь с материалом, вытесненным культурой, и бороться с ним, проецируя Тень.