Open
Close

Функции и виды речи. Виды и функции речи

Речь имеет общественно-историческую природу. Люди всегда жили и живут коллективно, в обществе. Общественная жизнь и коллективный труд людей вызывают необходимость постоянно общаться, устанавливать контакт друг с другом, воздействовать друг на друга. Это общение осуществляется при помощи речи. Благодаря речи люди обмениваются мыслями и знаниями, рас­сказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях.

Общаясь друг с другом, люди употребляют слова и пользу­ются грамматическими правилами того или иного языка. Язык есть система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Речь-это процесс ис­пользования языка в целях общения людей. Язык и речь нераз­рывно связаны, представляют собой единство, которое выража­ется в том, что исторически язык любого народа создавался и развивался в процессе речевого общения людей. Связь между языком и речью выражается и в том, что язык как орудие обще­ния существует исторически до тех пор, пока люди говорят на нем. Как только люди перестают использовать тот или иной язык в речевом общении, он становится мертвым языком. Таким мерт­вым языком стал, например, латинский.

Познание закономерностей окружающего мира, умственное развитие человека совершается путем усвоения знаний, вырабо­танных человечеством в процессе общественно-исторического раз­вития и закрепленных с помощью языка, с помощью письмен­ной речи. Язык в этом смысле есть средство закрепления и передачи от поколения к поколению достижений человеческой культуры, науки и искусства. Каждый человек в процессе обуче­ния усваивает знания, приобретенные всем человечеством и на­копленные исторически .

Таким образом, речь выполняет определенные функции:

Воздействия;

Сообщения;

Выражения;

Обозначения.

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказ от них. Функция воздействия в человеческой речи одна из первичных, наиболее основных ее функций. Человек говорит для того, чтобы воздействовать, если не непосредственно на поведение, то на мысль или чувства, на сознание других людей. Речь имеет социальное предназначение, она средство общения, и эту функцию она выполняет в первую очередь, поскольку она служит средством воздействия. И эта функция воздействия в речи человека специфична. Звуки, издаваемые животными в качестве "выразительных", выполняют и сигнальную функцию, но человеческая речь, речь в подлинном смысле слова, принципиально отличается от тех звукосигналов, которые издают животные. Крик, издаваемый сторожевым животным или вожаком стаи, табуна и т.д., может послужить для других животных сигналом, по которому они пускаются в бегство или нападают. Эти сигналы являются у животных инстинктивными или условно-рефлекторными реакциями. Животное, издавая такой сигнальный крик, издает его не для того, чтобы известить других о надвигающейся опасности, а потому, что этот крик вырывается у него в определенной ситуации. Когда другие животные пускаются по данному сигналу в бегство, они также делают это не потому, что они "поняли" сигнал, поняли то, что он обозначает, а потому, что после такого крика вожак обычно пускается в бегство и для животного наступила связанная с опасностью ситуация; таким образом, между криком и бегством создалась условно-рефлекторная связь; это связь между бегством и криком, а не тем, что он обозначает .

Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения. Выразительная функция сама по себе не определяет речи: речь не отождествима с любой выразительной реакцией. Речь есть только там, где есть семантика, значение, имеющее материальный носитель в виде звука, жеста, зрительного образа и т.д. Но у человека самые выразительные моменты переходят в семантику. Всякая речь говорит о чем-то, т.е. имеет какой-то предмет; всякая речь вместе с тем обращается к кому-то – к реальному или возможному собеседнику или слушателю, и всякая речь вместе с тем выражает что-то – то или иное отношение говорящего к тому, о чем он говорит, и к тем, к кому он реально или мысленно обращается. Стержнем или канвой смыслового содержания речи является то, что она обозначает. Но живая речь обычно выражает неизмеримо больше, чем она собственно обозначает. Благодаря заключенным в ней выразительным моментам, она сплошь и рядом выходит за пределы абстрактной системы значений. При этом подлинный конкретный смысл речи раскрывается по большей мере через эти выразительные моменты (интонационные, стилистические и пр.). Подлинное понимание речи достигается не одним лишь знанием словесного значения употребленных в ней слов; существеннейшую роль в нем играет истолкование, интерпретация этих выразительных моментов, раскрывающих тот более или менее сокровенный внутренний смысл, который вкладывается в нее говорящим. Эмоционально-выразительная функция речи как таковой принципиально отлична от непроизвольной и неосмысленной выразительной реакции. Выразительная функция, включаясь в человеческую речь, перестраивается, входя в ее семантическое содержание. В таком виде эмоциональность играет в речи человека значительную роль. Неправильно было бы целиком интеллектуализировать речь, превращая ее только в орудие мышления. В ней есть эмоционально-выразительные моменты, проступающие в ритме, паузах, в интонациях, в модуляциях голоса и других выразительных, экспрессивных моментах, которые в большей или меньшей степени всегда имеются в речи, – особенно в устной, сказываясь, впрочем, и в письменной речи – в ритме и расстановке слов; выразительные моменты речи проявляются далее в стилистических особенностях речи, в различных нюансах и оттенках .

Функции выражения и воздействия можно объединить в функцию коммуникации , которая включает в себя средства выражения и воздействия. Как средство выражения речь сочетается с рядом вырази­тельных движений - с жестом, мимикой. У животных тоже имеется звук как выразительное движение, но он становится речью, только когда перестает сопровождать аффектированное состояние человека и начинает его обозначать.

Функция обозначения (сигнификативная) состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия. Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений, воспринимающим и говорящим .

Рисунок 2 – Функции речи

Также можно выделить еще одну функцию речи - функцию обобщения, которая связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Итак, в речи человека можно психологическим анализом выделить различные функции, но они не внешние друг другу аспекты; они включены в единство, внутри которого они друг друга определяют и опосредуют. Так, речь выполняет свою функцию сообщения на основе ее смысловой, семантической, обозначающей функции. Но не в меньшей, а в еще большей степени и обратно – семантическая функция обозначения формируется на основе коммуникативной функции речи. По существу общественная жизнь, общение придает крику функцию значения. Выразительное движение из эмоциональной разрядки может стать речью, приобрести значение только в силу того, что субъект замечает то воздействие, которое оно оказывает на других. Ребенок сначала издает крик потому, что он голоден, а затем пользуется им для того, чтобы его накормили. Звук сначала выполняет функции обозначения объективно, служа сигналом для другого. Лишь благодаря тому, что он выполняет эту функцию в отношении другого, он нами осознается в своем значении, приобретает для нас значение. Первоначально отражаясь в сознании другого человека, речь приобретает значение для нас самих. Так и в дальнейшем – из употребления слова мы устанавливаем все более точно его значение, сначала мало осознанное, по тому значению, в каком оно понимается другими. Понимание является одним из конституирующих моментов речи. Возникновение речи вне общества невозможно, речь – социальный продукт; предназначенная для общения, она и возникает в общении. Притом социальная предназначенность речи определяет не только ее генезис; она отражается и на внутреннем, смысловом содержании речи. Две основные функции речи – коммуникативная и сигнификативная, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания, формируются одна через другую и функционируют одна в другой. Социальный характер речи как средства общения и ее обозначающий характер неразрывно связаны между собой. В речи в единстве и внутреннем взаимопроникновении представлены общественная природа человека и свойственная ему сознательность.

Страница 5 из 38

Виды и функции речи.

Речь выполняет определенныефункции:

Рис. 3. Функции речи

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.

Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

Соответственно множеству своих функций (см. рис. 3) речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах (рис. 4) и видах (рис. 5): внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т. д.

В психологии различают две формы речи:внешнюю и внутрен­нюю.

Рис. 4. Формы речи

Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.

Внешней речи могут быть присущи жаргон и интонация. Жаргон - стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.

Внешняя речь включает следующие виды (см. рис. 5):

* устную (диало­гическую и монологическую) и

* письменную.

Рис. 5. Виды речи

Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой.

Диалог (от греч.dialogos - разговор, беседа) - вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь - это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естест­венная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.

Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника - отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций.

Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса.

Диалог поддерживается собеседниками с помощью уточняющих вопросов, изменения ситуации и намерений говорящих. Целенаправ­ленный диалог, связанный одной темой, называется беседой. Участ­ники беседы обсуждают или выясняют определенную проблему с по­мощью специально подобранных вопросов.

Монолог – вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника. Монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.

Для монологической речи характерны:

Последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли;

Грамматически правильное оформление;

Монологическая речь сложнее диалога по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего.

Выделяются три основных вида монологической речи : повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды, имеющие свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности. При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.

Письменная речь - это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка-дошкольника происходят неосознанная обработка язы­кового материала, накопление звуковых и морфологических обоб­щений, которые создают готовность к овладению письмом в школь­ном возрасте. При недоразвитии речи, как правило, возникают нарушения письма различной тяжести.

Внутренняя речь (речь “про себя”) - это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь -это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения.

Внутренняя речь формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой один из основных механизмов мышления. Перевод внешней речи во внутреннюю наблюдается у ребенка в возрасте около 3 лет, когда он начинает рассуждать вслух и планировать в речи свои действия. Постепенно такое проговаривание редуцируется и начинает протекать во внутренней речи.

С помощью внутренней речи осуществляется процесс превра­щения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Подго­товка проходит несколько стадий. Исходным для подготовки каж­дого речевого высказывания является мотив или замысел, который известен говорящему лишь в самых общих чертах. Затем в процессе превращения мысли в высказывание наступает стадия внутренней речи, которая характеризуется наличием семантических представ­лений, отражающих наиболее существенное ее содержание. Далее из большего числа потенциальных смысловых связей выделяются самые необходимые и происходит выбор соответствующих синтакси­ческих структур.

Внутренняя речь может характеризоваться предикативностью. Предикативность -характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому).

Хотя все эти формы и виды речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет основную роль средства общения, внутренняя - средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания и сохранения информации, устная речь – как средство передачи информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог - двустороннего обмена информацией.

Речь имеет своисвойства:

Понятность речи - это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность речи - это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.

Действенность речи - это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.


Рис. 6. Свойства речи

Речь человека может быть сокращенной и развернутой, как с понятийной, так и с лингвистической точек зрения. В развернутом типе речи говорящий использует все возможности символического выражения смыслов, значений и их оттенков, предоставленных язы­ком. Этот тип речи характеризуется большим словарным запасом и богатством грамматических форм, частым употреблением предлогов для выражения логических, временных и пространственных отноше­ний, использованием безличных и неопределенно-личных местоиме­ний, употреблением подходящих понятий, уточняющих прилагатель­ных и наречий для обозначения того или иного специфического положения дел, более выраженным синтаксическим и граммати­ческим структурированием высказываний, многочисленной подчини­тельной связью компонентов предложения, свидетельствующей о предвосхищающем планировании речи.

Сокращенное речевое высказывание достаточно для понимания среди хорошо знакомых людей и в знакомой обстановке. Однако оно затрудняет выражение и восприятие более сложных, абстракт­ных мыслей, связанных с тонкими различениями и дифференциаль­ным анализом скрытых взаимосвязей. В случае теоретического мыш­ления человек чаще пользуется развернутой речью.

Слово «функция» происходит от латинского functio - «осуществление», а в теории государства и права означает «направление»; «предмет» и «содержание» деятельности государственно-правового института. Оно употребляется для характеристики социальной роли государства и права.

Сущность и социальное назначение права в жизни общества выражается не только в ее принципах, но и в функциях. В них проявляется его регулирующая роль, находят выражение основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, отражается его основное социальное назначение.

Многочисленные исследования понятия «функция права» на сегодняшний день приводят к выводу о том, что под функцией права необходимо понимать основные направления правового воздействия на общественные отношения и социальное назначение права, которое заключается в регулировании общественных отношений, в организации управления обществом. Функции выражают наиболее существенные, главные черты права и характеризуют право в действии, являются выражением его динамической природы.

Итак, функции права - это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Воздействие права на общественные отношения носит неоднородный характер. Так, одни отношения право регулирует, другие охраняет, а на третьи оказывает только косвенное влияние. Поэтому существует различие между понятиями «правовое регулирование» и «правовое воздействие».

Правовое воздействие состоит во взятом в единстве и многообразии процессе влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей. В предмет правого воздействия входят такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние, а правовое регулирование связано с установлением конкретных юридических прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном поведении, т.е. при его помощи происходит непосредственное регулирование общественных отношений.

Функциями права следует признавать только основные направления правового воздействия. Основное направление функции подчеркивает наиболее важные и действенные стороны правового воздействия и позволяет не «впадать» в правовой идеализм и не видеть в праве всесильного регулятора общественных отношений, что может привести к переоценке роли права в обществе. В функциях права необходимо находить своеобразную «золотую середину» - не умалять значения права и в то же время не видеть в нем панацею для разрешения всех необходимых вопросов регулирования общественных отношений. Например, малоэффективным выглядит попытка законодателя предотвратить уход валютного капитала за границу при помощи установления уголовной ответственности за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ). Образно говоря, угрозой уголовно-правовой «дубины» данную проблему не решить, т.к. для предотвращения ухода капитала из России необходимо создать благоприятные экономические условия их сохранности и использования.

Классификация функций права зависит от того, в какой плоскости они освещаются: специально юридической или общесоциальной. Если следовать широкому смыслу функций права, то среди них можно выделить экономическую, политическую, воспитательную и коммуникативную функции.

На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную и охранительную функции, классифицирующиеся так в зависимости от характера и целей правового воздействия. Возможны и другие классификации функций права. Каждая из отраслей права имеет собственную специфику, соответственно, различают функции конституционного, гражданского, финансового, административного, уголовного и других отраслей права, соответственно, можно выделить функции подотраслей права, правовых институтов и отдельных норм права. В своей совокупности все разновидности функций образуют сложную систему, воздействующие при помощи самых разнообразных приемов и способов на общественные отношения.

Регулятивная функция права - это обусловленное его социальным назначением основное направление правового воздействия, заключающееся в закреплении, упорядочивании общественных отношений и оформлении их движения путем дозволений, запретов, обязываний и поощрений. В рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: регулятивно-статическую и регулятивно-динамическую . Воздействие первой состоит в закреплении общественных отношений, воздействие второй - в оформлении их динамики (движения).

Наиболее характерными чертами осуществления регулятивной функции выступают: определение правосубъектности граждан, закрепление и изменение их правового статуса и статуса юридических лиц; определение компетенции государственных органов и должностных лиц; закрепление юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение регулятивных правоотношений; установление правовой связи между субъектами права; определение составов правомерного поведения.

Охранительная функция права - это основное направление правового воздействия, направленное на охрану общественных отношений и вытеснение антисоциальных явлений, противоречащих установленным ценностям.

В рамках охранительной функции осуществляются ее подфункции: общепревентивная, частнопревентивная, карательная, восстановительная и контрольная. Многообразие подфункций охранительной функции права обуславливает и многообразие ее проявлений и последовательность действия различных элементов, ее составляющих. Так, если не оказывается эффективным общепревентивное воздействие, начинают работать карательная, частнопревентивная и восстановительная подфункции. В любом случае кара правонарушителя и восстановление общественных отношений - это уже вторичный результат действия охранительной функции, которая первоначально выступает как средство охраны тех отношений, которые в этом объективно нуждаются.

Наиболее общими и характерными чертами охранительной функции права выступают:

  • во-первых, закрепление в нормах запрещенных вариантов поведения, что направляет деятельность субъекта в необходимое русло и предостерегает его от возможного нарушения правовых норм, т.к. ему указывают, как запрещено поступать в той или иной ситуации. Превенция возможного отклоняющегося поведения начинается не с санкции, а с определения (установления) обязанностей по соблюдению нормы и их уяснения, поэтому охранительная функция обладает определенными чертами, свойственными для регулятивной функции;
  • во-вторых, установление санкций за совершение правонарушений И ИХ информационное воздействие (угроза применения), и информационное воздействие со стороны практики применения наказания (взыскания), которые имеют упреждающее значение для лиц с антисоциальными установками;
  • в-третьих, непосредственная реализация санкций правовых норм (в случае совершения правонарушений), которые ограничивают права правонарушителя и одновременно направляют его поведение в необходимое русло либо лишают фактической возможности совершить новое правонарушение и информируют о том, что в случае совершения повторного правонарушения будет применена более строгая мера ответственности. Например, запрет на осуществление валютных операций банком лишает его фактической возможности совершить правонарушение, посягающее на валютные отношения, а в случаях систематического нарушения банком действующего законодательства может быть применена и более строгая мера ответственности (отзыв лицензии);
  • в-четвертых, закрепление в правовых нормах обязанностей правонарушителя по восстановлению причиненного вреда, которое происходит одновременно с установлением прав и обязанностей компетентных органов привлечь виновного к ответственности и принудить его к восстановлению общественных отношений. Например, применение штрафа к налоговому правонарушителю не освобождает его от обязанности уплатить налог, а компетентные органы не только имеют право, но и обязаны принять все необходимые меры для его уплаты;
  • в-пятых, осуждение (порицание) правонарушителя, сужение его имущественной сферы, лишение субъективных прав, т.е. его кара, осуществляемая исключительно в целях предупреждения правонарушений, воспитания правонарушителя и восстановления общественных отношений.

Регулятивную и охранительную функции права нельзя понимать упрощенно. В действительности регулятивная и охранительная функции находятся в тесном взаимодействии, переплетаются друг с другом, могут действовать одновременно; различить их достаточно сложно и возможно только на теоретическом уровне. Трудно представить себе такую охрану общественных отношений, которая бы не предполагала их регулирования. Так, охранительная функция, дополняя регулятивную, в итоге воздействует на поведение субъектов и регулирует их поведение, не допуская развития отклоняющегося варианта как при совершении субъектами активных действий, так и при воздержании от совершения определенных действий (в том числе и под угрозой применения санкции). В этом, собственно, и проявляется основное предназначение права - быть регулятором общественных отношений.

Однако отличительной чертой регулятивной функции выступает ее первичный по отношению к охранительной функции характер. Прежде чем последует охрана отношений, они должны быть упорядочены. Отдельные подфункции охранительной функции (карательная и восстановительная) вообще не могут возникнуть, если не будет нарушено регулятивное правоотношение.

Прочитайте:
  1. F07 Расстройства личности и поведения вследствие болезни, повреждения и дисфункции головного мозга
  2. II этап. Регуляция менструальной функциии и профилактика рецидивов
  3. Адгезивные молекулы (молекулы суперсемейства иммуноглобулинов, интегрины, селектины, муцины, кадхерины): строение, функции, примеры. CD-номенклатура мембранных молекул клеток.
  4. Американский психолог К. Изард выделяет 10 фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, горе (страдание), гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина (раскаяние).

Сигнальная Функция Эмоций заключается в том, что они сигнализируют о полезности или вредности данного воздействия, успешности или неуспешности выполняемого действия. Приспособительнаяроль этого механизма заключается в немедленной реакции на внезапное воздействие внешнего раздражения, поскольку эмоциональное состояние мгновенно вызывает ярко выраженные переживания определенной окраски. Это приводит к быстрой мобилизации всех систем организма к осуществлению ответной реакции, характер которой зависит от того, сигналом полезного или вредного воздействия на организм служит данный раздражитель. Таким образом, воздействия, исходящие, как из внешней среды, так и от самого организма, приводят к возникновению эмоциональных переживаний, дающих общую качественную характеристику воздействующему фактору, опережая его более полное, детальное восприятие.

Регуляторная функция эмоций проявляется в формировании активности, направленной на удовлетворение возникших потребностей, также на усиление или прекращение действия раздражителей, т. е. в реализации механизмов адаптации организма к непрерывно меняющимся условиям среды.

Функция мобилизации . Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.

Функция Следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. (в результате аффекта)

Функция Коммуникации . Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Выражение некоторых эмоций, например боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей.

Защитная Функция выражается в том, что, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от опасностей. Установлено, что чем сложнее организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче и разнообразнее гамма эмоций, которую оно способно переживать.

Коммуникативная Функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга.