Open
Close

Характеристика финансовых институтов финансовой системы. Понятие и основные институты финансовой системы рф

структуру финансов как целостной категории с присущими ей общими свойствами входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов).

Финансовый институт - группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Совокупность входящих в состав финансов Российской Федерации звеньев в их взаимосвязи образуют финансовую систему России.

Финансовую систему РФ составляют следующие институты:

· бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;

· внебюджетные целевые фонды;

· финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

· имущественное и личное страхование;

· кредит (государственный и банковский).

Перечисленные звенья финансовой системы существуют соответственно как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления.

Центральное место в финансовой системе РФ принадлежит бюджетной системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств соответствующих государственных и административно-территориальных образований. В финансовую систему РФ также включаются финансы юридических и физических лиц. Характеризуя финансы юридических лиц, следует указать, что в их состав входят такие государственные внебюджетные фонды, играющие исключительную роль в обеспечении социальной защищенности граждан, как Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

Местные финансы. Федеральный закон “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ определил основные принципы организации местных финансов. В соответствии с вышеназванным федеральным законом местные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, другими правовыми актами органов местного самоуправления.

Местные финансы определяются как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Таким образом, местные финансы входят в структуру финансовой системы России в качестве ее самостоятельного звена.


Институт в наиболее общем представлении - это совокупность ролей и статусов, предназначенный для удовлетворения определенной потребности и закрепленный в виде закона или учреждения.
Понятие «финансовые институты» рассматриваются в экономическом и правовом аспекте.
Как экономическая категория финансовые институты - это совокупность однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.
Как правовая категория финансовые институты - учреждения, осуществляющие операции с финансовыми ресурсами в соответствии с принятым в стране законодательством.
В свою очередь, совокупность и взаимосвязь всех финансовых институтов (конкретных учреждений, организаций) в некоторой степени соответствует структуре финансовой системы (рис. 2.2).
Институт государственных финансов включает в себя бюджетную систему, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит. Деятельность государственных финансовых институтов распространяется на федеральный и региональный уровень.
Институт муниципальных финансов. Местные финансы включают средства местного бюджета; государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления; муниципальные кредиты, заимствования; финансовую помощь.
Институт финансов предприятий, учреждений и организаций объединяет финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах, финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, и финансы общественных объединений.
Институт кредитования образует отношения, возникающие между вкладчиками и банками, иными кредитными организациями по поводу привлечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд.

Рис. 2.2. Финансовые институты Российской Федерации

Институт страхования - это совокупность страховых отношений, каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования (социальное, личное, имущественное, страхование ответственности, предпринимательских рисков).
Особенностью деятельности государственных финансовых институтов является то, что она осуществляется органами власти в зависимости от установленной компетенции.
Федеральные органы государственной власти, в соответствии с Конституцией РФ, осуществляющие финансовую деятельность:
Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы;
Президент Российской Федерации подписывает и обнародует федеральные законы;
Правительство РФ в финансовой сфере обеспечивает проведение единой финансовой, денежной, кредитной политики; осуществляет разработку, представление проекта федерального бюджета и его исполнение.
Для осуществления функций в области финансов создаются специальные органы государственного управления - это: Министерство финансов Российской Федерации; Федеральное казначейство Российской Федерации; Центральный банк Российской Федерации (Банк России).
Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансово-экономической политики в Российской Федерации.
Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются: совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма; концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации; разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения; осуществление государственного финансового контроля.
Федеральное казначейство Российской Федерации представляет собой
единую централизованную систему органов федерального казначейства. Главные задачи казначейства: организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета; ведение счетов исходя из принципа единства кассы; регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами; сбор, обработка, анализ информации и краткосрочное прогнозирование потребности в государственных финансовых ресурсах; ведение операций по учету государственной казны РФ.
Центральный банк РФ (Банк России) занимает особое положение среди
федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих финансовую деятельность. Он, являясь юридическим лицом, одновременно осуществляет функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями, и функции банка.
Основными целями деятельности Банка России как органа государственного управления являются: защита и обеспечение устойчивости национальной валюты; обеспечение эффективности и бесперебойности системы расчетов; развитие и укрепление российской банковской системы.
Как банковское учреждение Центральный Банк осуществляет: пассивные банковские операции по привлечению источников финансовых ресурсов; активные операции по размещению имеющихся финансовых ресурсов.
Финансовые органы субъектов Российской Федерации при осуществлении финансовой деятельности наделяются теми же правами, что и Министерство финансов РФ.
Представительные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации осуществляют финансовую деятельность на соответствующей территории в пределах своей компетенции: утверждение, исполнение и контроль за исполнением областного бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; установление областных налогов, сборов и других обязательных платежей; установление льгот и преимуществ, в том числе налоговых, по платежам в областной бюджет; рассмотрение прогноза социально-экономического развития и обеспечение реализации региональных программ.
Органы власти местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Органы местного самоуправления осуществляют финансовую деятельность и местный финансовый контроль при: формировании и исполнении местного бюджета, при утверждении отчета о его исполнении; установлении местных налогов и сборов; управлении объектами муниципальной собственности.
Существенным нововведением современного законодательства стало
предоставление местным органам власти права формирования специальных местных финансовых органов: муниципальной налоговой службы для сбора местных налогов и муниципального казначейства в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета.

Санкт-Петербургский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации"

Санкт-Петербургский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации" () значительно подробнее приводится к сведению в соответствующей статье, рубрики "государственные университеты Санкт-Петербурга", на собрании. Без лишних колебаний осмотреть этот вуз как замену подобным, часто в России. Что и многие другие государственные университеты Санкт-Петербурга такой вариант готовит спецов высшего класса вида "финансовые".

Московский финансовый колледж - филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации"

Что и многие другие государственные колледжи Москвы данный вариант обучает и выпускает профессионалов по тематике "финансовые". Московский финансовый колледж - филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации" () более детально приведен среди других материалов, рубрики "государственные колледжи Москвы", на БД-интерфейсе. Предлагаем принять к сведению это учебное заведение и другие государственные колледжи Москвы, как альтернативу аналогичным в России.

Как и другие негосударственные институты Москвы это учебное заведение принимает и подготавливает профессионалов вида "финансовые". Финансово-промышленный институт (автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования "Финансово-промышленный институт") немного приведен, и оформлен разделе, рубрики "негосударственные институты Москвы", на БД-интерфейсе. Предлагаем принять это учебное заведение как замену аналогичным в Москвы.

Можно вполне серьезно осмотреть этот вуз как замену подобным, часто на нашем сайте. Что и многие другие негосударственные институты Ростова-на-Дону это учебное заведение готовит неплохих работников в сфере "финансовые". Институт финансового контроля и аудита (Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования " Институт финансового контроля и аудита") значительно подробнее описан для вас в одной из заметок, рубрики "негосударственные институты Ростова-на-Дону", на БД-интерфейсе.

Омский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации"

Вероятно, как и государственные университеты Омска такой вариант повышает квалификацию неплохих работников по тематике "финансовые". Омский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации" () подробно приведен в анонсах и статьях на текущем портале. Без лишних колебаний отложить для последующего анализа это высшее учебное заведение как замену упоминаемым в каталоге.

Предлагаем принять это высшее учебное заведение как замену аналогичным на нашем сайте. Московский экономико-финансовый институт (Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский экономико-финансовый институт") отлично рассмотрен нами, и оформлен разделе на нашем портале. Напоминающий остальные негосударственные институты Москвы это предложение принимает и подготавливает мастеров своего дела по специальности "финансовые".

Сургутский финансово-экономический колледж - филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации"

Как и другие государственные колледжи Сургута данный вариант принимает и подготавливает неплохих работников по направлению "финансовые". Сургутский финансово-экономический колледж - филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации" () подробно приводится к сведению в одной из заметок на текущем списке вузов. Предлагаем принять это предложение как достойную альтернативу подобным, часто в списке.

Столичная финансово-гуманитарная академия

Возможно отложить для последующего анализа данный вариант как достойную альтернативу сходным по теме на нашем сайте. Такой же как и негосударственные академии Москвы это предложение повышает квалификацию лидеров по профилю "финансовые". Столичная финансово-гуманитарная академия (Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Столичная финансово-гуманитарная академия") более детально приводится к сведению в одной из заметок, рубрики "негосударственные академии Москвы", на списке вузов.

Введение

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.

Прошедший год показал всю сложность развития экономических событий, хода бюджетного процесса в Российской Федерации. Так, нереальность бюджета на 2008 г., принятого под давлением ряда отраслевых министерств, некоторых департаментов Минфина, а также под влиянием отдельных комитетов и фракций Государственной Думы и Федерального Собрания, во многом руководствовавшихся политическими соображениями, негативно сказалась на его исполнении. Осуществляя сдержанную финансовую политику, Министерство финансов и финансовые институты на местах покрывали расходы лишь в пределах поступления средств, а также кредитов Центрального банка. Несмотря на приложенные усилия, получателям бюджетных средств приходилось работать в условиях сильного дефицита бюджетных ресурсов.

В этом году, т. е. не должны повториться старые ошибки. В связи с этим правительству необходимо разработать четкую финансовую стратегию, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства. Важно выделить основные тенденции развития финансов, сформировать основные концепции их использования, наметить принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных концепций и целевых программ необходим для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития, а не распыления их по второстепенным целям. Большое внимание следует уделить гибкой финансовой тактике, направленной на решение конкретных развития общества путем своевременного изменения способов организации задач финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Однако для правильного осуществления поставленных перед финансовыми институтами, а, следовательно, и перед финансовой политикой, задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. Для России определенный интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.

Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

ГЛАВА I

Общая характеристика финансовых институтов

Институциональная структура финансовых отношений включает многочисленные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.

Финансовые организации условно можно назвать финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель – развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого хозяйства. К организациям, имеющим к этому значение, относятся, прежде всего, организации, выражающие денежные отношения по созданию, распределению и использованию денежных средств, предназначенных для:

Выполнения обязательств перед финансово - банковской сферой;

Финансирования затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию, материальному стимулированию работающих.

Денежные отношения, составляющие основу финансовым институтам, можно классифицировать по следующим видам:

Таблица 1

В отраслях материального производства

В отраслях нематериального производства

1. связанные с формированием первичных доходов, образованием и использованием в хозяйственных подразделениях материального производства целевых фондов внутрихозяйственного назначения - уставного ---фонда, фонда развития производства, поощрительных фондов и пр. Одни из них используются на удовлетворение производственных потребностей, а другие - потребительских.

1. отрасли или самого учреждения (организации) с бюджетом. На их основе за счет бюджетных средств формируются отраслевые денежные фонды здравоохранения, культуры, просвещения и пр.

2. возникающие между предприятиями, если они носят распределительный характер, а не обслуживающий обмен; здесь движение финансовых ресурсов осуществляется в не фондовой форме (уплата и получение штрафов, внесение паевых взносов, инвестирование средств в акции и облигации других предприятий и т.д.).

2. между отраслевыми организациями управления, подведомственными организациями и внутри организации. Они сопровождаются использованием отраслевых денежных фондов целевого назначения (зарплаты, капитального ремонта и др.) в распоряжении субъектов хозяйствования. Внутри учреждений и организаций финансовые отношения возникают по поводу формирования и использования фондов заработной платы и экономического стимулирования; в связи с перераспределением денежных средств целевого назначения.

3. складывающиеся у предприятий со страховыми организациями в связи с формированием и использованием различных страховых фондов.

3. между субъектами хозяйствования разных отраслей, в том числе денежные отношения, связанные с формированием и использованием внебюджетных фондов социального страхования, пенсионных и пр.

4. образующиеся между предприятием и банком в связи с получением ссуд, их погашением, уплатой процентов по ним, предоставлением банкам временно свободных денежных средств за определенную плату.

4. денежные отношения субъектов хозяйствования с потребителями услуг и спонсорами. На их основе формируются финансовые источники учреждений и организаций непроизводственной сферы.

5. у предприятия с государством по поводу образования и использования внебюджетных и бюджетных фондов (платежи в бюджет, бюджетное финансирование, платежи во внебюджетные фонды и др.)

6. между предприятием и вышестоящими структурами управления (“вертикальная” взаимосвязь) в границах внутри-отраслевого перераспределения финансовых ресурсов.

Финансовые институты как сфера финансовой системы формирует фундамент экономики общества, так как здесь создаются материальные и нематериальные блага.

В рамках сферы финансовых институтов концентрируются преобладающая часть материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивая тем самым процесс расширенного воспроизводства в обществе.

В состав финансовых институтов входят:

I. ФКП (финансы коммерческих предприятий) - все предприятия материального производства и часть непроизводственной сферы, в условиях рыночной экономики осуществляющих свою деятельность на началах коммерческого расчета.

Коммерческий расчет - метод ведения хозяйства, целью которого является получение максимальной прибыли при минимальных затратах. Он предполагает обязательное получение прибыли и достаточного для продолжения хозяйствования уровня рентабельности.

Специфика коммерческого расчета:

Субъекты хозяйствования обладают финансовой независимостью;

Финансовые отношения предприятия свободны от мелочной регламентации со стороны государства;

Субъекты финансовых отношений несут реальную экономическую ответственность за фактические результаты работы и своевременное выполнение обязательств;

В условиях коммерческого расчета у предприятия складываются различного рода взаимоотношения с банками, страховыми организациями и государством.

II. ФНУ (финансы некоммерческих учреждений). Некоммерческая деятельность не преследует цель получения определенных доходов. Но эти доходы используются на развитие самого учреждения.

Источники финансовых ресурсов:

бюджетные средства;

внебюджетные государственные фонды;

средства населения;

денежные отчисления различных коммерческих структур, поступления средств за работы и услуги, выполненные в соответствии с договорами;

выручка от реализации продукции, включая средства от продажи билетов на массовые мероприятия;

выручка от сдачи имущества в аренду;

доходы от подготовки кадров (переподготовку, повышение квалификации и т.п.).

III. ФОО (финансы общественных организаций) включают в себя:

а). финансы общественных, в том числе профорганизаций;

б). финансы политических и общественных движений;

в). финансы специальных целевых фондов;

г). финансы благотворительных фондов.

Общественное объединение - добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединенных на основе общности их интересов.

Экономическое содержание ФОО включает в себя следующие виды и группы денежных отношений:

– денежные отношения между общественными организациями и их членами, связанные с уплатой различного рода взносов, оказанием материальной помощи и пр.;

– денежные отношения общественных организаций с предприятиями и учреждениями, связанные с добровольными пожертвованиями, которые могут перечисляться в фонды общественных организаций;

– денежные отношения общественных организаций по формированию и использованию целевых денежных фондов;

– денежные отношения между вышестоящими о нижестоящими структурами общественных организаций;

– денежные отношения между общественными организациями и подведомственными им производственно - хозяйственными структурами.

Финансово - хозяйственная деятельность общественных организаций сочетает 2 способа использования финансовых ресурсов:

– самоокупаемость;

– сметное финансирование.

Эволюция, развитие финансовых институтов в России

Не будет преувеличением сказать, что финансовые институты в постсоветской России в силу специфики их деятельности оказались наиболее динамичным и рыночным сегментом экономики. В тоже время и именно в силу этого обстоятельства финансовый сектор страны за менее чем двадцатилетний период пережил ряд крупных кризисов и несколько раз поменял свою конфигурацию.

Эволюция российской банковской системы может служить наглядной иллюстрацией формирования и развития новых институтов в результате взаимодействия множества сторон, интересы и нормы которых не имели устойчивого характера, менялись в зависимости от позиций и состава участников. Общим вектором происходящих трансформация является упрощение общей структуры рынка при увеличении сложности отдельных его участников, концентрация рыночной власти при сокращении числа участников.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

2.6. Финансовые институты. Банковская система

Финансовый институт – это финансовый посредник между кредиторами и заемщиками или между инвесторами и сберегателями (пенсионными фондами, страховыми компаниями и др.). Финансовые институты оказывают услуги по предоставлению займов и передаче денег и влияют на функционирование реальной экономики, действуя в качестве посредников в процессе превращения сбережений и других денежных средств в инвестиции. В состав финансовых институтов входят:

1. Финансы коммерческих предприятий (все предприятия материального производства и часть непроизводственной сферы, в условиях рыночной экономики осуществляющих свою деятельность на началах коммерческого расчета). Коммерческий расчет – метод ведения хозяйства, целью которого является получение максимальной прибыли при минимальных затратах.

2. Финансы некоммерческих учреждений (некоммерческая деятельность не преследует цель получения определенных доходов, эти доходы используются на развитие самого учреждения). Источники финансовых ресурсов: бюджетные средства; внебюджетные государственные фонды; средства населения; денежные отчисления различных коммерческих структур, поступления средств за работы и услуги, выполненные в соответствии с договорами; выручка от реализации продукции, включая средства от продажи билетов на массовые мероприятия; выручка от сдачи имущества в аренду; доходы от подготовки кадров и др.

3. Финансы общественных организаций включают в себя: финансы общественных, в том числе профорганизаций; финансы политических и общественных движений; финансы специальных целевых фондов; финансы благотворительных фондов.

Деньги – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.

Основные функции денег

1) мера стоимости: выражают цену – денежную форму стоимости товара;

2) средство обращения: выступают посредником в актах купли-продажи товара;

3) средство накопления: изъятые из обращения деньги используются как средство сохранения стоимости (золото, ценные бумаги, недвижимость, валюта и т. д.);

4) средство платежа: используются для погашения различных обязательств (оплата труда, уплата налогов и др.);

5) мировые деньги: используются для расчетов на мировом рынке (золото, доллар, евро, фунт стерлингов, рубль) как всеобщее платежное и покупательное средство, а также как всеобщая материализация богатства.

Закон денежного обращения – количество денег в обращении зависит от суммы цен товаров, проданных за наличные и в кредит, от взаимополагающихся платежей и от скорости обращения денег. Денежная масса – совокупность наличных (бумажные деньги и разменная монета) и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг, которыми располагают частные лица, институциональные собственники и государство. Безналичные денежные средства: кредитные деньги; чек; вексель; банкноты (банковские билеты); электронные деньги.

Финансовый рынок включает: рынок, на котором закон спроса и предложения определяет цену финансовым активам; рынок банковских ссудных ресурсов в сложившейся в стране банковской системе; рынок ценных бумаг (фондовый рынок) – рынок, где осуществляется эмиссия (выпуск) и купля-продажа ценных бумаг акций, облигаций и производных от них ценных бумаг.

Фондовая биржа – организованный рынок, на котором осуществляются сделки с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами и деятельность которого контролируется государством. Функции фондовой биржи: мобилизация средств для долгосрочных инвестиций в экономику и финансирования государственных программ; осуществление купли-продажи акций, облигаций акционерных компаний, облигаций государственных займов и других ценных бумаг; установление в ходе торгов курса ценных бумаг, обращающихся на бирже; распространение информации о котировках ценных бумаг и о состоянии на финансовом рынке.

Банковская система – совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Банковская система включает центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров.

Кредитно-финансовые институты банковской системы

1. Центральный банк (или совокупность банковских учреждений, выполняющих функции центрального банка), за которым законодательно закрепляются монополия на эмиссию национальных денежных знаков и ряд особых функций в области кредитно-денежной политики. ЦБ осуществляет кредитование коммерческих банков, хранит кассовые резервы других кредитных учреждений, выполняет расчетные операции и осуществляет контроль за деятельностью прочих кредитных институтов.

2. Коммерческие банки – кредитные учреждения универсального характера, которые осуществляют кредитные, фондовые, посреднические операции, организуют платежный оборот в масштабе национального хозяйства. Эти банки организуются на паевых (акционерных) началах, по форме собственности делятся на государственные, акционерные и кооперативные.

3. Специализированные кредитно-финансовые учреждения занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности:

– инвестиционные банки (проводят операции по выпуску и размещению ценных бумаг);

– сберегательные учреждения (аккумулируют сбережения населения и вкладывают денежный капитал в основном в финансирование коммерческого и жилищного строительства);

– страховые компании (важнейший канал аккумуляции денежных сбережений населения и долгосрочного финансирования экономики);

– пенсионные фонды (формируют страховой фонд экономики, осуществляют финансирование экономики и государства);

– инвестиционные компании выполняют роль промежуточного звена между индивидуальным денежным капиталом и корпорациями, функционирующими в нефинансовой сфере. Основной сферой приложения капитала инвестиционных компаний служат акции корпораций.

Из книги Денежное обращение в эпоху перемен автора Юровицкий Владимир Михайлович

Корреспондентская банковская система Центральный банк - основное звено банковской системы Мы сначала опишем западную банковскую систему. Это решение было найдено на путях создания двухуровневой банковской системы с корреспондентскими связями. Для того чтобы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Многоуровневая филиальная банковская система Двухуровневая корреспондентская банковская система сложилась на Западе в двадцатых – тридцатых годах. В то же самое время в СССР сложилась альтернативная банковская система – многоуровневая филиальная банковская

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СС) автора БСЭ

Банковская система России Банковская система России уникальна. Она представляет собой банковский кентавр – голова в виде многоуровневой филиальной банковской системы и туловище в виде корреспондентской двухуровневой банковской системы.Схема ее изображена на

Из книги Международные экономические отношения: конспект лекций автора Роньшина Наталия Ивановна

Небанковские финансовые институты

Из книги Финансы: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Кризис бухгалтерии и банковская фискальная система Кризис фискальной системы В настоящее время, как это отмечается всеми аналитиками, практиками, всеми участниками экономического процесса, фискально-налоговая система удушает экономический процесс, буквально

Из книги Энциклопедия этикета от Эмили Пост. Правила хорошего тона и изысканных манер на все случаи жизни. [Этикет] автора Пост Пегги

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Лекция № 8. Валютно-финансовые инструменты и институты международных экономических отношений 1. Платежный баланс и его виды. Платежный баланс России и ее внешний долг Платежным балансом называется соотношение между всеми платежами, которые страна сделала другим

Из книги Энциклопедия юриста автора

50. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ Международные региональные валютно-кредитные и финансовые организации – институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных экономических, в том числе валютно-кредитных и

Из книги Щит от кредиторов. Увеличение доходов в кризис, погашение задолженности по кредитам, защита имущества от приставов автора Евстегнеев Александр Николаевич

ФИНАНСОВЫЕ ВОПРОСЫ Вне зависимости от степени пышности церемонии и числа гостей на вашей свадьбе, успех торжества определяет не сумма, которую вы собираетесь потратить, а атмосфера, которую вам удастся создать. Поэтому так важно тщательно продумать все детали свадебной

Из книги автора

34. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА Банки – финансовые учреждения, которые на основании лицензии имеют право осуществлять банковские операции, в том числе получают прибыль, предоставляя денежные средства клиентам под проценты (банковские кредиты). Существует два вида банков:

Из книги автора

Из книги автора

Банковская гарантия БАНКОВСКАЯ ГАРАНТИЯ - письменное обязательство одного лица - кредитной или страховой организации (гаранта), принятое им по просьбе другого лица (принципала), уплатить третьему лицу - кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с

Из книги автора

Банковская тайна БАНКОВСКАЯ ТАЙНА - разновидность коммерческой тайны; преднамеренно скрываемые сведения (информация), имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу их неизвестности третьим лицам при отсутствии к ним свободного доступа на

Из книги автора

Глава 1. Как работает банковская система. Документы по кредитам Откуда проценты, или Как работает банковская система? Надо сказать, банковские работники, как и врачи, очень любят изъясняться сложными и непонятными терминами. Одна из задач этой книги – развеять этот

Из книги автора

Откуда проценты, или Как работает банковская система? Надо сказать, банковские работники, как и врачи, очень любят изъясняться сложными и непонятными терминами. Одна из задач этой книги – развеять этот терминологический туман и добраться до сути.Для начала