Open
Close

Как подготовить отчет в военкомат о военнообязанных. Воинский учет Отчет о принятых и уволенных в военкомат

Вести воинский учет обязана каждая организация. Чтобы избежать штрафов, узнайте, кто подлежит воинскому учету, подготовьте необходимые документы и вовремя передайте сведения о сотрудниках в военкомат.

В статье:

Скачайте полезный документ:

Воинский учет в организации часто входит в зону ответственности кадровиков, которым поручают сбор, систематизацию и обновление сведений об исполнении сотрудниками военной обязанности. Работу ведут в двух направлениях - общий учет и бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ).

Какие категории граждан РФ подлежат воинскому учету

За непредставление сведений о гражданах, подлежащих постановке на учет, неоповещение сотрудника о вызове в военкомат и другие нарушения в сфере воинского учета (ВУ) законом предусмотрена административная ответственность (ст.21.1, 21.4, 21.2 КоАП РФ). Чтобы не было проблем во время очередной проверки, нужно четко знать, какие категории граждан подлежат воинскому учету, и своевременно составлять списки сотрудников, соответствующих установленным критериям.

Кого не вносят в списки

  • Работников-иностранцев не считают военнообязанными, поэтому в списки не вносят (ст. 1 закона №53-ФЗ от 28.03.1998г., ст. 15 закона №115-ФЗ от 25.07.2002г.).
  • Женщин, не имеющие военной специальности.
  • Проходящих военную службу в настоящее время.
  • Постоянно проживающих за пределами РФ.
  • Отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Генштабом Вооруженных Сил РФ утверждены Методические указания от 11.07.2017г., где перечислены все категории персонала, подлежащие учету. К ним относятся:

  • Не зачисленные в запас мужчины призывного возраста (18-27 лет).
  • Мужчины, находящиеся в запасе и освобожденные от призыва.
  • nbsp; Мужчины старше 27 лет, не прошедшие службу в армии по причине отсрочки.
  • Все граждане, уволенные из армии или проходившие альтернативную службу.
  • Женщины, получившие военные специальности.
  • Специалисты, прошедшие обучение на военных кафедрах учебных заведений.

Важно! Учитывают все подходящие по критериям сотрудники, в том числе работающие дистанционно, неполный день или на условиях внешнего совместительства .

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, поручают отдельным работодателям по распоряжению Межведомственной комиссии ВС РФ, органов исполнительной власти и местного самоуправления. Организация получает готовые перечни должностей и профессий или выписки из них. На основании полученных документов следует забронировать подходящих по требованиям сотрудников и заполнить бланки формы № 4 (выдают в военкомате). Как правило, речь идет о ценных специалистах, представителях редких профессий, высококвалифицированных руководителях. Забронированные граждане освобождаются от призыва на военные сборы и службу во время мобилизации.

Какие документы воинского учета ведет работодатель

Ведение воинского учета в организации требует оформления целого ряда документов - как для внутреннего пользования, так и для передачи в военкомат. Первым делом работодатель издает приказ об организации воинского учета.

Приказ об организации воинского учета с комментариями эксперта

Документ составляют в свободной форме и относят к числу обязательных для любой организации.

Эксперты журнала «Кадровое дело» подробно расскажут, . Если ВУ будет вести сотрудник отдела кадров на условиях совместительства, не забудьте внести соответствующие изменения в трудовой договор, штатное расписание и табель учета рабочего времени.

Внимание! Чтобы узнать, относится ли соискатель к числу военнообязанных, посмотрите на 13-ю страницу внутреннего паспорта, где ставится соответствующий штамп.

Кроме того, на работодателя возлагается проведение разъяснительных мероприятий с сотрудниками, а также составление и ведение:

  • картотеки личных карточек (формы №Т-2, Т-2ГС) на всех работников, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу;
  • журнала проверок состояния воинского учета;

Как вести воинский учет в организации: пошаговая инструкция

Вести воинский учет обязаны абсолютно все предприятия, независимо от сферы деятельности и организационно-правовой формы. Вам поможет разобраться в тонкостях процесса и понять, с чего начинается организация воинского учета в организации, пошаговая инструкция.

Пошаговая инструкция: ведем воинский учет в организации

Шаг 1. Назначьте ответственное лицо. Это может быть как секретарь компании или сотрудник отдела кадров, так и основной работник или целое подразделение (военно-учетный стол), занимающееся исключительно ведением воинского учета. Эксперт «Системы Кадров» расскажут, как определить количество сотрудников, ведущих воинский учет в организации

Шаг 2. Определите, с какими категориями сотрудников будете работать. Ориентируйтесь на требования Методических рекомендаций, утв. генштабом ВС РФ 11.04.2017 года и Постановление правительства РФ №719 от 27.11.2006 года. Если на предприятии ведется не только общий учет, но и бронирование пребывающих в запасе граждан, дополнительно разработайте документы согласно приложениям к Инструкции, утвержденной постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования №664с от 3.02.2015г.

Шаг 3. Зарегистрируйте работодателя в местном военном комиссариате. Здесь же можно получить вводный инструктаж, методические указания, образцы документов и консультации по спорным или нетипичным случаям. Регистрация обособленных подразделений ведется по месту нахождения филиалов и представительств, а не головной организации.

Шаг 4. Подготовьте все необходимые документы : журналы, карточки, списки. Если есть возможность, автоматизируйте часть бумажной работы, используя специальные программы для формирования документооборота.

Освоить методы грамотного ведения документооборота вы можете в Школе Кадровика:

Шаг 5. Поддерживайте сведения воинского учета в актуальном состоянии . Не реже одного раза в год сверяйте данные личных карточек с документами, предоставленными сотрудниками или представителями военкомата, вносите необходимые изменения.

Шаг 6. Соблюдайте сроки подачи отчетности . Работодатель обязан предоставлять в военкомат или органы местного самоуправления сведения:

  • о сотрудниках мужского пола, которым в следующем году исполнится 17 лет - возраст первоначальной постановки на воинский учет (ежегодно до 1 ноября);
  • о сотрудниках мужского пола в возрасте 15 и 16 лет (ежегодно в сентябре).
  • о трудоустройстве и увольнении сотрудников, подлежащих воинскому учету - в двухнедельный срок с даты события;
  • о сотрудниках, состоящих на ВУ - по запросу в двухнедельный срок.

Очень важно не ограничиваться исключительно бумажной работой, а проводить полноценную методическую подготовку персонала: разъяснять порядок мобилизации, вручать повестки, своевременно сообщать о вызовах в военкомат.

Проверки ведения ВУ проходят регулярно. Если в компании еще не ведется воинский учет, начните с организационных моментов: пройдите регистрацию в военкомате, назначьте ответственного сотрудника. Если учет ведется, не помешает аудит: сверьте данные и убедитесь, что отчитываетесь перед военкоматом в срок, а в отделе кадров или военно-учетном столе предприятия хранятся все необходимые документы.

Единых стандартов оформления списков нет. Военкоматы выдвигают разные требования и по их содержанию. Минимальный набор сведений содержит:

  • фамилию, имя, отчество;
  • год рождения;
  • воинское звание;
  • военно-учетную специальность;
  • состав семьи;
  • место жительства;
  • дату приема/увольнения.

В двухнедельный же срок следует известить военкомат об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места временного пребывания, состояния здоровья работников, состоящих на воинском учете.

Создать необходимые отчеты по воинскому учету в программе Контур-Персонал можно, выбрав нужный вам, например «Принятые военнообязанные» в меню Текущая работа / Отчеты. Система попросит вас указать период, за который вы хотите получить данные.

Большинство сведений в список «подтягивается» из вкладки «Воинский учет» личной карточки сотрудника, о заполнении которой мы подробно рассказывали в статье «Отчетность в военкоматы: все внимание на реквизиты ». Если при приеме человека на работу вы внесли информацию в реквизиты в личной карточке, в отчете программа автоматически заполнит строчки о предприятии, комиссариате приписки, внесет адрес регистрации и фактического проживания, вид работы и пр.

Система может дифференцированно включать в список работников с разными статусами воинского учета. В зависимости от того, где вы проставите галочки, в отчет войдут:

  • «Призывники» — те, у кого в реквизите «Воинское звание» указано «Подлежит призыву»;
  • «Запасники» — те, у кого на вкладке «Воинский учет» указан статус воинского учета «На общем учете»;
  • «Запасники на спецучете» — статус воинского учета «На специальном учете»;
  • «Запасники, снятые с учета» — статус воинского учета «Снят с учета» (по любому основанию, кроме кода 1 «Снят с учета по возрасту»).

Аналогично строятся в программе списки уволенных сотрудников, состоящих на воинском учете. Единственное различие — поля «Причина увольнения» и «Основание увольнения». Нужные значения вы можете выбрать щелчком мыши из справочников программы.

Отчет № 16 «План замены специалистов»

Форму № 16 « План замены специалистов, призываемых на военную службу по мобилизации и в военное время» сдают не все организации, но это все равно один из самых востребованных отчетов.

Он строится по трем параметрам: фирма, подразделение и вид работы. По умолчанию форма № 16 «подтягивает» сведения по основным сотрудникам, но вы можете использовать настройки и создать отчет по совместителям.

В программе Контур-Персонал форма № 16 строится на основании реквизитов о замещающих и замещаемых сотрудниках из личных карточек. Информацию можно вносить по каждому из работников отдельно, как это сделать, мы рассказывали в статье « ».

Важно! «Заменять» сотрудника необходимо только в том случае, если он состоит на специальном воинском учете.

Внести информацию в личные карточки можно при помощи приказов. Найти их можно через менюОрганизация / Персонал. В появившемся списке сотрудников выберите тех, кого вам надо «заменить», и нажмите на иконку «Приказы». Нужная форма так и называется — «О назначении замещающего сотрудника для формы 16». Система запросит у вас дату начала действия приказа, учтет всех, кого вы выделили, и предложит определить того, кто будет замещать каждого из этих работников.

Если вы хотите, чтобы один и тот же человек заменял сразу нескольких сотрудников, можете воспользоваться функцией «Размножить запись» (по щелчку правой кнопки мыши во всплывающем меню). То же самое можно сделать и с датами начала и конца действия приказа.

При утверждении приказа может появиться предупреждение об ошибке, например если у сотрудника не указан номер мобилизационного предписания в личной карточке или вообще не заполнена вкладка «Воинский учет».

Отчет «Снятие с воинского учета по возрасту»

Отчет находится в папке «Воинский учет» в реестре отчетов (меню Текущая работа / Отчеты). В начале работы программа запрашивает дату составления отчета и отображает тех сотрудников, кто по возрасту уже должен быть снят с воинского учета. При этом не играет роли, на общем или специальном учете состоит сотрудник.

Советуем запускать этот отчет до того, как вы составите форму № 6 «Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе». Это отличная возможность проверить себя и автоматически исключить из формы № 6 снятых с учета.

Чтобы снять с учета сотрудников, воспользуйтесь приказом «Об изменении статуса воинского учета» (меню Текущая работа / Приказы). Заполните все обязательные поля (они помечены звездочкой), используя справочники. При утверждении приказа программа вновь проведет проверку и сообщит вам об ошибках или пустых полях.

Менять статус учета можно и в личных карточках отдельно у каждого сотрудника, но если у вас крупное предприятие, то автоматическая смена статуса через приказ сэкономит вам время. Этой же функцией можно пользоваться, когда вам нужно сменить статус, например, с общего на специальный и наоборот.

В обязанности сотрудников кадровой службы предприятия входит не только оформление документов о приёме на работу новых сотрудников и увольнение ранее принятых, но и некоторое взаимодействие с государственными органами.

В частности, работники отдела кадров периодически направляют отчёт в военкомат по военнообязанным, в ведении которого находится предприятие территориально.

Взаимодействие отдела кадров и военного комиссариата

Федеральным законодательством предусмотрено, что все предприятия на территории страны обязаны своевременно ставить военные комиссариаты в известность о гражданах, которые по закону являются военнообязанными, принятых на работу, либо уволенных из штата предприятия.

В первую очередь, такое требование связано с поддержанием обороноспособности государства. Поэтому это дело довольно серьёзное.

Сама процедура составления отчётности и список необходимых для этого документов не достаточно регламентирован. И сотрудникам кадровой службы, путём личного обращения в военкомат от имени компании, приходится уточнять такие моменты.

Но, всё же, некоторые общие положения предусматриваются нормами права, их мы и рассмотрим подробнее.

Оформление отчета в военкомат по военнообязанным

Увольнение и принятие на работу

Кадровый работник обязан знать, кто из работников предприятия является военнообязанным и подлежит мобилизации в случае войны.

Для этого при трудоустройстве и просят предъявить военный билет или иной документ о воинской обязанности гражданина. Сведения не только заносят в личную карточку сотрудников, но и должны быть переданы в военный комиссариат в течение двух недель.

Не стоит думать, что о вновь созданной компании военкомат ничего не знает и воинский учёт организовывать не нужно. Государственные органы (налоговая и военкомат) взаимодействуют и сведения о вновь созданной компании передаются в военкомат из налоговой службы своевременно.

Таким образом, обо всех военнообязанных сотрудниках, которых принимают на работу, либо увольняют, компания в лице работника кадровой службы обязана поставить в известность военкомат.

Ежегодные сверки

Достоверность сведений о работниках, состоящих на воинском учёте, придётся подтверждать ежегодно.

Военкоматами проводятся периодические проверки предприятий, при которых предоставленная компанией информация сверяется с информацией в личных карточках всех работников. При выявлении несоответствий вполне возможно наложение штрафа.

Сотруднику отдела кадров, не дожидаясь визита «людей в погонах», необходимо самостоятельно обратиться в военкомат и уточнить процедуру отчётности предприятия по военнообязанным гражданам, работающим в компании.

Ниже расположен типовой бланк и образец отчета в военкомат по военнообязанным, вариант которого можно скачать бесплатно.

Порядок ведения воинского учета граждан в организациях

Правила организации воинского учета установлены Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 и Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях (далее — Методические рекомендации), утвержденными Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации 11.07.2017.

  • мужчины призывного возраста (18-27 лет), не зачисленные в запас;
  • мужчины, находящиеся в запасе;
  • сотрудники, обучавшиеся на военных кафедрах в учебных заведениях профессионального образования или в военный профессиональных учебных заведениях;
  • лица, освобожденные от призыва;
  • мужчины старше 27 лет, по причине отсрочки не прошедшие службу;
  • граждане, уволенные из армии;
  • работники, служившие альтернативно;
  • женщины, получившие военно-учетные специальности.

Процесс воинского учета представляет собой сбор и систематизацию информации об исполнении вышеперечисленными работниками воинского долга, а также ее актуализацию. Цель этой процедуры — обеспечение исполнения гражданами РФ своего долга перед Родиной, а также удовлетворение потребностей государства в воинских ресурсах на случай военных действий.

Кто ведет воинский учет и бронирование в организации?

Обязанность организации учета в организации лежит на ее главе, хотя при необходимости он может своим приказом делегировать непосредственное исполнение этой обязанности и другим работникам. Порядок делегирования установлен п. 12 Положения о воинском учете:

  • если на учете стоит меньше 500 сотрудников, выполнять эти обязанности может один человек по совместительству;
  • если в компании работает от 500 до 2000 военнообязанных, необходимо выделить специалиста, вменив ему ведение воинского учета в качестве основной трудовой нагрузки;
  • если число военнообязанных работников 2000-4000 человек, требуется привлечь двух сотрудников на полный рабочий день.

При большем штате закон допускает делегирование обязанности учета и большему количеству сотрудников. В этом случае необходимо выделить по сотруднику на каждые 3000 работников и создать военно-учетное подразделение. Примечание: кандидатуры сотрудников, претендующих на ведение учета, во избежание проблем стоит заранее согласовать с военным комиссариатом.

Пошаговая инструкция по ведению воинского учета в организациях

Для грамотной организации процесса учета руководство компании должно предпринять несколько шагов.

Шаг 1 — издание приказа об организации воинского учета. Этим документом руководитель должен назначить ответственное лицо и его заместителя, который будет выполнять обязанности по учету во время отдыха или вынужденных перерывов в работе ответственного лица.

Шаг 2 — подготовка и согласование с военным комиссариатом плана работы. Образец плана можно найти в приложении 17 к Методическим рекомендациям. Документ должен содержать информацию о планируемых мероприятиях, сроках их выполнения и наименовании организации, а также отметку о согласовании с военкоматом.

Шаг 3 — разработка журнала проверок учета и бронирования граждан. Руководство компании должно ориентироваться на тот образец, который представлен в Методических рекомендациях. Согласно приложению 18 к этому нормативно-правовому акту, документ должен быть оформлен в виде таблицы со следующими графами:

Не знаете свои права?

  • «Дата проверки»;
  • «Должность и Ф. И. О. проверяющего»;
  • «Результаты, недостатки и оценка»;
  • «Решение главы компании по результатам проверки и отметки об устранении недостатков».

Шаг 4 — тщательная проверка документов у граждан в процессе трудоустройства в компанию. Военнообязанные в запасе должны представить в отдел кадров военный билет, а те, кто не прошел службу, — приписное свидетельство. Необходимо удостовериться, что данные и фото в этих документах соответствуют информации в паспорте.

Шаг 5 — заполнение личных карточек сотрудников. В них необходимо указать:

  • информацию о семейном положении;
  • данные об образовании;
  • место работы;
  • должность;
  • адрес места жительства работника.

Карточки, как правило, хранятся в специальной картотеке. Система картотеки может быть выстроена по отделам или командам, а внутри них — по алфавиту.

Шаг 6 — разъяснение гражданам их обязанностей по учету и военной подготовке, контроль за их исполнением работником.

Приказ об организации воинского учета (образец документа)

Образец приказа содержится в приложении 4 к Методическим рекомендациям. Документ должен содержать следующую информацию:

  • наименование организации;
  • дату издания приказа;
  • номер документа;
  • распоряжение об организации учета;
  • данные лица, ответственного за ведение учета;
  • данные о заместителе работника, ответственного за учет в компании в случае его временного отсутствия или нетрудоспособности;
  • информация о контроле за исполнением приказа.

Приказ подписывается руководителем организации и заверяется фирменной печатью. Копия документа направляется в военкомат.

Уголок воинского учета в организации (содержание, образец)

Согласно п. 39 Методических рекомендаций, руководство организации обязано предоставить сотрудникам справочную информацию по учету, мобилизации и подготовке к ней. Оборудование уголка воинского учета дает возможность наглядно донести до работников необходимую информацию по этим вопросам.

В законодательстве образец уголка не описан. Как правило, он оформляется в виде стенда с иллюстрациями и содержит информацию, определяющую:

  • задачи учета;
  • обязанности работников;
  • ответственность за нарушение правил учета;
  • перечень документов, регламентирующих воинский учет;
  • правила прохождения сборов и т. д.

Проверка воинского учета в организациях

Контроль за ведением учета в крупных организациях (со штатом более 500 работников) проводится один раз в год. Проверку выполняют представители военкомата или органов местного самоуправления. Если численность сотрудников в компании меньше 500 человек, проверку можно ждать раз в течение 3 лет.

Проверяющие оценивают достоверность документов организации, связанных с ведением учета: личных карточек сотрудников, плана работы по ведению учета. Результаты проверки фиксируются в специальном журнале.

Как видите, ведение учета и поддержание в актуальном состоянии информации о военнообязанных работниках — важная функция организаций. С помощью этой системы государственные органы могут эффективно контролировать исполнение трудящимися гражданами их воинского долга.

Подскажите пожалуйста, какую отчетность надо сдавать в военкомат? Все сотрудники имеют военные билеты, возраст 32-36 лет. Есть те, которые не служили (ограниченно годные)

В военкомат представляются:

Списки сотрудников, подлежащих воинскому учету, при поступлении и увольнении их с работы (в двухнедельный срок). Направить сведения можно по форме, которая приведена в Методических рекомендациях , утвержденных .

Списки сотрудников, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (по запросам в двухнедельный срок);

Списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста (ежегодно в сентябре);

Списки граждан мужского пола для первоначальной постановки на воинский учет в следующем году (ежегодно до 1 ноября).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Кадры

Организация воинского учета

Какие организации обязаны вести воинский учет сотрудников

Все организации независимо от форм собственности обязаны вести воинский учет своих сотрудников ( , п. 7 ст. 8 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ).

Воинский учет нужно вести в соответствии с Положением , утвержденным (п. 7 ст. 8 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ), и Методическими рекомендациями , утвержденными Генштабом Вооруженных сил РФ.

Нужно ли вести воинский учет сотрудников предпринимателю

Прямой обязанности в законодательстве нет, вместе с тем, вести такой учет все же рекомендуется.

В законодательстве предприниматели не поименованы, поэтому формально обязанности вести такой учет у них нет (подп. 6 п. 1 ст. 8 Закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ , п. 7 ст. 8 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ). На практике военкоматы нередко предъявляют претензии и все же требуют ведения учета, поскольку все предприниматели, как и другие работодатели, обязаны запрашивать документы воинского учета у лиц, поступающих на работу (ч. 1 ст. 65 , ч. 3 ст. 11 , ч. 4 ст. 20 ТК РФ).

Суды при разрешении таких споров встают на сторону работодателя, поскольку по формальному основанию, исходя из закона, требования военкомата неправомерны. См., например, постановление Президиума ВАС РФ от 28 апреля 2009 г. № 13798/08 .

Таким образом, до внесения соответствующей поправки в законодательство предприниматели не обязаны, но могут вести документы воинского учета, например заносить сведения о воинском учете в личную карточку сотрудника.

Внимание: отказать в приеме на работу соискателю, не представившему необходимые документы о воинском учете, предприниматель не может.

Сотрудники, подлежащие учету

Какие сотрудники подлежат воинскому учету

К сотрудникам, подлежащим воинскому учету, относятся:

Сотрудники, не подлежащие учету

Какие сотрудники не подлежат воинскому учету

Воинскому учету не подлежат сотрудники:

  • освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (например, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, прошедшие военную службу в другом государстве и т. п.);
  • проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
  • женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

постоянно проживающие за пределами России;

  • имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе СВР России и ФСБ России.

Виды учета

Какие виды воинского учета существуют

Воинский учет подразделяют на общий и специальный.

На специальном воинском учете состоят сотрудники, которые в установленном порядке бронируются за организациями и учреждениями на период мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава. Все остальные сотрудники состоят на общем воинском учете. Об этом говорится в пункте 16 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 .

Документы воинского учета

На основании каких документов работодатели ведут воинский учет сотрудников

Воинский учет работодатели ведут на основании документов воинского учета (п. 28 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719). Их должны предъявлять граждане при приеме на работу (ч. 1 ст. 65 ТК РФ). При непредъявлении данных документов организация обязана сама запросить сведения о статусе человека в контексте воинского учета().

К документам воинского учета относятся:

  • для призывников удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
  • для военнообязанных мужчин военный билет , военный билет офицера запаса , временное удостоверение или временное удостоверение офицера запаса ;
  • для военнообязанных женщин паспорт гражданина РФ с наличием в нем соответствующего штампа.

Как определить, что сотрудник, которого организация принимает на работу, подлежит воинскому учету

Отношение к воинской обязанности можно определить по паспорту гражданина Российской Федерации (п. 49 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719). Если гражданин подлежит воинскому учету, то на 13-й странице паспорта будет стоять штамп «Военнообязанный» (п. 11 Описания бланка паспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828).

Можно ли отказать в приеме на работу соискателю, который не предъявил документы воинского учета

Нет, нельзя.

Документы воинского учета военнообязанные граждане или призывники предъявляют при приеме на работу (ч. 1 ст. 65 ТК РФ). При их непредъявлении организация обязана сама запросить сведения о статусе сотрудника в контексте воинского учета (решение Верховного суда РФ от 19 ноября 2009 г. № ГКПИ 09-1351).

Трудовой кодекс РФ не содержит положений, запрещающих организации принимать на работу граждан без документов воинского учета. Более того, отказав в приеме на работу такому соискателю, организация нарушит его трудовые права (ст. и ТК РФ).

О приеме на работу сотрудника, не предъявившего документы воинского учета, необходимо сообщить в военкомат (подп. «а» п. 32 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719). Если организация не исполнит данную обязанность, это может повлечь привлечение к административной ответственности (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).

Организация учета

Как организовать воинский учет в новой организации

За состояние воинского учета в организации отвечает ее руководитель (п. 6 ст. 1 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ , п. 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719).

Он же определяет состав и обязанности сотрудников, ответственных за организацию и ведение воинского учета. Для этого руководитель организации издает приказ , форма которого приведена в Методических рекомендациях , утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ.

Проект приказа следует согласовать с территориальным военным комиссариатом или органом местного самоуправления, который занимается первичным воинским учетом на территориях, где нет военных комиссариатов.

Можно ли возложить обязанность по ведению воинского учета на бухгалтера организации

Да, можно.

Для этого обязанность по ведению воинского учета должна быть предусмотрена в трудовом договоре или должностной инструкции бухгалтера (абз. 2 ч. 2 ст. 57 ТК РФ , письмо Роструда от 31 октября 2007 г. № 4412-6). Если обязанности сотрудника не предусматривают ведение воинского учета, то такую работу можно возложить на бухгалтера, оформив внутреннее совмещение или совместительство.

При возложении обязанностей по ведению воинского учета принимайте во внимание нормы нагрузки, установленные для сотрудников, ведущих воинский учет.

Обязанности сотрудников, ведущих воинский учет

Что входит в обязанности сотрудника, ведущего воинский учет в организации

В обязанности лица, отвечающего за воинский учет в организации, в частности, входит:

1. Проверять наличие документов воинского учета при приеме на работу сотрудников. В частности, наличие отметок в паспорте об отношении к воинской обязанности, подлинность документов воинского учета, а также записей в них о постановке на воинский учет по месту жительства или пребывания.

2. Вести воинский учет сотрудников. А именно заносить данные из документов воинского учета сотрудников в личные карточки.

3. Оповещать сотрудников об их обязанностях по воинскому учету. В частности, сообщать им о вызовах в военкомат, разъяснять порядок мобилизационной подготовки, вручать повестки, а также информировать об ответственности за неисполнение указанных обязанностей.

4. Информировать военкоматы о нарушениях воинского учета: о невыполнении сотрудниками обязанностей по воинскому учету, выявлении ошибок в документах воинского учета или их подделке.

5. Отчитываться о ведении воинского учета перед военкоматами (по местонахождению организации) или органами местного самоуправления.
Представлять туда:

  • списки сотрудников, подлежащих воинскому учету, при поступлении и увольнении их с работы (в двухнедельный срок);
  • списки сотрудников, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (по запросам в двухнедельный срок);
  • списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста (ежегодно в сентябре);
  • списки граждан мужского пола для первоначальной постановки на воинский учет в следующем году (ежегодно до 1 ноября).*

6. Поддерживать в актуальном состоянии информацию о воинском учете.
А именно:

  • сверять не реже одного раза в год: сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан, а также в документах воинского учета военкоматов или органов местного самоуправления;
  • вносить в личные карточки сведения об изменениях личных данных сотрудников, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты.

Такой порядок следует из пунктов , и Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 .

Как уведомить военкомат о приеме на работу и увольнении военнообязанных сотрудников

О приеме и увольнении сотрудника, подлежащего воинскому учету, работодатель обязан в течение двух недель уведомить военный комиссариат и (или) органы местного самоуправления (подп. «а» п. 32 Положения, утвержденного, утвержденных Генеральным штабом Вооруженных сил РФ .

Непредставление таких сведений влечет административную ответственность (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).*

Может ли военкомат провести проверку правильности организации воинского учета

Да, может.

Военные комиссариаты проверяют ведение воинского учета в организациях. Такие проверки проводят с периодичностью раз в год для организаций с численностью сотрудников свыше 500 человек, и не реже одного раза в три года - для работодателей с меньшей численностью сотрудников.

При проведении проверки ведения воинского учета в организациях военные комиссариаты устанавливают:

  • полноту охвата граждан воинским учетом;
  • качество осуществления воинского учета граждан;
  • полноту и достоверность данных, содержащихся в личных карточках лиц, подлежащих воинскому учету;
  • организацию и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, выполнение должностными лицами организаций требований законодательства о военной обязанности и воинском учете.

Результаты проверок военкомат доводит до руководителей организаций и отражает в журналах проверок осуществления воинского учета , которые ведут в военных комиссариатах (органах местного самоуправления) и в организациях.

При выявлении серьезных недостатков в ведении воинского учета организациями военные комиссары сообщают об этом в военные комиссариаты субъектов РФ и вышестоящий орган, которому подведомственна проверяемая организация (при наличии). Кроме того, при выявлении определенных нарушений в области воинского учета виновные сотрудники организации могут быть привлечены к административной ответственности по .

Ответственность за нарушение порядка ведения воинского учета

Какая ответственность предусмотрена за нарушение порядка ведения воинского учета в организации

За нарушение порядка ведения воинского учета предусмотрена административная ответственность (п. 54 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719).

Ответственность предусмотрена в отношении руководителя или сотрудника, ответственного за ведение воинского учета. Размер штрафов составляет:

  • за неоповещение военкомата о приеме или увольнении гражданина, подлежащего воинскому учету, от 300 до 1000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ);
  • за ненаправление по запросу военкомата и органов местного самоуправления в установленный срок необходимых сведений о гражданах, обязанных состоять на воинском учете, от 300 до 1000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ);
  • за непредставление до 1 ноября (ежегодно) в военкоматы списков граждан мужского пола, которым в следующем году исполнится 17 лет, от 300 до 1000 руб. ();
  • за неоповещение сотрудника о вызове (повестке) военкомата и необеспечение ему возможности своевременной явки в место, указанное военкоматом, от 500 до 1000 руб. ().

Наложить штраф за неисполнение обязанностей по воинскому учету могут военные комиссары ().

Все нарушения в сфере воинского учета, за которые установлена административная ответственность, не относятся к длящимся. Срок привлечения к ответственности по ним не превышает двух месяцев со дня совершения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Иван Шкловец ,

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

С уважением,

Кристина Аладышева, эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Натальей Колосовой,

руководителем направления VIP-поддержки.