Open
Close

Как попасть в окно засыпания у ребенка. Как уложить малыша спать быстро и легко? БДГ или что тебе снится, малыш

Перевод статьи Энджелы Браден.

Как прожить первый год жизни малыша спокойно, не превращая его в подопытную крысу.

Улучшаем качество сна, не используя стрессовый метод приучения к самостоятельному сну.

Авторы множества книг и консультанты по детскому сну призывают родителей приучать своих малышей не плакать ночью с целью привлечения внимания и засыпать самостоятельно. Суть метода приучения состоит в игнорировании просьб ребенка, пока он не перестанет звать и беспокоить родителей.Но все млекопитающие инстинктивно плачут и призывают к себе, когда огорчены или обеспокоены! И дети должны так делать, когда испытывают боль и страх, находясь вдали от родителей.

Что в действительности представляет собой приучение ребенка к самостоятельному сну?«Обучение сну», основанное на формировании определенного поведения, «отключает» голос ребенка. Метод исключает не саму потребность ребенка, а сообщение о ней.

Мама или папа пытаются сделать ребенка более независимым, игнорируя естественную, нормальную для детей зависимость от взрослых. Вам не кажется странной сама идея игнорирования естественной потребности ребенка в общении?

Существует лучший способ!

Вместо того, чтобы отучать ребенка от «плохой привычки» (как утверждают некоторые сторонники метода «обучения сну») испытывать потребность находиться рядом с вами (!), вы можете работать с ребенком чутко и уважительно, мягко воплощая желаемые изменения (то, что вы захотите ВМЕСТЕ с ребенком, а не какая-то абстрактная идея, предложенная посторонним человеком, которой ваш малыш «должен» следовать!).

Шаг 1: Работа над безопасностью.

Во-первых, и прежде всего, поддерживайте нерушимую безопасность своего малыша, предоставляя ему полноценную возможность сообщать о своих потребностях. Так ребенок сможет легче постепенно принимать желаемые изменения, к которым вы его побуждаете (см. Шаг 3). Поскольку связь «родитель-ребенок» является ведущей в процессе развития мозга маленького человека, ваши инстинкты играют первостепенную роль в обеспечении здорового первого года жизни вашего ребенка. Доверяйте своему внутреннему голосу.

Здесь я бы хотела познакомить вас с некоторыми важными знаниями из области нейронауки, которые помогут вам довериться своим инстинктам. Развитие мозга вашего новорожденного малыша еще во многом не завершено. В течение первого года его жизни связи между клетками мозга формируются со скоростью 1,8 миллионов в секунду.Эти стремительно формирующиеся связи образуют критически значимые клеточные структуры, особенно в правом полушарии головного мозга, которое отвечает за будущее психическое здоровье человека. Первыми формируются участки мозга, отвечающие за эмоции и социализацию. Эти области ответственны за некоторые аспекты человечности – способность воспринимать намерения и чувства других людей, сопереживать и сострадать, иметь успех в интимной жизни и т.д. И это развитие происходит непосредственно в ответ на ваше наполненное любовью взаимодействие с ребенком.Благодаря этой непрерывной интеграции, вам никогда не захочется заглушить связь с малышом посредством поведенческого приучения.Сообщение малыша о психологическом дискомфорте, или, как это называют ученые, «сигнализирование», является единственным способом, который поможет вам определить основы психологического комфорта вашего ребенка.

Шаг 2: Отметьте основные критерии психологического комфорта вашего малыша.

Это такое состояние, когда ваш ребенок в текущий момент времени чувствует себя уютно и в безопасности. Это не просто какое-то очередное желание малыша (типа «прихоть сделать что-то по-своему»), а именно то, в чем он действительно сильно нуждается в настоящее время (базовые потребности). Это может быть длительное сосание груди во время укладывания на сон; сон рядом с вами или другим человеком, с которым малышу тепло и комфортно; сосание груди при каждом пробуждении ночью – все это совершенно нормально. Если вы решили начать расширять границы базового комфорта вашего ребенка и уверены, что эта задача соответствует возрасту (обязательно убедитесь в этом!), составьте план действий. Примите за отправную точку отмеченные ранее основы психологического комфорта вашего ребенка, продвигайтесь очень медленно, маленькими (детскими:)) шажками. Важно начинать движение к вашей цели именно с этой отправной точки, иначе безопасность малыша может быть поставлена под угрозу, и ребенок будет испытывать стресс, мешающий полноценной адаптации.

Шаг 3: «Побуждайте» к действию и повторяйте.

Приступите к осуществлению первого намеченного шага от базового уровня комфорта вашего малыша и прислушайтесь к его реакции, опираясь на свои инстинкты . Например, если вы кормите на засыпание, попробуйте аккуратно забирать грудь, когда малыш начинает погружаться в сон, но все еще просыпается, и быстро прижимать его щечку к своей груди (грудной клетке) так, чтобы он мог слышать ваше сердцебиение. Если малыш примет такой вариант действий, постепенно можно переходить к следующему запланированному шагу. В этом случае вы можете завершать кормление, когда ребенок наелся, но все еще просыпается, и продолжать обнимать или укачивать его, чтобы помочь заснуть. Со временем можно пробовать перекладывать малыша в его кроватку, прежде чем он заснет, если в вашем плане намечена такая цель.

Помните, что на любом этапе ребенок может начать испытывать психологический дискомфорт, о котором он вам сообщит.

Что делать, если это произойдет? Если малыш сигнализирует о своем дискомфорте после вашей первой попытки, уступите – дайте ему то, в чем он нуждается, а затем через некоторое время попытайтесь снова. Повторение, но не приучение, рано или поздно приведет вас к желаемой цели. Именно ваши последовательные, уверенные, доброжелательные действия помогут сохранить его безопасность нетронутой на протяжении всего периода вашей совместной работы над засыпанием. Повторение просьб и побуждений может продолжаться неделями, но малыш со временем примет каждый намеченный вами шаг. Уровень его базового комфорта изменяется, с ним все в порядке!

Если вы осуществляете запланированное действие в ночное время, и при этом малыш сильно расстраивается, его поведение станет более настороженным. Такое состояние вносит разлад в развивающиеся циркадные ритмы в его организме, весьма вероятно, что в последующие ночи он будет просыпаться в то же время. Именно поэтому консультанты по сну говорят, что вы НИКОГДА не должны уступать, потому что единственный способ приучить ребенка – дать ему понять, что он НЕ «получит то, что хочет». (Приучение – это метод работы ученых с подопытными крысами). Но если ваш малыш спокоен и удовлетворен, ночные пробуждения и погружения обратно в сон становятся для него привычными.

Этот способ, в отличие от приучения, дает ребенку возможность постепенно привыкнуть. Конечно, его осуществление требует бОльших временных затрат, но он дает реальные стабильные достижения. Пребывание в расстроенных чувствах очень сильно возбуждает, что в свою очередь мешает погружению в сон. Будьте терпеливы и великодушны в общении со своим малышом.

Прежде, чем приступить к действию:

Поддержание благоприятных условий для засыпания ребенка, то, что мы, специалисты по сну, называем «окном в сон», может само по себе творить чудеса.Окно в сон – это тот волшебный отрезок времени, когда малыш готов легко погрузиться в мирный глубокий сон (в подходящих условиях). Вероятно, вы не раз видели, как происходит открытие окна в сон у вашего ребенка: остекленевший взгляд, позевывания или некоторые беспокойные движения (в зависимости от возраста) . Но в этот момент вы были заняты: доедали обед, меняли подгузник, пеленали, и окно с грохотом захлопывалось перед вашим носом! Одно пропущенное окно в сон может запустить в действие порочный круг коротких переутомленных дневных снов и сделать ночной сон более беспокойным. Однако у следования строгому расписанию (режиму) тоже есть свои минусы, потому что каждый ночной и каждый дневной сон имеет свои нюансы (особенно в первые 6 месяцев). При укладывании на сон «по режиму» мама постоянно сталкивается с тем, что малыш уже перевозбудился или еще не готов к погружению в сон.

Итак,нужно ли следить за признаками готовности ребенка ко сну или смотреть на часы, чтобы укладывание на сон совпало с «открытием окна в сон»? Ответ: важны оба варианта. Но как именно этим пользоваться? Смысл последовательной успешной «синхронизации окна в сон» заключается в подборе и сохранении оптимального «периода бодрствования»(время бодрствования между периодами сна, включающее также время, необходимое для укладывания ребенка на сон).

На моей страницеhttps://www.facebook.com/sciencemommy/?ref=hlв ФБ опубликованы формулы.

Также в отслеживании окон в сон, вам поможет ведение дневника. При многократном успешном повторении этих действий вам даже не придется побуждать ребенка, потому что он сам будет спать спокойнее с меньшим количеством пробуждений (длительность, разумеется, будет соотносима с возрастными нормами).

Другими словами, «период бодрствования» – единственный аспект, наиболее существенным образом определяющий время, когда вашему малышу снова будет необходимо погрузиться в сон, чтобы достичь его наилучшего качества. Представление о периодах бодрствования поможет вам предугадывать переутомление, не путая его ни с чем иным, потому что вы будете готовы реагировать на определенные сигналы готовности ко сну (однако, сигналы некоторых малышей достаточно непросто распознавать!).

Для полноценного развития младенца, правильного формирования режима дня малыша и грамотного чередования циклов бодрствования и отдыха, родителям важно знать, какие фазы сна есть у грудного ребенка.

Основная «работа» новорожденной крохи в первые дни жизни – это кормление и сон. И если вопрос питания понятен (нет ничего лучше грудного вскармливания), то тема сна часто ставит родителей в тупик. Нет ясного понимания, сколько ребенок должен спать, почему один малыш спокойно почивает всю ночь, другой же просыпается от малейшего шума. Не последнюю роль, конечно, играют индивидуальные особенности грудничка, но всё же структура и физиология сна младенца подчинены определенной модели.

Спать для новорожденного – почти тоже самое, что и дышать

Для маленького человечка, только что появившегося на свет, тяжело добиться четкого соблюдения режима дня, ведь у него отсутствует функция внутренних часов, и он не способен отличить день от ночи. Организм малютки приспосабливается к условиям существования вне утробы матери, и это немалая нагрузка для него.

Но для адаптации к внешним условиям среды отдых ребенка должен длиться 16-20 часов в сутки. Примерно через каждые 2-3 часа младенец просыпается, чтобы поесть, затем, насытившись, снова погружается в дремоту. Менее часа переваривается пища у грудничка, потому перерыв столь непродолжителен.

Сон, особенно в первые недели после рождения, - это продолжение поведенческих реакций в зародышевом состоянии.

Спит ли малыш в утробе матери?

Эхографическим сканированием удалось доказать, что, находясь в материнском чреве, ребенок значительное время проводит в состоянии отдыха.

  1. Первые признаки покоя, которые можно охарактеризовать, как настоящий сон появляются к 28-й неделе. На этом этапе наблюдаются беспокойные движения конечностей, подергивание век и меняющееся выражение лица.
  2. Примерно на восьмом месяце беременности сон ребенка становится спокойным, в этот период он длительное время остается неподвижным, черты лица разглажены.
  3. Непосредственно перед родами проявляется цикличность спокойного и неспокойного состояния данного физиологического процесса.

Кстати, многие мамочки испытывают беспокойство по поводу того, что их ребенок в животике днем ведет себя «незаметно», ночью же устраивает настоящие баталии, пинаясь и ворочаясь. Боязнь связана с возможной после родов путаницей во времени суток. Но это объяснимо: беременная, плавно покачиваясь во время ходьбы, одновременно убаюкивает и укачивает малыша. Ночью же, не ощущая ритмичных движений, ребенок начинает активничать. Не зря почти все дети мгновенно засыпают при покачивании в коляске или на руках.

Сон после рождения

Первые недели и даже месяцы после рождения – это своеобразное продолжение внутриутробной жизни, и пребывание в объятиях Морфея продолжает оставаться основным занятием малютки. Покой может доходить в этот период до 5-6 часов, и многие родители задаются вопросом, стоит ли прерывать столь затянувшуюся паузу между кормлениями, не потеряет ли ребенок в весе?

Каким бы несовершенным не казался организм малыша, он подчиняется своим естественным биоритмам, и вмешиваться в них не следует. Ребенок сам чувствует, когда ему пора есть или спать. Первые 2-3 месяца, если дитя ничего не беспокоит, продолжительный отдых – это нормальное явление.

Бить тревогу следует в том случае, если длительный сон, без пробуждения для кормления становится нормой. Такой режим способствует обезвоживанию и истощению организма и может свидетельствовать о патологии. Выявить причину поможет педиатр.

Ближе к 4-5 месяцам маленький человечек начинает проявлять интерес к окружающему миру, и периоды оживления становятся всё длиннее и длиннее.

Характеристика дневного и ночного сна грудничков

В идеале дневной отдых новорожденного должен длиться 9 часов, ночью же ребенок спит не менее 10-11 часов с перерывами на кормление (3-4 раза). Конечно, это усредненные нормы, бывает и так, что ребенок много бодрствует днем, но зато ночь почивает беспробудно.

Для грудничка сутки сливаются воедино, без разделения на светлый (дневной) и темный (ночной) отрезки. Задача родителей приучить малыша разделять эти понятия и сознавать, что день предназначен для активных занятий, а ночь – время отдыха. Частое пробуждение младенца после захода солнца связано с рядом факторов:

  • ребенок, находящийся на грудном вскармливании, просыпается чаще, так как мамино молоко усваивается быстрее, чем адаптированные смеси;
  • жаркий и сухой климат в комнате вызывает жажду у малыша;
  • отказ от подгузников в пользу пеленок вынудит родителей чаще вставать, чтобы поменять мокрые простынки;
  • кроха, спящая отдельно от матери, чувствует дискомфорт от потери контакта с близким человеком.

Дневной сон ребенка разбивается на сегменты, количество которых по мере взросления грудничка уменьшается. К четырем месяцам это 3-4 этапа покоя, к 6 месяцам остается утренний, послеобеденный и вечерний сон, а уже к 1,5 годам дети днем обычно спят один раз.

Для формирования здоровых навыков важно четко соблюдать последовательность ритуалов. Так, пробуждение, сопровождающееся гигиеническими процедурами (умывание, подмывание, чистка носика, ушек) будет ассоциироваться у ребенка именно с утренним периодом. Прогулки, как правило, совершаются днем, а вот отход ко сну связывается в памяти малыша с вечерним купанием, кормлением и тихим убаюкиванием.

Физиология детского сна: биологический цикл и внутренние часы

Любая жизнедеятельность человека, в том числе и ребенка, подчинена цикличности процессов, протекающих в организме, название которым – биоритмы. Благодаря биологическим циклам человек способен приспособиться к смене дня и ночи, времен года, часовых поясов.

Ещё до рождения у ребенка закладываются биоритмы, и, наблюдая, как проявляется система циклов, можно безболезненно выстроить распорядок дня малыша. Нужно лишь правильно настроить внутренние часы в соответствии с естественным биологическим ходом. Вот несколько рекомендаций:

  • Процессом внутреннего времени можно и нужно управлять. Взрослые должны стремиться к тому, чтобы часы пробуждения, отхода ко сну, приема пищи ребенка изо дня в день оставались постоянными.
  • Солнечный свет – основной координатор биоритмов, поэтому темным зимним утром можно помочь малышу вовремя проснуться с помощью электрического света, и, напротив, светлым летним вечером притемнить комнату плотными шторами.
  • Организм человека отвечает своим внутренним часам коррекцией температуры тела: в промежуток засыпания она понижается, а с приближением подъема повышается. Дитя легче уснет в хорошо проветренном прохладном помещении.

Согласно учению Павлова «сон имеет охранительное и спасительное значение для мозга» и если он полноценен, то ребенок здоров, хорошо прибавляет в весе и не отстает в физическом развитии.

Исходя из ценности периодов отдыха, разработана таблица сна для маленьких детей.

Возраст ребенка Продолжительность ночного отдыха Продолжительность дневного отдыха Количество отрезков дневного отдыха Суммарное время покоя
1 месяц 8-8,5 часов 6-7 часов 3 14-15,5 часов
3 месяца 9,5-10 часов 5-5,5 часов 3 14,5-15,5 часов
6 месяцев 10,5-11 часов 3-3,5 часа 2 13,5-14,5 часов
9 месяцев 10,5-11 часов 3 часа 2 13,5-14 часов
12 месяцев 11 часов 2,5 часа 2 14,5 часов
18 месяцев 11 часов 2-2,5 часа 1 13-13,5 часов

Следует учитывать, что приведенное время является усредненным и может меняться в зависимости от физических, психологических факторов и темперамента ребенка.

Черты и отличительные особенности стадий покоя

Маленькие дети спят не так, как взрослые, фазы сна грудного ребенка отличаются своей очередностью и продолжительностью. Системы функционирования организма младенца, в первую очередь, головной мозг несовершенны, поэтому схема действия двух важных состояний покоя – быстрого и медленного сна специфична.

Парадоксальная фаза

Фаза быстрого сна является главенствующей в жизни новорожденного. Иное её название –REM период (в переводе «активное глазное движение») или БДГ – «быстрые движения глаз». Подобное наименование стадия обрела за подрагивающие ресницы и быстро бегающие под ними зрачки. По этим признакам парадоксальная фаза может ввести родителей в заблуждение – они могут посчитать ребенка бодрствующим.

На этапе быстроволнового сна проходят очень важные для малыша процессы:

  • тренировка и стимуляция развития мозга за счет ярких сновидений;
  • релаксация и снятие нервного напряжения;
  • переосмысление и закрепление новой информации;

Парадоксальный сон – это неглубокое состояние покоя, в эту фазу ребенок погружается сразу же из состояния бодрствования.

Мозг на этом этапе активен и словно дрейфует на краю сознания. По мере роста малыша доля быстрой фазы сокращается.

Ортодоксальный или глубокий сон

Этап небыстрого (медленного) сна, или non-REM(в переводе «без активного глазного движения») формируется на стадии более зрелого развития коры головного мозга. Именно она отвечает за спокойное ночное почивание. Различают 4 степени ортодоксальной фазы:

  • Дремота – отдых поверхностный, малыш реагирует на все звуки.
  • Засыпание – переходное состояние между дрёмой и покоем, младенец при посторонних шумах может проснуться.
  • Глубокий сон – тельце расслаблено, ручки-ножки тяжелеют, реакция на слабые помехи отсутствует.
  • Очень глубокий сон – полное отключение от внешнего окружения, шумы не действуют на ребенка, искусственное выведение из этого состояния полностью дезориентирует малютку.

Данная фаза отдыха важна для полноценного формирования и нормального развития ребенка. Восстанавливаются силы крошки, возобновляется потраченная энергия, организм перезагружается. Медленная стадия недолгая, не более получаса, но со временем продолжительность её возрастает, так как малыш становится более активным и больше устает.

БДГ или что тебе снится, малыш?

Парадоксальная фаза сна у новорожденных, как было отмечено, расцвечена картинками грёз. Какие видения и зрелища заставляют кроху улыбаться, морщить носик, хмурить бровки, подергивать ручками и ножками? Ведь его познания об окружающей действительности ничтожно малы.

Нет единого мнения по поводу сновидений у грудничков ни среди ученых, ни среди нейрохирургов. Но существует представление, что на этапе формирования межнейронных связей человечек видит цветовые пятна, либо самое первое и теплое, с чем он постоянно сталкивается – это мамина грудь.

Компонентами сновидений помимо зрительных образов могут служить ощущения: ведь грудничок уже различает холод и тепло, мокро или сухо. А со временем по мере пополнения информации ребенок уже будет видеть во сне родные лица и знакомые предметы.

Фазы сна на первом году жизни младенца

Примерно с 3-го месяца жизни сон малыша схож с покоем старших, за исключением продолжительности циклов. Полный круг состоит из четырех стадий медленной фазы и одного быстрого сна. В младенческом возрасте единый цикл составляет 45-50 минут, после 5 лет приближается к часу и лишь после 10-12 лет приравнивается к взрослому.

Ниже представлена таблица, в которой показано изменение соотношения парадоксальной фазы сна у грудничков на первом году жизни по месяцам.

Чаще всего дети просыпаются на парадоксальной стадии, количественная составляющая которой превалирует надортодоксальной. Именно поэтому отдых грудничков прерывист и недолог.

Сон – непременное условие физического и психоэмоционального развития младенца

Несомненно, сон, наряду с кормлением, играет первостепенную роль в жизни грудничка. В состоянии покоя организм ребенка восстанавливается, снимает следы усталости и переутомления. Мозг «переваривает» полученный во время бодрствования поток информации и готовится к новой порции знаний и эмоций. В период покоя малыш прибавляет в росте и весе, полноценный отдых способствует хорошему аппетиту, ровному настроению и интеллектуальному развитию.

Недосып крайне вредно сказывается на нервной системе ребенка и может привести к хроническим расстройствам, вплоть до неврозов. Профессором Н. Красногорским было выявлено, что даже двухчасовой дефицит сна приводит к отрицательным колебаниям веса. В будущем у таких детей могут быть нарушены поведенческие реакции, например, «синдром непослушания».

Сон принимает самое прямое участие в сложном процессе развития функций памяти, внимания, систематизации. Кроме того доказано, что гормон роста, так важный для малыша, активизируется в первые два часа ночного отдыха. Задача родителей – создать все условия для полноценного и здорового сна их чада.

Можно ли с первых дней жизни младенца научиться понимать его «язык» и начать полноценно общаться с ним? Как разобраться в характере новорожденного, чтобы ухаживать за ним с учетом его личных особенностей и темперамента? Есть ли простые и надежные способы решения таких типичных проблем младенческого возраста, как «беспричинный» плач или нежелание спать по ночам?

Об этом и многом другом рассказывает Трейси Хогг, специалист по уходу за новорожденными. Ее многолетний опыт и рекомендации помогли очень многим семьям, в том числе и звездным, справиться с трудностями первого года родительства и вырастить счастливых и здоровых малышей. Все советы Трейси предельно практичны и доступны каждому, а предлагаемые ею приемы исключительно действенны — возможно, потому, что ее подход основан на уважительном отношении к новорожденным детям, пусть маленьким, но личностям.


Почему эта книга достойна прочтения

  • Трейси Хогг — одна из самых известных авторов детско-родительской литературы, она признана наравне с именитыми Адель Фабер, Элейн Мазлиш, Уильямом и Мартой Сирс;
  • must-have для всех родителей, у кого есть новорожденные: вы поймете, чего вам ждать, и научитесь справляться даже с тем, чего не ожидали;
  • автор компетентно и по-доброму объяснит каждой маме и каждому папе как в любви, уважении и заботе вырастить счастливого ребенка;
  • родители по всему миру называют Трейси современной Мэри Поппинс за ее действенные советы;
  • современные педиатры рекомендуют книги автора родителям во всем мире.

Кто автор
Трейси Хогг по праву считается современной Мэри Поппинс, по всему миру молодые мамочки пользуются ее методикой по самостоятельному засыпанию младенцев.
Автор была медицинской сестрой, и чтобы помогать младенцам, ей пришлось научиться понимать их язык и расшифровывать посылаемые ими сигналы. Благодаря этому Трейси сумела освоить и их невербальный язык. Переехав в Америку, она посвятила себя уходу за новорожденными и роженицами и помощи молодым родителям.

Как научить младенца засыпать самостоятельно и спокойно спать всю ночь?

Моему новорожденному ребенку было около двух недель, когда меня вдруг оглушило понимание: больше я никогда не смогу отдохнуть. Ну, никогда — это, возможно, слишком сильно сказано. Оставалась надежда, что, отправив сына в колледж, я все таки смогу снова спокойно спать ночами. Но я готова была голову дать на отсечение — пока он младенец, мне это не светит.
Сэнди Шелтон. Спокойный ночной сон и прочие враки

Сладких снов, мой хороший!

В первые дни жизни главное занятие новорожденного — сон. Некоторые спят в первую неделю до 23 часов в сутки! Разумеется, сон нужен любому живому существу, но для новорожденного это все. Пока младенец спит, его мозг неустанно трудится над созданием извилин, необходимых для умственного, физического и эмоционального развития. Если ребенок нормально выспался, он собран, сосредоточен и всем доволен — совсем как взрослый после хорошего отдыха. Он от души ест, увлеченно играет, излучает энергию и активно общается с окружающими.

Организм ребенка, который плохо спит, не может функционировать нормально, поскольку его нервная система истощена.

Он раздражителен и нескоординирован. Малыш неохотно берет грудь или бутылочку. У него нет сил исследовать мир. Что самое скверное, переутомление усугубляет проблему сна. Дело в том, что дурные привычки в отношении сна создают замкнутый круг. Некоторые малыши настолько устают, что физически не способны успокоиться и уснуть. Лишь когда сил совершенно не осталось, бедняжки наконец отключаются. Больно смотреть, как малышка буквально оглушает себя собственным плачем, пытаясь отгородиться от мира, настолько она перевозбуждена и расстроена. Но хуже всего то, что даже этот выстраданный сон оказывается неглубоким и прерывистым и длится порой не дольше 20 минут. В итоге ребенок почти постоянно живет «на нервах».

Итак, все как будто очевидно. Но знали бы вы, как много людей не понимают этой простой вещи: чтобы выработать привычку к здоровому сну, младенцу нужно наставничество родителей. Так называемые проблемы со сном потому и являются типичными, что множеству родителей невдомек: они, а не их дети, должны решать, когда малышу ложиться и как засыпать.

В настоящей главе я расскажу вам, что сама думаю по этому поводу, и многие мои мысли наверняка вступят в противоречие с тем, что вы читали или слышали от других. Я научу вас замечать усталость младенца, прежде чем она перейдет в переутомление, и подскажу, что делать, если вы упустили ценное временное окно, когда ребенка легко уложить. Вы узнаете, как помочь малышу уснуть и как устранить сложности, связанные со сном, не допустив, чтобы они превратились в устойчивую проблему.

Долой заблуждения: чуткий сон

Сейчас умами родителей владеют две кардинально отличающиеся одна от другой «школы».
К первой относятся приверженцы совместного сна, как бы он ни именовался, будь то «сон в родительской постели» или метод Сирза. (Доктор Уильям Сирз, педиатр из Калифорнии, продвигает идею о том, что младенцам следует разрешить спать в постели родителей до тех пор, пока они не попросят, чтобы им предоставили собственную кровать.) В основе этого метода лежит представление о том, что у ребенка должно выработаться позитивное отношение ко сну и укладыванию спать (тут я двумя руками «за») и что самый правильный путь к этой цели — носить его на руках, нянчить и поглаживать, пока малыш не уснет (против чего я категорически возражаю). Сирз, наиболее влиятельный пропагандист этого метода, недоумевает в интервью, опубликованном в журнале Child в 1998 году: «Как у матери может возникнуть желание положить свое дитя в ящик с прутьями и бросить его в темной комнате совершенно одного?»

Сторонники совместного сна родителей и младенца часто ссылаются на традиции других культур: например, острова Бали, где новорожденных не спускают с рук, пока им не исполнится три месяца. (Но мы то ведь не на Бали живем!) Члены Ла Лече Лиги полагают, что если у младенца выдался трудный день, маме следует оставаться в постели вместе с ним, обеспечивая необходимые ему дополнительный контакт и заботу. Все это служит «упрочению привязанности» и формированию «чувства безопасности», поэтому сторонники этой точки зрения считают вполне возможным, чтобы мама и папа жертвовали своим временем, личной жизнью и собственной потребностью в сне. А чтобы им было проще на это пойти, Пэт Йериан, пропагандистка совместного сна, мнение которой приводится в книге «Женское искусство грудного вскармливания» (The Womanly Art of Breastfeeding), призывает недовольных родителей изменить свой взгляд на ситуацию: «Если вы сумеете сделать шаг в сторону большей терпимости [по отношению к тому, что ваш ребенок будет вас будить], то обретете способность наслаждаться этими тихими моментами ночного общения с новорожденным, нуждающимся в ваших руках и ласке, или малышом чуть постарше, которому нужно просто побыть с кем то рядом».

На другом полюсе находится метод отсроченного отклика, часто именуемый «ферберским» по фамилии доктора Ричарда Фербера, директора Центра по изучению нарушений сна у детей при Бостонской детской больнице. Согласно его теории, дурные привычки, связанные со сном, являются приобретенными, а значит, от них можно отвыкнуть (с чем я целиком и полностью согласна). Соответственно, он рекомендует родителям класть ребенка в кроватку, когда он еще бодрствует, и приучать засыпать самостоятельно (с этим я также согласна). Если же ребенок, вместо того чтобы уснуть, начинает плакать, фактически обращаясь к родителям с призывом: «Подойдите, заберите меня отсюда!» — Фербер советует оставлять плач без внимания на все более продолжительные промежутки времени: в первый вечер на пять минут, во второй на 10, затем на 15 и т. д. (и тут наши с доктором Фербером дорожки расходятся). Объяснения доктора Фербера приводятся в журнале Child: «Если малыш хочет поиграть с опасным предметом, мы говорим “нельзя” и устанавливаем границы допустимого, которые могут вызывать его протест…. То же самое происходит, когда мы объясняем ему, что ночью действуют свои правила. Хорошо спать ночью — в его же интересах».

Возможно, вы уже примкнули к одному или к другому лагерю.
Если какой то из этих двух методов подходит вам и вашему ребенку, отвечает вашему образу жизни, не сомневайтесь, продолжайте в том же духе. Но дело в том, что мне нередко звонят люди, уже испытавшие оба эти подхода. Обычно события развиваются следующим образом. Один из родителей сначала отдает предпочтение идее совместного сна с ребенком и убеждает своего партнера или партнершу, что это самое лучшее. В конце концов, в этом и впрямь есть нечто романтичное — некий возврат «к истокам». Да и ночные кормления перестают быть проблемой. Полная энтузиазма пара решает вообще не покупать детскую кроватку. Но проходит несколько месяцев — подчас довольно много, — и идиллия заканчивается. Если мама и папа очень боятся «заспать» ребенка, то могут сами лишиться сна из за постоянных опасений, а у кого то развивается болезненная чувствительность к малейшему звуку, изданному малышом во сне.

Младенец может просыпаться часто — каждые два часа — и требовать внимания. И если одних малышей достаточно погладить или прижать к себе покрепче, чтобы они снова уснули, то другие считают — самое время поиграть. В результате родители вынуждены кочевать по квартире: одну ночь играют с ребенком в спальне, другую дремлют в гостиной, пытаясь наверстать упущенное. Как бы то ни было, если оба они не были на 100% убеждены в правильности избранного метода, в том из них, кто поддался уговорам другого, начинает расти внутреннее сопротивление. Тут то этот родитель и хватается за «ферберский» метод.

Пара решает, что малышке пора обзавестись собственным спальным местом, и покупает кроватку. С точки зрения малышки, это переворот, крах привычного мира: «Вот мои мама и папа, они несколько месяцев клали меня спать вместе с собой, укачивали, гулили, не жалели сил, чтобы сделать меня счастливой, и вдруг — бабах! Меня отвергли, выселили в другую комнату, где все чужое и пугающее! Я не сравниваю себя с узницей и не боюсь темноты, потому что мой младенческий ум не знает таких понятий, но меня мучает вопрос: “Куда все подевались? Где родные теплые тела, которые всегда были рядом?” И я плачу — по другому я не могу спросить: “Где вы?” И они наконец то появляются. Меня поглаживают, просят быть умницей и спать. Но никто не научил меня засыпать самостоя¬тельно. Я ведь еще младенец!»

На мой взгляд, радикальные методы подходят не всем детям. Очевидно, они не подошли детям, родители которых обращаются ко мне за помощью. Сама я предпочитаю с самого начала придерживаться того, что считаю золотой серединой. Я называю свой метод «разумный подход ко сну».


Три фазы засыпания

Засыпая, ребенок проходит эти три фазы. Весь цикл длится около 20 минут.

Фаза 1: «окно». Ваш ребенок не может сказать: «Я устал». Но он вам это продемонстрирует зевотой и другими утомления. Прежде, чем он зевнет в третий раз, уложите его в кроватку. Если этого не сделать, он не перейдет ко второй фазе засыпания, а заплачет.

Фаза 2: «отключка». Начало этой фазы знаменует характерный взгляд ребенка, застывший, устремленный неведомо куда, - я называю его «взглядом в дальнюю даль». Ребенок удерживает его 3-4 минуты, и, хотя глаза его открыты, на самом деле он никуда не смотрит - его сознание витает где-то между явью и сном.

Фаза 3: «дрема». Теперь ребенок напоминает человека, задремавшего в поезде: глаза закрываются, голова падает на грудь или в сторону. Кажется, он уже уснул, но не тут-то было: глаза внезапно распахиваются, голова рывком возвращается в прежнее положение, так что все тело вздрагивает. Затем веки снова опускаются, и все повторяется снова и снова от трех до пяти раз, после чего он окончательно погружается в сон.

Что такое разумный подход ко сну?

Это срединный путь, отрицающий любые крайности. Вы заметите, что мой подход берет что то от обоих описанных принципов, но не все, поскольку, на мой взгляд, идея «пусть наплачется и уснет» не совместима с уважительным отношением к ребенку, а совместный сон заставляет родителей жертвовать своими интересами. Мой же принцип учитывает интересы семьи в целом, нужды всех ее членов. С одной стороны, младенца нужно научить засыпать самостоятельно — он должен чувствовать себя уютно и безопасно в собственной кроватке. С другой стороны, ему требуется и наше присутствие, чтобы успокоиться после стресса. Нельзя приступать к решению первой задачи, пока не решена вторая. В то же время и родители нуждаются в полноценном отдыхе, во времени, которое могут посвятить самим себе и друг другу; их жизнь не должна круглые сутки крутиться вокруг младенца, однако они все таки должны уделять малышу определенное время, силы и внимание. Эти цели вовсе не являются взаимоисключающими. Далее я расскажу, на чем основывается разумный подход ко сну, и, учитывая это, вы решите все стоящие перед вами задачи. По всему тексту главы я буду приводить примеры практического воплощения каждого элемента, чтобы вам проще было овладеть первым «С» моего чудесного ПАСС (Питание - Активность - Сон - Свободное время родителей - об этом подробнее читайте в других главах - прим. Материнство.ру).

Идите туда, куда хотите прийти. Если вас привлекает идея совместного сна, изучите ее всесторонне. Именно так вы хотели бы проводить каждую ночь в течение трех месяцев? Шести месяцев? Дольше? Помните: все, что вы делаете, обучает вашего ребенка. Значит, если вы помогаете ему уснуть, держа его у груди или укачивая 40 минут, фактически вы сообщаете ему: «Так ты должен засыпать». Принимая решение идти таким путем, вы должны быть готовы следовать ему в течение долгого времени.

Независимость не значит игнорирование. Когда я говорю матери или отцу новорожденной крохи: «Мы должны помочь ей стать независимой», — они вскидывают на меня глаза в изумлении: «Независимой? Но, Трейси, ей всего несколько часов от роду!» «Когда же, по вашему, надо начинать?» — спрашиваю я.

На этот вопрос не может ответить никто, даже ученые, ведь мы не знаем, когда именно младенец начинает в полном смысле этого слова постигать мир. «Так начинайте прямо сейчас!» — призываю я. Но приучать к независимости не значит бросать плакать в одиночестве. Это значит удовлетворять потребности малышки, в том числе и брать ее на руки, когда она плачет — ведь этим она пытается что то вам сказать. Но, как только ее потребности удовлетворены, ее нужно спустить с рук.

Наблюдайте, не вмешиваясь. Возможно, вы помните, я уже давала это рекомендацию, рассказывая об играх с младенцем. Она справедлива и в отношении сна. Всякий раз, когда ребенок засыпает, он проходит последовательность определенных фаз (см. «Три фазы засыпания»). Родители должны хорошо знать эту последовательность, чтобы не нарушать ее. Мы должны не вторгаться в естественные процессы жизнедеятельности ребенка, а наблюдать за ними, предоставив крохе возможность заснуть самостоятельно.

Не формируйте у ребенка зависимость от «костылей». «Костылем» я называю любой предмет или любое действие, лишившись которых ребенок испытывает стресс. Не приходится надеяться, что младенец научится засыпать сам, если внушать ему, что папины ручки, получасовое укачивание или мамочкин сосок в ротике всегда к его услугам. Как я отмечала в главе 4, я одобряю использование пустышек, но не в качестве затычки для рыдающего младенца. Совать пустышку или грудь ребенку, чтобы заткнуть ему рот, попросту невежливо. Более того, если мы так поступаем или без конца носим кроху на руках, баюкаем и укачиваем, ради того чтобы она уснула, мы фактически формируем у нее зависимость от «костыля», лишая ее возможности выработать навыки самоуспокоения и научиться засыпать без посторонней помощи.

Кстати, «костыль» совсем не то же самое, что переходный объект — скажем, плюшевая игрушка или одеяльце, — который ребенок выбирает сам и к которому привязывается. Большинство младенцев младше семи-восьми месяцев не способны к этому — «привязанности» совсем маленьких детей по большей части формируются родителями. Разумеется, если вашу малышку успокаивает любимая игрушка, подвешенная в кроватке, пусть она у нее будет. Но я против любых вещей, которые даете ей вы, чтобы ее утихомирить. Пусть она отыщет собственные способы успокоиться.

Выработайте ритуалы отхода к дневному и ночному сну. Укладывание ребенка спать днем и вечером должно всегда происходить заведенным порядком. Я не устаю подчеркивать: младенцы — невероятные традиционалисты. Они предпочитают знать, что будет дальше. Исследования доказали, что даже совсем маленькие дети, приученные ожидать определенных стимулов, способны предугадывать их.

Изучите особенности засыпания вашего малыша. У всех «рецептов», как уложить младенца спать, есть общий недостаток: универсальных средств не бывает. Одному подходит одно, другому другое. Да, я предлагаю родителям немало рекомендаций общего характера, в том числе знакомлю их с общими для всех фазами засыпания, но неизменно советую внимательно присматриваться к своему ребенку, единственному и неповторимому.

Самое лучшее — вести журнал наблюдения за сном малыша. С утра записывайте, когда он проснулся, и добавляйте записи о каждом дневном сне. Отметьте, когда его уложили вечером и во сколько он просыпался ночью. Ведите журнал в течение четырех дней. Этого достаточно, чтобы понять, как «устроен» сон именно вашего ребенка, даже если кажется, что никакой системы в этом нет.

Например, Марси была убеждена, что дневной сон ее восьмимесячного Дилана совершенно бессистемен: «Он никогда не засыпает в одно и то же время, Трейси». Но через четыре дня ведения журнала наблюдений она заметила: хотя время немного меняется, Дилан всегда ненадолго засыпает между 9 и 10 часами утра, спит еще 40 минут в интервале от 12:30 до 14:00, а к пяти вечера всегда оказывается очень капризным и раздраженным и отключается минут на 20. Эти знания помогли Марси спланировать свой день и, что не менее важно, понять поведение и настроение своего малыша. Учитывая естественные биоритмы Дилана, она упорядочила его повседневную жизнь, обеспечив ему возможность полноценно отдыхать. Когда же он начинал капризничать, она лучше понимала, в чем дело и не хочет ли он спать, и реагировала быстрее.

Волшебная дорога к счастью

Помните, Дороти из «Волшебника страны Оз» должна была идти по дороге, вымощенной желтым кирпичом, чтобы найти того, кто поможет ей вернуться домой? После череды ошибок и разочарований она, в конце концов, нашла этого помощника — собственную мудрость. По сути, я помогаю родителям пройти такой же путь. Будет ли у вашего ребенка здоровый сон, зависит от вас, объясняю я. Этому нужно учиться, и процесс обучения начинают и проводят родители. Именно так! Младенца необходимо научить, как правильно засыпать. Путь к здоровому сну состоит из следующих шагов.

Создайте условия для сна. Поскольку младенцы остро нуждаются в предсказуемости, а повторение — мать учения, перед каждым дневным и ночным сном нужно делать и говорить одно и то же. Тогда на своем детском уровне понимания малышка сообразит: «Понятно, значит, я сейчас буду спать». Совершайте одни и те же ритуалы в одном и том же порядке. Приговаривайте что нибудь вроде: «Ну вот, радость моя, пора бай-бай». Перенося кроху в ее комнату, держитесь спокойно и говорите тихо. Не забывайте проверить, не пора ли сменить подгузник, чтобы ей ничто не мешало. Задерните шторы. Я при этом говорю: «До свидания, солнышко, увидимся, когда я посплю», — или, если дело происходит вечером и за окном темно: «Спокойной ночи, месяц». Я считаю неправильным укладывать ребенка спать в гостиной или на кухне. Это как минимум невежливо. Вы бы сами хотели, чтобы ваша кровать стояла посреди торгового зала и вокруг слонялись люди? Нет, конечно! Вот и ребенок этого не хочет.

Ловите сигналы. Как и взрослые, младенцы зевают, когда начинают уставать. Зевота является естественной реакцией:
усталый организм функционирует не оптимально, и количество кислорода, поступающего в мозг благодаря работе легких, сердца и кровеносной системы, немного снижается. Зевок позволяет «заглотнуть» больше кислорода (попробуйте изобразить зевок, и почувствуете, что вдох становится глубже). Я призываю родителей по возможности реагировать на первый же зевок младенца — ну, хотя бы на третий. Если вы упустите из виду признаки сонливости (см. «Признаки того, что ребенку пора спать»), то дети определенных типов, например «мимозы», быстро перейдут к истерике.

Совет. Чтобы создать у ребенка правильный настрой, привлекайте его внимание к приятным сторонам отдыха. Сон не должен казаться ему наказанием или борьбой. Если вы говорите «спать пора» или «ты устал, нужно отдохнуть» таким тоном, каким говорят «поди с глаз долой, гадкий мальчишка!», то ребенок будет расти в убеждении, что к дневному сну приговаривают, будто к ссылке в Сибирь, малолетних преступников, чтобы лишить их всяческих удовольствий.

Чем ближе к спальне, тем тише речь и медленней движения. Взрослые перед сном любят почитать книжку или посмотреть телевизор, чтобы отвлечься от дневных забот. Младенцам тоже надо отвлечься. Перед тем как ложиться, ежевечернее купание, а с трехмесячного возраста и массаж помогут малышке подготовиться ко сну. Даже перед дневным отдыхом я всегда включаю успокаивающую колыбельную. Около пяти минут я сижу с крохой в кресле-качалке или на полу, чтобы она получила больше тактильных ощущений. Если хотите, можете рассказать ей сказку или просто пошептать ласковые слова. Однако цель всего этого не усыпить ребенка, а успокоить. Поэтому, я тут же перестаю качать малышку, как только вижу «взгляд в дальнюю даль» — вторая фаза засыпания — или замечаю, что у нее опускаются веки, подсказывая мне, что она переходит к третьей фазе. (Что касается сказок перед сном, начинать никогда не рано, но читать вслух я начинаю обычно месяцев с шести, когда ребенок уже может сидеть и сосредоточенно слушать.)

Совет. Не приглашайте гостей на то время, когда укладываете ребенка спать. Это не представление. Ребенок хочет во всем участвовать. Он видит гостей и знает, что они пришли его навестить: «Ух ты, новые лица! Можно порассматривать, поулыбаться! И что же, мамочка и папочка думают, я усну и все это пропущу? Ну уж нет!»

Сначала в кровать, потом в страну сновидений. Многие уверены, что ребенка можно уложить в кроватку, только когда он уснет. Это ошибка. Укладывайте малышку в начале третьей фазы — нет лучшего способа помочь ей научиться засыпать самостоятельно. Есть и другая причина: подумайте, что чувствует кроха, заснув у вас на руках или в раскачивающемся приспособлении, а проснувшись почему то в кроватке. Представьте, что я дождусь, когда вы заснете, и вытащу вашу кровать из спальни в сад. Вы просыпаетесь и понять ничего не можете: «Где это я? Как я здесь очутился?» Только, в отличие от вас, младенец не может сделать умозаключение: «Ах, понятно, кто то выволок меня сюда, пока я спал». Ребенок будет дезориентирован, даже испуган. В конце концов, он перестанет чувствовать себя в безопасности в собственной постели.

Укладывая ребенка в кроватку, я всегда произношу одни и те же слова: «Сейчас я тебе положу, и ты будешь спать. Ты знаешь, как это здорово и как чудесно ты потом себя чувствуешь». И пристально наблюдаю за малышкой. Прежде чем улечься, она может забеспокоиться, особенно когда вздрагивает всем телом, что характерно для третьей фазы засыпания. Не надо тут же подхватывать чадо на руки. Некоторые дети успокаиваются сами и засыпают. Но, если малышка плачет, мягко и ритмично похлопывайте ее по спинке — пусть чувствует, что она не одна. Однако помните: как только она перестанет возиться и хныкать, нужно сразу же перестать гладить ее. Если делать это дольше, чем ей действительно нужно, она начнет ассоциировать поглаживания-похлопывания с засыпанием и уже не сможет без этого заснуть.

Совет. Обычно я рекомендую укладывать младенца на спину. Но можно устроить его и на боку, подперев двумя скрученными в валики полотенцами или специальными клинообразными подушками, которые продаются в большинстве аптек. Если ребенок спит на боку, следите, чтобы сторона менялась.

Если дорога в страну сновидений оказалась ухабистой, дайте ребенку пустышку. Мне нравится пользоваться пустышкой в первые три месяца жизни новорожденного — в период, когда мы формируем заведенный распорядок дня. Это избавляет мать от необходимости заменять пустышку собственным присутствием. В то же время я всегда предупреждаю, что пустышкой нельзя пользоваться бесконтрольно — она не должна превратиться в «костыль». При разумном подходе родителей к этому вопросу младенец самозабвенно сосет минут шесть-семь, затем сосательные движения замедляются, и, в конце концов, пустышка выпадает изо рта. Ребенок уже потратил на сосание столько энергии, сколько нужно, чтобы сбросить напряжение, и благополучно отбывает в царство сна. В этот момент некоторые взрослые из самых добрых побуждений подходят со словами: «Ах, бедняжечка, потерял свою сосочку!» — и суют ее обратно. Не делайте этого! Если крохе нужна пустышка, чтобы сон не прерывался, он даст вам об этом знать — начнет хныкать и издавать булькающие звуки.

Итак, всякий раз, как ПАСС-режим подводит вас к первому «С», выполняйте вышеописанные правила — большинству младенцев этого достаточно, чтобы у них возникли положительные ассоциации со сном. Пусть малыша ведут в страну снов одни и те же привычные шаги, поскольку для него предсказуемость означает безопасность. Вы сами удивитесь, как быстро ваша кроха освоит навыки, необходимые для разумно организованного сна. Она даже будет ждать времени отхода ко сну, ведь это так приятно, и после сна чувствуешь себя гораздо бодрее. Конечно, проблем не избежать: например, если малышка
переутомилась, если у нее режутся зубки или поднялась температура (см. раздел «Нормальные проблемы со сном»). Но такие дни станут исключением из правила.

Помните, для того чтобы заснуть по настоящему, ребенку нужно 20 минут, и ни в коем случае не пытайтесь ничего ускорить. Вы только нарушите естественный процесс засыпания, и малышка разнервничается. Скажем, если громкий звук, собачий лай или захлопнувшаяся дверь — да что угодно — потревожит ее на третьей фазе, она не заснет, а наоборот, проснется, и все придется начинать сначала. То же самое происходит и со взрослыми, когда они вот-вот заснут, и вдруг телефонный звонок нарушает тишину. Если человек раздражен или взвинчен, ему бывает трудно снова задремать. Младенцы — тоже люди! Они точно так же нервничают, цикл засыпания начинается с нуля, а вам приходится ждать еще 20 минут, когда ваше чадо погрузится в глубокий сон.

Если вы упустили «окно»

Если ребенок совсем еще мал и вы не успели хорошенько изучить его плач и язык тела, более чем вероятно, что вам не всегда удастся среагировать на первый, второй или третий его зевок. Если у вас «ангел» или «учебник», ничего страшного — этим деткам достаточно капельки внимания и ласки, чтобы быстро прийти в норму. Но с младенцами других типов, особенно с «мимозами», полезно иметь в загашнике пару-тройку хитростей на случай, если вы проглядели фазу один, — ведь малыш вот-вот переутомится. Да и внезапный шум или другие помехи в любой момент могут нарушить естественный процесс засыпания, и, если младенец сильно обеспокоится, ему потребуется ваша помощь.

Прежде всего, я скажу вам, чего не следует делать ни в коем случае: не укачивайте. Не расхаживайте с ребенком по комнате, не трясите его
слишком энергично. Помните, он и так уже перевозбужден. Он плачет, потому что с него хватит стимулов и плач помогает отвлечься от звуков и от света. Вам ни к чему еще больше подхлестывать активность его нервной системы. Более того, именно с этого обычно и начинается формирование дурных привычек. Мама или папа носят чадо на руках или укачивают, чтобы помочь уснуть. Когда его вес перевалит за 6,5 кг, они пытаются заставить его засыпать без этих «костылей». Разумеется, ребенок протестует, словно говоря: «Нет уж, дорогие мои, мы так не делаем. Вы меня всегда укачиваете».

Если вы не хотите попасть в этот порочный круг, делайте следующее, чтобы помочь ребенку успокоиться и отключиться от внешних раздражителей.

Пеленание. После долгих месяцев в эмбриональном положении новорожденный не привычен к открытому пространству. К тому же он пока не знает, что его ручки и ножки — часть его самого. Переутомленному младенцу необходимо придать неподвижное положение, потому что он ужасно пугается при виде беспорядочно движущихся конечностей — ему кажется, это кто то посторонний что то против него замышляет. Кроме того, эти впечатления дополнительно нагружают и без того перевозбужденную нервную систему. Пеленание — один из древнейших приемов, помогающих новорожденному успокоиться. Оно может казаться старомодным, но и современные научные исследования подтверждают его эффективность. Чтобы правильно запеленать младенца, сложите по диагонали квадратную пеленку. Положите ребенка на получившийся треугольник так, чтобы сгиб оказался примерно на уровне его шеи. Положите одну ручку ребенка ему на грудь под углом 45? и плотно оберните тело соответствующим углом пеленки. Повторите с другой стороны. Я рекомендую такое пеленание в течение первых шести недель жизни. По прошествии седьмой недели, когда малыш делает первые попытки засунуть ручки в рот, нужно предоставить ему такую возможность. Согните его руки в локтях и оставьте ладошки незапеленутыми, поближе к его лицу.

Успокаивающие прикосновения. Пусть младенец знает, что вы рядом и всегда готовы ему помочь. Ритмично похлопывайте его по спинке, имитируя удары сердца. Можете также повторять «ш-ш… ш-ш… ш-ш…» — это напомнит малышу те звуки, которые он слышал в утробе. Низким, успокаивающим голосом шепчите ему на ухо: «Все хорошо» или «Ты просто поспишь». Некоторое время после того, как уложите младенца в кроватку, продолжайте делать то, что делали, пока держали его на руках, — похлопывать, шептать. Переход с ваших рук в собственную постель станет менее резким.

Устраните зрительные раздражители. Визуальные раздражители — свет, движущиеся объекты — мучительны для переутомленного младенца, особенно для «мимозы». Поэтому мы притеняем комнату, прежде чем положить ребенка в кроватку, но некоторым детям этого недостаточно. Если ваш ребенок уже лежит, поместите ладонь у него над глазами — не кладите на глаза, — чтобы отгородить его от визуальных стимулов. Если вы еще держите его, постойте неподвижно в полутьме, а с сильно перевозбужденным ребенком — в совершенно темном помещении.

Не идите у ребенка на поводу. С переутомленным младенцем родителям очень непросто справиться. Нужны бесконечное терпение и решимость, особенно если дурное поведение при засыпании уже вошло в привычку. Ребенок хнычет, родители продолжают поглаживать его, плач становится громче. Перегруженный стимулами младенец плачет по нарастающей, пока не дойдет до оглушительного вопля — предельно ясного: «У меня больше нет сил!» Тут он переводит дух, и все начинается заново. Обычно нарастание плача происходит трижды, пока, наконец, ребенок не успокоится. Но уже на втором заходе у многих родителей не выдерживают нервы, и они в отчаянии возвращаются к привычному «лекарству», будь то укачивание, предложение груди или ужасное трясущееся кресло.

Тут и коренится проблема. Пока вы продолжаете вмешиваться, ребенок нуждается в вашей помощи, чтобы уснуть. Чтобы у младенца сформировалась зависимость от «костыля», много времени не нужно — достаточно нескольких раз, ведь у него пока совсем короткая память. Неправильное начало — и каждый день, когда вы повторяете свою ошибку, будет закреплять нежелательное поведение малыша. Ко мне часто обращаются с просьбой о помощи, когда вес ребенка достигает 6-7 кг и трясти его на руках становится обременительно. Самые серьезные проблемы возникают, когда ребенку исполняется полтора-два месяца. Я всегда говорю родителям: «Вы должны понять, что происходит, и принять на себя ответственность за дурные привычки ребенка, поскольку вы их создали. А дальше будет самое трудное: наберитесь решимости и настойчиво прививайте малышу новые, правильные поведенческие навыки». (Подробнее о формировании дурных привычек см. в главе 9.)

Спокойный сон до самого утра

Глава о детском сне была бы неполной без разговора о том, когда младенцы перестают просыпаться среди ночи.

Позвольте прежде всего напомнить вам, что «день» вашей малышки — это 24 часа. Она не различает дня и ночи и представления не имеет о том, что значит «спать до утра, не просыпаясь». Таково ваше желание (и потребность). Спать всю ночь — не врожденное свойство, а приобретенное умение. Вы должны приучить ее к этому и дать ей представление о разнице между днем и ночью. С этой целью я даю родителям следующие советы-напоминания.

Руководствуйтесь принципом «сколько убыло, столько и прибыло». Например, если с утра он сильно капризничал, а вместо очередного кормления досыпает лишние полчаса, вы оставите его в покое, зная, что ему нужен этот отдых (живи он по жесткому расписанию, вы бы его разбудили). Но не забывайте о здравом смысле. Не позволяйте ребенку в течение дня спать дольше одного цикла кормления, т. е. больше трех часов, иначе он не будет спать ночью. Я ручаюсь: никакой младенец, спавший днем шесть часов без перерыва, ночью более трех часов не проспит. И если ваш ребенок так делает, можете быть уверены, что он перепутал день с ночью. Единственный способ «призвать его к порядку» — будить, и его ночной сон прибудет ровно на столько часов, сколько убыло от дневного.

«Залейте полный бак». Звучит грубовато, но, чтобы младенец проспал всю ночь, у него должен быть полный желудок. Поэтому с шестинедельного возраста я рекомендую следующие два приема: спаренные кормления — каждые два часа в преддверии ночного сна — и «сонное» кормление непосредственно перед тем, как вы сами ляжете спать. Например, вы даете малышке грудь (или бутылочку) в 18:00 и в 20:00 и устраи¬ваете «сонное» кормление в 22:30 или в 23:00. Во время этого последнего кормления малышка не просыпается, так что его название следует понимать буквально. Иными словами, вы осторожно берете кроху на руки, легонько касаетесь ее нижней губы соском или соской, и пусть она насыщается, а ваше дело — стараться не разбудить ее. Когда она закончит сосать, обойдитесь без срыгивания. Во время «сонных» кормлений младенцы настолько расслаблены, что не заглатывают воздух. Сохраняйте молчание. Не меняйте подгузник, разве только он промок насквозь или испачкан. Благодаря двум этим хитростям большинство детишек могут обойтись без ночного кормления, поскольку потребили достаточно калорий на пять-шесть часов.

Совет. «Сонное» кормление искусственника можно поручить папе. В это время большинство мужчин уже дома, и такое поручение обычно им нравится.

Пользуйтесь пустышкой. Если пустышка не превращается в «костыль», это отличное подспорье, помогающее пропустить ночное кормление. Ребенок весом от 4,5 кг, потребляющий не менее 700-850 г молочной смеси или имеющий шесть-восемь грудных кормлений в течение дня (четыре-пять в дневное время и два-три спаренных перед сном), не нуждается в еще одном кормлении среди ночи, чтобы не умереть с голода. Если он все равно просыпается, значит, все дело в сосательном рефлексе. Здесь то и пригодится пустышка, если пользоваться ею правильно. Скажем, обычно вашему малышу требуется 20 минут ночного кормления. Если он, проснувшись с плачем, требует грудь или бутылочку и довольствуется пятью минутами, высосав какие то капли, лучше дайте ему пустышку.

В первую ночь он, скорее всего, будет сосать ее те самые 20 минут, пока не погрузится в глубокий сон. На следующую ночь, возможно, обойдется 10 минутами, а на третью и вовсе не проснется в привычное время ночного кормления, а лишь повозится во сне. Если он все таки проснется, дайте пустышку. Иными словами, вместо бутылочки или груди вполне подойдет пустышка. Постепенно малыш и вовсе перестанет ради этого просыпаться.

Именно так обстояло дело с Коди, сынишкой Джулианы. Коди весил 6,8 кг, и Джулиана после внимательного наблюдения поняла, что мальчик просыпается в 3:00 по привычке. Коди сосал из бутылочки около 10 минут и тут же засыпал. Джулиана попросила меня о визите, прежде всего, чтобы удостовериться в правильности своего вывода (впрочем, я по одному ее описанию поняла, что она права). Кроме того, она хотела, чтобы Коди отучился просыпаться в это время. Я провела у них дома три ночи. В первую ночь я вынула Коди из кроватки и вместо бутылочки дала ему пустышку, которую он сосал 10 минут, как привык сосать бутылочку. Следующей ночью я оставила его в кроватке, дала пустышку, и на сей раз он сосал всего три минуты. На третью ночь, как и следовало ожидать, Коди в 3:15 немного похныкал, но не проснулся. Вот и все! С этого момента он спокойно спал до шести-семи утра.

Не подбегайте к ребенку. Сон младенца прерывист, поэтому неразумно откликаться на любой звук. Я часто убеждаю родителей избавиться от проклятых «радионянь», в усиленном виде доносящих до их слуха любой вздох или писк малыша. Эти штуковины превращают родителей в издерганных паникеров! Я не устаю повторять: нужно понимать разницу между откликом и спасательной операцией. Если родители откликаются на нужды ребенка, он растет уверенным и не боится исследовать мир. Но если родители непрерывно «спасают» его, то он проникается сомнениями в своих способностях. У него не развиваются черты характера и навыки, необходимые для того, чтобы познавать мир и чувствовать себя в нем спокойно и комфортно.

В ожидании первенца мы собираем ему приданое, обустраиваем детскую, учимся расслабляться во время схваток. И редко кто задумывается над вопросами детского сна: каким по продолжительности он должен быть, как избежать многочасовых укачиваний и т.п. Итог — молодые мамы похожи на мокрую соль: они не высыпаются. И воспринимают это как норму, а зря. Ведь есть ряд инструментов, которые помогут управлять сном ребенка.

О них на семинаре "10 правил здорового детского сна", проведенном в столичном семейном центре "Ба-Буу", рассказала Ольга Семенюк, операционный директор Центра детского сна и развития BabySleep, консультант по детскому сну.

Ольга Семенюк. Дирижер детского сна

ПОМОЩНИКИ: ГОРМОН, ШУМ И СОННЫЙ ДРУГ

Дирижер сна в нашем организме — гормон мелатонин. Парень он балованный. Так, ему нужен серотонин, который мы получаем из аминокислоты триптофан. Она содержится, в частности в молочных, рыбных, мясных продуктах. Второй момент: чтобы ребенок хорошо спал в темное время суток, он должен достаточное время находиться на свету. Но самое главное условие — кромешная тьма в спальне, ведь под действием света мелатонин разрушается. Поэтому пусть ваш ночник спит вместе с вами. Включайте его только по мере необходимости.

Но зачастую и без светильников ночью в квартирах светло: свое дело делают фонари и фары авто. Тут на помощь придут шторы blackout: они не дадут ни одному лучу света проникнуть в вашу комнату до тех пор, пока вы этого сами не захотите. Нужны они не только для выработки мелатонина, но и для того, чтобы вся семья могла выспаться летним утром, когда солнце встает рано и будит малыша. Кстати, чтобы во время отпуска вы дружно не просыпались в 5 утра в гостиничном номере, в котором нет плотных штор и жалюзи, прихватите с собой фольгу или большие черные пакеты и наклеивайте их на окна. Такая самоделка также поможет уложить ребенка спать в 20:00—21:00, когда за окном будут сиять огни отельной дискотеки.

А если при этом у вас еще и со звукоизоляцией не сложится, на помощь придет… шум. Белый или розовый. Первый — ровный шумовой фон, напоминающий звук материнской утробы. Это может быть запись дождя, течения горной реки и т.п. И белый, и розовый шумы содержат частоты, которые различает наше ухо. Но вот мощность сигнала отличается. У белого она на всех частотах одинаковая. А у розового при увеличении частоты мощность сигнала уменьшается. Что это значит? В розовом шуме низкие звуки интенсивнее и громче, чем высокие. Примером может быть звук пролетающего вертолета. Вы сразу отличите розовый шум на слух. Он более низкий, глубокий, чем белый. Только соблюдаем правила безопасности: источник звука должен находиться не ближе, чем на расстоянии метра от головы ребенка и его громкость не должна превышать 50 децибел. Создать, к примеру, белый шум может фен, но программа на телефоне удобнее. Например, вы знаете, что в 7:00 у вас начинается стройка за окном. Чтобы не бежать его закрывать, дайте команду телефону начать шуметь в нужное время.

С 6 месяцев можно подарить ребенку "сонного друга". Важно, чтобы он не играл с ним в течение дня. Для этого придумайте какую-то историю: пусть малыш знает, что когда он обнимет свою "Снежинку", к нему придет сон.

КАЧАТЬ ИЛИ НЕ КАЧАТЬ?

Открывает глаза на процесс укладывания спать знание одного простого факта. Мы все с вами в течение ночи просыпаемся во время смены циклов сна. Взрослые этих мини-побудок, как правило, не ощущают. Другое дело малыши: им нужно, чтобы была воссоздана ситуация, в которой они заснули. То есть, если ваш пупс сладко заснул у вас на груди, то ночью ему ее придется дать и не потому, что он голоден, а потому что такова природа его сна.

Соответственно, если вы его укачивали перед сном, то придется это повторить посреди ночи. Так что "качать или не качать?" — очевидно. Но возникает вопрос: что делать, когда уж полночь близится, а сна все нет. Консультанты-бэбислиперы отвечают: ловить окно в сонное царство.

МИССИЯ ВЫПОЛНИМА — ПОЙМАТЬ ОКНО В СОН

Специалисты высчитали, сколько ребенок определенного возраста должен спать и сколько бодрствовать. Чтобы поймать окно в сон, то есть время, когда его будет легче всего уложить спать (оно может составлять всего 5—15 минут), нужно знать его время бодрствования (ВБ).

Чем меньше малыш, тем оно, соответственно, короче. Например, у новорожденных оно может составлять всего 40 минут. Вот это вот ВБ нужно разделить на две фазы. Первая — время для всевозможных активностей, гимнастики, походов в бассейн и т.п.. Вторая — период, когда нужно дать нервной системе ребенка притормозиться, настроиться на сон (помните, что тормозные процессы созревают у разных детей в разное время (5—7 лет), поэтому из состояния драки в песочнице уложить маленького ребенка вы очень долго не сможете).