Open
Close

Какие определения могут быть в предложении однородными. Однородные определения: примеры

Эта статья поможет вам обобщить все ваши знания по теме "однородные члены предложения".

Однородные члены - слова, которые относятся к одному и тому же члену предложения или поясняются одним и тем же членом предложения и отвечают на один и тот же вопрос. Однородными могут быть любые члены предложения: подлежащие, сказуемые, второстепенные члены.

Как найти в предложении однородные члены

Чтобы найти однородные члены, нужно сначала найти главные члены, а затем составить все возможные словосочетания и выделить те слова, которые зависят от одного и того же слова и отвечают на один и тот же вопрос.

Однородные члены могут быть связаны между собой интонацией перечисления с союзами (и, а, но, да и другие), либо только интонацией перечисления (без союзов). Однородные члены в предложении графически отмечают, рисуя кружок над каждым однородным членом.

Пример простого предложения с однородными подлежащими:

О О О
Метели , снега и туманы покорны морозу всегда.

(Что?) метели, снега, туманы (каковы?) покорны. Это тот случай, когда однородные члены поясняются одним членом предложения.

Пример простого предложения с однородными сказуемыми:

О О
Старушка сорвала с грядки и подала Жене очень красивый цветок...

Старушка (что сделала?) сорвала. Старушка (что сделала?) подала. Однородные сказуемые относятся к одному и тому же члену предложения - подлежащему.

Пример простого предложения с однородными второстепенными членами:

О О
Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора.

Пора (какая?) короткая. Пора (какая?) дивная. Короткая, дивная - однородные второстепенные члены, а точнее - однородные определения.

Зачастую ученик принимает за однородные члены предложения неоднородные, возникает путаница и в запятых. Поэтому стоит обратить внимание на те слова, которые похожи на однородные члены, но ими не являются.

Не являются однородными членами предложения

  • повторяющиеся слова, употребляющиеся с целью подчеркнуть множество предметов, длительность действия, его повторяемость. Такие сочетания слов рассматривают как единый член предложения. Примеры:

Мы точно плавали в воздухе и кружились, кружились, кружились. Белые ромашки бегут под его ногами назад, назад;

  • повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей не, так. Примеры:

верь не верь, старайся не старайся, писать так писать, работать так работать;

  • сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный, например:

возьму и скажу, взял да и пожаловался, пойду посмотрю;

  • устойчивые сочетания с двойными союзами, между которыми запятая не ставится (!). Примеры:

ни взад ни вперёд, ни за что ни про что, ни рыба ни мясо, ни сном ни духом, и смех и грех, и так и сяк, и день и ночь, и смех и горе, и стар и млад, и так и эдак, и туда и сюда, ни больше ни меньше, ни жив ни мёртв, ни да ни нет, ни днём ни ночью, ни конца ни края, ни пуха ни пера, ни тот ни другой, ни прибавить ни убавить.

Однородные и неоднородные определения

В начальной школе не учат различать однородные определения и неоднородные определения. А между тем это важно, ведь в первом и втором случае запятые ставятся по-разному.

Однородные определения обозначают признаки разных предметов (английский, французский язык) или схожие признаки одного предмета (скучный, утомительный день).
Неоднородные определения характеризуют предмет или явление с различных сторон, часто выражено сочетанием качественного и относительного прилагательных (прекрасный струнный оркестр) либо качественными прилагательными разных смысловых групп (холодные крупные капли). Неоднородные определения стоят только перед определяемым словом.

Различие между однородными и неоднородными определениями заключается в следующем:

  • каждое из однородных определений относится непосредственно к определяемому слову;
  • первое определение из пары неоднородных относится к последующему словосочетанию.

Небольшая хитрость: если между определениями можно вставить без потери смысла союз и , то они однородные. Между неоднородными вставка и невозможна.

Стекла играют огоньками, точно мелкими драгоценными камнями.

Союз и вставить нельзя (мелкими драгоценными камнями ). Драгоценными камнями (какими?) мелкими. Интонации перечисления нет. Это неоднородные определения.

О О
В прихожей холодно, и пахнет сырой, промерзлой корой дров.

Возможна вставка союза и (сырой и промерзлой корой ). Есть интонация перечисления. Это схожие признаки одного предмета, они характеризуют предмет с одной стороны. Это однородные определения.

  • Не являются однородными определения-прилагательные, характеризующие предмет или явление с различных сторон.

Большие стеклянные двери были распахнуты настежь.

Большие стеклянные - обозначение размера и материала, это не однородные члены.

В моем архиве нашлась желтенькая школьная тетрадка, написанная беглым почерком.

Желтенькая школьная - обозначение цвета и предназначения, не однородные члены.

Но иногда в художественных произведениях могут встретиться предложения, в которых между определениями, характеризующими предмет с разных сторон, стоят запятые.

О О О
Наступила дождливая, грязная, темная осень (Чехов).

  • Определения считаются неоднородными, если одно определение выражено местоимением или числительным, а другое – прилагательным.

Почему ты не надеваешь свое новое платье?
Наконец мы дождались первых теплых дней.

Как ставить запятые между однородными членами

Теперь, когда мы научились находить однородные члены и отличать их от неоднородных, потренируемся в расстановке запятых.

Однородные члены предложения могут соединяться при помощи союзов и без помощи союзов.

  1. Если между однородными членами нет союзов, то ставится запятая.
  2. Перед союзами а, но, да в значении но , зато , однако в значении но между однородными членами всегда ставится запятая.
  3. Если однородные члены соединяет одиночный союз и, да в значении и, или, либо, то перед ним запятая не ставится.
  4. Если однородные члены соединяют повторяющиеся союзы и...и, ни... ни, или... или, либо... либо, то... то, не то... не то, то между ними запятая ставится . То есть, если союзы повторяются, то знаки препинания ставятся так же, как при бессоюзной связи. Запятая ставится между всеми однородными членами и в том случае, когда только часть их связана повторяющимися союзами, а остальные соединяются бессоюзной связью.
  5. В случае составных союзов (если не..., то; если не..., так; хотя..., но и; как..., так и; не только..., но и; не столько..., сколько; настолько..., насколько; не то что..., а; не то чтобы..., а) запятая между однородными членами ставится .

Между не однородными определениями запятая не ставится.

Если однородные члены разделяются запятой, то запятые ставятся только между ними.

О О О
Но я любил взлетанье птиц, и лодку, и на лодке вёсла.
О, и О, и О

Запятые стоят только между однородными членами (взлетанье, лодку, вёсла). Перед словом взлетанье нет запятой, потому что это первый из однородных членов.

О О О О
Смотрит солнце с небес, и блестит , и горит , по полям и лугам разливается .
О, и О, и О, О

Перед первым повторяющимся союзом и стоит запятая, потому что этот союз стоит между однородными членами (смотрит, блестит).

О О О
Я рассказал и про собаку, и про слонёнка, и про маленькую лань.
и О, и О, и О

Перед первым повторяющимся союзом и не стоит запятой, потому что он находится не между однородными членами, а перед первым из них.

Запятые в простых предложениях с однородными членами без союзов

  • Если союзов нет, между однородными членами всегда ставятся запятые. Пример:

О О О
Река раскинулась , течёт , грустит лениво...

Запятые в простых предложениях с однородными членами, соединенными одиночным союзом

  • Если союз и, да в значении и, или, либо одиночный, запятая перед ним не ставится.

О О
Ветки берёз и тополей глядят из сада.

О О О О
Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс!

  • Если между однородными членами стоит союз а, но, да в значении но , зато , однако в значении но , то есть противительный союз, то перед ним всегда ставится запятая.

О О
Не род, а ум поставлю в воеводы (Пушкин).

Союз однако следует отличать от вводного слова однако : союз можно заменить на синонимичный союз но. Если однако является союзом, то запятая ставится только перед ним.

О О
Задача была нетрудной, однако трудоёмкой. (Задача была нетрудной, но трудоёмкой.)

Если однако является вводным словом, то запятые ставятся с двух сторон.

Он, однако, остался спокоен.

Запятые в простых предложениях с однородными членами, соединенными повторяющимися союзами

  • Запятая ставится перед повторяющимися союзами только между однородными членами.

О О О
Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба.

О О О
Я обращал внимание и на крик птиц, и на их песни, и на полёт.

О О О О
Я люблю хлеб, и торт, и пирожные, и пряники.

  • Запятая ставится между всеми однородными членами даже когда только часть их связана повторяющимися союзами, а остальные соединяются без помощи союзов.

О О О О О
Он слеп, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив (Пушкин).

  • Если союз и соединяет однородные члены попарно, то запятая ставится только перед парными группами.

О О О О
Я счастлив и силён, свободен и молод (Брюсов).

  • Парные союзы могут соединяться повторяющимся союзом и.

О О О О
Мины рвались и близко и далеко, и справа и слева.

  • При двух однородных членах с повторяющимся союзом и запятая может не ставиться, если однородные члены образуют тесное смысловое единство (пояснительных слов такие однородные члены не имеют):

и братья и сёстры, и родители и дети, и тело и душа, и стихи и проза, и дни и ночи, и ножи и вилки и др.

Наиболее часто такие единства образуют антонимы:

и слава и позор, и любовь и ненависть, и радость и горе.

  • Иногда союз и кажется повторяющимся, но на деле это одиночные союзы, соединяющие однородные члены разных групп.

О О О О
Дома и на работе он искал и не находил покоя.

Первый союз и связывает однородные обстоятельства места: дома и на работе; второй союз и связывает однородные сказуемые: искал и не находил; поэтому каждый из этих союзов - одиночный, запятая не ставится.

Составные союзы

  • Однородные члены с составными союзами (если не..., то; если не..., так; хотя..., но и; как..., так и; не только..., но и; не столько..., сколько; настолько..., насколько; не то что..., а; не то чтобы..., а) разделяются только одной запятой, которая ставится перед второй частью союза.

О О
Я имею поручение как от судьи, так и от всех наших знакомых помирить вас с приятелем вашим.

Союзы а также , а то и могут иметь присоединительное значение (значение «и притом»). Обратите внимание, что после второго однородного члена предложения с таким союзом запятая не ставится (вспоминаем, что запятая ставится только между однородными членами). Например:

О О
Бывает трудно, а то и невозможно сразу разобраться в подобной ситуации.

Однородные члены в предложениях с обобщающим словом

В предложениях с обобщающими словами знаки препинания ставятся в соответствии с правилом: если обобщающее слово перед однородными членами - после него ставим двоеточие; если после однородных членов или предложение продолжается - после однородных членов ставим тире.

  • Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие. Пример:

Желтые кленовые листья лежали всюду: на дорожках, на скамейках, на крышах машин.

  • Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире. Пример:

На дорожках, на скамейках, на крышах машин – всюду лежали желтые кленовые листья.

  • Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после обобщающего слова ставится двоеточие, а после однородных членов – тире.

О О О
Всюду:
на дорожках, на скамейках, на крышах машин – лежали желтые кленовые листья.

С однородными членами в простых предложениях разобрались. Но как правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с однородными членами? Рассмотрим подробнее.

Сложные предложения с однородными членами

Чтобы правильно расставить запятые в сложно предложении с однородными членами, действуйте по алгоритму. Для начала определяем основы каждой части сложного предложения. Ставим между частями запятые. Теперь представьте, что каждая часть - это простое предложение. Находим однородные члены и расставляем запятые по приведенным выше правилам. Пример:

Находим главные члены:

Маленькая девочка стояла на шаре и потом вдруг побежала но шар завертелся под её ногами и она снова поехала вокруг арены.

Видим 3 основы: Девочка стояла, побежала. Шар завертелся. Она поехала. Это сложное предложение, состоящее из трех частей. Ставим между ними запятые.

Маленькая девочка стояла на шаре и потом вдруг побежала, но шар завертелся под её ногами, и она снова поехала вокруг арены.

Находим однородные члены (стояла и побежала). Определяем, нужны ли запятые между однородными членами. Они соединены одиночным союзом и. Запятая между ними не нужна. Получилось:

О О
Маленькая девочка стояла на шаре и потом вдруг побежала, но шар завертелся под её ногами, и она снова поехала вокруг арены.

Еще один пример:

Кто-то ей подал разные колокольчатые браслеты и она одела их себе на туфельки и на руки и снова стала медленно кружиться на шаре.

Находим основы. Кто-то подал; она одела и стала кружиться - 2 основы. Значит, это сложное предложение, состоящее из двух частей. Ставим между ними запятую.

Кто-то ей подал разные колокольчатые браслеты, и она одела их себе на туфельки и на руки и снова стала медленно кружиться на шаре.

Теперь находим однородные члены. В первой части однородных членов нет. Во второй части есть однородные сказуемые одела и стала кружиться . Она (что сделала?) одела. Она (что сделала?) стала кружиться. Однородные сказуемые соединены одиночным союзом и. Запятая перед ним не ставится.

Еще есть однородные второстепенные члены на туфельки и на руки . Одела (куда?) на туфельки. Одела (куда?) на руки. Они тоже соединены одиночным союзом и. Запятая не ставится. Итог:

Кто-то ей подал разные колокольчатые браслеты,

О О О
и она одела их себе на туфельки и на руки и снова
О
стала медленно кружиться на шаре.

И закрепим:

Девочка вдобавок умела светиться в темноте и она медленно плыла по кругу и светилась и звенела.

Выделяем основы. Девочка умела; она плыла/ светилась / звенела - 2 основы. Это сложное предложение из двух частей. Ставим между ними запятую.

Девочка вдобавок умела светиться в темноте, и она медленно плыла по кругу и светилась и звенела .

В первой части однородных членов нет, её не трогаем. Во второй есть однородные сказуемые, соединенные повторяющимся союзом и, значит ставим между однородными членами запятые.

Девочка вдобавок умела светиться в темноте,
О О О
и она медленно плыла по кругу, и светилась, и звенела.

Как видите, главное правильно определить основы и найти однородные члены, а уж расставить запятые проще простого!

А теперь потренируемся самостоятельно составлять предложения с однородными членами и правильно расставлять знаки препинания.

Распространенные ошибки при расстановке запятых в предложениях с однородными членами

Самая частая ошибка - запятую в простом предложении ставят не МЕЖДУ однородными членами, а перед первым из них или за последним из них. Запятая ставится МЕЖДУ однородным членами.

Вторая ошибка - "не отделяют мух от котлет", не дифференцируют части сложного предложения и однородные члены.

Будьте внимательны, расставляйте запятые по приведенному у нас на 7 гуру алгоритму и все получится!

Составьте несколько простых предложений с однородными членами

Мы приведем примеры, а вы по аналогии придумайте ещё пару-тройку похожих предложений.

О О О О
На лугу росли ромашки , васильки , колокольчики и незабудки .

О О
Собака скулила и лаяла от радости.

О О О
Осень была золотой, солнечной, теплой.

Несколько сложных предложений с однородными членами

О О
Кот влез на крышу будки, а собака пыталась подпрыгнуть и поймать его.

О О
Погода стояла ясная, солнечная, и ребята гуляли до самого вечера.

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Речь пойдёт об однородных членах предложения.

Урок 28 . Однородные члены предложения. Однородные члены, соединённые только интонацией. Однородные и неоднородные определения

Однородными называются члены предложения, которые соединены между собой сочинительной связью и обладают следующими признаками:

1) часто выступают одинаковыми частями речи, употреблёнными в одинаковой грамматической форме;

2) связаны между собой сочинительной связью, поэтому равноправны и не зависят друг от друга в отличие от компонентов словосочетания;

3) если это второстепенные члены, то они распространяют один член предложения и одинаково определяют его лексически;

4) в речи часто связаны между собой особой перечислительной интонацией.

Задание. Прочитайте два предложения и определите в них: а) грамматическую основу; б) руководствуясь признаками однородности, какие члены предложения однородны.

1) Нужно было продавать мебель, лошадей, дачу. (А. Чехов)

2) Земля, воздух, месяц, звёзды скованы вместе, склёпаны морозом. (А. Пушкин)

Перечисленные признаки однородности и выполненное задание показывают, что:

а) каждый из однородных членов и все вместе выступают одинаковыми членами предложения: в первом примере дополнениями, во втором - подлежащими и сказуемыми;

б) однородными могут быть любые члены предложения - и главные, и второстепенные.

I. Однородные члены, связанные только интонацией. Члены предложения, не являющиеся однородными

При однородных членах, связанных интонацией, на письме используются знаки препинания запятые, точка с запятой и тире.

1. Запятая - наиболее распространённый знак препинания, отделяющий друг от друга однородные члены, связанные интонацией перечисления (между ними можно вставить соединительный союз и ), например:

У набережной теснятся пароходы, шхуны, баржи . (А. Серафимович)

Предложения с однородными членами могут быть осложнены обособленными второстепенными членами. При постановке знаков препинания следите за интонацией высказывания, а затем анализируйте структуру предложения, например:

Книги - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старика юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. (А. Герцен)

Задание. Объясните все знаки препинания в этом предложении. Какие члены предложения однородны?

2. Точкой с запятой разделяются распространённые однородные члены, связанные интонацией перечисления, особенно если внутри них есть запятые. Как правило, это происходит в том случае, если в речи высказывание делится на чёткие части-картинки, например:

Вдоль оврага по одной стороне опрятные амбарчики, клетушки с плотно закрытыми дверями; по другой стороне пять-шесть сосновых изб с тесовыми крышами. (И. Тургенев)

Задание. Докажите, что это неполное предложение. Какой член предложения отсутствует?

3. Тире ставится, если однородные члены связаны противительными отношениями, то есть противопоставляются друг другу, и между ними можно вставить союзы а или но . В речи на месте противительного союза делается интонационная пауза, например:

Не рыбачий парус малый - корабли мне снятся. (Н. Некрасов)

Сравните синонимичное предложение с союзом: Не рыбачий парус, а (но) корабли мне снятся.

Задание. Вспомните о фигуре речи бессоюзии. В чём её суть?

4. Есть слова и выражения, которые не являются однородными членами, используются в основном в разговорном, художественном и художественно-публицистическом функциональном стилях и придают речи образность. Такие слова и выражения могут вообще употребляться без знаков препинания, отделяться запятой и дефисом.

Никакими знаками препинанияне отделяются:

1) два глагола, входящие в осложнённое простое глагольное сказуемое. Сказуемое в этом случае представляют собой единое смысловое целое, например:

Пойду коня овсом накормлю ;

2) входящие в осложнённое сказуемое повторяющиеся одинаковые формы слов, соединённые частицами не, так (верь не верь, хочешь не хочешь, писать так писать, надо так надо) , например:

Хочешь не хочешь , а придётся пойти на уступку.

Запятая ставится между повторяющимися словами, употребляемыми с целью подчеркнуть множество предметов, длительность действия и т. д. Эти слова выступают как один член предложения, например:

Белые пахучие цветы ромашки бегут под его ногами назад, назад . (А. Куприн)

Дефис ставится:

1) между повторяющимися словами, если повторение имеет целью усилить действие или признак; при этом они произносятся с единой интонацией, отличной от интонации перечисления, например:

По синему-синему небу плывут облака. (А. Н. Толстой);

2) между парными сочетаниями-синонимами (узнать правду-истину) , сочетаниями-антонимами (условия купли-продажи) , сочетаниями ассоциативного характера (собирать грибы-ягоды) , которые представляют собой единое понятие, например:

Мы позвали соседа с другой стороны и не раз сходили, того-сего отведали, но всё натрезво. (Н. Лесков)

II. Однородные и неоднородные одиночные согласованные определения

Прежде чем приступить к изучению параграфа, вспомните:

а) какие прилагательные относятся к качественным, какие к относительным;

б) какие определения называются согласованными;

в) причины обособления согласованных определений.

При соседстве одиночных согласованных определений, выраженных прилагательными и причастиями, немалую трудность вызывает установление их однородности и неоднородности, поскольку между однородными определениями ставится запятая, а между неоднородными - не ставится.

Определения однородны (ставится запятая) Определения неоднородны (не ставится запятая)

1. При обратном порядке слов, когда согласованные определения стоят после определяемого слова, например (следите за интонацией):

Алёша подал ему зеркальце, маленькое, складное, кругленькое .

2. При прямом порядке слов, когда согласованные определения стоят до определяемого слова, если выраженные ими прилагательные или причастия объединяются по каким-то общим признакам (по внешнему виду, сходству производимого впечатления, причинной связью и т. д.). Тогда:

1) каждое определение непосредственно относится к определяемому существительному;

2) между определениями есть синонимические отношения, возникает интонация перечисления, когда допускается постановка союза и .

Например: Большой, толстый, откормленный боров рыл носом землю у самого дома.

Боров и большой, и толстый, и откормленный; все определения характеризуют определяемое существительное как "внешний вид предмета".

3. При прямом порядке слов, если это определение-эпитет:

Мрачная, бесприютная ночь застала путников в лесу.

4. При прямом порядке слов, если первое определение прилагательное, а второе - причастный оборот:

Было как-то грустно в этом старом, уже тронутом осенью саду.

При прямом порядке слов, если выраженные ими прилагательные или причастия характеризуют предмет с разных сторон, то есть представляют признаки, относящиеся к разным понятиям. Тогда:

1) предшествующее определение относится к сочетанию последующего определения с определяемым существительным;

2) между определениями нет синонимических отношений, не возникает интонации перечисления и нельзя вставить союз и .

Например: Алёша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце, стоявшее на комоде. (Ф. Достоевский)

Три определения, относящиеся к дополнению зеркальце , неоднородны: а) прилагательные, выраженные ими, характеризуют предмет с разных сторон: маленькое указывает на размер предмета, складное - на свойство, что с этим предметом можно делать, кругленькое - на внешний вид; б) каждое предыдущее определение относится к сочетанию последующее определение (определения) + существительное: маленькое складное кругленькое зеркальце (складное кругленькое зеркальце могло быть большим), складное кругленькое зеркальце (кругленькое зеркальце могло быть не складным).


Задание.
Однородные определения-эпитеты служат образованию стилистической фигуры градации. В чём стилистическое значение градации?

Из примеров в таблице видно, что однородные определения чаще всего выражаются качественными прилагательными. Неоднородные определения обычно выражаются сочетанием качественного и относительного прилагательных, поскольку обозначают разные признаки.

Запятая между определениями, выраженными прилагательными разных разрядов, ставится в том случае, если есть близость лексических значений, и относится к факультативным знакам препинания, например:

Кончалась летняя, тёплая ночь. (И. Соколов-Микитов) - Здесь, по авторскому мнению, понятие тёплая выступает составной частью понятия летняя .

Задание. Прочитайте предложения, в которых определения стоят после определяемого слова и поэтому однородны. Переделайте каждое предложение так, чтобы определения стояли до определяемого слова. Проанализируйте фразовую интонацию в том и другом случае и оцените стилистическое значение порядка слов.

1. Катя быстро сняла с руки перчатку, красивую, бархатную. 2. Женщины бросились к солдату, раненому, шедшему впереди. 3. Через несколько шагов дерево, большое, похожее на огромного великана, преградило нам путь. 4. У самой дороги стоял дуб, корявый, старый, приземистый. 5. Мальчишки, незагорелые, только что приехавшие на каникулы, ловили с лодки рыбу.

Связанные каждое непосредственно с определяемым словом и находящиеся в одинаковых отношениях к нему. Определения однородны:

1) если обозначают отличительные признаки разных предметов, указывают на разновидности предметов одного и того же рода. Внизу в синих, желтых, лиловых пятнах мерно качалось отражение города (С а я-н о в);

2) если обозначают различные признаки одного и того же предмета, характеризуя его с одной какой-либо стороны. Любил Чапаев сильное, решительное, твердое слово (Фурманов). Логической основой однородности определений в этом случае является возможность объединить выражаемые ими признаки (видовые) более широким (родовым) понятием. Так, в предложении: В лабиринте кривых, узких и немощеных улиц вечно шмыгал народ (Г.Николаева) - объединяющее понятие может быть выражено словом “неблагоустроенные

Однородные определения могут характеризовать предмет также с разных сторон, но при этом контекст создает условия для сближения выражаемых ими признаков (объединяющим признаком может служить отдаленное общее понятие, сходство производимого перечисляемыми признаками впечатления, причинная,связь между ними, внешний вид, общая положительная или отрицательная оценка в т. д.). Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку (Тургенев) (внешний вид). Выл лунный, ясный вечер (Ч е х о в), (“лунный, а потому ясный”). Мел кий вождь с упорным, мелким скрипом струился по стеклам окон (объединяющее понятие - “надоедливый”, “назойливый”). Влажные, темно-серые тучи недвижно висели над городом (объединяющее понятие - “несущие дождь”). Я много раз встречался с атим обаятельным, остроумным человеком (общая характеристика положительная). Вошла сухопарая, рыжая, красноносая девица в синем клетчатом платье (лицо характерияуется со стороны непривлекательной внешности). Определения, обозначающие различные прнанаки предмета, однородны:

а) если в условиях контекста синонимически сближаются. Всюду тянулась без конца бурая, невеселая равнина (Чехов);

б) если представляют собой эпитеты (художественные определения). Его бледно-голубые, стеклянные глаза разбегались (Тургенев);

в) если образуют смысловую градацию. Наконец приходит долгая, скучная, буранная зима (Аксаков);

г) если выражены именем прилагательным и следующим за ним причастным оборотом, что объясняется большей смысловой нагрузкой второго определения и нарастанием семантических или эмоциональных оттенков всей конструкции даже при различии обозначаемых признаков. Сквозь маленькое, затянутое льдом оконце... пробивался лунный свет (3 а к р у т к и н);

д) если являются постпозитивными, что создает непосредственную связь каждого из них с определяемым словом и придает им одинаковую смысловую самостоятельность. Я хочу изведать тайны жизни мудрой и простой (Брюсов);

е) если противопоставляются сочетанию двух определений при том же определяемом существительном. Эти пуговицы пришиты тонкими, шелковыми нитками, а те-толстыми, бумажными.

Разрабатывая новый урок, мы задаем вопросы: что будем изучать, зачем и как? Определяя цель, мы ориентируемся на уровень класса: лицейский – нелицейский, а также на профиль – гуманитарный или негуманитарный. После этого можно сделать выбор, каким материалом пользоваться – заранее подготовленным или привлекаемым по ходу урока. Не забывая “дальнюю” цель – становление языковой личности учащегося, в гуманитарном классе ставим задачи перед каждым учеником – определить собственную позицию: говорящий – пишущий, слушающий – читающий. В обоих случаях исследуются примеры, в которых при определенных условиях существует (или отсутствует) языковое явление, например, когда согласованные определения будут или не будут однородными. При этом пунктуационное правило перестает быть организующим центром, оно усваивается как следствие, вытекающее из анализа словосочетаний или предложений. Ученик приходит к выводу: существуют разные варианты постановки знаков препинания.

В негуманитарном, нелицейском классе цель может быть сформулирована по-другому: необходимо грамотно и осознанно использовать в речи конструкции с однородными/неоднородными определениями. Отсюда задачи: выяснить, когда между согласованными определениями ставится/не ставится запятая, научиться правильно читать и писать предложения с однородными/неоднородными определениями, уметь грамотно их составлять.

Самостоятельное исследование по теме “Однородные и неоднородные определения” способствует более прочному усвоению, лучше сохраняется долговременной памятью. Его мы предлагаем в гуманитарном классе в форме лабораторной работы.

Предварительное домашнее задание на повторение пройденного – ответить на вопросы, подобрать примеры:

– Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

– Какой член предложения называется определением?

– Какие прилагательные относятся к качественным, относительным?

– Каковы признаки подчинительной связи “согласование”?

– Слова каких частей речи согласуются с существительным?

– Какие сочинительные союзы являются соединительными?

– Какие вы знаете разделительные и противительные союзы?

(Вопросы можно дать по вариантам, раздать по группам.)

ХОД ПЕРВОГО УРОКА

I. Подготовительный этап

1. Проверка домашнего задания.

2. Работа с понятиями однородный/неоднородный.

1) Даны два ряда синонимов. Решите, с какими синонимами сочетается слово определение в качестве лингвистического термина.

а) Разнородный, смешанный, разноликий, разнотипный, разношерстный, неоднородный, гетерогенный.

б) Похожий, одинаковый, близкий, подобный, вылитый, аналогичный, гомогенный, неоднородный.

2) Подумайте, что означают словосочетания: однородные определения, неоднородные определения.

II. Основной этап

1. Актуализация внимания. Мотивация.

Ученик, рассказывая историю появления в доме сорочонка, написал: “Я шел по осеннему и сырому парку, как вдруг не то под желтой, не то под высокой лиственницей увидел что-то непонятое. Потом из куста выскакнул кто-то маленький и черный, и с белой грудкой”.

Описывая характер птенца, ученик составил следующие словосочетания: самостоятельный и независимый, драчливый и своевольный; или аккуратный, или капризный.

Какие речевые и грамматические ошибки вы бы отметили?

2. Форма урока.

3. Тема занятия.

5. Задача.

6. Работа с раздаточным материалом.

Задание. Внимательно прочитайте примеры из книги А.М. Зимина “Незнакомый знакомый лес” и заполните таблицы.

Однородные определения

Признаки и условия однородности Примеры
1. Перечисляют признаки разных предметов
2. Характеризуют предмет с какой-либо одной стороны, обозначают состояние
3. Последующее определение поясняет, уточняет предыдущее
4. Между определениями можно вставить союз и
5. Стоят после определяемого слова
6. Выражены прилагательным и причастным оборотом
7. Выражены качественными прилагательными

Рядом с баней растет высокая, толстая черемуха. На березу прилетел зяблик и запел короткие, веселые песни. Нигде я еще не видел столько белых и желтых лилий. Елки дышали в лицо теплым и густым ароматом хвои. По течению плывут крупные и мелкие пузыри. Сыроежка стоит на дороге открыто – мокрая, розовая, радостная. Березы оделись в золото, осины и клены – в желтые, оранжевые и пурпурные платья. На сером, не обсохшем от вешней воды берегу раскрыл ярко-желтые бутоны кустик калужницы. Рядом в траве я нашел два молодых, подрумянившихся на солнце белых гриба. Когда весной улетят зимние птицы, с юга ласточки в гости пожалуют: и деревенские, и городские. Казалось, воробьи собрались сюда не обедать, а затеяли с хлебной коркой очень интересную, но непонятную для меня игру. Дождинки падают все чаще и чаще, и вот уже идет тихий, теплый, неторопливый дождик, от которого не хочется прятаться ни под елкой, ни под клеенкой. Под елкой росли долговязые, подрумяненные, как булочки, белые грибы-еловички, около сосен стояли круглые, красновато-коричневые боровики-бочонки. Пузан-боровик весь на виду, солидный и гордый.

Неоднородные определения

Небольшое круглое лесное озеро. Я нашел удобный плоский камень в воде. На осинке появились молодые розовые листья. Подальше от воды стояли тихие неподвижные сосны. Запели в светлом березовом лесу зяблик и пеночка-весничка. Я шел по черному горелому берегу речки. Дрова искать в темноте было трудно, и я поддерживал огонь сухой прошлогодней травой. Утенок подплывает к коряге-тюленю, что-то собирает с его мокрой гладкой спины и о чем-то с ним разговаривает. В неясных серых кустах без устали скрипит коростель. Иду по заросшей узкой дороге. Все чаще дорогу перегораживают упавшие сухие суковатые деревья. Раздвигаю траву и вылавливаю из нее крупные спелые ягоды. Здесь вокруг меня кипит удивительная суматошная жизнь. По сырому мшистому ельнику росли только красные болотные сыроежки. Прошумела над лесом грозовая туча и оставила на дороге чистые теплые лужи.

7. Составление схем.

Однородные определения – ,

неоднородные определения –

III. Заключительный этап

1. Оценка своего состояния и своей работы.

2. Замечания и предложения по уроку.

IV. Домашнее задание (по выбору учащихся)

1) Подобрать 8–10 предложений с однородными – неоднородными определениями;

2) подобрать текст, содержащий предложения с однородными – неоднородными определениями;

3) придумать 8–10 предложений с однородными – неоднородными определениями;

4) составить текст, содержащий предложения с однородными – неоднородными определениями.

Материал для второго урока

1. Будьте внимательны! Определите, во всех ли предложениях согласованные прилагательные являются определениями. (Не во всех. В примерах 1, 3, 5 прилагательные являются частью составного именного сказуемого.)

1) Высохший мох похрустывал под ногами, а морошка была на удивление сочной и крупной.

2) В луче света мельтешит серебряный ночной мотылек.

3) Речка здесь узкая, берега высокие и крутые.

4) Я пришел собирать морошку в жаркий безветренный день.

5) Толстая подстилка из опавшей листвы была сухой и мягкой.

2. Объяснительный диктант.

1) К нашей стоянке на берегу озера, гудя басом, прилетела шмелиная матка в черной пушистой шубке с желтым поясом.

2) Казалось, что осень развесила на осине разноцветные праздничные фонарики.

3) Вода в реке уже остыла от длинных холодных ночей и за день не успевает согреться.

4) В кустах послышались сильные, резкие, тревожные крики дрозда.

5) Я втиснул в рюкзак свою большую грибную корзину, и вместе с сыном мы подались на наши заветные места к Родниковому озеру.

6) Болотная трава пушица подобралась к самому озеру, ее головки в белых пуховых шапочках склонились к воде и стали к чему-то прислушиваться. (А.Зимин)

3. Спишите, озаглавив, текст, объясните постановку знаков препинания. Сверьтесь с авторской пунктуацией.

Небо чистое синее солнце хотя и не очень теплое но яркое праздничное. В небе серебрятся осенние паутины. Вдоль дороги разноцветье осин. Когда налетает ветер осины бросают в меня ворохи красных желтых и оранжевых листьев. Я ловлю листья на лету снова подбрасываю их кверху радуясь вместе с осинами погожему осеннему дню.

И вдруг в заветрии, в тени густых елок, заметил притихшую молодую осинку с черными листьями. Какое же у нее горе? Подошел к ней постоял рядом но помочь ей не мог даже расспросить не сумел.

ОСИНКА В ТРАУРЕ

Небо чистое, синее, солнце хотя и не очень теплое, но яркое, праздничное. В небе серебрятся осенние паутины. Вдоль дороги разноцветье осин. Когда налетает ветер, осины бросают в меня ворохи красных, желтых и оранжевых листьев. Я ловлю листья на лету, снова подбрасываю их кверху, радуясь вместе с осинами погожему осеннему дню.

И вдруг в заветрии, в тени густых елок, заметил притихшую молодую осинку с черными листьями. Какое же у нее горе? Подошел к ней, постоял рядом, но помочь ей не мог, даже расспросить не сумел. (А.Зимин)

4. Спишите текст, вставьте на месте пропусков однородные или неоднородные определения. Подчеркните волнистой линией однородные определения.

УЛЕТАЮТ ГУСИ

Идет дождь. С ветром. То моросящий, то _______, _______, _______. В мокром _______ небе кричат улетающие на юг гуси, кричат ночью и днем, иногда так высоко, что их в дожде и не видно, а то совсем низко, над самым лесом. И тогда кажется, что их вместе с облаками несет к югу порывистый _______ ветер. Кланяются вслед осины и березы, машут ветками. С веток срываются красные и _______ листья и летят за гусями. Вместе с листьями летит стайка зябликов. Начинаешь путать, где зяблики и где листья. Но вот зяблики улетели, а листья, обессилев, падают на _______ _______ от тяжелых дождей траву, на грязную и _______ дорогу, на рябые _______ лужи. За березняком снова слышатся крики гусей. Ветер уносит к югу еще одну гусиную стаю. (А.Зимин)

5. Тест. Укажите номера предложений с однородными определениями.

1) Из-за поворота вышла большая и лохматая, какого-то неопределенного цвета собака.

2) Гуси заметили щенка и, недовольно гогоча, собрались теснее, распекая его на разные лады. Особенно старался большой белый гусак, вожак стаи.

3) Получив порцию молока, лосенок ложился тут же под молодой раскидистой березкой и отдыхал до обеда.

4. Приближалась зима. Лисанькина шуба стала пушистой и густой.

5) К осени лисанька превратилась во взрослую красивую лису и стала доставлять нам хлопоты.

6) Кошка скосила глаза и увидела, как мышонок, маленький, серый, с длинным, волочащимся по полу хвостом, забегал неподалеку, настороженно поглядывая в ее сторону.

7) Куры, словно дохлые, лежали в пыли на боку, воробьи сидели на заборе, поблизости от старого тазика, из которого, не торопясь, став на его край лапами, лакала белая с желтыми пятнами кошка.

8) Не успела Найда добежать и до первых кустов, как в нос шибануло лисьим запахом – сильным, нестерпимым.

9) Лиса вильнула к оврагу, скатилась вниз по склону и сразу же наверх, перескочила через замерзший ручей, продралась сквозь густые и колючие кусты, оставляя на них клочья рыжей шерсти, и стала забирать вправо.

10) Весна выдалась ранняя и на редкость скорая. (В.Свинцов)

Ответ. 1, 4, 6, 8, 9, 10.

При изучении новой темы в нелицейских классах, как показывает многолетняя практика, лучше всего идти от опыта детей: усвоение материала всегда выше, если сначала разбираются примеры словосочетаний, предложений, текстов, придуманных учениками, и только потом – из учебника. По этой причине работа по теме “Однородные и неоднородные определения” может быть построена следующим образом:

1. Загадка.

Об этой птице в пословице говорится, что она да воробей – морские захребетники. Может быть одновременно полудомашней и дикой. (Голубь.)

2. Беседа.

– Как вы думаете, верно ли составлено словосочетание голубь смелый и полудомашний ?

(Нет, допущена речевая ошибка, так как назван признак, определяющий характер голубя, и указан признак, определяющий среду обитания.)

– Можно ли сказать голуби почтовые и декоративные ?

(Можно, потому что указаны признаки, обозначающие предназначение голубей.)

– Грамотно ли составлено словосочетание оперенье белое, голубое и коричнево-бурое ?

(Да, прилагательные обозначают цвет.)

– Есть ли речевая ошибка в предложении Питаются голуби семенами бобовых и злаковых ?

– Здесь: поперечная белая полоска на пояснице ? Или: широкая темная полоса на конце хвоста ?

(Словосочетания составлены без ошибок.)

– Определения в словосочетаниях согласованные, но однородные ли?

(Неоднородные.)

– Приведите пример, где определения, на ваш взгляд, являются однородными.

3. Сообщение темы урока.

4. Предложение – в конце занятия самостоятельно сформулировать цель урока.

5. Движение темы. Работа с материалом.

Задание 1. Рассмотрите рисунок. Прочитайте предложения.

В каком предложении определения выражены качественными прилагательными? Какими по разряду являются прилагательные в первом предложении? Чем выражены определения в третьем предложении? Где определения однородные, неоднородные? Обратите внимание на постановку знаков препинания. В каком случае между определениями нельзя вставить союз и? Попытайтесь сформулировать пунктуационное правило.

Задание 2. Рассмотрите рисунок.

Составьте словосочетания: качественное прилагательное + качественное прилагательное + существительное, а также качественное прилагательное + относительное прилагательное + существительное (порядок слов можно менять). Составляя словосочетания первого вида, опишите клюв, крылья, лапки, хвост голубей. Составляя словосочетания второго вида, учтите размер, возраст, оперение, выносливость, предназначение, среду обитания птиц.

Задание 3. Опишите характер каждой птицы, используя подходящие определения.

Независимый, неприхотливый, осторожный, сдержанный, скрытный, смелый, неуживчивый, гордый, кроткий, важный, спокойный, драчливый.

Задание 4. Прочитайте текст. Кратко перескажите. Найдите неоднородные определения и объясните постановку знаков препинания.

Голубь – символ чистоты, кроткого нрава, также нежности и любви. В ряде традиций голубь выступает как небесный вестник и как символ души умершего. Так, по поверью славян, душа умершего превращается в голубя. Кроме того, он является жертвенным животным.

Белый почтовый голубь, извещавший греческие полисы о победе Олимпийских игр, стал прообразом голубя мира с оливковой ветвью в клюве, так как во время игр в Греции объявлялся мир. Античную символику воскресил художник Пикассо, нарисовав для Всемирного конгресса мира белого махрового почтового голубя. (По В.В. Адамчику)

Задание 5. Найдите в тексте и выпишите однородные и неоднородные определения в составе словосочетаний. Объясните постановку знаков препинания.

Канюк – крупная хищная птица, заметно крупнее вороны, с заостренным крючковатым клювом. Окраска у него простая: от серовато-охристой до темно-бурой, низ более светлый, с продольными пестринами. Короткий закругленный хвост в поперечных полосах. У летящей птицы снизу широких крыльев видна светлая полоса. (В.Д. Ильичев)

Задание 6. Спишите текст, расставьте знаки препинания. Подчеркните волнистой линией однородные определения и прямой чертой – неоднородные.

У камышевки тонкий заостренный клюв коричневатое сверху и серовато-охристое снизу оперение. Стройная подвижная, она быстро и маневренно перемещается в кронах и кустарнике ведет скрытный образ жизни хотя и не боится человека. Активна в светлое и ночное время. (По В.Д. Ильичеву)

6. Формулирование цели занятия.

7. Обобщение.

– Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны или с разных сторон? (С одной стороны.) При этом прилагательные чаще всего относятся к какому разряду? (Это качественные прилагательные.)

– Когда однородные определения перечисляют признаки разных предметов? Приведите пример.

– Верно ли, что неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон? (Верно.)

– При каком условии между согласованными определениями ставится запятая? (Если они однородные.)

8. Итог урока.

9. Домашнее задание.

Прочитайте и перескажите по учебнику параграф, выберите и письменно выполните одно упражнение.

Дополнительный материал для контроля и коррекции: работа с текстами В.Ильичева (6-й вариант адаптирован).

1) Прочитайте текст.

2) Определите тип и стиль речи.

3) Найдите и выпишите однородные и неоднородные определения, укажите их признаки. Объясните знаки препинания.

Вариант 1

Белый аист – крупная, статная птица с черными на концах крыльями, удлиненным красным клювом и красными ногами.

Аист много ходит по земле, хорошо летает, прерывая полет парением. Не имея голоса, он характерно трещит клювом.

Обитает эта птица в степной и лесостепной зоне западной части России. Охотно селится в населенных пунктах, на полях и в болотистых лугах. Зимует в Африке. Гнезда белый аист устраивает на столбах, крышах домов или больших деревьях.

Его пища – лягушки, мыши, насекомые.

Вариант 2

Кто же не видел эту умную и осторожную птицу! Черноголовая, с заостренным черным клювом, черными сильными ногами и закругленным хвостом. Снизу она серая, такого же цвета шея и спина.

Удивительно, но серая ворона относится к певчим птицам, хотя назвать пением ее неблагозвучное пронзительное карканье, щелканье и треск трудно. Она хорошо летает, быстро ходит по земле, ловко лазает по ветвям. Много времени проводит в кронах деревьев и на зданиях. Ведет оседлый образ жизни, предпринимает кочевки в осенне-зимний период.

Вариант 3

Конек лесной – изящная птичка, мельче и стройнее воробья, с тонким прямым и заостренным клювом, длинными ногами, слабо вырезанным хвостом. Летом ее спинка покрыта глинисто-сероватыми пятнами и пестринами. Брюшная сторона охристо-желтоватая, с широкими пестринами на зобе и груди. Ноги розовые, задний палец с удлиненным и изогнутым когтем. Крайние перья хвоста белые.

Вариант 4

Несмотря на такое непочтительное название, пустельга – хищник, хотя и мелкий, размером с голубя. Это птица с длинным ступенчатым хвостом, широкими закругленными крыльями, заостренным крючковатым клювом. У самцов голова, хвост и надхвостье сизые, крылья и спина в черных пятнах, хвост серый, с черной и белой каймой на вершине, нижняя сторона охристая, с бурыми продольными пятнами. У самки верх бурый, с поперечным рисунком на спине, плечах и хвосте, голова с продольными полосами.

Вариант 5

Трудно представить себе человека, который не знает синицу! Вот она: чуть меньше воробья, с прямым заостренным клювом, недлинными цепкими ножками. Верх головы у синицы блестящий, черный, затылок и щеки белые, спина зеленоватая, желтый низ с черной продольной полосой, широкой у самцов и узкой у самок. На серо-голубом крыле светлая поперечная полоса, крайние перья хвоста белые. Эта подвижная, ловкая птица, активная днем, много времени проводит в кронах деревьев, в кустарниках, на земле. Человека не боится, особенно детей.

Вариант 6

Зимнюю природу украшают наши любимцы – красавцы снегири. Обыкновенный снегирь крупнее воробья. У него толстый, короткий, сильно вздутый черный клюв. Оперенье мягкое, длинное, густое. Хвост черный, прямообрезанный. Сильные и цепкие ноги удерживают птицу на ветке дерева вниз головой, когда она тянется за ягодами и семенами. У самцов низ ярко-красный, у самок – беловато-серый, у обоих темя, лоб, щеки, крылья и хвост блестяще-черные. Спина серая, низ брюшка, надхвостье и подхвостье белые.

Т.В. СЕНЮШКИНА,
лицей “Сигма”,
г. Барнаул

К одному и тому же слову в предложении может относиться несколько определений, которые могут быть однородными и неоднородными. При бессоюзной связи запятыми отделяются только однородные определения, а между неоднородными определениями запятая не ставится .

I. Определения однородны:

1. если обозначают отличительные признаки разных предметов, характеризуя их с одной стороны.

  • … на огромном расстоянии разлёгся город и тихо пламенел и сверкал синими , белыми , жёлтыми огнями. (В. Г. Короленко)
  • (Одни огни синие, другие - белые, третьи - жёлтые.)

2. если обозначают различные признаки одного и того же предмета, характеризуя его с одной стороны.

  • Любил Чапаев сильное , решительное , твёрдое слово.
  • (Д. А. Фурманов)

3. если характеризуют предмет либо только с положительной стороны и их можно оценить знаком «+», либо только с отрицательной стороны и их можно оценить знаком «-».

  • … я видел женщину молодую , прекрасную , добрую , интеллигентную , обаятельную .
  • (А. П. Чехов)
  • Наступила дождливая , грязная , тёмная осень.
  • (А. П. Чехов)

4. если представляют собой образные определения (эпитеты).

  • Сухим , металлическим блеском горят его воспалённые серые глаза.
  • (По Д. А. Фурманову)
  • Нас встретил пустой , заброшенный дом. (Прил. + прич. )
  • Люблю я по утрам крепкий , горячий , пробуждающий кофе. (Прил. + прич. )
  • То была первая , не замутнённая никакими опасениями радость открытия. (Прил. + прич. оборот. )
  • (Д. А. Гранин)

6. если стоят после определяемого слова.

  • По обеим сторонам просеки красовались сосны высокие , корабельные .
  • (Ср.: высокие корабельные сосны.)

7. при описании внешности .

  • Почти у самого дома нас встретила скромная , застенчивая , деревенская девочка лет восьми.

8. если противопоставляются другим определениям, относящимся к тому же определяемому слову.

  • Мы проезжали то маленькие , безлюдные станции , то узловые , оживлённые .

Каждое из однородных определений непосредственно связано с определяемым словом .

II. Определения неоднородны:

1. если относятся не непосредственно к определяемому , а к сочетанию существительного со стоящим перед ним определением.

  • Представляете ли вы себе скверный южный уездный городишко?
  • (А. И. Куприн)
  • (Ср.: уездный городишко - южный уездный городишко - скверный южный уездный городишко.)
  • Холли нарядилась в изумительное обтягивающее кружевное платье.
  • (С. Ахерн)

2. если характеризуют предмет с разных сторон .

  • Черника - это кустарничек с маленькими круглыми пресными чёрно-голубыми ягодами. (Размер - форма - вкус - цвет.)

Неоднородные определения могут стать однородными, если в контексте приобретают какой-то общий признак.

  • Начался мелкий , колющий дождь. (Общий признак этих определений - неприятное ощущение.)
  • В подарок был куплен красивый шёлковый платок.
  • Работая здесь, он приобрёл огромный политический опыт.

III. Некоторые случаи допускают двоякое толкование :

  • Ср.: Она одела новую , норковую шубу.
  • Она одела новую норковую шубу.

Постановка запятой в первом случае означает, что второе определение поясняет первое (Она одела новую, а именно норковую шубу).

Отсутствие запятой во втором случае означает, что определение новый относится к сочетанию норковую шубу (Она одела новую норковую шубу, хотя есть и другая норковая шуба, по-видимому, уже старая) .