Open
Close

Камозин павел михайлович биография. Воздушный пианист - павел камозин

Павел Михайлович Камозин - Дважды Герой Советского Союза, лётчик-истребитель, заместитель командира эскадрильи 269-го истребительного авиационного полка 236-й истребительной авиационной дивизии 5-й Воздушной армии Северо-Кавказского фронта, командир эскадрильи 66-го истребительного авиационного полка 329-й истребительной авиационной дивизии 4-й Воздушной армии 2-го Белорусского фронта.

Родился 16 июля 1917 года в городе Бежица (ныне район города Брянска) в семье рабочего. В 1931 году окончил 6 классов и поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ), работал слесарем на заводе "Красный Профинтерн" (ныне ОАО "Брянский машиностроительный завод"), с 1934 года учился в аэроклубе. В Красной/Советской Армии с 1937 года. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.

Великую Отечественную войну П.М. Камозин встретил в Киевском особом военном округе, преобразованном в Юго-Западный фронт. Свой первый боевой вылет на истребителе "И-16" он совершил на второй день войны, 23 июня 1941 года. Ранение в ступню навылет - печальный результат боевого крещения будущего воздушного аса…

Вместе со своей частью он направляется переучиваться на истребители "ЛаГГ", становиться инструктором, и возвращается на фронт лишь через год…

Свой первый боевой вылет в составе 246-го истребительного авиаполка 236-й истребительной авиадивизии 5-й Воздушной армии Закавказского фронта командир звена, младший лейтенант П.М. Камозин ознаменовал победой! В воздушном бою на туапсинском направлении, под Шаумяном он сбивает гитлеровский истребитель "мессершмитт" - "Ме-109", а в первый месяц боёв им были уничтожены четыре вражеских самолета, среди которых, вооружённый четырьмя пушками и шестью пулеметами бомбардировщик "дорнье" - "Do-217". Боевое мастерство молодой лётчик постигает у такого виртуозного истребителя, как майор Д.Л. Калараш, с которым он неоднократно вылетал на боевые задания. А после его гибели, в ноябре 1942 года, Камозин сбивает в одном бою сразу три "мессершмитта": два 109-х и 110-ый…

К концу апреля 1943 года заместитель командира эскадрильи 296-го истребительного авиаполка младший лейтенант П.М. Камозин совершил 82 боевых вылета на сопровождение бомбардировщиков, прикрытие войск, разведку и штурмовку. В 23-х воздушных боях лично сбил 12 вражеских самолётов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Павлу Михайловичу Камозину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1148).

Находясь в запасном полку, старший лейтенант П.М. Камозин осваивает американский истребитель Р-39 "Аэрокобра", после чего получает назначение в 66-й истребительный авиаполк 329-й истребительной авиадивизии 4-й Воздушной армии, где вскоре становится командиром эскадрильи. В первом же бою в этом полку, пилотируя "аэрокобру", П.М. Камозин сбивает самолёт-разведчик "раму" - "фокке-вульф" - "FW-189", но и его истребитель получает серьёзные повреждения от огня вражеских зенитных орудий, отважный лётчик сажает свой самолёт на нейтральную полосу, возле окопов боевого охранения советских войск...

В сражениях за город русской славы - Севастополь лётчики камозинской эскадрильи сбили 64 вражеских самолёта, 19 из которых записал на свой боевой счёт её командир. 31 декабря 1943 года П.А. Камозин с ведомым Ладыкиным вылетели на разведку. Возвращаясь на свой аэродром, в районе над селом Семь Колодезей они заметили транспортный самолёт, сопровождаемый шестью истребителями "Ме-109". Камозин принимает решение - атаковать с ходу, и на максимальной скорости устремляется к цели, сбивая очередью транспортный самолёт… Когда Крым был освобождён от оккупантов стало известно, что на борту этого самолёта находилось 18 немецких генералов, которые везли с собой награды и новогодние подарки для вручения своим солдатам и офицерам…

К середине лета 1944 года командир эскадрильи 66-го истребительного авиационного полка капитан П.М. Камозин совершил 131 успешный боевой вылет, участвовал в 56 воздушных боях, в которых лично сбил 29 самолётов противника и 13 в составе группы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года Павел Михайлович Камозин награждён второй медалью "Золотая Звезда".

20 января 1945 года командир эскадрильи 101-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан Камозин П.М. выполнял очередной боевой вылет, но из-за неполадок двигателя мотор его "аэрокобры" заглох, и истребитель рухнул на землю... К счастью, дважды Герой Советского Союза П.М. Камозин остался жив, однако, от травм, полученных в этой аварии, он так и не оправился... День Победы гвардии капитан Камозин встретил в госпитале.

За годы войны П.М. Камозиным проведено около 200 боевых вылетов, в 70 воздушных боях им сбито лично 35 и в группе 13 самолетов противника.

После войны, с 1946 года П.М. Камозин в запасе. Он вернулся в родной Брянск, работал в гражданской авиации. Вёл общественную работу.

Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского и Отечественной войны 1-й степени, многими медалями. Ему присвоено звание "Почетный гражданин города Брянска". В сквере у Дворца Культуры брянских машиностроителей установлен его бронзовый бюст (автор - скульптор М.Г. Манизер). Имя П.М. Камозина носит одна из улиц города Брянска. В брянской средней школе № 11 открыт музей Героя.

Литература

  • Я, Камозин ...Атакую!: фотопроект Аркадия Курдикова / А. Курдиков. - [Брянск, 2007]. - 34 с.: ил., портр.
  • Бражникова, С. Юбилей Героя / С. Бражникова // Брянский перекресток. - 2012. - 18 июля (N28). - С. 3.
  • Васенков, В. Сыновья летят дальше / В. Васенков // Брянский рабочий. - 1987. - 23 января.
  • Гонецкий, Ф. Жил, чтобы летать! / Ф. Гонецкий // Брянск. - 2001. - 22 - 28 августа (№34). - С. 5.
  • Долгих, Ю. На страже мира и социализма/ Ю. Долгих // Блокнот агитатора (Брян.). - 1986. - № 2. - С. 29.
  • Звонкое имя // Брянский рабочий. - 2015. - 26 ноября (№47). - С.2.
  • Каким он асом был! // Брянский рабочий. - 2017. - 1 июня (№ 21). - С.10.
  • Камозин П.М. // Герои Советского Союза: краткий биографический словарь. - М., 1987. - Т. 1. - С. 618.
  • Камозин Павел Михайлович: краткая биографическая справка // Великая Отечественная война. 1941 - 1945 гг. : словарь-справочник. - М., 1985. - С. 199.
  • Кузнецов, А. Каким он асом был! / А. Кузнецов // Брянский рабочий. - 2005. - 15 марта. - С. 3.
  • Новицкий, А. Что значит - жить / А. Новицкий // Брянский рабочий. - 1985. - 10 мая.
  • Памяти знаменитого летчика // Новая жизнь (Брянская обл., Клетнянский район).- 2013. - 30 июля (№ 61). - С. 2.
  • Перепросова, Л. Легендарный Камозин / Л. Перепросова // Брянская учительская газета. - 2017. - 2 июня (№ 19). - С.11.
  • Полозов, В. С. Камозиным - крыло к крылу / В.С. Полозов // Брянский рабочий. - 2007. - 18 мая (№ 72-73) - С. 20.
  • Сысоев, С. И шагнули в бессмертие / С. Сысоев // Блокнот агитатора (Брян.). - 1985. - № 5. - С. 19.
  • Фаев, Ю. Легендарный Камозин / Ю. Фаев // Брянской время. - 1997. - 16 - 22 июля (№29). - С. 10.
  • Шашкова, А. Путеводная Звезда Камозина / А. Шашкова // Брянская учительская газета. - 2015. - 24 июля (№ 27). - С. 4-5.
  • Школьников, Л. Совершенное ими бессмертно / Л. Школьников // Блокнот агитатора (Брян.). - 1986. - № 22. - С. 23.
  • Бесстрашный воздушный боец [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.puteshestvie32.ru/content/kamozin .
  • Герои Страны. Камозин http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1108 .
  • Камозин Павел Михайлович [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.kray32.ru/bryansk_history009_17.html .
  • Красные соколы. Советские летчики. 1936-1953. Камозин Павел Михайлович [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:

Из советских лётчиков-истребителей, принявших участие в боях за Керченский полуостров с осени 1943 по весну 1944 года, наиболее известен командир эскадрильи 66-го истребительного авиаполка 329-й истребительной авиадивизии, дважды Герой Советского Союза Павел Михайлович Камозин. За годы войны он одержал 34 личные и как минимум 4 групповые победы, из которых большая часть пришлась на бои за Керчь.

К сожалению, лётчик не оставил мемуаров, но на основании бесед с ним его друг, писатель Георгий Реймерс, издал документально-художественную повесть «Внимание! В небе Камозин». В этой книге и других изданиях, посвящённых асу, особенно выделяются два эпизода: уничтожение в последний день 1943 года транспортного самолёта, перевозившего 18 генералов и других высокопоставленных немецких офицеров, и последующий поединок с немецким асом, получившим в книге имя «Граф». Попробуем на основании сохранившихся архивных данных разобраться, что в этих историях миф, а что - реальность.

Говорят, под Новый год что ни пожелается…

Документы 329-й истребительной авиадивизии и входившего в неё 66-го истребительного авиаполка сохранились в архиве Министерства обороны Российской Федерации и отличаются от фондов других частей и соединений завидной полнотой. Согласно им, 31 декабря 1943 года сразу после полудня старший лейтенант Камозин во главе шестёрки «Аэрокобр» вылетел с Тамани на задание по разведке войск противника на Керченском полуострове. Лётчики должны были исследовать обширный район Заморск - Багерово - Тархан - Глубокая Балка - Грязевая Пучина - Катерлез - Булганак.

Подходя к Казантипскому заливу, в 12:35 разведчики заметили следующий на аэродром Багерово на высоте 400 метров немецкий двухмоторный транспортный самолёт неустановленного типа под прикрытием четвёрки «Мессершмиттов» Bf 109: пара летела позади, два других находились в стороне. Отделившаяся от советской группы пара старшего лейтенанта Павла Камозина и его ведомого младшего лейтенанта Алексея Владыкина атаковала транспортник в лоб. Затем советские лётчики развернулись и произвели две атаки в хвост, выпустив с убийственной дистанции 20–25 метров 10 пушечных 37-миллиметровых снарядов, 146 крупнокалиберных 12,7-мм пуль и 500 пуль винтовочного 7,62-мм калибра.

Согласно докладу лётчиков, в результате немецкая машина рухнула в пяти километрах восточнее посёлка Мескечи (ныне Песочное, северо-западнее станции Ташлы-Яр, она же Зелёный Яр). Лётчики успели увидеть вражеский самолёт горящим на земле, после чего вступили в бой с зазевавшимися было немецкими истребителями, произведя две атаки на виражах. Однако, находясь далеко от своей территории и имея другую задачу, советские лётчики предпочли не ввязываться в затяжной бой и ушли в облака, взяв курс на свой аэродром.

Основным транспортным самолётом люфтваффе был хорошо известный всем советским лётчикам трёхмоторный «Юнкерс» Ju 52, хотя немцы использовали в этом качестве целое множество различных машин, вплоть до трофейных. То, что в заявке Павла Камозина и его ведомого фигурирует некий двухмоторный самолёт, служит дополнительным доказательством её достоверности.

Поскольку в одном из наградных листов на Камозина, составленных в январе 1944 года, упоминание об этой победе отсутствует, можно сделать вывод, что победу ему сначала не засчитали. Однако после освобождения Керченского полуострова, якобы по опросам местных жителей, было установлено, что на упавшем транспортном самолёте летело 18 немецких генералов и офицеров с высокими званиями, которые везли награды и подарки на Новый год. Будто бы немцы оградили место падения «важной птицы», никого туда не пускали и целую неделю носили траурные повязки на рукавах. Таким образом, победа аса получила не только подтверждение, но и известность.

В настоящее время достоверно известно, что в декабре 1943 года в районе Крымского полуострова не погиб ни один генерал вермахта. Более того, представляется совершенно невероятным, что в радиусе действия советских истребителей в одном самолёте могло лететь такое количество высокопоставленных офицеров. Если отбросить фантастическую легенду о погибших генералах, то победа могла бы иметь под собой вполне реальные основания, учитывая, что советские лётчики произвели по транспортнику в общей сложности три атаки и израсходовали немалую часть боекомплекта. Настораживает лишь пассивность сопровождающих немецких истребителей, позволивших паре Камозина трижды беспрепятственно атаковать транспортную машину. Также в оперативных документах почти ничего не сказано об оставшейся четвёрке лётчиков группы Камозина, хотя они могли продолжить выполнять разведку и не видеть падение немецкого транспортника.


Лётчики 66-го ИАП, слева направо: командир эскадрильи капитан Павел Михайлович Камозин, лётчик младший лейтенант Алексей Васильевич Владыкин (курсантское фото) и начальник воздушно-стрелковой службы полка капитан Фёдор Александрович Капустик (послевоенное фото). Постоянный ведомый Камозина Алексей Владыкин был результативным лётчиком, одержавшим на момент своей гибели 12 января 1944 года пять личных побед и одну в группе, на счету Фёдора Капустика к концу войны было 10 личных побед

Любопытно, что в итоге личная победа была записана на счёт старшего лейтенанта Камозина, хотя по факту он атаковал и сбил вражескую машину в паре с ведомым младшим лейтенантом Владыкиным. Что касается сохранившихся немецких данных о потерях, то в них подходящий транспортный или другой подобный самолёт в нужном районе и в нужную дату не значится. Возможно, атакованная немецкая машина лишь получила незначительные повреждения и благополучно совершила посадку, поэтому в список потерь не попала, либо потеря попала в сводки за 1944 год, которые сохранились далеко не в полном объёме.

А был ли «Граф»?

Как повествуют Реймерс и его коллеги, после гибели большой группы генералов немцы объявили настоящую охоту на советского лётчика и прислали на Керченский полуостров для уничтожения Камозина аса по прозвищу «Граф» из некоей «бриллиантовой эскадрильи Геринга». Характеризуя его, советские авторы сообщают, что ранее немецкий ас расстреливал с воздуха беззащитных женщин и детей во Франции, бомбил советские госпитали в Минске и удостоился личной благодарности Геринга за массовое уничтожение беженцев на дорогах Украины. Думается, комментарии в данном случае будут лишними.

Как вспоминал один из асов группы II./JG 52 лейтенант Петер Дюттманн (Lt. Peter Düttmann, 152 победы), благодаря радиоперехвату немецкие лётчики в ходе боёв за Крым действительно знали фамилии или позывные многих своих визави. Однако, даже владея подобной информацией, выделять кого-то из противников немцы не спешили и уж тем более не стали бы присылать для уничтожения специального аса. «Экспертов» в составе группы гауптмана Герхарда Баркхорна (Hptm. Gerhard Barkhorn) хватало и без этого, да и сам он в январе 1944 года с 1000 боевых вылетов и 240 победами был одним из самых результативных лётчиков Восточного фронта. Никакой охоты за отдельными советскими лётчиками не велось: в боях против 4-й и 8-й ВА, а также ВВС ЧФ у истребителей II./JG 52 хватало других задач.


Пытаясь придать больше достоверности истории с Камозиным и «Графом», некоторые горе-исследователи пытаются записать в жертвы советского лётчика известного аса Германа Графа (Hermann Graf, 212 побед). Некогда самый результативный лётчик люфтваффе и кавалер Рыцарского креста с Бриллиантами, полковник Граф, безусловно, был серьёзным соперником, вот только зимой 1943–1944 годов ему было не до Крыма. Возглавляемая им эскадра JG 11 входила в ПВО Германии и тщетно пыталась защитить север страны от налётов союзных бомбардировщиков

Однако рассмотрим описанный Реймерсом и другими авторами поединок немецкого и советского асов - ведь, по всем законам литературного жанра, противники не могли не встретиться. В отечественных публикациях описание боя, в котором Камозину удалось сбить опытного врага, выглядит следующим образом:

«Командир эскадрильи, заметив противника, поднял свою четвёрку на высоту 6500 метров. Да, “Граф” предусмотрел многое. Выбрал момент, когда Камозин уже возвращался с боевого задания - значит, устал и горючее на исходе. Вёл воздушный бой - значит, боеприпасов мало. Обстановка сложилась не в пользу Камозина, и он мог бы уклониться от боя. Но командир эскадрильи, решительно отдавая приказания ведомым, уже занимал исходное положение для первой атаки.

У Камозина созрел оригинальный замысел боя. Ведомые Камозина удивились, увидев, как близко прошёл командир мимо “Графа” и как вяло сделал боевой разворот. Фашист соблазнился лёгкостью добычи и устремился за Камозиным. Навстречу “Графу” ринулись два резервных самолёта, находившиеся несколько выше основного состава. Гитлеровец прервал атаку и стал обороняться, потеряв из виду Камозина.

Не теряя ни секунды, Камозин набрал высоту и, когда “Граф” заложил очередной вираж, бросил самолёт в пике и нажал на гашетку. Очередь была меткой и сокрушительной. Фашистский самолёт начал разваливаться на части в воздухе. Так было покончено с “Графом” - гордостью “бриллиантовой” эскадрильи Германа Геринга».

Анализ всех боёв Павла Камозина в Крыму после 31 декабря 1943 года по оперативным документам 66-го ИАП и 329-й ИАД даёт понять, что литературный эпизод вполне соотносится с реальным воздушным боем. Он состоялся 27 января 1944 года над восточной частью Керченского полуострова.

В 15:00 на задание по прикрытию наземных войск Отдельной Приморской армии в район Тархан - Керчь - Булганак взлетела четвёрка «Аэрокобр», ведомая старшим лейтенантом Камозиным. Прикрывал спину комэска опытный лётчик лейтенант Алексей Глоба, недавно назначенный командиром звена. Вторую пару возглавлял начальник воздушно-стрелковой службы полка капитан Фёдор Капустик, которому тоже было не занимать опыта: он успел повоевать ещё в Китае в 1937–1938 годах. Относительно слабым звеном маленькой группы был только напарник Капустика лейтенант Яков Кондратьев. Это был лётчик довоенной выучки, но на фронт инструктор 11-го запасного авиаполка прибыл в качестве стажёра лишь за неделю до описываемых событий, и это был всего 16-й по счёту его боевой вылет.


Эскадрилья Павла Камозина (в центре) после окончания боёв за Крым и пополнения. Богодухов, Украина, лето 1944 года

Около 15:40 радиостанция наведения сообщила о нахождении в районе южнее Керчи немецких «охотников». Направившись в указанный район и набрав высоту 6000 метров, советские лётчики заметили выше себя пару Bf 109 и решили пойти на хитрость. Пара Капустика ушла на солнце, а Камозин с ведомым сделали вид, будто неспешно уходят, не замечая опасности. Рассчитывая на лёгкую добычу, пилоты «Мессершмиттов» с 7000 метров начали пикировать за «Аэрокобрами». Находящая в стороне пара Капустика зашла в хвост ничего не подозревающим немецким истребителям, и её ведущий сбил один Bf 109, который горящим упал в районе посёлка Эльтиген. Второй «Мессершмитт» был настигнут парой Камозин - Глоба и тоже сбит. Вражеский самолёт упал западнее Эльтигена и был засчитан обоим лётчикам как групповая победа. Обе заявки подтвердила радиостанция наведения заместителя командующего 4-й ВА генерал-майора С. В. Слюсарева.

По сохранившимся немецким данным, в этот день минимум по одной потере понесли обе действующие над Керченским полуостровом группы эскадры JG 52. Сначала, в одном из утренних боев с лётчиками 57-го Гв.ИАП, был сбит Bf 109G-6 W.Nr.140185 «чёрная 7» из 5./JG 52, а его пилот унтер-офицер Людвиг Фогель (Uffz. Ludwig Vogel) получил ранение. На этот успех могут претендовать капитан В. М. Савченко, а также старшие лейтенанты С. М. Мартынов и А. Д. Козыревский - каждый из них заявил по победе, но Мартынов и Козыревский падения сбитых самолётов не наблюдали.

Определить автора победы над одним из «Мессершмиттов» прибывшей под Керчь незадолго до этого группы I./JG 52 сложнее. По немецким данным, вылетевшая на «свободную охоту» пара лейтенанта Франца Шалля (Lt. Franz Schall, 137 побед) и унтер-офицера Антона Реша (Uffz. Anton Resch) из 3./JG 52 столкнулась с шестёркой «Аэрокобр». Бой закончился для немецких истребителей неудачно: пилотируемый унтер-офицером Решем Bf 109G-6 W.Nr.20581 «жёлтая 3» получил 26 пулевых и снарядных пробоин, а сам лётчик, одержавший к этому моменту 11 побед, был тяжело ранен и надолго выбыл из строя.


Немецкие лётчики-истребители из группы I./JG 52, лето 1944 года. Крайний справа - унтер-офицер Антон Реш

К сожалению, время вылета немецкой пары неизвестно, поэтому сказать точно, кто из лётчиков 329-й ИАД одержал победу над Решем, пока не представляется возможным. Помимо Камозина с Глобой и Капустика, на этот успех могли претендовать ещё несколько лётчиков 329-й ИАД: всего в этот день они заявили об уничтожении семи Bf 109 и одного Fw 190, а ещё четыре Bf 109 были учтены как подбитые. Вполне возможно, что унтер-офицер Реш был подбит в бою именно с группой Камозина, но и в этом случае предпочтительнее выглядит заявка Фёдора Капустика: он произвёл первую, внезапную для противника атаку, которая, скорее всего, пришлась по ведомому «Мессершмитту».

Необъявленная охота за Камозиным

Как бы то ни было, с уверенностью можно сказать одно: аса по прозвищу или фамилии Граф в небе Крыма Павел Камозин не сбивал, поскольку такого в составе групп I./JG 52 и II./JG 52 попросту не было. Зато у немцев были другие «эксперты», в боях с которыми неоднократно доставалось самому будущему дважды Герою. Так, 16 ноября 1943 года «Аэрокобра» советского аса была подбита, по его словам, немецкой зениткой. Лётчику пришлось совершить вынужденную посадку, самолёт отправился в ремонт. Возможно, Камозин не заметил атаку «Мессершмитта» командира II./JG 52 гауптмана Баркхорна, который в это время заявил сбитыми два истребителя американского производства.

Спустя две недели, 5 декабря, в бою с большой группой пикировщиков Ju 87 и прикрывающих их Bf 109 самолёт Камозина вновь был подбит - на сей раз, видимо, фенрихом Хансом Эллендтом (Fhr. Hans Ellendt, 64 победы) из 4./JG 52, после чего «Аэрокобру» добил командир 6./JG 52 лейтенант Хельмут Липферт (Ltn. Helmut Lipfert, 203 победы). Камозину снова удалось сесть вынужденно на косе Тузла, но теперь «Аэрокобра» восстановлению не подлежала.


Хельмут Липферт принимает поздравления после очередного результативного вылета. В своих мемуарах он оставил подробное описание поединка с Павлом Камозиным 5 декабря 1943 года, отдав должное мастерству соперника

23 января 1944 года в бою над Керчью в районе горы Митридат его истребитель был подбит лейтенантом Хайнцем Эвальдом (Ltn. Heinz Ewald, 84 победы) из штабного звена группы II./JG 52. Наконец, 11 марта самолёт аса в районе косы Тузла подвергся атаке начинающего «эксперта» из 5./JG 52 лейтенанта Вальтера Вольфрума (Ltn. Walter Wolfrum, 137 побед) и получил серьёзные повреждения. Камозин сумел дотянуть до своего аэродрома и совершить благополучную посадку, после чего очередная «Аэрокобра» была отправлена в ремонтные мастерские.

Кроме того, ещё дважды, 25 ноября 1943 и 23 марта 1944 года, истребитель советского аса был подбит в воздушных боях с «Мессершмиттами», но на победы никто из немецких лётчиков не претендовал. Как видно из приведённых примеров, и без целенаправленной охоты на Камозина ему нередко доставалось. Впрочем, советскому асу везло: во всех описанных случаях он сам не получил ни одной царапины. Была в этом и заслуга самой «Аэрокобры» - недаром советские лётчики за живучесть с любовью называли американскую машину «несгораемым сейфом». Умер Павел Камозин в 1983 году в Брянске.

Несмотря на нелёгкие испытания, берегла судьба и несостоявшегося «Графа» - немецкого аса Антона Реша. Вернувшись в I./JG 52 в конце мая 1944 года, Реш явно прибавил в мастерстве и к сентябрю имел уже 63 победы, но в том же месяце был сбит советской зениткой, выпрыгнул с парашютом и снова получил тяжёлое ранение. Возвратившись в свою часть в 1945 году, он довёл счёт до 91 победы, хотя, по другим данным, их было всего 65. 7 апреля 1945 года лётчик был награждён Рыцарским крестом. После пребывания в советском плену Реш благополучно вернулся в Германию и умер в родном городке Штольберге в 1975 году.


Несмотря на то что Павел Камозин входил в число наиболее результативных советских асов, его известность была невелика, а сам лётчик отличался большой скромностью и фотографироваться не любил. В итоге до нашего времени дошло крайне мало фронтовых фото дважды Героя. Этот снимок был опубликован в одном из весенних номеров журнала «Огонёк» за 1944 год, где сообщалось, что «в боях за освобождение Крыма от немецко-фашистских захватчиков мастер воздушного боя Герой Советского Союза капитан П. М. Камозин сбил 10 вражеских самолётов». К моменту публикации побед было уже под 30

В завершение истории с «Графом» и мифическими генералами можно сказать, что единственным неопределённым моментом остаётся первоисточник этих легенд. Как известно, дыма без огня не бывает, да и вряд ли ещё при жизни Павла Камозина его биограф Реймерс решился бы на тиражирование историй, не имеющих никакого основания. Стало быть, где-то ещё ждут своего исследователя пожелтевшие документы военного времени с фантастическими разведывательными данными или красочными донесениями политотдела…

Автор разыскивает родственников авиаторов 4-й воздушной армии и ВВС Черноморского флота, принимавших участие в боях за Крым, и будет признателен, если с ним свяжутся по адресу электронной почты [email protected].

Источники и литература :

  1. ЦАМО РФ, фонд 66-го ИАП.
  2. ЦАМО РФ, фонд 329-й ИАД.
  3. Реймерс Г. К. Внимание! В небе Камозин. - Тула: Приокское книжное издательство, 1975.
  4. Зефиров М.В. Асы люфтваффе. Кто есть кто. Скорость. - М.: АСТ, 2010.
  5. Bernd Barbas: Die Geschichte der I. Gruppe des Jagdgeschwaders 52. - Eigenverlag, Überlingen.
  6. Bernd Barbas: Die Geschichte der II. Gruppe des Jagdgeschwaders 52. - Eigenverlag, Überlingen.
  7. Bernd Barbas. Das vergessene As. Der Jagdflieger Gerhard Barkhorn. - Luftfahrtverlag-Start, Bad Zwischenahn, 2014.
  8. Peter Düttmann: Wir kämpften in einsamen Höhen. - Eigen-Verlag, Falk Klinnert, Auflage, 2002.
  9. Michael Balss: Deutsche Nachtjagd. Materialverluste in Ausbildung und Einsatz. - VDM, Zweibrücken, 1999.
  10. http://podvignaroda.ru.

Родился 16.07.1917 года в городе Бежица (ныне в черте города Брянск) в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1943 года. Окончил 6 классов в 1931 году. Работал слесарем на бежицком заводе "Красный Профинтерн". В Советской Армии с 1937 года. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу в 1938. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Заместитель командиpa эскадрильи 269-го истребительного авиационного полка (236-я истребительная авиационная дивизия, 5-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) младший лейтенант Камозин к марту 1943 совершил 82 боевых вылета на сопровождение бомбардировщиков; прикрытие войск, разведку и штурмовку противника. В 23 воздушных боях сбил 12 вражеских самолетов. Звание Героя Советского Союза присвоено 01.05.1943 года. Второй медалью "Золотая Звезда" командиp эскадрильи 66-го истребительного авиационного полка (329-я истребительная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) капитан Камозин награжден 01.07.1944 года за 131 боевой вылет и участие в 56 воздушных боях, в которых сбил лично 29 самолетов противника и 13 в группе. С 1946 работал в гражданской авиации. Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, Отечественной войны 1 степени, медалями. Умер 24.11.1983 года. Похоронен в Брянске. Бронзовый бюст Камозину установлен на родине.



  Цена секунды. Камозин Павел Михайлович.

Павел Михайлович Камозин родился в 1917 году в городе Бежица (ныне один из районов города Брянска) Брянской области в семье рабочего. По национальности русский. Член КПСС с 1943 года. В прошлом слесарь бежицкого завода "Красный профинтерн". Без отрыва от производства занимался в областном аэроклубе, затем поступил в Борисоглебскую военную авиационную школу. В Советской Армии с 1938 года. С первых дней Великой Отечественной войны находился на фронте. Участвовал в боях на Южном, Закавказском, Северо-Кавказском и других фронтах. Всего за годы войны лично сбил 35 самолетов врага и 13 самолетов - в групповых боях. Войну закончил в звании гвардии капитана. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года Павлу Михайловичу Камозину присвоено звание Героя Советского Союза. 1 июля 1944 года за новые боевые подвиги он удостоен второй медали "Золотая Звезда". Награжден также многими орденами и медалями. После окончания войны прославленный советский летчик демобилизовался из армии и вернулся в свой родной город. Ныне П. М. Камозин живет в Брянске, работает в гражданской авиации.

Война застала младшего лейтенанта Камозина в запасном авиационном полку, в должности летчика-инструктора. 22 июня над военным городком прозвучал сигнал боевой тревоги. Знакомый голос диктора сообщил по радио, что гитлеровская Германия вероломно напала на Советский Союз.

Короткий митинг на строевом плацу. Зажигательная, гневная речь комиссара. Сотни суровых лиц, ненавистью горящих глаз. Единый порыв патриотов - в бой, на фронт!

После митинга младший лейтенант Камозин обратился к командиру полка с просьбой откомандировать его в действующую армию. Командир, внимательно выслушав летчика, сказал:

Мне тоже хочется на фронт. Но пока мы нужны здесь.

В справедливости слов командира Камозин убедился в первые же дни войны. Летали днем и ночью. Переподготовку летчиков вели по ускоренной программе. И все же мысль о фронте ни на минуту не покидала Камозина.

И вот однажды к нему подошел посыльный из штаба:

К командиру полка!

Командир тепло улыбнулся летчику, когда тот переступил порог кабинета.

Завидую вам, Камозин, - сказал он авиатору. - Через неделю будете на фронте. Приказ уже подписан. Закалку вы получили у нас хорошую, большие надежды на вас возлагаем.

Спасибо, товарищ майор! - только и смог выговорить младший лейтенант.

В октябре 1942 года Павел Камозин прибыл в боевую часть. Летчика-истребителя назначили командиром звена. Началась фронтовая жизнь, полная риска и непредвиденных опасностей. На второй же день пребывания в полку его послали на выполнение боевого задания.

Семерка истребителей, возглавляемая младшим лейтенантом Камозиным, патрулировала над побережьем Черного моря, прикрывая высадку десанта. Время от времени командир группы накренял самолет с крыла на крыло и зорко осматривал воздушное пространство. Внизу проплывали плантации виноградников, горные речки и озера, змеевидные ленты шоссейных дорог. Вдали виднелась светлая полоса моря. Но вот из-за облаков вынырнули шесть "мессершмиттов". Они уверенно шли на сближение. Камозин приказал ведомым сомкнуть строй и приготовиться к атаке.

Первый воздушный бой с настоящим врагом. Камозин готовился к нему с того дня, когда впервые сел в кабину самолета. Он учился уничтожать врага в летной школе и в запасном полку. Он отлично стрелял по конусу и по мишеням на полигоне. Не дрогнет ли сейчас рука?

В голове летчика одна мысль - победить, выиграть первый бой. До "мессершмиттов" 500... 200... 100 метров... Пора открывать огонь. Не дрогнула рука, не подвел натренированный глаз. Первая атака - первая победа!

Гитлеровцы, понеся потери, вызвали с ближайшего аэродрома подкрепление. Вскоре -к месту боя подоспело еще 15 "мессершмиттов". Тройное превосходство не испугало советских истребителей. Один за другим падают на землю еще два самолета, сбитые Павлом Камозиным. Не отстают от командира и ведомые, Они дерзко атакуют фашистов, не дают им ни секунды передышки.

Пора возвращаться на аэродром. Горючее на исходе. Летчик ликовал. В первом бою - три сбитых вражеских самолета! Когда Камозин приземлился и вылез из кабины, к самолету подошел командир полка полковник Смирнов и крепко расцеловал молодого летчика.

Победа, одержанная над врагом, вселила в Павла Камозина уверенность в своих силах. Окреп его командирский авторитет. Подчиненные увидели в нем человека, на которого можно положиться в трудную минуту.

Боевая слава Павла Камозина умножилась в боях за освобождение Севастополя. Эскадрилья, которой он командовал, уничтожила в знойном крымском небе 63 гитлеровских самолета. Лично Павел Камозин сбил 19 самолетов противника. Своих потерь камозинцы не имели. Президиум Верховного Совета СССР присвоил летчику звание Героя Советского Союза.

Часто вылетая на "свободную охоту", командир эскадрильи не упускал ни одного случая, чтобы сразиться с врагом, уничтожить его или обратить в бегство. Вот и на этот раз, совершая полет по тылам фашистов, Павел Камозин заметил на горизонте тяжелый гитлеровский самолет. Он шел к линии фронта в сопровождении шести "мессершмпттов".

  "Обыкновенный бомбардировщик не будет прикрываться шестью истребителями", - подумал советский летчик и подал ведомому сигнал приготовиться к атаке.

На легкую победу Камозин не рассчитывал. Знал, что фашисты будут драться до последнего. Набрал высоту, зашел со стороны солнца и бросил самолет в пике. Если с первой атаки не сбить, враг уйдет: второго удара истребители прикрытия не допустят. Все ближе и ближе вражеская машина. Камозин уже четко различает паучью свастику и все же не нажимает на гашетку. Сейчас с ним поравняется ведомый, и они вместе ударят по врагу. Очередь, другая, третья... Бомбардировщик задымил и резко пошел на снижение. "Мессершмитты" шарахнулись в разные стороны. А Камозин и его ведомый ушли на свою территорию.

Через несколько дней в штаб полка пришло сообщение, что Павел Камозин и его ведомый сбили самолет, на котором летела группа фашистских генералов и офицеров. Они везли из Берлина железные кресты для вручения "особо отличившимся" солдатам и офицерам действующей армии. Во фронтовых частях по случаю гибели генералов гитлеровское командование объявило траур.

Гибель группы высших фашистских генералов вызвала переполох в ставке гитлеровского командования. Был отдан приказ любыми средствами уничтожить русского аса Павла Камозина. Из "бриллиантовой" эскадрильи Геринга на участок фронта, где сражался Камозин, перебросили опытного летчика, широко известного в фашистской авиации под кличкой "Граф". Сотни боевых вылетов произвел он, сражаясь с англичанами в небе Норвегии. Он расстреливал с воздуха на дорогах Франции беззащитных женщин и детей, бомбил советские госпитали в Минске, удостоился личной благодарности Геринга за массовое уничтожение беженцев на дорогах Украины. Ему-то и поручено было "убрать" Камозина.

Коварный замысел гитлеровцев стал известен советскому командованию. В полк, где служил Павел Камозин, полетела срочная шифровка. Полковник Смирнов, ознакомившись с документом, вызвал Павла Камозина. Летчик, выслушав командира, сказал, что отныне усилит бдительность, но от специальной охраны отказался.

Командир и комиссар полка переглянулись. Они были довольны своим питомцем. За него можно быть спокойным: сумеет постоять за себя и за честь советского оружия.

Уничтожить "Графа", - заметил комиссар, - значит выбить из фашистов "бриллиантовый" дух, одержать над врагом большую моральную победу.

Из штаба полка Павел Камозин направился к оружейникам. Боевых вылетов в этот день не предвиделось, и он решил вместе с ними проверить самолет и заново произвести пристрелку оружия.

С каждым днем войны обогащался боевой и командирский опыт Камозина, но он по-прежнему отличался скромностью и трудолюбием. Он стремился использовать малейшую возможность для повышения летного и огневого мастерства. Сколько раз оно выручало Камозина и его товарищей в бою! Павлу вспомнилось, как однажды он спас от неминуемой гибели лейтенанта Тоичкина. Молодой летчик не заметил, как в хвост ему пристроился гитлеровец. Секунда, другая - и самолет Тоичкина полетит к земле, объятый пламенем. Но прицельной очереди врага не последовало: в последнее мгновение фашист был свит Павлом Камозиным.

За этот подвиг летчика наградили орденом Отечественной войны 1-й степени.

В бою решают секунды, - всегда говорил молодым летчикам Павел Камозин. - Цена секунды - жизнь!

И вот, готовясь к встрече с фашистским асом, Павел Камозин изучал тактику врага, его сильные и уязвимые места. Но "Граф" пока не показывался. Видимо, он тоже не терял времени зря и наблюдал за действиями Камозина со стороны.

Боевое напряжение с каждым днем нарастало. Павел Камозин чувствовал, что "Граф" ходит где-то рядом и вот-вот должен показать свои когти. Однажды под вечер, когда командир эскадрильи возвращался после боевого задания на аэродром, по радио ему передали:

В воздухе "Граф".

Командир эскадрильи, заметив противника, поднял свою четверку на высоту 6500 метров. Да, "Граф" предусмотрел многое. Выбрал момент, когда Камозин уже возвращался с боевого задания. Значит, устал и горючее на исходе. Вел воздушный бой. Значит, боеприпасов мало. Обстановка сложилась не в пользу Камозина, и он мог бы уклониться от боя. Но командир эскадрильи, решительно отдавая приказания ведомым, уже занимал исходное положение для первой атаки.

У Камозина созрел оригинальный замысел боя. Ведомые Камозина удивились, увидев, как близко прошел командир мимо "Графа" и как вяло сделал боевой разворот. Фашист соблазнился легкостью добычи и устремился за Камозиным. Навстречу "Графу" ринулись два резервных самолета, находившиеся несколько выше основного состава. Гитлеровец прервал атаку и стал обороняться, потеряв из виду Камозина.

Не теряя ни секунды, Камозин набрал высоту и, когда "Граф" заложил очередной вираж, бросил самолет в пике и нажал на гашетку. Очередь была меткой и сокрушительной. Фашистский самолет начал разваливаться на части в воздухе. Так было покончено с "Графом" - гордостью "бриллиантовой" эскадрильи Германа Геринга.

На аэродроме Павла Камозина и его ведомых ждал командир авиадивизии. Поседевший в боях генерал горячо поблагодарил камозинцев за мужество и отвагу.

В тот день Павел Камозин писал родным: "Время на фронте горячее. Каждый день - напряженные воздушные бои. Мы научились ненавидеть врага и беспощадно его уничтожать".

Этот бой был одним из самых тяжелых воздушных боев, в которых участвовал Павел Камозин. В группе, которую он возглавлял, было всего 5 "лаггов»", а против - 18 "мессершмиттов" и 7 "хейнкелей". Камозинцы знали, что победа в этом бою зависит от того, как будет драться каждый из пяти советских летчиков. Никто не думал отступать, уклоняться от встречи с врагом. Все хотели одного - уничтожить фашистов, обратить их в бегство. Камозин плотнее сомкнул группу и напал на врага первым. Одна за другой последовали дружные дерзкие атаки советских летчиков. И когда после второго удара на землю упало три "мессершмитта" (двух сбил Камозин, одного - лейтенант Тоичкин), противник стал драться неуверенно, перешел на виражи. 30 минут длился этот тяжелый бой. Фашисты потеряли шесть самолетов. У советских летчиков не было уже боеприпасов, но они не прекращали своих атак до тех пор, пока оставшиеся 19 гитлеровцев первыми не покинули район боя.

Павел Камозин любил повторять слова своего друга летчика-героя подполковника Калараша: "Летчик должен иметь сердце из стали, тогда и с деревянной спинкой сиденья он не дрогнет в бою". Таким был сам Павел Камозин...

12 января 1944 года. В этот день старший лейтенант Павел Камозин сделал несколько боевых вылетов. Как всегда, он появлялся в точно указанное время в районе патрулирования и по первому сигналу станции наведения уверенно устремлялся на врага.

Двумя группами шли 13 "юнкерсов" под прикрытием четырех "мессершмпттов". Первую группу в лоб атаковал подполковник Смирнов, вторую в хвост - старший лейтенант Камозин. Атака обоих увенчалась успехом. И тот другой сбили по одному самолету врага.

После этого старший лейтенант Камозин завязал бой с двумя "мессершмиттами", но те поспешили удрать, не приняв вызова советского аса.

Во втором боевом вылете Павел Камозин во главе группы истребителей снова прикрывал советские наземные войска. Немецкие бомбардировщики решили пройти линию фронта под облаками, чтобы избежать встречи с советскими истребителями. Но Павел Камозин и его боевые друзья были начеку. Они сумели разгадать замысел врага и встретили фашистов при выходе из облаков меткими сокрушительными атаками. Камозин первым атаковал флагмана вражеской группы и почти в упор расстрелял его кинжальными очередями. "Юнкерс" загорелся и, перевалившись на крыло, полетел вниз. Сраженная летчиком Владыкиным, упала на землю еще одна вражеская машина. Но бой не затихал, бой продолжался.

В это время станция наведения передала Камозину: "На бреющем полете под вами идет еще одна группа бомбардировщиков. Перехватить!"

Старший лейтенант Камозин устремился на перехват второй группы бомбардировщиков. На пути он встретил двух "мессершмиттов" и с ходу атаковал одного из них. Вражеская машина загорелась. Тогда Камозин устремился на отражение налета бомбардировщиков.

В упорных и жестоких воздушных схватках Павел Камозин сбил 12 января 1944 года две немецкие машины. На счету героя стало 30 лично сбитых самолетов врага. Армейская газета «Крылья Советов» в эти дни призывала на своих страницах: "Истребитель, дерись, как Павел Камозин!"

  "Почему же Камозин дерется успешнее других, в чем его сила?" - спрашивала газета. И отвечала: "Она кроется в стремительности атаки. Шансы на победу в бою у того летчика, который первым заметит врага. Это прекрасно понимает Камозин. Его зоркий глаз всегда ищет и первым находит противника. Именно этим отважный летчик создает себе преимущество над врагом".

Газета разъясняла, что умелый поиск цели, разумеется, еще не означает победу. Она, как известно, сама не приходит. Ее завоевывает Павел Камозин благодаря другому замечательному качеству - мастерству атаки. Настойчивость в достижении цели, дерзость, исключительная меткость огня, искусный маневр - вот что обеспечивает успех отважному летчику-истребителю.

Павел Камозин верен испытанному правилу истребителя-аса: он бьет врага с близкой дистанции, короткой прицельной очередью. Он не пугает фашиста, а в упор расстреливает его. Именно так были уничтожены им в последних боях пять вражеских самолетов.

В одной из последних воздушных схваток Павел Камозин оказался в исключительно трудном положении. Ему одному пришлось вступить в бой и драться с группой фашистских истребителей. Но и в таком положении Камозин не оборонялся, а нападал, атаковал. Советский летчик выстоял в неравном бою и вышел из него победителем. Два фашиста нашли себе смерть в крымском небе.

Павел Камозин неустанно совершенствовал свое боевое мастерство, от победы к победе повышал знания, умение, боевые навыки. Он учил своего ведомого младшего лейтенанта Владыкина не отрываться от ведущего в бою, быть его надежной защитой в воздухе и верным другом и товарищем на земле.

Летчик-истребитель Павел Камозин воплощал в себе пример умелого, храброго и дерзкого воздушного бойца. На его славных боевых делах воспитывалась наша летная молодежь.

Капитан Камозин воевал на самых ответственных участках фронта, всегда оказывался там, где труднее. До конца войны он в общей сложности сбил 35 фашистских самолетов лично и 13 - в групповых воздушных боях. Советское правительство наградило крылатого воина второй золотой медалью Героя Советского Союза.

Дважды Герой Советского Союза Павел Михайлович Камозин не расстался с авиацией. Он плодотворно трудится в Гражданском воздушном флоте СССР. Земляки из города Бежицы знают его как активного общественного деятеля, человека большой души.

Люди бессмертного подвига. Очерки о дважды,
трижды и четырежды Героях Советского Союза, 1975 г.