Open
Close

Казахская письменная литература. Тема: «Абай Кунанбаев – основоположник казахской письменной литературы Работа на доске

Великий казахский поэт, мыслитель, философ, композитор, основоположник казахской письменной литературы, классик. Ибрагим Кунанбаев родился 10 августа 1845 г. в Чингизских горах Семипалатинской области (по нынешнему административному делению) от одной из четырех жен Кунанбая, старшего султана Каркаралинского окружного приказа. С самого детства Ибрагим получил глубокое гуманитарное образование, полюбил книги, поэзию, - во многом под влиянием своей матери Улжан и бабушки Зере, чья любовь освятила его жизненный путь. Именно мать называла его ласкательно-уменьшительным именем Абай, что означает "осмотрительный, вдумчивый", которое стало его именем в литературе. Начатое в раннем детстве приобщение к устному творчеству народа и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе имама Ахмед-Ризы. Одновременно он учился в русской школе и к концу пятилетней учебы начинает писать стихи. С 13 лет Кунанбай начинает приучать Абая к административной деятельности главы рода. Ему пришлось вникнуть в межродовые тяжбы, ссоры, интриги и постепенно он испытал разочарование к административно-политической деятельности, что привело к тому, что в возрасте 28 лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием. Но только к 40 годам он осознает свое призвание как поэта и гражданина, в частности, поставив под стихотворением "Лето" свое имя (ранее он приписывал свои сочинения другу Джантасову Кокпаю). Абаю оказалась близка поэзия Пушкина, Лермонтова, Гете и Байрона. Он в своих переложениях их на казахский тонко передавал дух переводимых стихов и адаптировал к мироощущению соплеменников. В педагогической системе Абая первостепенное значение отводится нравственному примеру и языкам. Через родной язык впервые открывается окно в мир. Широта взглядов, общечеловечность обязывает изучать языки других народов. Испытанный им самим путь приобщения к европейской культуре Абай пропагандирует как всеобще значимый путь приобщения к достижениям европейской цивилизации. "Знание чужого языка и культуры делает человека равноправным с этим народом, он чувствует себя вольно, и если заботы и борьба этого народа ему по сердцу, то он никогда не сможет оставаться в стороне". Отталкиваясь от общего правила, что тот, кто способен воспринимать чужую культуру, делает шаг к более широкому взгляду на мир, учится самокритичности и к преодолению ограниченности, Абай еще раз настаивает: "Русская наука и культура - ключ к осмыслению мира и, приобретя его, можно намного облегчить жизнь нашего народа. Например, мы познали бы разные, но в то же время честные способы добывания средств к жизни и наставляли бы на этот путь детей, успешнее боролись за равноправное положение нашего народа среди других народов земли". Но Абай как властитель дум вызывает дикую зависть, бешенное озлобление, проявившееся в самых коварных формах. Последние удары судьбы связаны со смертью Абдрахмана и Магавьи. Он отверг лечение недуга и добровольно обрек себя на смерть. Он похоронен около своей зимовки в долине Жидебай, вблизи Чингизских гор, на 60 году жизни. Последующее за Абаем поколение интеллектуалов, объединившихся вокруг Алаш-Орды, восприняло Абая как духовного вождя возрождения казахской нации. Первым, кто способствовал сбору и изданию полного собрания сочинений, своду данных о жизни и деятельности Абая, был Кокбай Жанатай-улы (1864-1927). Громадная работа по всем линиям абаеведения принадлежит М. Ауэзову.

Билет № 10

1.Абай – основоположник казахской письменной литературы.

Абай Кунанбаев - великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещенного либерального ислама.

Родился Ибрагим 29 июля 1845 года в Казахстане в аристократической семье феодала. Прозвище Абай в биографии Кунанбаева было получено еще в детстве от матери .

Получил хорошее образование – учился в семипалатенском медресе, а также в русской школе . Кунанбаев с юношеских лет увлекался литературой (русской, европейской), а также работами восточных ученых. Много сил в своей биографии Абай Кунанбаев приложил для сближения русской и казахской культур. Он взывал свой народ к изучению русского языка. Среди стихотворений Кунанбаева важное место занимает борьба с социальной несправедливостью . Также биография поэта Абая Кунанбаева известна как новатора в поэзии. Именно Кунанбаев стал первым поэтом среди казахов, который использовал шестистишья и восьмистишья. Абай написал несколько поэм, больше полутора сотни стихотворений, выполнил более 50 переводов. Среди самых известных произведений писателя – поэма «Черное слово». Также в жизни Кунанбаева проявился незаурядный музыкальный талант – он стал автором нескольких популярных мелодий. Скончался великий писатель и деятель 23 июня 1904 года, подавленный смертью двоих сыновей. Одна из заслуг Абая – основоположник письменной казахской литературы. Его произведения «Гаклие», «Лето», «Искандер», «Сказание об Азиме», «Кара сөз». Перевел на казахский язык произведения Крылова, Пушкина, Лермонтова. 1909г. в Казане был опубликован под редакцией Бокейханова сборник стихов.


2. Последствия освоения целинных и залежных земель в Казахстане

Минусы. Последствия целены: освоение целины проходило без надлежащего научного основания, научная подготовка не проводилась. На ряду с честными тружениками приехало не мало людей стремившихся к получению легких денег и званий. В первые годы были случаи нарушения правопорядка, воровства, хищения ГОСсредств. Изменилась демографическая ситуация и ухудшилось положение казахского языка и культуры. Распашка огромных территорий привела к сокращению сенокосных и пастбищных угодий. Тысячи га земли изымались для застройки населенных пунктов. Нанесен непоправимый ущерб животноводству, что привело к падению производства мясных и молочных продуктов. Нарушен экологический баланс. Усилилось эрозия почв. Выветривался гумус. Чтобы скрыть провал планов 6 пятилетки была запланирована семилетка. Целена была экологически не рациональна, не целесообразна, социально не эффективна.

Плюсы . На время лишена

Последствия освоения целинных и залежных земель в Казахстане

Отметьте на контурной карте территорию расселения племени аргиппеев. Расскажите об археологических памятниках аргиппеев.

Ответ:

1. Абай – основоположник казахской письменной литературы.
Абай занимает видное место в отечественной истории и литературе. Он выступил основоположником национальной письменной литературы. Поэзия, назидания поэта оказали самое положительное воздействие не только на современников, но и на

последующие поколения. Именем Абая названы улицы и населенные пункты в Казахстане. Его имя носят Алматинский национальный педагогический университет, Государственный академический театр оперы и балета в г. Алматы. В честь поэта установлены памятники в Казахстане и России. В вузах Казахстана проводятся ежегодные международные и республиканские конференции. Признанием таланта и выдающихся его заслуг перед человечеством стало объявление ЮНЕСКО 1995 года Годом Абая. В последние годы на базе ведущих зарубежных вузов стали открываться центры науки и культуры им. Абая.

2. Освоение целины шло в Акмолинской, Кокчетавской, Кустанайской, Северо-Казахстанской, Тургайской областях. Начало освоения было после Февральско-мартовского пленума ЦК КПСС 1954 год. Это была идея правительства. В Казахстане развернулось массовое строительство жилых домов, объектов культуры, появились новые промышленные предприятия, были проложены миллионы километров автодорог. На целинных просторах выросли сотни совхозов с необходимой инфраструктурой. Только в 1954 году было построено свыше 120 новых совхозов. В определенной степени улучшилось продовольственное снабжение населения. Распашка миллионов гектар земли, массовое строительство поселков резко сократило объемы пастбищных и сенокосных угодий. К негативным последствиям целины относятся закрытие казахских школ, перевод сельских казахских детей в школы-интернаты, увеличение некоренного населения, а также изменение местных топонимов.

3. Геродот писал, что соседями савроматов были аргиппеи, которые жили у подножья Уральских гор. Некоторые историки считают, что аргиппеи, сарматы, савроматы - это названия одного народа В 1 тысячелетии до н.э. жители Северного Казахстана перешли от земледелия и оседлости к кочевому образу жизни. Находимые здесь предметы искусства относятся к «звериному стилю». Культура племен Северного Казахстана имеет много общего с культурой сакских племен юга Казахстана На формирование сакской культуры в междуречье Иртыша и Урала сильное влияние оказала тасмолинская культура Памятники раннего железа в Северном Казахстане составляют улыбай-тасмолинскую культуру. Хорошо исследованы курганыБирлик, Алыпкаш, Покровка. Бектениз. три поселение Карлыга, Борки и Кеноткел. На правом берегу Есиля обнаружено укрепление-городище раннежелезного века -Актау. В раннем железном веке в Казахстане получило развитие искусство плавки иобработки цветных металлов. Металлические изделия вывозились в Восточную Европу и на Кавказ. Они относятся ко III-I вв. до н.э. Казахстан на 2-3 века раньше своих соседей стал центром древней металлургии. Северный Казахстан стал связующим регионом между металлургическими центрами Казахстана и Сибири с Восточной Европой.

Абай Кунанбаев как основоположник казахской письменной литературы.

Кунанбаев (1845, Чингизские горы, ныне Семипалатинской области - 1904, там же), казахский поэт-просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы. Родился в семье крупного феодала Кунанбая Ускенбаева. Учился в медресе муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске и одновременно посещал русскую школу. Гуманистические воззрения поэтов и ученых Востока (Фирдоуси, Навои, Ибн-Сины и др.) оказали влияние на формирование мировоззрения Абая. Особенно велико влияние на Абая произведений русских классиков. Он переводил басни И.А.Крылова, стихи М.Ю.Лермонтова, отрывки из "Евгения Онегина" А.С.Пушкина. Абай призывал народ овладевать русской культурой. Стихи Абая, родившиеся в гуще трудовой жизни, звали к борьбе с гнетом, с невежеством. Он высмеивал старые обычаи родового аула, догмы ислама, протестовал против рабского положения женщины. В сатирических стихах "Наконец волостным я стал..." (1889), "Управитель начальству рад..." (1889), "Кулембаю" (1888) поэт выступал против социального зла. Непревзойденный мастер казахского стиха, Абай ввел новые стихотворные формы (шестистишья, восьмистишья); новаторский характер носят стихи, посвященные временам года: "Весна" (1890), "Лето" (1886), "Осень" (1889), "Зима" (1888), стихи о назначении поэзии. Сюжеты поэмы "Масгут" (1887), "Сказание об Азиме" построены по мотивам классической восточной литературы. В поэме "Искандер" Абай осуждает алчность завоевателя Александра Македонского, противопоставляя ему разум в лице Аристотеля. В прозаических "Назиданиях" затронуты исторические, педагогические и правовые темы. Некоторые свои лирические стихи Абай переложил на музыку. Жизнь Абая ярко обрисована в романе М.О. Ауэзова "Абай" (1958).

Абай Кунанбаев как основоположник казахской письменной литературы

Кунанбаев (1845, Чингизские горы, ныне Семипалатинской области - 1904, там же), казахский поэт-просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы. Он переводил басни И.А.Крылова, стихи М.Ю.Лермонтова, отрывки из "Евгения Онегина" А.С.Пушкина. Абай призывал народ овладевать русской культурой. Стихи Абая, родившиеся в гуще трудовой жизни, звали к борьбе с гнетом, с невежеством. протестовал против рабского положения женщины. В сатирических стихах "Наконец волостным я стал..." (1889), "Управитель начальству рад..." (1889), "Кулембаю" (1888) поэт выступал против социального зла. Непревзойденный мастер казахского стиха, Абай ввел новые стихотворные формы (шестистишья, восьмистишья); новаторский характер носят стихи, посвященные временам года: "Весна" (1890), "Лето" (1886), "Осень" (1889), "Зима" (1888), стихи о назначении поэзии. Сюжеты поэмы "Масгут" (1887), "Сказание об Азиме" построены по мотивам классической восточной литературы.

В поэме "Искандер" Абай осуждает алчность завоевателя Александра Македонского, противопоставляя ему разум в лице Аристотеля. В прозаических "Назиданиях" затронуты исторические, педагогические и правовые темы. Некоторые свои лирические стихи Абай переложил на музыку. Абай Кунанбаев также был оригинальным мыслителем, философом. Его произведения глубоко пронизаны философскими идеями, мыслями об истории, по этике, психологии, педагогике, праву. Важное место в философском наследии Абая занимает «Книга слов», представляющая собой философско-моралистические, общественно-политические и обличительно-сатирические высказывания поэта. Это плод многолетних дум, волнений и благородных душевных порывов Абая.

Научная и литературная деятельность Ш. Уалиханова

Валиханов Чокан Чингисович (1835, урочище Кушмурун (Кустанайская область),- 1865), первый казахский ученый, просветитель, демократ, историк, этнограф и фольклорист. В 1858 под видом мусульманского купца Валиханов прошел через Тянь-Шань и жил в Кашгаре, где собирал материалы по этнографии Восточного Туркестана и истории Алтышара. В 1860-61, живя в Петербурге, близко познакомился с идеями русских революционных демократов, общался с представителями передовой демократической интеллигенции. Научные интересы Валиханова отличались многогранностью. Валиханов оставил ценные исследования по истории и культуре народов Средней Азии, Казахстана и Западного Китая: "Очерки Джунгарии" (1861), "Киргизы" (опубл. 1958), "Аблай" (1861), "Записки о судебной реформе у киргиз Сибирского ведомства" (1904), и др. Впервые записал и перевел на русский язык часть героического киргизского эпоса "Манас".

Большой интерес представляют суждения Валиханова об особенностях импровизаторского искусства акынов, видах песен, ритмике казахского стиха. Валиханов записал народную эпическую поэму "Козы-корпеш и Баян-сулу". Валиханов осуждал произвол казахских феодалов, колонизаторскую политику царизма, пропагандировал переход казахов к оседлости и земледелию, боролся за преодоление их общественно-культурной отсталости путем приобщения их к русской культуре, показывал реакционную роль религии. Валиханов, переоценивая роль просвещения и частичных реформ, полагал, что правительственные мероприятия могут содействовать переустройству жизни кочевых аулов. В феврале 1897 г. был создан Туркестанский отдел Русского Географического общества