Open
Close

Кем по профессии был дарвин. Чарльз Дарвин

Чарльз Роберт Дарвин - выдающийся английский натуралист, естествоиспытатель, основатель дарвинизма. Его труды, посвященные эволюции живых организмов, оказали огромное влияние на историю человеческой мысли, ознаменовали собой новую эпоху в развитии биологии и других наук.

Дарвин появился на свет в Шрусбери (графство Шропшир) 12 февраля 1809 г. в достаточно обеспеченной многодетной семье врача. Членам этого семейства были присущи высокий культурный уровень, интеллект, широкий кругозор. В частности, Эразм Дарвин, дед Чарльза, снискал известность как врач, философ, литератор.

Искренний интерес к жизни природы, склонность к собирательству у мальчика пробудился еще в детстве. В 1817 г. умирает мать, и в 1818 г. Чарльза и Эразма, старшего брата, отдают в местный пансион. С 1825 г. Чарльз Дарвин изучает медицину в Эдинбургском университете. Не чувствуя расположенности к этой профессии, он забросил учебу и по настоянию рассерженного отца поступил учиться на богослова в Кембридж, хотя не был полностью убежден в истинности христианских постулатов. Природные склонности, участие в жизни научных обществ, знакомство с ботаниками, зоологами, геологами, экскурсии естественноисторической направленности сделали свое дело: из стен христианского колледжа Чарльз Дарвин в 1831 г. вышел натуралистом-коллектором.

В этом качестве он на протяжении пяти лет (1831-1836) принимал участие в кругосветном путешествии на корабле, куда попал по рекомендации друзей. В ходе плавания им были собраны замечательные коллекции, а свои впечатления и наблюдения он изложил в двухтомнике под названием «Путешествие вокруг света на корабле «Бигль», который сделал его известным в научном сообществе. Из этого плавания Чарльз вернулся сформированным ученым, который в науке видел единственное призвание и смысл жизни.

Возвратившись в Англию, Дарвин работал секретарем Лондонского геологического общества (1838-1841), в 1839 г. вступил в брак с Эммой Веджвут, которая впоследствии родила ему 10 детей. Слабое здоровье заставило его в 1842 г. покинуть английскую столицу и поселиться в имении Даун (графство Кент), с которым была связана вся его дальнейшая биография.

Жизнь на лоне природы - размеренная и уединенная, почти отшельническая - была посвящена научным трудам, разрабатывавшим теорию эволюции органических форм. Основные эволюционные факторы были отражены в главном труде Дарвина (1859) «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». В 1868 г. увидел свет дополняющий его фактическим материалом двухтомник «Изменение домашних животных и культурных растений». Третьей книгой об эволюции стало «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и последовавшее за ней дополнение «Выражение эмоций у человека и животных» (1872), и именно здесь Дарвин рассматривал происхождение человека от обезьяновидных пращуров.

Своей теорией эволюции органического мира Земли, которую назвали дарвинизмом, ученый произвел настоящий фурор, расколов научное сообщество на два противоборствующих лагеря. Его учение было очень тщательно разработано, имело в своей основе огромное количество фактического материала, растолковывало явления, которым до тех пор не существовало объяснения, открывало огромные исследовательские перспективы, и все эти факторы способствовали тому, что дарвинизм быстро укреплял позиции.

Способствовала этому и сама личность его создателя. По свидетельству современников, Дарвин был не просто исключительно авторитетным ученым, а простым, скромным, дружелюбным, тактичным человеком, корректно относившимся даже к непримиримым оппонентам. Пока в мире бушевали нешуточные страсти по поводу теории эволюции, главный возмутитель спокойствия следил за перипетиями, ведя уединенную жизнь, и по-прежнему занимался научными исследованиями, несмотря на крайне слабое здоровье.

Параллельно с победоносным шествием дарвинизма его автор становился обладателем все большего количества всевозможных регалий от научных сообществ, начало которым положила коплеевская золотая медаль от Лондонского королевского общества в 1864 г. В 1882 г. ученый, совершивший беспрецедентный научный переворот, тихо скончался в Дауне. Тело Чарльза Дарвина перенесли в Вестминстерское аббатство, где похоронили возле Ньютона.

Биография из Википедии

Чарлз Ро́берт Да́рвин (англ. Charles Robert Darwin (tʃɑrlz "dɑː.wɪn); 12 февраля 1809 - 19 апреля 1882) - английский натуралист и путешественник, одним из первых пришедший к выводу, и обосновавший идею о том, что все виды живых организмов эволюционируют во времени и происходят от общих предков. В своей теории, развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов», основным механизмом эволюции видов Дарвин назвал естественный отбор. Позднее развивал теорию полового отбора. Ему также принадлежит одно из первых обобщающих исследований о происхождении человека.

Дарвин опубликовал одну из первых работ по этологии «Выражение эмоций у человека и животных». Другими направлениями его исследований были создание модели возникновения коралловых рифов и определение законов наследственности. По итогам селекционных экспериментов Дарвин выдвинул гипотезу наследственности (пангенезис), которая так и не получила подтверждения.

Происхождение биологического разнообразия в результате эволюции было признано большинством биологов ещё при жизни Дарвина, в то время как его теория естественного отбора как основного механизма эволюции стала общепризнанной только в 50-х годах XX столетия с появлением синтетической теории эволюции. Идеи и открытия Дарвина в переработанном виде формируют фундамент современной синтетической теории эволюции и составляют основу биологии как обеспечивающие объяснение биоразнообразия. Термин «дарвинизм» используют для обозначения эволюционных моделей, восходящих в основе к идеям Дарвина, а в обыденной речи «дарвинизмом» часто называют эволюционную теорию и современный научный взгляд на эволюцию в целом.

Детство и отрочество

Чарлз Дарвин родился 12 февраля 1809 года в Шрусбери, графство Шропшир, в родовом имении Маунт Хаус (англ. Mount House). Пятый из шести детей состоятельного врача и финансиста Роберта Дарвина и Сьюзанн Дарвин (Susannah Darwin), урождённой Уэджвуд (англ. Wedgwood). Он является внуком учёного-натуралиста Эразма Дарвина по отцовской линии и художника Джозайи Уэджвуда по материнской. Оба семейства в значительной части принимали унитарианство, однако Уэджвуд были прихожанами англиканской церкви. Сам Роберт Дарвин был достаточно свободных взглядов, и согласился с тем, чтобы маленький Чарлз получил причастие в Англиканской церкви, но в то же время Чарлз и его братья вместе с матерью посещали Унитарианскую церковь.

Отец Чарлза - Роберт Дарвин

К тому времени как он поступил в дневную школу в 1817 году, восьмилетний Дарвин уже приобщился к естественной истории и коллекционированию. В этом году, в июле, умирает его мать, и воспитание 8-летнего мальчика целиком ложится на плечи отца, не всегда чутко прислушивавшегося к духовным запросам сына. С сентября 1818 года он вместе со старшим братом Эразмом (Erasmus Alvey Darwin) поступает на пансион в ближайшую англиканскую Школу Шрюсбери (Shrewsbury School), где будущий натуралист, страстно любивший природу, должен был изучать «сухие для его живой души вещи», как классические языки и словесность. Немудрено, что он обнаружил полное отсутствие способностей и заставил своего учителя и окружающих безнадёжно махнуть на него рукой. Неспособный ученик элементарной школы через год гимназии начинает собирать коллекции бабочек, минералов, раковин. Потом появляется ещё одна страсть - охота. Отец и окружающие именно эти увлечения считали основной причиной неуспеваемости Чарльза, но их частые упрёки и даже угрозы научили его слушать только свой внутренний голос, а не внешние указания. К концу школьной жизни появилось новое увлечение - химия и за это «пустое времяпровождение» он получил очень строгий выговор от директора гимназии. Гимназические годы закономерно закончились получением посредственного аттестата.

Перед тем как отправиться со своим братом Эразмом в университет Эдинбурга, летом 1825 года, он выступает в роли ассистента-ученика и помогает отцу в его медицинской практике, оказывая помощь беднякам Шропшира.

Эдинбургский период жизни (1825-1827)

В Эдинбургском университете Дарвин изучал медицину. Во время обучения он понял, что лекции скучны, а хирургия причиняет страдания, поэтому он забрасывает обучение медицине. Вместо этого он начинает изучать таксидермию у Джона Эдмонстоуна, освобождённого чёрного раба, который получил свой опыт, сопровождая Чарльза Уотертона во время экспедиции в дождевые леса Южной Америки, и часто отзывался о нём, говоря: «очень приятный и эрудированный человек» (англ. very pleasant and intelligent man).

В 1826 году, будучи студентом кабинета естественной истории, он присоединился к Плиниевскому студенческому обществу, в котором активно обсуждался радикальный материализм. В это время он ассистирует Роберту Эдмонду Гранту в его исследованиях анатомии и жизненного цикла морских беспозвоночных. На заседаниях общества, в марте 1827 года, Дарвин представляет краткие сообщения о своих первых открытиях, которые меняли его взгляд на привычные вещи. В частности он показал, что так называемые яйца мшанки Flustra обладают способностью самостоятельно двигаться при помощи ресничек и в действительности являются личинками; также он замечает, что маленькие шаровидные тела, которые считались молодыми стадиями водоросли Fucus loreus , представляют собою яйцевые коконы хоботной пиявки Pontobdella muricata . Однажды, в присутствии Дарвина, Грант восхвалял эволюционные идеи Ламарка. Дарвин был изумлён этой восторженной речью, но сохранил молчание. Незадолго до этого он почерпнул сходные идеи у своего деда - Эразма, прочтя его «Зоономию», и поэтому уже был в курсе противоречий этой теории. В течение второго года пребывания в Эдинбурге Дарвин посещает курс естественной истории Роберта Джемсона, который охватывал геологию, включая полемику между нептунистами и плутонистами. Однако тогда Дарвин не испытывал страсти к геологическим наукам, хотя получил достаточную подготовку, чтобы разумно судить об этом предмете. В тот же год он изучил классификацию растений и принимал участие в работе с обширными коллекциями в Университетском музее, одном из крупнейших музеев Европы того периода.

Кембриджский период жизни (1828-1831)

Отец Дарвина, узнав, что сын забросил обучение медицине, был раздосадован и предложил ему поступить в колледж Христа Кембриджского университета и получить сан священника Англиканской церкви. По словам самого Дарвина, дни, проведённые в Эдинбурге, посеяли в нём сомнения в догматах англиканской церкви. В это время он старательно читает богословские книги, и в конечном счёте убеждает себя в приемлемости церковных догматов и готовится к поступлению. Во время учёбы в Эдинбурге он забыл некоторые предметы, необходимые для поступления, и поэтому он занимается с частным преподавателем в Шрюсбери и поступает в Кембридж после рождественских каникул, в самом начале 1828 года.

По собственным словам, он не слишком углубился в обучение, посвящая больше времени верховой езде, стрельбе из ружья и охоте (благо посещение лекций было делом добровольным). Его кузен Уильям Фокс познакомил его с энтомологией и сблизил с людьми, увлекающимися коллекционированием насекомых. В результате у него просыпается страсть к коллекционированию жуков. Сам же Дарвин в подтверждение своего увлечения приводит следующую историю: «Однажды, сдирая с дерева кусок старой коры, я увидел двух редких жуков и схватил каждой рукой по одному из них, но тут я увидел третьего, какого-то нового рода, которого я никак не в состоянии был упустить, и я сунул того жука, которого держал в правой руке, в рот. Увы! Он выпустил какую-то чрезвычайно едкую жидкость, которая так обожгла мне язык, что я вынужден был выплюнуть жука, и я потерял его, так же как и третьего» . Некоторые из его находок были опубликованы в книге Стивенса «Иллюстрации британской энтомологии» англ. «Illustrations of British entomology».

Дарвин становится близким другом и последователем профессора ботаники Джона Стивенса Генслоу. Благодаря знакомству с Генслоу он познакомился и с другими ведущими натуралистами, становясь известным в их кругах как «Тот, который гуляет с Генслоу» (англ. «the man who walks with Henslow»).Когда приблизились экзамены, Дарвин сосредоточился на учёбе. В это время он читает «Доказательство Христианства» (англ. «Evidences of Christianity») Уильяма Пэйли, чей язык и изложение восхищают Дарвина. В заключении обучения, в январе 1831 года, Дарвин хорошо продвинулся в теологии, изучил классиков литературы, математику и физику, в итоге стал 10-м в списке из 178 успешно сдавших экзамен.

Дарвин оставался в Кембридже до июня. Он изучает труд Пэйли «Естественная Теология» (англ. «Natural Theology»), в котором автор приводит теологические аргументы для объяснения природы естества, объясняя адаптацию как воздействие Бога посредством законов природы. Он читает новую книгу Гершеля, которая описывает высочайшую цель естественной философии как постижение законов через индуктивные рассуждения , основанные на наблюдениях. Также особое внимание он уделяет книге Александра фон Гумбольдта «Личное повествование» (англ. «Personal Narrative»), в которой автор описывает свои путешествия. Описания острова Тенерифе, которые приводит Гумбольдт, заражают Дарвина и его друзей идеей отправиться туда, по завершении обучения, для занятий естественной историей в условиях тропиков. Для подготовки к этому он обучается на курсе геологии преподобного Адама Седжвика, а после отправляется с ним летом на картографирование пород в Уэльсе. Через две недели, вернувшись после непродолжительной геологической поездки по Северному Уэльсу, он находит письмо от Генслоу, в котором тот рекомендовал Дарвина как подходящего человека на неоплачиваемую должность натуралиста капитану «Бигля», Роберту Фицрою, под чьим командованием через четыре недели должна начаться экспедиция к берегам Южной Америки. Дарвин готов был тут же принять предложение, однако его отец возражал против такого рода приключения, поскольку считал, что пятилетний вояж - это не что иное, как трата времени впустую. Но своевременное вмешательство дяди Чарлза Джозайи Веджвуда II склоняет отца дать согласие.

Путешествие натуралиста на корабле «Бигль» (1831-1836)

Пока Бигль производил съёмку береговой линии Южной Америки, Дарвин начал строить теории о чудесах природы, окружавших его

В 1831 году, по окончании университета, Дарвин в качестве натуралиста отправился в кругосветное путешествие на экспедиционном судне королевского флота «Бигль», откуда вернулся в Англию лишь 2 октября 1836 года. Путешествие продолжалось без малого пять лет. Большую часть времени Дарвин проводит на берегу, изучая геологию и собирая коллекции по естественной истории, в то время как «Бигль» под руководством Фицроя осуществлял гидрографическую и картографическую съёмку побережья. В течение путешествия он тщательно записывает свои наблюдения и теоретические выкладки. Время от времени, как только для этого представлялся удобный случай, Дарвин отсылает копии заметок в Кембридж, вместе с письмами, включающими копии отдельных частей его дневника, для родственников. За время путешествия он сделал ряд описаний геологии различных районов, собрал коллекцию животных, а также сделал краткое описание внешнего строения и анатомии многих морских беспозвоночных. В других областях, в которых Дарвин был несведущ, он проявил себя искусным коллекционером, собрав экземпляры для изучения их специалистами. Несмотря на частые случаи плохого самочувствия связанные с морской болезнью, Дарвин продолжал исследования и на борту судна; большинство его заметок по зоологии были о морских беспозвоночных, которых он коллекционировал и описывал во времена затишья на море.Во время первой остановки у берегов Сантьягу, Дарвин обнаруживает интересное явление - вулканические скалы с раковинами и кораллами, спёкшимися под действием высокой температуры лавы в твёрдую белую породу. Фицрой даёт ему первый том «Основ Геологии» (англ. ”Principles of Geology”) Чарлза Ляйеля, где автор формулирует концепции униформизма в трактовке геологических изменений в течение длительного периода. И уже самые первые исследования, произведённые Дарвином на Сантьягу на островах Зелёного Мыса, показало превосходство метода, применённого Ляйеллем. Впоследствии Дарвин принимает и использует подход Лайелля для теоретических построений и размышлений при написании книг по геологии.

В месте Пунта Альта, что в Патагонии, он делает важное открытие. Дарвин обнаруживает окаменевшее гигантское исчезнувшее млекопитающее. Важность находки подчёркивается тем, что останки этого животного находились в породах рядом с раковинами современных видов моллюсков, что косвенно указывает на недавнее исчезновение, без признаков изменения климата или катастрофы. Он определяет находку как малоизвестного мегатерия, с костным панцирем, который, по его первому впечатлению, походил на гигантскую версию местного броненосца. Эта находка породила огромный интерес, когда достигла берегов Англии. Во время поездки с местными гаучо во внутренние районы страны для описания геологии и сборов коллекций ископаемых останков он приобретает представления о социальных, политических и антропологических аспектах взаимодействия коренных народностей и колонистов в период революции. Он также замечает, что две разновидности страуса нанду имеют различные, но перекрывающиеся ареалы. Продвигаясь далее на юг, он обнаруживает ступенчатые равнины, выложенные галькой и раковинами моллюсков, наподобие морских террас, отражающие серию поднятий суши. Читая второй том Лайеля, Дарвин принимает его точку зрения на «центры сотворения» видов, но его находки и размышления заставляют его подвергать сомнению идеи Лайеля о постоянстве и исчезновении видов.

На борту находилось трое огнеземельцев, которых забрали в Англию во время прошлой экспедиции «Бигля» около февраля 1830. Они провели год в Англии и теперь были возвращены обратно на Огненную землю в качестве миссионеров. Дарвин нашёл этих людей дружественными и цивилизованными, в то время как их соплеменники выглядели «жалкими, деградировавшими дикарями», ровно также как отличались домашние и дикие животные между собой. Для Дарвина эти различия в первую очередь продемонстрировали значение культурного превосходства, но никак не расовую неполноценность. В отличие от его учёных друзей, теперь он думал, что не существует непреодолимой пропасти между человеком и животными. Через год эта миссия была заброшена. Огнеземелец, которого назвали Джимми Буттон (англ. Jemmy Button), стал жить так же, как и другие аборигены: у него была жена и не было никакого желания возвращаться в Англию.

В Чили Дарвин стал свидетелем сильного землетрясения и видел признаки, указывающие на то, что земля только что поднялась. Этот поднявшийся пласт включал раковины двустворчатых моллюсков, которые оказались выше уровня высокого прилива. Высоко в Андах он также обнаружил раковины моллюсков и несколько видов ископаемых деревьев, которые обычно растут на песчаных пляжах. Его теоретические размышления привели его к тому, что, подобно тому как при поднятиях суши раковины оказываются высоко в горах, при опусканиях участков морского дна океанические острова уходят под воду, и при этом вокруг островов из береговых коралловых рифов формируются барьерные рифы, а затем атоллы.

На Галапагосских островах Дарвин заметил, что некоторые представители из семейства пересмешниковых отличаются от таковых в Чили и отличаются друг от друга на разных островах. Он также слышал, что панцири сухопутных черепах слегка варьируют по форме, указывая на остров происхождения.

Увиденные им в Австралии сумчатые кенгуровые крысы и утконос представлялись такими странными, что это навело Дарвина на мысль о том, как будто как минимум два творца одновременно трудились, создавая этот мир. Он нашёл, что аборигены Австралии «обходительные и славные», и заметил быстрое сокращение их численности под натиском европейской колонизации.

«Бигль» обследует атоллы Кокосовых островов, с целью выяснения механизмов их формирования. Успех этого исследования во многом был определён теоретическим размышлениями Дарвина. Фицрой начал писать официальное изложение путешествия «Бигля», и после прочтения дневника Дарвина он предлагает включить его в отчёт.

За время путешествия Дарвин побывал на острове Тенерифе, островах Зелёного Мыса, побережье Бразилии, в Аргентине, Уругвае, на Огненной Земле, в Тасмании и на Кокосовых островах, откуда привёз большое количество наблюдений. Результаты он изложил в трудах «Дневник изысканий натуралиста» (The Journal of a Naturalist , 1839), «Зоология путешествия на корабле „Бигль“» (Zoology of the Voyage on the Beagle , 1840), «Строение и распределение коралловых рифов» (The Structure and Distribution of Coral Reefs , 1842) и др. Одним из интересных природных явлений, впервые описанных Дарвином в научной литературе, были ледяные кристаллы особой формы пенитентес, образующиеся на поверхности ледников в Андах.

Дарвин и Фицрой

Перед тем, как отправиться в путешествие, Дарвин встречался с Фицроем. Впоследствии капитан вспоминал эту встречу и говорил, что Дарвин очень серьёзно рисковал быть отвергнутым из-за формы его носа. Будучи приверженцем учения Лафатера, он полагал, что существует связь между характером человека и чертами его внешности, и поэтому он сомневался, что человек с таким носом, как у Дарвина, мог обладать энергией и решимостью, достаточными для того, чтобы совершить путешествие. Несмотря на то, что «нрав у Фицроя был самый несносный», «он обладал многими благородными чертами: был верен своему долгу, чрезвычайно великодушен, смел, решителен, обладал неукротимой энергией и был искренним другом всех, кто находился под его началом». Сам Дарвин отмечает, что отношение капитана к нему было очень хорошим, «но ужиться с этим человеком при той близости, которая была неизбежна для нас, обедавших за одним столом вдвоём с ним в его каюте, было трудно. Несколько раз мы ссорились, ибо, впадая в раздражение, он совершенно терял способность рассуждать». Тем не менее между ними были серьёзные разногласия на почве политических взглядов. Фицрой был убеждённым консерватором, защитником рабства негров, поощрял колониальную политику английского правительства. Будучи глубоко религиозным человеком, сторонником церковной догмы, Фицрой не в состоянии был понять сомнений Дарвина в вопросе о неизменности видов. Впоследствии он негодовал на Дарвина за то, что он «издал столь кощунственную книгу, как Происхождение видов ».

Научная деятельность после возвращения

В 1838-1841 гг. Дарвин был секретарём Лондонского геологического общества. В 1839 году женился, а в 1842-м супруги переехали из Лондона в Даун (графство Кент), где стали жить постоянно. Здесь Дарвин вёл уединённую и размеренную жизнь учёного и писателя.

Основные научные труды Дарвина

Ранние работы (до «Происхождения видов»)

Вскоре после возвращения Дарвин издал книгу, известную под сокращённым названием «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле „Бигль“» (1839). Она имела большой успех, и второе, расширенное издание (1845) было переведено на многие европейские языки и множество раз переиздавалось. Дарвин принял также участие в написании пятитомной монографии «Зоология путешествия» (1842). Как зоолог Дарвин выбрал объектом своего изучения усоногих раков, и вскоре стал лучшим в мире специалистом по этой группе. Он написал и издал четырёхтомную монографию «Усоногие раки» (Monograph on the Cirripedia , 1851-1854), которой зоологи пользуются до сих пор.

История написания и издания «Происхождения видов»

С 1837 года Дарвин начал вести дневник, в который вносил данные о породах домашних животных и сортах растений, а также соображения о естественном отборе. В 1842 году написал первый очерк о происхождении видов. Начиная с 1855 года, Дарвин переписывался с американским ботаником А. Греем, которому через два года и изложил свои идеи. Под влиянием английского геолога и естествоиспытателя Ч. Лайеля Дарвин в 1856 начал готовить третий, расширенный вариант книги. В июне 1858 года, когда работа была выполнена наполовину, получил письмо от английского натуралиста А. Р. Уоллеса с рукописью статьи последнего. В этой статье Дарвин обнаружил сокращённое изложение своей собственной теории естественного отбора. Два натуралиста независимо и одновременно разработали идентичные теории. На обоих оказала влияние работа Т. Р. Мальтуса о народонаселении; обоим были известны взгляды Лайеля, оба изучали фауну, флору и геологические формации групп островов и обнаружили значительные различия между населяющими их видами. Дарвин отослал Лайелю рукопись Уоллеса вместе со своим собственным очерком, а также набросками его второго варианта (1844) и копией своего письма к А. Грею (1857). Лайель обратился за советом к английскому ботанику Джозефу Гукеру, и 1 июля 1858 года они вместе представили Линнеевскому обществу в Лондоне обе работы.В 1859 году Дарвин опубликовал труд «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (On the Origin of Species by Means of Natural Selection, or the Preservation of Favoured Races in the Struggle for Life ), где показал изменчивость видов растений и животных, их естественное происхождение от более ранних видов. Первый тираж в 1250 экземпляров был полностью распродан в течение двух дней. Книга издается и продаётся до сих пор.

Поздние работы (после «Происхождения видов»)

В 1868 году Дарвин опубликовал свой второй труд на тему эволюции - «Изменение животных и растений в домашнем состоянии» (The Variation of Animals and Plants under Domestication ), в который вошло множество примеров эволюции организмов. В 1871 году появился ещё один важный труд Дарвина - «Происхождение человека и половой отбор» (The Descent of Man, and Selection in Relation to Sex ), где Дарвин привёл аргументы в пользу естественного происхождения человека от животных (обезьяноподобных предков). Среди других известных поздних работ Дарвина - «Опыление у орхидных» (The Fertilization of Orchids , 1862); «Выражение эмоций у человека и животных» (The Expression of the Emotions in Man and Animals , 1872); «Действие перекрёстного опыления и самоопыления в растительном мире» (The Effects of Cross- and Self-Fertilization in the Vegetable Kingdom , 1876).

Дарвин и религия

Чарлз Дарвин происходил из нонконформистской унитарианской среды. Хотя некоторые члены его семьи открыто отрицали традиционные религиозные верования, он сам поначалу не подвергал сомнению буквальную истинность Библии. Он ходил в англиканскую школу, затем в Кембридже изучал англиканскую теологию, чтобы стать пастором, и был полностью убеждён телеологическим аргументом Уильяма Пейли, согласно которому разумное устройство, видимое в природе, доказывает существование Бога. Однако его вера начала колебаться во время путешествия на «Бигле». Дарвин подвергал сомнению данные представления, удивляясь, например, прелестным глубоководным существам, обитающим в таких глубинах, в которых никто не смог бы насладиться их видом; содрогаясь при виде осы, парализующей гусениц, которые должны послужить живой пищей для её личинок. В последнем примере он видел явное противоречие представлениям Пейли о всеблагом мироустройстве. Путешествуя на «Бигле», Дарвин всё ещё придерживался вполне ортодоксальных взглядов и вполне мог ссылаться на авторитет Библии в вопросах морали, однако постепенно начал рассматривать креационную концепцию как ложную и не заслуживающую доверия: «… пришёл к сознанию того, что Ветхий Завет с его до очевидности ложной историей мира, с его вавилонской башней, радугой в качестве знамения завета и пр. и пр., … заслуживает доверия не в большей мере, чем священные книги индусов или верования какого-нибудь дикаря».

По возвращении он приступил к сбору доказательств изменяемости видов. Он знал, что его религиозные друзья-натуралисты считают подобные взгляды ересью, подрывающей чудесные объяснения социального порядка и знал, что столь революционные идеи будут встречены особенно негостеприимно в то время, когда позиции Англиканской церкви оказались под огнём радикальных диссентеров и атеистов. Втайне развивая свою теорию естественного отбора, Дарвин даже писал о религии как о племенной стратегии выживания, веря в Бога как в верховное существо, определяющее законы этого мира. Его вера постепенно ослабевала со временем и, со смертью его дочери Энни в 1851 году, Дарвин, наконец, потерял всякую веру в христианство. Он продолжал оказывать поддержку местной церкви и помогал прихожанам в общих делах, однако по воскресеньям, когда вся семья направлялась в церковь, уходил на прогулку. Позже, когда его спрашивали о религиозных взглядах, Дарвин писал, что никогда не был атеистом, в том смысле, что не отрицал существование Бога, и что, в целом, «было бы более правильно описать состояние моего ума как агностическое».

Наряду с этим, отдельные высказывания Дарвина можно расценивать как деистические или атеистические. Так, шестое издание «Происхождения видов» (1872) заканчивается словами в духе деизма: «Есть величие в этом воззрении, по которому жизнь с её различными проявлениями Творец первоначально вдохнул в одну или ограниченное число форм; и, между тем как наша планета продолжает вращаться, согласно неизменным законам тяготения, из такого простого начала развилось и продолжает развиваться бесконечное число самых прекрасных и самых изумительных форм». При этом Дарвин отмечал, что представление о разумном творце как первопричине «сильно владело мною приблизительно в то время, когда я писал „Происхождение видов“, но именно с этого времени его значение для меня начало, крайне медленно и не без многих колебаний, всё более и более ослабевать». Как атеистические, можно расценивать высказывания Дарвина в его письме Гукеру (1868): «…не согласен, что статья правильная, я нахожу чудовищным утверждение, будто религия не направлена против науки… однако когда я говорю, что она неправильна, я отнюдь не уверен, не было ли бы самым разумным для людей науки полностью игнорировать всю область религии». В «Автобиографии» Дарвин писал: «Так понемногу закрадывалось в мою душу неверие, и в конце концов я стал совершенно неверующим. Но происходило это настолько медленно, что я не чувствовал никакого огорчения и никогда с тех пор даже на единую секунду не усомнился в правильности моего заключения. И в самом деле, вряд ли я в состоянии понять, каким образом кто бы то ни было мог бы желать, чтобы христианское учение оказалось истинным; ибо если оно таково, то незамысловатый текст [Евангелия] показывает, по-видимому, что люди неверующие - а в их число надо было бы включить моего отца, моего брата и почти всех моих лучших друзей - понесут вечное наказание. Отвратительное учение!»

В написанной им биографии деда Эразма Дарвина Чарлз упоминал о ложных слухах, согласно которым Эразм взывал к Господу на смертном одре. Весьма сходные истории сопровождали кончину самого Чарлза. Наибольшую известность из них приобрела так называемая «история леди Хоуп», английской проповедницы, опубликованная в 1915 году, в которой утверждалось, что Дарвин претерпел религиозное обращение во время болезни незадолго до смерти. Подобные истории активно распространялись разного рода религиозными группами и, в конце концов, приобрели статус городских легенд, однако они были опровергнуты детьми Дарвина и отброшены историками как ложные.

Брак, дети

Дарвин подошёл к вопросу брака очень серьёзно. Он собрал все аргументы воедино и записал их на листе бумаги «за» и «против». В конце он просуммировал аргументы и вывел окончательное заключение: «Жениться-Жениться-Жениться». 29 января 1839 года Чарлз Дарвин женился на своей кузине, Эмме Вэджвуд . Церемония бракосочетания была проведена в традициях Англиканской церкви и в соответствии с унитарианскими традициями. Сначала пара жила на Gower Street в Лондоне, затем 17 сентября 1842 года, переехала в Даун (графство Кент). У Дарвинов было десять детей, трое из которых умерли в раннем возрасте. Многие из детей и внуков сами достигли значительных успехов.

  • Уильям Эразм Дарвин (англ. William Erasmus Darwin) (27 декабря 1839 - 8 сентября 1914). Старший сын Дарвина. Он был выпускником Колледжа Христа в Кембриджском университете, работал банкиром в Саутгемптоне. Женился на Саре Ашбурнер родом из Нью-Йорка. Детей не было.
  • Энни Элизабет Дарвин (англ. Anne Elizabeth Darwin) (2 марта 1841 - 23 апреля 1851). Умерла в возрасте десяти лет (вероятно от туберкулёза). Смерть Энни радикально изменила взгляды Дарвина на христианство.
  • Мэри Элеанор Дарвин (англ. Mary Eleanor Darwin) (23 сентября 1842 - 16 октября 1842). Умерла во младенчестве.
  • Генриетта Эмма «Этти» Дарвин (англ. Henrietta Emma "Etty" Darwin) (25 сентября 1843 - 17 декабря 1929). Была замужем за Ричардом Бакли Личфилдом, детей не было. Дожила до 86 лет. В 1904 году опубликовала личные письма матери.
  • Джордж Говард Дарвин (англ. George Howard Darwin) (9 июля 1845 - 7 декабря 1912). Астроном и математик
  • Элизабет «Бесси» Дарвин (англ. Elizabeth "Bessy" Darwin) (8 июля 1847-1926). Дожила до 78 лет. Замужем не была, детей не имела.
  • Фрэнсис Дарвин (англ. Francis Darwin) (16 августа 1848 - 19 сентября 1925). Ботаник
  • Леонард Дарвин (англ. Leonard Darwin) (15 января 1850 - 26 марта 1943). Председатель Королевского географического общества.
  • Гораций Дарвин (13 мая 1851 - 29 сентября 1928). Инженер, мэр Кембриджа
  • Чарлз Уоринг Дарвин (англ. Charles Waring Darwin) (6 декабря 1856 - 28 июня 1858). Умер во младенчестве.

Некоторые из детей были болезненны или слабы, и Чарлз Дарвин боялся, что причина этого в их родственной близости с Эммой, что было отражено в его работах по болезненности потомков от близкородственного скрещивания и преимуществах далёких скрещиваний.

Награды и знаки отличия

Дарвин был удостоен множества наград от научных обществ Великобритании и других европейских стран.

Названы в честь Дарвина

В честь Дарвина были названы:

Географические объекты:

  • Остров в Галапагосском архипелаге
  • Вулкан на острове Исабела
  • Гора Дарвина
  • город Дарвин на севере Австралии
  • Кратер Дарвин на видимой стороне Луны
  • Кратер Дарвин на Марсе

Животные:

  • Дарвинов нанду
  • Нотура Дарвина
  • Термит дарвинов
  • Darwinius masillae - ископаемый архаичный примат из эоцена Германии
  • Puijila darwini - ископаемый тюленеподобный хищник из миоцена Канады
  • Darwinilus - род жуков семейства стафилиниды
  • Ovis ammon darwini - гобийский подвид горного барана
  • Darwinopterus

Растения:

  • Канатник Дарвина

Награды:

  • Медаль Дарвина
  • Плакетка Дарвина

Цитаты

  • «Нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, или рационализма, на протяжении второй половины моей жизни»
  • «Не существует доказательств, что человек был изначально одарён облагораживающей верой в существование всемогущего Бога»
  • «Чем больше мы познаём неизменные законы природы, тем всё более невероятными становятся для нас чудеса»
  • «Есть величие в этом воззрении, по которому жизнь с её различными проявлениями Творец первоначально вдохнул в одну или ограниченное число форм; и между тем как наша планета продолжает вращаться согласно неизменным законам тяготения, из такого простого начала развилось и продолжает развиваться бесконечное число самых прекрасных и самых изумительных форм».
  • В 1872 году в России начальник управления по делам печати Михаил Лонгинов пытался запретить издание трудов Чарлза Дарвина. В ответ на это поэт Алексей Константинович Толстой написал сатирическое «Послание к М. Н. Лонгинову о дарвинизме». В этом «Послании…» были следующие строки:

…Отчего б не понемногу
Введены во бытиё мы?
Иль не хочешь ли уж Богу
Ты предписывать приёмы?

Способ, как творил Создатель,
Что считал он боле кстати, -
Знать не может Председатель
Комитета по печати.

Ограничивать так смело
Всесторонность Божьей власти
Ведь такое, Миша, дело
Пахнет ересью отчасти…

  • По данным опроса, проведённого в 2002 году телерадиовещательной компанией Би-би-си, Дарвин занял четвёртое место в списке ста величайших британцев в истории.
  • Чарльз Дарвин набрал 4 тысячи голосов на выборах в Конгресс США в ноябре 2012 года в штате Джорджия.
  • Портрет Дарвина размещён на английской банкноте в 10 фунтов выпуска 2000 года.
  • В 2009 году вышел биографический фильм о Чарлзе Дарвине «Происхождение» британского режиссёра Джона Эмиела.
  • В рассказе Виктора Пелевина «Происхождение видов» Чарлз Дарвин изображён в качестве главного персонажа.

Чарлз Роберт Дарвин (Charles Robert Darwin) родился 12 февраля 1809 года в небольшом городке Шрусбери в графстве Шропшир (Англия) в дворянской семье.

Был пятым из шести детей успешного врача Роберта Уоринга Дарвина.

В 1868 году ученый опубликовал второй капитальный труд — "Изменение домашних животных и культурных растений", который явился дополнением к основной монографии, и куда вошли наглядные фактические доказательства эволюции органических форм.

В 1871 году появился третий большой труд по теории эволюции — "Происхождение человека и половой отбор", где рассматривались многочисленные доказательства животного происхождения человека. Дополнением к нему стала книга "Выражение эмоций у человека и животных" (1872).

Чарлзу Дарвину также принадлежит ряд важных работ по ботанике, почвоведению и др. Его последним трудом стала книга "Формирование плодородной почвы посредством деятельности червей" (The formation of vegetable mould through the action of worms) (1881).

Научные труды Чарльза Дарвина были отмечены целым рядом почетных наград ученых сообществ. В 1859 году за труды по геологии Южной Америки он получил медаль Лондонского геологического общества. В 1864 году был награжден высшей наградой Лондонского Королевского общества — медалью Копли. В 1867 году получил прусский орден Pour le mérite.

Являлся почетным доктором Боннского, Бреславльского, Лейденского, Кембриджского университетов, членом Петербургской (1867), Берлинской (1878) и Парижской (1878) академий.

Чарлз Дарвин умер 19 апреля 1882 года в своем поместье в местечке Даун в графстве Кент, по настоянию общественности был похоронен в Вестминстерском аббатстве.

После его смерти личные документы ученого были переданы в библиотеку Кембриджского университета.

По данным опроса вещательной компании Би-би-си, проведенного в 2002 году, Чарлз Дарвин занял четвертое место в списке "Ста величайших британцев в истории", набрав более 112 тысяч голосов.

С 1839 года Чарлз Дарвин был женат на своей кузине Эмме Веджвуд (1808-1896). У супругов было десять детей, трое из них — Энн Элизабет, Мэри Элеонор и Чарлз Уоринг — умерли в детстве, что сильно повлияло на религиозные взгляды ученого. Старший сын Уильям Эразм Дарвин (1839-1914) стал успешным банкиром, владельцем корпорации Grant and Maddison"s Union Banking Co. Сыновья Джордж Ховард Дарвин (1845-1912), Фрэнсис Дарвин (1848-1925) и Леонард Дарвин (1850-1943) избрали научную стезю. Гораций Дарвин (1851-1928) стал основателем компании Cambridge Scientific Products, в 1896-1897 годах был мэром Кембриджа.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Чарлз Дарвин в возрасте семи лет (1816), за год до безвременной кончины его матери.

Отец Чарльза - Роберт Дарвин.

В следующем году, будучи студентом кабинета естественной истории, он присоединился к Плиниевскому студенческому обществу, в котором активно обсуждался радикальный материализм . В это время он ассистирует Роберту Эдмонду Гранту (англ. Robert Edmund Grant ) в его исследованиях анатомии и жизненного цикла морских беспозвоночных . На заседаниях общества, в марте 1827 года, он представляет краткие сообщения о своих первых открытиях, которые меняли взгляд на привычные вещи. В частности он показал, что так называемые, яйца мшанки Flustra обладают способностью самостоятельно двигаться при помощи ресничек и в действительности являются личинками; в другом открытии он замечает, что маленькие шаровидные тела, которые считались молодыми стадиями водоросли Fucus loreus , представляют собою яйцевые коконы хоботной пиявки Pontobdella muricata . Однажды, в присутствии Дарвина, Грант восхвалял эволюционные идеи Ламарка . Дарвин был изумлен этой восторженной речью, но сохранил молчание. Недавно он почерпнул сходные идеи у своего деда - Эразма, прочтя его Зоономию , и поэтому уже был в курсе противоречий этой теории. В течение второго года пребывания в Эдинбурге Дарвин посещает курс натуральной истории Роберта Джемисона (англ. Robert Jameson ), который охватывал геологию , включая полемику между Нептунистами и Плутонистами. Однако тогда Дарвин не испытывал страсти к геологическим наукам, хотя получил достаточную подготовку, чтобы разумно судить об этом предмете. В это время он изучил классификацию растений и принимал участие в работе с обширными коллекциями в Университетском музее, одном из крупнейших музеев Европы того периода.

Кембриджский период жизни 1828-1831

Ещё будучи молодым человеком, Дарвин стал членом научной элиты.

Отец Дарвина узнав, что сын забросил обучение медицине, был раздосадован и предложил ему поступить в Кембриджский христианский колледж и получить сан священника Англиканской церкви. По словам самого Дарвина, дни, проведенные в Эдинбурге посеяли в нём сомнения в догматах англиканской церкви. Поэтому перед принятием окончательного решения он берет время на размышления. В это время он старательно читает богословские книги, и в конечном счете убеждает себя в приемлемости церковных догматов и готовится к поступлению. Во время учёбы в Эдинбурге он забыл некоторые основы, необходимые для поступления, и поэтому он занимается с частным преподавателем в Шрусбери и поступает в Кембридж после рождественских каникул, в самом начале 1828 г.

Дарвин начал учиться, но, по словам самого Дарвина, он не слишком углубился в обучение, посвящая больше времени верховой езде, стрельбе из ружья и охоте (благо посещение лекций было делом добровольным). Его кузен Уильям Фокс (англ. William Darwin Fox ) познакомил его с энтомологией и сблизил с кругом лиц, увлекающимися коллекционированием насекомых. В результате у Дарвина просыпается страсть к коллекционированию жуков. Сам же Дарвин в подтверждение своего увлечения приводит следующую историю: «Однажды, сдирая с дерева кусок старой коры, я увидел двух редких жуков и схватил каждой рукой по одному из них, но тут я увидел третьего, какого-то нового рода, которого я никак не в состоянии был упустить, и я сунул того жука, которого держал в правой руке, в рот. Увы! Он выпустил какую-то чрезвычайно едкую жидкость, которая так обожгла мне язык, что я вынужден был выплюнуть жука, и я потерял его, так же как и третьего» . Некоторые из его находок были опубликованы в книге Стивенса (англ. James Francis Stephens ) «Иллюстрации британской энтомологии» англ. "Illustrations of British entomology" .

Генслоу, Джон Стивенс

Он становится близким другом и последователем профессора ботаники Джона Стивенса Генслоу (англ. John Stevens Henslow ). Благодаря знакомству с Генслоу он познакомился с другими ведущими натуралистами, становясь известным в их кругах как «Тот, который гуляет с Генслоу» (англ. “the man who walks with Henslow” ). Когда приблизились экзамены, Дарвин сосредоточился на учёбе. В это время он читает «Доказательство Христианства» (англ. "Evidences of Christianity" ) Уильяма Палея (англ. William Paley ), чей язык и изложение восхищают Дарвина В заключении обучения, в январе 1831 года, Дарвин хорошо продвинулся в теологии, изучил классиков литературы, математику и физику, в итоге стал 10-м в списке из 178 успешно сдавших экзамен.

Дарвин оставался в Кембридже до июня. Он изучает труд Палея «Естественная Теология» (англ. "Natural Theology" ), в котором автор приводит теологические аргументы для объяснения природы естества, объясняя адаптацию как воздействие бога посредством законов природы. Он читает новую книгу Гершеля (англ. John Herschel ), которая описывает высочайшую цель естественной философии как постижение законов через индуктивные рассуждения , основанные на наблюдениях. Также особое внимание он уделяет книге Александра Гумбольта (англ. Alexander von Humboldt ) «Личное повествование» (англ. ""Personal Narrative"" ), в которой автор описывает свои путешествия. Описания острова Тенериф, которые приводит Гумбольт, заражают Дарвина и его друзей идеей отправиться туда, по завершению обучения, для занятий естественной историей в условиях тропиков. Для подготовки к этому он обучается на курсе геологии преподобного Адама Седжвика (англ. Adam Sedgwick ), а после отправляется с ним летом на картографирование пород в Уэльсе . Через две недели, вернувшись после непродолжительной геологической поездки по Северному Уэльсу, он находит письмо от Генслоу, в котором тот рекомендовал Дарвина как подходящего человека на неоплачиваемую должность натуралиста капитану «Бигля» (англ. HMS Beagle ), Роберту Фицрою (англ. Robert FitzRoy ), под чьим командованием через четыре недели должна начаться экспедиция к берегам Южной Америки. Дарвин готов был тут же принять предложение, однако его отец возражал против такого рода приключения, поскольку считал, что двухлетний вояж - это не что иное, как трата времени впустую. Но своевременное вмешательство его дяди Джозайи Веджвуда II (англ. Josiah Wedgwood II ) склоняет отца дать согласие.

Путешествие натуралиста на корабле «Бигль» 1831-1836

Вояж корабля «Бигль»

На борту находилось трое огнеземельцев, которых забрали в Англию во время прошлой экспедиции «Бигля» около февраля 1830. Они провели год в Англии и теперь были возвращены обратно на Огненную землю в качестве миссионеров. Дарвин нашёл этих людей дружественными и цивилизованными, в то время как их соплеменники выглядили «жалкими, деградировавшими дикарями», ровно также как отличались домашние и дикие животные между собой. Для Дарвина эти различия в первую очередь продемонстрировали значение культурного превосходства, но никак не расовую неполноценность. В отличие от его ученых друзей, теперь он думал, что не существует непреодолимой пропасти между человеком и животными. Через год эта миссия была заброшена. Огнеземелец, которого назвали Джимми Буттон (англ. Jemmy Button ), стал жить так же, как и другие аборигены: у него была жена и не было никакого желания возвращаться в Англию.

Бигль обследует атоллы Кокосовых островов , целью выяснение механизмов их формирования. Успех этого исследования во многом был определен теоретическим размышлениями Дарвина. Фицрой начал писать официальное изложение путешествия Бигль , и после прочтения дневника Дарвина он предлагает включить его в отчет.

За время путешествия Дарвин побывал на острове Тенерифе, островах Зеленого Мыса , побережье Бразилии , в Аргентине , Уругвае , на Огненной Земле , в Тасмании и на Кокосовых островах , откуда привёз большое количество наблюдений. Результаты он изложил в трудах «Дневник изысканий натуралиста» (The Journal of a Naturalist , ), «Зоология путешествия на корабле „Бигл“» (Zoology of the Voyage on the Beagle , ), «Строение и распределение коралловых рифов» (The Structure and Distribution of Coral Reefs , ) и др. Одним из интересных природных явлений, впервые описанных Дарвиным в научной литературе, были ледяные кристаллы особой формы пенитентес , образующиеся на поверхности ледников в Андах .

Дарвин и Фицрой

Капитан Роберт Фицрой

Перед тем, как отправиться в путешествие, Дарвин встречался с Фицроем. Впоследствии капитан вспоминал эту встречу и говорил, что Дарвин очень серьёзно рисковал быть отвергнутым из-за формы его носа. Будучи приверженцем учения Лафатера, он полагал, что существует связь между характером человека и чертами его внешности, и поэтому он сомневался, что человек с таким носом, как у Дарвина, мог обладать энергией и решимостью, достаточными для того, чтобы совершить путешествие. Несмотря на то, что «нрав у Фитцроя был самый несносный», «он обладал многими благородными чертами: был верен своему долгу, чрезвычайно великодушен, смел, решителен, обладал неукротимой энергией и был искренним другом всех, кто находился под его началом». Сам Дарвин отмечает, что отношение капитана к нему было очень хорошим, «но ужиться с этим человеком при той близости, которая была неизбежна для нас, обедавших за одним столом вдвоем с ним в его каюте, было трудно. Несколько раз мы ссорились, ибо, впадая в раздражение, он совершенно терял способность рассуждать». Тем не менее между ними были серьёзные разногласия на почве политических взглядов. Фитцрой был убежденным консерватором, защитником рабства негров, поощрял реакционную колониальную политику английского правительства. Крайне религиозный человек, слепой сторонник церковной догмы, Фитцрой не в состоянии был понять сомнений Дарвина в вопросе о неизменности видов. Впоследствии он негодовал на Дарвина за то, что он «издал столь кощунственную книгу (он стал очень религиозным), как Происхождение видов ».

Научная деятельность после возвращения

Дарвин и религия

Смерть дочери Дарвина, Энни, в 1851 г. стала последней каплей, которая отвратила уже сомневающегося Дарвина от идеи всеблагого Бога.

В написанной им биографии деда Эразма Дарвина , Чарлз упоминал о ложных слухах, согласно которым Эразм взывал к господу на смертном одре. Чарлз заключал свой рассказ словами: «Таковы были христианские чувствования в этой стране в 1802 г. <...> Мы можем, по крайней мере, надеяться на то, что ничто подобное не существует ныне». Несмотря на эти благие пожелания, весьма сходные истории сопровождали кончину самого Чарлза. Наибольшую известность из них приобрела так называемая «история леди Хоуп», английской проповедницы, опубликованная в 1915 г. , в которой утверждалось, что Дарвин претерпел религиозное обращение во время болезни незадолго до смерти. Подобные истории активно распространялись разного рода религиозными группами и, в конце концов, приобрели статус городских легенд , однако они были опровергнуты детьми Дарвина и отброшены историками как ложные.

В декабре 2008 года завершилось создание фильма «Сотворение» - биографического фильма о Чарльзе Дарвине.

Браки и дети

Понятия, связанные с именем Дарвина, но к которым он руку не приложил

Цитаты

  • «Нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, или рационализма, на протяжении второй половины моей жизни».
  • «Не существует доказательств, что человек был изначально одарен облагораживающей верой в существование всемогущего бога».
  • «Чем больше мы познаем неизменные законы природы, тем все более невероятными становятся для нас чудеса».

Цитируемая литература

Источники

  • Anonymous, "Obituary: Death Of Chas. Darwin ", en:The New York Times (no. 21 April 1882), . Retrieved on 2008-10-30.06.
  • Arrhenius, O. (October 1921), "Influence of Soil Reaction on Earthworms ", Ecology (no. Vol. 2, No. 4): 255–257, . Retrieved on 2006-12-15.06.
  • Balfour, J. B. (11 May 1882), "Obituary Notice of Charles Robert Darwin", Transactions & Proceedings of the Botanical Society of Edinburgh (no. 14): 284–298
  • Bannister, Robert C. (1989), Social Darwinism: Science and Myth in Anglo-American Social Thought. , Philadelphia: Temple University Press, ISBN 0-87722-566-4
  • Bowler, Peter J. (1989), The Mendelian Revolution: The Emergence of Hereditarian Concepts in Modern Science and Society , Baltimore: Johns Hopkins University Press, ISBN 0-485-11375-9
  • Browne, E. Janet (1995), Charles Darwin: vol. 1 Voyaging , London: Jonathan Cape, ISBN 1-84413-314-1
  • Browne, E. Janet (2002), Charles Darwin: vol. 2 The Power of Place , London: Jonathan Cape, ISBN 0-7126-6837-3
  • Darwin, Charles (1835), Extracts from letters to Professor Henslow , Cambridge: ,
  • Darwin, Charles (1839), Narrative of the surveying voyages of His Majesty"s Ships Adventure and Beagle between the years 1826 and 1836, describing their examination of the southern shores of South America, and the Beagle"s circumnavigation of the globe. Journal and remarks. 1832-1836. , vol. III, London: Henry Colburn,
  • Darwin, Charles (1842), "Pencil Sketch of 1842" , in Darwin, Francis, The foundations of The origin of species: Two essays written in 1842 and 1844. , Cambridge University Press, 1909,
  • Darwin, Charles (1845), Journal of researches into the natural history and geology of the countries visited during the voyage of H.M.S. Beagle round the world, under the Command of Capt. Fitz Roy, R.N. 2d edition , London: John Murray, . Retrieved on 2008-10-24.06.
  • Darwin, Charles & Wallace, Alfred Russel (1858), en:On the Tendency of Species to form Varieties; and on the Perpetuation of Varieties and Species by Natural Means of Selection , Zoology 3, Journal of the Proceedings of the Linnean Society of London, pp. 46-50
  • Darwin, Charles (1859), en:On the Origin of Species by Means of Natural Selection, or the Preservation of Favoured Races in the Struggle for Life , . Retrieved on 2008-10-24.06.
  • Darwin, Charles (1868), The variation of animals and plants under domestication , London: John Murray, . Retrieved on 2008-11-01.06.
  • Darwin, Charles (1871), The Descent of Man, and Selection in Relation to Sex (1st ed.), London: John Murray, . Retrieved on 2008-10-24.06.
  • Darwin, Charles (1872), en:The Expression of the Emotions in Man and Animals , London: John Murray,
  • Darwin, Charles (1887), Darwin, Francis, ed., The life and letters of Charles Darwin, including an autobiographical chapter , London: John Murray, . Retrieved on 2008-11-04.06.
  • Darwin, Charles (1958), Barlow, Nora, ed., en:The Autobiography of Charles Darwin 1809–1882. With the original omissions restored. Edited and with appendix and notes by his granddaughter Nora Barlow , London: Collins, . Retrieved on 2008-11-04.06.
  • Desmond, Adrian J. (2004), "Darwin", Encyclopaedia Britannica (DVD ed.)
  • Desmond, Adrian & Moore, James (1991), Darwin , London: Michael Joseph, Penguin Group, ISBN 0-7181-3430-3
  • Dobzhansky, Theodosius (March 1973), "Nothing in Biology Makes Sense Except in the Light of Evolution ", The American Biology Teacher 35 : 125–129, . Retrieved on 2008-11-04.06.
  • Eldredge, Niles, "Confessions of a Darwinist ", The Virginia Quarterly Review (no. Spring 2006): 32–53, . Retrieved on 2008-11-04.06.
  • FitzRoy, Robert (1839), Voyages of the Adventure and Beagle, Volume II , London: Henry Colburn, . Retrieved on 2008-11-04.06.
  • Freeman, R. B. (1977), The Works of Charles Darwin: An Annotated Bibliographical Handlist , Folkestone: Wm Dawson & Sons Ltd, . Retrieved on 2008-11-04.06.
  • Hart, Michael (2000), The 100: A Ranking of the Most Influential Persons in History , New York: Citadel
  • Herbert, Sandra (1991), "Charles Darwin as a prospective geological author ", British Journal for the History of Science (no. 24): 159-192, . Retrieved on 2008-10-24.06.
  • Keynes, Richard (2000), Charles Darwin’s zoology notes & specimen lists from H.M.S. Beagle. , Cambridge University Press,
  • Keynes, Richard (2001), Charles Darwin"s Beagle Diary , Cambridge University Press, . Retrieved on 2008-10-24.06.
  • Kotzin, Daniel (2004), Point-Counterpoint: Social Darwinism , Columbia American History Online, . Retrieved on 2008-11-22.06.
  • Lamoureux, Denis O. (March 2004), "Theological Insights from Charles Darwin ", 56 (1): 2–12, . Retrieved on 2008-11-22.06.
  • Leff, David (2000), About Charles Darwin , . Retrieved on 2008-11-22.06.
  • Leifchild (1859), "Review of `Origin" ", Athenaeum (no. No. 1673, 19 November 1859), . Retrieved on 2008-11-22.06.
  • Lucas, J. R. (1979), "Wilberforce and Huxley: A Legendary Encounter ", The Historical Journal 22 (2): 313–330, . Retrieved on 2008-11-22.06.
  • Miles, Sara Joan (2001), "Charles Darwin and Asa Gray Discuss Teleology and Design ", Perspectives on Science and Christian Faith 53 : 196–201, . Retrieved on 2008-11-22.06.
  • Moore, James (2005), Darwin - A "Devil’s Chaplain"? , American Public Media, . Retrieved on 2008-11-22.06.
  • Moore, James (2006), Evolution and Wonder - Understanding Charles Darwin , Speaking of Faith (Radio Program), American Public Media, . Retrieved on 2008-11-22.06.
  • Owen, Richard (1840), Darwin, C. R., ed., Fossil Mammalia Part 1 , The zoology of the voyage of H.M.S. Beagle, London: Smith Elder and Co
  • Paul, Diane B. (2003), "Darwin, social Darwinism and eugenics", in Hodge, Jonathan and Radick, Gregory, The Cambridge Companion to Darwin , Cambridge University Press, {{{PagesTag}}} 214–239, ISBN 0-521-77730-5
  • Smith, Charles H. (1999), Alfred Russel Wallace on Spiritualism, Man, and Evolution: An Analytical Essay , . Retrieved on 2008-12-07.06.
  • Sulloway, Frank J. (Spring 1982), "Darwin and His Finches: The Evolution of a Legend ", Journal of the History of Biology 15 (1): 1-53, . Retrieved on 2008-12-09.06.
  • Sweet, William (2004), Herbert Spencer , Internet Encyclopedia of Philosophy, Retrieved on 2006-12-15
  • Wilkins, John S. (1997), Evolution and Philosophy: Does evolution make might right? , TalkOrigins Archive, . Retrieved on 2008-11-22.06.
  • Wilkins, John S. (2008), "Darwin", in Tucker, Aviezer, A Companion to the Philosophy of History and Historiography , Blackwell Companions to Philosophy, Chichester: Wiley-Blackwell, pp. 405-415, ISBN 1-4051-4908-6
  • van Wyhe, John (27 March 2007), "

Чарльз Дарвин родился 12 февраля 1809 года в городе Шрусбери графства Шропшир в Великобритании в семье врача. Начальное образование будущий ученый получил в обычной школе. Уже в те годы своей краткой биографии Дарвин увлекался коллекционированием и естественной историей.

В 1818 году Чарльза отдают в Школу Шрюсбери. Классические языки и словесность давались мальчику очень плохо, при этом значительную часть времени он посвящал охоте, сбору коллекции минералов и бабочек, химии.

Образование

В 1825 году Дарвин поступает в Эдинбургский университет, где изучает сначала медицину, а затем таксидермию, естественную историю. В это время Чарльз участвовал в экспедиции в Южную Америку, ассистировал Р. Э. Гранту, посещал лекции Р. Джемсона.

В 1828 году Дарвин по настоянию отца поступил в колледж Христа Кембриджского университета для получения сана священника Англиканской церкви. В годы учебы Чарльз начал тесно общаться с профессором ботаники Д. С. Генслоу, увлекся трудами У. Пэйли, Гершеля, А. фон Гумбольта.

Кругосветное путешествие. Жизнь в Англии

В 1831 году Чарльз Дарвин, биография которого уже свидетельствовала о нем как о будущем биологе, при содействии друзей отправляется в кругосветное путешествие на судне капитана Р. Фицроя «Бигль».

Во время экспедиции Чарльз собрал огромную коллекцию морских животных, вел заметки.

Вернувшись в 1836 году Лондон, Дарвин с 1838 года работал секретарем Лондонского геологического общества. В 1839 году была опубликована книга ученого, написанная по заметкам кругосветной экспедиции – «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль»». В 1842 году Дарвин переехал в графство Кент в город Даун. Здесь он прожил до конца дней, активно занимаясь научной деятельностью.

Умер Чарльз Дарвин 19 апреля 1882 года в городе Дауне. Похоронили великого ученого в Вестминстерском аббатстве.

Достижения в науке: главные труды ученого

В 1842 году биолог Дарвин написал первый очерк о происхождении видов. Более десяти лет ученый работал над своим фундаментальным трудом и только в 1858 году представил теорию научному обществу.

В 1859 году работа «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» вышла отдельным изданием.

В 1868 году был опубликован второй значительный труд Дарвина – «Изменение животных и растений в домашнем состоянии». В 1871 году увидела свет работа ученого «Происхождение человека и половой отбор». В 1872 году вышел труд «Выражение эмоций у человека и животных».

Работы Дарвина на тему эволюции живых организмов оказали огромное влияние на историю человеческой мысли, ознаменовали начало новой эпохи в развитии биологии и других дисциплин.

Другие варианты биографии

  • Дедушка Дарвина, Эразм Дарвин, был известным английским врачом, натуралистом и поэтом.
  • Во время кругосветного путешествия Дарвин побывал на островах Зеленого Мыса, в Уругвае, Аргентине, побережье Бразилии, на Тенерифе, в Тасмании и др.
  • В 1839 году Чарльз Дарвин женился на Эмме Вэджвуд, за годы совместной жизни у них было десять детей.
  • За значительный вклад в науку Дарвин был отмечен огромным количеством наград, среди которых – золотая медаль от Лондонского королевского общества (1864).

Тест по биографии

Чтобы лучше запомнить краткую биографию Дарвина – пройдите тест.

Сообщение о , английском ученом и натуралисте, Вы прочтете в этой статье.

Чарльз Дарвин вклад в науку

Он создал эволюционную теорию, обосновав ее научно. Учение Чарльза Дарвина о естественном отборе изложено в его главном труде «Происхождение видов путем естественного отбора» 1859 года издания.

Чарльз Дарвин вклад в биологию

Английский ученый считал, что борьба за существование и наследственная изменчивость являются движущими силами эволюции. Борьба обуславливает естественный отбор, в ходе которого выживают только самые приспособленные особи определенного вида. В процессе размножения их наследственные изменения суммируются и накапливаются. Сегодня учение Дарвина называется «дарвинизм» или «эволюционное учение». Но давайте рассмотрим более подробно, как естествоиспытатель Чарльз Дарвин пришел к открытию своей теории.

Прежде всего, он изучил достижения предшественников и совершил несколько поездок в Южную Америку с целью изучения геологических отложений скелетов гигантских неполнозубых животных. Также ученый исследовал на Галапагосских островах предков юрков, которые перелетели сюда с материка и приспособились к новым для них источникам питания: нектару, твердым семенам и насекомым. Чарльз Дарвин задумался о том, что видовые изменения животных обусловлены их приспособлением к новым условиям жизни. Вернувшись домой, он поставил перед собой задачу – решить вопрос происхождения видов. В 1859 году он в книге «Происхождение видов путем естественного отбора» обобщил собранный эмпирический материал по биологии и селекционной практики, опираясь на наблюдения, сделанные во время путешествий. Потом были еще две книги с фактическими материалами: «Изменение домашних животных и культурных растений» (1868 год), «Происхождение человека и половой отбор» (1871 год). Выдвинутая им теория естественного отбора, когда в мире выживают более сильные и приспособленные виды, сделали его авторитетным ученым в мире науки.

Основу теории Дарвина составляет свойство наследственности: способность организма повторять тип обмена веществ своих предшественников в индивидуальном развитии. Это обеспечивает постоянство и многообразие форм жизни. Дарвин даже придумал так именуемый девиз для своей теории – «борьба за существование». Это понятие используется ученым для описания взаимодействия между организмами и абиотическими условиями. Данные условия приводят к тому, что выживают только самые приспособленные особи, а менее приспособленные погибают.

Достижения Чарльза Дарвина

Кроме теории эволюции он увлекался изучением психологии. В 1872 и 1877 годах он издал работы «О выражении ощущений у животных и человека», «Инстинкт», «Биографический очерк одного ребенка». Ученый был первым, кто использовал в психологии объективный метод изучения как форму наблюдения, а не эксперимента. Английский натуралист также впервые исследовал психическое явление выражение эмоций через принцип объективного анализа.