Open
Close

Когда проводят панихиду по усопшим. О поминовении усопших: панихида, поминальная молитва, родительские субботы

Панихида – это богослужение, которое по своему составу представляет сокращенный чин погребения а так же схожа с утреней. На ней читается 90-й псалом, после которого возносится великая ектения об упокоении поминаемого, потом поются тропари с припевом: "Благословен еси, Господи..." и читается псалом 50-й. Поется канон, который разделяется малыми ектениями. После канона читается трисвятое, Отче наш, тропари и ектения, после которой бывает отпуст.

Эта служба может проводиться до и после отпевания в третий, так как Христос воскрес на третий день после своей смерти, девятый - ждя того, чтобы душа усопшего была приближена л девяти ангельским чинам, сороковой день - потому что Спаситель в сороковой день вознесся своей пречистой плотью на небо, после кончины или в другое времея по просьбе родных и близких. Душа каждого усопшего после смерти проходит мытарства, поэтому в это время его душе необходима молитва. Панихида помогает душе облегчить переход в загробную жизнь. В это время суток так же прощались с телами усопших и мучеников. Останки мучеников полагались в пещеры или отдаленные дома, в которых затем пелись псалмы и к началу утра совершалось захоронение. Это богослужебное последование над умершим именовалось панихидой, или по-другому - всенощным бдением. Поэтому служба об усопшем стала называться панихидой.

Большое значение для души усопшего представляет молитва, которая совершается до отпевания в храме или в нескольких храмах и монастырях. Пока тело умершего человека лежит мертвым, его душа проходит духовные испытания, которые в церкви называются мытарствами. Исходя из этого душа имеет острую нужду в заботе близких, которая выражается в молитве, милостыни и добрых делах в честь умершего. Во время совершения панихиды в храме все присутствующие держат в руках зажженные свечи, которые выражают любовь и ту молитву, которая проистекает из их сердец.

Панихида - текст службы

Существо молитв панихиды состоит в обращении к Господу с просьбой простить согрешения умершего и даровать его душе упокоение и Царство Небесное. В текстах панихиды , Церковь обращает внимание на то, как душа умершего восходит на суд Божий, как она со страхом предстоит на суде, открывая свои согрешения перед Господом. Церковь говорит об основном законе божественного суда - это милосердие. Панихида завершается словами: «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память!» «Эти слова, - говорит святой Симеон Солунский, - дар и завершение всего, они отсылают усопшего к наслаждению Богом и передают душу и тело умершего Богу». Молитвословия панихиды приносят облегчение душе умершего, а также и для самих молящихся.

Как правило панихида совершается в храмах после совершения Божественной Литургии, однако, по мнению некоторых богословов такая практика не имеет оснований в Уставе Православной Церкви. После Литургии вообще не должны совершаться какие-либо богослужения. Поэтому предлагается служить панихиду до Литургии или после вечернего богослужения.

Вселенские панихиды - родительские субботы

Кроме поминовения каждого умершего в отдельности, Церковь совершает в определенное установленное время поминание всех усопших православных христиан, тех, кто был настигнут внезапной смертью и не был напутствован в будущую вечную жизнь молитвой Церкви. Такие панихиды называются вселенскими, дни, когда они совершается - вселенскими родительскими субботами. К этим дням относятся:

Суббота мясопустная. Следующее за ней мясопустное воскресенье посвящается духовному размышлению о Страшном суде. Молитва об умерших в эти дни приносит им большую пользу. Спасение души может осуществиться только в Церкви, членами которой являются живущие, а так же и все усопшие. Единение с ними через молитву является выражением нашей любви.

Перевод слова «панихида» с греческого языка означает «всенощное пение». Христиане первых веков в условиях гонений могли проводить богослужения только в уединенных местах причем чаще всего - ночью.

Суббота Троицкая. Поминовение всех усопших христиан определено и в субботу перед праздником Пятидесятницы, потому что сошествием Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, в котором принимают участие и умершие. Молясь в день Пятидесятницы, Церковь просит, чтобы для умерших благодать Господня стала источником радости и блаженства, так как Духом Божиим «всяка душа живится». Поэтому суббота накануне праздника посвящается молитве об усопших. Святой Василий Великий, который составил молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит, что Господь более в этот день благоволит принимать моления об усопших христианах и даже о «иже во аде держимых».

Дмитриевская родительская суббота названа так в честь святого Дмитрия Солунского. Установление поминания усопших в этот день принадлежит Дмитрию Донскому, который совершив после куликовской битвы поминовение павших воинов, установил совершать это поминовение ежегодно 26 октября. Впоследствии вместе с воинами стали поминать всех усопших.

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста. В период Великого поста Церковь призывает всех верующих быть в единстве с живыми и умершими, совершать в определенные дни молитвы о них. Субботы этих недель определены для поминовения умерших так как в седмичные дни Великого поста заупокойные богослужения не совершаются (к ним относятся: сорокоусты, заупокойные ектении, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня после смерти), потому что полная Литургия не проводится ежедневно, а с совершением этого богослужения связывается поминовение умерших. Чтобы не лишить усопших христиан молитвы Церкви в дни Великого поста и были выделены эти субботы.

Что такое панихида? Когда читается поминальная молитва? О правилах поминовения усопших Вы сможете узнать, прочитав нашу статью.

Панихида, поминальная молитва, родительские субботы

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ – ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШЕГО

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения - «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ

Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, - долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений…»

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

МОЛИТВА ОБ УСОПШИХ

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию - краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (коливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты - не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод - был он совсем без одежды. Говорю ей: “А осталась ли какая его одежда?” - “Да, конечно”. - “Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится”.

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек - друзей и знакомых Миши - поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: “Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает”. Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

На протяжении всей жизни верующий человек соблюдает все обряды и ритуалы, которые готовят его ко встрече с Господом. И однажды наступает такой момент, когда душа покидает тело . На плечи родных ложатся заботы о душе покойника. Мы не можем вернуть умершего человека в наш бренный мир, но помочь его душе обрести покой и умиротворение - по силам любому верующему человеку.

Суть обряда

Для тех, кто только недавно начал путь к Богу, стоит пояснить, что панихида - это церковное богослужение, особая молитва, которая произносится в церкви на третий, девятый и сороковой день после смерти христианина. Эта служба начинается с вечера и идет всю ночь, плавно переходя в заутреннюю. Такой обряд совершается только в православии. В протестантских и других верованиях таких служб не совершается, но каждый желающий может помолиться об усопшем у себя дома.

Для верующего, который всегда соблюдал все религиозные правила, будет являться большой трагедией, если его похоронят без отпевания. Тогда душа предстанет на небесах без очищения.

Разновидности и правила

Запреты на панихиду

Все остальные люди после своей смерти могут рассчитывать на то, что за них будут молиться.

В году есть определенные периоды, когда панихиды проводить нельзя. Это последняя неделя перед пасхой и первое воскресенье после пасхальной недели. Отпевать покойников допускается в любой день, кроме самого праздника пасхи.

Также не проводится панихида в Рождество и другие двунадесятые праздники. Возможно проведение на усмотрение священника.

Церковные службы

Все службы можно разделить на такие виды:

Обязательной является панихида на 9 день. Именно с этого момента душа идет по мытарствам и осмысливает свои грехи. Чтобы облегчить ее терзания, необходимо здесь, в земной жизни, произносить молитвы и просить о прощении грехов.

Одной из главных дат считается 40 день после смерти. Его называют сорокоустом. Именно в этот день по поверьям душа посещает привычные места и приходит прощаться с родными. Если в этот день не поминать покойного, душа его будет мучиться и страдать. Поэтому в этот день обязательно заказывают панихиду, чтобы покойник мог легко и спокойно покинуть этот мир навсегда.

Дома собирают поминки, раздают милостыню и посещают могилку. В течение всего дня близкие должны вспоминать усопшего, говорить о нем хорошие слова. Запрещается проводить и посещать развлекательные мероприятия.

Годовщина смерти

Как и сорокоуст, дата смерти считается важной датой. Принято заказывать церковную службу, устраивать поминальный обед и подавать милостыню. Родственники, совершая добрые дела, помогают душе покойного получить прощение Господа. В этот день подается записка с именем того, кого следует поминать. Существуют определенные правила подачи таких записок:

Во время проведения службы родные и близкие должны стоять с зажженными свечами. После завершения службы свечи тушат. Это символизирует нашу жизнь, которая также горит, но обязательно когда-нибудь потухнет.

Молитва - это незримая нить, которая связывает живого человека и душу усопшего. Покойный уже не может творить добрых дел и просить Господа о заступничестве. Но это могут делать родные и близкие. Смерть - это не забвение, а совсем иная, вечная жизнь. Поэтому души усопших нуждаются в поминовении.

Елена Терехова

Когда служится панихида по усопшим

— это молитвенное поминовение, на котором совершается заупокойное богослужение в надежде на милость Бога и оставление грехов умершего. Такие службы можно заказывать в третий, девятый, сороковой день после смерти, на день рождения преставившегося.

Если панихида совершается в храме, надо поставить свечку на подсвечник, который похож на доску с отверстиями для свечей. Он называется «канун». Там же находится небольшой крест. Канун имеет свое значение. Он напоминает о том, что все умершие могут надеяться на Царство Небесное и сиять божественным светом, как воск.

Свечи во время панихиды по усопшим не ставят на канун на неделе перед Пасхой. Потому что в это время верующие все свое внимание обращают на события Христа перед Его распятием. После расставания с телом душа некоторое время находится в аду.

На сороковой день Господь решает, где ей остаться. Поэтому, если душа умерла в маловерии и без покаяния, молитвы родственников ей необходимы. До сорокового дня мы поминаем умершего как новопреставленного.

Во время заупокойной молитвы священник кадит, диакон произносит слова, хор поет панихиду. Когда умирает человек, у его родственников иногда появляется много вопросов по поводу его отпевания. Например: «Можно ли заказать панихиду по усопшему , если он католик?», «Можно ли заказать панихиду, если умерший некрещенный?», «Что можно сделать для преставившегося, если его погребли без отпевания?», «Можно ли заочно отпеть погибшего в войну, если не известно место его захоронения?», «Зачем надо приносить в храм продукты?»

На все вопросы есть ответы. Неправославных можно поминать в домашней молитве. Но нельзя заказывать о них панихиду в храме. Некрещенных тоже не отпевают в храме, так как они не являлись членами Церкви, не исповедовали Господа Иисуса Христа, не причащались тайн Христовых.

Если умершего похоронили без отпевания, но он был крещен в Православной Церкви, то надо прийти в храм и заказать заочное отпевание, а также заказывать сорокоусты.

Панихиды по усопшим, в войну погибшим и в неизвестном месте захороненным можно отслужить заочно, если человек был крещеным. А полученную после отпевания землю крестообразно посыпать на любую могилку на православном кладбище.

Верующие приносят продукты в храм для того, чтобы служители церкви за трапезой помянули усопших. Это милостыня, пожертвования за преставившихся. Чтобы было больше молитвенников за умерших, можно накрыть поминальный стол для нищих, бездомных, сирот.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Молитва заупокойная может облегчить страдания душ усопших в загробном мире, особенно в том случае, когда произносится искренне и от чистого сердца. Ее можно читать в храме, дома, на могиле почти круглый год, за исключением пасхальных дней. Но есть и особые дни поминовения умерших.

После смерти близких людей на плечи родственников ложится забота об их душах. Похороны не обходятся без панихиды по усопшим. Нужно также проследить за тем, чтобы верующий был похоронен в соответствии со всеми религиозными традициями.

Для чего это необходимо?

Богослужение, которое проводится в церкви, не следует путать с таким понятием, как гражданская панихида. Церковный ритуал должен длиться всю ночь, а с наступлением утра он переходит в заутреннюю заупокойную службу.

Назначение панихиды состоит в том, чтобы попросить прощения у Бога за неправедные поступки усопшего человека. Умерший уже не сможет просить за себя самостоятельно. В течение жизни люди вольно или невольно совершают греховные действия. За многие из них верующий не успевает попросить прощения. После смерти усопший предстанет перед Создателем. Предварительно каждая душа проходит мытарства в течение определенного времени. За это время церковь должна успеть замолить грехи покойного.

Молитва за упокой души - обязанность каждого верующего по отношению к своему брату по вере.

Просить Бога за умершего следует не только в тех случаях, когда почивший является близким родственником. Молиться необходимо и за незнакомого, и за близкого друга, и даже за кровного врага. Христианин обязан прощать своих врагов и просить высшие силы о благе для них. Прошение за иноверца, который уважал православие, тоже будет принято. Проводить обряд в церкви в таких случаях запрещено. Однако нет ничего плохого в том, чтобы помолиться за усопшего келейно, то есть дома.

По кому не проводится обряд?

Некоторым категориям мирян может быть отказано в христианском ритуале. Речь идет не о том, чтобы наказать человека, отказав ему в заступничестве. Наоборот, священнослужители обязаны просить за каждого верующего вне зависимости от степени его греховности. Однако существуют и исключения. На панихиду не может рассчитывать:

  1. Некрещеный. Обряд крещения предполагает, что человек принимает все предписания православия. Он становится частью христианского сообщества, а церковь обязана заботиться о его душе. Если же человек не принял веру, священнослужители не имеют права молиться за его упокой. Возможно, что умерший выбрал иной путь к Богу и поклонялся ему в соответствии с требованиями другой религии. В таком случае православная церковь должна уважать выбор верующего и не проводить службу даже по просьбе родственников.
  2. Самоубийца. Близкие люди умершего по собственной воле часто задают вопрос о том, можно ли заказать панихиду о самоубийце, который был крещен и отличался усердным служением Богу. Добровольное лишение себя жизни считается одним из самых тяжких грехов. Никаких обрядов по самоубийцам церковь не проводит. Исключением могут стать те случаи, когда человек был психически болен или находился под воздействием психоактивных веществ. Исключений для глубоко верующих, находившихся в здравом уме, церковь не делает. Родственники могут помолиться за душу близкого дома.
  3. Богохульник, гонитель веры, закоренелый грешник. Об упокоении душ таких людей в храмах также не молятся. Человек, который открыто высмеивал религию или был притеснителем верующих, не может рассчитывать на то, чтобы священники молились за его упокой. Люди, отличавшиеся при жизни греховным поведением, никогда не каявшиеся в своих поступках, не получают прощения и заступничества церкви.
  4. Атеист. Церковные обряды атеистам заменяет гражданская панихида. Если человек не с был гонителем веры, но отрицал существование Бога и завещал не проводить над ним никаких ритуалов, нужно выполнить последнюю волю покойного. В данном случае речь также не о наказании за неверие. Человек сделал свой выбор, к которому следует отнестись с уважением и без порицания.

Может ли панихида быть гражданской?

Изначально понятия гражданская панихида вообще не существовало. Это светский термин. Для проведения церемонии используется не храм, а специальный зал. Прощание с умершим может пройти в любом просторном помещении, где поместится большое количество друзей, знакомых или незнакомых покойному людей.

Гражданская панихида проводится после смерти политиков, деятелей искусства, спортсменов, военных и других выдающихся личностей.

Если при жизни умерший был знаменит, имел поклонников и т. д., родственникам необходимо позаботиться о том, чтобы с покойным могли проститься все желающие. Гражданская панихида может пройти в помещении, которое имеет отношение к прижизненной деятельности умершего. С известными актерами, например, часто прощаются в том театре, где они работали.

На гражданской церемонии звучит прощальная речь, высказываются слова соболезнования родственникам. Церемония может сопровождаться возложением венков, траурными митингами или салютом (если умерший был военным). Иногда мероприятие перерастает в акцию протеста, манифестации, вооруженные конфликты и т. д. Это происходит в тех случаях, когда покойный был представителем какого-либо движения или политической партии.

На церковной панихиде не высказывают слов сочувствия родственникам. Не принято произносить прощальную речь. Запрещены любые конфликты и выяснения отношений. Священнослужители рекомендуют относиться к прощанию в церкви, как к радостному событию. Верующий прошел земной путь, а теперь ему предстоит встреча с Творцом и вечное блаженство. Такая перспектива не должна вызывать скорби.

Гражданская и церковная панихиды не противопоставлены друг другу.

Одна может следовать за другой. Сначала происходит светское прощание, а затем покойного везут в церковь для совершения необходимых обрядов. Только после этого гроб с телом отвозят на кладбище.

Виды панихид

  1. Первая церемония. Совершается над только что умершим. Провести ее необходимо до того, как тело будет предано земле. Подобные панихиды должны быть заказаны мирянами на девятый и сороковой дни смерти человека. Службу заказывают и тогда, когда исполняется год после ухода усопшего и на его последующие даты смерти и дни рождения. В эти дни родственникам желательно устраивать поминки.
  2. Парастас. В переводе с греческого это слово означает «ходатайство». Богослужение проводится сразу за всех умерших христиан. Служба отличается особой пышностью и торжественностью. Во время церемонии можно услышать пение хора. На парастасе должны петь канон «Непорочны». В большинстве случаев такая панихида проводится в ночь на Родительскую субботу.
  3. Кладбищенская. Иногда богослужение не проводится своевременно, то есть до захоронения тела. Родственники умершего могут сомневаться, можно ли заказать панихиду в таком случае. Проводить первую церемонию после похорон не желательно, однако, обстоятельства, по которым богослужение не было проведено, могут быть разными. Возможно, родные усопшего не смогли вовремя заказать церемонию по вполне объективным обстоятельствам. Служба на кладбище имеет свои собственные отличия. У могилы не проводят утреню (начало панихиды). Совершать принято только литию (окончание панихиды). Связано это с тем, что для проведения утрени требуются специальные предметы культа, такие как святой престол. Перевозить его из храма на кладбище нельзя.

Сороковой день после смерти человека называют сорокоустом (сороковинами). Этот день считается особенно важным для умершего. Согласно некоторым поверьям, на сороковины душа ненадолго возвращается из потустороннего мира, чтобы навестить своих родственников. Если умерший заметит, что родные его забыли, он будет сильно страдать. Именно поэтому семья должна заказать панихиду. По другой версии, в день сороковин душа навсегда покидает этот мир. В течение сорока дней после смерти она находилась рядом с близкими. Чтобы проводить душу, необходимо специальное богослужение.

Дома родные проводят помины. Можно раздать милостыню или угостить незнакомых людей у церкви. Сколько денег отдать в качестве милостыни, каждый человек решает сам. На сороковины необходимо по возможности посетить могилу. Считается, что именно в этот день решается вечная участь души: будет ли она пребывать в аду или в раю. Сороковины не следует превращать в формальность. Просто подать заупокойную записку, заказать литию или накрыть стол недостаточно. Весь день должен быть посвящен воспоминаниям об усопшем человеке. Необходимо избегать любых развлечений.

Годовщина смерти человека считается еще одной важной датой. В этот день, как и на сороковины, необходимо посещать могилу, молиться за умершего и совершать за него добрые дела. Через благие поступки родственников душа получает прощение многих грехов.

В церковь в этот день приходят к началу службы, которую по возможности надо отстоять до конца.

За умершего человека можно подать записку о поминании. Ее передают служащим храма или кладут в специальный ящик. В тот же день будет проведена общая панихида по всем упомянутым в записках людям. Следует помнить о том, что:

  1. В записке не указывается ничего, кроме имени в полной форме (не Катя, а Екатерина). Фамилия, отчество, национальная принадлежность усопшего значения не имеют. Вместо гражданской формы имени необходимо использовать вариант, принятый православной церковью (не Егор, а Георгий).
  2. Ребенка до семилетнего возраста в записке следует называть младенцем. Детей до пятнадцатилетнего возраста называют отроками (отроковицами).
  3. Если записка подается в одну из годовщин смерти, усопшего принято именовать приснопамятным. Умерших, которые покинули этот мир меньше сорока дней назад, называют новопреставленными. Если человек умер давно, но сегодня не годовщина его смерти, его называют покойным.
  4. Подать записку можно и за кровного родственника, и за близкого человека, который родственником не является.

Усопшему близкому человеку необходимы не только достойные похороны и красивая речь на кладбище. Вспоминать об ушедших и совершать благие дела в память о них следует не только в годовщины смерти. Родные и друзья покойного должны молиться за него, заказывать богослужения священникам, которые знают последование панихиды. Любая искренняя духовная помощь покойному будет принята Всевышним.