Open
Close

Конспект урока по литературе на тему:"Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского". Своеобразие любовной лирики маяковского

Любовная лирика Владимира Маяковского

План

1.Введение

2.Кому посвящал свои стихи

3.Особенности любовной лирики Маяковского

4. Заключение

Введение

Владимир Маяковский - один из самых выдающихся и экстравагантных поэтов 20 века. Начиная как футурист, он создал свой собственный и уникальный литературный стиль, который нельзя спутать ни с одним другим.

Не смотря на большую популярность в обществе, жизнь у Владимира была не легкой. Он прошел через множество трудностей и душевных терзаний. Особенно ему досталось от представительниц прекрасного пола - женщин. Именно они были лекарством и ядом для Маяка.

Они причинили ему много боли, однако без них мир бы не лицезрел ряд прекрасных художественных произведений. Именно о любовной лирике этого поэта и пойдет речь.

Кому посвящал свои стихи Маяковский?

У Владимира была крайне необычная внешность. Грубо говоря, это был высокий мужчина с грубыми чертами лица. Однако за суровой внешностью скрывалось ранимое и чувствительное сердце. Именно этим он и привлекал женщин, которым и посвящал свои стихотворения. Поэт влюблялся не часто. В отличии от Есенина, он был крайне избирателен. Можно назвать только четырех избранниц, которые смогли покорить “ ”.

Первой была Мария Денисова-Щаденко - известный в СССР скульптор. Познакомились они в Одессе в 1914 году и начался длительный роман. Поэт посвятил ей не одно стихотворение. Одним из лучших считается “Это было в Одессе”. Однако они не смогли быть вместе долгое время. Разное социальное положение, общественные нравы - все это быстро разлучило эту необычную пару. В итоге Мария вышла замуж за другого.

Тема разлуки и разбитого сердца нашла отражение в первом крупном произведении поэта “Облако в штанах”. Все раны рано или поздно заживают. Расставание Маяковский пережил и сразу же нашел свою главную музу - . Отношения между этими людьми были страстными, безумными, но прекрасными. Лили была необычной женщиной, которая всегда стремилась к свободе. Владимиру же нравилось подобное свободомыслие, однако от него он и страдал.

В том, что Маяк был по уши влюблен, сомневаться не приходится. Достаточно просто прочитать лучшее произведение поэта “Лиличка! Вместо письма”. Поэт одновременно наслаждался и страдал от этих отношений. Он неоднократно рассуждал о сущности любви в своих стихотворениях (“Люблю”, “Про это” и так далее). Часто автор приходит к выводу, что настоящая любовь тесно сопряжена со страданиями. Ведь по-настоящему влюбленный готов на все, ради объекта своего обожания.

Отношения с Лили были слишком непостоянными, поэтому пара распалась. Долгое время поэт блуждал в гордом одиночестве. Однако в 1928 году познакомился с Татьяной Яковлевой, которая стала новой фрейлин Маяковского. Они были идеальной парой. Как писал сам поэт в “Письмо Татьяне Яковлевой”, это была единственная девушка, под стать ему. К сожаления, Татьяны вышла замуж за другого мужчину. Очередная история отношений закончилась трагично для нашего “быка”. Последние отношения были у Владимира с . Многие считают, что они были просто хорошими друзьями. Однако прекрасное стихотворение “Неоконченное” было посвящено именно ей.

Особенности любовной лирики

Этим прекрасным дамам поэт посвятил такие же замечательные стихи. Основной их отличительной чертой является искренность и душевность. Поэт не стеснялся своих чувств, поэтому вкладывал в них всего себя. Каждое произведение - это настоящая ода возлюбленной. Все эти произведения наполнены невероятно сильными метафорами. Чего только стоит фраза “Я все разно тебя когда-нибудь возьму - одну или вдвоем с Парижем.” Стихотворения о любви имеют необычную и сложную ритмику. Автор никогда не стремился к стихам в их классическом стиле. Он всегда экспериментировал со звучанием. Именно поэтому, вся любовная лирика имеет короткие, но броские строфы.

Заключение

Любовь - это прекрасное чувство. Она принесла много боли Владимиру Маяковскому, однако она также заставляла его творить. Если бы не все эти женщины, никто бы никогда не узнал о богатом внутреннем мире этого добродушного гиганта мужчины.

“Любовь – это сердце всего”.
В.В.Маяковский

Цели урока :

  • познакомиться с адресатами любовной лирики Маяковского;
  • раскрыть оригинальность и глубину его стихотворений о любви;
  • убедиться, что любовь в жизни В.В.Маяковского играла определяющую роль, что Маяковский не столько певец революции, сколько живой человек с тонко чувствующей душой, умеющий страдать, мучиться и любить. (слайд 3)

Оборудование: презентация, сборники стихотворений В.В.Маяковского

Ход урока

Эй, вы!
Небо!
Снимите шляпу!
Я иду!
Глухо.
вселенная спит,
положив на лапу
с клещами звёзд огромное ухо.

Это финальные строчки поэмы “Облако в штанах”, которую В.В. Маяковский в июле 1915 года читал в петроградской квартире Лили Юрьевны и Осипа Максимовича Бриков на улице Жуковского.

Этот день Маяковский назвал “радостнейшей датой”: с него началась любовь к Лиле Юрьевне Брик , определившая всю жизнь поэта.

Слайд 4: портрет Лили Брик

Сама Лиля Юрьевна тоже вспоминала этот день как величайшее событие.

“Он задумался. Потом обвёл глазами комнату, как огромную аудиторию, прочёл пролог и спросил – не стихами, прозой – негромким, с тех пор незабываемым голосом

Вы думаете, это бредит малярия? Это было. Было в Одессе.

Мы подняли головы и до конца не спускали глаз с невиданного чуда.

Маяковский ни разу не переменил позы. Ни на кого не взглянул. Он жаловался, негодовал, издевался, требовал, впадал в истерику, делая паузы между частями”.

Маяковский влюбился до безумия. Лиле Брик немедленно была посвящена поэма “Облако в штанах”, а много лет спустя, в 1928 году, Маяковский написал её имя на первом томе собрания своих сочинений – посвятив ей таким образом всё, что было им создано.

С первых дней знакомства семья Бриков стала семьёй Маяковского на всю жизнь.

Слайд 5: портрет Маяковского с Бриками.

В квартире Бриков он всегда чувствовал себя дома, она сделалась настоящим центром современной литературной жизни. Здесь бывали Бурлюк, Хлебников, Асеев, Пастернак, Кузмин.

Отношения Маяковского с Лилей, конечно, с самого начала не были просто отношениями талантливого поэта и чуткой слушательницы. Маяковский был влюблён со всей силой своего темперамента – т.е. с силой поистине неизмеримой.

Осенью 1915 года была написана поэма “Флейта-позвоночник”, потрясающая накалом любовных переживаний и поэтической мощью, с которой они воплощены.

Давайте обратимся к тексту поэмы и найдём строки, в которых передаётся сила чувств поэта.

Всё, что он писал в это время, было проникнуто любовью.

26 мая 1916 года написано стихотворение “Лиличка! Вместо письма ”, которое не было напечатано при жизни Маяковского.

Чтение стихотворения учеником.

Какие эпитеты и метафоры этого стихотворения поражают своей глубиной и точностью передачи чувств автора?

Обратите внимание на финальные строки, которые по праву можно отнести к шедеврам любовной лирики:

Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.

Отношения с Брик складывались тяжело. Недолгие периоды счастья (Лиля даже объявила мужу о своей любви к Маяковскому) сменялись мучительными переживаниями поэта.

Счастливое время в отношениях с Лилей давало Маяковскому огромную творческую энергию.

В 1922 году появилась поэма “Люблю ” - самый светлый из всех его гимнов женщине.

- Как показана любовь в этом произведении?

Учитель: Но надлом в отношениях не заставил себя ждать. Вместе с поэмой “ Про Это” - поэмой о любви, отчаянии, одиночестве, Маяковский в 1923 году писал письмо-дневник, обращённое к Лиле Юрьевне. Она нашла это письмо только после смерти поэта. Письмо даёт представление о том, что происходило в душе Маяковского за 2 месяца разлуки с Лилей.

“...Нет теперь ни прошлого просто, ни давно прошедшего для меня нет, а есть один до сегодняшнего дня длящийся теперь ничем не делимый ужас. Ужас не слово, Лиличка, а состояние – всем видам человеческого горя я б дал сейчас описание с мясом и кровью.

Одна польза от всего от этого: последующие строчки, представляющиеся мне до вчера гадательными, стали твёрдо и незыблемо.

Можно ли так жить вообще? Можно, но только недолго. Тот, кто проживёт хоть бы вот эти 39 дней, смело может получить аттестат бессмертия. Поэтому никаких представлений об организации будущей моей жизни на основании этого опыта я сделать не могу. Ни один из этих 39 дней я не повторю никогда в моей жизни.

Опять о моей любви. О пресловутой деятельности. Исчерпывает ли для меня любовь всё? Всё, но только иначе. Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи и дела и всё прочее. Любовь это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может проявляться в этом во всём. Без тебя (не без тебя “в отъезде”, а внутренне без тебя) я прекращаюсь. Это было всегда, это и сейчас. Но если нет “деятельности” - я мёртв

Любишь ли ты меня? Для тебя, должно быть, это странный вопрос – конечно, любишь. Но любишь ли ты меня? Любишь ли так, чтоб это мной постоянно чувствовалось? Нет. У тебя не любовь ко мне, у тебя – вообще ко всему любовь.

Какая жизнь у нас может быть, на какую я в результате согласен? Всякая. На всякую. Я ужасно по тебе соскучился и ужасно хочу тебя видеть”.

Расставание длилось долго и мучительно – однако, окончательного разрыва так и не произошло. Вплоть до смерти Маяковского Лиля бдительно следила за его увлечениями – мимолётными и серьёзными, следила, чтобы эти отношения не перешли за грань именно увлечений.

Влияние её на Маяковского было огромным. Когда в 1927 году до неё дошли слухи, что Владимир Владимирович собирается жениться на Наталье Брюханенко,

Фото Брюханенко, с которой он познакомился в Госиздате и путешествовал по Крыму, Лиля Юрьевна написала ему: “Володя, не делай этого...”. Свадьба не состоялась.

Учитель: Будучи за границей, в Нью-Йорке, Маяковский познакомился с Элли Джонс (Елизаветой Петровной Зиберт), американкой русского происхождения. Она вспоминала:

Слайд 7: фото Джонс

Ученица: “Ему было 32 года, мне 20, мы оба были молодыми и знали, что наши отношения должны вместиться в короткий промежуток времени. Это был как бы сгусток, капсула времени”.

Учитель: Судя по всему, чувство Маяковского к Элли Джонс не было особенно глубоким. Но это никак не сказывалось на его поведении.

Ученица: “Проводив его на корабль и вернувшись домой, я хотела броситься на кровать и плакать – по нему, по России, - но не могла: вся кровать была усыпана незабудками. У него было так мало денег, но это было в его стиле! Где он взял незабудки в конце октября в Нью-Йорке? Должно быть, заказал задолго до этого”.

Учитель: Элли Джонс родила Маяковскому дочь – Элен-Патрицию, которая до настоящего времени живёт в Америке.

Слайд 8: фото дочери Маяковского

Учитель: В 1928 году Маяковский познакомился в Париже с Татьяной Алексеевной Яковлевой.

Слайд 9: фото Яковлевой

Ей посвящены стихи “Письмо Татьяне Яковлевой” и “Письмо товарищу Кострову о сущности любви” (Костров был главным редактором “Комсомольской правды”, в которой Маяковский опубликовал эти стихи).

Татьяне Яковлевой в 1928 году был 21 год. В этой женщине было всё: красота, ум, такт.

Маяковский влюбился в неё мгновенно, судя по стихам, с первого взгляда:

Ураган,
огонь
вода
подступают в ропоте.
Кто
сумеет
совладать?
Можете?
Попробуйте...

Докажите по стихотворениям, посвящённым Татьяне Яковлевой, что Маяковский испытывал к ней очень сильное чувство.

Процитируйте.

(“Письмо Татьяне Яковлевой”, “Письмо товарищу Кострову о сущности любви”

Учитель: Вероятно, впервые Маяковский не ощутил в любимой женщине испуга перед силой его чувств.

Ученица: “Я прекрасно отдавала себе отчёт, что всё в его жизни переменилось. Я сразу это почувствовала. Всё было так нежно, так бережно. В первую встречу – было холодно – он снял своё пальто в такси и укутал мои ноги – такая, например, мелочь...Человек был совершенно необычайного остроумия, обаяния. Он мне не “нравился”, я его полюбила”.

Несоответствия чувств на этот раз, вероятно, не было. Было другое препятствие – неодолимое... Оказалось, гораздо легче позвать в Москву Эйфелеву башню, чем Татьяну Яковлеву. Маяковский не мог не понимать, что такая перемена судьбы для неё невозможна, что “взять” эту женщину можно только вдвоём с Парижем”, - а это, в свою очередь, невозможно для него. И всё-таки Владимир Владимирович звал её – звал письмами и телеграммами.

В 1929 году во время последнего приезда Маяковского в Париж Татьяна Алексеевна обещала ему принять окончательное решение по поводу её возвращения или невозвращения в Москву, когда Владимир Владимирович приедет в следующий раз.

Но следующего приезда Маяковского уже не было: больше он заграничной визы не получил.

Здесь говорят об участии Лили Брик. Она ревновала к Татьяне Яковлевой – главным образом как к вдохновительнице стихов, которые поэт до сих пор посвящал только Лиле.

Маяковский не приехал больше в Париж. И наверняка понял, что о Яковлевой надо забыть, и изо всех сил старался это сделать.

Вскоре Маяковский начал ухаживать за Вероникой Полонской .

Слайд 10: фото Полонской

Знакомство с Полонской произошло 13 мая 1929 года. В то время многие слышали от Владимира Владимировича слова: спасти меня может только настоящая, большая любовь. Он искал такой любви и, вероятно, надеялся её найти в Норе Полонской – актрисе МХАТа, которой только что исполнилось 20 лет и которая была замужем за известным актёром Михаилом Яшиным.

Вероника Полонская написала подробные воспоминания о последнем годе жизни Маяковского.

Человек интеллигентный и тонкий, она обвиняет себя в непонимании тяжелейшего душевного кризиса, который переживал тогда Владимир Владимирович. Вероника Витольдовна пишет о своей жизненной неопытности, об увлечённости театром, о невозможности с кем-либо посоветоваться, о двусмысленности своего положения по отношению к мужу... Всё это сделало отношения с Маяковским очень нелёгкими и напряжёнными.

Полонская полагала, что строки о “взаимных болях, бедах и обидах” из последнего стихотворения Маяковского обращены к ней: именно эти слова, по её мнению, точно характеризовали их отношения.

- Давайте прослушаем это стихотворение в исполнении Н.Носкова на музыку Д.Тухманова- истинный шедевр любовной лирики.(Приложение1)

Владимир Владимирович требовал, чтобы Полонская разошлась с мужем, вышла замуж за него, оставила театр. Но решиться на резкую перемену судьбы Вероника Витольдовна не могла.

Отношения с Полонской не стали спасительной соломинкой, за которую хотел схватиться Маяковский.

Вероника Полонская стала свидетельницей последних минут жизни Маяковского. О них она написала в своих воспоминаниях с протокольной точностью.

Сцена: ученица (Полонская) и ученик (Маяковский) Слайд 12 : Маяковский и Полонская

(Маяковский быстро заходил по комнате. Почти бегал)

Значит, пойдёшь на репетицию?

Да, пойду.

И с Яншиным увидишься?

Ах, так! Ну тогда уходи, уходи немедленно, сию же минуту.

(Владимир Владимирович открыл ящик, захлопнул его и опять забегал по комнате)

Что же, вы не проводите меня даже?

(Поцеловал)

Нет, девочка, иди одна...Будь за меня спокойна.

(Улыбнулся)

Я позвоню. У тебя есть деньги на такси?

(Дал 20 рублей)

Так ты позвонишь?

(Полонская вышла за дверь, прошла несколько шагов, раздался выстрел (Приложение1), вернулась)

Что вы сделали? Что вы сделали?

Давайте подведём итог по теме урока: в чём заключается своеобразие любовной лирики Маяковского?

Ученики подводят итог, записывают в тетради со слайда 13 .

Несмотря на все старания властей “похоронить поэта”, приклеить ему ярлык “железного советского”, мы слышим его могучий голос через годы. Он учит нас жить и любить.

И я надеюсь, что вы не останетесь равнодушными к этому удивительному, противоречивому, гениальному, мечтавшему о несбыточном, правому и неправому, могучему поэту с беззащитной душой.

Потому что “любовь – это сердце всего”.

Слайд 14: эпиграф.

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений “Лиличка” и “Неоконченное” (по выбору). (слайд 15)

  1. Маяковский В.В. Стихотворения. Поэмы. Пьесы.- М.: Дрофа: Вече, 2002. 320с.
  2. Составление, вступительная статья, комментарии Т.А.Сотниковой.

Конспект урока литературы. В 11 классе

Тема урока: Своеобразие любовной лири­ки В. В. Маяковского. Её эволюция в творчестве поэта. (Стихотворения «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Неоконченное»)

Эпиграф к уроку: «Любовь – это сердце всего…» (В. Маяковский)

Образовательная цель урока: выявить, как развивалась тема любви в творчестве В. Маяковского, определив закономерность того, что любовная тема в раннем творчестве В. Маяковского романтизируется, а в послереволюционном преобретает общественное звучание.

Задачи урока:

раскрыть «любовь-громаду» поэта, показать, каким тонким и проникновенным лириком он был, как глубоко умел чувствовать;

подробно проанализировав программное стихотворение В. Маяковского «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», выявить взгляды Маяковского на любовную лирику в целом, которая, по мнению поэта, решая морально-этические проблемы большой важности, имеет огромный общественный смысл.

Воспитательная цель: помочь понять ребятам, что в чувствах, даже самых интимных, надо быть высоким и чистым.

Развивающие цели: закрепление навыков анализа поэтического текста, умения читать, перечитывать и осмысливать художественный текст; отработка выразительного чтения лирических произведений; развитие логического, образного и ассоциативного мышления.

Домашнее задание к данному уроку:

1. Прочитать стихотворения В. Маяковского «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Неоконченное», тексты принести в класс.

2. Подготовиться к анализу стихотворений «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Индивидуальные задания:

1. Выучить наизусть стихотворения В. Маяковского «Лиличка!», подготовиться к его выразительному чтению на уроке.

2. Проанализировать стихотворения В. Маяковского «Лиличка! Вместо письма».

3. Выучить наизусть стихотворение В. Маяковского «Письмо Татьяне Яковлевой», подготовиться к его выразительному чтению на уроке.

План урока.

I .Вступительное слово учителя Объявление темы, постановка целей и задач урока. 3 минуты .

1.. Чтение учащимся наизусть стихотворения «Лиличка! 3 минуты .

2.Реализация домашнего задания. Анализ стихотворения «Лиличка! . Если учащиеся будут не готовы к самостоятельному анализу, то он проводится в форме беседы. 4 минуты .

3. Слово учителя, предваряющее изучение стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». 1 минута .

Кострову из Парижа о сущности любви». 5 минут .

4. Анализ стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» в процессе беседы. 15 – 20 минут .

5.Чтение учащимся наизусть стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой». 3 минуты .

6. Анализ стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой». Комментарий учителя или беседа. 3 минуты .

7. Заключительное слово учителя по теме урока. 2 минуты 1 минута . Подведение итогов. Выставление оценок. 1 минута .

Домашнее задание. 1 минута .

Ход урока.

I . Вступительное слово учителя. Объявление темы, постановка целей и задач урока.

Доброе утро, ребята.

Мы продолжаем изучение лирики Владимира Маяковского.

Представление о лирике Маяковского будет неполным без характеристики его стихов и поэм о любви. Пожалуй, нигде новаторский характер лирики поэта не проявился с такой определённостью, как в постановке и трактовке этой «вечной» темы поэзии.

Запишите тему сегодняшнего урока: «Любовная лирика В. Маяковского. Её эволюция в творчестве поэта».

Мы уже говорили с вами о том, что любовная тема была одной из ведущих в дооктябрьском творчестве В. Маяковского. Поставленная в «Облаке в штанах», ставшая центральной во «Флейте-позвоночнике» тема любви звучала в поэме «Человек» и во многих ранних стихотворениях молодого поэта. Маяковский, как мы знаем, всегда тяготел к социальному осмыслению этой интимной темы. Изображение неразделённой любви, характерное для подавляющего большинства дореволюционных поэм и стихотворений Маяковского, позволило поэту раскрыть трагедию человека в мире капитализма, где всё – в том числе и любовь – подчинено денежному чистогану. Формула «деньги – любовь – страсть», прозвучавшая в «Облаке в штанах», определила, как вам известно, трагедийность любовного конфликта во всей дореволюционной поэзии Маяковского.

Правда, в первые послереволюционные годы Маяковский как будто отходит от темы любви, но затем она снова властно влечёт к себе поэта. В 1922 году он пищет поэму «Люблю», в 1923 году – «Про это», а позднее, в 1926 – 1930 годах, создаёт целый ряд прекрасных лирических стихотворений. Вот об этих-то стихах, перечень которых дан на доске, мы и поведём речь на сегодняшнем уроке. Запишите их названия и дату написания в тетрадь, пожалуйста:

«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви» (1928).

«Письмо Татьяне Яковлевой» (1928).

«Неоконченное» (1930).

В качестве эпиграфа к уроку взяты слова самого поэта из его письма-исповеди: «Любовь – это сердце всего…». Они помогают нам определить цель и задачи сегодняшнего урока. Мы должны выяснить, как эволюционировала (т. е. развивалась) тема любви в творчестве Маяковского, что такое любовь для Маяковского конца 20-ых годов, в чём её сущность, по Маяковскому, сказал ли он своё слово в освещении этой «вечной» темы русской поэзии.

Поиски ответа на эти вопросы мы начнём с проверки домашнего задания, которое вы выполняли по группам. Оодно из самых пронзительных и лучших стихотворений у раннего Маяковского – «Лиличка! Вместо письма». Прочтите его, пожалуйста, наизусть и проанализируйте, опираясь на домашние заготовки.

II . Чтение учащимся наизусть стихотворения «Лиличка!»

III . Реализация домашнего задания. Анализ стихотворения «Лиличка!» (опрос по групам). Если учащиеся будут не готовы к самостоятельному анализу, то он проводится в форме беседы.

1. Что противопоставляет своей любви поэт? (Своей любви поэт поэт противопоставляет образы быка, слона. Они воплощение силы и мощи, независимости. Этим они соотносятся с образом лирического героя.)

2.. В чём своеобразие этих образов?

3.. Какое место в своей жизни поэт отводит любви? (Для поэта возможна только счастливая любовь. Само существование несчастливой любви является свидетельством несовершенства мира и становится одной из основных причин переделки действительности. Духовный аспект любви для поэта представлен в неразделимом единстве с телесным, и поэтому само представление о так называемой любви платонической, бескорыстной у него отсутствует.)

IV . Слово учителя, предваряющее изучение стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви».

Как видим, в раннем творчестве любовная тема В. Маяковским романтизируется. А какое звучание она приобретает в послереволюционное время уже у зрелого Маяковского? Для ответа на этот вопрос обратимся к двум посланиям о любви, написанным поздней осенью 1928 года в Париже, где Маяковский встретил простую русскую девушку Татьяну Яковлеву.

Здесь, в Париже, к Маяковскому, пришло настоящее, большое чувство. Он полюбил девушку, это вдохновило его на стихи о любви, с которой он уже прощался в «Юбилейном». (Помните: «Айда, Маяковский! Маячь на юг! Сердце рифмами вымучь – вот и любви пришёл каюк, дорогой Владим Владимыч».)

Первым появилось «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». Тарас Костров, которому адресовано послание – талантливый, рано умерший журналист, в 1927 – 1928 годах главный редактор газеты «Комсомольская правда».

Чтение стихотворения

VI . Анализ стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» в процессе беседы.

1. Какова тема стихотворения и где она заявлена?

Тема стихотворения определена в заглавии. Это стихотворение о «сущности любви».

2. В каком аспекте решается эта тема в стихотворении: эстетическом, философском, морально-этическом, нравственном?

В заголовке подчёркнуты и нравственно-философский аспект темы, и отчасти её ироническое восприятие. На протяжении всего стихотворения совсем нешуточные мысли поэта будут соседствовать с шуткой, иронией, часто самоиронией, серьёзное будет облекаться в форму дёгкого юмора. Эта тенденция проявилась с первых же строк:

Простите

меня,

товарищ Костров,

с присущей

душевной ширью,

что часть

на Париж отпущенных строф

на лирику

я

растранжирю.

3. Какой образ поэта намечается в первой же стрфе стихотворения и где он развивается? Что составляет содержание стихотворения?

Намечаемый в первой строфе образ поэта, «транжирящего» поэтические строки на любовную лирику, развивается в трёх последних строфах, где поэт, встречая «в меха и бусы оправленную» красавицу (её прототипоми является Татьяна Яковлева), вступает с ней в разговор («Я эту красавицу взял и сказал – правильно сказал или неправильно?»). На этом разговор с Тарасом Костровым по существу переходит в разговор с «красавицей», который и определяет содержание стихотворения.

4. О чём говорит «знаменитый» в своей тране поэт, как он сам представляется, находящийся в расцвете творческих и жизненных сил (ему – «тридцать … с хвостиком»), своей юной собеседнице? Насколько поэт серьёзен?

Начало разговора явно несерьёзное. Поэт, обращаясь к молодой женщине, шутливо признаётся:

Девушкам

поэты любы.

заговариваю зубы –

только

слушать согласись.

5. А какие строки изменяют шутливый тон стихотворения?

Не поймать

меня

на дряни,

на прохожей

паре чувств.

Я ж

навек

любовью ранен –

еле-еле волочусь.

Эти строки резко изменяют тон разговора. От шутки поэт переходит к серьёзному разговору о «сущности любви». От облика беззаботного поэта, «заговаривающего зубы» девушкам, не остаётся и следа. Перед нами человек, объятый чувством любви. «Я ж навек любовью ранен», – признаётся он.

6. Чем измеряется истинная любовь по Маяковскому?

Истинную любовь «не свадьбой мерить», она измеряется несравнимо большим и проверяется всей человеческой жизнью.

Мне

любовь

не свадьбой мерить:

разлюбила –

уплыла.

Мне, товарищ,

в высшей мере

наплевать

на купола.

Что ж в подробности вдаваться,

шутки бросьте-ка,

мне ж, красавица,

не двадцать, –

тридцать...

с хвостиком.

7. Так завершается первая часть стихотворения, играющая роль своеобразного вступления к нему. Далее следуют четыре строфы, раскрывающие проблему, которая, судя по заголовку, должна стать главной в стихотворении. Прочтите их и определите, о чём здесь, в основной части стихотворения, идёт речь?

Любовь

не в том,

чтоб кипеть крутей,

не в том,

что жгут угольями,

а в том,

что встает за горами грудей

над

волосами-джунглями.

Любить –

это значит:

в глубь двора

вбежать

и до ночи грачьей,

блестя топором,

рубить дрова,

силой

своей

играючи.

Любить –

это с простынь,

бессонницей

рваных,

срываться,

ревнуя к Копернику,

его,

а не мужа Марьи Иванны,

считая

своим

соперником.

Нам

любовь

не рай да кущи,

нам

любовь

гудит про то,

что опять

в работу пущен

сердца

выстывший мотор.

Здесь речь идёт о понимании Маяковским любовного чувства, т. е. о «сущности любви».

8. Уже первая из четырёх строф направлена на нравственно-философское освещение сущности любви:

Любовь

не в том,

чтоб кипеть крутей,

не в том,

что жгут угольями,

а в том,

что встает за горами грудей

над

волосами-джунглями.

Маяковский отказывается рассматривать любовь только как физиологическое чувство. Для поэта несравненно важнее, «что встаёт за горами грудей», какие чувства рождает в сердце человека любовь. Пока этот вопрос только поставлен. Ответ на него дан в следующих строфах. Какой? Прочтите его.

Любить –

это значит:

в глубь двора

вбежать

и до ночи грачьей,

блестя топором,

рубить дрова,

силой

своей

играючи.

Обуреваемый любовью, герой стихотворения, «силой своей играючи», готов «блестя топором, рубить дрова», соревноваться с самим Коперником, творить, писать стихи:

Любить –

это с простынь,

бессонницей

рваных,

срываться,

ревнуя к Копернику,

его,

а не мужа Марьи Иванны,

считая

своим

соперником.

9. А теперь посмотрите следующую строфу и скажите, в чём смысл любви для Маяковского.

Великий смысл любви для Маяковского не в том, что она обеспечивает влюблённым «рай да кущи», а в том,

что опять

в работу пущен

сердца

выстывший мотор.

10. Но «Письмо товарищу Кострову…» не ограничивается лишь констатацией любви как стимула, заставляющего работать «сердца выстывший мотор». В нём – и в этом одна из важнейших особенностей произведения – Маяковский идёт дальше, показывая связь любовного чувства с творческим процессом. Маяковский показывает, как происходит трансформация любовного чувства в стихи. Воспроизведению этого процесса посвящена последняя часть стихотворения. Прочтите следующую строфу.

Вы

к Москве

порвали нить.

Годы –

расстояние.

Как бы

вам бы

объяснить

это состояние?

11. Обращаясь к своему собеседнику, поэт хочет объяснить ему «это состояние» – процесс рождения поэтического слова. Как же это происходит? Прочтите.

На земле

огней – до неба...

В синем небе

звезд –

до черта.

Если бы я

поэтом не был,

я б

стал бы

звездочетом.

12. Итак, «любовью раненый» поэт идёт по улицам города, и всё воспринимается им сквозь призму его возбуждённого состояния. А вокруг шумит город. Читаем:

Подымает площадь шум,

экипажи движутся,

я хожу,

стишки пишу

в записную книжицу.

Мчат

авто

по улице,

а не свалят наземь.

Понимают

умницы:

человек –

в экстазе.

Сонм видений

и идей

полон

до крышки.

Тут бы

и у медведей

выросли бы крылышки.

Конечно, шутка, самоирония присутствует и здесь (автомобили не наезжают на не соблюдающего правил дорожного движения поэта, ибо понимают: «человек в экстазе» и т. д.), но, как мы уже видели, Маяковский умел и в шутливой форме выражать серьёзные мысли. В душе поэта зреет рождённое любовью поэтическое слово. И когда «докипело это», возникает оно – великое слово поэзии. А «докипает» оно – и это особенно характерно для Маяковского – не в тиши кабинетов, не в уединении от людей, а в самой гуще жизни, среди городского шума, суеты, движения, в «грошовой столовой», куда зашёл поэт. Впрочем, об этом лучше всего сказал сам Маяковский. Прочтите эти строки:

И вот

с какой-то

грошовой столовой,

когда

докипело это,

из зева

до звезд

взвивается слово

золоторожденной кометой.

Распластан

хвост

небесам на треть,

блестит

и горит оперенье его…

13. Примечательно, что Маяковский, как правило, избегавший высоких, «поэтических» слов, оборотов и выражений, здесь, в описании того, как появляется на свет поэтическое слово, обращается как раз к высокой лексике. Назовите эти слова.

«Докипевшее» слово «взвивается» «золоторождённой кометой» «из зева звёзд», хвост слова-кометы «распластан небесам на треть», «оперенье» кометы «блестит», «горит».

14. Если вспомнить, что ещё совсем недавно в этом же стихотворении мы сталкивались с такой сниженной, разговорной лексикой, как «заговариваю зубы», «наплевать на купола», «шутки бросьте-ка», «до чёрта», «стишки пишу» и т. д., то станет ясно, что излюбленный приём Маяковского налицо и в этом стихотворении. Назовите этот приём.

Это приём контраста.

15. Но послание Тарасу Кострову на этом не заканчивается. Сказав о том, как рождается вызванное чувством любви поэтическое слово, Маяковский ставит вопрос о том, кому это слово адресовано. Итак, кому?

Поэт утверждает, что «докипевшее» слово нужно для того, –

чтоб двум влюбленным

на звезды смотреть

из ихней

беседки сиреневой.

Чтоб подымать,

и вести,

и влечь,

которые глазом ослабли.

Чтоб вражьи

головы

спиливать с плеч

хвостатой

сияющей саблей.

16. Мысль, выраженная в этих строках, необычайно важна для понимания не только разбираемого стихотворения, но и взглядов Маяковского на любовную лирику в целом: рождённые интимнейшим чувством стихи о любви нужны далеко не только «смотрящим на звёзды» влюблённым. Решая морально-этические проблемы большой важности, любовная лирика имеет огромный общественный смысл.

В одном из стихотворений 1927 года, резко критикуя любовную лирику поэта Ивана Молчанова, Маяковский писал:

Вопрос

о личном счастье

не прост.

Когда

на республику

лезут громилы,

Личное счастье –

это

рост

республики нашей

богатства и силы.

В атмосфере идеологической борьбы двух общественных систем любовная поэзия для Маяковского не может оставаться нейтральной. «Или за любовной блажью не видать угрозу вражью?» – спрашивал поэт того же Молчанова.

Так какой же должна быть любовная лирика, по мнению Маяковского? Дал ли он ответ на этот вопрос в своём стихотворении?

В «Письме товарищу Кострову…» Маяковский по существу дал ответ на вопрос о том, какой должна быть любовная лирика. Своим стихотворением он утверждал, что цель поэзии – «подымать, и вести, и влечь» – распространяется и на любовную лирику. И стихи о любви должны помогать тем, кто «глазом ослабли». «Хвостатая, сияющая сабля» лирической поэзии призвана «спиливать с плеч» «вражьи головы».

Мысль о единстве личного и общественного в человеке социалистического общества, обозначившаяся в творчестве Маяковского начала 20-ых годов, с новой силой была поставлена в стихотворениях 1928 года. Пожалуй, нигде она не нашла столь яркого выражения, как в «Письме Татьяне Яковлевой», написанном сразу же после «Письма товарищу Кострову…». Помните?

В поцелуе рук ли,

губ ли,

в дрожи тела

близких мне

красный

цвет

моих республик

тоже

должен

пламенеть.

17. О чём говорит поэт в финале стихотворения?

В финале «Письма товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» поэт, прислушиваясь к своему сердцу, в котором вот-вот «загудит» всепоглощающая любовь, заявляет:

Себя

до последнего стука в груди,

как на свиданье,

простаивая.

прислушиваюсь:

любовь загудит –

человеческая,

простая.

18. Так утверждается в стихотворении сущность громады-любви к женщине, к людям, к жизни, к творчеству, к борьбе. Чувства простого, человеческого. Но простота эта лишь кажущаяся, ибо в ней объединились три огромные стихии:

Ураган,

огонь,

вода

подступают в ропоте.

Кто

сумеет совладать?

Можете?

Попробуйте...

То же борение страстей отражается и в стихотворении «Письмо Татьяне Яковлевой». Давайте прочитаем его.

VIII . Анализ стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой». Комментарий учителя или беседа.

1. Какие строки в этом стихотворении способны затронуть душу? Почему?

2. Что в этом стихотворении с точки зрения человечности отторгается?

3. Почему непременным условием любви Маяковский считал единство мыслей и позиций, чтоб

в поцелуе рук ли,

губ ли,

в дрожи тела

близких мне

красный

цвет

моих республик

тоже

должен

пламенеть ? А может быть поэт лицемерил?

Это искренняя безоговорочная идея государственной власти. И он сам, того не понимая, становится глашатаем насилия и демагогии. В этом трагедия. Трагедия конформизма и веры, идеалов и большого государственного обмана.

Возможный комментарий учителя:

И здесь с первых же строк выставляется социальный императив любви: «В поцелуе рук ли, губ ли, в дрожи тела близких мне красный цвет моих республик тоже должен пламенеть». И вот она – не вообще любовь, любовь к ней .

Ты одна мне

ростом вровень,

стань же рядом

с бровью брови,

дай

про этот

важный вечер

рассказать

по-человечьи.

Из этих стихов угадывается: любовь возникла с первого взгляда, поразила поэта в самое сердце. Он даже час этот фиксирует: «Пять часов, и с этих пор стих людей дремучий бор, вымер город заселённый…» На какой-то момент глухотой ко всему остальному миру, кроме своей избранницы, сопровождается явление любви. И ревность – этот её коварный спутник-искуситель – теперь уже превосходит все сравнения из «Письма товарищу Кострову…», где высшей степенью её проявления, казалась ревность к Копернику. Нынче ей соответствует космический масштаб.

В черном небе

молний поступь,

гром

ругней

в небесной драме, –

не гроза,

а это

просто

ревность двигает горами.

Нельзя не почувствовать, как сквозь годы в Маяковском продирается молодой романтик, вот-вот готовый вступить в конфликт со всеми небесными силами, которые могут помешать его любви. Но у любви этой есть социальная подоплёка, и от неё никуда не уйдёшь. Возлюбленная уехала из Советской России и не хочет туда возвращаться, ревность связывается с упоминанием «отпрысков дворянских». На этом основании поэт прикрывает её именем родины. («Я не сам, а я ревную за Советскую Россиию».) Значит, всё-таки не остался глухим к остальному миру возлюбленный поэт.

Своя ревность осталась своею, но искренне и сильно звучат строки о том, как там, в Росссии «ста мильонам было плохо», и после них, в конце стихотворения, любовная тема перерастает себя, она как бы перетекает, вплетается в тему личного достоинства, теснейшим образом связанного с достоинством своей страны, родины.

Ты не думай,

щурясь просто

из-под выпрямленных дуг.

Иди сюда,

иди на перекресток

моих больших

и неуклюжих рук.

Не хочешь?

Оставайся и зимуй,

и это

оскорбление

на общий счет нанижем.

Я все разно

тебя

когда-нибудь возьму –

одну

или вдвоем с Парижем.

Так, до Маяковского, никто о любви не писал. Никто не писал и после. Тут всё слишком крупно, слишком нетрадиционно.

IX . Заключительное слово учителя по теме урока.

Итак, выясняя на сегодняшнем уроке, в чем заключается «сущность любви» для Владимира Маяковского, мы пришли к пониманию того, что для поэта любовь и революционное преобразование жизни неразделимы. Особенно ярко это выражено в стихотворении «Письмо Татьяне Яковлевой»:

В поцелуе рук ли,

губ ли,

в дрожи тела

близких мне

красный

цвет

моих республик

тоже

должен

пламенеть.

Это не просто любовное признание. Всесжигающее пламя «немыслимой любви» к женщине и к революции воплощается здесь в едином образе.

Мы убедились, что в своей поздней лирике Маяковский стирает грани между интимными и гражданскими чувствами поэта.

Слияние личных переживаний лирического героя с беспредельностью мира наиболее точно отразилось в последнем шедевре Маяковского «Неоконченное».

...любовная лодка разбилась о быт.

С тобой мы в расчете – и не к чему перечень

взаимных болей, бед и обид.

Ты посмотри, какая в мире тишь!

Ночь обложила небо звездной данью;

в такие вот часы встаешь и говоришь

векам, истории и мирозданью

Многое не договорил векам, истории и мирозданью поэт Владимир Маяковский, «…своё, земное, не дожил, на земле своё не долюбил», но главное, думается, успел сказать.

X . Запись выводов в тетрадях учащихся.

«Вечная» тема лирики – любовь – проходит через всё творчество Маяковского, начиная с его ранних стихов и кончая последним стихотворением «Неоконченное». Но если в раннем творчестве любовная тема романтизируется, то в послереволюционном творчестве приобретает общественное звучание, грани между интимными и гражданскими чувствами поэта стираются.

XI . . Подведение итогов. Выставление оценок.

XII . Домашнее задание.

1. Письменно ответить на вопрос: «Каким представляется лирическому герою позднего Маяковского идеал настоящей любви («Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой» и др.)? Что вам близко и что не близко в любовной лирике поэта?»

2. Выучить наизусть одно из стихотворений, разбиравшихся на уроке: «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой» (по выбору)

Урок 44 СВОЕОБРАЗИЕ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ МАЯКОВСКОГО

30.03.2013 16743 0

Урок 44
Своеобразие любовной лирики Маяковского

Цели : отметить своеобразие любовной лирики Маяковского; проследить эволюцию темы в творчестве поэта; развивать навыки анализа поэтического текста.

Ход урока

И Бог заплачет над моею книжкой!

Не слова – судороги, слипшиеся комом;

и побежит по небу с моими стихами под

знакомым.

В. Маяковский

I. Вступительное слово.

Учитель . В своих воспоминаниях художник Юрий Анненков писал о Маяковском: «Он был огромного роста, мускулист и широкоплеч. Волосы он то состригал наголо, то отращивал до такой степени, что они не слушались уже ни гребенки, ни щетки и упрямо таращились в беспорядке – сегодня в одном направлении, завтра – в другом. Нижняя челюсть плотоядно выдавалась вперед. <...> К этому выражению недружелюбности он любил прибавлять надменные колкие вспышки глаз...» И тут же художник приводит слова режиссера Всеволода Мейерхольда: «Грубость Маяковского была беспредельно хрупкой».

Но далеко не всем открывалась эта хрупкость и нежность, скрытая в «этакой глыбе». По-новому открывается поэт в стихах о любви. Среди произведений этой темы («Люблю!», «Про это» и других ) особенно выделяются «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Созданная поэтом в октябре – ноябре 1928 года поэтическая дилогия принадлежит к вершинным произведениям автора. Оба стихотворения, написанных в сравнительно короткий промежуток времени, отличаются высокой степенью автобиографичности.

II. Работа с текстами стихотворений.

1. Подготовленные ученики представляют материал (он был роздан предварительно на карточках).

А) Известно, что место написания стихотворений – Париж.

Хронология зарубежной поездки такова. 8 октября 1928 года Маяковский выехал из Москвы в Берлин. 15 октября он – в Париже. 3 декабря выехал из Парижа в Берлин, 9 декабря 1928 года вернулся в Москву. Во Франции в период с 20 по 25 октября поэт побывал в Ницце. По возвращении из Ниццы в Париж, 25 или 26 октября 1928 года, Маяковский впервые встретился и познакомился с Т. А. Яковлевой (1906–1991), молодой модисткой , недавно (в 1925 году) по ходатайству своего дяди, парижского художника, перебравшейся из Советской России на жительство во Францию. Эта встреча получила и поэтическое отражение: Татьяна Яковлева стала адресатом одного из стихотворений лирической дилогии.

Б) Исследования литературоведов показывают, что «парижская» любовная лирика Маяковского связана не только с Татьяной Яковлевой.

У поэта была и иная (для него – очень важная) любовная и бытийная коллизия, нашедшая отражение в текстах «Писем».

Особенности вопроса стало возможным прояснить лишь в 1990-е годы, когда в США открыто заявила о себе дочь Маяковского – Хелен-Патриция (Елена Владимировна) Томпсон, о «виртуальном» существовании которой было известно лишь узкому кругу лиц. Летом 1925 года Маяковский посетил Соединенные Штаты Америки. Здесь он встретил и полюбил Элли Джонс (Елизавету Петровну Зиберт, 1904–1985), из русских немцев, покинувших Россию в первые годы после революции. Все время пребывания Маяковского в Америке они были вместе. Непростым было их расставание, Елизавета и Владимир уже знали, что у них скоро будет ребенок.

15 июня 1926 года у Элли Джонс в США родилась дочь Хелен-Патриция. Сохранилась (не полностью) переписка родителей. Новая встреча Маяковского с Элли Джонс состоялась в 1928 году уже в Европе. В 20-х числах октября 1928 года поэт впервые увидел дочь. Маяковский, которому «30 уже и у 30-ти / пошел пробиваться хвост» («Домой!», 1925, черновая рукопись, строки не вошли в окончательный текст), испытывает особый – «Ураган, / огонь, / вода» («Письмо товарищу Кострову...») – поток эмоций и чувств. Он стал отцом! У него есть дочь, семья. Впервые после поэм «Люблю» и «Про это» (1922–1923) поэт вновь возвращается к любовной лирике. Делает в Ницце первые «заготовки» для стихов, составивших вскоре поэтическую дилогию «Писем» из Парижа. Сохранилась записная книжка поэта с этими первыми набросками.

В) По воспоминаниям Элли Джонс, встретившись в Ницце, они проговорили и «проплакали» всю ночь. В настежь распахнутое окно гостиничного номера смотрели спящий город, море, горы, ночное небо. В записной книжке появляются наброски важнейших строк, ключевых смысловых рифм будущих «Писем» о любви: « <море> пятнится / спит, спит Ницца»; «...ревность двигает горами», «брови / с бровью вровень»; «звездочета / звездочета» и другие. Все эти рифмы, заготовки, строчки созданы и записаны до 25 октября 1928 года, еще до знакомства с Т. Яковлевой, о существовании которой Маяковский тогда даже и не подозревал! Очевидно, единственной «вдохновительницей» и прототипом героини начавшего складываться лирического произведения на этом этапе могла быть только Элли Джонс, мать его дочери.

25 или 26 октября 1928 года Маяковский вернулся из Ниццы в Париж, находясь в состоянии активного творческого подъема, и написал письмо в Ниццу: «Две милые Элли! Я по вас уже весь изоскучился. Мечтаю приехать к вам еще хотя бы на неделю. Примете? Обласкаете? Ответьте, пожалуйста (...боюсь только, не осталось бы и это мечтанием)... Целую вам все восемь лап. Ваш вол. 26/Х. 28.»

Надо представить, оценить и состояние Маяковского-человека в эти дни. Встретившись с «двумя Элли», впервые в свои 35 лет увидев родную дочь, он испытал обилие новых, непривычных эмоций («Сонм видений / и идей / полон до крышки...» – «Письмо товарищу Кострову»).

Г) В эти же дни Маяковского знакомят в Париже с Татьяной Яковлевой. Она становится одним из первых слушателей, а затем, по-видимому, в отдельных деталях, и объектом – собеседником создаваемых лирических произведений, к которым поэт вскоре снова обратился.

В этот период прототип лирической героини любовной поэтической дилогии становится до некоторой степени раздваивающимся – «Моя жизнь какая-то странная...» (из письма тех дней в Москву). В образную систему лирического повествования включаются картины, связанные не только с Элли Джонс, но отчасти, и с Татьяной Яковлевой. С именем первой связаны образы наиболее эмоционально насыщенные, лирически иступленные, почти надрывные, метафорически усложненные. С именем второй – образы более простые, повествовательные, но привязывающие действие к Парижу. Глубинные же мотивы появления этого послания, подтексты остаются зашифрованными , неизвестными читателю и непосредственно из текста стихотворения никак не выводимыми. Такова, очевидно, и была здесь творческая задача поэта.

2. Выразительное чтение стихотворения «Письмо товарищу Кострову...».

– Какие художественные средства использует автор для передачи своего эмоционального состояния?

– Большая часть стихотворения посвящена определению самого понятия любви как таковой, ее «сущности». Найдите и зачитайте эти определения. /«Любовь не в том...», «Любить – это значит...», «Любовь – это простынь...», «Нам любовь не рай да кущи...»

Учитель . По воспоминаниям встречавшихся с поэтом в ноябре 1928 года в Париже, Маяковский неоднократно читал это стихотворение слушателям как в узком кругу знакомых, так и в более широких аудиториях. Как обычно у Маяковского, в таких устных чтениях текст стихотворения уточнялся, сокращался и дополнялся. При этом, по-видимому, «обкатывались» и отдельные строфы, чуть позднее вошедшие во второе стихотворение лирической дилогии.

Эмоциональное состояние поэта, глубоко личные, скрытые, но очень важные переживания требовали своего разрешения. И в ноябре 1928 года Маяковский «доверил бумаге» вторую часть общего лирического замысла, вторую часть дилогии.

3. Выразительное чтение стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой».

Работа с текстом .

А) Учитель . Большинство воспоминаний, впечатлений, «свидетельств современников» о пребывании Маяковского в Париже в 1928 году, его встречах с Татьяной Яковлевой, его отношении к Яковлевой являются записями, сделанными по прошествии многих лет после событий, отнюдь не по «горячим следам». Потому наиболее достоверными сведениями о тех днях следует признать, по-видимому, несколько сохранившихся писем Яковлевой матери в Пензу, написанных в декабре 1928 – начале 1930 года, то есть действительно «по горячим следам» событий.

В декабре 1928 года, вскоре после отъезда в Москву, Яковлева писала матери: «В. М. (Маяковский) вернулся из Парижа... Очень мне было тяжело, когда он уезжал. Это самый талантливый человек, которого я встречала, и, главное, в самой для меня интересной области», – Яковлева тоже писала стихи. «Я думаю, тебе будет интересно послушать стихи, которые называются «Письмо Татьяне Яковлевой» и «Письмо о любви...» ...Он мне оставил «мои» стихи в двух экземплярах, посылаю тебе. Пока никому не показывай...»

В письме от 24 декабря 1928 года Яковлева вновь пишет о Маяковском: «...я видела его ежедневно и очень с ним подружилась. Если я когда-либо хорошо относилась к моим «поклонникам», то это к нему, в большей доле из-за его таланта, но в еще большей из-за изумительного и буквально трогательного ко мне отношения. В смысле внимания и заботливости (даже для меня, избалованной) он совершенно изумителен. Я до сих пор очень по нему скучаю... Маяковский меня подхлестнул, заставил (ужасно боялась казаться рядом с ним глупой) умственно подтянуться, а главное, остро вспомнить Россию... Я тоже люблю его последние стихи. Раньше лирики такого рода у него почти не было, но, по-моему, она у него выходит не хуже чего другого. ...Стихи его покоряют даже французов, ритмом и силой читки. «Мои» стихи имели здесь большой успех... Он всколыхнул во мне тоску по России и по всем вам. Буквально, я чуть не вернулась. Он такой колоссальный и физически, и морально, что после него буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след...»

Б) Частичный анализ текста .

Что, кроме женской привлекательности, ценит автор в лирической героине? (Умение слушать, сопереживать, взаимопонимание):

Ты одна мне

Ростом вровень,

Стань же рядом

С бровью брови,

Важный вечер

Рассказать

По-человечьи.

– Какие строки, по вашему мнению, могли заставить Татьяну Яковлеву «остро вспомнить Россию»?

Объединяя отношение к женщине и к родине одним словом ЛЮБОВЬ, Маяковский утверждает:

В поцелуе рук ли,

В дрожи тела

Близких мне

Моих республик

Пламенеть.

Маяковский зовет вернуться Татьяну Яковлеву в Россию:

За Советскую Россию.

Вы и нам

в Москве нужны,

не хватает

длинноногих.

III. Творческое задание.

Напишите небольшое рассуждение на тему: «Лирика любви. В чем ее нетрадиционность у Маяковского?»

IV. Итог урока.

Домашнее задание. Выучить наизусть и проанализировать (письменно) одно из стихотворений Маяковского (выбор): «А вы могли бы?», «Послушайте».

Есть поэты, которые словно открыты для любви, и все их творчество буквально пронизано этим прекрасным чувством. Это Пушкин, Ахматова, Блок, Цветаева и многие другие. А есть те, кого трудно представить влюбленным. И в первую очередь на ум приходит Владимир Маяковский. Стихи о любви в его творчестве, на первый взгляд, кажутся совершенно неуместными, поскольку воспринимается он обычно как певец революции. Так ли это, попробуем узнать, внимательнее приглядевшись к поэту.

Маяковский - начало творческого пути

Родина поэта - Грузия. Родители происходили из дворянского рода, хотя отец служил простым лесничим. Внезапная смерть кормильца заставляет семью переехать в Москву. Там Маяковский поступил в гимназию, но через два года был отчислен за неуплату обучения, и занялся революционной деятельностью. Несколько раз он подвергался аресту и почти год провел в камере Это произошло в 1909 году. Тогда впервые он начал пробовать писать стихи, совершенно ужасные, по его словам. Однако именно этот год Маяковский, и знаменитые поэмы которого были еще впереди, считал началом своей поэтической карьеры.

Поэт революции

Нельзя сказать, что творчество Владимира Маяковского было полностью посвящено революции. Все далеко не так однозначно. Поэт безоговорочно принимал ее, был активным участником тех событий, и многие его произведения действительно были посвящены Он практически обожествлял ее, верил в идеалы, которые она несла, и защищал. Несомненно, он был рупором революции, а его стихи - своеобразной агитацией.

Любовь в жизни Маяковского

Глубокая эмоциональность присуща всем творческим натурам. Не был исключением и Владимир Маяковский. Тема через все его творчество. Внешне грубый, на самом деле поэт был очень ранимым человеком, героем скорее лирического характера. И любовь в жизни и творчестве Маяковского занимала далеко не последнее место. Он, широкий душой, умел мгновенно влюбляться, и не на короткий срок, а на длительное время. Но поэту не везло в любви. Все отношения заканчивались трагически, а последняя любовь в его жизни привела к самоубийству.

Адресаты любовной лирики Маяковского

В жизни поэта были четыре женщины, которых он любил безоговорочно сильно. Любовная лирика Маяковского связана в первую очередь именно с ними. Кто они, музы поэта, которым он посвящал свои стихи?

Мария Денисова - первая, с кем связана любовная лирика Маяковского. Он влюбился в нее в Одессе, в 1914 году, и посвятил девушке поэму «Облако в штанах». Это была и первое сильное чувство поэта. Поэтому поэма получилась такой щемяще честной. Это настоящий крик влюбленного, который несколько мучительных часов ждет любимую девушку, а она приходит только для того, чтобы сообщить, что выходит замуж за более обеспеченного человека.

Татьяна Алексеевна Яковлева. С ней поэт познакомился в октябре 1928 года в Париже. Встреча закончилось мгновенной влюбленностью друг в друга. Молодая эмигрантка и высокий, под два метра ростом Маяковский, были прекрасной парой. Ей он посвятил два своих стихотворения - «Письмо товарищу Кострову…» и «Письмо Татьяне Яковлевой».

В декабре поэт уезжает в Москву, но уже в феврале 1929 года вновь возвращается во Францию. Его чувства к Яковлевой были настолько сильными и серьезными, что он сделал ей предложение, но не получил ни отказа, ни согласия.

Отношения с Татьяной закончились трагически. Планируя вновь приехать осенью, Маяковский не смог этого сделать из-за возникших проблем с визой. К тому же он внезапно узнает, что его любовь выходит в Париже замуж. Поэт был настолько потрясен этим известием, что говорил, что если больше не увидит Татьяну, то застрелится.

А потом вновь начались поиски той единственной преданной любви. Поэт начал искать утешения у других женщин.

Последняя любовь Маяковского

Вероника Витольдовна Полонская - актриса театра. С ней Маяковский познакомился в 1929 году через Осипа Брика. Сделано это было неслучайно, в надежде, что очаровательная девушка заинтересует поэта и отвлечет от трагических событий, связанных с Яковлевой. Расчет оказался верным. Маяковский всерьез увлекся Полонской, настолько, что стал требовать от нее разрыва с мужем. А она, любя поэта, не могла начать разговор с мужем, понимая, каким ударом это для него будет. И муж Полонской до конца верил в верность жены.

Это была мучительная любовь для обоих. Маяковский с каждым днем все сильнее нервничал, а она все оттягивала объяснение с супругом. 14 апреля 1930 года они увиделись в последний раз. Полонская утверждает, что разговора о разрыве не было, поэт в который раз просил ее уйти о мужа и оставить театр. Через минуту после своего ухода, уже будучи на лестнице, Полонская услышала выстрел. Вернувшись в квартиру поэта, она нашла его умирающим. Так трагично закончилась последняя любовь и жизнь Владимира Маяковского.

Лиля Брик

Эта женщина, без преувеличения, занимала главное место в сердце поэта. Она - его самая сильная и «больная» любовь. Почти вся любовная лирика Маяковского после 1915 года посвящена ей.

Встреча с ней произошла через год после разрыва отношений с Денисовой. Маяковский был вначале увлечен младшей сестрой Лили, а ее при первой встрече принял за гувернантку своей возлюбленной. Позднее состоялось официальное знакомство Лили и с поэтом. Они были поражены его стихотворениями, а он мгновенно влюбился в эту неординарную женщину.

Их отношения были странными и непонятными для окружающих. Муж Лили имел связь на стороне, и не испытывал физического влечения к жене, но по-своему очень любил ее. Лиля же мужа обожала, и когда ее однажды спросили, кого она все-таки выбрала бы, - Маяковского или Брика, она, не задумываясь, ответила, что мужа. Но и поэт ей был чрезвычайно дорог. Эти странные отношения длились 15 лет, до гибели Маяковского.

Особенности любовной лирики Маяковского

Наиболее ярко особенности лирики поэта видны в его поэме «Люблю», посвященной Лиле Брик.

Любовь для Маяковского - это глубокие личные переживания, а не устоявшееся мнение о ней. Каждому человеку присуще это чувство от рождения, но обыватели, которые больше ценят в жизни комфорт и достаток, быстро лишаются любви. Она у них, по словам поэта, «скукоживается».

Особенностью любовной лирики поэта является его убеждение в том, что если человек кого-то любит, он должен полностью следовать за избранником, всегда и во всем поддерживать, даже если любимый человек неправ. По мнению Маяковского, любовь бескорыстна, ей не страшны размолвки и расстояние.

Поэт - максималист во всем, поэтому его любовь не знает полутонов. Она не ведает покоя, и об этом пишет автор в своем последнем стихотворении «Неоконченное»: «...Надеюсь верую вовеки не придет ко мне позорное благоразумие».

Стихи о любви

Любовная лирика Маяковского представлена небольшим количеством стихотворений. ГНо каждое из них - это маленький кусочек жизни поэта с ее печалями и радостями, отчаянием и болью. «Люблю», «Облако в штанах», «Неоконченное», «Про это», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову…», «Флейта-позвоночник», “Лиличка!” - таков краткий перечень произведений Владимира Маяковского о любви.