Open
Close

Кот в рассказе эдгара по. Эдгар Аллан По «Черный кот (The Black Cat)

Никто не любит признавать свою вину. Кто-то находит в себе силы сделать это, а есть те, кто готов обвинять кого-то другого или что-то, что якобы стало причиной его поступков. Рассказ Эдгара Аллана По «Черный кот» иллюстрирует эту мысль. Это небольшое произведение в жанре хоррор, но страшным оно становится вовсе не потому, что там есть мистика. Кратко, но очень глубоко писатель отразил важную мысль, и ужас при чтении появляется от того, каким может стать человек.

Это история о мужчине-алкоголике, у которого был чёрный кот Плутон. Хозяин очень любил кота, но однажды случилось ужасное. Из-за алкоголизма мужчина впадал в приступы гнева, не мог контролировать себя и поступил со своим питомцем очень жестоко. Последствия этого изменили всю его жизнь, произошли страшные мистические события. Или этому мужчине просто хотелось думать, что его жизнь менялась сама и события происходили не по его вине.

В рассказе писатель показывает, как может деградировать пьющий человек, как он забывает о человечности и упивается своей порочностью. И проще всего становится винить алкоголь или других в том, как всё случилось. Но ведь на деле: всё, что было, – дело рук самого человека. Рассказ страшен именно тем, что происходит в душе и психике человека под влиянием алкоголя. Испытываешь отвращение и нежелание находить оправдания главному герою, несмотря на то, что весь рассказ он пытается убедить читателей в том, что он не виноват, и хочет вызвать сочувствие.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Черный кот" Эдгар Аллан По бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Впервые увидевшая свет 19 августа 1843 года на страницах еженедельника «The Saturday Evening Post» новелла «Чёрный кот» сочетает в себе черты жанра хорор (литературы ужасов) и мистики. Реалистичные события и череда таинственных, пугающих совпадений позволяют отнести это произведение к более узкому жанровому кругу «психологического триллера». Идущий от первого лица рассказ усиливает психологическую составляющую новеллы. Проблема деградации личности, вызванная алкогольной зависимостью, указывает на реальные истоки большинства ужасов «Чёрного кота».

Ужасное в новелле имеет три плана реализации:

  1. Ужасные реалистичные события, производимые главным героем произведения под действием винных паров: лишение чёрного кота по имени Плутон глаза, повешение животного на суку, убийство жены, сокрытие трупа в подвальной стене.
  2. Надуманные ужасные события, возникающие внутри сознания главного героя, мучаемого угрызениями совести и, одновременно, поглощённого злобными чувствами: пожар в доме в ночь после убийства кота и последующее разорение семейства, обнаружение на пепелище внутренней перегородки с барельефом, изображающим огромного кота с верёвкой на шее, навязчивые мысли о коте, появление в жизни героя нового кота – без глаза и с огромным грязно-белым пятном на груди, ощущение преследования со стороны животного, превращение пятна на груди кота в отчётливый образ виселицы, замурование животного вместе с трупом жены.
  3. Ужасные последствия распада личности, осознающей себя человеком, сотворённым по образу и подобию Всевышнего, но совершающим над собой величайшее в мире насилие – искоренение всех добрых чувств и, преимущественно, любви. Главный герой произведения убивает, по его признанию, из духа противоречия и совершает преступление против тех, кого больше всего любит: самого любимого домашнего животного – чёрного кота Плутона и... жены.

Совершаемые главным героям преступления пугают своей обыденностью. Они описываются просто и безыскусно. Более ярко автор передаёт внутренние переживания персонажа, у которого в момент расправы над котом текут слёзы и «сердце разрывается от раскаянья». Впрочем, последнее быстро искореняется огромным количеством алкоголя, поглощаемого героем в бесконечных притонах. Утопив чувство вины в вине, убийца кота начинает интуитивно ощущать, что должен быть наказан, а так как наказать его может только он сам (жена героя слишком добра, а наказание за убийство животных в то время, видимо, не было предусмотрено), то это и начинает происходить: в начале в его мыслях, которые заставляют месяц за месяцем искать во всех окрестных кабаках кота, похожего на Плутона, а затем в жизни, когда найденный кот становится неотъемлемым и реальным воплощением совершённого преступления.

Художественный образ кота несёт в себе как реалистичные, так и мистические черты. Собственно котов в произведении два: первый – убитый главным героем чёрный кот Плутон, второй – похожий на него безымянный двойник. Первое животное воспринимается персонажем в положительном ключе, второе – становится живым воплощением убитого кота. Главный герой не говорит об этом, но всё в повествовании подталкивает читателя к мысли о возвращении Плутона с того света: кличка, данная в честь римского бога Подземного царства и смерти; замечание жены героя в начала новеллы о том, что народная примета связывает чёрных котов с оборотнями; отсутствие глаза у нового животного; грязно-белое пятно на шее, напоминающее собой то ли верёвку, то ли виселицу. Второй кот, судя по доброму обращению с ним жены главного героя, является самым обычным животным. Исчадием ада его видит повествователь.

Самое ужасное по своей сути преступление – убийство жены – герой совершает пусть и в порыве ярости, но довольно хладнокровно. Сразу же после этого он принимает решение спрятать труп в подвальную стену, как это делали средневековые монахи со своими жертвами. В ночь после убийства герой спит крепким и спокойным сном: его не мучает ни исчезнувший кот, ни совершённое преступление. Более того, сокрытие произошедшего и полная безнаказанность в буквальном смысле слова развязывают ему руки, стучащие тростью по кладке и выдавшие преступление отчаянным воплем замурованного заживо кота.

  • «Чёрный кот», краткое содержание новеллы Эдгара Аллана По
  • «Падение дома Ашеров», художественный анализ новеллы Эдгара Аллана По
Эдгар По гений в описаниях. Я не хочу сказать о том, что рассказ красив или показывает нечто "хорошее". Вовсе нет. Он отвратителен, ужасен, страшен, но тем и привлекает, заманивает, по-настоящему пугает. Мастерство писателя - описать то, что он видит, даже если это мерзко, даже если это вызывает тошноту. Рассказы ужаса должны быть ужасными. Задача писателя - передать своим рассказом чувства. И Эдгар По с этой задачей справился на отлично. Рассказы, заставляющие дрожать, после которых бледнеешь и ноги становятся ватными. Разве можно назвать их плохими? Вовсе нет! Быть может чувства, передаваемые рассказом, плохи, но вовсе не сам рассказ и не писатель. Писатель - не Бог своей истории и он не должен лгать лишь потому, что кому-то не нравится то, что он видит. Не нравится - не читайте. Но, быть может, вам и не нравится как раз потому, что переданные ужасным рассказом чувства, находят отражение в вас самих? А ничто, не привлекательное нам, не интересное нашему сердцу, в душе нашей сыскать отклика не может.
Что касается самого рассказа, мне он понравился. Ярко передано безумие главного героя. Его любовь к животным была нежной, но только на расстоянии. Как только он понял, что любви этот получает более, чем в достатке, когда она стала для него чем-то настолько близким, настолько важным, что, наконец, достигла всех глубин его души... а на глубине, куда не проникает свет, беззаботно и незаметно прячутся разные твари... как раз одна из таких тварей и вырвалась наружу через его всеобъемлющую любовь. В каждом есть своя тёмная сторона, своё безумие, своя любовь к безнаказанности и жестокости. Каждому хочется иногда кричать, ломать, наносить боль себе и окружающим, только чтобы чувствовать себя живым. Боль неотъемлемая часть жизни, связанная практически со всеми действительно важными чувствами. И она же становится наиболее яркой в мгновение ока, стоит лишь притупиться остальным чувствам. Но обычно в выборе "себе причинить боль или тому, о ком не узнают", человек выбирает второе по вполне ясным причинам. Вот и главный герой поступил так же.
Он был безумен с самого начала. С самого начала звериного в нём было больше: был не привязчив и безразличен к людям, был слишком тих, просчётлив (словно хищник, готовящийся к прыжку). Он совершил одну единственную ошибку - сказал именно о стенах (ну кто бы сомневался, ведь что ещё могло крутиться в его голове после такой длительной и изнурительной работе по запечатыванию тела в стене). И образ кота, вернувшегося ради мести. Своеобразное преступление и наказание.
Но всё же в рассказе есть недочёты и довольно-таки заметные. По тому как раскрыты образы (без лишних объяснений и, что более важно, подсказок, через которые можно было бы тянуть логические цепочки) заключу, что целью рассказа было именно "напугать". Образы показаны слишком кратко, практически не заполнены чувствами, не важными для сюжета. С одной стороны - ничего лишнего, с другой - слишком мало чувств, и слишком много жажды зла, и слишком поверхностно показано это зло (снова же мало чувств, ведь именно они ключ к пониманию всех таинств). Рассказу не достаёт глубины. Поверхностно ужас показан очень даже... но вот глубину создают именно живые чувства, а их здесь не достаёт. Это очень большой минус. Но он свойственен большинству коротких рассказов настолько, что это практически стало особенностью жанра.

С детских лет рассказчик отличается кротостью нрава и любовью к животным. Рано женившись, повествователь с удовольствием обнаруживает в своей жене схожие с собой черты, и особенно - любовь к животным. Дома у них живут птицы, золотые рыбки, породистая собака, кролики, обезьянка и кот. Красивый, сплошь чёрный кот по имени Плутон, является любимцем хозяина. Кот отвечает взаимностью - он очень сильно привязан к хозяину и всегда следует за ним по пятам.

Так всё длится на протяжении нескольких лет, но рассказчик сильно меняется под влиянием алкоголя, который сам он называет Дьявольским Соблазном. Он становится мрачным и раздражительным, начинает кричать на жену и через некоторое время поднимает на неё руку. Питомцы рассказчика тоже чувствуют эту перемену - он не только перестаёт обращать на них внимание, но и обходиться с ними дурно. Лишь к Плутону он по прежнему питает тёплые чувства, потому и не обижает кота. Но привязанность к алкоголю становится всё сильнее, и даже Плутон теперь страдает от скверного нрава хозяина.

Поздно ночью, в подпитии, рассказчик возвращается домой, и ему в голову приходит мысль, что кот его избегает. Молодой человек ловит Плутона. Кот, испуганный грубостью, кусает хозяина за руку - не сильно, но всё же до крови. Это приводит повествователя в ярость. Он выхватывает из кармана жилетки нож и без жалости вырезает коту глаз. Утром содеянное вызывает у него раскаяние, но ненадолго - он вскоре топит его без остатка в алкоголе.

Рана у кота потихоньку заживает, он по прежнему расхаживает по дому, но при виде своего обидчика в страхе бежит от него. Поначалу рассказчик горько сожалеет, что существо, которое его так любило, теперь так его ненавидит. Однако, он продолжает спиваться, и сожаление улетучивается, на его место приходит озлобление. Как-то утром молодой алкоголик хладнокровно вешает кота.

В ночь после совершения преступления в доме повествователя начинается пожар. Рассказчик, его слуга и жена спасаются чудом. От дома остаётся одна стена. Утром, вернувшись на пепелище, погорелец обнаруживает возле неё толпу зевак. Их привлекает проявившийся на стене рисунок, вроде барельефа - огромный кот с петлёй на шее.

Долгие месяцы призрак содеянного преследует повествователя. Он ищет по грязным притонам кота, похожего на Плутона, и находит такого в одном кабаке. Хозяин заведения от денег отказывается - он не знает откуда этот кот и чей он. Кот под стать Плутону, но с одним отличием: его грудь украшает грязно-белое пятно. Утром рассказчик видит ещё одно сходство - как и у Плутона, у нового кота нет одного глаза.

Кот быстро приживается в новом доме и становиться любимцем жены, а повествователь начинает испытывать к нему растущую неприязнь. Но чем больше растёт у рассказчика неприязнь, тем больше кот к нему привязывается. Повествователь начинает бояться кота. У него появляется желание убить животное, но он сдерживается, помня о прежней вине. Тем временем бесформенное белое пятно на груди кота начинает изменяться и, в конце концов, принимает форму виселицы. Из-за этого алкоголик всё больше ненавидит кота.

Однажды рассказчик с женой спускаются в подвал по хозяйственной надобности. С ними увязывается кот, споткнувшись о которого повествователь чуть не ломает себе шею. Это становится последней каплей. Рассказчик хватает топор и собирается зарубить кота на месте. Жена удерживает его руку и за это платится своей жизнью - её супруг раскраивает ей голову топором.

Совершив убийство, рассказчик начинает думать, как быть с трупом, и решает замуровать его в стене подвала. Замуровав мёртвую жену, повествователь отправляется искать кота, но не находит его. Кот пропал и не появляется ни на второй день, ни на третий. Эти ночи повествователь спит спокойно, несмотря на бремя преступления, лежащее у него на душе.

В связи с исчезновением женщины было проведено короткое дознание и обыск, не принёсший результатов. На четвёртый день в дом неожиданно снова приходят полицейские. Они производят тщательнейший обыск, в том числе и в подвале, тоже не дающий никаких результатов. Служители порядка собираются уходить, но повествователь, торжествуя и чувствуя свою безнаказанность, начинает хвалить превосходную постройку без единой трещины. В подтверждение своих слов он бьёт тростью по стене в том месте, где замурован труп его жены. Неожиданно для полицейских и самого убийцы из-за стены раздаётся крик, переходящий в вопль.

Полицейские ломают стену и находят труп женщины. На голове у трупа восседает кот, которого рассказчик случайно замуровал в стене. Он-то своим криком и выдаёт убийцу, обрекая его на смерть от руки палача.

Повествователь излагает этот рассказ, дабы облегчить свою душу перед грядущим концом.


Чёрный кот

Я не ожидаю и не ищу, чтобы кто-нибудь верил моему рассказу, в высшей степени странному, но вместе с тем очень простому. Да, я был бы сумасшедшим, если бы ожидал этого; мои собственные чувства отказываются верить самим себе. Но завтра я умру, и мне хочется облегчить свою душу. Моя ближайшая цель состоит в том, чтобы рассказать миру - просто, коротко и без толкований - ряд простых домашних событий. Эти события в своих последствиях ужасали, мучили и, наконец, погубили меня. Но я не буду делать попытки объяснить их. Для меня они не представляли почти ничего кроме ужаса, для многих же они вовсе не покажутся страшными. Может быть, впоследствии найдется какой-нибудь ум более спокойный, более логический и гораздо менее моего склонный к возбуждению. Он низведет мои призраки на степень самой обыкновенной вещи и в обстоятельствах, о которых я не могу говорить без ужаса, увидит не более, как обыкновенный результат очень естественных действий и причин.

С детства я отличался уступчивостью и человечностью характера. Нежность моего сердца доходила до того, что сделала меня предметом насмешек со стороны моих товарищей. Я в особенности любил животных, и мои родители много их мне надарили. С ними я проводил большую часть времени, и высшим счастьем для меня было - кормить и ласкать их. Эта особенность моего характера росла вместе со мною и в летах мужества служила для меня одним из главных источников удовольствия. Свойство и силу наслаждения, происходящего от подобных причин, едва ли нужно объяснять тем, которые питали когда-нибудь нежную привязанность к верной и умной собаке. В бескорыстной и самоотверженной любви животного есть что-то действующее прямо на сердце того, кто имел частые случаи наблюдать жалкую дружбу и летучую, как пух, верность человека.

Я женился рано и был очень рад, найдя в моей жене наклонности, сходные с моими собственными. Заметив мою страсть к домашним животным, она при всяком удобном случае приобретала их, выбирая самых лучших. У нас были птицы, золотые рыбки, отличная собака, кролики, маленькая обезьяна и кот.

Этот кот был необыкновенно велик и красив, - совершенно черный кот, - и смышлен он был до изумительной степени. Говоря о его уме, моя несколько суеверная жена часто упоминала о старинном народном поверье, по которому все черные кошки - оборотившиеся ведьмы. Впрочем, она говорила это в шутку, и я упоминаю об этом обстоятельстве только потому, что именно теперь оно пришло мне на память.

Плутон - так звали кота - был самым любимым моим фаворитом. Никто кроме меня не кормил его, и в доме он сопровождал меня всюду. Мне стоило даже большого труда отгонять его, когда ему приходила фантазия сопровождать меня по улицам.

Наша дружба продолжалась таким образом несколько лет, в течение которых мои наклонности и характер, вследствие невоздержной жизни (стыжусь признаться в этом), потерпели радикальное изменение к худшему. Я становился с каждым днем угрюмее, раздражительнее, невнимательнее к чувствам других. Я позволял себе говорить дерзости жене, наконец, покусился даже на насильственные поступки против нее. Разумеется, и мои любимцы должны были почувствовать происшедшую во мне перемену. Я не только не обращал на них внимания, но и дурно обходился с ними. Однако же к Плутону я сохранял еще некоторое уважение. Оно удерживало меня от дурного обращения с ним, между тем как я нисколько не церемонился с кроликами, обезьяною и собакой, когда они попадались мне под руку случайно или по привязанности ко мне. Болезнь моя усиливалась, а какая другая болезнь может сравниться с пьянством? Наконец даже Плутон, который сам начинал стареть и, следовательно, делаться несколько брюзгливым, стал испытывать последствия моего дурного расположения духа.

Однажды ночью, когда я воротился домой сильно пьяный из одного часто посещаемого мною притона, мне вообразилось, что кот избегает моего присутствия. Я схватил его. В испуге он укусил мне руку, и мною вдруг овладело демонское бешенство. Я уж не помнил себя. Казалось, прежняя душа вдруг оставила мое тело, и каждая фибра во мне задрожала от дьявольской злобы, подстрекаемой джином. Я достал из жилетного кармана перочинный ножик, открыл его, схватил несчастное животное за горло и медленно вырезал у него один глаз! Я краснею, горю и дрожу при рассказе об этой ужасной жестокости…

Когда с наступлением утра рассудок воротился ко мне, когда продолжительный сон прогнал пары ночной попойки, я вспомнил о сделанном мною преступлении и почувствовал отчасти ужас, отчасти угрызение совести. Но это было слабое и двусмысленное чувство; душа оставалась нетронутою. Я опять предался излишествам и скоро потопил в вине всякое воспоминание о моем поступке.