Open
Close

Критика эпигенетической теории эволюции. Эпигенетическая теория развития личности Э

В статье анализируются представления сторонников эпигенетической теории эволюции. Отмечается расхождение между ЭТЭ и «синтетической теорией эволюции» по базовым положениям. Несмотря на некоторые спорные утверждения, ЭТЭ является перспективной теорией, которая представляет собой «русскую версию» Evo-Devo .

Теория эволюции является фундаментом современной биологии. Поскольку современное биологическое разнообразие рассматривается как результат эволюции, то его особенности должны объясняться эволюционной теорией. Современная биота, испытывая сильный антропогенный пресс, находится в состоянии, которое можно охарактеризовать как кризисное. На эмпирическом материале показано, что эволюционное развитие биоты фактически представляет собой чередование стабильных и кризисных периодов (см.: Экологические кризисы, их причины и эволюционная роль.) Также предполагается, что и филогенез представляет собой чередование периодов стазиса, когда онтогенез стабилизирован, и периодов дестабилизации, когда сильно вырастает диапазон изменчивости признаков (см.: Проблема эволюционных новообразований). Проблема заключается в том, что в рамках популяционно-генетического подхода, составляющего основу синтетической теории эволюции (СТЭ) и ориентированного на описание биоты в стабильном состоянии, невозможно наглядно выявить своеобразие кризисных периодов. Поэтому в рамках СТЭ адекватная оценка состояния биоты оказывается в значительной степени сомнительной. По большому счету, СТЭ так и не удалось связать воедино представления о процессах микро- и макроэволюции (см.: Конструктивная критика дарвинизма). Поэтому в настоящее время все большее значение приобретают представления, акцентирующие внимание на неравномерности эволюционного процесса (см.: Теория прерывистого равновесия), а также на выявлении закономерностей макроэволюции.

За рубежом в последнее время фактически сформировалась эволюционная биология развития («Evo-Devo») – направление, основанное на объединении подходов биологии развития (эмбриологии) и морфологии. Как обычно, в англоязычном пространстве не упоминаются работы А.Н. Северцова , который в первой трети прошлого века работал фактически в рамках этого же направления. Хотя в последнее время в Германии историки биологии начинают обращаться к его работам (Levit et al., 2004 , как и к работам других русских эволюционистов (Levit, 2007).

Соответствие между эпигенетическим ландшафтом и морфогенетическим паттерном: А – схема эпигенетического ландшафта в период видового стазиса – по М.А. Шишкину (1988: рис. 26, с изменениями); Б – проекция онтогенетических путей на предполагаемую плоскость модификационного спектра; В – схема эпигенетических связей между вариантами билатерального признака; Г – схема морфогенетического паттерна. N1–N6 – варианты (модусы) признака.

Для билатеральных признаков возможно построение морфогенетического паттерна путем анализа встречаемости разных вариантов (см. рисунок). Основная идея этого методического подхода заключается в том, что проявления признака на правой и левой сторонах обусловлены одним генотипом. Наличие разных вариантов билатерального признака для одной особи означает, что эти различия сформировались в процессе развития и их появление обусловлено эпигенетическими причинами. На этой основе можно построить проекцию эпигенетических связей между вариантами на структуру модификационного спектра. В этом случае для анализа пригодны выборки особей дефинитивных стадий онтогенеза (подробнее см.: Поздняков А.А., 2007. Структура морфотипической изменчивости серых полевок (Microtus: Rodentia, Arvicolidae) с точки зрения эпигенетической теории эволюции // Успехи современной биологии. Т. 127. № 4. С. 416–424).

Палеонтологические данные свидетельствуют о том, что высокий спектр морфотипической изменчивости сохраняется у полевочьих на протяжении сотен тысяч лет, фактически в течение всего времени существования вида. Таким образом, имеющиеся эмпирические данные свидетельствуют против положения ЭТЭ об обязательности сокращения изменчивости и стабилизации фенофонда после завершения видообразования. Конечно, можно предположить, что морфотипическая изменчивость полевок представляет некое исключительное явление, поэтому было бы крайне интересно проверить, как обстоит дело со структурой билатеральной изменчивости в других группах организмов.

В целом, ЭТЭ представляет интерес с разных точек зрения. Строгий преформистский подход, не объясняющий появление новизны в эволюции, ограничен, поэтому ЭТЭ, акцентирующая внимание как раз на механизме возникновения новизны, является перспективной научной теорией. Акцентированность в рамках ЭТЭ на первичности изменения фенотипа в эволюции позволяет рассматривать в одном масштабе морфологические, палеонтологические и эмбриологические данные, что, несомненно, является преимуществом по сравнению с СТЭ, в которой существует пробел между генетическими и морфологическими данными. Целостный подход, принятый в рамках ЭТЭ, позволяет более полно охватить биологические явления, по сравнению с редукционным подходом. C точки зрения методологии природа не может быть полностью описана с помощью единственной теории (Поздняков, 2008), поэтому многообразие теоретических представлений в биологии неизбежно.

Теория Эрика Эриксона возникла из практики психоанализа. Он трактует структуру личности так же, как и 3. Фрейд (как состоящую из "Оно", "Я", "Сверх-Я"), стадии развития личности, открытые Фрейдом, не отвергаются Эриксоном, а усложняются и как бы заново осмысливаются с позиции нового исторического времени. Психосоциальная концепция развития личности, разработанная Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. Сравнение воспитания детей в индейских племенах с воспитанием белых американских детей позволило ему сделать вывод, что в каждой культуре имеется особый стиль воспитания детей - он всегда принимается матерью как единственно правильный. Этот стиль определяется тем, что ожидает от ребенка общество, в котором он живет. Каждой стадии развития человека соответствуют свои, присущие данному обществу, ожидания, которые человек может оправдать или не оправдать. Все детство человека - от рождения до юности - рассматривается Эриксоном как длительный период формирования зрелой психосоциальной идентичности, в результате которого человек приобретает объективное чувство принадлежности к своей социальной группе, понимание неповторимости своего индивидуального бытия. Ядром, вокруг которого строятся личность, является приобретение эго-идентичности.

Эриксон ввел понятие "групповой идентичности", которая формируется с первых дней жизни. Ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир так, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и "эгоидентичность", чувство устойчивости и непрерывности своего "Я", несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эго-идентичности - длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет. На стадии младенчества (1-я стадия) главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Здесь важно не количество пищи, а качество ухода за ребенком, важна уверенность матери в своих действиях. Если мать тревожна, невротична, если обстановка в семье напряженная, если ребенку уделяют мало внимания (например, ребенок в доме сирот), формируется базовое недоверие к миру, устойчивый пессимизм. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.

2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за "мокрые штанишки". Социальное неодобрение открывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность наказания, формируется чувство стыда. В конце стадии должно быть равновесие "автономии" и "стыда". Это соотношение будет положительно благоприятным для развития ребенка, если родители не будут подавлять желания ребенка, не будут бить за провинности. В возрасте 3-6 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре ребенка. Игра очень важна для развития ребенка, т. е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, это отрицательно влияет на развитие ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувства вины. В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический опыт культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению, чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. При неполноценности ребенок как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители с пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. В случае, если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю его жизнь. В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения - вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже требования общества к подростку о самоопределении. На этой стадии заново встают все критические прошедшие моменты. Если на ранних стадиях у ребенка сформировалась автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости, то подросток успешно создает целостную форму эго-идентичности, находит свое "Я", признание себя со стороны окружающих. В противном случае происходит диффузия идентичности, подросток не может найти свое "Я", не осознает своих целей и желаний, происходит возврат, регрессия к инфантильным, детским, иждивенческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги, чувство одиночества, опустошенности, появляется постоянное ожидание чего-то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не предпринимает, появляется страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола, враждебность, презрение к окружающему обществу, чувство "непризнания себя" со стороны окружающих людей. Если человек нашел себя, то идентификация облегчается. На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако, если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество. 7-я - центральная стадия - взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей, они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на кого излить свое "Я" (нет любимой работы, семьи, детей), то человек опустошается, намечается застой, косность, психологический и физиологический регресс. Как правило, такие отрицательные симптомы сильно выражены, если личность была подготовлена к этому всем ходом своего развития, если всегда были отрицательные выборы на этапах развития. После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы эго-идентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое "Я" в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь - это неповторимая судьба, которую не надо переделывать, человек "принимает" себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Если "принятия себя и жизни" не произошло, человек чувствует разочарование, теряет вкус к жизни, чувствует, что жизнь прошла неверно, зря.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором - недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.

Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее "распылению" или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах.

Шестой кризис свойственен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл "работа-рождение детей- отдых", чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие.

Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося, главным образом, в "интересе к следующему поколению и его воспитанию". Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона

Возникновению теории личности американского психоаналитика Э. Эриксона (1904–1994) способствовали труды по психоанализу. Эриксон принял структуру личности 3. Фрейда и создал психоаналитическую концепцию об отношениях «Я» и общества. Особое внимание он обратил на роль «Я» в развитии личности, считая, что основы человеческого «Я» кроются в социальной организации общества.

К этому выводу он пришел, наблюдая за личностными изменениями, произошедшими с людьми в послевоенной Америке. Люди стали более тревожными, жесткими, подверженными апатии, смятению. Приняв идею неосознанной мотивации, Эриксон в своих исследованиях особое внимание уделял процессам социализации.

Работы Эриксона знаменуют собой начало нового метода исследования психики – психоисторического, который представляет собой применение психоанализа к изучению развития личности с учетом того исторического периода, в котором она живет.

С помощью этого метода Эриксон проанализировал биографии Мартина Лютера, Махатмы Ганди, Бернарда Шоу, Томаса Джефферсона и других выдающихся людей, а также истории жизни современников – взрослых и детей.

Психоисторический метод требует равного внимания как к психологии индивида, так и к характеру общества, в котором живет человек. Основная задача Эриксона состояла в разработке новой психоисторической теории развития личности с учетом конкретной культурной среды.

Проводя полевые этнографические исследования воспитания детей в двух индейских племенах и сравнивая их с воспитанием детей в городских семьях США, Эриксон обнаружил, что в каждой культуре имеется свой особый стиль материнства, который каждая мать воспринимает как единственно правильный.

Однако, как подчеркивал Эриксон, стиль материнства всегда определяется тем, что именно ожидает от ребенка в будущем та социальная группа, к которой он принадлежит, – его племя, класс или каста.

Каждой стадии развития соответствуют свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им.

Эти соображения Э. Эриксона легли в основу двух наиболее важных понятий его концепции – групповой идентичности и эго-идентичности.

Групповая идентичность основана на том, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу и на выработку присущего этой группе мироощущения.

Эго-идентичность формируется параллельно с групповой и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.

Опираясь на свои труды, Э. Эриксон выделил стадии жизненного пути личности. Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла.

Однако решение задачи, согласно Эриксону, зависит и от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет.

В табл. 2 представлены стадии жизненного пути личности по Э. Эриксону.

Кризисом развития сопровождается формирование всех форм идентичности. По мнению Э. Эриксона, основной кризис идентичности приходится на юношеский возраст. Если процессы развития идут удачно, то происходит обретение «взрослой идентичности», а при возникновении трудностей в развитии отмечается задержка идентичности.

Интервал между юностью и взрослым состоянием Эриксон назвал «психосоциальным мораторием». Это время, когда молодой человек методом проб и ошибок стремится найти свое место в жизни.

Бурность протекания данного кризиса зависит от того, насколько удачно были разрешены предыдущие кризисы (доверия, независимости, активности и др.) и от духовной атмосферы в обществе. Если кризис на ранних этапах не был успешно преодолен, может отмечаться задержка идентичности.

Э. Эриксон ввел в психологию понятие ритуализации. Ритуализация в поведении – это построенное на соглашении взаимодействие двух и более людей, которое может возобновляться через определенные интервалы времени в повторяющихся обстоятельствах (ритуал взаимного узнавания, приветствия, критики и др.).

Ритуал, однажды возникнув, последовательно включается в систему, возникающую на более высоких уровнях, становясь частью последующих стадий.

Рассмотрим точку зрения Э. Эриксона на развитие психики в ходе онтогенеза.

Э. Эриксон выделяет восемь стадий. Подробно изучим их и подведем итог с помощью рисунков 1, 2 и 3.

Основы теории Э. Эриксона

Теория Э. Эриксона развивается их психоанализа, однако она, в отличие от теории З. Фрейда, является психосоциальной, что призвано подчеркнуть влияние социума и культуры на психику ребенка.

При разработке теории Э. Эриксон использовал психоисторический метод.

На каждом этапе возрастного развития, с точки зрения Э. Эриксона, индивид может как включаться в общество, так и отвергаться им в зависимости от того, происходит ли выполнение им требований социума.

Так, возникают важные понятия данной теории – эгоидентичность и групповая идентичность.

Задачи возрастных стадий

  1. Младенческий возраст – формирование доверия к миру.
  2. Ранний возраст – борьба за свою независимость и самостоятельность.
  3. Дошкольный возраст – развитие инициативности.
  4. Младший школьный возраст – формирование и развития трудолюбия.
  5. Подростковый возраст – осознание себя.
  6. Юношеский возраст – установление дружеских отношений.
  7. Зрелый период – борьба против застоя.
  8. Старость – целостное представление о жизненном пути.

Возрастная периодизация по Э. Эриксону

  1. Орально-сенсорная стадия (0 – 1 год). «Доверяю – не доверяю».
  2. Мышечно-анальная (1 – 3 года). «Могу ли я управлять своим поведением?»
  3. Локомоторно-генитальная (3 – 6 лет). «Могу ли я быть независимым от родителей?»
  4. Латентная (6 – 14 лет). «Могу ли я быть настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?»
  5. Отрочество и юность (14 – 20 лет). «Кто я такой?», «Каковы мои взгляды, убеждения, позиции?». Эгоидентичность – совокупность представлений о себе, которое дает возможность чувствовать свою уникальность.
  6. Молодость, ранняя взрослость (20 – 35 лет). «Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?»
  7. Взрослость (35 – 60 лет). «Что я могу предложить другим поколениям?»
  8. Зрелость (от 60 лет). «Доволен ли я прожитой жизнью?»

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

1. Психоаналитическая теория З. Фрейда описывает стадии психосексуального развития личности на основе проявления либидо (половой энергии) и способа его удовлетворения. Неудовлетворенное либидо приводит к остановке развития или фиксации определенных черт личности, которые могут быть неустранимы или ярко проявляются в процессе последующего воспитания. На оральной стадии (первый год жизни) либидо удовлетворяется кормлением. На анальной стадии (1-3 года) либидо удовлетворяется в чувственном наслаждении процессами выделения. На фаллической стадии (3-5 лет) либидо связано с гениталиями и осознанием сексуальных различий. Ребенок испытывает сильное бессознательное влечение к родителю противоположного пола. Развивается Эдипов комплекс у мальчиков (соперничество с отцом) и комплекс Электры у девочек (соперничество с матерью). Латентная стадия (5-12 лет) сопровождается уменьшением сексуальной силы либидо, оно переносится на освоение общечеловеческого опыта в процессе обучения и социализации, на развитие отношений со сверстниками. На генитальной стадии (12-18 лет) в подростковый период возвращается сила либидо, связанная с половыми органами. Формируется половая идентичность, стремящаяся удовлетворить свою потребность с противоположным полом. Цель этого периода - формирование зрелой сексуальности, способности любить другого человека.

2 . 3этапа теории Хорни. 1 этап - работы по женской психологии, написанных в 1920-х и начале 1930-х годов, Хорни пыталась видоизменить идеи Фрейда о зависти к пенису, женском мазохизме, женском развитии, оставаясь в рамках ортодоксальной теории. Благодаря работе «Женская психология», она была признана «первой леди психоанализа». Второй этап отождествляют с неофрейдистской школой, (Э. Фромм, Г. Салливан, К. Томсон и А. Кардинер) . В «Невротической личности нашего времени» (1937) и «Новых путях психоанализа» Хорни порвала с Фрейдом и развила психоаналитическую парадигму, в соответствии с которой культура и нарушенные человеческие отношения рассматриваются в качестве самых важных причин невротического развития. Это легло в основу терапии по принципу «здесь и сейчас». В 1940-е годы Хорни завершила разработку своей зрелой теории - 3 этап. В книгах «Внутренние конфликты» (1945) и «Неврозы и человеческое развитие» (1950) Хорни утверждает, что человек борется с тревогой, вызванной ощущением опасности, сознанием, что его не любят и не ценят, отказываясь от своих истинных чувств и тщательно разрабатывая стратегии защиты,что отдаляет их от реального «я». Основатель гуманистической психологии .

3.Индивидуальная психология А. Адлера.У ченик З. Фрейда и основатель индивидуальной психологии. Стимулом считается не сексуальное влечение, а стремление к превосходству . Социальность, целеполагаемость, целостность, субъективность, самоопределение - это единство создает в индивидуальной психологии представление человеке как о неделимой единице.

4. Эпигенетическая теория Э. Эриксона имеет центральное понятие «идентичность» - как«субъективное... ощущение тождества и целостности», которое формируется на протяжении всей жизни и проходит ряд стадий. Движущая сила развития - быть самим собой в своих глазах и в восприятии других. Каждая стадия развития - это борьба, динамическое соотношение позитивного и негативного варианта развития. Цель борьбы - включение субъекта в более широкое социальное окружение. В период младенчества в общении с матерью разрешается противоречие между надеждой и безнадежностью, позитивным образованием является базисное доверие к миру, а деструктивным новообразованием - уход от общения и деятельности. В раннем детстве в общении с родителями разрешается противоречие между самостоятельностью и зависимостью: положительное новообразование - воля, а деструктивные - импульсивность или соглашательство. В возрасте игры у ребенка под влиянием семейных отношений в борьбе личной инициативы против чувства вины и страха в благоприятном случае формируется целеустремленность, в неблагоприятном - заторможенность. В школьном возрасте в среде одноклассников и учителей происходит выбор личности или в сторону предприимчивости, компетентности, умелости или чувство неполноценности и инертность. Противоречие подросткового периода решается в среде сверстников. Идентичность против смешения идентичности в результате формирует или способность к верности, или застенчивость и негативизм. В юности (21-25 лет) среди друзей, сексуальных партнеров, соперников и сотрудников осуществляется выбор между интимностью и изоляцией.

В целом, результат развития идентичности личности приведет в положительном случае к способности любить, в неблагоприятном разрешении - к исключению кого-либо (или себя) из круга интимных отношений.