Лабораторная работа по физике наблюдение линейчатых спектров. Наблюдение линейчатого и сплошного спектров испускания
1. Цель работы: изучить особенности линейчатого спектра газов и сплошного спектра излучения твёрдых тел.
2. Литература:
2.1. Касьянов В.А. Физика. 11 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2003. Параграфы 53 – 55.
2.2. Конспект лекций по предмету «Физика».
3. Подготовка к работе:
3.1. Ответить на вопросы самопроверки для получения допуска к работе:
3.1.1. Сформулируйте первый постулат Бора.
3.1.2. Сформулируйте правило квантования.
3.1.3. Какие энергетические состояния электрона в атоме называют связанными; свободными?
3.1.4. Сформулируйте второй постулат Бора.
3.1.5. На каких физических принципах основан спектральный анализ? Где используется этот метод исследования?
3.2. Подготовить бланк отчета в соответствии с пунктом 6.
4. Перечень необходимого оборудования:
4.2. Электронное издание «Лабораторные работы по физике 10-11 класс»: Дрофа, 2005. Лабораторная работа № 14.
5. Порядок выполнения работы:
5.1. Включить ПЭВМ. Установить лабораторную работу № 14. Рассмотреть установку для проведения эксперимента (рис.1).
5.2. Включите спектральную трубку с водородом.
5.3. Проведите наблюдение линейчатого спектра водорода с помощью плоскопараллельной пластинки: через грани, образующие угол 60° и угол 45°. Запишите последовательность цветов видимых спектральных линий.
5.4. Укажите отличие линейчатых спектров в этих двух случаях.
5.5. Повторите наблюдения линейчатых спектров:
а) для гелия, б) для неона.
5.6. Проведите наблюдение сплошного спектра от светлой вертикальной полоски, спроецированной на экран проекционным аппаратом, через грани, образующие угол 60° и угол 45°. Укажите последовательность чередования цветов в сплошном спектре. Опишите отличие сплошных спектров при их наблюдении через разные грани.
5.7. Проведите наблюдение сплошного спектра излучения лампы накаливания с помощью плоскопараллельной пластинки. Опишите наблюдаемый спектр.
5.8. Изменяя напряжение на лампе, опишите изменение спектра излучения лампы в зависимости от температуры нити накала.
6.1. Номер и наименование работы.
6.2. Цель работы.
6.3. Схема установки (рис. 1).
6.4. Последовательность цветов видимых спектральных линий водорода для 60 0 и 45 0 . Отличие линейчатых спектров в этих двух случаях.
6.5. Последовательность цветов видимых спектральных линий гелия для 60 0 и 45 0 . Отличие линейчатых спектров в этих двух случаях.
6.6. Последовательность цветов видимых спектральных линий неона для 60 0 и 45 0 . Отличие линейчатых спектров в этих двух случаях.
6.7. Последовательность цветов сплошного спектра от светлой вертикальной полоски, спроецированной на экран проекционным аппаратом для 60 0 и 45 0 . Отличие линейчатых спектров в этих двух случаях.
6.8. Описание сплошного спектра излучения лампы накаливания. Изменение спектра излучения лампы в зависимости от температуры нити накала.
6.9. Вывод по результатам наблюдений.
6.10. Ответы на контрольные вопросы.
Тема: Наблюдение сплошного и линейчатых спектров.
Цель работы:
Оборудование:
- генератор «Спектр»;
- спектральные трубки с водородом, криптоном, гелием;
- источник питания;
- соединительные провода;
- лампа с вертикальной нитью накала;
- спектроскоп.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа № 8
Тема: Наблюдение сплошного и линейчатых спектров.
Цель работы: выделить основные отличительные признаки сплошного и линейчатого спектров, определить по спектрам испускания исследуемые вещества.
Оборудование:
- генератор «Спектр»;
- спектральные трубки с водородом, криптоном, гелием;
- источник питания;
- соединительные провода;
- лампа с вертикальной нитью накала;
- спектроскоп.
Ход работы
1. Расположите спектроскоп горизонтально перед глазом. Пронаблюдать и зарисовать сплошной спектр.
2.Выделить основные цвета полученного сплошного спектра и записать их в наблюдаемой последовательности.
3.Наблюдать линейчатые спектры различных веществ, рассматривая светящиеся спектральные трубки через спектроскоп. Зарисовать спектры и записать наиболее яркие линии спектров.
4. По таблице определить каким веществам принадлежат данные спектры.
5.Сделайте вывод.
6. Выполните следующие задания:
- На рисунках А, Б, В приведены спектры излучения газов А и В и газовой смеси Б. На основании анализа этих участков спектров можно сказать, что смесь газов содержит:
- только газы А и В;
- газы А, В и другие;
- газ А и другой неизвестный газ;
- газ В и другой неизвестный газ.
- На рисунке приведен спектр поглощения смеси паров неизвестных металлов. Внизу – спектры поглощения паров лития и стронция. Что можно сказать о химическом составе смеси металлов?
- смесь содержит литий, стронций и еще какие–то неизвестные элементы;
- смесь содержит литий и еще какие-то неизвестные элементы, а стронция не содержит;
- смесь содержит стронций и еще какие-то неизвестные элементы, а лития не содержит;
- смесь не содержит ни лития, ни стронция.
Лабораторная работа №5
Цель работы: с помощью необходимого оборудования наблюдать (экспериментально) сплошной спектр, неоновый, гелиевый или водородный.
Оборудование: Проекционный аппарат, спектральные трубки с водородом, неоном или гелием, высоковольтный индуктор, источник питания, штатив, соединительные провода, стеклянная пластина со скошенными гранями.
Вывод по проделанной работе: 1. Непрерывный спектр. Направив взгляд через пластину на изображение раздвижной щели проекционного аппарата, мы наблюдали основные цвета полученного сплошного спектра в следующем порядке: Фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, красный.
Данный спектр непрерывен. Это означает, что в спектре представлены волны всех длин. Таким образом, мы выяснили, что (как показывает опыт) сплошные спектры дают тела, находящиеся в твердом или жидком состоянии, а также сильносжатые газы. 2. Водородный и гелиевый. Каждый из этих спектров – это частокол цветных линий, разделенных широкими темными полосами. Наличие линейчатого спектра означает, что вещество излучает свет только вполне определенной длины волны. Водородный: фиолетовый, голубой, зеленый, красный. Гелия: голубой, зеленый, желтый, красный. Таким образом, мы доказали, что линейчатые спектры дают все вещества в атомарном газообразном состоянии. В этом случае свет излучают атомы, которые практически не взаимодействуют друг с другом. Это самый фундаментальный тип спектров. Изолированные атомы излучают строго определенные длины волн.
Ответы на контрольные вопросы
1. Какие вещества дают сплошной спектр?
Нагретые тела, находящиеся в твёрдом и жидком состоянии, газы при высоком давлении и плазма.
2. Какие вещества дают линейчатый спектр?
Те вещества, у которых слабое взаимодействие между молекулами, например достаточно разряжённые газы. Также линейчатый спектр дают вещества в газообразном атомном состоянии.
3. Объясните, почему отличаются линейчатые спектры различных газов.
При нагревании часть молекул газа распадаются на атомы, излучаются кванты с различными значениями энергии, от чего и зависит цвет.
4. Почему отверстие коллиматора спектроскопа имеет форму узкой щели? Изменится ли вид наблюдаемого спектра, если отверстие сделать в форме треугольника?
Отверстие имеет форму узкой щели для создания картинки. Если отверстие сделать треугольным, то линейчатый спектр станет треугольным и размытым.
Выводы: сплошные спектры дают тела в твердом или жидком состоянии, а также сильносжатые газы. Линейчатые спектры дают вещества в атомарном газообразном состоянии.
НАБЛЮДЕНИЕ СПЛОШНОГО И ЛИНЕЙЧАТОГО СПЕКТРОВ Лабораторная работа по физике 11 класс
ДНЕВНОЙ СВЕТ Мы видим основные цвета полученного сплошного спектра в следующем порядке: фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, красный. Данный спектр непрерывен. Это означает, что в спектре представлены волны всех длин. Таким образом, мы выяснили, что сплошные спектры дают тела, находящиеся в твердом или жидком состоянии, а также сильно сжатые газы.
ВОДОРОД Мы видим множество цветных линий, разделенных широкими темными полосами. Наличие линейчатого спектра означает, что вещество излучает свет только вполне определенной длины волны. Водородный спектр: фиолетовый, голубой, зеленый, оранжевый. Наиболее яркой является оранжевая линия спектра.
ВЫВОД Основываясь на нашем опыте, мы можем сделать вывод, что линейчатые спектры дают все вещества в газообразном состоянии. В этом случае свет излучают атомы, которые практически не взаимодействуют друг с другом. Изолированные атомы излучают строго определенные длины волн.