Open
Close

Методика организации внеклассных мероприятий в начальной школе. Виды внеклассных мероприятий

Формы проведения информационных часов

1. «Информация +» — одна из наиболее распространенных форм инфор-мирования учащихся, пришедшая на смену такой хорошо известной форме, как политинформация. Это ознакомление учащихся с событиями в стране и за рубежом по определенной схеме (внутренняя и внешняя политика Республики Беларусь); тенденции развития России и стран Содружества;

события в странах дальнего зарубежья; новости науки, культуры, экологии, здравоохранения, спорта). «+» указывает на то, что помимо изложения материала по теме выступающий предусматривает демонстрацию нагляд-ного материала, комментирует сообщение, обменивается мнениями с клас-сом, группой.

2. «Информ-дайджест» еженедельная «пятиминутка» со свободным выбором тем. Каждый из учащихся, предварительно проанализировав общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит класс, группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач.

3. «Спрашивали — отвечаем» форма обзорного информационного часа по заранее отобранным, наиболее актуальным для ребят проблемам. Предварительно собираются сведения у учащихся о том, какие события современной жизни их заинтересовали более всего. Полученные вопросы распределяются между учащимися в классе, группе, затем подбирается материал и готовятся выступления.

4. «Встречи с молодежными журналами» ежемесячный обзорный информационный час по материалам молодежных журналов. Форма проведения — поочередное выступление учащихся с обзором и обсужде-нием наиболее понравившихся материалов общественно-политического характера, помещенных в журналах «Юность», «Ровесник», «Смена» и др.

5. «Беседа «за круглым столом» форма изучения актуальной со-циальной проблемы и свободного обмена мнениями по ней. Беседа может быть начата тематическим выступлением ведущего или гостя инфор-мационного часа (историком, юристом, экологом, депутатом), а также про-смотром видеофрагмента по проблеме. После этого учащиеся дополняют сообщение с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мнениями, В заключение формулируются выводы по теме (например: «Права молодежи в Беларуси», «Чернобыль: вчера, сегодня, завтра», «Профилактика правонарушений среди учащейся

молодежи» и др.).

6. «Политическая дискуссия» тематический информационный час С целью исследования проблемных и спорных политических вопросов («Альтернативная служба в армии», «Международный терроризм: где же выход?», «Нужен ли нам союз с Россией?»). Участники заранее делятся. на группы, имеющие разные или противоположные мнения. Для дискус-сии характерны тщательная теоретическая подготовка участников и об-стоятельный анализ аргументации противоположной концепции. В резуль-тате коллективного творческого мышления учащиеся формируют умение анализировать политическую жизнь, видеть противоречия действительно-сти и находить пути их решения.

7. «Как это было» форма тематического информационного часа, анализирующая одно из значимых событий по примеру одноименной теле-передачи. Большая роль отводится ведущему (классный руководитель, куратор или наиболее подготовленный учащийся). Ведущий дает основные исторические и политические справки, представляет гостей и организует диалог. Выступления должны быть краткими (3—5 мин) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания слу-шателей. Рекомендуется использование видеоматериалов, фотоиллюстра-ций и т. п.

8. «Годы и люди» — тематический информационный час, посвященный биографиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, полити-ки, экономики у нас в стране и за рубежом.

9. «Пресс-конференция» форма информационного часа с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции -— «журналисты» и «фото-корреспонденты» — интервьюируют докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т. д.

10. «Фотокамера смотрит в мир» информационный час в форме по-очередной демонстрации всеми учащимися фотографий из газет и жур-налов с кратким комментарием важнейших событий. После окончания мероприятия фотографии прикрепляются в соответствующий раздел на доску (стенд). Таким образом, смонтированный обзор событий остается на 3—4 дня для всеобщего обозрения.

11. Информационный ринг

12. Конкурс эрудитов

13. Праздник газет и журналов

14. Конкурс рисунков (плакатов)

15. Путешествие во времени (история создания газет и журналов)

Формы проведения внеклассного мероприятия

1. Акция

2. Аукцион идей (доброты)

3. Беседа

4. Круглый стол

5. Брейн -ринг

6. Вахта памяти

7. Вечер (вопросов и ответов)

8. Викторина

9. Встреча и интересными людьми (отцов и сыновей)

10. Выставка (фотовыставка)

11. Гостинная (поэтическая, музыкальная, литературная)

12. Деловая игра

13. Диспут

14. Дискуссия

15. Заочное путешествие

16. Игра

17. Коллективное творческое дело

18. Конкурс

19. Конференция

20. Лекция

21. Поход

22. Праздник

23. Проект

24. Турнир (рыцарский, спортивный)

25. Урок мужества

26. Экскурсия

27. Устный журнал

28. Презентация

29. Анкетирование

30. Тест

31. Час общения

32. Откровенный разговор

33. Спортакиада

34. Заседание клуба (знатоков)

35. Фестиваль

36. Дискотека

37. КВН

39. День открытых дверей

40. Просмотр кинофильма

Форм внеклассной работы огромнейшее количество. Это многообразие создает сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет.

Формы внеклассной работы – это те условия, в которых реализуется ее содержание. В педагогической науке и практике наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, массовые.

Индивидуальная работа – это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от воспитателей знание индивидуальных особенностей учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов.

Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, прикладного творчества, в искусстве или в спорте. Наиболее популярными здесь являются такие формы, как кружки по интересам и спортивные секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление поделок. Отчёт работы кружка за год проводится в виде выставки, смотра или фестиваля детского творчества.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле служит важным средством сплочения коллектива. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. В течение учебного года возможно проведение 4–5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки.

Смотры – наиболее общая соревновательная форма массовой работы. Их задача – подведение итогов и распространение лучшего опыта, усиление деятельности по профориентации, организация кружков, клубов, воспитание стремления к общему поиску.

Формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности. Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

Также существуют формы индивидуальной внеклассной работы. В индивидуальной внеклассной воспитательной работе общая цель – обеспечение педагогических условий для полноценного развития личности – достигается через формирование сторон его личности, индивидуального потенциала. Сущность индивидуальной работы заключается в социализации ребенка, формировании у него потребности в самосовершенствовании, самовоспитании. Эффективность индивидуальной работы зависит не только от точного выбора формы в соответствии с поставленной целью, но и от включения ребенка в тот или иной вид деятельности. В реальности не такой уж редкой бывает ситуация, когда индивидуальная работа сводится к отчитыванию, замечаниям, порицаниям. Индивидуальная работа с ребенком требует от педагога наблюдательности, такта, осторожности («Не навреди!»), вдумчивости. Основополагающим условием ее эффективности служит установление контакта между педагогом и ребенком, достижение которого возможно при соблюдении следующих условий:

1. Полное принятие ребенка, т. е. его чувств, переживаний, желаний. По силе переживаний детские чувства не уступают чувствам взрослого, кроме того, в силу возрастных особенностей – импульсивности, недостатка личного опыта, слабой воли, преобладания чувств над разумом – переживания ребенка приобретают особую остроту и оказывают большое влияние на его дальнейшую судьбу. Поэтому очень важно учителю показать, что он понимает и принимает ребенка. Это совсем не означает, что учитель разделяет поступки и действия ребенка. Принять – не значит согласиться. 2. Свобода выбора. Учитель не должен всеми правдами и неправдами добиваться определенного результата. Учитель не должен принуждать ребенка, заставлять признаться в чем–либо. Всякое давление исключается. Неплохо учителю помнить, что ребенок имеет полное право на собственное решение, даже если с точки зрения педагога оно неудачное. Задача педагога – не заставить ребенка принять предлагаемое учителем решение, а создать все условия для правильного выбора. Педагог, думающий в первую очередь об установлении контакта с ребенком, желающий понять его, допускающий, что у ребенка есть право на самостоятельное решение, имеет гораздо больше шансов на успех, чем тот учитель, который обеспокоен лишь сиюминутным результатом и внешним благополучием.

3. Понимание внутреннего состояния ребенка требует от учителя умения читать невербальную информацию, посылаемую ребенком. Здесь таится опасность приписывания ребенку тех отрицательных качеств, которые педагогу хочется видеть в нем, но которые, скорее, присущи не ребенку, а самому учителю. Такая особенность человека называется проекцией. Для преодоления проекции педагогу следует развивать в себе такие способности, как эмпатия – умение понимать внутренний мир другого человека, конгруэнтность – умение быть самим собой, доброжелательность и искренность. Несоблюдение данных условий приводит к возникновению психологических барьеров в общении педагога и ребенка.

4. Способность слышать – физиологический акт, при котором происходит непроизвольное восприятие звуков. Слушание – волевой акт, требующий от человека определенных волевых усилий. От понимающего слушателя требуется: 1) всем своим видом демонстрировать рассказчику, что его внимательно слушают и пытаются понять; 2) не перебивать репликами и рассказами о себе; 3) не давать оценок; 4) оценочные суждения заменять невербальным и вербальным отражением чувств рассказчика, т. е. мимикой, жестами и другими средствами невербального общения передавать чувства, испытываемые рассказчиком, как бы выполнять роль зеркала его чувств; 5) не давать советов, если в них не нуждаются. Рефлексивное слушание необходимо при обсуждении производственных вопросов, в спорных ситуация, так как оно предупреждает конфликты, непонимание между людьми, т.е. когда первостепенное значение имеет само содержание беседы, а не ее контекст, когда нужно выяснить точки зрения собеседников, совместно решить что-то, договориться о чем-либо.

В индивидуальной воспитательной внеклассной работе наряду с запланированным компонентом существует спонтанный, так называемые педагогические ситуации, являющиеся индикатором уровня педагогического профессионализма.

Выбирая форму внеклассной работы, следует оценить ее воспитательное значение с позиций ее цели, задачи, функций.

Организация внеклассной воспитательной работы может использоваться при индивидуальной и при массовой работе.

1. Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей школьников и коллектива класса для эффективного воспитательного воздействия и определение наиболее актуальных для сложившихся в классе ситуаций воспитательных задач. Цель этапа – объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач. Изучение осуществляется с помощью уже известных методов педагогического исследования, ведущим среди которых на данном этапе является наблюдение. С помощью наблюдения педагог собирает информацию о ребенке и коллективе. Информативным методом является беседа, причем не только с ребенком и классом, но и с родителями, учителями, работающими в классе; особое значение имеет беседа со школьным психологом, который не только расширит представления педагога, но и даст профессиональные рекомендации. В индивидуальной работе большое значение имеет изучение продуктов деятельности ребенка: рисунков, поделок, стихотворений, рассказов. В изучении коллектива информативным является метод социометрии, с помощью которого педагог узнает о наиболее популярных и непопулярных детях, наличии малых групп, характере взаимоотношений между ними.

2. Моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в том, что педагог создает в своем воображении образ определенной формы. При этом следует использовать в качестве ориентиров цель, общие задачи, функции внеклассной работы. В соответствии с целью, задачами, приоритетными функциями внеклассной работы и результатами изучения подбираются конкретное содержание, формы, методы, средства.

3. Практическая реализация модели направлена на осуществление задуманной воспитательной работы в реальном педагогическом процессе.

4. Анализ проведенной работы направлен на сравнение модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий. Очень важен элемент постановки задачи для дальнейшей воспитательной работы. Данный этап очень важен для корректировки воспитательных задач, содержания, форм и планирования дальнейшей внеклассной работы.

Индивидуальная и массовые формы внеклассной воспитательной работы будут более эффективны в воспитательном воздействии на детей, если в их организации и проведении примут непосредственное участие родители.

Современные методологические приемы активизации внеклассной деятельности

Современному учителю, руководителю кружка или спортивной секции, педагогу дополнительного образования необходимо свободно владеть в педагогической практике основными методологическими приемами или методами организации внеклассной деятельности.

Интерактивные формы внеклассной деятельности — формы организации учебного занятия или внеклассного мероприятия, предполагающие усиленный умственный труд, физическую, коммуникативную активность или быстрое принятие решения. К таким формам можно отнести экспресс-викторины, мозговой штурм, эстафеты, мини-конкурсы и др.

Беседа — метод обучения и воспитания, предполагающий диалог между учителем и учащимися преимущественно по вопросам педагога. Беседа активизирует умственную работу обучающихся, поддерживает внимание и интерес, развивает речь: каждый вопрос — задача, которую решают ученики. Виды бесед: подготовительная, сообщающая, эвристическая, воспроизводящая, обобщающая, повторительная. Беседы различных видов могут совмещаться, пересекаться, перемежаться в зависимости от микроцели на определенном этапе учебного занятия и внеклассного мероприятия.

Эвристическая беседа используется в том случае, когда педагог не сообщает истину, а учит ее находить. На основе анализа известных обучающимся фактов и явлений, а также самостоятельных наблюдений ученики приходят к выводу по теме нового (познавательного) материала.

Воспроизводящая беседа используется при закреплении изученного материала, а также при повторении и обосновании выполненных действий.

Сообщающая беседа применяется педагогом в тех случаях, когда новый материал не может быть получен эвристически.

Обобщающая беседа проводится обычно в конце учебного занятия (внеклассного мероприятия) и в конце изучения крупной темы, раздела, курса.

Диалог — вид устной речи (реже письменной), характеризующейся сменой высказываний двух или нескольких (в этом случае иногда употребляют термин «полилог») говорящих лиц. Реплики (высказывания) говорящих связаны между собой по смыслу и составляют вместе единое целое, поэтому диалог — вид связной речи или текста. В диалоге важную роль играют ситуация, жест, мимика, интонация. Для диалога характерны некоторые стилистические особенности: вопросы, восклицания, эллиптические конструкции, междометия и частицы, обращения и пр.

Демонстрация — методический прием, показ на занятии (внеклассном мероприятии) всем обучающимся таблиц, схем, моделей, картин, диапозитивов, видеофильмов, телепередач, изображений, проецируемых на экран с помощью современной электронной и видеотехники.

Дифференцированный подход — форма организации труда обучающихся на основе их объединения, в рамках учебного коллектива, в небольшие группы по интересам, по уровню готовности, а в смешанных — по национальному составу, по степени владения русским (иностранным) языком. Каждая группа получает задания разного характера, неодинаковой степени трудности. Дифференцированный подход позволяет в рамках подросткового коллектива подтянуть отстающих, дать возможность для развития каждой подростковой группе (каждой личности). Деление на группы не является постоянным. Для разных видов работы могут создаваться разные по составу творческие группы.

Дозировка учебного материала . При организации и проведении внеклассного занятия (мероприятия) педагогу необходимо продумать насыщенность каждого этапа занятия или мероприятия. Такая работа способствует предупреждению перегрузки обучаемых, утомляемости, обеспечивает оптимальные условия усвоения учебного (познавательного) материала.

Доказательство — методический прием, развивающий мышление и речь и состоящий в обосновании какого-либо утверждения с помощью других мыслей, утверждений, уже доказанных или принимаемых без доказательств (очевидных или недоказуемых). Задания с предложением «докажи» широко используются как на учебных занятиях, так и во время проведения внеклассного мероприятия.

Закрепление знаний, умений и навыков — вид учебной деятельности учеников, организуемой и проверяемой педагогом, направленной на осуществление принципа прочности усвоения учебного (познавательного) материала. Закрепление знаний осуществляется путем повторения нового материала в разных вариантах и сочетаниях, в перестроенном виде, с новыми примерами, а также при помощи выполнения практических действий — упражнений, практических заданий. Закрепление на учебном занятии проводится обычно после объяснения нового материала.

Тестирование современный вид проверки усвоения учебного (теоретического) материала, определения психологического типа личности подростка, его склонностей и интересов. Тестирование предполагает две методики исполнения: компьютерный вариант и вариант на бумажных носителях. Преподаватели составляют краткие задания по изученным темам или блоку учебного материала, предлагают различные варианты их решения (ответы), из которых лишь один вариант верен. Обучаемым предлагается за определенное (ограниченное) время обозначить правильный вариант ответа или на листах бумаги, или в компьютере.

Компьютер — современное техническое средство обучения, развития и поиска информации в Интернете, которое применяется в следующих видах:

Разработка и использование учащимися компьютерных программ, по которым они работают самостоятельно на персональных компьютерах или в компьютерных классах;

Использование готовых компьютерных программ, развивающие игры, тестирование;

Контроль и самоконтроль (проверяются знания и умения);

Общение с друзьями других регионов и стран через Интернет, передача информации посредством электронной почты;

Моделирование и конструирование; обобщение изучаемого теоретического материала, а также реферирование и редактирование написанного текста;

Анализ и отбор учебных текстов, необходимой информации и их оценка по определенным критериям;

Количественное изучение звучащей речи или напечатанных текстов и др.

Повторение учебного (познавательного) материала — возвращение в ходе учебного занятия (внеклассного мероприятия) к изученному ранее с целью его закрепления, связывания с новым материалом, обобщения и систематизации изученного. Повторение обеспечивает прочность усвоения знаний. Обычно повторение проводится на новых примерах, в ином порядке, с применением новых способов деятельности (подготовка обучаемыми обобщающих таблиц, схем, докладов и пр.).

Индивидуальное обучение (консультация) — форма организации учебных занятий с отдельными учениками вне учебного коллектива. Чаще всего используется с учениками, которым предписано обучение на дому. Индивидуальное обучение обычно состоит в разъяснении трудных теоретических вопросов, в совместном выполнении заданий с учетом методических указаний преподавателя, в самостоятельной работе под руководством педагога. Как правило, индивидуальные консультации даются педагогом при подготовке докладов, выполнении длительной творческой работы (при использовании проектной методики).

Развитие речи обучаемых — процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи — ее восприятием и выражением своих мыслей. Процесс развития речи протекает у людей разного возраста. Термин «развитие речи» используется также в узком методическом значении: специальная учебная деятельность педагога и обучаемых, направленная на овладение речью, а также соответствующий раздел курса методики русского или иностранного языка. Она включает организацию речевых ситуаций, речевой среды, словарную работу, синтаксические упражнения, работу над текстом (связной речью), интонациями, над исправлением и совершенствованием речи.

Вся работа по развитию речи опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики, а также на теорию речи и текста, которая не входит в программу для учащихся, но используется как основа методики развития речи обучаемых.

Ролевая игра — методический прием обучения и активизации внеклассной работы школьников. Суть ролевой игры заключается в создании таких ситуаций, в которых каждый участник получает вымышленное имя, социальную роль — туриста, экскурсовода, журналиста, медсестры, педагога и т. д. Ведущий руководит ходом беседы. Ролевая игра создает мотивацию, близкую к естественной, возбуждает интерес, повышает эмоциональный уровень учебного труда обучаемых.

Самоконтроль — необходимый этап учебного действия. Реализуется в следующих приемах: проверка правильности написанного текста; применение словарей и справочников; выверка своего ответа по заранее составленному плану; самонаблюдение за произношением, темпом, выразительностью речи и правильностью чтения текста и т. д.

Самостоятельная работа — познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию учителя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия. Может иметь место при изучении нового учебного материала, закреплении знаний, подготовке реферата или доклада, творческой работы, сборе коллекции или гербария, проектировании проекта.

Метод проектов — в настоящее время наиболее популярный метод обучения среди учителей-экспериментаторов. Наиболее эффективное применение проектного метода возможно с использованием компьютера. В проектном процессе выделяют три главные стадии, или фазы. На первой выдвигается плодотворная идея (содержательное ядро, смысл дальнейших действий). На второй (средней) — из недифференцированной идеи вырисовывается многоплановая панорама желаемого (построение технологии дальнейших действий или приемов будущей планируемой модели), Завершающая фаза проектирования — составление проектно-технологической документации.

Проектный метод предполагает принципиально иной подход: «Подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами это можно было бы выполнить».

Приоритетные формы внеклассной работы в общеобразовательных учреждениях

Чаще всего приоритетными для детей и подростков в общеобразовательных учреждениях являются игровые, театральные, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, состязательные формы воспитательной и внеклассной работы, позволяющие учащимся осознать самих себя.

Наиболее популярными формами внеклассной деятельности являются:

1. Предметные недели по учебным предметам социально-гуманитарного, математического и естественнонаучного циклов.

2. Учебно-познавательная деятельность: общешкольные предметные олимпиады и общественные смотры знаний, чествование призеров и победителей общешкольных, городских (районных) и областных (окружных, региональных, республиканских) предметных олимпиад и конкурсов; чемпионаты «знатоков виртуального мира» (знатоков информационно-коммуникационных технологий), фестивали творческих и научно-исследовательских проектов; общешкольные смотры-конкурсы «Лучший ученик» (по параллелям классов), «Лучший выпускник школы (лицея, гимназии)», «Лучшее портфолио ученика».

3. Героико-патриотические и военно-спортивные мероприятия : работа школьных музеев, тематические вечера и праздники; организация и проведение экскурсий и тематических экскурсионных поездок, военно-спортивных игр «Зарница» и «Орленок», соревнований «Безопасное колесо», отрядов ЮИД (юных инспекторов дорожного движения) и ЮДП (юных друзей пожарников).

4. Массовые праздники (коллективно-творческие дела): тематические праздники, фестивали творчества и фантазии; конкурсы: «Алло, мы ищем таланты», «А ну-ка, парни», «Мисс школа», КВН, профессий, самоделок; интеллектуальные турниры знатоков; конкурсы инсценированной или строевой песни, театральных постановок, чтецов и авторского творчества, рисунков и плакатов.

5. Специализированные (тематические) или профориентационные) акции: ярмарки знаний и будущих профессий; праздники и фестивали народного творчества, национальных обычаев и традиций; фестивали науки и творчества, кружков и клубов по интересам; неделя детской книги или библиофилов.

6. Общественно полезные и социально значимые мероприятия: трудовые десанты и субботники; тимуровская деятельность, рейды Айболита и чистоты; поисковая и краеведческая работа; операции «Подарок далеким друзьям», «Подарок ветерану»; акции милосердия: «Помоги детям-инвалидам», «Наш подарок детскому дому», «Помоги людям старшего возраста».

7. Спортивная и туристская деятельность : организация и проведение туристских слетов, «робинзонад» и соревнований, одно- и многодневных пешеходных, комбинированных, горных, вело-мото походов и экспедиций; вечеров туристов, «Малых олимпийских игр», турниров (чемпионатов) по волейболу, баскетболу, легкой и тяжелой атлетике, гимнастике и борьбе, шахматам и шашкам (нардам, бильярду); спортивных эстафет (с учащимися, родителями); соревнований «Мама, папа, я — спортивная семья», «Самый спортивный класс».

Наиболее распространенные формы досугового общения: «огоньки», круглые столы, дискотеки, вечера, посиделки, выезды за город, посещения музеев, встречи с интересными людьми; работа кружков и клубов по интересам, спортивных секций; «мозговые штурмы», дискуссии и интерактив.

Становятся популярными новые игровые формы: по типу игры программы «Новая цивилизация», интенсивного общения (целевые тренинги, обучающие и развивающие интеллектуальные и психологические игры), коммуникативно-лингвистические (тренинги-общения, творческие игровые вечера), коммуникативные (дискуссии, мозговые атаки, деловые, сюжетно-ролевые игры).

Внеклассная работа - важный элемент педагогической деятельности. Урок ограничен временными рамками, внеклассные же мероприятия продолжают и углубляют процесс, который начинается на классных занятиях, а также обеспечивают интересный и познавательный досуг.

Что такое внеклассное мероприятие

Не все дети могут полностью раскрыть свой творческий и интеллектуальный потенциал во время уроков. Общая цель всех внеклассных мероприятий - гармоничное воспитание и всестороннее развитие школьников. Они помогают сформировать у детей определённую систему ценностей и отношения к миру, к своей личности; приобщить к национальной и общественной культуре и традициям.

Функции внеклассного мероприятия:

  • образовательная;
  • воспитательная;
  • развивающая.

По сравнению с основным учебным процессом, здесь образовательная функция - скорее, вспомогательная для двух других и направлена в первую очередь на обучение социальным навыкам. Воспитательная и развивающая функции заключаются в формировании морально-нравственной культуры, духовных идеалов, выявлении и развитии индивидуальных (интеллектуальных, творческих, психологических и эмоциональных) качеств каждого отдельного ребёнка.

Формы проведения внеклассного мероприятия

Во многом они зависят от тематики, целей и задач, которые стоят перед педагогом, а также от возраста школьников. Среди наиболее распространённых можно выделить следующие:

  • Дискуссии . Подразумевают под собой обсуждение какой-либо темы или проблемного вопроса. Формируют умение высказывать и отстаивать свою точку зрения. Это могут быть диспуты, круглые столы, лектории с последующим обсуждением.
  • Конкурсы . Соревновательные мероприятия позволяют проявить детям индивидуальные способности, развивают коммуникативные навыки и волевые качества (шоу-конкурсы, викторины, КВН).
  • Творческие мероприятия. Помогают выявить и развивать творческие наклонности, воспитать эстетический вкус. Педагог может предложить детям организовать праздник, фестиваль, концерт, выставку.
  • Игры . Они воссоздают жизненные ситуации, формируют навыки межличностного общения, способствуют социализации и помогают преодолеть барьер замкнутости. Это может быть ролевая игра, постановка исторического эпизода или сцены из литературного произведения.
  • Внешкольные мероприятия . Подразумевают посещение театра, филармонии, экскурсию в музей или ботанический сад.

Этапы внеклассного мероприятия

Любое мероприятие является процессом и включает в себя подготовку, организацию, собственно проведение и анализ.

Подготовка

На этом этапе педагог определяет, какая тематика и воспитательная направленность будет наиболее интересна для конкретного класса и каждого ученика в частности. Для этого можно провести анкетирование учащихся и их родителей. После определения темы учитель вместе с классом (при желании - и их семьями) определяет цели и задачи мероприятия, выбирает его форму, составляет план, определяется с необходимыми материалами и оборудованием. Привлечение класса к планированию и организации - также часть воспитательной деятельности.

Организация

Происходит распределение ролей и обязанностей между участниками. Желательно, чтобы было задействовано как можно больше учеников в любой деятельности : от ролей ведущих до помощи в выполнении ручных работ. Производится поиск, отбор и подготовка требующихся материалов, декораций, костюмов; настройка оборудования. По итогам при необходимости корректируется ход мероприятия, его структура и временные рамки.

Проведение

Непосредственно перед началом важно проверить готовность всех участников, их эмоциональное и физическое состояние; состояние оборудования и помещения. Важно следить за тем, чтобы не происходило отклонений от запланированного порядка, и корректировать возникающие недочёты по ходу мероприятия.

Анализ

После проведения мероприятия учащиеся под руководством педагога подводят итоги, анализируют и оценивают его. Таким образом закрепляется приобретённый опыт; отмечая положительные моменты и недостатки проведённой внеклассной работы, школьники учатся анализировать, критически мыслить. Необходимо отметить, соответствовала ли форма и проведение поставленной цели и задачам, был ли достигнут желаемый результат, если нет, что стало причиной.

После совместного обсуждения можно провести анкетирование, где ученики могли бы подробнее выразить своё мнение, записать отрицательные и положительные моменты; внести предложения по улучшению организации и проведения последующих мероприятий.

Современные внеклассные школьные мероприятия принято считать одной из самых главных частей любого преподавателя. Осуществление таких занятий приводит к воспитательному влиянию на школьников.

На данный момент под внеклассными мероприятиями в пределах школьного заведения принято понимать определенные занятия или мероприятия в коллективе, которые в обязательном порядке должны производиться непосредственно самим преподавателем или же остальными сотрудниками школы. Такие действия, как правило, должны обладать воспитательным характером для учеников любой возрастной категории.

На сегодняшний день существуют самые разные формы мероприятий в школе, но об этом немного позже. В принципе чаще всего к подобным мероприятиям стоит относить разнообразные игры, познавательные экскурсионные походы, посещение музеев и т.д. Результативность и эффективность подобных методов обучения в большинстве своем зависит от подбора способов и приемов такого процесса обучения.

Но одновременно с этим, важность воздействия на школьников правильного поведения и эффективного подбора разновидностей школьного мероприятия, ни в коем случае нельзя не заметить. Любой преподаватель знает, что достаточно часто интерес школьника к определенной школьной дисциплине можно вызвать только при осуществлении какого-то внеклассного мероприятия. Точно такими же методами можно в значительной степени произвести воздействие на подбор будущей профессии современного школьника.

Итак, наверное, многие желают узнать о том, какие разновидности школьных мероприятий сегодня существуют? В принципе, проведение мероприятий в школе может основываться на самых разных методах. Самыми распространенными мероприятиями в школьном заведении принято считать творческую деятельность, организацию разнообразных кружков, всевозможных выставок, олимпиад и коллективных конкурсов.

Не менее интересными школьными мероприятиями принято считать и организацию преподавателем или остальными сотрудниками школы массовых праздников, а также конференций для более старших школьников. При этом каждое подобное мероприятие подразумевает под собой его проведение в несколько этапов. Первый этап заключается в подготовке к событию. Второй этап подразумевает сам процесс проведения конкретного школьного мероприятия. И наконец-то третий этап заключается в анализе проделанной работы.

Организаторы школьных мероприятий на внеклассном уровне как правило требуют от учителей определенных затрат, которые предназначены для подготовки такой разновидности деятельности, так как нужно отыскать интересный и познавательный материал по определенной теме. Ведь данное событие, прежде всего, должно не лишь просто заинтересовать школьников, но и завлечь их в такой удивительный мир науки.

При этом необходимо тщательно распланировать все имеющиеся этапы конкретного мероприятия, подобрать способы и приемы преподнесения информации, определиться с разновидностью организации занятия. Ведь только в такой ситуации, все подобные разработки мероприятий в школе смогут, в конце концов, принести максимально эффективные результаты.

К тому же, что касается того, какие разновидности сценариев могут применяться преподавателем в работе, стоит отметить, что сам сценарий мероприятия в пределах школьного заведения подразумевает под собой тщательную разработку содержания события, которая изложена в правильной логической цепочке. Непосредственно в самом сценарии в обязательном порядке должна быть полностью раскрыта основная тема мероприятия, а также обозначены конечные цели.

Самым главным условием в период написания любого такого школьного сценария принято считать конкретизацию общей задачи, поиск и освещение самых проблемных моментов поднятого вопроса, который тревожит обществе больше всего. Любое внеклассное школьное мероприятие зачастую приурочено к определенному торжеству, конкретному человеку или значимому событию.

В значительной степени важным здесь принято считать и то, что предварительно составленный сценарий любого школьного мероприятия в обязательном порядке должен соответствовать возрасту школьников. На сегодняшний день достаточно часто в пределах школы организовываются мероприятия, которые поднимают такую достаточно важную проблему как воздействие наркотических веществ на организм человека или же правила безопасности в период контакта с определенными разновидностями животных.

Итак, с тем, какие виды мероприятий в школе сегодня существуют, наверное, все понятно, а вот, для чего они предназначены еще необходимо выяснить. Для того чтобы такая проделанная работа могла принести в результате максимальное количество пользы сценарий события должен в любом случае состоять из хорошо развитого и логично изложенного определенного сюжета.

При этом наличие конфликтной ситуации здесь принято считать обязательным элементом. Ведь сценарий без такого элемента может оказаться не таким ярким и не таким вызывающим внимание школьников. После того, как школьное мероприятие всевозможных форм было окончено, преподавателю нужно осуществить анализ данного события. На данный момент существует несколько разновидностей современного школьного мероприятия под видом психолого-педагогического анализа и соответственно, предметно-содержательного анализа.

Во втором варианте производится анализ содержательной базы события и используемых методов нравственного воспитания. А вот в первом случае необходимо рассмотреть мероприятие с точки зрения самого учителя. В данной ситуации производится оценка обоснованности темы конкретного события. А уже затем можно приступать к анализу основных целей и установленных задач определенного мероприятия в пределах школьного заведения.

Активность школьников в период проведения таких занятий разрешает произвести оценку того, насколько учителю удалось все-таки донести выбранный школьный материал к ученикам и правильным ли образом были подобраны способы ведения мероприятия. И наконец-то самым последним этапом такого самостоятельного анализа принято считать определение педагогической ценности события и значение действий для последующего развития любого школьника в отдельности или же непосредственно в самом коллективе.

Любой преподаватель помимо всего остального также должен осуществлять и самоанализ производимых действий. Такой анализ дает возможность правильно произвести оценку того, удалось ли провести школьное мероприятие максимально эффективно. Кроме того, учитель может также определить и уровень собственного педагогического мастерства. Вполне вероятно, что организатор мероприятия сможет после этого четко определить, что необходимо откорректировать и что нужно вообще исключить.

Таким образом, хоть разновидностей и форм школьного мероприятия сегодня и существует очень много, все-таки все они направлены на развитие ребенка и решение определенных важных проблем.