Open
Close

Михаил черниговский - князь михаил всеволодович русский святой мученик. Михаил черниговский, благоверный князь

Церковь празднует память святых мучеников Михаила и Федора 20 сентября (3 октября), в день их гибели, и 14 (27) февраля, в день перенесения мощей из Чернигова в Москву.

Черниговский князь Михаил Всеволодович, казненный вместе со своим боярином Федором в Орде по приказу хана Батыя за отказ исполнять языческие обряды, стал одним из самых почитаемых русских святых. Его подвиг олицетворял несломленность Руси, давал русским людям надежду на избавление от постыдного рабства. А между тем, предшествующая жизнь Михаила, казалось, ничуть не готовила его к этому великому испытанию. До своей роковой поездки в Орду (1246 год) Михаил представлял собой пример типичного южнорусского князя, активного участника непрекращающихся междоусобных войн, потрясавших Русскую землю.

Родился Михаил предположительно в 1179 году, около 6 августа (в этот день от тяжелых родов умерла его мать, княгиня Мария Казимировна). Он был сыном князя Всеволода Святославича Чермного, из рода черниговских князей, одного из самых деятельных и воинственных князей того времени. В 1223 году, после гибели своего дяди, князя Мстислава Святославича, в знаменитой битве на Калке (в которой русским впервые пришлось сразиться с монголо-татарами), Михаил занял черниговский престол. Кроме того, он княжил в разное время в Переяславле Южном, Новгороде, Киеве, Галиче; почти беспрерывно воевал, часто менял союзников. Долгие годы Михаил боролся за княжение в Новгороде с князем Ярославом Всеволодовичем, отцом Александра Невского. Он дважды занимал город (в 1224/25 и 1229 годах), но оба раза вынужден был покидать его. В 1229 году Михаил оставил в Новгороде на княжение своего малолетнего сына Ростислава. Но в конце следующего, 1230 года бояре, сторонники Ярослава Всеволодовича, изгнали Ростислава из города. Вражда между Михаилом и Ярославом продолжалась в течение почти всей их жизни, иногда принимая формы открытой войны. В 1228 году, вместе с киевским князем Владимиром Рюриковичем, Михаил воевал с Даниилом Галицким - несмотря на то, что последний приходился ему шурином (Михаил был женат на сестре Даниила); эта война закончилась неудачно для союзников. В 1235 году, в союзе со своим двоюродным братом Изяславом Владимировичем, Михаил начал войну против своего недавнего союзника Владимира Рюриковича и Даниила Галицкого. На некоторое время Михаил занял Галич, а в 1236 году - и Киев, в котором черниговский князь оставался до конца 1239 года.

Даже страшное нашествие татар не остановило усобицы и раздоры южнорусских князей. В конце 1239 года татарские отряды впервые появились у стен Киева. Татары вступили в переговоры с князем Михаилом, но тот не только отказался от всяких переговоров, но и бежал из Киева в Венгрию, где уже находился его сын Ростислав. (Поздние летописи рассказывают, что по приказу Михаила были убиты татарские послы - и это кажется вполне правдоподобным.) Киев перешел сначала к смоленскому князю Ростиславу, а затем к Даниилу Галицкому, который посадил в городе своего воеводу Дмитра (будущего героя трагической киевской обороны). Бегством Михаила воспользовался и его старый недруг Ярослав Всеволодович. Он захватил в городе Каменце жену и бояр князя. Впрочем, жену Михаила Ярослав вскоре отпустил к ее брату, князю Даниилу Галицкому.

Не найдя приюта в Венгрии, Михаил и Ростислав вскоре уехали в Польшу, но не задержались и там. Михаил направляет послов к своему шурину и недавнему врагу Даниилу в Галич с просьбой предоставить убежище. Даниил принял изгнанников. Однако зимой 1240 года началось вторжение в южную Русь полчищ Батыя. В декабре пал Киев, и татары устремились в Галицкую землю. Михаил вновь бежал в Польшу, оттуда - в Силезию, где был ограблен немцами. В 1241 году Михаил с сыном возвратился в Киев, на пепелище. Он не захотел останавливаться в разрушенном городе и устроился недалеко от Киева, на острове. Ростислав же уехал княжить в разоренный Чернигов и в ом же году напал на владения Даниила Галицкого, ответив неблагодарностью на недавнее гостеприимство. В 1245 году Ростислав женился на дочери венгерского короля Белы IV. Узнав об исполнении своей давней мечты, Михаил поспешил в Венгрию. Однако ни сват, ни сын не оказали ему достойного приема. Обиженный Михаил вернулся на Русь, в родной Чернигов.

Таковы обстоятельства, предшествовавшие поездке Михаила в Орду. О том, что произошло дальше, рассказывает "Сказание об убиении в Орде князя Михаила и боярина его Федора" - Житие святых мучеников за веру, первые редакции которого появились уже в первые десятилетия после смерти святых. Сохранился также рассказ францисканского монаха итальянца Плано Карпини, побывавшего в ставке Батыя вскоре после гибели русского князя и сообщившего некоторые подробности о случившейся трагедии.

Хан Батый требовал от русских князей являться к нему с поклоном и получать из его рук особую грамоту (ярлык) на владение тем или иным городом. "Не подобает вам жить на земле Батыевой, не поклонившись ему", - передают летописи слова татар, обращенные, в частности, к князю Михаилу. По обычаю, принятому у татар, когда князья русские являлись к Батыю, их сначала проводили между огнями. для очищения, и требовали, чтобы пришедшие поклонились "кусту, и огню, и идолам их". Также и часть даров, которые князья приносили с собой, сначала бросали в огонь. Только после этого князей вели к хану. Многие князья с боярами проходили сквозь огонь, надеясь получить из рук Батыя города, в которых они княжили. И хан давал им тот город, о котором они просили.

И вот пришло время и князю Михаилу отправиться в Орду. Перед поездкой он пришел к своему духовнику. И так сказал князю его духовный отец: "Если хочешь ехать, княже, не уподобляйся другим князьям: не проходи сквозь огни, не поклоняйся ни кусту, ни идолам их, ни пищи от них не принимай, ни питья их в уста не бери, но исповедуй веру христианскую, ибо не подобает христианам поклоняться твари, но только единому Господу нашему Иисусу Христу". И князь Михаил обещал ему исполнить все это, ибо, сказал, "я и сам хочу пролить кровь свою за Христа и за веру христианскую". И боярин его Федор, который всегда был при князе в советниках, также пообещал. На том духовный отец благословил их.

В 1246 году князь Михаил с боярином Федором приехали в ставку Батыя. Вместе с князем был и его внук, юный ростовский князь Борис Василькович (сын его дочери Марии). Когда Батыю доложили, что прибыл к нему русский князь, рассказывает Сказание, хан повелел своим жрецам сотворить все по обычаю их. Жрецы привели князя и боярина к огням и повелели им пройти сквозь они и поклониться идолам. Однако князь решительно отказался сделать это. (По рассказу Плано Карпини, Михаил все же прошел сквозь огни, но когда от него потребовали поклониться "на полдень (то есть на юг) Чингисхану", отвечал, что скорее примет смерть, чем поклонится изображению мертвого человека.) Об отказе русского князя выполнить требование татар доложили Батыю, и тот пришел в великий гнев. Хан послал к Михаилу знатного татарина Елдегу с такими словами: "Почто не исполняешь моего повеления, богам моим не кланяешься? Теперь сам выбирай: жизнь или смерть. Если исполнишь повеление мое, то жив будешь и княжение получишь. Если же не поклонишься кусту, солнцу и идолам, то злою смертью умрешь" Михаил же отвечал на это: "Тебе, царю, кланяюсь, ибо поставлен ты на царство свое от Бога. А тому, чему велишь мне, не стану кланяться!" И когда он произнес эти слова, сказал ему Елдега: "Знай, Михаил, что ты уже мертв".

Внук святого Михаила князь Борис стал говорить своему деду с плачем: "Господин, поклонись, сотвори волю цареву". И все бояре Борисовы, бывшие с ним, начали уговаривать князя: "Все за тебя епитимью (то есть церковное наказание) примем, и со всею областью нашей, только исполни повеление царя!" Михаил же отвечал им: "Не хочу только по имени называться христианином, а поступать по-язычески". Боярин же его Федор, опасаясь, как бы не поддался князь на уговоры, напомнил ему наставления духовного отца их, а также вспомнил и евангельские слова: "Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее" (Мф. 16, 25). И так отказался Михаил выполнять ханскую волю. Елдега же поехал рассказать о том хану.

На том месте находилось множество людей, как христиан, так и язычников, и все они слышали, что отвечал князь посланцу хана. Князь же Михаил и боярин Федор начали сами отпевать себя, а затем причастились Святых Таин, которые передал им духовник их перед поездкой в Орду. В это время сказали Михаилу: "Княже, вот уже идут убивать вас. Поклонитесь и живыми останетесь!" И отвечали князь Михаил и боярин его Федор, словно едиными устами: "Не станем кланяться, не слушаем вас, не хотим славы мира сего". Окаянные же убийцы соскочили с коней, и схватили святого князя Михаила, и растянули его за руки и за ноги, и стали бить кулаками против сердца, а затем бросили наземь и стали избивать ногами. Один же из убийц, бывший прежде христианином, а затем отвергшийся христианской веры, по имени Доман, родом из черниговской области, вынул нож и отрезал голову святому князю и бросил ее прочь. А потом обратились убийцы к боярину Федору: "Поклонись богам нашим, и жив останешься, и примешь княжение князя твоего". Федор же предпочел принять смерть, подобно своему князю. И тогда начали его мучить так же, как мучили прежде князя Михаила, а затем отрезали его честную главу. Случилось же это злое убийство 23 сентября. Тела обоих мучеников были брошены на съедение псам, и только спустя несколько дней христианам удалось укрыть их.

Так рассказывает "Сказание об убиении в Орде князя Михаила и боярина его Федора", и рассказ этот подтверждает Плано Карпини, побывавший в Орде, как мы уже сказали, вскоре после их гибели.

Тела святых мучеников Михаила и Федора перевезли на Русь: сначала во Владимир, а затем в Чернигов. Уже вскоре после смерти их стали почитать как святых. Церковное празднование мученикам сначала установилось в Ростове, где жила дочь князя Михаила княгиня Марья. Ею был возведен и первый храм во имя святого Михаила Черниговского. В XVI веке, при царе Иване Грозном, мощи святых были перенесены в Москву и положены в церкви во имя Черниговских чудотворцев, которая находилась в Кремле, близ Тайницких ворот. Затем, по повелению императрицы Екатерины Великой, мощи были перенесены в Архангельский собор, где пребывают и поныне.


© Все права защищены

Около середины XIII века (1237-1240 г.) Россию постигло нашествие монголов. Сначала опустошены были Рязанское и Владимирское княжества, потом в южной России были разрушены города Переяславль, Чернигов, Киев и другие. Народонаселение этих княжеств и городов большей частью погибло в кровавых сечах; церкви были ограблены и поруганы, знаменитая Киевская лавра была разрушена, а иноки рассеялись по лесам.
Впрочем, все эти страшные бедствия были как бы неизбежным следствием вторжения диких народов, для которых война была поводом к грабежу. Монголы обычно относились безразлично ко всем верам. Основным правилом их жизни служила Яса (книга запретов), содержащая в себе законы великого Чингисхана. Один из законов Ясы велел уважать и бояться всех богов, чьи бы они не были. Поэтому в Золотой орде свободно служились богослужения разных вероисповеданий и сами ханы нередко присутствовали при совершении и христианских, и мусульманских, и буддийских, и других обрядов.
Но, относясь безразлично и даже с уважением к христианству, ханы требовали и от наших князей исполнения некоторых своих суровых обрядов, например: прохождения через очистительный огонь, прежде чем явиться перед ханом, поклонения изображениям умерших ханов, солнцу и кусту. По христианским понятиям это является изменой святой вере и некоторые из наших князей предпочли претерпеть смерть, чем выполнить эти языческие обряды. Среди них следует вспомнить Черниговского князя Михаила и его боярина Феодора, пострадавшего в Орде в 1246 году.
Когда хан Батый потребовал к себе Черниговского князя Михаила, то он, приняв благословение от своего духовного отца епископа Иоанна, обещал ему, что он скорее умрет за Христа и святую веру, чем поклонится идолам. То же обещал и боярин его Феодор. Епископ укрепил их в этой святой решимости и дал им святые Дары в напутствие вечной жизни. Перед входом в ставку хана монгольские жрецы потребовали с князя и боярина, чтобы они поклонились на юг могиле Чингисхана, затем огню и войлочным идолам. Михаил ответил: "Христианин должен поклоняться Творцу, а не твари".
Узнав об этом, Батый озлобился и велел Михаилу выбирать одно из двух: или исполнить требование жрецов, или смерть. Михаил ответил, что он готов поклониться хану, которому Сам Бог предал его во власть, но не может исполнить того, чего требуют жрецы. Пока носили ответ его хану, князь Михаил и боярин его пели псалмы и приобщились святых Даров, данных им епископом. Скоро явились убийцы. Они схватили Михаила, начали бить кулаками и палками по груди, потом повернули лицом к земле и топтали ногами, наконец отсекли ему голову. Последнее слово его было: "Я христианин!" После него таким же образом был замучен его доблестный боярин. Святые мощи их почивали в Московском Архангельском соборе.
В начале XIV века (1313 г.) ханы приняли мусульманство, которое всегда отличалось фанатизмом и нетерпимостью. Впрочем, ханы продолжали держаться в отношении к русским древнего закона Чингисхана и обычаев своих предков, - и не только не преследовали христианства в России, но даже покровительствовали Российской Церкви. Этому много способствовали знаменитые князья и архипастыри Русской Церкви, которых Господь воздвигал в это тяжелое для России время.

князь черниговский, сын Василия Святославича Чермного, причтенный к лику святых. Некоторое время, с 1216 г., был переяславским князем, затем один год, после Калкской битвы, новгородским и с 1225 г. - черниговским. С 1229 г. по 1232 г. враждовал с Ярославом Всеволодовичем; в 1234 г. занял Галич, а через два года - Киев; в 1239 г., напуганный слухами о татарах, бежал в Венгрию, оттуда в Польшу, скитался там по разным городам и, возвратясь на родину, жил на острове против Киева, разоренного татарами. Пробыв опять несколько лет в Венгрии по случаю женитьбы своего сына (Ростислава) на дочери Белы VI, вернулся в Чернигов (1245); по приказанию ханских сановников, переписывавших там народ, отправился в орду и там был зверски замучен татарами из-за несоблюдения татарских языческих обычаев (20 сент. 1246). Тела его и погибшего с ним его боярина Феодора были погребены первоначально в Чернигове, потом перенесены в Москву (1572.); теперь покоятся в кремлевском Архангельском соборе (с 1774 г.), в бронзовой раке, заменившей чеканную серебряную, похищенную в 1812 г.

В. Р -в.

  • - князь черниговский. Сын кн. Всеволода Святославича Чермного. В 20-40-х гг. 13 в. принимал активное участие в политич...

    Советская историческая энциклопедия

  • - великий Киевский князь. Сын вел. кн. Всеволода Ольговича и вел. кн. Агафьи Мстиславны, дочери Мстислава Великого. В 1140-60-е Святослав княжил в Турове, Владимире-Волынском, Бужске, Новгороде Северском...

    Русская энциклопедия

  • - Род. в г. Куйбышев в семье служащих. Окончил Литинститут. Работал фрезеровщиком, слесарем, сантехником, сторожем, транспортировщиком, журналистом. Помощник главы администрации г. Самара...
  • Большая биографическая энциклопедия

  • - Протопоп Черниговский, один из первых и искуснейших состязателей о Вере с Датским Принцем Валдемаром...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - князь черниговский, † 1246, 20...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - князь Черниговский, причтенный к лику святых. В 1234 г. занял Галич, через два года - Киев. В 1239 г., напуганный слухами о татарах, бежал в Венгрию, оттуда в Польшу; возвратясь на родину, жил близ Киева...

    Биографический словарь

  • - князь черниговский. В 20-х гг. 13 в. неоднократно был князем в Новгороде. С 1238 великий князь киевский. При наступлении монго-ло-татарских войск бежал в Венгрию. В 1241 вернулся на Русь...

    Русская энциклопедия

  • - Владимир Николаевич, физиолог, академик АН СССР и АМН СССР. Осн. труды по функциональным взаимоотношениям различных отделов коры головного мозга и внутренних органов, космической физиологии и медицине...

    Русская энциклопедия

  • - князь черниговский, сын Василия Святославича Чермного, причтенный к лику святых. Некоторое время, с 1216 г., был переяславским князем, затем один год, после Калкской битвы, новгородским и с 1225 г. - черниговским...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - древнерусский князь, сын великого князя киевского и черниговского Всеволода Святославича Чермного...
  • - Владимир Николаевич, советский физиолог академии АН СССР и АМН СССР. Окончил медицинский факультет Пермского университета. Ученик В. В. Парина, К. М. Быкова...

    Большая Советская энциклопедия

  • - князь черниговский. В 20-х гг. 13 в. неоднократно был князем в Новгороде. С 1238 великий князь киевский. Во время нашествия Батыя бежал в Венгрию...

    Современная энциклопедия

  • - российский физик, член-корреспондент РАН. Труды по оптике атмосферы...
  • - князь черниговский. В 20-х гг. 13 в. несколько раз был князем в Новгороде. С 1238 великий князь киевский. При наступлении монголо-татарских войск бежал в Венгрию. Вернулся на Русь...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

"Михаил Всеволодович черниговский" в книгах

МИХАИЛ ЧЕРНИГОВСКИЙ Мученик за веру

Из книги Рюриковичи автора Володихин Дмитрий

МИХАИЛ ЧЕРНИГОВСКИЙ Мученик за веру Странная судьба у этого правителя. Вся жизнь его ничем не выбивается из истории междукняжеских распрей, походов, договоров заключенных и договоров нарушенных, пиров и прочих дел правления, наполнявших жизнь правящего класса на Руси. И

ЛАВРЕНТИЙ ЧЕРНИГОВСКИЙ

Из книги 50 знаменитых прорицателей и ясновидящих автора Скляренко Валентина Марковна

ЛАВРЕНТИЙ ЧЕРНИГОВСКИЙ Настоящее имя – Лука Евсеевич Проскура(род. в 1868 г. – ум. в 1950 г.) Архимандрит, схимник, руководитель знаменитого церковного хора в Свято-Троицком монастыре. Один из самых влиятельных священнослужителей Черниговщины, внесший огромный вклад в

Борщ «Черниговский»

Из книги Галушки и другие блюда украинской кухни автора Кулинария Автор неизвестен -

Михаил Романов ― Святослав II Всеволодович

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Михаил Романов? Святослав II Всеволодович 1633 Начало самостоятельного правления Михаила 1174 Святослав становится великим князем Киевским 459 Второе имя Святослава - Михаил. 1645 Смерть Михаила 1194 Смерть Святослава 450 Святослав умер 27 июля, а Михаил? 13 июля. От первой даты

Глава 4 Новгород. Михаил Черниговский 1224–1230 годы

Из книги Великий князь Ярослав Всеволодович Переяславский автора Андреев Александр Радьевич

Глава 4 Новгород. Михаил Черниговский 1224–1230 годы В 1224 году новгородским князем снова стал сын великого князя Юрия Всеволод, но ненадолго, он ушёл в Торжок, и в Новгороде стал князем Михаил Черниговский - брат жены великого владимирского князя Юрия Всеволодовича, в 1225

138. МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ, князь черниговский

автора Хмыров Михаил Дмитриевич

138. МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ, князь черниговский сын Всеволода Станиславича Чермного, князя черниговского (и одно время великого князя киевского) от брака с Марией, дочерью Казимира II, короля польского, причтенный православною церковью к лику святых.Год и место его рождения

154. ОЛЕГ СВЯТОСЛАВИЧ, в св. крещении Михаил, князь черниговский

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

154. ОЛЕГ СВЯТОСЛАВИЧ, в св. крещении Михаил, князь черниговский сын Святослава II Ярославича, великого князя киевского, от брака с неизвестною.Родился в Чернигове около 1055 г.; посланный отцом, уже великим князем киевским (см. 174), ходил с Владимиром Мономахом, тогда князем

МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ (г. р. неизв. - ум. 1246)Князь черниговский (1225–1246). С конца 20-х гг. XIII в. вел борьбу с волынскими князьями за Юго-Западную Русь, для чего помирился с владимиро-суздальскими князьями и оставил притязания на Новгород.В 30-е гг. одержал победу над галицким

Глава XI Михаил Святой Всеволодович (1224–1245)

Из книги автора

Глава XI Михаил Святой Всеволодович (1224–1245) Неожиданное несчастие, разразившееся над Русью, не изменило хода истории Северской земли. Поражение, понесенное на реке Калке, не имело дальнейших последствий, и татарскому разорению подверглись только передовые поселения

Михаил Всеволодович

Из книги Энциклопедический словарь (М) автора Брокгауз Ф. А.

Михаил Всеволодович Михаил Всеволодович – князь черниговский, сын Василия Святославича Чермного, причтенный к лику святых. Некоторое время, с 1216 г., был переяславским князем, затем один год, после калкской битвы, новгородским и с 1225 г. – черниговским. С 1229 г. по 1232 г.

Михаил Всеволодович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МИ) автора БСЭ

Михаил Черниговский и его боярин Феодор (+1245)

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Михаил Черниговский и его боярин Феодор (+1245) «Сказание об убиении в орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора» – одно из произведений, посвящённых борьбе с монголо-татарами в XIII веке. Это рассказ о мученической смерти в ставке Батыя на Волге Черниговского и

КНЯЗЬ МИХАИЛ ЧЕРНИГОВСКИЙ И БОЯРИН ЕГО ФЕДОР

Из книги Самые знаменитые святые и чудотворцы России автора Карпов Алексей Юрьевич

КНЯЗЬ МИХАИЛ ЧЕРНИГОВСКИЙ И БОЯРИН ЕГО ФЕДОР (ум. 1246)Черниговский князь Михаил Всеволодович, казненный вместе со своим боярином Федором в Орде по приказу хана Батыя за отказ исполнять языческие обряды, стал одним из самых почитаемых русских святых. Его подвиг олицетворял

МИХАИЛ, святый, князь Черниговский

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

МИХАИЛ, святый, князь Черниговский сын Всеволода Чермного. В 1206 г. получил он от отца княжение Переяславское; но когда Всеволод принужден был бежать из Киева, то и сын удалился в Чернигов. В 1224 г. Михаил был послан великим князем Георгием II княжить в Новгород. Княжение его

Михаил Черниговский, благоверный князь

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

Михаил Черниговский, благоверный князь Святой благоверный князь Михаил Черниговский, сын Всеволода Ольговича Чермного († 1212 г.), с детства отличался благочестием и кротостью. У него было очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 г. испросил

Переяславль-Южный и посадил там сына, но Михаил продержался в городе недолго и вскоре был изгнан .

В 1223 году Михаил участвовал в битве на Калке и чудом сумел спастись. Поскольку его дядя был замучен татарами, Михаилу достался черниговский стол. А в 1224 году его пригласили к себе новгородцы, но у них он провёл лишь несколько месяцев и вернулся в Чернигов. В 1229 году Михаил вновь княжил несколько месяцев в Новгороде, но затем его опять потянуло домой.

В 1236 году после изгнания из Киева Михаил развязал усобицу против и при помощи половцев ненадолго завладел Киевом. Более удачным для него оказался 1238 год, когда ему удалось закрепиться в Киеве и отнять у Перемышль. Однако когда осенью 1239 года Южную Русь начали опустошать монголо-татары, Михаил не нашёл сил противостоять им и бежал на Запад. Он безуспешно пытался поднять на борьбу с монголами , и , но не нашёл там поддержки. А вскоре вслед за Русью были разгромлены и , и . В 1241 году Михаил вернулся на Русь и поселился на острове близ разорённого Киева, а затем перебрался в родной Чернигов. Не теряя надежды на создание общеевропейской антимонгольской коалиции, он направил на Лионский собор посла – митрополита Петра. Однако папа был занят борьбой с германским императором, а тот, в свою очередь, рассчитывал поживиться за счёт Руси, ослабленной татаро-монголами.

В 1245 году Михаил Всеволодович отправился в Орду, чтобы получить ярлык, подтверждающий его права на Черниговское княжество. Его спутником был черниговский боярин Фёдор. 20 сентября 1246 года, перед тем, как пропустить Михаила к хану , татары заставили его пройти обряд очищения огнём и поклониться языческим богам. Михаил отказался, и тогда татары забили его до смерти, а затем отсекли голову. Отступник Доман-северянин, собственноручно отсёкший голову святому Михаилу, был родом из .

Фёдору предложили за отступничество сохранение жизни и княжеское достоинство, но боярин не пожелал предать память своего князя и тоже был убит. Тела Михаила и Фёдора были брошены на съедение псам, но те не тронули их. Жившие в Орде христиане тайно похоронили останки, а затем перевезли в Чернигов. После смерти Михаила Черниговское княжество распалось на уделы.

14 февраля 1572 года по желанию мощи святых мучеников Михаила и Фёдора Черниговских были перевезены в Москву и захоронены в храме, посвящённом их имени. В XVIII веке останки были перенесены сначала в Сретенский собор, а затем в Архангельский собор Кремля.

1179 год — 1246 год

Князь Михаил Всеволодович Черниговский - первый из русских правителей, отказавшихся ради сохранения жизни и власти предать православную веру. Убит в Золотой Орде по приказу Батыя. Канонизирован Русской православной церковью.

Детство

Михаил Всеволодович Черниговский родился в 1179 году. Его отец - Всеволод Святославович по прозвищу Рыжий или Черемной - был активным участником княжеских усобиц и в разное время занимал стародубский, черниговский и киевский престолы. В 1178 году он женился на дочери польского короля Казимира II Справедливого Марии. Через год после свадьбы у них родился первый сын - Михаил.

О детстве княжича сохранилось мало сведений. Следующее, после даты рождения, упоминание о молодом князе в источниках относится к 1186 году. В возрасте 7 лет Михаил тяжело заболел, но был исцелен переяславским столпником Никитой и 16 мая того же года на месте исцеления был возведен каменный крест.

В княжеских усобицах

Следующий раз мы встречаем Михаила уже взрослым, 27-летним человеком, активно участвующим в междоусобной борьбе и далее его биография - это череда временных политических союзов, заключенных и нарушенных договоров, войн и походов. Она мало чем отличается от биографий остальных представителей рода Рюриковичей того неспокойного времени феодальной раздробленности и перманентной внешней опасности.

Достигнув солидного по средневековым понятиям возраста, Михаил еще не был правителем какого-либо княжества, играл малозаметную роль в сложных княжеских отношениях. Первую «отчину» обеспечил Михаилу его отец Всеволод Черемной. В августе-сентябре 1206 года он изгнал из Переславля Южного князя Ярослава Всеволодовича и посадил там сына. Правда владетельным князем Михаил оставался недолго и через несколько месяцев был вынужден оставить Переславль.

В 1211 году, довольно поздно по меркам средневековья, Михаил женился на Елене - дочери влиятельного галицкого князя Романа Мстиславовича. В этом браке родилось трое детей: две дочери Мария и Феодулия (будущая святая Евфросиния Суздальская) и сын Ростислав.

1223 год имеет особое значение в отечественной истории. К этому времени на горизонте уже появился один из самых серьезных противников Древней Руси - монголо-татары во главе с Чингисханом. Они покорили Среднюю Азию, Закавказье и вышли в причерноморские и придонские степи, заселенные половцами и приграничные по отношению к русским княжествам. Отношения русских и половцев - это история не только соперничества, вражды, но и союзничества. Русские князья, и в их числе отец Михаила Всеволод Черемной, нередко использовали половецкую военную силу в своей борьбе с другими Рюриковичами. Теперь же, когда настало время общей опасности, половцы обратились к русским князьям за помощью. В 1223 году Михаил как младший князь заседал на созванном по этому поводу княжеском съезде, а 31 мая в составе объединенного русско-половецкого войска участвовал в битве на реке Калке. Ему повезло, он остался в живых и в том же году получил черниговский стол, поскольку в битве погиб его дядя - черниговский князь. Владение богатым, обширным, расположенным в центре русских земель Черниговским княжеством, мгновенно выдвинуло Михаила Всеволодовича в первый ряд политиков своего времени.

В 1224 году Михаил совместно с великим владимирским князем Юрием Всеволодовичем пошел походом на и на короткое время получил там княжение. В 1225 году он добровольно уехал из Киева в свою отчину - Чернигов. Причина этого поступка князя осталась неизвестной. В 1226 году Чернигов занял Олег Курский и перед Михаилом встала задача вернуть себе родовое княжество. Это ему удалось при помощи влиятельных сил: дружин двух великих князей Юрия Всеволодовича Владимирского и Владимира Рюриковича Киевского, а также поддержки митрополита Кирилла. В 1228 году в союзе с Владимиром Киевским Михаил пошел походом на своего ближайшего родственника галицко-волынского князя Даниила Романовича. Поход был успешным и привел к освобождению чарторыйских князей Владимира и Михаила. В 1229 году Михаил получил предложение новгородцев вновь занять княжеский престол. Скорее всего, этому поспособствовал князь Юрий Всеволодович, соперничавший со своим младшим братом Ярославом, уже дважды занимавшим новгородское княжение и продолжавшим претендовать на него. Став новгородским князем, Михаил предпочел вернуться в Чернигов, оставив в Новгороде под присмотром владыки Спиридона сына Ростислава, которому к этому моменту исполнилось 3 или 4 года (точная дата его рождения не установлена). Подобная практика «выкармливания» молодых князей широко применялась новгородцами. Однако Ростиславу задержаться в Новгороде не удалось, настроения местных жителей переменились и они в третий раз позвали на княжение Ярослава Всеволодовича Переяславского, который привез и оставил здесь своих сыновей Федора и , будущего Невского.

В 1231 году Михаил Черниговский по неизвестной причине порвал отношения со своими бывшими союзниками - князьями Юрием Всеволодовичем и Владимиром Рюриковичем, умножив, таким образом, количество своих врагов, к которым уже принадлежали Даниил Романович Галицкий и Ярослав Всеволодович Переяславский.

Начиная с 1234 года, Михаил Черниговский вел борьбу со своим юго-западным соседом Даниилом Галицким. В 1238 году Михаилу ненадолго удалось достичь важного успеха - он занял великокняжеский престол в Киеве. Однако этот успех был недолгим, поскольку в стране уже вовсю хозяйничали монголо-татары, разорившие Северо-Восток. Теперь их путь лежал на запад, в Европу, а значит через земли Киева, Чернигова и Галича.

Во время нашествия

Во время монгольского нашествия Михаил Черниговский не поддержал тех князей, которые вышли защищать свою страну с оружием в руках. В 1238 году к Михаилу прибыли татарские послы для переговоров, возможно, предложившие войти в соглашение с Ордой. Как пишет А. Н. Насонов, Михаил их «не послушал», но войти в открытое военное противостояние побоялся. Чернигов пал под монголо-татарским военным натиском. Но князь в это время был уже далеко. В 1239 году он бежал в Венгрию, а оттуда в Польшу. Киев был занят сначала Ростиславом Мстиславовичем Смоленским, а потом Даниилом Галицким. Ставленник последнего - Дмитрий и встретил монголов под стенами «матери городов русских».

Михаил, потерявший Киев и Чернигов, из Польши направился к своему давнему противнику Даниилу Галицкому. Обстоятельства вынуждали этих соперников помириться и Даниил даже обещал Михаилу вернуть Киев, но тот, опасаясь татар, остался при Галицком, где ему было назначено «кормление» - маленький городок Луцк. Только после того, как захватчики «сошли суть изъ землъ Руское» он вернулся в разрушенный и разграбленный Киев и поселился под городом «на островъ». Когда в 1242-1243 годах монгольское войско возвращалось обратно из своего западного похода, Михаил снова уехал сначала в Чернигов, а оттуда в Венгрию.

Однако, несмотря на очень сложную внутриполитическую ситуацию в стране, княжеские распри не прекратились. К этому моменту на Руси из общей массы Рюриковичей выделилась тройка князей-лидеров: Ярослав Владимирский, Даниил Галицкий и Михаил Черниговский. Каждый из них был полон амбиций и вряд ли расценивал свое положение как достойное. Ярослав и Даниил находились в сложных отношениях с боярской аристократией своих княжеств и испытывали серьезное давление со стороны внешних конкурентов; Михаил, утратив Киев и Новгород, фактически превратился в слабого конкурента для своих более удачливых родственников. Поэтому получение ярлыка в Орде даже с учетом неизбежной утраты суверенитета они, возможно, расценивали как шанс занять первенствующую позицию среди русских князей.

Теперь много зависело от милости правителя Золотой Орды. Позиция Батыя по отношению к новым вассалам была неоднозначной. С одной стороны, Орда стремилась сделать их максимально смиренными и жестоко подавляла малейшие признаки непослушания. Проявленная непокорность мгновенно каралась смертью. По свидетельству монаха Юлиана, в 1237-1238 годах посетившего покоренные татарами земли, «во всех завоеванных царствах они без промедления убивают князей и вельмож, которые внушают опасение, что когда-нибудь могут оказать какое-либо сопротивление» . Поэтому в первые 100 лет после нашествия в Орде было убито более 10 русских князей.

С другой стороны, Орда в определенной степени была готова интегрировать русских князей в состав своей элиты, понимая, что кнут должен всегда дополняться пряником. Конечно, русские не могли рассчитывать на равное положение с татарами и об этом свидетельствует итальянский путешественник Плано Карпини. «Именно мы видели при дворе императора, как знатный муж Ярослав, великий князъ Русии, а также сын царя и царицы Грузинской... не получали среди них никакого должного почета, но приставленные к ним Татары, какого бы низкого звания они не были, шли впереди их и занимали всегда первое и главное место» .

Три князя были вызваны в Орду, но их поездки завершились принципиально разным исходом.

В 1245 году Батый, по-видимому, решил распространить дань на Галичскую землю и отправил к Даниилу своего посла. Одновременно на него было усилено военное давление. Даниила фактически принудили ехать к Батыю: «и думавъ с братомъ своимъ, и поеъха к Батыеви, река: «не дамъ полуотчины своей, но ъду к Батыеви самъ» . Даниил сумел избежать языческого обряда поклонения идолу Чингисхана, получил ярлык и тем самым стал «служебником» хана, одновременно намереваясь продолжать собственную, неподконтрольную Орде, политическую линию, нацеленную на обретение былого государственного суверенитета. Вернувшись от Батыя, Даниил Галицкий вступил в переговоры с папой Иннокентием IV, намереваясь получить от него военную помощь.

Иную позицию занял владимиро-суздальский князь Ярослав, который в 1243 году, т.е. сразу же после возвращения татарского войска из похода на запад, поехал к нему с выражением покорности и желания служить. Батый поставил Ярослава Всеволодовича в положение старейшего «всемъ княземъ в Русскомъ языцъ» и передал ему Киев. Ярослав, таким образом, проявил максимальную покорность и даже, возможно, вписался в ряды ордынской знати, но был отправлен Батыем в Карокорум и эта поездка стала для него фатальной.

Смерть и канонизация

Михаил Черниговский поехал к Батыю «прося волости своей от него» только в 1246 году и стал его первой жертвой. Описание обстоятельств смерти содержится в сочинении Карпини и в «Сказании об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Федора» . Источники повествуют, что когда Михаил прибыл в Орду, то Батый послал к нему своих волхвов, которые обратились к князю: «Батый зоветь тя» . Им было дано поручение: «Еже есть по обычаю вашему створите Михаилу князю, потомь приведъте его предъ мя» . Обычай предписывал пройти между огней, поклониться солнцу и идолу Чингисхана. Однако Михаил и его боярин Федор отказались выполнить этот обряд, справедливо сочтя его языческим и «глаголаста имъ: «Недостоить христьяном ходити сквозъ огнь, ни покланятися, емуже ся сии кланяють. Тако есть въра христьянская, не покланятися твари, но покланятися Отцю и Сыну и Святому Духу» . О непослушании тут же доложили Батыю. Тот впал в гнев и поставил Михаила перед выбором: «отселе едино от двою избери собъ: или богомь моимъ поклонишися и живъ будеши и княжение приимеши, аще ли не поклонишися богомь, то злою смертью умреши» . Михаил попытался смягчить ситуацию и найти компромисс: «Тебе, царь, кланяюсь, потому что Бог поручил тебе царствовать на этом свете. А тому, чему велишь поклониться, - не поклонюсь». Однако это не помогло и Батый не смягчил своего решения. Несмотря на уговоры своего внука князя Бориса Ростовского и бояр не переменился и Михаил. «Тогда убийци приъхаша, скочиша с конь и, яша Михаила и растягоша за руцъ, почаша бити руками по сердцю. По семь повергоша его ниць на землю и бияхуть и пятами. Сему же надолзъ бывшю. Нъкто, бывъ преже христьянъ и послъди же отвержеся въры христьянския и бысть поганъ законопреступник, именемъ Доманъ, сий, отръза главу святому мученику Михаилу и отверже ю проч. Потомъ глаголаша Феодорови: «Ты поклонися богомь нашимъ и приимеши все княжение князя своего» . И глагола имъ Феодоръ: «Княжения не хочю, а богомь вашимъ не кланяюся, но хощю пострадати за Христа, яко же и князь мой!» .

Карпини, сходно описывая обстоятельства смерти князя, делает очень важное замечание для понимания сути происшедшего: «для некоторых так же они находят случай, чтобы их убить, как было сделано с Михаилом и другими» . Поэтому логично можно предположить, что отказ пройти через огонь стал лишь поводом для казни, а истинные ее причины лежали в политической сфере. А. Н. Насонов пишет, что, во-первых, существуют конкретные данные, указывающие на участие в этой кровавой драме владимиро-суздальского князя Ярослава Всеволодовича. Именно он получил наибольшую выгоду от устранения своего главного соперника и политического ослабления Черниговского княжества. Во-вторых, Батый мог испытывать острое недоверие к черниговским князьям из-за их западной ориентации, контактов Михаила Черниговского с Даниилом Галицким.

Гибель Михаила Черниговского в Орде, его стойкость в вере, сделали из этого князя героя. Так князь, который мог бы так и остаться незаметным среди аналогичных, ничем особо непримечательных рядовых исторических персонажей, вдруг в конце жизни превратился не просто в героя, а в символ сопротивления, человеческого достоинства и неуклонной веры. Духовный авторитет Михаила Черниговского в той ситуации унижения, ига, бесправия давал почву под ногами тем, кто не разуверился в будущем своей страны. Поэтому по повелению его дочери княгини Марьи в была возведена церковь, что положило начало церковному почитанию Михаила и Федора. После ее смерти в 1271 году было составлено первое сказание об их христианском подвиге. На его основе в конце XIII века отцом Андреем было написано «Слово новосвятою мученику, Михаила князя русскаго и Феодора воеводы перваго въ княжении его» , а на церковном соборе 1572 года Михаил Черниговский был канонизирован. Впоследствии его останки были захоронены в родовой усыпальнице Рюриковичей - .

М. П. Дудкина, канд. ист. наук
специально для портала

Литература:

  • Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Федора. // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5. - СПб., 1997.
  • Горский А. А. Гибель Михаила Черниговского в контексте первых контактов русских князей с Ордой. // Средневековая Русь. Вып. 6. - М., 2006.
  • Насонов А. Н. Монголы и Русь (История татарской политики на Руси). - М., 1940.
  • Селезнев Ю. В. Русские князья в политической системе Джучиева улуса (Орды) // Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. - Воронеж, 2014.
  • Полубояринова М. Д. Русские люди в Золотой Орде. - М., 1978.