Open
Close

Мультфильм зимовье зверей. Отзыв о сказке «Зимовье зверей

Сценарист Александр Ленкин Художник Станислав Сперанский

Знаете ли вы, что

  • Мультфильм ярко иллюстрирует русскую народную сказку.
  • Он создан командой белорусской киностудии "Беларусьфильм".
  • Картина не является рисованной, как кажется при начале просмотра, а создана с помощью покадрового монтажа.
  • Премьерный показ киноленты состоялся весной 1999 года в Белоруссии.
  • Режиссёром и сценаристом сказки был белорусский художник-мультипликатор Александр Ленкин.
  • Над музыкой для мультфильма работал композитор Игорь Сацевич.
  • Герои мультипликационного фильма говорят голосами известных советских и белорусских актёров: Геннадия Овсянникова, Александра Ленкина, Ольги Сизовой, Александра Беспалого, Анатолия Терпицкого, Владимира Грицевского, Владимира Сичкаря, Александра Кашперова и Игоря Забары.
  • Звукооператором стал известный российский и белорусский звукорежиссёр кино Сергей Адольфович Чупров.
  • Мультфильм имеет одноимённый аналог, созданный по мотивам русской народной сказки студией "Союзмультфильм" в 1981 году под руководством Наталии Головановой.
  • Песню на стихотворение для мультика написал И. Климович.
  • Произведение принимало участие в фестивале российских аниматоров "Таруса" в 2001 году.

Больше фактов (+8)

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

История начинается с рассказа о Быке, который летом пасся на заливных лугах, ходил на водопой и спал, в общем, жил да не тужил. Однако вскоре стали наступать холода и герой решил искать место, где можно перезимовать. По пути он встретил Барана, который тоже искал от зимы лето. Они продолжают путь вместе. Спустя некоторое время путники встречают Кабана, тоже ищущего тепло. Зверей стало трое. Пока шли они, начал выпадать снег. Вдруг приятели увидели Петуха, который от холода уже не мог говорить, и забрали его с собой.

Умный Бык предлагает остальным построить избу, но все по очереди отказываются: у Барана и так шуба тёплая, Кабан в землю зароется, а Петух на ель сядет, одно крыло подстелит, а другим накроется. Стал инициатор сам заниматься стройкой.

Наступили настоящие трескучие морозы. Не страшны они были Быку: построил он хоть и кривенькую, но избу, причём с печкой, жил и не горевал. А вот остальные его знакомые стали замерзать, не спасали их шкуры и крылья. И заявились они по очереди в тёплую избушку, просясь отогреться. Не хотел впускать их хозяин, но стали угрожать, что дом испортят так, что Бык сам замёрзнет, и тот согласился. Тесно стало в тереме. Чтобы не скучать, затянули друзья песню: "Вместе всё же интересней, вместе всё-таки теплей...". Недолго радовались приятели...

Голодные Лиса, Медведь и Волк задумали напасть на избу, чтобы полакомится зимующими там зверями. Первым пошёл Косолапый, но смелая компания так отлупила его, что убежал он, сверкая пятками. Перепуганный Медведь рассказывает сообщникам страшную историю своего случайного спасения, и бандиты теряют энтузиазм.

Пришла весна. Дружная четвёрка отладила свой дом и жила припеваючи, а злые хищники боялись на три метра подойти к избушке, дабы уберечь свои шкуры. Тут и сказочке конец.

Главные герои сказки «Зимовье зверей» — домашние животные: бык, баран, свинья, гусь и петух. Жили они на крестьянском подворье, пока однажды хозяин не сказал хозяйке, что петуха надо зарезать. Петух про это узнал и убежал в лес.

Стал хозяин петуха искать, не нашел и решил свинью резать. Она тоже в лес сбежала и гуся с собой прихватила. Так постепенно все животные на житье в лес перебрались.

Летом они в лесу забот не знали, а к зиме бык задумался о постройке теплого жилья. Он обращался за помощью к остальным животным, но те ему отказывали, говоря, что им зимой и так тепло будет, и дом не понадобится. Бык в одиночку, без посторонней помощи, построил дом.

Зима вышла суровая, и зверям стало холодно. Стали они в дом к быку проситься, а тот их не пускает, говоря, что звери не помогали ему по строительству. Тогда звери стали угрожать разрушить дом и быку пришлось их впустить.

Про домашних зверей, зимующих в лесу, узнали волк и медведь. Решили они поживиться легкой добычей, и пришли к зимовью. Только волк в дом вошел, как бык его припер к стене рогами. Баран стал бодать волка, гусь его щипал, а петух со свиньей подняли страшный шум. Медведь услыхал шум и убежал. Следом за ним и волк вырвался от зверей. С тех пор волк с медведем к дому зверей не подходят.

Главная мысль сказки «Зимовье зверей» заключается в том, что совместными усилиями можно справиться с любыми проблемами. Волк, способный расправиться с любым из животных по отдельности, оказался бессилен против их совместных действий.

Сказка «Зимовье зверей» учит помогать друг другу и не переоценивать свои способности. Звери отказались помогать быку, считая, что им зимой и так будет тепло. Но их предположения оказались неверными.

В сказке мне понравился бык. Он первым задумался о приближении суровых зимних холодов и решил строить теплый дом.

Какие пословицы подходят к сказке «Зимовье зверей»?

В единении – сила.
Когда мы едины, мы непобедимы.
У страха глаза велики.

Цели занятия: воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки; учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией и голосом характеры персонажей; подвести к пониманию образного содержания пословиц. Продолжать учить детей рисовать по представлению.

Наглядный материал. Куклы настольного театра к сказке, ширма; листы бумаги, карандаши.

Предварительная работа. Чтение сказки “Зимовье”

Ход занятия

Давайте поиграем в слова-загадки. Отгадайте, о ком я скажу такие слова: розовая, толстая, неповоротливая, хвост крючком. Кто это? (Свинья.)

Большой, рогатый, мычит, хвост метелкой. (Бык.)

Маленький, горластый, хвостатый, яркий, разноцветный. (Петух.)

Серый, злой, зубастый. (Волк.)

Вспомните, в какой сказке о животных звери дружно жили вместе. (“Теремок”, “Рукавичка”.) Послушайте об этом еще одну сказку - “Зимовье”.

После рассказывания сказки воспитатель проводит беседу:

О чем рассказывается в этой сказке?

Как вы поняли, что означает слово зимовье? (Домик для зимы, чтобы перезимовать, пережить холод.)

Как можно было бы по-другому назвать эту сказку?

Для чего звери решили построить себе дом? Расскажите, как они строили дом.

Кто что делал? (Воспитатель побуждает детей повторять слова из текста.)

Расскажите, как зимовали звери. Что случилось однажды? Как зверям удалось спастись?

Как вы думаете, что помогло зверям спастись? (То, что их испугались волки.)

Есть такая пословица: “У страха глаза велики”. Как вы ее понимаете? О ком в нашей истории так можно сказать?

Что показалось волку? Послушайте, я расскажу об этом еще раз.

Нарисуйте, как вы представляете избушку - зимовье зверей.

Поиграем в игру . За ширмой спрятались игрушки - разные звери. Кто-то из вас будет говорить слова, а кто-то - отгадывать, о ком было сказано. Если он отгадает, зверушка покажется из-за ширмы. (Дети договариваются по секрету, о ком из животных они будут говорить.) Игра продолжается, пока сохраняется интерес детей.

Пересказ детей по ролям

Ведущий – Жили в лесу звери в одиночестве. И летом им всего хватало: и травки, и ягодок, и грибов на пропитание. Но приближалась зима, холода, и голод. Задумался бык.

Бык – Трудно в одиночестве перезимовать. Предложу-ка я барану зимовье строить! Буду бревна носить да столбы тесать, а баран щепу драть.

Ведущий – Встретил бык барана да и предложил домик строить.

Баран – Я согласен. Пойдем, Хавроньюшке тоже предложим.

Ведущий – Отправились они к свинье. Стали ее уговаривать. Вместе зимовье строить веселее и быстрее.

Свинья – Я согласна. Хотите, я буду глину месить, кирпичи делать, печку класть.

Бык – Привет, Котофеич! Идем с нами зимовье строить! Ты будешь мох таскать, стены конопатить. Всем работы хватит.

Ведущий – Кот сразу согласился. Понравилась ему эта компания друзей. И отправились все дальше. Вдруг повстречали петушка.

Бык – Здравствуй, Петя! Пойдем вместе зимовье строить! Ты будешь крышу крыть.

Петух – Я рад, что вы меня в свою компанию позвали, а то один я бы не перезимовал.

Ведущий – Трудятся все друзья. Избушка готова. Вот и лютая зима пришла, затрещал мороз. Но не страшны холода дружной компании. Бык и баран на полу спят, свинья забралась в подполье, кот на печи песни поет, а петух под потолком на жердочке пристроился. Но прознали про это голодные волки. Самый главный волк пошел разведать, что это за избушка в лесу?

Волк - Пойду-ка я, братцы, посмотрю, кто в этом зимовье живет.

Если скоро не вернусь, прибегайте на выручку.

Ведущий – Вошел волк в зимовье и прямо на барана угодил.

Баран - Бэ-э-э!.. Бэ-э-э!.. Бэ-э-э!..

Петух - Ку-ка-ре-ку-у!..

Кот - Мя-у-у!.. Мя-у-у!.. Мя-у-у!..

Бык - У-у-у!..У-у-у!..У-у-у!..

Свинья - Хрю!.. Хрю!.. Хрю! Кого тут съесть?

Ведущий – Всей дружной компанией накинулись на волка. Тот – бежать! Да других волков предупреждать.

Волк - Ой, братцы, уходите! Ой, братцы, бегите! В зимовье страшные да косматые звери живут. Наверху хлопает, внизу фыркает! Снизу кричат: “Кого тут съесть?” В углу рогатый да бодатый, чуть рогами мне бок не пропорол! Ой, бежимте, братцы!..

Волки убегают, а дружные звери радуются, что все вместе смогли защитить себя и свое зимовье!

Подводятся итоги занятия: что особенно запомнилось и понравилось детям. Все делятся впечатлениями.

Использованная литература.

  1. Программа “От рождения до школы” под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Комаровой, “Мозаика-Синтез” 2011, г. Москва
  2. Русские народные сказки из сборника А.Н. Афанасьева Издательство “Правда”1982, г. Москва

Анализ русской народной сказки «Зимовье зверей»
Вид (тип сюжета) русской народной сказки «Зимовье зверей» - сказка о животных.  Первостепенным объектом повествования является животное.  Форма вымысла в этой сказке – анимизм, т.к. животные… способны говорить, (ведут диалоги); способны думать: «Время подходит холодное, где тепла искать?»; разумно действуют и выполняют работу, свойственную человеку: «Бык и сказывает:- Ну, давайте избу строить, а то, чего доброго, и впрямь зимою замёрзнем». «Выстроил себе избушку и живёт в ней». Является ли «Зимовье зверей» сказкой с бродячим сюжетом? Я нашла эстонскую народную сказку «Волк и овца». Она схожа по сюжету и действиями со сказкой «Зимовье зверей».  Сюжет обеих сказок построен на том, что с приходом холодов, одно животное из всех строит себе жильё, боясь замёрзнуть. А остальные животные (животное) ленятся и придумывают отговорки, чтобы не участвовать в строительстве.  В эстонской сказке дом строит одна овца, а волк ленится ей помогать. В русской сказке дом строит один бык, а лентяев здесь больше (баран, свинья, гусь, петух). И в сказках «Зимовье зверей» и «Волк, и овца» много различий:  В эстонской сказке есть присказка «Жил-был волк, и жила-была овца». А в русской сказке нет.  В эстонской сказке волк попытался построить хоть какой-нибудь дом: «Как ни лень, надо строить хоть какой-нибудь дом. Сгрёб волк снег в кучу, лапами утоптал, хвостом подмёл, кое-как выстроил ледяную избушку. Да тут, как нарочно, выглянуло солнце, и растаяла над волком ледяная крыша, развалились снеговые стены. Опять волк без дома». А в русской сказке звери даже не пытались, сразу на всё готовенькое пришли.  В эстонской сказке волк хитрый, наглый, бессовестный. Волк сначала выпрашивает у овцы зайти в дом погреться «прикидываясь бедной овечкой»: « Овечка, овечка, приоткрой двери.; Позволь хоть морду у тебя, обогреть...» и.т.д пока не оказывается на печи: «Волку только того и надо. Прыгнул он в избушку, осмотрелся кругом-да скок на печь. Свернулся калачиком, и уходить не собирается». А ему всё мало в итоге он захотел съесть саму овечку: «Посмотрела овца на волка. Голос-то ласковый, а глаза злые, голодные; Ночью проснулся (волк). Ух, до чего есть хочется! Брюхо так и подвело. Пошарил лапой - нет овцы на печи. Спрыгнул волк на пол и давай искать овцу. Только и овца хитра: спряталась от волка в мусорный ящик. Не нашёл её волк». В русской сказке. Финал в животные «угрожают» быку, чтобы он пустил их в дом: «Баран – «А коли не пустишь, то я разбегусь и вышибу из твоей избы бревно; Свинья - «А не пустишь, так я рылом все столбы подрою да твою избу сворочу; Гусь -
«так я весь мох из твоих стен повыщиплю; Петух - «Так я взлечу на чердак и всю землю с потолка сгребу »».  Финал в эстонской сказке. Овца хитростью выгоняет (хитрого, наглого, бессовестного) волка из избы: «Всю шерсть вымазала красным соком. Потом схватила длинный прут и, побежала назад к избушке. Стала под окошком. Стучит прутом по раме, кричит страшным голосом: - Нет ли волка в избе, нет ли серого на печи? Я семерых волков загрызла и до этого доберусь! Волк глянул в окно. Видит-стоит страшный, лохматый зверь, весь кровью перемазанный, должно быть - волчьей? Испугался волк, поджал хвост-да скорее вон из избы. Забился в лесную глушь и носа оттуда не показывает ». Финал в русской сказке. Животные сплотились и вместе выгнали непрошенного гостя (медведя). Бык припёр его рогами к стенке, баран сшиб его с ног, свинья рвала и метала клочья, гусь, глаза щипал, петух пугал медведя: «Подайте сюда, подайте сюда!». Также существуют сказки с аналогичными сюжетами: 1. «Зайкина избушка» (рус. нар. сказка) 2. «Лиса и заяц» (в пересказе В.И.Даля) 3. «Волк и лиса» (рус. нар. сказка). 4. «Рукавичка» (в переводе М.Крупниковой). 5. «Теремок» (В обработке А.Н. Толстого) Вывод: «Зимовье зверей» является сказкой с «бродячим сюжетом». Подтвердить наличие существенных признаков, характеризующих отдельный тип сюжета: в сказках о животных – кумулятивность, комизм, сюжета, мораль. Эта сказка моралистическая: Бык, который, пустил погреться всех животных в дом, как-то сблизило всех. Звери стали «совладельцами» этого домика, дружным коллективом, «одним организмом». Которые, без просьб и указок дали отпор, врагу поочерёдно, защищая уже свой общий дом, кто как мог. «Зимовье зверей» входит в группу кумулятивных сказок о животных: Нанизывание одного микросюжета на другой с почти дословным повторением: - Куда, (баран, свинья, гусь, петух) идёшь? - «От зимы лета ищу» - Пойдём со мною!; Иди с нами; Ну, иди за нами!; Иди за нами. - Пусти, брат, погреться; Пусти. Брат, к себе погреться. - Не пущу!; Нет, не пущу! Сказка аллегорична:  Бык, переступивший через себя, даёт второй шанс зверям, которые оступились один раз и в благодарность за это они вместе дают отпор врагу.
 Так и люди, которые умеют прощать ошибки других, дают второй шанс на исправления, надеясь на то, что их добро будет вознаграждено. (Примером, этому наши родители, бабушки или дедушки.) Анализ архитектоники сказки  Присказка – отсутствует.  Зачин – «Шёл бык лесом, попадается ему навстречу баран…… ».  Основная часть сказки – представляет собой трёхступенчатое строение сюжета. Характерным признаком сюжета сказки является поступательное развитие действия.  Подготовительная цепь действий: Бык, собрал всех зверей, которые встречались ему по дороге (барана, свинью, гуся, петуха) и предложил всем строить вместе дом. На что звери, придумали разные отговорки, чтобы не помогать ему в этом»;  Центральное действие: Бык выстроил себе избушку и живет, не тужит. И тут один за другим начали к нему «гости» приходить, вся та же команда «замёрзших лентяев» (баран, свинья, петух и гусь). «Вот живут они себе в избушке. Отогрелся в тепле петух и начал песенки распевать».  Развязка: - «Услыхала лиса, что петух песенки распевает, захотелось ей петушиным мясом полакомиться, да как достать его? Лиса поднялась на хитрости, отправилась к медведю да волку и сказала: Ну, любезные куманьки! Я нашла для всех поживу: для тебя, медведь, - быка, для тебя, волк, - барана, а для себя - петуха. Хорошо, кумушка! - говорят медведь и волк. Мы твоих услуг никогда не забудем. Пойдем же приколем да поедим! Лиса привела их к избушке».  Исход – Животные сплотились и вместе выгнали непрошенного гостя (медведя). Бык припёр его рогами к стенке, баран сшиб его с ног, свинья рвала и метала клочья, гусь, глаза щипал, петух пугал медведя: «Подайте сюда, подайте сюда!». Художественный мир сказки  Как и все сказки о животных, «Зимовье зверей» имеет простой, понятный язык. В наличии есть много диалогов, обращений («Куда, идёшь?; Пусти, брат погреться».), которые создают эффект живой разговорной речи.  В сказке динамично, быстро разворачиваются события. В ней отсутствует ретардация.  Время в сказке. Определенно не очень точно (осень-зима). «Время подходит холодное; Ну, давайте избу строить, а то, чего доброго, и впрямь зимою замерзнем; Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы».  Персонажи-животные наделены характерами: Бык - благороден, баран, свинья, гусь, петух – хвастливы и ленивы. Но в конце сказки звери исправляются в лучшую сторону.
 Постоянные сказочные формулы: 1. «иди с нами…» 2. «пусти,... не пущу …». Нравственная проблематика сказки («урок молодцу»): Сказка учит дружбе; дружба и взаимопонимание заслуживают бережного отношения; « Согласного стада волк не берёт». Какой возрастной группе дошкольников можно читать анализируемую сказку?  Детям 2-4 лет интересно будет слушать сказку «Зимовье зверей». Повторы помогают ребенку лучше представить картину происходящего и усвоить смысл услышанного. Узнавание знакомых фраз, текстов, событий дают детям чувство своей осведомлённости, помогают запоминанию (ребёнок с удовольствием повторяет за мамой знакомые слова).  Психологи отмечают, что для лучшего понимание детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть, как хорошо иллюстрированные детские книжки, так и действие, разыгранное родителями по сказке с помощью кукол. Важно помнить о том, что своим обликом рисованные или кукольные персонажи, люди и звери, должны быть не карикатурны, а подобны своим реальным сородичам - разумеется, за исключением размера. У сказки «Зимовье зверей» есть литературные аналоги: 1. «Бременские уличные музыканты» (Братья Гримм). 2. «Сказка про одного однобокого барана» (Нар. рус.сказки А.Н.Афанасьева) 3. «Медведь и петух» (Нар. рус.сказки А.Н.Афанасьева) 4. « Кот серый лоб, козел да баран» (В обработке А.Н. Толстого.) 5. «Козлёнок, ягненок и телёнок» (Абхазск. сказка) Авторские произведения для детей, созданные по аналогичному сюжету: 1. Виталий Лиходед «Три поросёнка» (сказка в стихах) 2. Иван Крылов «Стрекоза и муравей» (басня) 3. Шанти Прэм «Бык, баран, гусь, петух и волк» (проза)

Д. Н. Мамин-Сибиряк

Зимовье на Студеной

В зимовье на реке Студеной живет старик-охотник Елеска с псом Музгаркой. Семья деда умерла от холеры, медведь покалечил самого Елеску, но знакомые купцы устроили калеку на зимовье, где он бил птицу, соболей, ловил рыбу – с того и жил. Еду и общение зимой привозили обозы; старик жалел только, что не хватает хлеба и соли. Однажды он попросил молодого приказчика привезти ему петушка. Тот уважил дедушку. Елеске очень понравилась птица, он даже подтрунивал над старым Музгаркой, который от дряхлости не услышал даже приближающийся обоз. Музгарко занемог и умер. Старик не может жить и охотиться один – он берет петуха в котомку и идет к людям, в родной поселок на реке Колве. На одинокого путника нападают волки; дед не смог подняться на ноги. Лежа в снегу, Елеска услышал, как из-под земли лаял его Музгарко – и вскоре увидел самого пса и вогула, который подарил ему собаку, когда Елеска нашел его умирающим в лесу: “Я за тобой пришел…” К утру мертвого старика засыпало снегом.



  1. Старик сидит в кресле-каталке у афишной тумбы. Он видит, как Студент раговаривает с Молочницей и рассказывает ей, что накануне спасал людей из-под обломков рухнувшего здания....
  2. А. Серафимович Железный поток Действие романа происходит после революции 1917 года, во время гражданской войны. Огромный людской поток – не то табор переселенцев, не то...
  3. И. Н. Пташников Тартак В романе описывается трагедия сожженной деревни Дальвы. Действие романа происходит в 1944 году. Наста шла по старому, выбитому скотом и телегами...
  4. Действие романа происходит после революции 1917 года, во время гражданской войны. Огромный людской поток – не то табор переселенцев, не то армия – входил в...
  5. В романе описывается трагедия сожженной деревни Дальвы. Действие романа происходит в 1944 году. Наста шла по старому, выбитому скотом и телегами полю. На спине лежал...
  6. Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но...
  7. Мудрые ответы Приходит солдат со службы домой, отслужив двадцать пять лет. Все спрашивают его про царя, а он его и в лицо не видал. Отправляется...
  8. Князю Нехлюдову было девятнадцать лет, когда он из 3-го курса университета приехал на летние ваканции в свою деревню и один пробыл в ней все лето....
  9. Э. Хемингуэй Старик и море “Старик рыбачил совсем один на своей лодке в Гольфстриме. Вот уже восемьдесят четыре дня он ходил в море и не...
  10. “Старик рыбачил совсем один на своей лодке в Гольфстриме. Вот уже восемьдесят четыре дня он ходил в море и не поймал ни одной рыбы. Первые...
  11. Книга первая. Чертова яма. Действие происходит в конце 1942 года в карантинном лагере первого резервного полка, расположенного в Сибирском военном округе недалеко от станции Бердск....
  12. С конца 1811 года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году миллионы людей, считая тех, которые перевозили и кормили армию,...