Open
Close

Нлп лечение аллергии. Лечение аллергии

НЛП И ЛЕЧЕНИЕ АЛЛЕРГИИ

В НЛП существует процедура работы с аллергией. Она работает лучше в том случае, если реакция возникает на конкретное, легко определяемое вещество. Этот метод был разработан Робертом Дилтсом, Тимом Халлбомом и Сьюзи Смиф.

Прежде всего - предупреждение. Аллергии могут быть весьма опасными, даже угрожающими здоровью. Эти методы должны не подменять медицинское лечение, а работать вместе с ним. Если у вас есть сомнения, то лучше их не применять.

Метод лечения аллергии, разработанный НЛП, разрушает якоря, действующие на иммунную систему, прерывая связь между стимулом (аллергеном) и реакцией (аллергической реакцией). Мы будем описывать эту процедуру так, как будто вы помогаете другому человеку.

Первый шаг заключается в том, чтобы установить раппорт. Вы можете признать опыт другого человека. Ведь вам вместе придется изменять аллергическую реакцию.

Теперь начните создавать якорь на состояние комфорта и защищенности. Попросите партнера вспомнить, приятную ситуацию, в которой он чувствовал себя совершенно расслабленным. Помогите ему найти состояние, не связанное с аллергической реакцией. Когда вы увидите по его лицу и дыханию, что он расслабился, легко прикоснитесь своей рукой к его руке в определенной точке. Это будет тактильным якорем на это состояние. Скажите ему, что каждый раз, когда он будет чувствовать это прикосновение, оно будет напоминать ему расслабленное состояние и что он сможет погружаться в него в любой момент на протяжении всей процедуры.

Отвлеките его внимание и прервите это состояние. Потом снова прикоснитесь в том же самом месте на руке и убедитесь. что он опять вернулся в то же приятное расслабленное состояние. Проверьте, еще и задав вопрос. Повторяйте этот процесс до тех пор, пока ваше прикосновение не начнет надежно переводить его в это расслабленное состояние. Теперь вы закрепили расслабленное состояние якорем - прикосновением к руке - и можете быть уверены, что если во время процедуры ваш партнер почувствует дискомфорт, вы сможете вернуть его в приятное нейтральное состояние. Это "спасательный круг" на случаи непредвиденных обстоятельств.

На следующем шаге попросите партнера лишь слегка вспомнить аллергическую реакцию, чтобы вы смогли увидеть, как она выглядит. Спросите его, на что это похоже, когда он вступает в контакт с аллергеном. Обратите внимание на изменения его дыхания, цвета кожи и, в особенности, влажности глаз. Это первые признаки аллергической реакции. В НЛП эта операция называется "калибровкой" реакции: вы проверяете аллергическое состояние, внимательно наблюдая за тем, как оно выглядит, чтобы позже легко его узнать.

Если вы уже увидели реакцию, прервите это состояние. Расскажите анекдот, отвлеките его внимание и заставьте подвигаться.

Следующий шаг - объяснить ошибку иммунной системы. Скажите своему партнеру, что сам аллерген не представляет никакой опасности, что его иммунная система наилучшим образом защищает его, но при этом реагирует на неподходящий стимул. Она может продолжать так же защищать его, но не реагировать столь бурно именно на это вещество. Она научилась такой реакции, и теперь может научиться другой, более подходящей. Говорите об аллергене, как об "этом веществе", а не "аллергене". Назвав его по - новому, он начнет думать о нем по - другому. Расскажите ему о медицинских исследованиях иммунной системы, о том, как замечательно она работает и как может учиться новым реакциям. Если сможете, приведите пример человека, который расстался со своей аллергией.

Следующий шаг может потребовать некоторого времени. Какова вторичная выгода этой аллергии? У аллергии тоже есть своя выгода. Она может определять, что человеку есть, с кем дружить и куда ездить в выходные. Она может помогать ему избегать определенных ситуаций. Быть может, ею пользуются, чтобы управлять другими людьми или привлекать к себе внимание. Бывает, что аллергия на сигаретный дым оказывается надежным способом заставить кого - нибудь бросить курить, не прибегая к чрезмерной настойчивости. Человек, страдающий от аллергии, организует свою жизнь, руководствуясь распорядком получаемого медицинского лечения. Когда аллергия будет вылечена, ему придется вносить новый порядок в свою жизнь, принимать решения, изменить диету и обращать внимание на такие вещи, которые раньше оставались незамеченными. До тех пор, пока эти вопросы не будут решены, аллергия, скорее всего, будет продолжать свои действия.

Вы можете закончить, например, таким вопросом: "Если бы все эти вопросы (диета, ситуации и т. п.) разрешились удовлетворительно и ваша жизнь стала более наполненной, захотели бы вы расстаться с аллергией?". Внимательно прислушайтесь к любому сомнению, прозвучавшему в его интонации, и продолжайте лишь в том случае, если ваш партнер ясно ответит: "Да".

Далее, найдите какое - нибудь вещество, с помощью которого вы будете переучивать иммунную систему. Попросите партнера подумать о веществе, очень похожем на аллерген, но не вызывающем аллергическую реакцию. Например, у человека может быть аллергия на укусы пчел, но не муравьев, или на пыльцу трав, но не деревьев. Заставьте партнера полностью ассоциироваться с тем воспоминанием, когда он был в контакте с безобидным веществом. Следите внимательно за его дыханием, глазами и цветом кожи, чтобы сразу заметить любой признак аллергической реакции. Если такие признаки появились, выберите другое вещество.

Когда вы найдете хороший пример и партнер полностью ассоциируется с тем воспоминанием, когда он был в контакте с этим веществом, закрепите это состояние якорем, прикасаясь к определенному месту на его руке, отличному от "спасательного круга". Это будет "ресурсный якорь".

Теперь вы готовы начать учить его иммунную систему реагировать на бывший аллерген так же, как она реагирует на безобидное вещество. Аллерген является якорем для аллергической реакции, а вы замените его новым якорем для нейтральной реакции. Во время этой операции вы должны защитить своего партнера от аллергической реакции, поэтому попросите его диссоциироваться, наблюдая за самим собой через стеклянный или пластиковый прозрачный экран. Попросите его сделать этот экран воздухонепроницаемым и достаточно толстым для того, чтобы он не пропускал аллерген. Используйте при этом ресурсный якорь, прикоснувшись к руке партнера, и попросите его увидеть самого себя по другую сторону экрана в такой ситуации, где ему может встретиться аллерген. Пусть он очень постепенно вводит аллерген в пространство по ту сторону от экрана. Необходимо, чтобы он смотрел на самого себя, расположенного с другой стороны экрана и чувствующего себя совершенно спокойно в контакте с бывшим аллергеном.

Продолжайте держать ресурсный якорь. Наблюдайте за партнером очень внимательно и остановитесь сразу же при первых признаках аллергической реакции.

Когда он сможет видеть себя, не проявляющего никаким аллергических реакций в присутствии аллергена, вы будете близки к завершению. Попросите партнера позволить экрану раствориться и исчезнуть. После этого пусть он перенесет изображение самого себя, спокойно относящегося к присутствию аллергена, из - за экрана обратно в свое собственное тело и объединится с ним.

И последнее - проверка. Уберите ресурсный якорь и попросите партнера представить себе присутствие аллергена прямо сейчас; заметьте, появляются ли какие - нибудь признаки старой аллергической реакции. Обычно она пропадает совсем или уменьшается в значительной степени.

После этого пусть он представит себе свой контакт с аллергеном в будущем. Это последняя проверка, и в НЛП она называется "присоединение к будущему". При этом человек мысленно проигрывает новую реакцию в воображаемой будущей ситуации. Внимательно следите за любыми проявлениями старой аллергической реакции.

Лучше всего, если вы проверите аллергическую реакцию прямо на месте, если это возможно, уместно и ваш партнер дал согласие. Будьте особенно осторожны, если прежняя аллергическая реакция была сильной. Пусть безопасность станет основным вашим критерием.

Мы оба с успехом применяли эту технологию. Один наш коллега применил ее на себе и вылечил самого себя от целого букета аллергий, которые раньше выводили его из строя на несколько дней.

Ниже мы приводим краткое описание этой технологии.

1. Установите якорь "спасательный круг". Это такое приятное воспоминание, к которому человек может вернуться во время процедуры, если возникнет какое - то беспокойство. Закрепите его прикосновением к руке. Прервите это состояние.

2. Проведите калибровку признаков аллергии. Попросите человека очень ненадолго представить себе присутствие аллергена. Проверьте наличие признаков аллергии (влажные глаза, изменение цвета кожи, изменение дыхания), чтобы вы оба смогли узнать их снова. Прервите это состояние.

3. Объясните ошибку иммунной системы. Объясните смысл этого процесса и его медицинское обоснование.

4. Проверьте самые разнообразные последствия. Как изменится его жизнь без аллергии? Какие полезные сопутствующие явления несет с собой аллергия? Найдите способ сохранить эти преимущества даже после излечения аллергии. Возможно, вам потребуются новые способы, которые позволят справляться со стрессовыми ситуациями.

5. Найдите ресурс. Он должен как можно больше походить на аллерген, но не вызывать аллергическую реакцию. Попросите человека ассоциированно представить себе контакт с этим безобидным веществом. При этом не должно возникать никаких проявлений аллергической реакции. Поставьте ресурсный якорь на это состояние, прикоснувшись к руке, и держите этот якорь до тех пор, пока не завершится весь процесс.

6. Помогите пациенту диссоциироваться. Один из лучших способов сделать это - предложить ему увидеть самого себя по другую сторону прозрачного экрана.

7. Пусть он представит себе введение аллергена за экраном. Он постепенно вводит аллерген в пространство за экраном и наблюдает себя, реагирующего нормально на аллерген.

5. Верните образ обратно в тело. Пусть пациент рассеет экран и объединится со своим изображением.

9. Проверка и присоединение к будущему. Попросите пациента представить себе будущие ситуации, в которых он будет находиться в контакте с аллергеном, и обратите внимание на любые проявления аллергической реакции. Если это возможно и уместно, проведите реальную проверку аллергии с тем веществом, которое прежде вызывало эту реакцию. Будьте осторожны!

Это хороший пример подхода НЛП в работе со здоровьем. НЛП весьма практично. Очень важным является установление раппорта с тем человеком, которого вы лечите.

Сначала вы определяете его настоящее состояние, затем формируете желаемое. После этого тщательно проверяете последствия планируемого изменения.

Следующий этап - найти ресурс, который поможет совершить переход из настоящего состояния в желаемое.

В конце вы делаете проверку и присоединение к будущему. Процедура оказывается успешной, если пациент получает желаемый результат.

Фактически вы предоставляете возможность человеку оказывать влияние на свою иммунную систему посредством своих мыслей, а вы своими словами воздействуете на его мысли. В словах скрывается огромная сила, они придают форму нашему мышлению о своем здоровье.

А каким образом это происходит - предмет следующей главы.

Ян Мак-Дермотт и Джозеф О"Коннор. НЛП и здоровье. Использование НЛП для улучшения здоровья и благополучия.

НЛП и лечение аллергии

Аллергия – чума нашего века. Бросьте камень в того, у кого никогда не было диатеза, красных пятен на нервной почве или отека Квинке. Аллергия – ошибка иммунной системы. Ответ иммунной системы на аллерген похож на фобию. Если иммунная система решила, что какое-то вещество вредно, то она будет также реагировать на это вещество и в последующем, хотя угрозы уже может и не быть. Кроме того, часто бывает генерализация реакции – аллергия появляется на похожие вещества, хотя они никогда не были в контакте с человеком.

В НЛП существует техника лечения аллергии. Она работает эффективнее в том случае, если реакция возникает на конкретное, легко определяемое вещество. Этот метод был разработан Робертом Дилтсом, Тимом Халлбомом и Сьюзи Смиф.

Прежде всего – предупреждение. Аллергии могут быть весьма опасными, даже угрожающими здоровью. Эти методы должны не подменять медицинское лечение, а работать вместе с ним. Если у вас есть сомнения, то лучше их не применять.

Метод лечения аллергии, разработанный НЛП, разрушает якоря, действующие на иммунную систему, прерывая связь между стимулом (аллергеном) и реакцией (аллергической реакцией). Представим ситуацию так, как будто вы помогаете другому человеку.

1. Установите раппорт.

Вы должны признать опыт другого человека. Ведь вам вместе придется изменять аллергическую реакцию. Определите аллерген. Выясните, насколько силен и каков ответ на проникновение вещества в организм. Как быстро он проявляется? Определите контрпример (похожее безобидное вещество, на которое у вас нет аллергической реакции). Скажем, у вас аллергия на пыль, а на пыльцу – нет. Пыльца в вашем случае будет контрпримером. Вот какими могут быть пары «аллерген – контрпример»: хлопок – лен, кошачья шерсть – собачья шерсть, дыня – арбуз, апельсин – персик, помидоры – огурцы, анальгетики – любые другие таблетки, которые хорошо воспринимает ваш организм…

2. Создайте якорь на контрпример – состояние комфорта и защищенности.

Попросите партнера вспомнить, приятную ситуацию, в которой он чувствовал себя совершенно расслабленным, находясь в контакте с контрпримером, играя с собакой, кушая арбуз… Помогите ему ассоциировано войти в состояние, не связанное с аллергической реакцией. Когда вы увидите по его лицу и дыханию, что он расслабился, легко прикоснитесь своей рукой к его руке в определенной точке. Это будет тактильным якорем на это состояние. Скажите ему, что каждый раз, когда он будет чувствовать это прикосновение, оно будет напоминать ему расслабленное состояние и что он сможет погружаться в него в любой момент на протяжении всей процедуры.

Отвлеките его внимание и прервите это состояние. Выйдите в третью позицию вместе с вашим клиентом. Поговорите о нормальной реакции имунной системы. Диссациируйтесь.

Снова прикоснитесь в том же самом месте на руке.

Убедитесь, что он опять вернулся в то же приятное расслабленное состояние. Проверьте это, задав соответствующий вопрос. Повторяйте этот процесс до тех пор, пока ваше прикосновение не начнет надежно переводить его в это расслабленное состояние. Теперь вы закрепили расслабленное состояние якорем – прикосновением к руке – и можете быть уверены, что если во время процедуры ваш партнер почувствует дискомфорт, вы сможете вернуть его в приятное нейтральное состояние. Это «спасательный круг» на случаи непредвиденных обстоятельств.

3. Попросите партнера лишь слегка вспомнить аллергическую реакцию, чтобы вы смогли увидеть, как она выглядит.

Спросите его, на что это похоже, когда он вступает в контакт с аллергеном. Обратите внимание на изменения его дыхания, цвета кожи и, в особенности, влажности глаз. Это первые признаки аллергической реакции. В НЛП эта операция называется «калибровкой реакции»: вы проверяете аллергическое состояние, внимательно наблюдая за тем, как оно выглядит, чтобы позже легко его узнать.

Если вы уже увидели реакцию, прервите это состояние. Расскажите анекдот, отвлеките его внимание и заставьте подвигаться.

4. Нужно объяснить ошибку иммунной системы.

Скажите своему партнеру, что сам аллерген не представляет никакой опасности, что его иммунная система наилучшим образом защищает его, но при этом реагирует на неподходящий стимул. Она может продолжать так же защищать его, но не реагировать столь бурно именно на это вещество. Она научилась такой реакции, и теперь может научиться другой, более подходящей. Говорите об аллергене, как об «этом веществе», а не «аллергене». Назвав его по-новому, он начнет думать о нем по-другому. Расскажите ему о медицинских исследованиях иммунной системы, о том, как замечательно она работает и как может учиться новым реакциям. Приведите пример человека, который расстался со своей аллергией.

Когда Марии было одиннадцать лет, ее укусила в ногу пчела. Для большинства из нас это было бы болезненным, но незначительным происшествием. Однако последовавшие события сделали этот случай незабываемым для Марии и ее семьи. Через десять минут после укуса Мария почувствовала в горле острую боль и зуд; казалось, что горло опухает. Вскоре ей стало очень трудно дышать. Испуганная семья моментально доставила ее в ближайшую неотложку. Ко этому времени Мария уже едва дышала. Дежурный врач немедленно ввел три разных препарата, чтобы пресечь ее симптомы. Он сказал, что она могла бы умереть от удушья, если бы ей не была оказана срочная медицинская помощь. Марию предупредили, чтобы она избегала пчел, чтобы не допустить смертельно опасного рецидива, и она прилагала к этому все усилия.

Десять лет спустя Мария прошла проверку, чтобы выяснить, сохранилась ли ее сверхчувствительность. Врач, проводивший кожный тест, сказал ей, что ее чувствительность все еще очень сильна, и посоветовал делать ежедневные инъекции пчелиного антигена, чтобы постепенно выработать переносимость пчелиных укусов. Для полной безопасности ей надлежало делать эти уколы всю оставшуюся жизнь. В течение следующих двенадцати лет Мария самостоятельно проводила это лечение. Года за четыре до моей работы с ней изменения в процедуре сделали невозможным самостоятельное введение антигена, поэтому Мария решила прекратить уколы.

Когда Мария узнала, что в НЛП есть метод, который позволяет устранить аллергическую реакцию, это заинтересовало ее. «Мария, сначала я хочу дать вам представление о том, что мы будем здесь делать. Уже давно известно, что аллергия, по существу, есть «ошибка» иммунной системы. Когда иммунная система функционирует хорошо, она выявляет действительно опасные вещества и реагирует на них, чтобы защитить ваше благополучие. Именно так ваш организм защищает вас от вредных бактерий и вирусов.

Но иногда иммунная система ошибается и определяет безопасное вещество - пищу, пыльцу, пыль или пчелиный укус - как нечто опасное, каковым оно на самом деле не является. Если ваша иммунная система считает нечто подобное опасным, то, в конечном счете, вы получаете аллергию вместо защиты. В вашем случае иммунная система сделала очень серьезную ошибку, которая чуть было не стоила вам жизни. А когда возникает ошибка, ее вполне естественно было бы исправить.

Процесс, который мы собираемся применить, просто «переобучит» вашу иммунную систему, чтобы она конструктивно реагировала на пчелиные укусы. Мы объясним вашей иммунной системе, что хотя пчелиный укус беспокоит и болит, это не то, о чем стоит сильно беспокоиться. Назначение вашей иммунной системы - защищать вас. Как только она узнает, что пчелиные укусы безвредны, вы действительно окажетесь в гораздо большей безопасности, потому что исчезнет угроза аллергической реакции. Ваша иммунная система приобретет способность нормально реагировать и на все прочие безопасные вещи.

Сначала я хотел бы, чтобы вы лишь в незначительной степени испытали свою аллергическую реакцию - так, чтобы я смог понаблюдать, как вы реагируете сейчас, и смог позже отличить новую реакцию от старой». Поскольку приступы Марии были смертельно опасными, мне нужно было быть чрезвычайно осторожным, чтобы вызвать лишь частичный аллергический ответ. Я подчеркнул, что мне необходимо увидеть ее реакцию лишь в незначительной степени, и внимательно наблюдал, готовый прервать развитие реакции еще до того, как симптомы станут интенсивными. «Я бы хотел, чтобы вы закрыли глаза и вернулись в свои одиннадцать лет, в момент сразу же после того, как вас укусила пчела, когда вы только начинаете замечать эти симптомы в своем горле… о’кей, достаточно! Вы можете открыть глаза и теперь смотреть на меня, чувствуя, как ваш организм возвращается к норме».

Пока Мария вспоминала это событие, ее внешний вид претерпел множество изменений. Она вся напряглась, особенно лицо, которое сильно побледнело. Она также демонстрировала множество других признаков стресса. Я предложил ей вспомнить аллергическое состояние, чтобы увидеть, как она выглядела в этом состоянии. Эта информация нам понадобится позже, когда я захочу провести тест и посмотреть, изменилось ли проблемное состояние Марии.

«Мария, следующий шаг этого процесса состоит в том, что вы подумаете о чем-то похожем на пчелиный укус - но на что ваша иммунная система уже знает, как реагировать конструктивно, без аллергической реакции. Что вам кажется похожим? Как, например, вы переносите укусы муравьев?»

«Как насчет осиных укусов?» - спросила Мария. «Меня кусали осы, и до и после того пчелиного укуса - и у меня никогда не было ничего кроме боли в месте укуса, покраснения и припухлости».

«Это великолепно. Поскольку ваш организм уже знает, как конструктивно реагировать на укус осы, мы используем эту реакцию в качестве ресурса для переобучения вашей иммунной системы. Теперь снова закройте глаза и вспомните случай, когда вас укусила оса. Ощущая укус и переживая то, как это происходит, вы можете осознать, что ваша иммунная система точно знает, как конструктивно отреагировать на эту ситуацию. Обратите внимание, как это происходит».

Когда Мария реагировала на свое представление об осином укусе, ее поза и выражение лица сильно изменились. Ее спина выпрямилась, дыхание стало размеренным и т.д. Увидев эти несловесные изменения, я протянул руку и мягко и уверенно положил ее на плечо Марии, так чтобы мое прикосновение ассоциировалось с ее конструктивной реакцией на укусы ос.

«Мария, я буду держать руку на вашем плече, чтобы стабилизировать здоровую реакцию, которую вы сейчас испытываете. Ваш организм уже знает, как конструктивно реагировать на укус осы. Теперь я хочу, чтобы вы открыли глаза и вообразили, что через всю комнату проходит достаточно толстый экран из оргстекла, прямо перед вами от пола до потолка. Вы находитесь здесь, в полной безопасности, защищенная от всего того, что будет происходить по ту сторону экрана.

Теперь увидьте по ту сторону стекла себя. Смотрите, как та Мария воспринимает укус осы; ее иммунная система реагирует нормально и спокойно…

Теперь вы можете наблюдать и замечать, как это происходит, когда Мария с той стороны точно так же реагирует на укус пчелы. Как и в случае с осой, ее иммунная система точно знает, что делать».

Я очень внимательно наблюдал за Марией, чтобы убедиться, что ее несловесная реакция остается нормальным ответом на укус осы, что это не та реакция, которую я видел вначале, когда она вспоминала, как ее кусала пчела. Если бы она пришла в состояние старой аллергической реакции, мне нужно было бы прервать ее, вернуть назад и начать сначала.

«Теперь уберите плексигласовый экран, протяните руку и поместите Марию, которую вы видите перед собой, обратно внутрь себя, так чтобы вы смогли приобрести ее знание о том, как конструктивно реагировать на укусы пчел… Теперь, когда ваша иммунная система знает, что делать, вообразите, что вас кусает пчела - прямо здесь - и обратите внимание, как это происходит, когда у вас есть ресурсы для нормальной реакции. У вас может возникнуть чувство признательности за то, что ваша иммунная система так быстро научилась чему-то важному, и вы можете насладиться своей новой реакцией».

В то время как Мария делала это, ее несловесное поведение оставалось ресурсным; она сохранила ту же нормальную реакцию, думая о том, как ее кусает пчела. В ходе этого процесса я стабилизировал ее состояние, держа свою руку на ее плече. Дальше мне необходимо посмотреть, будет ли она реагировать таким же образом без моей помощи, поэтому я убираю руку с плеча. Когда я попросил ее закрыть глаза и живо представить, как ее снова кусает пчела, ее несловесное поведение свидетельствовало о нормальной реакции иммунной системы. Я сделал еще один шаг в своей проверке. «Мария, теперь вообразите, что вы берете этот ресурс своей иммунной системы, знающей, как вести себя конструктивно, и снова переживаете тот пчелиный укус, который вам пришлось перенести в одиннадцать лет. Как это произошло бы сейчас?» Когда Мария представляла себе это, прежнего стрессового ответа больше не было. На месте той реакции я наблюдал у Марии все несловесные признаки нормального ресурсного состояния. Весь процесс занял примерно десять минут.

Когда мы закончили, Мария не была уверена, как и большинство людей в такой ситуации, что она в чем-то изменилась. Однако к концу сеанса я видел значительное изменение в ее несловесной реакции на укус пчелы, поэтому я был уверен, что все сработало. Принимая во внимание серьезность ее прежней аллергической реакции, я рекомендовал ей не проверять результат и не отправляться для этого сразу в места скопления пчел и не подставляться под их укусы, и, может быть, для начала просто пройти кожный тест. Однако вскоре жизнь неожиданно предоставила ей возможность пройти более серьезную проверку.

Месяца через два после того, как я поработал с Марией, ее укусила пчела, когда она была одна дома. Она испугалась и немедленно позвонила в клинику скорой помощи, чтобы проконсультироваться о правилах применения эпинефринного набора, который она недавно приобрела. Она не хотела применять этот набор до тех пор, пока в нем не возникнет необходимость, поэтому позвонила живущей по соседству подруге, объяснила ей ситуацию и продолжала разговаривать с ней без перерыва в течение двадцати минут. За исключением небольшого покраснения и припухлости - что нормально для пчелиного укуса - у нее не было никакой реакции. И хотя Мария была очень рада случившемуся, она до сих пор остается скептиком, и с мудрой предусмотрительностью берет с собой в поездки свой эпинефринный набор - в качестве меры предосторожности.

Метод

Этот метод был разработан двумя нашими коллегами - Тимом Халлбомом и Сьюзи Смит - на основе приема, автором которого является Роберт Дилтс - один из самых давних и талантливых коллег Ричарда Бендлера и Джона Гриндера.

Обширный клинический опыт показывает, что эта антиаллергическая тактика действует эффективно в 80% тех случаев, когда заранее известен аллерген, вызывающий аллергическую реакцию. Она также хорошо работает со многими «гиперчувствительностями» к металлам, химикатам и другим веществам, которые не считаются настоящими аллергиями.

Мы были удивлены, обнаружив, что некоторые люди избавились от своей аллергической реакции, просто прослушав аудиозапись, хотя большинство людей при использовании этого метода нуждается в помощи специалиста. Один мужчина позвонил и сообщил:

«Я прокрутил вашу противоаллергийную кассету своей жене и еще двум людям, у которых были аллергии. После простого прослушивания записи все трое обнаружили, что их аллергии исчезли! У моей жены была аллергия на ноготки и на многие другие цветы - и она удивила меня букетом ноготков на столе».

Неспецифические аллергии

В случаях неспецифических «сенных лихорадок», когда трудно выделить конкретный аллерген, метод срабатывает значительно реже - возможно, потому, что при этом сложнее определить достаточно похожую ситуацию с нормальной реакцией. Однако иногда нам удавалось достичь эффекта и в таких ситуациях.

Анна, с детства страдавшая от астмы, заметила, что ее астматические симптомы значительно усиливались весной и в период цветения трав. Она подумала, что ее астма может быть частично обусловлена аллергической реакцией. Когда я применил к ней антиаллергийный процесс, она не смогла придумать ничего такого, что достоверно не вызывало бы у нее аллергической реакции. И тогда вместо этого я попросил ее вспомнить прежнее время в ее жизни - когда у нее не было никаких симптомов.

«Наблюдайте за той Анной - Анной, которая знает, как нормально реагировать на множество вещей - на пыльцу, плесень, пыль и так далее. Организм той Анны просто автоматически реагирует конструктивным образом». Это вызвало у нее позитивную реакцию; она выглядела очень сильной, когда думала про «ту Анну».

Через насколько дней после сеанса Анна с большим удовольствием сообщила, что ее астматические симптомы ослабли до половины или одной трети от своей прежней интенсивности. Поскольку она была дипломированной медицинской сестрой и довольно много знала о своей астме и способах ее лечения, она чувствовала, что сама уверенно сможет сократить свой курс лечения.

Что делать, если этот метод не работает?

Как мы упоминали раньше, по невыясненным пока еще причинам этот метод не срабатывает в 20% случаев его применения к конкретным аллергиям. Успех метода зависит от способности терапевта искусно использовать слова для вызывания у клиента определенных состояний. Принципиально важным фактором - как и во всех методах НЛП - является также несловесная конгруэнтность терапевта. Возможно, некоторые неудачи в применении метода обусловлены просто ограниченностью словесных и несловесных навыков человека, проводящего процедуру.

В других случаях причиной неэффективности этого метода может быть еще один фактор, часто называемый «вторичной выгодой». Словами «вторичная выгода» мы просто обозначаем идею о том, что любое наше поведение преследует какую-то позитивную цель. Например, если у человека аллергия на сахар, то полезной целью (вторичной выгодой) такой аллергии может быть защита от лишнего веса. Если бы мы успешно устранили эту аллергию, человек потом столкнулся бы с новой проблемой: активное употребление сахара привело бы к увеличению веса. Если какая-то часть человека осознает это, она будет мудро и энергично сопротивляться устранению аллергии.

Чтобы разрешить этот конфликт, можно научить человека более эффективным альтернативным способам контролирования собственного веса. В этом случае аллергия уже не будет единственно возможным средством достижения позитивной цели, следовательно, отпадет необходимость отчаянно сопротивляться ее устранению. Подобным же образом, человек может сохранять аллергию на сигаретный дым лишь потому, что у него нет других способов спокойно настоять на том, чтобы окружающие не курили; или потому, что эта аллергия для него - единственный способ обратить на себя внимание присутствующих. Может быть, ему неловко говорить: «Я предпочитаю, чтобы вы не курили в моем присутствии» или «Я хочу, чтобы вы обратили на меня внимание», - и аллергия «говорит» за человека. Если человек, не желающий, чтобы в его доме жили кошки, избавится от своей аллергии на кошек, то он, возможно, более не сможет проявлять настойчивость в том, чтобы удалить кошек из дома.

Когда позитивные функции (вторичные выгоды) известны, то, как правило, можно найти эффективные альтернативные способы их осуществления. Однако часто эти позитивные функции остаются неосознанными, и если их не определить, то они обычно становятся серьезным препятствием на пути к позитивному изменению вне зависимости от того, какой при этом используется метод. В главе 8 описан метод, который поможет нам определять эти позитивные функции корректно и аккуратно, и это позволит нам находить наиболее эффективные альтернативные решения.

Научное обоснование

В последние годы было собрано так много экспериментальных научных доказательств тесной анатомической и биохимической взаимосвязи между нервной системой и иммунными реакциями, что возникла даже новая отрасль науки - «психонейроиммунология». Прежние наблюдения тоже указывали на то, что эмоции, настроение и стресс влияют на иммунную реакцию. Однако раньше считалось, что связь эта исключительно гормональная и неспецифическая.

Книга Берни Зигеля «Любовь, лекарства и чудеса» и Стефена Лока «Внутренний целитель» являются превосходными источниками доказательств - и анекдотических, и научных доказательств способности мозга воздействовать на иммунную систему.

Тех, кто хотел бы получить информацию о влиянии психологических факторов на деятельность иммунной системы из научных источников, мы отсылаем к нескольким недавним статьям в научном журнале AAAS . Отчет 1985 года подводит итоги «Первого международного семинара по нейроиммунной модуляции», проведенного в Национальном институте здоровья. В частности, в этой статье говорится:

«Исследователи показали, что стрессы - как серьезные, так и более прозаические - могут изменять иммунные реакции, и что классическое павловское обусловливание как форма обучения тоже влияет на них. Более того, существуют анатомические и химические связи между иммунной и нервной системами, которые могут способствовать интеграции их деятельности. Не только нервная система может оказывать влияние на иммунные реакции, но, как показали последние работы, иммунные реакции тоже способны изменять деятельность нервных клеток. Фактически клетки иммунной системы могут функционировать в сенсорном качестве, посылая в мозг сигналы о стимулах, например, о вторжении чужеродных патогенов, которые не могут быть выявлены классической сенсорной системой».

В 1984 году в эксперименте с двойным контролем морским свинкам вводили инородный белок, чтобы вызвать у них иммунную реакцию, и при этом в клетку к свинкам помещали источник специфического запаха. После пяти повторений таких инъекций в сочетании с одним и тем же запахом аллергическая реакция животных, сопровождавшаяся снижением уровня гистамина, могла быть вызвана одним только запахом. Уровень гистамина, зафиксированный во время введения в клетку источника сильного запаха, в среднем в тридцать раз превышал те значения, которые определялись в отсутствии этого источника. В другом исследовании у крыс тренировали аллергическую реакцию на свет и звук. Уровень концентрации специфичных энзимов, повышение которого по имеющимся данным связано с развитием аллергической реакции, был приблизительно вчетверо выше, чем у тех животных, которые не подвергались такой тренировке.

Некоторые исследователи считают, что люди приобретают аллергии тем же самым способом. Какое-нибудь особенное событие или эмоция может вызвать у человека активную реакцию иммунной системы, и это может произойти в то самое время, когда рядом находится кошка, курящий человек, цветы или другой «аллерген». Точно так же, как морские свинки приобрели аллергическую реакцию на запах, человек усваивает аллергическую реакцию на то вещество, которое случайным образом оказалось рядом с ним в тот момент, когда его иммунная система была в возбужденном состоянии.

В описанном в этой главе методе для изменения иммунной реакции тоже используется техника простого обусловливания. Когда клиент воображает ситуацию с нормальной иммунной реакцией, это приводит к нормальному физиологическому ответу, которым затем замещается неконструктивная аллергическая реакция. Промежуточный шаг, когда человек видит себя с новой желаемой реакцией, не является во всех случаях абсолютно необходимым. Этот шаг упрощает процесс обучения новой реакции, и в то же время снижает вероятность возвращения человека к старой аллергической реакции.

Поскольку этот метод демонстрирует, что человеческая иммунная реакция может быть переобусловлена за несколько минут, существуют колоссальные возможности его применения в лечении широкого круга заболеваний, в которых возникает нежелательная иммунная реакция. Используя подобный процесс, вероятно, можно снижать или устранять неконструктивные аутоиммунные реакции в таких заболеваниях как множественный склероз, ревматический артрит и туберкулез кожи. Наш опыт применения этого метода согласуется и с многочисленными подтверждениями того факта, что психологическими методами иммунная реакция может быть усилена, в том числе и при таких заболеваниях, как рак.

Если вы заинтересованы в испытании этого метода, мы хотели бы сделать два важных предостережения. Во-первых, если аллергия, с которой вы имеете дело, предполагает возможность возникновения каких-либо опасных для жизни реакций, подобных той, которая возникала у Марии, применяйте этот метод только под непосредственным наблюдением врача. Тогда, если вы случайно все-таки вызовете острую аллергическую реакцию, то врач с помощью лекарств сможет справиться с неожиданными неприятностями.

Мы являемся сторонниками того, чтобы каждый человек с аллергией любого типа в дополнение к использованию этого метода получал необходимую медицинскую помощь.

Во-вторых, мы хотели бы напомнить вам, что этот метод основан на способности организма связывать аллергическую реакцию с тем или иным стимулом. Если человек применяет метод неосторожно, то вместо устранения аллергии он может случайно связать ее с другим стимулом. По-видимому, нечто подобное происходит с людьми, имеющими аллергию на широкий круг стимулов. Хотя в нашей практике применения этого метода такой неосторожной подмены стимулов никогда не случалось, не следует совершенно исключать эту опасность особенно в тех случаях, когда психотерапевту не хватает опыта.

Если после чтения этой главы ваша аллергия неожиданно тихо покинула вас, как это случалось с некоторыми людьми, поздравьте и поблагодарите свое подсознание. Если же для избавления от аллергической реакции вам нужен «гид», мы рекомендуем найти человека, хорошо обученного этому методу. Прежде чем помогать кому-то с помощью описанного метода, мы рекомендуем вам пройти сначала интенсивный тренинг, чтобы научиться достигать желаемых результатов без риска для ваших клиентов.

Литература

«Love, Medicine and Miracles», by Bernie Siegel, 1986.

«The Healer Within», by Stephen Locke, 1986.

«The Immune System “Belongs in the Body”». Science, March 1985, pp. 1190-1192. Глубинные анатомические и биохимические связи между иммунной и нервной системами помогают объяснить, как настроение может влиять на подверженность заболеваниям.

«Pavlovian Conditioning of Rat Mucosal Mast Cells to Secrete Rat Mast Cell Protease II». Science, 6 January 1989, pp. 83-85.

Аллергия

Аллергия обладает сходством с фобией иммунной системы. Как и фобия, аллергия часто развивается с детства при неудачном столкновении с аллергеном, после чего такая реакция преследует человека всю жизнь. В НЛП разработана целая система работы с аллергией. Она действует эффективней тогда, когда реакция появляется на конкретное, легко определяемое вещество.

Данный НЛП-метод разработан Робертом Дилтсом, Тимом Халлбомом и Сьюзи Смиф. Он направлен на разрушение якорей, действующих на иммунную систему, прерывая связь между стимулом (аллергеном) и реакцией (аллергической реакцией). Якорение в НЛП - это процесс ассоциирования внутренней реакции с некоторым внешним пусковым механизмом (аналогично условным рефлексам), так что реакция может быть быстро, а иногда даже неявно вызвана повторно.

Используемые понятия

Данное упражнение использует также такие следующие термины НЛП, знание которых необходимо для эффективности метода.

  • Присоединение к будущему - процесс мысленного репетирования с самим собой какой-либо будущей ситуации, чтобы желаемое поведение было естественным и самопроизвольным.
  • Калибровка - способность прочтения бессознательных невербальных реакций другого человека в процессе текущего взаимодействия путем установления однозначного соответствия между наблюдаемыми поведенческими признаками и характерным внутренним состоянием.

Это упражнение - отличный пример подхода НЛП в работе со здоровьем. Однако, будьте внимательны: метод не должен подменять медицинское лечение, а действовать вместе с ним.

Упражнение "Избавься от аллергии с помощью НЛП"

Упражнение необходимо выполнять с партнером.

Шаг 1. Закрепите якорь "спасательный круг". Это своего рода некое приятное ощущение, к которому человек может вернуться, если при выполнении упражнения появится тревога. Якорь необходимо закрепить определенным прикосновением к руке партнера. Теперь прервите это состояние.

Шаг 2. Установите калибровку признаков аллергии. Человек должен на короткое время представить присутствие аллергена. Теперь проверьте наличие признаков аллергии (слезящиеся глаза, покраснение кожи, удушье), чтобы их можно было узнать снова. Оборвите эти ощущения.

Шаг 3. Разъясните партнеру ошибку иммунной системы. Раскройте смысл этого процесса и его медицинское обоснование.

Шаг 4. Рассмотрите различные последствия и изменения: как изменится жизнь больного без аллергии, какие полезные сопутствующие явления несет с собой аллергия и т.д. Придумайте способ сохранить обнаруженные преимущества даже после излечения аллергии.

Шаг 5. Обнаружьте ресурс, который будет похож на аллерген, но не вызывать аллергическую реакцию. Пусть человек ассоциировано представит контакт с этим веществом. У него не должно появляться никаких признаков аллергической реакции. Поставьте ресурсный якорь на это состояние, прикоснувшись к руке, и держите этот якорь, пока не кончится весь процесс.

Шаг 6. Помогите партнеру диссоциироваться. Пусть он увидит самого себя по другую сторону прозрачного экрана.

Шаг 7. Теперь пусть партнер вообразит введение аллергена за экраном. Он постепенно вводит аллерген в пространство за экраном и видит себя, реагирующего вполне нормально на аллерген.

Шаг 8. Пусть партнер вернет образ снова в тело. Пациент должен рассеять экран и объединиться со своим телом.

Шаг 9. Проверка через присоединение к будущему. Пусть партнер вообразит будущие ситуации, в которых он будет контактировать с аллергеном. Отмечайте любые проявления аллергической реакции. Если есть возможность, проведите настоящую проверку аллергии с самим аллергеном, но будьте осторожны.

По материалам книг Ян Мак-Дермотт и Джозеф О"Коннор. "НЛП и здоровье. Использование НЛП для улучшения здоровья и благополучия" и Роберт Дилтс. "Изменение убеждений с помощью НЛП".

Эксклюзивный материал сайта "www.. Заимствование текста и/или связанных материалов возможно только при наличии прямой и хорошо различимой ссылки на оригинал. Все права защищены.

Демо-версия комплекса

Мастерская НЛП

Лечение приобретённых аллергий

Аллергические заболевания являются гипер-реакциями организма в ответ на воздействие некоторых факторов внешней среды, которые расцениваются им как потенциально опасные. С точки зрения НЛП, аллергию можно определить как фобию иммунной системы . Аллергия, как и фобия, представляет собой за один раз эффективно выученную и обобщенную на все контексты защитную реакцию организма.

Конечно, переучивать организм, обучая его новой, адекватной и гибкой реакции на бывший аллерген, имеет смысл только на стадии ремиссии, то есть когда организм находится в нормальном физиологическом состоянии.

  1. Определите аллерген - вещество, вызывающее аллергическую реакцию. Будьте внимательны к самым первым признакам возникновения реакции.
  2. Выберите псевдо-аллерген - объект или вещество, внешне похожее на аллерген, но не дающее аллергической реакции, например:
    • шерсть кошек - шерсть собак
    • цитрусовые - яблоки
    • книжная пыль - меловая пыль
  3. Творчески представьте себе, как вы можете взаимодействовать с псевдо-аллергеном, спокойно исследуя его и получая от этого телесное удовольствие. Усильте это состояние спокойного удовольствия и поставьте якорь .
  4. Создайте для себя полностью защищенное рабочее пространство, изолированное от любых внешних воздействий. Стандартные решения - это прозрачные плексигласовые полусферы, энергетические экраны, герметичные скафандры и так далее. Вы можете создать для себя что-то особенное!
  5. Находясь в своем рабочем пространстве, выберите несколько кадров из фильма о вашей жизни, где вы можете увидеть на экране себя самого в ситуациях, связанных с аллергией: в самой ранней (первое появление аллергии), еще в двух-трех, где аллергическая реакция проявилась наиболее интенсивно, и в двух-трех возможных ситуацях в будущем, где вы можете вновь контактировать с веществом, вызывавшим у вас аллергию.
  6. Оставаясь в своем рабочем пространстве в качестве режиссера фильма, по очереди просмотрите все выбранные ситуации, начиная с самой ранней, так, чтобы в каждой ситуации вы увидели на экране себя, спокойно взаимодействующего с бывшим аллергеном. Задача актера на экране - выглядеть полностью естественно, как будто он всегда имел нормальную реакцию на бывший аллерген. На протяжение всего процесса задействуйте ваш якорь . Будьте внимательны к тому, чтобы все время оставаться в спокойном, творческом, игровом состоянии.
  7. После того, как вы, находясь в своем рабочем пространстве в роли режиссера, успешно пересмо трите и переформируете все ситуации, войдите в фильм вместо актера и проживите все его события сами, продолжая использовать якорь и наслаждаясь возможностью нормальных реакций. Удерживайте свой якорь на протяжении всего процесса перепроживания и внимательно отслеживайте свое состояние.
  8. После завершения предыдущего этапа поблагодарите свое тело за хорошую работу по переобучению. Вы можете сделать первую проверку ее результатов уже сейчас, припомнив ситуацию контакта с бывшим аллергеном и убедившись в том, что тело реагирует на него удовлетворяющим вас способом.
  9. Подумайте о тех ситуациях, где прежняя реакция могла приносить вам какие-либо моральные или социальные выгоды, и найдите новые творческие пути решения таких ситуаций.
  10. Перед завершением процесса обдумайте, как вы будете определять, какие количества вещества, с которым вы работали, являются для вас полезными и безопасными.

Сказочка о Лечении Аллергии

В небольшом Американском городке жил-был маленький мальчик по имени Стэн. Стэн был умным и воспитанным мальчиком, с хорошей семьей, друзьями и здоровым взглядом на жизнь. Но одна проблема никак не давала ему покоя – каждый раз, когда он видел свою любимую девочку Венди, Стэн терялся и выдавал на пол все съеденное им на завтрак.

Можете себе представить, как это было неприятно, тем более для столь умного и воспитанного мальчика. Стэн долго думал, что же делать, и наконец решился обратиться за помошью к мудрому повору школы – Шефу.

Шеф, недолго думая, начал задавать Стэну вопросы:

Стэн, есть ли еще кто-то на кого ты реагируешь так же?

Нет, только Венди.

Хорошо. А можешь ли ты вспомнить кого-то, кто очень похож на Венди, но не вызывает у тебя подобной реакции?

Ну, есть наверно. Мне все девочки нравятся, но только с Венди мне становиться так плохо.

Хорошо, выбери какую-нибудь другую девочку, которая тебе нравится. Любую.

Ну, пусть будет Эстер. Она как раз подружка Венди.

Эстер, прекрасно. Вспомни, как ты себя чувствуешь, когда встречаешь Эстер – какие у тебя ощущения внутри, в теле? Можешь их почувствовать сейчас, как будто она перед тобой. Ее запах, ее дыхание. Все прямо здесь, рядом. Ты видишь ее?

Да, она прямо здесь. Ее розовый воротничок маячит перед глазами.

Молодец, запомни этот воротничок – каждый раз, когда ты захочешь вспомнить Эстер, достаточно представить себе этот розовый воротничок. Теперь ты мог бы представить себе ситуацию, когда ты в полной безопасности? Может быть, это какое-нибудь место, откуда можно наблюдать за происходящим, зная что тебе ничего не угрожает?

Ну, когда я смотрю на улицу из окна своей комнаты. На второй этаж точно никто не залезет.

О"кей, представь себе что ты сидишь в своей комнате на втором этаже и смотришь в окно. А там внизу, на улице, ты видишь несколько ситуаций, в которых ты реагировал на Венди не очень хорошим образом. Можешь увидеть самый первый раз?

Да, я хорошо помню этот первый раз..

Прекрасно, а можешь вспомнить еще 2-3 таких опыта? Есть?

Да, есть.

Хорошо, теперь начни просматривать эти ситуации начиная с самой ранней. Но только пусть Венди будет одета не так как раньше – пусть на ней всегда будет ярко розовый воротничек. Можешь начать прямо сейчас…

Стэн увлеченно смотрел куда-то вдаль, а Шеф периодически расспрашивал его о том что он чувствует, и как бы ненароком напоминал Стэну о розовом воротничке. Когда Стэн закончил, Шеф предложил ему вспомнить ту самую первую ситуацию, как будто он переживает ее заново – Стэн нахмурился, и взявшись вспоминать, обнаружил что чувствует себя абсолютно нормально, и завтрак при этом остается на положенном ему месте, внутри. Поначалу Шеф все время напоминал о том загадочном розовом воротничке, принадлежащему Эстер – но потом он перестал это делать. Стэн начал придумывать новые, будущие встречи с Венди, и каждый раз она была одета во что-то другое, без воротничка – но приятное, комфортное чувство оставалось с ним всегда.