Open
Close

О назначении поэта и поэзии по творчеству маяковского. В

О НАЗНАЧЕНИИ ПОЭТА И ПОЭЗИИ. В чем заключается сущность поэзии, ее «сокровенный смысл» и назначение? В каких отношениях находятся поэзия и дей­ствительность, поэт и его эпоха? Должна ли лира служить вели­кой цели, к которой стремится народ, новые и новые поколе­ния? Ответ на эти вопросы Владимир Владимирович Маяковский ищет всю жизнь, тема поэта и поэзии пульсирующим нервом проходит через все творчество поэта, - «горлана-главаря».

Все великолепие математики состоит в том, что она лише­на конкретности и оперирует абстрактными понятиями. Ее законы и доказательства, ее логика не зависят от того, чего они касаются - ив этом ее особая красота и гармония. Ис­кусство - не математика, искусство - это жизнь. Поэтому Маяковский презирал лжепоэтов, лишь восхваляющих «двор­цы, любовь, сирени куст». Однако критиковать и отрицать мало. Нужно созидать. Поэтому Маяковский много экспери­ментирует в области рифм, структуры стиха, «копает» свой колодец поэтического слова.

Товарищи,

дайте новое искусство -

чтобы выволочь республику из грязи, -

писал поэт-трибун в стихотворении «Приказ №2 армии ис­кусств». Он понимает» что поэзия - не пустая болтовня для слабохарактерных малокровных барышень. Поэзия - гроз­ное оружие в руках умелых. Протест поэта против империа­листической войны» против жестокой» бессмысленной крова­вой бойни - убедительное подтверждение этому. «Я от первых дней войнищу эту проклял, плюнул рифмами в лицо войне», - сказал Маяковский.

Он не ищет легкой поэзии, все счастье поэта он видит в полезности своей Родине, своему родному народу.

Кто выше - поэт или техник, который

ведет людей к вещественной выгоде? -

спрашивает Маяковский в стихотворении «Поэт рабочий». И здесь же с уверенностью отвечает: «Мы равны». Главное от­личие поэта от рабочего в том, что поэт влияет на жизнь по- своему, обращаясь к миллионам людей. В стихотворении «Раз­говор с фининспектором о поэзии» Маяковский говорит о воздействии поэтического слова:

Эти слова

приводят в движение

Тысячи лет миллионов сердца.

Это обязанность искусства - смело вторгаться в гущу жиз­ни, принимать участие в ее преобразованиях. Так мыслил поэт, II слово у него не расходилось с делом. Весь свой талант» всю свою звонкую силу поэт Маяковский отдал служению своему народу. А ведь это громадная работа:

та же добыча радия:

В грамм добыча, в год труды.

Поэзия Маяковского - страстный и смелый разговор «аги­татора, горлана-главаря». Для того чтобы писать так, как писал Маяковский, требуется недюжинный талант и граж­данское мужество. Может поэтому так не хватает сейчас на­стоящих писателей, говорящих прямо, искренне, безбоязнен­но. Как верно писал Ярослав Смеляков в своем стихотворении «Маяковский»:

Как ты нужен стране сейчас,

Клубу, площади, газетам революции трубный бас, голос истинного поета

Тема поэта и поэзии традиционна для русской литературы. Каждый художник стремился понять смысл своего творчества. В стихотворениях классиков, таких, как А. С. Пушкин, М. Ю. , Н. А. Некрасов, и в произведениях поэтов XX века эта тема нашла отражение в соответствии с условиями конкретной эпохи. Пушкин в «Пророке» провозглашал пророческое предназначение творца. «Глаголом жги сердца людей» - вот к чему призывал поэт. В стихотворении «Поэт» Лермонтов определяет свое отношение к поэзии. Она сравнивается с кинжалом, который может быть грозным оружием или «игрушкой золотой». Это зависит от того, кто им владеет. По мысли Лермонтова, поэт обладает умами современников, и поэтому его задача - «воспламенять бойца для битвы». Некрасов продолжает традиции Пушкина и Лермонтова. Он пишет о высоком назначении поэзии, в стихотворении «Поэт и » зовет на борьбу: «Иди и гибни безупречно». Современник Маяковского А. Блок в поэме «Соловьиный сад» говорит, что настоящий поэт должен писать о проблемах сегодняшнего дня:

Заглушить рокотание моря

Соловьиная песнь не вольна.

Есенин в своем творчестве постоянно возвращается к теме уподобления поэта Иисусу Христу, то есть поэт может указать людям истинный путь, стать пророком... В. В. Маяковский, с одной стороны, явился продолжателем традиционного представления о назначении поэта, а с другой стороны, по-новому переосмыслил задачи поэтического творчества. Маяковский традиционен в том, что развил тему избранничества поэта. Поэт всегда должник вселенной.

Творческая личность обладает особым даром, и от нее самой зависит, как она употребит свой талант. Поэт должен понять, в чем заключен смысл его избранничества. Маяковский считал, что ему надо исполнять свой долг - призывать людей к активным действиям. В такой позиции он схож с Некрасовым. Поэт ведет за собой народ, в одном строю сражается с ними, и всегда впереди.

В начале творчества Маяковский следовал лозунгу: «Долой с корабля современности наследие прошлого!» Постепенно он перестает быть таким категоричным. В стихотворении «Юбилейное» поэт пишет о своем отношении к классике - Пушкину. Он жалеет о том, что Пушкина нет в живых, признает его гениальность: «у вас хороший слог». Однако Маяковский выступает против преклонения перед поэтом, как перед идолом или божеством.

Я люблю вас, но живого, а не мумию.

Автор не признает внешней обрядовости в признании заслуг поэта. Невозможно оценить значение его творческой деятельности, установив ему каменный памятник, ведь он уже воздвиг себе «памятник нерукотворный» в своих произведениях.

Маяковский утверждает, что труд поэта равносилен любому другому труду. В стихотворении «Поэт рабочий» он пишет: «Я тоже фабрика», «Душа - такой же хитрый мотор», которому необходимо какое-то топливо и которым нужно уметь управлять. И поэт, и рабочий трудятся ради одной цели. Они «пролетарии тела и духа». Поэзия - очень тяжелый и ответственный труд, требующий много усилий и не всегда заканчивающийся успехом. В «Разговоре с фининспектором» Маяковский пишет

Та же добыча радия.

В грамм добыча,

В год труды.

Изводишь единого слова ради

Тысячи тонн

Словесной руды.

Но поэтический труд вместе с тем приятен, важен и значим, потому что «эти слова приводят в движение тысячи лет миллионов сердца». Пушкин «жжет» сердца людей, а Маяковский «приводит в движение». Цель творчества в его понимании - это призыв к конкретной борьбе любыми средствами, поэзия - это боевое оружие. Можно сказать, что Маяковский продолжает и развивает традиции Лермонтова, сравнивая во вступлении в поэму «Во весь голос» стихи с солдатами, поэмы - с орудиями, рифмы - с отточенными пиками. Лермонтовский кинжал перевоплощается в оружие нового типа, принимает более угрожающий вид.

Роль поэта в обществе велика. Маяковский, как и Некрасов, видит свою задачу в служении народу.

Будь гражданин!

Служа искусству,

Для блага ближнего живи!

(Н. А. Некрасов)

Поэт должен освещать путь народу, воспитывать его.

Рифма поэта -

Ласка и лозунг,

И штык, и кнут.

«В тумане мещанья» Маяковский переделывает жизнь. Он служит существующему строю, делает все на благо революции. В «Приказе по армии искусств» Маяковский призывает всех «товарищей по перу» «на баррикады сердец и душ». В самом названии произведения заключено понимание Маяковским назначения искусства. Все творческие личности должны объединяться в одну большую армию и посвятить свою жизнь революции. В «Приказе № 2 по армии искусств» поэт говорит о необходимости создания нового искусства. Старые формы уже не соответствуют реалиям сегодняшнего времени. «Чтобы вывело республику из грязи», надо «бросить ямб картавый». Классическим языком невозможно теперь увлечь за собой толпу - улица не поймет тебя. С Пушкина началось обновление литературного языка. Он первый ввел в литературу разговорный, простой русский язык. В этом отношении Маяковского можно считать продолжателем традиций. Но он не только использовал «жаргон улицы», Маяковский создавал новые, особые слова, которые были направлены на то, чтобы привлечь внимание, поразить толпу, вызвать в ней какую-то ответную реакцию, то есть любыми средствами поэт должен воздействовать на людей, главное - увлечь их за собой.

Маяковский призывал «пролетарских поэтов» перестать спорить по поводу того, кто из них более великий.

Разрежем общую курицу славы и каждому выдадим по равному куску.

Поэтам нужно объединиться ради общей цели и положить каждому свое «слово-кирпич» «в коммунову стройку». Настоящего поэта не заботят ни слава, ни деньги. Он бескорыстно отдает себя и свой дар строительству нового устройства общества. Между «пролетарскими поэтами» не может быть разногласий, «ведь врагов много по другую сторону баррикад».

Маяковский в своих произведениях критикует поэтов «чистого искусства». Опять можно провести параллель с Некрасовым, который писал:

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать.

Маяковский осуждал поэзию, лишенную общественного звучания. В стихотворении «О поэтах» автор высмеивает тех, кто с трудом «вытягивает» рифмы, лишь бы был ямб и «образ классический». На протяжении всего стихотворения Маяковский называет то, что делают такие поэты, пустяком, чернью, чем-то залежавшимся. Со свойственной ему издевкой поэт предлагает свой особенный рецепт создания «меланхолической нуди»: классики прокручиваются через мясорубку, затем сушатся, раскладываются на «липкой бумаге (для ловли мушиной)», и через некоторое время все «готово к употреблению». Автор снижает образ поэта и сам акт создания стихов, сопоставляя творческую деятельность с приготовлением кулинарного рецепта. Пища насыщает желудок человека, удовлетворяет его физические потребности. Поев, человек успокаивается, его тянет ко сну. Так и произведения «чистого искусства», по мнению Маяковского, вызывают меланхолию и состояние безмятежности. Но сейчас необходимо другое искусство, другой поэт.

В наше время...

Тот писатель,

Кто полезен...

Кто напишет

Марш и лозунг!

Маяковский многие свои произведения выполняет на социальный заказ, на злобу дня, так как поэт должен отражать интересы своего времени, своего класса. Стихотворение «Долой!» - посвящение западным братьям. Силу поэтического слова автор употребляет для выражения протеста против войны, к этому он призывает всех поэтов:

Поэтами облагороженная

Война и военщина

Должна быть поэтом

Оплевана и развенчана.

Как бы итог своему творчеству Маяковский подводит во вступлении в поэму «Во весь голос». Это произведение является и его программой, и его завещанием потомкам. В поэме «Во весь голос» поэт говорит о своей позиции и понимании назначения поэзии. Он «агитатор, горлан-главарь», указывает народу истину. Труден путь поэта, он состоит из постоянных сражений и боев. Все силы художник отдает «планеты пролетарию», но ничего не требует взамен. Его служение Родине бескорыстно.

Мне и рубля не накопили строчки.

И Маяковский надеется, что вечным памятником ему будет «построенный в боях социализм». Таким образом, Маяковский, восприняв традиции русских поэтов в понимании своего назначения, по-новому пересмотрел цели поэтического творчества в связи с новыми потребностями общества.

Нет, пожалуй, в мире ни одного поэта, который бы не писал о задачах поэзии. Прозой, стихами, критическими статьями - все равно. Что же до Маяковского, то ему приходилось еще и отстаивать свое поэтическое кредо, защищать свои взгляды в постоянной борьбе, защищать статьями, выступлениями, главное, стихами. Он считал себя бойцом революции и был им, утверждая, что стихи пишутся по “социальному заказу”.

Маяковский всегда был там, где “нужно”. “Грозный смех” - так назвал он впоследствии книгу избранных текстов и рисунков к плакатам. Смех действительно был грозный.

А в годы нэпа поэт, засучив рукава, очищает страну от “разной дряни и ерунды”. Грубые, резкие, уничтожающие насмешливые строки Маяковского били без промаха. “Поэт вылизывал чахоткины плевки”, - с гордостью скажет он себе потом.

Молодой Советской республике нужна реклама, и Маяковский берет на себя эту задачу. Да, такого рекламщика страна не видела и вряд ли когда увидит. Когда за дело берется гений, оживает и реклама (“Нигде, кроме как в Моссельпроме”, “Заходите, покупайте хорошие соски. Лучше не было и нет. Готов сосать до старости лет”. Может быть, еще что потребуется? Не стесняйтесь, все будет. А вот “Курить бросим - яд в папиросе”).

Маяковский с полным правом скажет потом: “Я себя смирял, становясь на горло собственной песне”. Но поэзия остается поэзией. Маяковский, прежде всего, лирик. Его стихи - это по-настоящему искренний и теплый разговор с читателем, а многие даже и написаны в форме разговора.

В статье “Как делать стихи” Владимир Владимирович писал о том, что только разница в качестве отделки стиха и создает разницу между поэтами. Он высмеивает Уткина, Кириллова, Жарова за старую форму, небрежность в стиле, хотя с самими поэтами был связан теплыми товарищескими отношениями. “Первый, купивший книжку о рыжем Мотеле, - я”, - говорил он и считал эту стихотворную “Повесть о рыжем Мотеле” Иосифа Уткина талантливой вещью. Это не мешало ему поругивать Уткина, и в статье “Как делать стихи” Уткин, кажется, тоже упомянут.

Очень сложным было отношение Маяковского к классикам. Поэт всю жизнь оставался правоверным футуристом, считая своих друзей, особенно Хлебникова, гениальными. Он принимал участие в составлении манифеста футуристов, однако уже в дореволюционные годы его творчество не умещалось в рамки этого манифеста.

Литературоведы стараются очистить поэта от “грехов молодости”, от ниспровержения классиков. Очищать не стоит. Одно стихотворение Маяковского “Юбилейное”, посвященное А. С. Пушкину, делает это лучше всех: Я люблю вас, но живого, а не мумию.

Навели хрестоматийный глянец. Вы, по-моему, при жизни, думаю, тоже бушевали. Африканец! Александр Сергеевич, да не слушайте ж вы их! Может, я один действительно жалею, что сегодня нету вас в живых.

Известный русский поэт Владимир Маяковский с ответственностью подходил к назначению своей поэтической мысли, понимая, что своими художественными работами он оказывает существенное влияние на широкие массы. Он всегда стремился с помощью своих стихотворений служить другим людям. Именно поэтому Маяковский сравнивал миссию поэта с шахтерской деятельностью, говоря о том, что необходимо очень внимательно подбирать выражения и выбирать «единое слова» среди огромного количества «словесной руды».

Из-за того, что Владимир Маяковский всем сердцем верил в высокое назначение поэта, он работал над своими произведениями очень долго, подыскивая наиболее подходящие слова и фразы.

Очень часто, не находя достоверного выражения своих мыслей, Маяковский создавал свои собственные словесные элементы, во многом благодаря которым поэт и прославился. В качестве примера можно привести такие авторские неологизмы, как «сердцелюдый», «испавлинился», «задолицая», «быкомордой» и многие другие.

Известны строки поэта из его литературной работы под названием «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»: «светить всегда, светить везде…». И, действительно, поэт мечтал быть светилом действительности, выражая социальную обстановку и пытаясь сделать жизнь в стране лучше. Он всегда старался расставлять верные акценты с помощью острых слов, сатирических оборотов и четких мыслей, понятный, пожалуй, каждому человеку.

Несмотря на то, что Маяковский достаточно противоречиво относился к классикам, он все-таки уважал тех поэтов, которые также как и он вкладывались всей душой в это нелегкое дело.

Но вместе с этим он не желал быть похожим на классических деятелей литературного творчества. Так, например, в своем стихотворении «Юбилейное» он обращается к Пушкину, признаваясь любви к «живому» поэту, а не к его «мумии», не к тому образу, который был впоследствии создан «хрестоматийным глянцем». Ведь Маяковский был уверен, что в каждой новой эпохе должны быть свои поэты с собственным стилем, мыслями и мировоззрением. И, пожалуй, я соглашусь с этим мнением, ведь, несмотря на огромную роль классиков литературы, поэтическое творчество всегда должно двигаться вперед. И Владимир Маяковский во многом способствовал этому прогрессивному движению.

В заключение хотелось бы сказать, что Маяковский, несомненно, осознавал свое высокое назначение как поэта. И, скорее всего, именно поэтому его широко почитают в обществе. Его стихотворения и поэмы прошли настоящую проверку временем, поэтому можно смело утверждать, что Владимир Маяковский выполнил свою жизненную миссию. Ведь он в полной мере проявил свой поэтический талант, заставляя людей размышлять на противоречивые темы, касающиеся политической, социальной и культурной жизни страны.

Сочинение Маяковский В.В. - Разное

Тема: - Стихи о назначении поэта и поэзии


народный слуга?
В. Маяковский

Передовых писателей всех времен и эпох волновал и волнует вопрос о роли и назначении поэзии. Владимир Владимирович Маяковский не раз обращался к этой теме в своем творчестве, утверждая вслед за своими великими предшественниками - поэтами XIX века - общественное назначение поэзии. Продолжая борьбу за новое искусство, начатую Горьким, Маяковский горячо, со всей присущей ему прямотой и силой заявил, что труд художника слова - вклад в общенародное дело:

Я себя
советским чувствую заводом,
вырабатывающим счастье. Не хочу,
чтоб меня, как цветочек с полям, рвали
после служебных тягот. Я хочу,
чтоб в дебатах
потел Госплан, мне давая
задания на год.

Даже ранний Маяковский, сотрудничающий с футуристами, был близок не им, а активным создателям нового строя. Об этом говорит и его общественная деятельность этих лет, и произведения, созданные в этот период: “Юбилейное”, “Птичка Божия”, “Сергею Есенину”. Но программными произведениями являются “Разговор с фининспектором о поэзии” и вступление к поэме “Во весь голос”.
“Разговор с фининспектором о поэзии” был написан в середине двадцатых годов. Форма “разговора”, привычная для поэта, в данном стихотворении имеет свою специфику: здесь поэт говорит о себе и своем труде с человеком, далеким от этой темы. Растолковывая непосвященному, в чем состоит поэтическая работа, поэт находит яркие и убедительные сравнения, метафоры, многие из которых стали афоризмами, формулами поэзии. Обращает внимание сравнение процесса творчества с невероятно трудным процессом добычи радия:

Поэзия -
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради тысячи тонн
словесной руды.

Но как
испепеляюще
слов этих жжение рядом
с тлением
слова-сырца. Эти слова
приводят в движение тысячи лет
миллионов сердца.

Именно здесь Маяковский говорит о неразрывной связи поэта эпохи социализма со своим народом.

Я
народа водитель и одновременно -
народный слуга?

Здесь, как ни парадоксально это звучит, четко просматривается преемственная связь гражданской поэзии Маяковского с творчеством Пушкина, Лермонтова, Некрасова.
В 1930 году поэт начинает работу над поэмой “Во весь голос”, посвященной первой пятилетке. Поэму Маяковский написать не успел, было написано вступление. Оно глубоко лирично по своему содержанию, поэтому рассматривается как составная часть лирического наследия поэта. Маяковский говорил, что сам хочет поговорить со своими потомками, без “посредников”.

Уважаемые
товарищи потомки!..

Это горячий, полемический разговор поэта-трибуна с будущими читателями. Новая эпоха явилась началом революционного переворота и в поэзии. Свое место в этой преобразующей деятельности поэт определяет решительно и резко:

Я, ассенизатор
и водовоз,
революцией
мобилизованный и призванный,
ушел на фронт
из барских садаводетл поэзии -
бабы капризной.

Маяковский отрицает буржуазно-мещанскую поэзию, голос поэта-агитатора полон такой силы, что дойдет до далеких потомков живым, не потерявшим теплоты. Его поэзия, “как старое, но грозное оружие”, всегда будет помогать людям в борьбе за счастливую жизнь. Маяковский подводит итог двадцатилетней поэтической деятельности, он отдает свое могучее оружие трудящимся:

И все
поверх зубов вооруженные войска,
что двадцать лет в победах
пролетали, до самого
последнего листка я отдаю тебе,
планеты пролетарий.

Неразрывная связь поэта с трудящимися основана на общности классовых взглядов и интересов, на ясном понимании целей и задач борьбы, на общности судьбы, на практическом освоении революционной теории, поэтому связь эта нерушима.

Пускай нам
общим памятником будет
построенный
в боях
социализм.

Поэт просит потомков мысленно переселиться в его эпоху, чтобы понять всю важность и трудность его работы, приближающей грядущее счастье.

Для вас,
которые
здоровы и ловки, поэт
вылизывал
чахоткины плевки
шершавым языком плаката.

Жизнь поэта тяжела и беспокойна, но все его существо направлено на построение нового общества. Этой цели служит его поэзия:

Товарищ жизнь,
давай
быстрей протопаем,
протопаем
по пятилетке
дней остаток.

Бескорыстное служение Отчизне - залог бессмертия поэта:

Явившись
в ЦеКаКа
идущих
светлых лет,
Над бандой
Поэтических
рвачей и выжиг
я подыму,
как большевистский партбилет,
все сто томов
моих
партийных книжек.

Страстность и определенность в решении темы, яркость и ясность образов, простота и меткость речи-отличительные черты Маяковского-поэта. Он горд своей причастностью к созданию нового государства.
Славьте,
молот
и стих,
землю молодости.