Open
Close

Оборотничество: тайна трансформации человека в зверя. Самые известные оборотни

Термин ликантроп, при помощи которого описывают феномен оборотней, происходит от греческого мифа, в котором Зевс, приняв образ странника, посетил дворец царя Ликаона. Жестокий царь хотел узнать, человек этот странник или бог, поэтому решил его убить. Зевс в гневе разрушил дворец и сделал царя Ликаона волком на всю оставшуюся жизнь. Так появилось слово ликантропия, обозначающее превращение человека в волка.

Современные легенды об оборотнях появились в 1591 году, когда после многочисленных нападений собак на людей горожане обнаружили стаю, в которой вместе с собаками был волк, внезапно обернувшийся человеком. Позже этот человек был обвинен в убийстве нескольких горожан, в том числе и собственного сына; под пытками он сознался и был казнен. Этот случай перерос в легенду, и по всей Европе распространились слухи о волках-оборотнях. (Вы должны помнить, что мы говорим о тех временах, когда многие были неграмотны, а католическая церковь защищала своих прихожан от зла при помощи инквизиции. Люди были крайне суеверны, на этой почве пышно расцвела «охота на ведьм», многих невинных людей пытали, и под пытками они сознавались в преступлениях, которых не совершали.)

В 1621 году ученый и священнослужитель Роберт Бартон опубликовал книгу «Анатомия меланхолии», и люди по-другому начали смотреть на оборотней. Бартон верил, что ликантропия является формой безумия, и винил в ней все, начиная от ведьм и демонов до плохого питания и воздуха. После этого научное сообщество стало рассматривать ликантропию как психологическое явление, а не как физическую трансформацию.

Большую часть времени люди, считающие себя оборотнями, находились под воздействием галлюциногенов, содержащихся в пшенице, настойке опия и белладонне, которые много лет назад прописывали для лечения от определенных болезней. Комбинация этих лекарств и породила популярный миф об оборотнях, которые в полнолуние охотятся за добычей.

Эффект оборотня

Врачи говорят, что у некоторых людей можно создать эффект оборотня, если они не будут получать достаточное количество воды − в бреду такие люди стремятся напиться любой жидкости… даже человеческой крови.

Также существует редкое генетическое отклонение − порфириновая болезнь, результатом которой является недостаток гема, или содержащей железо части гемоглобина, что стимулирует рост волос. Помимо роста волос заметны и другие проявления, которые совпадают с мифами об оборотнях. Страдающие этим заболеванием люди не переносят света, плоть под ногтями отделяется, делая их похожими на когти. Кроме того, кожа начинает терять цвет, форма носа, ушей, глаз и пальцев искажается, на теле появляются язвы. Обычно такие люди страдают умственными расстройствами с маниакально-депрессивными тенденциями.

Феномен оборотня

Феномен оборотня является следствием таких факторов, как порфириновая болезнь, употребление отравленного спорыньей хлеба и медицинских препаратов, использовавшихся в то время. Комбинация галлюциногенного эффекта лекарств и хлеба и неправильное понимание сферы психологических заболеваний породили личностей, которые считались оборотнями, а темное Средневековье своей неграмотностью и суевериями способствовало распространению этих фантазий.

Оборотнем зовется мифологическое существо, которое может превращаться из человека в дикое животное и обратно. Такая метаморфоза является довольно популярной в преданиях разных народов мира. Даже в рисунках времен еще каменного века часто можно встретить изображения полулюдей-полузверей.

С тех пор появилось немало историй о страшных оборотнях, которые сильны, как дикие обитатели леса, и по-человечески умны. Даже в детском возрасте мы знакомимся с такими персонажами, взять хоть бы Волка из Красной шапочки. Да и в современных киносагах о нечистой силе оборотни играют заметную роль.

Но откуда появилось мифы о таких существах? Ученые считают, что люди сочиняли легенды о тех, кто имел физиологические или психологические проблемы. А самое интересное, что история знает реальные случаи вмешательства оборотней в жизнь человека. О самых знаменитых оборотнях в истории и пойдет речь.

Жиль Гарнье. Эта история произошла в темное Средневековье - в XVI веке. Однажды неподалеку от французского городка Доль крестьяне услышали в лесу рев и зверя и последовавший тут же крик ребенка. Когда люди бросились на помощь, они увидели, как раненый малыш отчаянно отбивался от какого-то непонятного монстра. В нем крестьяне смогли распознать Жиля Гарнье, жителя местной деревни. А после того, как в окрестностях вскоре пропал еще один десятилетний мальчик, главный подозреваемый был ясен. На главной площади Доля глашатай прочел приказ, разрешавший схватить и убить местного оборотня, чтобы тут перестал терроризировать окрестности. Жиль Гарнье был арестован и признался, что именно он и являлся тем самым монстром, что убивал детей. Не особенно вдаваясь в детали, оборотня поспешили сжечь на костре.

Грайфсвальдские оборотни. Согласно летописям немецкого городка Грайфсвальд в 1640 году окрестности тут буквально кишели оборотнями. Как только спускалась тьма, все жители закрывались дом на засовы, боясь даже выйти во двор. Так немцы боялись появившихся из ниоткуда монстров. Всеобщий испуг длился до тех пор, пока группа молодых людей не решила положить конец этому безумию. Студенты собрали все серебро с округи, в дело пошли не только блюда и кубки, но даже и пуговицы. Весь этот металл пошел на отливку пуль. После того, как студенты толком подготовились и вооружились, они отправились на охоту. Что там происходило - осталось тайной, но с тех пор жители Грайфсвальда снова смогли гулять спокойно по ночам.

Оборотень из Ансбаха. История гласит, что в 1685 году неестественно большой и кровожадный волк буквально затерроризировал окрестности баварского городка Ансбах. Говорили, что на самом деле животное было оборотнем. Причем люди предполагали, что им мог стать умерший незадолго до этого мэр Ансбаха. После того, как волка все же убили, местные жители вырядили труп животного в одежды мэра и выставили на всеобщее обозрение на городскую площадь. Позже останки оборотня были перенесены в городской музей.

Оборотень из Кляйн-Крамс. Были времена, когда густые и девственные леса около немецкой деревни Кляйн-Крамс любили охотники. Они приезжали сюда, чтобы оттачивать свои навыки и состязаться с коллегами. Но только однажды тут завелся большой странный волк, которому ружейные пули не причиняли вреда. Он даже издевался над охотниками - подпускал их поближе, а потом попросту исчезал. Бывало, что волк утаскивал у охотников их добычу. Однажды мимо деревни Кляйн-Крамс ехал один из участников соревнований, молодой кавалерийский офицер. Он заметил, как из одного дома с криками и воплями выбежала группа детей. Охотнику удалось узнать, что тут проживает необычный мальчик, который, оставаясь дома один, превращается в волка и так пугает соседских малышей. Офицера очень удивила эта детская игра. Но когда он заглянул в окно, то увидел в доме того самого огромного волка, а уже через несколько мгновений тут стоял уже маленький ребенок.

Оборотень из Павии. В 1541 году в окрестностях итальянской Павии одинокие путники стали жаловаться на нападения безумного фермера. Он бросался на своих жертв, рыча, как дикий зверь. Оборотень впивался зубами в людскую плоть и рвал ее на части. От таких нападений пострадало немало людей. После того, как маньяка поймали, он заявил, что считается себя волком, а не человеком. Отсутствие же у себя шерсти фермер объяснял тем, что у него она растет вовнутрь, а не снаружи. Именно это и отличает оборотня от других волков. Судья решил проверить это утверждение и отрубить маньяку руки и ноги. Неизвестно, что же было там с мехом, но от кровопотери обвиняемый быстро умер.

Шалонский оборотень. Эта история про оборотня из Шалона довольно жуткая. Также монстр вошел в историю, как Демон Тейлор. Слушание по делу оборотня прошло 14 декабря 1598 года. Во время суда всплыли настолько ужасающие детали преступлений, что было решено уничтожить все материалы по этому делу. Современники постарались, чтобы из истории было изъято даже настоящее имя этого монстра. За совершенные им преступления оборотень Демон Тейлор был заживо сожжен на костре. Говорили, что он заманивал мальчиков и девочек в свою лавку, насиловал, а затем перерезал им горло. Затем маньяк расчленял тела на мелкие куски и варил человеческое мясо. После того, как приходила ночь, Тейлор превращался в лютого волка, бегал по лесу и нападал на одиноких путников. В подвале у оборотня нашли несколько бочек с костями человека и множество других жутких свидетельств его преступлений. Говорят, что оборотень даже отказался покаяться перед смертью.

Клаудиа Гаяр из Бургундии. Доблестный охотник на ведьм Генри Богет утверждал, что сумел выявить и уничтожить несколько сотен ведьм и оборотней. Однажды некий очевидец заявил, что видел, как Клаудиа Гаяр в кустах превращалась в огромного волка без хвоста. Богет тут же приступил к допросу арестованной, применяя в том числе и пытки. Позже он вспоминал, что несчастная не уронила ни слезинки, как ни старались палачи. Женщину-оборотня было решено сжечь на костре.

Майкл Верден, оборотень из Полиньи. Почему-то оборотней было довольно много в Средневековье. В 1521 году инквизиторы из французского Безансона имел дело с Филибером Монто, Пьером Бурго и Мишелем Верденом. Священники требовали от троицы признать себя оборотнями, пошедшими на сговор с самим дьяволом. А попали они под подозрение после странного случая - на одного путешественника неподалеку напал волк. Но человек сумел отбиться от зверя, ранив его. След крови привел храбреца к хижине местного жителя, Мишеля Вердена. Путешественник застал его как раз в тот момент, когда жена обмывала ему раны. Об этом тут же было сообщено местным властям. Под пытками Верден сознался в том, что является оборотнем. А стоило только инквизиторам вести допрос активнее, как арестованный выдал имена двух других «коллег». И они тоже с помощью пыток сознались во всех грехах, в которых их обвинила церковь: в убийствах, каннибализме и поклонении дьяволу. После таких откровенных признаний трех оборотней незамедлительно казнили.

Оборотень из Бенанданти. История этого оборотня относится к 1692 году, а произошла она в Ливонии. Сегодня на этой территории располагаются Эстония и Латвия. Соседей удивило, когда 80-летний старик Тис сломал себе нос. Шокировало еще и то, что он поведал своим сердобольным знакомым. Тис заявил, что является оборотнем. По его словам нос ему сломал местный колдун Скестан, правда, в то время он уже давно умер. На суде Тис пояснил, что волшебник вместе со своими коллегами хотел наслать порчу на весь урожай, а затем забрать все это в ад. Чтобы помешать этому злодейству, Тис вынужден был превратиться в волка. Благодаря такой трансформации оборотень смог с другими своими коллегами спуститься в ад и спасти посевы. Изумленным слушателям старик поведал, что подобные битвы колдунов и оборотней проходят трижды в год. Если оборотни зазеваются, и волшебники успеют закрыть ворота в ад, то это обернется большой бедой - погибнет урожай, скот, прекратится охота и лов рыбы. Во время тех битвы оборотни брали в руки стальные прутья, а колдуны - метлы с конскими хвостами. Так Скистан и сломан нос оборотню. Эта история немало смутила судей, ведь оборотни всегда считались пособниками дьявола. Когда же старика спросили о судьбе душ таких, как он, после смерти, то Тис уверенно заявил о попадании в рай. Оборотень даже настаивал, чтобы подобных ему людей называли не иначе, как «божьи псы». Тис уверял, что только оборотни и смогли помочь человечеству выжить на Земле, обеспечив изобилие. Без этих волшебных существ люди бы просто умерли с голода. В конце своей речи Тис заявил, что подобные сообщества «правильных» оборотней есть еще и в Германии, и в России. Чтобы помогать вверенным им народам, они спускаются в Ад и там воюют со своими колдунами. Старик рассказал свою историю очень уверенно и не путался в показаниях. А вот от встречи с местным священником оборотень отказался, заявив, что является сам себе святым отцом. Тис заявил, что он далеко не первый и не последний, и после него священная война будет все так же продолжаться. Суд долго думал, что же делать с этим оборотнем. Не награждать же его, в самом деле! В итоге после долгих совещаний было решено приговорить Тиса к десяти ударам плетью за суеверия и идолопоклонство.

Жан Гренье. Осенью 1603 года область Ланды на юго-западе Франции была охвачена паникой. В одной из деревень стали пропадать маленькие дети, причем самым волшебным образом. Однажды спящий младенец пропал прямо из люльки, когда мать отошла буквально на несколько минут. Кто-то говорил, что всему виной волки, другие же шепотом предполагали вмешательство нечистой силы. Своего пика ужас достиг тогда, когда домой прибежала 13-летняя Маргарита Пуарье. Она была вся в ранах и клялась, что на нее напал какой-то жуткий монстр. Девочка пасла корову, как вдруг из леса выскочил какой-то зверь с рыжей шерстью. Маргарита сказала, что это была словно огромная собака, которая своими острыми зубами вцепилась в платье. Хорошо еще, что у девочки в руках оказалась крепкая палка с острым металлическим наконечником. Ею она храбро отбивалась от монстра и сумела прогнать его. А через некоторое время 14-летний мальчик Жан Греньер, сын поденщика, хвастал, что это он превратился в волка и напал на девочку. И только палка спасла ее от смерти, которая уже настигла нескольких других детей.

Если вам интересно, существуют ли оборотни, добрые душой, то ответим откровенно - нет! Человек начинает оборачиваться по нескольким причинам, но все они схожи в одном: это получается лишь у злых и темных Рассмотрим эти причины.

Во-первых, это обычное добровольное превращение, которое, кстати, носит достаточно болезненный характер: кости, сухожилия и и трещат, изменяя свою форму, а кожа начинает адски зудеть, поскольку из нее вырастает шерсть… Ужас просто! И ведь так происходит каждое полнолуние! Чтобы научиться превращаться, человек в душе должен быть убийцей, ведь именно убийство - главная цель всех вервольфов. никогда не смогут обернуться!

Во-вторых, это врожденное оборотничество. Обычно этому подвержены люди из тех семей, в которых подобные превращения встречались неоднократно. Кроме того, есть подозрения, что врожденными вервольфами являются малыши, появившиеся на свет уже с зубками и густыми волосиками на голове, причем вдоль позвоночника малыша должен быть виден пушок.

В-третьих, начинают превращаться те люди, которые были укушены до крови другими оборотнями! Конечно, это распространяется только на тех, кто смог уцелеть после встречи с этими существами, что вряд ли.

Существуют ли оборотни-медведи, и оборотни-кошки

Естественно, да! Не каждый вервольф - это человек, превращающийся в волка. Ведь на то он и оборотень, чтобы становиться кем угодно! Например, в странах, где волков в принципе не бывает, вервольфы превращаются в других животных - в змей, в птиц, в летучих мышей, в крокодилов и прочую тварь. Порой, даже там, где существуют волки, оборотни предпочитают облик более могучего зверя, например, медведя. Однако самый распространенный тип вервольфа - это человек-волк (интересно, существуют ли оборотни-мыши). Давайте посмотрим, в чем отличие вервольфа от обычного волка:

  • человек-волк отличается от обычного животного своими внушительными размерами;
  • манера поведения вервольфа сродни человеку, это разумное и хитрое существо (кстати, в этом оборотни и вампиры схожи);
  • задние конечности оборотня напоминают человеческие ноги (коленями вперед), что, казалось бы, должно ему мешать передвигаться, но не мешает!

Кроме того, настоящие волки в основном убивают только потому, что голодны, а вервольфы, напротив, очень редко едят своих жертв. У них другой интерес: их забавляет то, что жертва беззащитна и беспомощна. Пока она подает всяческие признаки жизни, человек-волк рвет ее зубами и когтями, но стоит ей умереть, как оборотень тут же теряет к ней всяческий интерес. Короче говоря, эти существа убивают ради удовольствия. К сожалению, в отличие от волков, оборотней не интересуют овцы и козы. Им нужны только люди! Но надо отдать им должное, обратим внимание, что иногда в поведении этих мразей все же прослеживается хоть какая-то логика. К примеру, вервольф, пользуясь «волчьим» состоянием, может свести счеты со своими обидчиками в людском мире.

Интересно, что одни оборотни обладают чисто человеческими качествами - собираются в группы-стаи, где общаются друг с другом. Другие же, напротив, любят одиночество. Кто-то предпочитает охотиться вместе (подобно волкам), а кто-то - в одиночку. Здесь нет каких-то определенных законов. Это, как говорится, дело вкуса.

Вы все еще сомневаетесь, существуют ли оборотни? Перестаньте быть скептиками и скорее читайте, как можно расправиться с этими ужасными существами!

Как уничтожить оборотня

Традиционными методами это сделать очень сложно, поскольку любые раны (даже очень глубокие) немедля заживают на его теле. Но есть один, всем нам знакомый способ уничтожения этих тварей, и все мы его прекрасно знаем. Это, конечно же, серебро. Поскольку серебряные ножи не выдерживают столь мощной плоти и гнутся, то люди придумали использовать стрелы с серебряными наконечниками, а когда появилось огнестрельное оружие - серебряные пули.

Кроме серебра вервольфы, как и вся нечисть, боятся распятия и святой воды. Поэтому, если вы до сих пор не разобрались, есть ли оборотни на самом деле, то дайте подержать какой-нибудь серебряный предмет тому человеку, который вызывает у вас сомнения в его человечной сущности. Серебряный предмет, как минимум, будет ему неприятен. Не попадайтесь!

Ответить на вопрос «кто такой оборотень» не так-то и легко, при всей, казалось бы, очевидности. А все потому, что оборотней существует множество, как и самих вариантов и способов оборотничества. Тем не менее, мы все же попытаемся максимально полно ответить на вопрос «кто такой оборотень»?

Кто такой оборотень?

Начнем ответ на вопрос «кто такой оборотень?» с того, что, на самом деле, изначально оборотнями называли людей, причастных к колдовству и поэтому способных «оборачиваться», то есть превращаться в каких-либо существ и даже в неживые предметы. Тех, кто умел быть оборотнем, также называли «обертышами», «перекидчиками», «опрокиднями», «переходнями».

В целом, надо заметить, оборотничество, иными словами способность менять свой облик, изначально была присуща любой нечистой силе. Поэтому люди, стремящиеся овладеть тайной оборотничества (а это не только колдуны, но и охотники, пастухи, мельники, кузнецы и так далее), как правило, перенимали эту науку у нечистых и опасных существ. Черти и бесы тоже были оборотнями, они могли принимать вид красивых юношей или девушек, различных животных, драгоценностей, блуждающих огоньков и так далее. По народному убеждению, черти, лешие, водяные и прочие нечистые сущности принимают человеческий облик для того, чтобы заманивать прохожих в лесные чащобы, топить их в омутах и вообще всячески досаждать простым людям.

Также способностью к оборотничеству, по народному убеждению, обладают люди, родившиеся «в рубашке», то есть с эмбриональной пленкой, частично покрывающей головку новорожденного. Среди подобных личностей обычно оказывалось множество людей с необычной судьбой, ясновидцев и так далее.

Оборотни и метвецы

Кстати, согласно поверьям, способностью к оборотничеству обладают и умершие. Так, считалось, что души умерших являются с того света в облике насекомых, птиц, или гадов; они также могут показываться в виде вихря, столба пыли, блуждающих огней, тучи и так далее. Почти всегда становятся оборотнями после своей смерти колдуны и проклятые (если не был проведен специальный обезвреживающий ритуал). Принимая различные облики, они бродят по земле и приносят беды людям.

Способы стать оборотнем

Тот или иной класс или тип людей обладал различной склонностью к формам оборота. Так колдуны чаще всего предпочитали становиться волками или медведями, ведьмы обычно оборачивались в таких животных, как свинья, лошадь, из птиц предпочтение отдавали сороке, редко вороне, и даже могли принимать вид предметов - колесо, копна сена, полено, а в редких случаях даже могли превращаться в дым.

Представители профессии охотников и рыбаков в основном оборачивались в промысловых зверей, то есть на тех, на кого охотились. Пастухи «опрокиывались» в собак, а вот люди, ставшие оборотнями против своей воли, обычно становились волком, медведем или лошадью.

Животных оборотней отличали по необычному поведению или по каким-либо чертам в их облике (белая полоса на шее волка, отсутствие хвоста у сороки и тому подобное).

Колдуны и ведьмы оборачиваются тогда, когда им это нужно, и вернуть себе человеческий облик они могут в любое время. Обычно превращения происходят либо в сумерках, либо в ночное время.

Существовало немало разновидностей магической процедуры, с помощью которой осуществлялся «оборот» из человеческого состояния в звериное. «Оборотиться», то есть превратиться в животное или неживой предмет, подчас в буквальном смысле означало «перевернуться» (перекувыркнуться) через некую условную черту (предмет-граница), установленную на символической границе между мирами.

Чаще всего колдуны и ведьмы перекидывались через один или несколько ножей, воткнутых в землю в подполье или в гладко срубленный пень в лесу. Среди других предметов-границ, через которые кувыркались оборотни, также упоминаются обручи, коромысло, колоды и некоторые другие. Более подробно ритуал, по-видимому, выглядел так: перед обращением в волка колдун в каком-нибудь уединенном месте вбивал в землю либо в пень пять ножей или осиновых кольев, два из которых символизировали передние лапы, два - задние, а один - хвост. Прыгая или кувыркаясь вперед через ножи, начиная от заднего, он становился волком.

Чтобы обратно вернуть себе человеческий облик, оборотню следовало забежать с противной стороны границы и перекувыркнуться через нее обратно. Но если за время пребывания человека в виде зверя кто-нибудь заберет и унесет нож или подобный предмет-границу, то он навек останется волком.

Иногда для «оборота» использовалась волчья шкура, которую колдун набрасывал на себя. По-видимому, это один из наиболее древних способов, поскольку сведения о подобном приеме встречаются уже в шаманских легендах. Так, например, в североамериканских и корякских мифах рассказывается как мифологический герой Эмемкут превратился в Великого Ворона при помощи вороньего костюма, а его внук Кил превратился в медведя, надев медвежью шкуру. Эмемкут дал собачью шкуру своей сестре, и она превратилась в собаку.

В некоторых случаях для оборотничества применяли «волшебную наузу» - ремень или лыко, заговоренное заклятием, которым опоясывался колдун для осуществления магической операции. Такие волшебные пояса-наузы, с помощью которых колдун мог принять волчий облик, начиная с XII века часто упоминаются в поучениях против язычества. В этих поучениях «науз ношение» приравнивалось к исполнению кощюн (мифов) и «бесовских песен».

Типы оборотничества и оборотней

Всех оборотней можно разделить на три класса, в зависимости не от того, в какое животное превращается человек, а делает ли он это добровольно, заставили ли его стать оборотнем при помощи магических чар или подобный дар достался ему от рождения.

К первой группе - добровольные оборотни, относятся колдуны и волхвы, умеющие принимать звериный облик преимущественно для того, чтобы вредить людям. Согласно народным представлениям, они могут принимать облик не только волка, но и других животных, а также растений (куст, ветка, солома) и предметов (клубок ниток, веретено, стог сена, полено). И более того, колдуны и ведьмы, по поверьям, обладают способностью «оборачиваться» по несколько раз, то есть неоднократно менять свой облик. У восточных славян существовало также верование, что ведьма в одно мгновение может изменять свое обличье двенадцать раз, а потом вновь обратиться в женщину.

Цели превращения колдунов и ведьм - корыстные: проникнуть незамеченным в чужой двор; навредить соседской скотине (например, отобрать молоко у коровы и тому подобное); напасть на своего недруга, оставаясь неопознанными; запугать людей, «заморочить» или завести на бездорожье; навести порчу. Мать-ведьма в устрашающем животном облике могла преследовать своего сына, чтобы не пустить его на свидание с девушкой, пришедшейся ей не по нраву, и разрушить их отношения.

Нередко «знающие» люди оборачиваются животными с целью скрыться от преследователей или обмануть их, либо просто пересечь большие расстояния. Вспомним, что еще в «Слове о полку Игореве» говорится о том, как князь Всеслав «рыщет волком в ночи», преодолевая огромные расстояния.

К невольным оборотням обычно относят людей, насильно превращенных в волков силой колдовства. Одним из главных отличий невольного оборотня от оборотня добровольного является то, что невольный оборотень обычно никому не делает вреда, за исключением тех людей, которые его «испортили», то есть превратили в волка.

Обычно оборотничество данного типа совершается с целью наказать человека за нанесенную обиду и свести с ним счеты. Типичными примерами подобной мести является превращение в волков неугодных зятьев или парней или мужчин, отвергших любовь ведьмы. Колдунья может отомстить обидчику тем, что оборачивает его по ночам в коня и заезживает его до полусмерти. Сохранилось и немало преданий о том, как обиженный колдун «пускал волками» новобрачных, не пригласивших его на свадьбу, или даже всех участников свадьбы.

Если невольный оборотень становился жертвой охотника, то он перед смертью кричал человеческим голосом, а охотники, снимая шкуру с убитого волка-оборотня, под ней обнаруживали остатки красного кушака, следы одежды человека или даже его человеческий облик, скрывавшийся под шкурой. Хотя иногда встречаются верования, что колдун превращает свою жертву в волка только на определенный период времени. Когда же срок истекает, тот снова превращается в человека, но его отличительной чертой становятся сросшиеся брови и красные глаза, либо клочок серой шерсти возле сердца. Также по некоторым другим приметам можно было отличить настоящего волка от оборотня: считалось, что оборотень сохраняет человеческое отражение, которое можно заметить в воде, когда он подойдет напиться; кроме того, оборотней можно узнать по строению задних ног – они развернуты коленями вперед, как у человека.

Каким же образом людей обращали в оборотней против их воли? Действие магических чар «знающих» на жертву достигается разными способами. По поверьям, колдун или ведьма набрасывают на человека звериную шкуру, ленту или пояс («наузу») или бьют своей палкой, сопровождая эти действия заклинаниями.

Известен и другой прием: скрученный пояс кладут под порог хаты, и вступивший в него становится волколаком. Ведьма, чтобы обернуть жениха и невесту волками, бросает под копыта лошадей клубок пряжи. По некоторым рассказам, колдунья, чтобы навести порчу, перекапывала дорогу, по которой должна была проехать свадьба, небольшим рвом, и когда поезд пересекал это углубление, лошади падали замертво, а люди превращались в диких зверей. Колдун также мог превратить в волчью стаю всю свадебную процессию, бросив первой лошади под ноги рукавицу на волчьем меху.

И, наконец, последняя категория оборотней, это оборотни от рождения, так же называемые «самопроизвольные» оборотни. Ими обычно считались дети, зачатые родителями в дни, которые, согласно предписаниям традиции, являлись запретными для полового сношения, например, под Пасху. Страдая за грехи родителей, они в урочный час - обычно ночью - непроизвольно превращаются в волков. Это превращение для них очень мучительно и сопровождается сильными стонами. На русском Севере верили, что оборотнями становятся дети, проклятые родителями, или преступники, совершившие страшное злодеяние.

Предания сохранили немало историй о несчастливых браках таких оборотней, заканчивающихся обычно бедой для их супругов, которые, как правило, ими же и бывают загрызены. Волколаки такого происхождения, как и ведьмы с колдунами, могут находиться в облике волков после смерти, так как у них, кроме души, есть еще «дух», дающий им возможность быть упырями.

К печальным последствиям могло привести и несоблюдение беременной женщиной некоторых запретов и предписаний. Считалось, что рожденный ребенок может оказаться под воздействием нечистой силы, которая и сообщит ему экстраординарные способности.

Волки-оборотни

Несмотря на многообразие личин и обликов оборотней, наиболее устойчивый образ оборотня связывается, конечно же, с волком.

Почему именно волк? Дело в том, что волк у многих народов еще с незапамятных времен был связан с миром магии, и при этом, что характерно, его происхождение связывалось обычно с нечистой силой. Так по одной из легенд, черт слепил волка из глины или вытесал из дерева, но не смог его оживить, и тогда Бог сам вдохнул в волка жизнь. При этом оживленный Богом волк бросился на черта и схватил его за ногу (поэтому черт с тех пор хромает). К тому же волчьи черты иногда прослеживаются в фольклорных портретах чертей и прочей нечисти (волчьи зубы, уши, глаза, хвост, шерсть и так далее). А вообще идея оборотничества приурочивается обычно к тому животному, которое на данной территории представляло особую опасность для человека. Для народов Европы, это был, естественно, волк (для сравнения – в Южной и Восточной Азии встречались тигры-оборотни, в Африке - леопарды-оборотни, в Южной Америке - ягуары-оборотни и так далее).

Вера в людей-волков, которые назывались волкодлаками, (не путать с вурдалаками!) широко бытовала у славянских народов вплоть до XIX-XX веков. Само слово «волкодлак» образовано из двух частей - общеславянского «волк» и южнославянского «длака», означающего «шерсть, шкура».

Иногда волкодлаками называли и оборотней вообще, то есть, тех людей, способных принимать вид не только волка, но и собаки, кошки, куста, пня, птицы и так далее. Однако исконно, по-видимому, волкодлак - это, все-таки, волк-оборотень, то есть, человек, способный превращаться только в волка и ни в кого иного. И вот что любопытно: оборотень, даже находясь в зверином обличье, всегда сохраняет человеческие мысли и чувства.

По народным поверьям, обращение оборотней в волков происходит в особые периоды, когда наиболее всего активна нечисть - на святки, в купальскую ночь, в троицкий период и другие большие праздники. Колдуны и ведьмы, по народному мнению, чаще всего «перекидываются» во время летнего солнцестояния и на зимние святки. Хотя более поздние предания, появившиеся уже при христианстве, свидетельствуют, что оборотни могут превращаться в волков практически в любое время для того, чтобы всячески вредить своим соплеменникам: загрызать скот и людей и наводить порчу.

Подневольный волк-оборотень отличался от колдуна и тем, что не ел падаль, сырое мясо или другую «нечистую» пищу - он старался добыть себе хлеб и другую человеческую еду, или на худой конец, поджарить добычу, убитую волчьей стаей. Эту особенность поведения объясняли так: съев сырого мяса, заколдованный человек окончательно превратится в волка, поэтому он и стремится раздобыть ту пищу, которая бы сохраняла его связь с миром людей. Иногда в поисках пропитания волколаки забирались в погреба, и многие крестьяне, заметив убыль припасов, обычно относили подобные кражи на счет невольных оборотней. Тоскуя по человеческой жизни, оборотни нередко приходили под окна родной избы и жалобно выли, желая увидеть своих родных.

Иногда встречаются верования, что волки-оборотни могут бегать в стае настоящих волков, занимая подчиненное по отношению к ним положение. Однако находясь в обличье зверя, оборотень всегда должен быть осторожен, так как от него пахнет человечиной, и если настоящие звери учуют его, то разорвут.

Шаманы-оборотни

Широко оборотничество было распространено у шаманов. Шаманы надевали на себя звериный костюм, чтобы обернуться животным на время ритуалов, и главное назначение костюма - способствовать превращению человека в зверя. Объяснение этому можно найти в мифах индейцев тлинкитов, в которых говориться о том, что люди и животные раньше были едины, животные отличались от людей одеждой - шкурой и мехом. В берлогах и норах они снимали их и становились людьми.

У бурятских шаманов дух-покровитель называется «хубилган», что можно перевести как «метаморфоза», (от хубилху - «изменяться», «приобретать иную форму»), что непосредственно указывает на способности к «перекидыванию».

Сами духи-помощники или духи-покровители, как правило, предстающие перед шаманом в облике того или иного животного, наделяли его способностью превращаться в него по своему желанию, то ест быть оборотнем. Так шаман, у которого имеется дух-помощник орел, может превращаться в орла. Это явление мы находим у чукотских и эскимосских шаманов (они превращаются в волков). Лапландские шаманы становятся не только волками, но и медведями, северными оленями и рыбами. Зафиксированы рассказы шаманов, утверждающих, что они могут оборачиваться тиграми.

Страх перед оборотнем и защита от обортня

Естественно, никто из людей не хотел встречаться с оборотнем. Их боялись, а раз боялись, то придумывали различные средства защиты от них. Так, например, рекомендовалось при встрече с оборотнем ударить его тележной осью или, так называемым «змеиным топором», то есть топором, которым однажды убили змею.

Если были подозрения, что какая-либо лошадь, на самом деле оборотень, то, чтобы свести магические чары на нет, ее нужно было подковать.

Но самое главное при борьбе с оборотнями было выяснение его личности. Тут наши предки не мудрствовали, при встречи они старались нанести ему какое-либо увечье, чтобы потом, когда он станет снова человеком, узнать его. Ведь увечье, нанесенное оборотню останется и в его человеческом облике.

Если приходилось иметь дело с оборотнем, которым стал умерший колдун или другой лихой человек, умерший страшной смертью, то проводился довольно сложный и опасный ритуал для обезвреживания опасного мертвеца. Надлежало разрыть его могилу, перевернуть труп вниз лицом, либо подрезать пяточные сухожилия или проткнуть оборотня между лопаток осиновым колом.

В других случаях, пока еще покойная ведьма или колдун находились в своем доме, выламывали доску из потолка или вообще разбирали целый угол крыши. Также надежным средством против блужданий «ожившей» ведьмы было прибивание ее тени гвоздем.

Широко бытовало убеждение, что превратить оборотня обратно в человека мог опытный колдун или знахарь, однако это по плечу только тому магу, который превосходит по силе колдуна, превратившего человека в зверя. Кроме этого, для оборотня-жертвы существовала опасность другого рода: если колдун умрет раньше срока действия заклятия, то человек останется волком на всю жизнь и ему уже никто не сможет помочь.

Кроме сильных ведьмаков, невольному оборотню мог помочь и обычный человек, только следовало знать особые магические приемы, которые могли бы избавить жертву от звериного обличья.

С этой целью проводили следующий несложный ритуал. Надо снять с себя пояс, завязать на нем несколько узлов, каждый раз говоря: «Господи, помилуй», а затем опоясать им волкодлака. Другие способы расколдовать оборотня - при встрече назвать его людским именем, накормить благословленной едой, набросить на него человеческую одежду или даже простое полотно.

Согласно народным представлениям, при обратном превращении волкодлак сохраняет признаки оборотня: он наг, не может говорить по-человечески. Окончательное возвращение оборотня в мир людей происходит после его приобщении к культурным действиям: при надевании одежды, поедании человеческой пищи, мытье в бане, а также при звуке колокольного звона. Нарушение условий обратного превращения грозило тем, что у расколдованного человека мог остаться хвост.

Обретение человеческого облика могло произойти и само собой по истечении срока заклятия (от 9 дней до года или 3, 7, 9, 12 лет) либо при особых условиях - если волшебный пояс, который колдун набросил на свою жертву, перетрется, лопнет или будет разорван кем-либо.

© Алексей Корнеев