Open
Close

Одноэтажная америка времен начала второй мировой.

В этот вторник мы хотим познакомить вас с творчеством Ильи Ильфа и Евгения Петрова, но не на примере «12 стульев», а гораздо менее известной книги — «Одноэтажной Америки». Надеемся, что вы захотите прочитать ее полностью. Мы же приведем ниже некоторые интересные выдержки. Итак. Представьте себе: четверо (Ильф и Петров, а также супружеская пара Адамс из Нью-Йорка) на приобретённом новеньком «форде» пересекли Америку от Атлантики до Тихого Океана и обратно в течение двух месяцев (конец 1935 года — начало 1936 года).

Таможенный зал пристани «Френч Лайн» велик. Под потолком висят большие железные буквы латинского алфавита. Каждый пассажир становится под ту букву, с которой начинается его фамилия. Сюда привезут с парохода его чемоданы, здесь они будут досматриваться. Голоса приехавших и встречающих, смех и поцелуи гулко разносились по залу, обнаженные конструкции которого придавали ему вид цеха, где делают турбины.


Американские фотографии: ДОРОГА.

ИЛЬЯ ИЛЬФ И ЕВГЕНИЙ ПЕТРОВ

Поездка Ильфа и Петрова была также темой финала главного совместного проекта «Одноэтажная Америка». Благодаря автомобильной поездке по Соединенным Штатам книга была дополнена некоторыми из актуальных тем, впервые показанными в «Американских фотографиях». Первое её издание должно было содержать фотографии Ильфа, но по причинам, которые остаются неизвестными, книга была опубликована без иллюстраций. Учитывая политическую обстановку в Советском Союзе в 1937 году, начало террора, удивительно, что даже неиллюстрированная версия книги, которая «любовно» высмеивает США, была опубликована. К сожалению, оба автора умерли в течение следующего десятилетия. Во время поездки Ильф страдал первыми симптомами туберкулеза; он ушел в тот же год, когда первое издание книги появилось в печати, в 1937 году. Петров погиб в авиакатастрофе во время работы в качестве военного корреспондента в 1942 году.

На пятый день путешествия через Атлантический океан мы увидели гигантские здания Нью-Йорка. Перед нами была Америка. Но когда мы пробыли в Нью-Йорке неделю и, как нам казалось, начали понимать Америку, нам весьма неожиданно сообщили, что Нью-Йорк вовсе не Америка. Нам сказали, что Нью-Йорк является мостом между Европой и Америкой и что мы по-прежнему находимся на мосту. Затем мы отправились в Вашингтон, будучи твердо убежденными, что столица Соединенных Штатов, бесспорно, является Америкой. Мы провели день, а к вечеру нам удалось влюбиться в этот чисто американский город. Однако в тот же вечер нам сказали, что Вашингтон ни при каких обстоятельствах не был Америкой. Сообщили, что это город правительственных чиновников и что Америка совсем другое. Озадаченные, мы поехали в Хартфорд, город в штате Коннектикут, где великий американский писатель Марк Твен провел свои зрелые годы. К нашему ужасу, местные жители в унисон твердили, что Хартфорд также не является подлинной Америкой. Одни заявляли, что подлинной Америкой были южные штаты, в то время как другие убеждали, что - западные. Некоторые ничего не говорили, но неопределенно тыкали пальцем в место на карте. Тогда мы решили работать в соответствии с планом: ездить по всей стране на автомобиле, чтобы пересечь её от Атлантического океана до Тихого и вернуться по другому маршруту - вдоль Мексиканского залива, рассчитывая, что в самом деле где-нибудь мы будем уверены, что нашли Америку. Мы вернулись в Нью-Йорк, купили «Ford» (перемещение в собственном автомобиле является самым дешевым средством передвижения в Соединенных Штатах), застраховали его и себя, и холодным ноябрьским утром мы покинули Нью-Йорк на пути к Америке.

В течение двух месяцев перед глазами были дороги из белого бетона, черного асфальта или серого зернистого гравия, насыщенного необработанной нефтью.

Сначала мы были восхищены этими великолепными дорогами, потом привыкли к ним, а затем даже сердились, если иногда, в связи с ремонтом пути, нам приходилось делать небольшой крюк по слегка ухабистой, немного старой, пятнистой дороге.

Дороги являются одним из самых великолепных феноменов американской жизни. В декабре прошлого года в США насчитывалось полтора миллиона так называемых «highways» - крупных дорог, по которым автобусы ездят днем и ночью в соответствии с установленными графиками.

На востоке страны, где автомобильное движение особенно тяжело, преобладают трехполосные железобетонные дороги, тысячи километров дорог, исключительно с толстыми белыми линиями. Две полосы для потокового движения, средняя полоса для спокойного движения.

Иногда, особенно в горах и национальных парках, мы восхищались неожиданно новыми пейзажами, появляющимися внезапно. Каждый поворот дороги услужливо открывал нам все новые и новые перспективы красивого вида. Дорога, кроме того, переводила нас из одного пейзажа в другой. Она словно демонстрировала природу для путешественника с мастерством художника, показывающего картины для посетителей выставки.

Данный тип дороги имеет свое особое обозначение «scenic road» - живописная дорога. Такие дороги проложены со специальной целью: показать природу путешественнику, так чтоб ему не пришлось карабкаться по скалам в поисках подходящей точки наблюдения, так чтоб необходимое количество эмоций можно было получить, не покидая автомобиль.

Не выходя из автомобиля, путешественник может также получить необходимое количество бензина на заправочных станциях, которые тысячами стоят вдоль американских дорог. Бак полон. Можно спокойно ехать дальше. Однако джентльмен в полосатой фуражке и кожаной бабочке не отпускает путешественника. Начинается знаменитый американский сервис. Человек с заправочной станции открывает капот автомобиля, проверяет масло и воду. Затем он проверяет давление воздуха в шинах. Тем не менее, он не считает, что его миссия на этом законченна. Он протирает лобовое стекло автомобиля тряпкой. Если стекло сильно загрязнено, вытирает его специальным порошком. И тогда всё в порядке. Но теперь, смягченный сервисом, сам путешественник не хочет уезжать. Ему кажется, что люк автомобиля захлопывается при закрытии недостаточно плотно.

Доброжелательно улыбаясь, джентльмен извлекает из заднего кармана инструмент, и через две минуты дверь в порядке! Можно ехать. Но путешественник не хочет. Он хочет «service» чуть больше этого удивительного и, что особенно важно, бесплатного «service». Путешественник спрашивает о наилучшем пути, чтобы добраться до ближайшего города. В ответ на это он получает первоклассную карту штата, на которой человек с АЗС рисует дальнейшие пути автомобилиста. На обратной стороне карты наименования гостиниц и туристических домов. Также перечислены места, на которые следует обратить внимание по дороге. И все это бесплатный бонус за покупку бензина. С сожалением путешественник покидает гостеприимного обслуживающего станции, утешая себя лишь тем, что после 100 км бензин начнет заканчиваться, и в ту самую минуту, когда он закончится окончательно, на дороге обязательно появится новая АЗС, где он встретит гостеприимного человека с полосатой фуражкой и кожаной бабочкой.

После каждой тысячи миль надо менять масло в двигателе и смазывать его. Это стоит $ 1,50 доллара. Болезненный момент!

«Похоже, что мы давно не меняли масло», - говорит путешественник с грустью.

Как обычно, джентльмен с кожаной бабочкой поднимает автомобиль на специальной площадке, предполагая, что путешественник захочет прогуляться по городу. Ровно через час автомобиль снова возвращают на землю, вернее, на асфальт. Теперь можно спокойно проехать еще тысячу миль.

Иностранец, не владеющий английским, может со спокойной душой отправляться на американскую дорогу. Он не рискует заблудиться. По этим дорогам даже ребенок или глухонемой может ездить самостоятельно.

Дороги тщательно пронумерованы. Цифры встречаются так часто, что заблудиться на маршруте просто невозможно.

Иногда две дороги сходятся на время в одну. Тогда появляются две цифры на опоре - номер федеральной дороги выше, а номер государственной дороги под ним.

Иногда пять, семь или даже десять дорог сходятся вместе. Тогда количество номеров растет вместе с опорой, к которой они крепятся.

На дороге много различных знаков. Расположены они близко к земле, на правой стороне, так что они всегда попадают в поле зрения водителя. Никогда знаки не бывают предварительными и не требуют расшифровки. В Америке вы никогда не столкнетесь ни с чем подобным таинственному синему треугольнику в красном квадрате, с таким знаком, над которым можно часами ломать голову, пытаясь выяснить смысл.

Стрелка, изображенная на фотографии, означает поворот налево. Она оснащена небольшими круглыми зеркалами, которые отражают свет автомобильных фар в ночное время. Таким образом, знак самоосвещающийся. Большая черная надпись на желтом фоне (это самые заметные цвета) означает «Медленно». В подобной манере, просто и ясно, выполнены дорожные знаки «Территория школы», «Стоп», «Опасно», «Узкий мост», «Ограничение скорости 15 миль», или «Выбоины в 300 футов». Вы можете быть уверены, что выбоина будет точно 300 футов. Тем не менее, такие уведомления появляются так же редко, как и выбоины.

На пересечениях дорог стоят колонны с толстыми деревянными стрелками, которые указывают направления. На них названия городов и количество миль до них.

Купленный в кредит в Нью-Йорке «форд», на котором писатели объехали всю Америку. Фотография Ильи Ильфа.

​19 сентября 1935 года Илья Ильф и Евгений Петров в качестве корреспондентов газеты «Правда» отправились в четырехмесячное путешествие по Америке. На купленном в Нью-Йорке «форде» писатели пересекли всю страну, побывали на заводах Генри Форда и родине Марка Твена, в индейских деревнях Санта-Фе и Таоса, осмотрели строительство знаменитой плотины Боулдэр-Дам, проехали Разноцветную пустыню Аризоны, посетили строительство знаменитого моста в Сан-Франциско, провели две недели в Голливуде и через южные штаты вер­ну­лись обратно в Нью-Йорк. Ильф записывал свои впечатления в дневнике, ежедневно отправлял жене Марии подробные длинные письма, короткие открытки, телеграммы и пачки фотографий. Вернувшись в Москву, писатели издали свои путевые заметки под названием «Одноэтажная Америка». Пере­веденная на английский язык, книга имела большой успех в Америке, а затем и в других странах.


Конверт Ильи Ильфа с борта «Нормандии» на пути в Нью-Йорк. 4 октября 1935 года



Из семейного архива Ильи Ильфа


Первое письмо Ильи Ильфа с борта «Нормандии» на пути в Нью-Йорк. 4 октября 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа


Первое письмо Ильи Ильфа с борта «Нормандии» на пути в Нью-Йорк. 4 октября 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа

Илья Ильф пишет на специальной бумаге с логотипом лайнера, которая в изобилии имелась в специальной комнате для написания и отправки писем. Путешествие в каюте первого класса «Нормандии» Ильф и Петров подробно описали в книге «Одноэтажная Америка».

«Вообще удобства здесь громадные, если к вибрации относиться спо­койно. Каюта у нас громадная (так как нам везет, то в Париже, когда мы меняли шипс-карты на билеты, нам дали каюту не туристскую, а первого класса. Они это делают потому, что сезон уже кончился, чтобы первый класс не пустовал безобразно), обшитая светлым дере­вом, потолок как в метро, роскошный, стоят две широкие деревянные кровати, шкафы, кресла, свой умывальник, душ, уборная. Вообще пароход громаден и очень красив. Но в области искусства здесь явно неблагополучно. Модерн вообще штука немножко противная, а на „Нормандии“ это еще усиливается золотом и бездарностью».


Илья Ильф на палубе «Нормандии». Снимок сделал радиоконструктор Александр Шорин на фотоаппарат Ильфа
Из семейного архива Ильи Ильфа

«На „Нормандии“ едет группа наших инженеров с радиоконструктором Шориным. Все легли костьми, показались сегодня на минуту и снова укрылись в свои каюты. Один я хожу, безумный адмирал, нечувстви­тель­ный к морской болезни».
Из письма жене 4 октября 1935 года



Из семейного архива Ильи Ильфа


Открытка из Нью-Йорка. 9 октября 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа

В Нью-Йорк Ильф и Петров приехали 7 октября 1935 года и провели там почти месяц. Они повидали множество людей - от Эрнеста Хемингуэя до Давида Бурлюка, побывали на большой выставке Ван Гога, на одном из первых пред­ставлений оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс», видели боксерский поединок в Медисон-сквер-гарден и темные уголки тюрьмы Синг-Синг.

«Дорогая дочка вчера послал Вам письмо. В здании на обороте я живу. Сегодня вечером буду Вам еще писать. Поцелуйте нашу милую Сашень­ку,
Ваш Иля»


Илья Ильф у окна своего номера на 27-м этаже отеля «Шелтон» в Нью-Йорке. Снимок сделал Евгений Петров
Российский государственный архив литературы и искусства

«Утром, проснувшись на своем двадцать седьмом этаже и выглянув в окно, мы увидели Нью-Йорк в прозрачном утреннем тумане».
«Одноэтажная Америка»


Вид из окна номера на 27-м этаже отеля «Шелтон». Фотография Ильи Ильфа
Российский государственный архив литературы и искусства

«Это была, что называется, мирная деревенская картинка. Несколько белых дымков подымались в небо, а к шпилю небольшой двадцати­этажной избушки был даже прикреплен идиллический цельнометал­лический петушок. Шестидесятиэтажные небоскребы, которые вчера вечером казались такими близкими, были отделены от нас по крайней мере десятком красных железных крыш и сотней высоких труб и слу­ховых окон, среди которых висело белье и бродили обыкновенные коты».
«Одноэтажная Америка»


Соломон Абрамович Трон. Фотография Ильи Ильфа
Российский государственный архив литературы и искусства

Соломон Трон (1872–1969) - инженер-электрик, часто бывал в Советском Союзе, работал на Днепрострое, Челябинске и в других местах. Вместе с женой Флоренс живой, энергичный, любопытный и очень общительный Соломон Трон сопровождал писателей в их поездке по Америке.


Конверт из Дирборна. 14 ноября 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа



Из семейного архива Ильи Ильфа


Письмо из Дирборна. 14 ноября 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа

Главными впечатлениями Ильфа и Петрова на пути из Нью-Йорка в Голли­вуд стали заводы Генри Форда в Дирборне, Чикаго и реклама, особенно световая.

«Это был мистер Генри Форд. У него замечательные глаза, искря­щиеся, похожие, как видно, на толстовские, мужицкие. Очень по­движ­ный человек. Он тоже сел. Все время двигал ногами. То упирал их в стол, то закладывал одну за другую, то снова ставил на пол. Говорили мы, что называется, „за жизнь“. Свидание продолжалось минут 15 или 20. Конечно, такой человек, как Форд, уже не думает только о заработках. Он говорил, что служит обществу и что жизнь вещь более широкая, чем автомобиль. В письме, жалко, трудно рассказать, дочка моя. В общем, я видел замечательного человека, который в громадной степени повлиял на жизнь людей. Он сам, надо думать, не очень доволен господством машин над человеком, потому что говорил о том, что хочет делать маленькие заводы, где люди будут и работать, и в то же время заниматься сельским хозяйством».


Конверт из отеля «Стивенс». Чикаго, 16 ноября 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа


Письмо из отеля «Стивенс». Чикаго, 16 ноября 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа

В дневнике Илья Ильф жаловался, что в Чикаго невозможно снимать:

«15 ноября
Брильянтовый свет машин. Набережная и трущобы. В отеле „Стивенс“ три тысячи комнат. Покровительство одиноким путе­ше­ствующим женщинам, а рядом Гери. Все у них ясно, как в медном тазу.
Это хорошо бы снять, но день ужасный, темный, ничего нельзя сделать, безобразие».



Из семейного архива Ильи Ильфа


Открытка из Альбукерке. 25 ноября 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа

«Дорогой Марусик, если индеец имеет квартиру на третьем ярусе дома, то он перелезает по этим лестницам с крыши на крышу. Собаки тоже ходят по этим лестницам. До свиданья, дочка моя.
Твой Иля».

Собаки, гуляющие по крышам индейских жилищ, появились затем и в «Одно­этажной Америке»:

«Собаки бежали по своим домам, не трогая нас, расторопно подымались по лестницам и исчезали в дверях».



Из семейного архива Ильи Ильфа


Открытка из Навахо-Бридж. 28 ноября 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа

Огромное впечатление на Ильфа произвела пустыня - он много снимал в Аризоне и отправил жене несколько открыток из Гранд-Каньона.

«Дорогой Марусик, утром уехал из Грэнд-Кеньона и целый день ехал по горной пустыне. Так хорошо в этой разноцветной пустыне, как нигде. Лучшего не видел еще никогда.
Твой и Сашенькин Иля».

Перед Голливудом писатели на несколько дней заехали в Сан-Франциско («город туманов, очень легких и светлых») - посмотреть на строительство моста, на ворота, погулять по городу, сходить на американский футбол и отдохнуть от бесконечной дороги.

«Милая, нежная дочка, я уже очень заскучал. Ни тебя нет очень долго, ни нашего Пига маленького. Дети мои родные, мне кажется, что я никогда больше с вами не расстанусь. Без вас мне скучно.
Вот ходят по улицам индусы, японцы, голландцы, кто угодно, и Ти­хий океан тут, и весь город на падающих склонах, на обрывах, а мне уже чересчур много, мне нужно вместе с тобой посмотреть, как наша де­воч­ка спит в кровати».



Российский государственный архив литературы и искусства


Сан-Франциско. Фотография Ильи Ильфа
Российский государственный архив литературы и искусства

Описания этих фотографий попали в книгу «Одноэтажная Америка»:

«Непонятно, как и почему мы попали в „Тропикал Свиминг Пул“, то есть зимний бассейн. Мы постояли, не снимая пальто, в огромном, довольно старом деревянном помещении, где был тяжелый оранже­рейный воздух, торчали какие-то бамбуковые жерди и висели пор­тьеры, полюбовались на молоденькую парочку в купальных костюмах, деловито игравшую в пинг-понг, и на толстяка, который барахтался в большом ящике, наполненном водой...»


Конверт из Голливуда. 15 декабря 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа



Из семейного архива Ильи Ильфа


Письмо из Голливуда. 15 декабря 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа

9 декабря 1935 года Ильф и Петров прибыли в Голливуд. Две жаркие недели писатели ходили по киностудиям, встречались с актерами и режиссерами и вели светскую жизнь.


Евгений Петров (слева) и режиссер Льюис Майлстоун. Фотография Ильи Ильфа
Российский государственный архив литературы и искусства

В Голливуде Ильф и Петров посмотрели фильм Майлстоуна «Сенсация» («Front Page», 1931), который был трижды номинирован на «Оскар». Майлстоун предложил писателям сделать сценарий по «12 стуль­ям». За написанный в течение пяти дней текст Ильф и Петров получили аванс в 600 долларов и выкупили «форд», который должны были вернуть перед отъездом в Москву.



Из семейного архива Ильи Ильфа


Открытка из Голливуда. 16 декабря 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа



Из семейного архива Ильи Ильфа


Открытка из Форт-Стоктона. 30 декабря 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа

23 декабря 1935 года писатели выехали из Голливуда и через южные штаты отправились обратно в Нью-Йорк.

«Дорогой Марусик, сегодня мы чуть отклонились от прямого пути на Сан-Антонио и поехали смотреть Карлсбадские пещеры в штате Нью-Мексико. Ну, это чудо. Расскажу тебе в письме. Обнимаю вас обоих, дети мои.
Ваш Иля».


Реклама Карлсбадских пещер. Слева - «форд» Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Фотография Ильи Ильфа
Российский государственный архив литературы и искусства


Справка об уплате пошлины за транспортировку «форда» Ильи Ильфа и Евгения Петрова из Америки в Москву. 20 января 1936 года
Из семейного архива Ильи Ильфа



Из семейного архива Ильи Ильфа


Открытка с борта «Маджестика». 27 января 1936 года
Из семейного архива Ильи Ильфа

«Дорогой Марусик, завтра я буду в Шербурге и вечером в Париже. Приеду домой числа 2-го или 3-го. Целую вас, мои дети.
Ваш Иля».

Подготовила Мария Котова

В этом году исполняется 80 лет книге Ильфа и Петрова "Одноэтажная Америка".

"Одноэтажная Америка" — книга, создававшаяся Ильёй Ильфом и Евгением Петровым в 1935-1936 годах. Издана в 1937 году в Советском Союзе. Вчетвером (оба автора и супружеская пара Адамс из Нью-Йорка) на приобретённом новеньком Форде «благородного мышиного цвета» пересекли Америку от Атлантики до Тихого океана и обратно в течение двух месяцев (конец 1935 года — начало 1936 года).

На страницах книги авторы:

Глубоко и подробно раскрывают обычную жизнь американцев того времени;
. Знакомят со многими американскими знаменитостями: Хемингуэй, Генри Форд, Морган, Вильямс, Рид, Таунсенд, Стеффенс и др.;
. Описывают многие города и городки Америки: Нью-Йорк, Чикаго, Канзас, Оклахома, Лас-Вегас, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Сан-Диего, Эль-Пасо, Сан-Антонио, Новый Орлеан и столицу США — Вашингтон;
. Посещают индейский вигвам и мексиканскую деревню;
. Периодически встречаются с русскими эмигрантами, в том числе с молоканами в Сан-Франциско;
. Рассказывают о некоторых национальных видах спорта: родео, борьбу реслинг, американский футбол и мексиканскую корриду;
. Поднимаются на крышу «Эмпайр-стейт-билдинг» в Нью-Йорке и опускаются глубоко под землю в пещеры Карлсбада;
. Подробно описывают уникальное американское изобретение — «электрический стул» тюрьмы Синг-Синг и создание первой электрической лампочки и фонографа Эдисоном;
. Представляют красивейшие пейзажи Америки, находящиеся в прериях, горах, национальных парках и даже в пустынях;
. Посещают Белый Дом, где состоялась беседа президента США Рузвельта с репортёрами;
. Подробно рассказывают о производстве фильмов в Голливуде.

Генри Форд и «Жестяная Лиззи». 1921 год.

Характерной чертой книги является минимум (точнее, практическое отсутствие) идеологических моментов, что для сталинского времени было просто исключительным явлением. Ильф и Петров, будучи тонкими, умными и проницательными наблюдателями, составили весьма объективную картину США и их жителей. Неоднократно критикуются такие неприглядные черты, как всеобщая стандартизация и бездуховность, точнее, интеллектуальная пассивность американцев, особенно молодежи.

В то же время авторы восхищаются американскими дорогами и превосходным сервисом, чёткой организацией и прагматичностью в быту и на производстве. Именно из «Одноэтажной Америки» советский читатель впервые узнал о паблисити, жизни в кредит и идеологии потребления (глава «Электрический домик мистера Рипли»).

История создания

В сентябре 1935 года корреспонденты газеты «Правда» Ильф и Петров выехали в Соединенные Штаты Америки. В те времена президентом США был Франклин Рузвельт, много сделавший для сближения между США и СССР. Это позволило авторам беспрепятственно передвигаться по стране и близко познакомиться с жизнью разных слоёв американского общества. В Америке Ильф и Петров прожили три с половиной месяца.

За это время они дважды пересекли страну из конца в конец. Возвратившись в первых числах февраля 1936 года в Москву, Ильф и Петров сообщили в беседе с корреспондентом «Литературной газеты», что будут писать книгу об Америке. Фактически работа над «Одноэтажной Америкой» началась еще в США. Очерк «Нормандия», открывающий книгу, был написан Ильфом и Петровым вскоре после приезда в Америку. Под заголовком «Дорога в Нью-Йорк» он с незначительными сокращениями появился в «Правде» 24 ноября 1935 года.


«Эту картинку хотелось бы подписать так: „Вот это и есть Америка!“» (фото И. Ильфа)

Во время пребывания писателей в Америке «Правда» также напечатала их очерк «Американские встречи» (5 января 1936 года), который в книге заключает 25-ю главу двадцать «Пустыня». Первые краткие заметки о поездке Ильф и Петров опубликовали в 1936 году в журнале «Огонёк» под названием «Американские фотографии». Текст сопровождали около 150 американских фотоснимков Ильфа, которые запечатлели облик страны и портреты людей, с которыми писатели познакомились в Америке.

«Одноэтажная Америка» была написана довольно быстро — в летние месяцы 1936 года. Пока писалась книга, «Правда» опубликовала из неё ещё пять очерков:

18 июня — «Путешествие в страну буржуазной демократии»;
. 4 июля — «Нью-Йорк»;
. 12 июля — «Электрические джентльмены»;
. 5 сентября — «Славный город Голливуд»;
. 18 октября — «В Кармеле».

В 1936 году путевые очерки «Одноэтажная Америка» впервые опубликованы в журнале «Знамя». В 1937 году они вышли отдельным изданием в «Роман-газете», в Гослитиздате и в издательстве «Советский писатель». В том же году книга была переиздана в Иванове, Хабаровске, Смоленске.

Герои и прототипы

Под фамилией Адамс в книге выведены инженер фирмы «General Electric» Соломон Абрамович Трон (1872-1969), сыгравший немаловажную роль в электрификации СССР, и его супруга Флоренс Трон.

Мы познакомились с Троном на одной из моих публичных лекций о Советском Союзе. Потом, в тридцатом году, мы встретились в Москве. Он уже успел поработать на Днепрострое, в Сталинграде и Челябинске. Вместе с ним в Москве был его сын от первого брака, тоже инженер-электрик. Трон был точно таким, каким он нарисован в «Одноэтажной Америке».

Перед второй мировой войной, начало которой, как вы, наверное, помните из книжки, он предсказал с ошибкой всего на один лишь год, этот непоседа успел побывать и поработать в Китае, Индии и Швейцарии. Последний раз мы встречались с ним уже в конце войны. Он собирался переехать из Нью-Йорка в Янгстаун, что в штате Огайо, к родственникам жены, выведенной в «Одноэтажной Америке» под именем Бекки. … Он уже был довольно больным человеком, старость давала себя знать, но в душе он оставался все тем же «мистером Адамсом» — энергичным, любознательным, интереснейшим собеседником.

Познакомившись с рукописью «Одноэтажной Америки», Трон шутливо заявил, что отныне они с женой «готовы жить под именем Адамсов». Дочь Тронов Саша (р. 1933), несколько раз упомянутая в книге как «беби», впоследствии училась в Швейцарии.

Переиздания

В советское время книга переиздавалась в 1947, 1961 и 1966 годах, но в этих изданиях её текст был подвергнут политической цензуре. Так, из текста исчезли упоминания Сталина и других политических фигур. Ещё большему количеству правок текст подвергся при публикации в «Собрании сочинений» Ильфа и Петрова в 1961 году. Например, из текста исчезло сочувственное упоминание переезда Чарльза Линдрберга из Америки в Европу после похищения и убийства его сына, что, вероятно, связано с последовавшим сотрудничеством Линдрберга с нацистами.

В 2003 году была опубликована новая, восстановленная по первоисточнику, редакция книги, включающая неизвестные ранее материалы из личного архива Александры Ильиничны Ильф (дочери И. Ильфа). В ней впервые опубликованы письма, которые Ильф посылал жене и дочери по ходу путешествия, и фотографии, сделанные им в США.

Вместе с письмами Петрова они представляют собой своеобразный дневник путешествия и естественным образом дополняют книгу. В 2000-х годах в нескольких американских университетах с успехом прошли выставки «американских фотографий» Ильфа, а в Нью-Йорке опубликован перевод «огоньковской» публикации 1936-го года, с многочисленными ильфовскими снимками.

Торговля хот-догами в Нью-Йорке, 1936 год.

Переводы

«Одноэтажная Америка» неоднократно издавалась на болгарском, английском, испанском, чешском, сербском, французском, итальянском и других языках. В США «Одноэтажная Америка» вышла в 1937 году, уже после смерти Ильфа, в издательстве Farrar & Rinehart под названием «Little Golden America» («Маленькая золотая Америка»). Это название было придумано издателем, несмотря на протест автора — Евгения Петрова и переводчика Чарльза Маламута. По мнению издателя, такое название должно было напомнить читателям о предыдущей книге Ильфа и Петрова «Золотой телёнок», ранее издававшейся в США под названием «The Little Golden Calf».

«Одноэтажная Америка» имела успех у американских читателей и вызвала множество откликов в столичной и провинциальной печати.

Вот некоторые из них:

Эта книга должна быть отмечена, как весьма значительное произведение.
Американцы и Америка много выиграли бы, если бы поразмыслили над этими
наблюдениями.
Allentown Morning Call

Не многие из наших иностранных гостей удалялись на такое расстояние
от Бродвея и центральных улиц Чикаго; не многие могли рассказать о своих
впечатлениях с такой живостью и юмором.
New York Herald Tribune

Это одна из лучших книг, написанных об Америке иностранцами.
Приятное, но подчас беспокойное занятие — вновь открывать Америку,
глядя глазами авторов этой книги.
News Courier, North Carolina

Последователи

В 1955 году писатель Б. Полевой в составе делегации советских журналистов совершил поездку по США. Путевые записки, созданные во время этого путешествия, легли в основу книги «Американские дневники». По признанию автора, отношение к советским журналистам в США изменилось в худшую сторону и, хотя делегация ехала почти по следам Ильфа и Петрова, многие стороны американской жизни они были лишены возможности увидеть.

В 1969 году журналисты газеты «Правда» Б. Стрельников и И. Шатуновский повторили маршрут Ильфа и Петрова с целью сравнить, насколько изменились США за прошедшую треть века. Результатом поездки стала книга «Америка справа и слева».

Летом 2006 года российские журналист Владимир Познер и телеведущий Иван Ургант осуществили поездку в США по следам Ильфа и Петрова. В феврале 2008 года на российском ТВ состоялась премьера их фильма «Одноэтажная Америка», который представил обычную жизнь современной Америки. В 2011 году также увидела свет их книга «Одноэтажная Америка».

«Пост из прошлого»: В этой подборке представлены фотографии, которые были сделаны в Америке во время Великой Депрессии (в период с 1929 по 1940 гг). Все эти снимки были сделаны в маленьких городках США, и представляют собой типичные картины жизни того времени. Все эти фотографии находятся в собственности библиотеки Конгресса США. В 2006 г. наряду с другими фотографиями они демонстрировались на выставке Bound for Glory. Это первая большая выставка малоизвестных цветных фотографий, сделанных фотографами Администрации по защите фермеров (FSA) и Управления военной информации (OWI). Всего на выставке было представлено 70 отпечатков, сделанных с цветных диапозитивов.

(Всего 22 фото)

1. Дети одного из жилых районов, Броктон, штат Массачусетс, декабрь 1940 г. Репродукция с цветного слайда. (фотограф Джек Делано, отдел эстампов и фотографий, библиотека Конгресса).

2. Городок на берегу залива Лонг-Айленд-Саунд, штат Коннектикут, ноябрь 1940 года. (фотограф Джек Делано, отдел эстампов и фотографий, библиотека Конгресса).

3. Фермерский аукцион в Дерби, одном из самых маленьких муниципалитетов штата Коннектикут, сентябрь 1940. Репродукция с цветного слайда. (фотограф Джек Делано, отдел эстампов и фотографий, библиотека Конгресса)

4. Грузовики рядом с фабрикой по производству крахмала в городке Карибу округа Арустук штата Мэн, октябрь 1940г. Репродукция с цветного слайда. (фотограф Джек Делано, отдел эстампов и фотографий, библиотека Конгресса)

5. Заголовки новостей вывешены в витрине редакции Броктон Энтерпрайз, Броктон, штат Массачусетс, декабрь 1940. Репродукция с цветного слайда. (фотограф Джек Делано, отдел эстампов и фотографий, библиотека Конгресса)

6. Субботним днем люди едут в город. Грин-Каунти, штат Джорджия, май 1941 г. Репродукция с цветного слайда. (фотограф Джек Делано, отдел эстампов и фотографий, библиотека Конгресса)

7. Возделывание хлопкового поля на арендуемой земле возле Уайт-Плейнс, Грин-Каунти, штат Джорджия, июнь 1941 года. Репродукция с цветного слайда. (фотограф Джек Делано, отдел эстампов и фотографий, библиотека Конгресса)


8. Зазывала приглашает посетителей ярмарки на , Ратленд, штат Вермонт, сентябрь 1941 г. Репродукция с цветного слайда. (фотограф Джек Делано, отдел эстампов и фотографий, библиотека Конгресса)

9. Поселенец-гомстедер Джек Уинери и его семья. Городок Пай Таун, штат Нью-Мексико, октябрь 1940 г. Репродукция с цветного слайда. (фотограф Расселл Ли, отдел эстампов и фотографий, библиотека Конгресса)

10. Фаро Каудилл ужинает в землянке вместе со своей семьей. Городок Рутланд, штат Нью-Мексико, октябрь 1940 г. Репродукция с цветного слайда. (фотограф Расселл Ли, отдел эстампов и фотографий, библиотека Конгресса)

11. Сад возле землянки поселенца-гомстедера Джека Уинери. Городок Пай Таун, штат Нью-Мексико, сентябрь 1940 г. Репродукция с цветного слайда. (фотограф Расселл Ли, отдел эстампов и фотографий, библиотека Конгресса)

12. Мельница богатой золотой шахты Camp Bird Mine, графство Оурэй, штат Колорадо, октябрь 1940 г. Репродукция с цветного слайда. (фотограф Расселл Ли, отдел эстампов и фотографий, библиотека Конгресса)

13. Распределение избыточного товара. Сент-Джонс штат Аризона, октябрь 1940 г. Репродукция с цветного слайда. (фотограф Расселл Ли, отдел эстампов и фотографий, библиотека Конгресса)