Open
Close

От табуреток к роботам: как изменились уроки технологии в школах. План-конспект по технологии на тему: урок труда

Каждый из нас имеет право выбрать, чем он будут заниматься в жизни. Имеется ввиду интеллектуальный и умственный труд. Одним людям еще со школы хорошо даются точные науки, такие как математика или химия, а других привлекает творческая деятельность. Так вот, «золотые руки» тоже надо развивать.

Каждый из нас помнит те уроки труда, которые были раньше. Они значительно отличаются от современных. Тогда и время было другое, и оснащение кабинетов труда было на более высоком уровне. У кого-то остались положительные воспоминания от уроков труда, а кто-то не хочет вспоминать те времена, считая, что это давно ушло в прошлое. Согласитесь, что многое зависит от преподавателя. Хорошо, когда наставник вовремя рассмотрит в своем ученику творческую личность и будет помогать ему и болеть за него. Но бывает так, что ребенку нужно развиваться самостоятельно, без чьей-либо помощи. Сегодня ученики имеют совсем другие увлечения, но это не означит, что среди них нет творческих детей, которые любят придумывать и мастерить.

Возникает вопрос: есть ли польза от уроков труда в школах? Нужен ли этот предмет? Возможно, он уже никому не нужен? Многие считают, что через несколько лет этому предмету уже вообще не будет. Кому нужно уметь забивать гвозди или пользоваться рубанком? Большинство современных людей считает, что для этого есть специальные службы, которые за деньги сделают все, что нужно. А в интернет магазине http://domisad.com.ua/ можно купить все необходимые инструменты, которые нужны для дома, офиса, сада или небольшой городской квартиры.

В большинстве случаев уроки труда читают неквалифицированные мастера, поэтому эти часы стоит отдать на изучение каких-то других предметов. Мастерские в школах не в самом лучшем состоянии. Нет ни материалов, ни современных инструментов. Зачем тогда тратить время на никому не нужный предмет?

Каждый имеет право на свое мнение. Несомненно, уроки труда приносят много пользы. Дети могут отдохнуть от более сложных предметов, утомляющих их умственно. Уроки труда дают элементарные навыки, которые обязательно пригодятся в жизни. А недостатки можно найти во всем, если хорошо поискать. Мало кто из родителей возмущен отсутствием в школе уроков труда. Но все хотят, чтобы их ребенок развивался всесторонне и забывают о том, что физический труд способствует умственному развитию человека.

Вконтакті

Однокласники

Другие новости

Школа - это легко и весело. Помогите ребенку полюбить школу.

Зачастую, родители забывают о том, что подготавливать малыша к школе нужно не только покупая ему книжки и приспособления, но и морально. Как малыша заинтересовать школой? Несколько советов помогут вам в этом.

11 способов научиться думать положительно

В течение всей жизни нас учат математике, иностранным языкам, истории, но не учат главному - быть счастливыми людьми. Счастье - это положительное мышление, которому действительно можно обучиться. Стоит только захотеть, и наш мозг будет вырабатывать положительные эмоции по первому сигналу, как только они нам будут необходимы.

Социалки делают детей несчастными

Исследователи из Великобритании пришли к выводу, что самооценка подростков во многом зависит от количества времени, потраченного на социальные сети.

Как перестать хотеть сладкого?

Существует эффективный метод, способный снизить влечение к употреблению сладостей. В ходе проведенного американскими учеными исследования выяснилось, что уровень пристрастия к сладкому возможно снизить всего за 25 секунд.

Перестаньте делать эти 6 вещей, и ваши отношения сохранятся

Есть 6 способов, способных загнать любые отношения в угол, и единственным вариантом решить проблему - будет расставание. Некоторые люди необдуманно делают вещи, которые разрушают их отношения. Сложно сказать, почему они это делают: возможно не хватает силы духа, возможно воспитания, мудрости или банального опыта.

Новинки кино: 5 французских комедий 2017 года

В последнее время Франция начала выпускать действительно качественное кино, которое стоит смотреть. Итак предлагаем вашему вниманию 10 фильмов, которым обязательно нужно посвятить полтора часика вечером.

Нестандартный сценарий крестин ребенка

Крещение ребенка - одно из важнейших событий в жизни не только новорождённого, но и его родителей. Безусловно, хотелось бы, чтобы этот праздник надолго запомнился всем родным и гостям этого мероприятия. Сегодня мы поговорим об достаточно нестандартном, но не менее торжественном варианте крещение ребенка.

Стоит ли надеятся на уроки полового просвещения в российских школах?

В прогрессивных странах Европы к вопросам о половом просвещении подростков подходят с огромнейшей ответственностью: дисциплина «Половые отношения» является неотъемлемой частью школьной программы в Нидерландах и Германии. В России же, вокруг перспективы введения подобного предмета в школьную программу в течение десятков лет ведутся споры, при этом мнения взрослых по этому поводу разделились на два противоборствующих лагеря: одни считают, что данная дисциплина является обязательной, для других же даже разговоры о подобном являются своеобразным табу.

Негативное влияние Фейсбука на психику человека

Социальные сети отнимают львиную долю нашего времени в течение дня. Конечно, многие из вас скажут, что, фейсбучная активность в XXI веке это нормально. Но проблема в том, что мало кто из пользователей может отличить зависимость от использования. В определенный момент улыбка наших друзей изменилась в смайлик, а ругательства стали примером проявления заботы и доброжелательности.

История школьной формы: как менялась одежда российских учеников

В настоящее время, одним из обязательных требований, предъявляемых к ученикам общеобразовательных заведений, является наличие школьной формы. После развала СССР, привычные пиждаки, рубашки и красные галстуки отошли на второй план, а сами молодые люди получили полную свободу в выборе одежды. В 2013 году правительство РФ приняло решение о возобновлении обязательного ношения школьной формы.

Выступал докладчик юный,
Говорил он о труде.
Он доказывал с трибуны:
- Нужен труд всегда, везде!
Нам велит трудиться школа,
Учит этому отряд…
- Подними бумажки с пола!
Крикнул кто-то из ребят.
Но тут докладчик морщится:
- На это есть уборщица!
А. Барто

Редкий назначенец встречается народом с таким восторгом, как новый министр образования Ольга Васильева. Никто о ней ничего толком не знает, но ожидания - самые радужные.

В этом есть что-то щедринское. Помните: «Лучшие граждане собрались перед соборной колокольней и, образовав всенародное вече, потрясали воздух восклицаниями: батюшка-то наш! красавчик-то наш! умница-то наш!.. Жители ликовали; еще не видав в глаза вновь назначенного правителя, они уже рассказывали об нем анекдоты и называли его «красавчиком» и «умницей». Впрочем, в нашем случае восторженность понятна и простительна: очень уж много бед натворили предшественники Васильевой, вот и кажется народу, что хуже - некуда, а значит, будет лучше.

Нынешнее новое - это не до конца забытое старое. Советское. Школа снова пытается стать местом, где воспитывают, а не просто оказывают «образовательные услуги» - вроде курсов дайвинга или бисероплетения.

Это хорошо и правильно, но в этом деле, что называется, конь не валялся. Официальной идеологии нет как не было. Кто друзья, а кто враги, кто герои, а кто злодеи, что уважаемо, а что презренно - внятно не обозначено. В Конституции по прежнему значится запрет на официальную идеологию. А без неё всё зыбко и неверно, всё расползается и остаётся один лишь студенистый плюрализм с толерантность в придачу.

Без идеологии воспитывать нельзя. Невозможно. Я уж не говорю про методические разработки - это дело дальнейшего. Я для начала про общие принципы.

Вроде бы намечается возродить в школе уроки труда. Труд и впрямь основа воспитания. Уважение к труду и собственный труд.

Тут же забубнили прогрессисты. Кто-то из слушателей, звонивших на «Эхо Москвы», издевается: будут учить шить - в тюрьме пригодится. Кто-то издевательски вспоминает, как шили совершенно бесполезные фартуки.

Сегодня труд - простой, физический, составляющий основу жизни, - не уважается. Бытовая мейнстримная философия - это жизнеощущение смазливой горничной, мечтающей поступить в содержанки к барину и наконец бросить навсегда работать и начать гонять таких же, какой ты была вчера. Одна знакомая девица, выскочившая замуж за высокооплачиваемого московского яппи, рассуждала с презрительным сочувствием о своей прислуге: «У неё такая была тяжёлая жизнь, что она всё умеет: и шить, и готовить, и убирать».

В школе нашего посёлка есть - формально - предмет «садоводство». Так вот его ухитряются изучать… теоретически, в классе. А за садом ухаживают нанятые «таджики». При этом многие дети живут в домах с участками. Но и учителей понять можно: а ну как пропрнут друг друга вилами или череп проломят лопатой - отвечать придётся. Да и найти учителя, реально, а не по книжке, умеющего работать в саду, - не простое дело.

Современная городская публика имеет прямо-таки античный взгляд на труд: это дело рабов. «Ну, там таджиков всяких, молдаван, как они ещё называются - я их путаю». Настоящая жизнь для продвинутой тусовки, формирующей нравы, - жизнь без труда. Идеал - это человек, ничего не умеющий, потому что он может нанять, заказать, купить. Этим он дистанцируется от «быдла».

Это Лев Толстой пахал землю и косил траву, это Черчилль работал в саду и своими руками клал кирпичи в имении. Им не было нужды дистанцироваться от «быдла» и доказывать свою «непростоту» - они и так были «графьями», а не офисными яппи.

Ох, и труднёхонько будет в нынешней атмосфере организовать уроки труда… Трудно, а нужно.

Чему учить? Да любому ремеслу. Особо заморачиваться, чтобы это непременно пригодилось в жизни - не стОит. Квадратные уравнения ведь тоже в жизни не встречаются, да и орфография нынче в основном проверяется компьютером, а ведь учат. Зачем? Формирует мышление - говорите? Так ручная работа его ещё больше формирует! Человек стал человеком, когда начал изготовлять орудия труда и развивать свою руку. Сегодня продвинутые мамашки занимаются с младенцами так называемой «пальчиковой гимнастикой» - считается, что это способствует развитию мозга. Верно, способствует. А шитьё, вышивание, работа с молотком и паяльником - ещё больше способствует. В моём поколении все девочки шили для кукол. Я, помнится, создала целый гардероб для мелкого куклёнка размером с ладонь. Это тщательная, кропотливая работа, требующая умения. Она незаметно развивала ту самую мелкую моторику, о которой пекутся на курсах подготовки к школе.

В школе мы шили - не только фартук, но и разные другие вещи, а в 8-м классе у нас даже был «ситцевый бал», на который все девочки являлись в собственноручно сшитых ситцевых платьях. Это были очень красивые и очень дешёвые платья в стиле Золушки на балу. Уметь шить - вообще очень выгодно: достаточно сравнить цену ткани и готового изделия. И очень развивающее: разобраться в выкройке (не говорю уж о создании своей), разложить её на ткани, чтобы вышло экономно - всё это умственная работа.

Вообще, любая ремесленная работа - умственная, а потому - развивающая. Далеко не каждый мужчина сегодня сколотит скворечник: он просто не знает, как к этому подступиться. Уроки труда, чем бы там ни занимались, - учат не бояться физической реальности. Заниматься можно чем угодно: ремонтом, изготовлением скамеек, раскраской старой мебели (очень занимательное дело) - словом, всем тем, что хорошо умеет учитель. Надо искать умельцев и привлекать к работе. Тогда дело пойдёт.

Глядишь, кто-то расхочет поступать в эколого-лингвистический университет и займётся делом. Это и есть воспитание.

Урок подготовила учитель начальных классов: Найдёнова Н.Л.

Урок труда: 3 «Б» класс

Тема : «Подушечка для игл»

Цели урока:

Образовательные цели:

  1. Формирование у учащихся знаний и умений по труду обработки подушечки для игл.

2. Способствовать запоминанию основной терминологии.

3. Формирование представления о творческой работе.

4. Способствовать пониманию качества готового изделия.

Коррекционно-развивающие цели:

1. Коррекция и развитие связной устной речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса).

2. Коррекция и развитие мыслительной деятельности (установление логических и причинно - следственных связей, планирующая функция мышления).

3. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений).

4. Коррекция и развитие сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы).

5. Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).

Воспитательные цели:

1. Воспитывать интерес к учебе, предмету.

2. Воспитывать интерес к народному творчеству.

3. Воспитывать нравственные качества (бережное отношение к школьному имуществу, трудолюбие, взаимопомощь).

Методическое оснащение урока:

1. Материально-техническая база:

Инструменты : игла, ножницы; наперсток

Материалы : деталь подушечки и для игл, нитки, тесьма, синтепон

Дидактическое обеспечение:

Инструкционные карты;

Образец подушечки для игл;

Методы обучения:

Словесные (беседа, объяснения);

Наглядные (показ объектов труда, приемов работы,

Практические (самостоятельная практическая работа учащихся).

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная.

Словарная работа: игольница, подушечка для игл, тесьма, синтепон, стежок «вперёд иголка».

Тип урока: комбинированный

Межпредметные связи: математика, русский язык

Ход урока

п/п №

Этапы

Ход урока

Примечание

Организационный момент

Актуализация знаний учащихся.

Сообщение темы.

Постановка цели.

Закрепление знаний учащихся

Заключительный инструктаж учителя

Физкультминутка

Практическая работа

Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися

Уборка рабочих мест.

Подведение итогов урока учителем

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня не простой урок. К нам на урок пришли гости.

Давайте повернёмся к ним и поприветствуем их, к

Проверка готовности учащихся к уроку;

Настрой учащихся на работу.

На прошлом уроке мы уже начали разговор и изготовление изделия-игольницы.

Игольницы могут различаться по форме, виду отделки.

Вопросы учителя:

Для чего предназначены представленные предметы? - (для хранения игл и булавок)

Как называются эти предметы? - (игольницы)

(Открыть на доске слово «игольница»)

Как вы видите, игольницы имеют различную форму и размер

Как вы считаете, какая игольница самая удобная для работы на уроке? - (подушечка)

Тема нашего урока

« ПОДУШЕЧКА ДЛЯ ИГЛ»

Прежде, чем приступить к окончательной работе по изготовлению подушечки, мы определим план работы

На прошлом уроке мы начали изготовление подушечки. Наполовину она уже готова.

Какой формы будет наша подушечка для игл? - (квадратной).

Набивать подушечку будем ватой или синтепоном.

(Открыть на доске слова «вата», «синтепон»)

При пошиве изделий применяют швейные нитки.

Инструменты и приспособления

Какие инструменты и приспособления мы выберем для работы?

Послушайте загадку:

На пальце одном
Ведерко вверх дном.

(наперсток)

Для чего нужен наперсток?

Следующая загадка.

Много делать мы умеем:

Стричь, кроить и вырезать.

Не играйте с нами, дети:

Можем больно наказать!

(ножницы)

Прежде чем начать работать с ножницами необходимо, вспомнить « Правила безопасной работы»

3. Передавать в закрытом виде и кольцами вперед; 4.Работать на своем рабочем месте;

Угадайте, что это?:

Стальная девица
На ткань ложится.
Снова встаёт,
Строчку ведёт.
(Игла). - Что такое игла?

Игла – заострённый стержень для шитья с ушком на конце.

Прежде чем работать необходимо, вспомнить правила ТБ.

1.Хранить булавки и иголки в определенном месте(подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте.

Украшена подушечка будет - тесьмой

- У вас на столе лежит карточка с этапом изготовления подушечки.

Соблюдая технологическую последовательность у вас получится красивое изделие, подушечка для игл.

1.Набить подушечку синтепоном.

2.Зашить отверстие.

3.Украсить подушечку тесьмой.

Итак, нам понадобятся…Необходимо помнить правила ТБ при работе с ними и последовательность изготовления изделия.

Начинаем работать

Дежурный проводит физкультминутку, показывая упражнения.

Все ребята повернулись,

Все ребята потянулись,

А потом они присели

И за парту тихо сели.

(Ученикам, кот орые уже завершили работу, даю задание продолжить пословицы, которые говорят о важности труда.)

  1. Труд человека кормит…(а лень портит)
  2. От скуки…(бери дело в руки)
  3. Терпение и труд…(все перетрут)
  4. Глаза страшатся… (а руки делают)

Сообщение учителя о достижении целей урока;

Оценка результатов труда учащихся на уроке;

Выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся.

Демонстрация различных видов игольниц.

игольница

на доске тема

«Подушечка для игл»

Выставляются слова:

Синтепон, вата

швейные нитки

напёрсток

ножницы

на доске Правила безопасной работы»

Слово на доске

игла

На доске

Техника безопасности при работе с иглой

На доске

Тесьма

Технологическая карта (лежит на парте)

На доске принадлежности

Технологическая карта изготовления подушечки для игл

3.. Зашить отверстие.

Технологическая карта изготовления подушечки для игл

1. Украсить подушечку тесьмой.

2. Набить подушечку синтепоном.

3.. Зашить отверстие.

Технологическая карта изготовления подушечки для игл

1. Украсить подушечку тесьмой.

2. Набить подушечку синтепоном.

3.. Зашить отверстие.

Технологическая карта изготовления подушечки для игл

1. Украсить подушечку тесьмой.

2. Набить подушечку синтепоном.

3.. Зашить отверстие.

Технологическая карта изготовления подушечки для игл

1. Украсить подушечку тесьмой.

2. Набить подушечку синтепоном.

3.. Зашить отверстие.

Технологическая карта изготовления подушечки для игл

1. Украсить подушечку тесьмой.

2. Набить подушечку синтепоном.

3.. Зашить отверстие.

Технологическая Карта изготовления подушечки для игл

1. Украсить подушечку тесьмой.

2. Набить подушечку синтепоном.

3. Зашить отверстие.

Техника безопасности при работе с иглой

1.Хранить булавки и иголки в определенном месте (подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте.

2.Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавками, так как они легко ломаются.

3.Ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот.

4.Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду и случайные предметы.

5.Шить иголками только с наперстком, чтобы избежать укола пальца.

6.Не откусывать нити зубами, а отрезать их ножницами.

Техника безопасности при работе с ножницами:

1.Когда режешь ножницами, направлять их надо концами от себя;

2.Не держите ножницы концами вверх;

3. Передавать в закрытом виде и кольцами вперед; 4.Работать на своем рабочем месте;

5.Нельзя оставлять в раскрытом виде.

Предварительный просмотр:

Сценарий выступления команды «Зелёный огонёк»

Дети выходят на сцену под мелодию «Вместе весело шагать»

1 уч.: Здравствуйте!

2 уч .: Вас приветствует команда 3 «Б» класса

Хором: «Зелёный огонёк»

3 уч. - Наш девиз:

Хором:

«Наш зелёный огонёк»,

Друг, помощник верный,

Безопасным сделать путь

Сможет непременно!»

1 уч. Светофор-это самый главный дорожный знак. Он родился в Лондоне в 1868 году. В переводе с греческого языка слово светофор означает «несущий свет».

2 уч. Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горим и день, и ночь-

Зеленый, желтый, красный.

3 уч . Наш домик - светофор,

Мы три родные брата,

Мы светим с давних пор

В дороге всем ребятам.

2 уч. Ты переходишь улицу-

Остановись на миг.

Стой тихо и спокойно,

Сигналов жди моих.

1 уч.

Тормози скорей, шофер!

Красный глаз горит в упор.

Вид он грозный напускает,

2 уч.

Желтый, вспыхнул вслед за ним-

Постоим, повременим.

Жёлтый свет-предупрежденье

Жди сигналов для движенья!

3 уч.

А за ним зелёный глаз

Вспыхнул впереди.

Скажет он: препятствий нет,

Смело в путь иди!

4 уч.

Пусть другие люди ждут,

Пока зелёный свет дадут.

Я не буду ждать напрасно-

Проскачу-ка я на красный!

Раздаётся визг тормозов. Пешеход падает, встает, хватается за голову.

1 уч.

Он на красный свет бежал

И в аварию попал.

Хорошо, что жив остался.

4 уч.- Лишь зубов не досчитался.

2 уч.

Пешеходу надо знать,

Где ходить и где гулять,

А водитель должен ездить,

Так чтоб людям не мешать.

4 уч.

А кто подскажет им в пути,

Где проехать, где пройти?

Где опасную дорогу

Безопасно перейти?

3 уч.

На дороге что и как

Объяснит дорожный знак.

Надо знать их непременно,

Чтобы не попасть впросак.

1 уч.

Встретишь синий знак – квадрат,

Будешь знаку очень рад.

Человек идёт по «зебре»

Без опаски, без преград,

Знает этот знак народ-

ХОРОМ: « Пешеходный переход».

2 уч.

А вот если знак другой-

Белый с красною каймой,

Значит что-то запрещает

Не спеши идти, постой!

Человек, велосипед-

Им сюда дороги нет,

Если красною чертою

Перечёркнут силуэт.

3 уч.

Там где школа, детский сад

Треугольники висят,

А внутри бегут детишки.

Знаки взрослым говорят:

«Здесь к дороге близко дети!

Здесь машины тормозят!»

Называется знак «Дети!»

Только он не для ребят.

1 уч.

Мы сегодня пешеходы,

Завтра мы – водители

Будем дети осторожны

ХОРОМ: Будем супербдительны!

4 уч.

Понял я теперь, ребята,

Буду правила учить.

Буду я теперь дорогу

Правильно переходить!

Дети поют песню на мелодию «Чунга – Чанга»

Чтобы в жизни не было беды,

Соблюдать мы правила должны.

Чтоб спокойно жили, без тревог,

Заучить их надо на зубок.

Детям надо, без сомненья,

Помнить правила движенья,

Помнить правила движенья,

Без сомненья.

На дороге, на дороге

Есть порядок очень строгий

Есть порядок очень строгий

На дороге.

2 уч.

Мы программу показали,

Но прощаться не хотим.

Всех, кто слушал нас сегодня

От души благодарим.

3 уч.

Правил дорожных на свете немало.

Все бы нам выучить их не мешало.

1 уч.

Но основное из правил движенья-

Хором: Знать как таблицу должны умноженья!

4 уч.

- Сумейте вовремя сказать себе «Стоп» (хором), и ваше здоровье и жизнь будут в безопасности!

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

У меня есть три вопроса к участникам сообщества. Тех, кто захочет оставить свои ответы, я прошу предварительно посмотреть те комментарии, которые размещены в конце этого поста.

1. Пожалуйста, вспомните время своей учебы в школе и скажите, насколько те уроки труда, которые посещали Вы в те времена, пригодились Вам в Вашей жизни (как профессиональной, так и в бытовой). При этом интересно было бы понять, если говорить об элементарных бытовых вещах (кулинария, шитьё у девочек, пиление, строгание и т.п. у мальчиков), кому Вы считаете себя в бОльшей степени обязанными тем навыкам, которые Вы получили к моменту своего взросления: школьным урокам или родителям?
2. Можете ли Вы сказать, насколько полезными (с Вашей точки зрения) оказываются уроки труда для Ваших детей в современной школе. Приобреталю ли Ваши дети в школе какие-то навыки, которые им облегчают их ТЕПЕРЕШНЮЮ жизнь в Вашей семье?
3. Если Вы считаете разумным такой подход к проведению уроков труда, при котором дети на них приобретают РЕАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ, которые пригодятся им после того, как они начнут самостоятельную жизнь в своей новой молодой семье (впрочем, и раньше тоже, пока они ещё живут "под Вашим крылом"), поделитесь, пожалуйста, Вашими знаниями о тех школах, где этот опыт, по Вашим ощущениям, реально внедрен в практику.

А теперь - несколько моих собственных комментариев.
Я хочу объяснить, откуда "растут ноги". Дело в том, что я работаю в издательской фирме, которая выпускает продукцию, направленную на школьных администраторов. И вместе со мной работают люди, которые были (или являются до сих пор) директорами или завучами школ. Вчера довольно случайно у нас зашел разговор на эту тему, и я, как молодой отец и как активный участник всякого рода акций, выпадающих на долю родительских комитетов, задал своим коллегам вопрос о том, насколько в тех школах, в которых они работают, обучение детей труду приближено к реальной практике. У нас получился довольно интересный и содержательный разговор. Я со своей стороны в первую очередь интересовался тем, учат ли мальчиков работать с дрелью, пилить-строгать-точить, класть плитку, клеить обои и т.п. Кроме того, меня интересовал вопрос, сопряжены ли каким-то образом уроки труда в их школах с решением каких-то хозяйственных проблем, возникающих в школе и требующих каких-то ремонтных действий. Т.е., например, если какой-то класс нуждается в ремонте, то используют ли эту ситуацию для того, чтобы продемонстрировать детям на практике те технологии, которые используются при ремонте помещений, быть может, и давая им при этом ПРАКТИЧЕСКИЕ УРОКИ. Ведь при этом убиваются два зайца: и дети чему-то обучаются, и школа экономит средства на ремонт, решая часть проблем за счет своих внутренних резервов. Или вдруг в каком-нибудь туалете мальчики раздолбали раковину или унитаз (такое, например, произошло в школе, где учатся мои девочки), и тогда на уроке труда можно какому-нибудь классу продемонстрировать, как производить установку новой раковины, как подключать сантехнику и т.п. Это и ответственность развивает, и более бережное отношение к тому, что есть в школе. И вообще школа тогда постепенно превращается во второй дом..
Главными недостатками такого подхода, о котором мне сразу же сказали мои коллеги, являются две вещи (на самом деле взаимосвязанные). Первая заключается в отношении к подобным мероприятиям родителей. Негативном отношении. Поскольку многие родители посчитают, что их детей просто используют. И в данном случае я понимаю, что всякого рода переноска тяжестей, уборка помещений и прочие подобные работы действительно могут многих родителей напрячь, в особенности когда их ребенок пашет, а его сосед по парте этого делать не хочет. Но, я надеюсь, Вы поняли, что это - другая ситуация.. Вторая проблема заключается в том, что сейчас администрация школы должна быть крайне осторожной в подобного рода ситуациях. Они обязаны в случае проведения такого нестандартного мероприятия, как, например, участие детей какого-то класса ну, скажем, в покраске стен, провести кучу инструктажей, получить согласие родителей в письменном виде и предпринять ещё массу других бумагомарательных шагов. И это настолько сложно, что нанять маляра гораздо дешевле.
Наш вчерашний разговор настолько засел в мою голову, что в результате этот пост и сформулировался. И теперь, если честно, я хотел бы, получив некоторую критическую массу Ваших комментариев, сформулировать некоторые параллельные вопросы в сообщество ЖЖ direktor_shkoly где иногда "пасутся" действующие администраторы образования, чтобы выяснить, с преодолением каких трудностей сопряжен такой "крен" в преподавании труда.

Кстати, я совершенно точно знаю, что в менее формализированных школах, в сельских районах, всё, о чем я написал, часто является естественным и привычным. И более того, иногда такое совместное школо-домоводство оказывается условием выживания школы при том уровне финансирования, которое она имеет. И отношения там между учениками и учителями более искренние..

Заранее спасибо всем, кто откликнется!

Каждый человек обладает возможностью выбрать то, чем он будет заниматься, физическим или интеллектуальным трудом. Одним очень хорошо даётся математика и физика, другим эти предметы не под силу, но у них есть что—то другое, творческое, у них есть «золотые руки», которые тоже нужно развивать. Раньше, в школе были уроки труда не такие как сейчас. И снабжение было на уровне и время было другое.

Многие и теперь вспоминают уроки труда в школе положительно, а другие нет. Согласитесь, ведь очень многое зависит от того, какой учитель. И это касается всех без исключения предметов. Лично мне почти нечего вспомнить о своих уроках труда. Смутно припоминаю, как что—то делали. Но я был творческим учеником, ходил тогда на кружок, даже помню, паровую машину делал. Но не было у меня наставника, который бы болел за это, помогал мне. Поэтому мне приходилось развиваться как—то самому. Теперь у современных учащихся совсем другие интересы и увлечения, но это не значит, что нет мальчиков творческих, что—то выдумывающих, любящих мастерить своими руками. Их много, можете мне поверить.

А теперь давайте с вами немножко порассуждаем — есть ли польза от уроков труда или же нет и почему должны или не должны преподавать в школе этот предмет? Многие говорят, что этот предмет уже изжил себя. Ещё несколько лет и труда в школе, как учебного предмета, вообще может не стать. Кому теперь нужно забивать гвозди и пользоваться рубанком? Кому нужно пилить и опиливать? Дома что—то починить, прибить полочку или самому собрать мебель. А зачем? Вызвать специального человека и он, за деньги, всё сделает! Пусть эти часы отдадут под другие, более важные предметы. Ведь все знают, во что превратили на современном этапе уроки труда в школе. Учителей квалифицированных нет, ведут его в большинстве не специалисты, как правило, в качестве дополнительной нагрузки. Мастерские в запустении: ни материала, ни инструмента, ни станков, ни наглядности! Ничего! Так зачем нам такой предмет, от которого одни проблемы?! Мнения как всегда расходятся. Оказывается, есть плюсы, которые указывают на необходимость присутствия этого предмета в школьной программе. Но есть и минусы. Давайте же с вами разберёмся, чего же на самом деле больше. Детей тоже никто не спрашивает, чему они хотят учиться, а ведь это важно. Вы проведите анкету в любом школьном классе по теме «какие предметы нужны в современной школе». Результаты будут очень интересны. Так давайте всё же попробуем разобрать с вами плюсы и минусы наличия уроков труда в школе.

Плюсы урока труда:

— Позволяет детям отдохнуть от других предметов, которые утомляют их умственно;

— Способствует появлению некоторых умений и навыков, необходимых во взрослой жизни;

— Объединяет детей и учит их работать в коллективе;

— Развивает любовь к труду и уважение к людям труда;

— Позволяет раскрепоститься, почувствовать себя создателем;

— Развивает творческую натуру ребёнка;

— Учит чему-то новому;

Развивает мозг и мышечную моторику;

И многое другое…

Минусы уроков труда:

Не все преподаватели достаточно качественно преподают этот предмет, из-за чего у детей появляется ненависть к урокам труда;

Программа не очень интересна детям, в ней мало современного;

Дети могут получить травмы, если не соблюдать меры безопасности;

И ещё парочку, как говорил Шариков.

На самом деле есть ещё и плюсы и минусы, если их искать. Главное из-за чего можно убрать уроки труда — экономия. Если не нужно покупать специальное оборудование и материалы, платить зарплату преподавателю - это позволяет экономить. Родители не сильно возмущаются по поводу отсутствия уроков труда, но все мамы и папы хотят, чтобы их дети развивались умственно и получили в будущем хорошую работу. Но, на самом деле многие забывают о том, что физический труд только способствует умственному труду, улучшая его результаты. Физическая работа помогает бороться с умственной усталостью и «отсталостью».

Также труд позволяет определить разницу между умственным и физическим трудом, а также соединить и сравнить их. Это позволит детям определиться лучше с тем, чего они хотят добиться в жизни, работать руками или же головой. И, конечно же, труд разрабатывает навыки, которые позволяют развиваться во всех планах. Таким образом, труд в школе это отличный подготовительный этап к жизни, к тому, кем предстоит быть и с чем придётся сталкиваться. Труд должен присутствовать в школе, так как его польза очевидна для каждого.

Так нужен ли труд в школе?