Open
Close

Пфр презентовал федеральный реестр инвалидов. Федеральный реестр инвалидов: как с его помощью планируется упростить все процедуры Персональные данные в реестре

С 1 января 2017 года начал свою работу Федеральный реестр инвалидов (ФРИ). Его оператором назначен Пенсионный фонд России.

ФРИ позволяет определить, сколько нужно средств на льготы и социальные программы. Поскольку, как считают эксперты, исходя из нынешних баз данных подсчитать число инвалидов - задача на грани фантастики. У каждого ведомства своя база (у минтруда - одна, у минздрава - другая, у Пенсионного фонда – третья). И данные в них разнятся. Причины разные: от банальных человеческих ошибок до откровенного мошенничества.

Инвалида избавят от необходимости предоставлять бесконечные справки. Процедура оценки МСЭ должна быть унифицирована и лишена возможности субъективных решений. Процесс получения причитающихся льгот будет максимально упрощен и ускорен.

Использовать сведения Реестра будут Пенсионный фонд, минтруд, минобрнауки и другие структуры. И, конечно, зарегистрированные граждане смогут осуществлять личный контроль и получать актуальную информацию.

Учет будет вестись на базе страхового номера индивидуального лицевого счета. Перечень сведений Реестра - 23 пункта. Данные паспорта, место работы, занимаемая должность, причина инвалидности, заключение о нуждаемости и пр.

Система имеет многоступенчатую систему защиты. У Пенсионного фонда большой опыт работы с массивами данных. Их база - одна из самых защищенных. На формирование Реестра отведен год.

По данным Росстата на 1 января 2015 года, в России 12 млн 924 тыс. инвалидов. По данным Росстата, за прошлый год на Северо-Кавказский федеральный округ приходиться - 972 тыс. (7,5%), Южный - 1,151 тыс. (8,9%).

После формирования Реестра, вероятнее всего, число инвалидов сократится. В первую очередь потому, что будут ликвидированы "двойные льготники" все из-за тех же ошибок "двойных" баз. А основная категория сокращения числа инвалидов - участники войны, которых становится меньше. По данным Пенсионного фонда, если в 2013 году их было 331,8 тыс., то в 2014 году - 283,7 тыс., а в 2015 году - уже 238,5 тыс.

Сейчас в Госдуме обсуждают инициативы, связанные с доступностью зданий и других объектов для инвалидов. В рамках федеральной целевой программы "Доступная среда" изучается вопрос обеспечения домов инвалидов-колясочников пандусами и переселения их в новые оснащенные дома. Но все тормозится из-за того, что нет полной картины о числе нуждающихся.

Минтруд России принял список гарантий, выплат и компенсаций, сведения о которых должны включаться в федеральный реестр инвалидов (приказ Минтруда России от 12 октября 2016 г. № 570н). Таким образом, каждый инвалид с помощью личного кабинета на Едином портале госуслуг (https://www.gosuslugi.ru/) сможет бесплатно узнать, какая финансовая помощь от государства ему положена, в каком размере и каков период ее выплаты.

В перечень вошли, в частности, следующие виды гарантий, выплат и компенсаций:

  • ежемесячная денежная выплата пострадавшим от аварии в Чернобыле или на предприятии "Маяк"; страховая и накопительная пенсии; страховые выплаты пострадавшим от несчастных случаев на производстве или страдающим от профессиональных заболеваний;
  • федеральная социальная доплата к пенсии; ежегодная компенсация расходов на содержание собак-проводников; компенсация гражданам, которым установлена инвалидность вследствие военной травмы и т. д.

Сведения о всех этих выплатах в отношении каждого инвалида ПФР, который станет вести реестр, будет получать от соответствующих органов, решением которых назначена та или иная гарантия, компенсация или выплата.

Федеральный реестр инвалидов начнёт работать в России с 1 января 2017 года и будет объединять разнообразную информацию о каждом гражданине с инвалидностью.

Сквозной статистический учёт позволит фиксировать потребности этой группы граждан, демографический состав и вырабатывать взвешенные управленческие решения. Об этом рассказал в одном из интервью замминистра труда и социальной защиты Григорий Лекарев.

По его словам, в реестре будет работать личный кабинет, в котором каждый инвалид в любое время сможет видеть, какие меры поддержки для него предусмотрены, что было выполнено, какие лица несут за это ответственность. Можно будет сравнить размещённую в реестре информацию с фактически выполненными мероприятиями и при наличии претензии подать жалобу.

Помимо прочего, в реестре будет отражена информация о профессиональном образовании инвалида. Она позволит видеть, сколько граждан с инвалидностью ежегодно выходят на рынок труда, и заранее сориентировать службы занятости и работодателей на предложения рабочих мест. Кроме того, это позволит выяснить, почему многие прекращают учебу. Сегодня ситуация такова, что половина детей-инвалидов, поступающих в профессиональные образовательные организации, по каким-то причинам бросают учёбу, посетовал Григорий Лекарев.

Замминистра уточнил, что с 1 января заработает не весь реестр, а только часть. Причина в том, что еще не все дела в учреждениях МСЭ переведены в электронный вид, часть их в бумажном виде хранится в архивах и нуждается в оцифровке. Предполагается, что к январю будут оцифрованы все дела детей-инвалидов. Полностью все дела будут подгружены в реестр в 2018 году.

С 1 января 2017 года заработает Федеральный реестр инвалидов. Комментарий руководителя Центра по организации работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами в Ставропольском филиале Президентской Академии Ольги Перепадя. С 1 января 2017 года заработает Федеральный реестр инвалидов (ФРИ).

Его оператором назначен Пенсионный фонд России . ФРИ позволит определить, сколько нужно средств на льготы и социальные программы. Поскольку, как считают эксперты, исходя из нынешних баз данных подсчитать число инвалидов - задача на грани фантастики. У каждого ведомства своя база (у минтруда - одна, у минздрава - другая, у Пенсионного фонда – третья). И данные в них разнятся.

Причины разные: от банальных человеческих ошибок до откровенного мошенничества. После 1 января 2017 года инвалида избавят от необходимости предоставлять бесконечные справки. Процедура оценки МСЭ будет унифицирована и лишена возможности субъективных решений. Процесс получения причитающихся льгот будет максимально упрощен и ускорен. Использовать сведения Реестра будут Пенсионный фонд, минтруд, минобрнауки и другие структуры.

И, конечно, зарегистрированные граждане смогут осуществлять личный контроль и получать актуальную информацию. Учет будет вестись на базе страхового номера индивидуального лицевого счета. Перечень сведений Реестра - 23 пункта. Данные паспорта, место работы, занимаемая должность, причина инвалидности, заключение о нуждаемости и пр. Система имеет многоступенчатую систему защиты. У Пенсионного фонда большой опыт работы с массивами данных. Их база - одна из самых защищенных.

На формирование Реестра отведен год. По данным Росстата на 1 января 2015 года, в России 12 млн 924 тыс. инвалидов. По данным Росстата, за прошлый год на Северо-Кавказский федеральный округ приходиться - 972 тыс. (7,5%), Южный - 1,151 тыс. (8,9%). После формирования Реестра, вероятнее всего, число инвалидов сократится. В первую очередь потому, что будут ликвидированы "двойные льготники" все из-за тех же ошибок "двойных" баз. А основная категория сокращения числа инвалидов - участники войны, которых становится меньше. По данным Пенсионного фонда, если в 2013 году их было 331,8 тыс., то в 2014 году - 283,7 тыс., а в 2015 году - уже 238,5 тыс.

Сейчас в Госдуме обсуждают инициативы, связанные с доступностью зданий и других объектов для инвалидов. В рамках федеральной целевой программы "Доступная среда" изучается вопрос обеспечения домов инвалидов-колясочников пандусами и переселения их в новые оснащенные дома. Но все тормозится из-за того, что нет полной картины о числе нуждающихся. Минтруд России принял список гарантий, выплат и компенсаций, сведения о которых должны включаться в федеральный реестр инвалидов (приказ Минтруда России от 12 октября 2016 г. № 570н).

Таким образом, каждый инвалид с помощью личного кабинета на Едином портале госуслуг (https://www.gosuslugi.ru/) сможет бесплатно узнать, какая финансовая помощь от государства ему положена, в каком размере и каков период ее выплаты.

В перечень вошли, в частности, следующие виды гарантий, выплат и компенсаций: ежемесячная денежная выплата пострадавшим от аварии в Чернобыле или на предприятии "Маяк"; страховая и накопительная пенсии; страховые выплаты пострадавшим от несчастных случаев на производстве или страдающим от профессиональных заболеваний; федеральная социальная доплата к пенсии; ежегодная компенсация расходов на содержание собак-проводников; компенсация гражданам, которым установлена инвалидность вследствие военной травмы и т. д.

Сведения о всех этих выплатах в отношении каждого инвалида ПФР, который станет вести реестр, будет получать от соответствующих органов, решением которых назначена та или иная гарантия, компенсация или выплата.

По состоянию на 1 ноября 2017 года в Российской Федерации насчитывается 12,12 млн инвалидов, в том числе 643,1 тыс. детей-инвалидов.

Федеральный реестр инвалидов

С 1 января 2017 года введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система – федеральный реестр инвалидов.

В реестре для каждого инвалида предоставлен доступ к «личному кабинету», в котором отражается информация обо всех денежных выплатах и других мерах социальной поддержки инвалида, о ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации или абилитации.

Через «личный кабинет» можно получить государственные услуги в электронной форме, оставить отзыв об их качестве и при необходимости подать жалобу.

Реестр позволяет исключить многократные обращения инвалидов в различные инстанции, повысить качество предоставляемых инвалидам государственных и муниципальных услуг, более полно информировать инвалидов об их правах и возможностях, а также обеспечивает создание базы данных, учитывающей потребности инвалидов, их демографический состав и социально-экономическое положение.

Полученные данные используются для выработки государственной политики в отношении инвалидов и разработки документов стратегического планирования как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований.

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»

В рамках Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы при государственной поддержке с активным участием общественных организаций инвалидов обеспечивается приспособление наиболее востребованных инвалидами и маломобильными группами населения объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности – здравоохранение, социальная защита, спорт и физическая культура, информация и связь, культура, транспортная инфраструктура, образование.

Реализуемые мероприятия по созданию условий доступности позволяют обеспечить комплексный подход.

За время реализации государственной программы были отработаны методики и подходы к выявлению и устранению барьеров, которые мешают инвалидам в разных жизненных ситуациях, а также механизмы привлечения инвалидов не только на этапе реализации мероприятий, но и к принятию деятельного участия на этапе разработки мероприятий.

Так, в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры планируется достичь показателя дооборудованного для инвалидов наземного транспорта 11,1 % к концу 2017 года. На начало реализации госпрограммы он составлял 8,3 %.

В сфере информации и связи реализуется мероприятие по субтитрированию телевизионных каналов. Эта работа финансируется за счет средств госпрограммы, и к концу 2017 года количество произведенных и транслированных субтитров для субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных каналов составит 15000 часов (на начало реализации Госпрограммы было лишь 3000 часов).

В сфере здравоохранения к концу 2017 года доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, составит 50,9 %, в сфере культуры – 41,4 %, в сфере спорта – 54,4 %.

В сфере образования приспособленными являются 21,5 % школ, при этом на начало реализации госпрограммы таких школ было немногим более 2 %.

С 1 января 2016 года начата реализация новой подпрограммы госпрограммы, которая направлена на совершенствование комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов. Планируется, что итогом будет создание современной системы комплексной реабилитации.

Актуальность реализации этой подпрограммы заключается в том, что сейчас в стране нет единых методических и нормативных документов по организации реабилитационного процесса инвалидов, отсутствуют единые методики оценки эффективности проведенных реабилитационных мероприятий.

В связи с этим на первом этапе, в течение 2016 года, осуществлялась разработка таких документов, а в 2017-2018 годах проводится пилотный проект по формированию системы комплексной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов. С начала 2017 года пилотный проект реализуется в Свердловской области и Пермском крае. На реализацию пилотного проекта в федеральном бюджете предусмотрено около 300 млн рублей ежегодно. Результаты реализации пилотного проекта будут положены в основу законопроекта, который позволит организовать эффективный реабилитационный процесс за пределами действия госпрограммы.

По решению Президента России Владимира Путина Государственная программа «Доступная среда» должна быть продлена до 2025 года . Это позволит и далее консолидировать усилия федерального центра и регионов в вопросе интеграции инвалидов в общество.

При разработке госпрограммы «Доступная среда» до 2025 года предлагается выделить три основных направления:

  • повышение уровня доступности наиболее значимых для инвалидов объектов и услуг, включая создание условий для посещения таких объектов;
  • формирование современной системы комплексной реабилитации инвалидов, включая развитие технологий сопровождения инвалидов в различных жизненных ситуациях, а также развитие «ранней помощи» детям - инвалидам;
  • модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы.

Законопроект о сопровождаемой занятости инвалидов

21 ноября 2017 года Госдума России одобрила в третьем чтении проект федерального закона о внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Законопроект направлен на приведение действующего закона о занятости в соответствии с положениями Конвенции ООН о правах инвалидов, которая ратифицирована Россией в 2012 году.

Его разработка связана с недостаточной эффективностью работы по трудоустройству инвалидов трудоспособного возраста. Доля работающих инвалидов трудоспособного возраста в нашей стране составляет порядка 31,8 % (около 1,1 млн человек) от общего числа инвалидов трудоспособного возраста (около 3,7 млн человек). Из них стабильно работающих только 25%, в европейских странах этот показатель достигает 40 %.

Органы службы занятости работают с инвалидами, не учитывая наличие у них значительных ограничений жизнедеятельности.

В проекте федерального закона определяется механизм взаимодействия учреждений медико-социальной экспертизы и органов службы занятости при содействии в трудоустройстве инвалида.

Учреждения медико-социальной экспертизы в выписках из индивидуальных программ реабилитации инвалидов, направляемых в службу занятости, уже с июня 2017 года указывают информацию о согласии инвалида на инициативное обращение специалистов службы занятости к нему напрямую.

А на органы службы занятости планируется возложить следующие функции:

  • проведение первичной консультации с инвалидом;
  • анализ базы вакансий;
  • организацию взаимодействия инвалида с работодателем;
  • оказание консультативно-методической помощи работодателю;
  • определение необходимости в сопровождении при содействии занятости инвалида.

Под сопровождением при содействии занятости инвалидов понимается оказание индивидуальной помощи тем инвалидам, которые в силу ограниченных возможностей здоровья испытывают затруднения и самостоятельно не могут трудоустроиться или вернуться в трудовой процесс.

Совершенствование медико-социальной экспертизы

В мае 2017 года утверждена «дорожная карта» по совершенствованию системы медико-социальной экспертизы. В ней зафиксированы ключевые направления действий на период до 2020 года.

Первое направление предполагает совершенствование научно-методического и правового обеспечения медико-социальной экспертизы. Разработаны и прошли апробации отдельные классификации и критерии установления инвалидности детям; разрабатываются новые критерии для определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве.

Второе направление – повышение доступности и качества предоставления услуги по медико-социальной экспертизе. Оно включает мероприятия по обучению специалистов учреждений МСЭ, оснащению учреждений МСЭ специальным диагностическим оборудованием, формированию общественных советов при главных бюро МСЭ, проведению независимой оценки качества условий предоставления услуги по МСЭ.

Закон об осуществлении контроля за доступностью среды для инвалидов

С 1 января 2018 года вступит в силу закон о предоставлении органам власти права осуществлять контроль за доступностью среды для инвалидов.

В соответствии с законом на уполномоченные федеральные и региональные органы исполнительной власти будут возложены отдельные функции по осуществлению контроля за обеспечением условий доступности.

Принятие закона регулирует вопрос о полномочиях органов, которые должны осуществлять государственный контроль и надзор за выполнением обязательных условий доступности. Это позволяет решать проблемы, связанные с доступностью среды, в рамках досудебных процедур, в том числе с использованием механизмов административной ответственности.

Согласно закону контрольные функции возложены:

  • Правительством Российской Федерации – на органы власти, осуществляющие федеральный контроль и надзор;
  • правительствами регионов – на органы власти, осуществляющие региональный контроль и надзор.

В частности, на федеральном уровне:

  • на Ространснадзор – функции контроля и надзора за обеспечением доступности перевозок (в т.ч. объектов и транспортных средств) на воздушном, железнодорожном, внутреннем водном, автомобильном транспорте;
  • на Роскомнадзор – контроль доступности объектов и услуг в сфере связи и информации;
  • на Росздравнадзор – контроль обеспечения особых потребностей инвалидов по качеству и безопасности медицинской деятельности и в сфере лекарственного обеспечения;
  • на Роструд – контроль доступности объектов и услуг в сфере труда и социальной защиты.

На региональном уровне аналогичным образом определены органы, осуществляющие контроль за доступностью услуг и объектов в тех сферах, где он в общем плане законодательно уже установлен.

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации

В 2017 году на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР) выделено 32,84 млрд рублей, что на 3,54 млрд рублей больше чем в 2016 г. (29,3 млрд рублей). Эта мера позволяет обеспечить необходимыми ТСР порядка 1,6 млн человек.

В 2018 году предусмотрено, 30,5 млрд рублей.

Учитывая, что обеспечение ТСР и услугами осуществляется в заявительном порядке и требует обязательного наличия соответствующих рекомендаций в индивидуальных программах реабилитации или абилитации, вопрос выделения дополнительного финансирования будет решаться в 2018 году по мере освоения средств с учетом поступающих заявок.

Ежегодная денежная компенсация инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников

В 2017 году размер ежегодной денежной компенсации инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников увеличился на 5,39 % по сравнению с 2016 годом и составил 22 959,7 рубля.

В 2018 году размер ежегодной денежной компенсации инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников подлежит индексации с 1 февраля исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год.

В декабре 2018 года на рассмотрение Госдумы внесен проект об упрощении оказания всех услуг для людей с ограниченными возможностями здоровья. Что изменится на практике – об этом в .

Суть законопроекта

Сам законопроект вносит изменения в существующий и отменяет некоторые законодательные акты. Самое основное – он исключает норму о предоставлении в госучреждения документов, подтверждающих инвалидность, на бумажных носителях. Теперь вся интересующая чиновников информация будет запрашиваться ими же через систему межведомственного взаимодействия.

То есть получается, что человеку не придется лично обегать все инстанции с кипой бумаг, бесконечно делать ксерокопии и беспокоиться, что какой-то документ затеряется в этой суете. Получается, что все процедуры предоставления помощи значительно сократятся по времени и не потребуют личного участия инвалида, за исключением написания заявления. Вся необходимая информация будет собрана в одном ресурсе – Федеральном реестре инвалидов, формирование которого началось с 2017 года.

Что такое федеральный реестр инвалидов

Федеральный реестр инвалидов начал свою работу в январе 2017 года, и его основная цель – консолидация всех сведений о нуждающихся в государственной поддержке людях. Теперь вся информация, которая интересует государственные службы, будет предоставлена им из единого источника, и инвалиду не нужно будет собирать бумаги и предоставлять их копии. В базу данных собраны сведения о более чем 13 миллионах получателей государственных услуг, получивших инвалидность в разный период.


В федеральный реестр инвалидов вносят сведения Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и бюро МСЭ, служба занятости и минздрав, а также – образовательные учреждения и все другие службы, так или иначе связанные с предоставлением помощи этой категории граждан.

Какую информацию можно получить из федерального реестра инвалидов: все личные данные человека, включая место его проживания и паспортные данные, денные о том, как он прошел медико-социальную экспертизу и какое лечение получал от минздрава. Кроме того, там есть информация о предоставлении , факты установления опеки или усыновления, сведения о и обучении, получении пенсии и других пособий. Между прочим, здесь же будет отмечен и пропуск переосвидетельствования по уважительной или неуважительной причине.