Open
Close

Почему и меняется на ы после приставки. Правописание приставок

Приставок в русском языке много.
Одни пишутся всегда одинаково, делать ошибки в их написании особенно обидно.
Некоторые приставки пишутся строго по правилу: пойми, как действовать, и не ошибёшься.
А есть такие, которые требуют постоянного внимания, например приставки пре- и при- .
Узнай, как писать русские приставки.

Какие приставки пишутся всегда одинаково?

1. Приставки в- , об- , от- , над- , под- , у- , о- , вы- , на- , за- , до- , по- , пере- : войти - внести - вбежать - встать

Нет проблем! Пиши их всегда одинаково!

Многие приставки пишутся всегда одинаково, например: вбежать, встать. Слышишь разные звуки в начале этих слов? Звуки [в] и [ф] - это разные произношения одной приставки в-. Почему произношение может быть разным? Это зависит от последующего звука. Работает закон оглушения звонких перед глухими. Итак, произносить эти приставки мы можем по-разному, в зависимости от фонетической позиции в слове, но пишем их всегда одинаково.

Запомни:

Запомнить эти приставки поможет список примеров:

Надпись, подпись и увёртка,
окончание, отвёртка,
выход, вход и нападение,
и доход, и объедение,
а еще заход, поход
и подземный переход.

2. Приставка с-: сдача

Существует только приставка с-.

Ошибочные написания этой маленькой приставки настолько распространены, что пришлось выделить особое правило. Дело еще и в том, что многие путают приставку с- с приставками, оканчивающимися на буквы с или з . О них речь пойдёт ниже.

Пиши приставку с- всегда одинаково: и перед гласными, и перед любыми согласными: сдача, сделать, смыть.

Перед парными звонкими согласными приставка с- произносится как [з]: cделать, сдать.

Какие приставки пишутся неодинаково?

1. Приставки, оканчивающиеся на буквы з и с : беспомощный - бездомный

Внимание на границу приставки и корня!

Приставки: раз-// рас-, из-//ис-, без-// бес-, воз-// вос-, вз-// вс-, низ-// нис-, через-// черес-, чрез-// чрес- если корень слова

  • начинается на гласный или звонкий согласный, пиши с буквой з : бездомный,
  • если корень начинается на глухой согласный, - с буквой с : беспомощный.

2. Приставки пра-//про : правнук - прогульщик

Думай о значении:

Если выражены значения:

  • «давность, история, древность, отдаленность времен, явлений, отношений, лиц», пиши пра-: праславянский, прадед,
  • любые другие - пиши приставку про-: простоять(долго), просмотреть(быстро, бегло), прописать (назначить лечение) и т.д.

3. Приставки раз- (рас-)//ро´ з- (ро´ с) : расписать - ро´ спись

Внимание на ударение:

В приставках раз-, рас-//роз-, рос-

  • без ударения пиши а : расска´ з,
  • под ударением - о : ро´ сказни.

4. Приставки пре-//при- : премилый , преграда - прийти , привязать , прикрыть , придорожный

Думай о значении:

Пиши пре-, если передаются значения:

  • «очень» - премилый, престарый,
  • «пере» - преграда.

Пиши при-, если передаются значения:

  • «приближение» - прийти, приехать,
  • «присоединение» - пришить, привязать,
  • «чуть-чуть» - прикрыть, приоткрыть,
  • «около, близко» - прибрежный, придорожный

Внимание:

Многие слова не входят в перечисленные группы: привыкать, присутствовать, прислушаться и другие. Их написание старайся запомнить.

Не путай:

В ряде слов пре и при входят в состав корня: причина, привет, приказывать, превратить, презирать, препятствие и другие. Такие написания старайся запомнить.

И-Ы после приставок на согласный: играть -сыграть

Видишь приставку на согласный? Тогда после неё вместо и пиши ы!

После приставок,

  • оканчивающихся на согласный, на месте и пиши ы : розыгрыш, безынициативный.
    Исключение: взимать налоги, оплату, штраф
  • меж- и сверх- пиши и: межинститутский, сверхинтересный.
    Почему? Потому что есть важный для русского языка запрет: нельзя писать ы после ж, ш, а также к, г, х,
  • после приставок-«иностранцев» пиши и : суперигра, постимпрессионизм.
    Почему? Потому что основное правило не относится к заимствованным иноязычным приставкам: дез-, контр-, транс-, пост-, суб-, супер-, пан-.

БУКВЫ Ы/И после приставок

Веселые задания

Задание1. Придумайте и запишите небольшой юмористический рассказ на тему «Есть в нашей школе небезызвестный актер», используя данные словосочетания:

Сымитировать чириканье, сыграть спектакль, сверхинтересный собеседник, веселый розыгрыш, подыскать нужный костюм, наиграть любую мелодию, сыронизировать над смешной ситуацией.

Задание 2. Замените одним словом.

1.Проводить осмотр, чтобы найти что-либо. 2. Не имеющий имени, названия. 3. Подшутить над кем-то. 4. Находящийся непосредственно перед кем-либо или чем-либо. 5. Человек, занимающийся розыском пропавших людей или вещей.

Игра «Третий лишний» Исключите из каждого ряда «лишнее слово». Объясните устно, по какому признаку вы его обнаружили.

    Предыдущий, предыстория, предынфарктный

    Розыск, розыгрыш, розы.

    Подыграть, подышать, подытожить.

Тесты

Вариант 1

    безынвентарный

    взимать

    сверхиндустриализация

    панистория

1 .-2,4. 2 .-3,4 . 3 .-1,4. 4 .-4.

2. и:

1)без…скровый

2)дез…нформация

3)меж…нтеграция

4)пед…нститут

1 .-2,3. 2 .-2,3,4. 3 .-1,3,4. 4 .-1,4.

3 . Определите слова, в которых корневая гласная и изменяется на ы :

1)без…глый

2)без..дейность

3)пост…мпрессионизм

4)Суб…нспектор

1 .-1,2,3. 2 .-1,2. 3 .-3,4. 4 .-4.

4 . Укажите слова, в написании которых допущена орфографическая ошибка :

1)надиндивидуальный

3)разыскивать

4)сыздавна

1 .-4. 2 .-3,4. 3 .-1. 4 .-1,2.

    Отметьте слова, которые пишутся с и после приставки:

    об..сканный

    фин…нспектор

    сверх…зысканный

    контр…гра

1 .-2,3. 2 .- 2,3,4 3 .-3,4. 4 .-1,4.

Вариант 2.

    Отметьте слова с иностранными приставками:

1)транс…орданский

2)дез..нсекционный

3)вз..мать

4)под..нтегральный

1 .-1,2,3. 2 .-3,4. 3 .-1,2. 4 .-1,4.

    Найдите строку, в которой после приставки следует писать гласную ы :

    от..мать

    под…сканный

    об…ндеветь

    дез..нформация

1 .-1,3. 2 .-2,3. 3 .-3,4. 4 .-1,2,3.

    Определите слова, в которых корневая гласная изменяется на ы:

    от…менный

    без…нициативный

    с..здетства

    пан…ркутский

1 .-1,2,3 2.- 1,4. 3 .- 2,3,4 4 .-4.

    Укажите слова, в написании которых допущена орфографическая ошибка:

    обызвествленный

    дезынсектировать

    безындукционный

    возыметь

1 .-1. 2 .-2,3. 3 .-2. 4 .-1,4.

    Отметьте слова, которые пишутся с и после приставки:

1)спорт…нвентарь

2)без…нтересный

3)сверх…нтересный

4)меж..здательский

1 .-3,4. 2 .-1,2,3. 3 .-1,3,4. 4 .-1.

Словарные диктанты

Диктант 1.

Постинфарктный период, дезинформация просочилась в газеты, безыглый ежик, суперинтеллигентный человек, началась сверхинтеграция, трансиранские поставки, подытожить результаты экзаменационных работ, небезынтересный рассказ.

Диктант 2.

Двухимпульсивный заряд, разыграть комедию, обход санинспекции, разыскивать преступников, предыдущий клиент, поступить в мединститут, Главинструмент закрыли, обыскать квартиру.

Диктант 3.

Абитуриенты пединститута, панисламистский договор, размещать санинвентарь, трансиндийский маршрут, взимать налоги, сымпровизировать во время выступления, взыграла кровь, безытоговый контроль, надындивидуальный подход.

97. Вместо и после приставок, которые оканчиваются на согласный, произносится и пишется ы: разы грать, преды дущий, безы скусственный, поды тожить, безы дейный, преды стория, небезынтересно и т. п.

В двух случаях после согласного звука приставки пишется и :

1) в словах с приставками меж- и сверх- , например: межи нститутские (соревнования), сверхи зысканные (манеры);

2) после иноязычных приставок, например: суби нспектор, пани сламизм, контри гра.

98. Приставки, оканчивающиеся на согласный, кроме з , пишутся по общему правилу, т.е. не изменяют этого согласного: с бавить, с пилить, под бить, под пилить и т. д.

Вот почему в начале русских слов никогда не пишется зб, зг, зд, зж, а пишется сб, сг, сд, сж, за исключением слов: зд есь, зд ание, зд оровье, зг и (ни зг и не видно) , а также производных от них: зд ешний, зд равствуйте , и т. п. (в этих словах первая буква не является приставкой).

99. Приставки же из- , низ- , воз- , вз- , раз- , роз- , без- , чрез- и через- пишутся с буквой з перед гласными и перед звонкими согласными, а перед глухими согласными эти приставки пишутся с буквой с: раз бить — рас пилить, воз делать — вос кликнуть, низ вергнуть — нис ходить, из бить — ис портить, без дарный — бес правный, без аварийный — бес партийный и т. д.

Примечание. Не следует упускать из виду, что правило касается только приставок , т. е. что оно не имеет никакого отношения к корню, например: возка (где воз — корень) или низкий , низший (где низ — корень).

100. Приставка роз- (рос-) пишется только под ударением, когда в ней слышится о: ро́спись, но: распи́ска; ро́звальни, но: развали́ться .

101. Чтобы не ошибиться в правописании приставок пере- , пре- , при- , надо понимать значение этих приставок. Смысл приставки пере- — "вновь", "по-иному", "через": перекрасить, перегнать, перескочить. Основной смысл приставки при- — "приближение", "прибавление": прибежать, приделать, также привлечь; в других случаях она указывает на действие, совершающееся в небольшой степени: приоткрыть, прилечь, приподнять; кроме того, она имеет и другие значения. Приставка пре- имеет два основных значения: 1) означает высокую степень качества: предобрый, пренеприятный; 2) имеет в книжных словах тот же смысл, что в простых словах имеет приставка пере- . Например: преломление (ср: переломить ), преобразовать, превратить (ср: переворотить ) и т. п.

Следует различать слова (значение их см. в словаре): прибыть, прибывать, прибытие и пребывать, пребывание; придел и предел, определить; приёмник и преемник , преемственный ; призреть , призирать , призрение и презреть , презирать , презрение ; приступить и преступить , преступник , преступление .

Правописание приставок - один из самых сложных разделов орфографии современного русского языка.

В нем огромное количество префиксов, имеющих самые разные значения. Некоторые обозначают близость (например, «пришкольный»), некоторые - перемещение в пространстве (например, «подниматься»).

Также с помощью приставок можно превращать глагол несовершенного вида в глагол совершенного вида. Например, из глагола несовершенного вида «играть» можно сделать несколько глаголов, которые обозначают уже завершившееся действие: «сыграть», «разыграть», «выиграть».

Вконтакте

Одноклассники

Некоторые приставки могут заканчиваться как на глухой, так и на звонкий согласный (например, «развалить» и «рассказать»), а вот приставка «с» не имеет звонкого двойника «з». При выполнении упражнений на правописание ученики часто сталкиваются с проблемой выбора, не зная, какую букву писать после приставки: «ы» или «и». Например, есть глагол «играть». Но почему же в слове «разыграть» в корне появляется буква «ы»? Откуда она взялась?

Буква «и» после приставок на согласную

Гласные «ы» и «и» после приставок - один из наиболее распространенных «камней преткновения» для младших и порой даже для старших школьников. Буква «и» всегда ставится после тех префиксов, которые заканчиваются на букву, обозначающую согласный звук. Вот самые типичные примеры: «воистину», «заинтересоваться», «заиграть». Однако с буквой «и» после префиксов сложности у школьников возникают очень редко, потому что слова такие слова обычно произносятся так же, как и пишутся. Например, в слове «заинтересоваться» никак не слышен звук «ы», а четко слышится звук «и». Вот примеры предложений с такими словами:

  • «Девочка заиграла на скрипке, и все заплакали от умиления»;
  • «Мальчик зашел к другу и пригласил его вместе поиграть»;
  • «Бабушка решила поискать очки под диваном»;
  • «Учительница заинтересовалась рисунком Сережи».

Буква «ы» после приставок на гласную

Буква «ы» всегда пишется после тех префиксов , которые оканчиваются на букву, обозначающую согласный звук. Вот наиболее типичные примеры: «подыграть на пианино», «разыскать потерю». Однако имеется одно исключение - это старославянское слово «взимать», которое означает «брать». В современном русском языке префиксы «вз» нет, зато есть префикс «воз» (например, «возделывать») и «вос» (например, «восстать», «восстание», «восставать»).

Вот примеры предложений с такими словами:

  • «В лотерею разыгрывался автомобиль «Москвич»;
  • «Непогода сегодня разыгралась, снег так и валит с неба!»;
  • «Я хотел подыскать себе выгодное место работы в городе»;
  • «Монголо-татары взимали дань с русских князей».

Пользуясь этим правилом, следует помнить, что под него не подходят префиксы «меж» и «сверх», например: «межигровой перерыв», «межинститутские соревнования», «сверхинтересная книга». В случае со словом «межинститутский» не лишним будет вспомнить еще одно хрестоматийное правило, которое гласит: «Сочетания «жи» и «ши» пишутся только с буквой «и»!

Почему важно правильно писать приставки

Правилам правописания префиксов посвящен отдельный раздел в школьной программе дисциплин «Русский язык как родной» (в Российской Федерации) и «Русский язык как иностранный» (в странах Содружества Независимых Государств). Упражнения на буквы «ы» и «и» после префиксов обогащают словарный запас младших школьников, помогают детям освоить основные принципы словообразования с помощью префиксов, а также развивают память и способствуют быстрому усвоению теоретических правил на практике.

Человек, хорошо владеющий русским языком, должен обращать внимание на грамотное написание приставок. Правильное употребление и написание в соответствии с установленными нормами и стандартами русского языка свидетельствует о хорошем уровне образования. Грамотная письменная речь часто имеет решающее значение при поступлении в институт и на работу. Человек, который пишет с ошибками, вряд ли будет принят или избран на руководящую должность.

Для того чтобы научиться правильно писать, в первую очередь нужна практика. Наиболее эффективными представляются следующие виды практических упражнений:

  • Вставить пропущенные буквы в словах, руководствуясь изученным правилом;
  • Привести собственные примеры на конкретное правило;
  • Вставить пропущенные приставки или выбрать одну приставку из нескольких вариантов для каждого слова;
  • Проследить, как меняется значение одного и того же слова в зависимости от разных префиксов.

Правописание приставок изучается в курсе средней школы: с начальных (второй-четвертый) до старших классов (десятый-одиннадцатый). Естественно, уровень сложности упражнений постепенно возрастает с ростом учеников. Правописание букв «ы» и «и» после префикса впервые вводится в учебную программу в 3−4 классе. Затем эти правила повторяются ежегодно, но количество слов, встречающихся в практических упражнениях, увеличивается.

Для того чтобы грамотно писать приставки , нужно не только знать правила, но и уметь применять их на практике. Постоянное выполнение практических упражнений на закрепление изученных правил способствует выработке навыков правописания префиксов и доведению их до автоматизма. Также дети и взрослые учатся грамотно писать приставки во время чтения русской классической литературы: как поэзии, так и прозы.