Open
Close

Причины возникновения государственного долга и его виды. Государственный долг: причины, виды и последствия Государственный долг причины и последствия его возникновения

В зависимости от того, кто выступает в роли кредитора, государственный долг делится на два вида:
  1. Внутренний — это задолженность государства перед его жителями: бизнес-субъектами и гражданами, номинированная в рублях. Она образуется двумя путями: через получение займов и выдачу казначейских ссуд. Государственные займы — это долговые отношения между государством и населением или бизнесом, позволяющие власти привлечь нужные суммы на условиях платности и возвратности. Они складываются через выпуск облигаций (ГКО, ОГСЗ, ОФЗ) и других ценных бумаг, осуществляемый Министерством финансов. Казначейские ссуды — это оказание финансовой помощи отдельным предприятиям, учреждениям, в работе которых заинтересовано государство, нижестоящим уровням власти (региональному и местному). Денежные средства выдаются на условиях возвратности под заранее определенные проценты.
  2. Внешний — это задолженность государства перед нерезидентами: национальными правительствами и международными организациями. Она номинирована в иностранной валюте. Это инструмент, который помогает властям преодолеть бюджетный дефицит, но повышает риски развития кризисных явлений в экономике. Внешний долг России делится на заимствования государственного и частного сектора. Госдолг представлен двумя элементами: новые обязательства РФ и прежние, доставшиеся «в наследство» от бывшего СССР.
По признаку сроков предоставления заимствований государственный долг делится на краткосрочный (до 12-ти месяцев), среднесрочный (до 5-ти лет) и длительный (до 30-ти лет).

Государственный долг России

По состоянию на середину 2018 года объем госдолга РФ составлял:
  • внешнего — 47 331,5 млн долл. США;
  • внутреннего — 9 043 770 млн руб.
По расчетам аналитиков, совокупный объем госдолга составлял 14,9% от ВВП страны. Этот показатель признается безопасным с точки зрения мировых стандартов.

За период с 2013 по 2018 гг. российские власти проводили политику, направленную на замещение внешних заимствований внутренними. В результате доля задолженности нерезидентам в совокупном объеме долга снизилась с 4.5 до 3,6%, резидентам — повысилась с 9 до 11,3%. Такое изменение структуры позволило оптимизировать расходы, связанные с обслуживанием финансовых обязательств.

По данным за 2018 год, в структуре госдолга РФ преобладают ценные бумаги: они составляют около 75%. Основная часть (более 70%) номинирована в рублях. Большинство обязательств являются среднесрочными: период их погашения составляет менее 10 лет.

Около половины портфеля государственных ценных бумаг сформировано облигациями федерального займа (ОФЗ-ПК) с купонным доходом и погашением стоимости долговой бумаги по окончанию срока ее действия. Их размещением занимается Минфин, который проводит аукционы между крупными участниками рынка за право покупки облигаций. Далее банки реализуют их миноритарным владельцам: гражданам и коммерческим организациям.

Управление государственным долгом в РФ осуществляет Правительство. Максимальный объем внутренних и внешних заимствований прописывается в бюджете, принимаемом в конце года на следующие двенадцать месяцев. Согласно ст. 106 БК РФ, сумма новых кредитов не может превышать совокупный размер платежей, направляемых на погашение уже имеющихся.

Здравствуйте дорогие друзья и гости моего блога.

Меня зовут Руслан Мифтахов. И сегодняшняя тема будет посвящена тому, что представляет собой задолженность государства перед партнерами извне, каковы причины ее возникновения и какие страны мира лидируют по объему таких обязательств на сегодняшний день.

Предполагаю, что обозначенный предмет нашей беседы будет интересен не только для тех, чья профессиональная деятельность имеет отношение к миру экономики и финансов, но и для простых обывателей.

Реалии настоящего времени таковы, что в кредит привыкли жить не только граждане страны и корпорации, но и целая держава. И у такого положения дел есть, как свои положительные, так и отрицательные последствия.

Но давайте не будем забегать наперед.

Сущность и понятие внешней задолженности государства

Если руководствоваться определением Международного валютного фонда (МВФ), то внешний долг это объем непогашенных текущих обязательств в виде суммы основного долга и процентов, которые приняты резидентами государства по отношению к нерезидентам, а также обязательства, которые необходимо погасить в определенный момент времени в будущем.

Таким образом, госдолг речь о котором идет сегодня, представляет собой часть задолженности по внешним займам и прочим обязательствам перед кредиторами – нерезидентами.

Этот указанный объем непогашенных текущих и будущих обязательств включает в себя, как государственный, так и частный или выражаясь иными словами, корпоративный долг и обязательства банков.

На сегодняшний день существует не одна классификация государственной задолженности. В данном случае все зависит от признака, который будет положен в основу такой классификации.

Например, согласно Бюджетному кодексу РФ предусматривается разделение долга государства на внутренний и госдолг по привлекаемым извне ресурсам. Первый является частью госдолга по внутренним займам и остальным долговым обязательствам перед резидентами, которые стали для своего государства кредиторами.

Ярким примером внутреннего госдолга является ситуация, когда министерство финансов выпускает и предлагает их купить своим гражданам, а также компаниям. В данном случае покупатели, приобретая эти ценные бумаги, становятся его кредиторами.


В соответствии с данными, приводимыми на сайте Министерства финансов России, по состоянию на 01 июня текущего года общий объем государственного российского внутреннего долга составил 8 480 425,9 млн. рублей.

И структура госдолга такова, что в государственных ценных бумагах выражена часть внутренней задолженности на сумму 6 645 169,263 млн. рублей. Кстати, управление госдолгом, а также его обслуживание, предусматривающее погашение, как правило осуществляется министерством финансов.

Причины возникновения госдолга

В большинстве случаев львиная доля рынка заимствований стран извне представлена долгосрочными обязательствами, за счет которых правительство финансирует стратегически важные инвестиционные проекты, включая реализацию инфраструктурных программ и развитие частного сектора.

По этой причине разумный объем задолженности помогает правительству ускорить экономический рост, к чему собственно говоря стремятся, как развитые, так и развивающиеся республики. Это конечно же, положительный пример того, как эффективно использовались внешние заимствования и своевременно погашались.


Вместе с тем, объем задолженности государства перед кредиторами извне оказывает влияние на репутацию и рейтинг страны на международном рынке кредитных ресурсов. Чем ниже рейтинг государства, тем более жесткими будут условия предоставления новых займов и кредитов.

Для тех, кому доступа на международные рынки кредитных ресурсов нет, единственным выходом из сложившейся ситуации становятся кредиты МВФ (Международный Валютный Фонд) и международных финансовых институтов, которые являются частью Всемирного банка.

Если образуется объем просроченных обязательств, то это вынуждает власти вести переговоры с международными кредиторами по вопросу урегулирования внешнего госдолга. Подобную ситуацию можно на сегодняшний день наблюдать на примере Украины.

А если задуматься о причинах возникновения внешнего долга в принципе, то как Вы считаете, что могло бы привести к необходимости брать в долг у кредиторов извне?

Возникновению внешнего долга может способствовать такая причина, как прямое заимствование ресурсов у зарубежных стран, частных фирм, а также продажа государственных ценных бумаг иностранным партнерам в лице предприятий и населения, а также государства.

Последствия, возникающие при таких заимствованиях, гораздо более тяжелые, нежели в случае внутреннего госдолга.

Чтобы погасить внешние обязательство правительство вынуждено отдавать кредиторам ценные товары и услуги, что приводит к снижению уровня жизни населения.

Иногда размер обязательств перед кредиторами извне достигает катастрофических величин по следующим причинам:

  • высокий дефицит государственного бюджета;
  • высокая ставка процента по выданному внешнему займу;
  • увеличение курса иностранной валюты;
  • существующие сложности на внутреннем рынке заимствований.

Чтобы суметь дать оценку объему внешних обязательств какого-либо государства необходимо рассматривать отношение суммы его внешней задолженности к ВВП страны – заемщика.

В данном случае является макроэкономическим показателем, отражающим общую сумму всего того, что государству удалось заработать в течение года на произведенных ею товарах и услугах.

Если же рассматривать вопрос о том, какой стране следует отдать пальму первенства по объему задолженности перед иностранными партнерами, то лидером в данной ситуации является США. Серебро в этом «соревновании» принадлежит Великобритании, а бронза Германии.


Очень надеюсь, что сегодняшняя тема была интересной и актуальной для каждого из вас дорогие читатели.

А на этом я заканчиваю тему. С вами был Руслан Мифтахов, до новых встреч и подписывайтесь на мои обновления.

Экономическая стабильность многих государств на данный момент находится под большим вопросом. Многие из них, в том числе и достаточно влиятельные и могущественные, такие как США или Великобритания имеют значительный внешний долг, который легко может привести к дефолту. Подобные ситуации не так давно произошли в Греции и на Кипре, где ситуация из плохой быстро стала критической. И главным образом это отразилось на рядовых гражданах, для которых были сокращены различные социальные выплаты, уменьшилась зарплата, а некоторые предприятия, вообще, были вынуждены закрыться, вследствие чего десятки тысяч людей остались и вовсе без работы. Граждане были вынуждены выходить на митинги, акции протеста, но все эти мероприятия никоим образом не повлияли на ситуацию, так как всему виной был государственный долг.

Как возникает государственный долг

Государственный долг, по сути, обычный заем . Только в этом случае речь идет о внушительных суммах. Ситуация возникает не на пустом месте. Вначале в стране возникает дефицит бюджета. Причин для этого может быть несколько, от стихийного бедствия, на ликвидацию последствий которого требуются значительные суммы, до завышения расходов на различные социальные программы. Когда возникают финансовые сложности. Государство вынуждено обратиться за помощью к тем, кто на данный момент находиться в более стабильном положении. Займ чаще всего представляется в долларах США, хотя бывают и исключения, когда используется национальная валюта.

Узнать о том, какой долг имеет любая из стран совсем не сложно. Эти данные есть на официальном сайте МВФ. Лидером, как это ни парадоксально, является США. Долг этой страны к началу 2014 года составлял почти 18 трлн.долларов. Почти в два раза меньший долг у Японии – 10 трлн.долларов. Она находится на втором месте. Замыкает тройку Китай с долгом в 4 трлн.долларов. В основной десятке должников оказались такие европейские страны, как Франция, Германия и Великобритания. Общемировой государственный долг в 2014 году составил 60 триллионов дол.США.

Япония долгое время считалась довольно стабильным государством, до событий 2001 года, когда на территории страны произошло цунами. Правительство было вынуждено брать займ, чтобы справиться с последствиями наводнения. Как следствие, Япония стала лидером среди должников, имеющих самый большой процент государственного долга по отношению к ВВП – 242%. Вторую позицию в этом списке занимает Греция – 174%, а у Италии, находящейся на 3-м месте – 133%.

Внешний государственный долг также можно рассматривать с позиции долга на душу населения. В этом случае вся сумма займа делится на всех граждан страны. В этом списке Япония также является лидером, так как на каждого японца приходится по 100 тыс.долларов. Вторая в списке Ирландия, замыкает тройку США. Конечно, подобная ситуация в стране не устраивает ни политиков, ни граждан, но справиться с возникшими проблемами не так-то просто. Внешние долги становятся серьезным препятствием для экономического роста. Доходы государства уменьшаются и правительству все чаще приходится обращаться за помощью к другим странам.

Как возникает дефицит бюджета?

Учитывая стабильность и высокие показатели ВВП в некоторых странах, сложно представить, что они будут обращаться к кредиторам. Но если вникнуть в суть проблемы, причины таких действий вполне понятны и в большинстве случаев оправданы. Основными причинами возникновения долга становятся:

  • увеличение расходов на военные программы;
  • финансирование социальных обязательств;
  • инвестиции в экономику государства.

И каждый из этих пунктов в той или иной ситуации может привести к займу. Конечно, это является крайней мерой, именно поэтому правительство каждой страны старается не доводить ситуацию до такой ситуации. Но, несмотря на это, долги США, Японии, Португалии и многих других стран все продолжают расти.

Иногда правительству удается сдержать рост внешнего долга, а в некоторых случаях и полностью остановить его. Для этого могут применяться следующие шаги:

  • Пересматривается сама структура госкредитования. Финансовые проблемы не должны влиять на безопасность всего государства.
  • Предпринимаются все меры, чтобы долг не увеличивался. Если нет возможности его уменьшить, постараться хотя бы сохранить сумму займа на прежнем уровне.
  • По возможности, уменьшить период займа, что приведет к уменьшению процентов и как следствие, избавит от дополнительных трат.
  • Правильное использование кредитных средств, в первую очередь, на развитие экономики.
  • Своевременное погашение долга, что избавит от штрафных санкций. К тому же, кредитная история, в этом случае, позволит снизить процентную ставку при следующих займах.
  • Экономический, финансовый и политический отделы государства должны работать сообща. Это позволит не только правильно распределять всю сумму займа, но и в полной мере осуществлять контроль над этими тратами.
  • Участие в саммитах, где обговариваются различные способы уменьшения внешнего долга страны.

Наиболее серьезный урон финансовой стабильности может нанести любой финансовый кризис и каждая страна всячески старается этого не допустить. Один из самых надежных способов – максимальное развитие экономики внутри государства. Не менее ощутимый эффект приносит и экономия средств по различным направлениям. Эти методы достаточно результативны, хотя следует понимать, что все проблемы не решаются в один миг. Для того, чтобы можно было говорить об эффективности выбранного курса, должно пройти довольно много времени в условиях жесткой экономии. В противном случае стране не уберечься от дефолта.

Внешний долг Беларуси

По сравнению со многими странами Европы, Беларусь находится в достаточно выгодном положении. Конечно, внешний долг является не таким уж и маленьким, в 2014 году он составил около 13 млрд.долларов. При этом долговые обязательства погашаются в полном объеме, так как большинство таких займов являются краткосрочными, их удается гасить на протяжении года. И, хотя, зачастую сумма выплат иногда очень внушительная для небольшого государства, на данном этапе такие действия являются оправданными, так как позволяют поддерживать хорошую кредитную историю. А, значит, Беларусь может рассчитывать на меньший процент по займу и существенную экономию собственных средств. При этом многие западные эксперты не столь оптимистичны в отношении Беларуси, ведь с каждым годом рассчитываться по долгам становиться все труднее – сумма займа постоянно увеличиваться, чего нельзя сказать об производственных показателях.

На сдерживание суммы внешнего долга Беларуси влияет еще одно обстоятельство, которое, впрочем, нельзя назвать особо приятным. МВФ отказал Минску в последней заявке на очередной кредит. Валютный фонд требует от правительства Беларуси структурных реформ, только после этого заявка может быть рассмотрена комиссией. Насколько серьезно это обстоятельство повлияет на экономику страны в целом и на общие показатели внешнего государственного долга – покажет время.

Материал подготовлены сотрудниками компании «Деньги в долг инвест», сайт http://dengy.by/ - самые выгодные займы в Минске и Беларуси.

Источники финансирования дефицита бюджета. От способа финансирования бюджетного дефицита в большой степени за­висит, какое влияние он (дефицит) оказывает на экономику, финансирование дефицита может в аналитических целях быть классифицировано по-разному. Различаются внутреннее и ино­странное (внешнее) финансирование дефицита; инфляционное и неинфляционное финансирование.

1. Иностранное (внешнее) финансирование. До последнего времени ресурсы внешнего финансирования бюджетного дефи­цита были в некоторой степени ограниченны. Однако во второй половине 70-х годов, по мере того как внешние займы станови­лись доступными, а дефициты большими по размерам, а также в связи с тем, что во многих странах начали вводиться лимиты налогообложения, вызванные политическими или техническими причинами, внешнее финансирование становилось все более обычным. Во внешнем финансировании необходимо различать безвозмездную помощь и займы на льготных условиях, с одной стороны, и коммерческие кредиты - с другой, а также кратко­срочное и долгосрочное финансирование. Если страна в состоя­нии финансировать свой бюджетный дефицит за счет иностран­ных субсидий (или льготных займов с большим сроком погаше­ния), тогда дефицит может не оказать негативного воздействия на экономику. А если он к тому же связан с производительным использованием ресурсов, то может принести и значительную выгоду. Если дополнительные бюджетные расходы направлены в основном на импорт товаров, то приростный спрос может быть удовлетворен за счет субсидирования извне увеличения импор­та. Тем не менее необходимо избегать концентрации дополни­тельных бюджетных расходов на таких статьях, как пенсии, по­требительские дотации, увеличение госаппарата, которые не смогут быть быстро урезаны в случае прекращения внешнего субсидирования и без наличия гарантированных внутренних ис­точников их покрытия.

К сожалению, опыт развивающихся стран показывает множе­ство примеров расходования внешних субсидий на обозначен­ные выше направления и трудностей, с которыми сталкиваются эти страны после использования всех субсидированных ресурсов.



Вторым наиболее привлекательным внешним источником Финансирования бюджетного дефицита являются долгосрочные (свыше 10 лет) займы. Если эти займы предоставляются под такие реальные ставки процента, которые достаточно низки и могут обеспечить успешное внедрение прибыльных проектов, и направляются на самые потенциально эффективные цели, тогда существование бюджетного дефицита и его финансирование из­вне могут считаться абсолютно оправданными. Проблемы воз­никают, и, к сожалению, достаточно часто, когда проценты по займам настолько велики, что делают любые проекты неэффек­тивными, займы направляются не на финансирование развития производства, а на разного рода субсидирование, долгосрочные проекты финансируются за счет краткосрочных займов.

В том случае, когда внешнее финансирование бюджетного дефицита связано не с безвозмездной помощью, внешний долг (особенно если речь идет о краткосрочных коммерческих креди­тах, предоставляемых не на льготных условиях) ложится на стра­ну тяжелым бременем. Действительно, выплата процентов и суммы основного долга требует в данном случае передачи нашего реального выпуска продукции в распоряжение других стран. Это означает, что мы сегодня перекладываем реальное экономи­ческое бремя своего долга на плечи будущих поколений; их уровень жизни окажется меньше возможного.

Кроме того, нужно иметь в виду, что, даже получая долго­срочные займы на льготных условиях от международных финан­совых организаций (например, от Международного валютного фонда), страна оказывается в определенной долговой кабале. И часто расплата состоит в том, что правительство этой страны оказывается вынужденным осуществлять ту экономическую по­литику, которая может быть рекомендована организацией, пре­доставляющей заем.

2. Инфляционное внутреннее финансирование. Далее необ­ходимо рассмотреть бюджетный дефицит как источник допол­нительной эмиссии денег.

Очевидно, что и не связанный с ростом предложения денег бюджетный дефицит оказывает разнонаправленное воздействие на экономику. Однако в большинстве развивающихся стран ощу­тимый по размерам бюджетный дефицит (за редким исключени­ем) всегда влек за собой денежную эмиссию, а вследствие этого приводил к развитию инфляционных процессов в экономике.

Контроль за предложением денег со стороны государства пред­полагает, что ему принадлежит монопольное право денежной эмис­сии. В этой связи будет уместно ввести (в общих чертах) новое

понятие, довольно часто используемое в литературе по пробле­мам инфляции и дефицита госбюджета, - понятие сеньоража.

В средние века феодалы (сеньоры во Франции) имели ис­ключительное право чеканки монет в своих владениях. Сегодня это право - в руках государства и является одним из источни­ков его доходов. Таким образом, сеньораж - это доход, полу­чаемый государством от выпуска денег для финансирования го­сударственных расходов. Но денежная эмиссия, не подкреплен­ная соответствующим реальным ростом производства, просто наращивает предложение денег и вызывает инфляцию. Такие действия государства равносильны введению нового налога - инфляционного. Кто платит этот налог? Вероятно, все держате­ли денег. Рост цен уменьшает реальную покупательную способ­ность денежных доходов населения. Поэтому, печатая деньги, государство, по сути дела, сокращает реальное количество денег, находящееся на руках у населения.

Доход, получаемый государством от эмиссии, различен в разных странах. И если в США он достаточно мал - менее 3% от доходов государства, то, например, в Италии, Греции сеньораж составляет около 10% государственных доходов. В странах, пере­живающих гиперинфляцию, сеньораж часто служит главным ис­точником государственных доходов, хотя уже сам по себе явля­ется одной из основных причин гиперинфляции.

3. Неинфляционное внутреннее финансирование. Говоря о внутреннем финансировании, необходимо различать финанси­рование с помощью инфляционных мер, речь о котором шла выше, и внутреннее финансирование из неинфляционных ис­точников. Последнее обычно ассоциируется с государственным внутренним займом.

Можно сказать, что, когда у государства не хватает денег для осуществления всех запланированных им расходов, оно берет недостающие денежные средства в долг у населения и кредитно-финансовых учреждений. По истечении срока займа государство Должно возвратить заимодавцам сумму займа и причитающиеся проценты. Общая сумма всех еще не погашенных займов и не выплаченных по ним процентов составляет величину внутрен­него государственного долга. По срокам погашения правительст­венные займы подразделяются на краткосрочные и долгосроч­ные. Внутренние займы обычно оформляются путем выпуска и Размещения ценных бумаг среди населения, коммерческих бан­ков и других финансовых учреждений. В отличие от денежной эмиссии, ускоряющей развитие процессов инфляции, продажа облигаций рассматривается как неинфляционное финансирова­ние государственного дефицита. Покупатели облигаций внут­реннего государственного займа финансируют правительство, получая, в свою очередь, доход в виде некоторого процента, выплачиваемого им правительством с определенной периодич­ностью в течение срока погашения облигаций. В нашей стране к государственным бумагам, с помощью которых привлекаются средства для финансирования госбюджета, относятся, например, государственные краткосрочные обязательства (ГКО) и облига­ции государственного сберегательного займа (ОГСЗ).

Два основных фактора определяют, в каком объеме этот источник может быть использован в каждый конкретный мо­мент времени в стране.

Первый - это размеры и степень развития внутреннего рын­ка капиталов. Как известно, в странах с переходной экономикой уровни развития рынков капиталов сильно различаются. В не­которых из них рынки капиталов развиты так же хорошо, как и в странах с рыночной экономикой; в других - финансовые структуры еще недостаточно развиты, что может послужить ос­новным ограничением при продаже облигаций населению.

Второй важный фактор - внутренняя политика в области регулирования ставки процента. Если правительство страны на­мерено финансировать значительную часть своего бюджетного дефицита через продажу облигаций, то оно не может удержи­вать ставку процента на низком уровне. Облигации будут поку­пать только в том случае, если доход по ним будет достаточно привлекательным. Если же доход будет низким, то возможность финансировать бюджетный дефицит путем продажи облигаций сильно уменьшится вне зависимости от степени развития внут­ренних рынков капиталов. В этих условиях покупатели будут приобретать товары или пытаться вложить свои финансовые средства за рубежом, сужая тем самым возможности правитель­ства финансировать бюджетный дефицит.

Образованию государственного долга способствуют:

1. Используемые на покрытие дефицита бюджета Государственные, субъектов РФ и муниципальные заимствования.

2. Заключаемые субъектами РФ и муниципальными органами власти кредитные соглашения и договоры с иностранными государствами, международными финансовыми организациями и кредитными организациями от имени РФ.

3. Государственные гарантии и поручительства выполнения обязательств прочих заемщиков.

4. Обязательства третьих лиц, принятие на себя государством или муниципалитетами.

5. Внутренние и внешние соглашения и договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет РФ или её субъекта, заключенные от имени РФ или её субъектов.

Также в последнее время к причинам возникновения государственного долга относят обусловленные кризисами и связанные с реструктуризацией госдолга банковские проблемы, например, такие как: условия и методы реструктуризации долга, доля валюты, в которой деноминирован долг, степень зависимости банков от правительства и др.

Недостаточная капитализация финансовых учреждений или, в особых случаях и неплатежеспособность всей банковской системы, когда банки владеют значительными активами в виде государственных долговых бумаг, может быть обусловлена крупномасштабной реструктуризацией. При этом властным и политическим структурам необходимо знать, что применение финансовых ресурсов для решения проблем банковского сектора, сдерживается определёнными условиями. Одним из таких условий является ограничение роли правительства, как собственника или гаранта, в ситуации, когда долг уже не может быть обслужен, и необходима его реструктуризация, которая требует точной разработки стратегии и мер влияния на банковскую систему.

Методы регулирования государственного долга

Главным направлением в настоящее время в экономической политике России является решение вопросов, относящихся к управлению государственным долгом, что обусловлено его ростом и необходимостью погашения, т.е. уменьшение долгов и обязательств по их погашению является главной целью управления внутренним и внешним государственными долгами. Однако это связано с большими трудностями, а именно: выбор способов регулирования долга узок, характер отношений с кредиторами сложен и пр.

На настоящий момент существуют и применяются такие методы управления государственным долгом, как:

1. Рефинансирование - обусловливает погашение долга (части основного или всего полностью) и процентов по данному долгу, используя средства от вновь размещенных займов.

2. Аннулирование или дефолт – означает несогласие государства выплачивать долг и проценты по данному долгу по выпущенным раньше займам.

3. Конверсия – решение, принятое государством в отношении изменения доходности выпущенных ранее займов, что возможно, если правительством будет снижена величина выплачиваемых процентов.

4. Новация – характеризуется ситуацией, когда заемщик и кредитор заключают соглашение об аннулировании ранее действующих обязательств, их замене новыми, обусловливающими иные условия погашения долгов, более лояльными по отношению к заёмщику.

5. Унификация - объединение двух или нескольких выпущенных ранее займов, при котором совершается обмен облигаций раньше выпущенных займов на облигации новых займов, на основе принятого государством решения.

6. Консолидация – характеризуется преобразованием краткосрочных займов в средне – и долгосрочные, среднесрочных в долгосрочные, что является достаточно выгодным для бюджета страны.

7. Отсрочка погашения займа, части займов или всех предыдущих выпущенных займов проводится тогда, когда продолжение выпуска новых займов не обеспечивает финансовой активности для страны.

В отношении внутренних займов, чаще всего используются такие методы управления государственным долгом, как конверсия, унификация и консолидация. Мера отсрочки погашения займа применяется для внешних займов, как наиболее эффективная.


Анализ Динамики внутреннего и внешнего долга Российской федерации

Внутренний долг РФ

Внутренний государственный долг регулируется законом “О государственном долге Российской Федерации” и обслуживается ЦБ РФ. Он обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ и находится на обслуживании в ЦБ РФ. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если такие обязательства не были гарантированы РФ.

Рассмотрим динамику размера государственного внутреннего долга Российской Федерации за период с 1993 – 2015 гг. (таблица 1):

Таблица 1

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации

По состоянию на Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб.
всего в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в рублях
01.01.1993 3,57 0,08
01.01.1994 15,64 0,33
01.01.1995 88,06 2,14
01.01.1996 187,74 7,46
01.01.1997 364,46 17,24
01.01.1998 490,92 3,47
01.01.1999 529,94 0,88
01.01.2000 578,23 0,82
01.01.2001 557,42 1,02
01.01.2002 533,51 0,02
01.01.2003 679,91 8,62
01.01.2004 682,02 5,58
01.01.2005 778,47 12,93
01.01.2006 875,43 18,86
01.01.2007 1064,88 31,23
01.01.2008 1301,15 46,68
01.01.2009 1499,82 72,49
01.01.2010 2094,73 251,36
01.01.2011 2940,39 472,25
01.01.2012 4190,55 637,33
01.01.2013 4977.90 906.6
01.01.2014 5722.24 1289.85
01.01.2015 7241.17 1765.46

Данные таблицы дают возможность проследить динамику размера государственного внутреннего долга Российской Федерации за 22 года. При этом установлено, что размер внутреннего государственного долга за эти годы имеет отрицательную динамику: рост его произошёл более чем на 2000 %, причём, в 2001 и 2002 гг. происходило незначительное, но снижение размера внутреннего долга РФ.

Внешний долг РФ

За двадцати двух летний период внешний государственный долг РФ постоянно варьировался. После распада Советского Союза внешний долг РФ постоянно возрастал и достиг своего максимума после финансового кризиса, случившегося 1998 году. В это время внешний долг РФ доходил до 146,4 % от ВВП. В начале 2000 года он равнялся 146 млрд. долл. (суммарный государственный долг составил 84 % от ВВП).

В 2004 - 2008 годы, по поручению президента В. В. Путина, учитывая растущие доходы России от продажи нефти и газа, связанные с быстро растущими мировыми ценами на данные сырьевые ресурсы, государственный долг резко уменьшился. В результате длительных переговоров, в августе 2006 года Россия досрочно погасила 22,5 млрд. долл. в счёт долгов по кредитным обязательствам Парижского клуба, после чего государственный долг РФ стал равняться 53 млрд. долл, что составляло 9 % от ВВП.

Внешний долг России на 1 января 2015 года составил $599,497 млрд, сократившись за год на $129,4 млрд, или на 17,8%. В четвертом квартале прошлого года отечественные заемщики выплатили почти $80 млрд. Госдолг (включая обязательства Центрального банка) снизился еще сильнее - на 33,2%, до $51,9 млрд. Из этой суммы на органы государственного управления приходится $41,516 млрд, на ЦБ - $10,407 млрд.

Исходя из текущего обменного курса доллара в 65 руб. и объема ВВП в 2014 году примерно в 70 трлн руб., совокупный размер внешней задолженности составил на 1 января 2015 года около 60% ВВП. Государство же должно менее 5% ВВП.

Структура внешнего государственного долга России по данным на 1 января 2015 года согласно данным Минфина представлена в таблице 2.

Согласно данным, внесённым в таблицу 2, в структуре государственного долга преобладают долги, не погашенные по внешним облигационным займам, и долги по гарантийным обязательствам РФ, выраженные в иностранной валюте.

Таблица 2

Структура государственного внешнего долга (на января 2015 года)

Категория долга Сумма (млн. долларов США) Эквивалент (млн. ЕВРО)
Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) 54 355,4 44 744,4
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации 46,1 38,0
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - не членами Парижского клуба 886,5 729,8
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - бывшими странами СЭВ 866,5 713,3
Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами 1 172,1 964,8
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) 5,5 4,5
Прочая задолженность 20,2 16,7
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте 12 083,2 9 946,7

Российский внешний государственный долг в настоящее время по независимым данным является самым низким из всех стран Европы. Это положение, несомненно, усиливает позитивные прогнозы по укреплению Российской экономики в мире.