Open
Close

Прикладная магистратура и академическая. Что такое прикладной бакалавриат и академический бакалавриат? Документ об окончании курса

Бакалавриат является первым уровнем высшего образования, обучение на котором на базе среднего полного образования длится четыре года, на базе среднего профессионального может длиться три года. Первые три года обучения на бакалавриате предполагают подготовку студентов как широких специалистов, и только на четвертом курсе появляется возможность выбрать определенный профиль. По окончанию обучения студенты получают степень бакалавра определенного профиля и диплом об оконченном высшем образовании. Данный диплом позволяет трудоустраиваться на должности, для которых требуется наличие высшего образования, при этом отсутствие узкой специализации предоставляет широкие возможности. Таким образом, бакалавриат - это высшее образование, полностью соответствующее мировым стандартам .

В Российской системе образования не так давно были введены понятия академического и прикладного бакалавриата.

  • Академический бакалавриат - это классическая форма получения образования по программе бакалавриата.
  • Прикладной бакалавриат - это экспериментальная образовательная программа, предполагающая, наравне с академическим, обучение в течение четырех лет. Однако в самих программах обучения существуют различия.

Программа прикладного бакалавриата характеризуется ориентацией на практическую профессиональную и теоретическую подготовку, что фактически является сочетанием программ среднего профессионального и высшего образования. Целью прикладного бакалавриата является подготовка рабочих и специалистов на высоком технологическом уровне для работы со сложными компьютерными технологиями. В программах прикладного бакалавриата много времени отводится практической подготовке студентов на предприятиях работодателей, лабораторным работам и написанию курсовых.

После окончания любого вида бакалавриата у выпускников есть возможность продолжить получение высшего образования уже на второй ступени, поступив в магистратуру.

Высшее образование или высшее профессиональное образование не относится к обязательному во всем мире, но именно оно является таким уровнем, при достижении которого человек полностью усвоил все тонкости своего профессионального направления.

Человек может дальше развиваться в научной среде, получая научную степень, но, что самое главное, он всесторонне развит . Это важнейший момент. Часто среди людей можно услышать фразы о том, что очень отличаются между собой люди с высшим образованием от людей без него и по взглядам на жизнь, и по умению излагать свои мысли, и по поведению, и даже по способу мышления. С этим можно согласиться. Так как именно высшая школа учит жизни, во всех отношениях.

Что такое академический бакалавриат?

Не так давно (2014 год) в России появилось разделение бакалавриата на академический и прикладной. Разделение введено намеренно, для отображения конкретной направленности программы, которую прослушал студент.

Бакалавр – это степень или присуждаемая квалификация студентам, которые освоили и получили диплом первой ступени высшего образования . Бакалавриатом, в свою очередь, называется сам процесс обучения в высшей школе, по окончании которого учащиеся получают диплом степени бакалавра и соответствующую квалификацию. В конце обучения для подтверждения успешности учебы предусмотрено написание дипломной работы и её публичная защита перед комиссией.

Главное отличие бакалавриата от обучения в магистратуре или специалитете заключается в его целях и практической ориентации . Во время бакалавриата студент усваивает все базовые знания и необходимые умения, которые пригодятся в профессиональной деятельности на работе по специальности.

Программа же магистратуры основывается на изучении более сложных моментов, связей, задач по основным профильным предметам. Такое усложнение связано с тем, что после окончания магистратуры можно продолжать обучение в аспирантуре. Потом докторантуре, то есть, продолжать научную деятельность и получать ученые степени. Таким образом, и магистратура и бакалавриат получают фундаментальную базу знаний, только в магистратуре она поддается более углубленному рассмотрению. Нельзя сказать какая из этих двух ступеней хуже или лучше. Тут выбор только за абитуриентом и зависит от его взглядов на жизнь и свое будущее. Но если вы всё же заботитесь о своем уровне грамотности и образованности, поступайте учиться в университеты.

Освоение программы обучения академического бакалавриата ориентировано на получение всей фундаментальной базы теоретических знаний в выбранной специальности. Студент после обучения больше сосредоточен на продолжении научно-исследовательской деятельности и поступлении в магистратуру. Академический бакалавриат продолжает прошлые традиции содержания высшего образования, его можно назвать классическим. Чаще всего на первых двух курсах параллельно изучают профильные предметы с общеобразовательными, только на более высоком уровне, вне школьной базы с опорой на неё.

Эта ступень образования следует после общего среднего или профессионального образования и предполагает усвоение теоретической основы выбранного направления и овладение всеми практическими умениями и навыками.

Система высшего образования имеет две ступени. Первая – это получение уровня бакалавра, и вторая – обучение в магистратуре с достижением уровня магистра. Еще в некоторых университетах можно встретить уровень специалиста. Это что-то промежуточное между бакалавром и магистром. Сейчас, согласно требованиям к участникам Болонского процесса, квалификация «специалист» приравнивается к «магистр».

В идеале эти две ступени неразрывны и следуют одна за другой. Но не всегда это происходит так. После получения бакалавра, чаще всего этот период обучения длится не менее четырех лет, можно завершить обучение в ВУЗе. Еще несколько лет назад в постсоветских странах диплом бакалавра считался неоконченным высшим образованием, но уже сегодня представляет собой полноценное оконченное высшее образование, как и во всем мире. Исходя из этого, становится совершенно логичным то, что бакалавриат должен обеспечить учащегося всеми необходимыми базовыми и специальными знаниями по профилю.

Что такое прикладной бакалавриат?

Новым введение является прикладной бакалавриат. В его основе программа обучения именно практической профессиональной деятельности . Так, происходит подготовка профессиональных рабочих и специалистов высокого уровня, которые смогут разобраться в работе со сложными машинами, электронными системами и устройствами. После учебы люди могут сразу идти работать на производство без дополнительного обучения.

Такая основа дает возможность решать задачи и теоретического и практического характера по своему профилю, что необходимо для дальнейшей работы и карьерного роста.

Во время учебы большой упор ставится на производственные практики, что делает студентов более востребованными у работодателей.

Общие черты академического и прикладного бакалавриата

Общим для академического и прикладного бакалавриата является длительность обучения. Обучение в бакалавриате, независимо от вида, длится четыре года. В конце программы выдается диплом об оконченном высшем образовании с указанием вида бакалавриата. Кроме того, наблюдается одинаковое получение всех необходимых профильных знаний, как это было раньше, чтобы соответствовать уровню оконченного высшего образования.

Главные отличия

Основные отличия между прикладным бакалавриатом и академическим заключаются в следующем:

  1. Академический бакалавриат – это теоретическая база, прикладной – практические умения.
  2. Академический бакалавриат предполагает продолжение обучения в магистратуре; прикладной бакалавтриат – чаще всего предполагает окончание обучения и устройство на работу.
  3. Выпускники академического бакалавриата проходят отбор на конкурсной основе для поступления в магистратуру; выпускники прикладного бакалавриата устраиваются на работу, отработать определенный стаж по своей специальности и только после этого они могут продолжать обучение в магистратуре.

В результате полученной информации можно отметить, что данные разновидности бакалавриата практически непохожи, хотя у них и одинаковая длительность обучения.

Современные технологии развиваются очень быстро, а значит и требования, предъявляемые работодателями к своим сотрудникам, повышаются с каждым днем. Многие специальности, востребованные на современных производствах, требуют значительно более высокого уровня квалификации, чем раньше. Современный специалист должен уметь управлять высокотехнологичным оборудованием, разбираться в чертежах, уметь читать инструкции на иностранных языках и работать с информационными системами. Фактически, это должен быть высококвалифицированный специалист со знаниями инженера и навыками рабочего.

Образовательные программы техникумов и колледжей, направленные преимущественно на освоение практических методов и приёмов работы, не могут обеспечить подготовку специалистов такого уровня. В то же время выпускники вузов, получив за годы учёбы хорошую академическую базу, зачастую не имеют опыта работы в реальных производственных условиях. Поэтому возникла необходимость создания на базе средних профессиональных и высших учебных заведений нового качественного уровня высшего образования - прикладного бакалавриата.

Что такое прикладной бакалавриат?

Понятие «прикладной бакалавриат» стало активно использоваться всего несколько лет назад - в 2009 году. В основе данного уровня образования - образовательные программы СПО (среднего профессионального образования), ориентированные на овладение практическими навыками работы на производстве, в сочетании с программами высшего образования, ориентированными на получение серьёзной теоретической подготовки. При этом объём практической части программы, включая лабораторные и практические занятия, учебную и производственную практику, составляет не менее половины всего времени, отведённого на обучение. Другими словами, задача прикладного бакалавриата - сделать так, чтобы вместе с дипломом о высшем образовании молодые люди получали полный набор знаний и навыков, необходимых для того, чтобы сразу же, без дополнительных стажировок, начать работать по специальности.

Поскольку фактически программы прикладного бакалавриата направлены на углубленную подготовку рабочих и специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики, работодатели очень заинтересованы в том, чтобы эксперимент оказался успешным. Во многих регионах они уже сейчас принимают активное участие в разработке учебных программ и планов. При этом производственная практика проводится в организациях-работодателях в рамках освоения студентами основных видов профессиональной деятельности.

Обучение по программам прикладного бакалавриата осуществляют колледжи, техникумы и высшие учебные заведения (институты и университеты). Поступить туда можно как после 11 класса школы (в этом случае учёба в прикладном бакалавриате продлится 4 года), так и после получения профильного среднего профессионального образования (в этом случае обучение будет проходить по сокращённой программе по индивидуальному учебному плану). При этом прикладной бакалавриат не исключает возможности продолжить дальнейшую учёбу - при желании его выпускники смогут поступить в магистратуру.

Об эксперименте по созданию прикладного бакалавриата

9 августа 2009 года вышло Постановление Правительства РФ № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования». Участники эксперимента были определены на основании конкурсного отбора, организованного Минобрнауки России в 2010 году с целью тестирования образовательных программ, взаимодействия учебных заведений и работодателей, а также повышения качества профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда.

Для участия в конкурсе необходимо было представить одну программу прикладного бакалавриата, разработанную на основе федерального государственного образовательного стандарта. Помимо этого, нужно было обосновать необходимость подготовки кадров по данной программе потребностями предприятий региона и подкрепить обоснование договором о сотрудничестве между образовательным учреждением и работодателем.

Всего на конкурс было подано 125 заявок - 51 от высших учебных заведений и 74 - от учреждений среднего профобразования. После тщательного изучения заявок к участию в конкурсе были допущены 102 образовательных учреждения (37 вузов и 65 ссузов) из 47 субъектов Российской Федерации.

Больше всего заявок на создание программ прикладного бакалавриата было подано по следующим направлениям: «Металлургия, машиностроение и материалообработка» (17 заявок), «Информатика и вычислительная техника» (17 заявок), «Экономика и управление» (16 заявок), «Образование и педагогика» (14 заявок), «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника» (9 заявок). В результате, право на участие в эксперименте по созданию прикладного бакалавриата получили 49 образовательных учреждений, расположенных по всей стране.

Пока еще рано говорить о каких-либо результатах эксперимента. На данный момент ведется работа по уточнению учебных программ и планов, отрабатываются механизмы взаимодействия с работодателями и готовятся нормативные акты, необходимые для придания уровню прикладного бакалавриата официального статуса. Окончательно итоги эксперимента по внедрению уровня прикладного бакалавриата будут подведены в 2014 году.

Список федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования - победителей конкурсного отбора для участия в эксперименте по созданию прикладного бакалавриата:

1. ФГОУ СПО «Астраханский колледж вычислительной техники» (Компьютерные системы и комплексы).
2. ГОУ ВПО «Вятский государственный университет» (Экономика).
3. ФГОУ СПО «Железногорский горно-металлургический колледж» (Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)).
4. ФГОУ СПО «Ивановский промышленно-экономический колледж» (Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)).
5. ФГОУ СПО «Казанский авиационно-технический колледж им. П.В. Дементьева» (Производство летательных аппаратов).
6. ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» (Химическая технология).
7. ФГОУ СПО «Калининградский государственный колледж градостроительства» (Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)).
8. ФГОУ СПО «Красногорский государственный колледж» (Оптические и оптико-электронные приборы и системы).
9. ФГОУ СПО «Курганский государственный колледж» (Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)).
10. ГОУ СПО «Каменск-Уральский политехнический колледж» (Металлургия цветных металлов).
11. Образовательное учреждение Московская банковская школа (колледж) Центрального банка Российской Федерации (Банковское дело).
12. ГОУ ВПО «Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)» (Информационные системы и технологии).
13. ФГОУ ВПО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (Металлургия).
14. ФГОУ СПО «Нефтекамский машиностроительный колледж» (Технология машиностроения).
15. ФГОУ СПО «Новороссийский колледж строительства и экономики» (Электрические станции, сети и системы).
16. ФГОУ СПО «Новосибирский химико-технологический колледж им. Д.И.Менделеева» (Аналитический контроль качества химических соединений).
17. ФГОУ СПО «Оренбургский государственный колледж» (Профессиональное обучение (по отраслям)).
18. ФГОУ СПО «Псковский сельскохозяйственный техникум» (Электроснабжение (по отраслям)).
19. ГОУ СПО «Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики» (Многоканальные телекоммуникационные системы).
20. ФГОУ СПО «Рязанский государственный технологический колледж» (Информационные системы (по отраслям)).
21. ГОУ СПО «Санкт-Петербургский государственный колледж физической культуры и спорта, экономики и технологий» (Физическая культура).
22. ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (Психолого-педагогическое образование).
23. ФГОУ СПО «Смоленский промышленно-экономический колледж» (Технология машиностроения).
24. ФГОУ СПО «Тверской колледж им. А.М. Коняева» (Технология машиностроения).
25. ФГОУ СПО «Тульский государственный технический колледж» (Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)).
26. ГОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет» (Информационные системы и технологии).
27. ФГОУ СПО «Хабаровский судостроительный колледж» (Технология машиностроения).
28. ФГОУ СПО «Чебоксарский электромеханический колледж» (Технология машиностроения).
29. ФГОУ СПО «Челябинский монтажный колледж» (Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)).
30. ГОУ ВПО «Якутский государственный инженерно-технический институт» (Программирование в компьютерных системах).
31. ГОУ ВПО «Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации» (Сварочное производство).
32. ФГОУ СПО «Архангельский лесотехнический колледж императора Петра I» (Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования).
33. ГОУ ВПО «Воронежский государственный университет» (Электроника и наноэлектроника).
34. ФГОУ СПО «Дмитровский государственный политехнический колледж» (Экономика и бухгалтерский учет).
35. ФГОУ СПО «Канский технологический техникум» (Информационные системы).
36. ФГОУ СПО «Курский государственный политехнический колледж» (Банковское дело).
37. ФГОУ СПО «Краснодарский гуманитарно-технологический колледж» (Профессиональное обучение).
38. ГОУ ВПО «Марийский государственный технический университет» (Компьютерные системы и комплексы).
39. ГОУ СПО «Московский государственный колледж информационных технологий» (Программирование в компьютерных системах).
40. ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» (Педагогическое образование).
41. ФГОУ СПО «Нижнекамский нефтехимический колледж» (Переработка нефти и газа).
42. ГОУ ВПО «Пензенский государственный университет» (Приборостроение).
43. ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» (Психология).
44. ФГОУ СПО «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции» (Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники).
45. ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» (Электрические машины и аппараты).
46. ФГОУ СПО «Саратовский финансово-технологический техникум» (Экономика и бухгалтерский учет).
47. ГОУ СПО «Уваровский химический колледж» (Информационные системы).
48. ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» (Сварочное производство).
49. ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации (банковское дело).

Потребности современного российского рынка труда чрезвычайно разнообразны, однако работодатели сходятся в одном: им нужны высококвалифицированные кадры - от рабочего до ученого-исследователя. Чтобы нацелить профессиональное образование на решение этой задачи, правительство РФ в 2009 году объявило о проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях высшего и среднего звена.

Суть прикладного бакалавриата - поднять статус неуниверситетского образования, приравняв к высшему образованию некоторые специальности техникумов и колледжей, соответствующие инновационному развитию экономики. «Ряд отраслей и видов деятельности настолько усложнились, что теперь в некоторых случаях необходимо обучение более высоким технологиям, - пояснил необходимость эксперимента директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки Игорь Реморенко. - Если раньше сталевар ходил с клюкой и мешал расплавленный металл, то теперь он сидит за компьютером и регулирует процесс сварки через сложные технологии. То же самое и у сварщиков».

Учиться студенты будут четыре года, после чего получат диплом о высшем образовании. Обучение оплачивается из федерального бюджета.

В концепции создания и развития прикладного бакалавриата, разработанной в ФИРО, записано, что квалификация выпускников будет соответствовать шестому уровню Национальной рамки квалификаций РФ, и они будут уникальными специалистами на рынке труда страны.

По замыслу Министерства образования и науки РФ, первые два года эксперимента посвящаются разработке соответствующих программ и изменениям, позволяющим «легитимизировать этот уровень образования».

В свое время о желании принять участие в новом многообещающем деле заявили 125 учебных заведений. Но удостоились такой чести только 7 вузов и 23 ссуза.

Первый и единственный набор абитуриентов на программы прикладного бакалавриата состоялся в 2010 году. И вот первый год эксперимента приближается к концу. Что он показал? К каким выводам привел? Свой ответ на эти и некоторые другие вопросы дают участники экспресс-опроса.

  1. Каких специалистов готовят в вашем учебном заведении по программам прикладного бакалавриата?
  2. Чем отличаются программы прикладного бакалавриата от программ академического бакалавриата и СПО? Какие преимущества имеют?
  3. Каким условиям должно соответствовать учебное заведение, реализующее программу прикладного бакалавриата?
  4. Что показал первый год эксперимента? К каким выводам привел?
  5. С какими трудностями столкнулось ваше учебное заведение, участвуя в эксперименте? Какую помощь и от кого вы хотели бы получить?

1 Мы разработали программу прикладного бакалавриата для специальности «Электрические станции, сети и системы». Она предполагает, что за время обучения студенты получат знания, умения и навыки, которые позволят им проводить работу по техническому обслуживанию, эксплуатации, ремонту, наладке и испытанию электрооборудования, осуществлять организацию и обеспечивать работу систем электроснабжения предприятий любого профиля. Объектами профессиональной деятельности выпускников будут электрические станции, электроэнергетические системы и сети, а также системы электроснабжения различных отраслей.

2 Прикладной бакалавриат - новый уровень обучения. Создать его предложили работодатели и представители системы среднего профобразования. Рынок труда не готов принимать значительную часть выпускников техникумов и колледжей, потому что сегодня их компетенции не соответствуют требованиям производства. Такова одна из причин появления прикладного бакалавриата. К тому же технологии в ряде отраслей настолько усложняются, что для них недостаточно среднего образования. Квалифицированный специалист должен не только выполнять набор операций, но и на одинаково хорошем уровне владеть теорией и практикой, понимать изменения в технологии и адекватно на них реагировать. В то же время многие вузовские знания теоретического характера ему не нужны, значит, прикладной бакалавриат экономит время на обучение. Прикладные бакалавры для страны важнее, и они, конечно, будут востребованы на рынке труда, в отличие от менеджеров и юристов, которых готовят в каждом втором вузе.

В программе прикладного бакалавриата объем практической подготовки студента (учебная и производственная практика, практические занятия, лабораторные и курсовые работы и проекты) будет составлять не менее 50 процентов общего времени, отведенного на обучение, а производственную практику предполагается проводить непосредственно у работодателей. Прикладной бакалавр сразу сможет приступить к служебным обязанностям, потому что он ориентирован непосредственно на их выполнение. Убежден, что новая форма обучения будет популярнее обычной.

3 Не имея соответствующих условий, мы однозначно не вошли бы в число победителей. Наш колледж - очень крупное учебное заведение, в котором ведется обучение по 34 специальностям СПО базового и 3 - повышенного уровней и 51 программе профессиональной подготовки. Мы выпускаем бухгалтеров, администраторов гостиниц, кассиров торгового зала, газоэлектросварщиков, слесарей по ремонту автомобилей, штукатуров-маляров с применением технологий Knauf и т.д. В 2010 году открыли отделение дистанционных технологий, где обучаем 309 человек, причем часть из них - студенты с ограниченными физическими возможностями. Соответствует современным требованиям и ресурсная база: 2 учебных корпуса, учебная гостиница, полиграфический отдел, 2 мастерские с современным обрудованием, автоцентр, спортивный комплекс, 2 общежития. Для студентов с ограниченными физическими возможностями созданы хорошие условия, в том числе безбарьерный доступ в корпуса.

Опыт работы учебного заведения широко используется в системе профессионального образования области.

Способствовало подготовке к эксперименту участие в национальном проекте «Образование». Один из немногих в России, Новороссийский колледж строительства и экономики дважды одержал победу в конкурсе. В ходе реализации инновационных программ только на оснащение специальностей электроэнергетической направленности было израсходовано более 5 млн. рублей. Это позволило обновить учебно-лабораторное оборудование и приборы, учебные пособия и литературу, модернизировать весь аудиторный фонд электротехнического отделения.

Перечень закупленного оборудования согласовывался с будущими работодателями, благодаря чему соответствует требованиям производства. Об этом свидетельствуют экспертные заключения ведущих специалистов профильных предприятий.

Степень новизны учебно-методического обеспечения дисциплин составляет 100 процентов.

Студенты имеют доступ к комплектам библиотечного фонда, учебно-методическим комплексам по всем дисциплинам программы прикладного бакалавриата, базам данных по профилю обучения, информационным справочным и поисковым системам («Консультант Плюс», «Технорматив» и др.). Обучение в рамках прикладного бакалавриата ведут преподаватели, имеющие высшую квалификационную категорию. Стажировке и повышению квалификации уделяется много внимания.

Колледж одним из первых в городе, да и в крае тоже, сформировал механизмы взаимодействия с рынком труда. Около 30 ведущих предприятий города являются его социальными партнерами. Вместе с ними активно ведется поиск технологий обучения, дающих оптимальную интеграцию образовательной и практической деятельности. Результаты этой работы позволяют значительно повысить мобильность выпускников на рынке труда.

4 Эксперимент по прикладному бакалавриату реализуется в тесном сотрудничестве с Южно-Российским государственным техническим университетом (Новочеркасский политехнический институт) и работодателями. Предварительные заявки на выпускников были получены еще тогда, когда программы только составлялись. Заключены договоры на проведение стажировок преподавателей, производственной практики студентов на площадях и оборудовании таких известных предприятий, как ОАО «Кубаньэнерго» «Юго-Западные электрические сети», «НЭСК-электросети», «Новороссийскэлектросеть». Также планируется привлекать преподавателей технического университета и ведущих специалистов предприятий к преподаванию дисциплин, руководству производственной практикой, участию в промежуточной аттестации и в работе государственной аттестационной комиссии.

5 Завершается первый год эксперимента. Студенты, обучающиеся по программе прикладного бакалавриата, успешно сдали зимнюю сессию, показав достаточно высокий уровень знаний. Но есть определенные трудности, связанные с призывом в армию. В этом году ушли служить 5 студентов. Где эти молодые люди должны учиться по возвращении, ведь прием на прикладной бакалавриат осуществляется один раз?

Все остальные вопросы решаемы. В июне планируем провести заседание координационного совета по реализации основной профессиональной образовательной программы прикладного бакалавриата и выработать предложения по актуальным вопросам, касающимся проблем эксперимента.

1-5 Наш колледж одно из крупнейших образовательных учреждений системы среднего профессионального образования, осуществляющее подготовку специалистов в области высокотехнологичного машиностроительного производства. В настоящее время здесь обучается 1611 человек по 16 специальностям.

В 2007 году колледж создал инновационную образовательную программу, вошедшую в число победителей конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Тема программы - «Современное среднее профессиональное образование в области информационных технологий для обеспечения жизненного цикла технологии машиностроительного производства». По сути, это была современная модель взаимодействия ссуза и социальных партнеров, предусматривающая подготовку квалифицированных кадров с необходимым набором инновационных специальностей и специализаций. В соответствии с данной моделью были коренным образом реорганизованы основные элементы образовательной системы колледжа: программы, учебно-лабораторная база, специализированные мастерские. На этой новой основе организована научно-исследовательская, опытно-конструкторская и проектно-производственная деятельность студентов и преподавателей. Реализована идея создания системы подготовки специалистов, способных решать современные производственные задачи и быстро адаптироваться в реальном секторе экономики.

Кроме того, в колледже разработана, внедрена и сертифицирована система менеджмента качества (СМК), соответствующая требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000. Работа в данном направлении была обусловлена тем, что базовое предприятие ОАО «Нефтекамский автомобильный завод» имеет Международный сертификат СМК.

В рамках эксперимента колледж реализует основную профессиональную программу по специальности «Технология машиностроения».

При подготовке кадров по программе прикладного бакалавриата особое значение имеет интеграция профессионального образования и производства. При формировании этой программы основные виды профессиональной деятельности, содержащиеся в государственном образовательном стандарте, дополнены двумя новыми, созданными совместно с работодателями. Дополнительные общие и профессиональные компетенции тоже согласованы с производственниками. Работодатели подтвердили заявками необходимость подготовки соответствующих кадров, указали должности, которые будут занимать молодые специалисты, а также гарантировали, что предоставят студентам и выпускникам места для прохождения учебной и производственной практики и последующего трудоустройства.

По согласованию со специалистами Уфимского государственного авиационного университета при формировании основной образовательной программы прикладного бакалавриата вариативная часть государственного образовательного стандарта СПО (50 процентов) использована на усиление профессиональной теоретической подготовки студентов в соответствии с ФГОС по данному направлению ВПО. Это существенно отличает программу прикладного бакалавриата от академического.

Основную образовательную программу реализуют педагоги, имеющие высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля) и систематически занимающиеся научной или научно-методической деятельностью. Для преподавателей, которые отвечают за освоение студентами профессионального цикла, обязательным условием является опыт практической работы на предприятиях машиностроительного профиля. Они стажируются на Нефтекамском автомобильном заводе по программам, созданным с участием специалистов предприятий, в числе которых есть представители зарубежных фирм «Messer», «Polimag», «Andon», «Heisse», «Trumpf», «Fronius», «TransCut».

Подход к отбору содержания обучения изменился, поскольку именно специалисты и наставники базовых предприятий определяли новые виды профессиональной деятельности и разрабатывали перечень профессиональных компетенций и модулей, адекватных современному уровню развития техники и технологий. Студенты должны освоить современные методы лазерной и плазменной обработки, роботизированные комплексы и автоматические линии, высокотехнологичную сварку, передовые технологии обработки металлов на станках с ЧПУ, научиться применять энергосберегающие технологии при разработке и серийном изготовлении агрегатов и узлов для машин.

Планируется также, что ведущие специалисты базовых предприятий примут активное участие в формировании тематики и содержания курсовых и дипломных работ студентов, соотнесут их с инновационными требованиями производства.

Первый год реализации эксперимента выявил следующие положительные стороны:

  • возможность эффективной интеграции учреждений высшего и среднего звена при сохранении самостоятельности и уникальности СПО на федеральном уровне;
  • активный диалог образовательного сообщества и работодателей в определении видов профессиональной деятельности, общих и профессиональных компетенций;
  • готовность инженерно-педагогического коллектива колледжа решать поставленные задачи, способность к самосовершенствованию.

Проявились и проблемы:

  • отсутствие координационного органа управления ходом эксперимента;
  • слабое нормативно-методическое обеспечение образовательных учреждений;
  • отсутствие стимулирования эксперимента;
  • потеря контингента студентов в связи с призывом в Вооруженные Силы РФ и невозможность обучить их в дальнейшем по программе прикладного бакалавриата;
  • неясность механизма проведения итоговой государственной аттестации совместно с вузом.

1-5 Понятие «прикладной бакалавриат» является сравнительно новым и пока что не оформленным законодательно, как и сам эксперимент, объявленный 19 августа 2009 года Постановлением Правительства РФ № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования».

Судя по проекту концепции, эксперимент проводится, чтобы решить следующие задачи:

  • не потерять практикоориентированность при введении уровневого высшего образования;
  • исключить превышение допустимого уровня издержек организаций-работодателей, связанных с доучиванием выпускников;
  • формировать нацеленность образовательных программ вузов на практикоориентированный результат и опыт их адаптации к требованиям профессиональных стандартов;
  • сократить срок вхождения молодежи на рынок труда в условиях демографического кризиса;
  • снизить риск трудоустройства выпускников;
  • расширить вариативность и сократить дублирование образовательных программ на уровнях среднего и высшего профессионального образования.

Проектируя экспериментальную программу по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» мы учитывали, что не следует механически объединять программы, разработанные на основе государственных образовательных стандартов ВПО и СПО. Мы взяли за основу ФГОС ВПО (бакалавриат) и включили в программу дисциплины, которые им регламентированы, а также профессиональные модули, направленные на формирование готовности выпускника к выполнению определенных видов профессиональной деятельности (за счет часов вариативной части). На основании анализа регионального рынка труда и специфики колледжа выбрали направления (отрасли) - строительство и жилищно-коммунальное хозяйство. Программа разработана с учетом новых форм хозяйствования и современных тенденций в этих отраслях.

Программа прикладного бакалавриата относится к программам высшего профессионального образования первого уровня, ведущим к получению профессиональной квалификации.

Принципиальным отличием программ прикладного бакалавриата от программ углубленной подготовки СПО является усиление теоретической подготовки до уровня высшего образования. Теоретическая подготовка осуществляется на базе Калининградского государственного технического университета и силами профессорско-преподавательского состава этого вуза. Квалификация, в отличие от академической степени, - результат освоения программы прикладного бакалавриата, и ее отличительная особенность достигается за счет особого содержательного наполнения программы. Требования определяются в зависимости от потребностей рынка труда. В настоящее время колледж активно сотрудничает с региональным Союзом строителей по мониторингу профессиональных компетенций в рамках общего мониторинга эксперимента.

Экспериментальные программы реализуются в сложных условиях перехода на стандарты третьего поколения, отсутствия нормативной базы и централизованного управления экспериментом.

Вот почему приходится говорить скорее о трудностях, чем об успехах. В некоторых регионах от набранной группы в 30 человек осталась половина, так как студенты призываются в ряды Российской Армии и лишаются возможности по окончании службы продолжить обучение по программе прикладного бакалавриата. Нарушается конституционное право на образование.

Не утвержден пакет нормативной правовой документации, регламентирующей реализацию программ прикладного бакалавриата. Не до конца проработаны механизмы взаимодействия участников эксперимента, финансирования программы, есть ряд правовых казусов. В случае «непробиваемости» чиновников это может грозить негативными последствиями для студента. Остается открытым вопрос о форме диплома, поскольку она не утверждена. Программа прикладного бакалавриата дороже существующих программ бакалавриата. Приходится оплачивать повышение квалификации, кураторство программы, информатизацию, доплаты преподавателям и многое другое. Выплаты производятся из внебюджетных средств колледжа. В дальнейшем планируются затраты на экспертизу программ, КИМов, рецензирование, издание литературы и.т.д. На наш взгляд, необходимо предусмотреть дополнительное финансирование эксперимента.

Кроме того, к общим проблемам, с которыми в первый год эксперимента столкнулись образовательные учреждения других регионов, следует отнести следующие:

  • формальное желание работодателей участвовать в реализации и мониторинге программы, формализм соглашений;
  • отсутствие продуктивных механизмов взаимодействия всех субъектов эксперимента. Таким образом, мы имеем ряд проблем, требующих незамедлительного решения.

На базе Технологического колледжа №14 г. Москвы 20-21 апреля проходил межрегиональный семинар-мастерская «Разработка механизмов реализации программ прикладного бакалавриата». Обсуждение показало, что перечисленные выше проблемы имеют общий характер. Тем не менее, участники семинара единодушно отметили, что несмотря на трудности, с которыми они столкнулись в процессе реализации проекта, у прикладного бакалавриата есть будущее. Год работы в условиях эксперимента значительно повысил уровень компетенции и педагогов, и управленцев. Разработаны учебно-методические материалы нового поколения, идет апробация инновационных педагогических технологий. Меняются подходы к социальному партнерству, усиливается роль работодателя в учебном процессе. Образовательное учреждение самостоятельно определяет траекторию реализации программы. Все вышеперечисленное позволяет надеяться, что миссия прикладного бакалавриата будет выполнена, и у эксперимента при соответствующем организационном и научном сопровождении хорошее будущее.

В основе российской системы образования лежит болонская методика. При желании студент может окончить бакалавриат, специалитет или магистратуру. В рамках обучения на бакалавра предусмотрено прохождение прикладной или академической формы. В связи с этим возникает вопрос о том, что это такое и чем отличается одна форма от другой.

Для того, чтобы охарактеризовать прикладной и академический бакалавриат и их отличия, следует разобраться с действующей системой высшего образования в России.

12 сентября 2013 года был принят приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования». Согласно данному документу выделяют следующие уровни высшего образования:

  • Бакалавриат длится 4 года;
  • Специалитет;
  • Магистратура.

Обратите внимание! Получение высшего образования в РФ не является обязательным. Оно свидетельствует о получении профессиональных знаний и навыков в выбранной сфере. Благодаря диплому о высшем образовании выпускник может претендовать на получение престижной работы по имеющейся специальности.

Для того, чтобы поступить в вуз на бакалавриат, достаточно среднего полного образования. Свидетельство о его получении выдается после окончания 11 классов обучения в школе. Также подать документы на получение степени бакалавра может выпускник колледжа или техникума. В таком случае учитывается срок обучения в учебном заведении. При этом учебный период в вузе сокращается до 3-летнего срока.

Кроме бакалавриата, в российской системе образования присутствуют магистратура и специалитет. Бакалавриат от магистратуры и специалитета отличается не только количеством лет обучения.

Разница заключается в объеме информации, предоставляемой обучаемому. Бакалавриат является отправной ступенью для зачисления в специалитет или магистратуру.

При этом магистратура обязательна для получения ученых степеней. В соответствии с требованиями, которые были предъявлены к участникам Болонского процесса, специалиста приравняли к квалификации магистра. В результате обучения специалист имеет право на получение ученой степени по итогам написания научных трудов.

Прикладная форма

Программа прикладного бакалавриата является относительно новым видом. В момент ее утверждения решался вопрос о 3-годичном или 4-годичном периоде обучения. В результате споров было решено создать учебный курс на 4 года. Такой временной промежуток считается оптимальным для получения необходимого академического уровня образования.

Выбирая между этими вариантами, будущие студенты отдают предпочтение прикладной форме. Это связано с возможностью без промедления трудоустроиться после выпуска. На рынке труда прикладной бакалавр имеет на порядок больше преимуществ, нежели академический.

Согласно действующей практике у бакалавра нет конкретной квалификации. По итогам обучения по прикладной форме студент получает образование с ориентиром в практическую сторону вопроса. Подобная организация учебного процесса присваивает студенту квалификационный уровень.

Важно! Это программа обучения, в основе которой лежат исключительно принципы практической профессиональной деятельности.

По итогам учебного процесса выпускаются специалисты высокого уровня и профессиональные рабочие. Отличия выпускника прикладного бакалавриата заключаются в его способности разобраться в функционировании сложных устройств, электронных систем и машин.

Практический вид, в отличие от академического, позволяет студенту сразу после выпуска отправляться на производство. Специалисту не потребуется дополнительно оканчивать курсы повышения квалификации.

Его знаний и навыков будет достаточно для успешной работы и продвижения по карьерной лестнице.

Главное, чем прикладной вид выделяется, — упор на практические стороны производства. Это проявляется в получении студентом прикладной квалификации по выбранной профессии. Такая программа создает повышенный спрос со стороны работодателей.

Среди специальностей, по которым существует подготовка на прикладного бакалавра, принято выделять следующие направления:

  • картографическое;
  • химическое;
  • экологическое;
  • геоинформатическое;
  • корабельное вооружение;
  • архитектурное;
  • оптотехническое;
  • рекламное;
  • материаловедческое;
  • менеджмента;
  • социологическое;
  • хореографическое;
  • экономическое;
  • социальная работа;
  • информатическое;
  • документоведения;
  • материаловедения;
  • вычислительной техники.

В рамках прикладного бакалавриата существует вопрос о его равнозначности обучению в колледжах и техникумах. Это связано с 3-3,5-летней продолжительностью обучения в этих заведениях. Несмотря на относительно схожий срок, окончание техникума или колледжа не дает нужной квалификации.

Полезное видео: прикладной бакалавриат

Академическая форма

Это учебная программа, которая основана на формировании теоретического базиса. Теоретический фундамент создается по множеству дисциплин в рамках учебного курса. В академической форме отсутствует практическая деятельность. Подразумевается, что базовые навыки, необходимые для успешной деятельности, будут получены специалистом уже в ходе стажировки. Академический бакалавр получает практические навыки непосредственно в момент исполнения обязанностей.

Для академического вида действует 4-летний период обучения. За этот промежуток времени бакалавр проходит подготовку к . Данная форма служит отправной точкой для последующего поступления в магистратуру.

Обратите внимание! Программа по академической форме не отличается от прикладной. Существенное различие состоит в максимальном включении прикладных бакалавров в производственный процесс.

Сходства и отличия

Общее, что связывает академический и прикладной бакалавриат, — это протяженность учебного процесса . Длительность обеих форм обучения — 4 года.

К сходствам относится и диплом о высшем образовании. В случае успешного окончания выпускнику выдается документ. В нем указывает вид бакалавриата, в рамках которого было пройдено обучение.

Отмечается получение относительно одинакового уровня профильных знаний и теоретических сведений.Для оптимального выбора между прикладным и академическим бакалавриатом требуется выяснить их принципиальную разницу.

Среди существенных различий принято выделять:

  1. Новизна в появлении формы обучения. Академический вариант является традиционной формой. Прикладной вариант – относительно новый вид в российском образовании.
  2. Различие в превалировании теоретической или практической базы в учебной программе. Для академической формы актуален акцент на теорию. Для прикладного варианта важнее практические навыки.
  3. Пути в дальнейшем развитии как специалиста. По итогам академической формы допускается обучение на магистра. Практическое образование ознаменовывает окончание учебного процесса трудоустройством по специальности.
  4. Возможность поступления в магистратуру. Академическая форма позволяет сразу подавать документы для поступления в магистратуру. После практической требуется получения трудового стажа по выбранной специальности, после чего разрешается обучение в магистратуре.

Обратите внимание! Основное, что отличает прикладной бакалавриат и академический, — наличие практических умений, знаний, навыков. Все это имеет отражение в квалификации и в возможности дальнейшего обучения для получения ученой степени.

Полезное видео: стоит ли идти в магистратуру после бакалавриата?

Вывод

В российской системе образования существует как академический, так и прикладной бакалавриат. Их отличие заключается в объемах теоретических и практических знаний, получаемых студентами. Выбор формы зависит от целей будущего специалиста.

Вконтакте