Open
Close

Произведения о великой отечественной войне поэзия. Смешной случай из жизни Какие мысли полезные

ᅚᅚЗдравствуйте! Это и правда довольно актуальная тема на сегодняшний день. Боязнь быть не принятым, получить отказ, сделать ошибку, неуверенность в себе, трусливость, застенчивость и прочее. Люди, самооценка которых занижена, на самом деле много чего боятся. ᅚᅚНаша самооценка формируется с помощью того, как оценивают нас окружающие люди. Не в основном, но этот фактор имеет высокий процент всё же. Если ребёнку с детства его родители то и делают, что твердят через день "какой ты у меня бестолковый, ничего хорошего из тебя не получится", то в последствии ребёнок и будет верить в это. А если ещё и в подростковом возрасте его друзья/знакомые будут говорить нечто похожее, то такому ребёнку действительно будет трудно. У него появится масса комплексов, из-за которых он не сможет как-то развиваться, чему-то учиться и пробовать себя в том, что ему близко по духу. Он элементарно будет стесняться лишний раз выйти на улицу. Жизнь и так сама по себе не лёгкая. Потому таким людям, прежде чем преодолеть эти трудности, нужно ещё в первую очередь преодолеть самих себя, свои страхи и боязни. ᅚᅚПотому я считаю, что одной из причин являются злые языки, так сказать. Ведь, если тебе раз-другой сказали, что ты что-то там не умеешь делать, то это ведь не означает, что ты никогда этого не сможешь. Ни у кого что-либо прям с первого раза не выходит идеально. Даже мастера своего дела допускают иногда ошибки. Ещё много бед приносят "разговоры о внешности". Кто-то там ляпнет "какой у тебя кривой нос", или "какие у тебя жёлтые зубы" и всё, человек может с того момента всю жизнь зацикливаться на форме своего носа или цвете своей кожи. Это не правильно. Осуждать чью-то внешность это не правильно. Человек ведь не выбирает с каким цветом глаз, кожи, волос или какой формой черепа он родится. Кто-то бездумно вот так ляпнет какую-то такую ерунду, а человек потом 15 лет мечтает о том, чтобы сделать себе пластическую операцию. И он тратит свою бесценную жизнь не на то, чтобы наслаждаться каждым днём своей жизни, а на то, что бичует себя подобными идиотскими мыслями. Следующий момент - родители. Детей нужно не только ругать, наказывать и прочее, но ещё и поощрять. Я не говорю уже о любви, заботе и ласке. Ведь можно сказать не "какой ты у меня бестолковый", а "не плохо, но я знаю, что ты можешь лучше, постарайся и у тебя всё получится". ᅚᅚЧто касается именно моей самооценки, то мне кажется, что у меня она как раз и занижена. Сейчас эта тема не так актуальна для меня, я не зацикливаюсь на этом каждый день. Но вот раньше это было просто караул. Было время в моей жизни, когда мне было просто страшно оттого, что меня кто-то там увидит лишний раз, хотелось просто раствориться, исчезнуть. Мне не нравилось всё в себе, и виной этому были именно злые языки. Столько времени мной потрачено впустую, просто из-за дурацкой боязни, из-за чьих-то бездумных слов. Мне кажется, что мне бы удалось достичь большего, не слушай я своих недоброжелателей. ᅚᅚНужно и себе жизнь не портить, и другим не мешать.

1. Прочтите статью о поэте – стр.77, 78 – и ответьте на вопросы:

— о чём писал стихи поэт Д.Самойлов?

— когда было написано стихотворение «Сороковые, роковые…» и почему?

— на что похожа композиция стихотворения?

— чем занимался поэт во время войны?

Сороковые, роковые…

2. Вы уже знаете, что композиция – это построение произведения. Композиция этого стихотворения похожа на киносценарий, где кадры сменяют друг друга.

— Какими настроениями пронизано стихотворение? Как вместе с ним меняется авторская интонация? (Запишите свои наблюдения по «кадрам».)

— Можно ли понять эмоциональный настрой автора и тему стихотворения, если прочитать только эпитеты в первой строфе?

— Почему так много слов, обозначающих пространство, во второй строфе (назовите их)?

— С каким чувством вспоминает о себе юном поэт двадцать лет спустя?

— Перечитайте последнюю строфу. О ком, о себе или о целом поколении, говорит поэт?

Прочитайте вслух первое и последнее четверостишия: чем они отличаются (см. подсказку на стр.81 в 5 вопросе)?

3. Подготовьте выразительное чтение наизусть, постарайтесь передать смену чувств и настроений автора.

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звёздочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, весёлый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И всё на свете понимаю.

Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

«Сороковые».

Ответы на вопросы

1. Какими настроениями пронизано стихотворение Д. Самойлова? Как вместе с настроением меняется авторская интонация?
4. С каким чувством вспоминает о себе юном поэт двадцать лет спустя?
5. Попросите своих близких рассказать вам о стихотворениях и песнях, посвящённых Великой Отечественной войне.

1, 4, 5. Годы войны были очень тяжёлыми, для многих роковыми, то есть принёсшими смерть. Главная мысль всех людей в то время была о фронте, о поражениях и победах Советской армии. А на фронте обычными были запах пороха и полёт свинцовых пуль.
Первые два четверостишия рисуют перед нами безрадостную, трагическую картину войны. Но дальше мы видим смену настроения лирического героя: он вспоминает о том, что он молодой, что он мечтает о любви - настроение поднимается вверх, появляется легкая грусть, небольшая ирония над собой, молодым (ведь стихотворение было написано спустя 20 лет после окончания войны)- В последнём четверостишии мы снова видим панораму войны, но в ней уже нет торжественной трагедийности: остаётся спокойное, чуть грустное понимание пережитого столкновения мечты и беды, юности и войны. Причём здесь имеется в виду не просто юность одного лирического героя, а юность всего фронтового поколения.

2. Обратите внимание на обилие эпитетов в первом четверостишии. Можно ли понять эмоциональный настрой автора и тему стихотворения, если прочитать вслух только эпитеты этого четверостишия?

Эпитеты первого четверостишия: роковые, военные, фронтовые, похоронные, эшелонные. По ним можно понять тему стихотворения и поймать одно из настроений - торжественную трагедийность войны (см. вопрос 1).

3. Как вы думаете, почему так много слов, обозначающих пространство, во втором четверостишии («просторно», «высоко», «с запада к востоку»)?

В первых двух четверостишиях мы видим русскую землю как бы с высоты, в которой «Просторно. Холодно. Высоко». С востока на запад, к линии фронта, идут бесконечные эшелоны с оружием, боеприпасами, пополнением в войска. Колёса вагонов стучат на стыках рельс. Рельсы гудят от только что прошедшего поезда. А с запада на восток по дорогам движутся беженцы из районов, уже занятых фашистами, люди, у которых сгорели их дома. Многие семьи уже получили похоронки, то есть извещения о том, что мужья или сыновья погибли на фронте.

Анализ

Стихотворение «Сороковые» написал поэт-фронтовик Давид Самойлов. Прошло двадцать лет после начала Великой Отечественной войны, а все не забывается то страшное время, когда молодые, двадцатилетние ребята уходили на фронт защищать свою родину. И незатухающая память заставила взяться за перо и в 1961 году написать это проникновенное стихотворение.

Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
Лирический герой этого стихотворения такой же молодой парень, как и сам поэт в годы войны.
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Поэтому можно с уверенностью сказать, что это стихотворение автобиографично. «Худой, веселый и задорный», лирический герой еще не знает, что ему предстоит вынести: и страшные бомбежки, и гибель товарищей, и ужас. А пока это все впереди, а сейчас накатанные рельсы, перестуки эшелонные, балагурство со случайно встреченной на каком-нибудь полустанке девчонкой.
Чтобы передать обстановку военных сороковых, автор использует различные виды тропов и стилистических фигур. Инверсия (извещенья похоронные, перестуки эшелонные) усиливает экспрессивность речи, а многочисленные эпитеты («я…худой, веселый,задорный», «свинцовые, пороховые») помогают образно описывать действительность. Метафора «Война гуляет по России» и чеканный ямб, которым написано стихотворение, усиливают восприятие происходящего. И парни, едущие на фронт в военных эшелонах, начинают понимать, что они едут на войну, а мир уже остался далеко, в другой жизни.

И пишет стихотворение поэт, которому уже за сорок, который уже пережил эти «роковые, фронтовые» страшные годы. А тот мальчишка в «замурзанной ушанке» и со звездочкой, вырезанной из банки, пока еще до конца и не осознает, что его ожидает.

Давид Самойлов - поэт фронтового поколения. Как и многие его сверстники, он со студенческой скамьи ушёл на фронт. Самым известным произведением поэта стало стихотворение «Сороковые». Это стихи о войне, о юности, о мечтах и испытаниях. Но написано это стихотворение не во время войны, не на фронте. Почти два десятилетия спустя поэт вспомнил «сороковые, роковые».

Прошедшие годы, возмужание, жизненный опыт позволили поэту шире и глубже понять трагедию «свинцовых» и «пороховых» лет, с высоты зрелого возраста вспомнить себя, «худого, весёлого и задорного», вспомнить с тёплой грустью. Немножко иронично, насмешливо улыбнуться тому, как тогда, в сороковые, с девчонкой балагуря, пытался выглядеть опытнее и взрослее. Композиция стихотворения представляет собой смену кадров, как в кино. Сначала нам открывается общий вид, широкая панорама:

      Сороковые, роковые,
      Военные и фронтовые,
      Где извещенья похоронные
      И перестуки эшелонные.

Ощущение космической широты пространства подчёркивается словами «Просторно. Холодно. Высоко». И тут же возникает другой кадр - герой «в своей замурзанной ушанке». Так подчёркивается совпадение - великая трагедия и юность героя. И в конце стихотворения вновь панорама, но нет уже в интонации автора ни торжественной трагедийности, ни иронической усмешки, а остаётся спокойное, чуть грустное понимание пережитого столкновения мечты и беды, юности и войны.


      СОРОКОВЫЕ

      Cороковые, роковые,
      Военные и фронтовые,
      Где извещенья похоронные
      И перестуки эшелонные.

      Гудят накатанные рельсы.
      Просторно. Холодно. Высоко.
      И погорельцы, погорельцы
      Кочуют с запада к востоку...

      А это я на полустанке
      В своей замурзанной ушанке,
      Где звёздочка не уставная,
      А вырезанная из банки.

      Да, это я на белом свете,
      Худой, весёлый и задорный.
      И у меня табак в кисете,
      И у меня мундштук наборный.

      И я с девчонкой балагурю,
      И больше нужного хромаю,
      И пайку надвое ломаю,
      И всё на свете понимаю.

      Как это было! Как совпало -
      Война, беда, мечта и юность!
      И это всё в меня запало
      И лишь потом во мне очнулось!..

      Сороковые, роковые,
      Свинцовые, пороховые...
      Война гуляет по России,
      А мы такие молодые!

Размышляем о прочитанном

  1. Какими настроениями пронизано стихотворение Д. Самойлова? Как вместе с настроением меняется авторская интонация?
  2. Обратите внимание на обилие эпитетов в первом четверостишии. Можно ли понять эмоциональный настрой автора и тему стихотворения, если прочитать вслух только эпитеты этого четверостишия?
  3. Как вы думаете, почему так много слов, обозначающих пространство, во втором четверостишии («просторно», «высоко», «с запада к востоку»)?
  4. С каким чувством вспоминает о себе юном поэт двадцать лет спустя?
  5. Попросите своих близких рассказать вам о стихотворениях и песнях, посвященных Великой Отечественной войне.

Творческое задание

Перечитайте последнее четверостишие. О ком, о себе или о целом поколении, говорит поэт? Прочитайте вслух первое и последнее четверостишия. Отличаются ли они по звучанию, настроению, интонации? Если отличаются, то чем? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Фонохристоматия. Слушаем актёрское чтение

Д. С. Самойлов. «Сороковые»

  1. Каким настроением пронизано стихотворение Давида Самойлова? Как вместе с настроением меняется интонация актёра, читающего стихотворение?
  2. Обратите внимание на обилие эпитетов в первом четверостишии. Можно ли понять эмоциональное содержание строфы, если прочитать вслух только эпитеты этого четверостишия? Как это звучит в чтении актёра?
  3. С каким чувством вспоминает о себе юном поэт двадцать лет спустя? Как это передаёт актёр?
  4. Прослушайте внимательно первое и последнее четверостишия. Различаются ли они по звучанию, настроению, интонации? Если различаются, то чем?
  5. Подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть. Постарайтесь передать смену чувств и настроений автора.

Вопрос: Помогите сделать эти вопросы плиз: 1)Как вы думаете, почему говоря о беде, обрушившейся на родную землю, поэт вспоминает о женщинах и стариках? 2)Почему чувство любви к Родине было особенно остро осознано во время войны? 3)Как вы думаете, почему так много слов, обозначающих пространство во втором четверостишии ("просторно","высоко","с запада к востоку")? 4)С каким чувством вспоминает о себе юном поэт двадцать лет спустя?

Помогите сделать эти вопросы плиз: 1)Как вы думаете, почему говоря о беде, обрушившейся на родную землю, поэт вспоминает о женщинах и стариках? 2)Почему чувство любви к Родине было особенно остро осознано во время войны? 3)Как вы думаете, почему так много слов, обозначающих пространство во втором четверостишии ("просторно","высоко","с запада к востоку")? 4)С каким чувством вспоминает о себе юном поэт двадцать лет спустя?

Ответы:

1) мужчины ушли воевать, а на женьщинах и стариках всё хозяйство, да ещё мужчинам чтоб воевалось чтото надо есть и одеться. Любая военная деятельность напрямую зависит от снебжения. 2) Потому что война - это явная угроза для жизни. 3) незнаю. 4) Самые светлые чувства и надежды. И вдруг всё испортила война так что это время самое хучшее для любово человека а особенно для поэто, писателя.

Похожие вопросы

  • если автобус движется по горизонтальному пути, чему равна его скорость трения?
  • Перекласти на анл мову (Я-маленька дівчинка.Мені 9 років.Я навчаюсь у 4-му класі.У мене є чудова родина.Я маю дружню родину. У мене є мама,тато,але я не маю брата і сестру.Ми живимо у великій квартирі.У нас є 3 кімнати.У мене в кімнаті є багато квітів.У вільний час люблю грати на комп*ютері , але я не люблю прибирати у кімнаті.
  • перегоревшую спираль электрического утюга мощность 300Вт ускорили на 1/4. Какой стала при этом его мощность?
  • запиши выражения и вычисли их значения: 1) 840 разделить на произведение чисел 2 и 7. 2) Произведение чисел 15, 6, 25 и 4.
  • разность двух чисел на 13 меньше уменьшаемого и на 5 больше вычитаемого. найди уменьшаемое и вычитаемое