Open
Close

Простые истины. Самопознание - путь к истине Наедине с собой

урок № 25
Тема:В поиске истины
Ценность: Истина
Качества: единство мысли, слова и дела; быть честным с самим собой
Педагог: Блаженец Татьяна Ивановна,учитель самопознания,Подольская СШ, Тайыншинский район,Северо - Казахстанская область
Класс 6 Количество уч-ся 10

Цель:развивать у учащихся мотивы к поиску истины, как важной ценности в познании себя и окружающего мира.

Задачи:
- раскрыть значение истины в жизни человека;
- развитие умения понимать значимость поиска истины для становления и развития человека;
- воспитывать учащихся к стремлению быть честным с самим собой.

Анализ хода урока
3. Позитивное высказывание (цитата)
Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Ошибка лежит на поверхности, и ее замечаешь сразу, а истина скрыта в глубине, и не всякий может отыскать ее.
Иоганн Гёте

Вопросы:
1. Как вы понимаете смысл цитаты?
2. Легко ли отыскать истину?
Давайте повторим её хором несколько раз.

4. Подарок детям.
Рассказывание истории (беседа) (в качестве подарка от учителя)
Притча
Как-то раз Боги, собравшись, решили создать этот Мир. Первый создал Землю, второй Бог подумал и создал леса, третий горы, четвертый моря, пятый создал Луну, шестой звезды. Седьмой Бог заранее предвидя, чем это все закончится, после долгих раздумий создал Человека.
И когда Боги создали Человека, перед ними стала трудная задача – куда деть истину. Либо это шустрое двуногое существо, если он раньше времени разгадает истину, то натворит такое, что Богам даже стало страшно подумать.Поэтому первый Бог предложил закопать истину в землю, на что вторые сказали «нет», изобретет некую геологию, раскопает. - Не пойдет.Давайте запрячем ее в лесу. - Нет, профессионально займется туризмом, будет ходить в лес кушать шашлыки, хотя на самом деле будет искать истину. Третий сказал: - Ну, давайте используем горы в конце концов, там не найдет. - Нет, мы сделали людей сильными, кто-то сможет взобраться и найти, и если найдёт один, все остальные сразу узнают, где истина, - ответил другой. - Тогда давайте спрячем его на дне моря! - Нет, не забывай, что люди любопытны, кто-то сконструирует аппарат для подводного плавания, и тогда они обязательно найдут. -Ну, давайте спрячем его на Луну, подальше от Земли, - предложил пятый Бог. - Нет, помни, что мы дали им достаточно ума, когда-нибудь они придумают корабль, чтобы путешествовать по мирам, и откроют эту планету, и тогда найдут истину, ну а звезды смогут посмотреть в телескоп.
Седьмой, самый пожилой бог, который на протяжении всего разговора молчал, сказал: - Я думаю, что знаю, где нужно спрятать истину. - Где? - Мы спрячем истину в душу Человека. Он будет рыть Землю, разрушать леса, лезть в горы, нырять в океан, летать на Луну, стремиться кзвездам не подразумевая о том, что истина в нем самом, они будут так заняты ее поисками снаружи, что им и в голову не придёт искать истину внутри себя. Все боги согласились, и с тех пор люди тратят всю свою жизнь в поисках истины, не зная, что она спрятана в них самих.
Беседа по вопросам:
1.В чем смысл притчи?
2. Почему Боги, так затруднили задачу для человека?
3.Какой дорогой надо идти к истине?
4.Почему человек ищет истину?
5.Легко ли найти истину?
6. В чем выражается истина?
5. Творческая работа
А сейчас ребята, я предлагаю вам разделиться на группы. «Разыгрывание сценки»
(Прочитайте, завершите диалог и разыграйте сценку).
По А. Василькову
Человек: Что такое жизнь?
Мудрец: Жизнь – это высшее благо, которое необходимо беречь и ценить. Какие мы,такова и наша жизнь.Чем мудрее,добрее человек,тем прекраснее и интереснее его жизнь.
Человек: Для чего живет человек?
Мудрец:Человек живет для того, чтобы познать истину, мудрость. Истина помогает ему достойно служить своему народу. Мудрость помогает познавать человеку самого себя и окружающий мир.
Человек:Чему учит мудрость?
Мудрец:Мудрость учит осознать смысл и предназначение…
Вопросы:- Легко ли было вам завершить диалог?
- Выявите ключевую мысль завершения диалога?-Какова значимость истины в жизни человека?
Познавая окружающий мир, человек находится в поиске истины. Знание истины помогает человеку понять свое предназначение, различить добро и зло, созидать благо себе и другим, жить в согласии с собой и миром.
Стремление человека к истине- это путь к самосовершенствованию, сотворению красоты в себе и окружающем мире.
Такие ценности, как любовь, добро и справедливость, являются ключом к постижению истины человеком.

Игра – разминка «Зеркало»

6. Исполнение песни«Дорогою добра»
Сл. Энтин Ю.
муз. Минков М.


Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!

Забудь свои заботы, падения и взлеты,
Не хнычь, когда судьба себя ведет, не как сестра,

А если с другом худо - не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра!

Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь - не детская игра!
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!
И прочь гони соблазны, усвой закон негласный
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!

Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой?
Куда по свету белому отправиться с утра?
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!

7. Домашнее задание.
Напишите ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите слово «истина».
__________________________
__________________________
__________________________
_________________________
__________________________

8.Заключительная минута тишины.(звучит музыка для релаксации –«Роза»)
Вспомните о чем мы говорили на уроке и подарите друг другу любовь, также подарите любовь своим близким. Спасибо за урок.

План урока

«Самопознание»
Школа______CШ№16_____________Дата___17.03_______№25_____
Тема___В поиске истины_______________________
Ценность_Истина___________________
Качества: видеть во всем хорошее, различать добро и зло_________
Педагог_________Макишева Алия Сапаровна________
Класс__6г_____
Кол­во уч­ся_26______
Цель: содействовать формированию у
учащихся мотивов к поиску истины как
важной ценности в познании себя и
окружающего мира.
Задачи:
1 Расширять субъективный опыт в познании
истины;
2 Развивать умение понимать значимость поиска
истины для становления и развития человека;
3 Воспитывать умение видеть во всем хорошее.
Ресурсы:
(материалы,
источники)
Бумага А­4
Цветные
карандаши,
фломастеры
Примечания
Музыкальная
композиция
«Одинокий
пастух»
Ход урока:
свет
1 Орг.момент. Позитивный настрой. Концетрация на
Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спинку
держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте.
Руки можно положить на колени или на стол.
Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.
Представьте, что солнечный свет проникает
в вашу голову и опускается в середину груди. В
середине груди находится бутон цветка. И под
лучами света бутон медленно раскрывается,
лепесток за лепестком. В вашем сердце
расцветает прекрасный цветок, свежий и
чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство,

эмоцию и желание.
Представьте, что свет начинает все более и
более распространяться по вашему телу. Он
становится сильнее и ярче. Мысленно опустите
свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются
светом и освещаются. Руки будут совершать
только добрые, хорошие действия и будут
помогать всем. Свет опускается вниз по ногам.
Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги
будут вести меня только к хорошим местам для
совершения добрых дел. Они станут
инструментами света и любви.
Далее свет поднимается к вашему рту, языку.
Язык будет говорить только правду и только
хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам,
уши будут слушать хорошие слова, прекрасные
звуки. Свет достигает глаз, глаза будут
смотреть только на хорошее и видеть во всем
хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом,
и в вашей голове только добрые, светлые
мысли.
Свет становится все интенсивнее и ярче и
выходит за пределы вашего тела,
распространяясь расширяющимися кругами.
Направьте свет всем вашим родным, учителям,
друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у
вас временно непонимание, конфликты. Пусть
свет наполнит их сердца. Пусть этот свет
распространится на весь мир: на всех людей,
животных, растения, на все живое, повсюду…
Посылайте свет во все уголки Вселенной.
Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри
меня… Я есть Свет». Побудьте ещё немного в
этом состоянии Света, Любви и Покоя...
Теперь поместите этот Свет снова в ваше
сердце. Вся вселенная, наполненная Светом,
находится в вашем сердце. Сохраните её такой
прекрасной. Потихонечку можно открывать
глаза. Спасибо.
Ответы
учащихся на
вопросы
Учебник

Разминочное упражнение «Комплименты»,
продолжают предложение «Мне нравится в
тебе то, что ты...»(умеешь дружить,
вежливый, добрый, доброжелательный и
т.д.)
класса
Стр.130­131
2 Проверка домашнего задания. Стр.130 Притча
«Поиск истины»
Вопросы:
1.Зачем человек искал Истину?
2.Какой пришел ответ человеку из колодца желаний?
3.Что нашел человек на перекрестке дорог и как
поступил?
4.Что человек продолжал делать дальше? Когда к нему
пришло озарение?
5. Какую истину приобрел человек?
6. Почему человек ищет истину?
7. Приходилось ли вам доказывать истину? Расскажите
об этом
Вывод:
Стремление человека к истине – это путь к
совершенствованию себя, к созиданию красоты
в себе и окружающем мире. Такие ценности, как
любовь, добро и справедливость, являются
ключом к постижению истины человеком.
3 Позитивное высказывание (цитата).
Истина человека - это то, что делает его человеком.
Сент­Экзюпери А.
Вопросы:
1 Как вы понимаете это утверждение?
2 Какого человека, на ваш взгляд, мы можем назвать
хорошим человеком или какие поступки делают
человека хорошим?
Чтение цитаты
хором
Запись цитаты в
тетради
Сент­
Экзюпери А. –
(29 июня 1900,
Лион, Франция
- 31 июля
1944)
-
известный
французский
писатель, поэт
и
профессиональ
ный лётчик,

эссеист.
Ответы
учащихся
4 Рассказывание истории (беседа).
ПРИТЧА О ЖИЗНЕННОЙ ИСТИНЕ
Когда-то давно один старик, который всю свою
жизнь посвятил поискам ответов на вопросы о
жизни, открыл своему внуку одну истину:
- В каждом человеке идёт борьба, очень
похожая на борьбу двух волков. Один волк
представляет зло: зависть, ревность,
сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк
представляет добро: мир, любовь, надежду,
истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда,
задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты
кормишь.
Вопросы:
1 Чему посвятил старик свою жизнь?
2 С чем сравнил старик борьбу, которая идет в жизни
каждого человека?
3 Какой волк, который представляет зло?
4 Что значит добро в другом волке?
5 Что значит «всегда побеждает тот волк, которого ты
кормишь»?
6 Были ли в вашей жизни, когда вы в себе чувствовали
борьбу двух волков? Можете ли вы об этом рассказать?
Вывод:
Знание истины помогает человеку понимать
добро и зло, созидать благо себе и другим, жить
в согласии с самим собой и миром, стремление

видеть в окружающем мире и в людях только
хорошее.
Групповая работа.
Рассмотреть репродукции картин и
описать те истины, которые открывают авторы своими
произведениями.
Презентации работ

Кастеев
Деление
учащихся на
группы
по
временам года
Репродукции
картин
А.
«Горный
пейзаж»
И.Айвазовский
«Девятый вал»
Есенгали
Садырбаев
«Удачная
охота»
Картина
итальянского
художника
Текст песни
Прекрасное
далеко
Музыка:
Крылатов Е.
Слова: Энтин
Ю.
5 Групповое пение.

Голос утренний в серебряной росе,
Слышу голос, и манящая дорога
Кружит голову, как в детстве карусель.




Слышу голос из прекрасного далёка,
Он зовёт меня в чудесные края,
Слышу голос, голос спрашивает строго -
А сегодня что для завтра сделал я.
Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь.
От чистого истока в прекрасное далёко,
В прекрасное далёко я начинаю путь.

Я клянусь, что стану чище и добрее,
И в беде не брошу друга никогда,
Слышу голос, и спешу на зов скорее
По дороге, на которой нет следа.
Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь.
От чистого истока в прекрасное далёко,
В прекрасное далёко я начинаю путь.
Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь.
От чистого истока в прекрасное далёко,
В прекрасное далёко я начинаю путь.
6 Домашнее задание.
Читать и продолжить рассказ «Познавая себя».
Учебник Стр.133 - 134
7 Заключительная минута урока. Вспомните все то
хорошее, что вы поняли на уроке, сохраните это в
своем сердце. Благодарю за урок и желаю вам
радостного дня.
Звучит тихая
музыка

Сокра́т (др.-греч. Σωκράτης, ок. 469 г. до н. э., Афины - 399 г. до н. э., там же) - древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии - от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность - поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности.

Сократ был сыном каменотёса (скульптора) Софрониска и повитухи Фенареты, у него был брат по матери Патрокл. Получил разностороннее образование. Был женат на женщине по имени Ксантиппа. Принимал активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне - сражался под Потидеей и при Делии. Был учителем и старшим другом афинского политика и полководца Алкивиада. В 399 до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, не был подвергнут казни, а сам принял яд (по распространённой легенде, настой цикуты, но - если судить по симптомам - болиголова пятнистого).

Источники

Тема любви (эроса) и дружбы – наиболее хорошо засвидетельствованная тема рассуждений Сократа: «я всегда говорю, что я ничего не знаю, кроме разве одной совсем небольшой науки – эротики. А в ней я ужасно силен» (Феаг). Кроме очевидно присутствовашей игры словами, производными от «спрашивать» и «любить» (erôtaô – спрашивать, erôtikos – влюбленный), любовная тема был важна как психологическое обоснование тождества истины и добра: желать лучше узнать и быть при этом безусловно благорасположенным к узнаваемому предмету можно только любя его; и наибольший смысл имеет любовь к конкретному человеку, точнее, по Сократу, к его душе, – в той мере, в какой она добродетельна или стремится к этому. В каждой душе есть доброе начало, как у каждой души есть демон-покровитель. Сократ слышал голос своего «демония», предостерегавший его или его друзей совершать те или иные поступки. Именно за это подозрительное с точки зрения государственной религии учение он был обвинен в неблагочестии.

Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах с разными лицами; до нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, Платона и Ксенофонта (Воспоминания о Сократе, Защита Сократа на суде, Пир, Домострой), и лишь в ничтожной доле в сочинениях Аристотеля.



Философские взгляды Сократа

Философия Сократа находилась между объективизмом досократики и субъективизмом софистики. Человеческая душа (сознание) подчинена своим собственным законам, которые отнюдь не произвольны, как хотели доказать софисты; самопознание имеет внутренний критерий истинности: если знание и добро тождественны, то, познавая себя, мы должны делаться лучше. Знаменитую дельфийскую максиму «Познай самого себя» Сократ понимал как призыв к моральному самосовершенствованию и в этом видел истинное религиозное благочестие

Используя метод диалектических споров, Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной. Несмотря на то, что его взгляды во многом не разделяли другие представители софизма, все же Сократа можно считать основоположником философии софизма, так как именно его представления наиболее полно отражали суть данного учения.

«…Сократ исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения (ведь из рассуждавших о природе только Демокрит немного касался этого и некоторым образом дал определения теплого и холодного; а пифагорейцы - раньше его - делали это для немногого, определения чего они сводили к числам, указывая, например, что такое удобный случай, или справедливость, или супружество). …Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу - доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания», - писал Аристотель («Метафизика», XIII, 4).

Грань между присущими человеку духовными процессами и материальным миром, уже намеченная предшествующим развитием греческой философии (в учении Пифагора, софистов и др.), была более отчетливо обозначена именно Сократом: он акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив её как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира (монизм).



В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми

Сократический метод

Диалогизм учения Сократа, общительного по своей натуре, имел следующее обоснование. Дельфийским оракулом он был провозглашен «мудрейшим из людей» (об этом повествует Платон в Апологии Сократа). Но его собственное убеждение – что сам он «ничего не знает» и, чтобы стать мудрым, расспрашивает других людей, считающимися мудрыми. Сократ пришел к выводу, что это убеждение в собственном незнании и делает его мудрейшим, поскольку другие люди не знают даже этого. Свой метод собеседования Сократ называл майевтикой («повивальным искусством»), имея в виду, что только помогает «рождению» знания, но сам не является его источником: т.к. не вопрос, а ответ является положительным утверждением, то «знающим» считался отвечавший на вопросы Сократа собеседник. Обычные приемы ведения диалога у Сократа: опровержение через приведение к противоречию и ирония – притворное неведение, уход от прямых ответов. Согласно платоновской Апологии, на самом деле Сократ, говоря «чистую правду» о своем незнании, хотел указать на ничтожность человеческого знания по сравнению с божественной мудростью; сам не скрывая своего незнания, он хотел привести к такому же состоянию своих собеседников.

Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки» (майевтика); его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии». Свои мысли Сократ не записывал, полагая, что это ослабляет память. А своих учеников приводил к истинному суждению через диалог, где задавал общий вопрос, получив ответ, задавал следующий уточняющий вопрос и так далее до окончательного ответа.

Оригинально и революционно для того времени и отношение Протагора к богам: "О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию - и вопрос темен, и людская жизнь коротка".

Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 - 399 гг. до н. э.).

Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог.

Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

Майевтика. Почва подготовлена, но сам Сократ отнюдь не хотел ее засевать. Ведь он подчеркивал, что ничего не знает. Но он беседует с укрощенным «знатоком», спрашивает его, получает ответы, взвешивает их и задает новые вопросы. «Спрашивая тебя,- говорит Сократ собеседнику,- я только исследую предмет сообща, потому что сам не знаю его» (165 В). Считая, что сам он не обладает истиной, Сократ помогал родиться ей в душе своего собеседника. Свой метод он уподоблял повивальному искусству-профессии его матери. Подобно тому как та помогала рождаться детям, Сократ помогал рождаться истине. Свой метод Сократ поэтому называл майевтикой - повивальным искусством.

Сущьность Методов Сократа:

Ирония. Однако Сократ был собеседником себе на уме. Он ироничен и лукав. Прикинувшись простаком и невеждой, он скромно просил своего собеседника объяснить ему то, что по роду своего занятия этот собеседник должен хорошо знать. Не подозревая еще, с кем он имеет дело, собеседник начинал поучать Сократа. Тот задавал несколько заранее продуманных вопросов, и собеседник Сократа терялся. Сократ же продолжал спокойно и методически ставить вопросы, по-прежнему иронизируя над ним. Наконец, один из таких собеседников, Менон, с горечью заявил: «Я, Сократ, еще до встречи с тобой слыхал, будто ты только и делаешь, что сам путаешься и людей путаешь. И сейчас, по-моему; ты меня заколдовал и зачаровал и до того заговорил, что в голове у меня полная путаница... Ведь я тысячу раз говорил о добродетели на все лады разным людям, и очень хорошо, как мне казалось, а сейчас я даже не могу сказать, что она вообще такое» (80 А В). Итак, почва вспахана. Собеседник Сократа освободился от самоуверенности. Теперь он готов к тому, чтобы сообща искать истину.

Индукция. Метод Сократа преследовал также достижение понятийного знания. Это достигалось посредством индукции (наведения), восхождения от частного к общему, в процессе собеседования. Например, в диалоге «Лахес» Сократ спрашивает двух афинских полководцев, что такое мужество. Устанавливается какое-нибудь предварительное определение. На вопрос Сократа один из военачальников Лахес отвечает, не задумавшись: «Это, клянусь Зевсом, не трудно [сказать]. Кто решился удерживать свое место в строю, отражать неприятеля и не бежать, тот, верно, мужествен» (190 Е) . Однако затем обнаруживается, что в такое определение не вмещается весь предмет, а лишь какой-то его аспект. Затем берется какой-то противоречащий случай. Разве скифы в войнах, спартанцы в битве при Платее не проявили мужества? А ведь скифы бросаются в притворное бегство, чтобы разрушить строй преследующих, а затем останавливаются и поражают врагов. Аналогично поступили и спартанцы. Затем Сократ уточнял постановку вопроса. «У меня была мысль,- говорил он, - спросить о мужественных не только в пехоте, но и в коннице, и вообще во всяком роде войны, да и не о воинах только говорю я, но и о тех, которые мужественно подвергаются опасностям на море, мужественны против болезней, бедности» (191 Д). Итак, «что такое мужество, как одно и то же во всем? (191 Е). Иначе говоря, Сократ ставил вопрос: что есть мужество как таковое, каково понятие мужества, которое выражало бы существенные признаки всевозможных случаев мужества? Это и должно быть предметом диалектического рассуждения. Гносеологически пафос всей философии Сократа в том, чтобы найти понятие. Поскольку никто этого еще не понимал, кроме Сократа, он и оказался мудрее всех. Но так как сам Сократ до таких понятий еще не дошел и знал об этом, то он и утверждал, что ничего не знает.

Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.

Философ был сторонником этического реализма, согласно которому.

Любое знание есть добро;

Любое зло, порок совершается от незнания.

Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом - цикутой.

Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

Способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

Искал ответы на извечные проблемы человечества - добра и зла, любви, чести и т. д.;

Открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании;

Ввел диалогический метод нахождения истины - путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;

Воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых "сократических школ".

"Сократические школы" - философские учения, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками. К числу "сократических школ" относятся:

Академия Платона;

Школа киников;

Киренская школа;

Лигарская школа;

Элидо-эритрийская школа.

Глоссарий:

Майевтика (греч. Μαιευτική - букв. - повивальное искусство, родовспоможение) - метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.

Сократ́ические школы - философские школы, созданные учениками Сократа в IV веке до н. э. Представителей этих школ принято называть сократиками.

Платон (Филатова)

Платон(Аристокл).

Плато́н (428 или 427 до н. э., Афины - 348 или 347 до н. э., там же) - древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Платон символизирует собой объективно-идеалистический тип философского мировоззрения. Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие: материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

Биография.

Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428-427 годах до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой. Первым учителем Платона был Кратил. Около 407 года познакомился с Сократом и стал одним из его учеников. Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами.Согласно Диогену Лаэртскому, настоящее имя Платона - Аристокл (буквально, «наилучшая слава»). Платон - прозвище, означающее «широкий, широкоплечий». Напротив, существуют исследования, показывающие, что легенда об его имени Аристокл возникла в период эллинизма.

Академия Платона. Академия Платона – религиозно-философская школа, созданная Платоном в 387 г. в природе Афин и просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н.э.). Наиболее знаменитыми воспитанниками академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую школу – Ликей), Ксенокрит, Кракет, Арксилай. Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона). Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.

Хронология произведений.

Ранний период (приблизительно 90-е гг. IV века до н. э.)«Апология Сократа»,«Критон»,«Евтифрон»,«Лахет»,«Лисид»,«Хармид»,«Протагор»,1-я книга «Государства».

Переходный период (80-е гг.)«Горгий»,«Менон»,«Эвтидем»,«Кратил»,«Гиппий меньший».

Зрелый период (70-60-е гг.)«Федон»,«Пир»,«Федр»,II-X книги «Государства» (учение об идеях),«Теэтет»,«Парменид»,«Софист»,«Политик»,«Филеб»,«Тимей»,«Критий».

Поздний период«Законы» (50-е гг.),Послезаконие (редактор - Филипп Опунтский).

Онтология Платона

Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»

«Институт повышения квалификации педагогических работников по СКО»

«Общечеловеческая ценность - истина»

Выполнил (а):

учитель самопознания

Долинчик Е.В..

КГУ «Токушинская ШГ»

Тренер: Альмишева А.Ж.

Петропавловск, 2017 г.

Введение

I. Вечные общечеловеческие ценности, как основа содержания духовно-нравственного образования «Самопознания».

II. Истина как общечеловеческая ценность. Ее роль в становлении человека.

III. Практика истины

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Современное человечество вошло в третье тысячелетие с ясным представлением об опасности интеллекта, не обремененного нравственными критериями, и пониманием того, что идеология потребителя наносит ущерб духовному развитию личности и добрые перемены в мире немыслимы без участия каждого из нас. В свое время Д.И.Менделеев сказал: «Знания в руках необлагороженного человека – то же самое, что сабля в руках сумасшедшего». Позже, Д.С.Лихачев, так прокомментировал это высказывание: «Знания бездуховных начал вредны. А учитель, сам не обладающий духовными началами, не может принести сегодня – именно сегодня – ту пользу, которая нужна обществу, нужна нашим детям».

В настоящее время перед нашим обществом встала такая глобальная проблема, как нравственно - духовное воспитание молодого поколения, поиска вечных общечеловеческих ценностей, которые способствуют становлению между людьми добра и справедливости.

Нравственно-духовное образование современной молодежи призвано быть основой утверждения в обществе высоких нравственно-духовных идеалов, воспитания достойных граждан, обладающим благородным характером и нравственными качествами.

Можно с уверенностью сказать, что будущее общества зависит от системы образования, поскольку сегодняшние дети через некоторое время станут творить судьбы страны и нового времени.

Предмет «Самопознание» призван помочь подрастающему поколению осознать своё высшее духовное начало. Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» как инновация в отечественном образовании и как сказала С.А.Назарбаева: «Наша задача - переосмыслить свое мировоззрение, научиться любить и уважать себя, быть ответственным за свои мысли, слова, и дела, жить в согласии со своей совестью, заниматься честно делом, которое тебе по душе и которое ты умеешь делать, помогать людям, быть благодарным, научить всему этому поколение, которое идет за нами. Молодые должны быть счастливы, жить в радости, гармонии, творить, созидать, любить».

I . Вечные общечеловеческие ценности, как основа содержания

духовно-нравственного образования «Самопознания».

В современную эпоху глобальных изменений особую значимость приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истины как фундаментальные основы духовной культуры, предполагающие гармонию и равновесие целостного восприятия человечества. В истории каждого народа, каждой культуры существует постоянное и изменчивое, вечное и временное. Если одно из них развивается, достигает расцвета, стареет и умирает, то другое, преобразуясь в той или иной форме, переходит из одного состояния в другое, внутренне не изменяясь, а трансформируясь лишь внешне. Эти ориентиры, принимаемые людьми вне зависимости от их классовой принадлежности, места жительства, религиозных, философских и иных взглядов, получили название общечеловеческих ценностей .

Общечеловеческие ценности – это то, что остается неизменным и вечным на протяжении всей истории человечества.

С каждым годом общество все дальше отходит от духовных ценностей, которые исконно считались общечеловеческими, все более важными становятся материальные блага, новейшие технологии и развлечения. Между тем, без формирования у подрастающего поколения общечеловеческих моральных ценностей, общество становится разобщенным и вырождается.

Ценности, которые считаются общечеловеческими, объединяют нормы, мораль и ориентиры множества людей различных народов и эпох. Их можно именовать законами, принципами, канонами и т.д. Эти ценности не являются материальными, хотя и важны для всего человечества.

Настоящее образование должно давать человеку возможность использовать приобретённые знания, подготовить к встрече с трудностями жизни и сделать всех людей счастливыми, насколько это возможно. Рождённый в обществе, человек должен работать для благополучия и развития общества.

Итак, что же такое общечеловеческие ценности?

Истина – это знание об изначальной природе всего сущего – духе, разумной вечной всепроникающей энергии жизни, которая, уплотняясь, проявляется как материальный мир. Эйнштейн выразил этот процесс в своей гениальной формуле E=mc2, которая означает, что материя – это уплотнённая энергия.

Праведное поведение – это знание истины, выраженное в действиях. Если наша цель - реализация своего божественного потенциала, то наше поведение автоматически становится праведным, потому что проявления алчности, злобы, ненависти, зависти или агрессии не способствуют реализации этой цели.
Покой . Это именно то, в чём так остро нуждается обезумевший в погоне за материальными благами мир.

Любовь . Она неразрывно связана с остальными ценностями. Способность любить – это то, что делает нас истинно человеческими существами. Жизнь без любви лишена смысла.

Ненасилие, непричинение вреда. Эта ценность является естественным продолжением четырёх предыдущих.

Развитие в себе общечеловеческих ценностей – это само по себе уже образование. Любого, кто старается как следует, понять общечеловеческие ценности: истину, праведное поведение, внутренний покой, любовь, ненасилие , кто применяет эти ценности на практике и распространяет их с усердием и искренностью, уже можно назвать по настоящему образованным человеком. Рассматривая общечеловеческие ценности, следует отметить, что они неразделимы, взаимосвязаны, взаимозависимы и, проникая друг в друга, создают единую основу духовности человека. Для достижения внутренней гармонии человек в мыслях, словах и действиях должен следовать вечным общечеловеческим ценностям.

II . Истина как общечеловеческая ценность. Ее роль в становлении человека.

Рассмотрим, что же представляет собой общечеловеческая ценность - Итина. Древняя мудрость гласит: «Когда сердце человека полно ЛЮБВИ, тогда в душе его царит ПОКОЙ, слова его ИСТИННЫ, а поступки ПРАВЕДНЫ, тогда он никогда и никому не может причинить вреда». НЕНАСИЛИЕ является естественным проявлением ЛЮБВИ в миропонимании человека.

Истина – это осознание единства в многообразии, восприятие себя частью неделимого целого, сопричастной всему и ответственной за всё, понимание факта, что мы не есть это тело, мы не есть этот ум. Мы хозяева всего этого. Мы все есть чистый дух, творящий на уровне души, ума и тела. И цель нашей жизни на земле не в накоплении богатства или знаний, не в обретении высокого социального положения или власти, не в воспроизведении себе подобных, но в получении духовного опыта, в реализации на практике собственной божественности, в радостном созидательном творчестве. Мы – вечный бессмертный дух, время от времени облекающий себя в бренную оболочку, чтобы проявляться на материальном уровне. Каждый из нас по своей природе божественен и должен поступать в соответствии с этим высоким статусом.

Будучи объективна по своему содержанию, истина субъективна по форме: ее познают люди и выражают в определенных понятиях, законах, категориях и т. п. Например, всемирное тяготение присуще материальному миру, но в качестве истины, закона науки оно было открыто И. Ньютоном.

Абсолютная и относительная истины - это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени, стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полные его отражения. Между ними нет китайской стены. Это не отдельные знания, а одно, хотя каждая из названных сторон, моментов имеет свою специфику.

Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается,

во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом - гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему;

во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем: «птицы имеют клюв», «люди смертны» и т. д. Это т. н. вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов .

Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе творческого развития познания на основе практики.

Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности.

В свое время Гегель справедливо подчеркивал, что абсолютной истины нет, истина всегда конкретна. Таким образом, объективная, абсолютная, относительная - это не разные «сорта» истин, а одно и то же истинное знание с этими своими характерными признаками (свойствами).

С истиной справедливо связывается самое благородное, возвышенное и значимое в процессе познания мира, человека, общества.

Под Истиной понимают то, что происходило в мире. То, что мы утверждаем сегодня, завтра мы можем и не утверждать. Истина Постоянна. Она неизменна во все три периода времени: в прошлом, настоящем и будущем. Все объекты материального мира также непостоянны. Истина – это знание об изначальной природе всего сущего, разумной вечной всепроникающей энергии жизни, которая, уплотняясь, проявляется как материальный мир. Есть лишь одна абсолютная Истина, являющаяся источником всех остальных. Когда ты ее находишь, твои действия сонастраиваются с ней. Истина – это понимание единства всего сущего, принятие действительности такой, какая она есть.

III . Практика истины

Прослушав курсы по Самопознанию, я вновь стала задумываться над жизнью, над тем, что истинно. Много мыслей приходят ко мне. Сама жизнь - это Истина. Я понимаю, что надо жить в гармонии с собой, с внешним миром. Я счастлива, что могу преподавать предмет Самопознание. Рассказывать детям то, что только правильное поведение и позитивное мышление - путь к Истине. Истина - это то, что внутри человека. Истина - это совесть. Я стараюсь жить в ладу со своей совестью. Но, признаюсь честно, не всегда это получается. В мире, где есть, к сожалению, несправедливость, и ты вносишь свою лепту. В мире, где важно материальное, и ты не можешь полностью отречься от материального. Но я стараюсь думать о духовном, понимаю, что каждый человек где-то должен когда-то отчитаться за свои грехи. Но я, благодаря Самопознанию, научилась не обижаться, никогда никому не желать зла.

Я считаю, что в первую очередь программа «Самопознание» направлена на изменение нас, учителей! Так как мы являемся примером для наших учеников, родителей. Благодаря урокам самопознания, я заметила в себе большие изменения: я стала спокойнее, терпеливее, перестала злиться и обижаться. Благодаря программе НДО «Самопознание» мы направляем учащихся на раскрытие и развитие в себе общечеловеческих ценностей. И помочь детям в этом должны мы – учителя! Но эта помощь нужна не только ученикам, но и родителям, нашим коллегам! А начиная со своей школы, мы будем способствовать нравственно-духовному развитию всего общества. А в обществе всегда ценились и ценятся доброта, верность, честность, истина, правильное поведение, любовь, ненасилие, покой.

У преданного своему делу учителя, будут тысячи благородных учеников. И снова приведу слова своего любимого педагога Ш. А. Амонашвили: «Надо воспитывать учителя – мыслящего, творческого, свободного. Не ругать учителей, а возвысить их. Это же художники жизни».

Заключение

Таким образом, стремление к истине и красоте как высшему благу есть, соглас­но Платону, исступленность, восторженность, влюбленность. Надо любить истину так, говорил Л.Н. Толстой, чтобы всякую минуту быть готовым, узнав высшую истину, отречься от всего того, что прежде считал истиной. Величайшие умы человечества всегда видели в истине ее высо­кий нравственно-эстетический смысл. Понятие истины человечество соединило с нравственными понятиями правды и искренности. Правда и истина - это и цель науки, и цель искусства, и идеал нравственных побуждений. Главная цель познания – достижение научной истины. Применительно к философии Истина является не только целью познания, но и предметом исследования . Можно сказать, что понятие истины выражает сущность науки. Философы давно пытаются выработать такую теорию познания, которая позволила бы рассматривать его как процесс добывания научных истин. Основные противоречия на этом пути возникали в ходе противопоставления активности субъекта и возможности выработки им знания, соответствующего объективному реальному миру.

Есть лишь одна абсолютная Истина, являющаяся источником всех остальных. Когда ты ее находишь, твои действия сонастраиваются с ней. Истина – это понимание единства всего сущего, принятие действительности такой, какая она есть.

Стремление к истине - единственное занятие, достойное героя.

Джордано Бруно

Список использованной литературы

1. Информационное письмо «О массовом внедрении в организациях образования в 2010/2011 учебном году предмета «Самопознание».

2. Мукажанова Р.А., Омарова Г.А. «Общечеловеческие ценности» (5–11кл.). методическое пособие для учителей // Алматы, ННПООЦ «Бобек», 2014

3. Толстой Л.Н. Книга об истине, жизни и поведении. Электронная библиотека RoyalLib.Com, 2010-20177.

4. http://sai.org.ua/ru/207.html

10.11.2011 14733 1803

Цель: содействовать формированию у учащихся мотивов к поиску истины как важной ценности в познании себя и окружающего мира.

Задачи :

Расширение субъективного опыта учащихся в познании истины;

Развитие умения учащихся понимать значимость поиска истины для становления и развития человека;

Воспитание стремления к осмыслению истины.

Ресурсы: аудиозапись органного произведения из музыкаль ­ ного наследия немецкого композитора Людвига ван Бетховена (на выбор учителя).

Круг радости

Будем как солнце

К онстантин Бальмонт

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце и синий

кругозор,

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце и выси гор.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Море

и пышный цвет долин.

Я заключил миры, в едином взоре, я властелин …

Беседа

Учитель предлагает ученикам подумать над вопросами, представленными в рубрике учебника "Размышляем, беседуем”. Цель беседы – выявление субъективного опыта учащихся в понимании смысла понятия «истина» и создание предпосылок для углубленного представления о ней.

1. Для чего нужна истина?

2. Почему человек ищет истину?

3. Легко ли открыть истину? Почему?

4. Приходилось ли вам доказывать истину? Расскажите об этом.

5. Стремились ли вы к истине? Как?

Вопросы направлены на актуализацию субъективного опыта познания истины учащимися, на осмысление ими своего опыта поиска истины через процесс познания себя и мира. На первый взгляд простые, но по сути своей сложные вопросы могут остаться без исчерпывающего ответа. Однако учитель наводящими вопросами может направлять рассуждения учащихся и подвести их к мысли о том, что истина кроется в привычных для нас процессах и предметах. Рассуждения учеников позволяют сделать вывод о том, что понятие "истина” рассматривается с точки зрения познания человеком своего предназначения, стремления к самосовершенствованию.

Чтение

Рассуждения учеников следует подвести к мысли о том, что поиски истины приводят человека к осмыслению им своей жизни, поступков, желаний, стремлений. Учащимся важно понять, что поиск истины позволяет понять суть привычных явлений, постижение которых озаряет человека, наполняет смыслом его жизнь.

Поиск истины

Индийская притча

Один человек много лет искал Истину, пытался понять её смысл. Он поднимался высоко в горы, спускался глубоко в пропасти, пересекал океан и пустыни, но нигде не мог найти Истину.

Наконец поиск Истины привел человека в далёкую пещеру, в которой, по древним преданьям, находился колодец желаний. Собравшись с мыслями, он произнёс заветные слова и стал ждать. Колодец был очень глубоким, пришлось ждать несколько дней, пока из него пришёл ответ: "Иди обратно к людям, и там, на перекрёстке дорог, ты найдёшь то, что долго ищешь”.

Человек воспрянул духом от одной лишь возможности обрести долгожданную Истину и устремился обратно в путь. Добравшись до первого перекрёстка, по которому шли обычные люди по своим делам, он увидел три невзрачных лавчонки. В одной из них торговали деревянными заготовками, в другой – кусками металла, в третьей – ремнями и струнами. Человек расстроился, ведь к Истине всё это, на его взгляд, не имело никакого отношения.

Разочарованный, он удрученно отвернулся и побрёл на поиски Истины… Шли дни и месяцы, которые складывались в года, а человек всё искал Истину. Случай с колодцем желаний он уже забыл. Забыл и общение с людьми, и простые радости человеческой жизни, не замечал красоту земли, пока однажды, устав от бесконечных скитаний, он не услышал трепетную музыку, пробудившую в нём новую надежду. Человек, не раздумывая, отправился в ту сторону, откуда доносились завораживающие звуки прекрасной мелодии. И увидел музыканта, который, закрыв глаза, с упоением исполнял дивную мелодию на ситаре.

Эта мелодия привлекла внимание искателя Истины. Он вспомнил эти деревянные и металлические детали, из которых она была сделана, и струны, что под пальцами музыканта рождали волшебную мелодию – всё то, что продавалось в тех трёх лавочках на перекрёстке… И тогда к нему пришло озарение: Истина находится рядом – чтобы отыскать её, нужно суметь соединить в одно целое разные части, и тогда явится то, природа чего была скрыта от человека.

Человек понял: Истина – обретённые знания, которые помогают принести пользу людям. Она рождается там, где есть стремление человека обнаружить в разном нечто общее, связующее всё, где есть желание посвятить свои открытия всем людям.

1. Как человек постиг Истину?

2. Что есть Истина?

3. В чём смысл притчи?

Наедине с собой

Данный методический приём необходим для осмысления учащимися учебного материала, раскрывающего суть понятия "истина”.

После соответствующей устной установки учителем вклю­чается аудиозапись органного произведения из музыкального наследия немецкого композитора Людвига ван Бетховена.

Задание

Учитель предлагает учащимся выполнить задание 1 в тетради, где предусмотрена возможность осмыслить понятие «истина» через облачение своего понимания в словесную форму.

Задание 1

Сформулируйте ваше понимание истины, используя материал учебника и опорные слова: правда, искренность, честность, открытость, откровенность, подлинность, действительность, уверенность, совесть, чистота, доверие, мудрость, знание, сила.

Учебная информация

Учитель переходит к рубрике учебника "Узнаём новое”. Один из учеников читает учебную информацию этой рубрики.

Данная учебная информация подытоживает, систематизирует в лаконичной форме имеющиеся у учащихся представления об истине и приобретенные в ходе урока знания о ней. Учитель обращает внимание на понятие «ценности», которое является ключом к постижению истины.

Познавая суть существующей действительности в окружающем нас мире, человек находится в поисках истины. Знание истины помогает человеку понять своё предназначение, различать добро и зло, созидать благо себе и другим, жить в согласии с собой и миром.

Стремление человека к истине – это путь к самосовершенствованию, сотворению красоты в себе и окружающем мире.

Такие ценности, как любовь, добро и справедливость, являются ключом к постижению истины человеком.

Цитата урока

Учитель предлагает ученикам ознакомиться с цитатой урока и поразмышлять над смыслом изречения Л.Толстого.

Истина одна, но идти к ней можно разными путями. Каждый человек – есть Путь к Истине. Сколько людей – столько путей. Но самый кратчайший из них – путь сердца, любви и гармонии.

Лев Толстой

· Поясните смысл изречения.

Размышления учащихся над сутью изречения будет содействовать пониманию и принятию к руководству главной мысли о том, что каждый человек имеет свой путь к истине, который и определяет смысл его жизни.

Рассуждения учеников следует привести к осознанию ими идеи о том, что каждый из них, как и любой человек, способен найти свой путь к истине если руководствоваться в жизни общечеловеческими ценностями.

Творческая деятельность

Данное задание призвано помочь не только осознанию учениками значения истины в жизни человека, но систематизации приобретенных знаний об истине, интеграции их со своими представлениями и выстраивании приемлемой для себя логики ключевых мыслей.

В процессе работы и представления её итогов учащимися учитель привлекает всех к дискуссии, комментированию суждений и корректированию высказанных рассуждений.

Прочитайте высказывания и определите, какие из них являются истиной.

· Истиной веет ветер, истиной сияет солнце, истина – основание речи, всё основано на истине.

Древнеиндийская мудрость

· В делах спорных суждения различны, но истина всегда одна.

Петрарка

· Истина так нежна, что чуть только отступил от неё, впадаешь в заблуждение; но и заблуждение это так тонко, что стоит только немного отклониться от него, и оказываешься в истине.

Блез Паскаль

· Стремление к истине – единственное занятие, дос­тойное героя.

Джордано Бруно

Резюме

Первый урок по теме «В поиске истины» можно закончить рассуждением о влиянии стремления к поиску истины на развитие внутреннего мира каждого человека, поскольку именно осознание ценности истины человеком является отправной точкой его саморазвития, самоактуализации.

Круг «От сердца к сердцу»

Для завершения урока можно использовать слова Халиля Джебрана:

Пускай на всем, что совершаешь ты,

Проступит след душевной чистоты:

Ведь сила не во внешности твоей,

А только в человечности твоей.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.