Open
Close

Русский национальный характер в рассказе николая лескова левша. Русский национальный характер Левши, героя сказа Н.С.Лескова Русский национальный характер в рассказе левша

В рассказе Н. С. Лескова «Левша» главным действующим лицом является косой тульский мастер, самоучка левша. Однако герой появляется не сразу, а в середине рассказа. Левша является любимым героем Н. С. Лескова, автор гордится своим героем, уважает его. Но, несмотря на свою позитивную оценку, во время знакомства автор не выделяет этого человека: «оружейники три человека, самые искусные из них, один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны». Н. С. Лесков показывает, что этот тульский мастер обладает поистине русским национальным характером. Об этом свидетельствуют и описания его работы и отдыха, и выражение страстной любви к Родине. Левша в числе трех оружейников покорно в течение двух недель работал над диковинной блохой. Все это время они сидели взаперти, держа в тайне свою работу. Именно здесь проявляется сила духа, так как пришлось работать в тяжелых условиях: с закрытыми окнами и дверями, без отдыха. Однако Платов не поверил, когда увидел все ту же блоху в бриллиантовом орехе, будто тульские мастера смогли сделать что‑то лучше англичан. Он рассердился, думал, что его хотят провести, и по иронии судьбы взял с собой в Петербург левшу, ведь если что‑то будет не так, то найдется кому за все ответить.

И вот левша в Петербурге. Он покорно, как и подобает подданному, стоял около дворца и ждал, что произойдет дальше. Сначала Платов потрепал его за волосы за то, что якобы мастера испортили редкостную вещь, но потом, когда разобрались, левша был приглашен во дворец и лично от государя выслушал похвалу и был расцелован им.

Действительно, здесь есть чему подивиться – умельцы не только не испортили диковину, но и по мастерству обошли англичан: подковали стальную блоху и написали свои имена на подковках. Это такая миниатюрная работа, что увидеть результат можно в «мелкоскоп», увеличивающий в несколько сотен раз, а мастера за неимением «мелкоскопа» по причине бедности делали всю деликатную работу, потому что у них «так глаз пристрелявши». Однако имени левши на подковах не было, так как он считал себя недостойным этого. По его мнению, ничего особенного он не сделал, ведь работал с деталями меньше подковок: выковывал гвоздики, чтобы их прибить. За такую службу левшу поблагодарили и отправили в Лондон, чтобы показать англичанам, что русские мастера ничем не хуже иностранных, а наоборот, лучше.

И вот тульский босяк «в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван», который в таком виде предстал перед государем, без стеснения и смущения теперь направлялся в Англию. Его напоили, накормили, наградили, приодели. И вот он в Лондоне.

Именно в Лондоне проявляется его истинно русский национальный характер. Он очень любит Россию – свою Родину – и на приглашения англичан обосноваться в Лондоне, выучить науки, побывать на заводах на практике, устроиться на престижную работу, жениться, обзавестись семьей отвечает отказом. Еще он любит своих уже престарелых родителей, ведь они без него не смогут; любит традиции России. Но это не просто любовь, левша не мыслит себя без Родины.

Однако погостить за границей все же согласился. Он насмотрелся на их житье и на работы, уделял особое внимание тому, как новые и как старые ружья делают, и в каком состоянии они хранятся. Однако такая скучная жизнь скоро надоела ему, он затосковал по родине, и англичанам пришлось его отпустить. На корабле он познакомился с полшкипером, с которым стали держать пари кто кого перепьет. Из этого, конечно, ничего хорошего не получилось. Полшкипера отвезли «лечить» в посольский дом на набережной, а левшу свалили пьяного на пол в квартале. Не найдя никаких документов, его ограбили, сияли золотые часы, пальто. Он попал в Обуховскую больницу, где принимают умирать. Но, умирая, левша не думал о себе. Единственное, чего он хотел; так это увидеть государя, сказать, чтоб ружья не чистили кирпичом. С этими словами на устах и умер тульский мастер.

Лесковым представлен поистине великий человек: талантливый мастер, с широкой душой, горячим любящим сердцем, с глубокими патриотическими чувствами. Это настоящий Человек с большой буквы, человек, обладающий национальным русским характером. Недостатками его, как и многих русских людей, были тяга к спиртному и страсть к спору, заключению пари. Эти два качества погубили большое количество талантливых людей.

    • 1880‑е гг. – период расцвета творчества Н. С. Лескова. Он потратил всю жизнь и все силы на то, чтобы создать «положительный» тип русского человека. Он отстаивал интересы крестьян, защищал интересы рабочих, обличал карьеризм и взяточничество. В поисках положительного героя Н. С. Лесков часто обращается к людям из народа. «Левша» – одна из вершин художественного творчества писателя. Н. С. Лесков не дает имени своему герою, подчеркивая тем самым собирательный смысл и значение его характера. «Там, где стоит „Левша“, […]
    • Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту таких творцов литературы, как Л. Н. Толстой, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания ее бытовых загадок и тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников. Лесков обладал редким художественным кругозором, имел свой взгляд на историю России, на путь ее движения, развития. Пытливый исследователь русского национального […]
    • Н. С. Лесков в своих статьях горячо отстаивает интересы крестьян, выступает в защиту прав рабочих, обличает карьеризм и взяточничество чиновников, алчность духовенства, пишет о положении учителей сельских школ, о преследованиях староверов. В поисках положительного героя Н. С. Лесков все чаще обращается к людям из народа. В одной из вершин своего художественного творчества – в рассказе «Левша» – таким положительным героем стал простой тульский мастер, бедный косой левша. Для создания характера героя речь […]
    • Тридцатилетний Н. С. Лесков вступил на литературное поприще в начале 60‑х гг. XIX в., когда уже пришли в большую литературу старшие его современники: Толстой, Достоевский, Тургенев, Писемский. Лесков – обладатель редкостного художнического кругозора, «он пронзил всю Русь». Он был и вместе с тем одним из своеобразных мыслителей, имевших свой взгляд на историю России, на пути ее движения, развития. Одной из вершин художественного творчества писателя явился его знаменитый рассказ «Левша». Повествование ведется […]
    • Произведение имеет подзаголовок: «Рассказ на могиле (Свя­той памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.)». Здесь опи­сан крепостной театр графа Каменского в Орле, однако автор говорит, что не может уточнить, при ком из графов Камен­ских - при фельдмаршале М. Ф. Каменском или его сыновьях - происходили данные события. Рассказ состоит из девятнадцати глав. В данном произведении звучит тема гибели народных талантов на Руси, а также тема обличения крепостнического строя, и решаются они автором с большим […]
    • Русский писатель XIX века Н. С. Лесков был знатоком русской патриархальной жизни. Его называли бытописателем за прекрасное знание психологии и нравов крестьянства, ремесленников и рабочих артелей, чиновников различных рангов, духовенства, интеллигенции и военных. Он прославился как оригинальный мастер русского языка и талантливый сатирик, обличающий несправедливость властей. В 60-е годы XIX века, когда Лесков начинал свою творческую деятельность, перед писателями остро встал вопрос о создании положительного […]
    • Творчество Н. С. Лескова является важным этапом в формировании национального своеобразии русской литературы. Он не боялся говорить о своей стране и своем народе самую горькую правду, потому что верил в возможность их изменения к лучшему. В своих произведениях он уделяет особое внимание судьбе простолюдинов. И хотя героиня рассказа «Старый гений» не крестьянка, а помещица, но она бедная старушка, оказавшаяся в безвыходном положении. Изображается эта женщина с большой авторской симпатией: «по своей сердечной […]
    • Н. С. Лесков принадлежит к поколению писателей 60–90‑х гг. XIX в., горячо любивших Россию, ее талантливый народ и активно выступавших против угнетения свободы и подавления свободы личности. Им созданы очерки, романы, рассказы о судьбе простых людей, о самобытных исторических личностях, о злоупотреблениях властью, откровенном хищничестве. Иные его рассказы составили циклы. Таковы святочные рассказы, довольно редкий в русской литературе XIX в. жанр. Это «Христос в гостях у лучника», «Штопальщик», «Маленькая ошибка» […]
    • Разъясняя смысл «Ревизора», Н. В. Гоголь указал на роль смеха: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был – смех». Близкий друг Н. В. Гоголя, писал, что современная русская жизнь не дает материала для комедии. На что Гоголь ответил: «Комедия кроется везде… Живя среди него, мы его не видим…, но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой […]
    • Самое красивое место на земле – это родной край. Сколько интересного здесь происходило, сколько приятных воспоминаний связано с этим местом! Здесь милый дом, в котором мама ждала из школы. Возвращаешься домой, а на столе ароматные блинчики с молоком. Разве может быть что-то вкуснее! В каком бы уголке земли ни оказался человек, родной край он не забудет никогда. И, конечно же, у каждого из нас на родине есть любимый уголок природы. Это самое красивое место, в котором можно побыть наедине с собой. Так вот для […]
    • Главные особенности лирики поэта - тождество явлений внешнего мира и состояний человеческой души, всеобщая одухотворенность природы. Это и определило не только философское содержание, но и художественные особенности поэзии Тютчева. Привлечение образов природы для сравнения с различными периодами жизни человека - один из главных художественных приемов в стихотворениях поэта. Излюбленный тютчевский прием - олицетворение ("тени смесились", "звук уснул"). Л.Я. Гинзбург писала: "Детали рисуемой поэтом картины природы […]
    • Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, "круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами". По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: "Маша, девка на выданье, а какое у ней приданое? - частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной […]
    • Тема творчества является одной из основных в поэзии Б. Л. Пастернака. Она возникает в самых ранних стихотворениях поэта и проходит через все его творчество. Будучи символистом, футуристом или просто поэтом, Пастернак все время обращается к этой теме, определяя свое отношение к проблемам творчества, поэта и поэзии. Тему творчества в поэзии Пастернака необходимо рассматривать в связи с этапами творческого пути поэта и изменениями его поэтических идеалов. Вступление Пастернака в литературу связано с его участием […]
    • Эта повесть входит в число замечательных «Повестей Белкина». Содержание повести передано рассказчику свидетелями случившегося, так или иначе имевшими отношение к тем людям, с которыми приключились описываемые события. Повесть «Выстрел» разделена на две главы. Художественные центры обеих глав – поединки, символизируемые выстрелами. Психологическая картина прерванной дуэли передается двумя рассказчиками. В ней присутствуют два значимых выстрела, о которых говорит тот участник, который в данный момент стоял […]
    • Лирика занимает значительное положение в творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина. Писать лирические стихотворения он начал в Царскосельском Лицее, куда был отдан на обучение возрасте двенадцати лет. Здесь, в Лицее, из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Все в лицее его вдохновляло. И впечатления от искусства и природы Царского Села, и веселые студенческие пирушки, и общение со своими верными друзьями. Общительный и умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Дружба […]
    • Владимир Набоков, выдающийся русский писатель, получил признание в 1920-х годах в эмиграции и только во второй половине 80-х годов вернулся своими произведениями на родину, в Россию. Его творческая деятельность началась на исходе Серебряного века русской поэзии и продолжалась вплоть до 70-х годов. Так сложилось, что творчество Набокова вписано в историю сразу двух национальных литератур – русской и американской, причем все его романы, написанные по-русски и по-английски, – подлинные литературные шедевры. Набоков […]
    • Композиционно поэма «Мертвые души» состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне взаимосвязанных кругов. помещики, город, жизнеописание Чичикова, объединенных образом дороги, сюжетно связанных аферой главного героя. Но среднее звено - жизнь города - само состоит как бы из сужающихся кругов, тяготеющих к центру; это графическое изображение губернской иерархии. Интересно, что в этой иерархической пирамиде губернатор, вышивающий по тюлю, выглядит как бы фигурой марионеточной. Истинная жизнь кипит в гражданской […]
    • «Денискины рассказы» Виктора Драгунского – одна из моих самых любимых книг! Каждый рассказ написан от лица ученика младших классов Кораблева Дениса. Каждый рассказ по-своему веселый, интересный и поучительный. Больше всего мне запомнилась история «Тайное становится явным», в которой Дениска приправил свое нелюбимое блюдо – манную кашу – всем, что находилось в доме, а потом выбросил ее через окно на голову прохожего. Смешно и весело, но выводы о том, что любое вранье обнаруживается, приходят сами собой. Еще мне […]
    • Творчество талантливого русского поэта Николая Алексеевича Заболоцкого началось сразу после революции. Обычно его изучают как поэта советского периода развития русской литературы. Однако не вызывает сомнений, что по яркому дарованию, страсти к поэтическому экспериментаторству, яркости восприятия мира, тонкости вкуса и глубине философской мысли Заболоцкий ближе к блестящей плеяде поэтов Серебряного века. Несмотря на арест и восемь лет заключения, он сумел сохранить живую душу, чистую совесть и так и не научился […]
    • Автор «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 г. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь по‑прежнему носил звание […]
  • “Русский национальный характер в произведении Н.С.Лескова “Левша”

    Выполнил Трубников Евгений,

    ученик 9 “А” класса

    лицея №369

    Научный руководитель

    Епишова Светлана Фёдоровна,

    учитель русского языка и литературы

    Санкт-Петербург 2011


    Введение

    1. Русский национальный характер

    2. Описание Левши

    3. Русский национальный характер Левши, героя сказа Н.С.Лескова

    Заключение

    Список используемой литературы


    Введение

    Загадочная русская душа… Она, предмет восторгов и проклятий, Бывает кулака мужского сжатей, Бетонные препятствия круша. А то вдруг станет тоньше лепестка, Прозрачнее осенней паутины. А то летит, как в первый день путины Отчаянная горная река. (Е. Долматовский)

    Существует такое понятие, как русский национальный характер. Времена меняются, меняются цари, вожди, президенты, меняется сама наша страна, а черты русского национального характера остаются неизменными. И зарубежные, и русские мыслители постоянно обращались к тайне “загадочной русской души”, потому что эта тема всегда оставалась и будет оставаться актуальной и интересной.

    Для раскрытия этой темы в своей работе я выбрал произведение Н.С.Лескова “Левша”, потому что он, используя форму сказа, рассказывает нам историю человека, который олицетворяет собой всех русских людей. "Там, где стоит «левша», надо читать «русский народ» – говорил сам Лесков.

    “Сказ - вид литературно-художественного повествования, построенного как рассказ лица, позиция и речевая манера которого отличны от точки зрения и стиля самого автора. Столкновение и взаимодействие этих смысловых и речевых позиций лежит в основе художественного эффекта сказа”*. Сказ подразумевает повествование от первого лица, причем речь сказителя должна быть мерной, напевной, выдержанной в характерной для данного человека манере. Рассказчика как такового “Левше” нет, но по остальным пунктам произведение вполне может быть названо сказом. “Выговор” автора создает впечатление, что рассказ ведет какой-то деревенский житель, простой, но в то же время (судя по рассуждениям) образованный и мудрый. Со сказками “Левшу” роднит подтекст, ведь часто в них присутствует ненавязчивая, часто добродушно-снисходительная насмешка над “власть имущими”.


    1. Русский национальный характер

    Среди всех черт, присущих русскому национальному характеру, можно выделить некоторые, которые, на мой взгляд, являются основными: трудолюбие и одарённость, сила воли и доброта, терпение и стойкость, мужество и смелость, свободолюбие и патриотизм, религиозность. Я посчитал нужным процитировать высказывания некоторых иностранцев, затрагивавших темы русского национального характера, ведь они видят нас со стороны и оценивают непредвзято.

    · Трудолюбие, одаренность.

    “Русский человек обладает множеством талантов и способностей практически во всех областях общественной жизни. Ему свойственна наблюдательность, теоретический и практический ум, природная смекалка, изобретательность, творчество. Русский народ – большой труженик, созидатель и творец”. Сметливый практический ум русского человека является источником разнообразного опыта и различных способностей. Отсюда – богатое развитие духа и обилие дарований. Одаренность русского человека проявилась в весьма успешном развитии науки и технических изобретениях, а любовь к красоте и дар творческого воображения содействуют высокому развитию русского искусства.

    · Свободолюбие

    “Для русского народа свобода превыше всего.
    Русскому сердцу ближе слово “воля”, понимаемое как независимость,

    свобода в проявлении чувств и в совершении поступков, а не свобода как осознанная необходимость, то есть как возможность проявления человеком своей воли на основе осознания закона”*.

    По мнению философа Н.О. Лосского к числу первичных свойств русского народа, вместе с религиозностью, исканием абсолютного добра и силой воли относят и любовь к свободе и высшее выражение ее – свободу духа. Тот, кто обладает свободой духа, склонен подвергать испытанию всякую ценность, не только мыслью, но даже и на опыте. Это свойство связано с исканием абсолютного добра. В реальном мире его нет, следовательно, каждый человек делает для себя самостоятельный выбор наилучшего способа действия, собственного пути.

    Свобода духа, широта натуры, искание совершенного добра и связанное с этим испытание ценностей мыслью и опытом привело к тому, что у русского народа выработались самые разнообразные, а иногда и противоположные, формы и способы. Искание абсолютного добра выработало у русского народа признание высокой ценности каждой личности.

    Русскому народу пришлось перенести немало испытаний за свою нелегкую историю, и в каждом из них он проявлял отвагу и мужество. К числу первичных основных свойств русского народа принадлежит могучая сила воли. Чем выше ценность, тем более сильные чувства и энергичную активность вызывает она у людей, обладающих сильной волей. Отсюда понятна страстность русских людей, проявляемая в политической жизни, и еще большая страстность в жизни религиозной. Сила воли русского народа, как пишет Н.О. Лосский, обнаруживается еще и в том, что русский человек, заметив какой-либо свой недостаток и нравственно осудив его, повинуясь чувству долга, преодолевает его и вырабатывает в совершенстве противоположное ему качество.

    · Доброта

    Часто русские люди помогают тем, кого должны были ненавидеть всей душой, с кем у них, по идее, не могут складываться добропорядочные отношения. Вот, например, австрийский немец Отто Бергер, бывший в России в плену в 1944 – 1949 гг., в своей книге писал, что живя в России, пленные поняли “какой особый народ русский. Все рабочие, а особенно женщины, относились к нам как к несчастным, нуждающимся в помощи и покровительстве. Иногда женщины забирали нашу одежду, наше белье и возвращали все это выглаженным, выстиранным, починенным. Самое удивительное было в том, что сами русские жили в чудовищной нужде, которая должна была бы убивать в них желание помогать нам, их вчерашним врагам” . С мнением иностранца соглашается наш русский писатель Фёдор Достоевский: “Русские люди долго и серьезно ненавидеть не умеют” - писал он про русскую доброту.

    Доброта русского народа во всех слоях его выражается в отсутствии злопамятности. “Нередко русский человек, будучи страстным и склонным к максимализму, испытывает сильное чувство отталкивания от другого человека, однако при встрече с ним, в случае необходимости конкретного общения, сердце у него смягчается и он как-то невольно начинает проявлять к нему свою душевную мягкость, даже иногда осуждая себя за это, если считает, что данное лицо не заслуживает доброго отношения к нему.”*

    · Патриотизм

    Русский народ всегда отличался своим патриотизмом. Русские люди могли между собой оставаться недовольными Россией, но как только нужно было отстоять её, защитить честь Родины, они объединялись и вместе давали отпор врагу или просто не допускали насмешек над ней.

    · Терпение и стойкость

    “Русские обладают безграничным терпением, удивительной способностью переносить трудности, лишения и страдания. В русской культуре терпение и умение переносить страдания – это способность к существованию, способность ответить на внешние обстоятельства, это основа личности”*

    · Религиозность

    Религиозность – та черта русского национального характера, которая практически определила весь русский менталитет. По моему мнению, если бы русский народ не был столь религиозен, то, скорее всего, его история сложилась бы иначе. Ведь очень многие определяющие черты русского национального характера сложились именно благодаря ей. В своей книге «Характер русского народа» русский философ Н.О. Лосский основной и наиболее глубокой чертой русского народа считает его религиозность и связанное с ней искание абсолютной правды. “Русские могут беседовать о религии шесть часов подряд. Русская идея – христианская идея; на первом плане в ней – любовь к страдающим, жалость, внимание к индивидуальной личности…”- пишет Н.О. Лосский в своей книге.

    2. Описание Левши

    Отличительные свойства прозы Н.С. Лескова – сказочные мотивы, сплетение комического и трагического, неоднозначность авторских оценок персонажей – в полной мере проявились в одном из самых известных произведений писателя “Левше”.

    Знакомя нас с главным героем, автор не демонстрирует его привлекательность, всего несколько деталей: “косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны”. Однако Левша – искусный тульский мастеровой, один из тех тульских оружейников, которым удалось подковать английскую “нимфозорию” и, тем самым, превзойти английских мастеров.

    При встрече с самим царём Левша не пугается, а “идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится ”. Левша, неказистый мужичок, не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Действительно, здесь есть чему подивиться – умельцы не только не испортили диковину, но и по мастерству обошли англичан: подковали стальную блоху и написали свои имена на подковках. Это такая миниатюрная работа, что увидеть результат можно в «мелкоскоп», увеличивающий в несколько сотен раз, а мастера по причине бедности делали всю деликатную работу без «мелкоскопа», потому что у них «так глаз пристрелявши». Однако имени Левши на подковах не было, так как он считал себя недостойным этого. По его мнению, ничего особенного он не сделал, ведь работал с деталями меньше подковок: выковывал гвоздики, чтобы их прибить.

    Левша готов пожертвовать собой ради Отечества, во имя дела. Он едет в Англию без документов, голодный (ему в дороге “на каждой станции пояса на один значок еще перетягивали, чтобы кишки с легкими не перепутались ”), чтобы показать иностранцам русскую смекалку и умение, и вызывает уважение англичан своим нежеланием остаться в их стране.

    Мастерство и умение Левши вызвало заслуженное уважение у англичан, но, к сожалению, он был лишён технических знаний, доступных английским мастерам, и, как результат, подкованная Левшою с товарищами “нимфозория” больше не может танцевать: «Это жалко, - сожалеют англичане, - лучше бы, если б вы из арифметики по крайности хоть четыре правила сложения, знали, то, бы вам было гораздо пользительнее, чем весь Полусонник. Тогда бы вы могли сообразить, что в каждой-машине расчет силы есть; а то вот хоша вы очень в руках искусны, а не сообразили, что такая малая машинка, как в нимфозории, на самую аккуратную точность рассчитана и ее подковок несть не может. Через это теперь нимфозория и непрыгает и дансе не танцует».

    Когда Левша возвращается на родину, он заболевает и умирает, никому не нужный. Брошенный на пол в “простонародной” больнице, он олицетворяет собой негуманность, недальновидность и неблагодарность государственной власти – причину неустроенности России, как считает автор.

    Из всего рассказа становится очевидным, что Лесков сочувствует Левше, жалеет его, авторские комментарии наполнены горечью. В образе Левши отразились поиски Лесковым положительного национального героя, и, на мой взгляд, этот образ очень близок к цели.


    3. Русский национальный характер Левши, героя сказа Н.С.Лескова

    Лесков не дает имени своему герою, подчеркивая тем самым собирательный смысл и значение его характера. В образ Левши собраны основные черты русского национального характера.

    · Религиозность

    Религиозность русского народа проявляется в эпизоде, когда тульские мастера, в том числе Левша, перед началом работы пошли поклониться иконе “мценского Николы” – покровителя торгового и военного дела. Также религиозность Левши “переплетается” с его патриотизмом. Вера Левши – одна из причин, по которой он отказывается остаться в Англии. “Потому,- отвечает,- что наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы.”

    · Сила воли, мужество и смелость

    Левша в числе трех оружейников в течение двух недель упорно работал над диковинной блохой. Все это время они сидели взаперти, держа в тайне свою работу. Именно здесь проявляется сила духа, так как пришлось работать в тяжелых условиях: с закрытыми окнами и дверями, без отдыха, чтобы во время работы не разу не выйти из их “тесной хороминки”, в которой “от безотдышной работы в воздухе такая потная спираль сделалась, что непривычному человеку с свежего поветрия и одного раза нельзя было продохнуть”.

    ·Терпение и стойкость

    Много раз Левша проявляет терпение и стойкость: и когда Платов “словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели” , и когда Левша, плывя из Англии домой, несмотря на ненастье, сидит на палубе, чтобы поскорей увидеть Родину:

    “Как вышли из буфты в Твердиземное море, так стремление его к России такое сделалось, что никак его нельзя было успокоить. Водопление стало ужасное, а, левша все вниз в каюты нейдет - под презентом сидит, нахлобучку надвинул и к отечеству смотрит. Много раз англичане приходили его в теплое место вниз звать, но он, чтобы ему не докучали, даже отлыгаться начал.”

    · Патриотизм

    Будучи в Англии, Левша отвергает выгодные предложения англичан: обосноваться в Лондоне, выучить науки, побывать на заводах на практике, устроиться на престижную работу, жениться, обзавестись семьей. (“Оставайтесь у нас, мы вам большую образованность передадим, и из вас удивительный мастер выйдет”, «Англичане назвались, чтобы его родителям деньги посылать”, “ мы вас женим ”), так как он любит свою Родину, любит её обычаи, её традиции. Левша не представляет свою жизнь вне России. “Мы,-- говорит,-- к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница - старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить”, “а я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать ”.

    Левша - истинный патриот, патриот в душе, одарен от рождения, ему присуща высокая нравственность и религиозность. Он прошел через множество испытаний, но даже в смертный час он помнит о том, что должен сообщить военный секрет англичан, незнание которого отрицательно отражается на боеспособности русской армии.

    · Доброта

    Несмотря на его сильную привязанность к Родине, Левша отказывает англичанам в просьбе остаться очень вежливо, стараясь их не обидеть. Он делает это так, что его отказ не только не расстроил англичан, а даже вызвал у них уважение. И атамана Платова он прощает за грубое обращение с собой. “У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина”,- говорит о своем русском товарище “аглицкий полшкипер”.

    · Трудолюбие и одарённость

    Одной из основных тем в рассказе является тема творческой одаренности русского человека. Талант, по Лескову, не может существовать самостоятельно, он обязательно должен основываться на нравственной, духовной силе человека. Сам сюжет, сама история этого сказа рассказывает о том, как Левша, вместе со своими товарищами, смог “переплюнуть” английских мастеров без всяких приобретённых знаний, только благодаря одарённости и трудолюбию. Необыкновенное, чудесное мастерство – основное свойство Левши. Он утер нос «аглицким мастерам», подковал блоху такими мелкими гвоздями, что и в самый сильный «мелкоскоп» не увидишь. Образом Левши Лесков доказывал, что неверно мнение, вложенное в уста императора Александра Павловича: у иностранцев “такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся”.

    Собственное имя Левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства, но его похождения могут служить воспоминанием эпохи, общий дух которой схвачен метко и верно. Образ Левши, по мысли писателя, напоминает о тех временах, когда имело значение «неравенство талантов и дарований», и заставляет с грустью смотреть на современность, когда, «благоприятствуя возвышению заработка, машины не благоприятствуют артистической удали, которая иногда превосходила меру, вдохновляя народную фантазию к сочинению подобных нынешней баснословных легенд».


    Заключение

    В настоящей работе мы рассмотрели русский национальный характер на примере произведения Н.С.Лескова “Левша”. Анализируя это произведение, находя в его главном герое признаки русского национального характера, мы обнаружили, что “Левша” является произведением, в котором Лесков, непревзойдённый мастер сказа, мастерски выделил основные черты русского национального характера и показал их на примере своих героев, в особенности Левши. Автор, чтобы сделать это, использует различные языковые средства выразительности, такие как использование “народных” словечек (“нимфозория” – инфузория, “укушетка” – кушетка и т.д). Это придаёт “Левше” особый “шарм”.

    Левша – символ русского народа. Левша олицетворяет русский народ, он религиозен, патриотичен, трудолюбив, добр и свободолюбив. Лесковым представлен поистине великий человек: талантливый мастер, с широкой душой, горячим любящим сердцем, с глубокими патриотическими чувствами.

    Таким образом, в завершении данной работы, следует сказать, что русский национальный характер, безусловно, имеет свои характерные черты, отличные от черт присущих иным народам и такие непонятные для них. Та внутренняя сила, духовность и жертвенность народа, его доброта, душевная простота, сострадание и бескорыстие и, вместе с тем, инертность, нелогичность и нерациональность поступков, поведение, оправданное чаще всего лишь интуицией, все это делает русский народ не похожим ни на один народ в мире. Россия же, в которой живет такой необыкновенный народ, не похожа ни на одну страну в мире.

    произведение левша русский национальный характер


    Список используемой литературы

    1. Лесков Н.С. Левша. - Астрель, АСТ, 2006 г.

    2. Вьюнов Ю.А. “Слово о русских”. М.,2002.

    3. Верещагин Е.М. Костомаров В.Г. “Язык и культура”. M,1990.

    4. Тер-Минасова С.Г. “Язык и межкультурная коммуникация”. М.,2000.

    5. “Большая Советская энциклопедия”. М, Советская энциклопедия, 1970г.

    6. Лосский Н. О. О русском характере. М., 1990.

    В рассказе Н. С. Лескова «Левша» главным действующим лицом является косой тульский мастер, самоучка левша. Однако герой появляется не сразу, а в середине рассказа. Левша является любимым героем Н. С. Лескова, автор гордится своим героем, уважает его. Но, несмотря на свою позитивную оценку, во время знакомства автор не выделяет этого человека: «оружейники три человека, самые искусные из них, один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны». Н. С. Лесков показывает, что этот тульский мастер обладает поистине русским национальным характером. Об этом свидетельствуют и описания его работы и отдыха, и выражение страстной любви к Родине. Левша в числе трех оружейников покорно в течение двух недель работал над диковинной блохой. Все это время они сидели взаперти, держа в тайне свою работу. Именно здесь проявляется сила духа, так как пришлось работать в тяжелых условиях: с закрытыми окнами и дверями, без отдыха. Однако Платов не поверил, когда увидел все ту же блоху в бриллиантовом орехе, будто тульские мастера смогли сделать что то лучше англичан. Он рассердился, думал, что его хотят провести, и по иронии судьбы взял с собой в Петербург левшу, ведь если что то будет не так, то найдется кому за все ответить.
    И вот левша в Петербурге. Он покорно, как и подобает подданному, стоял около дворца и ждал, что произойдет дальше. Сначала Платов потрепал его за волосы за то, что якобы мастера испортили редкостную вещь, но потом, когда разобрались, левша был приглашен во дворец и лично от государя выслушал похвалу и был расцелован им.
    Действительно, здесь есть чему подивиться – умельцы не только не испортили диковину, но и по мастерству обошли англичан: подковали стальную блоху и написали свои имена на подковках. Это такая миниатюрная работа, что увидеть результат можно в «мелкоскоп», увеличивающий в несколько сотен раз, а мастера за неимением «мелкоскопа» по причине бедности делали всю деликатную работу, потому что у них «так глаз пристрелявши». Однако имени левши на подковах не было, так как он считал себя недостойным этого. По его мнению, ничего особенного он не сделал, ведь работал с деталями меньше подковок: выковывал гвоздики, чтобы их прибить. За такую службу левшу поблагодарили и отправили в Лондон, чтобы показать англичанам, что русские мастера ничем не хуже иностранных, а наоборот, лучше.
    И вот тульский босяк «в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван», который в таком виде предстал перед государем, без стеснения и смущения теперь направлялся в Англию. Его напоили, накормили, наградили, приодели. И вот он в Лондоне.

    Именно в Лондоне проявляется его истинно русский национальный характер. Он очень любит Россию – свою Родину – и на приглашения англичан обосноваться в Лондоне, выучить науки, побывать на заводах на практике, устроиться на престижную работу, жениться, обзавестись семьей отвечает отказом. Еще он любит своих уже престарелых родителей, ведь они без него не смогут; любит традиции России. Но это не просто любовь, левша не мыслит себя без Родины.
    Однако погостить за границей все же согласился. Он насмотрелся на их житье и на работы, уделял особое внимание тому, как новые и как старые ружья делают, и в каком состоянии они хранятся. Однако такая скучная жизнь скоро надоела ему, он затосковал по родине, и англичанам пришлось его отпустить. На корабле он познакомился с полшкипером, с которым стали держать пари кто кого перепьет. Из этого, конечно, ничего хорошего не получилось. Полшкипера отвезли «лечить» в посольский дом на набережной, а левшу свалили пьяного на пол в квартале. Не найдя никаких документов, его ограбили, сияли золотые часы, пальто. Он попал в Обуховскую больницу, где принимают умирать. Но, умирая, левша не думал о себе. Единственное, чего он хотел; так это увидеть государя, сказать, чтоб ружья не чистили кирпичом. С этими словами на устах и умер тульский мастер.
    Лесковым представлен поистине великий человек: талантливый мастер, с широкой душой, горячим любящим сердцем, с глубокими патриотическими чувствами. Это настоящий Человек с большой буквы, человек, обладающий национальным русским характером. Недостатками его, как и многих русских людей, были тяга к спиртному и страсть к спору, заключению пари. Эти два качества погубили большое количество талантливых людей.

    Романтизм, как литературное направление, характеризуется неудовлетворенностью настоящим, современной действительностью. Эта неудовлетворенность порождает мечты о том, что должно быть, о желанном. Но это желаемое, то, что хотелось бы видеть в жизни, представлялось писателям-романтикам по-разному. Поэтому в романтизме выделилось два основных течения - консервативное и революционное. Представители революционного романтизма устремлены в будущее, полны освободительных идей, связаны с борьбой за свободу и счастье людей. Одним из них в России был К.Ф. Рылеев. Черты личности Рылеева – это пламенный п

    Повесть “Пожар” опубликована в 1985 году. В этой повести автор как бы продолжает рассмотрение жизни переселившихся после затопления острова людей из повести “Прощание с Матерой”. Людей переселяли в поселок городского типа (Сосновка). Главный герой повести Иван Петрович Егоров чувствует себя истощенным нравственно и физически: “как в могиле”. Ситуация с пожаром в повести позволяет автору исследовать настоящее и прошлое. Горят склады, товары, которых люди не видели на прилавках (колбасы, японские тряпки, красная рыба, мотоцикл “Урал”, сахар, мука). Часть народа, пользуясь неразберихой, раста

    Лирика Александра Сергеевича Пушкина очень разнообразна, но ведущее место в ней занимает тема поэта и поэзии, ведь поэтическое творчество было его основным занятием, и он высоко оценивал роль и характер поэта. Его перу принадлежат более десятка стихотворений, раскрывающих с разных сторон тему поэта и поэзии. Важнейшие из них: “Пророк” (1826), “Разговор книгопродавца с поэтом” (1824), “Поэт” (1827), “Поэт и толпа” (1828), “Поэту” (1830), “Эхо” (1831), “Из Пендимонти” (1836), “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” (1836). Каковы же в понимании Пушкина назначение поэта и задачи поэзии в этом

    Цель урока : воспитание интереса и уважения к истории России через интеграцию личности в историческое пространство художественной литературы.

    Задачи урока:

    обучающие:

    1. способствовать формированию умения анализировать художественное произведение;
    2. способствовать формированию умения объяснять мотивы, цели и результаты деятельности тех или иных героев;
    3. способствовать формированию умения выявлять характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства;
    4. способствовать формированию умения определять черты и особенности русского национального характера на примере образа Левши и его товарищей.

    развивающие:

    1. способствовать развитию мыслительных, творческих и коммуникационных способностей учащихся;
    2. способствовать развитию навыков грамотной устной монологической и диалогической речи.

    воспитывающие:

    1. воспитание гражданственности и патриотизма учащихся через чтение и анализ художественного произведения;
    2. воспитание чувства гордости за русского талантливого человека, мастера своего дела; за Русь, рождающую умельцев;
    3. воспитание чувства сопричастности к истории Отечества.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Вступительное слово проблемного характера с элементами эвристической беседы учителя литературы

    В родном селе из века в век
    Людей поклоном привечают:
    – День добрый, добрый человек!
    И люди тем же отвечают.

    – Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке литературы по творчеству замечательного русского писателя Н.С. Лескова. Разговор о нём и о его творческой судьбе мы с вами вели на прошлом уроке и пришли к выводу, что про него можно смело сказать словами стихотворения А. Бельского:

    А силы в нём такие,
    И в нём талант такой –
    Талант любить Россию,
    Любить народ родной.

    Я попросила вас дома внимательно прочитать статью в учебнике о Лескове и его автобиографию для того, чтобы вы смогли найти в них слова, которые были бы созвучны строкам процитированного стихотворения и помогли бы нам сформулировать тему сегодняшнего урока по сказу «Левша». Пожалуйста, вам слово.

    (ответы ребят, подготовленные дома индивидуально, приводятся здесь и далее стенографически, так как невозможно заранее предугадать ход их мыслей; уч-ся предлагали разные варианты, но большинство остановилось на словах из автобиографии Лескова, где он говорит о том, что он «знал русский народ изнутри и понимал его характер»)

    Учитель: Сейчас попытайтесь сформулировать тему нашего урока и её обоснуйте. Можно посоветоваться с товарищами в группе.

    (Ребята предлагали следующие темы: «Русь, рождающая умельцев», «Образы русских умельцев», «Загадочная русская душа» «Русский национальный характер» (по сказу «Левша»), но выбрали последнюю тему и смогли обосновать её выбор.)

    Учитель: Молодцы, с заданием справились успешно. Я же предлагаю вам выбрать эпиграф к нашей теме. Я подготовила карточки с высказываниями для каждой группы.

    (Ребята, поработав в группах, предложили несколько эпиграфов, обосновали свой выбор и посчитали возможным предложить следующие варианты:

    • «…там, где стоит «левша», надо читать «русский народ» Н.С. Лесков
    • «У него хоть шуба овечкина, так душа человечкина» Н.С. Лесков)

    Учитель предлагает учащимся посмотреть отрывок из художественного фильма «Левша», где в качества эпиграфа взяты слова Достоевского. Учитель предлагает уч-ся обратить внимание на них и убедиться в созвучности смыслов этого эпиграфа и эпиграфов, выбранных ими.

    III. Актуализация прежних знаний, переходящая в этап изучения нового

    Учитель: Ребята, сопоставьте начало сказа и фрагмент фильма. На что вы обратили внимание?

    (Ребята, верно, подметили, что фильм начат словами из заключительной, 20 главы, сказа, где всё происходящее названо «делами давно минувших дней». Уч-ся отметили, что здесь умело использован приём «переворачивания» композиции, чтобы привлечь внимание зрителя и настроить на дальнейшее восприятие)

    Учитель: Ребята, а действительно ли события, изображённые в сказе, происходили так давно, что их можно назвать «преданьями старины глубокой»? Предлагаю вам, поработав в группах, взглянуть на это произведение с точки зрения историков и найти в нём приметы времени.

    (Ребята отметили, что написан сказ в 1881 году, спустя 20 лет после отмены крепостного права (об отмене уч-ся было известно с уроков по творчеству Тургенева). Отметили ещё, что упоминаются два русских императора – Александр I и Николай I, Атаман Платов, Венский конгресс. Упоминаются географические названия – Англия, Россия, Петербург, Тула. Но также ребята пояснили, что более подробно о данном периоде в русской истории сказать не могут, так как он не изучался ещё на уроках истории)

    Учитель: Я предвидела, что данный вопрос может вызвать у вас затруднение, хотя вы сумели подметить много исторических реалий в сказе. Поэтому я пригласила к нам на урок в качестве гостя учителя истории, который попытается помочь вам разобраться с этим вопросом.

    Учитель истории (гость) вместе с ребятами установил хронологические рамки изображённых событий – с 1815 года после Венского совета при Александре I и до казни декабристов в начале 1826 года при Николае I. Был дан исторический комментарий времени правления Александра I и Николая I, какой вклад они внесли в процветание Отечества, а самое главное, как относились к русскому народу. Речь учителя сопровождалась просмотром фрагментов из худ.фильма «Левша». Далее учитель истории предложил подкрепить полученные знания работой с текстом и найти фрагменты, подтверждающие отношение высокопоставленных лиц (императоров и Платова) к русскому народу. Ребятами была составлена таблица с цитатами из текста.

    Александр Павлович Атаман Платов Николай Павлович
    «Англичане к приезду государеву выдумали разные хитрости, чтобы его чужестранностью пленить и от русских отвлечь, и во многих случаях они этого достигли»
    «
    Вот если бы у меня был хотя бы один такой мастер в России…»
    «Платов тоже осмелился доложить, что не довольно ли, мол, чужеземные продукты смотреть и не лучше ли к себе в Россию собираться»
    «А он, внимания не обращая, ну замок ковырять. Повернул раз, повернул два – замок и вынулся. Платов показывает государю собачку, а там на самом сугибе сделана русская надпись: «Иван Москвин во граде Тула»
    «Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил»

    Учитель: Значит, исходя из всего наработанного вами, мы можем предположить, что и в основе произведения Лескова «Левша» лежат реальные исторические события или это всё же вымышленная история?

    (Ребята, основываясь на материалах прошлого урока и материалах статьи учебника, пояснили, что в основе сказа лежит легенда, возникшая, в свою очередь на основе реального события. Они отметили тот факт, что в сказе упоминается Тула, а это город мастеровых – оружейников, самоварных дел мастеров. Повествование ведётся от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи - сказителя. Да и сам сказ – особый тип повествования, который строится как рассказ определённого лица. Сказ передаёт особенности речи этого человека. Ребята предположили, что рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечий, инверсий, характерных для фольклорных произведений, а исторические персонажи показаны с точки зрения простолюдина. Значит, и он - выходец из народа. Также ребята отметили, что не всегда смогли определить, какое слово искажённое русское, а какое иноязычное.)

    Учитель: Значит, ребята, самое время пригласить нашего второго гостя – учителя иностранного языка, который поможет вам разобраться в данном вопросе.

    Учитель иностранного языка (гость) предлагает просмотреть фрагмент из фильма, где изображён диалог героев, в который включены слова «искажённые». Далее ребятам предлагается найти такие слова в тексте сказа, каждой группе в определённых главах, и попытаться предположить, что эти слова обозначают, какова их этимология. Затем уч-ся выступили в роли языковедов и переводчиков, узнали, что большинство иноязычных слов в сказе из французского языка. Далее они сделали вывод о том, что Лесков, передавая живую устную речь, даёт нам понять, что «так может говорить только человек из народа», в характере которого нет преклонения перед заграницей.)

    Учитель: Давайте обратимся к эпиграфам, выбранным вами к нашему сегодняшнему уроку (уч-ся зачитывают) . К какому персонажу изучаемого нами произведения относятся эти слова? (к Левше) Л. Аннинский писал: «О Левше и о народе «Лескова спрашивали: так он у Вас хорош или плох? Так Вы над ним смеётесь или восхищаетесь?.. Так вы за народ или против народа?..» А как бы вы ответили на этот вопрос, подводя итог 1 части нашего сегодняшнего занятия? Ответ свой подтвердите текстом сказа и фактами из биографии писателя.

    (Ребята, обобщив сведения из биографии писателя и текста сказа, отметили, что сам Лесков хоть и принадлежал к потомственному дворянскому роду, но простонародный быт знал не понаслышке до мельчайших подробностей. В автобиографии он писал, что «народ просто надо знать, как самую свою жизнь, не штудируя её, а живучи ею». Лесков также был убеждён, что ни один русский город не может существовать без праведников. У ребят в ходе обсуждения возник вопрос о том, кто же такие праведники. Учитель помог разобраться в этом вопросе и объяснил, что по Лескову,- праведники - это люди, прожившие жизнь «не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего, не осудив пристрастного врага»).

    Часть вторая

    IV. Применение на практике новых знаний

    Учитель: Можно ли назвать Левшу праведником, русским человеком, носителем русского национального характера? Если да, то каковы же черты этого характера?

    (Ребята, основываясь на ранее изученном материале, дают определение характера как совокупности качеств человека; отмечают, что в художественном произведении характер рисуется автором и является основой образа. Перечислили средства создания характера, записали их в таблицу, которую будут заполнять по ходу урока.)

    Учитель: (после показа фрагмента из фильма – изображение Левши) Вы сейчас просмотрели, каким увидел Левшу режиссёр фильма. А соответствует ли это видение тому, каким предстаёт Левша в сказе? Рассмотрите и иллюстрацию к сказу И. Глазунова, где изображён главный герой. Зачитайтеи запишите в таблицу портретные характеристики героя. О чём говорит его внешность? (далее уч-ся заполняют таблицу)

    (Ребята сделали вывод о том, что внешне это был некрасивый, даже в какой-то степени отталкивающий человек, больше напоминающий уродца, или, как говорили на Руси, убогого. «Волосья выдраны при ученье», значит, много пережил и испытал на себе все тяготы жизни, грубое отношение со стороны богатых. Он беден, потому что одежда порванная. О себе он сам говорит: «Мы люди бедные». Но он не стесняется своей бедности и воспринимает это как должное.)

    – О чём говорит речь персонажа? (о его простоте)

    – Какими чертами характера наделяет автор своего героя? (главная черта характера Левши - трудолюбие. Кроме того, он был очень исполнительным человеком. Если ему поручили дело, значит, он должен его выполнить во что бы то ни стало. Ещё Левше свойственны увлечённость, гениальность, талант.)

    – Есть ли у этого человека чувство собственного достоинства и как оно проявляется? (Левша и мастера обиделись на Платова, который оскорбил их своим недоверием, когда приехал принимать работу.)

    – В сказе часто говорится о вере в Бога. Верует ли в Него Левша? (перед началом работы над блохой тульские мастера идут на поклон к «камнесечённой статуе Николая угодника»; а когда англичане безуспешно пытались Левшу «сбить, чтобы он на их жизнь польстился», для него важным было и то, что дома можно «в свой приход в церковь сходить», как делали его родители).

    Просматриваем фрагмент фильма «Левша у императора». - Как ведёт себя герой и что нового вносит этот эпизод в раскрытие характера Левши? (не боится идти к государю, так как уверен в качестве своей работы; держится спокойно, сознавая своё достоинство мастера. Он понимает, что умеет делать то, чего не могут другие.)

    Учитель: Волею случая Левша оказывается в Англии. Я предоставляю возможность Медведеву Алексею побыть немного Левшой и рассказать историю этой поездки от имени самого героя (заранее подготовленный ученик творчески пересказывает эпизод «Левша у англичан»)

    – Что восхитило англичан в Левше? (мастерство восхитило, но удивило, что он нигде не учился, что он талантливый самородок, в котором искра Божия)

    – А что за границей произвело на Левшу впечатление? (хозяйственные порядки) Почему вдруг Левша стал «беспокойно скучать» и «затосковал»? (при осмотре оружейных заводов он обратил внимание на то, как англичане ухаживают за ружьями. Это важная военная информация, и Левша заторопился домой.)

    О какой черте характера говорит этот эпизод? (о любви Левши к Отечеству, а для него это прежде всего дом и семья. Родина для него – это вера. Изменить Родине - отказаться от веры, что для настоящего русского человека было величайшим грехом. Левша не произносит высоких слов о любви к родине, к своему народу, но он постоянно думает о Туле, о семье, о родителях. Родина в сердце у героя, в его душе. Даже умирая, он заботится о её величии (зачитывают)

    Учитель: Значит, Левша – плоть от плоти русского народа. Какой факт наиболее ярко это подтверждает? (в тексте нет имени главного героя, да и прозвище написано с маленькой буквы; имя и не важно, так как это не единичный случай, конкретный человек, а это собирательный образ русского народа)

    V. Подведение итогов урока

    Учитель читает стихотворение Е. Евтушенко «Сказка о русской игрушке»: Что сближает это стихотворение и сказ Лескова? Какие слова из него вы бы назвали итоговыми нашему разговору?

    (Ребята делают вывод о том, что героями этих произведений являются скромные русские мастеровые-умельцы, представители русского народа, его плоть и кровь; в качестве заключительных слов большинством были выбраны следующие строки стихотворения:

    Ну а Ванька остался,
    Как остался народ.
    Ведь душа Ваньки-встаньки
    В каждом русском живёт)

    Учитель: Мне кажется, что мы всё-таки не обо всём сказали. Один вопрос так и остался без ответа: «Есть ли сейчас в нашем Отечестве «левши»? (Ребята начали дискутировать, но к единому мнению так и не пришли; учитель предлагает вниманию уч-ся компьютерную презентацию, выполненную заранее подготовленной ученицей «Современные «левши», а затем предлагает ребятам встречу с последними гостями урока - педагогами СДХШ – Ириной Павловной Курбановой и Натальей Геннадьевной Колесниковой)

    Гости познакомили ребят с тем, какими народным промыслами они занимаются, как соблюдают народные традиции, как пытаются привить любовь к своему делу молодёжи. В ходе рассказа ребята совершили виртуальную экскурсию в Страну Мастеров с помощью выхода в открытое пространство сети Интернет . Гости призвали ребят тщательно хранить народные традиции, ведь через них осуществляется связь времён.)

    VI. Рефлексия

    Ученики заполняют свои самооценочные листы, подводят итоги работы группы. Составление синквейна.

    VII. Домашнее задание

    В конце урока ребятам предлагается «свободное» домашнее задание , основанное на материалах урока или впечатлениях от него.

    На уроках в системе развивающего обучения Эльконина – Давыдова окончательный итог и выставление отметок предусматривается на следующем уроке.

    Формы предоставления домашнего задания:

    • сочинения «О чём меня заставил задуматься сказ «Левша», «Русь, рождающая умельцев» и др.;
    • стихотворения – отзывы об уроке;
    • синквейны;
    • компьютерные презентации об истории народных промыслов;
    • таблица «В каких ещё художественных произведениях говорится об умельцах»;
    • эскиз «Необычный памятник Левше»;
    • и другие.

    Наиболее удачной были работы, в основу которых поставлены проблемные вопросы : «А так ли уж положителен образ Левши? Неужели у него нет отрицательных качеств?» «Кто виноват в смерти Левши?» и др.

    В рассказе Н. С. Лескова «Левша» главным действующим лицом является косой тульский мастер, самоучка левша. Однако герой появляется не сразу, а в середине рассказа. Левша является любимым героем Н. С. Лескова, автор гордится своим героем, уважает его. Но, несмотря на свою позитивную оценку, во время знакомства автор не выделяет этого человека: «оружейники три человека, самые искусные из них, один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны». Н. С. Лесков показывает, что этот тульский мастер обладает поистине

    Русским национальным характером. Об этом свидетельствуют и описания его работы и отдыха, и выражение страстной любви к Родине. Левша в числе трех оружейников покорно в течение двух недель работал над диковинной блохой. Все это время они сидели взаперти, держа в тайне свою работу. Именно здесь проявляется сила духа, так как пришлось работать в тяжелых условиях: с закрытыми окнами и дверями, без отдыха. Однако Платов не поверил, когда увидел все ту же блоху в бриллиантовом орехе, будто тульские мастера смогли сделать что‑то лучше англичан. Он рассердился, думал, что его хотят провести, и по иронии судьбы взял с собой в Петербург левшу, ведь если что‑то будет не так, то найдется кому за все ответить.

    И вот левша в Петербурге. Он покорно, как и подобает подданному, стоял около дворца и ждал, что произойдет дальше. Сначала Платов потрепал его за волосы за то, что якобы мастера испортили редкостную вещь, но потом, когда разобрались, левша был приглашен во дворец и лично от государя выслушал похвалу и был расцелован им.

    Действительно, здесь есть чему подивиться – умельцы не только не испортили диковину, но и по мастерству обошли англичан: подковали стальную блоху и написали свои имена на подковках. Это такая миниатюрная работа, что увидеть результат можно в «мелкоскоп», увеличивающий в несколько сотен раз, а мастера за неимением «мелкоскопа» по причине бедности делали всю деликатную работу, потому что у них «так глаз пристрелявши». Однако имени левши на подковах не было, так как он считал себя недостойным этого. По его мнению, ничего особенного он не сделал, ведь работал с деталями меньше подковок: выковывал гвоздики, чтобы их прибить. За такую службу левшу поблагодарили и отправили в Лондон, чтобы показать англичанам, что русские мастера ничем не хуже иностранных, а наоборот, лучше. И вот тульский босяк «в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван», который в таком виде предстал перед государем, без стеснения и смущения теперь направлялся в Англию. Его напоили, накормили, наградили, приодели. И вот он в Лондоне.

    Именно в Лондоне проявляется его истинно русский национальный характер. Он очень любит Россию – свою Родину – и на приглашения англичан обосноваться в Лондоне, выучить науки, побывать на заводах на практике, устроиться на престижную работу, жениться, обзавестись семьей отвечает отказом. Еще он любит своих уже престарелых родителей, ведь они без него не смогут; любит традиции России. Но это не просто любовь, левша не мыслит себя без Родины.

    Однако погостить за границей все же согласился. Он насмотрелся на их житье и на работы, уделял особое внимание тому, как новые и как старые ружья делают, и в каком состоянии они хранятся. Однако такая скучная жизнь скоро надоела ему, он затосковал по родине, и англичанам пришлось его отпустить. На корабле он познакомился с полшкипером, с которым стали держать пари кто кого перепьет. Из этого, конечно, ничего хорошего не получилось. Полшкипера отвезли «лечить» в посольский дом на набережной, а левшу свалили пьяного на пол в квартале. Не найдя никаких документов, его ограбили, сияли золотые часы, пальто. Он попал в Обуховскую больницу, где принимают умирать. Но, умирая, левша не думал о себе. Единственное, чего он хотел; так это увидеть государя, сказать, чтоб ружья не чистили кирпичом. С этими словами на устах и умер тульский мастер.

    Лесковым представлен поистине великий человек: талантливый мастер, с широкой душой, горячим любящим сердцем, с глубокими патриотическими чувствами. Это настоящий Человек с большой буквы, человек, обладающий национальным русским характером. Недостатками его, как и многих русских людей, были тяга к спиртному и страсть к спору, заключению пари. Эти два качества погубили большое количество талантливых людей.