Open
Close

Семиотика изменения длины тела у детей. Методика исследования эндокринных желез и семиотика нарушения роста и полового созревания


ЛЕКЦИЯ № 12. Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы у детей. Половое развитие. Семиотика поражений

1. Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы у детей. Половое развитие

Гипофиз – важнейшая железа внутренней секреции, вырабатывающая ряд тропных гормонов белкового характера. Связана с гипоталамической областью ЦНС.

Осуществляет регулирующее влияние на функцию всех желез внутренней секреции и объединяет в единое целое всю эндокринную систему.

Гормоны гипофиза:

1) АКТГ (адренокотрикотропный гормон).

Влияет на кору надпочечников, стимулирует синтез и секрецию глюкокортикоидов;

2) ТТГ (тиреотропный гормон). Стимулирует рост и функцию щитовидной железы, повышает ее секреторную функцию, аккумуляцию железой йода, синтез и выделение ее гормонов;

3) СТГ (соматотропный гормон) – гормон роста. Повышает синтез белка и снижает распад аминокислот, вызывает задержку азота в организме, повышает гликемию, вызывает задержку фосфора, натрия, калия, кальция, одновременно увеличивает распад жира, это все приводит к ускорению роста;

4) гонадотропные гормоны. Стимулируют функцию гонад.

Существует три гонадотропных гормона; ЛГ (лютеинизирующий гормон) у женщин стимулирует выделение эстро-генов и способствует образованию желтого тела, у мужчин стимулирует продукцию тестостерона, рост яичек и контролирует процесс сперматогенеза; ФСГ (фолликулостимулирующий гормон) у женщин стимулирует развитие фолликулов, яичников, эстрогенов, у мужчин – секрецию андрогенов, сперматогенез и рост семенных канальцев; пролактин, участвует в образовании молока и поддержании лактации;

5) вазопрессин – антидиуретический гормон. Вызывает задержку воды в организме путем ее реабсорбции из дистальных канальцев почек;

6) окситоцин. Вызывает сокращение гладкой мускулатуры, стимулирует лактацию, усиливает диурез.

У детей СТГ в повышенной концентрации бывает у новорожденных и во время сна. АКТГ и ТТГ у новорожденных также повышены, затем резко снижаются. Концентрация ЛГ и ФСГ в младшем детском возрасте низка и повышается в период полового созревания.

Щитовидная железа вырабатывает следующие гормоны: тироксин, трийодтиронин, тиреокальцитонин. Эти гормоны обладают исключительно глубоким влиянием на детский организм. Их действие определяет нормальный рост, созревание скелета (костный возраст), дифференцировку головного мозга и интеллектуальное развитие, нормальное развитие структур кожи и ее придатков, увеличение потребления кислорода тканями, ускорение использования углеводов и аминокислот в тканях. Эти гормоны являются универсальными стимуляторами метаболизма, роста и развития.

Паращитовидные железы выделяют паратиреоидный гормон, который играет важную роль в регуляции обмена кальция. Максимальная активность паращитовидных желез относится к перинатальному периоду и к первому-второму году жизни детей. Это периоды максимальной интенсивности остеогенеза и напряженности фосфорно-кальциевого обмена.

Надпочечники вырабатывают кортикостероидные гормоны (глюкокортикоиды), минералокортикоиды, андрогены, катехоламины (адреналин, норадреналин, допамин).

Глюкокортикоиды обладают противовоспалительными, десенсибилизирующими, антитоксическими свойствами. Минералокортикоиды влияют на солевой обмен.

Катехоламины действуют на сосудистый тонус, деятельность сердца, нервную систему, обмен углеводов и жиров, эндокринных желез.

Поджелудочная железа секретирует инсулин, глюкагон, соматостатин. Инсулин снижает уровень глюкозы в крови, регулирует углеводный обмен. Соматостатин подавляет секрецию СТГ и ТТГ, гипофиза, инсулина и глюкагона. У новорожденных выброс инсулина возрастает в первые дни жизни и мало зависит от уровня глюкозы в крови.

Половые железы выполняют эндокринную и детородную функции. Мужские и женские половые железы выделяют в кровь соответствующие гормоны, которые регулируют развитие половой системы, обусловливают появление вторичных половых признаков у представителей мужского и женского пола. Кроме того, половые гормоны оказывают анаболическое действие, играют важную роль в регуляции белкового обмена, формирования костной системы, гемопоэзе.

Половое развитие детей делится на три периода:

1) допубертатный – до 6–7 лет, время гормонального покоя;

2) препубертатный – с 6 до 9 лет у девочек и с 7 до 10–11 лет у мальчиков, активизируется гипоталамо-гипофизарно-гонадная система;

3) пубертатный период – с 9-10 до 14–15 у девочек, когда происходят рост молочных желез, оволосение лобка и подмышечных впадин, изменение формы ягодиц и таза, появление менструаций, и с 11–12 до 16–17 у мальчиков, когда происходят рост гениталий, оволосение по мужскому типу, ломка голоса, появляется сперматогенез, эякуляции.

2. Методика исследования эндокринных желез и семиотика нарушения роста и полового созревания

При обследовании детей на наличие эндокринной патологии прежде всего обращают внимание на отклонения в соматическом и половом развитии. Очень часто при различных эндокринных заболеваниях бывают как задержка роста и полового созревания, так и преждевременное физическое и половое созревание. Необходимо выяснить, не имелось ли у родственников эндокринной патологии (сахарного диабета, ожирения, карликовости и др.). Определяют массу и длину тела ребенка и сравнивают со стандартными таблицами.

Обращают внимание на состояние кожи (сухость, повышенную пигментацию, стрии, особенности распределения подкожно-жировой клетчатки, характер оволосения). Оценивают состояние зубов, ногтей, волос. Далее проводится объективное исследование всех органов и систем, как при обычном осмотре. Пальпаторно оценивают размеры и консистенцию щитовидной железы. При исследовании половой сферы у мальчиков нужно тщательно осмотреть яички (плотность, размеры, присутствие обоих яичек в мошонке), мошонку (пигментацию), половой член (размеры, соответствие возрасту), определить состояние молочных желез (гинекомастию), отметить вторичное оволосение, выяснить время изменения тембра голоса и т. п.

У девочек необходимо исследовать молочные железы, клитор (нет ли увеличения), большие и малые половые губы, определить вторичное оволосение, время появления менструаций.

Специальные методы исследования:

1) рентгенологическое исследование черепа (позволяет оценить состояние гипофиза по размерам турецкого седла), рентгенологическое исследование кистей рук (позволяет определить костный возраст, применяется при задержке роста и физического развития);

2) определение гормонов и их метаболитов в крови и моче (позволяет оценить работу всех эндокринных желез организма);

3) ультразвуковое исследование (позволяет провести диагностику щитовидной, поджелудочной желез, надпочечников и гонад у лиц обоего пола и молочных желез);

4) компьютерная томография (используется при исследовании гипофиза и гипоталамической области, надпочечников, поджелудочной железы);

5) цитогенетические исследования – половой хроматин, кариотип (применяются для диагностики генетических заболеваний, гермафродитизма и других нарушений полового развития);

6) исследование крови и мочи (на наличие a-амилазы, щелочной фосфатазы, кальция, калия, хлора, холестерина, глюкозы, кетоновых тел и др.). Дают информацию при различных эндокринных заболеваниях.

Нарушения роста

Гигантизм – заболевание, сопровождающееся резким усилением роста, не соответствующим возрасту и выходящим за пределы допустимых колебаний больше, чем на 2 сигмы.

Это заболевание возникает, когда гиперпродукция гормона роста начинается в молодом возрасте при открытых зонах роста.

Церебрально-гипофизарный нанизм (карликовость) – задержка роста, при которой длина тела более чем на 20 % отстает от возрастной нормы, конечный рост меньше 130 см у мужчин и 120 см у женщин.

Нарушения полового созревания наблюдаются при задержке полового развития, преждевременном половом развитии, генетических заболеваниях (синдроме Тернера-Шерешевского и др.), а также при тяжелой соматической патологии. При этом отмечаются недоразвитие или преждевременное развитие половых органов, несоответствие массо-ростовых показателей возрастной норме, часто нарушения эмоционально-волевой сферы и др. Развитие половых признаков у детей оценивается по таблицам в баллах с учетом стадий развития.

3. Семиотика поражений эндокринной системы

Причиной эндокринных болезней может явиться ряд факторов: травмы, инфекционные болезни, местные расстройства кровообращения, неправильное питание, опухоли, наследственная предрасположенность, процессы аутоиммунизации, поражения ЦНС, нарушения в эмбриогенезе и др.

При поражении гипоталамо-гипофизарной системы у детей возникают задержка или ускорение роста, ожирение, гирсутизм, дистрофия половой системы, стрии на коже, гипертония, остеопороз, истощение, нарушение роста волос и зубов, инфантилизм, прогерия и др.

При поражении щитовидной железы и снижении ее функции отмечаются сухость кожи, слизистый отек, снижение рефлексов, адинамия, снижение аппетита, запоры, уменьшение потоотделения, непереносимость холода, снижение интеллекта, отставание роста, низкий тембр голоса и иное; если функция железы повышена, то наблюдаются повышение сухожильных рефлексов, тремор, похудание, тахикардия, пучеглазие, зоб, гипергидроз и другие симптомы.

При поражении надпочечников и снижении их функции развивается астения, наблюдаются желудочно-кишечные расстройства (понос, тошнота, рвота, анорексия, боли в животе), кожные покровы темнеют и становятся бронзовой окраски, особенно в складках и местах трения кожи; если функция надпочечников повышена, то наблюдаются ожирение, гипертония, гипертрихоз, задержка роста, преждевременное половое развитие и иное; если функция желез нарушена, то возникает адреногенитальный синдром, при котором отмечаются нарушения дифференцировки пола, неправильное развитие половых органов, преждевременное половое развитие, массо-ростовые показатели опережают возраст, но при этом зоны роста закрываются быстро. Такие люди в зрелом возрасте бывают низкорослыми, у девочек бывают низкий голос, гирсутизм.

При поражениях поджелудочной железы при снижении выработки инсулина развивается сахарный диабет, а при повышенной его выработке возникает гиперинсулинизм.

Основными симптомами сахарного диабета являются жажда (полидипсия), похудание при повышенном аппетите, полиурия, сухость кожи и слизистых, слабость, зуд кожи, на щеках – диабетический румянец, при ухудшении состояния присоединяются головная боль, тошнота, рвота, боли в животе, запах ацетона изо рта, нарушение функций ЦНС, утрата сознания (кома). Гиперинсулинизм проявляется резким чувством голода, слабостью, головной болью, тремором рук, сонливостью, при неоказании помощи далее нарушается зрение, утрачивается сознание, возникают судороги (наступает гипогликемическая кома).

При нарушении развития половых органов можно при осмотре увидеть их неопределенное (интерсексуальное) состояние либо наличие аномалий строения. К аномалиям, свойственным мальчикам, относится следующее.

1. Гипоспадия – нижняя расщелина уретры. При этом часто отмечается искривление полового члена и расположение отверстия уретры на любом уровне от нижней поверхности головки до промежности.

2. Эписпадия – верхняя расщелина уретры. При этом отмечается искривление полового члена, подтягивание его вверх и втягивание в окружающие ткани.

3. Гипоплазия полового члена (микропенис) – резкое укорочение полового члена с его общей длиной у новорожденного менее 1 см. Может сочетаться с другими пороками.

4. Фимоз – врожденное сужение крайней плоти, не допускающее обнажения головки.

5. Парафимоз – ущемление головки крайней плотью, осложнение фимоза.

6. Агенезия яичек по типу анорхии (их отсутствия) или монорхии (наличия одного яичка).

7. Крипторхизм – задержка при опускании в мошонку яичка на его естественном пути. Различают паховый и абдоминальный крипторхизм.

У новорожденных он часто связан с задержкой внутриутробного развития, незрелостью или недоношенностью.

8. Водянка яичка – скопление жидкости между наружным и внутренним листками собственной оболочки яичка.

К аномалиям, свойственным девочкам, относятся агенезия, гипоплазия или гипертрофия клитора, сращения малых или больших половых губ, заращение девственной плевы, расщепление клитора, аплазия половых губ и девственной плевы.

4. Семиотика нарушений эндокринной системы (гипофиз, щитовидная железа, паращитовидные железы, надпочечники, поджелудочная железа)

Нарушение гормонообразовательной или гормоновыделительной функции гипофиза приводит к ряду заболеваний. Например, избыточная продукция соматотропного гормона приводит к развитию гигантизма, или акромегалии, недостаточность этого же гормона – к гипофизарной карликовости. Нарушение образования или выделения гонадотропных гормонов вызывает гипогонадизм, или преждевременное половое созревание. Избыточная продукция АКТГ формирует картину болезни Иценко-Кушинга, недостаточность гормонов передней доли гипофиза приводит к развитию гипофизарной кахексии, а задней доли – к несахарному диабету.

Нарушения функции щитовидной железы наблюдаются при остром, подостром и хроническом аутоиммунном тиреоидите.

При диффузном токсическом зобе отмечаются повышенная секреция и выброс гормонов щитовидной железы, которые и определяют симптоматику заболевания. Снижение секреции гормонов щитовидной железы приводит к развитию гипотиреоза, особенно тяжело протекает врожденный гипотиреоз. При недостаточности поступления с пищей йода, который входит в состав гормонов щитовидной железы, развивается эндемический зоб.

Паращитовидные железы регулируют процессы обызвествления и декальцификации в костях. При врожденном гипопаратиреозе нарушается формирование костей, повышаются вегетативная лабильность и возбудимость (пилороспазм, диарея, тахикардия), могут развиться судороги и ларингоспазм, требующие неотложной помощи. Гиперпаратиреоз сопровождается выраженной мышечной слабостью, запорами, болями в костях, переломами костей, при этом в костях образуются кисты, а в мягких тканях – кальцификаты.

Функция надпочечников нарушается при гормонально-активных опухолях желез (альдостероме, глюкостероме, андростероме, кортикоэстроме). Симптоматика заболеваний при этом обусловливается продуцирующим опухолевой тканью гормоном. При внезапном уменьшении или прекращении секреции гормонов корой надпочечников развивается острая надпочечниковая недостаточность.

Хроническая недостаточность коры надпочечников, или аддисонова болезнь, у детей бывает редко и развивается преимущественно после 10 лет. Также при поражении надпочечников развиваются такие заболевания, как первичный гиперальдостеронизм, гипоальдостеронизм, врожденная дисфункция коры надпочечников, или врожденный адреногенитальный синдром, феохромоцитома.

Нарушения функции поджелудочной железы приводят к таким заболеваниям, как сахарный диабет, а опухолевые поражения поджелудочной железы приводят к глюкогономе, инсулиноме, соматостатиноме, гастриноме, випоме, опухолям поджелудочной железы с карциноидным синдромом и др.

Сахарный диабет – хронически протекающее заболевание, обусловленное абсолютной или относительной инсулиновой недостаточностью, ведущей к нарушению всех видов обмена и прежде всего углеводного. В структуре эндокринных заболеваний детского возраста сахарный диабет является самым распространенным заболеванием. Сахарный диабет у детей составляет 2–5 % от общего числа больных с этой патологией.

У большинства детей он является генетически обусловленным заболеванием. Наследование возможно по рецессивному и по доминантному типу. Наследственное предрасположение имеется у 11–60 % детей. Генетические дефекты, ведущие к развитию болезни у детей, различны: неполноценность синтеза, освобождения и разрушения инсулина; повышенная резистентность к инсулину инсулинозависимых тканей; нейтрализация инсулина вследствие мутации гена-регулятора, обусловливающего высокое содержание инсулиновых антагонистов. Значение в этиологии сахарного диабета у детей имеют переедание, способствующее снижению толерантности к глюкозе, инфекционные заболевания, психические и физические травмы, вакцинация. Сахарный диабет встречается во всех периодах детства, но чаще всего в периоды наиболее интенсивного роста ребенка.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Башкирский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения РФ
Кафедра пропедевтики детских болезней
Физическое развитие детей.
Факторы, влияющие на физическое развитие.
Законы физического развития и принципы
оценки. Семиотика нарушений.
Лекция для студентов
Специальность – 31.05.02. – Педиатрия
Дисциплина – Пропедевтика детских болезней
Профессор Хайретдинова Т.Б.
2016

Физическое развитие - это динамический процесс роста и биологического созревания ребенка в том или ином периоде жизни

Физическое развитие – это совокупность
морфологических и функциональных
признаков в их взаимосвязи и зависимости от
окружающих условий, характеризующих
процесс созревания в каждый данный
момент времени
ВОЗ определяет показатели физического
развития как один из основополагающих
критериев в комплексной оценке состояния
здоровья ребенка.

Критерии оценки физического развития:

Масса тела
Длина тела
Окружность головы
Окружность грудной
клетки
Пропорциональность
этих показателей

Оценка физического развития детей необходима, так как:

нарушение физического развития может быть первым
клинически выявленным признаком хронических
заболеваний, хромосомной и генетически обусловленной
патологии;
появление отставания в физическом развитии может
являться признаком недостаточного питания,
неправильного воспитания и нарушения гигиены в семье;
антропометрическое исследование необходимо для
установления биологического возраста ребенка, темпа его
биологического созревания.

Средовые факторы имеют прямое отношение к росту и развитию ребенка

Фактор питания
Нерациональное вскармливание может
привести к блокированию генетической программы.
Скорость роста прямо пропорциональна количеству
белка в рационе, наличию витаминов
и микроэлементов.
Режим
- адекватный сон
- правильно организованный режим бодрствования
Психоэмоциональная стимуляция
Климато - географические условия
Хронические заболевания

Основные законы роста детей

Закон абсолютного роста – закон неуклонного
роста и развития организма.
Закон неуклонного торможения энергии роста
– замедление скорости роста с возрастом,
определяющее его максимум во внутриутробном
периоде и далее в первые месяцы жизни.
Закон скачкообразного изменения скорости
роста.
Падения скорости роста носит прерывистый
характер и, наряду с уменьшением скорости
роста, есть периоды, когда эта скорость
увеличивается.

Изменение пропорций тела (2-ой месяц внутриутробного развития – 25 лет)

Закономерности изменения основных антропометрических показателей в процессе роста и развития детей

Во внутриутробном периоде имеет место самое интенсивное
наращивание и длины, и массы тела. Только между первым и
вторым месяцами плод увеличивается в длину почти в 3 раза, а в
массе в 10 раз.
Длина тела доношенного новорожденного колеблется от 46 см до
56 см, и в среднем у мальчиков – 50,7 см, у девочек – 50, 2 см.
Принято считать, что если новорожденный ребенок имеет длину
45 см и менее, то он не доношен.
Масса тела доношенного новорожденного в среднем составляет
для мальчиков 3494 г, для девочек – 3348 г. Допустимыми
колебаниями массы тела при рождении считаются 2500-4000 г.

Длина тела

В первые дни после рождения длина тела немного
уменьшается, т.к. имеющаяся на голове родовая опухоль
рассасывается в течение 2 дней.
В первый год жизни длина тела увеличивается на 3 см
ежемесячно (в I квартале), затем по 2,5 см в месяц (во II
квартале), а затем уже по 1,5 -2 см в месяц (III квартал), 1 см (IV
квартал).
К году рост ребенка составляет 75-76 см.
В течение второго года рост увеличивается на 12-13 см.
За третий год жизни -7-8 см, в последующим – 5-6 см в год.
Абсолютный прирост тела во время препубертатного ростового
скачка у мальчиков достигает 47-48 см, у девочек 36-38 см.
Удвоение длины тела новорожденного наступает к 4 годам,
утроение к 12 годам.

10. Масса тела

Максимальная потеря массы отмечается у большинства
детей к 3-5 дням жизни и составляет 6-8%.
Ежемесячно в первом полугодии вес увеличивается на
800 г, во втором полугодии – на 400 г.
К полугодию масса тела детей достигает в среднем 8200 г,
а к году 10-10,5 кг, дальнейшая прибавка массы тела
составляет 2 кг в год.
После грудного периода в возрасте до 10 лет показатель
массы тела высчитывается:
10,5 кг(средняя масса ребенка 1 года)+2хn
В пубертатном периоде прибавка массы тела составляет
5-8 кг.

11. Окружность груди

Окружность груди доношенного новорожденного
составляет 34 см.
К году достигает 48 см.
Средний темп нарастания окружности груди на
первом году жизни составляет 1,25-1,3 см в
месяц, в последующие 2-3 года – 2-3 см в год.

12. Окружность головы

Окружность головы доношенного
новорожденного составляет 34-36 см.
К году жизни окружность головы - 46-47 см.
К 5 годам – 50-51 см.

13. Эмпирические формулы и узловые точки для расчета соматометрических данных у детей

ИЗМЕРЯЕМЫЙ ПРИЗНАК
СПОСОБ РАСЧЕТА
ДЛИНА ТЕЛА
Доношенный новорожденный
средний рост девочек
мальчиков
46-56 см
50,2 см
50,7см
На первом году жизни:
Рост при рождении + квартальные прибавки:
1 квартал -3 см ежемесячно (9 см/квартал)
2 квартал -2,5 см ежемесячно (7,5см/квартал)
3 квартал -1,5 (2,0) см ежемесячно (4,56,0см/квартал)
4 квартал – 1,0 см ежемесячно (3,0см/квартал)
средний рост в 6 месяцев
если рост при рождении не известен:
66 см
2,5 см - 66 см в 6 меc. + 1,5 см (на каждый недостающий месяц до 6 мес. вычитается 2,5 см,
на каждый последующий - прибавляется 1,5
см)
средняя прибавка за 1-й год жизни
25 см
средний рост в 1 год
75 см
пдк*
± 4 см

14. Эмпирические формулы и узловые точки для расчета соматометрических данных у детей

Старше года:
средняя прибавка за 2-й год жизни
12-13 см
средняя прибавка за 3-й год жизни
7-8 см
средний рост в 4 года (удвоение)
100 см (удвоение роста новорожденного)
8 см - 100 см + 6 см (на каждый недостающий год
до 4 лет вычитается 8 см, на каждый
последующий - прибавляется 6 см)
средний рост в 5 лет
110 см
8 см - 110 см + 6 см (на каждый недостающий до 5
лет год вычитается 8 см, на каждый последующий
прибавляется 6 см)
средний рост в 8 лет
от 2-х до 15 лет:
130 см
7 см - 130 см + 5 см
(на каждый недостающий до 8 лет год отнимается
7 см, на каждый последующий прибавляется 5 см)
от 8 до 15 лет:
90+5 п, где п - возраст ребенка в годах
средний рост в10 лет
140 см
утроение показателя
новорожденного
12 лет
пдк
1-5лет ± 6,0 см

15. Эмпирические формулы и узловые точки для расчета соматометрических данных у детей МАССА ТЕЛА

Доношенный новорожденный
средняя масса девочек
средняя масса мальчиков
На первом году жизни:
2501-4000 гр.
3348 гр.
3494 гр.
1 способ: Масса при рождении +
ежемесячные
прибавки:
1-й мес. - 600 гр.
2-й мес. - 800 гр.
3-й мес. - 800 гр.
Затем на 50 гр. меньше предыдущего
месяца
2 способ: По среднемесячным прибавкам:
1 полугодие - 800 гр./мес.
2 полугодие - 400 гр./мес.
Расчёт до 6-ти мес: М рожд. +800n
Расчёт после 6-ти мес: М рожд. + 800 х 6 +
+400(n-6), где n- возраст в мес

16.

средний вес в 6 мес. если масса при рождении не
известна:
8200 гр.
800 гр. - 8200 гр. + 400 гр. (на каждый месяц до 6
вычитается по 800 гр, на каждый месяц свыше 6
прибавляется по 400 гр.)
удвоение массы новорожденного
4-5мес.
средняя прибавка в массе за 1-й год
7150 гр.
средний вес в год
(утроение массы новорожденного)
ПДК
10,0-10,5 кг
1-3 мес. ± 850 гр. 4-6мсс. ± 1000 гр. 7-9мсс. ± 1200 гр.
10-12 мес. ± 1500 гр.
Старше года:
от 2-х до 11 лет
10 (10,5)кг + 2n, где n- возраст в годах
средний вес в 5 лет (удвоение массы годовалого
ребенка)
19 кг
2 кг -19 кг + 3 кг (на каждый год до 5 лет вычитается 2 кг, на каждый последующий после 5 лет
прибавляется 3 кг)
средняя масса в 10 лет (утроение массы
годовалого ребенка)
30 кг
старше 10 лет:
1. 30кг + 4(n-10), где n-возраст в годах
2. Формула Воронцова:
Утроенный возраст + последняя цифра в годах:
от 12-ти до 18-ти лет:
5п-20 кг, где n - возраст в годах
ПДК
1-5 лег ±3 кг
6-10 лет ± 6 кг
11-18 лет± 10 кг

17. Центильный способ оценки физического развития

- зона 1 (до 3-го центиля) - «очень низкий» уровень;
- зона 2 (от 3-го до 10-го центиля) - «низкий»
уровень;
- зона 3 (от 10-го до 25-го центиля) - уровень «ниже
среднего»;
- зона 4 (от 25-го до 75-го центиля) - «средний»
уровень;
- зона 5 (от 75-го до 90-го центиля) - уровень
«выше среднего»;
- зона 6 (от 90-го до 97-го центиля) - «высокий»
уровень;
- зона 7 (от 97-го центиля) - «очень высокий»
уровень.

18. Комплексная оценка физического развития

БИОЛОГ. УРОВЕНЬ
МОРФОФУНКЦ.
СОСТОЯНИЕ
«СООТВЕТСТВУЕТ
ВОЗРАСТУ»
ГАРМОНИЧНОЕ
«ОПЕРЕЖАЕТ
ВОЗРАСТ»
ДИСГАРМОНИЧНОЕ
«ОТСТАЕТ ОТ
ВОЗРАСТА»
РЕЗКО
ДИСГАРМОНИЧНОЕ
ОБЩАЯ
ЗАДЕРЖКА
ФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
РОСТ
МАССА, ОКР.
ГРУДИ
ФУНКЦИОНАЛ.
ПОКАЗАТЕЛИ
Любой
средний,
выше
среднего,
ниже
среднего.
Любой
средний,
выше
среднего,
ниже
среднего.
М±σ R и более за
счет развитой
мускулатуры
М + 2,1 σ R и
выше
От m±l,l σ R
до М±2 σ R
за счет повыш.
или пониж.
жироотложения
от m+1,1 σ R
до М+2 σ R
от M-2,l σ R и
ниже
до М+ 2,1 σR и
выше
от M-2,l σ R и
ниже
Рост
низкий
при любых Мт, О гр
м-2,1σ R
и ниже

19. Оценка уровня возрастного развития (по « зубному возрасту»)

Возраст
в годах
Пол
Замедленное
развитие
Соответствует
возрасту
Ускоренное
развитие
5,5
м
-
0-3
> 3-х пост. зубов
ж
-
0-4
> 4-х пост. зубов
м
0
1-5
5
ж
0
1-6
6
м
0-2
3-8
8
ж
0-2
3-9
9
м
Меньше 5
5-10
10
ж
Меньше 6
6-11
11
м
8
8-12
12
ж
8
8-13
13
6,0
6,5
7,0
7,5

20. Алгоритм оценки физического развития ребенка

Определить паспортный возраст ребенка
Определить возрастную группу ребенка
Провести антропометрические измерения по общепринятым
методикам (масса, длина тела, окружность груди, окружность головы)
Найти положение полученных измерений в центильных
интервалах по таблицам стандартов для каждого показателя в
зависимости от возраста ребенка
Оценить гармоничность физического развития
При гармоничном развитии определить соматотип
При негармоничном развитии (дисгармоничном или резко
дисгармоничном) определить, за счет какого критерия обусловлена
дисгармония

21. Форма итоговой записи антропометрического исследования

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Дата измерения
Дата рождения
Паспортный возраст ребенка
Возрастная группа
Результат каждого измерения в см, кг, в скобках – номера
центильных зон
Для массы тела рекомендуется записывать и и вторую оценку –
соответственно длине тела
Формулируется общая оценка антропометрических данных:
Степень гармоничности физического развития
Темп физического развития (соматотип) при гармоничном развитии
При негармоничном развитии отмечается наиболее отклоняющийся
признак с указанием, на сколько возрастных интервалов он отстает
или опережает паспортный возраст ребенка

22. Вариабельность физического развития

Гипотрофия – это нарушение физического
развития ребенка I-II года жизни главным
образом за счет уменьшения фактической массы
тела по сравнению с долженствующей.
Диагноз врожденной гипотрофии ставится сразу
после рождения ребенка. Для этого проводится
расчет массо - ростового коэффициента (МРК).
МРК= Масса тела новорожденного (г)/ Длина тела
новорожденного (см)
В норме МРК= 60-80.

23. Гипостатура - это одинаковое отставание роста и массы тела у детей первого года жизни по сравнению со средними нормативными показателями с

Гипостатура - это одинаковое отставание роста и
массы тела у детей первого года жизни по
сравнению со средними нормативными
показателями соответствующего возраста.
Паратрофия - результат
хронического нарушения
вскармливания детей
первого года жизни,
которое характеризуется
увеличением массы тела
по сравнением с
нормативными данными
на 10% и больше.

24. Нанизм (карликовость) – нарушение физического развития, выражающееся отставанием в росте по сравнению со средней нормой для возраста, пол

Нанизм (карликовость) – нарушение физического
развития, выражающееся отставанием в росте по
сравнению со средней нормой для возраста, пола,
популяции, расы.
Гигантизм – это клинический синдром, в основе
которого лежит гиперпродукция соматотропного
гормона, что приводит к чрезмерному увеличению
роста.


Основополагающие критерии при комплексной оценке состояния здоровья ребенка Наличие или отсутствие хронических (в том числе врожденных) болезней Функциональное состояние органов и систем Резистентность и реактивность организма Уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития


Под термином «физическое развитие ребенка» понимается динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, отдельных частей тела) и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства Под термином «физическое развитие ребенка» понимается динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, отдельных частей тела) и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства


Наиболее стабильный показатель физического развития – длина тела (рост). Наиболее стабильный показатель физического развития – длина тела (рост). Масса тела в отличие от длины более изменчивый признак, в связи с этим массу тела сопоставляют с длиной тела. Окружность груди и головы – третий обязательный признак оценки физического развития.


Другие показатели углубленной оценки морфофункционального состояния организма Соматометрические - длина туловища, рост сидя, длина руки, ноги, ширина плеч, таза; окружность плеча, бедра, голени, живота и др. Соматоскопические - форма грудной клетки, стоп, осанка, состояние жироотложения, мускулатура, половое созревание Функциональные - жизненная емкость легких, сила сжатия кисти, становая сила, ударный объем левого желудочка и др.


При оценке физического развития в настоящее время принято верифицировать биологический возраст или биологическую зрелость, оценивая который у детей принимают во внимание соматоскопические и соматометрические данные, сроки появления точек окостенения, сроки прорезывания молочных и постоянных зубов и их количество, наличие и выраженность признаков полового созревания. При оценке физического развития в настоящее время принято верифицировать биологический возраст или биологическую зрелость, оценивая который у детей принимают во внимание соматоскопические и соматометрические данные, сроки появления точек окостенения, сроки прорезывания молочных и постоянных зубов и их количество, наличие и выраженность признаков полового созревания.


Ведущие показатели биологического развития детей младшего школьного возраста – число постоянных зубов, скелетная зрелость, длина тела. При оценке уровня биологического развития детей среднего и старшего возраста большее значение имеют степень выраженности вторичных половых признаков, оссификация костей, характер ростовых процессов, меньшее значение – длина тела и развитие зубной системы. Ведущие показатели биологического развития детей младшего школьного возраста – число постоянных зубов, скелетная зрелость, длина тела. При оценке уровня биологического развития детей среднего и старшего возраста большее значение имеют степень выраженности вторичных половых признаков, оссификация костей, характер ростовых процессов, меньшее значение – длина тела и развитие зубной системы.


Антропометрические показатели новорожденного ребенка являются достаточно устойчивыми, генетические факторы в этом возрасте сказываются незначительно. Поэтому, даже сравнительно небольшие отклонения от среднестатистических показателей, как правило, свидетельствует о неблагополучии в состоянии новорожденного. В наиболее тяжелых случаях, особенно когда страдает не только масса, но и длина плода, приходится говорить о задержке развития плода, что нередко сочетается с различными пороками развития. Антропометрические показатели новорожденного ребенка являются достаточно устойчивыми, генетические факторы в этом возрасте сказываются незначительно. Поэтому, даже сравнительно небольшие отклонения от среднестатистических показателей, как правило, свидетельствует о неблагополучии в состоянии новорожденного. В наиболее тяжелых случаях, особенно когда страдает не только масса, но и длина плода, приходится говорить о задержке развития плода, что нередко сочетается с различными пороками развития.


Эта задержка может быть как симметричной, т.е. с равномерным снижением массы и длины тела, что свидетельствует о более тяжелом поражении, так и асимметричной. При асимметричной задержке, если превалирует длина тела, можно говорить о внутриутробной гипотрофии. Избыток массы чаще характерен для отечного синдрома или для ожирения, например у детей, родившихся от матерей с сахарным диабетом. Эта задержка может быть как симметричной, т.е. с равномерным снижением массы и длины тела, что свидетельствует о более тяжелом поражении, так и асимметричной. При асимметричной задержке, если превалирует длина тела, можно говорить о внутриутробной гипотрофии. Избыток массы чаще характерен для отечного синдрома или для ожирения, например у детей, родившихся от матерей с сахарным диабетом.


Длина тела – показатель, характеризующий состояние пластических процессов в организме. У детей первого года жизни ежемесячное увеличение длины тела: в первом квартале - 3 см во втором – 2,5 см в третьем – 1,5-2 см в четвертом – 1 см Общая прибавка за 1 год составляет 25 см. Можно пользоваться также следующей формулой: ребенок 6 мес. имеет длину тела 66 см, на каждый недостающий месяц из этой величины вычитается по 2,5 см, на каждый месяц после 6 прибавляется по 1,5 см.


Масса тела - отражает степень развития внутренних органов, мышечной и костной систем, жировой клетчатки. В отличие от длины тела масса тела является довольно лобильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием различных причин – как эндо-, так и экзогенного характера. Сразу после рождения масса тела ребенка начинает несколько уменьшаться, т.е. происходит так называемая физиологическая убыль массы тела, которая к 3-5 дню жизни должна составлять приблизительно 5-6%, восстановление массы тела должно произойти к 7-10 дню жизни.


Эти изменения массы тела обусловлены механизмами адаптации новорожденного. После восстановления масса тела неуклонно начинает увеличиваться, причем скорость ее нарастания на первом году тем выше, чем меньше возраст Эти изменения массы тела обусловлены механизмами адаптации новорожденного. После восстановления масса тела неуклонно начинает увеличиваться, причем скорость ее нарастания на первом году тем выше, чем меньше возраст


Ряд формул для ориентировочного расчета массы тела на первом году жизни Масса тела (м.т.) может быть определена как сумма: м.т. при рождении плюс 800 г х n , где n - число мес. в течение первого полугодия, а 800 г – средняя ежемесячная прибавка м.т. в течение первого полугодия. Для второго полугодия жизни м.т. равна: м.т. при рождении полюс прибавки м.т. за первое полугодие (800 х 6) плюс 400 г х (n-6) – за второе полугодие, где n – возраст в месяцах, а 400 г – средняя ежемесячная прибавка м.т. за второе полугодие. М.т. ребенка 6 месяцев равна 8200 г, на каждый недостающий месяц вычитается по 800 г, на каждый последующий прибавляется по 400 г. Но эта формула не учитывает индивидуальные колебания массы тела при рождении, поэтому менее достоверна.


Наблюдение за изменением окружности головы является неотъемлемым компонентом врачебного контроля за физическим развитием. Это связано с тем, что окружность головы отражает и общие закономерности биологического развития ребенка, а именно первый (церебральный) тип роста; нарушения роста костей черепа могут быть отражением или даже причиной развития патологических состояний (микро- и гидроцефалии). После рождения голова растет достаточно быстро в первые месяцы и годы жизни и замедляет свой рост после 5 лет. Наблюдение за изменением окружности головы является неотъемлемым компонентом врачебного контроля за физическим развитием. Это связано с тем, что окружность головы отражает и общие закономерности биологического развития ребенка, а именно первый (церебральный) тип роста; нарушения роста костей черепа могут быть отражением или даже причиной развития патологических состояний (микро- и гидроцефалии). После рождения голова растет достаточно быстро в первые месяцы и годы жизни и замедляет свой рост после 5 лет.


Ориентировочно окружность головы можно оценить по следующим формулам: Для детей до 1 года: окружность головы при рождении плюс 1,5 см х n за первое полугодие и окружность головы плюс 0,5 х n за второе полугодие. Окружность головы 6 месячного ребенка равна 43 см, на каждый недостающий месяц отнимаем по 1,5 см, на каждый последующий – прибавить по 0,5 см или в среднем на 1 см в месяц.


Окружность груди - является одним из основных антропометрических параметров для анализа изменений поперечных размеров тела. Окружность груди отражает как степень развития грудной клетки, тесно коррелируя при этом с функциональными показателями дыхательной системы, так и развитие мышечного аппарата грудной клетки и подкожного жирового слоя на груди. При рождении окружность груди, примерно на 2 см меньше окружности головы, а затем скорость увеличения грудной клетки опережает рост головы, приблизительно к 4 месяцам эти окружности сравниваются, после этого окружность груди неуклонно увеличивается по сравнению с окружностью головы.


Формулы для ориентировочной оценки скорости развития грудной клетки: Для детей до 1 года ежемесячная прибавка в первом полугодии составляет 2 см, во втором полугодии – 0,5 см. Окружность грудной клетки 6 месячного ребенка равна 45 см, на каждый недостающий месяц до 6 нужно вычесть 2 см, а на каждый последующий месяц после 6 прибавить 0,5 см.


Для детей от 2 до 15 лет длину тела можно рассчитать по формуле: длина тела в 8 лет – 130 см, на каждый недостающий год вычесть 7 см, на каждый превышающий -прибавить 5 см. Для детей от 2 до 15 лет длину тела можно рассчитать по формуле: длина тела в 8 лет – 130 см, на каждый недостающий год вычесть 7 см, на каждый превышающий -прибавить 5 см. Масса тела для детей от 2 до 12 лет: в 5 лет масса тела 19 кг, на каждый недостающий год вычитают 2 кг, а на каждый последующий прибавляют 3 кг.


Окружность головы. В 5 лет – 50 см, на каждый недостающий год вычитают 1 см, а на каждый последующий прибавляют 0,6 см. Окружность головы. В 5 лет – 50 см, на каждый недостающий год вычитают 1 см, а на каждый последующий прибавляют 0,6 см. Окружность груди в возрасте от 2 до 15 лет: до 10 лет 63 см минус 1,5 см (10-n) где n – число лет ребенка моложе 10 лет, старше 10 лет – 63 + 3 см (n-10).


На физическое развитие детей влияют генетические и экзогенные факторы. Влияние наследственности сказывается в основном после двух лет жизни, причем выделяют два периода, когда корреляция между ростом родителей и детей наиболее значима, это возраст от 2 до 9 лет и от 14 до 18 лет. В этом возрасте распределение массы тела относительно длины тела может существенно различаться в связи с выраженными конституционными особенностями телосложения.


Экзогенные факторы, в свою очередь можно разделить на внутриутробные и постнатальные. Внутриутробные факторы -состояние здоровья родителей, их возраст, экологическая обстановка, в которой живут родители, профессиональные вредности, течение беременности и др. Постнатальные факторы – факторы, которые оказывают воздействие на физическое развитие ребенка в процессе его жизни: это условия питания, воспитания, заболевания, которые переносит ребенок, социальные условия. Так, умеренный дефицит питания задерживает нарастание массы тела, но на длину тела, как правило не влияет. Более длительное качественное и количественное голодание, несбалансированное питание с дефицитом микронутриентов приводят реже не только к дефициту массы тела, но и к низкорослости с изменением пропорций тела.


Для детей раннего возраста характерна высокая двигательная активность, которая является стимулятором остеогенеза и роста хряща. Однако физическая подвижность должна быть адекватной возрасту ребенка. Например, избыточная вертикальная нагрузка при поднятии тяжестей приводит к обратному эффекту – торможению роста. Для детей раннего возраста характерна высокая двигательная активность, которая является стимулятором остеогенеза и роста хряща. Однако физическая подвижность должна быть адекватной возрасту ребенка. Например, избыточная вертикальная нагрузка при поднятии тяжестей приводит к обратному эффекту – торможению роста. На физическое развитие детей оказывают влияние не только правильно проведенное бодрствование, но и сон, так как именно во сне осуществляются все основные метаболические изменения, определяющие рост детского скелета (и гормон роста выделяется именно во время сна).


У детей раннего возраста, особенно на первом году жизни, проявляется тесная взаимозависимость физического и нервно-психического развития. Отсутствие или недостаток положительных, а также избыток отрицательных эмоций влияет на физическое состояние, и могут стать одной из причин нарушений роста. У детей раннего возраста, особенно на первом году жизни, проявляется тесная взаимозависимость физического и нервно-психического развития. Отсутствие или недостаток положительных, а также избыток отрицательных эмоций влияет на физическое состояние, и могут стать одной из причин нарушений роста. Климато-географические условия относятся к средовым факторам, влияющим на рост и развитие. Например, отмечено ускорение роста весной, торможение в осенне-зимний период. Жаркий климат и высокогорье тормозят рост, но могут ускорить созревание детей.


В постнатальный период большое значение имеет эндокринная регуляция роста. Гормонами, способствующими росту, являются соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы и инсулин. Гормон роста стимулирует хондрогенез, в то время как тиреоидные гормоны больше влияют на остеогенез. Влияние СТГ сравнительно мало сказывается на росте ребенка до 2-3 лет и особенно велико в период с 7 до 10 лет. В постнатальный период большое значение имеет эндокринная регуляция роста. Гормонами, способствующими росту, являются соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы и инсулин. Гормон роста стимулирует хондрогенез, в то время как тиреоидные гормоны больше влияют на остеогенез. Влияние СТГ сравнительно мало сказывается на росте ребенка до 2-3 лет и особенно велико в период с 7 до 10 лет. Наибольший ростовой эффект тироксина определяется в первые 5 лет жизни, а затем в препубертатном и пубертатном периодах. Тироксин стимулирует остеогенную активность и усиление созревания костей. Андрогены, действующие в препубертатном и пубертатном периодах, усиливают развитие мышечной ткани, эндохондральное окостенение и хондропластический рост кости. Действие андрогенов как стимуляторов роста является кратковременным.


На протяжении детства интенсивность роста детей неодинакова. Фаза интенсивного роста и первичного увеличения массы тела продолжается до 4 летнего возраста. Наиболее выражено увеличение массы тела. Нормально питающиеся дети приобретают округлые формы. На протяжении детства интенсивность роста детей неодинакова. Фаза интенсивного роста и первичного увеличения массы тела продолжается до 4 летнего возраста. Наиболее выражено увеличение массы тела. Нормально питающиеся дети приобретают округлые формы. Первая фаза бурного роста (вытягивание) – возраст от 5 до 8 лет. Масса тела увеличивается пропорционально, но отстает от показателей длины тела. Вторая фаза - прибавление массы тела – возраст от 9 до 13 лет. Масса тела увеличивается быстрее, чем длина тела. Вторая фаза бурного роста – между 13 и 16 годами. Рост прекращается у девушек около 17 лет, у юношей – в 19 лет.


Изменения длины тела с возрастом характеризуется разной степенью удлинения различных сегментов тела. Так высота головы увеличивается только в 2 раза, длина туловища -–в 3 раза, а длина нижних конечностей – в 5 раз. Наиболее динамичны изменения двух сегментов – верхней части лица и длины ноги. Изменения длины тела с возрастом характеризуется разной степенью удлинения различных сегментов тела. Так высота головы увеличивается только в 2 раза, длина туловища -–в 3 раза, а длина нижних конечностей – в 5 раз. Наиболее динамичны изменения двух сегментов – верхней части лица и длины ноги. Скорость роста имеет выраженный краниокаудальный градиент, при котором нижние сегменты тела растут быстрее верхних. Например, стопа растет быстрее голени, а голень быстрее бедра, это сказывается на пропорциях тела. В практике нередко используются различные индексы пропорциональности развития.


Наибольшее распространение получило определение соотношений между верхним и нижним сегментами тела (индекс Чулицкой II). Кроме изменения соотношений между длинниками тела, возрастное изменение пропорций существенно сказывается и на соотношениях между длиной тела и различными поперечными размерами (например- окружностью груди и длиной тела – индекс Эрисмана) – Наибольшее распространение получило определение соотношений между верхним и нижним сегментами тела (индекс Чулицкой II). Кроме изменения соотношений между длинниками тела, возрастное изменение пропорций существенно сказывается и на соотношениях между длиной тела и различными поперечными размерами (например- окружностью груди и длиной тела – индекс Эрисмана) – Индекс Чулицколй I (окружность плеча, голени бедра и длина тела). Снижение индекса подтверждает недостаточность питания ребенка. При использовании различных индексов существенно уточняется представление о степени гармоничности телосложения ребенка.


В практической работе физическое развитие ребенка обычно оценивается путем сопоставления его индивидуальных показателей с возрастными стандартами. В практической работе физическое развитие ребенка обычно оценивается путем сопоставления его индивидуальных показателей с возрастными стандартами. В настоящее время для этой цели используется центильный метод, который прост в работе, так как при использования центильных таблиц или графиков исключаются расчеты. Двумерные центильные шкалы «длина тела – масса тела», «длина тела – окружность груди», в которых рассчитываются масса тела и окружность груди на должную длину тела, позволяют судить о гармоничности развития. Гармоничным считается физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди соответствуют длине тела, т.е. попадают в 25-75-ю центили. При дисгармоничном физическом развитии эти показатели отстают от должных (10-25 – 10-3) или превышают их (75-90 – 90-97) вследствие повышенного жироотложения.


В настоящее время все шире используется комплексная схема оценки физического развития детей. В ней участвуют как биологический уровень, так морфофункциональное состояние организма. В настоящее время все шире используется комплексная схема оценки физического развития детей. В ней участвуют как биологический уровень, так морфофункциональное состояние организма. Физическое развитие детей оценивается в такой последовательности: вначале определяют соответствие календарного возраста уровню биологического развития, который отвечает календарному возрасту, если большинство показателей биологического развития находятся в средневозрастных пределах (М1). Если же показатели биологического развития отстают от календарного возраста или опережают его, это свидетельствует о задержке (ретардации) или ускорению (акселерации) темпов биологического развития.


Затем оценивают антропометрические и функциональные показатели. Для оценки первых используют центильный метод и функциональные показатели, как уже отмечалось, сравнивают с возрастными стандартами. Функциональные показатели у детей с гармоничным развитием находятся в пределах от М1 до М2 или больше. У детей с дисгармоничным и резко дисгармоничным физическим развитием эти показатели, как правило, ниже возрастной нормы. Затем оценивают антропометрические и функциональные показатели. Для оценки первых используют центильный метод и функциональные показатели, как уже отмечалось, сравнивают с возрастными стандартами. Функциональные показатели у детей с гармоничным развитием находятся в пределах от М1 до М2 или больше. У детей с дисгармоничным и резко дисгармоничным физическим развитием эти показатели, как правило, ниже возрастной нормы. Также для оценки антропометрических показателей используют соматограммы.


Современные антропометрические показатели у молодых людей в период завершения роста значительно выше, чем они были 100 лет назад. Этот процесс, получивший название акселерации и наблюдающийся на протяжении последних 100 лет, коснулся преимущественно молодых групп населения в развитых и благополучных странах. Акселерация наиболее выражена у городских детей и среди более обеспеченных слоев населения. Известные причины акселерации заключаются в хорошем и более полноценном питании, в разнообразном наборе раздражителей (спорт, путешествия, средства коммуникации), а также в снижении частоты инфекционных заболеваний, задерживающих развитие ребенка. Современные антропометрические показатели у молодых людей в период завершения роста значительно выше, чем они были 100 лет назад. Этот процесс, получивший название акселерации и наблюдающийся на протяжении последних 100 лет, коснулся преимущественно молодых групп населения в развитых и благополучных странах. Акселерация наиболее выражена у городских детей и среди более обеспеченных слоев населения. Известные причины акселерации заключаются в хорошем и более полноценном питании, в разнообразном наборе раздражителей (спорт, путешествия, средства коммуникации), а также в снижении частоты инфекционных заболеваний, задерживающих развитие ребенка.


Акселерация рассматривается как результат сложного взаимодействия экзо- и эндогенных факторов: изменение генотипа из-за большой миграции населения и появления смешанных браков, изменившихся характера питания, клинических условий, научно-технического прогресса и его влияния на экологию. Акселерация отмечена во всех возрастных группах, начиная с внутриутробного. За последние 40-50 лет - длина тела новорожденных увеличилась на 1-2 см, детей 2 года – на 4-5 см. Средний рост 15 летних детей за 100 лет стал больше на 20 см. Происходит также и более быстрое развитие мышечной силы, ускорился срок биологического созревания.


Различают гармоничный и дисгармоничный тип акселерации. Различают гармоничный и дисгармоничный тип акселерации. К первому относят детей, у которых и антропометрические показатели и биологическая зрелость выше показателей для данной возрастной группы. Ко второму относят детей, у которых отмечается усиленный рост тела в длину без ускорения полового развития или раннее половое созревание без усиления роста в длину.


Но если ранее процесс акселерации рассматривался только как положительное явление, то в последние годы появляются сведения о более частой диспропорции развития у таких детей отдельных систем организма, особенно нейроэндокринной, сердечно-сосудистой. По свидетельству многочисленных публикаций, в настоящее время процесс акселерации в экономически развитых странах замедляется. Нет основания полагать, что в будущем ожидается значительное снижение возраста полового созревания, а также увеличение длины тела выше установившейся в течение тысячелетий нормы среднего роста. Но если ранее процесс акселерации рассматривался только как положительное явление, то в последние годы появляются сведения о более частой диспропорции развития у таких детей отдельных систем организма, особенно нейроэндокринной, сердечно-сосудистой. По свидетельству многочисленных публикаций, в настоящее время процесс акселерации в экономически развитых странах замедляется. Нет основания полагать, что в будущем ожидается значительное снижение возраста полового созревания, а также увеличение длины тела выше установившейся в течение тысячелетий нормы среднего роста.


Если говорить об оценке показателей длины тела, то низкий рост – это рост ниже средних, для данного возраста величин более 2, или ниже третьего процентиля, что соответствует отклонению от них на 10%. Если говорить об оценке показателей длины тела, то низкий рост – это рост ниже средних, для данного возраста величин более 2, или ниже третьего процентиля, что соответствует отклонению от них на 10%. Карликовый рост: показатели роста ниже средних на 3 и соответственно ниже 0,5 процентиля. Большой рост, макросомия: показатели роста превышают средние на 1-3, или оказываются выше 97-го процентиля. Гигантский рост, гигантизм: показатели роста превышают средние более чем на 3.


Около 3% детей и юношей относятся к категории низкорослых. Большинство из них соматически вполне здоровы. Они могут обнаруживать психическую ранимость, когда дело касается их низкого роста. Низкий рост может быть обусловлен семейными, конституционными факторами, когда оба родителя или хотя бы один из них имеют низкий рост. Конституциональный карликовый рост всегда связан с особой патологией генов или хромосом независимо от того, удается это подтвердить научными методами или нет. Около 3% детей и юношей относятся к категории низкорослых. Большинство из них соматически вполне здоровы. Они могут обнаруживать психическую ранимость, когда дело касается их низкого роста. Низкий рост может быть обусловлен семейными, конституционными факторами, когда оба родителя или хотя бы один из них имеют низкий рост. Конституциональный карликовый рост всегда связан с особой патологией генов или хромосом независимо от того, удается это подтвердить научными методами или нет.


Причины патологической низкорослости: Первичный низкий рост с малой массой тела при рождении Вторичный низкий рост из-за нарушений обмена веществ (включая патологию желез внутренней секреции), которые проявляются лишь после рождения Нарушения роста, связанные преимущественно с развитием длинных трубчатых костей


Две основные группы низкорослости: Пропорциональный низкий рост при общем замедленном развитии. Возрастные физиологические пропорции при этом сохраняются (отношение размеров головы к туловищу, конечностям). У новорожденного соотношение длины головы и туловища соответствует 1:4, в возрасте 6 лет – 1:5, к 12 годам – 1:7, у взрослых – 1:8. Диспропорциональный низкий рост обычно бывает при изолированных нарушениях в наиболее активных зонах роста. Нормальные соотношения между размерами головы, туловища и конечностей нарушаются.


Наиболее частые причины пропорционального низкого роста Конституциональный (семейный) низкий рост. В данную группу входят здоровые дети здоровых родителей, рост которых ниже средних величин. Такие дети остаются ниже своих сверстников. Масса и длина тела при рождении могут быть нормальными, окостенение скелета (появление ядер окостенения) происходит в обычные сроки. Уровень гормона роста в крови бывает нормальным.


Наиболее частые причины пропорционального низкого роста Первоначальная низкорослость. Частота явления определяется распространенностью низкорослости в предыдущих поколениях и преимущественными браками между лицами низкого роста. Ее признаками уже при рождении служат низкие показатели массы и длины тела. Ребенок рождается со всеми признаками зрелости, беременность обычно имеет нормальную продолжительность. Пропорции тела у детей соблюдены, оссификация скелета и психическое развитие, а также пубертатный период протекают нормально, что позволяет исключить патологию обменных процессов.


Наиболее частые причины пропорционального низкого роста Алиментарная низкорослость. Причины алиментарной низкорослости заключаются либо в неполноценном питании, либо в нарушении усвояемости питательных веществ. Наиболее неблагоприятно влияет нехватка белков. Такие дети особенно восприимчивы к инфекционным заболеваниям.


Следствия количественного и качественного недостаточного питания Анорексия при тяжелых психических или физических нарушениях. Сахарный диабет, трудно поддающийся компенсации и регулированию. Синдром Мориака (сахарный диабет, низкорослость, гепатомегалия, застой в системе воротной вены, ожирение, хроническая ацетонурия, гиперхолестеринемия). Несахарный диабет. Низкий рост является следствием нарушения обмена веществ в связи с недостатком антидиуретического гормона (адиуретин). Одновременно почти всегда бывает поражение передней доли гипофиза (гормон роста) или гипоталамуса (вегетативные центры).


Следствия количественного и качественного недостаточного питания Недостаточное питание при беспризорности, запущенности детей, как проявление тяжелого госпитализма (не только в детских домах, но и в некоторых семьях), при квашиоркоре, связанном с хронической нехваткой белков в пище. Частая рвота на почве психогенных нарушений или в результате анатомических аномалий (стеноз пищевода или 12-перстной кишки, грыжа диафрагмы, болезнь Гиршпрунга, ЯБ желудка и 12-перстной кишки). Нарушения пищеварения (мальдигестия), в том числе при муковисцидозе и других заболеваниях. Нарушение всасывания (мальабсорбция), частичная или полная после обширной резекции тонкой кишки, при болезни Крона, целиакии и т.д.


Наиболее частые причины пропорционального низкого роста Низкорослость при трех последних группах причин объединена в понятие низкорослость интестинального происхождения. Низкий рост, обусловленный гипоксией. Встречается при хронических заболеваниях легких и дыхательных путей, болезнях сердца, хронических тяжелых анемиях (дети привлекают внимание бледностью и постоянным цианозом либо цианозом при движении). Они страдают одышкой, имеют хронический кашель, пальцы в виде барабанных палочек.


Наиболее частые причины пропорционального низкого роста Низкий рост при нарушении полового созревания: гипогонадотропный гипогонадизм, позднее половое созревание адипозогенитальная дистрофия Фрелиха овариальная дисгенезия (синдром Шерешевского-Тернера)


Низкий рост на почве церебральной и гормональной патологии. Низкий рост на почве церебральной и гормональной патологии. Церебральные причины: медленно растущие опухоли мозга остаточные явления стволового энцефалита, туберкулезного менингоэнцефалита и нейросифилиса микроцефалия, гидроцефалия алкогольная эмбриопатия


Гормональная патология Гипофизарная низкорослость вызванная гипофункцией передней доли гипофиза прежде всего недостаточностью СТГ, причем очень значительной (рост начинает замедляться с 2 летнего возраста, к концу школьного возраста формируется карликовый рост) Гипопитуитаризм (б-нь Симмондса) – снижение всех функций гипофиза Гипотиреоз. Важные признаки - струма, микседема, замедленное окостенение скелета, слабоумие Адреналовая низкорослость (дисфункция коры надпочечников, с-м Кушинга, адреногенитальный с-м, длительная кортикостероидная терапия)


Низкий диспропорциональный рост Хондродистрофия (ахондроплазия, хондродисплазия). Преимущественно наследственная патология хрящевых клеток, проявляется нарушением роста длинных трубчатых костей и основания черепа. Несовершенный остеогенез. В основе заболевания лежит наследственная неполноценность остеобластов, ведущая к повышенной ломкости костей при минимальных поводах и укорочению конечностей именно из-за многократных переломов.


Низкий диспропорциональный рост Мукополисахаридозы. Пороки развития позвоночника. Характерно уменьшение размеров туловища при нормальной длине конечностей. Витамин Д – резистентные формы рахита (рахитоподобные заболевания). Наследственная гипофосфатазия (синдром Ратбана). Цистиноз (болезнь Абдергальдена-Фанкони). Рахитическое изменение костей и низкий рост.


Высокий рост Высокий первоначальный рост. Как правило, бывает семейная предрасположенность к высокому росту. Во многих предыдущих поколениях отмечается значительное число высокорослых людей, как в случаях примордиальной низкорослости. Арахнодактилия (синдром Марфана) – наследственная (аутосомно-доминантная) распространенная мезодермальная дисплазия: высокий рост, тонкие длинные кости, выраженная картина лептосомной астении, длинные кисти и стопы, часто деформация грудной клетки, общая мышечная гипотония. Нередко эктопия хрусталика и расширение аорты.


Высокий рост Гипофизарный гигантизм (эозинофильная аденома передней доли гипофиза у детей). У взрослых акромегалия. У детей высокий рост и стройное телосложение. Высокий рост при раннем половом созревании (раннее половое созревание является сильным стимулом к росту, но это временно, а затем рост прекращается). Хромосомные аберрации. Синдром Клайнфелтера (ХХУ – хромосомопатия) с первичным недоразвитием яичек. Синдром Хеллера-Нельсона. Синдром ХУУ, ХХХХУ.


Отклонение в увеличении м.т. Гипотрофия - сниженная масса тела. Эйтрофия – состояние, при котором нарастание массы тела и увеличение длины тела не выходят за пределы физиологических соотношений (т.е. это состояние нормального питания). Дистрофия – состояние у детей, масса тела которых на 15-20% ниже нормальной. Они привлекают внимание худоба, тонкими конечностями, слабым развитием мышц и подкожно-жировой клетчатки. Атрофия – состояние ребенка, масса тела которого на 30 % ниже средних показателей или ниже 3 процентиля.


Конституционные факторы Недоношенность, новорожденные с внутриутробной дистрофией (имеют значение и другие моменты – эмбриопатии, хромосомные аномалии). Астеническое телосложение.(дети при этом, как правило, здоровы.) Синдром Марфана. Прогрессирующая липодистрофия.


Хронические нарушения пищеварения Нарушение всасывания моносахаридов, дисахаридов. Врожденная недостаточность энтерокиназы. Нарушение всасывания триптофана (синдром Хартнупа). Энтеропатический акродерматит (нарушение усвоения цинка).


Избыточная масса тела Избыточной следует считать массу тела (с учетом длины тела) на 15% превышающую средние показатели, что превышает 97 перцентиль. При ожирении масса тела превышает средние показатели для данного возраста на 25% и больше.


Причины избыточной массы тела Конституциональные факторы. Неразумное высококалорийное питание (избыток белков, углеводов, жиров и жидкости). Неблагоприятные психические и социальные условия, которые наиболее сильно влияют на детей в состоянии депрессии, а также на безропотных и безвольных детей со слабым самосознанием, и на слабоумных. Церебральные заболевания. Диэнцефальное или диэнцефально-гипофизарное ожирение, адипозогенитальная дистрофия.


Причины избыточной массы тела Эндокринные нарушения: гипотиреоз, гиперкортицизм, синдром Кушинга. Первичные нарушения обмена веществ: гликогеноз I типа, синдром Мориака (сахарный диабет). Ожирение при других синдромах: Пиквикский синдром; синдром Прадера-Вилли; синдром Альстрема-Хальгрена (ожирение + слепота + дистрофия сетчатки) снижена толерантность к глюкозе с развитием сахарного диабета, тугоухость из-за поражения внутреннего уха.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Общие темы"

Множество презентаций и докладов на общие темы помогут вам найти интересный материал, получить новые знания и ответят на самые разные вопросы

Отклонение в длине тела могут проявляться в виде задержки роста или високорослости Значительные степени задержки роста называются нанизмом, а високорослости - гигантизмом Главные причины нарушения рус сту (в порядке убывания частоты патологии) следующие: конституционные, церебрально-эндокринные, соматогенные (хронические заболевания различных систем организма с нарушением функции того или иного органа), наследственная и заболевания, социально-бытовые факторри.

Отклонение в массе тела имеют вид ее уменьшения или увеличения У детей раннего возраста отклонения в массе тела менее или более 10% от нормативных показателей (при наличии других характерных признаков) называются соответственно гипотрофией и паратрофии Увеличение массы тела у детей других возрастных групп более 14% за счет избыточного отложения жира называется ожирением Главными причинами отхо илення в весе детей является алиментарные, конституционные, соматогенные, церебрально-эндокринные и другие факторори.

Отклонение в окружности головы могут проявляться в виде ее уменьшения (микроцефалия) или увеличение (частый вариант - гидроцефалия) Главными причинами отклонений в окружности головы является внутриутробная не нарушение развития мозга, травмы и гипоксия мозга во время родов, травмы, инфекционные заболевания и опухоли мозга у детей после рожденияя.

Отклонение в окружности грудной клетки могут быть как в сторону уменьшения, так и увеличения Причинами таких нарушений являются аномалии развития грудной клетки и легких, заболевания органов дыхания, степень физически й подготовки и развития мышц, конституционные особенности тощо.

22) 1. Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей. Методика исследования

Правое легкое состоит из трех долей: верхней, средней и нижней, а левое – из двух: верхней и нижней. Средней доле правого легкого соответствует язычковая доля в левом легком. Наряду с делением легких на доли большое значение имеет знание сегментарного строения легких. Формирование структуры легких происходит в зависимости от развития бронхов. После разделения трахеи на правый и левый бронхи каждый из них делится на долевые бронхи, которые подходят к каждой доле легкого. Затем долевые бронхи делятся на сегментарные. Каждый сегмент имеет вид конуса или пирамиды с вершиной, направленной к корню легкого.

Анатомическая и функциональная особенность сегмента определяется наличием самостоятельной вентиляции, концевой артерией и межсегментарными перегородками из эластической соединительной ткани. Сегментарный бронх с соответствующими кровеносными сосудами занимает определенный участок в легочной доле. Сегментарное строение легких уже хорошо выражено у новорожденных. В правом легком различают 10 сегментов, в левом легком – 9.

Запасы кислорода в организме очень ограничены, и их хватает на 5–6 мин. Обеспечение организма кислородом осуществляется процессом дыхания. В зависимости от выполняемой функции различают две основные части легкого: проводящую часть для подачи воздуха в альвеолы и выведения его наружу и дыхательную часть, где происходит газообмен между воздухом и кровью. К проводящей части относятся гортань, трахея, бронхи, т. е. бронхиальное дерево, а к собственно дыхательной – ацинусы, состоящие из приводящей бронхиолы, альвеолярных ходов и альвеол.

Под внешним дыханием подразумевается обмен газов между атмосферным воздухом и кровью капилляров легких. Он осуществляется посредством простой диффузии газов через альвеолярно-капиллярную мембрану вследствие разницы давления кислорода во вдыхаемом (атмосферном) воздухе и венозной крови, притекающей по легочной артерии в легкие из правого желудочка.

Оценка функции внешнего дыхания проводится по таким группам показателей, как:

1) легочная вентиляция (частота (f), глубина (Vt), минутный объем дыхания (V), ритм, объем альвеолярной вентиляции, распределение вдыхаемого воздуха);

2) легочные объемы (жизненная емкость легких (ЖЕЛ, Vc), общая емкость легких, резервный объем вдоха (РОвд, IRV), резервный объем выдоха (РОвыд, ERV), функциональная остаточная емкость (ФОE), остаточный объем (OO));

3) механика дыхания (максимальная вентиляция легких (МВЛ, Vmax), или предел дыхания, резерв дыхания, форсированная жизненная емкость легких (FEV) и ее отношение к ЖЕЛ (индекс Тиффно), бронхиальное сопротивление, объемная скорость вдоха и выдоха при спокойном и форсированном дыхании);

4) легочный газообмен (величина потребления кислорода и выделения углекислого газа в 1 мин, состав альвеолярного воздуха, коэффициент использования кислорода (КИО2));

5) газовый состав артериальной крови (давление кислорода (рO2) и углекислоты (рСO2), содержание оксигемоглобина в крови и артериовенозной разницы по Нb и окси-Нb).

Потребность в кислороде у детей значительно выше, чем у взрослых, это объясняется более интенсивным обменом веществ.

Поверхностный характер дыхания, его неритмичность компенсируются большей частотой дыхания. У новорожденного частота дыхательных движений (ЧДД) – 40–60 в 1 мин, у 10-летнего – 20, у взрослого – 16–18. У детей благодаря большой частоте дыхания минутный объем дыхания на 1 кг массы тела значительно выше, чем у взрослых.

ЖЕЛ и максимальная вентиляция легких у детей значительно меньше, чем у взрослых.

Все эти анатомические и функциональные особенности системы органов дыхания создают предпосылки к более легкому нарушению дыхания, что ведет к дыхательной недостаточности у детей.

(в порядке уменьшения частоты патологии) следующие: конституционные, церебрально-эндокринные, соматогенные (хронические заболевания различных систем организма с нарушением функции того или иного органа), социально-бытовые факторы.

У детей раннего возраста отклонения в массе тела менее или более 10% от нормативных показателей (при наличии других характерных признаков) называются соответственно гипотрофией и паратрофией . Увеличение массы тела у детей других возрастов более 14% за счет избыточного . Главными причинами отклонения в массе тела детей является алиментарные, конституционные, соматогенные, церебрально-эндокринные и другие факторы.

Могут проявляться в виде ее уменьшения (микроцефалия) или увеличение (частый вариант - гидроцефалия). Главными причинами отклонений в обводе председателя является внутриутробное нарушение развития мозга, травмы и гипоксия мозга во время родов, травмы, инфекционные заболевания и опухоли мозга у детей после рождения.

Отклонения в обводе грудной клетки могут быть как в сторону уменьшения, так и увеличения. Причинами таких нарушений являются аномалии развития грудной клетки и легких, заболевания органов дыхания, степень физической подготовки и развития мышц, конституционные особенности подобное.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

Период полового созревания наступает в возрасте от 8 до 14 лет. Во время полового созревания у девочек начинает увеличиваться грудь, появляется первая менструация. Очень важно, чтобы мамы следили за появлением половых признаков у девочек, так…

Дыхательная недостаточность у детей часто является следствием острых и хронических заболеваний легких и пороков развития органов дыхания. Кроме того, к острой дыхательной недостаточности у детей может привести нарушение регуляции дыхания при…

Интранатальный период начинается с регулярных родовых схваток до перевязки пуповины (от 2-4 до 15-18 ч). Период новорожденности начинается с момента рождения ребенка и продолжается до 4 нед. Его продолжительность зависит от степени зрелости…

Оценку физического развития проводят путем сравнения индивидуальных показателей ребенка с нормативными. Первым (базовым), а во многих случаях единственным методом оценки физического развития ребенка является проведение антропометрических…

Идиопатический гемосидероз легких - это состояние, характеризующееся отложением в легких железа в виде гем осы дери на (первичного или вторичного происхождения) с поражением мелких сосудов легких и межальвеолярных стенок. Заболевание относится к…

Физическое развитие - это совокупность морфологических и функциональных признаков организма, характеризующих процессы его роста и биологического созревания, запас физических сил.Комплексная оценка физического развития включает:1. Оценку результатов…

Понятие "физическое развитие" включает совокупность морфологических и функциональных признаков организма, которые характеризуют рост, массу, форму тела, ее структурно-морфологические свойства.За первый месяц жизни масса увеличивается на 600 г. В…

Недоношенные дети - младенцы, рожденные в срок гестации 24 - 87 нед. Группа высокого риска - глубоко недоношенные дети с гестационным возрастом 32 недель и менее, весом 1500 г и менее.Преждевременно рожденные дети - это такие, которые имеют массу…