Open
Close

Сибирская военная флотилия. Сибирская флотилия Административно-хозяйственное и материально-техническое обеспечение

УПРАВЛЕНИЕ

ШТАБ КОМАНДУЮЩЕГО СИБИРСКОЙ ВОЕННОЙ ФЛОТИЛИИ

1917-1922

Ф. р-2028, 456 ед.хр., 1917-1922

АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

БАЗА ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ СИБИРСКОЙ ВОЕННОЙ ФЛОТИЛИИ

Благовещенск. 19??-19??

Ф. р-558, 39 ед.хр., 1920-1921

КОМПЛЕКТОВАНИЕ ФЛОТИЛИИ ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ

СИБИРСКИЙ ФЛОТСКИЙ ЭКИПАЖ

1917-19??

Ф. р-2024, 73 ед.хр., 1917-1922

Пополнение корабельных команд; прием и осуществление первоначальной военно-морской подготовки призывников. В фонде содержатся: приказы командира экипажа; переписка с конторой Владивостокского порта по хозяйственным вопросам; временное положение о приеме добровольцев во флот. В фонде отложились: материалы белогвардейских формирований.

СОЕДИНЕНИЯ КОРАБЛЕЙ

МИННАЯ БРИГАДА СИБИРСКОЙ ФЛОТИЛИИ

1917-197?

Ф. р-2025, 22 ед.хр., 1917-1922

Участие в гражданской войне 1918-1922 г. В фонде содержатся: приказы командиров судов; акты о повреждении миноносцев; сведения о состоянии и готовности судов. В фонде отложились: материалы белогвардейских формирований.


Российская Республика
Советская Россия
Дальневосточная Республика

Сибирская военная флотилия (Охотская флотилия, Петропаловская флотилия ) - несколько раз создававшееся соединение военных кораблей на Дальнем Востоке .

Начало плаваний русских судов в Охотском море относится к 1639 году. Посланный из Бутальского острога отряд казачьего десятника И. Ю. Москвитина , поднявшись по реке Алдан и спустившись на ладьях по реке Улье 1 (11) октября 1639 года вышел к побережью Охотского моря, которое тогда именовалось Великом Ламским морем. Здесь первые русские моряки-тихоокеанцы зазимовали, построили «плотбище» (верфь), на которой были выстроены два 17-метровых мореходные судна, коча . На этих кораблях в 1640 г. Иван Москвитин со товарищи обследовал побережье до района нынешнего Магадана и до Шантарских островов , а в 1641 г. вернулся в Якутск .

Затем до конца XVII века ещё несколько русских первопроходцев совершали плавания по морям Тихого океана . К числу наиболее известных относятся:

  • возвращение на мореходном судне-дощанике , Охотским морем из устья Амура экспедиции казачьего головы В. Д. Пояркова в 1645-1646 гг.;
  • экспедиция промышленника Ф. А. Попова и казака С. И. Дежнева , кочи которых в 1648-1649 гг. прошли из устья Колымы до Камчатки (предположительно) и до Анадырского острога , соответственно;
  • экспедиция казачьего десятника М. Стадухина обследовавшая на судах-шитиках северо-восточное побережье Охотского моря от устья реки Пенжины до Охотска в 1651-1652 гг.

Важным событием для тихоокеанского мореплавания стало основание в Охотске военного порта в 1716 году. В течение 140 лет Охотск оставался главной и единственной русской военно-морской и судостроительной базой на Дальнем Востоке. В мае 1716 г. корабельный мастер К. Плотницкий построил в Охотске ладью «Восток» (известную также под именами «Охота» и «Великое Ламское море»), которая стала первым и до 1727 г. единственным русским военным кораблем на Тихом океане. С июля 1716 г. по мая 1717 г. эта ладья в составе экспедиции казачьего пятидесятника К. Соколова и Н. Трески совершила плавание до Большерецкого острога , тогдашней столицы Камчатки , и обратно. Тем самым, было значительно упрощено сообщение с Камчаткой, ранее проходившее только посуху через Анадырь . С этого времени начались регулярные военно-транспортные и экспедиционные рейсы из Охотска на Камчатку.

В 1723 г. казенный отряд в Охотском море увеличился на одну ладью, в 1727 г. в Охотске был построен шитик «Фортуна», в 1729 г. - боты «Лев» и «Восточный Гавриил». Годом ранее, в 1728 г., первая Камчатская экспедиция капитана 1 ранга В. И. Беринга построила в Нижнекамчатске бот «Святой Гавриил», замечательное научно-экспедиционное судно.

Эти корабли, пока ещё не оформленные организационно в соединение флота, активно участвовали в следующих исследовательских плаваниях:

  • Секретная экспедиция геодезистов И. М. Евреинова и Ф. Ф. Лужина на Камчатку и Курильские острова до Симушира ; гласная часть экспедиции предполагала выяснение вопроса о наличии пролива между Азией и Америкой (чем, впрочем, Лужин и Евреинов не занимались), секретная часть состояла в отыскании и присоединении к России новых земель (были присоединены Курильские острова);
  • Первая Камчатская экспедиция капитана 1 ранга В. И. Беринга 1725-1730 гг., в ходе которой шитик «Фортуна» впервые в истории русского мореплавания прошел Первым Курильским проливом в 1728 г., а бот «Святой Гавриил», обследовал восточное побережье Камчатки от мыса Лопатка до Берингова пролива ;
  • Карательная и исследовательская экспедиция казачьего головы А. Ф. Шестакова и майора Д. И. Павлуцкого 1729-1732 гг., в ходе которой морской отряд под начальством штурмана Я. Генса на «Фортуне» обследовал северные Курильские острова, на «Св. Гаврииле» - Шантарские острова , Удскую губу и Берингов пролив, причем 21.08.1732 г. «Св. Гавриил» под командованием геодезиста М. С. Гвоздева и подштурмана И. Федорова впервые пересек с запада на восток Берингов пролив и достиг берега Америки ; боты «Лев» и «Восточный Гавриил» перевозили войска из Охотска в Тауйский острог для покорения «немирных» чукчей и коряков в 1730 г.; бот «Св. Гавриил» участвовал в подавлении восстания ительменов на Камчатке в 1731 г. и восстановлении сожженного восставшими Нижнекамчатска .

Кроме того, эти корабли регулярно совершали транспортные рейсы из Охотска на западное побережье Камчатки.

1731 г. - начало XIX века

Охотская военная флотилия была создана 21 мая 1731 года и до 1850-х гг. выполняла следующие основные задачи:

  1. Перевозка грузов и пассажиров между портами Охотского моря , в особенности, между Охотском и Большерецком .
  2. Обеспечение русских научно-исследовательских экспедиций на Тихом океане.
  3. Изредка перевозила войска для Анадырской партии , созданной для покорения «немирных» чукчей и коряков ; покорение вылилось в вялотекущую войну, которая продолжалась до 1760-х гг.

Военные задачи перед флотилией не ставились ввиду отсутствия возможного противника, в связи с чем суда флотилии по конструкции относились, в основном, к военно-транспортным типам - парусные галиоты , гукоры и пакетботы , парусно-гребные бригантины , дубель-шлюпки и боты . Эти корабли или не вооружались вовсе или имели на вооружении несколько мелкокалиберных орудий. В общей сложности с 1731 по 1854 год во флотилии числилось 85 судов различных классов, а единовременно - от 5 до 10 кораблей указанных типов.

Общая экономическая отсталость, слабость сельскохозяйственной и промышленной базы, малая заселенность Дальнего Востока быстро вывели флотилию на последнее место во флоте как по материальной части, так и по уровню подготовки личного состава. Охотское кораблестроение считалось самым низкокачественным военным судостроением России своего времени, что усугублялось отсутствием железоделательной и оружейной промышленности в регионе. Хотя база флотилии находилась в Охотске, адмиралтейство располагалось в Иркутске , откуда по рекам и волоком везли на флотилию якоря и пушки. Провиант также приходилось доставлять из бассейна реки Лены . Лучшие военно-морские офицерские кадры оставались служить в европейской части России. Следствием такого печального положения дел стал длинный и скорбный список разбившихся на мелях и скалах кораблей флотилии: шитик «Фортуна» 1737 г., бот «Большерецк» 1744 г., гукор «Св. Петр» 1755 г., галиот «Захарий» 1766 г., бот «Николай» 1767 г., бригантина «Наталия» 1780 г., катер «Св. Зотик» 1812 г., бриги «Елисавета» 1835 г. и «Екатерина» 1838 г., транспорт «Гижига» 1845 г. и многих других… Часто суда погибали со всеми экипажами и пассажирами, и об их судьбе становилось известно лишь спустя несколько лет.

Товаро-пассажирские перевозки занимали основную часть времени летних кампаний, но наиболее яркие моменты истории Охотской флотилии в XVIII веке связаны с её участием в исследовательских экспедициях:

  • Экспедиция С. П. Крашенинникова на Камчатку в 1737-1741 гг. (шитик «Фортуна» и галиот «Охотск»).
  • Вторая Камчатская экспедиция капитан-командора В. И. Беринга и капитана полковничьего ранга А. И. Чирикова 1733-1743 гг., бывшая частью Великой Северной экспедиции (пакетботы «Св. Петр», «Св. Павел», гукор «Св. Петр», бот «Св. Гавриил»), в ходе которой русские моряки во второй раз (после 1732 г.) достигли северо-западного побережья Америки и Аляски , открыли Алеутские и Командорские острова , открыли и исследовали Авачинскую губу .
  • Охотско-Курильская экспедиция капитана полковничьего ранга М. П. Шпанберга 1733-1743 гг., бывшая частью Великой Северной экспедиции (бригантина «Архангел Михаил», дубель-шлюпка «Надежда», бот «Св. Гавриил», бот «Большерецк», пакетбот «Св. Иоанн», шитик «Фортуна»). В 1739 и 1742 гг. экспедиция совершила из Большерецка два плавания вдоль Курильских островов и берегов Японии до широты Токийского залива , описала и присоединила к России южные острова Курильской гряды.
  • Экспедиции для описи северных берегов Охотского моря и Пенжинской губы на боте «Акланск» в 1749 г. и бригантине «Св. Елисавета» в 1761 г.
  • Экспедиция поручика Ивана Синдта 1764-1767 гг. на галиотах «Св. Павел» и «Св. Екатерина» для обследования участка побережья от Берингова пролива до устья реки Лены.
  • Секретная экспедиция капитан-поручика П. К. Креницына и поручика М. Д. Левашова 1764-1769 гг. по изучению и освоению Алеутских островов (бригантина «Св. Екатерина», гукор «Св. Павел», галиот «Св. Павел», бот «Гавриил»).
  • В категорию экспедиций, хотя и вынужденных, может быть включена «одиссея» галиота «Св. Петр», который был захвачен мятежниками во главе с А. М. Беньевским во время восстания на Камчатке 1770 г. и в 1771 г. угнан ими в китайский порт Кантон . Таким вот несколько странным образом состоялось первое посещение русскими моряками берегов Кореи и портов Китая. Часть экипажа впоследствии на французском судне кружным путем, через Францию, вернулись в Россию.
  • Северо-Восточная географическая и астрономическая морская экспедиция капитан-поручика И. И. Биллингса и капитана Г. А. Сарычева 1785-1793 гг. (суда «Паллас», «Ясашна», «Слава России», «Доброе намерение», катер «Черный орел») из устья реки Колымы к Берингову проливу и из Охотска к берегам Аляски, в ходе которой были обследованы восточные Алеутские острова и побережье Аляски к югу от Берингова пролива, а также Южные Курилы.
  • Плавания купца П. С. Лебедева-Ласточкина на Курльские острова и остров Хоккайдо в 1777-1778 гг. на бригантине «Наталия».
  • Плавание поручика А. К. Лаксмана в Японию 1792-1793 гг. на бригантине «Св. Екатерина» с целью установления дипломатических отношений с Японией. Единственное, чего удалось добиться от японских властей, - получить разрешение на вход в порт Нагасаки русских торговых судов.

Использование Охотской флотилии исключительно в транспортных и экспедиционных целях превратилось в своеобразную привычку, и когда появилась необходимость военной защиты интересов России на Тихом океане, свою задачу она не выполнила. Первый раз непосредственная военная угроза возникла во время русско-шведской войны 1788-1790 гг., когда на север Тихого океана был послан 16-пушечный бриг английского капера Дж. Кокса, перешедшего на шведскую службу. «К отражению этой первой серьёзной военной угрозы русские были явно не готовы, так как их селения были слабо укреплены, а неповоротливые и тихоходные галиоты промышленников имели на вооружении в лучшем случае несколько легких фальконетов. К счастью для русских, команда и капитан шведского капера, подошедшего в октябре 1789 г. к острову Уналашка, вопреки своему заданию дружески обошлись с русскими промышленниками, встретившимися им на острове» .

Другой угрозой стала Япония, которая в 1798-1800 гг. начала экспансию на Южные Курильские острова (в то время принадлежавшие России) и на южное побережье острова Сахалин (в то время России не принадлежавшего). Не имевшие военно-морского флота японцы действовали осторожно, с оглядкой на действия русских властей, но русское военное командование и гражданская администрация не захотели оказать силового противодействия (в связи с чем акция лейтенантов Давыдова и Хвостова на судах Русско-Американской кампании «Юнона» и «Авось» по разорению японских поселений на Сахалине и южных Курилах в 1806 и 1807 гг. были осуждены российскими властями как своевольные), а от попыток дипломатических переговоров о границе японцы регулярно уклонялись. В итоге острова Уруп , Итуруп и ряд мелких островов оказались под контролем Японии к 1800 году.

Важной вехой в освоении русскими Тихоокеанского региона стало основание купцом Г. И. Шелиховым Северо-Восточной компании, которая вначале вела жестокую конкуренцию с другими российскими купеческими компаниями (прежде всего, Лебедева-Ласточника), а потом объединилась с ними в Русско-Американскую компанию . С 1783 г. Компания активно занималась колонизацией Аляски и близких к ней островов, промыслом каланов в алеутских водах. С 1784 г. главной колонией, а потом и столицей Компании в Русской Америке стал остров Кадьяк , а с 1808 г. - город Новоархангельск (Ситка) . Компания, существовавшая до 1867 года, имела собственную флотилию «компанейских» кораблей и судов, которые ходили под торговыми флагами, но в ряде случаев получали право представлять интересы Российской Империи.

Между Охотской флотилией и судами Компании существовало своеобразное «разделение обязанностей», по которому флотилия обслуживала порты Охотского моря и западного побережья Камчатки, а Компания - фактории в Русской Америке. Сферой плавания русских кораблей и судов в конце XVIII - начале XIX в. были побережье Охотского моря, Камчатки, Чукотки , Алеутские острова, побережье Аляски южнее Берингова пролива и примерно до Александровского архипелага . Самым южным посещаемым пунктом Охотского моря была Удская губа . Сахалином , Шантарскими и Курильскими островами в то время мало кто интересовался, кроме иногда заплывавших промышленников.

Начало XIX века - 1855 г

Первая русская кругосветная экспедиция под командованием капитана 1 ранга Г. И. Муловского готовилась в Санкт-Петербурге ещё в 1787 году, но из-за начавшейся русско-турецкой, затем русско-шведской войны и гибели своего главного инициатора была отложена на 16 лет. Наконец, в 1803-1806 гг. состоялось первое русское кругосветное плавание на кораблях Русско-американской компании «Надежда» и «Нева» под командованием капитан-лейтенанта И. Ф. Крузенштерна и капитан-лейтенанта Ю. Ф. Лисянского . Хотя эти «корабли», как их называли в Компании, и не принадлежали к Военно-Морскому Флоту России, но по особому указанию императора они несли военные (Андреевские) флаги, а само событие стало эпохальным для русского Дальнего Востока, открыв череду кругосветных и полукругосветных плаваний кораблей из Балтийского моря в Петропавловский порт и Новоархангельск .

Фактически до 1880-х гг. на Дальнем Востоке отсутствовала какая-либо судоремонтная база.

В начале 1850-х гг. намечается быстрое оживление военно-морского присутствия России на Дальнем Востоке, связанное с назначением на пост генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н. Н. Муравьева , будущего Муравьева-Амурского. В это время в военно-морской сфере происходят три важных события.

Во-первых, в результате инициативы Г. И. Невельского Россия в 1850-1853 гг. приобрела земли в нижнем течении реки Амур , приморское побережье до Императорской (ныне Советской) гавани и остров Сахалин. К Амурской экспедиции Г. И. Невельского были приписаны транспорта Охотской флотилии «Байкал» и «Охотск». Во-вторых, в 1849-1851 гг. главный военный порт переносится из неудобной гавани Охотска в Петропавловский порт на Камчатке, а руководство флотилией переходит в руки энергичного военного губернатора Камчатки генерал-майора В. С. Завойко . И в-третьих, в 1853-1855 гг. в дальневосточные воды прибыла дипломатическая миссия графа Е. В. Путятина с целью установления дипломатических отношений с Японией. В связи с этим к 1854 г. на Дальнем Востоке оказался внушительный отряд военных кораблей Балтийского флота - 52-пушечные фрегаты «Паллада» и «Диана», 44-пушечный фрегат «Аврора», 20-пушечный корвет «Оливуца», 10-пушечный транспорт «Двина» и 4-пушечная винтовая шхуна «Восток» (первое русское паровое судно на Дальнем Востоке).

В таком состоянии военно-морские силы России на Дальнем Востоке застигло начало Крымской войны .

Не все военные корабли смогли принять в ней участие: фрегат «Диана» погиб у японских берегов в 1855 г. в результате цунами , а фрегат «Палладу» из-за ветхости и невозможности эвакуировать в устье Амура затопили в Императорской Гавани. Зато фрегат «Аврора» и транспорт «Двина» приняли активное участие в Петропавловской обороне в августе-сентябре 1854 г. Несмотря на успешное для России завершение этого боя было очевидно, что следующего, более мощного штурма Петропавловск не выдержит, поэтому в апреле-мае 1855 г. главный военный порт, а также население города были эвакуированы оттуда в Николаевский пост . Перебазирование осуществляли транспорты «Байкал», «Иртыш», боты № 1 и «Кадьяк», то есть буквально все наличные корабли Охотской флотилии (винтовая шхуна «Восток» использовалась для посыльных целей), а также присоединившиеся к ним «балтийцы» - фрегат «Аврора», корвет «Оливуца», транспорт «Двина». Жертвой войны пала шхуна Охотской флотилии «Анадырь», уничтоженная англо-французской эскадрой. Остальные балтийские и сибирские корабли 16-24 мая 1855 г. буквально под носом у блокирующего их англо-французского отряда прошли из залива Де-Кастри Татарским проливом (о существовании которого знали только в России) в устье Амура.

В 1855-1856 гг. флотилия занималась обустройством новой базы в Николаевске .

1856-1904 гг

По окончании войны, 1856 году флотилию переименовывают в Сибирскую флотилию, во главе которой становится «командир Сибирской флотилии и портов Восточного океана», и в важные переходные годы (до 1865 г.) её возглавляет контр-адмирал П. В. Казакевич. В службе флотилии начинается новый этап, связанный, прежде всего с освоением Приморского края .

Основные задачи по описанию новых берегов были возложены на корабли Балтийского флота , прибывавшие на Дальний Восток с составе так называемых «Амурских отрядов» с 1858 по 1860 г., а в 1860 году впервые объединенные в самостоятельное соединение, первоначальной называвшееся Отряд судов Балтийского флота в Китайском море, а с 1862 г. - Эскадра Балтийского флота в Тихом океане. Их основу составляли парусно-винтовые фрегаты, корветы и клипера.

Сибирская флотилия решала задачи скромнее - проводила и выводила на буксире суда от Татарского пролива через мели в Николаевск , а также осуществляла грузопассажирские перевозки из Николаевска во вновь образуемые посты, важнейшим из которых быстро стал Владивосток . Основу флотилии в 1860-70-х гг. составляли: пароходокорвет «Америка» , паровые транспорты «Японец» и «Манджур», а также винтовая шхуна «Восток», парусная шхуна «Фарватер», 5-пушечный пароход «Амур», паровой бот «Суйфун». Именно пароходокорвет «Америка» во главе отряда под флагом графа Н. Н. Муравьева-Амурского первым из русских кораблей посетил бухту Золотой Рог , положив начало городу Владивосток . «Манджур» и «Японец» приняли активное участие в основании и строительстве Владивостока, причем экипаж «Японца» в 1860 г. по инициативе начальника Отряда судов в Китайском море капитана 1 ранга И. Ф. Лихачева занял формально принадлежащий Китаю залив Посьет, основав там Новгородский пост . Бот «Суйфун» в 1865 г. стал первым кораблем, приписанным к Владивостокскому порту, и осуществлял товаро-пассажирское сообщение между портопунктами залива Петра Великого .

Наиболее вероятным военным противником это время считалась Великобритания , с которой Россия всю вторую половину XIX в. и начало XX в. находилась в состоянии «холодной войны», которая несколько раз угрожала перерасти в войну «горячую». Главным антироссийским инструментом в руках английских политиков был цинский Китай , которого подстрекали к войне с Россией и обещали всяческую помощь. В качестве главных союзников России рассматривались Северо-Американские Соединенные Штаты (в 1860-70-х гг.), Франция и Германия (с 1880-х гг.), Япония (до конца 1890-х гг.).

Важным делом для подготовки офицерских кадров флотилии стало открытие в 1858 г. Мореходного училища в Николаевске, самым известным выпускником которого был выдающийся русский флотоводец вице-адмирал С. О. Макаров .

Во время русско-китайского политического кризиса 1860 г. (связанного с захватом русскими Посьета) флотилия готовилась к отражению нападения китайских войск и английского флота.

Изобилующее мелями, трудное для плавания устье Амура было вынужденным местом базирования, поэтому в 1871 году главной базой Сибирский флотилии стал Владивосток , хотя в 1879-1881 гг. обсуждался вопрос о переносе порта в залив Ольги . Во Владивосток в 1872 г. из Николаевска переводится военно-морской госпиталь, а в 1877 году начинается строительство Владивостокской крепости. На 1872 г. флотилия состояла из пароходо-корвета «Америка», канонерских лодок «Морж», «Соболь», «Горностай», «Нерпа», паровых транспортов «Манджур» и «Японец», шхун «Восток», «Алеут», «Фарватер», «Ермак» и «Тунгуз», нескольких пароходов, барказов, барж и ботов.

Канонерские лодки флотилии предназначались для обороны берегов в военное время и для несения стационерской службы в портах Китая и Кореи, то есть для демонстрации русского флага. С начала 1860-х гг. стояли, в основном, в портах Чифу , Шанхай и Чемульпо , а базировались на порты Японии - Нагасаки и Хакодате . Кроме того, на Амуре также находились невооруженные пароходы Сибирской флотилии «Шилка», «Амур», «Лена», «Сунгача», «Уссури» , «Буксир», «Польза», «Успех», винтовые барказы и баржи. Пароходы, в основном, занимались хозяйственными перевозками и снабжением.

Период 1870-80-х гг. характеризовался обострением русско-британских и русско-китайских отношений в 1878 г. (Турецкий кризис), 1880 г. (Кульджинский кризис) и 1885 г. (Афганский кризис). В эти годы корабли Тихоокеанской эскадры готовились к крейсерским операциям на морских коммуникациях, а корабли Сибирской флотилии - к защите побережья Приморья от возможного нападения английского флота. В частности, в 1880 г. во Владивосток для защиты порта на пароходах Добровольного флота были доставлены шесть миноносок (предок торпедных катеров), ставшие первыми русскими торпедоносцами на Дальнем Востоке. В это же время в состав Сибирской флотилии в качестве вспомогательных крейсеров передавались пароходы Добровольного флота «Москва», «Петербург», «Россия».

Начиная с 1880-1881 гг. с Сибирский флотилии постепенно снимаются гражданские транспортные функции, поскольку гражданскими перевозками на Дальнем Востоке занялись частные компании - Добровольный флот и пароходство Г. М. Шевелева. За флотилией остаются военно-транспортные перевозки и участие в гидрографическом описании побережья Приморья, зато после продажи Аляски в 1867 г. и ликвидации Русско-Американской компании добавляется задача охраны промыслов в Охотском и Беринговом морях от Сахалина до Командорских островов . Хищническим боем котиков, а также неравноправным обменом у чукчей китового уса, моржовых клыков и песцовых мехов, в основном, занимались американские частные шхуны. Одну из них в 1886 г. задержали, конфисковали и под именем «Крейсерок» включили в состав флотилии.

В конце 1880-х гг. произошло качественного обновление корабельного состава флотилии на новые образцы техники и вооружения. В 1880-90-х гг. флотилия состояла, в основном, из канонерских лодок «Сивуч» (флагман), «Бобр», «Кореец», минного транспорта (заградителя) «Алеут» и отряда миноносок. К началу японско-китайской войны, в 1894 году добавились крейсер «Забияка», миноносцы «Сунгари», «Уссури», «Янчихе» и «Сучена». Теперь задачи флотилии распределялись следующим образом: канонерские лодки демонстрировали российское военное присутствие в Китае и Корее, миноносцы и минный транспорт готовились к обороне Владивостока, а транспорта и посыльные суда осуществляли связь и воинские перевозки.

Главной проблемой оставалась слабо развитая система базирования. Судостроительная база отсутствовала. Главное судоремонтное предприятие - Механическое заведение Владивостокского порта (нынешний «Дальзавод») - было построено только в 1883-1887 гг., первый и единственный плавучий док функционировал во Владивостоке с 1886-1891 гг., а строительство сухого дока (тоже единственного) закончено в 1897 г. Качество судоремонта, по отзывам военных моряков, даже ко времени русско-японской войны заметно отставало от качества заводов в Петербурге и Николаеве. Первый портовый ледокол (Владивосток - замерзающий порт) начал проводки судов во льдах в 1895 г. Гражданская грузопассажирская пароходная линия связала Владивосток с портами европейской части России (Одессой) в 1880 г., а железнодорожное сообщение с Санкт-Петербургом по Транссибирской магистрали открыто в 1903 г. Первый каменноугольный рудник для нужд флотилии пущен в 1895 г. в Сучане .

15 (27) марта 1898 года Россия подписала с Китаем договор об аренде на 25 лет части Квантунского полуострова с портами Порт-Артур и Дальний . Здесь с 1898 по 1904 г. стали базироваться корабли Тихоокеанской эскадры Балтийского флота. Значительные финансовые вложения были направлены на строительство в Маньчжурии КВЖД и ЮМЖД , обустройство базы флота в Порт-Артуре со своими доками, заводами и крепостными сооружениями. Развитие русского Приморского края и Владивостока, на который продолжала базироваться Сибирская флотилия, напротив, сильно затормозилось. Время показало ошибочность такой дальневосточной политики: Россия не сумела или не смогла защитить свои интересы в Маньчжурии, и плоды гигантских усилий и огромных капиталовложений достались Китаю и Японии. В итоге, масштабная правительственная кампания по подъему хозяйства Приморья была организована только в 1930-е годы.

Период с 1898 по 1904 г. характеризуется изменением внешней политики России. Резко ухудшившиеся из-за занятия русскими Квантунского полуострова отношения с Японией принуждают видеть именно японцев главными противниками в будущей войне. На задачи Сибирской флотилии это, впрочем, мало повлияло. Зато подавление в 1900 г. в Китае международными силами Ихэтуаньского («боксерского») восстания и последующее очищение от регулярных китайских войск Маньчжурии прошло при активном участии кораблей флотилии, которая была оперативно подчинена отряду Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала М. Г. Веселаго. Канонерские лодки «Бобр», «Кореец» и «Гиляк», миноносцы № 203 и 207 участвовали в штурме фортов Таку 17.06.1900 г. Минный крейсер «Гайдамак», миноносец № 206 вместе с балтийскими канонерками «Отважный» и «Гремящий» участвовали в занятии порта Инкоу 21-27.07.1900 г. Канонерские лодки «Манджур» и «Сивуч» и минный крейсер «Всадник» перевозили в Таку русские экспедиционные войска.

XX век

Русско-японская война 1904-1905 гг.

С началом войны Сибирская флотилия сразу же лишилась своей основной боевой силы - канонерских лодок, которые в это время находились в портах Китая и Кореи. «Кореец» был взорван экипажем после боя у Чемульпо . «Гиляк» и «Бобр» остались в Порт-Артуре , перешли под командование местного морского командования, активно участвовали в обороне крепости и погибли ко времени сдачи Порт-Артура японцам. Стоящий в Инкоу «Сивуч» отступал вверх по реке Ляохэ , пока не был взорван экипажем в районе города Санчахэ. «Манджур» был интернирован китайскими властями в Шанхае до конца войны. Минные крейсера «Всадник», «Гайдамак», крейсера II ранга «Забияка», «Разбойник», «Джигит», транспорт «Ангара» и несколько портовых судов и шхун также оказались в Порт-Артуре. Таким образом, в распоряжении командования флотилии остался только Оборонительный отряд Владивостока Сибирской флотилии, состоявший из двух отрядов устаревших «номерных» миноносцев (№ 201..206 и № 208..211), а также отряда транспортов («Алеут», «Якут», «Камчадал», «Камчатка», «Тунгуз») и отряда из 6 миноносок. Единственный во Владивостоке портовый ледокол «Надежный» обслуживал корабли флота в зимний период. Транспорт «Лена» был организационно включен в состав Владивостокского отряда крейсеров. Флагманом флотилии считался минный транспорт «Алеут».

5 февраля 1904 г. Высочайшим указом образован «Флот в Тихом океане» под командованием вице-адмирала С. О. Макарова , которому подчинены все русские военные корабли на Дальнем Востоке. После гибели Макарова, 17.04.1904 г. этот флот переименован в Первую эскадру флота Тихого океана под командованием контр-адмирала П. А. Безобразова (при этом должность командующего флотом в Тихом океане не упразднялась, её занимали вице-адмирал Н. И. Скрыдлов , а с мая 1905 г. - вице-адмирал А. А. Бирилев), тогда как готовившееся на Балтике подкрепление получило название Второй эскадры. Сибирская флотилия как соединение, впрочем, расформирована не была; её по-прежнему возглавлял командир Владивостокского порта (контр-адмирал Н. А. Гаупт, а с марта 1904 г. - контр-адмирал Н. Р. Греве). Если к этому списку добавить младшего флагмана начальника Отдельного отряда крейсеров во Владивостоке контр-адмирала К. П. Иессена , который с ноября 1904 г. командовал и Первой эскадрой, то, как видим, от отсутствия высшего военно-морского начальства Владивосток не страдал, чего не скажешь о боеспособных кораблях.

Тем не менее, флотилия сражалась, как могла. «Номерные» миноносцы совершили ряд набеговых операций в Японском море и у восточных берегов Кореи - довольно удачных, но, к сожалению, второстепенных по значению. Из миноносок № 94, 97, 98, минного транспорта «Алеут» и транспортов «Селенга» и «Сунгари» сформировали партию траления Владивостокского порта под командованием лейтенанта Н. Г. Рейна, и уж её труд никак нельзя назвать второстепенным. «Алеут», кроме того, ставил оборонительные минные заграждения. Транспорта «Якут», «Камчатка», «Тунгуз» и «Лена» в августе 1904 г. совершили поход в Охотское море. Семнадцать миноносок и семь плавучих батарей и полуподводная лодка «Кета» составили отряд на реке Амур , предназначенный для обороны Николаевска .

Флотилия активно пополнялась мобилизованными, реквизированными и приобретенными покупкой судами. В их число вошли транспорт-база подводных лодок «Шилка», минный заградитель «Монгугай», авиатранспорты-аэростатоносцы «Уссури», «Аргунь» и «Колыма», транспорты-базы партии траления «Селенга» и «Сунгари», транспорт «Тобол».

На самым важным прибавлением военного времени стал «Отдельный отряд миноносцев» во Владивостоке, как тогда в целях секретности называли первое в России соединение подводных лодок. Первой, в октябре 1904 г., вступила в строй маленькая «Форель» - немецкий подарок, а с середины февраля в строй вступили перевезенные по железной дороге русский «Дельфин», американский «Сом» и русские «касатки» - «Касатка», «Скат», «Налим» и «Фельдмаршал граф Шереметьев». Всего 8 лодок к маю 1905 года. Начальником отряда стал лейтенант А. В. Плотто. Лодки предназначались для обороны Владивостока на случай бомбардировки вражеской эскадрой, но в апреле-мае 1905 г. совершили также несколько дальних походов в 70-100 миль к берегам Кореи и

Владение нашим морским прибрежьем в Восточной Сибири издавна заставляло морское ведомство содержать несколько военных судов для поддержания сообщения между отдельными портами Восточного (Тихого) океана, Охотского м. и Камчатки. Суда эти, находившиеся частью в Охотске, частью в Петропавловске, составляли охотскую флотилию (впоследствии – Сибирскую), численность которой к началу крымской войны была доведена до 8 различных судов (в том числе – 1 винтовая с машиною в 40 сил).

Попытки военных экспедиций англо-французов в 1854 г. против отдаленных окраин Сибири, а равно экспедиции капитанов Невельского и Казакевича, установившие доступность плавания по Амуру и Шилке, привели к устройству на Амуре постов Петровского и Николаевского; затем, в 1855 г., последовало высочайшее повеление о переводе военного и гражданского управления, а также морской команды из Петропавловска в Николаевский пост; в конце же 1856 г. образована Приморская область, причем учреждена должность военного и командира портов Восточного округа и флотилии; тогда же последняя переименована в Сибирскую, а Николаевский пост – в Николаевск на Амуре (см. это), с назначением местопребыванием .

Постепенным развитием новый порт скоро был доведен до возможности производить ремонт машин до 360 сил включительно, что отвечало потребностям, как Сибирской флотилии, так и судов эскадры Тихого океана; для постройки же новых судов имел 2 крытых эллинга. Но незначительная глубина устья Амура, не дозволявшая в Николаевске постройки больших кораблей, краткость периода навигации (всего лишь 4 ? мес.) и отдаленность почти на 2 т. вер. от важнейших южных гаваней заставили обратить внимание на эти последние.

Из них в Новгородской бухте, в заливе Посьета, уже в 1860 г. учрежден военный пост, а затем – такой же и во Владивостоке, дальнейшее развитие которого было естественно: так с 1862 г. коммерческие суда с военным грузом, не успевшие до заморозков попасть в Николаевск, оставляли свои грузы на зиму во Владивостоке, что привлекло в этот порт и военные суда; частое же посещение последних, а иногда и оставление их во Владивостоке на зимовку вызвали в 1864 г. перенесение сюда некоторых мастерских и устройство телеграфного сообщения с Николаевском.

Наконец, в исходе 1868 г., ходатайство Генерал- Восточной Сибири, Генерал-лейтенанта Корсакова, об улучшении Приморской области имело последствием посылку в нее (1869 г.) особой комиссии, работы которой и повели (1870 г.) к переустройству Приморской области: Амурский полуо-в, Русский о-в и Владивосток, с прилегающим морским побережьем, образовали особое управление в ведении Главного командира портов и островов Восточного округа.

Морские учреждения из Николаевска перенесены во Владивосток, и здесь назначено пребывание Главному командиру.

В 1872 г., с открытием навигации, во Владивосток переведен сибирский экипаж, а с ним и флотилия, в состав которой (по штату 1857 г.) входили 20 различных судов.

До 1888 г. перемен в управлении Сибирской флотилии не произведено, а в этом году, в виде особых соображений, должность Главного командира портов и о-вов Восточного округа заменена должностью командира Владивостокского порта, в звании контр- , на основании временного штата, высочайше утвержденного 28 июня 1887 г. Согласно этому новому положению, подчиняясь высшей военной власти по правилам гарнизонного устава, остался независимым во всем, касающемся морской управления и распоряжений в пределах территории, занятой учреждениями морского ведомства или составляющей его достояние.

В штат порта вошли: портовая контора, магазины и склады, минные и артиллерийские мастерские, строительная часть и проч.

Личный состав Сибирской флотилии составлял 1 сибирский экипаж, в коем 128 лиц офицерского звания и 1.597 нижних чинов.

В самой же флотилии к началу 1894 г. имелось: 4 мореходных канонерских лодки и 2 транспорта, "Алеут» и "Якут» (см. Россия); кроме того – старые транспорты "Ермак» и "Тунгуз» (постройки 1870 г. в Петербурге), 4 миноносца, 8 малых миноносок, пароход "Силач» и крейсер 2-го ранга "Забияка» (последние 2 судна поступили в состав флотилии из Балтийского флота лишь в 1893 г.). С постройкой новых судов, вместе с тем, изменилась и деятельность Сибирской флотилии: транспорты еще продолжали свою специальную службу по снабжению сибирских портов необходимыми материалами, остальные же суда уже прямо составляют военную силу.

При ординарном плавании, Сибирская флотилия состояла под командою начальника эскадры Тихого океана (формируемой главным образом из судов Балтийского флота), и некоторые из судов флотилии ежегодно назначались на морскую станцию в Китай, а 1 или 2 – к Командорским островам, для защиты котикового промысла.

С постоянным содержанием на востоке целой эскадры из наиболее современных судов Балтийского флота и постепенной заменой старых судов Сибирской флотилией новыми типами, возросло и значение Владивостока, т. к., по количеству имеющихся в нем механических средств для ремонта судов, порт этот в начале XX в. занимал самое видное место в числе наших приморских пунктов.

Значение в этом отношении Владивостока еще более утвердилось закладкой в 1891, г. сибирской ж. д. и громадного сухого дока, который мог вмещать самых больших представителей нашего современного, тому времени, флота.

СИБИРСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ , первое постоянно действующее военно-мор. подразделение России на Д. Востоке. Создана как Охотская флотилия в связи с указом Сената от 10 мая 1731 об учреждении Охотского воен. порта. В состав флотилии вошли парусные корабли, стр-во к-рых велось в Охотске с 1714. 1-й командир порта и флотилии Г.Г. Скорняков-Писарев. Флотилия осуществляла дозор. службу и охрану рыб. промыслов на Д. Востоке, принимала участие в 1-й (1725–30) и 2-й (1733–43) Камчатских экспедициях под рук-вом В. Беринга. К сер. XVIII в. насчитывала 7 боевых кораблей и судов. В последующие годы пришла в упадок и боевой силы не представляла. В 1799 в Охотск направлены 3 фрегата и 3 малых корабля под команд. контр-адм. И.К. Фомина для формирования постоянно действующей воен. флотилии. С 1850 базировалась в Петропавловском порту (ныне – Петропавловск-Камчатский). В период Крымской войны (1853–56), в авг. 1854, корабли флотилии принимали участие в боевых действиях против англо-фр. воен. эскадры, сыграв важную роль при обороне Петропавловска. С 1855 гл. базой флотилии являлся Николаевский пост (ныне – Николаевск-на-Амуре). В это время в ее состав входили только транспорт. суда.

В 1856 флотилия переименована в С. в. ф. с последующим усилением ее боевого состава за счет кораблей, купленных в САСШ и построенных на верфях Николаевска-на-Амуре. После присоединения к России Уссурийского кр. в 1871 база флотилии переместилась во Владивосток. В связи с обострением рус.-яп. противоречий в 1896 морское мин-во приступило к усилению рус. воен. флота на Тихом океане в целях достижения паритета с Японией. Согласно принятой в 1898 судостроит. программе намечалось построить для Тихоокеанского флота ок. 60 боевых кораблей, но обеспечить их постройку в срок не удалось. К нач. Русско-японской войны гл. военно-мор. соединением России на Д. Востоке являлась 1-я Тихоокеанская эскадра, базировавшаяся в Порт-Артуре. В ее состав вошли корабли, переброшенные из Балтийского моря (7 эскадрен. броненосцев, 8 крейсеров, 13 миноносцев, 2 канонер. лодки) и часть кораблей С. в. ф. (2 крейсера, 2 минных крейсера, 12 миноносцев и 5 канонер. лодок). Оставшиеся в составе С. в. ф. 4 крейсера и 10 миноносцев продолжали базироваться во Владивостоке. Гибель 1-й и разгром в Цусимском сражении 2-й Тихоокеанских эскадр привели к резкому сокращению военно-мор. потенциала России на Д. Востоке. В 1906 в состав С. в. ф. входили 2 крейсера («Аскольд» и «Жемчуг»), 8 эсминцев, 17 миноносцев и 13 подвод. лодок. В Первую мировую войну флотилия потеряла крейсер «Жемчуг» (потоплен 28 окт. 1914 нем. крейсером «Эмден» в порту Пенанг). Крейсер «Аскольд» направлен в Средиземное море, затем вошел в состав флотилии Северного Ледовитого океана. Часть кораблей флотилии переведена в др. флоты, оставшиеся конвоировали транспорты с грузами из САСШ во Владивосток.

К 1917 С. в. ф. состояла из 1 вспомог. крейсера, 14 миноносцев, 2 канонер. лодок, 2 заградителей, 5 подвод. лодок, 3 транспортов, 2 посыльных судов и насчитывала ок. 6 тыс. чел. личного состава. Матросы С. в. ф. принимали актив. участие в революции 1917, в боях с белогвардейцами и интервентами в 1918. Во время Гражданской войны флотилия подчинялась командованию вооруж. сил ряда антибольшевист. пр-в. В окт. 1922 в условиях разгрома белогвардейцев войсками Народно-революционной армии ДВР С.в.ф. под команд. контр.-адм. Ю.К. Старка покинула Владивосток и перебазировалась в порт Посьет (Корея). Флотилия прекратила свое существование в янв. 1923 на Филиппинах, где исправные корабли были проданы, а неисправные – брошены. Вырученные от продажи кораблей средства распределены между офицерами и ниж. чинами в целях обеспечения их жизни в эмиграции. С 1999 ныне существующий Тихоокеанский флот считается преемником С. в. ф.

СИБИРСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ, первое постоянно действующее военно-морское подразделение России на Дальнем Востоке.

Создана как Охотская флотилия в связи с указом Сената от 10 мая 1731 об учреждении Охотского военного порта. В состав флотилии вошли парус­ные корабли, строительство которых велось в Охотске с 1714. 1-й командир порта и флотилии Г. Г. Скорняков-Писарев. Флотилия осуществляла дозорную службу и охрану рыбных промыслов на Дальнем Востоке, принимала участие в 1-й (1725-30) и 2-й (1733-43) Камчатских экспедициях под руководством В. Беринга . К середине XVIII в. насчитывала 7 боевых кораблей и судов. В последующие годы при­шла в упадок и боевой силы не представляла. В 1799 в Охотск направлены 3 фрегата и 3 малых корабля под командованием контр-адмирала И.К. Фомина для формирова­ния постоянно действующей военной флотилии. С 1850 базировалась в Петропавловском порту (ныне - Пет­ ропавловск-Камчатский). В период Крымской войны (1853-56), в августе 1854, корабли флотилии принимали участие в боевых действиях против англо-французской военной эскадры, сыграв важную роль при обороне Петропавлов­ска. С 1855 главной базой флотилии являлся Николаевский пост (ныне - Николаевск-на-Амуре). В это время в ее состав входили только транспортные суда.

Матросы Сибирского экипажа приняли активное участие в демонстрациях во Владивостоке. 17 октября 1907 года произошло восстание на миноносцах флотилии. На миноносце «Скорый» был убит командир лейтенант А. П. Штер, корабль отошел от причала и обстрелял здания военно-окружного суда, дом губернатора , казармы стрелкового полка. Красные флаги взвились также на миноносцах «Бодрый» и «Тревожный». В подавлении восстания приняла активное участие канонерская лодка «Манчжур», которая нанесла «Скорому»сильные повреждения. Столкновения восставших с оставшимися верными правительству войсками продолжались двое суток, после чего беспорядки прекратились. Несколько десятков матросов Сибирского экипажа были расстреляны, многие получили различные сроки каторги .

Несмотря на плохое техническое состояние, корабли флотилии продолжали нести постоянную стационерную службу и выполнять заграничные плавания с гардемаринами. В 1910-1912 годах все боевые корабли флотилии прошли ремонт и модернизацию с перевооружением.

Первая мировая война

Во время Первой мировой войны крейсеры «Аскольд» и «Жемчуг» были задействованы в ведении боевых действий против Германии. «Жемчуг» погиб 15 октября 1914 года в Пенанге, а «Аскольд» пересёк Индийский океан и действовал на Средиземном море.

Наиболее боеспособные корабли флотилии в 1915-1917 годах были переведены на Северный Ледовитый океан и включены в состав Флотилии Северного Ледовитого океана:
в 1915 - минный заградитель «Уссури»;
в 1916 - эскадренные миноносцы «Властный» и «Грозовой», транспорт «Ксения», а также устаревшая подводная лодка «Дельфин»;
в 1917 - эскадренные миноносцы «Капитан Юрасовский», «Лейтенант Сергеев», «Бесшумный» и «Бесстрашный».
Эскадренные миноносцы переводились на Северный Ледовитый океан несколькими группами, при этом большую часть пути они прошли на буксире.

На 1 января 1917 года личный состав Сибирской флотилии насчитывал 6055 матросов и кондукторов.