Open
Close

Соборы праги.

И являющийся одним из ярчайших примеров готической архитектуры Восточной Европы – это крупнейший и наиболее значимый храм не только Праги, но и всей Чехии. Его полное название – Собор святого Вита, святого Вацлава и святого Войтеха, именно в этом соборе много веков короновались чешские короли, здесь проходили королевские свадьбы и крестины, здесь же находится усыпальница богемских королей и пражских архиепископов.

Собор святого Вита действительно величественное сооружение: длина его главного нефа – 124 метра, а высота – 34 метра. Южная башня собора достигает в высоту почти 100 метров! Это не только самая высокая башня собора, но и самая высокая историческая башня Праги, ее видно практически из всех уголков чешской столицы.

История строительства собора непроста и насчитывает шесть веков. Первый камень был заложен в середине 14 века, а завершающий этап строительства был закончен только в середине 20 столетия. Над строительством собора работали великие мастера своего времени и, если вам интересны подробности, вы сможете найти их в еще одной статье, посвященной собору – .

Не торопитесь входить в собор, обойдите его вокруг – полюбуйтесь живописными фасадами Собора святого Вита.Они как будто сотканы из каменных кружев. Вы без труда разглядите в этих кружевах сплетение ветвей, листьев и цветов.

И, конечно, ваше внимание привлекут выразительные фигуры горгулий, украшающие водостоки. Эти чудовища – стражники, которые, согласно средневековым представлениям, защищали собор от демонов.

Южный фасад

Во времена королей в Собор святого Вита входили с южной стороны через Золотые ворота, именно они служили торжественным входом для . Вход получил такое название из-за прекрасной и уникальной мозаики из позолоченного стекла, расположенной над арками ворот. Мозаика, созданная в 14 веке при Петре Парлерже венецианскими мастерами, изображает Страшный суд. Витраж над мозаикой продолжает тему этого библейского сюжета.

Золотые ворота

Южная башня

Одна из особенностей южной башни Собора святого Вита в том, что ее основная часть, как и весь собор, готическая, тогда как ее верхняя часть выполнена в стиле Ренессанса, а увенчана она куполом в стиле барокко, с сияющим трехметровым чешским львом на шпиле. Такое слияние архитектурных стилей стало возможным из-за длительного строительства храма: основная часть башни была построена еще при Карле IV, а зеленая луковичная крыша была достроена в конце 18 века и при завершении строительства собора ее не изменили. Ещё южная башня примечательна любопытными часами, у которых только одна стрелка. По верхнему циферблату нужно определять часы, а по нижнему - минуты.

Южный фасад собора

Вы можете подняться по 297 крутым ступеням к смотровой площадке на вершине южной башни и не только увидеть великолепную Прагу как на ладони, но и осмотреть самый большой церковный колокол Чехии. Сигизмунд, так его называют, отлит в 16 веке, весит 18 тонн, а его высота — 2 метра. О том, как Сигизмунда поднимали на башню, рассказывает одна из многочисленных пражских легенд: говорят, что в колокол смогли привезти только на 16 парах коней, а от его тяжести рвались все канаты; на башню же его затащили с помощью хитроумного изобретения королевской дочери и шелкового каната, сотканного ею же, но когда секрет этого приспособления захотели узнать ученые иностранцы, принцесса велела уничтожить механизм, и никто не узнал секрета.

Западный фасад

Западный фасад Собора святого Вита выполнен на рубеже 19 и 20 веков во время завершающего этапа строительства собора. Здесь находятся три портала, один из которых в наши дни является основным входом в собор.

Над ним расположено красивейшее витражное окно-роза с библейскими сюжетами сотворения мира. Здесь же возвышаются знаменитые парные 82-метровые башни собора.

Под витражными окнами северной и южной стен храма проходит каменная галерея, украшенная созданными в 14 веке скульптурными портретами короля Карла IV, членов его семьи, духовенства и двух первых строителей собора — Матье из Арраса и Петра Парлержа.

Орган Собора святого Вита – один из лучших в Европе, однако звучит он не часто – только в дни церковных праздников. Спроектированный и возведенный Петром Парлежем великолепный ребристый арочный свод поддерживают 28 колонн. Алтарь и королевская усыпальница расположены в восточной части собора, а вдоль стен расположились капеллы, всего их в соборе 21.

*Капелла – небольшое отдельное помещение в большом храме, посвященное какому-либо святому и используемое для моления.


Капелла святого Вацлава

В 14 веке Ян Непомуцкий был духовником королевы и отказался выдать королю, подозревавшему супружескую измену, тайну исповеди, чем и заслужил гнев государя. По приказу короля Вацлава IV он был замучен и сброшен в мешке в воды Влтавы с Карлова моста. Позднее он был захоронен в Соборе святого Вита, а в начале 18 века причислен к лику святых.

Надгробие могилы святого Яна Непомуцкого расположено в алтарной части собора, однако его видно практически от самого входа в собор. Созданный в первой половине 18 века австрийским архитектором из двух тонн чистого серебра, этот шедевр барочного искусства просто ослепляет своим великолепием.

Говорят, что одна из ламп на надгробии святого была золотая. Мастер, изготовивший ее, обеднел, и за долги ему грозила тюрьма. Он был в отчаянии, просить помощи было не у кого. Во сне ему явился святой Ян Непомуцкий и велел взять с его могилы изготовленную мастером лампу, продать ее и вернуть долги. После того, как сон повторился несколько раз, мастер решился пойти к могиле святого и встал там на колени, лампа же сама опустилась в его руки. Из ее золота ювелир сделал много украшений, продал их и заплатил долги. Когда же он вернулся к могиле Яна Непомуцкого, чтобы поблагодарить святого, то увидел золотую лампу на прежнем месте. Разбогатев, мастер изготовил еще одну золотую лампу, превосходящую прежнюю по красоте, и хотел повесить ее над могилой святого, но придя к могиле, обнаружил, что прежней лампы нет – она уступила место новой.

Костёл Св. Мартина в стене

Возведён он был в XII веке в поселении Уезд. Но когда столетие спустя сооружались Староместские укрепления, Уезд разделили на две части крепостной стеной. Костёл находился как раз на границе. Поэтому он оказался сразу на двух территориях: внутри крепостных стен и снаружи. За это здание и получило своё название – Костел Св. Мартина в стене.

При правлении Карла IV костёл был перестроен в готическом стиле. Увеличил свою высоту главный неф (вытянутое помещение, присущее базиликам и храмам), а внутреннее пространство расширилось за счёт перестройки пресвитерия (пространство между нефом и алтарём). За всю ствою историю здание притерпело множество изменений и доработок, и, насколько я знаю, крепостная стена, возведённая подле него, не сохранилась.

Адрес: Martinská 416/10a, 110 00 Praha.

Как добраться: доезжаете до станции метро Můstek либо по жёлтой, либо зелёной ветке. Также можно доехать до остановки Národní třída на трамвае.



Храм Девы Марии перед Тыном

Этот храм является чуть ли не визитной карточкой Чехии, её самым «открыточным» сооружением. Находится он на Староместской площади, откуда начинаются почти все туристические экскурсии. Внутреннее оформление богато статуями, лавочками, украшенными консолями в форме коронованных голов, фресками, а также древнейшей из сохранившихся оловянных купелей.

Адрес: Celetná, 601/5a, Staré Město, Praha 1.

Как добраться: на метро по зелёной линии до станции Staroměstská или Můstek, а по жёлтой – до станции Můstek или Náměstí Republiky. На трамвае можно доехать до любой из остановок: Náměstí Republiky, Dlouhá třída, Jindřišská, Staroměstská, Právnická fakulta.



Есть и другие храмы и соборы, возведённые в готическом стиле: Костёл Девы Марии, Костёл Святого Стефана, Костёл Святых и Павла, Вифлеемская Часовня. Все они имеют общие архитектурные элементы, и в то же время каждый обладает своей уникальностью. Я была внутри Собора Св. Вита, мощь и одновременная утончённость которого поражают. Не буду пересказывать все его особенности, о моем путешествии по этой жемчужине готической архитектуры Праги можно прочитать . Костёл Св. Мартина мне удалось обозреть только с улицы, но вы обязательно загляните внутрь, если будет возможность. Говорят, что раньше эта церковь напоминала крепость, и можно было не только пообщаться с Богом, но и найти там убежище. Кроме того, внутренняя архитектура должна быть довольно интересной: нервюрный (рёберный) потолок, личное молитвенное место, герб семьи, участвовавшей в восстановлении, который сохранили на фасаде.

Улицы и площади

Как было сказано выше, полюбоваться архитектурой Праги можно прямо на улицах города. Для этого отлично подойдут известные места исторического центра.

Староместская площадь

Она сродни Красной площади в Москве по популярности. Именно здесь проходили все самые значительные события последних 500 лет: коронации, казни, оглашения указов и т.д. Тут находятся главные куранты страны и Тынский храм, о котором говорилось выше. В этом месте представлены разнообразные стили и приёмы зодчества, но многие они берут начало или используют элементы готического направления. Улицы, ведущие от этого места, богаты домами такой архитектуры, которую сложно и вообразить. Например, с восточной стороны площади расположился дом «У Белого Носорога», где готический ансамбль нарушен фасадом в стиле барокко. В Тынской улочке особо выделяется дом «У Золотого Перстия» с готическим порталом.

Дом «У Каменного Колокола» на углу этой же улицы и площади представляет собой трёх этажную башню-дворец с пристроенными флигелями.

За фасадами зданий, расположенных напротив Староместской ратуши (стиль барокко-рококо) скрылись дома предыдущих эпох, с подвалами, имеющими готические аркады, сетчатыми сводами проездов и интересными архитектурными украшениями. А уж ресторанов и пивных, оформленных в стиле средневековых заведений, в округе огромное множество.

В открытых для посещения зданиях этой площади я узнала очень много исторических фактов, которые позволили взглянуть на Прагу и лучше понять, почему её культурное развитие пошло так, а не иначе. Это довольно хороший опыт: пытаться представить, как буквально в этих стенах вершились культовые моменты прошлых эпох.

Адрес: Staroměstské náměstí.

Как добраться: собственно так же, как и до Храма Девы Марии перед Тыном, так как он располагается подле этой площади.

Вацлавская площадь

Это торговый и деловой центр столицы Чехии. Здесь проходят празднества, демонстрации и многие другие события. В большей степени площадь напоминает бульвар. Архитектурный стиль окончательно сформировался лишь в 19-20 веках. Главной особенностью домов, расположенных вдоль площади, является то, что почти каждый имеет «пассаж» – проходной двор, соединяющий Вацлавак с другими улицами. Поясню, что Вацлава – это простонародное название Вацлавской площади, вовсю используемое местными жителями и хорошо обосновавшимися туристами. Поэтому не удивляйтесь услышать данное название в такой форме.

Адрес: Václavské náměstí.

Как добраться: доехать по зелёной ветке метро до станции Muzeum или Můstek, по жёлтой до станции Můstek или по красной до станции Muzeum. Также на трамвае до остановки Václavské náměstí или Národní třída.



Градчанская площадь

Это место находится подле Пражского Града. Как попасть и что ещё можно посмотреть в окрестностях, читайте . Сама площадь представляет большой интерес: в разбитом в центре сквере установлена «Чумная колонна» в память об эпидемии, заставшей врасплох Прагу. Окружает площадь множество красивейших дворцов, выполненных в стиле готики и барокко, о чём также можно прочитать в . И именно здесь часто проходят официальные государственные церемонии. Побродив среди зданий, где жили и вершили дела короли, невольно чувствуешь себя причастным к какой-то тайне.

Адрес: Hradčanské náměstí.

Парижская улица

Это кусочек Франции в столице Чехии. По первоначальной задумке весь район должен был походить на в Париже, но благоустроить получилось только эту улицу. Дома здесь возводили во всех возможных стилях: неоклассицизм, неоготика, необарокко. Улица получилась не только нарядная, но и несколько вычурная, поэтому жители города не хотели здесь жить. Вот почему здесь расположились самые дорогие магазины и рестораны Праги. Цены и правда космические, так что поберегите нервы и не заглядывайте в местные бутики!

Адрес: Pařížská ulice.

Как добраться: по зелёной ветке метро до станции Staroměstská, а также на трамвае до остановки Staroměstská или Právnická fakulta.



Карлов мост

И мне кажется, хвастаться, что побывал в Праге, не стоит до тех пор, пока не посетишь все перечисленные выше площади и улицы.

Памятники и фонтаны

Любой город богат необычными скульптурными группами, особенно столица, коей и является Прага. Кроме того, некоторые творения несут не только развлекательную составляющую, но культурную, историческую ценность.

Астрономические часы

Являются одной из главных достопримечательностей города и ежедневно притягивают толпы туристов. Эта средневековая диковинка не только показываетчасы, но и год, день, время восхода и заката солнца, а также положение знаков зодиака. Всё это разместилось на нескольких циферблатах.

По легенде создателей этого чуда тут же ослепили, чтобы они нигде больше не смогли воспроизвести эту красоту. Часты звонят каждый час, и всегда под ними толпа туристов, не устающая смотреть на это. Во время боя фигурка скелета дёргает за цепочку, а маленькие статуэтки апостолов и ангелов показываются в окошках. Циферблаты по строению и формам можно отнести к эпохе барокко, так как окончательный внешний вид они приняли после капитального ремонта в середине XIX века. Но вот фигурки апостолов и ангелов относят, скорее, к готическому стилю.

Адрес: Staroměstské náměstí, ¼.

Как добраться: точно так же, как и до Староместской площади.

Фонтан у Музея Кафки

Пожалуй, самое скандальное творение местного автора Дэвида Черного. Представляет собой двух бронзовых писающих мужчин. Стоят они в луже, по форме напоминающей карту Чехии. Вряд ли этот фонтан представляет собой особый архитектурный интерес, но посмотреть это чудо стоит. Подробнее почитать про него и Музей Кафки можно в .

Адрес: Cihelná, 635/2a.

Старое Еврейское Кладбище

На территории находятся около 12 тысяч памятников, в то время как самих захоронений здесь около 100 тысяч. Так как площадь кладбища очень мала, а уничтожать старые могилы запрещено, решили хоронить слоями. Надгробия из-за этого стоят вплотную, почти друг на друге. Заглянуть сюда стоит просто из любопытства, иная культура часто притягивает интерес.

Адрес: Starý Židovský hřbitov.

Кржижковы фонтаны

Эти фонтаны еще называют танцующими или поющими, так как воспроизведение различных водных фигур сопровождается светомузыкой. Я была здесь на одном из представлений, которые обычно проходят по вечерам, когда стемнеет. Шоу устроили потрясающее! В некоторых спектаклях иногда принимают участие танцоры – они прыгают и делают различные комбинации движений прямо среди струй воды. Всё действие управляется центральным компьютером, и для каждого представления пишется отдельная программа.

Расположены фонтаны напротив выставочного комплекса Výstaviště Praha Holešovice (на фото здание виднеется за фонтанами). Там организовано множество павильонов, в которых проводят различные культурные мероприятия, здесь же находится отделение Национального Музея. В нем хранятся произведения скульпторов разных эпох. Рядом расположился спортивный комплекс, в котором идут хоккейные матчи и концерты. А под боком, в деревянном здании, – летний театр "Глобус".

Комплекс поющих фонтанов построили к открытию Первой Чешской индустриальной выставки в 1891 году. А современный вид они приобрели благодаря реконструкции век спустя, ко Всеобщей Чехославацкой выставке. Я считаю, что это уникальнейшее творение, совмещающее в себе зрелищность и технические достижения.

Адрес: Výstaviště, 67 16, 170 00 Praha 7 – Holešovice.

Как добраться: трамваем до остановки Výstaviště Holešovice.

Музеи и галереи

Не будем расписывать все музеи города, так как это тема для отдельной статьи , остановимся только на тех, чьи здания представляют архитектурный интерес.

Еврейский музей

Музей передаёт неповторимую атмосферу еврейского квартала. Он находится в центре еврейского гетто, в районе Йозефов. Весь музей состоит из множества экспозиций, раскиданных по шести разным зданиям. Рядом как раз расположено кладбище, о котором говорилось выше.

Внутри зданий собрана огромная коллекция книг и предметы национальной культуры. Основан музей историком Августом Штейном более ста лет назад. В прошлом веке во времена перестройки в Праге встал вопрос о том, стоит ли сохранить такое множество еврейских синагог. Некоторые ценности перед разрушением этих зданий удалось спасти, и в 1906 году Пражский Еврейский музей открыл свои двери. В качестве экспонатов представили не только спасённые предметы, но и важные исторические вещи этого народа со многих уголков мира.

К сожалению, я была только в здании Испанской синагоги. Здесь проходят выставки по истории еврейской диаспоры. Также тут хранятся церковные регалии этого народа. В здании синагоги часто проходят концерты органной и камерной музыки. А ещё по предварительному соглашению здесь можно провести настоящую еврейскую свадьбу со всеми традициями и обычаями! Архитектурная композиция этого здания выполнена в мавританском стиле.

Адрес: U Staré školy 141/1.

Как добраться: так же, как и до Парижской улицы, о которой говорилось выше, они расположены совсем близко.

Национальный музей

Весь музей делится на несколько коллекций, расположенных в разных зданиях. Главное из них находится на Вацлавской площади и является её ключевым объектом. Признайте, что старейший музей города имеет внушительный внешний вид! Главное здание выполнено в архитектурном стиле неоренессанса, его создателем был Йозеф Шульц.

Музей был открыт в 1818 году, в расцвет эпохи Чешского национального возрождения. Замышлялся он как местная сокровищница. Построена эта часть музея на территории бывших конных ворот, благодаря чему имеет огромное символисечкое значение для местных жителей. Прямо перед зданием представлена скульптура с изображением Святого Вацлава. На главном фасаде расположены статуи, изображающие реку Влтаву и Эльбу, земли Богемии, Моравии и Силезию. Под центральным куполом находится Пантеон – собрание бюстов великих людей чешской культуры.

Летом 2011 года главное здание музея закрылось на реконструкцию, которая продлится аж до 2018 года. Но вы всё равно можете полюбоваться на его фасад, скульптуры и красивейшее оформление.

Адрес: Václavské náměstí, 1700/68 / Mezibranská, 1700/6 / Legerova, 1700/71.

Как добраться: так же, как и до Вацлавской площади, так как музей расположен именно там.

Музей Антонина Дворжака

Экспозиция этого музея рассказывает о жизни и творчестве композитора. Здесь представлены личные вещи и документы Антонина: нотные рукописи, фотографии, картины и даже гусиные перья, с помощью которых он записывал свои партитуры.

Здание было построено в 1712-1720 годах. Оно представляет собой роскошный пример архитектуры в стиле барокко. Изначально здесь была летняя резиденция аристократа Вацлава Михне, из-за чего здание часто называли Михневским дворцом. Музей же здесь появился в 1932 году.

Как добраться: доехать вы можете на трамвае до остановки I. P. Pavlova или Štěpánská, а также на метро по красной линии до станции I. P. Pavlova.

Бертрамка

В этом здании расположился дом-музей Моцарта, открытый в 1956 году. Изначально здесь были виноградники, а здание, построенное в стиле классицизма, являлось виллой Франтишека из Бертрамка, за что дом и получил своё название. Дом неоднократно продавался, пока однажды его не посетил Моцарт во время своего приезда в Прагу. Именно здесь было написано великое произведение «Дон Жуан».

Сыновья композитора нередко посещали эту виллу после смерти Моцарта, а старший сблизился с сыном владельца дома Адольфом. Проникшись творчеством великого композитора, его отец завещал после смерти сохранить вещи Моцарта и организовать в Бертрамке музей.

Стены каждого из семи залов обиты тканью, к которой прикреплены оригиналы пьес музыканта. Также здесь можно увидеть рукописи, афиши, документы и даже тринадцать волосков с головы великого Моцарта! Иногда в этом здании проводятся камерные концерты, на которых исполняются произведения композитора.

Адрес: U Mrázovky, 169/2, Praha 5.

Как добраться: на трамвае до остановки Bertramka, а также на метро по жёлтой линии до станции Anděl.

Авангард на площади Юнгмана

Если вам близки передовые архитектурные направления начала XX века, добро пожаловать на площадь Юнгмана. Авангардные здания буквально сконцентрированы здесь.

В 1931 году началось строительство универмага, полностью выдержанного в стиле конструктивизм.

Рядом стоит здание, по форме напоминающее вытянутый прямоугольник, шириной всего в одно окно. Это одна из первых концепций рондо-кубизма.

Также в последнем стиле выполнен дворец Адриа, построенный для страховой компании. Сейчас здесь находится ресторан и театр Bez Zábradlí.

Внутри этих красно-черных стен сегодня расположился музыкальный магазин Mozarteum, а в 1913 году здесь находился популярный концертный зал.

Старинный уличный фонарь также напоминает о кубизме, его спроектировали Эмиль Крайчек и Матей Блехт в 1912 году.

Адрес: Jungmannovo náměstí, 110 00 Praha.



Как добраться: доехать можно на трамвае до остановки Václavské náměstí, а также на метро по жёлтой или зелёной ветке до станции Můstek.

Современное искусство

Из современных архитектурных веяний Праги хочется выделить несколько объектов. Одни по-своему красивы, а другие образуют контраст с уютными улочками Праги и яркими красно-оранжевыми крышами.

Танцующий дом

Он создан в стиле деконструктивизма 1992-1996 годов, для которого характерны изломанные, нарочито деструктивные формы. Здание состоит из двух цилиндрических башен – нормальной, расширенной кверху, и «танцующей». При должной фантазии можно увидеть как бы мужчину и женщину, соответственно. Дом расположен у реки в районе Прага 2, на пересечении Рессловой улицы и набережной.

Адрес: Jiráskovo náměstí, 1981/6.

Как добраться: на трамвае до остановки Jiráskovo náměstí или Karlovo náměstí, а также на метро по жёлтой ветке до станции Karlovo náměstí.


Жижковская телебашня

Строительство было начато в 1980-х, а закончено в 1990-х после распада Чехословакии. Весь период горожане активно протестовали: новодел в стиле хай-тэк очень выделялся на фоне уютной средневековой Праги. В простонародье башню окрестили «ракетой на взлете».

Но в 2000 году местному творцу Дэвиду Черному пришла идея посадить на башню десяток огромных младенцев, что помогло горожанам примириться с этим строением. Причём неясно: то ли эта доработка действительно украсила холодный хай-тэк, то ли пришлось просто смириться, так как дальнейшие модернизации только усугубляют внешний вид.

Адрес: Mahlerovy sady, 2699/1a Žižkov, Praha 3, město Praha, 13000.

Как добраться: на трамвае до остановки Lipanská или Olšanské náměstí, а также на метро по зелёной ветке до станции Jiřího z Poděbrad.

Кстати, обратите внимание, на карты, которые я вставляю в свои статьи. насколько удобно пользоваться сервисом 2GIS, мне он помог в первые дни хотя бы не заблудиться, а в дальнейшем подсказывал уйму полезной информации.

В заключении хотелось бы сказать, что даже если вы не разбираетесь в архитектуре и не знаете особенности различных стилей, это все не так уж и важно. Просто расслабьтесь и любуйтесь окружающим великолепием. Ведь даже если не знаешь, как что-то называется, оно не перестает выглядеть от этого красивым! На меня архитектура города произвела колоссальное впечатление, хочется пройтись по улицам Праги ещё десятки или сотни раз, разглядеть то, что раньше ускользнуло от внимания.

Есть что добавить?

Огромное количество церквей, соборов, костелов, часовен. Соборы Праги поистине создают неповторимый колорит. Лоретто – собор в Праге в стиле Барокко . Собор Святого Вита - один из самых знаменитых соборов Праги , его создание началось в 14 веке, а закончилось лишь к 20-му. Башни собора можно увидеть в любом месте старого города Праги . Собор расположен на территории Пражского града , здесь же находятся усыпальницы многих королей Богемии. «Фасады собора святого Вита украшает обильная каменная резьба. Над порталом южного фасада расположена мозаика. «Страшный суд» (1371-1372 гг.) – самая ранняя чешская мозаика из сохранившихся.

Винтовая лестница у Большой Южной башни собора Св. Вита - техническое чудо своего времени. Ее ось трижды заломлена в разных направлениях, а верхнее покрытие состоит из ажурной сети. Позолоченная оконная решетка, подаренная Рудольфом II, скрывает 16-тонный колокол «Зикмунд» 1549 года.

О том, что храм начинал строить французский зодчий, напоминают каменные фигуры химер, украшающие водостоки. Этот мотив был, как полагают , был весьма характерен для средневековой Франции. Высоко взметнувшая свой шпиль башня-колокольня собора Святого Вита на протяжении многих лет являлась самым высоким сооружением Праги . На ее вершину ведет лестница с довольно крутыми ступенями, преодолев которую, можно увидеть панораму чешской столицы. Собор Святого Вита - великолепное сооружение, узнаваемый символ Праги . Расположенный в самом сердце района, храм поражает своими размерами и величественностью архитектуры. Этот готический католический собор является местопребыванием архиепископа Пражского, в нем располагается усыпальница королей Богемии и хранилище коронационных регалий.

Принято считать, что первый камень в фундамент будущего храма был заложен святым Вацлавом в 925 году. Церковь освятили в честь святого Вита, десницу которого Вацлав получил в дар от германского короля Генриха I. В XI веке романский храм был перестроен в трехнефную базилику, а с 21 ноября 1344 года началось строительство собора, который возводился под покровительством архиепископа Эрнеста из Пардубице и короля Карла IV. Над строительством собора в разное время трудились архитекторы Матиас из Арраса, Петер Парлерж, создатель Карлова моста , сыновья Парлержа - Вензел и Йоханс, Мастер Петрилк. Вскоре собор сильно пострадал в начавшихся в 1419 году Гуситских войнах, и лишился множества картин, икон и скульптур.

Между Большой южной башней и часовней Св. Вацлава находится вход в собор - Золотые ворота. Их украшает мозаика, изображающая Карла IV с женой, Елизаветой Померанской. Мозаика была создана в Венеции в 1371 г. и до сих пор считается самой большой и самой старой наружной мозаикой к северу от Альп.

В конце XV века по приказу короля Владислава Ягеллонского строительство собора продолжил Бенедикт Рейт, а за ним, вплоть до начала XX века, над возведением храма трудилась целая плеяда известных зодчих. И, наконец, в 1929 году, после 600 лет строительства, собор Святого Вита был закончен. Сегодняшний храм имеет высоту 124 метра , он представляет собой смешение самых различных стилей и направлений архитектуры. На вершине собора имеется смотровая площадка, к которой ведет лестница в 300 каменных ступеней.

Напротив Староместской ратуши возвышается над Старым Городом Храм Девы Марии Тынской (Kostel Panny Marie pr(ed Ty"nem), или просто Тынский храм. Строительство храма было начато в XIV веке, а закончено - только в 1511 году. С начала XV века Тынский храм выполнял функции духовного центра Старого Города , и являлся главным гуситским костелом Праги . Архитектурно храм - трехнефная базилика с башнями у западного фасада и тремя хорами, завершающими нефы на востоке. С севера на тимпане изображены сцены из жизни Христа. Собор имеет романские и раннеготические фундаменты, его готическая архитектура стилистически идеально гармонирует с отделкой в духе барокко . К примеру, великолепный барочный алтарь (один из 19-ти, имеющихся в храме) был выполнен в 1649 году художником Карелом Шкретой. А две башни в стиле барокко высотой около 80 метров появились в XVII веке на месте башен готических, уничтоженных пожаром.

Костел святого Мартина-в-стене был построен в конце XII века. Необычное название родилось, когда крепостная стена прошла вплотную к южной стене костела. Вокруг было кладбище; несколько подлинных надгробных камней дополняют убранство костела, напоминая прихожанам о бренности жизни.

Тынский храм - настоящая сокровищница исторических артефактов. К примеру, орган Тынского храма - самый древний из имеющихся в Праге , его создал в 1673 году немецкий мастер Мундт. Другие древние предметы - старинная оловянная купель (1414 год), украшенная рельефами апостолов, и кафедра из камня, выполненная в готическом стиле (XV век). В алтаре правого бокового нефа располагается известная готическая статуя Мадонны с младенцем - «Тынская Мадонна на троне» (1420 год). Однако Тынский Храм не спешит раскрыть все свои тайны, так, лишь в 2000 году ученые нашли в храме готическую фреску (конец XIV века), изображающую святого Иеронима со львом, спрятанную в одном из алтарей бокового нефа. Также в храме была обнаружена могила известного астронома Тихо Браге.

Майзелова синагога (Прага 1 – Старое Место , Майзелова ул.) была построена в 1592 году как личная синагога старосты гетто Мордыхая Майзела, придворного и финансиста императора Рудольфа II. Постройка в свое время поражала размерами и великолепием. Проект разработал Иуда Гольдшмид де Герц. М. Майзел и его жена подарили синагоге много различных предметов, например, синагогальные занавесы, покрывала для торы и другие предметы. В настоящее время синагога используется в качестве выставочного помещения и запасника Еврейского музея . В запаснике находятся по большей части серебряные предметы. Экспозиция представляет собой краткий обзор истории еврейского населения в Чехии и Моравии , начиная 10 и кончая 18 веком.

Монастырь капуцинов слева от Лореты - самый старый действующий монастырь в Чехии, он стоит здесь с 1602 года. Внутрь мирянам вход заказан. В XVII веке монастырь чуть было не закрыл придворный астроном Рудольфа II Тихо Браге: монахи мешали работе ученого пением и колокольным звоном.

Лоретта - храм, построенный в Пражском Граде в 1626 году по плану архитектора Джовани Орсима. Основательницей, а потом и покровительницей Лоретты, стала Катержина из Лобковиц. Главный элемент архитектурного комплекса - «хижина», небольшое сооружение, призванное напоминать о домике Девы Марии в Назарете. «Хижина» окружена комплексом закрытых строений с аркадным двором. На продольной оси двора находится костел Божьего Рождения, а посередине северного и южного крыла - часовни, которые раньше были лишь нишами. Лоретта - паломническое место, окруженное легендами . Иконе Девы Марии Лореттской приписывают чудотворные свойства. Знаменитый колокольный перезвон Лоретты издают 27 колоколов, отлитых в Амстердаме, и находящихся в звоннице, созданной в 1695 году часовщиком Петром Неуманом. Ежечасно колокола исполняют религиозный мотив «Славим тебя тысячу раз». В XVIII веке Лоретта приобрела барочный фасад. В Лореттском комплексе имеется хранилище драгоценностей с потрясающим собранием дароносиц. Одна из них украшена шестью тысячами бриллиантов и называется «Пражское Солнце».

Базилика св. Йиржи в Пражском граде (Прага 1 – Градчаны , пл. св. Йиржи) - это вторая по величине церковь Пражского града . Две белые тонкие, но неодинаково широкие башни из опоки, светятся в панораме Пражского града . Первый камень постройки, тогда еще ротонды, положил около 920 года князь Вратислав I (отец св. Вацлава). В 973 году около церкви сестра Болеслава II Млада основала монастырь. Млада была посвящена в аббатисы в Риме, откуда привезла в Чехию первых монахинь ордена св. Бенедикта. Благодаря усилиям Млады, романская ротонда была перестроена и превратилась в трехнефную базилику.В начале 13 века к южной стороне башни была пристроена в позднероманском стиле капелла св. Людмилы. Южный портал базилики (с Йиржской улицы) украшен рельефом, изображающим св. Йиржи, сражающегося с драконом (автор Бенедикт Рид).

Западный фасад базилики приобрел современный вид в период барокко в результате перестройки, произведенной Франческо Каратти (в 1671 году) и Франтишеком Максимилианом Канькой (в 1718-1722 годах). Скульптуры на фасаде изображают князя Братислава и аббатису Младу. Базилика представляет собой трехнефный объем с романскими сопряженными окнами и криптой, находящейся под возвышенным пресбитерием. В крипте, относящейся к 12 веку, была похоронена аббатиса монастыря. В базилике был погребен и ее основатель князь Вратислав (место погребения отмечено каменным саркофагом с расписным дополнением), а также несколько князей из рода Пржемысловичей. На стенах хора сохранились остатки романских росписей. В южной стене базилики находится капелла св. Людмилы. Надгробие было сделано по заказу Карла IV, хотя тело святой было перевезено в базилику уже в 925 году.

Базилика Святого Георгия - один из знаменитых соборов Праги . Он узнаваем благодаря своим знаменитым башням-близнецам и виден из любой точки старого центра Праги . Собор Святого Микулаша – собор в стиле барокко 18 столетия, Собор находится в самом центра района Мала страна. Страговский монастрырь - это одно из тех мест, которому удалось выстоять перед многочисленными опасностями, обрушившихся на Прагу : пожаров, войн, оккупаций. Но до сих пор он ожидает истинно верующих в своих стенах. Неоготический костел святых Петра и Павла расположен в Вышеграде . Большинство населения исповедует католичество, но также в Праге есть и христианские храмы. Например, наиболее известные православные храмы - это Собор Святых Кирилла и Мефодия и Храм Успения Пресвятой Богородицы. Также соборы Праги открывают свои двери перед уставшими путниками, которые хотят отдохнуть в жаркий летний день.


Церковь святого Николая в Старе Место (kostel svateho Mikuláše Staré Město).
Чехия, Прага (Praha). район Прага 1 – Старе Место (Praha 1 – Staré Město). Староместске площадь (Staroměstské náměstí) 5

Главный храм Чехословацкой гуситской церкви. Чехословацкая гуситская церковь (на чешском языке Církev československá husitská, CČSH или CČH) – христианская национальная церковь, отделившаяся от Католической церкви после 1-й мировой войны в бывшей Чехословакии. Она возводит свою традицию к реформаторам-гуситам и почитает Яна Гуса как своего идейного наставника. Территория деятельности церкви практически полностью ограничена территориями современных Чешской и Словацкой Республик.

Церковь освящена в часть святого Николая. Святитель Николай (Николай Угодник; Николай Чудотворец, на греческом языке Άγιος Νικόλαος – святой Николай; около 270 года, Ликия – около 345 года) - святой в православии и католицизме. Почитается как чудотворец, считается покровителем моряков, купцов и детей.

Первоначально на месте Никольского храма стоял романский костел на так называемом Курином рынке, и, согласно некоторым источникам, башня этого первого костела была построена уже в 1069 году.

Готический костел упоминается в 1273 году в рукописях Бржевновского монастыря. В 17 веке костел был перестроен в стиле ренессанса. В 1689 году случился пожар и церковь в то время принадлежавшая монашескому ордену бенедиктинцев сгорела. В начале 18 века ее снесли и построили в облике сегодняшнем – барочном.

Собор был построен в 1732–1737 годах по проекту придворного архитектора Килиана Игнаца Динценхофера (на немецком языке Dientzenhofer Kilian Ignaz). Статуи у входа в храм выполнены скульптором Антонином Брауном (Antonin Braun) , фрески принадлежат кисти Петера Азама (Peter Azam) .

Во времена правления Иосифа 2 Габсбурга (на немецком языке Joseph II, король Чехии 29.11.1780 - 20.02.1790) проходила широкомасштабная кампания по идеологической чистке религиозных учреждений. Не сумев обосновать своей целесообразности, храм был закрыт. Элементы внутреннего оформления были распроданы.

Пустое здание выкупил магистрат Праги. Во время наполеоновских войн, церкви отвели роль зернохранилища, после этого становится регистрационным архивом. В 1865 году ее переоборудовали в концертный зал.

Только в 1871 году церковь возвращается к своему изначальному предназначению, и стала Русской православной церковью . Патриотически настроенные писатели и мыслители в то время считали Россию главной силой, которая может подарить свободу славянским народам Австро-Венгрии. Чехи в тот период активно переходили в православие, что приветствовали российские славянофилы и российское правительство. Граф Петр Аркадьевич Голенищев-Кутузов обратился к австрийским властям с просьбой продать храм России. К сожалению, ему отказали, разрешено было лишь взять здание в аренду, и договор был заключен на имя графа. Утварь, ризницу и книги прислал Священный Синод, а колокола были изготовлены на средства Московской городской думы. 4 (16) августа 1874 года Никольский собор был торжественно освящен. Однако в пользовании российских властей храм пробыл недолго. В 1874 году по приказу австрийского наместника он был закрыт. Чтобы восстановить богослужения, и то, с рядом ограничений – например, запрещалось проводить крестные ходы по Староместской площади, потребовались дипломатические демарши в Вене.

С началом Первой мировой войны отношения официальной Вены к православному храму в центре Праги стало еще более категоричным. Усилилось давление на городские власти. В 1916 году Пражский магистрат вынужден был в одностороннем порядке расторгнуть договор аренды. Никольский собор превратился в гарнизонный костел. Колокола конфисковали и переплавили, богатейшее убранство храма и церковную утварь свалили в подсобках.

В 1918 Чехословакия стала независимой, и здание передали в совместное пользование Гуситской церкви и православной общине .
Очень важную роль храм играл в жизни русских эмигрантов, которые после Октябрьской революции заполонили Прагу . Многие российские ученые тогда воспользовались объявленной правительством Масарика „Русской акцией”. Православные и гуситы молились поочередно, иконостас сделали складным и меняли перед службами.

Православные молебны в церкви святого Николая были вновь запрещены после окончания второй мировой войны. Советские власти не могли допустить существования „белоэмигрантского гнезда” в центре Праги . Получивший серьезные повреждения во время Пражского восстания, собор закрылся на ремонт.

В 1967-1969 годах был проведен капитальный ремонт храма, обновлен его интерьер, в том числе, на свое место вернулись фрески немецкого мастера Петера Азама, которые забелили после передачи костела в аренду православной церкви.

С 1997 года руководство гуситской церкви разрешило православной церкви проводить богослужения в храме по случаю великих праздников – Рождества и Пасхи, проводятся здесь и крестные ходы.

Никольский собор знаменит и своим интерьером. Главное украшение собора – большая хрустальная люстра в форме императорской короны изготовленная на Гарраховской стекольной мануфактуре, и подаренная церкви русским царем Александром Второй. Узнав о намерении пражских властей передать православным Никольский собор , государь решил лично позаботиться о его достойном украшении. Правда, посетить Прагу и полюбоваться своим подарком Александр Второй так и не собрался. В 1881 году он был убит народовольцами.

PS. многие чешские источники утверждают, будто люстру подарил пражанам последний русский царь Николай Второй. В это сложно поверить. Хотя бы потому, что когда люстра украсила интерьер собора, будущему царю исполнилось всего несколько месяцев от роду. К разряду фантастики можно отнести и расхожее мнение, что люстра якобы повторяет своими формами корону Российской империи. Легко удостовериться, что настоящая корона выглядит иначе.

Храм святого Николая в Старе Место знаменит старинным органом, на котором играл сам Моцарт, когда жил в Праге. Драгоценными украшениями храма считаются фрески Яна Лукаса Кракера, живописные работы Карла Шкреты и скульптурные украшения Игнаца Платцера.
Дополняет интерьер витражи с изображениями святого Вацлава и святого Николая, а также строителя собора Килиана Игнаца Динтцехофера.

Тынский храм или Храм Девы Марии перед Тыном

Храм Девы Марии перед Тыном (kostel Panny Marie před Týnem).
Чехия, Прага (Praha). район Прага 1 – Старе Место (Praha 1 – Staré Město).
Староместске площадь (Staroměstské náměstí).

Над Староместской площадью возвышаются башни храма Девы Марии перед Тыном (Тынский храм, Týnský chrám, Kostel Matky Boží před Týnem).
На этом месте уже в 11 веке стоял небольшой романский костел. Это был костел, при котором находилась больница для иностранных купцов, приезжающих в Унгельт (Ungelt, также называемый Тынский двор или огражденная территория, на которой когда-то могли ночевать купцы, приехавшие торговать со всего света). Во второй половине 13 века вместо него была поставлена раннеготическая постройка, примерно на две трети меньше, чем сегодняшний храм.

Современный храм начали строить в 1385 году во времена Карла Четвертого под руководством архитекторов Матиаша Арраса (Matyáše z Arrasu) и Петра Парлера (Petr Parléř). Строительство с перерывами продолжалось более 120 лет и а завершилось только в 1511 году.
В начале 15 века Тынский храм стал не только духовным центром Старого Города, но также и главным гуситским костелом Праги.

Архитектурно храм – трехнефная базилика с башнями у западного фасада и тремя хорами, завершающими нефы на востоке. Стиль Тынского храма неоднозначен. Здесь присутствуют элементы ренессанса, готики и раннего барокко. Украшением храма являются башни украшенные четырьмя небольшими пинаклями. Они не симметричны.Это характерно для готической архитектуры того времени и является представлением мужской и женской сторон мира. Одна башня фактически немного более основательна, и сказано, что она представляет более сильную сторону семьи, мужчину. Южная башня построена в 1511 году. Высота башен составляла 80 метров. Северная называется Ева, Южная (приблизительно на 1 метр выше) Адам. Между башнями расположен мощный позднеготический фронтон (1463 год).

В 1621 году Тынский храм перешел иезуитам.
В 1679 году в здание ударила молния, разгорелся пожар и храм получил множественные повреждения, потребовавшие серьезной реконструкции. Во время восстановления храма был понижен главный неф, а свод был сделан в стиле раннего барокко. Высота башен была понижена до 70 метров.
Сейчас высота храма (башен) составляет 70 метров, длина здания 52 метра, ширина 28 метров. Высота среднего нефа 44 метров, а боковых нефов 24 метра.

Интерьер Тынского храма – один из самых богатых в Праге. Главная картина алтаря – работа Карела Шкреты (Karel Škréta, полное имя Karel Škréta Šotnovský ze Závořic – Карел Шкрета Шотновскы из Заворжич), самого известного живописца своих времен. Картина алтаря представляет Вознесение к небесам Девы Марии. Картина является образцом раннебарочной порталовой архитектуры 1649 года. Всего в храме 19 алтарей, изготовленные различными известными мастерами тех лет. Известнейшая статуя Мадонны с младенцем 1420 года, называемая Тынская Мадонна на троне, расположена в алтаре правого бокового нефа. Орган Тынского храма – самый старый из имеющихся в Праге, его создал в 1673 году немецкий мастер Ганс Генрих Мундт (Hans Heinrich Mundt). Другие древние предметы – старинная оловянная купель (1414 год), украшенная рельефами апостолов, и кафедра из камня, выполненная в готическом стиле (15 век). В храме находится около 60 надгробий.

Лоретанский монастырь

Лоретанский монастырь (Klášter Loreta).
Чехия, Прага (Praha) 1 – район Градчаны (Hradčany). Лоретанске площадь (Loretánské námĕstí) 7.

Лоретанский монастырь или Лорета находится в районе Градчаны (Hradčany), на Лоретанске площади (Loretánské námĕstí).
Название „Лорета” (Pražská Loreta) применяется ко всему комплексу римско-католического Лоретанского монастыря (Klášter Loreta) , частью которого является костел Рождества Христова (Kostel Narození Páně), здания монастыря, часовня Святой Анны (Kaple svaté Anny), часовня святого Франциска Ассизского (Kaple svatého Františka Serafinského), часовня святого Антония Падуанского (Kaple svatého Antonína Paduánského), часовня Святого Йозефа (Иосифа, Kaple svatého Josefa), часовня Святого креста (Kaple svatého Kříže), часовня Скорбящей Богоматери (Kaple Panny Marie Bolestné), Святая хижина Девы Марии Лоретанской (Santa Casa) и Лоретанская сокровищница (Loretánský poklad).

Лореты – это священные хижины, которые являются копиями дома матери Иисуса, изначально находившегося в Назарете. До рождения Христа в нем жила Мария, сюда вернулось из Египта Святое семейство, сюда возвращался Спаситель для отдыха от своих странствий. Примерно в 1291 году паломники разобрали домик и он был вывезен на корабле и попал в Лорето в Италии.
Но согласно легенде: в день, когда сарацины в 13 веке осаждали Палестину, ангелы перенесли дом Девы Марии, находившийся изначально в Назарете, в итальянский город Лорета. Пролетая над Европой, ангелы периодически отдыхали, и в тех местах оставались частички хижины, из которых „вырастали” памятные Лореты.

После битвы при Белой Горе, когда Чехию начали обращать в католичество, такие хижины, стали ставить по всей Чехии. Всего их было построено больше пятидесяти. Главная в стране Святая хижина, или Лорета, находится во дворе монастыря.

История пражского Лоретанского монастыря относится к началу 17 века.
В 1626 году благочестивая дама Катержина из рода Лобковицев (Kateřina Benigna z Lobkovic) пожелала создать в Праге копию Святой хижины Девы Марии (Santa Casa) в итальянском городе Лорето. Моделью послужила святая хижина в Микулове, построенная кардиналом Дитрихштейном (Diettrichstein), которой восхищалась во время визита графиня. На строительство пражской Лореты она пожертвовала участки земли, принадлежавшие семье Лобковиц, духовное управление будущей святыней она поручила капуцинам, а для строительства пригласила из Вены архитектора Джованни Баттисто Орси (Giovanni Battistо Orsi). После его смерти строительство продолжил Андреа Аллио (Andrea Allio).

Строительство началось в 1626 году, а в 1631 году она была освящена кардиналом Гаррахом (Harrach) . Это было простое кирпичное строение. Считается, что при строительстве хижины было использовано несколько кирпичей и балок, привезенных из хижины в итальянском Лорето. В 1661 году Святая хижина была обнесена украшенной фресками крытой аркадой.

В 1730-е годы под руководством архитекторов Криштофа (Kryštof Dientzenhofer) и его сына Килиана Игнаца Динценхофера Святая хижина была украшена итальянскими мастерами в технике стукко, с изображением ветхозаветных пророков и христианских святых.

Внутри Святой хижины находится серебряный алтарь и деревянная статуя Девы Марии вырезанная из липы в 17 веке. Ее высота 1.1 метр. Под зданием расположена усыпальница семьи Лобковиц.

По обеим сторонам входа в хижину установлены два фонтана, символизирующие Воскресение и Вознесение: один из них украшен скульптурой „Воскресение Христа” (1740), а другой – „Успение Богоматери” (1739, сейчас копия, оригинал хранится в Лапидарии Национального музея). Автором фонтанов является Михал Ян Брюдерле (Michal Jan Brüderle). После его смерти работу закончил Рихард Прахнер (Richard Prachner).

Вокруг Святой хижины в начале 17 века начал возводиться монастырский комплекс.

Рядом с хижиной была заложена часовня святой Анны (Kaple svaté Anny), которую освятили 25 марта 1631 года. Мелодичный перезвон с часовой башни часовни впервые раздался 15 августа 1695 года. Колокольная композиция была составлена в 1694 году часовщиком Петером Нойманном из тридцати колоколов и колокольчиков. Святыня стала центром паломничества, что обусловило расширение комплекса строений.

В 1717 году, посредине восточного крыла обходной аркадной галереи, начинается строительство костела Рождества Христова (Kostel Narození Páně). Строительство проходило под руководством архитектора Килиана Игнаца Динценхофера (на немецком языке Dientzenhofer Kilian Ignaz), а завершил в 1735 году Г. Айхбауэр. Его нетрадиционный фасад напоминает барочный дворец, украшенный посередине высокой изящной башней. В барочной башне размещены 27 колоколов, отлитых в 1691-1694 годах в Амстердаме мастером Фроммом. Это дар пражского торговца мануфактурой, чья дочь исцелилась от чумы благодаря молитвам Деве Марии Лоретанской. На установленных на башне часах каждый час звучит церковный гимн „Тысячекратно славим Тебя” посвященный Деве Марии.

Фасад Лореты украшают фигуры евангелистов, святой Анны и Девы Марии. Расположенный над входом в Лорету балкон украшен статуями Святого Йозефа (Иосифа) и Святого Иоанна Крестителя. Внутреннее убранство костела считается одним из самых роскошных – здесь находятся замечательные алтари эпохи Ренессанса, своды, расписанные великолепными фресками и большое количество скульптурных украшений. В костеле хранятся мощи священномученика Феликиссима (Felicissimus) и святой мученицы Маркии (Marcia) в роскошных нарядах; лица скелетов прикрыты посмертными масками из воска.

В комплекс монастыря входит капелла Девы Марии Скорбящей (Panny Marie Bolestné), в которой на главном алтаре находится старейший скульптурный ансамбль всего комплекса – готическая Пьета первой половины 15 века. На боковом алтаре распятье святой Вильгефортис (Svatá Starosta) , с усами и бородой, легенда гласит, что она вымолила усы и бороду, чтоб не понравится языческому жениху, за которого ее хотел выдать замуж отец. К этой фреске в Лоретанском монастыре часто приезжают молодые девушки и просят Старицу помочь им удачно выйти замуж.

В западном крыле монастыря находится Лотеранская сокровищница, где хранятся предметы культурного наследия, которые обладают неоспоримой ценностью. Это дароносицы, литургические предметы 16-18 веков.

Одним из удивительнейших произведений искусства является дароносица „Пражское солнце” . Это работа ювелиров Иоганна Кунихбауэра и Матиаса Штегнера, выполненная из серебра и золота, и украшенная 6222 бриллиантами. А самой древней святыне в Лоретанской сокровищнице, серебряному позолоченному потиру, выполненному в готическом стиле, и на котором нанесены изображения покровителей Праги, около 500 лет.

центральный фасад костела башня костела Рождества Христов а Лорета (Pražská Loreta)
скульптура святого скульптурная группа ангел

Уходящий шпилями в пражское небо, грандиозный и мистически-прекрасный, загадочный и геометрически совершенный, собор святого Вита словно легендарный магнит алхимиков притягивает миллионы туристов, напоминая о вечном стремлении духа и разума к божественной гармонии.

Этот молчаливый свидетель и сопричастник истории Чешского государства, строившийся почти шесть веков, обладает впечатляющей энергетикой и хранит тайны погребенных здесь чешских королей и архиепископов.

Являясь архитектурным символом и оплотом духовности Чехии, ее национально-исторической и религиозной святыней, он по праву входит в тройку красивейших соборов Европы.

История строительства собора

Полное название пражского собора – собор святого Вита, святого Вацлава и святого Войтеха. Согласно легенде, в 925 году воевода Богемии и горячий проповедник христианства святой Вацлав основал эту церковь.

От Генриха I он получил в дар фрагменты мощей почитаемого в Европе святого Вита, погибшего за веру мученика, исцеляющего болезни.

Святой Адальберт – второй епископ Чехии, потерявший жизнь во время миссионерства. Эти святые считаются покровителями и духовными хранителями Чехии и Праги.

Вначале небольшая церковь представляла собой круглую ротонду диаметром около 13 м.

В 1060 году по основанию Пражской епархии было принято решение расширить церковь, и она превратилась в трехнефную базилику.

После преображения епархии в архиепископство, по инициативе короля Богемии Карла IV было решено построить на месте прежней базилики большой готический собор для проведения богослужений, коронаций и погребения правящих особ и архиепископов.

И волею судеб это грандиозное строительство, начатое в 1344 году было завершено лишь в 1929 году. Таким образом каждое из проходящих шести столетий вносило свою лепту в настоящий архитектурный облик собора.

Подготовивший проект и начавший строительство французский архитектор Матиас, приверженец точных геометрических пропорций и математических расчетов, неожиданно скончался на восьмом году строительства, и «эстафету» принял его молодой и более творческий швабский «коллега» Петр Парлерж, внесший в создаваемый строгий готический образ свои художественные инновации.

Затем собор достраивали его сыновья, но начавшиеся в 1419 в Чехии гуситские войны надолго приостановили работы.

В 1490 году при правителе Владиславе Ягеллоне возведение церкви возобновилось, а через 20 лет вновь угасло из-за нехватки средств на столь пышное строительство. Однако богослужения в соборе не прекращались, и даже будучи недостроенным он никогда не пустовал.

Значительный ущерб собору был нанесен пожаром 1541 года. Горело все - статуи, иконы, церковная утварь. Во время восстания сословий в 1619 году церковь св. Вита была изрядно разграблена ворвавшимися протестантами.

В период войны с Австрией, в 1740 году стены собора сильно пострадали от артиллерийских обстрелов, а спустя еще три года в главную башню попала молния и расколола купол. Плачевное состояние важнейшей чешской духовной и исторической реликвии требовало значительной реставрации.

И наконец в 1873 году под руководством архитектора Йозефа Краннера в соборе начались грандиозные восстановительные работы. Для придания церкви облика в соответствии с первоначальным замыслом были использованы сохранившиеся чертежи Петра Парлержа, строительство продолжалось в неоготическом стиле.

Лишь к 1939 году основные работы были завершены, и собору придан тот законченный облик, который восхищает туристов и по сей день.

Внешний вид храма

Шпили собора видны из любого района Праги, он незримо присутствует в киноленте городской жизни. Когда впервые приближаешься к нему, возникает ощущение неземного, «космического» величия.

Главный неф имеет высоту 34 метра, самая высокая Южная башня – 96 метра.

С запада возвышаются еще две башни 82-метровой высоты. Однако собор отнюдь не «подавляет» своими размерами – напротив, согласно средневековым готическим представлениям о присутствии в храме anima mundi , или «мировой души», связующей Бога и человека, создает впечатление гармонизирующего и легкого устремления в небо.

Такой эффект достигается за счет четко выверенных пропорций и ажурной кружевной резьбы, покрывающей его каменные стены.

На одной из башен – характерная фигурка петуха, который символизирует благовестие и по легенде считается «спутником» святого Вита.

В собор можно пройти через западные ворота. Три входных портала украшены барельефами. На центральном изображены сцены строительства храма – от создания первоначального проекта до торжественного вноса мощей святых.

На левом портале — чудесные деяния и истории из жизни святого Вацлава, на правом – святого Войтеха. Много на фасаде красноречивых фигур и изображений злобных химер и горгулий, которые по замыслу должны отпугивать злых духов, однако в реальности служат надежными водостоками.

С южной стороны перед входом в башню находятся т.н. «Золотые ворота» — в древности здесь был главный торжественный вход в храм для представителей высшего сословия. Это тройная готическая арка, которую покрывает выложенная из позолоченного стекла мозаика, изображающая сцены из Страшного суда.

На них шесть святых покровителей Чехии умоляют Христа помиловать души грешных. Шедевр создан из миллиона фрагментов венецианского стекла более чем 30 оттенков. Мозаика придает порталу характерное золотистое сияние.

Интересно рассмотреть и решетки перед этими воротами – на них изображены ремесла, подходящие для каждого знака Зодиака: согласитесь, довольно неожиданное решение с учетом того, что по церковным понятиям астрология – абсолютная лженаука.

А в нише этих ворот можно увидеть мозаичное распятие, выполненное по канонам православия. На это указывают четыре гвоздя, которыми Спаситель был прибит к кресту (католики считают, что их было три). Наличие православного распятия в этом воплощении католицизма – одна из многочисленных загадок собора.

Интерьеры и внутреннее убранство собора

Внутреннее помещение собора также поражает размерами и роскошью убранства. Двадцать восемь мощных колонн, поддерживающих свод, галерея-балкон, разделяющая пространство условно на «земную» и «небесную» части.

Благодаря восхитительным витражам работы более 20 мастеров (среди которых известный модернист ), преобразующим и преломляющим свет, в соборе всегда «живет» сияние солнца. Витражи изображают картины из Священной истории, повествуют о сотворении мира и жизни святых.

Очень красивы капеллы, изолированные боковые ниши – специальные помещения (часовни) в храме для семейной молитвы представителей самых богатых и знатных родов средневековой Чехии. Они словно соперничают друг с другом роскошью и красотой отделки. Здесь покоятся останки членов этих фамилий, мощи святых, архиепископов и епископов.

Каждая капелла (их 23) – и сокровищница, и произведение искусства, и каждая имеет свою историю. Статуи и останки святых, старинные надгробные плиты, изысканные витражи, отделка драгоценными и полудрагоценными камнями, религиозные реликвии – во время экскурсии хочется внимательно и подробно рассмотреть их все.

Безусловно впечатляет капелла святого Яна Непомуцкого, священника и мученика. Надгробие выполнено из двух тонн серебра, а местами имеет платиновое и золотое покрытие.

Скульптуры, изображающие святых, добродетели и ангелов притягивают внимание, их хочется долго рассматривать, восхищаясь мастерством создавшего их в 1833 году архитектора из Вены Фишера фон Эрлаха.

Перед главным алтарем находится королевская усыпальница, состоящая из крипты (верхней части) и ротонды (нижней). Здесь покоятся останки чешских королей и членов их семей.

Над ней – балкон королевской капеллы, в которой монархи их семьи молились. С этого балкона четко видно лица усопших монархов, высеченные в мраморных плитах саркофага. При этом для остальных молящихся верх саркофага не виден.

Балкон отделан красивой лепниной в виде переплетенных ветвей. Колонна молельни украшена фигурками рудокопов, добывавших на Кутной горе серебро, – королевская дань уважения тем, чей труд позволил финансировать строительство церкви.

Интересна библиотека собора, в которой хранятся рукописи, датированные средними веками. Гордость книгохранилища – старинное Евангелие XI века.

Отдельного внимания заслуживает отделанный в стиле рококо орган, который считается одним из самых красивых в Европе. Здесь нередко устраиваются концерты органной музыки.

Обязательно стоит преодолеть 298 ступеней по узкой винтовой лестнице, чтобы насладиться потрясающим видом на Прагу, открывающимся с самой высокой южной башни-колокольни. Долгий подъем по крутым ступеням, видимо, призван напомнить каждому о тесном и трудном жизненном пути по дороге к истинному свету.

А неожиданно близкое пражское небо, взгляд с высоты на суету городской жизни гармонизируют общее впечатление об экскурсии и философский настрой.

За золочеными решетками находятся соборные колокола. Самый большой из них – «Зигмунд» весит почти восемнадцать тонн и создан в 1549 году. Колокола были отлиты взамен уничтоженных пожаром 1541 года.

Весьма примечательны и часы на южной башне. У них одна стрелка и два циферблата, один из которых показывает часы, а второй – минуты.

Где находится собор св. Вита и как до него добраться

Башенные шпили собора в Праге заметны отовсюду. Он находится в самом «сердце» города – в Пражском граде, а точнее – в третьем дворе этого городского комплекса (Hrad III. Nádvoří ).

Трамваи 22 и 23 маршрутов доставят туда от станции метро «Malostranska ». Открыт собор ежедневно, кроме воскресенья, с 9.00 до 17.00 .

Входить в него можно бесплатно, однако для осмотра башен, часовен и внутренних помещений потребуется наличие билета. Очень удобно при этом приобрести билет, позволяющий в комплексе осмотреть достопримечательности Пражского града. Его стоимость зависит от количества предлагаемых к осмотру зданий и составляет 100-350 крон.

Адрес собора Святого Вита на карте Праги:

Посмотрите интерьер собора в этом видеоролике:

Посещение собора св. Вита безусловно станет незабываемым. Олицетворяемая им многовековая история, пронизанная религиозным духом и потрясающей энергетикой, воплощенная в грандиозных произведениях искусства и драгоценных материалах позволит в полной мере ощутить непосредственное приобщение к высочайшим ценностям мировой духовной культуры.