Open
Close

Сочувствие в рассказе юшка. Что писать в сочинении Нужно ли сочувствие и сострадание к людям

Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?
Сиротства человек не терпит,
и оно – величайшее горе.
А. Платонов
Ни у кого не вызывает сомнения, что такие чувства, как сострадание и сочувствие необходимы в жизни каждого человека. Без них современный мир стал бы ещё более жестоким и несправедливым. Потому что сострадание и сочувствие – это умение сопереживать чужому горю, желание помочь незнакомому че6ловеку, попавшему в беду. Эти чувства надо воспитывать с раннего детства на примерах из жизни Недаром об этой теме говорят по телевидению, пишут в газетах. А также эта тема продолжает волновать писателей и поэтов.
В рассказе Леонида Андреева «Кусака» затронута тема любви к братьям нашим меньшим, в животным, а именно, к собаке. На этом примере особенно ярко видно, как меняется характер Кусаки, когда к ней проявляют сострадание, даже если это происходит кратковременно. Так злобная и кусачая собака постепенно превратилась в доброго преданного друга. Автор описывает это превращение такими словами: «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака». Но счастье её было недолгим. Девочка, получив любовь и преданность Кусаки, бросила её и даже не попрощалась. И собака опять осталась одна. Я думаю, что после этой встречи она станет доверять людям ещё меньше. Но нельзя во всём обвинять девочку, потому что она сама ещё ребёнок. Наверное, и ей было тяжело расставаться со своим новым другом. Это был первый урок сострадания в жизни девочки и, будем надеяться, не последний. Когда она вырастет, то не сможет пройти мимо одинокого человека и постарается прийти к нему на помощь. Потому что гораздо страшнее, когда среди нас есть такие люди.
Главный герой из рассказа Андрея Платонова «Юшка» как раз был таким человеком. Несмотря на то, что все окружающие его люди: и дети, и взрослые – унижали и оскорбляли его, сам Юшка сумел сохранить в себе те чувства., которые по отношению к нему никогда не проявлялись. Он не озлобился по отношению к людям, а терпеливо сносил и побои, и оскорбления, и удивительным образом верил в чудо. Это «чудо» должна была совершить девочка, которая хотела стать врачом. И Юшка как мог помогал ей и верил, что именно она сможет изменить его жизнь, вылечив его. Больше всего в этом рассказе меня поразило, что взрослые с равнодушием наблюдали за действиями детей, вместо того, чтобы учить их милосердию и доброте. В будущем они могут оказаться на месте Юшки. Человек живёт в обществе, поэтому конечно очень важно уметь, а главное желать оказать помощь и своим близким и совершенно незнакомым людям. И в то же время каждый из нас надеется, что оказавшись в трудной ситуации он обязательно дождётся поддержки и сочувствия. Но самое главное, люди не должны быть равнодушными и жестокими.

МОУ «Тюльпанская основная общеобразовательная школа»

Открытый урок по литературе

Тема: Милосердие и сострадание в рассказе А. Платонова «Юшка»

Учитель: Макарова Ольга Ивановна

Цели: 1.продолжить знакомство с творчеством А. Платонова; помочь учащимся в осмыслении содержания рассказа «Юшка»; учить видеть проблемы, поднятые автором.

2.Развивать навык анализа произведения, логическое мышление, монологическую речь уч-ся.

3.Воспитывать личность духовно-нравственную, умеющую сострадать; прививать интерес к произведениям А. Платонова.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к рассказу, тест на отдельных листах, эпиграфы к уроку.

Эпиграфы к уроку:

Побеждай зло добром. (Библия)

Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот кто не может…? (совершить зла)

(Ю. Никулин)

Ход урока

I .Вступительное слово учителя

На уроке мы с вами будем говорить об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о любви к ближнему, об умении сострадать обиженному судьбой, об ответственности за свои поступки. Сегодня мы войдём в художественный мир А. Платонова, анализируя его рассказ «Юшка».

II .Сообщение темы урока

III . Работа по новой теме

Вспомним факты из биографии писателя.

1. Выступление учащегося

Мы уже знакомы с жизнью и творчеством А. Платонова. Автор многих рассказов, он в большинстве произведений предстаёт перед нами как писатель, которого волнуют проблемы нравственной чистоты и морального уродства. Именно об этом и идёт речь в его рассказе «Юшка», где художник слова прикасается к самому острому и чувствительному нерву жизни-взаимоотношению человека с человеком.

2.Беседа.

Какова, на ваш взгляд, тема рассказа? (Взаимоотношения между людьми)

А идея? (Побеждай зло добром)

Да, именно эти слова из Библии и являются одним из эпиграфов к нашему уроку. На примере жизни героев А.Платонова и попытаемся доказать, что добро побеждает зло.

IV . Работа над текстом

1. Беседа

Как этой мысли подчинена композиция рассказа? Вспомните начальную и финальную сцены. Перекликаются ли они?

Такой приём называется обрамление. Он помогает автору полнее раскрыть сущность нравственной связи между людьми: добро Юшки продолжила девушка, которой он помог получить образование.

Одна из несомненных удач Платонова- главный герой рассказа Юшка. Найдите описание Юшки. (чтение эпизода)

Платонов- мастер детали. Какая деталь помогает острее и глубже представить нам внешний облик персонажа?(глаза)

Да, глаза- зеркало души. Душа Юшки плачет. Разумом мы мыслим, а именно душой сострадаем, любим, ненавидим.

Какие эпизоды, связанные с Юшкой, произвели на вас особенно сильное впечатление?

2. Работа над эпизодом.

Поработаем над эпизодом «Отношение детей к Юшке», в тетрадях и на доске запишем своеобразный «психологический» этюд поведения, а главное- чувств, состояния героев.

Дети: …переставали играть, бежали, кричали;

поднимали ветки и бросали;

снова окликали, бросали, трогали и толкали;

опять толкали и кидали комья земли;

сильнее толкали…кричали вокруг Юшки;

делали слишком больно;

радовались.

Юшка:…ничего не отвечал и не обижался;

шёл тихо и не закрывал лицо;

шёл и молчал;

не трогал и не отвечал;

говорил;

радовался.

Дети и Юшка ведут себя по-разному, а вывод одинаковый- радовались. Почему?

Каким предстаёт перед вами Юшка? А дети?

А теперь вопрос личностного характера: вообразите себя свидетелем того, как «…дети кидали в Юшку комья, толкали старика и кричали вокруг него». Как бы поступили вы?

Как вы понимаете слово «сострадание»?

3.Работа со словарём.

Сострадание- жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

А как относились взрослые к Юшке?

Почему Юшка не обижался на взрослых? Найдите подтверждение в тексте.

А были ли счастливые мгновения в жизни Юшки?

4.Пересказ эпизода

Что нового мы узнаём о Юшке?

Как часто бывал Юшка наедине с природой? Как это характеризует Юшку?

Так кому же помешал Юшка, никогда никому не приносивший зла, никогда никого не обидевший?

Чем закончилась встреча прохожего и Юшки?

Каким предстаёт прохожий? А Юшка?

Вот так закончилась жизнь тихого, робкого, доброго, любившего всех Юшки. Закончилась тогда, когда он осерчал первый раз в жизни, именно осерчал, а не разгневался, потому что разгневаться Юшка не мог в силу своего характера. Он очень добрый человек. А осерчать надо было- нельзя всё время терпеть.

Когда люди увидели, что за человек был Юшка?

Зачитайте сцену похорон. (чтение эпизода) Почему людям стало без Юшки грустно?

Почему после смерти он стал Ефимом Дмитриевичем?

Было ли, на ваш взгляд, что-то общее в облике и характере Юшки и молодой девушки-врача?

Как воспитанница Ефима Дмитриевича распорядилась своей судьбой?

Вывод: Казалось бы, что выросшая без родителей девушка, испытавшая нужду и лишения, должна ожесточиться на несправедливость жизни, на людей, обижавших её. Но этого не случилось. Она видела перед собой пример великодушия, отеческой заботы, самопожертвования. Этим примером был Ефим Дмитриевич, душа которого переполнена состраданием, заботой от тех, кто по его мнению, больше нуждался в них, чем он сам.

Изменилось ли ваше отношение к людям после прочтения рассказа?

V . Закрепление

Тест (ответы на доске)

1) Слова Б.Л.Пастернака: « Верю я, придёт пора.силу подлости и злобы одолеет дух добра»- можно отнести:

а) к Юшке;

б) дочери кузнеца;

2) Юшка не разгневался на несправедливость прохожего потому что:

а) был пуглив от природы

б) был очень добр от природы

в) притерпелся к человеческой жестокости

3. «Глаза же были у него белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слёзы». Это сказано:

а) об Акимыче

б) о кузнеце

а) презирает Юшку за непротивление злу

б) считает его нравственным человеком

в) жалеет

5. Странность Юшки объясняется:

а) его незащищённостью

б) безотказностью

в) безграничной добротой.

6. «Без Юшки жить людям стало хуже», ибо:

а) ушёл добрый человек, терпеливый к слабостям других

б) не на ком стало срывать зло и обиду

в) это был человек, который брался за любую работу.

7.Юшка оставил после себя:

а) память о своём трудолюбии

б) девушку-сироту, которую он выучил

в) память о своей безответственности.

8. Жанр произведения:

б) повесть

в) рассказ

9. Название произведения:

а) указывает на главного героя

б) определяет его тематику

в)имеет обобщающий смысл

Ребята, а теперь обратите внимание на слова Ю. Никулина, написанные на доске, закончите их.

Д\з 1. Сочинение-миниатюра «По нравственным законам жить…» (Как я понимаю эти слова)

2.Монологический ответ на тему: Какую надпись вы сделали бы на надгробии Юшки? (на выбор)

VI . Заключительное слово учителя

Обобщая сказанное, хочу прочесть вам стихотворение:

Друзья мои! Давайте с нынешнего дня

Начнём с себя!

Научимся людей любить,

По нравственным законам жить.

А чтобы поняли тебя-

Начни с себя!

  1. Урок доброты по рассказам А. Платонова «Юшка», «Любовь к Родине, или Путешествие воробья», «Корова» (7 класс)

    Урок

    ... сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем; милосердие ... между собой, и темой данного урока. Ребята... обсуждение содержания рассказа А. Платонова «Юшка ». В о п р о с ы: Найдите описание Ефима Дмитриевича (Юшки ). Почему...

  2. Тема: «Филологический анализ текста как путь к успешному развитию компетенций учащихся в области русской словесности»

    Документ

    Ресурсы грамматики в рассказах А.Чехова «Студент», Л.Андреева «Ангелочек», «Кусака», А.Платонова «Юшка », М.Шолохова. « ... сегодня…… …(милосердие ) – это одна из сквозных тем русской литературы... ей было жаль меня! Сострадание - чувство, которому покоряются...

  3. Литература 5-9 классы

    Литература

    1 ч. «Соловей». Внутренняя тема стихотворения Пушкина и переложение... единственным проявлением милосердия в стихотворении. ... законам жизни, сострадание и непреклонность, жестокость... чтения по рассказу А. Платонова «Юшка ». Теория литературы...


В наше время очень часто можно услышать фразу: «Добро должно быть с кулаками». На мой взгляд, в этом выражении есть что- то противоестественное, ведь понятия «добро» и «кулаки» несовместимы. Добро – это одна из высших нравственных категорий, которая подразумевает бескорыстную способность человека совершать благо по отношению к другим. Над вечными проблемами добра и зла не раз задумывалась русская литература.

Героями произведений А. Платонова часто становятся «странные» люди, не похожие на других, не понятые окружающими. Одним из них является Юшка, главный герой одноимённого рассказа. В глазах окружающих Юшка – «юрод негодный», ущербный, не умеющий жить человек. Над ним издеваются и дети, и взрослые. А он только кротко улыбается в ответ или спрашивает: «Должно быть нужен я вам, должно вы меня любите, раз обижаете?» Легко ли живётся Юшке? Очень нелегко.

Он болен, работает с утра до ночи. Описывая внешность героя, автор особенно выделяет глаза. В них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы. Характер Юшки выявляется и в его отношении к природе. Он целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтобы не испортить своим дыханием, гладил кору деревьев, подымал с земли мёртвых жуков и бабочек и долго вглядывался в их лица, «чувствуя себя без них осиротевшим». Платонов строит своё повествование так, что только в финале рассказа мы узнаём всю настоящую правду о Юшке. Когда-то этот человек взял на себя заботу о девочке-сироте и всю свою жизнь посвятил ей. Он не тратил на себя денег, которые зарабатывал, отказывал себе во всём, чтобы отдать девочку в пансион, выучить в университете.

Как часто слышал Юшка от прохожих: «Зачем ты живёшь на земле, божье чучело?» Но Платонов доказывает читателю, что жизнь Юшки не была напрасной. Его любовь и доброта помогли вызвать к жизни талант в другом человеке. Его приёмная дочь стала врачом и приехала в Юшкин город, чтобы лечить и спасать от смерти людей, которые глумились и издевались над её приёмным отцом. Добро, по мысли автора, рождает милосердие, сочувствие и отзывчивость.

В мире, который нас окружает, разлито много зла. Но только добро может победить это зло. Прав был Ш.Руставели, сказав:

Лишь добро одно бессмертно,

Зло подолгу не живёт.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-06-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Я прочитал очень трогательный рассказ А.Платонова «Юшка. Он был маленького роста и необы­чайно худой. На «сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие се­дые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неосты­вающие слезы». Эта деталь очень важна для автора. Я думаю, что этим он подчеркивает, что душа его была ранима, он отличался необыкновенной чувствительностью. Как же жил этот человек? Ранним утром Юшка уже был в кузнице, раздувал мехом горн, носил воду и песок. И так целый день, до самого вечера. За работу его кормили щами, кашей и хлебом, а вместо чая Юшка пил воду. И хотя герой получал небольшое жалованье, но многие годы но­сил одну и ту же одежду. Его жалкий вид вы­зывал раздражение как у детей, так и у взрослых, которые часто говорили про него нерадивым ученикам: «Вот ты будешь такой же, как Юшка. Вырастешь, и будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках». Дети часто обижали Юшку на улице, кидали в него ветки, камни. Старик не обижался, спокойно шел мимо. Дети не понимали, почему им не удается вывести Юшку из себя. Юшка никогда не отвечал злостью на злость, он даже видел в этих издевательствах странную и непонятную форму любви к себе. Взрослые ничем не отличались от детей. От кротости и безответности Юшки мужики приходили в бешенство и ожесточенно избивали его.Как видим, окружающие обижали его, а он платил им за это кротостью и любовью. Люди не могли понять этого, но где-то чувствовали, что эта любовь воз­вышает его над ними, поэтому ненавидели и били еще сильнее. Никто никогда не понимал, о какой любви говорит этот блаженный: «Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие?.. Вы, должно быть, любите меня?.. Отчего я вам всем нужен?..»Кроме того, он любил все живое на земле и восхищался этим. Только оказав­шись наедине с природой, он мог выразить весь свой восторг и любовь. Можно сделать вывод, что этот человек обладал редким даром любви ко всему живому, он и жил для этого. Но особенно любил он Дашу, которая осталась сиротой, но Юшка вырастил ее, выучил в Москве, отказывая себе практически во всем: никогда не пил чай, не ел сахара, во многом экономил. Став врачом, девушка приехала в городок к Юшке, чтобы вылечить его от чахотки, болезни, которая мучила его долгое время, но было уже поздно. Единственный раз Юшка посмел возразить, за что и поплатился жизнью. Всего один раз он показал себя живым человеком, утверждающим свое право на жизнь: «А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить роди­телями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, зна­чит, нельзя!..» Это было тогда, когда вечером к Юшке прицепился на улице прохожий да толкнул старика так, что тот упал навзничь. Больше Юшка уже не поднялся: кровь пошла у него горлом, и он умер.
На похороны доброго старика пришли все: дети, взрослые - все, кто «мучил его при жизни». «Прощай, Юшка, и нас всех прости!» - сказал столяр на погребении. Юшку похоронили. Ушел человек, на котором все вымещали зло, и теперь люди стали это делать друг на друге. Неслучайно автор замеча­ет: «Однако без Юшки жить людям стало хуже, потому что теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, который терпел всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство». И только после смерти люди поняли, каким человеком был этот казавшийся им таким жалким старик, только после его смерти убедились, что Юшка все-таки был прав, что действительно нужен людям.
Писатель сожалеет, что в свое время люди не смогли оценить красоту души этого человека, сердце их оказалось черствым и слепым. Они считали Юшку бесполезным человеком, которому нет места на земле, а понять, что этот старик прожил жизнь не зря, они смогли, лишь узнав о его воспитаннице Немногие способны на такой благородный бескорыстный поступок. А.Платонов показал в рассказе значимость любви и добра между людьми, которые способны переносить невыносимое, выживать в условиях, в которых выжить, кажется, невозможно. Писатель заставляет понять, что такие люди могут преобразить мир, и Юшка в этом рассказе предстает перед нами человеком, обладающим глубокими чувствами. Рассказав эту грустную историю, писатель призывает нас не черстветь, не ожесточаться душой, он хочет, чтобы наше сердце «видело» важность каждого человека на земле. Ведь все люди имеют право на жизнь, а Юшка еще и доказал, что прожил ее не зря. Рассказ А. П. Платонова учит состраданию и милосердию. Нельзя окружающих людей оставлять в беде, нельзя обижать беззащитных, тех, кто сла­бее. Добрые дела обычно возвращаются сторицей. Добро и любовь, питавшие его сердце, остались людям, ведь все нуждаются в нем, хотя не всегда в этом признаются.