Open
Close

Стратегиальный подход к чтению. Рассказ К.Ушинского "Спор деревьев"

Галина Писклова
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Спор деревьев»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии .

Воспитатель : Писклова Г. А.

Тема : «Спор деревьев »

Приоритетная область – экология

Цели : уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т . д.)

Продолжать учить классифицировать растительный мир леса.

Упражнять в определении породы деревьев по внешнему виду листьев.

Подвести к пониманию важности разных пород деревьев в жизни животного мира и человека.

Интеграция образовательных областей

Чтение художественной литературы :

Цели : познакомить с произведением К. Д. Ушинского «Спор деревьев » .

Понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию.

Коммуникация : закрепить умение образовывать прилагательные от существительных (дуб-дубовый)

Учить составлять короткий рассказ по картине.

Развивать речь.

Воспитательные задачи : воспитывать любовь к природе, развивать эмпатию.

Материалы к занятию : аудиозапись «Времена года» , картинки деревьев и образцы листочков с этих деревьев , картина «Осень в лесу» , рассказ К. Д. Ушинского «Спор деревьев » .

Методы и приемы :

1. Рассматривание.

2. Описание.

3. Оживление.

4. Чтение.

5. Беседа.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Загадка : Дни стали короче, длиннее стали ночи

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

(осень)

Воспитатель. Как вы догадались, что это бывает осенью? Давайте подойдем к окошку и посмотрим на осенний пейзаж. Посмотрите на небо, на траву, деревья , кусты. Какие еще приметы осени вы увидели?

(ответы детей)

Послушайте еще одну загадку

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

(лес)

Воспитатель : Сейчас я расскажу вам рассказ о лесе.

Закройте глаза и представьте картину, которую нарисовал художник (ставит на мольберт картину «Осень в лесу» ) Откройте глаза. Похожа эта картина на ту, которую представили вы?

Чем похожа?

Чем отличается?

Что вы на ней видите? (ответы детей)

А хотите попасть в этот лес? Закройте глаза, а отнесет вас туда волшебный ветерок.

Ветрено, ветрено,

Вся земля проветрена.

Ветер листья с веток

Разогнал по свету :

Липовый, березовый,

Желтый лист и розовый

Старый лист газетный

Красный, разноцветный.

Пасмурно, ветрено,

Вся земля проветрена

Ветер, деток унеси –

В лесу осеннем отпусти.

Выставляются картинки деревьев : березы, клена, рябины, дубы, липы, ели. Вокруг них разбросаны листочки, дети открывают глаза и кружатся под музыку П. И Чайковского «Осень» из цикла «Времена года» . Приземляются в лесу

Воспитатель :

Разгадайте новую загадку :

Весной веселит

Летом холодит

Осенью питает

Зимой согревает

(дерево )

Игра «Собери листочки к своему дереву »

Пока звучит музыку, все дети двигаются, гуляют по лесу. Когда музыка прекращается, берут любой лист, бегут к своему дереву и становятся вокруг него. Воспитатель спрашивает какой у кого лист. Дети отвечают : березовый, дубовый, кленовый, рябиновый, липовый.

Воспитатель : послушайте еще загадки

Не загадка это даже

Сразу назовем

Если только кто-то скажет –

Желуди на нем.

(дуб)

Стоит дерево

На дереве-мячики :

Летом- зеленые,

Осенью - румяные.

(яблоня)

Хоть колюча, а не елка

Подлинней ее иголки

А кора тонка, красна,

Та красавица- (сосна)

Однажды эти деревья поспорили между собой , а о чем, вы узнаете, послушав рассказа писателя К. Д. Ушинского «Спор деревьев » .

Чтение рассказа

Спор деревьев

Заспорили деревья промежду собой : кто из них лучше. Дуб говорит :

Я всем деревьям царь ! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрит, листья у меня вырезанные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.

Услышала яблоня, как дуб хвастает и молвила :

Не хвастай много, дубище, ты велик и толст : зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.

Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает :

Погодите, -говорит, - похваляться; вот придет зима, будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было. Я им печки топлю и избы строю.

Воспитатель :

Назовите героев сказки

Так о чем спорили деревья ?

Чем хвастался дуб?

Что говорила яблоня?

Что рассказывала сосна?

Кто же из деревьев важнее ?

Какую пользу приносят нам : дуб, яблоня и сосна?

(ответы детей)

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Хорошо-плохо» .

Затем произносятся «магические слова»

«Полон лес и загадок и чудес» и дети оказываются в детском саду.

Итог занятия .

Цели и задачи урока:

  • продолжать знакомства с произведениями русских писателей;
  • развивать познавательный интерес учащихся;
  • способом проблемного обучения (стратегия “чтение с остановками” или “чтение с предвосхищением” на основе известного рассказа Ушинского учиться создавать свои версии продолжения рассказа;
  • способствовать развитию целенаправленной фантазии и творческому подходу к анализу произведения;
  • синтезу собственной точки зрения на предмет обсуждения;
  • совершенствовать навыки чтения, развивать образное мышление учащихся, творческие возможности, память и внимание;
  • прививать любовь к чтению.

Оборудование урока:

  • портрет писателя К.Д. Ушинского;
  • выставка книг писателя;
  • оформленный уголок к минутке поэзии “Золотая осень”;
  • папки по чтению;
  • индивидуальные задания;
  • компьютер, магнитофон;
  • календарь настроений.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Вход учащихся под музыку “Маленькая страна”. Приветствие, настрой на работу (сядьте ровно, улыбнитесь друг другу, у нас все получится…)).

II. Проверка домашнего задания.

(Творческая работа на листочках, стихотворная форма “санквейн” - пять строк, заслушать работы нескольких учащихся, обсудить, остальные работы дежурный собирает в “волшебную шкатулку”).

Готовясь к сегодняшнему уроку вы получили задание найти и инсценировать произведение или отрывок из произведения К.Ушинского. Сегодня заявили о своем участии три группы. Это произведения: “Два мужика”, “Вместе тесно, врозь скучно”, “Два козлика”.

Но я вас прошу при просмотре быть предельно внимательными, т.к. итогом этой страницы нашего урока будет цифровой диктант (просмотр работ учащихся).

Спасибо всем ребятам. Кто подготовил такие интересные инсценировки.

А теперь отдохнем на “Минутке поэзии”.

Заслушать несколько стихотворений об осени, подготовленных к “Минутке поэзии”.

А теперь проверим, насколько вы были внимательны при просмотре работ своих товарищей.

Цифровой диктант (один ученик работает на компьютере, остальные в папках по чтению).

Истина – ложь. (1-0)

  1. Два козлика встретились на тропинке – 0
  2. Мужик вез дрова – 0
  3. Девочка взяла у брата юлу – 1
  4. Козлики пошли вместе гулять – 0
  5. Подходит ли пословица “Вместе тесно, врозь скучно” - 1
  6. Сено – сухая трава – 1
  7. В рассказе о детях герои – два брата – 0

Проверка работы (ответ) 0010110.

А сегодня на уроке мы будем работать с рассказом К.Д. Ушинского “Спор деревьев”. (Вспомнить основные страницы жизни автора).

Перед вами стопка листочков (это отпечатанный и разрезанный на части рассказ, все листочки скреплены степплером и лежат текстом вниз). Оторвите первый листочек и положите перед собой. Читаем (можно цепочкой или другим способом на усмотрение учителя).

Спор деревьев.

Заспорили деревья промеж себя: кто из них лучше?

Вот дуб и говорит: ….

Обсудить с учениками, что такое спор, какие деревья могли спорить, что мог о себе сказать дуб. Затем здесь и далее читаем у автора.

Я всем деревам царь.

Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата. Верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья, будто из железа вылиты.

Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою...

Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:

Обсуждаем, и предполагаем, что могла сказать яблоня. Читаем у автора после каждого обсуждения.

Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди. Свиньям на потеху. А мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.

Слушает сосенка и иглистой верхушкой качает.

Предположения учеников.

Погодите, - говорит-похваляться; вот придет зима. И будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю. И избы строю.

Карточки сложить перед собой. Читаем весь текст (можно по ролям). Обсуждаем, верно ли мы высказывали мысли деревьев.

Определяем жанр произведения.

Работа с текстом.

Вспоминаем, что у каждого произведения есть начало, основная часть, концовка. Определяем данные части у рассказа “Спор деревьев”.

Работа в группах – придумать свой конец рассказа. (По одному человеку от каждой группы заслушать).

III. Итог урока.

Подведем итог урока. Какие проблемы решали. Чему научились.

Отметки. Спасибо за активную работу.

Урок по русскому языку (развитие речи) для учащихся 5 класса.

Комплексный анализ текста К.Д.Ушинского «Спор деревьев» (при повторении материала за курс начальной школы)

Цель урока : учить детей анализировать текст, задумываться над прочитанным; закреплять навыки находить средства выразительности для характеристики героев; расширять запас слов; повторить орфограммы на правописание безударной гласной в корне слова, на - тся и - ться в глаголах, не с глаголами; повторить пунктограммы на постановку знаков препинания в конце предложения; развивать воображение, логическое мышление.

Оборудование : на столах учащихся – текст К.Д.Ушинского «Спор деревьев», рабочие листы для комплексного анализа текста.

Ход урока

1.Организационный момент.

Слово учителя:

Сегодня мы будем работать с текстом К.Д.Ушинского «Спор деревьев».

К.Д.Ушинский завещал овладевать «даром слова». Следуя этому. постараемся разобраться в смысле текста, обратим внимание на построение текста и другие его особенности.

Но перед этой большой и интересной работой давайте вспомним о К.Д.Ущинском.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824- 1870) удачно сочетал в своей деятельности педагога-ученого и педагога-писателя. Окончил Московский университет, позже переехал в Петербург. Здесь посвятил себя любимомуделу - педагогической деятельности.

К.Д.Ушинский написал и выпустил две учебные книги: «Детский мир» для

детей 10-12 лет и «Родное слово» - для 8-10 лет. По этим книгам учились дети. В содержании учебников можно было увидеть статьи, рассказы, сказки, басни.

Его произведения читаемы и любимы. Это рассказы: «Четыре желания», «Васька и петушок», «Петушок с семьей» и др. Сказки: «Ветер и солнце», «Чужое яичко», «Лиса Патрикеевна и мн.др.»

III. Комплексный анализ текста. Учитель инструктирует учащихся о заполнении рабочих листов.

1.Словарная работа.

Дайте лексические значения словам из текста

Промежду – между,

Молвила – произнесла, сказала,

Потеха - развлечение, забава,

Голёшеньки – голые,

Житья – жизнь.

2.Беседа по вопросам на восприятие текста:

Кто герои произведения? О чем они говорят? Каким настроением проникнута их речь? К какому жанру можно отнести текст?

Герои - деревья: дуб, яблоня, сосна. Они спорят о том, кто из них лучше. Они недоброжелательно относятся друг к другу.

Текст похож на сказку: герои – деревья, они разговаривают, автор их

наделяет человеческими качествами.

3. Построение текста.

На сколько частей (абзацев) делится текст? О чем они? Есть ли концовка у текста?

Текст делится на 3 части. В каждой из них приводится речь одного из героев: дуба, яблони, сосны. Концовки у текста нет.

Как вы думаете почему?

Наверное, следует подумать, как ведут разговор деревья.

5. Определение темы текста.

О чем текст?

Спор о том, кто лучше из деревьев.

6. Определение главной мысли текста.

Как вы думаете, чтобы определить главную мысль, о ком нужно поговорить?

О героях текста.

Задание по вариантам .

Выпишите словосочетания, предложения, характеризующие героев.

Какими качествами наделены герои?

1вар.- о дубе, 2 вар. - о яблоне, 3вар. – о сосне.

Ответы учащихся

Герои

Словосочетания, предложения, характеризующие героев

Вывод

Дуб

«…всем деревам царь, ствол в три обхвата, листья…вырезные»

И др.

Самый главный, сильный, хвастливый.

Яблоня

«… мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает»;

о дубе: «дубище, на тебе одни желуди, свиньям на потеху».

Хвастливая, неуважительная, насмещливая.

Сосенка

«без меня в холодной сторонке житья бы людям не было; я им и печки топлю и избы строю»;

О дубе и яблоне: «вот придет зима, и будете вы оба голешеньки».

Хвастливая, насмешливая.

Можно ли решить спор справедливо, если герои хвастливы, неуважительны друг к другу?

Нет.

А какими надо быть?

Уважительно, по-доброму относиться друг к другу.

Можно ли тогда заметить полезность, красоту каждого героя?

Можно.

Какова главная мысль текста?

Уважительность, доброта, понимание помогут заметить пользу и красоту других. Это можно отнести к героям, деревьям.

Вот над чем надо задуматься, читая текст.

7.Определение стиля текста .

Каков стиль текста? Докажите.

Мы подметили в наших героях характерные человеческие качества, созданы образы. Это признак художественного стиля.

Назовите художественные средства выразительности.

Сравнения, эпитеты, олицетворения.

Учащиеся подбирают и записывают средства выразительности в рабочие листы.

Сравнения. «Сучья будто из железа вылиты; ствол в три обхвата».

Эпитеты . «Листья вырезные, румяное яблочко, на царском столе».

Олицетворения . «Говорит (дуб), молвила (яблоня),заспорили (деревья),слушает (сосенка)».

9.Работа с орфограммами, пунктограммами.

Как вы думаете, на какие орфогрраммы, связанные с правописанием корня слова, много слов в тексте?

На безударную гласную в корне слова, проверяемую ударением.

Подберите эти слова и запишите.

Деревья, говорит, деревам, верхушка, вырезные, вылиты, грозою, на столе, сосенка, качает, похваляться, голёшеньки, зеленые, колючки, в холодной, стороне, топлю.

Выпишите глаголы с не, глаголы на -тся и -ться.

Не кланяюсь, не гнусь, не было, не хвастай; смотрится, похваляться, останутся.

Какие предложения по цели высказывания употреблены в тексте?

Какие знаки препинания поставлены в конце предложений?

Учащиеся отметили, что в основном предложения в тексте повествовательные, в которых каждый из героев сообщает о себе

А какое предложение по интонации: «Я всем деревам царь!»?

Это предложение произнесено с восклицательной интонацией, дуб

обращает внимание на свое превосходство.

Что особенного вы заметили в оформлении речи каждого героя?

Предложения с прямой речью, прямая речь выделяется кавычками и первое слово ее пишется с заглавной буквы, перед ней ставится двоеточие. Прямая речь состоит из нескольких предложений.

IV. Итоги урока . Учитель благодарит ребят за работу и ставит отметки. Ответы учащихся в рабочих листах тоже будут оценены.

Комплексный анализ текста

Фамилия, имя учащегося_______________________________________

1.Сколько абзацев в тексте? О чём они?_____________________________

_____________________________________________________________

2.Тема текста_______________________________________________________

3. Выпишите словосочетания, предложения, характеризующие героев

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Главная мысль текста _____________________________________________

__________________________________________________________________

5. Стиль текста. Докажите свой ответ_________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Выпишите художественные средства выразительности:

эпитеты___________________________________________________________

__________________________________________________________________

сравнения__________________________________________________________

олицетворения______________________________________________________

7. Выпишите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением_________________________________________________________

__________________________________________________________________

8.Выпишите глаголы на -тся и -ться, не с глаголами ____________________

_________________________________________________________________

9.Выпишите предложения с прямой речью (речь одного из героев) ________

__________________________________________________________________

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Макуловская средняя общеобразовательная школа»

Верхнеуслонского муниципального района

Республики Татарстан

Комбинированный урок

Литературного чтения и изобразительного искусства

Во 2 классе.

Тема: К. Ушинский «Спор деревьев»

Рисование по представлению сказочного образа.

Урок творчества.

Тимиряева Любовь Александровна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ «Макуловская средняя

общеобразовательная школа»

Верхнеуслонского района

Республики Татарстан

Макулово 2011

ЦЕЛЬ: Углубить знания о творчестве К.Д Ушинского;

Расширить представления о жизни растений;

Учить детей анализировать произведения, сравнивать, расширять их кругозор, развивать воображение, логическое мышление, речь; совершенствовать технику чтения, продолжать работу над выразительностью речи; воспитывать добрые чувства.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет К.Д Ушинского,(под ним цитата: «Любовь к родной природе-один из вернейших признаков любви к родной стране.

Картинки с изображением дуба, берёзы, сосны, яблони и леса.

Книги К.Д.Ушинского.

ХОД УРОКА:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Доброе утро дети! Доброе утро гости! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

Окиньте взглядом доску и найдите эпиграф урока:

«Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к родной стране»

/К.Д.Ушинский./

Спешите делать добрые дела.

II. СООБЩЕНИЕ О БИОГРАФИИ К.Д.УШИНСКОГО.

Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля 1824 г. В Туле в небогатой дворянской семье. Отец его, Дмитрий Григорьевич Ушинский был образованным человеком. Обучением и воспитанием мальчика занималась мать, - Любовь Степановна. Любовь Степановна умела бережно относиться к природной любознательности ребенка, поддерживать и развивать его пытливую мысль. Любовь к родной природе, ставшая затем частью более глубокого и осознанного чувства – любви к родине – одно из самых характерных устремлений Ушинского.

(Выступление двух учащихся)

ПРОВЕРКА Д/З.

Что нового вы узнали о природе, а точнее о деревьях из наблюдений за ними и из справочников.

  1. ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ НА ЛЕСНУЮ ПОЛЯНКУ.

Ребята, я приглашаю вас на лесную полянку. Закройте глаза, представьте себе, что вы попали в заколдованный лес, в котором стоят деревья разных пород. По правую руку от вас берёза, по левую – дуб, впереди ель, а за ним – ива, сосна и ещё много – много других деревьев.

Представили?

Теперь откройте глаза и послушайте, о чем они могли говорить:

IV Чтение рассказа « Спор деревьев».

У кого возникла потребность высказаться?

Кто узнал эти деревья?

Как называется разговор, который проходил между деревьями?

«Спор деревьев» К.Д. Ушинского. (из толкового словаря Ожегова)

Спор - словесное состязание, обсуждение чего-нибудь в котором каждый отстаивает свое мнение.

Что можете сказать о трех деревьях?

Чтение по учебнику . Хвастаются?

Словарная работа. Как вы поняли слова?

(Промежду себя, деревами, погодите, изба- устаревшие слова)

Чтение по ролям . (показать при чтении свой характер)

Дуб:

Яблоня:

Сосна:

V. Работа по содержанию произведения.

К какому жанру относится?

Кого можно подразумевать под дубом, сосной, яблоней?

Вы все добрые волшебники и мои полноправные помощники. Давайте совместными усилиями расколдуем целый сказочный мир.

Каждому из вас достанется человек, которого надо спасти. И даже если он раньше был не очень хорошим и добрым, ему ведь можно помочь исправиться. Поэтому мы не оставим без помощи ни одного заколдованного человечка в нашем сказочном лесу. Все эти деревья как бы повторяют характер, внешность, возраст, пол заколдованных людей.

Описание деревьев.

(описывают внешние признаки дерева)

Дуб (в народе называют «Могучий, пожилой или молодой? Стройный или нет? Крепкий, с сильными руками, ногами, с добрым лицом, кудрявый)

Яблоня. (Вспомните яблоню весной, когда она расцветает, как невеста стоит, (девушка м/б и женщина средних лет, полная, статная, гордая, знает себе цену.)

Сосна. Старушка, умудренная опытом, много прожила на свете, много повидала.

VI. Рисование по представлению

Сложите альбомный листок пополам. На одной половине нарисуйте дерево, которое вам больше всего понравилось, а на другой половине нарисуйте расколдованного человека

(Самостоятельная работа учащихся)

Описывая эти деревья, мы опирались на внешние признаки, но ведь у человека есть еще и внутренний мир- душа. А что характерно для произведений К.Д. Ушинского?

(Он наделяет неодушевленные предметы человеческими качествами и учит нас бороться с недостатками)

Сам К.Д. Ушинский очень много работал над собой. Главным своим пороком, как и всех людей, он считал эгоизм.

Эгоизм- себялюбие, предпочтение своих, личных интересов, интересам другим, пренебрежение ими.

Что же вы можете теперь сказать о деревьях, которые изобразил нам Ушинский?

эгоисты.

Эгоизм и эгоист- слова родственники, т.к. человек отличающийся эгоизмом, называется эгоист.

Не хвали сам себя, жди когда люди тебя похвалят.

Будут тобой восхищаться!

VII. Минута восхищения!

(подойдите к окну, понаблюдайте, присмотритесь, чем вы можете восхищаться?!

Какая летом стоит береза?

Дети смотрят в окно и представляют.

Учитель читает стихотворение «Березонька»

Что можете сказать об этом стихотворение?

(народ любит березоньку, называет ласково, нежно)

Повторное чтение уч-ся (2-3 уч-ся)

Где бы ни росла береза, всюду она приносит людям радость и свет.

Береза – символ России нашей Родины. И быть ей, да и всем деревьям, на наших

просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!

Берёзка-воистину крестьянское дерево. Она напоминает ситцевый платок, побелевшую хату, русскую печь, кряжистые символы берез напоминают трудовые мозолистые крестьянские руки, которые делают любую тяжёлую работу.

А молодые тоненькие, прямые березки похожие на стройных, с гибкой талией, с русыми косами светлооких русских девушек.

К.Д. Ушинский очень ценил народную мудрость. Песня «Березонька» была включена им в свой учебник «Детский мир». Своими произведениями он воспитывал в детях честность, трудолюбие и доброту. За что мы и благодарны ему.

VIII. Итог урока:

Что бы вы сказали К.Д. Ушинскому?



Школа______________________________Класс___________
2-й вариант

конца.
Спор деревьев.
Вот дуб говорит:


бурям, не гнусь перед грозою.







избы строю.
По К.Д. Ушинскому
Часть 1
1.Выпиши из текста предложение с вопросительным знаком.
Подчеркните слово, в котором буква имеет два звука.


слова.

Глаголы
Имена
Имена
существительные
прилагательные


обведите его.
А) Сосна не приносит пользы людям.
Б) Сосна растёт во фруктовых садах.
В) Сосна – вечнозелёное дерево.
Г) Из сосны строят дома.


«с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова»

_____
Ь – разделительный

__________
Ь – показатель мягкости

__________


примерами.

Подчеркните названия лиственных деревьев.


Почему сосна считала себя лучшим деревом?
ответ и обведите его.
А) Весна В) Осень
Б) Зима Г) Лето
помощью выражения: 10 Х 5 = 50.

Запишите ответ к задаче.

9.Выпишите из текста слово, родственное слову «деревья».

Выделите корень.

Часть 2
10. Выпишите из текста 2 – 3 слова с орфограммой «безударная
гласная в корне слова», проверяемая ударением.


_________
_________

11. Выберите и обведите дерево, о котором говорится в тексте.

________________

13. Рассмотрите рисунки. Соедините стрелками дерево с его
плодами. Обведите плод, который человек не использует в пищу.

14. Разделите текст на части и озаглавьте каждую часть. Запишите.

________________
______

15.Решите задачу двумя способами.
На яблоне висело 60 яблок. Утром упало 22 яблока, а вечером –
ещё 20.
Сколько яблок осталось на яблоне?
16.Соедините стрелками названия, выпишите из текста и дополните
своими примерами схему.
Сосна Культурное растение
Яблоня Дикорастущее растение

17. Отметьте дикорастущие деревья.

18. Запишите в таблицу название деревьев: ольха, гранат, пихта,
кокосовая пальма, мандарин, кедр.

Северные деревья
Южные деревья
19. Укажите стрелочкой то, что делают из дерева, исходя из свойств
породы.
Лиственница –
крепость,
устойчивость
к воздействию воды.
Корабельная
(сибирская) сосна –
высокий прямой
ствол.
Ясень – упругость.
Липа – лёгкость
обработки.

Фамилия, имя _______________________________________
Школа______________________________Класс__________
1-й вариант
Задание. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь
палочку после того слова, до которого дочитаешь. Дочитай текст до
конца.
Спор деревьев.
Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше?
Вот дуб говорит:
- Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушёл, ствол в
три обхвата, верхушка в небо смотрится. Листья у меня
вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь
бурям, не гнусь перед грозою.
Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:
- Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато
растут на тебе одни жёлуди, свиньям на потеху. А моё – то
румяное яблочко и на царском столе бывает.
Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает:
- Погодите, - говорит, - похваляться. Вот придёт зима, и
будете вы оба стоять голёшеньки! А на мне всё же
останутся мои зелёные колючки. Без меня в холодной
стороне житья бы людям не было. Я им и печки топлю, и
избы строю.
По К.Д. Ушинскому
Часть 1
1.Выпиши из текста предложение с восклицательным знаком.
Подчеркните слово, в котором букв больше, чем звуков.

_____
2.Заполни таблицу примерами слов из текста. Выпишите по 2 – 3
слова.

Имена
существительные
Имена
прилагательные
Глаголы
3.Какую пользу приносит людям сосна? Выберите верный ответ и
обведите его.
А) Из сосны строят дома.
Б) Сосна – вечнозелёное дерево.
В) Сосна растёт во фруктовых садах
Г) Сосна не приносит пользы людям.

4. Выпишите из текста по 2 слова с орфограммами:
«безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением»

Ь – разделительный

Ь – показатель мягкости

Напишите, где нужно, рядом проверочное слово.

5. Выпишите из текста названия деревьев, дополните 2 – 3 своими
примерами.

Подчеркните названия хвойных деревьев.

6. Подчеркните в тексте ответ на вопрос:
Почему яблоня считала себя лучшим деревом?
7. О каком времени года упоминается в тексте? Выберите верный
ответ и обведите его.
А) Лето В) Зима
Б) Осень Г) Весна
8. Запишите вопрос и ответ к задаче, которую можно решить с
помощью выражения: 10 Х 3 = 30.
За год дубок вырастает на 10 см.

Запишите ответ к задаче.

9.Выпишите из текста слово, родственное слову «дуб».

Выделите корень.

Часть 2
10. Выпишите из текста 2 – 3 слова с орфограммой «парная
согласная в слабой позиции».

Напишите проверочное слово, выделите корень.

11. Выберите и обведите дерево, о котором не говорится в тексте.

12. Вспомните и запишите 2 – 3 правила поведения в лесу.

________________

13. Рассмотрите рисунки. Соедините стрелками дерево с его плодами. Обведите плод,
который человек использует в пищу.