Open
Close

Субъекты среднего предпринимательства к ним относится. Индивидуальные предприниматели - субъекты малого бизнеса

Темпы экономического роста в стране зависят от развития малого бизнеса. Поэтому государство его поддерживает путём снижения налоговой нагрузки и прочих льготных условий. Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) способствуют образованию новых рабочих мест. К ним относятся юридические лица различных организационно-правовых форм, а также ИП и КФХ. Каким критериям должны они соответствовать в 2019 году, как государство ведёт их учёт и какие преимущества это им даёт? Разберём эти вопросы.

Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства

Отнесение к виду малого и среднего предпринимательства происходит в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 года № 209-ФЗ . Речь идёт, прежде всего, о коммерческих учреждениях (ООО, ЗАО, ОАО, кооперативах, партнёрствах), потому что ГУПы, МУПы и некоммерческие организации ни при каких условиях не могут входить в число малых.

Ежегодно законодательство в нашей стране смягчается в пользу поддержания представителей малых и средних бизнесменов и учреждений. Например, в 2015 году законом № 156-ФЗ от 29.06.15 была увеличена доля участия иностранного капитала с 25 до 49 %, что позволило большему числу ИП и организаций стать субъектами МСП. В 2017 году Федеральным законом № 207-ФЗ от 26.07.2017 были установлены льготные условия по численности рабочих в средних предприятиях, занятых в сфере лёгкой промышленности. Теперь для них могут установить большее значение этого показателя, превышающее максимальное количество (более 250).

Рассмотрим критерии субъектов МСП для юридических лиц (хозяйственных обществ и партнёрств, кооперативов производственных и потребительских) в отдельной сравнительной таблице для наглядности:

Для того чтобы определить, можно ли причислить хозяйственное общество или партнёрство к представителю небольшого бизнеса, нужно рассматривать соответствие критериям в следующей последовательности:

  1. Определить суммарную долю участия в уставном капитале иностранных организаций, представителей крупного бизнеса, государства или муниципальных предприятий. Если процент участия не превышает предельных значений, рассматривать другие критерии.
  2. Проверить соответствие предельных значений среднесписочной численности работников. В их число входят все наёмные работники, не только те, кто трудится на полной ставке, но и совместители, рабочие в филиалах и обособленных подразделениях.
  3. Посмотреть, не превышена ли сумма годового дохода предприятия в зависимости от вида.

Читайте также: Свобода предпринимательской деятельности

Анализ данных показателей проводится ежегодно, но для того чтобы предприятие вышло из числа представителей малого бизнеса, несоответствие двум последним условиям должно длиться не менее 3 лет подряд. Это значит, что если в 2017 году у юридического лица был превышен допустимый доход, а по итогам 2018 года он уложится в рамки допустимых значений, то организация не утратит статус небольшого в 2019 году.

Для ИП и КФХ критерии соответствия субъектам МСП следующие:

Если ИП работает в одиночку, не привлекает наёмных сотрудников, то главный критерий соответствия небольшому предприятию для него – это годовой доход. В начале коммерческой деятельности, когда ИП или ООО только зарегистрировались, их относят к малому бизнесу по критерию численности сотрудников, а по итогам года проверяют доход.

Отдельно можно выделить тех лиц, которые перешли на упрощённую систему налогообложения. Среди них нет крупных компаний и бизнесменов, так как условия перехода на гораздо жестче критериев субъектов МСП. На упрощенке максимальный годовой доход лица не может превышать 150 млн. рублей, тогда как у представителей малого бизнеса этот показатель равен 800 млн; доля участия капитала других организаций при УСН должна быть меньше 25%, для МСП – до 49%.

Как и кто ведёт учёт субъектов, единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса

С недавних пор для систематизации учёта всех субъектов МСП ведётся Единый реестр. Его ввели в действие во второй половине 2016 года. Все данные в этой базе постоянно актуализируются и расположены в свободном доступе на официальном сайте налоговой службы России . Обновление сведений происходит в автоматическом режиме, так как этот реестр связан с другими Едиными реестрами налогоплательщиков (ЕГРЮЛ и ЕГРИП).

Любой частный бизнесмен, директор ООО или КФХ, у которого есть подтверждённая электронная подпись, может зарегистрироваться в базе и получить нужную информацию о любом субъекте. Общедоступные данные делятся на обязательный сектор и дополнительную информацию. Обязательный сектор состоит из:

  • названия организации или имя предпринимателя;
  • ИНН, КПП, ОГРН;
  • юридического адреса или места регистрации;
  • вида (микро-, малое или среднее предприятие);
  • деятельности (код ОКВЭД);
  • наличия патента или лицензии (если есть).

В кластер с дополнительной информацией сведения загружаются по желанию самого налогоплательщика субъекта МСП. Сюда можно внести:

  • описание производимых товаров или услуг с кодами ОКП, ОКПД, ОКУН;
  • количество заключенных контрактов по программам госзакупок;
  • данные для контактов.

Что субъекты малого предпринимательства, которые не подпадают под обязательные аудиторские проверки, имеют право на упрощенный бухгалтерский учет. В нашем справочнике приводим критерии, по которым предприятия относятся к малым и микро. Заодно упомянем и средние предприятия.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относят:

  • хозяйственные общества и партнерства;
  • производственные и потребительские кооперативы;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • индивидуальных предпринимателей.
К субъектам малого предпринимательства (СМП) организацию отнесут, если она отвечает всем критериям, указанным в таблице.

Таблица. Критерии малого предприятия-2017

Критерий

Предельное значение

Микропредприятие

Малое предприятие

Среднее предприятие
1* Для ООО: Суммарная доля участия в уставном капитале ООО государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов
2* Для ООО: Суммарная доля участия в уставном капитале ООО других организаций, не являющихся субъектами малого и среднегопредпринимательства, а также иностранных организаций
3 Для всех: Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год

15 человек

100 человек

250 человек
4
Для всех: Доход от предпринимательской деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) без учета НДС за предшествующий календарный год

120 млн руб.

800 млн руб.

2000 млн руб.

* Исключения см. в п. 1 части 1.1 статьи 4 .

С 01.08.2016 до 01.07.2017 акционерные общества могут быть отнесены к СМП только в редких случаях. А именно: если они одновременно отвечают критериям 3 и 4, указанным в таблице, и при этом попадают в одну из категорий организаций, перечисленных в пп. «б» - «д» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 . Например, если акции АО обращаются на ОРЦБ и относятся к высокотехнологичному (инновационному) сектору экономики (Письма ФНС от 10.10.2016 №ГД-4-14/19140@, от 07.09.2016 №СД-4-3/16672@).

Реестр субъектов СМП

Закон не требует как-то особо регистрировать или подтверждать статус субъекта малого бизнеса. Достаточно того, что организация подпадает под установленные критерии.

С 01.08.2016 все сведения аккумулированы в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (Реестр субъектов МСП), включение и обновление данных в котором происходят автоматически на основе данных ФНС России.

Потеря статуса СМП

Организация утратит статус субъекта малого предпринимательства, если будет превышено предельное значение доли участия в уставном капитале. Это произойдет с даты изменения по ЕГРЮЛ.

Если превышены критерии по численности сотрудников и доходам, то в течение трех календарных лет подряд организация будет считаться суъектом СМП.

Пример.

Предположим, что в 2017 году у компании сильно увеличится доход и станет выше предельно установленного. Это не критично для организации: согласно ч. 4 ст. 4 можно продолжить пользоваться льготами, установленными для этой категории юридических лиц. К примеру, в 2018 году сумма выручки не изменится, но увеличится штат сотрудников (составит больше 100 человек). И это не повод лишать такую организацию установленных для малого бизнеса преимуществ. И потерять статус малого организация может только с 2020 года, и то если и в 2019 году ей не удастся выдержать установленные предельные ограничения по выручке и численности персонала.

Политика государства, направленная на увеличение занятости населения, предлагает различные льготы субъектам малого бизнеса. Благодаря данной программе снижается налоговая и административная нагрузка на частных предпринимателей. Этот аспект является одним из важных при составлении бизнес-плана, с целью начала предпринимательской деятельности. В данной статье мы предлагаем такие темы, как кто относится к субъектам малого предпринимательства и какие льготы можно получить от государства.

Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами

Рассмотрение основ законодательства

Для начала давайте рассмотрим главный вопрос, является ли ИП субъектом малого предпринимательства? Согласно текущему законопроекту, к субъектам малого бизнеса относятся как коммерческие организации, так и частные предприниматели . Существует несколько групп, на которые подразделяются подобные организации. В первую очередь это сельскохозяйственные и производственные предприятия, основывающиеся на совместной деятельности (кооперативы). Также к категории субъектам малого предпринимательства относятся фермерские и крестьянские хозяйства. Последними представителями этой категории являются хозяйские партнерства.

Согласно статистическим данным, в Реестре Малого Предпринимательства зафиксировано более двухсот тысяч подобных организаций . Примерно тридцать процентов из этого числа – индивидуальные предприниматели. Также следует упомянуть о формированиях, не попадающих в данную группу. К таким организациям относятся государственные предприятия, муниципальные учреждения и некоммерческие организации.

По каким критериям проводится отбор

Для того чтобы попасть в данную категорию, необходимо соответствовать двум параметрам:

  • величина штата сотрудников;
  • размер ежегодного дохода.

Важно обратить внимание, что норма, установленная законом в отношении среднесписочной величины штата сотрудников, составляет сто человек. В случае с микробизнесом, данная норма не должна превышать пятнадцати наемных работников. Также имеются ограничения на максимальную сумму выручки в течение одного года. Верхний порог этого значения составляет 800 миллионов рублей без учета налога на добавленную стоимость (НДС). Нижнее значение составляет около 400 миллионов. Для микробизнеса максимальная планка составляет 120 миллионов, а нижняя 60.

Важно обратить внимание на то, что у тех предприятий, которые не попадают под данное определение, доля уставного капитала не должна превосходить сорока девяти процентов. Критерии определения категории предприятия для индивидуальных предпринимателей ничем не отличаются, от приведенных ниже значений. В том случае, когда у ИП отсутствуют наемные работники, отношение к категории определяется на основании объемов дохода.

Те предприятия, где используется патентная система налогообложения, однозначно входят в категорию СМП.

Также довольно часто можно услышать вопрос, входит ли ООО в категорию СМП. Для того чтобы попасть в категорию субъектов малого предпринимательства, общество с ограниченной ответственностью, должно в полной мере соответствовать всем вышеперечисленным параметрам.


Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости

Реестр субъектов

Для того чтобы вступить в категорию СМП, необходимо внести данные о своей организации в Единый реестр . Правила оформления доступны на интернет-сайте налоговых органов. После регистрации бизнеса и подачи налоговых отчетов, сведения о предприятии заносятся в реестр в автоматическом порядке. Следует обратить внимание на то, что организации, внесенные в реестр, не обязаны в обязательном порядке подтверждать свой статус. До внесения правок в соответствующий закон, таким организациям приходилось ежегодно предоставлять в налоговые органы финансовые отчеты, и документы, оглашающие среднесписочный состав.

К информации, находящейся в свободном доступе, относятся такие данные, как название предприятия и его организационно-правовая форма. При желании можно получить сведения о принадлежности к малой, средней или микрокатегории предпринимательства. Также в свободном доступе находится информация об имеющихся лицензиях и классификации вида экономической деятельности (КВЭД).

В случае отсутствия или недостоверности информации о принадлежности предприятия к СМП, необходимо подать соответствующую заявку в Реестр и попросить оператора о проверке данных и внесении изменений. При наличии желания предпринимателя, в Реестр может быть внесена информация, связанная с выпускаемой продукцией, а также сотрудничеством организации с государственными инстанциями. Помимо этого, руководитель компании имеет право попросить о внесении в Реестр собственных контактных данных.

Субъекты малого бизнеса часто интересуются вопросом об утрате статуса МП. Потеря данного статуса возможна только в том случае, когда организацией превышается лимит, связанный со штатом наемных работников или уровнем дохода. Важно обратить внимание на то, что изменение статуса осуществляется лишь по прошествии трех лет, с момента превышения лимита. В качестве примера приведем ситуацию, в которой ИП превысило лимит дохода в 2018 году. В этом случае, переход на общую систему осуществится лишь к 2021 году.

Какие преимущества у СМП

Разобравшись с вопросом, что такое субъект малого предпринимательства, следует перейти к рассмотрению преимуществ этого статуса. В первую очередь это различные льготы, предусмотренные государством. Данный политический шаг направлен на борьбу с теневым бизнесом и улучшением климата развития малых предприятий. Благодаря льготам от государства создаются новые рабочие места и снижаются траты, связанные с пособиями по безработице. Именно для достижения данных целей – процесс регистрации предприятия был существенно упрощен. Помимо этого, снизились налоговые нагрузки и административное давление, исходящее от государственных учреждений.


Субъект малого предпринимательства – это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли

Главным преимуществом статуса МП является льготная система налогового обложения. На сегодняшний день существует четыре специальных режима:

  1. ЕХСН - Единый сельскохозяйственный налог.
  2. ПСН - Патентная система налогообложения.
  3. ЕНВД - Единый налог на вменённый доход.
  4. УСН - Упрощённая система налогообложения.

На основе выбранной системы налогообложения, местные органы устанавливают минимальную ставку. В качестве примера давайте рассмотрим ситуацию, где УСН на государственном уровне установлена в размере шести процентов. В этой ситуации, местные органы власти обладают правом снизить налоговую ставку до одного процента. При первичной регистрации в статусе индивидуального предпринимателя, государственные органы обладают правом освободить от налоговых выплат начинающего бизнесмена на два года.

Организации, входящие в категорию СМП, обладают возможностью получения безвозмездных субсидий, государственных грантов и других финансовых льгот. Материальные средства могут выдаваться с условием частичного погашения при помощи лизинговых контрактов или на условиях обязательного участия в различных государственных мероприятиях. На сегодняшний день данная программа продлена до 2020 года.

Статус субъекта малого предпринимательства позволяет рассчитывать на административные послабления. Данные преимущества касаются систем кассовой дисциплины и ведения бухгалтерии. Помимо этого, ограничивается частота и число проверок. Помимо этого, существует квота от государства, размер которой составляет пятнадцать процентов от имеющихся заказов. Это означает, что предприятия, имеющие статус МП попадают в эти проценты.

Дополнительные льготы предусмотрены и для тех организаций, что имеют статус микропредприятий. На сегодняшний день такие компании могут перестать использовать локальные документы. К таким документам относятся графики дежурств и правила распорядка трудовых обязанностей внутри коллектива. Следует обратить внимание, что отказ от локальной документации подразумевает изменение системы заключения договора с наемным сотрудником . В данном случае необходимо внести соответствующие пометки в трудовое соглашение. Нужно отметить, что при потере статуса микропредприятия, ответственное лицо должно создать всю необходимую документацию в течение четырех месяцев.


Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса

О проведении проверок и ответственности МП

В отношении организаций, входящих в категорию среднего и малого предпринимательства, применяются сжатые даты проведения проверок. Согласно установленным правилам, максимальная длительность проверки контролирующего органа составляет пятьдесят часов в год. В случае с микропредприятиями, данная норма снижается до пятнадцати часов в течение двенадцати месяцев.

Организации, имеющие статус МП, обладают правом на налоговый отпуск до декабря 2018 года. Важно обратить внимание на то, что данные послабления действительны исключительно с плановыми проверками. При поступлении жалоб на организацию, указывающих на нарушение закона, проверки от государственных органов не избежать.

Также следует обратить внимание, что субъекты малого предпринимательства должны нести ответственность за совершение неправомерных деяний. В том случае, когда предпринимателем или организацией нарушаются требования, установленные законодательством, следует ожидать следующих последствий:

  1. Административный штраф в размере до 2 000 рублей с вынесением предупреждения. Данная мера используется в отношении физических лиц.
  2. Административный штраф в размере до 4 000 рублей. Эта мера предусмотрена в отношении должностных лиц.
  3. Административный штраф в размере до 40 000 рублей . Штрафные санкции в отношении юридических лиц.

В случае с грубыми нарушениями предусмотрена более жесткая система штрафов. Важно обратить внимание на то, что в текущем законодательстве отсутствуют критерии, по которым определяется грубость проступка. Это означает, что подобные нарушения рассматриваются на основе лицензионных соглашений.

Также существует административная ответственность в отношении лиц, входящих в категорию субъектов малого предпринимательства, но осуществляющих свою деятельность, не имея разрешительной документации. При единичном нарушении, сумма штрафных санкций невысока.

Однако при повторном нарушении, подобные действия могут рассматриваться как грубый проступок, что значительно увеличивает сумму штрафа. В качестве примера давайте рассмотрим организацию, не имеющую необходимого разрешения на осуществляемую деятельность. В этом случае сумма штрафа может достигать двадцати тысяч рублей в сочетании с приостановкой деятельности на три месяца. Помимо этого, предприятие обязывается получить необходимые документы.


Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2018 году устанавливает государство

Заключение

Субъект малого предпринимательства – это коммерческие организации, зарегистрированные в данном статусе. Спад экономики негативно отразился на подобных предприятиях, что привело к необходимости государственной поддержки подобных организаций. В противном случае, частные предприниматели будут вынуждены сократить количество рабочих мест или вести «теневой бизнес». Именно этим объясняется важность государственной поддержки, субсидий, грантов и льгот для малых предпринимательств.

Как показывает практика, подавляющее большинство участников закупок относятся к категории субъектов малого предпринимательства. В этой статье мы расскажем о том, что представляет собой данная категория, кто к ней относится и о каких нюансах участия СМП в закупках необходимо знать.

СМП - по 44-ФЗ это сокращенное название субъектов среднего и малого предпринимательства. Категории СМП определяются статьей 4 настоящего Закона.

Кто относится к этой категории?

Согласно действующему законодательству к данной категории предпринимателей относятся хозяйствующие субъекты (ИП и юрлица), в соответствии с 209-ФЗ от 24 июля 2007 «О развитии среднего и малого предпринимательства в РФ» имеют статус малого (в том числе и микро-) или среднего предприятия.

Что нужно знать об участии СМП в госзакупках?

В отношении участия СМП в муниципальных или государственных закупках существует несколько нюансов, о которых следует знать, а именно:

  • категория СМП устанавливается в соответствии с наибольшим по значению условием (стоимость активов или численность сотрудников).
  • категория СМП может быть изменена лишь в том случае, если предельные значения стоимости активов или численности работников выше или ниже указанных предельных значений на протяжении трех календарных лет.
  • вновь созданные компании или вновь зарегистрированные ИП и крестьянские хозяйства в течение года регистрации могут быть отнесены к СМП, если их показатели средней численности сотрудников, выручки от реализации товаров или балансовой стоимости активов не превышают установленных пороговых значений.
  • предельный размер НМЦК при размещении заказа для СМП составляет 20 миллионов рублей.
  • в отношении участников торгов, которыми могут быть только СМП, в извещениях о проводимых закупках устанавливается ограничение, вследствие которого участники закупок обязаны в собственных заявках на участие декларировать свою принадлежность к данной категории.
  • сумма обеспечения заявки на участие в закупке у СМП не может быть более 2% НМЦК.

Условия

Согласно действующему законодательству субъекты среднего и малого предпринимательства должны соответствовать следующим условиями:

  • суммарная доля участия Российской Федерации и ее субъектов, муниципальных образований, религиозных и общественных организаций, благотворительных и других фондов в уставном капитале указанных юридических лиц не должна превышать 25 процентов, а суммарная доля участия иностранных юрлиц, а также суммарная доля, принадлежащая одной или нескольким организациям, не являющимся СМП, не должна превышать 49 процентов.
  • средняя численность сотрудников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности сотрудников для каждой категории СМП:
    • для микропредприятий - до 15 человек;
    • для малых предприятий - до 100 человек включительно;
    • доя средних предприятий - до 250 человек включительно.
  • выручка от реализации товаров, услуг или работ без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должны превышать пороговые значения, определенные Правительством РФ для каждой категории СМП:
    • для микропредприятий -120 миллионов рублей;
    • для малых предприятий - 800 миллионов рублей;
    • доя средних предприятий - 2 миллиарда рублей.

Внимание: Если закупки проводятся для СМП, то численность сотрудников не должна превышать предельное значение в 100 человек.

Объем закупок у СМП по 44-ФЗ

Согласно действующему законодательству в рамках части 1 статьи 30 Закона 44-ФЗ государственные и муниципальные Заказчики обязаны размещать заказы у СМП в объеме не менее 15 процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного в на основании части 1.1 настоящей статьи.

При этом в расчет совокупного объема закупок не включаются закупки:

  • услуг по кредитованию;
  • для обеспечения безопасности государства и обороны страны;
  • у единственного поставщика;
  • работ в области атомной энергетики;
  • осуществляемые закрытыми способами.

Как проводится закупка: способы

Закупки у предприятий, имеющих статус СМП, могут осуществляться посредством проведения:

  • конкурса: открытого, двухэтапного или с ограниченным участием;
  • запроса: котировок или предложений;
  • электронного аукциона.

Перечень закупок

Вопреки распространенному мнению, перечня закупок, которые должны производиться у субъектов малого предпринимательства, не существует. В связи с этим у подобного рода предприятий можно закупать любые товары, услуги и работы.

Сроки оплаты

С 1 мая текущего года в силу вступил законопроект, согласно которому оплата контрактов, заключенных в результате проведения закупок среди СМП не должна превышать пятнадцати рабочих дней с момента подписания документа о приемке.

Для всех прочих контрактов срок остается неизменным и составляет 30 календарных дней со дня подписания документа о приемке.

Исключение составляют лишь случаи, когда в целях обеспечения обороноспособности или безопасности страны Правительством РФ установлены иные сроки оплаты по контракту.

Обеспечение контракта

Согласно действующему законодательству сумма обеспечения контракта устанавливается в пределах 5-30 процентов его стоимости. Однако Заказчик имеет законное право не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, если закупка осуществляется среди предприятий, имеющих статус СМП.

Декларация СМП по 44-ФЗ: образец с 2017 года

Ознакомиться с декларацией о принадлежности предприятия к категории СМП можно по ссылке https://yadi.sk/i/Rle82Bt03KxJME или https://yadi.sk/i/HIVNWbY_3KxJNP .

Закупки у СМП по 223-ФЗ: что нужно знать?

Закон гласит, что в определенных случаях организации обязаны осуществлять закупки у СМП.

В Постановлении Правительства РФ от 11 декабря 2014 года №1352 Положением определены особенности участия СМП в закупках товаров, услуг и работ, а также годовой объем закупок и регламент его расчета.

С начала текущего года в силу вступила часть 8.1 статьи 3 223-ФЗ, согласно которой Заказчики обязаны руководствоваться законом 44-ФЗ, если:

  • не была выполнена обязанность по осуществлению закупок у средних и малых предприятий в течение календарного года в установленном объеме;
  • была размещена недостоверная информация о годовом объеме закупок у предприятий среднего и малого предпринимательства, включенная в отчет по 223-ФЗ;
  • в ЕИС не был опубликован отчет об объеме закупок у СМП.

Иными словами, при наступлении перечисленных случаев считается, что Заказчиком с 1 февраля очередного календарного года и до его завершения не было размещено положений о закупках, а значит, Заказчик не может руководствоваться 223-ФЗ.

Внимание: В настоящий момент минимальный годовой объем закупок у СМП устанавливается в размере 18% совокупного годового стоимостного объема контрактов, заключенных по результатам закупок.

Согласно действующему законодательству Заказчик должен утвердить перечень продукции, услуг и работ, закупку которых он планирует производить только у предприятий, имеющих статус СМП. Перечень формируется Заказчиком и публикуется в ЕИС и на официальном сайте Заказчика. Составляться перечень должен, как и в планировании - по кодам ОКДП. При этом:

  • при НМЦК до 50 миллионов рублей Заказчик обязан произвести закупку у СМП;
  • при НМКЦ от 50 до 200 миллионов рублей Заказчик имеет право произвести закупку у СМП, но на общих основаниях.

Если же закупка продукции из перечня у СМП признана несостоявшейся, то заказчик имеет право произвести закупку в соответствии с собственным положением о закупке - к примеру, у единственного поставщика.

Важно: Исключения из перечня делать можно.

К примеру, если Заказчиком в перечень был внесен код ОКДП, объединяющий несколько различных позиций, но Заказчик не готов скупать их все у СМП, то в перечне можно сделать сноску с указанием конкретных позиций, исключаемых из списка.

Постановление №1352 не запрещает вносить в перечень какие-либо изменения, однако порядок корректировки перечня следует прописать в положении о закупке.

Согласно тому же постановлению обеспечение заявки на участие осуществляется по выбору поставщика. Важно отметить, что при осуществлении закупок по перечню закупок сумма обеспечения не может превышать двух процентов от НМЦК. Обязанность уплаты обеспечения заявки для утвержденных участников программы партнерства может быть исключена.

Важно: Постановление №1352 определяет право Заказчика утвердить индивидуальную программу партнерства - документ, описывающий комплекс мер по поддержке участников закупок из категории СМП. На основании данной программы Заказчик формирует собственный реестр СМП, однако проводить торги только среди предприятий-партнеров Заказчик не вправе.

В то же время требование обеспечения исполнения договора может быть установлено в размере аванса или в сумме до пяти процентов НМЦК, если внесение аванса не предусмотрено. Способ обеспечения выбирается поставщиком самостоятельно. При этом участники программы партнерства также могут быть освобождены от обязанности обеспечения договора.

По итогам проведения подобных закупок срок подписания контракта не должен превышать двадцати рабочих дней с момента принятия решения о его заключении. Исключение составляют случаи, когда для заключения договора требуется одобрения органа управления или действия Заказчика обжалуются в ФАС или суде. В таких случаях контракт должен быть подписан в течение 20 рабочих дней с момента вступления в силу соответствующего документа, предусматривающего его заключение. Минимального срока на подписание договора не установлено.

Который вступил в силу 30 июня, увеличена доля участия иностранных юридических лиц, а также предприятий, не являющихся малыми и средними, в уставном капитале субъектов малого и среднего предпринимательства с 25 до 49 процентов. Этим же законом установлено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства (МСП) изменяется только в случае, если значения выручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех (а не двух, как раньше) календарных лет.

Напомним, что критерии субъектов малого и среднего предпринимательства приведены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ (далее - Закон № 209-ФЗ). К таким субъектам относятся потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства, для которых выполняются следующие условия.

Первое условие - средняя численность работников

За предшествующий календарный год средняя численность работников организации или ИП не должна превышать пределы численности для каждой категории субъекта МСП:

  • от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
  • до ста человек включительно для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек).

Второе условие - выручка от реализации товаров (работ, услуг)

Выручка организации или ИП от реализации без учета НДС за прошлый календарный год не должна превышать 60 млн. рублей для микропредприятий, 400 млн. рублей для малых предприятий и 1 млрд. рублей для средних предприятий.

Предельные значения выручки утверждаются Правительством РФ. При этом прежняя редакция статьи 4 Закона № 209-ФЗ обязывала пересматривать такие значения каждые пять лет. Законом требование к такой периодичности исключено.

Важный момент: раньше, для того, чтобы организация или ИП получили либо утратили статус субъекта МСП, оба условия (показатели средней численности и выручки) должны выполняться либо не выполняться в течение двух календарных лет подряд. А по новым правилам, действующим с 30 июня, категория субъекта МСП будет меняться, только если значения выручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех следующих друг за другом календарных лет. То есть, если, к примеру, выручка за 2013-2015 гг. будет превышать 400 млн. рублей, то организация перестанет признаваться субъектом малого предпринимательства только в 2016 году.

Третье условие (только для организаций) - доля участия в уставном капитале

До 30 июня к субъектам малого и среднего предпринимательства, в общем случае, относились организации, в уставном капитале которых:

  • суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций, общественных и религиозных организаций, а также благотворительных и иных фондов не превышала 25 процентов.
  • доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не превышала 25 процентов.

С 30 июня требования к размеру доли для некоторых организаций изменились. Теперь к субъектам малого и среднего предпринимательства, в общем случае, относятся организации, в уставном капитале которых:

  • доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, благотворительных и иных фондов, общественных и религиозных организаций в уставном капитале организации не превышает 25 процентов;
  • суммарная доля участия иностранных юридических лиц не превышает 49 процентов;
  • суммарная доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не превышает 49 процентов.

Напомним, что организации и предприниматели, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, могут существенно упросить свой бухгалтерский учет и отчетность. Кроме этого, для них действует упрощенный порядок кассовой дисциплины.