Open
Close

Там где есть богатство есть воры. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут

30. Сила притяжения сердца (Матфей 6:19-23)

Не собирайте себе сокровищ на земле,
где моль и ржа истребляют
и где воры подкопывают и крадут;
Но собирайте себе сокровища на небе,
где ни моль, ни ржа не истребляет
и где воры не подкопывают и не крадут;
Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Светильник для тела есть око.
Итак, если око твое будет чисто,
то все тело твое будет светло;
Если же око твое будет худо,
то все тело твое будет темно.
Итак, если свет, который в тебе, тьма,
то какова же тьма?

Мысль, пронизывающая Евангелие от Матфея 6:1-18, состоит в том, что истинное и вечное воздаяние может прийти только как результат союза с Богом; это влечет за собой следующую часть Проповеди, в которой такое вознаграждение рассматривается как действительное сокровище жизни. Две части несут одну идею, соприкасаясь в нескольких пунктах. Истинному поклонению противопоставляется лицемерие, истинному богатству – алчность. Эти пары так часто бывают вместе, что с этим нужно считаться как с удвоенной духовной опасностью в стремлении к праведности; и если праведность, демонстрируемая некоторыми фарисеями, оказывалась ложной, то были богатые люди, которым они доверяли.
С силой, которая ослабевает при переводе, Иисус говорит: “Не собирайте себе сокровища на земле...” Люди полагают, что делают заготовки, накапливая целые склады дорогих одежд, запасы крупы или денег. Но моль может испортить ткань, насекомые и грызуны – уничтожить или сделать негодным зерно, а воры – прорыть подкоп под стеной дома и украсть золото, возможно, убив хозяина, чтобы избежать опознания. Здесь перечислены все традиционные способы уничтожения богатства. Ржавчина (“ржа”) “истребляет” буквально, и это относится в большей степени к “пожиранию” вредителями, чем к химическому изменению металла. Иаков, однако, в отрывке, явно основанном на сказанном Господом, использует слово, описывающее именно коррозию металла .
Спрятанная в словах Господа двойная ссылка на Исаию, еще требующая дальнейшей проверки некоторых отрывков, отсылает нас к более ранним главам. В пророчестве о Страдающем Рабе в главе 50:9, сказано: “Вот все они, как одежда, обветшают; моль съест их”. В следующей главе вера Раба сделана образцом для народа Бога, за который он страдает, и его слова повторяются, призывая их посмотреть на сущность вечности в противоположность “небу” и “земле” уходящего мирового порядка. Таким образом, “народ, у которого в сердце закон Божий”, заклинаем не бояться поношений людей: “ибо, как одежду, съест их моль, и, как волну, съест их червь; а правда Моя пребудет вовек и спасение Мое – в роды родов” .
Когда мы поняли, на какие отрывки ссылается Господь, отношение его к обычным фактам распада и утраты приобретают важный подтекст. Из сказанного достаточно ясно, что земное богатство может погибнуть, и только сокровища духовные неувядаемы; но испорченное зерно или поеденная молью мантия – это живые символы чего-то большего. Они – эмблемы мира, которому люди отдают свои сердца; эти люди обречены на погибель, как и весь мировой порядок, к которому они принадлежат: они, как и он, растают как дым. За этими словами Господа – такая же глубокая вера, как у пророков, жизнь которых, полная терпения, могла быть основана только на вечной и всепобеждающей власти Бога.
Поэтому, Иисус говорит: “Собирайте себе сокровища на небе...” “Земля” и “небо” как обычные слова, означающие место, придают сказанному характер поэтического противопоставления; в еврейском же языке слово “небо” является благоговейным синонимом Бога, а выражение “на небе” означает “с Богом”. Ветхий Завет говорит о Боге как о “хранящем” блага для праведников . Если они стремятся к этим божественным сокровищам, значит они, действительно, имеют “сокровища с Богом”. Но Бог может накопить осуждения на будущее, точно так же, как блага, и только собственная жизнь человека определяет, что для него будет припасено. Поэтому люди сами должны собирать себе сокровища собственными поступками: “Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти” . Потому Иаков, в отрывке, процитированном выше, говорит безбожным богачам: “Вы собрали себе сокровища на последние дни” . Накапливая земные сокровища путем вымогательства и угнетения, они собирают другие запасы: гнев, предназначенный для них в день суда; и Иаков, держа в памяти притчу о “дне гнева”, делает резкий поворот к образу, использованному Иисусом. Это другой пример того, что Евангелие насыщено ссылками, которые, будучи взяты из разных источников, сливаются в одной фразе. Павел тоже упоминает слова Господа, когда увещевает Тимофея: “Богатых в настоящем веке увещевай, чтоб они... уповали не на богатство, но на Бога живого... чтоб они благодетельствовали, богатели добрыми делами... собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтоб достигнуть вечной жизни” .
Бог, однако, не только собирает сокровища для тех, кто богобоязнен, но эти люди сами являются Его богатством. “И они будут моими, – говорит Он, – собственностью моею в тот день, который Я соделаю” . В этом суть послания Малахии, заключающаяся в том, что истинный Израиль – это люди, “боящиеся Господа”, и именно они записаны в Его “памятную книгу”; здесь умышленно упомянуто то же выражение, что было использовано в начале истории израильского народа . Они избраны, как желанная собственность Бога. Однако они, посредством веры, – семя Авраамово, то есть истинное Божье сокровище, а потому Петр пишет “пришельцам в рассеянии”, которые избраны “по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа”; на языке закона и в духе пророков он говорит: “вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет” .
Они – “наследие” Господа: термин, использовавшийся по отношению к Израилю в прежние времена . Павел же, обращаясь на языке Ветхого Завета к духовному Израилю, может написать Ефесянам о том, “каково богатство славного наследия Его для святых” . Если они являются Господним наследием, значит и он – их Господь. “Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой. Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие мое приятно для меня” . Эти слова из псалма – Христовы по духу, но то, что является его истиной, то истина и тех, кто “в нем”. Если они являются уделом Господа, значит Он принадлежит им, и вместе с Асафом они могут воскликнуть: “Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек” .
В свете сказанного псалмопевцем, мы можем почувствовать силу слов Господа: “Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше”. Несомненно, сердце, как стрелка компаса, повернется в сторону того, что мы действительно ценим. Ни одно из религиозных проявлений не изменит своего направления до тех пор, пока магнитным полюсом будет оставаться мир. Однако, если нашим желанным уделом является Бог, то и сердца наши будут направлены в Его сторону; Он – то единственное сокровище, которое не может погибнуть, гарантирующее, что и обладатели этого удела тоже не погибли. Человеку нельзя претендовать на легкое обретение наслаждения и осознания богатства в Боге; только целенаправленный ум, в результате долгой и постоянной работы, может осознать это драгоценное сокровище. “О горнем помышляйте, – говорит Павел, – а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге” . Жизнь – вот наше богатство, и это такое богатство, как и наше небесное гражданство.
У Христа тоже есть свое сокровище, которое Бог приготовил для него с начала времен, а потому он мог молиться Отцу так: “И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира” . Делить славу с ним будет множество тех, кто призван “к участию в наследии святых в свете и надеется на уготованное... на небесах”, потому что “Христос в вас” – это “упование славы” .
“Светильник для тела есть око”; если глаз не может воспринять свет, то человека будет окружать темнота, как бы ярко не светило солнце. Иисус, применив сравнение, назвал глаз светильником, лампой. Мир светел для человека с чистым оком: такой человек наполнен светом. Так и в духовной сфере: солнечный свет Божьей истины освещает все вокруг; но может ли он проникнуть внутрь нас? Если нет, то ничто не освещает темноту собственной человеческой натуры; если же этот свет в нас померк, тогда наша природная темнота должна стать темнотой реальной.
Что может настолько помрачить глаз, что это ослабит его функции? Ключ находится в следующем контексте: Иисус говорил о сокровище, к которому склоняются сердца; в еврейском же языке использование слов “прямой, бесхитростный” и “дурной” глаз имеют особое значение, отправляющее нас назад к Ветхому Завету. Когда бедный израильтянин хотел взять взаймы, Моисей говорил потенциальному кредитору: “берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: “приближается год, год прощения”, и чтоб оттого глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему” . “Немилостивым” назывался глаз, слепой к чужим нуждам, который видел во всем только вероятность заработать или потерпеть урон. В периоды осады, когда наступает голод как одно из наказаний за непослушание Израиля, может случиться, что человек посмотрит на свою ближайшую родню оком, даже еще более искаженным, он может быть доведен до состояния ужасающей жадности: “безжалостным оком будет смотреть на брата своего... и не даст ни одному из них плоти детей своих, которых он будет есть” . Собственническая страсть – это побуждение, развращающее глаз. “Спешит к богатству завистливый человек” (в английском варианте – “человек с дурным глазом”) . Жадность приводит к зависти, а та – к вероломству: “Не вкушай пищи у человека завистливого... потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; “ешь и пей”, говорит он тебе, а сердце его не с тобою” . С другой стороны, “милосердый (в английском варианте – “тот, у кого щедрый глаз”) будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего” .
В Новом Завете дурное око – это одно из скверных качеств, исходящих “извнутрь, из сердца человеческого” ; когда же Хозяин дома из притчи упрекает работников, позавидовавших тем, кто пришел на работу позже и получил одинаковую с ними плату, он говорит: “или глаз твой завистлив, оттого что я добр?” Оттого ли они жадны и завистливы, что он щедр?
Злой глаз – результат привязанности к земным сокровищам, развращающим дух и ослепляющим сердце. С другой стороны, “добрый” или “чистый, бесхитростный” глаз – это глаз великодушного человека, чье зрение не затуманено жадностью, а рассудок не раздираем завистью, и потому простота сердца становится выражением щедрости в Новом Завете (особенно, у Павла).
В Луке 11:33-36 подобное высказывание можно найти в проповеди, следующей за отказом Господа дать знамение, другое, чем “знамение Ионы пророка” . Поколение, ищущее какого-то знамения, когда Иисус находился между ними, осуждено примером ниневитян и Царицы Савской. Если бы они не были слепы, они бы не попросили об этом; и если они не увидели живого примера, то потому, что сами ходили во тьме, а орган, должный дать им свет, был болен. В этом контексте “чистый” и “дурной” должны иметь более широкий смысл: они были ослеплены завистливым духом больше, чем скупостью. Сказанное же в Матфее прокладывает мостик между мыслью о сокровище и предостережением против маммоны.
Примечания к главе 5.1

1. Иаков 5:2-3
2. Исаия 51:6-8
3. Псалтирь 30:20
4. Притчи 11:4
5. Иаков 5:3
6. 1-е Тимофею 6:17-19
7. Малахия 3:17
8. Исход 19:5
9. 1-е Петра 2:9
10. Исход 34:9; Псалтирь 32:12; ср. Псалтирь 77:71; Исаия 63:17
11. Ефесянам 1:18
12. Псалтирь 15:5-6
13. Псалтирь 72:26, ср. Псалтирь 119:57; 141:6
14. Колоссянам 3:2-3
15. Филиппийцам 3:20
16. Иоанн 17:5
17. Колоссянам 1:12, 5, 27
18. Второзаконие 15:9
19. Второзаконие 28:54
20. Притчи 28:22
21. Притчи 23:6-7
22. Притчи 22:9
23. Марк 7:21-22
24. Матфей 20:15
25. Лука 11:29

Нужно прощать

    Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,

    а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

Не нужно поститься на показ

    Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

    А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,

    чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Не собирайте себе сокровищ на земле

    Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,

    но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,

    ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Светильник для тела есть око

    Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;

    если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

Никто не может служить двум господам

    Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

    Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

    Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

    Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

    И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;

    но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;

    если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

    Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

    потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

    Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

    Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,

Лк. 12, 33 Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает,

Интервью с внучкой Качалова Марией Шверубович (Независимая газета, 14.6.2002). Отец ее сидел за то, что воевал в Сопротивлении (бежал из немецкого плена). Шверубович был сыном священника из Вильнюса, другой сын был генералом, еще один адвокатом, но прадед трагедии из этого не делал, а на расспросы отвечал, что сын "по ученой части". Остроумно... Когда разыгрывали этюд "Известие о банкротстве банка" и другие актеры метались по сцене с воплями, Качалов спокойно сидел. Станиславский: "Василий Иванович, а вы почему не участвуете?" - "А у меня деньги в другом банке". Сын священника! Вот комментарий к "Не собирайте себе сокровищ на земле".

Консерватизм - ржавчина на всём основательном, металлическом. Причём, они не инородная агрессия, а следствие внутренней сущности. Как ни смазывай щит и меч, всё равно проржавеют. Именно потому, что традиции требуется смазывать и охранять, они рассыпаются в неприглядную буро-кровавую массу.

Либерализм - продукт высокой мирной культуры, логосности, диалогичности. Это не меч, это мех, не щит, а интернет. Что ж, моль съедает мех и пользователи интернета не в силах быть на уровне свободы, которую им дарит связь, тратят её на порхание и самоублажение, словно мотыльки.

Человек выше природы. Без Бога это означает, что человек не может выжить в природе без орудий и коммуникации особого рода. Муравьи - могут, а человек - нет. Предназначенный к вечной жизни не может того, что могут те, кто предназначен к круговороту жизни временной. Отсюда культура, цивилизации, книги, эшафоты… А где-то за горизонтом - место, где мы должны бы быть, место, которому мы идеально соответствуем. Рай. Какие мы падшие, видно из того, что мы считаем Рай местом, которое нам идеально соответствует - а это немножко другое. Для нас молитва - средство, а лежание червяком на пляже - цель. Весь день в молитве - ужас-ужас-ужас, а весь день на пляже - выдержим. Так и живём, оглушённые собственными криками, и не слышим мощного потока общения Бога и святых между собою. Хуже этого - хуже пляжа - только тупики духовного самообмана, бесконечные обсуждения мистики, вытесняющие мистику. С пляжа легче убежать к Богу, чем со всяких семинаров по «Розе мира», старцам, Библиям, розариям. Моль и ржа истребляют и духовные сокровища - ведь Дух не есть сокровище, Бог не есть Библия, святой не есть нимб святого. Что ж, не собирать эти сокровища, потому что моль и ржа - теологи и архиереи - истребляют их? Ну, собирать… И тут же раздавать, раздавать…

После того, как Спаситель излечил болезнь тщеславия, по естественному порядку, предлагает слово о нелюбостяжании. Подлинно, ничто столько не заставляет любить богатство, как тщеславие. И толпы служителей и евнухов, и золотом одетые лошади, и серебряные столы, и тому подобные весьма смешные вещи придуманы людьми не для того, чтобы удовлетворить нужде, или чтобы получить удовольствие, но для того, чтобы выказать себя перед другими. Итак, выше Иисус Христос говорил только о том, что должно быть милосердным; а здесь, словами: «не собирайте сокровищ », показывает и то, в какой степени должно быть милосердным. Так как корыстолюбие с чрезвычайной силой господствует над людьми, и потому предложить учение о презрении богатства нельзя было вдруг, с самого начала, – то Спаситель искореняет эту страсть мало-помалу, освобождает от нее постепенно, и, таким образом, делает учение о нелюбостяжании, наконец, удобоприемлемым для сердец Своих слушателей. Вот почему, прежде всего, Он говорил: «блаженны милостивые» (Мф. 5:7) ; потом: «мирись с соперником твоим» (Мф. 5:25) ; затем: «кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Мф. 5:40) ; а здесь требует гораздо большего. Там сказал: если видишь угрожающую тебе ссору, то поступи так, потому что лучше ничего не иметь и быть дальше от ссоры, нежели иметь что-либо и вести вражду; а здесь, не упомянув ни об истце, ни об ответчике, ни о другом ком-либо, поучает просто презрению имущества, независимо от чего бы то ни было. Он дает эту заповедь не столько для получающего, сколько для подающего милостыню, чтобы, то есть, и тогда, как никто нас не обижает и не влечет в судилище, мы презирали богатство и раздавали его бедным. Впрочем, и в настоящем случае Он еще не все открыл. Хотя в пустыне Он и показал чрезвычайные подвиги для добродетели нелюбостяжания, однако, не поставляет их на вид, так как еще не время было открыть это. Теперь Он хочет разобрать только (обыкновенные) помышления человеческие, и предлагает Свои слова более в качестве советующего, нежели законодателя. «Не собирайте себе сокровищ на земле », говорит и присовокупляет: «где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут ». Таким образом, Он как самым местом, так и свойством предметов доказывает вред земных сокровищ и достоинство небесных. И здесь не останавливается, но представляет и другое соображение. Во-первых, Он побуждает слушателей к добродетели тем самым, чего они больше всего страшатся. Чего страшишься ты, говорит Он? Ужели истощится твое богатство, если ты подашь милостыню? Нет: подавай милостыню – и тогда оно не истощится; и что удивительнее, оно не только тогда не истощится, но еще получит большое приращение, потому что к нему присовокупятся и блага небесные. Он здесь прямо еще не говорит об этом, но в дальнейшей речи утверждает это.

Теперь, предлагая то, что особенно могло убедить слушателей Его, т. е., что сокровище пребудет у них неистощимым, Он и с другой стороны склоняет их к милосердию; не говорит, что если подашь милостыню, то сокровище сохранится, но угрожает противным случаем, т. е., что если не подашь, то оно погибнет. Подивись неизреченной мудрости! Не сказал, что другим его по себе оставишь, что нередко бывает приятно людям; но, к их ужасу, показывает, что они и этого не в силах сделать, потому что, хотя бы люди богатству и не причинили ущерба, но всегда будут вредить моль и ржа. Хотя, казалось бы, и легко совладеть с этим вредом, но на самом деле трудно преодолеть или предотвратить его. Что бы ты не придумал, не можешь предотвратить этого вреда, Почему же? Неужели золото истребляется молью? – Если молью не истребляется, то воры крадут. – Но неужели всех обкрадывают? – Если и не всех, – по крайней мере, очень многих.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Афанасий Великий

Ст. 19-20 Христос говорит: не скрывайте себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, и идеже татие подкапывают и крадут. Скрывайте же себе сокровище на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкапывают, ни крадут

Слышавшие эти слова говорили: «совет весьма хорош, и похвальна мысль, – настоящия блага жизни полагать лучше не на земле, но в сокровищнице на небесах. Впрочем, как же положить на небеса серебро и золото? Мы не имеем на это возможности. Небо очень высоко, и нам не достать его рукой. Не видим и лествицы, какую видел патриарх Иаков, чтобы взойти по ней и положить на небеса, что есть у нас». Но Господь учит: хотя небо и очень высоко, однако же можете полагать на него некрадомое сокровище правды. Дай бедному и нищему, чтó нужно ему, и найдешь, что все это целым, неоскверненным, нерастленным соблюдется на небе. Есть же у тебя и лествица, возводящая с земли на небо – спасительный крест, – есть и ступени на ней – догматы пречистых Евангелий. Итак, восходи по ним в небесные обители, чтобы прославиться на век. Но будь также внимателен к сказанному Мною.

Из Бесед на Евангелие от Матфея.

Блаж. Августин

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут

Итак, если сердце будет на земле, то есть если каждый совершает что-нибудь с таким сердцем, чтобы достичь земной выгоды, каким образом будет чистым то, что брошено на землю? Если же оно [устремлено] к небу, то будет чистым, поскольку все небесное – чисто. Ведь что-либо оскверняется, когда смешивается с более низкой природой, хотя и не скверной по своему происхождению, поскольку даже золото оскверняется чистым серебром, если смешивается [с ним]. Так и наша душа оскверняется влечением к земному, хотя сама земля по своему происхождению и порядку – чиста.

О нагорной проповеди Господа.

Блаж. Иероним Стридонский

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 19-20 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут

Изгнавши болезнь тщеславия, Господь далее говорит о нестяжании, ибо люди заботятся о приобретении многих имуществ по причине своего тщеславия, Он показывает бесполезность земного сокровища, потому что червь и тля истребляют пищу и одежды, а воры похищают золото и серебро. Затем, чтобы кто-либо не сказал: «не все же крадут», Он указывает, что хотя бы ничего подобного не было, но разве то самое, что ты пригвожден заботой о богатстве, не есть великое зло? Поэтому Господь и говорит:

ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Ст. 19-20 Не скрывайте себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, и идеже татие подкапывают и крадут: скрывайте же себе сокровище на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкапывают, ни крадут

Червь и тля обозначают зародившуюся в душе мысль, которая поедает тайно все душевные блага; а подкапывающие воры – это приходящие извне похвалы, которые подкапывают легкомысленные планы и крадут скрытые сокровища добродетели. Изгнав болезнь тщеславия, благовременно поставляет закон о нестяжательности, так как ничто так не производит любви к богатству, как тщеславие. Отсюда люди выдумали и толпы рабов, и множество евнухов, и отягченных золотом лошадей, и серебряные столы, и всякий другой блеск не по необходимости, а напоказ. Так как нелегко могли запечатлеться совместные наставления о презрении богатства, то весьма мудро Он разделил на части речь об этом. И прежде всего сказал: блажени милостивии (Мф. 5, 7) ; потом: буди увещаваяся с соперником твоим (Мф. 5, 25) ; далее: и хотящему судитися с тобою и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу (Мф. 5. 40) ; наконец приводит то, что больше всего этого. В тех случаях упомянул о сострадании к нищим, о сопернике, о желающем судиться с тобою, а в этом, не поставив ничего такого, узаконил презрение богатства само по себе, показывая, что не столько ради них, сколько само по себе Он заповедал это, чтобы ты даже в том случае, когда никто из них не заедает тебя, презирал богатство и разделял его нищим. А чтобы легче убедить в этом, показывает вред от собирания сокровищ на земле и пользу от собирания их на небе. Червь – моль означает червя, зарождающегося, по большей части, в одеждах. Тля (βρωσις) означает гниение, ржавчину и всякую такую порчу. Что же? И золото червь уничтожит? Если не червь, то воры. Как? Неужели все сокровища похищаются? Если не все, то весьма многие; неизвестно, какие останутся непохищенными. Но те, которые раздаются нищим, каким образом сохранятся? На небе. Как? Так, что там сохраняются награды и воздаяния, оказанные им: будучи собраны и сложены, они охраняются там безопасно. Затем приводит и другое соображение, убеждая им еще более.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут

Сокровищ на земле

Богатство или сокровища у иудеев, как и у всех, состояли в одеждах разных родов более или менее богатых, в вещах золотых и серебряных и прочее. Эти предметы могут быть испорчены молью и ржавчиной или украдены ворами. Конечно, здесь разумеются все способы истребления, каким подвергаются предметы роскоши или богатства, и следовательно, под сокровищами разумеются всякие сокровища. Общая мысль та, что не нужно заботиться чрезмерно об умножении сокровищ земных, потому что все они непрочны: ныне они есть, а завтра так или иначе могут быть истреблены и обладатель может лишиться их.

Толковое Евангелие.

Лопухин А.П.

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут

В этом стихе Спаситель сразу же переходит к речи о таком предмете, который не имеет, по-видимому, никакой связи с предыдущими Его наставлениями. Цан объясняет эту связь так: “Иисус, говоривший Своим ученикам в слух иудейской толпы, проповедует здесь не вообще против языческого и мирского образа мышления (ср. Лк. 12:13-31), а показывает несовместимость такового с благочестием, о котором ученики должны и будут заботиться. Именно здесь и находится связь с предыдущими частями речи. Фарисеи считались до того времени в народе преимущественно людьми благочестивыми; но с благочестивой ревностью, которой для них ни разу не отрицал Иисус Христос, связывались у многих фарисеев и раввинов мирские интересы. Рядом с гордостью (6: 2, 16, 23:5-8; Лк. 14: 1, 7-11; Ин. 5:44; 7:18; 12:43) указывается преимущественно на их любовь к деньгам. Таким образом и рассматриваемый отдел служит к объяснению 5:20 ”.

Можно принять, что такое мнение вполне точно раскрывает, в чем заключается связь, если только действительно она существует, между этими разными отделами. Но связь можно выразить и яснее. Мы думаем, что вся нагорная проповедь представляет из себя ряд очевидных истин , и что отыскать между ними связь иногда чрезвычайно трудно, подобно тому, как трудно отыскать ее в словаре между словами, напечатанными на одной и той же странице. Нельзя не видеть, что мнение Цана о таковой связи отличается некоторою искусственностью, и во всяком случае такую связь едва ли могли усматривать ученики, которым говорил Иисус Христос, и народ. На основании этих соображений мы имеем полное право считать ст. 19 началом нового отдела, где говорится о совершенно новых предметах и притом без ближайшего отношения к фарисеем или язычникам. Христос в нагорной проповеди не столько обличает, сколько научает. Он пользуется обличениями не ради них самих, а опять – для той же цели – научить. Если и можно предполагать связь между разными отделами нагорной проповеди, то она заключается, по-видимому, в разнообразии указаний на извращенные понятия о праведности, какие свойственны естественному человеку. Нить нагорной проповеди – описание этих извращенных понятий и затем разъяснение, каковы должны быть истинные, правильные понятия. К числу извращенных понятий грешного и естественного человека, относятся и его понятия и взгляды на мирские блага. И здесь Спаситель опять предоставляет людям сообразоваться с данным Им учением, оно является только светом, при котором возможна нравственная работа, имеющая целью нравственное усовершенствование человека, но не самою этою работой.

Правильный и общий взгляд на земные сокровища заключается в следующем: “не собирайте себе сокровищ на земле”. Нет надобности рассуждать, как это делает Цан, о том, разумеются ли здесь только “большие накопления”, “собирание больших капиталов”, наслаждение ими скупца, или также и собирание незначительных капиталов, заботы о насущном хлебе. Спаситель, по-видимому, не говорит ни о том, ни о другом. Он высказывает только правильный взгляд на земные богатства и говорит, что самые свойства их, сами по себе, должны препятствовать тому, чтобы люди относились к ним с особенной любовью, приобретение их ставили целью своей жизни. Свойства земных богатств, указанные Христом, должны напоминать людям о нестяжательности, и последняя должна определять отношение человека к богатству и вообще к земным благам. С этой точки зрения богатый человек может быть так же нестяжателен, как и бедный. Всякие, даже “большие накопления” и “собирание больших капиталов” могут быть правильны и законны с нравственной точки зрения, если только в эти действия человека вносится дух нестяжательности, указанный Христом. Христос не требует от человека аскетизма.

Не собирайте себе сокровищ на земле (μήθησαυίζετε θησαυρούς) – лучше, по-видимому, перевести так: не цените сокровищ на земле, причем “на земле” будет, конечно, относиться не к сокровищам, а к “не цените” (“не собирайте”). Т.е. не собирайте на земле. Если бы “на земле” относилось к “сокровищам”, т.е. если бы здесь разумелись “земные” сокровища, то, во-первых, стояло бы, вероятно, θησαυροὺς ἐπι­̀ τῆς γῆς, так же было бы в следующем стихе или, может быть, τοὺς θθησαυροὺς ἐπι­̀ τῆς γῆς. Но указание Цана, что если бы “на земле” относилось к сокровищам, то следовало бы ожидать οὕς; вместо поставленного здесь ὅπου, едва ли может быть принято, потому что οὕς могло бы стоять и в том, и другом случае. Почему мы не должны собирать себе сокровищ на земле? Потому что (ὅπου ηαβετ ᾳιμ αετιολογιαε) там моль и ржа истребляют и воры подкапывают и крадут. Моль (σής) – сходно с евр. сас (Ис. 51:8 – только один раз в Библии) и имеет одинаковое значение, – следует принимать вообще за какое-нибудь вредное насекомое, которое вредит имуществу. Также и слово “ржа,” т.е. “ржавчина” – под этим последним словом нужно разуметь тление всякого рода, потому что Спаситель не хотел, конечно, сказать того, что не следует сохранять только тех предметов, которые подвержены порче со стороны моли или ржавчины (хотя буквальный смысл этих слов и таков), а выразился только в общем смысле; в том же смысле сказаны и последующие слова, потому что причиною убытков бывает не одно только подкапывание и кражи в буквальном смысле. Параллельное место у Иак. 5:2, 3 . У раввинов для обозначения ржавчины было ходячее слово халюда (Толюк).

Троицкие листки

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут

Тщеславие есть мать любостяжания. Чтобы выказать себя пред другими, люди заботятся, как бы побольше собрать богатства; вот почему Спаситель, после того как исцелил болезнь тщеславия, говорит о нелюбостяжании: Не собирайте , не копите себе никаких сокровищ на земле : ни злата, ни серебра, ни роскошных одежд, ни дорогих камней; все эти богатства непрочны, обманчивы: где , т.е. здесь, на земле, моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут . Сегодня ты владеешь своими сокровищами, а завтра можешь лишиться их. «Подивись, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – неизреченной мудрости Христовой: не сказал, что другим их после себя оставишь, что нередко бывает приятно людям, но, к их ужасу, показывает, что они и этого не в силах сделать; хотя бы люди и не повредили их богатству, но всегда будут вредить ему моль и ржа. Неужели золото истребляется молью? Если моль не истребляет его, то – воры крадут. Ужели всех грабят? Если не всех, то, по крайней мере, многих». Итак, не прилагай сердца твоего к богатству тленному даже и тогда, когда оно само течет в руки твои. Не считай его своим; ведь оно и в самом деле не твое, а Божие; будь же только верным приставником в дому Божием. Слышишь, что говорит Небесный Домовладыка?

Троицкие листки. №801-1050.

«Не собирайте себе сокровищ на земле»

Сокровища, собранные на земле, не вечны; они могут быть украдены ворами, изъедены молью и ржавчиной, уничтожены ураганом и огнем. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Мысли будут в такой степени заняты земными сокровищами, что для небесных предметов не останется места.

У иудеев того времени величайшим злом была любовь к деньгам. Точно так же и в настоящее время религиозные чувства и любовь к Богу вытеснены заботами о земном. Богатство так зачаровывает человека, что в погоне за наживой он заглушает в себе все благородные стремления и чувство человеческого достоинства и несется к окончательной, вечной гибели. Служение маммоне полно забот, трудностей и утомительной работы, а сокровища, которые человек с таким трудом собирает на этой земле, весьма недолговечны.

Иисус говорит: «Собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

Отсюда вытекает поучение: «Собирайте себе сокровища на небе». В ваших собственных интересах обеспечить за собой небесные сокровища. Это единственное, чем мы владеем, что действительно принадлежит нам; ибо сокровища, собранные на небесах, вечны. Ни вода, ни огонь не в состоянии уничтожить их; никакой вор не может их украсть, ни моль или ржавчина испортить, ибо Господь охраняет их.

Богатство, ценимое Христом выше всего, есть «богатство славного наследия Его для святых» (Еф. 1:18). Ученики Иисуса сравниваются с драгоценными камнями. Его особым сокровищем. Он говорит: «Подобно камням в венце, они воссияют на земле Его» (Зах. 9:16). «Люди будут дороже чистого золота и мужи дороже золота Офирского» (Ис. 13:12), Христос, от Которого исходит вся слава, смотрит на Свой народ в его чистоте и совершенстве, как на награду за Свои страдания, унижения и любовь; они дополняют Его славу.

Нам предоставлено преимущество работать вместе с Ним в великом деле спасения и быть соучастниками в богатстве, приобретенном Его страданиями и смертью. Апостол Павел писал христианам в Фессалониках: «Кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его? Ибо вы - слава наша и радость» (1 Фес. 2:19-20). Вот сокровища, которых мы должны были прежде всего искать! Характер человека есть результат деятельности целой жизни, это - жатва его жизненного посева; каждое действие, каждое слово, сопровождаемое благодатью Христа и вызывающее в душе стремление к небесному, каждое усилие, направленное к тому, чтобы характером уподобиться Христу, - все это способствует собиранию сокровища на небесах.

«Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Каждым усилием помочь другому мы приносим пользу и самим себе. Каждый, посвящающий свои средства и время на дело распространения Евангелия, сосредоточит на нем и свои интересы и молитвы за дело, совершаемое им, и за души, приобретаемые им. У него явится желание помочь всем и в еще большей мере посвятить себя Богу, для того, чтобы совершить как можно больше добра.

В последний день, когда все богатства этой земли будут уничтожены, собравший себе сокровище на небесах увидит то, что он приобрел в своей жизни. Если мы всегда руководствуемся словами Христа, то в конце, когда все искупленные соберутся вокруг великого белого престола Божия, мы увидим тех, которым мы указали путь ко спасению; эти, в свою очередь, помогли спастись другим, а те - третьим, и как результат нашей работы мы увидим великое множество людей, достигших вечной гавани спасения, чтобы положить свои венцы к ногам Иисуса и прославить Его во веки веков. С какой радостью взглянут тогда работники Христа на всех спасенных, участвующих в славе Спасителя! Как прекрасно будет небо для тех, которые были верны в деле спасения душ!