Open
Close

Тема женской судьбы в лирике М. И

Сочинение

Творчество Марины Цветаевой стало выдающимся и самобытным явлением как культуры «серебряного века», так и истории русской литературы. Она привнесла в русскую поэзию небывалую глубину и выразительность лиризма в самораскрытии женской души с ее трагическими противоречиями. Первый сборник стихов восемнадцатилетней девушки «Вечерний альбом» стал и первым шагом в творческое бессмертие Цветаевой. В этом сборнике она определила свое жизненное и литературное кредо - утверждение собственной непохожести и самодостаточности. Внешние события предреволюционной истории мало коснулись се стихов.

Позднее она скажет, что «поэт слышит только свое, видит только свое, знает только свое». Всем своим творчеством она отстаивала высшую правду поэта - его право на неподкупность лиры, на поэтическую честность. В центре цветаевского художественного мира - личность, наделенная безмерной творческой силой, чаще всего - это поэт как эталон настоящего человека. Поэт, по Цветаевой, - творец всего мира, он противостоит окружающей жизни, сохраняя верность тому высшему, что он несет в себе. Сотворение мира для Цветаевой начинается с сотворения своего детства, своей биографии. Многие ее стихи посвящены воплощению поэта в ребенке - поэтом рождаются. «Ребенок, обреченный быть поэтом» - такова внутренняя тема ее ранней лирики.

Мы знаем, мы многое знаем
Того, что не знают они! -

у ребенка-поэта своя правда, отделенная от мира взрослых.
Индивидуальность творчества проявляется у Цветаевой в постоянном ощущении собственной непохожести на других, особенности своего бытия в мире иных, нетворческих, людей. Эта позиция поэта стала первым шагом к антагонизму между «я» и «они», между лирической героиней и всем миром («Вы, идущие мимо меня…»):

Вы, идущие мимо меня
К не моим и сомнительным чарам, -
Если б знали вы, сколько огня,
Сколько жизни, растраченной даром…
Сколько темной и грозной тоски
В голове моей светловолосой…

«Странной особью человеческой» называла Цветаева поэта, живущего с обнаженным сердцем и не умеющего легко справляться с земным порядком вещей. Поэт бывает смешон, и нелеп, и беспомощен в житейских ситуациях, но все это - оборотная сторона его дара, следствие его пребывания в другом, необыденном мире действительности. Даже смерть поэта, по Цветаевой, есть нечто большее, чем человеческая утрата.
Особый дар настоящего поэта, согласно Цветаевой, - исключительная способность к любви. Любовь Поэта, по ее мысли, не знает предела: все, что не вражда или безразличие, объемлется любовью, при этом «пол и возраст ни при чем». Близорукость в «мире мер», но ясновидение в мире сущностей - таким видит она особое поэтическое зрение.
Поэт свободно парит в своем идеальном мире, в мире «нездешнего» пространства и времени, в «княжестве снов и слов», вне всяких жизненных теснот, в безграничных просторах духа. Иногда для Цветаевой жизнь в снах является подлинной реальностью. В своих сновидческих стихах Цветаева воспела «седьмое небо», корабль мечты, видела себя «островитянкой с далеких островов». Сон для нее - пророчество, предвидение, концентрация творческих способностей, портрет времени или предсказание будущего:

Око зрит - невидимейшую даль,
Сердце зрит - невидимейшую связь,
Эхо пьет - неслыханную молвь.

«Поэт - очевидец всех времен в истории», - говорила Цветаева. Поэт - невольник своего дара и своего времени. Его отношения со временем трагические. В стихотворении «Прокрасться…» дано такое предположение-утверждение:

А может, лучшая победа
Над временем и тяготеньем -
Пройти, чтоб не оставить тени
На стенах…
Может быть - отказом
Взять? Вычеркнуться из зеркал?..

«Брак поэта со временем - насильственный брак», - писала Цветаева. Не вписываясь в свое время, в реальный мир, «мир гирь», «мир мер», «где насморком назван плач», она творила свой мир, свой миф. Ее миф - миф о Поэте. Ее стихи и статьи о поэтах - всегда «живое о живом». Она острее других чувствовала уникальность личности поэтов.
А. Блоку
И, под медленным снегом стоя,
Опущусь на колени в снег,
И во имя твое святое
Поцелую вечерний снег.

А. Ахматовой
Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами - то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

Но особенно значим в поэзии Цветаевой образ Пушкина. Главное обаяние Пушкина для Цветаевой в его независимости, бунтарстве, способности к противостоянию. В цикле «Стихи к Пушкину» (1931) она говорит:

Вся его наука -
Мощь. Светло - гляжу:
Пушкинскую руку
Жму, а не лижу.

Что вы делаете, карлы,
Этот голубой олив,
Самый вольный, самый крайний
Лоб, навеки заклеймив
Низостию двуединой
Золота и середины?

Цветаева ощущает свое родство с Пушкиным, но при этом остается самобытна. Сама ее жизнь стала бескорыстным служением своему предназначению. Остро ощущая свою несовместимость с современностью, «выписываясь из широт», она верила, что

Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Главным для нее, как для любого великого поэта, была жизнь в собственных стихах:

Чтоб под камнем что-то дрогнуло,
Мне ж - призвание как плеть -
Меж стенания надгробного
Долг повелевает - петь.

Пройдя свой жизненный путь по земле «с полным передником роз! Ни ростка не наруша», принимая и понимая трагизм своего положения, оборвав «недопетую песнь», Цветаева верила:

Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!
Она действительно осталась Поэтом, с которым «…Разлуки - нет!»

Состояние одиночества - одно из наиболее характерных состояний Цветаевой. В юности, а затем в молодости она ощущала одиночество не по годам, тоску по чьей-то заботе, жаждала быть нужной другим и остро страдала от своей ненужности. Конфликт между бытом и бытием, несовместимость небесного и земного, высокого избранничества поэта с его мирским существованием породили это состояние в ней. Этот конфликт пронизывает все ее творчество, приобретая самые разные оттенки, а в центре его - сама Марина Цветаева. Лирическая героиня Цветаевой одинока от несбывшейся любви или дружбы, одинока как поэт, противостоящий миру, одинока в своем мироощущении и миропонимании. С одиночества начинается творческая самостоятельность.

Час ученичества! Но зрим и ведом
Другой нам свет, - еще заря зажглась,
Благословен ему грядущий следом
Ты - одиночества верховный час!
(«Ученик», 1921)

Она уходила в одиночество, неизменно сопровождавшее ее, «ибо странник Дух и идет - один», и бывшее одновременно и величайшим страданием, и величайшей благодатью. Благодатью, так как только внутри себя можно обрести свободу:

Уединение: уйди
В себя, как прадеды в феоды.
Уединение: в груди
Ищи и обретай свободу…

Свободу, необходимую, чтобы творить. Ей было свойственно стремление творить, созидать так, чтобы «лучше нельзя»; жажда быть необходимой, незаменимой тому, кто затронул в данный момент ее творческое воображение, ее душу. Не находя себя в реальности, она уходила в себя, в свою Душу. «Вся моя жизнь - роман с собственной душой», - говорила она.

Земная дружба не могла растопить ее одиночества. В стихотворении «Роландов Рог» (1921) Цветаева дает себе выразительную характеристику: «Одна из всех - за всех - противу всех!»

Иногда она видит разрешение конфликта в собственной смерти, раскрывая при этом суть внутреннего противоборства Поэта и Человека:

Жив, а не умер,
Демон во мне!
В теле - как в трюме,
В себе - как в тюрьме.
…В теле - как в крайней
Ссылке. - Зачах!
В теле - как в тайне,
В висках - как в тисках
Маски железной.

Это романтическое двоемирие поэзии Цветаевой рождено именно конфликтом бытового с бытийным. Поэтому, не найдя в реальном мире гармонии, она обращается к прошлому, где герои жили по законам рыцарства, чести и мужества, или «улетает» в заоблачные высоты, где «тот свет - наш». Но ведущий символ ее личности - море, глубокое, неисчерпаемое, непостижимое, самодостаточное. И себя, и свою душу она видит всегда «морской», даже ее имя Марина значит «морская» («Душа и имя», 1911):

Но имя Бог мне иное дал:
Морское оно, морское!
…Мечты иные мне подал Бог:
Морские они, морские!
…Но душу Бог мне иную дал:
Морская она, морская!

Образ моря у Цветаевой так же многолик, как и ее душа: это и бунт, и стремительность, и глубина, и опасность, и любовь, и неисчерпаемость. Море отражает в себе небо и объединяет морское и небесное начала. В стихотворении «Душа» (1923) она вмещает в свою поэтическую душу и небо, и море:

Выше! Выше! Лови - летчицу!
Не спросившись лозы - отческой
Нереидою по - лощется,
Нереидою в ла - зурь!
Лира! Лира! Хвалынь - синяя!
Полыхание крыл - в скинии
Над мотыгами - и - спинами
Полыхание двух бурь!

И судьбы поэта в лирике М. И. Цветаевой

Марина Ивановна Цветаева вошла в поэзию Серебряного века как яркий и самобытный художник. Ее лирика – это глубокий, неповторимый мир женской души, бурный и противоречивый. В духе своего времени, с его глобальными переменами, Цветаева смело экспериментировала в области ритмики и образного строя стиха, была поэтом-новатором. Стихам Цветаевой свойственны резкость переходов, неожиданные паузы, выход за рамки строфы. Однако потоки чувств лирической героини придают стихам пластичность и гибкость, женскую мягкость и переменчивость.

Сборник «Вечерний альбом» вышел в свет, когда поэтессе было 18 лет. В него вошли юношеские стихи, показывающие становление творческой индивидуальности автора. В них не отразились исторические события в стране, только мир души, ее стремления и надежды.

Цветаева всегда стремилась быть честной в своем творчестве, считала, что поэт свободен писать то, что хочет. Сама она была поэтом от Бога. Творчество, возможность писать стихи были сутью ее существования. Лишение этой возможности было для нее равносильно смерти. Она не могла не писать, говорила, что ее стихи «пишутся сами», «они растут, как звезды и как розы».

Лирическая героиня Цветаевой – личность огромной энергии и силы. Все ее чувства устремлены вверх – к свету, к вселенской тайне, к совершенству, поэтому в ее лирике часто встречается образ горы. При чтении ее стихов возникает чувство полета, читателя захватывает мощный поток цветаевского таланта:
По нагориям,

По всхолмиям,

Вместе с зорями,

С колокольнями…


Поэтесса была убеждена, что поэт – творец огромного мира, он должен всегда оставаться собой, чтобы сообщить людям нечто сокровенное, скрытое от них:
Мы знаем, мы многое знаем

Того, что не знают они!


В стихотворении «Вы, идущие мимо меня…» Цветаева говорит о своей непохожести на обычных людей, возникает мотив противопоставления поэта и «толпы»:
Вы, идущие мимо меня

К не моим и сомнительным чарам, -

Если б знали вы, сколько огня,

Сколько жизни растрачено даром…

Сколько темной и грозной тоски

Теперь гуляй по свету,

Где хочешь, бог с тобой…


Стиль Ахматовой отличается сдержанностью, отсутствием вычурных деталей, небольшим количеством метафор. Ориентация на разговорную речь придает стихам искренность и задушевность. Ахматова в своих стихотворениях придерживается принципа наглядности, конкретности деталей. Во многих произведениях поэт использовала фольклорные стилизации, меткие и точные народные выражения.

Лирика Ахматовой не устарела и сейчас, как не могут устареть чувства человека, она была и будет гордостью русской поэзии.


files -> Клиническая психология
files -> Методические рекомендации по составлению рабочей программы учебных предметов, курсов согласно требованиям

Марина Ивановна Цветаева вошла в поэзию Серебряного века как яркий и самобытный . Ее лирика - это глубокий, неповторимый мир женской души, бурный и противоречивый. В духе своего времени, с его глобальными переменами, Цветаева смело экспериментировала в области ритмики и образного строя стиха, была поэтом-новатором. Стихам Цветаевой свойственны резкость переходов, неожиданные паузы, выход за рамки строфы. Однако потоки чувств лирической героини придают стихам пластичность и гибкость, женскую мягкость и переменчивость.

Сборник "Вечерний альбом" вышел в свет, когда поэтессе было 18 лет. В него вошли юношеские стихи, показывающие становление творческой индивидуальности автора. В них не отразились исторические события в стране, только мир души, ее стремления и надежды.

Цветаева всегда стремилась быть честной в своем творчестве, считала, что поэт свободен писать то, что хочет. Сама она была поэтом от Бога. Описание событий в романах и других произведениях, возможность писать стихи были сутью ее существования. Лишение этой возможности было для нее равносильно смерти. Она не могла не писать, говорила, что ее стихи "пишутся сами", "они растут, как звезды и как розы".

Лирическая героиня Цветаевой - личность огромной энергии и силы. Все ее чувства устремлены вверх - к свету, к вселенской тайне, к совершенству, поэтому в ее лирике часто встречается образ горы. При чтении ее стихов возникает чувство полета, читателя захватывает мощный поток цветаевского таланта:

По нагориям,
По всхолмиям,
Вместе с зорями,
С колокольнями…

Поэтесса была убеждена, что поэт - творец огромного мира, он должен всегда оставаться собой, чтобы сообщить людям нечто сокровенное, скрытое от них:

Мы знаем, мы многое знаем
Того, что не знают они!

В стихотворении "Вы, идущие мимо меня…" Цветаева говорит о своей непохожести на обычных людей, возникает мотив противопоставления поэта и "толпы":

Вы, идущие мимо меня
К не моим и сомнительным чарам, -
Если б знали вы, сколько огня,
Сколько жизни растрачено даром…
Сколько темной и грозной тоски
В голове моей светловолосой…

Поэт живет с обнаженным сердцем и нервами, поэтический дар, по мнению поэтессы, - это и неземное счастье, и проклятие. Обыкновенных людей она называет "счастливцами и счастливицами". Поэту нужно отказаться от обычной жизни, он живет в другом мире, а в этом он нелеп, беспомощен и смешон. Поэт уникален, а его смерть - большая, невосполнимая утрата для людей.

Цветаева верила, что способность к всепоглощающей любви также является частью Божьего дара поэту, его отличительной чертой. Поэт охватывает своей любовью весь мир, для его любви не существует никаких ограничений.

У поэта - особое зрение, он может видеть тайное, скрытое, как ясновидец. Поэт живет в своем времени и пространстве, в "княжестве снов и слов", сны для него являются реальностью. У Цветаевой много "сновидческих" стихов, где она - островитянка или живет на "седьмом небе", во сне у нее есть "корабль мечты". Интуиция, пророчество, предвидение - все это в распоряжении поэтессы, как инструменты для создания стихов:

Око зрит - невидимийшую даль,
Сердце зрит - невидимийшую связь,
Эхо пьет - неслыханную молвь.

Как правило, отношения со временем у поэта трагические, так как, по ее выражению, "поэт - очевидец всех времен истории", но он пленник времени, в котором ему приходится жить. Об этом поэтесса говорит в стихотворении "Прокрасться…":

А может, лучшая победа
Над временем и тяготеньем -
Пройти, чтоб не оставить тени
На стенах…
Может быть - отказом
Взять? Вычеркнуться из зеркал?..

Стихи, которые Цветаева писала о своих поэтах-современниках, посвященные Блоку, Ахматовой и другим, поражают точностью в определении их значимости в поэзии, тонким анализом их дарования. Анне Ахматовой она пишет:

Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами - то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

Марина Цветаева очень любила творчество Пушкина, восхищалась его смелостью, способностью отстаивать свое мнение. Ею написан цикл "Стихи к Пушкину". Поэтесса верила в то, что

Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Тема творчества и судьбы поэта в лирике М. И. Цветаевой уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Талантливый русский поэт Ф. Тютчев был человеком, умевшим глубоко, страстно и преданно любить. В понимании Тютчева, любовь - это "поединок роковой": и слияние душ, и их противостояние. Стихотворения о любви у поэта полны драматизма: О, как убийственно мы любим,Как в буйной слепоте страстейМы то всего вернее губим,Что сердцу нашему милей! У Тютчева в стихах - буря чувств, он описывает любовь во всем разнообразии ее проявлений. Поэт верил, что к истинной любви
    На время жизни Анны Ахматовой пришлись величайшие войны в истории человечества. Когда началась Первая мировая война, ее муж, Н. Гумилев, добровольцем ушел на фронт. Ахматова понимала весь ужас войны, поэтому ее поэзия в те годы имеет антивоенный характер. Стихотворения "Утешение" и "Молитва" свидетельствуют об этом. Женщинам оставалось только молиться: Дай мне горькие годы недуга,Задыханья, бессонницу, жар,Отыми и ребенка, и друга,И таинственный песенный дар -Так молюсь за твоей литургиейПосле стольких томительных
    Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли "настоящим европейцем". С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе. Тютчев за долгую жизнь был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного права в России и
    Владимира Маяковского часто называют "поэтом-трибуном". Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о любви. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце. С самых первых стихотворений ("От усталости", цикл "Я" и другие) у Маяковского звучит мотив трагического одиночества человека в мире: Земля!Дай исцелую твою лысеющую головуЛохмотьями губ моих в пятнах чужих
    Поводом для создания поэмы "Облако в штанах" стали трагические переживания личного характера. Смысл и основную мысль своего произведения Маяковский определил в предисловии к первому изданию книги (1918 год). Поэт в свойственной ему манере выражает суть содержания четырех частей поэмы следующим образом: "Долой вашу любовь!", "Долой ваше искусство!", "Долой ваш строй!", "Долой вашу религию!". В первой части поэмы нашли воплощение многие темы лирики раннего Маяковского. Это и противопоставление поэта психологии "жирных", и лирический
    Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. Есенин утверждал: "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве". Именно Есенину удалось создать в русской лирике образ деревни конца XIX
    Описание событий в романах и других произведениях великого русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета - это мир красоты. Его стихотворения пронизаны мощными потоками энергии счастья и восторга, наполнены восхищением красотой мира и природы. Главным мотивом его лирики была красота. Именно ее он воспевал во всем. Любовная лирика Фета - это океан солнца, счастья и радости. Он боготворит женщину, хочет исполнить любое ее желание, он заботлив и нежен по отношению к ней: На

Сочетание имен Пушкин и Лермонтов очень привычно для всех читателей, которые любят и знают русскую литературу. Между тем это довольно разные поэты. Темы и мотивы лирики Лермонтова своеобразны и неповторимы, чтобы говорить о схожести этих творцов. Каждый поэт остается в своем творчестве индивидуальной личностью.

Одно из самых известных произведений

Поэтическая биография Михаила Юрьевича началась в тот момент, когда Александра Сергеевича не стало. Буквально через несколько дней после смерти гения, в трагическом январе тысяча восемьсот тридцать седьмого года, по рукам стали ходить листочки со стихотворением Лермонтова, которое называлось "На смерть поэта". Эта дата стала стартовой в поэтической биографии Михаила Юрьевича.

В сорок первом году он сам гибнет на дуэли. Таким образом, трагически мал оказался его литературный путь. Это всего чуть больше четырех лет. И насколько несоразмерен этот срок со значением этого творца в российской литературе.

Лермонтов написал много стихотворений, однако очень небольшая их часть при его жизни стала известна читателю. Для этого были свои причины. Дело в том, что Михаил Юрьевич не принадлежал к литературному кругу. Этот поэт всю жизнь держался особняком.

Безумная жажда к творчеству, но не к славе

Он учился в Московском университетском благородном пансионе, затем некоторое время в университете и, переехав в Петербург, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Все эти заведения были центром литературного общения.

Но Лермонтов какое-то время даже не помышлял о том, чтобы сделать карьеру в этой области, несмотря на то, что в этот период пишет он увлеченно и страстно. Были созданы сотни стихов, поэмы и драмы, которые Михаил Юрьевич даже не пытался опубликовать.

Многогранный и талантливый поэт и прозаик

Михаил Юрьевич был очень одаренным человеком. Сохранилось много его картин и замечательных рисунков. Он был одарен и музыкально. Блестяще играл на фортепьяно, скрипке, флейте, пел восхитительные романсы и даже сам сочинял музыку. И многие мотивы лирики Лермонтова зачастую отражают его таланты художника и музыканта.

Рассматривая причудливую сеть набросков, сделанную пером поэта на страницах рукописи, можно увидеть преследующие его образы. Эти рисунки, как и все темы и мотивы лирики Лермонтова, показывают, как сталкивается земное и небесное, ангельское и демоническое, священное и порочное. В этом мире потрясенная душа творца ищет гармонию счастья, но не находит ее. И по-человечески Михаил Юрьевич был глубоко несчастен.

Смена эпох и основные мотивы лирики Лермонтова

Времена тысяча восемьсот тридцатого года были связаны с отходом от романтизма. Такая поэзия уходит в прошлое, и Михаил Юрьевич, как творец, появился в неподходящую эпоху. Романтические направления лирики Лермонтова воспринимались как нечто отжившее. На смену одной эпохе шла другая.

В это сложное время и узнали читатели о творчестве этого поэта. Его стихи были восприняты по-разному. Для этого были свои причины. Михаил Юрьевич не только в жизни, но в произведениях человек, который придерживается крайних, радикальных убеждений. Взять, например, "Смерть поэта". Образ мученика, нарисованный в нем, принадлежит герою, у которого нет шансов выжить на этой земле. Поэт, который призван к бескомпромиссной борьбе с целым миром.

Но это не так. К середине своего творчества Александр Сергеевич пытается уделить внимание не крайностям, а найти золотую середину. Темы лирики Лермонтова выражают недовольство собой и миром, безысходную скорбь, бегство, борьбу и невозможность гармонии. А основная тональность произведений Пушкина - "светлая печаль".

Терзания творческой личности

Основная характеристика лирики Лермонтова - это элемент отрицания, который присутствует практически во всех произведениях Михаила Юрьевича. Перед читателем постоянно возникает образ человека, который не согласен ни на какую гармонию или половинчатые решения, подвергает сомнению абсолютно все основания бытия.

Судьба поколения в лирике Лермонтова занимает значительное место. Произведения с таким мотивом наполнены особыми терзаниями. Тревога главного героя вечна. И поэт все эти свои ощущения гонимого одинокого человека, для которого нет и не может быть в жизни никакой позитивной цели, переносит на все современное потомство.

Здесь необходимо вспомнить стих "Дума", где описывается поколение, так и не сумевшее приобщить себя к реальному делу. Произведение "И скучно и грустно". В центре находится человек, который и рад бы подать своему ближнему руку, но он одинок, и причины этого одиночества лежат в состоянии мира, каким он является с точки зрения героя. Именно так выражена судьба поколения в лирике Лермонтова. Жизнь полна смятения, одиночества и изгнания.

Отличие двух поколений творцов

Дух лермонтовского поколения резко отличался от пушкинского. Между ними пролегло декабристское восстание, которое произошло в тысяча восемьсот двадцать пятом году. После его разгрома воцарилась совершенно другая атмосфера. Исчезли люди, принадлежавшие к предыдущей оппозиции, появилась новая, постулаты которой и отразились в творчестве Михаила Юрьевича.

Это тоже была молодежь, в основном гвардейская, которая была очень вольнолюбивой, но не надеющаяся на какие-то немедленные благие преобразования. Это оппозиционеры другого типа - рефлексирующие герои. И судьба поколения в лирике Лермонтова раскрывается именно при помощи таких образов. Например, всем известный Печорин. Это герой, который все время защищает себя, он не видит гармонии в мире, но ищет ее и страстно тоскует по ней.

Борьба с фальшивыми чувствами и ненавистное отношение ко лжи

Но, кроме эпохального и национального, судьба поколения в лирике Лермонтова имеет значение вечное и вселенское. И в одном из стихов Михаила Юрьевича встречаются такие слова: "Есть чувство правды в сердце человека, святое вечности зерно…". Если думать о том, чем дорог для русской литературы этот великий поэт и прозаик, то, конечно, это то, что он смог передать новому поколению чувство правды.

Страстная жажда правды, ненависть ко всякой фальши, мучительное ощущение одиночества, разъедающий душу скептицизм и в тоже время безумное желание жизни, гармонии, неповторимым образом отразились в характерах и судьбах героев поэта и прозаика. Любые темы лирики Лермонтова полны образов, которые стремятся еще при жизни вместить в свое сознание весь мир, переступить грань между жизнью и смертью.

Образы в известных произведениях

Герой драмы "Маскарад" жаждет духовной свободы и человеческого участия. Но безграничное неверие в жизнь и людей превращает его в убийцу. Губит его самого. Гибнет и главный образ поэмы "Мцыри", готовый рай и вечность променять на свободу.

А "Герой нашего времени" - первый социально-психологический роман в русской прозе? Рассуждая о свободе как о главной ценности, Печорин спрашивает себя: "От чего я так дорожу ею?" Он ищет ответы, вторгаясь в жизнь других людей, сеет вокруг себя гибель и страдания. Обрекает себя на трагическое одиночество и холодное ожесточение.

Фаталист намеренно испытывает судьбу и остается жив. Но это лишь временная отсрочка. А "Песня про купца Калашникова"? Герой этой поэмы своей смертью утверждает человека. Обращаясь к народным истокам поэзии, Лермонтов страстно искал ответы на кардинальные вопросы жизни и смерти.

Все, связанное с памятью Михаила Юрьевича Лермонтова - бесценное достояние не только русской, но и всей мировой культуры. Память о гении никогда не умрет в душах потомков. Она служит неиссякаемым источником вдохновения, веры в жизнь и любви к родной земле.

Ответ оставил Гость

Это стихотворение - прямой вызов всем, кто упрекал поэта за его “свободный, смелый дар”. Совсем еще юный Лермонтов не боится обвинить свет в убийстве национальной гордости России. Знаменательно то, что он не сразу называет имя Пушкина, говоря о его смерти. Являясь непосредственным откликом на смерть великого поэта, стихотворение, в то же время, выходит на уровень обобщения, становится рассуждением о судьбе поэта в обществе вообще.За что же поэт подвергается гонениям? Что вызывает злобу у светской толпы? Понять это можно, проанализировав стихотворение Лермонтова “Пророк”. Оно явилось прямым полемическим откликом на стихотворение Пушкина с таким же названием. Пушкин формулирует задачу, стоящую перед поэтом, так:Восстань, пророк, и виждь, и внемли,Исполнись волею моей,И, обходя моря и земли,Глаголом жги сердца людей.Поэт должен быть гражданином, нести людям Божий глас, так как свой дар он получает свыше. Лермонтов полностью согласен с тем, что поэт должен быть пророком и “глаголом жечь сердца людей”. Лермонтов как бы продолжает повествование Пушкина:С тех пор как вечный судияМне дал всеведенье пророка,В очах людей читаю яСтраницы злобы и порока.Он рисует картину жизни поэта, который стал пророком:...Из городов бежал я нищий,И вот в пустыне я живуКак птицы, даром божьей пищи.Задачи поэзии Лермонтову формулировать уже не нужно, его задача -показать злобу и нетерпение общества к тому, кто хочет их просветить.Однако так было не всегда. Один из основных творческих приемов Лермонтова - антитеза, противопоставление благородного и низкого, возвышенного и приземленного, доброго и злого. Поэт часто противопоставляет прошлое и настоящее. Не видя в современности ничего хорошего, в поисках положительного начала он обращается к прошлому и там находит утраченные современниками идеалы, благородство, честность, силу духа. И поэзия, и миссия поэта в прошлом были иными. Об этом говорится в стихотворении “Поэт”, в котором автор пользуется символом-иносказанием для сравнения поэта с грозным оружием. Кинжал блистает “отделкой золотой”, вися на стене, никому не нужный и никому не приносящий пользы, “на злато променяв ту власть, которой свет внимал в немом благоговенье”. Та же судьба и у современного Лермонтову поэта. В прошлом голос поэта-гражданина звучал, “как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных”. Именно в этом заключалась задача поэзии - быть колоколом, гласом народа. Но нынче поэзия также не выполняет свое предназначение. Лермонтов обвиняет своих современников-поэтов, которые сами виноваты в том, что отреклись от борьбы, от своей миссии, предпочитая “золотую отделку”. Он обращается с вопросом к современным поэтам:Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?Иль никогда, на голос мщеньяИз золотых ножон не вырвешь свой клинок,Покрытый ржавчиной презренья?. .Итак, мы видим, что в понимании роли поэта и поэзии в обществе Лермонтов остается верен традициям Пушкина, считая, что основное предназначение поэта - откликаться на насущные нужды народа, служить ему своим творчеством. Но при этом особое внимание он уделяет судьбе непонятого толпой поэта, противостоянию жестокой толпы и благородного служителя муз.