Open
Close

В каких случаях согласованные определения не обособляются. Согласованное и несогласованное определение: примеры

Обособление согласованных

определений и приложений

1. Что такое обособленные члены предложения?

1) Спят леса, лиственные, промерзшие, заиндевевшие, в пуховых ва­ленках, хвойные снежные шубы накинули. Ночь, вьюжная, морозная, длинною кажется. (В. Бианки.)

2) Не переставая, лил дождь, косой и мелкий. (А. Толстой.)

3) В овраге, размытом весенними водами, об­нажились разноцветные пласты глины.

К № 1 – Ключ

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. Обособленные члены предложения – это члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно.

1) Лиственные, промерзшие, заиндевевшие, в пуховых ва­ленках леса спят, хвойные снежные шубы накинули. Вьюжная, морозная ночь длинною кажется. (В. Бианки.)

2) Не переставая, лил косой и мелкий дождь. (А. Толстой.)

3) В размытом весенними водами овраге об­нажились разноцветные пласты глины.

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. Какие члены предложения бывают обособленными?

1) Холодный ветер резкий и упорный кидает нас и тяжело грести. (И. Бунин.)

2) В воздухе закружилась сухая трава листва сорванная с деревьев и мелкие сучья. (В. Арсеньев.)

3) Созвездия холодные как крупинки льда плавали в воде. (К. Паустовский.)

К № 2 – Ключ

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. Обособленными бывают те члены предложения, которые по значению приближаются к сказуемому. Сказуемое обычно стоит после подлежащего. Определение может приближаться по смыслу к сказуемому, если займет его место, то есть будет стоять после определяемого слова

1) Холодный ветер, |резкий и упорный|, кидает нас, и тяжело грести (однородные согласованные определения в постпозиции по значению близки к сказуемому).

2) В воздухе закружилась сухая трава, листва, |сорванная с деревьев|, и мелкие сучья (согласованное определение в постпозиции, выраженное причастным оборотом).

3) Созвездия, |холодные, как крупинки льда|, плавали в воде (согласованное определение в постпозиции, выраженное сравнительным оборотом, относящимся к прилагательному).

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. Когда определения и приложения обособляются, когда не обособляются?

2. Спиши, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначь условия обособления.

1) Не забывайте, что мы инженеры и химики привыкли думать формулами. (К. Паустовский.)

2) Высокий широкоплечий он обладал сложением.

3) Увлеченные рассказом мы ни­чего не замечали вокруг.

4) Наивный и доверчивый он верил в правди­вость самых невероятных историй.

5) Я сидел погружённый в глубокую задумчивость ().

6) Мы расходились довольные своим вечером ().

К № 3 – Ключ

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. Определения и приложения обособляются, когда они относятся к личному . Не обособляются согласованные определения при личном местоимении: если определение связано по смыслу и с подлежащим – местоимением и со сказуемым (такие определения являются именной частью составного сказуемого):

1) Не забывайте, что мы — |инженеры и химики| — привыкли думать формулами. (К. Паустовский.)

2) |Высокий, широкоплечий|, он обладал атлетическим сложением.

3) |Увлеченные рассказом|, мы ни­чего не замечали вокруг.

4) |Наивный и доверчивый|, он верил в правди­вость самых невероятных историй.

5) Я сидел погружённый в глубокую задумчивость

6) Мы расходились довольные своим вечером

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. При каком условии обособляются любые определения и приложения?

2. Спиши, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначь условия обособления.

1) Грозой оторванный листок я вырос в сумрачных стенах душой дитя судьбой монах. (М. Лермонтов.)

2) Да о чем тебе молодцу кручиниться? (М. Лермонтов.)

3) Сумерки но мы дети еще на улице. (Ю. Олеша.)

4) Он даже снился мне этот рояль. (К. Паустов­ский.)

5) Некто стоявший сейчас за дверью пытался напугать нас.

К № 4 – Ключ

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. Любые определения и приложения обособляются, если они относятся к личному местоимению.

1) |Грозой оторванный листок|, я вырос в сумрачных стенах, |душой дитя|, |судьбой монах|. (М. Лермонтов.)

2) Да о чем тебе, |молодцу|, кручиниться? (М. Лермонтов.)

3) Сумерки, но мы, |дети|, еще на улице. (Ю. Олеша.)

4) Он даже снился мне, |этот рояль|. (К. Паустов­ский.)

5) Некто стоявший сейчас за дверью пытался напугать нас (согласованное определение относится не к личному местоимению, поэтому не обособляется).

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. В большинстве случаев распространённое определение бывает выражено причастным оборотом. Вспомните, когда причастный оборот выделяется запятыми, а когда нет.

2. Спиши, меняя положение определяемого слова. Графически обозначь определяемое слово. Что изменилось в предложении?

1) Кусты голубики, усеянные дымчато-лиловыми ягодами, виднеются между деревьями.

2) Одуванчик — ме­доносное растение — можно встретить повсюду.

3) Сухой бурьян летел по пашням в даль, темную, неприветливую.

4) Я, мнительный по натуре, скис (А. Грин)

К № 5 – Ключ

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. Причастный оборот, стоящий после определяемого слова (в постпозиции), выделяется запятыми; а причастный оборот, стоящий перед определяемым словом (в препозиции), не выделяется запятыми. Но, если определяемое слово является личным местоимением, то причастный оборот в препозиции выделяется запятыми.

1) Усеянные дымчато-лиловыми ягодами кусты голубики виднеются между деревьями.

2) Можно встретить повсюду одуванчик — |ме­доносное растение|.

3) Сухой бурьян летел по пашням в темную, неприветливую даль.

При перемене места определяемого существительного – с постпозиции на препозицию – согласованные распространённые определения перестали обособляться.

4) |Мнительный по натуре|, я скис (А. Грин)

При перемене места определяемого личного местоимения – с препозиции на постпозицию – согласованное распространённое определение не перестало обособляться.

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. При каком условии обособляются определения и приложения, относящиеся к существительному?

2. Спиши, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначь условия обособления.

1) Песня журчала как лесной ключ тихая чистая несмолкаемая. (Б. Поле­вой.)

2) На лес озябший и нагой вдруг упадут сырые снегопады. (Л. Татьяничева.)

3) Почти все газели и африканские и азиатские не признают тесноты лесов. (И. Акимушкин.)

4) Девушки бежали по степи, выжженной солнцем и вытоптанной овцами и козами.

К № 6 – Ключ

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1) Определения и приложения, относящиеся к существительному, обособляются, если они распространены и стоят после этого существительного. Определения при этом ещё должны быть согласованными.

2) Если согласованные определения, выраженные причастными определениями, однородные, то знаки препинания ставятся, как при однородных членах предложения.

1) Песня журчала, |как лесной ключ|, |тихая, чистая, несмолкаемая| (сравнительный оборот относится к сказуемому, однородные определения в постпозиции).

2) На лес, |озябший и нагой|, вдруг упадут сырые снегопады (однородные определения в постпозиции).

3) Почти все газели, |и африканские, и азиатские|, не признают тесноты лесов (однородные определения в постпозиции с повторяющимся союзом и).

4) Девушки бежали по степи, |выжженной солнцем| и |вытоптанной овцами и козами| (однородные согласованные определения, выраженные причастным оборотом).

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

2. Спиши, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначь условия обособления.

1) Его бывалого охотника заинтересовало это явление.

2) Желтая бабочка лимонница сидит на сложив крылья в один лист. (М. Пришвин.)

3) Упрямец во всем Илья Матвеевич оставался упрям­цем и в чтении. (В. Кочетов.)

К № 7 – Ключ

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1) Его, |бывалого охотника|, заинтересовало это явление (приложение относится к местоимению).

2) Желтая бабочка, |лимонница|, сидит на бруснике, сложив крылья в один лист (приложение уточняет нарицательное существительное).

3) |Упрямец во всем|, Илья Матвеевич оставался упрям­цем и в чтении. (Приложение имеет добавочное обстоятельственное значение причины).

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. Расскажите основные правила обособления определений и приложений.

2. Спиши, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначь условия обособления.

1) По вечерам художник встречался со своим новым другом извест­ным археологом занимающимся изучением быта и культуры народов Древней Индии.

2) Максим спортсмен-спелеолог рассказывал много интересного о пещерах Кавказа.

К № 8 – Ключ

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. Обособляются запятыми на письме:

1) любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению;

2) согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после (в постпозиции) определяемого существительного;

3) согласованные нераспространённые однородные определения, стоящие после определяемого существительного. Согласованные определения и приложения в препозиции обособляются, если:

а) имеют добавочное обстоятельственное значение причины или уступки;

б) отделены от определяемого существительного другими членами предложения.

1) По вечерам художник встречался со своим новым другом, |извест­ным археологом|, |занимающимся изучением быта и культуры народов Древней Индии| (приложение стоит после нарицательного существительного; согласованное определение в постпозиции, выраженное причастным оборотом).

2) Максим, |спортсмен-спелеолог|, рассказывал много интересного о пещерах Кавказа (приложение стоит после имени существительного собственного).

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. Расскажите об особых правилах обособления приложений.

2. Спиши, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначь условия обособления.

1) Вдохновение непонятное состояние предел мечтаний художников и поэтов длилось дни недели месяцы.

2) Снова с прежним волнением Кипренский начал работать над портретом князя Голицына одним из са­мых поэтических полотен русской живописи.

3) Второй портрет княгини Щербатовой Кипренский написал в мягких и блестящих красках таких же мягких как шелковая ткань накинутая на плечи княгини.

К № 9 – Ключ

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1) Приложение с союзом как обособляется в том случае, если имеет оттенок причинности, например: Ва­лерию, как уроженцу юга, трудно было привыкнуть к су­ровому климату Арктики (ср.: Валерию, так как он был уро­женец юга, трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики). Если союз как имеет значение «в качестве», то приложение не обособляется, например: Все знают Семёнова как хорошего слесаря.

2) Обособленные приложения могут выделяться при помощи тире, если им придаётся большее значение и при произнесении они отделяются от определяемого слова более длительной паузой, например: Пришёл июнь – месяц экзаменов.

1) Вдохновение — |непонятное состояние, предел мечтаний художников и поэтов| — длилось дни, недели, месяцы.

2) Снова с прежним волнением Кипренский начал работать над портретом князя Голицына – |одним из са­мых поэтических полотен русской живописи|.

3) Второй портрет – |княгини Щербатовой| – Кипренский написал в мягких и блестящих красках, таких же мягких, как шелковая ткань, |накинутая на плечи княгини| (приложение выделяется с помощью тире, если им придаётся большое значение, и при произнесении они отделяются от определяемого слова большей паузой).

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

2. Спиши, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначь условия обособления.

1) Люди спали перед трудным днем как перед боем – крепко. (В. Шукшин.)

2) Леса шумели справа и слева бушуя как озера. (К. Паустовский.)

3) Сосна как дерево смолистое с трудом поддается гниению. (С. Аксаков.)

4) Небо в январе как звездный шатер.

К № 10 – Ключ

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1) Люди спали перед трудным днем, |как перед боем|, – крепко. (оборот с как относится к прилагательному и показывает сходство двух предметов, как можно заменить словом точно).

2) Леса шумели справа и слева, бушуя, |как озера| (оборот с как относится к глаголу или и выражает сравнение с оттенком обстоятельства образа действия).

3) Сосна, |как дерево смолистое|, с трудом поддается гниению (оборот с как является уточняющим приложением с оттенком причинности, его можно заменить придаточным предложением).

4) Небо в январе как звездный шатер (оборот входит в состав сказуемого).

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. Расскажите о постановке запятой перед союзом как при обособлении приложений.

2. Спиши, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначь условия обособления.

1) Дождь мелкий как изморось продолжал бесшумно ложиться на тайгу. (А. Фадеев.)

2) Слева по-прежнему шла черная гряда сопок изогнувшись как хребет гигантского зверя. (А. Фадеев.)

3) Словом как листом стелет а делом как иголками колет. (Пословица.)

К № 11 – Ключ

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. Приложение с союзом как обособляется в том случае, если имеет оттенок причинности, например: Ва­лерию, как уроженцу юга, трудно было привыкнуть к су­ровому климату Арктики (ср.: Валерию, так как он был уро­женец юга, трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики). Если союз как имеет значение «в качестве», то приложение не обособляется, например: Все знают Семёнова как хорошего слесаря.

1) Дождь мелкий, |как изморось|, продолжал бесшумно ложиться на тайгу. (оборот с как относится к прилагательному и показывает сходство двух предметов, как можно заменить словом точно).

2) Слева по-прежнему шла черная гряда сопок, изогнувшись, |как хребет гигантского зверя|. (оборот с как относится к глаголу или деепричастию и выражает сравнение с оттенком обстоятельства образа действия).

3) Словом, |как листом|, стелет, а делом, |как иголками|, колет (оборот с как относится к существительному и показывает сходство двух предметов, как можно заменить словом точно).

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. Расскажите основные правила обособления определений и приложений.

2. Спиши, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначь условия обособления.

1) Зимой тротуар как каток.

2) Избушка эта как говорили построена геологами.

3) Он пролетел как стрела всё расстояние.

4) Его знали как опытного врача. Как опытный врач он сразу определил причину болезни.

К № 12 – Ключ

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. Обособляются запятыми на письме:

1) любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению; 2) согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после (в постпозиции) определяемого существительного; 3) согласованные нераспространённые однородные определения, стоящие после определяемого существительного. Согласованные определения и приложения в препозиции обособляются, если: а) имеют добавочное обстоятельственное значение причины или уступки; б) отделены от определяемого существительного другими членами предложения.

1) Зимой тротуар как каток (оборот входит в состав сказуемого).

2) Избушка эта, как говорили, построена геологами (союз как включается во вводное предложение. Наиболее часто употребляются в качестве вводных предложений следующие выражения с союзом как: как сейчас помню, как говорили, как мы узнали, как нам удалось выяснить, как некоторые думают, а также сочетания как обычно, как теперь, как один, как исключение).

3) Он пролетел как стрела всё расстояние (оборот с как стал устойчивым выражением (как белка в колесе, побледнел как смерть, лететь как стрела, льёт как из ведра, здоров как бык, идёт как по маслу и т. д.).

4) Его знали как опытного врача (оборот с как имеет значение «в качестве»). |Как опытный врач|, он сразу определил причину болезни (оборот с как является уточняющим приложением с оттенком причинности (его можно заменить придаточным предложением).

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. Расскажите основные правила обособления определений и приложений.

2. Спиши, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначь условия обособления.

1) В поле работали как взрослые так и дети.

2) Как историк-искусствовед отец знал настоящую цену этой находки.

3) Его знали как опытного ихтиолога.

К № 13 – Ключ

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. Обособляются запятыми на письме:

1) любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению;

2) согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после (в постпозиции) определяемого существительного;

3) согласованные нераспространённые однородные определения, стоящие после определяемого существительного. Согласованные определения и приложения в препозиции обособляются, если:

а) имеют добавочное обстоятельственное значение причины или уступки;

б) отделены от определяемого существительного другими членами предложения.

1) В поле работали как взрослые, так и дети (в двойном союзе как…, так и… запятая ставится перед второй частью союза).

2) |Как историк-искусствовед|, отец знал настоящую цену этой находки (оборот с как является уточняющим приложением с оттенком причинности, его можно заменить придаточным предложением).

3) Его знали как опытного ихтиолога (оборот с как имеет значение «в качестве»).

Обособление несогласованных

определений

2. Спиши, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначь условия обособления.

1) Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива (М. Горький).

2) После десерта все двинулись к , где, в чёрном платье, с чёрной сеточкой на голове, сидела Каролина (Гончаров).

3) Эта толпа людей, пёстро одетых, с загорелыми лицами и с беличьими хвостиками на , производила странное впечатление (Арсеньев).

К № 14 – Ключ

Обособление несогласованных

определений

а) от определяемого (главного) слова;

1) Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива (М. Горький). Определение, выраженное косвенными падежами существительных (чаще с предлогами). Определения-существительные обособляются, если относятся к личному местоимению.

2) После десерта все двинулись к буфету, где, в чёрном платье, с чёрной сеточкой на голове, сидела Каролина (Гончаров). Определения-существительные обособляются, если отделены от определяемого слова другими членами предложения.

3) Эта толпа людей, пёстро одетых, с загорелыми лицами и с беличьими хвостиками на головных уборах, производила странное впечатление (Арсеньев). Определения-существительные обособляются, если образуют ряд однородных членов с предшествующим или последующим обособленным согласованным определением.

Обособление несогласованных

определений

1. Расскажите основные правила обособления несогласованных определений.

2. Спиши, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначь условия обособления.

1) Саша Бережнова, в шёлковом платье, в чепце на затылке и в шали, сидела на диване (Гончаров).

2) Величественно вышла мать, в сиреневом платье, в кружевах, с длинной нитью жемчуга на шее (Гончаров).

3) Мать вышла в сиреневом платье, в кружевах.

К № 15 – Ключ

Обособление несогласованных

определений

1. Обособление несогласованных определений зависит:

а) от части речи определяемого (главного) слова;

б) от положения определения по отношению к определяемому (главному) слову – перед главным словом, после главного слова;

в) от наличия дополнительных оттенков значений у определения (обстоятельственных, пояснительных);

г) от степени распространения и способа выражения определения.

Однако в целом обособление несогласованных определений менее категорично, нежели обособление согласованных определений. Оно происходит в том случае, если в данном контексте требуется выделить какой-либо признак, усилить выражаемое им значение.

2. 1) Саша Бережнова, в шёлковом платье, в чепце на затылке и в шали, сидела на диване (Гончаров). Определения-существительные обычно обособляются, если относятся к имени собственному, поскольку дополняют, уточняют предс тавление о лице или о предмете.

2) Величественно вышла мать, в сиреневом платье, в кружевах, с длинной нитью жемчуга на шее (Гончаров). Определения-существительные обычно обособляются, если относятся к существительному, характеризующему лицо по степени родства, занимаемому положению, профессии и т. п. Определение-существительное в этом случае дает дополнительную характеристику лицу. Такое определение чаще является распространённым, то есть содержит зависимые слова. Часто таких определений несколько.

3) Мать вышла в сиреневом платье, в кружевах. При расстановке знаков препинания очень важно правильно определить тип второстепенного члена, выраженного существительным, поскольку это может быть не только определение, но и дополнение, обстоятельство.

Учёт выполнения заданий по теме

Обособление согласованных распространённых

и нераспространенных определений и приложений


























№ карточки

Список класса

8 класс Дата:

Тема : Обособленное согласованное определение.

Цели урока :

– вспомнить полученные ранее знания об определении как члене предложения.

– дать понятие об обособленном определении;

– развивать письменную и устную речь учащихся;

– воспитывать эстетические чувства учащихся.

Оборудование : раздаточный материал, учебник, компьютер, проектор, «Памятка для начинающего бизнесмена», бланк «Банковский счет», сигнальные карточки, презентация.

Тип урока : урок-деловая игра.

Ход урока

І. Организационный момент. Сообщение темы, цели и задачи урока

– Сегодня мы собрались, чтобы обсудить важные вопросы. Конечно же, вы поняли, что урок мы проведем в виде деловой игры, а именно: у нас будет заседание бизнес-клуба.

Уважаемые господа, приветствую вас, новое поколение начинающих бизнесменов, на заседании бизнес-клуба, которое состоится в гостях у компании «Обособленные члены предложения». Прошу вас всех внимательно вести деловые записи, быть честными и порядочными при выставлении заработанных баллов, как того требует этикет бизнесмена. А кто скажет, что такое бизнес? (Любой вид предпринимательской деятельности, который дает прибыль.)

Позвольте познакомить вас с «Памяткой для начинающего бизнесмена». (Обращение к висящему на доске плакату.)

    Досконально и всесторонне изучи дело.

    Воспитывай в себе лучшие человеческие качества: честность, порядочность, аккуратность.

    Расширяй свой собственный кругозор.

    Учись грамотно и дружелюбно общаться, работать энергично, творчески.

– Обратите внимание на банковский счет.

Банковский счет

– Вам необходимо напротив обозначенных в счете должностей записать фамилии, т.е. распределить роли. В банковский счет секретарь вносит баллы, заработанные во время игры, напротив фамилии соответствующего участника. Чтобы начать предпринимательскую деятельность, вам надо заработать как можно больше баллов. А зарабатывать их будете благодаря своим знаниям.

ІІ. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

    Внимание! Внимание! Начинаем «Аукцион знаний». Отвечает тот, кто первым поднимает сигнальную карточку. За правильный ответ – 1 балл.

Вопросы к учащимся:

– Какой член предложения мы называем определением?

– Какие типы определений мы знаем?

    согласованные,

    несогласованные,

    распространенные,

    нераспространенные,

    приложения.

– Что такое обособление?

– Какие члены предложения могут быть обособленными, чем они выражаются?

– Почему главные члены предложения не обособляются?

– Как обособленные члены предложения выделяются на письме и в устной речи?

2. Работа по повторению с использование стратегии «Под прямым углом». Работа рисунком и предложениями. У каждого учащегося 2 листа: первый – с данным ниже рисунком, второй – с дидактическим материалом.

Дидактический материал

    Уцелело висевшее в простенке зеркальце. (А. Пушкин)

    Дом Кожемякиных раньше был конторою господ Бубновых. (М. Горький)

    Мороз и солнце, день чудесный! (А. Пушкин)

    По пыльной дороге, ведущей к садам, тянулись скрипучие арбы. (А. Пушкин)

Задание:

– Заполните прямоугольник А на рисунке, запишите известные вам типы определений; в прямоугольник Б выпишите предложения из раздаточного материала, иллюстрирующие каждый тип определений.

Вопросы:

– Обратите внимание на одно из записанных предложений; чем оно отличается от остальных? Есть ли здесь определение? Чем это определение отличается от остальных? Обратите внимание на внешний признак.

(Определение выделено знаками препинания, обособлено.)

– Сформулируйте задачу, которую нам предстоит решить сегодня на уроке. Запишите вопрос урока в прямоугольник «Вывод» стратегии «Под прямым углом».

(Нам предстоит выяснить, когда определения обособляются ).

ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

– Чтобы не ошибаться в постановке знаков препинания при обособлении определений, надо помнить правила. Используя различные типы определений, и обособленные в том числе, вы обогащаете свою речь, она становится выразительной, эмоциональной.

IV . Объявление темы и цели урока

– Запишите в рабочие тетради дату и тему сегодняшнего урока «Обособленное согласованное определение».

V І. Изучение нового материала.

– Чтобы любая компания процветала, нужно пополнять свои запасы. И мы с вами тоже это сделаем.

    Работа с учебником (теория А, Б).

– Закрепим изученную теорию.

    Работа у доски.

Практическая работа.

Запишите под диктовку предложения. Над определяемым словом поставьте значок х, причастный оборот выделите. Стоимоисть 1 задания – 2 балла.

Озорная тропа , выбитая босыми ногами, уходит в пшеницу. Поглощенный своими заботами, я иду по тропинке лесной. Испуганный внезапным появлением людей, тетерев шумно взлетел и растворился в кроне.

Вывод. Определения обособляются, если: 1) стоят после определяемого слова; 2) выражены причастными оборотами; 3) относятся к личному местоимению.

– Секретаря попрошу отметить работу членов компании.

3. Конструирование предложений

– Часто бывает, что компания нуждается в реконструкции. Что это значит? (Замена ). Мы с вами тоже должны этому научиться. Стоимость 1 задания – 2 балла.

Задание (слайд):

Преобразуйте данные предложения в предложения с обособленными определениями. Попутно объясните орфограммы, работу выполняйте по образцу, сделайте вывод.

1) В горящ…й костер мы стали класть тонкие сухие листья.

2) На дне реки были видны шевел…щиеся водор…сли.

3) Я пр…слушался к звукам журчащ…го ручья.

4) Проходившая девушка пок…залась мне знакомой.

какой? какой?

Слышен шум падающей воды. – Слышен шум воды, /падающей сверху/.

Проверка:

1) В костер, горящий ярко, мы стали класть тонкие сухие водоросли.

2) На дне реки были видны водоросли, шевелящиеся от течения.

3) Я прислушался к звукам ручья, тихо журчащего вдали.

4) Девушка, проходившая мимо, показалась мне знакомой.

Вывод. Чтобы определение стало обособленным, нужно его распространить и поставить после определяемого слова.

– Секретарь отмечает работу компании, а мы получаем следующее задание. Для дальнейшего развития компании нужно еще пополнить запасы знаний.

4. Работа с учебником (теория В)

– Какой солдат не мечтает стать генералом? Какой подчиненный не мечтает быть руководителем? А какой ученик не хочет попробовать себя в роли учителя?

5. Игра «Я учитель» (Слайд)

Задание: найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки, запишите их правильно, объясните, в чём ошибка. Стоимость 1 задания – 2 балла.

    Измученный и продрогший, я едва добрался домой.

    Изумлённый, прохожий о чём-то спросил. (Запятая не нужна, т.к. определение не относится к личному местоимению и не имеет обстоятельственного значения)

    Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.

    За синими морями забытый, он угасал один. (Не поставлена первая запятая, обособляющая одиночное определение «забытый», меняется смысл предложения)

V ІІ. Проверка домашнего задания

– Ребята, на прошлом уроке мы с вами знакомились с текстом «На далёком Севере» дома, помимо письменного упражнения, нужно было подготовить развёрнутый ответ об условиях жизни и быте ненцев, опираясь на текст, справочные пособия и Интернет.

– За это задание сотрудник тоже получает баллы (5 баллов).

V ІІІ. Закрепление материала .

– Вам понравился Север? Тогда мы продолжим знакомиться с культурой и бытом северных племен, потому что компания «Обособленного определения» нам это предоставляет.

1. Работа с учебником.

Выполнение упражнения 434. Выпишите определяемые слова вместе с обособленными определениями. По 1 баллу за каждое словосочетание.

– Рабочий день компании подходит к концу и у нас осталось еще одно задание.

2. Творческое задание (слайд). Работа с репродукцией картины молодой русской художницы Татьяны Юшмановой «Весной на Севере...»

Задание:

Составьте небольшой текст-описание с использованием обособленных согласованных определений. Вознаграждение – 5 баллов!

Можно воспользоваться подсказкой (дикий, весенний, задумчивый, пустой, зеленый, прозрачный) .

Сочинения зачитываются на уроке.

ІХ. Подведение итогов. Оценивание работ учащихся.

1. Тестовое задание на диагностику усвоения темы. (Слайд)

Запишите в тетрадях слово «Тест». Если вы согласны с утверждением, то пишете «Да», если не согласны, то «Нет». Оценивается в 5 баллов.

Задание: ответьте на вопрос: Согласны ли вы, что…

1) член предложения, выделяемый по смыслу и интонацией, называется обособленным? (Да)

2) на письме обособленные члены выделяются запятыми, реже тире? (Да)

3) обособляются определения, стоящие после определяемого существительного? (Да)

4) любое согласованное определение, стоящее после определяемого слова, обособляется? (Нет)

5) всегда обособляются определения, относящиеся к личному местоимению? (Да)

2. Беседа:

– Что вы узнали сегодня нового на уроке?

– Что повторили?

– Что предстоит узнать?

– Что вам больше всего понравилось?

Х. Домашнее задание (слайд).

Выучить теоретический материал занятия 48,49, упражнение 432 (письменно); прочитать текст на с. 263-264, упр.436 (устно).

По желанию: Написать отзыв о заседании бизнес-клуба: свои впечатления и размышления, используя предложения с обособленными определениями.

Обособление (выделение запятыми) согласованных определений зависит от нескольких факторов:

а) от части речи определяемого (главного) слова;
б) от положения определения по отношению к определяемому (главному) слову - перед главным словом, после главного слова;
в) от наличия дополнительных оттенков значений у определения (обстоятельственных, пояснительных);
г) от степени распространения и способа выражения определения.

Условия обособления согласованных определений

А) Определяемое слово - местоимение

1. Определения, которые относятся к личным местоимениям (я, ты, мы, вы, он, она, оно, они ), обособляются. Степень распространения определения, способ его выражения (причастие, прилагательное), положение по отношению к главному слову обычно роли не играют:

Я , наученный опытом , буду внимательнее к ней. Усталая , она замолчала, оглянулась. И, утомлённый своим счастьем , он тотчас же уснул.

2. Определения, которые относятся к отрицательным местоимениям (никто, ничто ), неопределенным местоимениям (кто-то, что-то, некто, нечто ), обычно не обособляются, так как образуют с местоимениями единое целое:

С этим романом не сравнится ничто написанное автором ранее . На лице его мелькнуло нечто похожее на улыбку .

Примечания.

1) При менее тесной связи, при наличии паузы после неопределенного местоимения определительный оборот обособляется. Например: И кто-то , вспотевший и задыхающийся , бегает из магазина в магазин (Панова).

2) Прилагательные или причастия с зависимыми словами или без них, связанные с определительным местоимением весь , не обособляются, если прилагательное или причастие выступает в роли главного слова, а местоимение весь - в роли зависимого определения. Например: Все опоздавшие на лекцию стояли в коридоре . (ср.: Опоздавшие на лекцию стояли в коридоре ). Если главным словом является местоимение весь , а определительный оборот поясняет или уточняет его, то такой оборот обособляется. Например: Всё , связанное с железной дорогой , до сих пор овеяно для меня поэзией путешествий (ср.: Всё до сих пор овеяно для меня поэзией путешествий ).

Б) Определяемое слово - имя существительное

1. Распространенное определение (причастие или прилагательное с зависимыми словами), однородные одиночные определения обособляются, если стоят после определяемого существительного. Такие определения обычно не обособляются, если стоят перед определяемым существительным.

Ср.: Поляны , усыпанные листьями , были полны солнца. - Усыпанные листьями поляны были полны солнца; Особенно понравились мне глаза , большие и грустные . - Особенно понравились мне большие и грустные глаза .

Примечания.

1) Не обособляются распространённые и однородные одиночные определения, стоящие после существительного, если существительное нуждается в определении, если без этого определения высказывание не имеет законченного смысла. В устной речи именно на эти определения падает логическое ударение, а пауза между определяемым словом и определением отсутствует. Например: Вместо весёлой петербургской жизни, ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой (Пушкин). Где-то на этом свете есть жизнь чистая , изящная , поэтическая (Чехов).

2) Одиночное определение, стоящее после существительного, обычно не обособляется. Например: Человеку молодому непонятны тревоги старика . Одиночное определение может обособляться только в том случае, если имеет добавочное обстоятельственное значение (его можно заменить на придаточное предложение с союзами если, когда, потому что, хотя и др.). В устной речи обособленные одиночные определения обязательно произносятся с паузами. Например: Молодому человеку, влюблённому , невозможно не проболтаться (Тургенев). - Молодому человеку, если он влюблен , невозможно не проболтаться; Люди же, изумлённые , стали как камни (М. Горький). - Люди же стали как камни, потому что были изумлены . Однако такое выделение всегда является авторским (!).

2. Перед определяемым существительным распространённое определение (причастие или прилагательное с зависимыми словами), однородные одиночные определения обособляются только в том случае, если они имеют добавочное обстоятельственное значение (к ним можно задать вопросы почему? вопреки чему? и др.; их можно заменить на обстоятельственные придаточные предложения с союзами потому что, хотя и др.). В устной речи такие определения обязательно выделяются паузами.

Ср.: Всегда весёлые, бойкие , медсестры теперь сосредоточенно и бесшумно двигались вокруг Тани (Казаков). - Хотя медсестры всегда были весёлыми и бойкими , теперь они сосредоточенно и бесшумно двигались вокруг Тани.

Однако такое обособление обычно является факультативным, а не обязательным. И в зависимости от интонации (наличие пауз или их отсутствие) одно и то же определение в положении перед главным словом - существительным будет обособленным или необособленным.

Ср.: Раненный в голову , разведчик не мог ползти (Так как разведчик был ранен в голову , он не мог ползти - пауза после существительного в голову ). - Раненный в голову разведчик не мог ползти (пауза после существительного разведчик ).

3. Распространённые и одиночные определения обособляются, если оторваны от определяемого существительного другими членами предложения (независимо от того, находятся ли они перед главным словом или после него).

Например:

1. сердитая , угрюмая , прошлась по комнате (Чехов). Однородные одиночные определения сердитая , угрюмая относятся к существительному Каштанка и отделены от него сказуемыми потянулась, зевнула .

2. Мне навстречу, чистые и ясные , , принеслись звуки колокола (Тургенев). Определения чистые и ясные , словно умытые утренней прохладой стоят перед определяемым существительным звуки , но отделены от него другими членами предложения - сказуемым принеслись .

Обратите внимание!

1) Если обособленное определение стоит в середине предложения, то оно отделяется запятыми с двух сторон.

Поляны , усыпанные листьями , были полны солнца.

2) Определительный оборот, стоящий после сочинительного союза (и, или, а, но и др.), но не связанный с ним, отделяется запятой от союза по общему правилу.

Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая , угрюмая , прошлась по комнате.

Союз и связывает однородные сказуемые и к обособленным определениям отношения не имеет. Определения можно изъять, а союз сохранить: Каштанка потянулась, зевнула и прошлась по комнате . Поэтому запятая ставится после союза и .

Но между союзом (обычно это союз а ) и определительным оборотом запятая не ставится, если при опущении оборота требуется перестройка предложения.

Шар держится на поверхности бассейна, а погружённый в воду , быстро всплывает.

В данном случае нельзя изъять определительный оборот без союза а .

Шар держится на поверхности бассейна, а быстро всплывает.

3) Прилагательное и причастие, связанные с глаголом - сказуемым, являются не определениями, а именной частью сказуемого. Такие прилагательные, причастия не подчиняются названным выше правилам.

Ср.: До шалаша мы добежали промокшие ; Она прибежала из клуба взволнованная и радостная .

Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество, свойство предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? КОТОРЫЙ? При синтаксическом разборе предложения определения подчеркиваются волнистой линией.

Определения обычно входят в качестве зависимых слов в словосочетания с существительными и могут связываться с ними способом согласования (например: БОЛЬШОЙ ДОМ, КРАСИВЫЙ САД) или способами управления и примыкания (например: ЧЕЛОВЕК (какой?) В ШЛЯПЕ, УМЕНИЕ (какое?) ИГРАТЬ). Определения, связанные с существительными при помощи согласования, называются согласованными , при помощи управления или примыкания – несогласованными .

Согласованные определения могут быть выражены прилагательными (НОВЫЙ МАРШРУТ), причастиями (ПРОЛОЖЕННЫЙ МАРШРУТ), притяжательными местоимениями (НАШ МАРШРУТ) и порядковыми числительными (ПЯТЫЙ МАРШРУТ). Несогласованное определение может быть выражено именем существительным в косвенных падежах (ДОМ – какой? – НА ГОРЕ), сравнительной степенью прилагательного (Я НЕ ВИДЕЛ БУРИ – какой? – СИЛЬНЕЕ), инфинитивом (ВОЗМОЖНОСТЬ – какая? – УЧИТЬСЯ) и местоимением (ЕГО КНИГА).

Несогласованные определения могут совмещать свое значение со значением обстоятельств и дополнений. Сравните: ДОМ (где?) НА ГОРЕ и ДОМ (какой?) НА ГОРЕ. Оба вопроса совершенно уместны, и НА ГОРЕ можно считать одновременно обстоятельством и определением. Еще один пример: ВСТРЕЧА (с кем?) С ДРУЗЬЯМИ и ВСТРЕЧА (какая?) С ДРУЗЬЯМИ. В этих словосочетаниях С ДРУЗЬЯМИ будет и дополнением, и определением.

Обособление – это выделение на письме с двух сторон знаками препинания (запятыми, тире, скобками) какой-то части предложения.

Определения обособляются в соответствии со следующими правилами.

1. Обособляется согласованное определение, состоящее из нескольких слов и относящееся к предшествующему имени существительному. Сравните два предложения:

Тропинка, зарастающая травой , вела к реке.
Зарастающая травой тропинка вела к реке.

2. Обособляется согласованное определение, относящееся к личному местоимению, вне зависимости от занимаемого им места в предложении и распространенности. Например:

Счастливый, он
Он, счастливый, рассказал мне о своих успехах.
Довольный своими успехами , он рассказал мне о них.
Он, довольный своими успехами , рассказал мне о них.

Обратите внимание: в примере из первого пункта правила запятыми выделено словосочетание ЗАРАСТАЮЩАЯ ТРАВОЙ. Если у определения есть зависимые слова, то они вместе составляют определительный оборот .

У этого правила есть три примечания:

1. Согласованное определение (как однословное, так и состоящее из нескольких слов), относящееся к существительному и стоящее перед ним, может обособляться, если оно имеет дополнительное значение причины (то есть совмещает в себе значения определения и обстоятельства причины). Например:

Уставшие, туристы решили отказаться от повторного восхождения.
Уставшие после бессонной ночи, туристы решили отказаться от повторного восхождения.

(В обоих предложениях определение объясняет причину отказа от повторного восхождения.)

2. Определения, стоящие после определяемого слова, но тесно связанные по смыслу с ним или с другими членами предложения, не обособляются. В таких случаях, если изъять определение из состава предложения, фраза теряет смысл. Например:

Он мог услышать вещи для себя довольно неприятные (Лермонтов) . Море у его ног лежало безмолвное и белое (Паустовский) .

3. Определение обособляется, где бы оно ни стояло, если оно отделено от определяемого слова другими словами. Например:

В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады (Шолохов).

Упражнение

    Они пили кофей в беседке на берегу широкого озера_ усеянного островами (Пушкин).

    Глубоко оскорбленная_ она села под окошком и до глубокой ночи сидела не раздеваясь (Пушкин).

    Старушка_ поглядывающая на него из-за перегородки_ не могла знать, заснул он или только задумался (Пушкин).

    Неокрепшие в самоуправлении_ глуповцы начали приписывать это явление посредничеству какой-то неведомой силы (Щедрин).

    Закованные в гранит_ волны моря подавлены громадными тяжестями_ скользящими по их хребтам_ бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут_ вспенённые_ загрязнённые разным хламом (Горький).

    В длинном клюве_ изогнутом на конце_ чайка держала маленькую рыбку.

    И то ли он состроил гримасу_ ослепленный заходящим солнцем_ то ли его лицу вообще была свойственна некая странность, только губы его казались слишком короткими…(Манн).

    Дети_ любопытные и любознательные_ сразу заметили, что в городе творится что-то непонятное.

    Мрачным и удивленным_ взглядом встретил его отец.

    Он открыл тетрадь и начертил два отрезка_ параллельных друг другу.

    Начертите равносторонний треугольник со стороной_ равной пяти сантиметрам.

    Но теперь недолго они говорили, - тот_ мудрый_ не мешавший им судить_ заговорил сам: «Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет!» (Горький).

    Небольшая ночная_ птица_ неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях_ почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону (Тургенев).

  1. Может, это была колючка или кончик гвоздя_ вылезшего из войлочной подбивки хомута (Айтматов).
  2. Лежа на панцирнотвердой спине, он видел, стоило ему приподнять голову, свой коричневый, выпуклый, разделенный дугообразными чешуйками_ живот, на верхушке которого еле держалось_ готовое вот-вот окончательно сползти_ одеяло (Кафка).
  3. По светлой заре вычерчивались чёрные верхушки берез_ тонкие, как письмена (Пастернак).
  4. Княжна меня решительно ненавидит, мне уже пересказывали две-три эпиграммы на мой счет_ довольно колкие, но вместе очень лестные (Лермонтов).
  5. Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого рода чувство кипело тогда в груди моей: то было и досада оскорблённого самолюбия, и презрение, и злоба_ рождавшаяся при мысли_ что этот человек_ теперь с такою увернностью, с такой спокойной дерзостью на меня глядящий_ две минуты тому назад, не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить, как собаку, ибо раненый в ногу немного сильнее_ я бы непременно свалился с утёса (Лермонтов).
  6. Смажьте форму жиром, чтобы не заржавела, и уберите кухонный стол, сделайте соус из гидрата оксилития_ разведенного в стакане свежего молока (Виан).
  7. Шатаясь и задыхаясь, он наконец вышел на берег, увидел_ лежавший на земле_ халат, поднял его и машинально растирался им, пока не согрелось окоченевшее тело (Гессе).
  8. Старший брат моего отца_ умерший в 1813 году_ имея в виду устроить деревенскую больницу, отдал его мальчиком какому-то знакомому врачу для обучения фельдшерскому искусству (Герцен).
  9. Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной_ любви? (Булгаков).
  10. Но это еще не все: третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот_ громадный, как боров, черный, как сажа или грач… (Булгаков).
  11. Зимний вечер 14 декабря_ густой_ темный_ морозный (Тынянов).
  12. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и_ усеянные редким и низким кустарником_ вились овраги… (Тургенев).
  13. Одна_ черная_ крупная и облезлая_ была очень похожа на тех крыс, которых он видел на кораблях во время путешествий (Турнье).
  14. Страннее всего происшествия_ случающиеся на Невском проспекте! (Гоголь).
    Доктор Будах_ отмывшийся_ переодетый во все чистое_ тщательно побритый_ выглядел очень внушительно (Стругацкие).

I. Обособляются определения , стоящие в постпозиции , т. е. после определяемого (или субстантивированного слова):

1. выраженные причастным оборотом .

  • Город , разрушенный в центре , с кое-как прибранными и подметёнными улицами , утомлённо затихал.
  • (В. П. Астафьев)
  • Всё, связанное с железной дорогой , до сих пор овеяно для меня поэзией путешествий.
  • (К. Г. Паустовский)

2. выраженные прилагательным с зависимыми от него словами.

  • Стоят и те трое, хмурые все.
  • (М. Горький)

II. Одиночные определения, стоящие после определяемого существительного, обособляются:

1. если перед определяемым существительным уже есть определение . *

  • Весь облик Аркадиева дяди , изящный и породистый , сохранил юношескую стройность.
  • (И. С. Тургенев)
  • Маленькая Анечка, нарядная и красивая , с нетерпением поджидала Деда Мороза.

3. если к одиночному определению относится сравнительный оборот .

  • Список литературы, огромный , как у настоящего старшеклассника , нужно было успеть прочитать за лето.

III. Обособляются распространённые или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным (в препозиции), если имеют дополнительное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное, временно́е).

  • Оглушённый тяжким гулом ,
  • Тёркин никнет головой.
  • (А. Т. Твардовский)
  • Взъерошенный , немытый , Нежданов имел вид дикий и странный.
  • (И. С. Тургенев)

Перед такими определениями можно поставить слово «будучи» или преобразовать их в придаточные обстоятельственные. (Ср.: Будучи оглушённым тяжким гулом, Тёркин никнет головой. Или: Тёркин никнет головой, так как он оглушён тяжким гулом.)

IV. Независимо от местоположения в предложении всегда обособляются распространённые или одиночные определения:

  • Она , невозмутимая и спокойная , долго готовилась к предстоящему разговору.
  • Полный раздумья , шёл я однажды по большой дороге.
  • (И. С. Тургенев)
  • А он , мятежный , просит бури,
  • Как будто в бурях есть покой!
  • (М. Ю. Лермонтов)

2. отделённые от определяемого существительного текстом.

  • Юные путешественники очень устали и, обессиленные , еле-еле плелись к своему ночлегу.
  • А на дворе, унылый и докучный ,
  • Раздался колокольчик однозвучный.
  • (М. Ю. Лермонтов)

V. Не обособляются распространённые (или одиночные определения):

1. стоящие в препозиции и не имеющие дополнительного обстоятельственного значения.

  • Простор равнины вливался в обвешанное редкими облаками небо .
  • (К. А. Федин)
  • Её большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду .
  • (М. Ю. Лермонтов)

3. выраженные сложной формой имени , т. к. такие формы не образуют оборота и являются неделимым членом предложения.

  • В кружке самом близком к невесте были её две сестры.
  • (Л. Н. Толстой)

* Примечание.

Если перед определяемым существительным определение отсутствует - обособление одиночных определений, стоящих в постпозиции , факультативно : определения обособляются, когда передают значение дополнительной характеристики, и не обособляются, если с определяемым словом имеют тесную интонационно-смысловую связь.

  • А запорожцы, и пешие и конные , выступали на три дороги к трём воротам.
  • (Н. В. Гоголь)
  • Под этой толстой серой шинелью билось сердце страстное и благородное ...
  • (М. Ю. Лермонтов)

В первом предложении определения пешие и конные передают значение дополнительной характеристики; их можно опустить без существенного ущерба для смысловой структуры предложения.

Во втором предложении определения страстное и благородное тесно связаны по смыслу с определяемым словом сердце . Герой М. Ю. Лермонтова подчёркивает, что сердце умеет любить, а именно страстное, благородное сердце .