Open
Close

Воспитываем интерес к чтению. Воспитание у детей интереса к чтению

Воспитание интереса к чтению

Очень часто мы сталкиваемся с тем, что ребёнок затрудняется решить задачу, выполнить задание, потому что не умеет его прочесть и правильно осмыслить. Ребёнок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет не интересно на уроках, он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеку, потому что при низкой технике чтения – это не столько удовольствие сколько мука. Скорость чтения является важным фактором, влияющим на успеваемость. При переходе из класса в класс увеличивается количество текстов для чтения. Детям с низкой техникой чтения потребуется большое количество времени. Быстро обычно читают те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих показателей зависит умственная работоспособность.

Психологами проведены исследования и сделаны выводы: после окончания начальной школы дети, которые читали выше 100 – 90 сл. стали отличниками и хорошистами, ниже 90 –80 сл. – троечниками и т. д.

Необходимо учить детей любить книги, читать их не по принуждению. Вот тогда можно добиться высоких результатов.

Не только в школе, но и дома, даже в большей степени, в семье мы учим любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.

Дошкольник, как правило, любит, чтобы ему читали. Но первоклассник испытывает противоречивые чувства: хочу читать интересную книгу и не могу, не умею ещё читать так, чтобы не разрушилось очарование сказки, рассказа. За словами не видно смысла.

Те родители, которые упорно не понимают этого и не находят времени, чтобы почитать вместе с ребёнком, разрушают любовь к книге, к чтению. По результатам анкетирования учащихся вырисовывается такая картина. На вопрос, читают ли вам родители, утвердительно ответили …. % опрошенных, «нет» - …%, «редко» - …%. Как видите, лишь малая часть родителей уделяет этому вопросу должное внимание, считают это важным.

Под оптимальным чтением принято подразумевать чтение, характеризующееся тремя аспектами: осмысленностью, выразительностью, беглостью.

Техника чтения, как и всякая техническая задача, второстепенна по отношению к общим задачам развития ребёнка в обучении. Но, тем не менее, отрицать её важность в образовательном процессе было бы неправильно. Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет если не тонуть, то захлёбываться в потоке информации. Надеяться на «авось», на то, что с годами беглость чтения придёт сама, не стоит. Младшие школьники находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости. Они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения. Если будет упущено это время, некоторые дети не достигнут даже, необходимого минимума в 90 слов в минуту к концу 4 класса. В среднем ежемесячный прирост техники чтения должен составлять не менее 8-10 слов в минуту. Есть ряд технологических приёмов, научно подтверждённых, которые помогают овладевать навыками беглого чтения.

Вот некоторые из них:

· Ежедневные, частые тренировки – важна не длительность, а частота;

· самозамеры;

· чтение перед сном.

Очень часто сталкиваемся с проблемой торможения техники чтения. Если скорость чтения достигла 50-60 слов в минуту и далее не растёт, то не исключена возможность резонансного барьера. Его суть состоит в том, что ребёнок читает в такт своим собственным колебаниям. Иногда эти колебания можно наблюдать как раскачивание туловища, но чаще они носят незримый характер. Чтение в темпе собственных колебаний может стать устойчивой, труднопреодолимой привычкой, в этом случае надо систематически использовать многократное чтение коротких отрывков текста. Хорошо помогает рецепт: «Три отрывка ежедневно, по 3 раза подряд». То есть, ребёнок читает текст в течение 1 минуты, делается замер слов. Далее следует внушить мысль, что, если прочитать второй раз, то результат будет лучше. После второго замера действительно увеличивается скорость. Теперь ребёнка надо обязательно похвалить. И предложить прочитать в третий раз. И конечно, третий замер обнаружит прибавку – скорость выросла ещё на 2-3 слова. Если читать таким образом ежедневно по три отрывка, то прибавка скорости чтения за 2 недели составит не менее 10-15 слов в минуту. Кстати, о выборе текста для замера скорости чтения. От правильности этого выбора зависит полученный вами результат. Он должен отвечать требованиям:

· Быть незнакомым, но все слова должны быть хорошо знакомы,

· Числительных не должно быть,

· Прилагательных может быть от 8 до 12% (т.е. на текст 100 слов – 8-12 прилагательных)

Второй аспект, характеризующий оптимальное чтение, - это выразительность. Иногда бывает, что ребёнок с выразительной речью читает невыразительно. Это свидетельствует о том, что он либо плохо ориентируется в тексте, либо имеет артикуляционные затруднения. Чтобы их устранить, надо в первом случае использовать многократное чтение небольшого отрывка, во втором – читать в темпе скороговорки. После такой тренировки легко достигается не только выразительность, но и возрастает скорость чтения.

И, наконец, осмысленность чтения достигается применением традиционных упражнений: пересказа текста, ответы на вопросы к тексту. Судя по результатам анкетирования ……% родителей обсуждают прочитанное с детьми, ……% не делают этого, …..% обсуждают, но редко. Родители, которые не обсуждают с детьми прочитанное, делают большую ошибку. Пусть ребёнок уже научился бегло читать, но он долго ещё нуждается в том, чтобы ему читали вслух; чтобы, читая, отвечали на его вопросы, выслушивали его взволнованные замечания, делились с ним своими переживаниями и мыслями о прочитанном, ненавязчиво приоткрывая маленькому читателю тайны большой литературы.

Очень хорошо, если в семье практикуется совместное чтение вслух. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения.

Прежде всего выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, чётко. Продолжительность домашнего чтения не больше 45 минут, чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интереса к чтению.

И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать детей беречь книгу.

В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста положительную роль играют незначительные, на первый взгляд, моменты. Так, например, наличие собственной библиотечки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами. Родители должны терпеливо, но неуклонно требовать от ребёнка, чтобы он запоминал фамилию автора и название книги. Перед чтением бывает полезно спросить ребёнка, какие книги этого писателя он уже читал или слышал. Надо, чтобы ребёнок читал книгу внимательно, не торопясь. Для младших школьников большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций к книге. Они помогают ребёнку запоминать и понять прочитанное. Важно научить ребёнка рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали. Большое значение имеют вопросы родителей, направленные на то, чтобы ребёнок внимательно рассмотрел рисунок. Надо стараться, чтобы дети рассказывали о прочитанном. Если ребёнок затрудняется рассказать о прочитанном, надо при этом помочь ему с помощью вопросов.

В.А.Сухомлинский писал о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев в совершенстве математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда.

(доклад Носова О.М.)

О воспитании у детей интереса к чтению

Чтение - это привычка, которой не учат, которой заражаются.

Д.С. Лихачев

Снижение интереса к чтению вызывает сегодня тревогу у всех, кто занимается этой проблемой профессионально. Физиологами установлено, что у не читающих людей снижена скорость биотоков в мозгу. Неработающий в полную силу мозг ослабевает, атрофируется, заболевает. Именно чтение, более чем что-либо дает максимальную нагрузку мозгу человека, спасает его от узости представлений, а вместе с тем от душевной черствости, от нетерпимости, от интеллектуального оскудения. Следствием неумения читать является как минимум функциональная неграмотность, т.е. неспособность гражданина цивилизованного общества исполнять свои элементарные профессиональные, общественные и жизненные обязанности.

В век электронных технологий одной из актуальнейших проблем является проблема формирования мыслящего человека. А всем известно, что человек перестает мыслить, когда перестает читать, значит, развитие активной читательской позиции в каждом - самая актуальная задача нашего времени

Любят ли наши дети читать и изучать художественную литературу, как они воспринимают классику, что их привлекает в произведениях современных авторов - все эти вопросы волнуют словесников, родителей, общественность. Как известно, навык самостоятельного чтения формируется с детства, именно с детства закладываются необходимые читательские умения.

Психологи отмечают, что одна из трудностей, которые приходится преодолевать младшим школьникам - медленное чтение. Оно проявляется в низкой скорости произнесения слов и сопровождается частыми паузами, побуквенным или слоговым чтением. Нередко этот перечень дополняется пропуском и заменой букв, искажением слов, повторами, недочитыванием или пропуском слова. Такое чтение может быть объяснено психологическими причинами. В школьной практике чаще встречаются три основные группы этих причин.

Первая - связана с недостатками в развитии познавательных процессов учеников: затруднениями мыслительной операции синтеза звукобуквенных элементов; несформированностью прочных ассоциативных связей между буквами и соответствующими им звуками; недостаточностью зрительного анализа, приводящего к неразличению букв, сходных по начертанию, или слов, отличающихся одной или несколькими буквами, что обуславливает трудности при их дифференцировании; малым объёмом восприятия у ребёнка: он не может “схватить” целиком читаемое слово, особенно длинное, а также мысленным взором “забежать” вперёд прочитываемого в данный момент слова, подготавливаясь, таким образом, к последующей артикуляции.

Вторая группа причин связана с недостатками в развитии психомоторной сферы учеников, в частности проявляющихся в затруднении артикуляции, влияющих на темпоритмические характеристики громкого чтения. По этой причине при чтении буквы, близкие по артикуляционным признакам, “смешиваются”, что приводит к непониманию прочитанного. Затруднённая артикуляция, препятствующая формированию слухоречедвигательного взаимодействия, отрицательно сказывается на скоростных характеристиках навыка чтения.

Третья группа связана с природной медлительностью ученика, отражающей инертность (малоподвижность) его нервных процессов.

Преодоление медленного чтения у детей требует проведения специальных коррекционно-развивающих занятий, направленных на устранение психологических причин, закрепление и развитие достигнутых успехов в чтении. За помощью в организации этих занятий следует обратиться к психологу и логопеду.

Чтение книг - это особый вид общения, беседы между автором и читателем, а посредником при этой беседе является текст. Содержание текста - это взгляд автора на мир, его умение выразить этот взгляд словами, делающими этот текст увлекательным и понятным читателю. Но для школьника понимание текста - очень трудоемкая работа.

Исследования показали, что чаще всего непонимание текста происходит из-за непонимания смысла отдельных слов и словосочетаний, иногда даже целых предложений и взаимосвязи между ними. Вызывает тревогу равнодушное отношение школьников к непонятным словам и выражениям, они их просто пропускают. Отсюда главная наша задача: заботиться о том, чтобы ученики поняли текст, научились находить в словарях незнакомые слова, захотели их понять - это очень важный шаг на пути к знанию. Слово- знак вторичной сигнальной системы, но именно в слове собираются все наши ощущения, восприятия, чувства. Оно лежит в основе чтения. Отсутствие специальной подготовки в работе с книгой приводит к тому, что ученик охладевает к учебе вообще. Тревогу подтвердили специалисты Российской государственной детской библиотеки. «Среди индустриально развитых стран Россия занимает 28 место (из 32) по детскому чтению, как показали итоги последних международных исследований PISA по умению подростков работать с книгой.». От того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба.

Анкеты подростков показали, что круг домашнего чтения в основном состоит из русских народных сказок, произведений программы начальной школы. В домашних библиотеках школьников самыми популярными книгами являются приключения и детективы, а у 60% учащихся, по опросу родителей, домашней библиотеки не было вообще. Только 10% родителей читали с детьми, 5% посещали с ними библиотеки.

Ценность чтения в представлении детей:

«Я не читаю книг - там все придумано», «Сидеть и читать не для меня», «Дура я, что ли, чтобы читать», «Читать - это классно!», «Только и слышу: читай, читай. Надоело!», «Чтение - это наша жизнь», «Читать - это скучно, нудно, муторно», «Я жалею тех, кто читает, они портят свое здоровье», «Чтение спасет мир», «Читаешь и уходишь в другой мир», «Книги мои друзья!», «Незачем тратить время на чтение, когда можно поиграть в компьютер или посмотреть мультики».

Говорят родители:

«Чтение сегодня - это чтение из-под палки», «Чтение это программная обязаловка», «Это наша родительская мука», «Это наши затраченные нервы».

Отдельные учащиеся отмечали: «Я не читаю книг, мне интересней посмотреть телевизор или погулять с друзьями, послушать музыку или сходить в кино. Сидеть и читать не для меня. Я жалею тех, кто читает, они портят зрение». Они лукавили, на самом деле у этих учеников техника чтения очень слабая и им было трудно читать. Школьник со слабой техникой чтения не способен полноценно воспринимать текст, что тормозит читательский интерес, эмоционально сковывает ребенка. 22% учащихся указали, что никогда не читают дополнительную литературу: «незачем тратить время на чтение, когда можно поиграть в компьютер или посмотреть мультики».

А вот данные социологов:

Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49% до 26%.

А тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%

40% читают книги от случая к случаю.

Обработка анкет учащихся 1 «А» класса показывает, что сейчас дети больше любят сами читать(18 чел.), чем слушать чтение взрослых(3 чел.). Радует, что родители больше хвалят своих детей за чтение(20 чел.), чем ругают. Анкетный опрос свидетельствует, что в 17 семьях практикуется семейное чтение вслух. 19 детей смогли точно назвать книгу, которую недавно прочитали.

Родители подростков считают нехватку времени главной помехой для чтения. Если из 24 часов суток отнять время на сон, на посещение школы, на подготовку уроков, на факультативы, секции, на общение с друзьями и прогулки, на телевиденье и компьютер, что же остается? Специалисты отмечали, если встает вопрос, если время читать, стало быть, нет на то желания. Большое влияние на восприятие книг оказывают мотивы чтения. Принудительное чтение, как правило, не плодотворное.

Интерес-это единственное из всех мотивов, который обеспечивает влияние книги на читателя, умные родители используют испытанный ход: почитай мне, пожалуйста, пока я готовлю (убираю, шью и т. д.). Большие нарекания у родителей в адрес телевиденья. Многие считают его не только конкурентом книги, но и из-за обилия вредной информации-главной помехой воспитания в целом Общеизвестно, что телевидение отнимает ребенка от книги. Однако оно способно и привлечь его к книге. Необходимо от просмотра интересной передачи перекинуть мост к чтению школьника - предложить ему прочитать книгу на тему передачи, которая увлекла. Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер, но через Интернет школьнику открыт доступ к мировым запасам информации. Не выходя из дома, ребенок может получить оперативную информацию по любому вопросу. Само пользование компьютером заставляет читать, писать, рисовать, создавать информацию. Вместе с тем, компьютер используется ребенком во вред самому себе, когда он просиживает часы за компьютерными играми. Много нареканий в адрес информационной засоренности программ, наличия сайтов ненависти низшего слоя массовой культуры. Все это требует в ребенке развития критического мышления, устойчивости к негативным информациям.

Художественная литература становится для подростка особенно значимой и необходимой, когда в книге он находит себя. Эффект узнавания - самый сильный аргумент в пользу чтения художественной литературы для подростка, который озабочен поиском своего «я». Так они отвечают в анкетах: «Книги помогают мне познакомиться с людьми, с которыми в жизни я никогда бы не встретился. Они открывают возможность побывать не только в прошлом, но и в будущем». «Благодаря книге я научилась справляться с плохим настроением. Когда мне бывает грустно, я беру в руки книгу, и плохого настроения как не бывало». «когда я читаю интересную книгу, я переживаю за героев, радуюсь, восхищаюсь ими, вхожу в их мир, и мои проблемы уже не кажутся мне трудными».

Еще не все родители осознали необходимость вдумчивого талантливого чтения, чтения не только для ускорения техники, но для развития ума и сердца учащегося. Другое назначение детского чтения - релаксация, отдых. Чтение для веселья, для досуга. Эту потребность хорошо удовлетворяют комиксы, книги - парадоксы. Их функция - позабавить ребенка. Надо заметить, что развлекательная литература для детей и подростков в настоящее время составляет 40% от числа всех изданий. В выборе ее многое зависит от вкуса родителей. Некоторые в свободное время любят разгадывать кроссворды, заполнять тесты, тем самым стремятся повысить грамотность, освоить богатство русского языка. Этот мотив чтения особенно значим для родителей, которые выдвигают его как главный аргумент школьного чтения.

Итак, разобраться в праве, читать или не читать сам ребенок, пока он мал, не может, помочь, пробудить интерес к чтению лучших книг, научить читать - задача взрослых, родителей, учителей, библиотекарей, задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры, за воспитание интеллектуального развитого поколения.

Игры для детей

Игра «Очумелые ручки». Ребенок прочитал сказку про Машеньку и Медведя, а вы ему - лист бумаги и краски, пусть рисует персонажей. Или лепит из пластилина, или вырезает из цветной бумаги. Рукодельных фантазий множество. Можно написать письмо-обращение к герою. Писать можно, и к доброму, и к злодею. Вдруг злодей захочет стать добрым.

Ролевые игры не только могут быть интересными, но и полезными. Например, можно устроить заседание суда по обвинению злодейств Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса, Кощея. Играть могут все члены семьи. Роли распределяются: судья, прокурор, адвокат, свидетели. Затем выносится приговор. В данном случае у ребенка развивается логическое мышление, справедливость, милосердие к осужденным.

Игра «Спектакль». Разыгрывается спектакль с участием домашних или маленьких друзей. Нужно дать ребенку проявить свои творческие мыслительные способности, развить фантазию.

Игра «Летучка». После прочтения спросить у ребенка, что он думает о каком-либо поступке героя, как относится к разным персонажам. А потом предложить созвать этих героев на совет и высказать свое суждение, просьбу, недовольство.

Формирование читательского интереса у младших школьников посредством нестандартных уроков литературного чтения.


Статья рассчитана на учителей начальных классов, а также может быть полезна воспитателям детских садов.
В младшем школьном возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования мировоззрения школьника, моральных, идейных и политических представлений, обогащения мира его чувств, эстетических переживаний, развития его способностей и интересов. Направленность общего развития ребёнка обусловлена, прежде всего, характером обучения. Обучение должно вести за собой развитие.
Важное значение для развития младших школьников имеет рациональная постановка преподавания чтения. Наряду с чувственной формой познания чтение в период начального обучения является одним из главных средств открытия мира. Станет ли чтение мощным средством обогащения личного и социального опыта ребёнка, а также средством его самопознания и развития, сформируется ли у него не просто интерес, а потребность в чтении книг, зависит от условий обучения, направленных на формирование личности и основ читательской культуры.

Я не случайно выбрала именно эту тему «Формирование читательского интереса у младших школьников посредством нестандартных уроков литературного чтения». Дети сейчас очень мало читают, тем самым лишают себя возможности хотя бы немного пожить в сказке, увидеть волшебные пейзажи, услышать сказочных героев, посочувствовать главным героям, попадающим в неприятности, и посмеяться вместе с добрыми, сатирическими персонажами повестей, сказок, рассказов. Нельзя позволить компьютерным играм, уродливым современным мультфильмам, комиксам полностью затмить художественную литературу в жизни детей. Именно поэтому я хочу подчеркнуть актуальность моей темы.
Интерес к чтению: как его пробудить?
Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя.
Истинное чтение - это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве».
Говоря об интересах, необходимо развести понятия «читательский интерес» и «интерес к книге» .
Интерес к книге развивается уже в дошкольном возрасте. Это желание рассматривать иллюстрации книги, листать её.

А вот «читательский интерес» - это следующая ступень читательской зрелости, которая предполагает наличие у читателя устойчивого интереса к книгам. Это обязательно интересы избирательные, направленные на книги определенного рода, которые читатель выделяет из всех прочих книг, испытывает в них личную потребность, считает их наиболее подходящими для себя – для пополнения своих знаний и опыта.
Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассного чтения, сотрудничество с библиотекой, клуб семейного чтения, литературные праздники. Я остановлюсь на уроках литературного чтения.
Уроки чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. В конце 1 класса и до 2 класса эти уроки можно превратить в уроки-утренники . Почему уроки-утренники, а не просто уроки или не просто утренники? Да потому, что характер их подготовки и проведения – именно с целью выявления и развития у детей личностного отношения к читательской деятельности. Его основой являются те материалы уроков, которые не учителю, а детям непроизвольно
запомнились, полюбились, вошли в их жизнь. Содержанием таких уроков-утренников могут быть игры-загадки, инсценировки, живые картинки (разыгрывается один эпизод из произведения) .
Например, в 1 классе в учебнике О.В.Кубасовой есть раздел, который называется «Там чудеса…» Он включает в себя сказки разных народов мира. По прочитанным произведениям провожу урок-утренник, поскольку этот раздел очень полюбился моим ученикам.
Каждый урок-утренник формирует и демонстрирует активность детей как будущих читателей.
У нас в школе проводятся ежегодно театральные марафоны, где дети не только проявляют свои артистические способности, но и инсценируют полюбившееся прочитанное произведение.
В конце второго, начале третьего классах для учащихся-читателей можно вводить более сложную форму проявления инициативы и самодеятельности – уроки-отчеты . Выбирается тема, которая детей интересует. В учебниках О.В.Кубасовой в этом плане работа облегчается учителю, так как тексты уже распределены по темам. Например, в 3 классе есть тема «Много хватать – свое потерять» Составляется план проведения такого урока, который неукоснительно выполняется. Возможен такой план:

2. Оформить иллюстрированную картотеку произведений о жадности (три-пять названий)
3. Одно из произведений пересказать, разыграть.
4. Подготовить по два-три занимательных вопроса.
К уроку-утреннику «По дорогам сказок» может быть такой план
1. Составить выставку прочитанных произведений.
2. Оформить иллюстрированную картотеку сказок (три-пять названий)
3. Интересно рассказать о сказочнике.
4. Одно из произведений пересказать, разыграть.
5. Подготовить по два-три занимательных вопроса.
При проведении такой формы работы крепнет и возрастает читательская самостоятельность.
Расширить свой кругозор, сформировать интерес к чтению, развить творческие и интеллектуальные способности помогают литературные викторины. Игорь Григорьевич Сухин разработал целые сборники, которые могут быть использованы педагогами.
Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Когда учитель и библиотекарь - единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты. При детских библиотеках организуется работа целого ряда кружков, посильных и полезных для младших школьников: знаменитая «Книжкина больница», «Клуб почемучек», «Клуб знатоков», «Клуб путешественников». По просьбе учителя в библиотеке может быть создан методический уголок для родителей, с пособиями, помогающими в отборе книг и в руководстве детским чтением.
Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана, прежде всего, в семье.

Заключение.
Организация работы с детской книгой в начальной школе - это творческий процесс, он должен быть систематическим, продуманным и деятельным.
Общепризнана огромная роль литературы в формировании личности школьников. Однако до сих пор задача формирование читательского интереса на уроках литературы не решена в полной мере. Ребёнок, который приходит в школу, любит сказки, считалки, стихи, но постепенно, как показывают исследования, у него снижается интерес к чтению художественной литературы. Это явление во многом обусловлено постановкой преподавания чтения в школе. Кроме того, конечно, свою роль играют современные достижения человечества, такие, как компьютер, различные игровые приставки и т. п. Чтение сейчас не распространено. Художественная литература - это особый вид познания действительности. И мы педагоги обязаны задуматься о проблеме литературного развития школьников.

В дошкольном возрасте происходит усвоение громадного потока информации, приобретается целый ряд умений и навыков, интенсивно развиваются способности, формируются нравственные качества. Среди многочисленных факторов, способствующих всестороннему развитию личности, особое место занимает книга. Она заставляет детей глубоко чувствовать, учит мыслить и говорить, развивает память и воображение, помогает выработать правильное отношение к окружающей жизни. Общепризнанно, что лучший путь развития человека-чтение.

Таким образом, воспитание у детей дошкольного возраста интереса к чтению приобретает первостепенное значение.

Что же влияет на пробуждение интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста?

В первую очередь-социальная среда, в которой с детства растет и воспитывается ребенок (семья, детский сад, средства массовой информации общества: телевидение, кино, печать и т.д., окружение сверстников).

При формировании интересов у дошкольников особо следует иметь в виду повышенную любознательность детей, их познавательную активность, о чем свидетельствуют бесконечные что и почему. Природную любознательность ребенка полнее всего удовлетворяют книги.

С книгой дети сталкиваются часто: в детском саду, в книжном магазине, у товарищей и, конечно же, дома. Но, как правило, домашние библиотеки для дошкольников по тематическому отбору книг очень бедны, не во всех семьях книга пользуется должным почётом и уважением.

Для пробуждения у ребенка подлинного интереса к чтению необходима особая среда-библиотечная.

Выбор книг в библиотеке гораздо шире, и, что особенно важно, читатели постоянно общаются друг с другом, а следовательно, существует живая система устных рекомендаций. Это во многом способствует проявлению у детей интереса к книгам.

По-разному можно приобщать детей к чтению.

Внимательное рассматривание книжек - это своеобразная интеллектуальная, зрелищная игра.

Просматривая картинки в книгах, ребенок не только следит за действием, но, словно сам участвует в нем.

Постепенно детей подводят к пониманию роли художника в создании книги и раскрытии замыслов автора. Таким образом, рассматривание книг становится одним из методов пробуждения у детей интереса к чтению.

Другой способ приобщение детей к книге-чтение вслух. Такая форма работы очень удобна, так как большинство дошкольников читать не умеет, а для тех, кто умеет, процесс чтения все еще очень труден.

Способствует развитию интереса к книге и циклическое чтение, т. е. в течение некоторого времени книга читается по частям или отдельным главам. Во время вынужденного перерыва у ребят постоянно поддерживается интерес к дальнейшему содержанию книги. Легко проводить циклы чтений по книгам П. Ершова «Конек – Горбунок»,

С.Баруздина «Про Светлану», Б.Житкова «Что я видел». Каждая из этих книг состоит из отдельных вполне самостоятельных глав.

Огромное впечатление производит на детей рассказ А.Кузнецова «Ласточка». Впечатление от рассказа всегда настолько сильная, что лучше не портить его беседой сразу, а через некоторое время поговорить индивидуально. На вопрос, что тебе больше всего понравилось в рассказе, почти каждый ребенок отвечает:

Понравилось, что птичка осталась жива.

И можно больше ни о чем не спрашивать.

Из одного-единственного ответа становится ясно, что ребята правильно почувствовали идею произведения и вместе с героем пережили такое мучительное чувство, как муки совести.

Дошкольникам очень нравиться книжка Г.Циферова «Как лягушки чай пили». Внимательно следят они за глупым осликом, который увидел в небе месяц и пошел искать его другую половинку. Ребята хорошо понимают что нет этой половинки на земле. Эта книга дает богатую пищу для воображения.

В жизни дошкольников и в познании ими окружающего мира важное место занимает игра. Библиотекари широко используют в своей работе с малышами игры, викторины и загадки. В некоторых детских библиотеках «сказочник» рассказывает детям о книгах, а куклы показывают, как надо обращаться с ними.

Многие формы библиотечной работы способствуют возникновению и поддержанию интереса к чтению у детей 6-7 лет. Чтение книг в библиотеке расширяет кругозор малыша, помогает ему овладевать устной речью, учит видеть и наблюдать, психологически готовит к школе, прививает любовь к знаниям. В связи с этим очень важно поэтому чтобы дошкольник 6-7 лет стал постоянным читателем библиотеки.

Для этого родители сами должны быть начитанны, должны уметь перескаэать прочитанное, передать свое мнение о книге.

Дети старшего дошкольного возраста- это будущие читатели. Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у них неисчерпаемо, но интересы ребят еще не сформировались. Станут ли они настоящими культурными читателями, зависит от взрослых: родителей, воспитателей, библиотекарей, от того, сумеют ли они своевременно воспитать и развить в детях интерес к книге, к систематическому чтению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитывать интерес к чтению.

В дошкольном возрасте происходит усвоение громадного потока информации, приобретается целый ряд умений и навыков, интенсивно развиваются способности, формируются нравственные качества. Среди многочисленных факторов, способствующих всестороннему развитию личности, особое место занимает книга. Она заставляет детей глубоко чувствовать, учит мыслить и говорить, развивает память и воображение, помогает выработать правильное отношение к окружающей жизни. Общепризнанно, что лучший путь развития человека-чтение.

Таким образом, воспитание у детей дошкольного возраста интереса к чтению приобретает первостепенное значение.

Что же влияет на пробуждение интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста?

В первую очередь-социальная среда, в которой с детства растет и воспитывается ребенок (семья, детский сад, средства массовой информации общества: телевидение, кино, печать и т.д., окружение сверстников).

При формировании интересов у дошкольников особо следует иметь в виду повышенную любознательность детей, их познавательную активность, о чем свидетельствуют бесконечные что и почему. Природную любознательность ребенка полнее всего удовлетворяют книги.

С книгой дети сталкиваются часто: в детском саду, в книжном магазине, у товарищей и, конечно же, дома. Но, как правило, домашние библиотеки для дошкольников по тематическому отбору книг очень бедны, не во всех семьях книга пользуется должным почётом и уважением.

Для пробуждения у ребенка подлинного интереса к чтению необходима особая среда-библиотечная.

Выбор книг в библиотеке гораздо шире, и, что особенно важно, читатели постоянно общаются друг с другом, а следовательно, существует живая система устных рекомендаций. Это во многом способствует проявлению у детей интереса к книгам.

По-разному можно приобщать детей к чтению.

Внимательное рассматривание книжек - это своеобразная интеллектуальная, зрелищная игра.

Просматривая картинки в книгах, ребенок не только следит за действием, но, словно сам участвует в нем.

Постепенно детей подводят к пониманию роли художника в создании книги и раскрытии замыслов автора. Таким образом, рассматривание книг становится одним из методов пробуждения у детей интереса к чтению.

Другой способ приобщение детей к книге-чтение вслух. Такая форма работы очень удобна, так как большинство дошкольников читать не умеет, а для тех, кто умеет, процесс чтения все еще очень труден.

Способствует развитию интереса к книге и циклическое чтение, т. е. в течение некоторого времени книга читается по частям или отдельным главам. Во время вынужденного перерыва у ребят постоянно поддерживается интерес к дальнейшему содержанию книги. Легко проводить циклы чтений по книгам П. Ершова «Конек – Горбунок»,

С.Баруздина «Про Светлану», Б.Житкова «Что я видел». Каждая из этих книг состоит из отдельных вполне самостоятельных глав.

Огромное впечатление производит на детей рассказ А.Кузнецова «Ласточка». Впечатление от рассказа всегда настолько сильная, что лучше не портить его беседой сразу, а через некоторое время поговорить индивидуально. На вопрос, что тебе больше всего понравилось в рассказе, почти каждый ребенок отвечает:

Понравилось, что птичка осталась жива.

И можно больше ни о чем не спрашивать.

Из одного-единственного ответа становится ясно, что ребята правильно почувствовали идею произведения и вместе с героем пережили такое мучительное чувство, как муки совести.

Дошкольникам очень нравиться книжка Г.Циферова «Как лягушки чай пили». Внимательно следят они за глупым осликом, который увидел в небе месяц и пошел искать его другую половинку. Ребята хорошо понимают что нет этой половинки на земле. Эта книга дает богатую пищу для воображения.

В жизни дошкольников и в познании ими окружающего мира важное место занимает игра. Библиотекари широко используют в своей работе с малышами игры, викторины и загадки. В некоторых детских библиотеках «сказочник» рассказывает детям о книгах, а куклы показывают, как надо обращаться с ними.

Многие формы библиотечной работы способствуют возникновению и поддержанию интереса к чтению у детей 6-7 лет. Чтение книг в библиотеке расширяет кругозор малыша, помогает ему овладевать устной речью, учит видеть и наблюдать, психологически готовит к школе, прививает любовь к знаниям. В связи с этим очень важно поэтому чтобы дошкольник 6-7 лет стал постоянным читателем библиотеки.

Для этого родители сами должны быть начитанны, должны уметь перескаэать прочитанное, передать свое мнение о книге.

Дети старшего дошкольного возраста- это будущие читатели. Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у них неисчерпаемо, но интересы ребят еще не сформировались. Станут ли они настоящими культурными читателями, зависит от взрослых: родителей, воспитателей, библиотекарей, от того, сумеют ли они своевременно воспитать и развить в детях интерес к книге, к систематическому чтению.


На чтение 12 мин.

Подавляющее большинство родителей дошкольников стремятся, чтобы их малыш еще в детском саду научился читать, имел интерес к чтению, считая это умение одним из важнейших показателей его готовности к школе.

При этом общий уровень интереса к книге и чтению в обществе стремительно снижается.

  • В чем причина этого парадокса?
  • Что в действительности понимать под обучением дошкольников чтению?
  • Как с детства развивать у ребенка любовь к книге?

Поколение, которое читает

Дошкольное детство - именно то время, когда стоит приобщать ребенка к книге. Речь идет не столько об обучении детей дошкольного возраста чтению, как, прежде всего, о формировании интереса к этому процессу, умение и желание работать с книгой, воспитание читательской культуры.

К сожалению, сегодня реализовать эту задачу становится все сложнее. В значительной степени из-за неуемная тяга современных детей к мультимедийным развлечениям, которые доминируют над всеми возможными источниками познания и развития, в том числе и над чтением.

По нашему мнению, низкий интерес современного поколения к книгам - большая трагедия и в ней есть по крайней мере две составляющие - нейрофизиологическая и культурная. Так, оксфордские ученые и французский нейрофизиолог С. Дегене доказали: во время чтения начинают функционировать те зоны коры головного мозга, которые бывают задействованы в других видах деятельности.

Это связано с так называемым эффектом «погружения» в книгу, когда человек мысленно представляет себя на месте героя, строит в воображении образы других персонажей, художественный мир. Этот эффект не возникает при просмотре телевизора или компьютерной игры.

Интерес современного поколения к книгам

Недостаток чтения прямо влияет на формирование структуры и функционирования мозга ребенка.

Если же говорить о культурном аспекте, то книги - это самый прямой канал «включение» родовой памяти, то есть передачи культурного наследия от поколения к поколению.

Поэтому такая нерасположение нынешнего поколения к книги негативно сказывается на современном, а возможно, и на будущем состоянии культуры общества. Нередко сами взрослые, не желая того, отбивают у ребенка интерес к чтению и к книге.

Некоторые родители относятся к процессу чтения настолько “серьезно», что часто еще в раннем возрасте (то есть в 1,5-3 года!) стимулируют своих малышей до механического заучивания алфавита.

Поэтому, как отмечает психолог Л. Шибаева, интерес к чтению и техника чтения может быть сформирована, а чтение как полноценная деятельность, имеющая статус культурной ценности, не складывается.

Тем временем во многих странах мира проверка сформированности навыков чтения базируется на критерии грамотности чтения — способности человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на их основе, к использованию их содержания для достижения собственных целей, саморазвития.

Как же добиться того, чтобы ребенок читал осознанно и с удовольствием?

Прежде чем учить читать

Интерес к чтению воспитывается, прежде всего, через развитие познавательной активности ребенка. У малыша должна быть сформирована потребность познавать окружающий мир и себя, искать ответы на свои «почему» самостоятельно И с помощью взрослого, общаться с людьми, природой, искусством.

Задача взрослого - помочь ребенку осознать, что книжка является одним из средств познания нового, а художественное слово - высоким искусством.

Кроме того, по мнению многих ученых, прежде чем ребенок начнет читать, он должен хорошо овладеть речью и иметь интерес к чтению.

Малыш должен освоить звуковую культуру речи: иметь развитые артикуляционный аппарат, речевое дыхание и слух; уметь четко и правильно произносить звуки родного языка, понимать. как звуки складываются в речи в слова; «узнавать» фонемы (основные звуки), идентифицировать звуки в окружающей среде (голоса животных, шум транспорта, музыку и т. д).

У ребенка должен быть богатый словарный запас; грамматически правильная речь (умение согласовывать слова в роде, числе, падеже, строить различные типы предложений); развита связная речь (способность спросить и ответить на поставленный вопрос, пересказать текст, составить рассказ и др.) согласно возрастным возможностям.

Сначала следует научить ребенка слушать, говорить, воспринимать, понимать речи других, а только потом - читать и писать.

Роль взрослого в формировании интереса к чтению

Лучший способ воспитать активного читателя - собственный пример. Взрослые должны сами читать книги, показывать, как обращаться с ними: рассматривать обложку, читая название и автора. осторожно листать страницы, внимательно рассматривать иллюстрации и тому подобное.

На интерес к чтению у малыша и осознание содержания прочитанного (прослушанного) произведения в значительной степени влияет мастерство чтения взрослым.

Выразительное чтение взрослого стимулирует работу воображения детей: они четко представляют персонажей произведения, обстановку действия, картины природы и тому подобное. На основе эмоционального восприятия формируется отношение к поступкам персонажей, адекватная их оценка.

Чтение произведения становится словесным действием, назначение которой - обострить чувства детей, дать толчок их мыслям, вызвать эмоциональный отклик.

Интерес к чтению — эмоциональная поддержка детского влечения к чтению

Не менее важна и эмоциональная поддержка детского влечения к чтения или ознакомления с книгой Просматривая вместе с взрослым интересную книгу, уже в раннем возрасте малыш обращает внимание не только на изображение, но и на тексты, а в них слова и буквы. У него возникает желание «читать”, подражая взрослому.

Малыш может самостоятельно взять книгу (даже вверх ногами) и, водя пальчиком по тексту, -«читать” любимую сказку или стихотворение, воспроизводя их по памяти. В это время важно, чтобы взрослый был рядом, хвалил ребенка. стимулировал замечаниями вроде: «Ой, как интересно! А что было потом? Чем завершилась эта сказочка?” и тому подобное.

Стоит создать среду, которая будет стимулировать познавательную и творческую активность ребенка. Для книг ребенка уместно отвести отдельное место - открытое, хорошо освещенное, рядом обустроить столик с материалами для изобразительного искусства.

Чтобы не отбить у малыша охоту к чтению (слушание, рассматривание), не стоит ему это навязывать. Если интерес к чтению и книге у ребенка угасает, перейдите к другому виду деятельности, а книжку оставьте на виду. Ребенок обязательно вернется к ней через некоторое время.

Ведущие методы обучения детей чтению

В современной мировой педагогике существуют два основных, противоположных по сути, : метод «целых слов» и фонологический.

Согласно методу «целых слов» (в Украине он более известен как метод Глена Домана), детей обучают распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. То есть малышей не учат ни названий букв, ни звуков.

Фонологический метод, наоборот, предполагает прежде всего овладение детьми звуков и их графических обозначений - букв с последующим объединением их в слова во время чтения.

Хорошие результаты давал метод «целых слов», дали толчок дискуссии о том. или вообще нужно обучать детей дошкольного возраста фонетики. Еще в начале XX века зарубежные ученые провели ряд исследований, направленных на выяснение того, какой метод эффективнее. В частности, был поставлен такой эксперимент.

Одну подгруппу детей обучали чтению по методу целых слов, другую - с помощью фонологичного. Когда дети начали читать, их протестировали. На первом этапе лучше читали вслух и про себя дети из первой группы, однако незнакомые слова вызвали у них значительные трудности.

Попытки закрепить за каждым словом единственное значение приводило к тому, что за весь год обучения эти дети так и не смогли научиться читать новые слова без помощи взрослого.

«Фонологические» же дети легче справлялись с незнакомыми словами и к концу 2-го класса перегнали своих сверстников по уровню восприятия и богатству словарного запаса. Поэтому в мировой практике предпочтение отдают фонологичному метода обучения чтению

Последние исследования подтвердили: люди читают слова по буквам, но поскольку процесс этот происходит мгновенно, кажется, что мы сразу воспринимаем слово в целом. Более того, во время чтения про себя задействована та же часть мозга, что и при чтении вслух, то есть чтение - это произнесение текста во внутреннем плане.

Ученые выяснили: способности и интерес к чтению напрямую связаны со знанием букв и звуков, способностью выделять фонемы в устной речи. Эти навыки в начале оказываются даже важнее, чем общий уровень интеллекта.

Таким образом, для того чтобы появился интерес к чтению, и ребенок начал свободно читать, необходимо легко и быстро распознавать буквы и соотносить их со звуками.

Важно, чтобы ребенок постепенно приходила к пониманию того, что слово, которое говорится, состоит из разных звуков. Для этого малышам трех-четырех лет следует предлагать разнообразные игры со звуками и словами.

Например, в игре “Поймай звук» взрослый предлагает детям «поймать» (хлопнуть в ладоши, когда услышат) соответствующий звук: «Я буду называть разные звуки, а вы будете ловить лишь звук [з] - песенка комарика».

В игре “Замени звук” взрослый предлагает малышу: «Речей вместо звука [д] в слове «дуб» звук [с]. Какое слово получилось? (Зубу). А какое слово можно образовать, если заменить последний звук в этом слове?» (Душ).

Игра “Палочка, стучи!” предполагает, что дети легко стучать палочкой каждый раз, когда будут слышать определенный звук (в начале, в середине или в конце слова). Так же можно поупражняться в распознавании полного состава. Как правило, дошкольники лучше справляются с задачей на слоги и хуже - на звуки.

Это означает, что дети этого возраста еще недостаточно чувствительны к отдельных звуков (фонем), из которых состоят слова. Поэтому, чтобы они успешно освоили чтение, необходимо проводить основательную работу по развитию их фонематического слуха, артикуляционной ловкости, формирование звуковой культуры.

Чтобы чтение было осознанным

Чтение будет для ребенка полезным лишь в том случае, когда она будет понимать содержание текста. Для того, чтобы подготовить дошкольника к осознанного чтения, советуем воспользоваться следующими советами.

Рассматривайте и обсуждайте иллюстрации. Беседуйте о прочитанных страницы и по очереди описывайте, что изображено на рисунках. Уместным будет прием преднамеренной ошибки, что побуждает малыша быть внимательным, исправлять ошибки взрослого.

Активно общайтесь с ребенком по содержанию прочитанного, стимулируйте ее к словесного творчества

Отдавайте предпочтение диалогическом чтению. Просто читать ребенку недостаточно. Стоит поощрять ее придумывать альтернативные концовки, связывать то. что изображено и написано на страницах книг, с ее собственным опытом, говорить о буквы и звуки, встречающиеся там. Такой тип чтения называется диалогичним.

Играйте в разные виды игр по содержанию прочитанного: дидактические со словами; игры-драматизации, инсценировки, творческие игры и другие.

Учите ребенка работать с книгой. Акцентируйте внимание малыша на том, что произведение создает автор (один, два или много людей - народ). У каждого произведения есть название, которое записано в содержании и на странице (обложке).

Важно закреплять знания ребенка о основные литературные жанры и виды: стихотворение, сказку, рассказ, басню. Это поможет ей в дальнейшем изучать литературу в школе, ориентироваться в сборниках произведений, а в будущем - определяться в литературных предпочтениях, быть активным, сознательным читателем, культурным человеком.

Настоящее чтение - это интерес к чтению, перевод печатного текста в устную речь и осознание смысла прочитанного.

Настоящее чтение - это перевод печатного текста в устную речь и осознание смысла прочитанного. Поэтому важно научить ребенка уже в дошкольном возрасте не путать звук и букву; сливать звуки и буквы в слоги, слоги в слова, а слова - в предложения; практически оперировать понятиями “звук», «слово», «предложение», «текст»; активно работать с книгой. Это и предполагает большинство действующих программ дошкольного образования.

Обучение дошкольников чтению

Ваш ребенок дошкольного возраста, и вы уже приобрели для него красочный букварь или книги для чтения дошкольников, но результатов нет? В таком случае нужно соблюдать последовательность в обучении.

Малыш начинает анализировать предметы, пытаться влиять на них, и осознанно применять по назначению в возрасте 4-5 лет. В это же время он хорошо осваивает порядковый счет, може заниматься подготовкой к письму с помощью специальных прописных тетрадей. Но в таком возрасте лучше начать изучать только буквы, с помощью игр и красочных картинок.

Чтением нужно заниматься, когда ребенок выучит все буквы и с легкостью начнет их различать. Как раз подойдет период (возраст 6-7 лет), который, по мнению психологов и логопедов, самый благоприятный для начала обучения чтению по слогам для дошкольников с помощью кубиков или цветных набранных букв. Тем более в таком возрасте появляется активное желание учиться и интерес к чтению.

Методики обучения чтению дошкольников

Формирование навыков чтения у ребенка - довольно сложный и трудоемкий процесс. Занятия по обучению чтению дошкольников необходимо разбивать на несколько этапов.

1 этап - учим и запоминаем буквы. На этом этапе происходит обучение ребенка различать буквы и понимать их правильное произношение и чтение («ЭМ» - «М»; «ЭС» - «С»).

2 этап - чтение слогов с разной степенью сложности. Здесь ребенок обучается связи между слогами и их произношением. На этом этапе проявляется больше трудностей. Здесь самым эффективным методом можно выделить обучение слиянию слогов по подражанию или рисунков-подсказок.

3 этап - начинаем понимать смысл прочитанного слова. Этот этап развития способности осмысления прочитанного текста необходимо начинать, когда чтение станет похоже на провозглашение цельного слова, а не отдельных слогов.

Для этого этапа необходимо выполнять упражнения для чтения дошкольников: читать слова медленно, с нарастающим темпом, и разной степенью повышения тональности в голосе. Затем выяснить, в каких словах малыш не понял их значение и объяснить.

Далее, взрослый называет прилагательное или глагол, а ребенок подбирает к нему слова из тех, которые он прочел, к примеру, «обувать» - ответ: «сапоги» и тому подобное. Также хорошо на этом этапе читать подписи к иллюстрациям.

На 4 этапе ребенок учится понимать смысл прочитанного предложения или коротких текстов для чтения дошкольников.