Open
Close

Юридическая психология - Романов В. Юридическая психология

Константин Михайлович Романов

Психологическая культура личности

© Романов К. М., 2015

© Когито-Центр, 2015


Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор, академик РАО С. Б. Малых;

кафедра общей и социальной психологии Гродненского государственного университета им. Я. Купалы (Республика Беларусь)

* * *

Светлой памяти моего учителя А. А. Бодалева посвящается


Введение

Феномен психологической культуры стал предметом научного анализа сравнительно недавно. Это выглядит довольно парадоксально, прежде всего, для отечественной психологии, построенной на методологических положениях культурно-исторической теории Л. С. Выготского. В контексте этого подхода психическое развитие человека представляется как процесс усвоения совокупного общественного опыта, зафиксированного в материальной и духовной культуре. Человек – это продукт культуры. Высшие сугубо человеческие психические функции возникают путем окультуривания натуральных функций. Отсюда можно утверждать, что в культуре, как в многомерном образовании, есть особый срез, в котором зафиксирована психологическая сущность человека как субъекта и личности. В нем содержится общественно выработанный опыт обращения человека с людьми, в том числе и с самим собой: психологические знания, способы обращения, формы отношений. Усваивая именно эту часть культуры (или ее срез), ребенок становится полноценным субъектом и личностью. Учитывая эту содержательную специфику культуры, мы определяем ее как психологическую. Как социальный феномен психологическая культура зафиксирована в людях, в живом общении, в художественных и научных текстах, в обычаях и традициях и других ее носителях. Как индивидуальный личностный феномен она представляет собой системное личностное образование, определяющее способы обращения человека с другими людьми и с самим собой.

Существуют серьезные практические предпосылки для разработки проблемы психологической культуры. Поступательное развитие общества невозможно без воспитания нового поколения людей, в полной мере вобравших в себя все достижения материальной и духовной культуры. Важнейшим направлением этого процесса является формирование у подрастающего поколения психологической культуры. Психологическая культура пронизывает все сферы человеческого бытия, чем и объясняется необходимость ее возникновения, развития и существования у человека на протяжении всей жизни. Низкий уровень ее развития или ее дефекты порождают многочисленные жизненные проблемы: невротические состояния, одиночество, семейные и производственные конфликты и многое другое. В последние десятилетия существенно возрастает роль психологических факторов во всех сферах общественной жизни. Психологические технологии получают все более широкое распространение в управлении, политике, бизнесе, образовании и т. д. Современный человек должен быть достаточно компетентным, чтобы пользоваться этими технологиями. Иначе он рискует превратиться в объект психологических манипуляций. Высокий уровень психологической культуры является основным фактором профессионального успеха специалистов, работающих с людьми: учителей, социальных работников, руководителей, государственных служащих и др. Психологические технологии вошли в арсенал вооруженных сил и спецслужб многих государств. Они играют важную роль в обеспечении национальной безопасности.

Существуют и теоретические основания для исследования данной проблемы, поскольку она тесно связана с такими фундаментальными проблемами психологии, как личность и общение. В процессе социализации ребенок овладевает способами обращения не только с предметным миром, но и с людьми, в том числе и с самим собой как человеком. Он усваивает культуру обращения с человеком, которая по своему содержанию представляется психологической. Она глубоко проникает в личностную сущность человека и фиксируется в соответствующих психологических образованиях: потребностях, воле, чертах характера, самосознании и др. Исследование в этой области позволяет расширить представления о человеке как субъекте и личности и об общении как форме социального бытия.

Проблема психологической культуры является комплексной и междисциплинарной. Можно выделить несколько направлений ее разработки: общепсихологическое, возрастно-психологическое, психолого-педагогическое, социально-психологическое, профессионально-психологическое, акмеологическое, патопсихологическое, этнопсихологическое, культурно-историческое, философское и др. Только при этом условии возможно достижение подлинного понимания феномена психологической культуры. В той или иной степени все эти направления представлены в данной книге.

Предлагаемая концепция психологической культуры является авторской. Одним из ее достоинств является то, что она позволяет преодолеть глубоко укорененный в психологии функциональный подход к пониманию психических процессов и свойств. В контексте развиваемого нами направления они рассматриваются как психологические инструменты (органы) человеческого бытия, успешность которого зависит от того, в какой мере субъект владеет ими, т. е. от уровня развития у него психологической культуры. При разработке концепции психологической культуры мы руководствовались методологическими идеями Л. С. Выготского, М. М. Бахтина, Л. С. Рубинштейна, А. А. Бодалева и др. Одним из соавторов предлагаемой концепции психологической культуры является О. Н. Романова. Пользуясь возможностью, я выражаю ей свою благодарность.

Учебное пособие может быть полезно преподавателям психологии, школьным психологам, студентам психологических специальностей, философам, культурологам и другим специалистам.

Психологическая культура личности как предмет научного исследования

1.1. Общая характеристика психологической культуры

1.2. Специфика феномена психологической культуры

1.3. Психологическая культура и личностные ресурсы

1.4. Структура психологической культуры

1.5. Развитие психологической культуры в онтогенезе


Ключевые понятия : общая культура, виды культуры, психологическая культура, личностные ресурсы, развитие психологической культуры, функции психологической культуры.

Общая характеристика психологической культуры

Новорожденный ребенок не является человеком в полном смысле этого слова. Ему только предстоит стать им. Однако «очеловечивание» младенца не обеспечивается генетическими программами. Они создают только врожденные предпосылки для становления личности и субъекта. Вторым важным условием этого является наличие социокультурной среды, которая является носителем совокупного общественного опыта: знаний об окружающем мире, способов общения с людьми, способов обращения с различными предметами (природными или искусственно созданными), социальных норм, отношений, социальных ценностей и т. д. Развитие человека как субъекта и как личности представляет собой процесс усвоения того, что зафиксировано в пределах материальной и духовной культуры и в конкретных людях, как ее носителях. Благодаря этому процессу происходит развитие психических процессов, способностей, черт характера, потребностей, мотивов, отношений, убеждений, самосознания, всевозможных знаний, умений и навыков, т. е. всего того, что делает человека человеком и обеспечивает его полноценное вхождение в систему общественных отношений как равноправного члена общества. Эти известные положения культурно-исторической теории Л. С. Выготского подтверждены многочисленными эмпирическими исследованиями и педагогической практикой.

Уровень необходимого развития перечисленных качеств и процессов определяется обществом как некая социокультурная норма, которой должен соответствовать каждый нормальный гражданин, каждый член общества. Например, современный человек должен иметь логическое мышление, определенную систему научных знаний, научных убеждений, систему житейских представлений о мире, систему практических умений и навыков обращения с бытовой техникой, способности к произвольной регуляции своего поведения, самосознание и др. В каждой социокультурной норме задан необходимый уровень овладения соответствующим социальным опытом. Поэтому, если человек в полной мере овладел той или иной социокультурной нормой, можно говорить, что он обладает высокой культурой в соответствующей сфере, например: культурой общения, нравственной культурой, политической культурой, физической культурой, бытовой культурой, информационной культурой, психологической культурой и т. д. Все вместе это называется общей культурой человека, благодаря которой он и является таковым: субъектом и личностью. Трансляция культуры от одного поколения людей к другому может происходить либо стихийно, либо целенаправленно в процессе обучения и воспитания.

Психология – самая интересная и непознанная область человека. Ее исследуют не только специалисты, но и писатели. В литературе есть много признанных знатоков и произведений психологического жанра. Предлагаю кратко познакомиться с некоторыми из них.

1. "Фальшивка" Николас Борн

Интеллектуальный роман Борна стал очень близким для множества поклонников психологического жанра. В 1981 году на экраны вышел одноименный фильм. События романа уносят читателя на Ближний Восток 30-летней давности. Идущую там войну мы видим глазами журналиста, который пытается разобраться в происходящем кошмаре. Свои репортажи герой книги отправляет в немецкую газету. Но, какую именно информацию подает журналист? Как можно понять, кто прав, кто виноват, когда кругом слышны выстрелы, бомбежки, взрывы? Не страшнее ли слово любого оружия?
К сожалению, теперь многие из нас уже могут ответить на этот вопрос…

2. "Герой нашего времени" Михаил Лермонтов

События романа происходят во время русско-кавказской войны 1830 года. Известно, что сам автор принимал участие в военных действиях на Кавказе. Там он случайно встречается с отставным штабс-капитаном, который рассказывает ему о своем бывшем подчиненном гвардейце Г. А. Печорине, сосланном сюда за «аморальное», как сказали бы в советское время, поведение. Печорин становится не только героем романа, но автор видит в его лице, в его поведении, в его образе жизни героя времени.

М. Ю. Лермонтов – один из самых гениальных и великих русских писателей. Не смотря на свою чрезвычайно короткую жизнь, этот человек успел создать вершины прозы и поэзии, пока еще недосягаемые для современников.

3. "Волхв" Джон Фаулз

Книга – загадка, книга – мистика. Трагедия, интеллект, психология, парадокс, эротические фантазии – все смешалось в одном повествовании. В сюжете автор использует миф об Орфее: герою нужно спуститься в царство Аида, и пройти испытания, чтобы встретиться с любимой.
Большая часть действий романа происходит на греческом острове Фраксос. Там над людьми проводят необычные психологические опыты, вызывающие у них страх и другие различные эмоции. Эта игра в «кошки – мышки» превращает жизнь испытуемых в ад. Автору удалось искусно совместить необычность ситуации и реалистичность характеров.

4. "Кафка на пляже" Харуки Мураками

В этом произведении, как и в предыдущем, использован греческий миф об Эдипе. Отец главного героя, предсказывает своему 15-летнему сыну, что тот будет сожительствовать со своей матерью и сестрой, после чего, убьет своего родителя. От этого страшного пророчества юноша убегает из дому, селится на японском острове и меняет свое имя. Теперь его зовут Кафка. К сожалению, Кафке не удалось убежать от пророчества своего отца – оно сбылось.

Параллельно с этим сюжетом, автор развивает вторую линию романа. Она повествует о человеке, который однажды увидел приземление НЛО. Инопланетяне подарили тому способности ясновидца, за которые герой расплатился отставанием в умственном развитии. Зато, он может разговаривать с кошками, как с людьми.
Судьба сталкивает этих двух героев. Пророк открывает Кафке портал в потусторонний мир, где тот встречается с душами умерших людей. Но, в конце концов, юноша выбирает реальную жизнь. Портал закрывается…

5. "Мост" Иэн Бэнкс

Известный писатель из Шотландии проводит в произведении параллельно три сюжетных линии. Первая – рассказывает о герое, утратившем память, ему никто не в силах помочь; вторая – о стране-сказке и ведьмаке; третья – описывает насыщенную жизнь эдинбургского инженерного работника. Этих, таких разных людей объединяет… Мост, в пролетах которого они все живут.

6. "Дом на набережной" Юрий Трифонов

События романа разворачиваются в одном месте – Москве, но происходят в разное время: 30-е годы прошлого столетия, 40-е и 70-е. Главный герой – научный работник в области литературы. Книга повествует о драматических событиях его жизни, неожиданных поворотах, встречах с бывшими одноклассниками и сокурсниками. Автор анализирует действие тоталитарной системы того государства на людей, их деградацию и страх. Роман Ю. Трифонова является одним из лучших в мировой современной литературе.

7. "Избранные дни" Майкл Каннингем

В одном романе автору удалось совместить три сюжетных линии, да еще разного жанра. Первая линия носит мистический характер и повествует, как ни странно для такого жанра, о революции в промышленности. Вторая история в триллерском жанре раскрывает нам некоторые секреты современного террора. Третья – новелла уносит читателя в далекое будущее после апокалипсиса. Все три истории связаны между собой местом действия – Нью-Йорком. А также, главными героями: женщиной, мужчиной, мальчиком и поэтом-пророком.

8. "Шпиль" Уильям Голдинг

События романа происходят в далеком 14 веке в небольшом городке в Англии. Главный герой – настоятель монастыря уверовал в свою «особую миссию». Какую? И к чему привела попытка осуществление этой миссии? Автор исследует в книге характеры, силу воли, способность жертвовать и многие другие стороны человеческой психики.

«Шпиль» - пятый роман Нобелевского лауреата Уильяма Голдинга, ставшего еще при жизни классиком английской литературы.

Юридическая психология. Романов В.В.

М.: Юристъ, 1998. - 488 с.

Автор учебника В.В. Романов - доктор психологических наук, кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации. Учебник подготовлен в соответствии с типовой учебной программой по юридической психологии, содержит рекомендации психологического характера. Материал изложен с учетом нового (на 1 января 1998 г.) законодательства. Прилагаются учебная программа и тематический план по курсу юридической психологии.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, а также для работников правоохранительных органов (следователей, прокуроров, судей), адвокатов.


Формат: pdf / zip

Размер: 2,87 Мб

Скачать / Download файл 15 .07.2017г, файлы удалены по требованию изд-ва "Юрайт" (см. примечание)

ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора 5
Раздел первый ВВЕДЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Глава 1. ПРЕДМЕТ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.
§ 1. Предмет, содержание, задачи юридической психологии 8
§ 2. Краткий исторический обзор развития юридической психологии 15
§ 3. Методологические проблемы юридической психологии 24
Раздел второй ЛИЧНОСТЬ В СФЕРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1. Понятие личности в психологической и правовой науке. 34
§ 2. Структура и содержание личности 44
Глава 3. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
§ 1. Методы изучения личности в профессиональной деятельности юриста 58
§ 2. Краткое введение в область психологической диагностики 61
§ 3. Классификация психологических методов (тестов) исследования личности 64
Глава 4. ПСИХИЧЕСКИЕ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ) ПРОЦЕССЫ, УЧЕТ ИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ЮРИСТОМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1. Ощущения и восприятие. Их роль и значение в профессиональной деятельности юриста.90
§ 2. Память. Учет юристом закономерностей памяти участников процесса ПО
§ 3. Мышление и воображение. Их роль в деятельности юриста 119
§ 4. Внимание в профессиональной деятельности юриста 129
Глава 5. ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА, ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ, ИХ ПСИХОЛОГО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА
§ 1. Общее представление об эмоциях, чувствах, психических состояниях 134
§ 2. Состояния эмоциональной напряженности, их роль и значение в уголовном и гражданском процессах 138
§ 3. Способы преодоления отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности юриста 174
Глава 6. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАНИЙ О НИХ ЮРИСТОМ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1. Темперамент, его влияние на поведение субъектов правоприменительной деятельности 180
§ 2. Характер, его свойства и черты 191
§ 3. Направленность, мотивационная сфера в структуре личности субъектов уголовного и гражданского процессов. 214
Глава 7. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В УГОЛОВНОМ И ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССАХ
§ 1. Предмет судебно-психологической экспертизы, основания и поводы ее назначения 225
§ 2. Методологические основы судебно-психологической экспертизы, ее компетенция. Основные вопросы, решаемые экспертом-психологом 231
§ 3. Подготовка, назначение, использование судебно-психологической экспертизы следователем (судом) 241
Раздел третий КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Глава 8. ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ (ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ)
§ 1. Общая психологическая характеристика деятельности 248
§ 2. Психологический анализ преступного поведения при различных формах вины. . 254
Глава 9. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА
§ 1. Понятие, структура личности преступника 264
§ 2. Типология личности преступника 279
Глава 10. ПСИХОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ (ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОЙ ГРУППЫ)
§ 1. Понятие, психологическая характеристика группы 286
§ 2. Психолого-правовая оценка организованных преступных формирований (групп), их противоправной деятельности 290
Раздел четвертый ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА
Глава 11. ОБЩАЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЕГО ЛИЧНОСТИ
§ 1. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста 306
§ 2. Структурно-психологический анализ профессиональной деятельности юриста. 311
§ 3. Психологическая структура, профессионально значимые качества (психограмма) личности юриста 315
§ 4. Оценка способностей к юридической деятельности по психологическим качествам личности 324
Глава 12. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОДСТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА 344
§ 1. Психология осмотра места происшествия 345
§ 2. Психология проведения обыска 358
§ 3. Психология предъявления для опознания 362
§ 4. Психологические особенности проведения следственного эксперимента (проверки показаний на месте) 368
Глава 13. ОБЩЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА (КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДСТРУКТУРА)
§ 1. Понятие, структура, виды профессионального общения юриста 373
§ 2. Общие социально-психологические закономерности профессионального общения 375
§ 3. Наиболее распространенные ситуации профессионального (непроцессуального) общения юриста 398
Глава 14. ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА
§ 1. Общие социально-психологические условия ведения допроса 407
§ 2. Психологические особенности допроса в бесконфликтной ситуации 412
§ 3. Психологические особенности допроса в конфликтной ситуации 416
§ 4. Психология допроса на очной ставке 428
§ 5. Психологические особенности допроса несовершеннолетних 432
Глава 15. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПОДСТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА
§ 1. Общая психологическая характеристика организационно-управленческой подструктуры в деятельности юриста 439
§ 2. Психологические особенности принятия решений юристом 446
Глава 16. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУДОПРОИЗВОДСТВА
§ I. Психолого-правовая характеристика познавательной подструктуры судебной деятельности 459
§ 2. Коммуникативная подструктура деятельности суда 462
§ 3. Психологические особенности принятия решений судьей 470
ПРИЛОЖЕНИЕ. Учебная программа по курсу «Юридическая психология», 476

Писатели во все времена стремились запечатлеть своего современника, донося через его образ свое время, свои идеи, свои идеалы. Так появился психологический роман.

1. Олдос Хаксли “Контрапункт”

Изысканный, злой и безупречно точный роман нравов, восходящий к творчеству даже не Уайльда, но – Теккерея. Роман, автор которого как хирургическим скальпелем препарирует быт и нравы английского высшего света эпохи “прекрасных двадцатых”. Роман, исполненный юмора и сарказма, однако поднимающийся порой до уровня высокой трагедии.
Перед вами – “поиски утраченного времени” по Олдосу Хаксли, времени всеобщего увлечения фрейдизмом и авангардизмом, времени неустанных духовных поисков, блестящих побед и горьких поражений…

2. Николас Борн “Фальшивка”

На войне как на войне… Нам ли не знать. Так происходит сейчас. Так было тридцать лет назад: Ближний Восток, разрывы бомб, журналист, пытающийся понять суть происходящего кошмара. Хотя только ли кошмара? Ведь за углом этого ада есть мирный квартал, есть женщина, которую можно любить под вой пролетающих снарядов… Что в этой войне и в этой любви правда, а что – фальшь? Каким “информационным мифотворчеством” занимается Георг Лашен, отправляя свои репортажи в одну из немецких газет? “Мысль изреченная есть ложь”? А чувства… А сама жизнь… Неужели и они – фальшивка?

3. Михаил Лермонтов “Герой нашего времени”

Роман “Герой нашего времени” – одна из вершин русской прозы первой половины XIX в. Воспринятый современниками М.Ю.Лермонтова как “странный”, роман побуждает все новые и новые поколения читателей искать решения его загадкам.

4. Джон Фаулз “Волхв”

“Волхв” Джона Фаулза – психологическая драма, мистический детектив с элементами эротики, парадоксальный роман, интеллектуальная загадка…
На греческом островке проводятся психологические опыты, связанные со страхами и эмоциями людей и превращающие их жизнь в пытку. Игра начинается.

5. Харуки Мураками “Кафка на пляже”

Я заметил, что на груди белой майки налипло что-то черное, по форме – вроде большой бабочки с раскрытыми крыльями… В мерцающем свете люминесцентной лампы стало понятно: это темно-красное кровавое пятно. Кровь свежая, еще не засохла. Довольно много. Я наклонил голову и понюхал пятно. Никакого запаха. Брызги крови – совсем немного – оказались и на темно-синей рубашке, где она была не так заметна. А на белой майке – такая яркая, свежая…Кошмарное странствие по лабиринтам души – в новом романе Харуки Мураками “Кафка на пляже”.

6. Иэн Бэнкс “Мост”

В романе известного шотландского писателя Иэна Бэнкса «Мост» (The Bridge) тесно переплетены три пласта повествования. Это история человека, потерявшего память, которому не может помочь психоаналитик; рассказ о варваре, колдуне и сказочной стране; описание бурной личной жизни инженера-энергетика из Эдинбурга. До конца неизвестно, что их объединяет, кроме Моста, в пролетах которого живут все эти люди. Непонятно и кто из них, на самом деле, спит.

7. Юрий Трифонов “Дом на набережной”

“Дом на набережной” – одно из самых острых и злободневных произведений XX века. В повести дан глубочайший анализ природы страха, деградации людей под гнетом тоталитарной системы.
Неподдельный интерес к человеку, стремление показать его в самые драматические события его жизни и поворотные моменты истории ставят повесть Юрия Трифонова в ряд лучших произведений мировой литературы.

8. Майкл Каннингем “Избранные дни”

Роман «Избранные дни» – повествование удивительной силы. Оригинальный и смелый писатель, Каннингем соединяет в книге три разножанровые части: мистическую историю из эпохи промышленной революции, триллер о современном терроризме и новеллу о постапокалиптическом будущем, которые связаны местом действия (Нью-Йорк), неизменной группой персонажей (мужчина, женщина, мальчик) и пророческой фигурой американского поэта Уолта Уитмена.

9. Уильям Голдинг “Шпиль”

Роман “Шпиль” Уильяма Голдинга является, по мнению многих критиков, кульминацией его творчества как с точки зрения идейного содержания, так и художественного творчества. В этом романе, действие которого происходит в английском городе XIV века, реальность и миф переплетаются еще сильнее, чем в “Повелителе мух”. В “Шпиле” Голдинг, лауреат Нобелевской премии, еще при жизни признанный классиком английской литературы, вновь обращается к сущности человеческой природы и проблеме зла.

10. Федор Достоевский “Преступление и наказание”

«Преступление и наказание» - гениальный роман, главные темы которого: преступление и наказание, жертвенность и любовь, свобода и гордость человека - обрамлены почти детективным сюжетом.
Многократно экранизированный и не раз поставленный на сцене, он и по сей день читается на одном дыхании.

- Романов В.В. - 1998.

Автор учебника В.В. Романов - доктор психологических наук, кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации. Учебник подготовлен в соответствии с типовой учебной программой по юридической психологии, содержит рекомендации психологического характера. Материал изложен с учетом нового (на 1 января 1998 г.) законодательства. Прилагаются учебная программа и тематический план по курсу юридической психологии.
Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, а также для работников правоохранительных органов (следователей, прокуроров, судей), адвокатов.

Раздел второй ЛИЧНОСТЬ В СФЕРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1. Понятие личности в психологической и правовой науке. 34
§ 2. Структура и содержание личности 44
Глава 3. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
§ 1. Методы изучения личности в профессиональной деятельности юриста 58
§ 2. Краткое введение в область психологической диагностики 61
§ 3. Классификация психологических методов (тестов) исследования личности 64
Глава 4. ПСИХИЧЕСКИЕ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ) ПРОЦЕССЫ, УЧЕТ ИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ЮРИСТОМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1. Ощущения и восприятие. Их роль и значение в профессиональной деятельности юриста.90
§ 2. Память. Учет юристом закономерностей памяти участников процесса ПО
§ 3. Мышление и воображение. Их роль в деятельности юриста 119
§ 4. Внимание в профессиональной деятельности юриста 129
Глава 5. ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА, ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ, ИХ ПСИХОЛОГО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА
§ 1. Общее представление об эмоциях, чувствах, психических состояниях 134
§ 2. Состояния эмоциональной напряженности, их роль и значение в уголовном и гражданском процессах 138
§ 3. Способы преодоления отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности юриста 174
Глава 6. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАНИЙ О НИХ ЮРИСТОМ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1. Темперамент, его влияние на поведение субъектов правоприменительной деятельности 180
§ 2. Характер, его свойства и черты 191
§ 3. Направленность, мотивационная сфера в структуре личности субъектов уголовного и гражданского процессов. 214
Глава 7. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В УГОЛОВНОМ И ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССАХ
§ 1. Предмет судебно-психологической экспертизы, основания и поводы ее назначения 225
§ 2. Методологические основы судебно-психологической экспертизы, ее компетенция. Основные вопросы, решаемые экспертом-психологом 231
§ 3. Подготовка, назначение, использование судебно-психологической экспертизы следователем (судом) 241

Раздел третий КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Глава 8. ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ (ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ)
§ 1. Общая психологическая характеристика деятельности 248
§ 2. Психологический анализ преступного поведения при различных формах вины. . 254
Глава 9. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА
§ 1. Понятие, структура личности преступника 264
§ 2. Типология личности преступника 279
Глава 10. ПСИХОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ (ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОЙ ГРУППЫ)
§ 1. Понятие, психологическая характеристика группы 286
§ 2. Психолого-правовая оценка организованных преступных формирований (групп), их противоправной деятельности 290

Раздел четвертый ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА
Глава 11. ОБЩАЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЕГО ЛИЧНОСТИ
§ 1. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста 306
§ 2. Структурно-психологический анализ профессиональной деятельности юриста. 311
§ 3. Психологическая структура, профессионально значимые качества (психограмма) личности юриста 315
§ 4. Оценка способностей к юридической деятельности по психологическим качествам личности 324
Глава 12. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОДСТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА 344
§ 1. Психология осмотра места происшествия 345
§ 2. Психология проведения обыска 358
§ 3. Психология предъявления для опознания 362
§ 4. Психологические особенности проведения следственного эксперимента (проверки показаний на месте) 368
Глава 13. ОБЩЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА (КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДСТРУКТУРА)
§ 1. Понятие, структура, виды профессионального общения юриста 373
§ 2. Общие социально-психологические закономерности профессионального общения 375
§ 3. Наиболее распространенные ситуации профессионального (непроцессуального) общения юриста 398
Глава 14. ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА
§ 1. Общие социально-психологические условия ведения допроса 407
§ 2. Психологические особенности допроса в бесконфликтной ситуации 412
§ 3. Психологические особенности допроса в конфликтной ситуации 416
§ 4. Психология допроса на очной ставке 428
§ 5. Психологические особенности допроса несовершеннолетних 432
Глава 15. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПОДСТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА
§ 1. Общая психологическая характеристика организационно-управленческой подструктуры в деятельности юриста 439
§ 2. Психологические особенности принятия решений юристом 446
Глава 16. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУДОПРОИЗВОДСТВА
§ I. Психолого-правовая характеристика познавательной подструктуры судебной деятельности 459
§ 2. Коммуникативная подструктура деятельности суда 462
§ 3. Психологические особенности принятия решений судьей 470
ПРИЛОЖЕНИЕ. Учебная программа по курсу «Юридическая психология», 476


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Юридическая психология - Романов В.В. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.